Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Содержание и формы воплощения этических концептов в художественном тексте

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Восприятие художественных смыслов текста относится к особому типу дискурса, в рамках которого воссоздается специфический образ фикционального мира, «принадлежащего» виртуальному художественному пространству текста (Степанов 2000). Механизмы концептуализации в процессе рецепции художественного текста обусловлены универсальными закономерностями смыслового восприятия текста,. важнейшими из которых… Читать ещё >

Содержание

  • Специальность 10.02.01 — Русский язык
  • ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата филологических наук
  • Научный руководитель: канд. филол. наук, доц. И.М.Вознесенская
  • Санкт — Петербург
  • Глава 1. Этические концепты в художественном тексте: специфика воплощения и подходы к анализу
    • 1. Специфика художественного текста и подходы к его анализу
    • 2. Этическая ситуация в художественном дискурсе
    • 3. Концепт как базовое понятие в лингвистике и смежных с ней областях знания
    • 4. Этические концепты как объект изучения в гуманитарных науках
    • 5. Этические концепты в разных типах дискурса
    • 6. Этические концепты как элементы художественного дискурса: основы анализа
  • Выводы
  • Глава 2. Этические концепты в ситуативном воплощении (на материале повестей «московского цикла» Ю.В.Трифонова)
    • 1. Процедура анализа текстовой этической ситуации (повесть
  • Предварительные итоги")
    • 2. Этическая ситуация «предательство» (повесть «Дом на набережной»)
      • 2. 1. Маркеры этической ситуации «предательство»
      • 2. 2. Содержание этической ситуации «предательство»
      • 2. 3. Особенности композиционно-речевой структуры текста как форма художественного воплощения этической ситуации
    • 3. Этическая ситуация «сделка с совестью»
      • 3. 1. Этическая ситуация «сделка с совестью» в повести «Дом на набережной»
        • 3. 1. 1. Маркеры этической ситуации «сделка с совестью»
        • 3. 1. 2. Содержание этической ситуации «сделка с совестью»
        • 3. 1. 3. Роль пространственно-временной точки зрения в смысловой структуре текстовой этической ситуации
      • 3. 2. Этическая ситуация «сделка с совестью» в повести «Обмен»
        • 3. 2. 1. Маркеры этической ситуации «сделка с совестью»
        • 3. 2. 2. Содержание этической ситуации «сделка с совестью»
        • 3. 2. 3. Сюжет и мотивная структура как композиционные средства реализации этической ситуации
      • 3. 3. Этическая ситуация «сделка с совестью» в повести «Предварительные итоги»
        • 3. 3. 1. Маркеры этической ситуации «сделка с совестью»
        • 3. 3. 2. Содержание этической ситуации «сделка с совестью»
        • 3. 3. 3. Воплощение этической ситуации в повествовании от 1-го лица
  • Выводы

Содержание и формы воплощения этических концептов в художественном тексте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современные исследования в области текста определены антропоцентрическим подходом к фактам языка. Изучение текста находится в центре новой лингвистической парадигмы, в русле которой оформился дискурсный подход, направленный на исследование текста в сопровождении тех смыслов, которые актуализируются в сознании читателя при его прочтении. В этой связи особую актуальность приобретает развитие интегративных методов анализа, учитывающих результаты современных психолингвистических и лингвокогнитивных исследований механизмов производства/понимания текста (А.А.Залевская, Н. В. Рафикова, С. А. Чугунова, Т.А.ван Дейк, В. Кинч, А.А.Брудный). Тенденция к сближению научных дисциплин, возникших на стыке с лингвистикой, обусловлена стремлением к всестороннему и многоаспектному рассмотрению явлений языка и речи. При этом сферой преломления междисциплинарных исследований становится именно текст как цельный и связный продукт речевой деятельности, обращение к которому позволяет исследовать особенности языкового взаимодействия с учетом динамических процессов общения.

Необходимость рассматривать текст в тесной связи с действительностью и с воспринимающим сознанием определяет ориентацию исследований, объектом которых является художественный текст, на концептуальный анализ (Л.Г.Бабенко, Н. С. Болотнова, Ю. Н. Караулов, К. А. Рогова, Л.В.Миллер). Применение метода концептуального анализа позволяет исследовать разнообразные художественные смыслы с учетом тех когнитивных структур, которые за ними стоят. Поскольку смысловые комплексы, ассоциируемые с концептом, реализуются в тексте средствами языка, одной из центральных проблем оказывается изучение речевых явлений, маркирующих содержание концепта в структуре художественного текста. Не менее важным является вопрос об особенностях художественных концептов и в плане содержания. Это объясняет исследовательский интерес к структурно-смысловым характеристикам художественного концепта, обусловленным законами развития произведения.

Обращение в настоящем исследовании к этическим концептам и способам воплощения их содержания в смысловой структуре художественного текста определяется тем, что информация, затрагивающая нравственные проблемы, является одной из наиболее существенных, определяющих адекватность и глубину восприятия произведения в целом. Основную художественную нагрузку в воплощении такого рода информации несут этические концепты {добро, зло, долг, честь, совесть, стыд, верность, предательство и др.) Культурная, социальная и психологическая значимость этических концептов в духовной жизни человека обуславливает постоянство обращений писателей к их художественному постижению через постановку в произведениях этических проблем, связанных с коллизиями морального выбора, определяющими судьбу и нравственный мир личности.

Экспликация содержания этических концептов в художественном тексте носит сложный характер ввиду специфики художественного воплощения в литературном произведении этических категорий. Передача этической информации связана с особым способом словесно-образного представления содержания этических концептов в произведении (например, изображение «работы» совести во внутренней речи персонажа, который вспоминает о предательстве своего друга: «Три ночи не спал, колебался и мучился, но постепенно то, о чём нельзя было и подумать, не то что сделать, превратилось в нечто незначительное, миниатюрное, хорошо упакованное, вроде облатки, которую следовало — даже необходимо для здоровья — проглотить, несмотря на гадость, содержащуюся внутри». (Ю.В.Трифонов «Обмен»)). Вербализованной оказывается лишь часть содержания этического концепта, которая активизирует в сознании реципиента определенный когнитивный контекст, инициирующий возникновение совокупности концептных смыслов, связанных с этическими представлениями реципиента при восприятии данной текстовой ситуации. Исходя из этого, мы полагаем, что изучение доступных для рефлексии речевых форм реализации содержания этических художественных концептов в тексте позволит выявить механизмы функционирования этих единиц в художественном дискурсе и выведет на ключевые смыслы целого текста.

Сказанное выше определяет актуальность данной диссертационной работы, направленной на исследование содержания и форм воплощения этических концептов в художественном тексте и выработку процедуры их анализа/интерпретации в аспекте читательского восприятия.

Объект исследования — компоненты содержательной структуры художественного текста, передающие этическую информацию.

Предмет исследования — способы воплощения и механизмы формирования этических концептов в рамках художественной коммуникации.

Материал исследования — повести Ю. В. Трифонова («Обмен», «Предварительные итоги», «Дом на набережной»). В русской литературной традиции художественные произведения отражают и формируют нравственные представления человека. В конце 20 века морально-нравственная тематика ярко проявилась в творчестве Ю. В. Трифонова. Произведения писателя по праву могут считаться той художественной средой, в которой формируются, хранятся и транслируются представления о нравственности и общечеловеческих ценностях. Повести Ю. Трифонова обращены к этическим поискам и коллизиям, проблеме морального выбора и нравственного поступка человека. Выбор этих произведений определяется значимостью в художественном и смысловом отношении морально-этической рефлексии персонажей, разрешающих конфликт идеальных и прагматических ценностей. Актуальность проблематики творчества Ю. В. Трифонова для современного читателя определена интересом писателя к «вечным» категориям добра, совести, правды. Кроме того, в изображении внутреннего мира главных героев проявляется и национально-культурная специфика его произведений, отражающая ценностные представления, значимые для национального мировидения.

Цель работы — выявление специфических для художественного текста форм речевой реализации этических смыслов, определяющих содержание соответствующих концептов в произведениях Ю. В. Трифонова. Поставленная цель определяет необходимость решить следующие задачи:

1) с опорой на существующие научные исследования обосновать представление об этическом концепте как значимой смыслообразующей единице художественного текста;

2) охарактеризовать природу механизмов понимания художественных смыслов, ассоциируемых с этическими концептами;

3) обосновать понятие этической ситуации, в рамках которой реализуются смысловые компоненты этических концептов в художественном тексте;

4) разработать процедуру выявления и анализа этической ситуации как смысловой основы формирования этических концептов в художественном тексте;

5) описать механизмы и формы речевой реализации этических концептов в произведениях Ю. В. Трифонова.

На сегодняшний день один из наиболее разработанных фрагментов языковой картины мира представлен группой этических концептов. Интерес исследователей к проблеме отражения в языке системы этических ценностей не является случайным. Закрепленные в языке наивные представления об этических нормах, с одной стороны, отражают ценностные ориентиры в рамках той или иной культуры, а с другой — детерминируют нравственное сознание носителей языка (Н.К.Рябцева, А.Д.Шмелев). Этические концепты как элементы языковой картины мира достаточно подробно исследованы: проанализированы лексико-семантические поля вина, грех, честь, совесть, стыд, справедливость и др. (Е.В.Падучева, В. Г. Гак, Л. Г. Панова,.

Н.Д.Арутюнова, Е. В. Урысон, О. Ю. Богуславская, А. А. Зализняк, И.Б.Левонтина) — изучены вопросы, связанные с деонтической модальностью (И.А.Герасимова, А. Д. Кошелев, К.Г.Красухин) — описаны различные способы языкового выражения этической оценки: явные/скрытые, грамматические/лексические, вербальные/невербальные (В.И.Постовалова, Ю.П.Князев). Основу указанных исследований составляет разносторонний анализ контекстов употребления слов с этическим компонентом значения. Реализация этических концептов в художественном тексте (в сравнении с другими типами дискурса — публицистическим, религиозным, научным) имеет свою специфику, что делает актуальной задачу поиска возможных подходов к выявлению и представлению содержания данных концептов.

Проблемы, относящиеся к функционированию этических концептов в условиях художественной коммуникации, не подвергались ранее специальному анализу. В этой связи новизна исследования определяется обращением к вопросам специфики формирования этических концептов в художественном тексте, а также введением понятия этическая ситуация в связи с разработкой I процедуры анализа, которая позволяет выявлять концептуально-значимые смыслы текста, обусловленные функционированием этических концептов.

Восприятие художественных смыслов текста относится к особому типу дискурса, в рамках которого воссоздается специфический образ фикционального мира, «принадлежащего» виртуальному художественному пространству текста (Степанов 2000). Механизмы концептуализации в процессе рецепции художественного текста обусловлены универсальными закономерностями смыслового восприятия текста,. важнейшими из которых признаются опора на ситуацию и принципы ассоциативного мышления (Залевская 2005). При этом в процессе художественной коммуникации в воспринимающем сознании формируется совокупность сложных смысловых комплексов (художественных концептов), отличающихся спецификой и в плане выражения, и в плане содержания ввиду их принадлежности к сфере художественного (Миллер 2004). Отталкиваясь от этих положений, а также учитывая существенность в понимании смысла художественного текста информации, затрагивающей нравственные проблемы, мы выдвигаем гипотезу о том, что ситуативный подход к исследованию механизмов текстуализации содержания этических концептов позволит выявить и проанализировать значимые смысловые компоненты текста с учетом 1) художественной специфики воплощения этических концептов и 2) особенностей их формирования в аспекте читательского восприятия.

Теоретическую базу работы составляют исследования в области семантико-когнитивного анализа этических концептов (Н.Д.Арутюнова, А. Д. Шмелев, Т. В. Булыгина, И. Б. Левонтина, Е. С. Яковлева и др.), лингвокогнитивных механизмов понимания текста (Т.А.ван Дейк, В. Кинч, А. А. Залевская, С. А. Чугунова и др.), теории текста и специфики художественной речи (И.Р.Гальперин, К. А. Рогова, Н.С.Болотнова), художественного дискурса (Л.В.Миллер, Т.В.Плеханова).

В работе использованы следующие методы исследования: семантико-стилистический, концептуальный, элементы компонентного анализа, метод экстралингвистической интерпретации языковых фактов.

Теоретическая значимость работы определяется разработкой процедуры анализа, позволяющей исследовать такие дискурсивные сущности, как смысловые составляющие этических концептов, которые реализуются в процессе рецепции художественного текстав этой • связи настоящее исследование уточняет некоторые вопросы изучения художественного текста с позиций коммуникативно-прагматического и лингвокогнитивного подходов.

Практическая значимость работы связана с возможностью использования результатов данного исследования в анализе смысловой организации художественных текстов в курсах стилистики художественной речи, интерпретации текста, а также при обучении чтению в практике преподавания РКИ. Применение разработанного в диссертации алгоритма анализа, учитывающего механизмы реализации этических концептов на смысловом уровне художественного текста, позволит «организовать» его понимание с учётом этических представлений, заложенных в русской ментальности.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Содержание этического концепта находит воплощение в литературном произведении в художественном изображении этической ситуации, репрезентированной разноуровневыми единицами текста, соотносимыми с отдельными смысловыми компонентами, которые могут быть представлены в виде фрейм-структуры.

2. Фрейм-структура этической ситуации отражает сущностные (прототипические) компоненты исследуемых концептов, получающих отражение в художественном тексте.

3. Отдельные компоненты фрейм-структуры этической ситуации, проявленные в тексте специальными словесными маркерами, находят воплощение в повествовании как при изображении внешних событий (поступков), создающих проблему этического характера, так и в рефлексии по поводу этих событий героев произведения. Такие маркеры ситуации стимулируют формирование идеи этического концепта в воспринимающем сознании в процессе художественной коммуникации.

4. В формировании содержания этических концептов в художественном тексте особую значимость имеют компоненты его речевой структуры, представляющие сферы сознания повествователя и персонажей, которые могут выступать в тексте субъектами действия, речи, восприятия и рефлексии-оценки.

5. Анализ структурно-смысловых особенностей и средств художественной реализации этической ситуации, ассоциируемой в тексте с воплощением содержания этического концепта, может быть использован как эффективный прием интерпретации ключевых смыслов художественного текста.

Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены в виде докладов на международных и всероссийских конференциях: XXXVII международная филологическая конференция в СПбГУ (Санкт-Петербург, 2008) — XXXVIII международная филологическая конференция в СПбГУ (Санкт-Петербург, 2009) — XV международная научно-методическая конференция «Русский язык и литература в современном гуманитарном образовательном пространстве» в Санкт-Петербургском государственном университете технологии и дизайна (Санкт-Петербург, 2010) — II Всероссийская научная конференция «Научное творчество XXI века» с международным участием (Красноярск, 2010), а также на аспирантских семинарах в Санкт-Петербургском государственном университете. По материалам диссертации опубликовано 5 статей.

Структура работы определяется последовательностью решения поставленных задач: диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Выводы.

Итоги проведенного во второй главе исследования позволяют сделать вывод о результативности ситуативного подхода к анализу содержания этических концептов как сложных смысловых единиц, интегрированных в семантическую структуру текста.

2.

Применение процедуры анализа, основанной на моделировании/интерпретации компонентов этической ситуации (представленных композиционно-семантическими фрагментами, которые репрезентируют в тексте различные смысловые аспекты этического концепта), выявляет механизмы (принципы) словесно-образной текстуализации содержания этических концептов в художественном произведении.

3.

Анализ этических ситуаций предательство и сделка с совестью в произведениях Ю. В. Трифонова показал эффективность опоры на фрейм-структуру, которая в свернутом виде отражает логико-смысловую организацию ситуации, ассоциируемой с содержанием соответствующего этического концепта. Результаты проведенного анализа подтверждают, что в художественном текстовом воплощении элементы фрейм-структуры получают содержательное наполнение в сложных комбинациях композиционно-семантических фрагментов текста, представляющих этическую ситуацию в развертывании ее отдельных компонентов, формирующих значимые этические смыслы в структуре произведения.

Основываясь на результатах анализа повестей Ю. В. Трифонова («Обмен», «Дом на набережной», «Предварительные итоги») можно утверждать, что особенности сюжетно-композиционного построения, мотивной структуры, субъектной организации повествования, соотношения ретроспективной и синхронной точек зрения — активно «вовлекаются» в процесс образования смыслов при рецепции элементов текста, репрезентирующих содержание этического концепта, и должны рассматриваться как средства художественного воплощения этической ситуации в тексте.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В настоящее время понятие художественного концепта находится на стадии научного осмысления, что обуславливает исследовательский интерес к изучению его сущностных свойств, форм воплощения в семантической структуре тексте и средств анализа/интерпретации его содержания в аспекте смыслового восприятия целого текста. Дискурсивная природа таких сложных смысловых единиц, как художественные концепты, обусловливает необходимость их рассмотрения с учетом особенностей лингвокогнитивных механизмов понимания текста, лежащих в основе взаимодействия реципиента с художественным текстом.

В достижении основной цели исследования — выявления смыслообразующих компонентов этических концептов и специфики их воплощения в художественном дискурсе — оказалось необходимым обратиться к ситуативному подходу и обосновать понятие этической ситуации как формы воплощения и инструмента анализа соответствующих концептов. Этическая ситуация рассматривалась как сложный феномен, репрезентированный в тексте разноуровневыми речевыми средствами, которые в условиях художественной коммуникации стимулируют формирование идеи этического концепта в воспринимающем сознании.

Для реконструкции когнитивного контекста, обеспечивающего формирование концептных смыслов этической ситуации, была использована фрейм-структура, компоненты которой а) включены в смысловое пространство текста, б) отражают в виде схемы значимые смысловые аспекты этического концепта и ситуации, в которой реализуется его содержание, в) являются инвариантными для автора и читателя как представителей одной лингвокультуры.

Исследование особенностей реализации содержания этических концептов на материале повестей Ю. В. Трифонова с опорой на разносторонний анализ речевых явлений, воплощающих в тексте компоненты фрейм-структуры, позволило организовать анализ с учетом лингвокогнитивной природы механизмов понимания в связи с рецепцией художественных смыслов, ассоциируемых с этическими представлениями.

Изучение форм художественного воплощения концептов предательство и сделка с совестью в смысловой структуре повестей Ю. В. Трифонова показало, что особенности реализации их содержания обусловлены спецификой проявления различных сфер сознания повествователя и персонажей, которые могут выступать в тексте как действующие, говорящие, воспринимающие и/или размышляющие, оценивающие. Переплетение субъектных сфер находит разнообразное отражение в содержательно-смысловой и композиционно-речевой структуре художественного текста в целом.

Продемонстрированный в работе ситуативный подход, с одной стороны, опирается на константную (статическую) составляющую этического концепта. Это позволяет учитывать в анализе культурно-обусловленные компоненты его содержания, выработанные в рамках данного лингвокультурного сообщества и детерминированные особенностями менталитета его представителей. Константное содержание этического концепта отражено моделью структурно-смыслового прототипа ситуации и представлено в виде фрейм-структуры. С другой стороны, ситуативный подход выявляет и динамическую составляющую концепта. Динамический аспект обусловлен замыслом целого текста, спецификой словесно-образного воплощения содержательных компонентов концепта, особенностями авторского мироощущения и мировидения, временем создания произведения и историко-культурным контекстом в целом. Разработанная процедура анализа этической ситуации объединяет рассмотрение статических и динамических составляющих этических концептов, реализованных в смысловой структуре художественного текста, при этом динамические компоненты могут быть выявлены более объективно с привлечением произведений других писателей, что намечает перспективу исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.Д. Избранные труды. Т. Н. Интегральное описание языка и системная лексикография. -М., 1995(6).
  2. Ю.Д. Лексическая семантика (синонимические средства языка). — М., 1974.
  3. Ю.Д. Образ человека по данным языка // Апресян Ю. Д. Избранные труды, т.2. М., 1995(а).
  4. И.В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность: Сб.ст. / Науч.ред. П. Е. Бухаркин. Спб., 1999.
  5. Н.Д. Дискурс // Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл.ред. В. Н. Ярцева. М., 2000. — С. Т36−137.
  6. Н.Д. О стыде и совести // Логический анализ языка: Языки этики / Отв.ред.: Н. Д. Арутюнова, Т. Е. Янко, Н. К. Рябцева. — М.: Языки русской культуры, 2000. С.54−78.
  7. Н.Д. Язык и мир человека. М., 1998.
  8. С.А. Концепт и слово// Русская словесность: Антология. — М.: АсасНгша, 1997. С. 267−279
  9. Ф.Т. Ценностно-нормативные ориентиры русской ментальности: социально-философский анализ.: Автореф.дисс. .канд.философ.наук. — М, 1996.
  10. Л.Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа: Учебник для вузов. М., 2004 — 464с.
  11. Л.Г., Казарин Ю. В. Филологический анализ текста. Практикум/ Под ред. Л. Г. Бабенко. М., 2003.
  12. А.П. Концепты разных типов в лексике и фразеологии и методика их выявления // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: Научное издание / Под.ред. И. А. Стернина. Воронежский государственный университет, 2001. — С.52−58.
  13. БабушкинА.П. Типыконцептов в лексико-фразеологической семантикеязыка. Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 1996.
  14. Е.Ю. Концепты любовь и ненависть в русском и американском языковых сознаниях: Автореф. дисс. канд. филол. наук. Саратов, 2004.
  15. В.П. Введение в психолингвистику. — Изд.2-е, испр. и доп., М., 2000. — 128с.
  16. В.П. Психолингвистические аспекты художественного текста. — М., 1988.
  17. Беседа К. А. Роговой с учениками // Обретение смысла. Сб. статей, посвященный юбилею докт.филол.наук, проф. К. А. Роговой. — СПб.: Издательство «ОСИПОВ», 2006. С.6−28 (Рогова 2006)
  18. О.Ю. И нет греха в его вине (виноватый и виновный) // Логический. анализ языка: Языки этики / Отв.ред.: Н. Д. Арутюнова, Т. Е. Янко, Н. К. Рябцева. М.: Языки русской культуры, 2000. — С.79−89.
  19. H.H. Концепт и значение слова // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: Научное издание / Под.ред. И. А. Стернина. — Ворожежский государственный университет, 2001. С.25−36.
  20. Н.С. Лексическая структура художественного текста в ассоциативном аспекте. Томск, 1994
  21. Н.С. Поэтичекая картина мира и ее изучение в коммуникативной стилистике текста // Сибирский филологический журнал. 2003. № 3−4.
  22. Н.С. Филологический анализ текста: учеб. пособие / Н. С. Болотнова. 3-е изд., испр. и доп.— М.: Флинта: Наука, 2007. — 520с.
  23. Н.С., Бабенко И. И., Васильева A.A. и др. Коммуникативная стилистика художественного текста: лексическая структура и идиостиль. — Томск, 2001
  24. Е.Р. Юрий Валентинович Трифонов. Вступительная статья. / Старик: Роман. Повести. Рассказы. — 2-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2003. С.5−16.
  25. А.Е. Семантический словарь. Н. Новгород, 2003.
  26. A.A. Психологическая герменевтика. — М., 1998.
  27. A.A. Этика делового общения:(Курс лекций)-Новосибирск, 2005
  28. Т.В., Шмелев А. Д. «Возможности» естественного языка и модальная логика // Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики). М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. -С.209−231.
  29. Н.С. Теория текста: Учебное пособие. М., 2003.
  30. А.Н. Стилистический анализ языка художественного произведения. М., 1966.
  31. Введение в когнитивную лингвистику/ Под ред. М. В. Пименовой. Вып.4. Кемерово, 2004.
  32. А. Семантические универсалии и описание языков/ Пер. с англ. А. Д. Шмелева под ред. Т. В. Булыгиной. М.: Языки русской культуры, 1999. — 780с.
  33. В.В. О языке художественной прозы. Избранные труды. — М., 1980.
  34. Г. О. Избранные работы по русскому языку. — М., 1959.
  35. И.М. Семантическая структура и языковые особенности дневникового текста // Исповедальные тексты культуры: Материалы международной научной конференции. Санкт-Петербург, 18−19 ноября 2006 г. / Под ред. М. С. Уварова. СПб., 2007. — 119−125.
  36. С.Г. Концепт как «зонтиковый термин» // Язык, сознание, коммуникация. Вып.24. -М., 2003. С.5−12
  37. С.Г. Культурный концепт и значение // Труды Кубанского госуд. технологического университета. Серия Гуманитарные науки. Т. 17, Вып.2. Краснодар, 2003. — С.268−276
  38. С.Г. Методологические основания лингвоконцептологии // Теоретическая и прикладная лингвистика. Вып. З: Аспекты метакоммуникативной деятельности. — Воронеж, 2002. — С.79−95.
  39. С.Г. Счастье как лингвокультурный концепт. — М.: Гнозис, 2004 -236с.
  40. В.В. Лингвокультурология: теория и методы. — М., 1997.
  41. Л.С. Психология искусства. — М., 1968.
  42. Гак В. Г. Актантная структура добродетелей // Логический анализ языка: Языки этики / Отв.ред.: Н. Д. Арутюнова, Т. Е. Янко, Н. К. Рябцева. М.: Языки русской культуры, 2000. — С.90−96.
  43. И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. Изд. З-е, стереотипное. М.: Едиториал УРСС, 2005. — 144с. (Лингвистическое наследие XX века.)
  44. И.А. Деонтическая логика и когнитивные установки // Логический анализ языка: Языки этики / Отв.ред.: Н. Д. Арутюнова, Т. Е. Янко, Н. К. Рябцева. М.: Языки русской культуры, 2000. — С.7−16.
  45. Л.В. Креолизованный текст: закономерности построения // Речевое общение: цели, мотивы, средства. М., 1985.
  46. И.Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики: Учебное пособие. — М.: Лабиринт, 2001'. 304с.
  47. В.П. «Заботясь о смягчении нравов.» // Логический анализ языка: Языки этики / Отв.ред.: Н. Д. Арутюнова, Т. Е. Янко, Н. К. Рябцева. — М.: Языки русской культуры, 2000. С.390−398.
  48. С.В. Ценностные основания менталитета в трансформирующемся российском обществе.: Автореф.дисс. .канд.философ.наук. — Ставрополь, 2002.
  49. Н.Б. Концепт «ВРЕМЯ» в дискурсе современных художественно-публицистических журналов (на материале журнала «Новый мир»): Автореф.дисс. .канд.филол.наук. — СПб., 2002.
  50. И.А. Живое лицо времени. М.: 1986
  51. Т.А. ван., Кинч В. Стратегии понимания связного текста // Новое в зарубежной лингвистике / Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1988. Вып.23. Когнитивные аспекты языка. — С. 153−211.
  52. Т.А., ван. Язык. Познание. Коммуникация: пер. с англ/ Сост. В. В. Петров. Под ред. В. И. Герасимова. М.: Изд. группа «Прогресс», 1989
  53. В.В. Непрямая коммуникация. — М.: Гнозис, 2006.-376с.
  54. .И. Эмоции как ценность. — М.: Политиздат, 1978.
  55. К.А. Интерпретация текста. М., 1985.
  56. К.А. Интерпретация текста. Французский язык: Учебное пособие. Изд. З-е. М.: Изд-во ЛКИ, 2007. — 304с.
  57. Т.М. Текст как иерархия коммуникативных программ (информативно-целевой подход) // Смысловое восприятие речевого сообщения. М., 1976. С.48−57
  58. Т.М. Текстовая деятельность и структура социальной коммуникации: Проблемы сема- и социопсихологии. М., 1984.
  59. М.Я. Проблемы текстообразования и художественный текст (наматериале русской прозы Х1Х-ХХвв.). СПб, 1999.
  60. Н.И. Избранные труды. Язык. Речь. Творчество. М., 1998
  61. А. А. Введение в психолингвистику. — М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2000. 382с.
  62. А.А. Национально-культурная специфика картины мира и различные подходы к ее исследованию // Языковое сознание и образ мира: Сб.ст. М.: ИЯ РАН, 2000. — С.39−54.
  63. А.А. Психолингвистические исследования. Слово. Текст: Избранные труды. М., Гнозис, 2005. — 543с.
  64. А.А. Психолингвистический подход к проблеме концепта // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: Научное издание / Под.ред. И. А. Стернина. Воронежский государственный университет, 2001.- 182с.-С.36−44
  65. А.А., Левотина И. Б., Шмелев А. Д. Ключевые идеи русской языковой картины мира: Сб.ст. М.: Языки славянской культуры, 2005. — 544с.
  66. Зализняк Анна А. О семантике сожаления // Прагматика и проблемы интенсиональности. М., 1988.
  67. Зализняк Анна А. О семантике щепетильности (обидно, совестно и неудобно на фоне русской языковой картины мира) // Логический анализ языка: Языки этики / Отв.ред.: Н. Д. Арутюнова, Т. Е. Янко, Н. К. Рябцева. — М.: Языки русской культуры, 2000. С.101−118.
  68. Зализняк Анна А., Левотина И. Б. Отражение национального характера в лексике русского языка // Russian Linguistics, Vol.20, № 2−3, 1996. — С.237−246.
  69. В.А. Смысл и значение // Теоретические и экспериментальные исследования в области структурной и прикладной лингвистики. — М., 1973.-С.: 90−115.
  70. Н.Б. Проза Юрия Трифонова / Н. Б. Иванова. М.: Сов. писатель, 1984.-294с.
  71. В.И. Культурные доминанты в языке. // Языковая личность: культурные концепты. Волгоград-Архангельск, 1996. — С. 166−205
  72. В.И. О типах дискурса // Языковая личность: институциональные и персональный дискурс: Сб.науч.тр. Волгоград: Перемена, 2000. — С.5−20.
  73. В.И. Религиозный дискурс // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс. Волгоград, 1999(а). — С.
  74. В.И. Характеристики педагогического дискурса // языковая личность: аспекты лингвистики и лингводидактики. Волгоград, 1999(6). -С.
  75. В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград, 2002. — 390с.
  76. В.И., Слышкин Г. Г. Лингвокультурный концепт как единица исследования // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: Научное издание / Под ред.И. А. Стернина. — Воронежский государственный университет, 2001. С.75−81.
  77. Ю.Н. Ассоциативный анализ: новый подход к интерпретации художественного текста // Материалы IX Конгресса МАПРЯЛ. Братислава, 1999. С.151−186.
  78. Ю.Н., Колшанский Г. В., Комлев Н. Г., Серебренников Т. А., Постовалова В. И. Роль человеческого фактора в языке. — М., 1988
  79. Л.А. Совесть // Социальная психология. Словарь / Под. ред. М. Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. A.B. Петровского. -М.: ПЕР СЭ, 2006. 176 с. — С.134−135.
  80. Л.А. Фрейм // Общая психология. Словарь / Под. ред. A.B. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах. / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. A.B. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. 251 с. — С.248.
  81. Категоризация мира: пространство и время. М., 1997.
  82. Л.А. Концепт личностного пространства и способы его языкового представления. -М.:Просвещение, 1998. 264с.
  83. В.В. «Жизнь происходит от слова.» / В. В. Колесов.- СПб., 1999 -320с.
  84. В.В. Русская ментальность в языке и тексте. — СПб, 2006
  85. В.В. Язык и ментальность / В. В. Колесов.- СПб.: Петербургское Востоковедение, 2004.- 240 с.
  86. A.B. Способы концептуализации обиходно-бытовых понятий в разножанровых произведениях В.И.Даля (на материале концепта «вода»):
  87. Автореф. дисс., канд. филол. наук. Иваново, 2002.- 16с.
  88. А.Д. О языковом концепте 'долг' // Логический анализ языка: Языки этики / Отв.ред.: Н. Д. Арутюнова, Т. Е. Янко, Н. К. Рябцева. — М.: Языки русской культуры, 2000. С. 119−124.
  89. А.И. Культурология: Словарь. М., 2000
  90. H.A. Эмоциональные концепты в немецкой и русской лингвокультурах: Монография М.: Гнозис, 2008. — 374с.
  91. В.В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? М.: Гнозис, 2003.-375с.
  92. С.Ю. Текстовое ассоциативное поле в поэтическом дискурсе акмеизма (на примере макрополя «творчество»): Автореф.дисс.. .канд.филол.наук. — СПб., 2003.
  93. Е.С. Концепт // Краткий словарь когнитивных терминов / Кубрякова Е. С. и др.- М.: Филилогический факультет МГУ, 1996. — С.90−93.
  94. Е.С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. М.: Языки славянской культуры, 2004.
  95. Н.В. Художественный дискурс как актуализация художественного текста в сознании читателя // «Мир русского слова», № 01,2001
  96. В. А. Интерпретация текста. М.: Просвещение, 1988.
  97. .А. Эстетика слова и язык писателя: Сб.ст. Л., 1974.
  98. И.Б., Шмелев А. Д. За справедливостью пустой // Логический анализ языка: Языки этики / Отв.ред.: Н. Д. Арутюнова, Т. Е. Янко, Н. К. Рябцева. -М.: Языки русской культуры, 2000. С.281−292.
  99. A.A. Основы психолингвистики. 3-е изд. — М., 2003.
  100. Д.С. Концептосфера русского языка // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: Антология. — М.: Academia, 1997. —1. С.280−288.
  101. Логический анализ языка: Языки этики / Отв.ред.: Н. Д. Арутюнова, Т. Е. Янко, Н. К. Рябцева. М.: Языки русской культуры, 2000. — 448с.
  102. Ю.М. К современному понятию текста // Уч.зап. Тартус. ун-та. 1981. Вып. 735.
  103. Ю.М. Структура художественного текста. — М., 1970.
  104. В.А. Художественный текст: Основы лингвистической теории и элементы анализа. — М., 1999.
  105. Магд-Соэп К.Де. Юрий Трифонов и драма русской интеллигенции. — Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 1997.
  106. И.Ю. Дневник как феномен текстуализации внутреннего мира человека // Исповедальные тексты культуры: Материалы международной научной конференции. Санкт-Петербург, 18−19 ноября 2006 г. / Под ред. М. С. Уварова. СПб., 2007. — С.98−106.
  107. В.А. Лингвокультурология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001- 208с.
  108. Т.П. О типах дуализма языкового знака // Науч.докл.высш.школы. Филол.науки. 1971, № 5.- С. 10−17
  109. Н.Б. Язык и религия: Учеб.пособие. М.: Агенство «Фаир», 1998.
  110. Т.Е. Мемуары исповедь или проповедь? // Исповедальные тексты культуры: Материалы международной научной конференции. Санкт-Петербург, 18−19 ноября 2006 г. / Под ред. М. С. Уварова. — СПб., 2007.-126−132.
  111. Л.В. Художественный концепт как смысловая и эстетическая категория // Мир русского слова. 2000. № 4. С.41−42
  112. М.А. Этика // Новейший философский словарь. Изд. 2-е, пер. и доп. — Минск: Интерпрессервис, Книжный дом, 2003. — 1280 с.
  113. Э. Происхождение и развитие сознания. М.: Рефл-бук- Ваклер, 1998
  114. Обретение смысла. Сб. статей, посвященный юбилею докт.филол.наук, проф. К. А. Роговой. СПб.: Издательство «ОСИПОВ», 2006. — 548с.
  115. Р.И. Проблема смысла. Современный логико-философский анализ языка. М., 1986
  116. Е.В. Семантические исследования. М.: Языки русской культуры, 1996.
  117. А.И. Менталитет и ценностные ориентации этнических общностей.: Автореф.дисс. .канд.философ.наук. Новосибирск, 1998.
  118. Л.Г. Грех как религиозный концепт (на примере русского слова «грех» и итальянского «peccato» // Логический анализ языка: Языки этики / Отв.ред.: Н. Д. Арутюнова, Т. Е. Янко, Н. К. Рябцева. М.: Языки русскойкультуры, 2000. С. 167−177.
  119. А.Ф. Текст: его единицы и глобальные категории: Учебник для студ. журналистов и филологов. — М.: Едиториал УРСС, 2002.
  120. A.B. Стыд // Социальная психология. Словарь / Под. ред. М. Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. JI.A. Карпенко. Под общ. ред. A.B. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006.-С.125.
  121. В.Б. Письма Ивана Каляева: политическое завещание или исповедь террориста? // Исповедальные тексты культуры: Материалы международной научной конференции. Санкт-Петербург, 18−19 ноября 2006 г. / Под ред. М. С. Уварова. СПб., 2007. — 106−115.
  122. Н.П. Основные семантические признаки поэтического концепта «крыло» // Русский язык на рубеже тысячелетий. Материалы Всероссийской конференции 26−27октября 2000 г.— СПБ.: 2001. — С.508−512.
  123. В.А. Национальная специфика картины мира и ее репрезентация в языке // Языковое сознание: содержание и функционирование. XIII междунар. симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации: Тез. докл. — М.: ИЯ РАН, 2000. — С.189−190
  124. В.А. Общее языкознание: Учеб. пособие / Алт. гос. ун-т- Науч. ред. Ф. М. Березин. Барнаул: Изд-во АТУ, 2001. — 239 с.
  125. Т.Ф. Текст как диалог: Монография / Т. Ф. Плеханова. Мн.: МГЛУ, 2002. — 253с.
  126. З.Д., Стернин И. А. Очерки по когнитивной лингвистике. — Воронеж: Истоки, 2001 193с.
  127. З.Д., Стернин И. А. Семантико-когнитивный анализ языка. — Воронеж: Истоки, 2006. 228с.
  128. З.Д., Стернин И. А. Семантико-когнитивный подход как направление когнитивной лингвистики // Vita in lingua: К юбилею профессора С. Г. Воркачева / Отв.ред. В. И. Карасик. Краснодар: Атриум, 2007. — С.171−180.
  129. В.И. Картина мира в жизнедеятельности человека // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира / Б. А. Серебренников, Е. С. Кубрякова, В. И. Постовалова. -М.: Наука, 1998. С.8−70.
  130. В.И. Язык как деятельность. Опыт интерпретации концепции1. В.Гумбольдта. М., 1988.
  131. A.A. Мысль и язык. Харьков, 1913.
  132. М.Р. Смысл текста как самоорганизующаяся система. — СПб.: 1999.
  133. Ю.Е. Действительность. Текст. Дискурс: Учеб. пособие / Ю. Е. Прохоров. 2-е изд., испр — М.: Флинта: Наука, 2006. — 224с.
  134. A.B. Этика. — М.: Академический проект, 2004. — 623с
  135. Н.В. Процесс формирования смысловых опор при понимании текста // Залевская A.A., Каминская Э. Е., Медведева И. Л., Рафикова Н. В. Психолингвистические аспекты взаимодействия слова и текста. Тверь: Твер.гос.ун-т, 1998. — С.88−141.
  136. Н.В. Психолингвистическое исследование процессов понимания текста: Монография. Тверь: Твер.гос.ун-т, 1999. — 144с.
  137. И.В. Проблемы изучения текста. Концептуальный анализ (20 002 003гг.) // Обретение смысла. Сб. статей, посвященный юбилею докт.филол.наук, проф. К. А. Роговой. СПб.: Издательство «ОСИПОВ», 2006.-С.: 181−206.
  138. А.И. Духовность основа российского менталитета. — М., 2000.
  139. Ф. Основные формы страха: Исследования в области глубинной психологии. М.: Алетейа, 1998.
  140. К.А. Предисловие // Художественная речь русского зарубежья: 2030-е годы XX века. СПб.: 2002. — С.3−11.
  141. М.В. Поэтика повседневности в городской прозе Ю.В.Трифонова // Известия Уральского государственного университета.59 (Вып.16 Филология). Екатеринбург, 2008. — С.195−208.
  142. .А. Роль человеческого фактора в языке. Язык и мышление. М.: Наука, 1988.
  143. Г. Г. Дискурс и концепт (о лингвокультурном подходе к изучению дискурса) // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс. Волгоград, 2000. — С.
  144. Г. Г. Текстовая концептосфера и ее единицы // Языковая личность: аспекты лингвистики и лингводидактики. Волгоград, 1999. — С.
  145. H.A. Проблемы лингвистической семантики // Вопр.языкознания. 1973. № 5. — С.
  146. В.М. К вопросу о семантике или языковом значении // Проблемы семантики. М., 1974.- С.: 10−11
  147. Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997 — 824с.
  148. Ю.С. Семиотика // Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл.ред.В. Н. Ярцева. 2-е изд. — М., 2000. — С.440−441.
  149. И.А. Методика исследования структуры концепта // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: Научное издание / Под.ред. И. А. Стернина. Воронежский государственный университет, 2001.- 182с. -С.58−65.
  150. И.А. Национальная специфика мышления и проблема лакунарности // Связи языковых единиц в системе и реализации. — Тамбов, 1998. — С.26−28.
  151. Н.Е. Этическое пространство текстового слова // Текст и аспекты его лексического анализа: Учеб.пособие. — СПб.: Изд-во политехнического ун-та, 2007. — 212с. — С.86−93.
  152. В. Юрий Трифонов: Нравственность и революция. 1986. Источник: http://www.proza.ru/2003/04/06−48
  153. Г. В. Концепт как объект лингвокультурологии (На материале репрезентации концепта «труд» в русском языке). Волгоград: Перемена, 2003.-216с.
  154. И.Г. Интонация и картина мира художественного текста // Текст как отображение картины мира: Сб.науч.тр.Вып.341. — М., 1989.
  155. Ю.В. Биография. Источник: http://www.krugosvet.ru/enc/ kultura i obrazovanie/literatura/TRIFONOV YURI VALENTINOVICH. html
  156. E.B. Фундаментальные способности человека и «наивная анатомия» // Вопросы языкознания. 1995. № 3. С.3−16.
  157. .А. Поэтика композиции. СПб.: Азбука, 2000. — 348 с.
  158. М.Ю. Неявные способы передачи информации в тексте: Учеб. пособие / М. Ю. Федосюк. М.:МГПУ, 1988. — 83с.
  159. JI.O. Гештальтная структура абстрактного имени // НДВШ. Филологические науки, 1995. № 4. — С.73−83
  160. С.А. Образ ситуации как медиатор процесса понимания художественного текста: Автореф.дисс.канд.филол.наук. — Тверь, 2001. -16с
  161. С.А. Различные подходы к проблеме образа // Психолингвистические исследования: слово, текст. — Тверь: Твер.гос.ун-т, 1999. С.24−31.
  162. В.И. Эмоциональная картина мира и язык // Лексика, грамматика, текст в свете антропологической лингвистики: Тез.докл.и сообщ.междунар.науч.конф. Екатиринбург: Изд-во УрГУ, 1995.
  163. А.Д. Определенность-неопределенность в названиях лиц в русском языке.: Автореф.дисс. .канд.филол.наук. — М., 1984.
  164. А.Д. Плюрализм этических систем в свете языковых данных // Логический анализ языка: Языки этики / Отв.ред.: Н. Д. Арутюнова, Т. Е. Янко, Н. К. Рябцева. -М.: Языки русской культуры, 2000. С.380−390
  165. А.Д. Функциональная стилистика и моральные концепты // Язык. Культура. Гуманитарное знание: Научное наследие Г. О. Винокура и современность. М., 1999.
  166. В. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2003. 312с. (Stadia philologica).
  167. Юнг К. Психологические типы. — М.: Университетская книга- ACT, 1996.
  168. Е.С. К описанию языковой картины мира // Русский язык за рубежом, 1996, № 1−3. -С.47−56.
  169. Е.С. О концепте чистоты в современном русском языковом сознании и в исторической перспективе // Логический анализ языка: Языки этики / Отв.ред.: Н. Д. Арутюнова, Т. Е. Янко, Н. К. Рябцева. М.: Языки русской культуры, 2000. — С.200−215.
  170. Е.С. О понятии «культурная память» в применении к семантике слова // Вопросы языкознания. 1998. № 3.
  171. Gardenfors P. Conceptual space: The geometry of thought. Cambrige. MA- London: The MIT Press, 2000. — 308p.
  172. D. & Goldin-Meadow S. (Eds.). Lsnguage in mind: Advances in study of language and thought.- Cambrige. Mass- London: The MIT Press, 2003. -528p.
  173. G. & Tturner M. The way of think: Conceptual blending and the mind’s hidden complexities. New York: Basic books, 2002.- 464p.
  174. Van Dijk & Kinch W. Strategies of discourse comprehention. New York: Academic Press, 1983.- 418p.
  175. Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура. Словарь-справочник / Автор составитель профессор В. Ф. Пилипенко. Изд.2-е, доп. и перераб. М.: ПЕР СЭ-Пресс, 2005.
  176. Краткий словарь когнитивных терминов / Кубрякова Е. С., Демьянков В. З., Панкрац Ю. Г., Лузина Л. Г. М.: Филилогический ф-т МГУ, 1996. — 245с.
  177. Новейший философский словарь. Изд. 2-е, пер. и доп. — Минск: Интерпрессервис, Книжный дом, 2003. — 1280 с
  178. Социальная психология. Словарь / Под. ред. М. Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. 176 с.
  179. Общая психология. Словарь / Под. ред. А. В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах. / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. 251 с.
  180. Толковый словарь русского языка: В 4 т./ Под ред.Д. Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл." — ОГИЗ- Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935−1940.
  181. Ю.В. Избранные произведения: В 2х т. М.: Мир книги, 2005. -834с.
  182. Национальный,/ корпус русского языка: Интернет-ресурс: http://www.ruscorpora.ru
Заполнить форму текущей работой