Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Профессионально-педагогическая направленность специальной подготовки учителя математики в педагогическом институте

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблема совершенствования математической подготовки будущих учителей и, в частности, профессионально-педагогической направленности математических курсов педвуза в последние годы рассматривается в печати довольно часто. Здесь можно указать работы З.Г. БорчуговоЙ, Н. Я. Виленкина, Е. С. Канина, А. С. Мищенко, В.И.Лев^ина, Н. Г. Ованесова, Г. Е. Перевалова, Г. И. Саранцева, М. В. Потоцкого, Л. М… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I.
  • Современное состояние процесса формирования основ профессионального мастерства учителя математики у студентов педвузов
    • 1. 0. трактовке понятия «основы профессионального мастерства учителя математики»
    • 2. Исследование качества профессиональной подготовки выпускников педвузов
    • 3. Исследование уровня владения школьным курсом математики студентами педвузов
    • 4. Основные недостатки математической подготовки выпускников педвузов и причины их появления
  • Глава II.
  • Теоретические основы профессионально-педагогической направленности специальной подготовки учителя математики в пединституте
    • I. Проблема профессионализации подготовки учителя в трудах педагогов, психологов и математиков
    • 2. Концепция профессионально-педагогической направленности обучения математике будущих учителей
  • Выводы
  • Глава III.
  • Методическая система обучения математике будущих учителей с профессионально-педагогической точки зрения
    • I. Профессионально-педагогический подход к структурированию целей обучения математике студентов педвузов
    • 2. Профессионально-педагогический подход к методам обучения математике студентов педвузов
    • 3. Критерии профессионально-педагогического подхода к составлению программ математических курсов педвуза
    • 4. Организация процесса обучения математике с профессионально-педагогической точки зрения
  • Выводы
  • Глава 1. У
  • Пути осуществления профессионально-педагогической направленности обучения в фундаментальных математических курсах педвуза на примере курса «Математический анализ"/
    • I. Профессионально-педагогический подход к составлению программы курса „Математический анализ“
    • 2. Профессионально-педагогический подход к методике изучения основных понятий математического анализа
  • Выводы
  • Глава V.
  • Пути осуществления профессионально-педагогической направленности обучения на практических занятиях по математическим дисциплинам
    • I. Профессионально-педагогическая направленность системы упражнений по фундаментальным математическим курсам педвуза
    • 2. Профессионально-педагогическая направленность курса
  • Практикум по решению математических задач»
  • Выводы

Профессионально-педагогическая направленность специальной подготовки учителя математики в педагогическом институте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проводимая в нашей стране в настоящее время реформа народного образования направлена на выполнение социального заказа общества советской школе — улучшить коммунистическое воспитание учащихся" повысить качество обучения. Одобренные Апрельским 1984 г. Пленумом ЦК КПСС и Верховным Советом СССР «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школьги последующие Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР о народном образовании убедительно свидетельствуют о том, что совершенствование народного образования — один из ключевых вопросов политики Коммунистической партии и Советского государства. Реформа школынеотъемлемая часть совершенствования нашего общества, его дальнейшего продвижения по пути к коммунизму.

В Программе КПСС подчеркивается, что партия «будет продолжать совершенствовать систему народного образования с учетом потребностей ускорения социально-экономического развития, перспектив коммунистического строительства, требований, выдвигаемых прогрессом науки и техники» (il, с.166J .

Осуществление реформы народного образования ставит большие и серьезные задачи перед министерствами и ведомствами, перед учебными заведениями, перед учеными. Но, разумеется, центральная фигура осуществления реформы — учитель. Не случайно поэтому так много внимания в партийных документах, посвященных реформе народного образования, уделяется учителю, улучшению условий его труда и быта, повышению престижа учительской профессии.

Внимание к работе учителя, к его подготовке, к его запросам — характерная черта политики Советского государства с первых дней его существования. «Народный учитель, — писал В. И. Ленин, должен у нас быть поставлен на такую высоту, на которой он никогда не стоял и не стоит и не может стоять в буряуазном обществе. Это — истина, не требующая доказательств. К этому положению мы должны идти систематической, неуклонной, настойчивой, работой и над его духовным подъемом, и над его всесторонней подготовкой к его действительно высокому званию.» (9, c.365−366j. Партия всегда руководствовалась и руководствуется этим заветом. На Июньском 1983 г. Пленуме ЦК КПСС, где была дана высокая оценка деятельности советского учителя, которому принадлежит решающая роль в формировании у подрастающего поколения активной жизненной позиции строителя коммунизма с присущими ему идеологией, моралью, поведением, культурой труда, отмечалось: «Нам надо всемерно поднимать, оберегать престиж учителя, постоянно заботиться об улучшении условий его труда и быта, идейной и профессиональной подготовки (l2, с. ЗЗ) .

У В материалах, посвященных реформе школы, подчеркивается, что ее осуществление «потребует особого внимания к совершенствованию форе и методов преподавания, ориентирующих на развитие познавательной активности, творческого мышления учащихся, выработку у них умения практически использовать полученные внания» .

194, с. ЗЗ).сли реформа 1966 года касалась в первую очередь содержания образования, ее основной задачей было приведение содержания образования в соответствие с требованиями развития науки, техники и культуры (l3j, то ведущая идея нынешней реформы — организационно-методическое совершенствование учебного процесса в школе. Это выдвигает новые, повышенные требования к учителям, к их непосредственной практической работе и к их профессиональной подготовке в период обучения в высших педагогических учебных заведениях.

Вопросам повышения качества подготовки специалистов с высшим образованием партия и правительство постоянно уделяют большое внимание. В Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов» подчеркивается, что главное внимание высшей школы должно быть сосредоточено на всестороннем у. цучшении качества профессиональной подготовки и вдейно-политичесного воспитания специалистов, укрепления связи с производством, практикой коммунистического строительства (1б). На ХХУП съезде КПСС поставлена задача перестройки высшего и среднего специального образования. «В последние годы, — говорил на съезде М. С. Горбачев, -рост выпуска специалистов не сопровождался должным повышением качества их подготовки» — он подчеркнул, что «предстоит перестроить структуру высшего и среднего специального образования, обеспечить подготовку специалистов на современном уровне, обладающих основательными теоретическими знаниями и практическими навыками» (II, с.49). В принятой съездом новой редакции Программы КПСС перед системой среднего специального и высшего образования ставится задача чутко и своевременно реагировать на запросы производства, науки и культуры, обеспечивать потребности народного хозяйства в специалистах, обладающих высокой профессиональной подготовкой (II, с.167} .

Эффективность и качество работы педагогических институтов определяются превде всего тем, насколько реальный выпускник соответствует идеальной модели педагога-мастера, в какой степени владеет он профессиональным мастерством. Вопросам, связанным с формированием оонов профессионального мастерства учителя-предметника в процессе его обучения в пединституте и с профессионально-педагогической направленностью всей его подготовки, уделяется много внимания в трудах советских педагогов и психологов. ь работах С. И. Архангельского, М. И. Дьяченко и Л.А.^андыбовича, Д. М. Забродина, С. И. Зиновьева, Т. А. Ильиной, И. И. Кобыляцкого, Н. В. Цузьминой, Р. А. Низамова, Н. Д. Никандрова, Л. М. Данчешниновой, В. К. Розова, В. А. Сластенина, А. И. Щербакова и др. проблема совершенствования профессиональной подготовки специалиста в вузе и, в частности, будущего учителя исследована в общепедагогическом плане на теоретическом уровне. Теперь все более актуальной становится проблема профессиональной направленности обучения студентов конкретным специальным дисциплинам.

Для математических дисциплин особую остроту указанной проблеме придают, с одной стороны, ведущее положение математики как среди фундаментальных, тан и среди прикладных наук, что находит свое яркое проявление в современной интенсивной математизации многих наук, и, с другой стороны, специфическая трудоемкость математики как учебного предмета. Кроме того, следует учесть особую весомость и, значимость курса математики в качестве предмета будущего преподавания студента педвуза среди других школьных дисциплин.

Проблема совершенствования математической подготовки будущих учителей и, в частности, профессионально-педагогической направленности математических курсов педвуза в последние годы рассматривается в печати довольно часто. Здесь можно указать работы З.Г. БорчуговоЙ, Н. Я. Виленкина, Е. С. Канина, А. С. Мищенко, В.И.Лев^ина, Н. Г. Ованесова, Г. Е. Перевалова, Г. И. Саранцева, М. В. Потоцкого, Л. М. Фрвдмана, Р. С. Черкасова, Н. ИАиля, Б. П. Эрцниева и др. Появились и диссертационные исследования, посвященные математической подготовке будущих учителей. Так, в кандидатской диссертации П.Л.Ка-сярума (279) проблема совершенствования подготовки учителя математики рассматривается в историческом плане: учтен опыт дореволюционных педагогических учебных заведений в России, опыт работы педвузов Украины, рассмотрен и зарубежный опыт подготовки учителя математики. В диссертации Л. О. Лепманн (283) проанализирован опыт лодготовки учителей математики в эстонских вузах. В диссертации П. И. Кибалко (280) предложены конкретные методические рекомендации по профессиональной направленности преподавания математического анализа в рамках действующей программы.

Следует, однако, отметить, что профессиональная направленность математической подготовки будущего учителя в большинстве случаев понимается узко, ее отождествляют с обстоятельным освещением в вузовском преподавании основ школьного курса. Наблюдается существенный разрыв мевду психолого-педагогической разработкой проблемы профессионализации обучения и методико-математической ее разработкой.

При современном состоянии масштабов и темпов коммунистического строительства, развития науки и техники, повышения общего культурного уровня населения и в условиях реформы общеобразовательной и профессиональной школы характер труда учителя и особенно учителя математики значительно усложняется и существенно повышаются требования к его профессиональной подготовке,ежду тем в настоящее время математическая подготовка будущих учителей обладает рядом существенных недостатков (они выделены в I главе настоящей работы^) и это позволяет сделать вывод, что необходимый для решения задач нынешнего этапа развития советской школы уровень основ профессионального мастерства учителя математики за период обучения в пединституте не отрабатывается.

Таким образом, выделены три мотива, характеризующие актуальность темы настоящего исследования:

1/ ее соответствие основной задаче, стоящей., перед высшими педагогическими учебными заведениями в период осуществления реформы общеобразовательной и профессиональной школы — необходимости фораирования основ профессионального мастерства учителя вообще и учителя математики в частности в процессе его обучения в институте 4.

2/ отсутствие достаточно глубоких и полных разработок темы в литературе на методико-математическом уровне, реализующих системный подход к раскрытию темы и основанных на ее общепедагогической разработке и совокупном опыте ;

3/ нынешний уровень математической и методической подготовки студентов педвузов не соответствует задачам сегодняшнего дня и тем более стратегическим задачам, а потому необходимо отыскание возможностей скорейшего повышения указанного уровня.

Между потребностями практики (подготовка высококвалифицированных учителей математики) и их теоретическим осмыслением имеется несоответствие. Анализ этой проблемной ситуации и поиски выхода из нее составляют содержание настоящей работы. Она является составной частью комплексной исследовательской программы АПН СССР «Учитель советской школы» (бб) .

Подготовку учителей математики осуществляют как пединституты, так и университеты. Университетская подготовка имеет свою специфику, особенности, цели, а потому требует специального изучения. Наиболее массовой формой подготовки учителей математики является их подготовка через систему пединститутов, где формирование основ профессионального мастерства будущего учителя осуществляется по четырем направлениям: идеологическое, психологопедагогическое, методическое и специальное. Они взаимосвязаны, их единство и целостность — необходимое условие профессионально-педагогической направленности обучения и воспитания студентов. Первые два направления до некоторой степени унифицированы в практике подготовки учителя любой специальности, а потому разрабатываются на общепедагогическом уровне. D настоящем исследовании рассматривается четвертое направление, т. е. изучаются возможности специальных дисциплин в деле формирования основ профессионального мастерства учителя математики — разработка третьего направления (методического) — отдельная научная проблема, требующая специальных исследований. Таким образом, объектом данного исследования является математическая подготовка будущих учителей в педагогических институтах.

Цель исследования — отыскание возможностей осуществления профессионально-педагогической направленности обучения специальным дисциплинам студентов педвузов и разработка на основе выявленных возможностей конкретных практических рекомендаций по совершенствованию математической подготовки учителя. Эта цель определила предмет исследования, каковым является профессионально-педагогическая направленность обучения математике студентов педвузов.

Приступая к исследованию, автор исходил из следующих предположений (гипотез) :

V учитывая еевбенности математики как науки и как учебного предмета и опираясь на психолого-педагогические исследования по проблемам профессионализации личности и профессионализации обучения, возможно построение теории профессионально-педагогической направленности обучения математике будущих учителей ;

2/ основной причиной недостаточности уровня математической и методической подготовки выпускника педвуза является либо непонимание преподавателями института важности осуществления профессионально-педагогической направленности обучения, либо неумение делать это ;

3/ концепция профессионально-педагогической направленности обучения может служить адекватной основой для построения методической системы обучения математике будущих учителей.

Общая проблема исследования — разработка основных педагогических положений, определяющих профессионально-педагогическую направленность обунеаия, и исследование их взаимосвязей с методической системой обучения математике будущих учителей. Б соответствии с общей проблемой исследования были определены его частные задачи. Они разделены на три группы.

К первой группе относятся задачи, связанные с теоретической разработкой концепции профессионально-педагогической направленности обучения математике будущих учителей (концепция ППНО) :

1. Разработать понятийно-методологический аппарат ППНО.

2. Сформулировать и обосновать педагогические положения, составляющие содержание ППНО.

3. Выявить объективные условия реализации ППНО в математических курсах педвуза.

Решению этих задач посвящены I и П главы диссертации.

Ко второй группе относятся задачи, связанные с построением методической системы обучения математике будущих учителей на профессионально-педагогической основе:

I. Структурировать цели математической подготовки студентов педву зов.

2. Разработать профессионально-педагогические критерии отбора содержания математических курсов педвуза.

3. выявить наиболее значимые с профессионально-педагогической точки зрения методы обучения математике будущих учителей и срздать методическую модель математического курса педвуза.

4. Раскрыть возможности усиления профессионально-педагогической направленности различных форм обучения математике студентов педвузов.

Решению этих задач посвящена Ш глава диссертации.

К третьей группе относятся задачи, связанные с реализацией теоретических положений исследования в конкретных математических курсах педвуза:

I.^следовать пути осуществления ППНО в фундаментальных курсах педвуза (на примере курса «Математический анализ») .

2. Исследовать пути осуществления ППНО в специфическом именно для пединститута практическом курсе — курсе «Практикум по решению математических задач» .

Решению этих задач посвящены 1У и У главы диссертации.

Методологической основой диссертационного исследования явились труды классиков марксизма-ленинизма, постановления и директивные документы ЦК КПСС и Совета Министров СССР в области народного образования, труды ведущих советских педагогов, психологов, математиков и методистов, относящиеся к проблеме исследования. Автор опирался на марксистско-ленинское учение о диалектической единстве теории и практики, о роли человеческой деятельности в развитии материальных и духовных богатств общества, о целенаправленном преобразующем характере деятельности человека. Выполняя исследование, автор руководствовался методологией системного подхода. Психолого-педагогическую основу исследования составили концепция воспитывающего и развивающего обучения и концепция обучения деятельности. При организации и плакировании работы автор руководствовался программой комплексного исследования проблемы «Профессиональная направленность учебно-воспитательного процесса педагогического института», принятой Министерством просвещения РСФСР в 1978 г.(£20).

Были использованы следующие методы исследования: анализ пси-холого-педагогической, математической и методической литературы, школьных и вузовских программ, учебников и учебных пособий — анкетирование учителей математики — интервьюирование школьников, студентов, учителей, преподавателей вузов — метод экспертных оценок — массовые проверки уровня математической подготовки студентов педвузов — изучение и обобщение педагогического опыта — поисковые и констатирующие эксперименты по проверке отдельных методических положений работы. Содержание применяемых методов исследования, конкретные задачи, решаемые с помощью кавдого из них, а также экспершлентальные материалы описаны в соответствующих параграфах диссертации.

Логика исследования и изложения его результатов привели к необходимости,.

I.Проанализировать современное состояние математической подготовки студентов педвузов, вскрыть основные ее недостатки и причины их появления.

Z. выполнить теоретическую разработку концепции профессионально-педагогической направленности обучения математике будущих учителей.

3. На основе разработанной концепции ППНО построить модель методической системы обучения математике студентов педвузов.

4. Показать пути реализации построенной модели в одном из фундаментальных математических курсов педвуза.

5. Сказать пути реализации концепции ДПНО на практических занятиях по математическим дисциплинам.

Это определило структуру диссертации: она состоит из введения, пяти глав, заключения, библиографии и приложений.

ВЫВОДЫ.

Упражнениям и задачам в математических дисциплинах учебного плана пединститута должно быть отведено значительное место, причем они должны быть отобраны таким образом, чтобы, с одной стороны, обеспечить успешное изучение дисциплин учебного плана пединститута и, с другой стороны, обеспечить успешную работу будущих учителей с материалом школьного курса математики. Опираясь на принципы ППНО, мы сформулировали требования к системе упражнений в математическом курое педвуза. Они обоснованы в § I, там же показана их реализация в курсе МА на примере двух форм обученияна практических занятиях и в контрольных работах.

Эффективность обучения математике во многом зависит от состояния методики обучения решению задач. В этом плане особое значение имеет специфический педвузовский курс «Практикум по решению математических задач» (ПРЗ), в котором одинаково существенны два аспекта: поиск решения задачи и разработка методики руководства этим поиском при решении задачи школьниками. Центральной является проблема программы курса ПРЗ. Выявлены три направления, по которым целесообразно осуществлять отбор материала в программу курса и в § 2 на конкретных примерах показано, как реализуются эти направления дри составлении программы ПРЗ. Показана недостаточность профессионально-педагогической направленности нынедействующей программы курса ПРЗ и предложен проект новой программы этого курса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

I. Приступая к настоящему исследованию, мы ставили перед собой следующую цель — отыскать возможности осуществления профеосио-нально-педагогической направленности обучения математике будущих учителей и разработать на основе выявленных возможностей конкретные практические рекомендации по совершенствованию предметной подготовки будущего учителя с тем, чтобы эта подготовка вносила оптимальный вклад в дело формирования основ профессионального мастерства у выпускаемого специалиста. При этом прежде всего нужно было разработать понятийный, а л трат.

Профессиональное мастерство учителя определено в настоящем исследовании как комплекс качеств личности, педагогических, методических и специальных знаний, умений и навыков, необходимых для успешного развития, обучения и воспитания школьников в урочное и в неурочное время в школе и за ее пределами и способность умелого использования указанньк знаний, умений и навыков адекватно целям и задачам обучения и воспитания в тот или иной конкретный период развития личности обучаемого.

Основы профессионального мастерства учителя математики определены как синтез необходимого для успешной работы в школе уровня математических знаний, умений и навыков, математической культуры, ясного понимания целей и задач обучения математике в школе, идейной убежденности, гибкого и оперативного владения методикой преподавания математики я способности эффективно осуществлять успешное обучение школьников математике и их воспитание в процессе обучения.

Профессионально-педагогическая направленность обучения определена как необходимость целенаправленного и непрерывного формиро.

— 267 вания у студентов основ профессионального мастерства, базирующих-^ ся на активных и глубоких знаниях школьного курса математики, его научных основ и методического обеспечения, приобретаемых на благоприятном эмоциональном фоне положительного отношения к профессии учителя и к математике как к научной дисциплине и как к учебному предмету.

2. Проанализировав состояние математической подготовки студентов и выпускников педвузов, мы пришли к выводу, что в настоящее время она обладает рядом существенных недостатков.

За период обучения в пединституте не отрабатывается (в комплексе) необходимый для решения задач нынешнего этапа развития советской школы уровень основ профессионального мастерства учителя математики. Это проявляется црежде всего в недостаточной развитости таких компонентов готовности выпускника педвуза к предстоящей деятельности, как мотивационный (интерес к профессии учителя и к математике как к науке и как к объекту будущего преподавания), ориентационный (знания о предстоящей деятельвости как в предметном, так и в педагогическом плане), операциональный (владение способами деятельности). Необходимый уровень основ профессионального мастерства учителя математики не отрабатывается в педвузе по ряду причин (они выделены в работе), все эти причины в конечном счете замыкаются на одной: недостаточной профессионально-педагогической направленности обучения математике будущих учителей.

3. Вскрыв недостатки математической подготовки студентов педвузов и причины этих недостатков, учитывая особенности математики как науки и как учебного предмета и исходя из психолого-педагогической разработки проблемы профессионализации обучения в вузе и методологии системного подхода, мы сделали вывод о том, что основой совершенствования методической системы обучения математике бу.

— 268 дущих учителей долкна быть ПШО. Обоснованы и сформулированы 4 принципа ПШО, которые следует рассматривать как итог теоретического обобщения конкретного педагогического и методико-математи-ческого материала. Принцип фундаментальности выражает необходимость солидной, но не оторванной от нужд приобретаемой профессии математической подготовки учителя математики. Принцип бинарности выражает необходимость объединения в каждом математическом курсе педвуза научной и методической линий. Принцип ведуирй идеи выражает необходимость выдвижения на первый план идеи связи конкретного математического курса педвуза с соответствующим школьным предметом. Цринцил непрерывности выражает необходимость выявления и оптимального использования всех возможностей активного влияния каждого математического предмета педвуза на то, чтобы студент с первого и до последнего дня своего пребывания в стенах института непрерывно приобщался к буду ар й педагогической деятельности.

Исследовано влияние цринципов ПШО на методическую систему обучения математике будущих учител&й (цели, содержание, методы, формы и средства обучения) и сделан вывод, что предложенная система принципов полна в тем смысле, что каждый компонент методической системы (кроме лидирующего, определяющего компонентацелей обучено) имеет под собой в качестве доминирующей основы один из четырех принципов: принцип бинарности является доминирующим при выборе методов обучения, принципы фундаментальности и ведущей идеи — при выборе содержания обучения, принцип непрерывности — при выборе форм и средств обучения.

4. Концептуальноегь обучения, выражаемая в его профессионально-педагогической направленности, имеет большое методологическое значение, поскольку позволяет преподавателю последовательно реализовать в учебном процессе, а студенту глубже осознать единство.

— 269 и целеустремленность в изучении всех математических курсов. Реализация в математических курсах педвуза принципов ПШО предъявляет повышенные требования к преподавателю педвуза как к высококвалифицированному специалисту не только в области своей науки и методики ее преподавания, но и психологии и педагогикион должен личным примером способствовать повышению престижа профессии педагога в глазах студентов. Возникает необходимость психологической перестройки преподавателей педвузов, ориентирующей их на полноценное и качественное осуществление в процессе обучения студентов концепции ПШО. Нуждается в изменении и психология профессионального отношения специальных кафедр к методической подготовке учителей математики и к педагогическому воспитанию студентов средствами преподаваемых дисциплин.

5. Изучив и проанализировав принципы ПШО с магемагико-мето-дической точки зрения, мы пришли к выводу о необходимости следующих условий, способствующих осуществлению принципов ППНО в. математических курсах педвуза: обеспечение необходимой мотивации вводимых понятий и теоремвсестороннее изложениепропедевтическая линияварьирование уровней строгостицелесообразный подход к де-финиционному формализмуобучение составлению и применению алгоритмовравнозначное обучение трем этапам математического моделированияпрямое и косвенное обучение студентов принципам дидактики средствами преподаваемого математического курсареализация принципов политехнизма и историзмаиспользование школьных учебных пособийосуществление межпредметных связей и обучение студентов реализации МЕЕ в их последующей педагогической работе.

Указанные условия в значительной степени определяют методику преподавания математики в педвузе, их объединение представляет собой методическую модель математического курса педвуза — ее конкретная реализация сделана в настоящем исследовании на примере курса математического анализа.

6. Опираясь на принципы ПШО, мы разработали критерии составления программ основных математических курсов педвуза: «критерий соответствия целям — он выражает условие соответствия учебного предмета целям математической подготовки будущего учителякритерий дидактической изоморфности — он означает, что основные структурные элементы и смысловые единицы соответствующей области математики переходят в учебный предмет с переосмыслением в дидактическом планекритерий минимизации — он выражает необходимость тщательного отбора минимума информации.

Руководствуясь этими критериями и осуществив в ходе исследования профессионально-педагогический анализ содержания курса МА, мы разработали проект программы этого курса и проект программы по МА для госэкзамена по математике.

7. Опираясь на принципы бинарности и непрерывности, мы пришли к выводу, что основное профессионально-ледагогичеокое назначение практических занятий по математике в педвузе состоит в том, чтобы будущий учитель, понимая роль и место задач при обучении математике, научился решать задачи сам и учился обучать этому других. Мы выделили в качестве основных следующие функции задач в обучении математике будущих учителей: обучающая, развивающая, воспитывающая, контролирующая и методическая, причем особое внимание^/ уделили специфической для пединститута методичеокой функции. Сформулированы профессионально-педаголтческие требования к системе упражнений в математических курсах педвуза, заключающиеся, в частности, в том, что система упражнений должна давать целостное представление обо всех пяти функциях задач и методическая функция должна быть в числе ведущих в большинстве задач, включенных в си.

— 271 стему упражнений для данного практического занятия.

Эффективность обучения математике во многом зависит от состояния методики обучения решению задач. В этом плане особое значение имеет «Практикум по решению математических задач», в котором одинаково существенны два аспекта: поиск решения задачи и разработка методики руководства этим поиском при решении задачи школьниками^! Выявлены основные направления, по который целесообразно осуществлять отбор материала в программу курса ПРЗ и предложен проект программы этого курса.

Таким образом, в ходе исследования решены все поставленные задачи, цель исследования достигнута. Можно сделать вывод, что ео-ли подходить к методической системе обучения математике будущих учителей с профессионально-педагогических позиций, то это может служить адекватной базой для формирования основ профессионального мастерства учителя математики у студента пединститута в процессе его математической подготовки. ППНО — основа воспитывающего и развивающего обучения студента педвуза.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Произведения основоположников марксизма-ленинизма. Партийные документы, постановления.
  2. К. Математические рукописи. М.: Наука, 1968. — 639 с.
  3. Ф. Анти-Дюринг. М: Госполитиэдат, 1983. — 483 с.
  4. В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн. собр. соч., т. 18. — с. 7−384.
  5. В.И. Философские тетради. Полн. собр. соч., т. 29.
  6. В.И. Доклад о концессиях. Полн. собр. соч., т. 42. -с. 55−78.
  7. В.И. Еще раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках тт. Троцкого и Бухарина. Полн. собр. соч., Т. 42.с. 264−304.
  8. В.И. О значении воинствующего материализма. Полн. собр. соч., т. 45. — с. 23−33.
  9. В.И. Отношение к буржуазным партиям. Полн. собр. соч., т. 15. — с. 368−388.
  10. В.И. Странички из дневника. Полн. собр. соч., т. 45. — с. 363−368.
  11. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1982. — 223 с.
  12. Материалы ХХУП съезда КПСС. М.: Политиздат, 1986. -452 с.
  13. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14−15 июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983. — 222 с.
  14. Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР: 13−16.
  15. О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы. 10 ноября 1966 г.
  16. О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию моло- 273 деки и дальнейшей развитии общеобразовательной школы. -20 июня 1972 г.
  17. О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду. 22 декабря 1977 г.
  18. О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов. II июля 1979 г.
  19. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сборник документов и материалов. М.: Политиздат, 1984. — 112 о.
  20. Народный учитель. Коммунист, 1982, .& 13. — с. 3−12.1. П. Книги
  21. A.M., Вилевкив Н. Я., Дорофеев Г. В., Згоров А. А., Земляков А. Н., Мордкович А. Г. Избранные вопросы математики:10 кл. Факультативный курс. -М.: Просвещение, 1980. 191 с.
  22. И.Н., Вилевкин Н. Я., Ивашев-Мусатов О.С., Мордкович А. Г. Избранные вопросы математики: 9 кл. Факультативный курс. -М.:освещение, 1979. 191 с.
  23. С .И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.
  24. Банах Стефан. Дифференциальное и интегральное исчисление.- -М.: Физматгиз, 1958. 404 с.
  25. П.П. Избранные педагогические произведения. -М.: Изд-во АШ РСФСР, 1961. 695 с.
  26. К.А., Егорова И. А., Лащенов К. В. Курс математического анализа, т. I. -М.: Просвещение, 1972. 511 с.
  27. К.А., Егорова И. А., Лащенов К. В. Курс математического анализа, т. 2. -М.: Просвещение, 1972. 439 с.
  28. Я.С., Никольский С. М. Дифференциальвое и интегральное- 274 исчисление. -М.: Наука, 1984. 432 с.
  29. Н. Общая топология. -М.: ИЛ, 1958. 324 о.
  30. Н.Я., Ивашев-Мусатов О.С., Шварцбурд С. И. Алгебра и математический анализ для 9 класса: учеб. пособие для школи классов с углубл. изуч. курса математики. М.: Просвещение, 1983. — 319 с.
  31. Н.Я., Ивашев-Мусатов О.С., Шварцбурд С. И. Алгебра и математический адализ для 10 класса: учеб. пособие для школ и классов с углубл. изуч. курса математики. М.: Просвещение, 1984. — 272 с.
  32. Н.Я., Кувицкая Б. С., Мордкович А. Г. Математический авализ. Дифференциальное исчисление. -М.: Просвещение, 1978.- 160 с. В надзаг: Моск. гос. заочный дед. ин-т.
  33. Н.Я., Кувицкая Е. С., Мордкович А. Г. Математический авализ. Ивтегральное исчисление. -ВД.: Просвещение, 1979.- 175 с. В Еадзаг: Моск. гос. заочвый пед ив-т.
  34. Н.Я., Литвиневко В. Н., Мордкович А. Г. Элементарная математика. М.: Просвещение, 1970. — 222 с. — В надзаг: Моск. гос. заочвый пед. ив-т.
  35. Н.Я., Мордкович А. Г. Математический анализ. Введение в авализ" -М": Просвещение, 1983. 191 с. — В надзаг- Моск. гос. заочный пед. ин-т.
  36. Н.Я., Мордкович А. Г. Пределы, непрерывность: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1977. — 79 с.- 275
  37. Н.Э., Мордкович А. Г. Производная и интеграл: Пособие для учителей. М.: Просвещевие, 1976. — 96 с.
  38. Н.Я., Мордкович А. Г., Куницкая E.G. Математический анализ* Дифференциальное исчисление. 2-е, пврераб. издавие. -М.: Просвещевие, 1984. 175 с. — В вадзаг: Моск. гоо. заоч-вый дед. ив-т.
  39. Н.Я., Мордкович А. Г., Смышляев В. К. Алгебра и начала анализа, 9−10: Пробный учебник. М.: Просвещение, 198I* -383 о.
  40. Д.С. Избранные педагогические исследования. М.: Изд-во АШ РСФСР, 1956. — 519 с.
  41. Д. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. Исследования мышления в советской психологии. -М.: Наука, 1966. — с. 236−277.
  42. Ф.Н. Книга об учителе. -М.: Просвещение, 1965. -260 о.
  43. Ф.Н. 0 некоторых психологических качествах личности учителя. Воцросы психологии, 1975, ft I. — с. I00-III.
  44. В.А., Згерев В. К., Мордкович А. Г., Смолявский М. Д. П6-ообие по математике для поступающих в техникумы. М.: Высшая школа, 1977. — 334 с.
  45. В.А., Литвиненко В. Н., Мордкович А. Г. Практикум по решению математических задач. Геометрия. М.: Просвещение, 1985. — 222 о.
  46. В.А., Мордкович А. Г. Математика (пособие для поступающих в техникумы). М.: Высшая школа, 1984. — 351 с.
  47. Г., Либ И., Фишер В. Дифференциальное и интегральное исчиоление. -М.: Мир, 1971. 680 с.
  48. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной ди- 276^дактики (под ред. М. Н. Скаткина. -М.: Просвещение, 1982, -3X9 с.
  49. А. Избранные педагогические сочинения. -М.: Учпед гиз, 1956. 374 с.
  50. .И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. -272 с.
  51. Я.С. Беседы о преподавании математики. М.: Просвеще вие, 1965. — 236 с.
  52. . Основы современного анализа. -М.: Мир, 1964. -430 с.
  53. М.Й., Кандыбович Я. А. Психология выедай школы. -Минск: йзд-во БГУ, 1981. 383 с.
  54. В.П. Высшая школа общества, развитого социализма. М. Высшая школа, 1980. — 560 с.
  55. З.Ф. Особенности деятельности преподавателя выошей школы. Л.: ЛГУ, 1974. — 112 с.
  56. В.И., Гриценко Л. И. Основы дидактики высшей шко лы. Тюмень: ТГУ, 1978. — 91 с.
  57. С.И. Учебный процесс в советской высшей школе. М. Высшая школа, 1975. — 314 с.
  58. В.А. Математический анализ, ч. I. -М.: Наука, 1981. -544 с.
  59. Ивашев-Мусатов О. С. Начала математического анализа. М.: На ука, 1970. — 160 о.
  60. В.А., Позняк Э. Г. Основы математического анализа, ч. I М.- Наука, 1982. — 616 с.
  61. В.А., Садовничий В. А., Сендов Бл.Х. Математический ана лиз. М.: Наука, 1979. — 720 с.
  62. Г. Г. Теория и мастерство лекциоввого преподавания ввысшей школе. Ереван: изд-во ЕГУ, 1983. — 235 о.
  63. А.П., Рождественский Б. Я. Математический анализ. -М.: Наука, 1984. 448 с.
  64. Ф. Элементарная математика с точки зрения высшзй, т. I. Арифметика. Алгебра. Анализ. М-Л: ОЕГГИ, 1935. — 480 с.
  65. И.И. Основы педагогики высшей школы. Киев-Одесса: Вища шкода, 1978. — 287 с.
  66. А.Н. и др. Алгебра и начала анализа: учеб. пособие для 9 и 10 кл. ср. школы. М.: Просвещение, 1983. -335 о.
  67. Комплексная исследовательская прохрамма «Учитель советской школы»научные руководители академики АПН СССР А.А.Миродю-бов, А. В. Штровский, И. Ф. Протчевко. -М.: 1985. — 23 с.
  68. Ю.М. Задачи в обучении математике, ч. I. Математические задачи как средотво обучешя и развития учащихоя. -М.: Просвещение, 1977. НО о.
  69. Ю.М. и др. Методика преподавания математики в оредней школе. Общая методика, ~М.: Цросвещение, 1980. 368 с.
  70. Т.А., Лащевов К. В. Контрольные работы до введениюв аналиэ /под общей ред. А. Г. Мордковича. М.: МГЗШ, 1984. -48 о.
  71. Т.А., Лащевов К. В. Контрольвые работы по дифференциальному исчислению /под общей ред. А. Г. Мордковича, М.: МГЗШ, 1984. — 52 о.
  72. Д.П. Математический анализ, ч. I. -М.: Учпедгиз, 1963. 400 с.
  73. П.П. Математический авализ. ч. X. -М.: Просвещение, 1972. 448 с.
  74. Н.П. Математический авализ, ч. 2. -М.: Просвещение, 1974. 464 с.- 278
  75. А.А. Теоретическая механика и современная техника. -М.: Просвещение, 1975. 248, с.
  76. Краткая профессиограмма учителя математики средней общеобразовательной школы: Методические рекомендации/сост. З.Г.Бор-чугова, А. В. Колдунов, А. П. Шаблыкин. -Л.- ЛГШ, 1979. 34 о.
  77. С.Г., Ушакова В. П. Математический анализ элементарных функций. М.: Физматгиз, 1963. — 168 о.
  78. Крупская Н, К. Методические заметки. Педагогические сочинения в шести томах, т. 5. — М.: Педагогика, 1980. — с. 187−193.
  79. А.Н. Собрание трудов, т. I, ч. 2. М-Д.: изд-во АН СССР, 1951. — 323 с.
  80. Л.Д. Математический анализ, т, I, М.: Высшая шкода, 1970. — 588 с.
  81. Л.Д. Мысли о современной математике и ее изучении.- М.: Наука, 1977. 112 с.
  82. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности.- Л.: ЛГУ, 1970. 114 о.
  83. Н.В. Очерки психологии груда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Л.: ЛГУ, 1967, — 183 с.
  84. Р. Курс дифференциального и интегрального исчисления, т. I. -М.: Наука, 1967. 704 о.
  85. Р. Курс дифференциального и интегрального исчисления, г. Ш -М.: Наука, 1970. 671 с.
  86. Э. Основы анализа. М.: Гос. изд-во ин. л-ры, 1947.- 102 о.
  87. Э. Введение в дифференциальвое и интегральное исчисление. М.: Гос. изд-во ин. л-ры, 1948. — 458 с.- 379
  88. Лафарг Поль. Воспоминания о Марксе. Изд-во полит, л-ры, 1 1967. — 32 с.
  89. А.А., Пыжнова Н. В., Черезкова Л. Я. Начала анализа в наглядном изложении /под ред. Ю. С. Богданова. Мн.: Выш. школа, 1982. — 240 с.
  90. А.Н. Деятельность. Сознание, Личность. М.: Политиздат, 1977. — 301 с.
  91. В.Н., Мордкович А. Г. Исследование функций и построение графиков. М.: МГЗШ, 1975. — 88 о.
  92. В.Н., Мордкович А. Г. Практикум по решению задач школьвой математики, вып. I. Вводный практикум. -М.: Просвещение, 198I. 127 с. В вадзаг: Моск. гос. заочный пед. ин-т.
  93. В.Б., Мордкович А. Г. Црактикум по решению задач школьвой математики, вып. П. Алгебра. 2-е, перераб. издание. — М.: Просвещение, 1983. — 128 с. В вадзаг: Моск. гоо. заочный пед. ин-т.
  94. В.Н., Мордкович А. Г. Практикум по решевию задач школьной математики. Практикум по алгебре. М.: Просвещение, 1976. — 215 с. В вадзаг: Моск. гос. заочный лед. ив-т.
  95. В.Н., Мордкович А. Г. Практикум по решевию задач школьной математики. Практикум по триговометрии. -М.: Просвещение, 1978. 126 о. В вадзаг: Моск. гос. заочвый пед. ин-т.
  96. В.Б., Мордкович А. Г. Практикум по решевию математических задач. Алгебра. Тригонометрия. -М.: Просвещевие, 1984. 288 с.
  97. К.Г. Вопросы научной организации учебного процесса в техническом вузе. М.: Знание, 1971. — 48 с.
  98. Методы системного педагогического исследования /под ред.- 280
  99. Н.В. Кузькиной. Л.: ЛГУ, 1980. — 172 с.
  100. Л. Размышления математика. -М.: Знание, 1971. Серия: математика, кибернетика, вып. 9. 32 с.
  101. А.Г. Алгебра и начала анализа: Учебное поообие для подготовительных отделений вузов. М.: Высшая школа, 1979. — 399 с.
  102. ЮО.Мйрдкович А. Г. 0 професоиовальво-дедагогической направленности преподавания математических дисциплин на заочных отделениях пединститутов / рекомендации. М.: МГЗШ, 1985. — 38 с.
  103. А.Г., Литвиненко В. Н., Кочева А. А. Практикум по решению задач школьной математики. Вводный практикум. М.: Просвещение, 1975. — 160 с. В вадзаг: Моск. гос. заочный пед. ин-т.
  104. А.Г., Мухин А. Е. Задачник по математическому анализу (Введение в анализ. Дифференциальное исчисление). -М.: Просвещение, 1985. 140 о. В надзаг: Моск. гос. заочный пед. ин-т.
  105. На цутях обновления школьного курса математики. Сборник статей и материалов. М.: Просвещение, 1978. — 303 с.
  106. В.В., Слудская М. И., Черкасов А. И. Курс математического анализа, т. I. М.: Гостехиздат, 1957. — 486 с.
  107. Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. Казань, КГУ, 1975. — 302 о.
  108. Н.Д. Педагогика выошей зжолы. Л.: ЛГПИ, 1974. -116 о.
  109. Н.Д. Современная высшая школа капиталистических стран. Основные вопросы дидактики. -М.: Высшая школа, 1978. 279 с.
  110. С.М. Курс математического анализа, т. I. -М.: — 2811. Наука, 1973. 432 с. -
  111. С.М. Элементы математического анализа. -М.:
  112. Наука, 198I. 160 о. ПО. Основы вузовской педагогики /под общей ред. Б. В. Кузьмивой.- Л.: ЛГУ, 1972. 311 о.
  113. Ю.С. Теория пределов. М.: МГШ, 1969. — 149 с.
  114. Ю.С., ШнеЙдер В.Б. Математический анализ. М.: Учпедгиз, 196I. — 880 о.
  115. ИЗ. ПоЙа Д. Как решать задачу. М: Учпедгиз, 1961. — 207 с.
  116. Д. Математика и правдоподобные рассуждения. М.: изд-во ив. л-ры, 1957. — 535 с.
  117. Д. Математическое открытие. М.: Наука, 1970. — 452 с.
  118. Л.С. Математический авализ для школьников. М.: Наука, 1980. — 88 с.1Г7. Потоцкий М. В. О педагогических освовах обучения математике.-М.: Учпедгиз, 1963. 200 о.
  119. М.В. Преподавание высшей математики в педагогической инотитуте (из ояата работы). М.: Просвещение, 1975.- 208 о.
  120. Проблемы активности преподавателя вуза. Ростов-ва-Дону- изд-во Рост, ун-та, 1978. — 144 с.
  121. Программа исследования проблемы «Профессиональная направленность учебно-воспитательного процесса педагогического института» / под ред. Д. М. Забродина и Н. Д. Никандрова. М.: Мин-прос РСФСР, 1978. — 78 с.
  122. Программа по математике для средней общеобразовательной шкоды (У XI кдаооы). — Математика в шкоде, 1985, № 6.о. 7−26.
  123. Программы педагогических институтов. Сборник № 14. М.: — 282 -Просвещение, 1979. 31 с.
  124. Программы педагогических институтов. Сборник № 10. -М.: Просвещение, 1980. 40 с.
  125. Программы педагогических институтов. Сборник № 6. -М.: Просвещение, 1984. 33 с.
  126. Д.А. Одномерный математический анализ. М.: Высшая школа, 1982. — 415 с.
  127. СЛ. Основы общей психологии. -М.: Учпедгиз, 1946. 704 с. f
  128. H.I. Исповедь. М.: Гослитиздат, 1949. — 707 с.
  129. Д.Ф. Мастерство, педагогический такт и авторитет учителя. Смоленск, 196I. — 214 с.
  130. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. -М.: Просвещевие, 1976. 160 с.
  131. А.А. Проблемы психологии памяти. -М.: Просвещевие, 1966. 423 с.
  132. Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы, вып. 2. Л.: ЛГУ, 1974. — 253 с.
  133. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1975. — 343 с.
  134. Г. П. Курс математического анализа, т. I. М.: Гос-техиздат, 1957. — 551 с.
  135. Г. П. Элементы математического анализа, т. I. М.: Наука, 1965. — 516 с.
  136. И.М., Маллер М. З. Курс математического анализа, т. I. -М.: Просвещевие, 1966. 640 о.
  137. И.М., Маллер М. З. Курс математического анализа, т. П. М.: Просвещение, 1976. — 479 с.- 283
  138. К.Д. Избравные педагогические сочинения, г. I. ' М.: Учпедгиз, 1957. — 638 с.
  139. Ф. Математический анализ, ч. I. -М.: изд-во ив. л-ры, 1950. 336 с.
  140. Л.М. Психолого-педагогические освовы обучения математике в шкоде: Учителю математики о педагогической психологии. -М.- Просвещевие, 1983. 160 с.
  141. Г. Математика как педагогическая задача, ч. I. -М.: Цросвещение, 1982. 208 с.
  142. Г. Математика как педагогическая задача, ч. 2.-М.: фосвещение, 1983. 192 с.
  143. А. Педагогика математики. -М.: Просвещевие, 1969. -126 о .
  144. А.Я. Восемь лекций ш математическому авализу. М": Наука, 1977. — 280 с.
  145. А.Я. Педагогические статьи. М.: изд-во АПН РСФСР, 1963. — 204 с.
  146. Г. Б. Математический авализ. Фувкции одного переменного. М.: Наука, 1969. — 528 с.
  147. А.И. Психологические освовы формировавия личности советского учителя в системе высшего педагохического образования. -Л.: Просвещевие, 1967. 266 с.
  148. ВгеАтег L, fyeSt Н. An^jli, ТыбЛ. jtHume.— ИеzaurJ^egeвел ггон с (ел. ТеьсА (со/"cJJlom-Mvtkzmedik. t feda-pojlfiJu. Hothlcbute.1. Ш.- tttc.148. fcebmei S, fipM R., Tec’d feedluwifye Tunktione*. Tuntctco/гел ih. mzttticbeh fccLumt. —
  149. Иea
  150. Вглктеъ$., Ap
  151. Mdth-eМйЛСи., flckufogLjcMe. Hochlckufe.. Potida. m- № 14.-1201.
  152. А.Д. Математика и диалектика. Математика в школе, 1972, № I. — с. 3−9.
  153. А.Д. Математика и диалектика. Математика в шко ле, 1972, № 2. — с. 4−10.
  154. П.С. Математика как £вука. Известия АПН РСФСР, выд. 92. — М.: изд-во АПН РСФСР, 1958. — с. 5−36.
  155. П.С. О некоторых направлениях развития математики и их значение для преподавания. В кв.: На путях обновления школьного курса математики. Сборник статей и материалов. — М.: Просвещение, 1978. — с. 7−13.
  156. Л.М. О педагогическом призвании. Советская педагогика, 1971, Л 2. — с. 91−97.
  157. Я.М. Формирование педагогического призвания у студентов. В сб. Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы, вып. 2. — Л.: ЛГУ, 1974. — о. 207
  158. А.В. Проблемы педагогической культуры преподавателей вузов. Советская педагогика, 1981, & I. — с. 71
  159. А.В. Сосредоточить внимание на коренвых проблемах. Вестник высшей школы, 1972, Л 10. — с. 31−39.1. Ш. Статьи21 277.
  160. Г .И., Байер У. Цели и критерии эффективности обучения. Советская педагогика, 1975, № 4. — о. 41−49.
  161. С.А., Мордкович А. Г. Телевизионные физико-математи-ческие подготовительные курсы. Математика в школе, 1972, № 6. — с. 49−52.
  162. С.А., Мордкович А. Г., Сканави М. И. Опыт проведения телевизионных занятий с поступающими в вузы. Математика в школе, 1970, № 5. — с. 53−56.
  163. .П. Актуальные цроблемы совершенствования профессионального воспитания учительских кадров. В сб.: Совершенствование методической подготовки учителей математики в педагогических институтах СССР. — Киев: КГШ, 1983.с. 9−22.
  164. А.Д. Показательная функция и ее производная. -Математика в школе, 1978, № I* с, 56−64.
  165. В .Г. Ленинская теория познания и математические абстракции, Математика в школе, 1970, № 2. — с. II-I6.
  166. В.Г. Формула наглядности изоморфизм плюс простота. — Советская педагогика, 1970, № 5. — с. 46−60.
  167. В.Г., Пашкова Л. М. Проблема политех ни задии курса математики. Математика в школе, 1985, № 5. — с. 6−13.165а. Боре ль Э. Как согласовать преподавав ие в средней школе спрогрессом науки. Математическое проовещевие, 1958, № 3.-с. 89−100.
  168. З.Г. О некоторых направлениях совершевствовавия профессиовальво-педагогической подготовки учителей математики. -В сб.: Научно-педагогические основы методической подготовки учителя математики. Л.: ЛГШ, 1980. — с. 3−9.- 286
  169. Н.Я. Математическая подготовка учителя математики г в педагогических институтах. В сб.: Совершенствование методической подготовки учителей математики в педагогических институтах СССР. — Киев: КГПЙ, 1983. — с. 60−73.
  170. Н.Я., Мордкович А. Г. Некоторые вопросы методики преподавания в техникумах темы «Определенный интеграл». -В сб.: Методические рекомендации по математике, вып. 3. -М.: Выедая школа, 1980.
  171. Н.Я., Мордкович А. Г. Об опыте преподавания курса «Интегральное исчисление функций одной переменной». В сб. 'Проблемы подготовки учителя математики в пединститутах. -М.: МГЗШ, 1977. — с. 36−55.
  172. Н.Я., Мордкович А. Г. Проблемы профессиональной подготовки учителя при изучении курса математического анализа.
  173. В сб.: Проблемы подготовки учителя математики в пединститу- ^ тах. -М.: МГЗШ, 1975. с. 86−107.
  174. Н.Я., Мордкович А. Г. Что такое производная. Квант, 1975, Jfc 12. — с. 10−18.
  175. Н.Я., Мордкович А. Г., Смышляев В. К. О пробном учебнике «Алгебра и начала анализа, 9−10″. Математика в школе, 1982, № 3. — с. 41−45.
  176. Н.Я., Шварцбурд С. И., Мордкович А. Г. Метод математической индукции. Математика в школе, 1967, № 3. -с.58−71.
  177. Н.Я., Шварцбурд С. И., Мордкович А. Г. Метод, математической индукции. В сб.: Дополнительные главы по курсу математики 9 класоа для „факультативных занятий. — М.: Просвещение, 1970. — с. 51−83.
  178. Н.Я., Шварцбурд С. И., Мордкович А. Г. Метод математической индукции. В сб.: Дополнительные главы по курсуматематики. Учебное пособие по факультативному курсу для- • .' Iучащихся 9 классов. М.: Просвещение, 1974. — с. 51−84.
  179. Н.Я., Яглом И. М. О преподавании математики в педагогических институтах. УМН, 1957, т. ХП, вып. 2 (74) -с. 196−209.
  180. М.Я. О принципах преподавания анализа бесконечно малых во втузах. Сборник научно-методических статей по математике. Проблемы прешдавания математики в вузах, вып. I.-М.: Высшая школа, 1971. — с. 54−67.
  181. .В. О призвании учителя. Математика в школе, 1981, № 5. — с. 5−11.
  182. Г79. Гведевко Б. В. Роль цреподавателя вуза в научно-техническом прогресое. Сборник научно-методических статей по математике, вып. 4. -М.: Высшая школа, 1974. — с. 13−17.
  183. .В. Теория отражения и математика. Математика в школе, 1975, № 4. — о. 4−12.
  184. В.Л. Математика как учебный предает. Изв. АПН РСФСР, вып. 92. — М.: изд-во АПН РСФСР, 1958. — с. 37−66.
  185. В.А., Литвиневко В. Н., Мордкович А. Г. Црактикум по ре-шзнию задач и его роль в подготовке учителя математики.
  186. В сб.: Совершенствование методической подготовки учителя математики в педагогических институтах (тезисы докладов Всесоюзной вдчной конференции). Ташкевт, 1982, — о. 89-SI.
  187. В.А., Мордкович А. Г., Поповичев В. И., Солодовников А. С. Совещание до проблемам заочного обучения студентов-математиков. -Математика в шкоде, 1981, JS 6. с. 73−74.
  188. М.А., Малинин В. И. Струкгурно-сиотемные исследования педагогических явлений и процессов. Советская педагогика, 1971, Л I. — с. 73−95.-.288
  189. Г. В. Применение производных при решении задач в школьном курсе математики. Математика в школе, 1930, Л 5. — с. 12−21.
  190. Г. В. Соотношение содержательного и формального в школьной математике. М.: НШСиМО АПН СССР, 1983. — 6 с.
  191. Г. В. Строгость определений математических понятий школьного курса с методической точки зрения. Математика в школе, 1984, № 3. — с. 56−60.
  192. . Надо ли учить „современной“ математике? В кн.: На путях обновления школьного курса математики. Сборник статей и материалов. -М.: Просвещение, 1978. — с. 274−282.
  193. В.К., Мордкович А. Г. Правильная пирамида. Квант, 1975, Л 3. — с. 61−65.
  194. Ю. Философские проблемы современного естествознания.-Правда, 31 августа 1984 г. с. 2−3.
  195. Д.М. Актуальные задачи педагогичеоких вузов. Советская педагогика, 1983, Л 12. — с. 72−78.
  196. Д.М. Совершенствование научной подготовки будущих учителей. Советская педагогика, 1980, № 10. — с. I09-II6.
  197. И.Д. Мекпредметные связи как педагогическая проблема. Советская педагогика, 1974, Л 12. — с. 10−16.
  198. М. Следуя ленинским принципам развития народного образования. Коммунист, 1984, № 7. — с. 18−34.
  199. В.Г. Политехническое образование в современных условиях. Советская педагогика, 1975, Л 3. — с. 4-II.
  200. Из редакционной почты. Математика в школе, 1984, Л 6. -с. 45−50.
  201. Т.А. Актуальные проблемы дидактики высшей школы. -В сб.: Новое в теории и практике обучения, вып. 1У. -М.: — 289 1. Звание, 1979. с. 3−39. !
  202. А.И., Бендерская О. Н. Опыт изучения профессиональной адаптации молодых учителей. Советская педагогика, Х98Х, #9. — е. 99−102.
  203. Канин Е. С“ О вваимосвязи куроов математического анализа и методики преподавания математики в педагогическом институте. В об.: Цроблемы подготовки учителя математики в пединститутах. -М.: МГЗПИ, 1982. — с. 83−91.
  204. М.П., Фирсов В. В., Шварцбурд С. И. Факультативные занятия го математике: состояние и перспективы. Мате ив тика в школе, 1976, # I. — о. 57−62.
  205. М. Логика против педагогики. Сборник научао-методических статей по математике. Проблемы преподавания математики в вузах, вып. 3. — М.: Выошая школа, 1973. — с. 46−61.
  206. Ю.М. Общее понятие задачи в кибернетическом и си-отемно-поихологичеоком аспекте и его приловения в педагогике математики. В об.: Роль и место задач в обучении математике, вып. I. -М.: ШИТ школ, Х973. — с. 11−35.
  207. А.Е. Педагогический вуз и общеобразовательная школа. Советская педагогика, 1983, #10. — о. 68−71.
  208. Т.В. Психолого-педагогические проблемы выошей школы. Вопросы психологин, 1981, #2. — с. 20−30
  209. Н.В. Проблемы профессиональной подготовки специалистов в вузах. В сб.: Проблемы отбора и профессиональной подготовки специалистов в вузах. — Л.: Знавие, 1970.о. 47−61.
  210. Н.В., Гинецинский В. И. Актуальные проблемы лрофес-сиовальво-педагогической подготовки учителя. Советская педагогика, 1982, # 3. — с. 63−66.
  211. К.Ф. Оововные положения методики учения о функtднях и элементах анализа в школах П ступени. Математика в школе, 1983, ft 4. — с. 60−67.
  212. В.И. О подготовке учителей математики в пединститутах. -Математическое просвещение, 1958, ft 3. с. 77−88.
  213. Леонтьев А. Н, 0 некоторых перспективных проблемах советской психологии. Вопросы психологии, 1967, ft 6. — с.7−22.
  214. В.Н., Мордкович А. Г. Цределы. Квант, 1978, ft 9.- с. 53−58.
  215. .Ф. О системном подходе в психологии. Вопросы психологии, 1975, ft 2. — с. 31−46.
  216. А.А. Онтодидактика в математике. В кв.: На путях обновления школьного курса математики. Сборник статей и материалов. -М.: Просвещение, 1978. — с. Ill — 116.
  217. А.Я., Мордкович А. Г., Радунокий Б. А. Внимание: в уравнении параметр! Квант, 1970, ft 9. — с. 19−25.
  218. А.Я., Мордкович А. Г., Радунский Б. А. Решая неравенство с параметром . Квант, 1970, № 10. — с. 53−59.
  219. А.Я., Мордкович А. Г., Радунский Б. А. Еще раз об уравнениях и неравенствах с параметрами. Квант, 1970, ft 12.- с. 46−49.
  220. А.И. Об очередных задачах преподавания математики в школе. В кн.: На путях обновления школьного курса математики. Сборник статей и материалов. М.: Просвещение, 1978. — с. 29−48.
  221. А.П. О творческом методе в преподавании. Вестник высшей школы, 1946, ft 5−6. — с. 19−22.
  222. А.С. Совершенствование подготовки учителЁЙ математи- гл ки в университетах и пединститутах» В сб.: Совершенствование методической подготовки учителйй математики в педагогических институтах СССР. — Киев: КГШ, 1983. — с. 40−43.
  223. В.М. Компьютерная грамотность: ЭВМ в школе. Вестник высшей школы, 1985, № 4. — с. 28−33.
  224. Монахов В Л. Совершенствование преподавания математики в свете требований реформы школы. Математика в школе, 1984, № 6. — о. 5−9.
  225. А.Г. Две дюжины задач на прогрессии. Квант, 1971, № 2. — с. 37−43.
  226. А.Г. Иррациональные уравнения. Квант, 1972, № I.- с. 46−49 /под псевдонимом А.М.Григорьев).
  227. А.Г. К волрооу об изучении неравенств в средней школе. Ученые записки МГ31М, выл. 30, 1971. — с. 363−376.
  228. А.Г. Кое-что о радикалах. Квант, 1970, № 3. -с. 53−57.
  229. А.Г. Кто-то теряет, кто-то находит. Квант, 1970. № 5. — с. 48−51.- 292.
  230. А.Г. Курс математического авализа в пединституте и его овязь со школьным курсом математики. В сб.: Республиканская даучно-практическая конференция преподавателей вузов по математике (тезисы докладов). — Ереван, 1981. -с. 73−75.
  231. А.Г. О принципах построения раздела «Введение в анализ4. В сб.: Проблемы подготовки учителя математики в пединститутах. — М.: МГЗШ, 1984. — с. 20−23.
  232. А.Г. О профессионально-педагогической надравлен-ности математической подготовки будущих учителей. Математика в школе, 1984, ft 6. — е. 42−45.
  233. А.Г. О профессионально-педагогической направленности математической подготовки будущих учителей. Советская педагогика, 1985, А 12. — с. 52-&7.
  234. А.Г. О системах и совокупностях уравнений и неравенств. В сб.: Математика. Методическое руководство для преподавателей подготовительных отделений и курсов при вузах. -М.- Высшая школа, 1975. — с. 98−105,
  235. А.Г. Обеспечивая педагогическую направленность.-Вестник высшей школы, 1985, й 12, с. 22−26.
  236. А.Г. Освещение в курсе математического авализа воп-рооов методики преподавания математики в средней школе.
  237. В сб.: Проблемы меапредметных овязей в подготовке учителей математики и физики в педагогических институтах (тезисы- 293
  238. Всесоюзной научной конференции). Душанбе, 1978. — с.88−89.
  239. А.Г. Построение теории действительного числа по Кантору. В сб.: Проблемы подготовки учителя математики в пединститутах. — М.: МГЗШ, 1974. — с. 90−122.
  240. А.Г. Применение тригонометрии при решении геометрических задач. Квант, 1972, & 7. — с. 40−44.
  241. А.Г. Экстремумы многочлеш 3-Й степени. Квант, 1974, № II. — с. 8-И.
  242. А.Г., Мухин А. Е. 0 профессиональной направленности практических занятий по математическому авализу. В сб.: Проблемы подготовки учителя математики в пединститутах. — М.: М13Ш, 1982. — с. 64−76.
  243. А.Г., Несевенко Г. А. Об опыте прочтения спецкурса „Асимптотические методы в анализе“. В сб.: Методы и алгоритмы параметрического авализа линейных и нелинейных моделей перевооа». -М.: МГЗШ, 1982. — с. 149−154.
  244. А.Г., Смшшяев В. К. Автье. Квант, 1976, № 5. -с. 43−47.
  245. Н.Д. Лекция в современном вузе. В сб.: Новое в теории и практике обучения, вып. Ш. -М.: Знание, 1979, -с. 37−73.
  246. О преподавании математики в педвузах. Успехи математических наук, 1938. вып. У. — с. 247−250.
  247. Н.Г. О структуре курса математического анализа в педагогических институтах. Сборник научно-методических отатей по математике. Проблемы преподавания математики в вузах, вып. 6. -М.: Высшя школа, 1976. — о. 22−28.
  248. П.К., Одинцова Л. А. Роль пропедевтики в совершенствовании содержавш обучения. Советская педагогика, 1985,2. с. 40−42.
  249. Л.М. Опыт организации комплексного исследования проблемы мекпредметвых связей в учебном процессе педагогического вуза. Советская педагогика, 1983, № 2.с. 61−66.
  250. Г. Е. Профессиональная направленность в преподавании математического анализа в педагогическом институте.
  251. В сб.: Проблемы подготовки учителя математики в пединститутах. -М.: МГЗШ, 1975. с. 108−116.
  252. Д. Обучение через задачи. Математика в школе, 1970, № 3. — с. 89−91.
  253. Л.С. О математике и качеотве ее преподавания. -Коммунист, 1980. № 14. — с. 99−110.- 295.
  254. .Е. О .профессионализации предодававия алгебры и ' теории чисел ва математических факультетах пединститутов.
  255. В сб.: Проблемы подготовки учителя математики в пединститутах. М.: МГЗШ, 1974. — с. 189−213.
  256. Резолюция, принятая на сессии Группы математиков Академии наук СССР 20−21 декабря 1936 года, до вопросу о преподавании математики в средних школах, педвузах и втузах. Успехи математических наук, 1938, вып. 1У. — с. 309−317.
  257. В.К. Педагогическое образование и реформа школы. Советская педагогика, 1985, J& 3. — с. 63−68.
  258. С.Л. 0 мышлении и о путях его исследования. М.: АН СССР, 1958. — 147 с.
  259. К.А. О формировании начальных математических представлений. Математика в шкоде, 1983, Я I. — с. 44−46.
  260. Г. И. О совершенствовании подготовки учителя математики на заочных отделениях пединститутов. В сб.: Проблемы подготовки учителя математики в пединститутах. -М.: МГЗШ, 1982. — с. 159−164.
  261. В. Преподавание ма теш тики в средних школах. Математическое просвещение, 1957, № I. — с. 22−31.
  262. В.А. Цроблемы подготовки учителя в советских психолог о-педагогиче с ких исследованиях. Советская педагогика, 1978, № I. — о. 86−94.
  263. В.А. Формирование социально активной личвости учителя. Советская педагогика, 198I, № 4. — с. 76−84.
  264. С.Л. Судить по конечному результату. Математика в школе, 1984, А I. — с. 15−19.
  265. А.А. МевдуЕ&родвая конференция по проблемам подготовки учителей математики. Математика в школе, 1978, А 4. -с. 90−92.- 296
  266. Н.Ф. Совершенствование обучения в высшей школе. i Советская педагогика, 1973, й 7. — с. 71−82.
  267. Н.Ф. Что значит знать? Советская педагогика, 1980, ft 8. — с. 97−104.
  268. И.Ф. О структуре профессиональной деятельности учителя математика и повышении эффективности урока. Математика в школе* 1980, Л 3. — с. II-I7.
  269. В.Н. Меяшредметвые связи естеотвенно-научных и математических дисциплин. В кв.: Мекпредметвые связи естественно-математических дисциплин. -М.: Просвещение, 1980. -с. 30
  270. В.В. О прикладной ориентации курса математики. В кн.: Углубленное изучение алгебры и анализа. — М.: Просвещение, 1977. — с. 215−239.
  271. В.В. фти повышения эффективности преподавания математики в современных уоловиях. Математика в школе, 1982, № 5. — о. 8−10.
  272. Р.С. О методической подготовке учителя математики в педвузе. Математика в школе, 1976, № 5. — с. 30−84.
  273. Р.С. Формирование социально активной личнооти будущего учителя математики в процессе методической подготовки.-В сб.: Совершенствование методической подготовки учителей математики в педагогических институтах СССР. Киев: КГШ, 1983. — с. 79−86.
  274. А.Й. Некоторые вопросы совершенствования подготов-1 ки учителя. Советская педагогика, 1971, & 9. — с. 82−89.
  275. С.И. О политехнической направленности среднего математического образования. Советская педагогика, 1975, Я 3. — с. 42−47.
  276. Н.И. Об опыте методической подготовки студентов-математиков в педагогических институтах УССР. В сб.: Совершенствование методической подготовки учителей математики в педагогических институтах СССР. — Киев: КИИ, 1983. — с.30−40.
  277. .П. О специальности и профессии учителя. Вестник высшей школы, 1982, Л 5. — о. 68−69.1У. Диссертации, авторефераты
  278. ПЛ. Вопросы совершенствования профессиональной подготовки учителя математики средней школы в педагогическом рнотитуте. Диоо.. канд. пед. наук. — Черкаосы, 1971.
  279. П.И. Профессиональная направленность преподавания курса математического анализа в педвузе. Автореферат. канд. пед. наук. — Минск, 1985. — 22 о.
  280. Ю.М. Математические задачи как средство обучения и развития учащихся оредних школ. Автореферат. докт. пед. наук. — М.: 1977. — 55 с.
  281. Н.В. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Автореферат. докт. лед. наук (по психологии). — Л.: ЛГУ, 1365. — 39 с.
  282. Л.О. Предметная подготовка учителей математики и возможности ее соверавнетвования. Автореферат. канд. лед. наук. — Тарту, 1982. — 15 с.
  283. В.М. Введение в школу приложений математики, связав- 298 ных с использованием ЭВМ. Дисо.. докт. лед. наук. -М.: 1973. — 361 с.
  284. A.M. Методическая система обучения геометрии в начальной школе. Авт. доклад. докт. пед. наук. -М.: 1975. — 60 с.
  285. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе его профессиональной подготовки. Автореферат. докт. год. наук. — М.: 1977. — 29 с.
  286. Шварцбурд С. И, Проблемы повышенной математической подготовки учащихся. Авторский доклад. докт. пед. наук. -М., 1972. — 105 с.
  287. А.И. Формирование личности учителя советской школы в системе высшего педагогического образования. Автореферат. докт. пед. наук (по психологии). -I.: ЛГУ, 1968. -35 с.
Заполнить форму текущей работой