Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические условия формирования культуры здоровья старших подростков общеобразовательной школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основной целью здоровьесберегающего образования старших подростков является воспитание культуры здоровья, в основе которой лежит сознательно выработанное ценностное отношение школьника к здоровью и оздоровительной деятельности. Данное ценностное отношение включает в себя комплекс связанных со здоровьем разнообразных социокультурных качеств личности школьника: его способность выделить здоровье… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
    • 1. 1. Состояние здоровья детей и здоровьесбережение учащихся как одна из основных проблем образования
    • 1. 2. Основные направления деятельности общеобразовательных школ по формированию культуры здоровья у учащихся
    • 1. 3. Компоненты и структура культуры здоровья учащихся старшего школьного возраста
  • Выводы по I главе
  • ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
    • 2. 1. Диагностика культуры здоровья старших подростков
    • 2. 2. Содержание и организация опытно-экспериментальной работы
    • 2. 3. Результаты опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по II главе

Педагогические условия формирования культуры здоровья старших подростков общеобразовательной школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения в любом обществе и при любых социально-экономических ситуациях является важнейшей проблемой, так как дети определяют будущее страны, а решение данной проблемы обеспечивает сохранение генофонда нации, повышение научного и экономического потенциала общества.

За последние годы в России произошло качественное ухудшение здоровья детей и школьников. Уже в дошкольном возрасте у значительной части детей (68%) возникают множественные нарушения функционального состояния, 17% детей приобретают хронические заболевания и только один ребенок из трех остается здоровым (Л.М. Кузнецова, 2000). По данным исследований, лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми, 40%) имеют различную хроническую патологию. У каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний (Е.С. Протас, 1999).

Результаты Всероссийской диспансеризации детей 2002 года также констатируют снижение доли здоровых детей (с 45,5% до 33,9%) с одновременным увеличением вдвое удельного веса детей, имеющих хроническую патологию и инвалидность («Доклад о состоянии здоровья детей в РФ», 2003).

Обозначенные проблемы здоровья современных детей и подростков нуждаются в пристальном внимании не только медицинских работников, но и педагогов, родителей, общественности. Особое место и ответственность в этом оздоровительном процессе отводится образовательной системе, которая может и должна сделать образовательный процесс здоровьесберегающим. При этом реализация здоровьесберегающих стратегий не возможна без выработки единого подхода системы образования и семьи как институтов, обеспечивающих процесс социализации личности ребенка, к построению этого процесса.

В науке к настоящему времени накоплен значительный фонд знаний, позволяющих провести специальное исследование по проблеме формирования культуры здоровья школьников.

Основной целью здоровьесберегающего образования в целом является воспитание культуры здоровья, в основе которой лежит сознательно выработанная ценностное отношение школьника к здоровью и оздоровительной деятельности.

Анализ научной литературы, диссертационных исследований свидетельствуют об интересе к данной проблеме.

Философские, культурологические политологические положения теории культуры (B.C. Библер, И. М. Быковская, J1.A. Зеленов, ЛИ. Коган, В. М. Мижуев, J1.B. Жаров и др.) — теории физической культуры личности (М.Я. Виленский, Н. И. Визитей, В. А. Петьков, Т. Г. Пестова, Л. И. Лубышева, В. А. Магин, И. И. Мансуров, Г. М. Соловьев, В.И. Столяров) — теории о содержании здоровья (Н.М. Амосов, O.A. Ахвердова, В. П. Казначеев, В. Н. Косаткин и др.) — теории о здоровом образе жизни (А.Л. Алексеев, H.H. Борисов, И.В. Бестужев-Лада и др.) — теории здоровьесберегающих технологий в системе образования (В.К. Бальсевич, В. Е. Гурин, В. В. Колбаиов, И. А. Малашихина, К. Д. Чермит и др.).

Анализ результатов указанных исследований свидетельствует о том, что педагогической наукой получены данные, раскрывающие роль и значение здоровьесберегающей, здоровьеформирующей деятельности.

Однако следует отметить недостаточную разработку педагогических условий формирования культуры здоровья старших подростков.

Таким образом, обнаруживается следующие противоречия между:

— необходимостью организации педагогической работы по воспитанию культуры здоровья ребенка и ее недостаточной научно-теоретической и практической разработанностью, которая бы эффективно влияло на укрепление здоровье учащихся;

— потребностью старших подростков в укреплении здоровья и недостаточным вниманием личностно-ориентированным здоровьесберегающим технологиям, обеспечивающим культуру его здоровья.

В этой связи возникает проблема: каковы педагогические условия формирования культуры здоровья старших подростков в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы? Решение этой проблемы составило цель нашего исследования.

Объект исследования — учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы.

Предмет исследования — педагогические условия формирования культуры здоровья старших подростков в учебно-воспитательной работе.

Гипотеза исследования — эффективность педагогической деятельности, направленная на формирование культуры здоровья старших подростков находится в зависимости от выполнения следующих условий:

— учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы носит характер системности, целостности, личностной ориентированности;

— определены критерии и уровни сформированности культуры здоровья у старших подростков;

— разработана модель формирования культуры здоровья у старшеклассников;

— выявлены педагогические условия формирования культуры здоровья у старших подростков;

— разработана интегрированная программа по формированию культуры здоровья у старших подростков;

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Изучить состояние учебно-воспитательной деятельности общеобразовательной школы по формированию культуры здоровья у старших подростков.

2. Определить критерии и уровни сформированности культуры здоровья у старших подростков.

3. Разработать модель формирования культуры здоровья старшеклассников;

4. Выявить и обосновать педагогические условия, направленные на формирование культуры здоровья у старших подростков.

5. Разработать интегрированную программу по формированию культуры здоровья старших подростков.

Методологическую основу исследования составили философские идеи о единстве общего, особенного и единичного в социальных процессахосновополагающие идеи философии, антропологии, педагогики и психологии человека, его воспитанииединстве духовного, психического и телесного в структуре человекао приоритете гуманистических ценностей в образованиивзаимосвязи социального и биологического, интеллектуальной и физической работоспособностио ведущей роли деятельности и социально-культурных условий формирования и развития индивидуальности.

Методологическими ориентирами выступают системный, аксиологический, культурологический, антропологический, личностно-ориентированный и деятельностный подходы.

Теоретической основой исследования являются философские, культурологические политологические положения теории культуры (B.C. Библер, И. М. Быковская, JI.A. Зеленов, Л. И. Коган, В. М. Мижуев, JI.B. Жаров и др.) — теории деятельности (К.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. А. Рубинштейн, В.Б. Шадриков) — теория личности ориентированного образования (В.П. Бедерха-нова, В. Е. Бондаревская, В. В. Сериков, И.С. Якиманская) — положение психологической теории личности (Б.Г. Ананьев, Л. И. Божович, В. В. Давыдов, Д.И. Фельдштейн) — теории физической культуры личности (М.Я. Виленский, Н. И. Визитей, В. А. Петьков, Т. Г. Пестова, Л. И. Лубышева, В. А. Магин, И. И. Мансуров, Г. М. Соловьев, В.И. Столяров) — теории о содержании здоровья (Н.М. Амосов, O.A. Ахвердова, И. В. Боев, В. П. Казначеев, В. Н. Косаткин, Б. Д. Карвасарский и др.) — теории о здоровом образе жизни (А.Л. Алексеев, H.H. Борисов, И.В. Бестужев-Лада и др.) — о сущности природы человека (П.Ф. Лесгафт, Б.Г. Ананьев), его потребности и мотивации в сфере здоровьесбережения (В.К. Бальсевич, В. Е. Турин, С. Г. Сериков, К.Д. Чермит) — теории здоровьесберегающих технологий в системе образования (O.A. Ахвердова, В. Ф. Базарный, И. В. Боев, В. В. Колбанов, И. А. Малашихина, К. Д. Чермит и др.).

Для достижения поставленной цели и решения зацач использовался следующий комплекс методов: 1) теоретические: анализ отечественных и зарубежных литературных источников, сравнение и обобщение научно-исследовательских работ по выбранной проблеме- 2) эмпирические: пракси-метрический метод, педагогические наблюдения, опрос, анкетирование, беседа, интервьюирование, педагогические контрольные испытания (тесты), педагогический эксперимент- 3 статистические: количественная и качественная обработка материалов методами математической статистики.

Организация, этапы и база исследования.

Опытно — экспериментальной базой явились общеобразовательные школы № 15,17,18, 20 г. Пятигорска Ставропольского края.

На первом этапе (2002;2003 гг.) изучалась и анализировалась психолого-педагогическая литература по проблеме исследования, накапливался эмпирический опыт в области теоретико-методологических основ формирования культуры здоровья в генезисе философско-педагогической мысли, а также, современного состояния физического, психического, нравственного здоровья учащихся общеобразовательных школ. Полученный материал позволил определить цель, объект, предмет, задачи исследования, сформулировать рабочую гипотезу.

На втором этапе (2003;2005 гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа с целью проверки теоретических положений исследования: выявлены концептуальные подходы к формированию культуры здоровья учащихся общеобразовательных школ. Разработка программы и проведение педагогического эксперимента в школах, диагностирование уровня культуры здоровья школьников, организация педагогической работы с ними.

На третьем этапе — (2005;2006 гг.): осуществлялись завершение опытно-экспериментальной работы, осмысление ее результатов и оформление диссертации.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

— выявлены и обоснованы педагогические условия, (организация учебно-воспитательной работы на основе научно-обоснованной системы, характеризующейся поэтапностью, целостностью содержания, которая включает комплекс взаимосвязанных компонентов: как цели, задачи, личностной ориентированности, диагностики культуры здоровьяформирование мотивации, умений, навыков, характеризующих культуру здоровья и проявляемых в реальном поведениииспользование инновационных форм и методов (интегрированные уроки и программы на основе межпредметных связейформы и методы олимпийского образования, спартианской оздоровительной технологиисоответствующая профессиональная подготовленность учителей) направленные на формирование культуры здоровья старшего подростка в учебно-воспитательном процессе;

— раскрыты и обоснованы структура и уровни сформированности культуры здоровья у старших подростков (в структуре ценностного отношения учащихся к здоровью нами выделены пять основных «блоков» компонентов: информационно-ориентировочный — способность ориентироваться в мире здоровья и готовность к оздоровительной деятельностимотивационныйналичие интереса к здоровью, здоровому образу жизни, сформированность потребности в заботе здоровья, в оздоровительной деятельностиоперациональный — готовность к оздоровительной деятельностипраксиологический здоровый образ жизни, различные элементы самостоятельного поведениярезультирующий — состояние здоровьяобусловленное ее образом жизни и воздействии других социальных факторов) и уровни их показателей: высокий, средний, низкий;

— предложена интегрированная программа по формированию культуры здоровья у старших подростков (под интегративностыо в нашем представлении понимается как целостность, многосторонность и единая образовательно-мировоззренческая направленность всех приемов и методов воспитания на основе междисциплинарного подхода).

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

— уточнены образовательно-воспитательные возможности дисциплин: физическая культура, (способствует гармоническому развитию духовных и физических сил, укреплению работоспособности здоровья, ценностного отношения к здоровью и воспитанию важнейших социальных качеств личности) анатомия, физиология и гигиена человека, общая биология (способствуют углубленному знанию учащихся о культуре здоровья гигиенической и физической культуре, формированию осознанного отношения своему здоровью, об эволюции здоровья человека);

— разработана модель формирования культуры здоровья старшего подростка в условиях общеобразовательной школы, включающая в себя цель, содержание, организационный и результирующий компоненты;

— обоснован структурированный подход к определению ценностного отношения старшеклассника к здоровью (выделены пять основных компонентов: информационно-ориентировочный, мотивационный, операциональный, праксиологический, результирующий).

Практическая значимость исследования заключается в предложенной авторской программе по формированию культуры здоровья у старших подростков в условиях общеобразовательной школы. Отдельные теоретические выводы и рекомендации направленные на формирование культуры старших подростков могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе в педвузах, колледжах и в системе повышения квалификации работников образования.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечиваются методологической обоснованностью исходных теоретических позиции, применением разнообразных взаимосвязанных и взаимодополняющих методов, адекватных объекту, предмету и цели исследования, репрезентативностью выборки исследования и личным опытом соискателя.

Положения, выносимые на защиту:

1. Основной целью здоровьесберегающего образования старших подростков является воспитание культуры здоровья, в основе которой лежит сознательно выработанное ценностное отношение школьника к здоровью и оздоровительной деятельности. Данное ценностное отношение включает в себя комплекс связанных со здоровьем разнообразных социокультурных качеств личности школьника: его способность выделить здоровье и оздоровительную деятельность из множества других социальных явленийпризнание личностной и социальной значимости здоровья и оздоровительной деятельности, связанные с этим знания, убеждения, интересы, потребности, эмоциональные реакции, нормы, правила поведения, образ жизни старшего подростка.

2. В структуре культуры здоровья старшего подростка можно выделить следующие основные «блоки» и их показатели: информационно-ориентировочный (базисные и личностные знания школьника о здоровье и оздоровлении) — мотивационный (связанные со здоровьем интересы, потребности, ценностные ориентации, оценки школьника) — операциональный (умения, навыки, способности, позволяющие школьнику заботиться о сохранении и укреплении своего здоровья) — праксиологический (связанные со здоровым образом жизни типы, образцы, модели самосохранительного поведения школьника) — результирующий (состояние здоровья школьника, обусловленное его образом жизни и воздействием других социальных факторов).

3. Основными педагогическими условиями воспитания культуры здоровья старших подростков являются: (организация учебно-воспитательной работы на основе научно-обоснованной системы, характеризующейся поэтапностью, целостностью содержания, которая включает комплекс взаимосвязанных компонентов: как цели, задачи, личностной ориентированности, диагностики культуры здоровьяформирование мотивации, умений, навыков, характеризующий культуру здоровья и проявляемых в реальном поведениииспользование инновационных форм и методов (интегрированные уроки и программы на основе межпредметных связейформы и методы олимпийского образования, спатианской оздоровительной технологий) — соответствующая профессиональная подготовленность учителей, направленная на формирование культуры здоровья старшего подростка в учебно-воспитательном процессе;

4. Эффективность организации педагогической деятельности по формированию культуры здоровья старших подростков во многом зависит от следующих условий: цели, задачи, диагностики, уровня сформированное&trade-, педагогическое руководство разнообразной деятельностью старших подростков, культуротворческой деятельности семьи, школы и соответствующей профессиональной подготовки учителей.

Апробация и внедрение результатов.

Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждены и были одобрены на заседании кафедры педагогики и педагогических технологий Карачаево-Черкесского госуниверситетадокладывались на всероссийских, региональных республиканских научно-практических конференциях: Карачаевск (2004 — 2005) — Москва (2005, 2006) — Казань (2005) — Тверь (2005).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, приложения.

Выводы по II главе.

Важным педагогическим условием формирования культуры здоровья старшеклассника является диагностика уровня ее сформирован ности. Только эта процедура дает возможность педагогу учитывать реальный уровень развития культуры здоровья учащихся, те пробелы, которые у них имеются в этом плане, и на основе этого реализовать личностно-ориентированный, индивидуализированный подход к решению задач этой сложной педагогической деятельности.

Диагностика культуры здоровья школьника — крайне сложная процедура как по характеру тех задач, которые при этом должны быть решены, так и по тем средствам, методам, которые должны быть использованы для решения этих задач.

Для эффективной организации диагностики культуры здоровья старшеклассника, прежде всего, необходимо знать возможные уровни сформированное&tradeи характер различных компонентов этой культуры, а также ее в целом, а кроме того те показатели (индикаторы), по которым их можно идентифицировать.

При характеристике структуры здоровья учащихся мы выделили пять основных блоков (компонентов).

Первый «блок» культуры здоровья школьника мы называем информационно-ориентировочным. Он характеризует способность школьника ориентироваться в мире здоровья, его грамотность в вопросах здоровья, а, значит, информационную готовность к оздоровительной деятельности.

Второй «блок» культуры здоровья старшего подростка — мотивацион-ньгй, который включает в себя связанные со здоровьем интересы, потребности, ценностные ориентации и оценки школьника.

Третий «блок» культуры здоровья старшего подростка — операциональный. В него, по нашему мнению, входят умения, навыки, способности, позволяющие школьнику самостоятельно заботиться о сохранении и укреплении как своего здоровья, так и здоровья других людей, а также осознание (рефлексия) и обоснование этих умений, навыков, способностей.

В четвертый «блок» культуры здоровья старшего подростка — праксиологический — мы включаем типы, образцы, модели реального поведения старшего подростка, используемые им средства и методы, в той ил и иной степени влияющие на сохранение и укрепление здоровья.

В этой главе уточнены образовательно-воспитательные возможности дисциплин: физическая культура, (способствует гармоническому развитию духовных и физических сил, укреплению работоспособности здоровья, ценностного отношения к здоровью и воспитанию важнейших социальных качеств личности) анатомия, физиология и гигиена человека, общая биология (способствуют углубленному знанию учащихся о культуре здоровья гигиенической и физической культуре, формированию осознанного отношения своему здоровью, об эволюции здоровья человека).

Предложена интегрированные программы по формированию культуры здоровья старших подростков.

В соответствии с целями и задачами проводимого исследования была разработана и внедрена в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы авторская программа по формированию культуры здоровья старших подростков, которая показала позитивную динамику в показателях уровня сформированности культуры здоровья старших подростков.

Материалы опытно-экспериментальной работы позволили выделить и обосновать совокупность педагогических условий, способствующих наиболее эффективному формированию культуры здоровья старших подростков.

— организация учебно-воспитательной работы на основе научно-обоснованной системы, характеризующейся поэтапностью, ¡-целостностью содержания, которая включает комплекс взаимосвязанных компонентов: как цели, задачи, личностной ориентированности, диагностики культуры здоровья;

— формирование мотивации, умений, навыков, характеризующий культуру здоровья и проявляемых в реальном поведении;

— использование инновационных форм и методов (интегрированные уроки и программы на основе межпредметных связейформы и методы олимпийского образования, спортивной оздоровительной технологий);

— соответствующая профессиональная подготовленность учителей, направленная на формирование культуры здоровья старшего подростка в учебно-воспитательном процессе;

— эффективность организации педагогической деятельности по формированию культуры здоровья старших подростков во многом зависит от следующих условий: цели, задачи, диагностики, уровня сформированности, педагогическое руководство разнообразной деятельностью старших подростков, культуротворческой деятельности семьи, школы и соответствующей профессиональной подготовки учителей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Здоровье человека в системе педагогических категорий рассматривается как динамичное изменяющееся под влиянием внешних и внутренних причин специфическое целостное образование, обнаруживающее себя в самосохранении укреплении и поддержании на протяжении всей жизни человека, являющееся необходимым условием его полноценной свободной жизни, высшей ценностью отношения, проявляющееся на различных уровнях жизнедеятельности соматическом, психическом, нравственном, духовном.

Построение здоровьесберегающего процесса обучения и воспитания в школе требует переосмысления ценностных ориентации в образовании, пересмотра соотношения между образованием и сохранением здоровья Генеральной идеей гуманистического образования является идея самооценки человека, а не его знаний, то есть во главу угла ставится конкретная личность с ее возможностями и потребностями в самореализации и самоактуализации. Такой подход к учебно-воспитательному процессу определяет высшей ценностью жизнь и здоровье юного человека, формирует профилактический взгляд и психологический настрой на здоровый образ жизни детей, учителей, родителей.

Именно поэтому основу формирования здоровьесберегающего образовательного процесса составляет гуманистическое личностно-ориентированное воспитание.

Мы придерживаемся мнения о неразрывной связи культуры с ценностным отношением с ценностями. На основе такого подхода культура здоровья школьника выступает как его ценностное отношение к здоровью, в рамках которого он осознает личностную и социальную значимость здоровья, рассматривает его как ценность и в соответствии с этим проявляет к нему интерес, испытывает потребность в его сохранении и укреплении, ведет соответствующий образ жизни старшего подростка.

Культура здоровья школьника включает в себя комплекс связанных со здоровьем разнообразных социокультурных качеств личности школьника: его способность выделить здоровье и оздоровительную деятельность из множества других социальных явленийпризнание личностной и социальной значимости здоровья и оздоровительной деятельности, т. е. рассмотрение их как ценностисвязанные с этим знания, убеждения, интересы, потребности, эмоциональные реакции, типы, нормы, правила поведения, образ жизни школьника и т. д.

В нашем понимании культура здоровья рассматривается как интегра-тивное личностное образование, являющееся выражением гармоничности, богатство и целостности личности, универсальности ее связи с окружающим миром и людьми, а также способностью к творческой и активной жизнедеятельности.

Мы выделяем следующие стороны, аспекты, составляющие компоненты здоровья старшего подростка.

Здоровье старшего подростка как целостный феномен включает в себя следующие основные компоненты: 1) соматический — соматическое (физическое) здоровье- 2) психический — психическое здоровье (душевное благополучие), 3) духовный — духовно-нравственное здоровье и 4) социальный — социальное благополучие. Тем самым здоровье характеризует гармоничное развитие телесности, психических способностей, духовно-нравственных качеств старшего подростка, а также его безопасное и комфортное существование в обществе.

В рамках гуманистического подхода культура здоровья должна рассматриваться как элемент разносторонне и гармонично развитой личности старшего подростка, обладающей указанными выше чертами и характеристиками. Значит, культура здоровья школьника приобретает гуманистическую направленность, если она как целостный феномен характеризует разностороннее и гармоничное развитие старшего подростка. На такой основе и само воспитание культуры здоровья органично вписывается в процесс гуманистической социализации школьника.

В комплексе педагогических условий, обеспечивающих воспитание культуры здоровья (в ее гуманистической ориентации) старших подростков, важное значение имеет ориентация педагога в его отношениях с учениками на принципы гуманистической (личностно-центрированной, личностно-ориентированной, личностно-гуманной) педагогики.

Нами представлена модель формирования культуры здоровья старшего подростка в условиях общеобразовательной школы, включающая в себя цель, содержание, организационный и результирующий компоненты.

Важным педагогическим условием формирования культуры здоровья старшеклассника является диагностика уровня ее сформированное&trade-. Только эта процедура дает возможность педагогу учитывать реальный уровень развития культуры здоровья учащихся, те пробелы, которые у них имеются в этом плане, и на основе этого реализовать личностно-ориентированный, индивидуализированный подход к решению задач этой сложной педагогической деятельности.

Диагностика культуры здоровья школьника — крайне сложная процедура как по характеру тех задач, которые при этом должны быть решены, так и по тем средствам, методам, которые должны быть использованы для решения этих задач.

Для эффективной организации диагностики культуры здоровья старшеклассника, прежде всего, необходимо знать возможные уровни сформированное&tradeи характер различных компонентов этой культуры, а также ее в целом, а кроме того те показатели (индикаторы), по которым их можно идентифицировать.

При характеристике структуры здоровья учащихся мы выделили пять основных блоков (компонентов).

Первый «блок» культуры здоровья школьника мы называем информационно-ориентировочным. Он характеризует способность школьника ориентироваться в мире здоровья, его грамотность в вопросах здоровья, а, значит, информационную готовность к оздоровительной деятельности.

Второй «блок» культуры здоровья старшего подростка — мотивсщион-ный, который включает в себя связанные со здоровьем интересы, потребности, ценностные ориентации и оценки школьника.

Третий «блок» культуры здоровья старшего подростка — операциональный. В него, по нашему мнению, входят умения, навыки, способности, позволяющие школьнику самостоятельно заботиться о сохранении и укреплении как своего здоровья, так и здоровья других людей, а также осознание (рефлексия) и обоснование этих умений, навыков, способностей.

В четвертый «блок» культуры здоровья старшего подростка — праксиологический — мы включаем типы, образцы, модели реального поведения старшего подростка, используемые им средства и методы, в той или иной степени влияющие на сохранение и укрепление здоровья.

В этой главе уточнены образовательно-воспитательные возможности дисциплин: физическая культура, (способствует гармоническому развитию духовных и физических сил, укреплению работоспособности здоровья, ценностного отношения к здоровью и воспитанию важнейших социальных качеств личности) анатомия, физиология и гигиена человека, общая биология (способствуют углубленному знанию учащихся о культуре здоровья гигиенической и физической культуре, формированию осознанного отношения своему здоровью, об эволюции здоровья человека).

Предложена интегрированные программы по формированию культуры здоровья старших подростков.

В соответствии с целями и задачами проводимого исследования была разработана и внедрена в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы авторская программа по формированию культуры здоровья старших подростков, которая показала позитивную динамику в показателях уровня сформированности культуры здоровья старших подростков.

Материалы опытно-экспериментальной работы позволили выделить и обосновать совокупность педагогических условий, способствующих наиболее эффективному формированию культуры здоровья старших подростков.

— организация учебно-воспитательной работы на основе научно-обоснованной системы, характеризующейся поэтапностью, целостностью содержания, которая включает комплекс взаимосвязанных компонентов: как цели, задачи, личностной ориентированности, диагностики культуры здоровья;

— формирование мотивации, умений, навыков, характеризующий культуру здоровья и проявляемых в реальном поведении;

— использование инновационных форм и методов (интегрированные уроки и программы на основе межпредметных связейформы и методы олимпийского образования, спартианской оздоровительной технологии);

— соответствующая профессиональная подготовленность учителей, направленная на формирование культуры здоровья старшего подростка в учебно-воспитательном процессе;

— эффективность организации педагогической деятельности по формированию культуры здоровья старших подростков во многом зависит от следующих условий: цели, задачи, диагностики, уровня сформированности, педагогическое руководство разнообразной деятельностью старших подростков, культуротворческой деятельности семьи, школы и соответствующей профессиональной подготовки учителей.

Проблема формирования культуры здоровья учащихся многогранна и сложна. Данное исследование не претендует на ее исчерпывающее раскрытие. В дальнейшем представляется необходимым исследование преемственности в формировании культуры здоровья детей младшего, подросткового и старшего школьного возрастасовершенствование понятийного аппарата педагогической концепции культуры здоровья школьниковисследование динамики зависимости формирования культуры здоровья учащихся от социально-педагогических условий и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. H.H., Ашмарин И. И., Степанова Г. Б. Здоровье как ценность и предмет научного знания // Мир психологии. 2000. — № 1 (21). — С. 68−75.
  2. Р.И., Абаскалова Н. П., Вайнер Э. Н. и др. Валеология // Учебная программа для общеобразовательных школ. Новосибирск: Изд-во Новосибирского педагогического университета, 1996. — 19 с.
  3. Е.А., Быховская И. М. Культурологические опыты. -М., 1996.-115 с.
  4. H.A. Раздумья о здоровье. М.: Фис, 1987. — 64 с.
  5. H.A., Ямпольская Ю. А. Здоровье и развитие современных школьников //Школа здоровья, — 1994. -Т. l.№ 1. С. 13−18.
  6. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань, Изд-во Казанского госуниверситета, 1996. — 567 с.
  7. Г. М. Социализация личности // Социальная психология. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. С. 334−352.
  8. М.В., Бородкина Г. В., Кузнецова Л. М. и др. Проблемы здоровья детей и их физического развития // Здравоохранение Российской Федерации. 1999. — С. 17−21.
  9. М.В., Козлова В. И. Физиология подростка. М., 1988. — С. 241−264.
  10. ГЛ., Попова Л. А. Медицинская валеология. Ростов н/Д.: Феникс, 2000.-248 с.
  11. O.A., Магин В. А. К исследованию феномена «культура здоровья» в области профессионального физкультурного образования // Теория и практика физич. культуры. 2002 — № 9. — С. 5−7.
  12. К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни / Пер. с англ. М.: Мир, 1997. -368 с.
  13. Л.В. Новое направление детских профилактических программ детское движение в защиту здоровья // Школа здоровья. -1998. -№ 1, — С. 1722.
  14. Л.В. Детский потенциал образовательных программ в области здоровья // Материалы Всероссийского форума по политике в области общественного здоровья. -М., 1999. С. 56−57,
  15. В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологический, экологический и организационный аспекты) // Теория и практика физической культуры. -1990.-№ 1,-С. 22−26.
  16. В.К. Проблемы совершенствования процесса физического воспитания младших школьников // Сов. педагогика. 1993. — № 8. — С. 1821.
  17. В.К., Большенков В. Г., Рябинцев Ф. П. Концепция физического воспитания с оздоровительной направленностью учащихся начальных классов общеобразовательных школ // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. — № 2. — С. 13−18.
  18. A.A. Здоровье российских детей // Педагогика. 1999. — № 8. -С. 41−44.
  19. Н.В., Виноградов П. А., Жолдак В. И. Физическая культура и здоровый образ жизни: Уч. пос. Самара, 1997. — 256 с.
  20. М., Зайцева В., Сонькин В. и др. Новые подходы к уроку физкультуры // Школа здоровья. 1998. — № 3/10. — С. 183−185.
  21. A.C. Ситуация успеха. Как ее создать: Книга для учителя.
  22. М.: Просвещение, 1991. 176 с.
  23. И.О. Прогнозирование и профилактика нарушений здоровья младших школьников, обучающихся по экспериментальным программам: Автореф. дис. канд. мед. наук. Иваново, 1999. — 20 с.
  24. Л.Ф. Состояние здоровья детей дошкольного и школьного возраста и факторы, его определяющие. М., 1991. — С. 5−10.
  25. И.П., Дергачев Ю. В. // Школа здоровья. М.: Московский рабочий, 1989. — 230 с.
  26. ГА. Гигиеническое воспитание школьников, — Йошкар-Ола, 1966. 126 с.
  27. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. 1997. — № 4. — С. 11−17.
  28. И.И. Философско-методологические аспекты проблемы здоровья человека//Вопросы философии. 1982. -№ 2. — С. 48−53.
  29. И.И. Валеология наука о здоровье. — М.: Физкультура и спорт, 1990.-208 с.
  30. П.В., Баландин В. И., Евдокимова О. М., Загранцев В. В. Современные технологии валеометрии и укрепления здоровья населения // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 9. — С. 7−11.
  31. П.В., Евдокимова О. М., Унесталь Л. Э. Современные технологии укрепления психофизического состояния и психосоциального здоровья населения (аналитический обзор) // Теория и практика физической культуры. 1996. -№ 8. — С. 57−63.
  32. B.C. Как сохранить свое здоровье: Пособие для самостоятельных занятий. -Челябинск: Фотохудожник, 1996. 55 с.
  33. B.C. Актуализация физического самовоспитания школьников (теоретико-методологический аспект) // Межд. научно-практич. конференция «Здоровье и физические упражнения». Тюмень, 2000. — С. 12−20.
  34. Ю.Н., Вавилов К. Ю. Спортивно-оздоровительная программема «Президентские состязания» (авторский проект) // Теория и практика фи-зич. культуры. 1997. -№ 6. — С. 51−54.
  35. Э.Н. Общая валеология: Учебник. Липецк: Липецкое изд-во, 1998.-183 с.
  36. Валеологические и культурологические основы петербургской школы. На путях к школе здоровья. СПб.: Изд-во «Петроградский и К0″, 1995.288 с.
  37. Валеология: Учебное пособие / Под общ. ред. В. П. Соломина и Ю. Л. Варшамова. СПб.: Образование, 1995. — 205 с.
  38. Е.Г. Педагогическое просвещение родителей как компонент деятельности школы по здоровьесбережению обучающихся: Дисс. канд. пед. наук. Майкоп, 2006. — 175 с.
  39. М.Я. Социально-психологические детерминанты формирования здорового образа жизни // Теория и практика физической культуры. 1994.-№ 9. — С. 9−11.
  40. М.Я. Основы здорового образа жизни студентов: Учебное пособие. М.: МИЭПУ, 1995. — 93 с.
  41. П.А. Актуальные проблемы развития физической культуры и формирования здорового образа жизни населения России // Физическая культура основа здорового образа жизни: Доклады, тезисы, материалы. Часть 1.-М., 1995. -С. 4−33.
  42. Е.Л., Барсукова Н. К., Полесский В. А. и др. Программа гигиенического обучения и воспитания школьников, формирование норм и навыков здорового образа жизни. М., 1996.
  43. В.А. Здоровьесбережение в школе (Педагогические стратегии и технологии). М.: Изд. „Теория и практика физической культуры“, 2002. — 270 с.
  44. В.Н. Теория и практика валеологического воспитания личности учащихся в образовательных учреждениях нового типа: Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 2000. — 41 с.
  45. H.A. Комплексная реабилитация учащихся в условиях начальной школы валеологической направленности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Тюмень, 1998. — 24 с.
  46. Е.Ю. Гигиеническое воспитание младших школьников в образовательном процессе: медико-педагогические условия: Автореф. дис.. канд. пед. наук Уфа, 1999. — 24 с.
  47. П.П. Медицина 21-го века профилактическая медицина. Современные технологии профилактики — перспективы медицинского бизнеса в России // Специальный выпуск журнала „Медицинские технологии“. -1995. -№ 4. -С. 3−6.
  48. О.Ю., Бекетова JIM. Валеологические аспекты работы с родителями: Методич. рекомендации для студентов, педагогов-валеологов, классных руководителей.-Липецк: Изд-во ЛГПИ, 1998, — 52 с.
  49. В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996.544 с.
  50. В.И. Валеология. Здоровый образ жизни. М.: Изд-во ФЛИНТА, 1999.-560 с.
  51. К.Н., Егоров А. Г., 1998. Межпредметные связи в школьном олимпийском образовании: Уч. пособие. Смоленск: СГИФК, СОА, 1998. -73 с.
  52. H.H. Материалы к оригинальной авторской программе „Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста“. -М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. 256 с.
  53. И.В. Здоровье подростков: социологический анализ. -М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 2002. 240 с.
  54. Г. К. Валеолого-педагогические основы обеспечения здоровья в системе образования: Автореф. дис.. докт. пед. наук. СПб., 1998.48 с.
  55. Г. К., Колбанов В. В., Колесникова М. Г. Педагогика здоровья // Образовательные программы по валеологии. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет педагогического мастерства, 1994.-66 с.
  56. Здоровье школьника: Сб. нормативных и методических документов. СПб.: Изд-во ЦПИ, 1994. — 76 с.
  57. Здоровью надо учить! (валеология через школьные предметы): Разработки уроков: Методическое пособие для учителей / Под ред. Н.П. Абаска-ловой. Новосибирск: ООО Издат. компания „Лада“, 2000. — 229 с.
  58. Л.А. Система культуры личности // Система культуры личности и ее значение для научно-технического прогресса: Тез. докл. К XIII межзональн. симп. Горький, 1985. — С. 4−15.
  59. Л.А. Культура и антикультура: великое противостояние // Культура и формирование личности учащейся молодежи: Межвуз. сб. Н. Новгород: НООПО РСФСР, 1991. — С. 6−7.
  60. Д.И. О состоянии здоровья детей в России // Школа здоровья. 1995. — Т. 2., № 2. — С. 5−12.
  61. Инновационная образовательная технология спорти жированного физического воспитания обучающихся в общеобразовательной школе / Под ред. Л. Н. Прогонюк // Сургут: Дефис, 2001. 212 с.
  62. Информация о ходе выполнения Федеральной программы развития образования, в частности дошкольного, общего и начального профессионального образования // Педагогика. 1997. — № 1. — С. 3−6.
  63. Э.М., Блинова Н. Г., Литвинова H.A. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: Учебноепособие для студентов высших учебных заведений. М.: ВЛАДОС, 2000. -192 с.
  64. В.П. Современные аспекты адаптации. — Новосибирск: Наука, 1983.-191с.
  65. В.А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем / Под ред. Н. Л. Селивановой. Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: Педагогическое Общество России, 2000. — 256 с.
  66. В.Н. Комплексная программа здоровья в школе // Школа здоровья. 1998. — № 3. — С. 2−15.
  67. В.Н. Медико-психолого-педагогические программы укрепления здоровья: Автореф. дис. докт. мед. наук. М., 1999. — 44 с.
  68. В.Н. Междисциплинарная программа „Здоровье“ для средних образовательных учреждений // Школа здоровья. 2000. — № 4. — С. 8−21.
  69. В.Н., Чечельницкая СМ., Рачевский Е. Л. Создание проекта „Школа, содействующая здоровью“: рекомендации администратору // Школа здоровья. 2001. — № 2. — С. 34−44.
  70. Л.Г. Проблемы педагогической валеологии и ее взаимосвязь с содержанием общего образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Кемерово, 1998. — 24 с.
  71. А.Г. Самовоспитание школьников. М.: Просвещение, 1967.-320 с.
  72. A.M. Реализация функции здоровьесбережения учащихся основной школы в физкультурном образовании: Автореф. дис. канд. пед. наук. Челябинск, 2002. — 22 с.
  73. В.В. Валеология: Основные понятия, термины и определения. СПб.: ДЕАН, 1998. — 232 с.
  74. Ю.В., Колчеева Н. М. Театрализованные игры в школе.
  75. М.: Школьная пресса, 2000. 96 с.
  76. Комплексная программа физического воспитания учащихся 10- 11-х классов общеобразовательной школы. М., 1992. — 34 с.
  77. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. — 383 с.
  78. Кон И. С. Ребенок и общество (историко-этнографическая перспектива). М.: Наука, 1988. — 270 с.
  79. М.Ю., Дерябо С. Д. Психологические рекомендации по усвоению программы „Здоровье“ // Школа здоровья. 2000. -1.1. — № 4.-С. 22−21.
  80. А.Т. Формирование организационно-педагогических основ олимпийского образования в России: Автореф. дис.. канд. пед. наук,-М., 2001−22 с.
  81. С.Г. ППМС-центры России: современное положение и тенденции развития // Школа здоровья, — 2000, — Т.7. № 3. С. 52- 57.
  82. В.В. Образование и воспитание в контексте педагогической науки // Мир психологии. 2001- № 4. — С. 209−216.
  83. В.Н. Охрана здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях России // Материалы Всерос. форума по политике в области общественного здоровья. М, 1999. — С. 33−34.
  84. Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методич. пос. М.: Аспект Пресс, 2000. — 139 с.
  85. Л.В. Элективный курс педагогической валеологии в профессиональной подготовке учителя: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Шуя, 1999.- 18 с.
  86. А.М. Взаимосвязь здоровья и эффективности обучения старшеклассников // Школа здоровья. 2001. — № 2. — С. 10−15.
  87. В. Самая „страшная“ глава в учебнике Дистервега, или как нам построить наконец школу для детей, а не против них // Народное образование. 2001.-№ 1. с.- 20−28.
  88. В.Р., Сердюковская Г. Н., Демин А. К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. М., 2000.
  89. М.Л. Здравствуй!: Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста: Руководство для воспит. дошк. образов, учреждений. М.: Академия здоровья, 1997. — 376 с.
  90. А.К. Тайны пирамиды здоровья: Учебное пособие по валео-логии для начальной школы. СПб.: Изд-во „Петроградский и КО, 1998.112 с.
  91. Ю.А. Философские основы теории и практики физической культуры: Автореф. дис.. докт. филос. наук. Нижний Новгород, 1993.-38 с.
  92. Ю.А., Филиппова Л. В. Гуманизация физкультурно-спортивной деятельности. Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 1992. — 122 с.
  93. СП. Оценка физического состояния школьников с использованием компьютерных технологий // Теория и практика физической культуры. 2002. -№ 1. — С. 60−62.
  94. В.А., Мосткова Е. В. Девять ступеней к здоровью. М.: Изд-во „Восточная Книжная Компания“, 1997. — 320 с.
  95. .Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей (теоретико-исторический анализ воспитательных ценностей в России в XIX и XX веках). Самара: Изд-во СИУ, 1997. — 85 с.
  96. В.А., Мосткова Е. В. Основы здоровья. Актуальные задачи, решения, рекомендации. М.: Изд-во „Восточная Книжная Компания“, 1994. -134 с.
  97. В.А., Мосткова Е. В. Девять ступеней к здоровью. М.: Изд-во „Восточная Книжная Компания“, 1997. — 320 с.
  98. А.В. Методика разработки обучающих компьютерных программ с тестированием знаний для молодежи по проблемам здорового образа жизни // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. 2001. -№ 4.-С.31.34.
  99. И.И. Физическая культура полиэтнического общества (на примере Северного Кавказа). Карачаевск, 2001. — 416 с.
  100. И.И. История физической культуры на Северном Кавказе. Учеб. Пособие для студентов фак. физ. культ, университетов. Карачаевск: КЧГУ, 1997.-221 с.
  101. Междисциплинарная программа „Здоровье“ для средних образовательных учреждений/школа здоровья, — 2000, — Т.7. № 4, — С, 8−21.
  102. Н.Б., Барсукова Н. К., Полесский В. А. Состояние здоровья детей школьного возраста в современных условиях обучения // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья.-2000, — № 4, — С. 30−32.
  103. Морфология культуры. Структура и динамика/Г.А.Аванесова, В. Г. Бабаков и др.: Уч. пос. для вузов. М.: Наука, 1994. — 415 с.
  104. B.C. Детская психология. М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 352 с.
  105. Н.Д. Воспитание ценностей: российский вариант. М., 1996. -317 с.
  106. Н.Д. Проблема ценностей в российском обществе и образовании // Int. Higher Education Research, vol. II./Ed. by Masanao Takeda. -Sapporo, Japan: Hokkaido University, March, 1998. pp. 7−14.
  107. В.Б. Живи и знай. Белая книга детства и образования в России. М.: Изд-во МИРОС, 1995. — 80 с.
  108. Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг—тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы / Под ред. Академика РАМН Г. Н. Сердюковой. М.: Прометэк, 1993. — 61 с.
  109. В.И. Активность и самостоятельность учащихся // Педагогика. 1998. -№ 3. — С. 44−48.
  110. Отношение населения к здоровью / Отв. ред. И. В. Журавлева. -М.:ИСРАН, 1993.-183 с.
  111. ПЗ.Пахомова Л. Э. Методическое обеспечение спецкурса „Культура жизнедеятельности“ для учащихся старших классов общеобразовательной школы // Теория и практика физич. культуры. 2003. — № 7. — С. 58−59.
  112. В.П. Валеология Человека: Здоровье-Любовь-Красота -СПб: Изд-во PETROC, 1998. 152 с.
  113. В.А. Медико-социальные основы сохранения и укрепления здоровья населения РФ в современных условиях // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. 1998. -№ 1. — С. 13−17.
  114. Г. М., Рагозина Г. А. Методическое пособие по олимпийскому образованию для учащихся и учителей общеобразовательных школ, ССУЗов и студентов ВУЗов. Луга, 2001. — 65 с.
  115. C.B. Валеология в школе и дома (О физическом благополучии школьников). СПб.: Изд-во СОЮЗ, 1997. — 256 с.
  116. Л.Н. Освоение технологий спортизированного физического воспитания в общеобразовательной школе // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2000. — № 4. — С. 12−15.
  117. Т.Г. Физическая культура как фактор социализации личности студента: Дисс. канд. пед. наук. Карачаевск, 2004. — 186 с.
  118. В.О. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя физической культуры: Дисс. канд. пед. наук. Карачаевск, 2005. — 185.
  119. Рабочая тетрадь к практическим занятиям по валеологии. Ч. 2 / Под ред. Р. И. Айзмана. Новосибирск: Сибирское соглашение, 1999. — 144 с.
  120. Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления /Под ред. H. J1. Селивановой./ М.: Педагогическое общество России, 2001. 284 с.
  121. A.B., Ступницкая М. А., Кардашина О. В. Элементы тренингов, уроков и студий в профилактических занятиях по программе „Здоровье“ // Школа здоровья. 2000. — Т. 7. — № 4. — С. 28−36.
  122. В., Контанистов А. Программно-методическое обеспечение олимпийского образования школьников России // Материалы Всероссийской научной конференции „Современные проблемы физической культуры и спорта“. СПб: Изд-во „Шатон“, 2003. — С. 29−30.
  123. Л.И., Арет А. Я. Самовоспитание школьников. М.: Педагогика, 1976. — 180 с.
  124. Е.М. Положение детей в России // Педагогика. 1994.-№ 6.-С. 3−12.
  125. Е.М. Феномен детства в современной России // Педагогика. 1996. -№ 6. — С. 14−18.
  126. И.Г., Козлов И. М. и др. Оценка физического состояния учащихся // Актуальные проблемы школьного образования: Сб. методич. статей. СПб.: Школа-гимназия № 92,1996. — С. 16−33.
  127. A.B. Теоретико-методические и медико-социальные проблемы общественного здоровья: Автореф. дис.. докт. мед. наук. М., 1992.47 с.
  128. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  129. Г. К., Закатова И., Левина О. Воспитательная технология
  130. Самосовершенствование личности“ // Народное образование. 2000. -№ 1. -С. 144−165.
  131. H.JI. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня: М: Педагогическое общество России, 1998. — 336 с.
  132. H.JI. Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления. М.: Педагогическое общество России, 2001.-284 с.
  133. В.Н. Технология оздоровительной физической культуры. М.: СпортАкадемПресс, 2001. — 172 с.
  134. В.Н., Мякинченко Е. Б. Изотон. Здоровье, Красота, Грация. Система оздоровительной гимнастики // Методические рекомендации для инструкторов. М.: Изд-во НПЦ „Антей“, 1993. — 70 с.
  135. С.А., Костович Л. Школы укрепления здоровья. Рекомендации по внедрению программы // Школа здоровья. 2000. — Т. 7. -№ 4. -С. 51−59.
  136. С.А., Костович Л. Школы укрепления здоровья. Рекомендации по внедрению программы // Школа здоровья. 2001. — № 1. — С. 3947.
  137. Г. Н., Антонова Л. Т. Охрана здоровья подростков // Внутренние болезни и функциональные расстройства в подростковом возрасте. -М., 1993,-С. 249−292.
  138. В.В. Личностно ориентированное образование // Педагогика. 1994. -№ 5. — С. 16−21.
  139. H.H. Использование методов донозологической диагностики в оценке уровня здоровья человека // Теория и практика физической культуры. 2002. -№ 9. — С. 8−11.
  140. Г. И., Кутепов E.H., Гедыман М. Ю. Методология изучения состояния здоровья населения в зависимости от качества окружающей среды // Вестник АМН СССР. -1991. № 1 -С. 15−18.
  141. С. Без здоровых детей у страны нет будущего // Народное образование 1999. — № 8. — С. 159−167.
  142. Н.А., Ялтонский В. М. Программы формирования здорового жизненного стиля. М.: ЗАО „Полиграфия“, 2000. — 84 с.
  143. И.Н. Здоровье человека как философская проблема // Вопросы философии. 1985. -№ 7. — С. 89.
  144. Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПК и ПРО, 2002. — 121 с.
  145. Н.К. Введение в психологию здоровья // Педагогика и психология здоровья: Сборник работ сотрудников кафедры психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья. М.: АПКиПРО, 2003. -С. 10−58.
  146. В.Д., Зайцева В. В., Тиунова О. В. Проблема тестирования в оздоровительной физической культуре // Теория и практика физической культуры. 1993. — № 8. — С. 7−13.
  147. Л.А. Философия и история образования: Уч. пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. — 272 с.
  148. В.И. Методологические принципы определения понятий в процессе научного исследования физической культуры и спорта: Уч. пособие для аспирантов и соискателей ГЦОЛИФКа. М.: ГЦОЛИФК, 1984. -98 с.
  149. В.И. Проект „СпАрт“ // Спортивно-гуманистическое движение СССР. Основные документы. —М., 1990. — С. 13−16.
  150. В.И. Спорт и культура: методологический и теоретический аспекты проблемы // Спорт, духовные ценности, культура: Сб. Выл. 1,
  151. M.: Гуманитарный Центр „СпАрт“ РГАФК, 1997. С. 84−209.
  152. В.И. Спартианские игры новая гуманистически ориентированная модель спорта в его интеграции с искусством // Спорт, духовные ценности, культура. Вып. четвертый: Сб. — М.: Гуманитарный Центр „СпАрт“ РГАФК, 1998. — С. 54−279.
  153. В.И. Социология физической культуры и спорта (введение в проблематику и новая концепция). М.: Гуманитарный центр „СпАрт“ РГАФК, 2002. — 346 с.
  154. В.И. Спортивная культура как элемент культуры // Современность как предмет исследования социальных наук: Материалы Все-росс. научн. конф. М.: МГАФК, 2002. — С. 28−33.
  155. В.И., Аллакаева JT.M. Комплексная программа воспитания здорового образа жизни в системе школьного образования: Методич. пособие / Башкирский ин-т развития образования, Гуманитарный Центр „СпАрт“ РГАФК. Уфа-Москва, 2002. — 59 с.
  156. В.И., Аллакаева JT.M. и др. Комплексная программа воспитания культуры здорового образа жизни школьников. — Уфа-Москва: Гуманитарный Центр „СпАрт“ РГАФК, Муниципальное образование г. Уфы, 2003.-115 с.
  157. В.И., Быховская И. М., Лубышева Л. И. Концепция физической культуры и физкультурного воспитания (инновационный подход) // Теория и практика физич. культуры, 1998. -№ 5. С. 11−15.
  158. В.И., Козырева О. В. Гуманистический подход к спортивному воспитанию и спортивной культуре: общая концепция и ее применениек дошкольникам // Гуманистика соревнования. Вып. 2: Сборник. М.: Гуманитарный Центр „СпАрт“ РГАФК, 2002. — С. 3−226.
  159. В.И., Хлопков A.B. Теоретическая концепция спортивно-политической культуры // VII Межд. научный конгресс „Современный олимпийский спорт и спорт для всех“. Том 1. М.: СпортАкадемПресс, 2003. — С. 182−183.
  160. Степашко JLA. Философия и история образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. -272 с.
  161. В.А. Моя педагогическая вера // Избр. произведения. В 5 т. T. V. Киев, 1980. — С. 412−431.
  162. В.А. О воспитании.-М.».Политиздат, 1985.-262 с.
  163. М.Г. Воспитание и самовоспитание школьников. М.: Просвещение, 1982. — 380 с.
  164. Л.Г., Захарович Н. Б., Калинина Т. О. Валеология основы безопасности жизни ребенка (пособие к курсу валеологии для школы первой ступени).- СПб: Изд-во «Петроградский и К», 1995, — 240 с.
  165. Ф.Ш., Штейнберг В. Э. Образование новый взгляд: теория, технология, практика. — Уфа, 1998. — 232 с.
  166. Ю.Б., Ландышев Ю. С. Болезни адаптации и их психопрофилактика // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПБ.: Наука, 1993. — С. 74−85.
  167. В., Тимашенкова А. Мотивация к здоровому образу жизни у учащихся старших классов общеобразовательной школы // Physical Education and Sport. Quarterly. Vol. 46, N. 1. Part 2. Warsaw: Scientific Publishers PWN, 2002. pp. 295−296.
  168. О.JI. Системная организация валеологического образования школьников // Теория и практ. физич. культуры. -1997. № 8. — С. 8−11.
  169. О.Л., Асташина МП., Семина А. Б. и др. Валеологическое воспитание младших школьников: Учебно-методическое пособие. Омск: Изд-во СибГАФК, 1999. — 84 с.
  170. О.Ю. Использование основ проблемного обучения при формировании понятийного аппарата школьников по курсу «Человек»: Ав-тореф. дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1999. — 22 с.
  171. Устав ВОЗ. Основные документы ВОЗ. 36-е издание. -Женева, 1986.-С. 5−36.
  172. Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избр. труды. -М.: Московский психолого-социальный ин-т: Флинта, 1999. 672 с.
  173. Л.В. Философские основы теории и практики социальной педагогики: Автореф. дис.. докт. филос. наук. — Н. Новгород, 1992,-31с.
  174. Л.В., Горбунова Е.Ю, Лебедев Ю. А. Субкультура современного детства. М.: Московский психолого-социальный ин-т- Гумани-тарно-худож. ин-т НГАСУ, 2001. — 181 с.
  175. Л.В., Лебедев Ю. А. Социальная педагогика как интегральная наука о личности. — Пермь: Изд-во Пермского университета, 1992.264 с.
  176. Л.В., Лебедев Ю. А., Копейкина Е. Ю. Философско-педагогические проблемы валеологии. Н. Новгород: ННГАСУ, 2000, — 219 с.
  177. Л.В., Лебедев Ю. А. и др. Психофизиологическое развитие детей 6 лет при подготовке их к школе (программные материалы): Уч. пос. М.: Моск. психолого-социальный ин-т- Нижегород. гос. архит.-стр. унт- Гуманитарно-худож. ин-т, 2001. — 164 с.
  178. JT.B., Лебедев Ю. А., Прима Е. В., Копейкина Е. Ю. Здоровье как основание детства. Н. Новгород: ННГАСУ, 2000. — 79 с.
  179. Л.В., Лебедев Ю. А., Филиппов Ю. В. Педагогическая валеология: опыт и перспективы развития. Н. Новгород: Нижегородская архитектурно-строительная академия, 1997. — 102 с.
  180. Л.В., Рубаненко A.M. Спонтанный танец как вид телесной культуры. Монография. —Н. Новгород: ННГАСУ, 2001. — 120 с.
  181. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. — 840 с.
  182. B.C. Проблема измерения здоровья на основе учета развития адаптационных свойств организма // Теория и практика физической культуры. 1996. -№ 7. — С. 18−23.
  183. H.A. Психофизиология самопознания. М.: Изд-во «Теория и практика физической культуры», 2001. — 388 с.
  184. Формирование здорового образа жизни на занятиях по физическому воспитанию в средних школах Великобритании // Физическое воспитание и спорт в школах зарубежных стран.-1993, № 3, — М.: ЦООНТИ-ФиС, с. 3−31.
  185. Формирование навыков здорового образа жизни у школьников // Физическое воспитание и спорт в школах зарубежных стран, № 4 М.: ЦООНТИ-ФиС, 1989. — С. 3−4.
  186. X. Школы содействия здоровью // Школа здоровья. 2000. — Т.7. — № 1. — С. 69−78.
  187. В.И., Ким В.В. и др. Совершенствование физического воспитания как ценности здорового образа жизни и здоровья учащихся // Теория и практика физич. культуры. 2002. — № 1. — С. 19−23.
  188. A.M. Педагогические условия формирования здоровьес-берегающих технологий образования в образовательном учреждении: Дисс. канд. пед. наук. Карачаевск, 2004. — 180 с.
  189. Л., Зиглер Д. Теория личности. Спб: Питер, 2001.-608 с.
  190. Г. И. Общество и здоровье человека. М., 1973.247 с.
  191. Ю.М., Исаев А. П., Вавилов Ю. Н., Кабанов С. А. Основные концепции методологии и методики «Президентских состязаний» и олимпийского образования населения РФ // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1998. — № 3. — С. 2−5.
  192. .Н. Валеология. Избранные лекции. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — 245 с.
  193. И.В., Пужаева Е. З., Соколова И. Ю. Здоровый ребенок в здоровом социуме. -М.: Илекса, Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1999.320 с.
  194. Т.И., Давыденко Т. М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. — Москва: Центр «Педагогический поиск», 2001.-384 с.
  195. С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Методич. пособие для учителей клас-хов коррекционно-развивающего обучения. М.: ВЛАДОС, 1999. — 136 с.
  196. В.Э. Самоучитель по технологии проектирования образовательных систем и процессов: Методич. разработки. БИПКРО, 1996.51 с.
  197. Л.З., Филиппова И. В. Программа курса «Валеология» для учащихся 1−9-х классов общеобразовательных школ Курганской области. -Курган, 1998. 42 с.
  198. А.Г. Здоровье и массовая физическая культура: методологические аспекты // Теория и практика физической культуры. 1989. -№ 4,-С. 5−7.
  199. А.Г. Понятие и структура индивидуального здоровья человека (концептуальная модель): Актовая речь на Ученом Совете Новосибирского мед. ин-та. Новосибирск, 1993. — 29 с.
  200. Н.Е. Программа воспитания школьника. М.: Педагогическое общество России, 1998. -48 с.
  201. Д.К. Роль образования в пропаганде здорового образа жизни в двадцать первом столетии // Теория и практика физической культуры. 1993. -№ 1. С. 46−48.
  202. .Г. Здоровье: факт, норма и ценность // Мир психологии. -2000.-№ 1(21).-С. 54−67.
  203. Е.А. Школа для всех. Адаптивная модель (теоретические основы и практическая реализация). М., 1996.
  204. Allensworth D.D., Kolbe L.J. Comprehensive School Health Program: Exploring an Expanded Concept // J. Sell. Health. 1987. — 57 (10). — pp, 409−411.
  205. Bolog I.E. The concept of health and the role of health education // J. Sch. Hlth. -1981. Vol. 51. -N 8. -pp. 461−464.
  206. Connell D.B., Turner R.R., Mason E.F. Summary of findings of the school health education evaluation: health promotion effectiveness, implementation, and costs // J. Sch. Hlth. 1985. — Vol. 55. N 8. — P. 554−556.
  207. Dryfus J.G. Full-Service Schools: A Revolutions in Health and Social Services for Children, Youth, and Families. San Francisco, Calif: Jossey-Bass, Inc., 1994. -220 p.
Заполнить форму текущей работой