Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие теории и практики дистанционного образования в России и за рубежом в 80-е годы XX — начала XXI века: Историко-педагогический аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Общей идеей этих нормативных документов является развитие дистанционного образования, телекоммуникаций и информационных сетей на национальном уровне и вхождения российской образовательной системы в единое информационное пространство. Развитие таких сетей в передовых странах и быстрое снижение стоимости предоставляемых ими услуг создают в этих странах условия, когда дистанционное образование… Читать ещё >

Содержание

  • ПЕРВАЯ ГЛАВА. Науковедческие и историко-педагогические основы развития теории дистанционного образования
    • 1. 1. Педагогическое науковедение как основа историко-педагогического анализа дистанционного образования
    • 1. 2. Интеграция глобальной и региональной педагогической науки в развитии теории и практики дистанционного образования в 80-е — 90-е годы 20 века
  • ВТОРАЯ ГЛАВА. Особенности развития теории и практики дистанционного образования в России и за рубежом в начале 21 века
    • 2. 1. Развитие дистанционного образования в информационнокоммуникационной среде
    • 2. 2. Дидактические принципы и средства дистанционного обучения начала 21 века
    • 2. 3. Информационно-педагогическое пространство как фактор совершенствования электронных коммуникаций по проблемам дистанционного образования

Развитие теории и практики дистанционного образования в России и за рубежом в 80-е годы XX — начала XXI века: Историко-педагогический аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Одним из социальных последствий стремительного технологического развития общества, которое стало особенно сильно проявлять себя в последние десятилетия ХХ-го века, явился общий кризис системы образования.

Существо этого кризиса заключается в неадекватности содержания образования, а также масштабов и уровня развития образовательных систем развивающемуся информационному обществу. Информационное общество характеризуется высоким уровнем информационных технологий, развитыми инфраструктурами, обеспечивающими производство информационных ресурсов и возможности доступа к информации, процессами ускоренной автоматизации и роботизации всех отраслей производства и управления, радикальными изменениями социальных структур, следствием которых оказывается значительное расширение сферы информационной деятельности.

Информатизация общества представляет собой процесс прогрессивно нарастающего использования информационной техники для производства, переработки, хранения и распространения информации и особенно знаний (А.И.Ракитов и др.). В этих условиях информатизация означает изменение всей образовательной системы с ее ориентацией на новую информационную культуру, одним из направлений ее развития является дистанционное образование.

Развитие парадигмы опережающего образования предполагает повышение доступности качественного образования путем развития системы дистанционного обучения и средств информационной поддержки учебного процесса современными информационными и телекоммуникационными технологиями.

Одним из эффективных путей глобализации образовательного пространства в современном мире является развитие системы дистанционного образования. Современные информационные технологии и компьютерные телекоммуникации, компьютерные сети создали принципиально новые возможности доступа и накопления любой социальной и педагогической информации. В сочетании и единстве с различными формами образования создаются новые предпосылки для совершенствования образования человека на протяжении всей жизни и в любой географической точке, т. е. развивается новый тип образования дистанционное (дистантное) образование (the distance education, the distance learning).

Отдельные теоретические положения дистанционного образования были сформулированы в XX веке, и по данным российских ученых, библиография по основным проблемам дистанционного образования насчитывает более 2000 работ на английском и немецком языках, более 240 посвящено разработке учебных курсов, их структуре и средствам передачи материала обучаемым.

Появление дистанционного образования объясняется, в частности тем, что консерватизм традиционных университетов стал тормозящим фактором в системе растущих потребностей подготовки профессиональных кадров в условиях интенсивного роста промышленного производства. Стратегическая цель дистанционного образования в современном мире — сделать возможным для каждого учащегося, в любом месте планеты изучения учебных дисциплин любого колледжа и/или университета.

Дистанционное обучение широко распространено в мировой практике и имеет давнюю историю. В основе развития удаленного обучения лежит принцип разделения вуза и студента. Далее выделяются два направления: первое (форма асинхронного обучения) — это удаленный студент. Это направление исторически оформилось как заочное образование. Второе направление (синхронное обучение, или дистанционное обучение в современном понимании) — удаленный класс, обучение в нем при синхронном взаимодействии между тьютором и группой студентов.

Термин «дистанционное образование» появился в нашей стране сравнительно недавно и означает возможность реализации образовательного процесса в условиях, когда обучающиеся удалены от образовательных центров на значительные расстояния и используют для взаимодействия современные информационные технологии и телекоммуникационные сети. В основных задачах Министерства образования России на ближайшие годы определены специальные меры по дальнейшему развитию системы дистанционного образования.

Вопросы дистанционного образования рассмотрены в ряде правительственных документов: приказ Госкомвуза России от 23.05.1996 № 929 «О научно-методическом совете по дистанционному образованию в области экономики и управления» и приказы Минобразования России: от 28.04.1997 № 816 «О создании межвузовского центра дистанционного образования по естественнонаучным дисциплинам и химической технологии», от 14.07.1997 № 1515 «О дальнейшем развитии дистанционного образования», от 09.07.1997 № 1471 «Об организации научно-методического совета «Создание автоматизированных лабораторий и практикумов удаленного доступа» и др.

Общей идеей этих нормативных документов является развитие дистанционного образования, телекоммуникаций и информационных сетей на национальном уровне и вхождения российской образовательной системы в единое информационное пространство. Развитие таких сетей в передовых странах и быстрое снижение стоимости предоставляемых ими услуг создают в этих странах условия, когда дистанционное образование становится не только доступной, но и весьма привлекательной формой образования для все большей части их граждан. Ведь оно позволяет им получать необходимый уровень общей и профессиональной подготовки в достаточно престижных учебных заведениях, не прекращая других видов своей деятельности.

Активный процесс развития дистанционного образования в России начался в начале 90-х годов. Количество образовательных учреждений, отделений и центров дистанционного образования на территории РФ на начало 1997 года составило по подсчетам автора более ста. В 1994;96 годов в Москве прошли международные конференции по дистанционному образованию, в которых участвовали ведущие специалисты США, Великобритании Канады, Германии, Швеции, Австрии, России и др.

Значительный вклад в обеспечение организационной и научной поддержки дистанционного образования внесли Всероссийские конференции по дистанционному образованию, организуемые Московским государственным университетом экономики, статистики и информатики. С 1999 года в России реализуется Межвузовская программа «Научно-методическое обеспечение дистанционного образования». Продолжается и начатый ранее всероссийский эксперимент в сфере дистанционного образования.

Проблемы дистанционного образования изучают ведущие российские организации: Ассоциация международного образования, Ассоциация «Открытый университет Западной Сибири», Всероссийский заочный финансово-экономический институт, Евразийская ассоциация дистанционного образования, Институт дистанционного образования АГУ, Институт дистанционного образования МЭСИ, Институт дистантного образования РУДН, Институт дистанционного образования Томского государственного университета, Институт Международного Образования в России, Институт экономического развития Всемирного Банка, Международный институт дистанционного образования Уральского государственного технического университета, Международный институт экономики и права и др.

За рубежом значительные теоретические и практические исследования выполняют ряд международных и национальных центров, университетов, ассоциаций, представленные в специализированных изданиях: American Distance Education Consortium, Canadian Association for Distance Education, Distance Education Association of New Zealand, Distance Education (Australia),.

Global Alliance for Transnational Education, International Council for Open and Distance Education, International Centre for Distance Learning, Open Learning: The Journal of Open and Distance Learning (United Kingdom), Distance Education Department at The Pennsylvania State University, European Association of Distance Teaching Universities), German Association for Distance Education, Centre National de l’Enseignement a Distance и др.

Тем не менее, в отечественной педагогической науке не существует науковедческих и историко-педагогических исследований, в которых дистанционное образование рассматривается как проблема новейшей истории педагогики, педагогического науковедения и сетевого науковедения, не выявлены содержательные характеристики развития теории и практики дистанционного образования в обозначенном периоде и особенности развития дистанционного образования в современной образовательной ситуации, определяющейся влиянием процессов глобализации образования, информатизации образования и становления парадигмы открытого образования.

В связи с вышеизложенным избрана тема диссертационного исследования — «Развитие теории и практики дистанционного образования в России и за рубежом в 80-е годы XX — начала XXJ века (историко-педагогический аспект)».

Объект исследования — развитие педагогической мысли и дистанционного образования в современной педагогической науке.

Предмет исследования — развитие теории дистанционного образования в 80−90-е годы 20 века и начала 21 века в аспекте педагогического науковедения и новейшей истории педагогики. Науковедческий анализ дистанционного образования позволит изучить структуру и конкретные формы функционирования дистанционного образования: направления, гипотезы, идеи, научные сообществаизучить теорию дистанционного образования как систему знаний, его логического состава, категориального аппарата, функционирование, развитие теории дистанционного образования в развивающейся парадигме открытого образования.

Цель исследования — выявление общности и различий в понимании теории дистанционного образования в 80-е годы 20 и начала 21 века и разработка на этой основе проекта новой интегративной области педагогической науки — дистанционного образования.

Гипотеза исследования основана на предположении, что использование методов сопоставления, сравнения, сравнительно-исторического методов позволит существенно расширить систематические представления о дистанционном образовании и определить перспективы развития как проблемы транснационального образования. Накопленный массив научной информации по проблеме дистанционного образования, не являвшийся предметом науковедческого анализа, может быть теоретически реконструирован, может быть выделено общее, особенное и единичное в изучаемом отрезке времени, если смысл и содержание диссертационного исследования связан с доказательством следующих предположений:

— накопленный научный массив идей, теорий, гипотез по проблеме дистанционного образования рассматривать не как разрозненные научные факты, а как процесс, связанный с разработкой общей теории дистанционного образования, разрабатываемой в конкретных научных сообществах;

— процесс становления теории дистанционного образования будет рассматриваться как история познания предмета педагогической науки, как история развития дистанционного образования в условиях информатизации и глобализации развития науки и образования;

— применение методов логического, онтологического, сравнительно-исторического, информационного анализа позволит существенно расширить систематические представления о дистанционном образовании начала 21 века и на перспективу;

— если рассматривать теорию дистанционного образования как сложноорганизованную, целостную систему научного знания.

Задачи исследования:

1. Выявить сущность понятия «дистанционное образование» и педагогические условия его развития.

2. Охарактеризовать основные подходы к проблеме дистанционного образования в 80-е годы 20 века и начала 21 века.

3. Раскрыть основные категории дистанционного образования начала 21 века.

4. На основе выявленного теоретического массива научной информации разработать проект электронного научно-образовательного издания для межнаучной виртуальной коммуникации, аккумулирующего теорию, историю, технологии образования, в том числе и дистанционного.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют основные идеи и теории мега-науки: интеллектуальные, социальные технологии, технологии развития мировой науки в информационном пространстве, создание новых наук, научных доктрин, научная индустрия, идеи развития информационного общества и информационных систем (К.Ясперс, О. Тоффлер, Р. Коэн, Д. Белл, Дж. Мартин, В. П. Тихомиров, А. П. Беляева, Е. И. Машбиц, А. П. Ершов и др.).

Применены разработанные в отечественной педагогике системный и целостный подходы к проектированию системы образования, идеи социальной информатики, теории моделей и проектирования информационного пространства, информационных потоков, информационного взаимодействия как на глобальном, так и региональном уровнях: фундаментальные работы в области философии образования (Б.С.Гершунский, А. И. Ракитов, А. И. Каптерев, М. С. Каган и др.) — принципы и методы системного подхода (В.Г.Афанасьев, Э. Г. Юдин и др.) — теории проектирования (В.П. Беспалько, В. М. Монахов и др.) — теории научной информации (Н.Винер, А. Д. Урсул, К. Шеннон и др.) — фундаментальные исходные философские, общенаучные и педагогические положения, характеризующие основные понятия информации и информационного взаимодействия (В. 3. Каган) — концепции информатизации общества и образования (Б.С.Гершунский, А. П. Ершов, С. Д. Каракозов, В. М. Монахов, А. Н. Тихонов, О. К. Филатов и др.).

В качестве источниковедческой базы использовались документы, журналы, монографическая литература, электронные каталоги и электронные библиотеки, электронная документация на сервере Министерства образования РФ «Информика», материалы международных, российских и в региональных сетевых конференций, размещенных в Интернете по проблеме дистанционного образования, электронные издания мировых и национальных научных центров, ассоциаций и центров, исследующих проблемы дистанционного образования: The Journal of Distance Education, The Journal of Educational Multimedia and Hypermedia, The Journal of Interactive Learning Research, Re-Open, American Journal of Distance Education, International Review of Research in Open and Distance Learning и др.

В решении поставленных задач использовался комплекс исследовательских методов: анализ и синтез, моделированиеобобщение, историографический, абстрагирования и конкретизации, аналогииф ретроспективный, сравнительно-исторический, онтологический, логический анализ теорий и моделей дистанционного образования. К эмпирическим методам исследования относились: изучение литературы, документов, наблюдение, метод экспертных оценокизучение и обобщение педагогического опыта студентов, преподавателей и методистов, изучение административной и учебной деятельности образовательных учреждений дистанционного образования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

— систематизированы представления об основных этапах развития теории дистанционного образования в России и за рубежом в 80-е годы 20 веканачала 21 века, для которых характерны активные теоретические процессы, проектирование дистанционного образования как педагогической системы;

— использованы методы сравнительно-исторического, онтологического, логического анализа, позволившие изучить нелинейный процесс развития теории и практики дистанционного образования;

— раскрыты особенности развития дистанционного образования как совокупности идей, гипотез, раскрывающих предмет исследованиясущность дистанционного образования;

— систематизированы формы межнаучной коммуникации, наиболее адекватно систематизирующие результаты историко-педагогического и науковедческого анализа — электронные научно-образовательные журналы.

Практическая значимость исследования состоит в следующем: на основе науковедческого анализа проблемы могут быть предложены концептуальные и методические рекомендации по разработке учебных курсов по проблемам педагогического науковедения, компаративистике для магистров, аспирантов, организаторов системы дистанционного обучения.

Исследование проводилось в несколько этапов:

Первый этап (1998;1999 г. г.) — изучение степени теоретической разработанности темы диссертационного исследования, систематизация и анализ научной литературы, историко-педагогических источников и компаративистской литературы, изучение информационных ресурсов и баз знаний, виртуальных библиотек.

Второй этап (2000;2001 г. г.) — выполнение исследовательской работы по определению содержания, структуры, ведущих положений диссертации, выдвижение гипотезы о процессе развития теории и практики дистанционного образования в искомый период.

Третий этап (2002 год) — содержательное наполнение, обоснование и доказательство гипотезы о развитии теории дистанционного образования в логике историко-педагогического и науковедческого исследованияразработка проекта выпуска электронного журнала по проблеме.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Теория дистанционного образования, развивающаяся в период 80-х годов 20 веканачала 21 века, представить собой область научного знания, комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение образовательного процесса в системе дистанционного образования. С формальной точки зрения теория дистанционного образования, как высшая самая развитая форма организации обобщенного достоверного научного знания, представлена как система, которая описывает, объясняет и предсказывает функционирование определенной совокупности составляющих объекта теории, в нашем случае системы дистанционного образования. Структурными элементами теории являются: предмет теории, термины и понятия, категории, методы исследования, функции, принципы и др.

2. Развитие теории и практики дистанционного образования — это длительный историко-педагогический процесс, характеризующийся преемственность различных его моделей: заочного (корреспондентского), открытые университеты, виртуальных университетов), развитие мега-университетов, становление моделей на основе компьютерных, информационных технологий (малтимедиа, телекоммуникации, виртуалистика). Именно в изучаемом периоде стало возможным, благодаря активной теоретической деятельности ряда научных сообществ России и за рубежом, разработать вариативные определения сущности дистанционного образования.

3. Выявлены и систематизированы основные категории теории дистанционного образования, разработанные на основе положений дидактики, педагогической информатики, кибернетики, коммуникативистики. Дистанционное образование, дистанционное обучение представляет собой целенаправленный интерактивный, асинхронный процесс взаимодействия субъектов и объектов обучения между собой и со средствами обучения, причем процесс обучения инвариантен к их расположению в пространстве и времени. Образовательный процесс дистанционного обучения проходит в специфической дидактической системе, элементами которой являются подсистемы: целей обучения, содержания обучения, методов обучения, средств обучения, организационных формы обучения, идентификационно-контрольная, учебно-материальная, финансово-экономическая, нормативно-правовая, маркетинговая.

4. Важнейшим средством развития теории, истории и практики дистанционного образования является развитие межнаучных коммуникаций, диссеменации. Это возможно, благодаря возможностям электронного журнала, реализующего один из важнейших принципов дистанционного образования — доступность, интерактивность. При проектировании содержания выпуска электронного журнала «Научно-педагогические школы Юга России» данный период в изучении дистанционного образования представлен теоретическим обзором, информационным ресурсом, включающим персоналии, научные центры, научные сообщества, работающих на переднем крае данной проблематики.

Достоверность и обоснованность полученных выводов обеспечиваются использованием методологических, науковедческих принципов, разработанных в философской, педагогической наукеосновные выводы исследования являются результатом применения адекватных методов научного исследования — сравнительно-исторического, онтологического, логического и др.

Апробация результатов исследования осуществлялась на базе РГПУ, НИИ социальных и педагогических проблем Российской академии образования, результаты исследования обсуждались на вузовских и региональных научных конференциях, представлены в электронном журнале «Научно-педагогические школы Юга России».

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Выводы по второй главе:

Традиционные подходы к образованию, основанные на простой передаче знаний — не работают больше в нашем быстро изменяющемся мире. Только постоянное, непрерывное образование, проходящее через все его ступени, дающее знания, умения, воспитывающее понимание, увеличивающее доступность и широко использующее новые телекоммуникационные средства и дистанционные методы, способно адаптировать человека к современному миру. устоявшуюся и вечно неизменную систему. Мировая практика подсказывает, что одним из наиболее эффективных выходов из сложившейся критической ситуации становятся такие более экономичные образовательные системы, как мегауниверситеты, использующие дистанционные методы обучения.

Теоретико-методологический аспект внедрения и утверждения дистанционного образования обусловлен необходимостью концептуального обоснования этой пока еще новой формы обучения. Здесь особенно важна научная теоретико-методологическая обоснованность применяемых средств. Речь идет не столько о технологической стороне вопроса, сколько о системном обосновании психологических, педагогических и социологических основ реализации различных методик и программ дистанционного обучения. Научное обеспечение было и остается главным критерием и требованием в разработке и внедрении новых дистанционных технологий в образовательном процессе.

Дистанционное обучение, таким образом, не электронный вариант очного или заочного обучения, адаптирующий традиционные формы занятий и бумажные средства обучения в телекоммуникационные. Дистанционное обучение призвано решать специфические задачи, относящиеся к развитию творческой составляющей образования и затруднённые для достижения в обычном обучении:

— усиление активной роли учащегося в собственном образовании: в постановке образовательных целей, выборе доминантных направлений, форм и темпов обучения в различных образовательных областях;

— резкое увеличение объёма доступных образовательных массивов, культурно-исторических достижений человечества, доступ к мировым культурным и научным сокровищам для детей из любого населённого пункта, имеющего телесвязь;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Мировоззренческий аспект развития дистанционной формы обучения связан с необходимостью смены стереотипов на образование как устоявшуюся и вечно неизменную систему. Мировая практика подсказывает, что одним из наиболее эффективных выходов из сложившейся критической ситуации становятся такие более экономичные образовательные системы, как мегауниверситеты, использующие дистанционные методы обучения.

Теоретико-методологический аспект внедрения и утверждения дистанционного образования обусловлен необходимостью концептуального обоснования этой пока еще новой формы обучения. Здесь особенно важна научная теоретико-методологическая обоснованность применяемых средств. Речь идет не столько о технологической стороне вопроса, сколько о системном обосновании психологических, педагогических и социологических основ реализации различных методик и программ дистанционного обучения. Научное обеспечение было и остается главным критерием и требованием в разработке и внедрении новых дистанционных технологий в образовательном процессе.

Дистанционное обучение, таким образом, не электронный вариант очного или заочного обучения, адаптирующий традиционные формы занятий и бумажные средства обучения в телекоммуникационные. Дистанционное обучение призвано решать специфические задачи, относящиеся к развитию творческой составляющей образования и затруднённые для достижения в обычном обучении:

— усиление активной роли учащегося в собственном образовании: в постановке образовательных целей, выборе доминантных направлений, форм и темпов обучения в различных образовательных областях;

— резкое увеличение объёма доступных образовательных массивов, культурно-исторических достижений человечества, доступ к мировым культурным и научным сокровищам для детей из любого населённого пункта, имеющего телесвязьполучение возможности общения учащегося с педагогами-профессионалами, со сверстниками-единомышленниками, консультирование у специалистов высокого уровня независимо от их территориальной расположенности;

— увеличение эвристической составляющей учебного процесса за счёт применения интерактивных форм занятий, малтимедийных обучающих программ;

— более комфортные, по сравнению с традиционными, условия для творческого самовыражения ученика, возможность демонстрации учениками продуктов своей творческой деятельности для всех желающих, широкие экспертные возможности оценки творческих достижений детей;

— возможность соревнования с большим количеством сверстников, расположенных в различных городах и странах при помощи участия в дистантных проектах, конкурсах, олимпиадах.

Преимущества эвристических форм дистанционной образовательной деятельности перед очными состоят в их оперативности, продуктивности, насыщенности, возможности быстрой и эффективной творческой самореализации учащихся, наличии условий для их персональной образовательной траектории.

Дистанционное образование предполагает включение в мировое образовательное пространство, использование культурных и образовательных ценностей, все пополняющихся в глобальных сетях Интернет. Дистанционное образование на базе компьютерных телекоммуникаций становится частью информационной культуры человека.

Сформировавшаяся в 80−90-е годы 20 века и начала 21 века теория дистанционного образования не представляет собой застывшую систему знания. Она непрерывно развивается (экстенсивно развивается), стремясь включить в свою сферу все новые области исследований — виртуалистику и проблемы развития дистанционного образования, развитие дистанционного образования в едином информационном пространстве и др.

В конце 90-х годов исследованы образовательные возможности современных технологий и средств, разработаны перспективные средства дистанционного образования (Т.С.Назарова, Е.С.Полат). Также предложены основы информационной технологии дифференцированного дистанционного обучения, в том числе алгоритма и схемы, состав, структуры и основные составляющие учебно-методических материалов. Разработаны отдельно методы управления и контроля при дистанционном обучении. Также обоснована методология логического проектирования сценариев учебных мульти-медиа программ на базе объектно-ориентированной технологии с элементами визуального проектирования.

В начале 21 века основные идеи развития: научно-методические проблемы создания учебных курсов для дистанционного образования, образовательных стандартов применение информационных и коммуникационных технологий в процессе изучения общеобразовательных предметов, оценка уровня информатизации образования.

Дистанционное обучение — одна из утвердившихся форм обучения, востребовано обществом, пользуется популярностью дистанционное обучение — наиболее демократичная форма обучения, позволяющая получить образование широким слоям общества вне зависимости от места проживания, методы дистанционного обучения применяются в школьном образовании, системе повышения квалификации учителей, в системе подготовки управленческих кадров, дистанционное обучение реализует принцип непрерывного образования, дистанционное обучение опирается на разнообразные средства представления учебных материалов (печатные документы, книжную продукцию средства радио и телевидения, средства телекоммуникаций).

Дистанционное обучение (ДО) является формой получения образования, наряду с очной и заочной, при которой в образовательном процессе используются лучшие традиционные и инновационные методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях. Основу образовательного процесса при ДО составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, электронной и обычной почте, а также очно.

Развитие теоретической базы дистанционного образования как компонента непрерывного образования в условиях глобальной коммуникации современного общества предполагает проведение фундаментальных исследований педагогической науки в области разработки научной базы информатизации общего, профессионального и дополнительного образования в условиях информатизации, массовой коммуникации и глобализации современного общества на базе комплексного решения педагогических (в том числе, дидактических, методических), технологических, программно-аппаратных, технических, эргономических проблем развития образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.A., Барабанщиков A.B. Педагогическая модель компьютерной сети // Педагогическая информатика № 2, 1995 г., с. 75−78.
  2. A.A., Меркулов В. П., Тараканов Г. В. Современные телекоммуникационные системы в образовании // Педагогическая информатика № 1, 1995 г., с. 55−63.
  3. A.A. Комплект методических материалов для преподавания по дисциплине «Автоматизированные информационные технологии в экономике»-М.: МИЭП, 1998, с. 32.
  4. A.A. Конспект лекций по курсу Автоматизированные информационные технологии в экономике. М.: МИЭП. 1997. с. 47.
  5. A.A. Средства новых информационных технологий в образовании: систематизация и тенденции развития. В сб. Основы применения информационных технологий в учебном процессе Вузов. М.: ВУ, 1995 г. с. 43−48.
  6. A.A., Краюшенко Н. Г., Фокин В. Ю. Некоторые проблемы проектирования центра дистанционного обучения // Матер. VII Междунар. конф. «Применение новых технологий в образовании (29 июня 2 июля) 1996 г. г.Троицк.
  7. A.A. Применение телекоммуникаций в учебном процессе. В сб. Основы применения информационных технологий в учебном процессе Вузов. -М.: ВУ, 1995 г.
  8. A.A. Модель компьютерной сети для преподавания при дистанционном обучении. В сб. Основы применения информационных технологий в учебном процессе Вузов. М.: ВУ, 1996 г. с. 6−77.
  9. A.A. Методика оценки экономической эффективности дистанционного обучения с помощью компьютерных сетей. В сб. Основы применения информационных технологий в учебном процессе Вузов. М.: ВУ, 1995 г. с. 77−83.
  10. Ю.Андреев A.A. Как будем учиться в XXI веке? Частный сыск, охрана, безопасность, № 6, 1996 г. с. 8−9.
  11. П.Андреев A.A. Введение в дистанционное обучение. ч. Н М.: МЭСИ, 1997 г. с. 50.
  12. A.A. Компьютерные сети в учебном процессе Вузов Материалы 18 научно-методической конференции «Организация и проведение образовательного процесса при обучении по новым учебным планам и программам» 26−28 ноября, 1996 г., г. Казань.
  13. A.A. Обзор телекоммуникаций в образовании. Публикация в сети ИНТЕРНЕТ на сервере Центра информатизации Минобразования ИНФОРМИКА. http:// www.informika.ru / windows / inftecn / intertecn / listint /html
  14. A.A., Барабанщиков A.B. Некоторые проблемы разработки методики ДО. Материалы 2-й и 3-й Всероссийских конференций по ДО. -М.: МЭСИ, 1997.
  15. Совершенствование подготовки специалистов без отрыва от производства. Сб. науч. трудов М.: НИИ ВШ, 1986 г.
  16. В.Г. Концептуальная модель дистанционного образования // Триместр 1996 г., № 1 с. 36−41.
  17. П., Барон А. Мультимедия как зеркало будущего информационного общества // СРЕДА, 1996 г., № 5−6 с 48−54.
  18. Дистанционное образование // Проблемы информатизации высшей школы. Бюллетень, 1995 г., № 3.20.3ановьев С. И. Каким должны быть учебно-методические пособия для заочников // Вестн. высш. школы, 1965, № 6.
  19. Л.П. Организация самостоятельной работы студентов заочников. М., 1985, 212 с.
  20. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981 г. 23 .Дистанционное обучение и новые технологии в образовании М.: Изд. Моск. гос. социальный университет. 1995 г. с. 54.
  21. Концепция создания и развитие системы дистанционного образования в России, М.: Госкомвуз, 1995 г.
  22. Концепция дистанционного образования // Бюллетень АРВ, спец. выпуск, июнь, 1995 г.
  23. Запад-восток.//Американо-российская газета. 014. 1996.
  24. Методические вопросы использования телекоммуникаций в образовании: отчет НИР // ИНИНФО, рук. Григорьев С. Г., 1996 г.
  25. Создание системы информационных ресурсов высшей школы с интерактивным доступом: Отчет о НИР // Центр информатизации образования ВШ, Рук. Иванников А. Д., 1996 г.
  26. Создание эффективных программных, информационных и методических средств для поддержки учебного процесса в различных предметных областях: Отчет о НИР // НИИВО рук. Сазонов, 1996 г. 104 с.
  27. Разработка средств дистанционного обучения, компьютерных сетей и баз данных: Отчет о НИР // НИИ Микроэлектроники и информационной измерительной техники, Рук. Моисеев С. Х., 1995 г.
  28. Дистанционное обучение и новые технологии в образовании: Отчет о НИР // Моск. техн. универ. связи и информатики (МТУСИ). рук. Снегов А. Д., 1995 г.
  29. Сетевые технологии в образовании: Отчет о НИР // Инст. проблем информатики РАН // ИПИ РАН: рук. Федосеев A.A.
  30. А.О. Разработка и использование компьютерных обучающих программ // Информационные технологии 1996 г., № 2, с. 14−17.
  31. И.Г. Теоретические основы высшего заочного образования. Дисс. доктор пед. наук, 1993 г.
  32. М.Т. Организационно-педагогические условия повышения эффективности заочного обучения. Дисс. канд. пед. наук, 1990 г.
  33. А.Ж. Дистанционные системы образования. Новосибирск. 1995 г. 18 с.
  34. H.A. Содержание и методы дистанционного обучения по информатике. Дисс. канд. пед. наук, 1994 г.
  35. Д.А., Федосеев A.A., Телекоммуникации для образования // Информатика и образование, 1993 г., № 2.
  36. А.Н., Иванников А. Д. Технологии дистанционного обучения // Высш. образование в России 1994 г., № 3.
  37. И.В., Мороз В. К. Сравнительных анализ эффективности компьютерных коммуникаций в образовании. м.: ИНИНФО, 1993 г.
  38. Уваров А. Ю Компьютерная коммуникация в учебном процессе // Педагогическая информатика, 1993, № 1.
  39. Домрачев В, Багдасян А. Дистанционное обучение на базе электронной почты // Высш. образование в России. 1995 № 2.
  40. А.Д., Моисеева H.B. Введение в систему компьютерных телекоммуникаций. М.: КУДИЦ, 1994 г. — 33 с.
  41. М.Н. Формирование региональной сети дистанционного образования // Дистанционное образование, 1996, № 1.
  42. В.Д., Давыдов H.A.,. Педагогические проблемы совершенствования учебного процесса на основе использования ЭВМ. М., ВПА, 1988 г.
  43. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., Педагогика, 1989 г.
  44. В.Г. Дистанционное обучение: возможности и перспективы // Высш. образ, в России, № 3, 1994 г.
  45. А.Н., Мызгин Е. А. Радиолюбительская пакетная связь в сб. Глобальные телекоммуникации в образовании. М.: ИНТ. 1996 г.
  46. В.Г. Тенденция развития высшего образования на пороге XXI века // Бюллетень АРВ, 1996, Спец. нов. выпуск.
  47. Концепция системы интенсивного обучения в ввузах. М., Ассоциация исследователей и разработчиков системы непрерывного интенсивного образования «КАДРЫ», 1992 г.
  48. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России // Проблемы информатизации ВШ. Вып. 3, 1995 г.
  49. Концепция системной интеграции информационных технологий в высшей школе, М., Рос. НИИСИ, 1993 г.
  50. B.C. О состоянии и перспективах создания СДО в России // Проблемы информатизации ВШ, Вып. 3, 1995 г.
  51. B.C., Мануйлов В. Ф. Инженерное образование на пороге XXI века, М.: Изд. дом Русанова, 1996 г.
  52. А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании. Уч. пособ. М.: Интерпакс, 1995 г.
  53. Т. Есть Оксфорд и в родном отечестве // Коме, правда, 26 июля 1996 г.
  54. А.Н. Стратегия и пути перехода от информатизации образования к информатизации регионов России и общества в целом // Бюллетень «Проблемы информатизации высшей школы», 1995 г., вып. 4.
  55. М. От дистанционного обучения к единому образовательному пространству // Международное сотрудничество, № 1, 1996 г.
  56. А. В. Актуальные проблемы совершенствования системы военного образования.// Военное образование, 1997, № 2
  57. И.В. Современные информационные технологии в образовании. -М.: Школа-Пресе, 1994. с. 205
  58. В.П. ДО: история, экономика, тенденции.//Дистанционное обучение 1997. № 2.
  59. Т.П., Кашицин В. П., Молчанова О. П. Образование в эпоху НИТ. М.: АМО 1995.
  60. В.Н. Дистанционное. Да! Но.// Проблемыинформатизации высшей школы. 1995. Вып. З с. 10−12.
  61. Amadco A. Distance education without high costs // Learning fnd leading with technology, 1995, vol 22, № 8, p. 12−13.
  62. Holmberg B. Status and trends of distance education. L.: Kogan Page, 1981 p. 200.
  63. Holtmerg B. Growth and structure of distance education. L.: Groom Helm, 1986,-p. 163.
  64. Keegan D. The foundation of distance education. L.: Groom Helm, 1986, p. 276.
  65. Т.М. и др. Разработка обучающих курсов в среде мультимедиа. Материалы 2-й и 3-й конференции по ДО. -М.: МЭСИ.1997.С. 99−107.
  66. Теория и практика систем интенсивного обучения. Кн. 1−4 под. Ред. A.A. Золотарева -:М МГТУГА, 1994 г.
  67. Ю.Г. Пути совершенствования методов обучения в ВШ. -М.:НИИВО, 1990.
  68. К.И., Шаров Ф. Л. Концептуальная формула образовательной деятельности.-М: МИЭП, 1994, с. 26.
  69. В.Т. Методические рекомендации по подготовке материалов для учебных аудио-видеосредств. -М.:МИЭПД996, с. 8.
  70. В.П. Технологии ДО в Росси// ДО, № 1, 1996 с.7−10.
  71. Ю.Н. Организация ДО в МГИУ//ДО., № 1, 1996, с.17−19.
  72. В.А., Рубин Ю. Б. Система ДО в МЭСИ// ДО. № 1, 1996 с.13−16.
  73. Менеджмент, маркетинг, финансы. Проспект МЦДО «ЛИНК». 1996.
  74. Ю.Н. Модульный принцип обучения в системе ДО сотрудников таможенных органов. -М: PTA, 1996.С.41.
  75. В.И., Шабанов Г. А. Педагогика высшей школыховременые проблемы. -М: ВУ, 1996, -68с.
  76. М.Г., Семушина Л. Г., Фокин Ю. Г., Чернышев А. П. Этюды дидактики высшей школы. -М.: НИИ ВО, 1994, -135с.
  77. H.A. Педагогика -М: ИЭП, 1997, -134с.
  78. A.A. и др. Теория и методика систем интенсивного обучения. Т. 1−4. -М.: МГТУГА, 1994.
  79. Основы военно-педагогических знаний. -М.: ВПА, 1989, -243с.
  80. В.В. Учебный процесс и его методическое обеспечение. -М.: 1993, ВА им. Ф. Э. Дзержинского, -262с.
  81. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. -М.: Просвещение, 1985.
  82. Педагогика. Под ред. С. П. Баранова, В. А Сластенина -М.: 1986.
  83. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний-М.: МГУ, 1984.
  84. Концепция развития высшего образования в РФ.// ВО в России,-!993.-№ 2.
  85. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) РФ.Бюлл. Госкомвуза. Р.Ф. -М.: Моск.лицей. 1993. -№ 8.
  86. Основы дидактики. Под ред. Б. П. Есипова. М.: 1967.
  87. Педагогический словарь. -М.: Педагогика, 1960.
  88. .Л., Малькова З. А. Сравнительная педагогика. -М.: Изд-во «Институт практ.псих.» 1996, -255с.
  89. С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе М.: ВШ, -1976. -200с.
  90. С.И. Лекции по теории обучения в высшей щколе. -М.: ВШ,-1974. -384с.
  91. С.И. Учебный процесс в высшей щколе. -М.: ВШ, -1980. -368с.
  92. Ф. Технологии обучения в системе высшего образования. -М.: 1986.
  93. Основы военной психологии и педагогики Под ред. А. В. Барабанщикова. -М.:ВИ, 1981,-358с.
  94. .С., Малькова З. А. О разработке концепции единой системы непрерывного образования и педагогической науки. Сб. Докладов Всесоюзн. Конф. «Формирование единой системы непрерывного образования», 22−24 ноября 1988 г. -с.27−34.
  95. Закон «Об образовании». Негосударственные образовательные учреждения: методика создания и деятельностиСправочникВып.1М.:1998, с. 254.
  96. Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании"Негосударственные образовательные учреждения: методика создания и деятельностиСправочникВып.1М.:1998, с. 254.
  97. Педагогическая энциклопедия-М.: Сов. энциклопедия, 1965.
  98. О.П. Очерки по философии образования -М.1995.
  99. В.Г. Введение к первому выпуску журнала ДО//ДО, № 1,1996
  100. Сборник категорий, понятий и терминов по военной педагогике ВВШ./ Под ред. П. Н. Городова. -М:1990, -63с.
  101. В.Д. Дистанционная технология переподготовки руководителей для работы в рыночных условиях // Машиностроитель, № 4−5, 1995, с.44−45
  102. O.M., Здравомыслов. Компьютерная техника в образовании/ЛВС) в России.№ 3, 1997, с. 109−118.
  103. A.M., Кревский И. Г. Дистанционное образование на базе новых ИТ. -Пенза: 1997, -55с .
  104. Э.Н. Современные концепции обучения и их применение в подготовке военных кадров. -М: ВПА, -1976.
  105. A.B., Демин В. Г. О закономерностях военно-педагогического процесса. -М: ВПА, 1967.
  106. .У., Татур А. О. Стандарты и тесты в образовании -М: 1995, -48с.
  107. Подготовка кадров управления -М: РАГС, 1992, 124с.
  108. И.Д. и др. Самостоятельная работа слушателя-заочника: элементы организации и методики. -М: ВПА, 1990, с. 68.
  109. А.К. Педагогическая техника военного преподавателя. -Курган: Курганское ВАТУ, 1993, с. 63.
  110. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. -М: ВШ, 1991−224с.
  111. А .Я. Педагогические технологии // ВО в России, № 2, 1990
  112. Вопросы обучения и воспитания в ВУЗАХ. Под ред. И. Н. Шкадова -М: ВИ, 1976, с. 511.
  113. Рейтинг в учебном процессе ВУЗА: опыт, проблемы, рекомендации. Под ред. Синайского A.C. -М: ВУ, 1997.
  114. Исследование проблем совершенствования систем подготовки военных специалистов в условиях реформирования ВС (Шифр «Приоритет «) Отчет по НИР. 1996, с. 37.
  115. B.C. Военная дидактика. В кн. Основы военно-педагогических знаний -М.: ВПА с.63−103.
  116. Э.Н. Технологии проблемно-деятельностного обучения в ВУЗе. -М: ВПА, 1990, с. 170 126. Российская газета № 4,1997
  117. В.П., Хроменков Н.А, Рябушкин Б. С. Экономика образования -М: Рос. Агенство, 1998, -306с.
  118. Г. Н., Ефимов H.H., Нечаев В. А. ДО по оценкам экспертов// ДО, № 4, с.20−23, 1997.
  119. JI.А. Телеконференции как виртуальная образовательная среда в ДО.// В сб. Виртуальная реальность: философские и психологические проблемы. -М: Институт человека РАН, 1997.
  120. The development of distant education in the Swedish Armed Forces. (1992−1995).Материалы международной конференции по ДО. г. Москва 1995 г.
  121. The Swedish military college. Проспект. Материалы международной конференции по ДО. г. Москва 1995 г.
  122. Программа подготовки и переподготовки военнослужащих в США SOC (Servicemembers Opportunity Colleges). Материалы международной конференции по ДО. г. Москва 1995 г.
  123. Дж. Гительсон. Программа помощи ветеранам VLP. Материалы международной конференции по ДО. г. Москва 1995 г. 25с.
  124. .Л., Малькова З. А. Сравнительная педагогика. -Воронеж: Институт практ. псих., 1996, 256с.
  125. Системы высшего образования стран запада -М: РУДН, 1991, 192с.
  126. С.М. Школа ДО (10−11 класс). Моск. гос ав-техн. Университет им. К. Э. Циолковского, 1993.
  127. Концепция развития системы военного образования //Ориентир.№ 3,1994
  128. В.В. Очерки о педагогическом мастерстве -М: В, А им. Ф. Э. Дзержинского, 1992, с. 135.
  129. O.K. Информатизация современных технологий обучения в ВШ. Ростов: ТОО Мираж, 1997, с. 213.
  130. В.И. ДО в банках // Материалы 2 и 3 Всероссийской конференций по ДО.-М: МЭСИ, 1997, с.27−33.
  131. А.Г., Свириденко Ю. П., Скрябин В. В. ДО: проблемы и пути развития // Образование^ 1,1997, с.42−56.
  132. R.S.J. Tuninga, I.B.J. Seinen. The Supply and Demand of Distance Education in Russia/ -The World Bank, Bureau Cross, 1995, c. l 10.
  133. Д.В., Филатов O.K. Технологии обучения в ВШ.-М: Экспедитор, 1996, с. 288.
  134. Ю.В. и др. Новое в концепции: дистанционный лабораторный практикум. //Проблемы информатизации ВШ № 1−2, 1997.
  135. Э.А. Информационные сети и системы -М: ФиС, 1996, с. 365.л 146. Политика в области образования и НИТ. Национальный доклад РФ на II
  136. Конгрессе ЮНЕСКО. Москва 1−5 июля 1996 // ИНФО, № 5, 1996, с. 1−20.
  137. Ж.Б. Оливейра. Заочное обучение в России: дорога, ведущая в будущее. Выступление на Первой Международной конференции по ДО. Москва 5−8 июня, 1994.
  138. A.A. ДО- форма получения образования XXI века //Компьютеры в учебном процессе. -М: ООО «ИНТЕРСОЦИОИНФОРМ», № 2, 1998.
  139. A.A. Модель для оценки экономической эффективности обучения с помощью компьютерных сетей. Научно-методический сборник. -М: МГУ, 1998.
  140. A.A. ДО в России: история и современность. Материалы 4-й
  141. Международной конференции по ДО.-М: МЭСИ, 1997.
  142. A.A., Солдаткин В. И., Лупанов К. Ю. Проблемы разработки учебно-методических пособий для системы дистанционного образования.
  143. Материалы IX международной конференции «Применение новых технологий в образовании» 1−3 июля 1998. г. Троицк: «Байтик», 1998.
  144. В. И. Принципы ДО. Новые компьютерные технологии обучения в региональной инфраструктуре. Тезисы докладов 1-й межрегиональной научно-методической конференции (24−25 марта 1998 г.) -Пенза: ЦНТИ, 1998, с.67−68.
  145. А.Б., Синегал B.C., Сороцкий В. А., ЦикинИ.А. Интерактивные информационные технологии на основе Web-серверов и систем компьютерной видеоконференцсвязи.\ ДО. -№ 1,-1998.
  146. Ю.К. Школа в условиях информационного взрыва// Перспективы. Вопросы образования., № 2, -1983.
  147. Большая Советская Энциклопедия, 1973, т.12 с. 269.
  148. А.К. Дистанционное образование: седьмой год работы AMO. Материалы конгресса. «Образование-98», -М: Минвуз РФ, 1998, с.75−79 .
  149. В.А., Беляев А. И., Черноиванов, Коваль С.П. Дистанционное профессиональное обучение в РАО «ГАЗПРОМ» М.: 1997, 126с
  150. В.Н. Социальные технологии в современном мире.М.: Славянский диалог, 1996, 335с.
  151. Н.В. Ноосферное образование: технология, методология, методика. -М. РАЕН, 1998,58с.
  152. Социальные технологии. Толковый словарь. М- Белгород, 1995 г.
  153. Я.А. Избр. пед. соч. М., 1955. С. 238.
  154. Буржуазная педагогика на современном этапе: Критический анализ/Под ред. З. А. Мальковой, Б. П. Вульфсона. М.: Педагогика, 1984.-
  155. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. М.: Знание, 1989.-
  156. Кларк Майкл. Технология образования или педагогическая технология?//Перспективы. 1982. № 3-
  157. О.П. Современные технологии обучения в вузе: сущность, принципы проектирования, тенденции развития//Высшее образование в России. 1994. N2.-
  158. Н. Общественные науки и социальная технология.М.: Прогресс, 1976.
  159. О.В., Шатуновский В. Л. Современные методы и технология обучения в техническом вузе: Методическое пособие. М.: Высшая школа, 1990. С. 77.
  160. Ч. Основы общей дидактики -М.:1986.
  161. Система дистанционного образования. -М.: Минобразование РФ, ИДО МЭСИ, 1998.,-с.8.
  162. Отчет по НИР. Шифр «Приоритет» Итоговый отчет. Военный университет 1997.
  163. A.B., Лузянин В. И., Шамец С. П. Требования к дидактическим материалам для ДО. Тезисы докладов всероссийской научно-практической конференции 8−11 июня г. С-Петербург.1997.
  164. В.Ф. Информационные технологии обучения: дидактические основы, проблемы разработки и использования. Уральский ГПУ, 1995.
  165. Национальный доклад РФ «Политика в области бразования и НИТ» на 11 Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика» //ИНФО, № 5,1996,с.1−32.
  166. В. Информатику призывают на службу .//Красная звезда 22.4.95г.
  167. Телекоммуникации в образовании Материалы международной конференции"Телекоммуникации в системе образовния, Москва, 23−26 ноября 1993 года. Под ред. Полат Е. С. -М.: ИСО РАО, 1993.C.97
  168. Тезисы докладов всероссийской научно-методической конференции «Телематика-97» и «Телематика-98», г. Санкт-петербург.
  169. Специальный выпуск «Мир Internet» № 7−8, 1998 г.
  170. Словарь делового человека. Под ред.О. В. Амуржуева.-М: «Экономика», 1992, с. 236.
  171. В.П. Основные принципы построения СДО России//ДО,№ 1,1998,с.4−9.
  172. Ю.К. Школа в условиях информационного взрыва// Перспективы. Вопросыобразования, № 2, -1983.
  173. А.Б., Синегал B.C., Сороцкий В. А., Цикин И. А. Интерактивные информационные технологии на основе Web-серверов и систем компьютерной видеоконференцсвязи.\ ДО. -№ 1,-1998.
  174. В.Я. Геоинформационные системы и технологии-М: ФиС, 1998.-288с
  175. Ю.В., Ленынин В. Н., Маслов С. И., Поляков A.A., Свиридов В. Г. Новое в концепции ДО: дистанционный лабораторный практикум. Проблемы информатизации ВШ. № 1−2(7−8), 1997 г.
  176. H.A. Педагогический менеджмент 1997.
  177. A.A., Паршиков Б. Л., Солдаткин В. И. К вопросу о модели образовательного учреждения ДО для определения его рейтинга. Проблемы информатизации ВШ. Бюллетень Минобразования РФ, № 1,1999 г.
  178. A.B. Эвристическое обучение. -М.: МПА, 1998.-266с.
  179. A.A., Васечкин A.B. Об одном подходе к применению ИНТЕРНЕТ на учебных занятиях. Материалы 4-й Международной конференции по ДО.-М: МЭСИ, 1997. С 27−29.
  180. A.A. Совершенствование подготовки военных специалистов на основе СДО России. Промежуточный отчет по НИР. Шифр «Дидактика-Центр»..: ВУ, 1996 г. с. 82.
  181. A.A. Совершенствование подготовки военных специалистов на основе СДО России. Итоговый отчет по НИР. Шифр «Дидактика-Центр». -М.: ВУ, 1997 г. с. 28.
  182. A.A., Маслова Н. В. Проблемы биоадекватного представления учебного материала в системе дистанционного образования.// ДО.,№ 3, 1998, с.35−37.
  183. A.A. К вопросу об определении понятия ДО// Дистанционное образование,№ 4, 1997, с.26−20.
  184. A.A. Направление и методика применения портативных персональных компьютеров в ДО//Дистанционное образование, № 4, 1997, с.35−41.
  185. A.A. Баранов Ю. А. Состояние и перспективы развития компьютерной подготовки преподавательского состава, слушателей и курсантов ГА ВС. В сб. Проблемы социальной информации и управления социальными процессами М.: ГА ВС., 1995 г.
  186. Исследование эффективности применения средств новых информационных технологий в учебном процессе. Отчет по НИР. Научно-исследовательская группа исследования учебного процесса и НОТ.- М.: ВУ, 1995,43с.
  187. Компьютер и образование. М: АПН СССР, 1991, 117с.
  188. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М: Педагогика, 1998, с. 192
  189. Пейперт С Переворот в сознании: дети, еомпьютеры. М: Педагогика, 1989.
  190. Г. М. Школы будущего: компьютеры в процессе обученияМЖ РиС, 1987.
  191. Информатикаи информационные технологии в учебных программах ля педвузов Омск, 1992с.63.
  192. С.А. Педагогические системы и технологии. Уч. пособие. Омск: ОГПИ, 1993, с. 96.
  193. В.Н. и др. Компьютер как средство управления в педагогических системах: проблемы моделирования информационных связей. Самара, 1993.
  194. Г. А. Проблема целей обучения в высшей школе. Владивосток: 1994.
  195. Ю.К. Проблемы повышения педагогических исследований М: Педагогика, 1982, с. 192.
  196. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М, 1982.
  197. А.И. Применение ЭВМ в учебном процессе. М: Сов.радио., 1969.
  198. А.И. Кибернетика и проблемы обучения М: 1970, с. 390.
  199. Н.Б. Индивидуальные стили использования ЭВМ при решении творческих задач/Психологические проблемы автоматизации научно-исследовательских работ.М.: 1987.
  200. .В. Кибернетика в гуманитарных науках. М., 1973.
  201. В.М. Эффективность обучения М.: Педагогика, 1976.
  202. Дж. Процесс обучения М.: 1960.
  203. В.А. Дидактические особенности управления качеством подготовки специалистов в высшей школе США. М.: 1982.
  204. A.A. Активное обучение в ВШ: контекстный подход. Методическое пособие М.: ВШ, 1991, с207.
  205. Е.В. Проблемы технологии научной деятельности. Томск, 1994, с. 101.
  206. П.Я. О психологических основах программированного обучения. М.: Знание, 1967.
  207. Д.П. Определение. М.:1974, сЗИ.
  208. A.M. Диалог человека и ЭВМ. М.:1992.
  209. А.П. Оптимизация и интенсификация педагогического процесса в вузе и школе. Ишим, 1994
  210. В.Г. Компьютерная технология учебно-воспитательного процесса, 1986.
  211. Н.И. Технология подготовки и защиты кандидатской диссертации. М.: Педагогика, 1993, с. 114.
  212. М.А. Использование ЭВМ в организации и планировании учебного процесса. М.:1972 с. 279.
  213. Ю.Н. Моделирование педагогических систем. М.:Педагогика, 1981.
  214. В.Л. Компьютерные технологии обучения М.: МАИ, 1992.
  215. A.B. Нечаев H.H. Психолого-педагогические основы использования ЭВМ в вузовском обучении. М.: Педагогика, 1987, с. 145
  216. Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. М.: 1969, с. 133.
  217. Н.Ф. Методика составления обучающих программ М.: 1980, с. 47.
  218. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний М.: МГУ, 1975.
  219. А.Д. Информатизация общества. М.:1990, с. 191.
  220. Г. Информация и самоорганизация: макроскопический подход к • сложным системам М.: Мир, 1991.
  221. Г. В. Педагогические возможности ЭВМ. Новосибирск: Наука, 1988.
  222. Информационные технологии в университетском образовании. М.: 1991.
  223. Компьютеризация образования: Межвузовский сборник научных трудов. Ноаосибирск.: НГУ, 1991
  224. Конференция восток-запад по новым информационным технологиям в образовании. Апрель, М.: МЦНТИ, 1992.
  225. Международные исследовательские проекты в образовании М.: РАО, 1993.
  226. Методические основы функционирования и развития систем многоуровнего образования. Саратов, 1993.
  227. Методы совершенствования учебно-воспитательного процесса в вузе. Волгоград, 1993.
  228. Научая организация учебного процесса № 1−6,1992.Новосибирск.
  229. Нетрадиционные формы и методы обучения и контроля качества знаний. Саранск, 1994, с. 219.
  230. Образование в мире на пороге 21 века. М.: Педагогика, 1991
  231. Оптимизация университетского образования на современном этапе. Саранск, 1993.
  232. Проблемы зарубежной высшей школы: обзор информации 19 921 994.№№ 1−6 М.: НИИВО. Проблемы социальной информации в сфере культуры и просвещения С-Пб.:1992
  233. Прогнозирование в образовании (теоретические и практические международные исследования) М.: 1993
  234. Психолого-педагогические и психолого-физиологические проблемы компьютерного обучения М.:1985
  235. Пути совершенствования учебного процесса в вузе: Международный сборник научных трудов Саратов: Саратовский Университет, 1993, с. 1992.
  236. Современные проблемы психолого-педагогических наук. Выпуск№№ 1−2, 1992.
  237. Социально-психологические проблемы обучения и воспитания учащихся и студентов. Тверь, 1992.
  238. Теория и практика высшего педагогического образования М.: Прометей, 1991.
  239. Теория и практика формирования и использования информационных ресурсов. М., 1991
  240. Т.С., Полат Е. С. Средства обучения (Технология создания и использования). М.: УРАО, 1998, с. 203.
  241. Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции //Педагогика, № 3,1997, с.20−27.
  242. В.А. Мобильные информационные PDA-технологии в образовании. Новые информационные технологии в образовании: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования -М.: НИИВО, Вып.9, 1998,56с.
  243. М. Сначала была информация // Computer world, 1997, № 3, с. З
  244. К. Ю. Паршиков Б.Л., Солдаткин В. И. Об особенностях дистанционных образовательных технологий. Материалы Шестой международной конференции по ДО. «ДО в России: проблемы и перспективы». 25−27 ноября 1998 г. Москва, с. 269−272.
  245. Лобачев С. Л, Солдаткин В. И. Дистанционные образовательные технологии: информационный аспект. -М: МЭСИ, 1998,104с.
  246. А.П., Кручинин В. А. Пути развития дистанционного высшего образования.//ДО, 1999 г.
  247. В.Н. Информатизация и система тотального управления качеством. Дистанционное образование в России: проблемы и перспективы. Материалы Шестой международной конференции по ДО (Россия, Москва, 25−27 ноября 1998 г.). с.317−336.
  248. Полат Е.С., M. B Моисеева, А. Е. Петров, М. Ю. Бухаркина, Ю. В. Аксенов, Т. Ф. Горбунькова Дистанционное обучение M.: ВЛАДОС, 1998, 192с
  249. В.П., В.И. Солдаткин, A.C. Семенова «Принципы образовательного франчайзинга». Материалы Шестой международной конференции по ДО (Россия, Москва, 25−27 ноября 1998 г.). с.472−486.
  250. А.Н. Цементирующая основа общества и государства. Проблемы развития отечественного и международного законодательства обучение образовании. III Межд. Научно-практ. конф. Часть I, 1998. с. 10−22.
  251. В.А., Буслов Е. В. Перспективы формирования образовательного права в РФ. Проблемы развития отечественного и международного законодательства обучение образовании. III Межд. Научно-практ. конф. Часть I, 1998. с.23−32.
  252. В.П. Анализ общих тенденций и возможностей интеграции российских университетов в мировое образовательное пространство Материалы Шестой международной конференции по ДО (Россия, Москва, 25−27 ноября 1998 г.). с.467−472.
  253. А.Н. Приветственное выступление на Шестой международной конференции по ДО (Россия, Москва, 25−27 ноября 1998 г.). //ДО,№ 6, 1998 г.
  254. Ф.А. Педагогическая технология в исторической перспективе. В сб. «История педагогической технологии». -М.: 1992.
  255. Марксистко-ленинская социология Под ред. Дряхлова -М.: Изд. МГУ, 1989с. 153
  256. A.C. Социальные технологии в системе управления военной организацией M.: 1997.С.164.
  257. Н. Общественные науки и социальная технологии -М: Прогресс, 1974
  258. Е.С. Исследование операций М.: «Сов. Радио», 1972, с. 552.
  259. И.В. Применение вещательной системы «Радиотекст» в ДО для реализации проекта «Виртуальная школа». Материалы Шестой международной конференции по ДО (Россия, Москва, 25−27 ноября 1998 г.). с.519−524
  260. C.B. Анализ использования информационно-образовательной технологии в организации дистантной системы повышения квалификации учителей. Материалы Шестой международной конференции по ДО (Россия, Москва, 25−27 ноября 1998 г.). с. 100−110.
  261. A.A. Стратегия развития дистанционного инженерного образования. Материалы Шестой международной конференции по ДО (Россия, Москва, 25−27 ноября 1998 г.). с.355−362.
  262. A.A., ЗайцеваЖ.Н., Лобачев C. JL, Солдаткин В. И., Тихомиров В. П. Теория и практика дистанционного обучения в России. Монография М: МЭСИ, Радел I, Гл. 1, Гл. 2, Гл. З — Раздел IV Гл. 16, 510с.
  263. A.A. Компьютерные сети в учебном процессе ввузов. Материалы XVIII научно-методической конференции «Организация и проведение образовательного процесса при обучении по новым учебным планам и программам» 26−28 ноября, 1996 г., г. Казань.
  264. A.A. Некоторые проблемы информатизации военного образования . Материалы XXIII научно-методической конференции «Военное образование в условиях реформ». ВАА им. М. И. Калинина, 23−24 ноября 1993.
  265. A.A. Зарубежный опыт использования ЭВМ в образовании. Совершенствование учебного процесса вузов на основе его компьютеризации. М.: ВПА, 1991.
  266. A.A. Требования по формированию учебно-научной материальной базы. Научно-методический сборник. М.: Гуманитарная академия Вооруженных сил РФ (ГА ВС), 1993, 121с.
  267. A.A. Справочно-информационные материалы и терминологический справочник. Материалы международного семинара «Информационные технологии в образовании» 7−8 сентября 1993 г. ГА ВС. г. Москва.
  268. A.A. Информатизация военного образования: проблемы и пути решения. Материалы международной конференции «Социальные аспекты военной реформы», Секция «Военное образование и общество». М.: ГА ВС, с.23−25 мая, 1994.
  269. A.A. Моделирование авиационных каналов передачи данных в АСУ. Научно-методические материалы г. Рига.: РВВАИУ. вып.6. 1986 г., с.39−44. (в соавт.)
  270. A.A. Время выполнения операции системой цетрализованной структуры. В кн. «АСУ и синтез оптимальных систем» М.: Сов. радио, 1974 г.
  271. A.A. Время исполнения как надежностная характеристика для системы централизованной структурой. // Автоматика и телемеханика. АН СССР, № 9, 1974.
  272. A.A. Обобщенный критерий для выбора элементов большой информационно-вычислительной системы. Сб. Системы авиационного оборудования и логические автоматы. -Киев: КВВАИУ, 1974 г.
  273. A.A. Об оптимизации продуктивности большой информационной системы. Сб. «Механизация и автоматизация управления». Киев: Укр.НИИНТИ. № 2 вып.2.1976
  274. A.A. Оптимизация одного класса восстанавливаемых систем // Автоматика и телемеханка., АН СССР № 12, 1976 г.
  275. A.A. Модель для исследования времени выполнения задания элементами больших систем. В сб. Обработка радиосигналов структуры радиосистем и вопросы конструирования микроэлектронной аппаратуры. М.: МАИ, вып.397, 1977.
  276. A.A. Модель для оценки экономической эффективности обучения с помощью компьютерных сетей. Научно-методический сборник. М: МГУ им. М. И. Ломоносова, 1998.
  277. A.A. Дистанционное образование в России: история и современность. Материалы 4-й Международной конференции по ДО. М: МЭСИ, 1997.
  278. A.A. Исследование проблем совершенствования системы подготовки военных специалистов в условиях реформирования Вооруженных сил РФ. (Шифр «Приоритет»), М.: ВУ, 1997.
  279. A.A. Автоматизированные информационные технологии в экономике. Программа курса и практические задания. (Дистанционное обучение). М.: Международный институт экономики и права (МИЭП), 1997, Юс.
  280. A.A. Задачи по программированию для самостоятельного решения. Справочно-методическое пособие по программированию на алгоритмическом языке БЕЙСИК. М.: Военно-политическая академия (ВПА), 1991,55с.
  281. A.A. Справочно-методическое пособие программированию на алгоритмическом языке ФОРТРАН. Учебное пособие М.: ВПА, 1988, 31с.
  282. A.A. Основы устройства и применения вычислительной техники. Хрестоматия. М.: ВПА, 1987,168с.
  283. A.A. Основы линейного программирования. Лекция. М.: ВПА, 1987, 19с.
  284. A.A. Основы динамического программирования. Лекция. М.: ВПА, 1988, 24с.
  285. A.A. Программирование линейных и разветвляющихся процессов. Методическая разработка для проведения занятий по теме «Основы алгоритмического языка Фортран и его применение» М.: ВПА, 1987, 23с.
  286. A.A. Программирование циклических процессов. Методическая разработка для проведения занятий. М.: 1987, 19с.
  287. A.A. Применение мер связи при анализе военно-социальной информации. Методическая разработка для проведения занятий. М.: ВПА, 1987, 15с.
  288. A.A. Использование методов статистического вывода и обработки информации нечисловой природы. Методическая разработка для проведения занятий. М.: ВПА, 1987, 14с.
  289. A.A. Первичная обработка военно-социальной информации. Методическая разработка для проведения занятий. М.: ВПА, 1987, 20с.
  290. A.A. Автоматизированные информационные технологии в экономике. Программа курса и практические задания. (Дистанционное обучение). -М.: Международный институт экономики и права (МИЭП), 1997, Юс.
  291. A.A. Установочная лекция по курсу «Автоматизированные информационные технологии в экономике» для дистанционного обучения.
  292. Продолжительность записи 120 минут). Видеостудия «ТАНТАЛ». Учебный видеофильм 1997 г.
  293. A.A. ЭВМ и компьютерная подготовка офицера. Телецентр Военного университета. Бабина № 176, (Продолжительность записи 45 минут).Учебный видеофильм, 1987 г.
  294. A.M. Как работать над диссертацией.М.: Педнаука, 1993.
  295. ТихоновА.Н., Абрамешин А. Е., Воронина Т. П., Иванников А. Д., Молчанова О. П. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты -М.: Вита-пресс, 1998,256с.
  296. .С. Философия образования. -М.: МПСИ, Флинта, 1998, 432с.
  297. Н.И. Моделирование внедрения мобильных информационных технологий в учебный процесс. МИРЭА, 1998.
  298. В.М., Мордвинов В. А., Трифонов Н. И. Психологическое обеспечение технологий образования. Высшее образование в России N 2, 1998 г. Научно-педагогический журнал Минобразования России, стр. 34−41.
  299. Состояние и развитие ДО в мире. Аналитический доклад Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, М.: ИЧП «Изд. Магистр», 1999, 45 с.
  300. Л.М. Исследование элементов ДО. Труды 2-й Межд. конф. по ДО, 2−5 июля 1996, т. I, с. 225−227.
  301. Развитие информационных технологий в образовании: Аналитический доклад.-М.: ИЧП «Изд. Магистр», 1997,60с
  302. Концепция развития сети телекоммуникаций в системе высшего образования РФ.-М.: Госкомвуз, 1994,120с.
  303. Ф. Технологии обучения в системе высшего образования.М: 1985 г.
  304. М.И., Чванова М. С., Вислобокова М. В. Психолого -педагогические проблемы общения при ДО. // Дистанционное образование, № 2, 1999.
  305. Л.Н. Русский гуманитарно-технический колледж «Тантал».// Дистанционное образование. «1, 1998. с33−37.
  306. Л.А. Вычислительные машины, системы, сети -М.: «Наука», 1982, 224с.
  307. Э.А. и др. Развитие информационных технологий в образовании: аналитический доклад. -М: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. -60 с.
  308. Distant higher education and the adult learner. /Ed by Van Enkernort-HeerlenA Dutchopen univ, 1986.
  309. Thomas R. Benefits and costs of computer conferencing in adult education. Intelligent Tutoring Media, Vol 1, #2,pp.65−72.
  310. Hague S. Beyond Universities.-Institut of Economic Affair-L., 1991.
  311. Moore M.G., Kearsley G. Listant Education: A System View.- Wadsworth Pubishing, 1996, 290 p.
  312. Russel F.K. Receive-site facilitator practices and student performance in satellite-delivered instruction / Proceedings of Annual Convention of the Association for Educational Commucations and Technology, 1991-ERIC:ED335011.
  313. RuleS.M. An economic analysis of inservice teacher training./American Journal of Distance Education, 1988,#2(2), p. 12−22.
  314. Rumble G., Harry K. The Distance Teaching Universities.- L.: G.H., 1982.
  315. Sounder W.E. The effectivenes of traditional versus satelite delivery in management of technology masters degree programs/ American Journal of DE., 1993,#7(1), p.37−53.
Заполнить форму текущей работой