Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Управление процессом обучения в вузе на основе информационно-компьютерной системы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Во всех звеньях перспективной системы образования должно уделяться повышенное внимание проблемам использования информации как нового ресурса развития общества и перспективным информационным технологиям, являющимся катализатором этого развития. Анализ теории и практики применения информационно-компьютерных систем управления обучением в высшей профессиональной школе показал, что они позволяют… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. НАУЧНО — ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕМ И РАЗВИТИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НА ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНОЙ ОСНОВЕ
    • 1. 1. Проблемы управления в педагогических системах на информационно-компьютерной основе
    • 1. 2. Взаимосвязь телеологических и информационных компонентов в управлении процессом обучения в вузе
    • 1. 3. Дидактические условия и принципы моделирования информационнообразовательных структур и процессов в вузе
  • Выводы по главе 1
  • ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННО -КОМПЬЮТЕРНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В ВУЗЕ
    • 2. 1. Структурно-функциональная модель управления процессом обучения в современном вузе
    • 2. 2. Процессуальные аспекты управления обучением студентов на информационно-компьютерной основе
    • 2. 3. Анализ и интерпретация результатов педагогического эксперимента по проверке эффективности компьютерных систем в управлении педагогическим процессом в вузе
  • Выводы по главе 2

Управление процессом обучения в вузе на основе информационно-компьютерной системы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Современные информационные и коммуникационные технологии, изначально разработанные для технических процессов, ведут к значительным изменениям и реформациям в системе образовании. В «Концепции модернизации Российского образования до 2010 года» указывается что, в числе стратегических направлений развития профессионального образования особое место занимает укрепление и модернизация материально-технической базы и инфраструктуры образовательных учреждений, подчеркивается необходимость включения их в глобальную сеть Интернет и локальные информационные сети, оснащение вузов современным оборудованием, приборами, материалами, что обеспечит как повышение качества учебного процесса, так и поддержку вузовской науки. Одной из важнейших задач является модернизация самой модели управления системой образования. В современных условиях управление образованием представляет собой, прежде всего, управление процессом его развития. Необходимо создание единой системы образовательной статистики и показателей качества образования, сопоставимой с мировой практикой, а также системы мониторинга образования.

Таким образом, одной из важнейших задач в современной педагогической науке является структурирование отдельных отрывочных информационно-технологических компонентов в образовании в целостную систему.

Система образования встраивается в сетевой мир, обогащая деятельность высших учебных заведений, улучшая качество образования и расширяя его доступность. От современного высшего учебного заведения требуется внедрение новых подходов к обучению, обеспечивающих развитие коммуникативных, творческих и профессиональных навыков учащихся на основе потенциальной многовариантности содержания, организации и управления учебно-воспитательным процессом, которые должны значительно расширить возможности имеющихся традиционных технологий обучения.

В вузах студентам должны быть созданы самые благоприятные условия для использования технологических возможностей современных компьютеров и средств связи, для поиска и получения информации, развития познавательных и коммуникативных способностей, умения оперативно принимать решения в сложных ситуациях и т. д. Преподаватели же, освобожденные от передачи формальных знаний, получившие свободу в выборе форм взаимодействия с обучаемыми, смогут приложить свои силы к выработке подходов к изучению той или иной дисциплины с учетом индивидуальных возможностей и потребностей студентов, обучении последних в ходе дискуссий, совместном проектировании и критическом анализе полученных результатов, нестандартном взгляде на стоящие проблемы. Для учебного заведения, готовящего будущих специалистов, очень важно то, что традиционные аудиторные формы работы наполнятся в таком аспекте новым содержанием.

Однако анализ теории и практики использования компьютерных технологий показывает противоречие между широчайшими возможностями информационно-компьютерных технологий в эффективном управлении процессом обучения и незначительном их использовании в реальном образовательном процессе.

Данное противоречие определило проблему исследования: каковы педагогические основания управления процессом обучения в вузе на основе информационно-компьютерной системы.

Данная проблема и противоречие определили цель исследования: выявить педагогические основания эффективного применения информационно-компьютерных систем управления обучением в высшей школе. Цель декомпозиционно раскладывается на задачи:

1) Изучить опыт и выявить проблемы использования информационно-компьютерных технологий в управлении обучением.

2) Разработать педагогические основания моделирования информационно-образовательной системы управления обучением в вузе.

3) Создать структурно-функциональную модель управления процессом обучения в современном в вузе на информационно-компьютерной основе.

4) Экспериментально показать эффективность разработки системы управления обучением на информационно-компьютерной основе.

Объект исследования: управление процессом обучения в высшей профессиональной школе.

Предмет исследования: педагогическое управление процессом обучения в вузе на основе информационно-компьютерной системы.

Гипотеза исследования: эффективность управления процессом обучения в вузе повысится, если создать информационно-компьютерную систему, спроектированную на дидакто-центрированных основаниях и осуществляющую следующие функции:

— адекватное представление целевого блока профессиональной подготовки студентов;

— управление информационно-педагогическими потоками;

— качественно-количественную обработку и хранение больших объемов образовательной информации и ее педагогическую интерпретацию;

— научно-методическое обеспечение творческого подхода к технологическому инструментарию учебного процесса, содержащего учебно-методические комплексы и информационные ресурсы;

— мониторинг качества учебной деятельности студентов и уровня их профессиональной подготовки по выделенным значимым параметрам.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: системный анализ психолого-педагогической литературы, учебно-программной документациимоделирование и дидактическое тестированиенаблюдениеанализ результатов самостоятельных, проектно-конструктивных работ студентов, итоги сдачи экзаменовпроверка остаточных знанийметоды анализа педагогических явлений и статистической обработки экспериментальных педагогических данныхметодика организации баз данных контроля знаний и способы имитационного моделирования на ЭВМ.

Методологическую основу исследования составляют основные положения теории педагогических систем и психолого-педагогические исследования в области компьютеризации образования (В.П.Беспалько, Е. И. Машбиц, Б. С. Гершунский, И.В. Роберт) [14,77,31,101], а также теория оптимизации учебного процесса (М.Н.Скаткин, Ю. К. Бабанский), теории деятельностного подхода в развитии личности и управления процессами развития (Гальперин,.

A. Н. Леонтьев).

Теоретическими основами исследования являются труды ученых, занимающихся проблемами:

— закономерностей образовательного процесса и их сущности (Ю.К. Бабанский, В. И. Загвязинский, И. Я. Лернер, Е. Г. Осовский, М. Н. Скаткин,.

B.А. Сластенин, М. И. Махмутов, H.A. Читалин и др.);

— системно-деятельностного и личностного подходов к организации педагогического процесса, предусматривающих гармоничное сочетание личных и общественных целей (Е.В. Бондаревская, Л. П. Буева, A.A. Кирсанов, Ф. В. Повшедная, В. В. Сериков, И.С. Якиманская);

— теории педагогических систем, закономерностей их функционирования, развития и управления (В.П. Беспалько, А. П. Беляева, Л.В. Загре-1 кова, Н. В. Кузьмина, В. Н. Максимова, С. А. Маврин, Л. Ф. Спирин, В. П. Симонов, В. А. Сластенин, В. Н. Шамардин и др.);

— качества образования, его сущности, совершенствования контроля за его повышением (B.C. Аванесов, В. П. Беспалько, В. А. Караковский, -B.C. Лазарев, A.M. Моисеев, В. В. Николина, П. И. Пидкасистый, М. М. Поташник, В. М. Соколов, О. Г. Хомерики, Е. А. Ямбург и др.);

— диагностики эффективности функционирования педагогических систем, теории тестологии и педагогической квалиметрии (B.C. Аванесов, А. Анастази, К. Ингенкамп, Д. Н. Кеттелл, В. И. Огорелков, Г. С. Ковалева, А. Н. Майоров, Е. А. Михайлычев, E.H. Перевощикова, И. А. Цатурова, М. Б. Челышкова и др.);

— теории стандартизации образования (B.C. Леднев, Н.Д. Никанд-ров, М. Н. Лазутова, М. В. Рыжаков, А. И. Субетто, Ю. Г. Татур, Я.С. Тур-бовской, С. Е. Шишов и др.);

— таксономии целей образования (В.П. Беспалько, Н. Гронлунд, Б Блум, В. М. Кларин, O.E. Лебедев и др.);

— теории педагогического мониторинга (Т.И. Алексеева, В. И. Андреев, В. А. Кальней, А. Н. Майоров, Т. Г. Михалева, Г. В. Мухаметзянова,.

С.Е. Шишов и др.);

— конструирования, компьютеризации и технологизации учебного процесса (В.П. Беспалько, Г. А. Бордовский, В. М. Демин, Н. М. Зверева, В. А. Извощиков, Г. И. Кирилова, М. В. Кларин, Г. У. Матушанский, В. М. Монахов, И. В. Роберт, Г. К. Селевко, М. А. Тарасов, М. А. Чошанов и др.). Научная новизна диссертационного исследования состоит:

— в определении роли и новых педагогических функций информационно-компьютерной системы в управлении процессом обучения в высшей школе, заключающиеся в особом характере формулирования педагогических целей и контроля их реализации, в создании принципиально новых информационных комплексов, на базе которых проектируются и реализуются современные образовательные технологии, способные реализовать квазипрофессиональные модели деятельности студентов.

— в выявлении новых возможностей компьютерного моделирования и управления образовательными процессами на основе релевантного информационно-компьютерного обеспечения, заключающегося в том, что появляется возможность более полного моделирования профессиональных компетенций будущего специалиста и реализации «умениевого» подхода в его подготовке;

— в систематизации педагогических условий продуктивного применения информационно-компьютерных технологий в обучении, которые можно объединить в три группы: а) пусковые — организация специально ориентированной работы по внедрению информационно-компьютерных технологий по управлению процессом обучения. б) основные (внутренние) условия — наличие развитой информационной инфраструктуры вуза: распределенная информационная система, наличие необходимой компьютерной компетентности управленческого и профессорско-преподавательского состава, наличие необходимых психолого-педагогических технологийв) контекстные (внешние) условия — развитая сеть коммуникаций и возможность доступа к глобальным информационным ресурсам;

Теоретическая значимость исследования результатов исследования состоит в том, что:

1. Предложены новая трактовка понятия педагогического управления в условиях информатизации и технологизации профессионального образования в высшей школе, заключающаяся в качественно-количественном подходе к формулировке целей управленияновые инструменты управления, базирующиеся на непрерывных информационных потоках педагогической информации, обработка которых возлагается на информационно-компьютерную систему.

2. Определена структура и функции системы автоматизированного управления процессом обучения в вузе, центральным звеном которой является универсальный обучающий модуль, позволяющий реализовать управление, диагностику и построение индивидуальных траекторий обучающихся.

3. Разработаны новые подходы к технологизации педагогического управления на информационно-компьютерной основе, заключающиеся в сочетании учебной, квазипрофессиональной и профессиональной видов деятельности студентов.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что разработаны информационно-компьютерная система управления процессом обучения, даны рекомендации по эффективному использованию информационных (образовательных и управленческих) технологий обучения в вузе, которые могут быть использованы управленческим аппаратом высшей школы на разных уровнях и преподавателями конкретных дисциплин.

База исследования. Исследование выполнено на базе Нижнекамского филиала Московского гуманитарно-экономического института (г. Нижне-касмк), Нижнекамского муниципального института (г. Нижнекамск).

Основные этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа с 2002 по 2007гг.

На первом этапе (2002;2003 гг.) проводилось изучение научной и учебно-методической литературы, определялись основные подходы к изучению темы диссертационного исследования, анализировался и обобщался отечественный и зарубежный опыт по применению информационных технологий в образовательных системах. На данном этапе был проведен констатирующий эксперимент, обоснована актуальность и практическая значимость проблемы исследования, разработан понятийный аппарат и сформулирована рабочая гипотеза.

На втором этапе (2003;2005 гг.) осуществлялись разработка структурно-функциональной модели управления обучением на информационно-компьютерной основе, создание информационной базы системы, разработка и отладка контрольных тестов, координация информационных потоков системы между ее компонентами.

На третьем этапе (2005;2007 гг.) создавалась целостная система управления обучением на информационно-компьютерной основе, внедрение ее в учебный процесс, анализ и интерпретация полученных данных, обработка материалов исследования, выработка практических рекомендаций по проектированию и использованию информационно-компьютерного обеспечения в управлении процессом обучения в современном вузе.

Выводы по главе 2.

1. Современные информационно-компьютерные технологии в условиях информатизации современного профессионального образования начинают выполнять не только сервисные вспомогательные функции, но и обретать системный функциональный характер. Новые возможности современных информационно-компьютерных технологии требуют принципиально иных психолого-педагогических оснований для управления процессом обучения. Эта новизна заключается в: а) Огромной скорости обработки информации б) Возможности обработки больших объемов информации в) Возможности установления корреляционных зависимостей между различными информационными блоками и на их основе выявление различных педагогических тенденций.

Информатизация и привнесение этих функций возможна во всех без исключений учебных дисциплинах, но наиболее эффективно в тех, которые имеют возможности к наибольшей формализации и в тех, которые составляют компетентностную основу современного специалиста. Однако, для достижения продуктивного управления учебным процессом с использованием информационно-компьютерных технологий необходимо методологическое, дидактическое, материально-техническое, программное обеспечение создания информационно-компьютерной системы управления педагогического процесса.

2. Структурно-функциональная модель автоматизированного управления образовательным процессом в вузе строится на базовых регуляторах, в качестве которых выступают дидактические принципы эффективного использования информационно-компьютерных технологий:

— принцип распределенности учебного материала.

— принцип интерактивности учебного материала.

— принцип мультимедийности представления учебного материала.

— принцип учета личностных особенностей обучаемого.

Система информационно-компьютерного обеспечения должна содержать следующие блоки:

— Информационно-административная среда, содержащая блоки:

Абитуриент", «Успеваемость», «Библиотека», «Расписание», «Контроль доступа».

— Информационно-образовательная среда, содержащая блоки:

Деканат", «Кафедры», «Система мониторинга», «Интранет и Интернет».

Данная система выполняет свои функции, если обеспечивает:

— своевременный доступ студентам и преподавателям к постоянно обновляемой информации о педагогической деятельности института, факультета, кафедры;

— свободный доступ студентам и преподавателям к нормативно правовым документам, регламентирующим учебную деятельность (учебные планы, рабочие программы, квалификационные требования при подготовке специалиста, движение студентов по годам обучения, другое);

— наличие на сайте института ссылки на тематические образовательные сайты и порталы других вузов;

— студентам и преподавателям доступ ко всем научным, методическим материалам и компьютерным средствам обучения;

— условия для внедрения инновационных технологий обучения в педагогическую деятельность (системы типа ФОРУМ, чаты, электронные семинары, технологии дистанционного и компьютерного обучения);

— научное сотрудничество преподавателей и студентов через обсуждение проблем в системе ФОРУМ, на страницах интернет-конференций, личные страницы преподавателей вуза и творческих объединений студентов;

— непрерывный мониторинг учебной деятельности студентов.

3. Экспериментально доказано, что эффективность использования информационно-компьютерных средств в управлении учебным процессом значительно эффективней, если имеет системный, а не локальный характер, если разработан информационно-технологический инструментарий максимально использующий преимущества современных компьютерных технологий (имитационные и симулятивные средства, профессиональные программные средства), как экспертные оценки, так и положительные результаты формирующего эксперимента подтверждают эффективность разработанной и реализованной модели информационно-компьютерного сопровождения управления учебным процессом в вузе. В ходе эксперимента выяснилось, использование информационно-компьютерных технологий и всех инструментальных средств, разработанных для ее обеспечения имеет меньшую эффективность при использовании по отдельным дисциплинам. Следует отметить, что ни один преподаватель не указал на то, что современные компьютерные технологии являются мощным средством управления учебным процессом.

На протяжении всего периода обучения выстроена следующая логика: вначале студент изучает информатику как научную область, затем изучают и используют как инструментарий в учебной деятельности, в последующемкак профессиональный инструмент. Для эффективного функционирования данной системы разработаны дидактические условия оптимального соотношения репродуктивных и продуктивных компонентов обучения, а также соотношения самостоятельной и обязательных аудиторных занятий. Особое значение в рамках данной системы приобретают симулятивные информационные программы по различным дисциплинам (н-р, деловая игра «Дельта»).

4. Математические средства обработки экспериментальных данных (методика X ираспределение Стьюдента) позволили однозначно говорить о эффективности разработанной системы информационно-компьютерного сопровождения учебного процесса. Данная система позволила сделать процесс обучения более управляемым, адекватным требованиям к будущему специалисту и значительно интенсифицировать процесс обучения. Показательраспределение Стьюдента в итоговом срезе равное Х,^—5,07 однозначно показывает существенное различие между показателями обученности контрольной и экспериментальной групп, которое имеет неслучайный характер. Критерий X2 показывает изменение структуры в массиве экспериментальной и контрольной групп по уровням обученности. В контрольной группе отчетливо выражена тенденция и итоговому замеру зафиксировано доминирование Н-го уровня обученности (56,25%) при полном отсутствии студентов на высшем 1У-ом уровне обученности (0%). На Ш-м уровне зафиксирован 21,9% студентов. В экспериментальной группе была выявлена и зафиксирована явная тенденция к увеличению количества студентов на Ш-ом (37,5%) и 1У-ом (28,1%) уровнях. 1У-Й уровень нами условно обозначен как творческий.

5. Разработанная система имеет открытый характер и способна достраиваться новыми модулями (система рейтинга, зачетными единицами) и может быть эффективно адаптирована в соответствии с требованиями к управлению качеством образования, обозначенных в Болонской конвенции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Одним из ощутимых социальных последствий стремительных технологических перемен, особенно сильно проявивших себя в последние десятилетия, стал общий кризис систем образования, охвативший сегодня практически все страны мирового сообщества, в том числе и Россию. Вместе с тем существо этого кризиса отнюдь не ограничивается исключительно финансовыми проблемами самой этой сферы (хотя важность этой проблемы тоже недооценивать нельзя). Думается, главный источник кризиса — в неадекватности содержания образования, масштабов и уровня развития образовательных систем постиндустриальному характеру цивилизационного развития общества. Образование начинает осознаваться обществом как важнейший фактор не только технологического и социально-экономического развития, но и выживания цивилизации, как условие преодоления глобальных духовного и экологического кризисов.

Большинство исследователей вполне обоснованно полагают, что, поскольку существующая образовательная практика не соответствует современным требованиям и не может обеспечить своевременную и адекватную подготовку людей к будущему, которое стремительно приближается, необходима ее радикальная перестройка, стратегически ориентированная на вызовы времени, т. е. не просто на повышение уровня образованности людей, а на формирование нового типа интеллекта, иного образа и способа мышления, приспособленного к весьма быстро меняющимся экономическим, технологическим, социальным и особенно информационным реалиям окружающего мира.

Результаты прогнозных исследований подтверждают тот факт, что в наступившем веке образованию придется стать непрерывным процессом, который будет продолжаться в течение всей жизни человека: ведь только таким образом он сможет адаптироваться к технологическим инновациям как результату постоянного совершенствования не только орудий труда, но и самого его содержанияовладевать новыми знаниями и направлениями профессиональной деятельности. В условиях непрерывного образовательного процесса изменится, прежде всего, роль высшей школы. На вызовы XXI в. должна ответить, система образования, существенно преобразованная исходя из новой образовательной парадигмы, адекватной изменившимся условиям существования человечества, реалиям научно-технического и социального развития.

Главными направлениями формирования перспективной образовательной модели, как представляется, могут стать следующие:

— управляемость образовательного процесса на всех уровнях, базирующееся на современным возможностях информационных систем;

— фундаментализация образования и существенное развитие высшей школы как института;

— реализация концепции опережающего образования, ориентированного на новые условия уже формирующегося в передовых странах мира информационного общества;

— широкое использование методов инновационного и развивающего образования, направленных на раскрытие творческого потенциала личности;

— повышение доступности качественного образования для самых широких слоев населения за счет использования систем обучения на основе современных информационных и телекоммуникационных технологий.

Развитие глобального процесса информатизации общества ведет, следовательно, к формированию не только новой информационной среды обитания людей, но и нового, информационного, уклада их жизни и профессиональной деятельности. Наступивший XXI в. будет веком информации и научных знаний, а значит, и система образования должна будет решать принципиально новую глобальную проблему, связанную с подготовкой людей к жизни и деятельности в новых для них условиях информационного мира. Принципиально новых подходов потребует и проблема информатизации самого образования не только как стратегически важное направление развития собственно системы, но и как фундаментальная научная проблема.

1. В области педагогической информатики сегодня наиболее перспективным направлением представляется использование новых информационных технологий (компьютерной графики и так называемых когнитивных технологий), специально ориентированных на развитие способностей человека к творчеству.

В последние годы педагоги и специалисты в области информатизации образования все больше внимания начинают уделять содержательной стороне проблемы, т. е. изменению целевой ориентации и содержания самого образовательного процесса. Тот факт, что в перспективной системе образования будут преобладать информационные компоненты, сегодня представляется практически бесспорным: ведь именно система образования должна давать людям необходимые знания о новой информационной среде их обитанияформировать у них новую информационную культуру и новое, информационное мировоззрение.

Сегодня необходимо изменение самих целей профессионального образования, обеспечив принципиально новую его ориентацию на условия жизни и проблемы информационного сообщества.

Представляется исключительно важным, чтобы новый подход к изучению информатики нашел адекватное отражение в программах, методиках и учебных планах системы высшего и среднего образования, а также системе переподготовки специалистов с высшим образованием, в первую очередь педагогов. При этом изменения должны касаться содержания не только образовательной области «Информатика» и смежных с ней технических дисциплин (вычислительная техника, кибернетика), но и ряда гуманитарных образовательных областей, таких, например, как философия, экономика, социология, психология, в которых информационно-компьютерные системы становятся важным средством профессиональной подготовки.

Особенность нового этапа развития информатизации образования состоит в том, что приоритетными становятся не только инструментальные, а содержательные аспекты проблемы, от решения которых во многом и будет зависеть качество образования, его социальная значимость.

Информатизация образования является необходимым условием решения важнейших проблем самой системы образования — его фундаментализации, управляемости, повышения доступности, придания опережающего характера с целью подготовки людей к условиям жизни и деятельности в новой информационной среде обитания. Информатизация образования должна рассматриваться, следовательно, как стратегически важное направление его развития.

Во всех звеньях перспективной системы образования должно уделяться повышенное внимание проблемам использования информации как нового ресурса развития общества и перспективным информационным технологиям, являющимся катализатором этого развития. Анализ теории и практики применения информационно-компьютерных систем управления обучением в высшей профессиональной школе показал, что они позволяют изменить образовательный процесс и реализовать следующие важнейшие функции: возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому студенту собственную траекторию обучениясоздание адекватного информационно-компьютерного обеспечения, которое способствует повышению эффективности системы управления обучением, информационно-методическому наполнению образовательного процесса. Главным преимуществом современного компьютерного обеспечения учебного процесса является поддержка дея-тельностного подхода к учебному процессу, индивидуализация учебного процесса, использование принципиально новых познавательных средств.

2. Педагогическими основаниями моделирования информационно-образовательной системы управления обучением в вузе являются учет транспарентности образовательной системы социально-экономической структуре общества и науки, а также проективные принципы, повышающие эффективность управления процессом обучения: принцип доминантности педагогической составляющей при моделировании информационно-компьютерной системыпринцип учета стартового уровня образованияпринцип динамичности обученияпринцип непротиворечивости существующим формам обучения и содержанию образованияпринцип адаптированной структуры автоматизированной системы управления. Данные основания позволяют решать ряд принципиально новых дидактических задач: изучать явления и процессы в микрои макромасштабах, внутри сложных технических, социальных и экономических систем на основе использования средств компьютерной графики и компьютерного моделированияпредставлять в удобном для изучения масштабе времени различные физические, экономические и социальные процессы, реально протекающие с очень большой или очень малой скоростью.

3. Структурно-функциональная модель управления процессом обучения на информационно-компьютерной основе включает в себя три базовых блока: информационный, технологический и диагностический. Главной особенностью данной модели является то, что системообразующим компонентом является «Универсальный обучающий модуль», позволяющий вести непрерывное многофакторное управление процессом обучения, реализуя новые возможности современных информационно-компьютерных образовательных систем: огромной скорости обработки педагогической и вспомогательной информацииобработки больших объемов информациивозможности установления корреляционных зависимостей между различными информационными блоками и на их основе выявление различных педагогических тенденцийдоступности больших и разнообразных информационно-образовательных ресурсовбольших возможностей компьютера по освобождению учащихся и педагогов от рутинных, механических учебных действий и освобождению времени для продуктивной творческой деятельности и формирование индивидуальной образовательной траектории студента. В основу разработки универсального обучающего модуля, наряду с традиционными, были положены новые дидактические принципы построения и реализации информационно-компьютерных технологий: принцип распределенности учебного материала, принцип интерактивности учебного материала, принцип мультимедийности представления учебного материала, принцип учета личностных особенностей обучаемого, принцип адаптивности педагогической технологии и учебного материала.

4. Экспериментально доказано, что эффективность использования информационно-компьютерных средств в управлении учебным процессом значительно повышается, если имеет системный, а не локальный характер, если разработан информационно-технологический инструментарий максимально использующий преимущества современных компьютерных технологий (имитационные и симулятивные средства, профессиональные программные средства), как экспертные оценки, так и положительные результаты формирующего эксперимента подтверждают эффективность разработанной и реализованной модели информационно-компьютерного сопровождения управления учебным процессом в вузе. Использование информационно-компьютерных технологий и всех инструментальных средств, разработанных для ее обеспечения имеет меньшую эффективность при использовании по отдельным дисциплинам. Для эффективного функционирования данной системы разработаны дидактические условия оптимального соотношения репродуктивных и продуктивных компонентов обучения, а также соотношения самостоятельной и обязательных аудиторных занятий. Особое значение в рамках данной системы приобретают симулятивные информационные программы по различным дисциплинам (например, деловая игра «Дельта»). Данная система позволила сделать процесс обучения более управляемым, адекватным требованиям к будущему специалисту и значительно интенсифицировать процесс обучения. В экспериментальной группе была выявлена и зафиксирована явная тенденция к увеличению количества студентов на Ш-ом (37,5%) и 1У-ом (28,1%) уровнях обученности (Ш-й и 1У-Й уровни нами условно обозначены как эвристический и творческий), что подтверждает педагогическую эффективность разработанной системы.

5. Разработанная информационно-компьютерная система управления обучением в вузе имеет открытый характер и способна достраиваться новыми модулями (система рейтинга, зачетными единицами) и может быть эффективно адаптирована в соответствии с требованиями к управлению качеством образования, обозначенных в Болонской конвенции. Перспективными направлениями в развитии исследуемой проблемы, на наш взгляд, являются — технологизация процесса обучения как по дисциплинам общепрофессионального и специального циклов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Тесты в социологическом исследовании / B.C. Ава-несов. М.: Наука, 1982.-199с.
  2. B.C. Определение, предмет и основные функции педагогической диагностики / B.C. Аванесов // Педагогическая диагно-стика.-2002.-№ 1.-С.41−44.
  3. Р. О целеустремленных системах / Р. Акофф, Ф. Эмери. М.: Сов. радио, 1974.
  4. В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2000.-608с.
  5. Г. П. Компьютеризация процесса обучения в вузе: проблемы, тенденции, перспективы / Г. П. Андреев. М.: ВПА, 1990. -48с.
  6. О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления / О. С. Анисимов. М.:Экономика, 1991.-418с.
  7. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С. И. Архангельский. М.: Высш. шк., 1980. — 368с.
  8. В.Г. Научное управление обществом: Опыт системного исследования / В. Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1980.-384с.
  9. В.Г. Общество: системность, познание и управление / В. Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1981.-432с.
  10. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1982. -192с.
  11. Г. И. Введение в педагогическую профессию: Учебное пособие / Г. И. Батурина. М.: Издательский центр «Академия1999, 170с.
  12. А.И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем / А. И. Башмаков, И. А. Башмаков. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2003. — 616с.
  13. М.Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии / М. Е. Бершадский, В. В. Гузеев. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. 256с.
  14. В.П. Основы теории педагогических систем: Проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем / В. П. Беспалько. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1997.-304с.
  15. В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. М.:Педагогика, 1989.-192с.
  16. И.В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. М. :Наука, 1973.-270с.
  17. И.В. Системный подход как современное общенаучное направление / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1986.-266с.
  18. Блум Б.С. Human characteristics and school learning / Б. С. Блум. N. Y., 1976.
  19. Г. А. Кибернетический подход к информационным технологиям в непрерывном образовании / Г. А. Бордовский, В. А. Извозчиком, А. В. Петрунько // В кн. Подготовка специалиста в области образования (структура и содержание). СПб.: Изд-во РГПУД994.
  20. Г. А. Управление качеством образовательного процесса: Монография / Г. А. Бордовский, А. А. Нестеров, С.Ю. Трапи-цын. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001 .-369с.
  21. Ю. С. Методическая система обучения предметам в области информатики студентов не физико-математических специальностей в структуре многоуровневого педагогического образования / Ю. С. Брановский // Дисс.пед. пед. наук. М., 1996. -273с.
  22. Брушлинский А. В. Деятельность субъекта и психическая деятельность /Деятельность: теории, методологии,.проблемы: Сб. / Сост. И. Т. Касавин. М. Политиздат, 1990.-С.51−78.
  23. М.В. Технологические аспекты создания компьютерных обучающих программ./ М. В. Булгаков, А. Е. Пушкин, С. С. Фокин / В кн. Компьютерные технологии в высшем образовании /Ред.кол.: А. Н. Тихонов, В. А. Садовничий и др. М.: Изд. МГУ, 1994. — С. 147−152.
  24. Я.А. Информационные технологии и модернизация образования / Я. А. Ваграменко // Педагогическая информатика, 2000, № 2.
  25. М. Интегративность мировоззренческих оснований образования и деятельности / М. Вишневский //Aima mater.-2001.-№ 2.-С.19−23.
  26. C.B. Основы управления образовательными системами / C.B. Воробьева. М.: Издательский центр «Академия», 2008.-208с.
  27. Т.П. Образование в эпоху новых информационных технологий. Методологические аспекты / Т. П. Воронина, В.П. Каши-цин, О. П. Молчанова.- М.: Информатик, 1995. -220с.
  28. П.Я. Современная теория поэтапного формирования умственных действий / П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина.- М.: Изд-во МГУ, 1979.-48с.
  29. П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий» / П. Я. Гальперин. М.: МГУ, 1965. — 52с.
  30. .С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы / Б. С. Гершунский.- М.: Педагогика, 1987.-265с.
  31. .С. Теоретико-методологические основы компьютеризации в сфере образования / Б. С. Гершунский. М., 1985. — 40с.
  32. .С. Педагогическая прогностика: методология, теория, практика / Б. С. Гершунский. Киев, 1986.-200с.
  33. Дж. Статистические методы в педагогике и психологии / Дж. Гласс, Дж. Стенли. М.: Прогресс, 1976. — 494с.
  34. В.В. Информационные технологии в образовательном процессе вуза / В. В. Гусев, П. И. Образцов, В. М. Щекотихин. Орел: ВИПС, 1997. -126с.
  35. В.В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. -М.: ИНТОР, 1996.-544с.
  36. С.И. Особенности использования тестовых методик для контроля учебной деятельности студентов / С. И. Денисенко // Инновации в образовании.-2001 .-№ 3.-С.84−94.
  37. Денисова A. JL Теория и методика профессиональной подготовки студентов па основе информационных технологий: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора наук. М., 1994. — 32 с.
  38. О.В. Современные методы и технология обучения в техническом вузе / О. В. Долженко, B. JL Шатуновский. М.: Высшая школа, 1990. — 278с.
  39. В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие / В. К. Дьяченко. М.: Педагогика, 1989. — 160с.
  40. В.К. Коллективный способ обучения: Дидактика в диалогах / В. К. Дьяченко // Народное образование. 2004. 351с.
  41. JI.B. Технология и методология обучения/ JI.B. Загреко-ва, М. А. Тарасов //Педагогическое обозрение.-2000.-№ 1 .-С. 16 -24.
  42. .Н. Открытое образование объективная парадигма XXI века / Ж. Н. Зайцева, Ю. Б. Рубин, Л. Г. Титарев, В. П. Тихомиров, A.B. Хорошилов, B. JL Усков / Под общей редакцией Тихомирова
  43. B.П. // Изд-во МЭСИ, М., 2000. 178с.
  44. Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266−1 «Об образовании» // с изменениями от 1 декабря 2007 г.
  45. И.Г. Электронные учебно-методические комплексы — опыт создания и применения / И. Г. Захарова // Образование и наука. -2001. № 5.
  46. И.Г. Информационные технологии в образовании / И. Г. Захарова. М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 192с.
  47. Т.А. Педагогика: Курс лекций / Т. А. Ильина. М. Просвещение. 1984. — 495с.
  48. В.А. Мониторинг качества образования / В. А. Кальней,
  49. C.Е. Шишов.- Москва- Вологда: Изд-во Вологодского ИП-КиППК, 1998.-203с.
  50. Г. И. Динамическая оптимизация информационной подготовки специалиста / Г. И. Кирилова // Профессиональное образование в России: методология и теория. Москва: ВЛАДОС, 2005. -С.113 -168.
  51. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / М. В. Кларин.- М.: Изд-во «Арена», 1994.-223с.
  52. Г. М. Технические средства обучения и методика их использования / Г. М. Коджаспирова, К. В. Петров. М.: Издательский центр «Академия», 2007, 352с.
  53. Г. А. Дидактическая эффективность компьютеризации обучения / Г. А. Козлова // Автореф. дис. .канд. пед. наук. М.: МПУ, 1992. — 23с.
  54. К.К. Информатика в системе опережающего образования. РАН. Институт проблем информатики / К. К. Колин. М., 1996.-24с.
  55. Компьютерная технология обучения: словарь-справочник /Под ред. В. И. Гриценко, A.M. Довгяло, А .Я. Савельева. Киев: Наукова думка, 1992. 652с.
  56. Компьютерные технологии в высшем образовании /Ред.кол.: А. Н. Тихонов, В. А. Садовничий и др. М.: Изд. МГУ, 1994. — 370с.
  57. Ю.А. Система. Урок. Анализ. / Ю.А. Конаржев-ский. Псков: ПОИПКРО, 1996. — 440с.
  58. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (Приказ Минобразования от 11.02.02 г.) // Вестник образования: Сб. приказов и инструкций Министерства образования
  59. России.-2002.-№б.-С. 10−40.
  60. А.Н. Системный подход и метод моделирования в научном познании: Методологические проблемы научного познания: Сб./Под ред. Р. С. Васильевского, Ю. М. Каныгина и др.- Новосибирск: Наука: Сибирское отделение, 1977.-203с.
  61. В.В. Обучение //Российская педагогическая энциклопедия 2-х т. / Ред. колл.: В. В. Давыдов (гл.ред.) и др.-М.: Большая Российская энциклопедия, 1999.-Т.2.-С.66.
  62. Г. А. Технологии создания электронных обучающих средств / Г. А. Краснова. М.: РИЦ МГИУ, 2002.
  63. Э.И. Общеобразовательные и профессионально-прикладные аспекты изучения информатики и вычислительной техники в педагогическом институте / Э. И. Кузнецов // Автореф. дис.. док. пед. наук. М., 1990. — 38с.
  64. В.П. Принцип системности в теории и методологии К.Маркса / В. П. Кузьмин. М.: Политиздат, 1986.-399с.
  65. Н.В. Метод системного педагогического исследования /
  66. Н.В. Кузьмина. М.: Народное образование, 2002.-208с.
  67. В.П. Информационные технологии в сфере образования / В. П. Кулагин, В. В. Найханов, Б. Б. Овезов, И. В. Роберт, Г. В. Кольцова, В. Г. Юрасов. М.: Янус-К, 2004. — 248с.
  68. Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя / Ю. Н. Кулюткин // Вопросы психологии, 1986, № 2. С. 21−30.
  69. Ч. Основы общей дидактики / Ч. Куписевич //Пер. с польск. О. В. Долженко М.: Высшая школа, 1986.
  70. И.С. Интеллектуальные системы в целевом управлении / И. С. Ладенко. Новосибирск: Наука, 1987.
  71. И.В. Виртуальная информационно-образовательная лаборатория в профессиональной подготовке студентов / И. В. Лапшина // Дис. канд. пед. наук. Ставрополь, 2002. — 38с.
  72. В.П. Методика конструирования педагогических тестов / В. П. Левин, В. В. Зиновьев //Дидакт.-2002.-№ 2.-С. 30−33.
  73. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы / B.C. Леднев // 2-е изд. перераб. М.: Высш. шк., 1991.-223с.
  74. И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лер-нер. М.: Педагогика, 1981. — 186с.
  75. В.Я. Психологические принципы конструирования диалоговых обучающих программ в ситуации компьютерного обучения / В. Я. Ляудис // Психолого-педагогические и психофизиологические проблемы компьютерного обучения. М.: Педагогика, 1985. — С. 85−94.
  76. С.А. Педагогические системы и технологии: Учеб. пособие для студ. педвузов / С. А. Маврин. Омск: ОГПИ, 1993. — 98с.
  77. В.К. Педагогика и психология: аспекты активизации творчества и готовности к профессиональной деятельности / В.К.
  78. , С.Е. Моторная. М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 188с.
  79. Г. У. Педагогическое тестирование в России / Г. У. Матушанский // Педагогика.-2002.-№ 2.-С. 15−21.
  80. М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории / М. И. Махмутов. М.: Педагогика, 1975.
  81. Е.И. Компьютеризация обучения: Проблемы и перспективы / Е. И. Машбиц. М.: Знание, 1986. — 80с.
  82. Г. В. Мониторинг и оценка качества подготовки специалистов среднего звена / Г. В. Мухаметзянова, В. Н. Смирнов, О. Р. Клюева. Казань: ИСПО РАО, 2004. — С.52−64.
  83. Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат / Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская, С. Н. Иванова и др.- Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской- АПН СССР. НИИ общ. образования взрослых. М.: Педагогика, 1990. — 104с.
  84. A.M. Методология образования / A.M. Новиков. М.: «Эгос», 2002.-320с.
  85. Т.А. О некоторых аспектах качества образования в контексте его содержания / Т. А. Новикова //Дидакт.-2002.-№ 3.-С.55−60.
  86. Образовательные интернет-ресурсы / А. Ю. Афонин, В. Н. Бабешко, М. Б. Булакина и др.- Под. ред. А. Н. Тихонова, А. Д. Иванникова, В. Г. Домрачева, И.В. Ретинской- ГНИИ ИТТ «Информика». М.: Изд-во «Просвещение», 2004. — 287с.: ил.
  87. В.И. Проблемы измерения и оценок качества знаний учащихся / В. И. Огорелков // Сов. педагогика 1975.-№ 12.-С.23−30.
  88. О.П. Теория и практика интенсификации процесса обучения в вузе / О. П. Околелов // Автореф. дис. .док. пед. наук. -М.: 1995. 45с.
  89. В. Введение в общую дидактику: Пер. с польск / В. Оконь.-М.: Высш. шк., 1990.-382с.
  90. Е.Г. Методы исследований в профессиональной педагогике / Е. Г. Осовский // Профессиональная педагогика: Учеб. для студ., обучающихся по пед. специальностям и направлениям.- М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. -С.46−50.
  91. Педагогический энциклопедический словарь / Ред.колл.: Б.М.Бим-Бад (отв.ред) и др.-М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.-528с.
  92. Н.М. Психологическая служба в вузах и проблема самоуправления. В кн. «Проблемы самоуправления в системе психологической службы вузов» / Н. М. Пейсахов. Казань: КГУ, 1989. -С.4.
  93. JI.A. Методы и средства интерактивного взаимодействия студентов и преподавателей в Интернет-обучении / J1.A. Пескова // Дис.. канд. пед. наук. Улан-Удэ.: 2006. — 192с.
  94. Л.И. Основы управления педагогическими системами / Л. И. Петрова. М., 2008. — 349с.
  95. Подход к организации адаптивной системы управления обучением на основе использования информационных технологий / A.B. Ана-стасьин, A.A. Самарин, А. Ю. Сальников и др. // Прикл. информат. -2007. № 2. — С. 32−36, 141.
  96. Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. -М.: Издательский центр «Академия», 2007. 368с.
  97. В.М. Словарь по образованию и педагогике / В. М. Полонский. М.: Высшая школа, 2004, 512с.
  98. М.С. Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения обучаемых / М. С. Полонский //Инновации в образовании.- 2001.-№ 3.-С. 103−114.
  99. Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект / Н. Ю. Посталюк Казань: Казан, ун-т, 1989. — 206с.
  100. М.М. Управление качеством образования / М. М. Поташник.- М.: Педагогическое общество России, 2000.-448с.
  101. E.H. Возможности информационных технологий в организации и совершенствовании самостоятельной работы студентов / E.H. Пряхина // Дис.. канд. пед. наук. Тюмень, 2006. — 196с.
  102. Программа информатизации высшего образования России. М.: РосНИИИС, 1999.
  103. И.В. Концепция комплексной, многоуровневой и многопрофильной подготовки кадров информатизации образования / И. В. Роберт, O.A. Козлов. М.: ИИО РАО, 2005. — 50с.
  104. И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования / И. В. Роберт. М.: Школа-Пресс, 1994. — 321с.
  105. И.В. Теоретические основы создания и использования средств информатизации образования / И. В. Роберт // Автореф. дис. .док. пед. наук. М.: 1995.-40с.
  106. И.В. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования / И. В. Роберт, Т. А. Лавина. М.: Институт информатизации образования (ИИО) РАО, 2006. — 88с.
  107. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. Т.1. / Ред. колл.: В. В. Давыдов (гл. ред.) и др.- М.: Большая Российская энциклопедия, 1993 .-608с.
  108. C.JI. Основы общей психологии: В 2-х т. / C. J1. Рубинштейн / АПИ СССР.- М.: Педагогика, 1989.-Т.1.-485с- Т.2. -322с.
  109. Рудая И. JL «Стратегическая деловая игра «Никсдорф Дельта»»: Учеб. Пособие / И. J1. Рудая. М.: Финансы и статистика. — 2002. -280с.
  110. В.Н. Исследования по общей теории систем. Сборник переводов с польского и английского / В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин. М., Прогресс, 1969. — 520с.
  111. В.Н. Системное мышление и системный подход: истоки и предпосылки социальной информатики / В. Н. Садовский, В. В. Келле // Социальная информатика: основания, методы, перспективы. М., 2-е изд. 2006. С.14−27.
  112. Г. Г. Компьютеризация обучения как средство развития познавательной активности учащихся / Г. Г. Садыкова // Дис.. канд. пед. наук. Казань, 2005. — 175с.
  113. Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие / Г. К. Селевко М.: Народное образование, 1998.-256с.
  114. В.В. Образование и личность: Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. М.: Логос, 1999. — 272с.
  115. Т.Т. Методологические и методические вопросы разработки и применения мультимедийных обучающих программ в системе высшей школы / Т. Т. Сидельникова, Д. А. Темников. — Казань: Казан, гос. ун-т. 2005. — 187с.
  116. В.М. Системный деятельностный подход: в чем его суть // Педагогический менеджмент / Под ред.-М.: Рос. пед. агентство, 1997.-С.40−54.
  117. М.Н. Совершенствование процесса обучения / М.Н. Скат-кин. М.: Педагогика, 1971. — 149с.
  118. В.А. Педагогика профессионального образования / В. А. Сластенин. М.: Изд-й. Центр «Академия», 2007.-368с.
  119. В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, E.H. Шиянов- Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 567с.
  120. В.И. Личность и технология в педагогическом процессе/
  121. В.И. Слуцкий //Педагогика. -2002. -№ 6. -С. 84−88.
  122. Советский энциклопедический словарь / Ред. колл.: А. М. Прохоров (гл. ред.) и др.-М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1990.-1600с.
  123. В.М. Начала элементарной теории управления образовательными системами: Учеб. Пособие / В. М. Соколов.- Н. Новгород: НГЦ, 1999.-33с.
  124. A.B. Об эффективности информационных технологий / A.B. Соловов // Высшее образование в России. 1997, № 4.
  125. Стрикелева J1.B. Педагогические основы повышения эффективности учебного процесса в вузе с помощью применения АОС / JI.B. Стрикелова // Автореф. дис. .канд.пед.наук. Минск: БГУ, 1984. -20с.
  126. С.Б. Компьютерные дидактические материалы как средство развития познавательной самостоятельности учащихся / С. Б. Ступина // Дис.. канд. пед. наук. Саратов, 2005. — 182с.
  127. Н.М. Введение в неопедагогику: Пособие для педагогов-новаторов / Н. М. Таланчук. М.: РАО, 1991.-184с.
  128. Н.М. Системно-синергетическая концепция педагогики и учебно-воспитательного процесса / Н. М. Таланчук. Казань: НИИ ССО РАО, 1993.-169с.
  129. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний: Психологические основы / Н. Ф. Талызина.- М.: Изд-во МГУ, 1984.-345с.
  130. Н.Ф. Педагогическая психология / Н. Ф. Талызина М. Издательский центр «Академия». 2001. — 288с.
  131. О.П. Дидактические условия применения ЭВМ в организационной структуре учебного процесса / О. П. Таркаева // Автореф. дис. .канд. пед. наук. Казань: КГПИ, 1987. — 27с.
  132. В.Ю. Автоматизированный тестовый самоконтроль знаний как средство активизации учебной деятельности студентов: На примере учебной дисциплины «Информатика» / В.Ю. Терехина
  133. Дис.. канд. пед. наук. Пенза, 2006. — 176с.
  134. А.Н. Управление современным образованием: Социальные и экономические аспекты / А. Н. Тихонов. М.: ВИТА-Пресс, 1998.-256с.
  135. В.А. Информационные коммуникационные педагогические технологии. Учебное пособие / В. А. Трайнев, И. В. Трайнев — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004.
  136. H.H. Сочинения О категориях 'цель', 'средство', 'результат' / H.H. Трубников. М., 1967. 147с.
  137. А.П. Инновационные процессы в образовании / А. П. Тряпицына. СПб.: Педагогика, 1997.-117с.
  138. В.А. Возможности виртуального образовательного пространства в организации саморазвития студентов в вузе / В. А. Усов // Дис.. канд. пед. наук. Сочи, 2006. — 156с.
  139. Управление качеством образования: Практико-ориентир. моногр. и метод, пособие / РАИ- Под ред. М. М. Поташника.- М.тПед. общество России, 2000.-441 с.
  140. A.B. Медиаобразование в ведущих странах Запада / A.B. Федоров, A.A. Новикова. Таганрог: Изд-во «Кучма», 2005. — 270с.
  141. Д.И. Психология развивающейся личности / Д. И. Фельдштейн. М.: Изд-во «Институт практической психологии», «МОДЭК», 1994.-512с.
  142. Философский энциклопедический словарь/Ред.-сост.Е. Ф. Губский и др. М.: Инфра-М, 2003. — 576с.
  143. Г. И. Информация и самоорганизация / Г. И. Хакен. М.: Мир, 1991.-45с.
  144. A.B. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика / A.B. Хуторской. М.: Международная педагогическая академия, 1998.- 266с.
  145. A.M. Неопознанная педагогика / A.M. Цирульников
  146. Серия Б-ка педагога-практика. М МПСИ 2004. 352с.
  147. A.M. Система образования в этнорегиональном и социокультурном измерениях / A.M. Цирульников // Агентство образовательного сотрудничества. 2007. 287с.
  148. М.Б. Разработка педагогических тестов на основе современных математических моделей: Учеб. пособие / М. Б. Челышкова. М.: Издательская корпорация «ЛОГОС», 1995.-32с.
  149. Челышкова М. Б. Адаптивное тестирование в образовании (теория, методология, технология) / М. Б. Челышкова. М.: Исследовательский Центр проблем качества подготовки специалистов, 2001 .-165с.
  150. H.A. Многоуровневая фундаментализация содержания профессионального образования / H.A. Читалин. — Казань: Изд. Казанского университета, 2005.
  151. В.Н. Диагностика и оценка качества образовательных систем / В. Н. Шамардин //Педагогика.-1995.-№ 4.-С. 36−42.
  152. Т.И. Управление образовательными системами / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко, Г. Н. Шибанова. М., 2007. 384с.
  153. Т.Л. Научно-методические основы проектирования и использования информационных и компьютерных технологий в обучении студентов вуза / Т. Л. Шапошникова // Дис.. док. пед. наук. Ставрополь, 2001. — 232с.
  154. В.Ф. Дидактические основы информационных технологий обучения в образовательных учреждениях / В. Ф. Шолохович // Автореф. дис. .док. пед. наук. Екатеринбург: УГППУ. 1995. -45с.
  155. В.А. Моделирование и философия / В. А. Штофф.- М.-Л.:Наука, 1966.-301с.
  156. Г. П. Философия. Наука. Методология. / Г. П. Щед-ровицкий. М., 1997.
  157. Д.Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1978. — 304с.
  158. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: Методол. пробл. соврем, науки / Э. Г. Юдин. М.:Наука, 1978.-391с.
  159. Э. Г. Методология науки. Системность. Деятельность. / Э. Г. Юдин — М.: УРСС, 1997. — 444с.
  160. В.А. Обучение как процесс управления: Психологические аспекты / В. А. Якунин. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.-159с.
  161. Ackoff R.L. A Theory of Practice in the Social Systems Sciences / R.L. Ackoff// I1ASA. Laxenberg, 6−7 nov., 1986.
  162. Bennett. Computers as Tutors / Bennett, Frederick // Solving the Crisis in Education. 06/1999. P. 232.
  163. Changing education with technology: A vision based on faith / Johnson D LaMont // Comput. Sch. 2002. — 8, № 4. — P. 1−6.
  164. Cybernetics. Technological barriers and education / Rose J. // Kyber-netes.-2001. 20, № 7. — P. 14−23.
  165. Fujiwara Shin. What is the 'Capability Maturity Model'? Computerization of the education / Fujiwara Shin // Promoting Machine Industry in Japan. Japan. 2000. P.28−35.
  166. Goodson. Cyber Spaces/ Goodson, Ivor F. //Social Spaces: Culture Clash in Computerized Classrooms. 12/2002. P. 184.
  167. Hebenstreit J. Computers in education: the next step. / Hebenstreit J. // Computer in Education, 2005, v.l. P.37−43.
  168. Jonsson Lars-Erik. Appropriating technologies in educational practices: Studies in the contexts of compulsory education, higher education, a. fighter pilot training Diss. / Lars-Erik Jonsson. Goteborg: Acta Univ. Gothoburgensis, 2004. — P.204.
  169. Kluwer Academic Publishers, Boston/ Dordrecht/ London, 1998. P. 591−602.
  170. Linn, Marcia C. Internet Environments for Science Education.12/2003. P. 412.
  171. McKenzie, Jamie. How Teachers Learn Technology Best. 02/2000. -P. 180.
  172. Muramatsu Yuko. Computerization of Education and School Educational Solution @SCHOOL / Yuko Muramatsu, Kentaro Arai, To-moyuki Ito. Fujitsu. Japan. 2004. P.455−460.
  173. Murphy, David. Online Learning and Teaching with Technology: Case Studies, Experience and Practice. 07/2001. P. 192.
  174. Naidu, Som. Learning & Teaching with Technology: Principles and Practices. 04/2005. P. 300.
  175. Newby, Timothy J. Educational Technology for Teaching and Learning with CDROM. 08/2005. P. 328.
  176. Pring R. Philosophy of educational research / R. Pring. 2nd ed. — New York: Continuum, 2004. — P. 180.
  177. Roller R. Konstruktionsmethode fur den Mashinen Gerate — und appa-ratebau / R. Roller. — Berlin: Springer — Verlag, 2002. — P. 184.
  178. Stilborne, Linda. Teacher’s Internet Companion. 02/2004. P. 356.
  179. Strategies of change in teacher education: Europ. views: ENTEP/BLK conf., 18−19 Jan. 2002, Feldkirch, Austria: Conf. proc. / Ed. by Otmar Gassner. Feldkirch: Europ. network on teacher education policies, 2002. — P.188.
Заполнить форму текущей работой