Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Нравственное и эстетическое в научно-педагогической деятельности как социальном явлении

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Продуктом современной социокультурной жизнедеятельности является такое состояние самосознания человечества, когда человек остается наедине с вопросами: что делать? как выжить? как обрести свободу? в чем смысл существования? каковы пути создания человеческого образа жизни? как развивать технику и среду обитания, способствующих сохранению и совершенствованию человека, его внутреннего мира… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Бытие Нравственного и Эстетического в научно-педагогической деятельности
    • 1. Природа Нравственного и Эстетического и их роль в системе социальной жизнедеятельности
    • 2. Научно-педагогическая деятельность как социальное образование
    • 3. Формы и способы функционирования Нравственного и Эстетического в научно-педагогической деятельности
  • ГЛАВА II. Научно-педагогическая деятельность в контексте современной социокультурной жизни
    • 1. Характеристики и формы творчества в научно-педагогической деятельности
    • 2. Научно-педагогический работник как идеальный тип: основные черты и функции
    • 3. Аксиологическое пространство как условие становления личности будущего специалиста

Нравственное и эстетическое в научно-педагогической деятельности как социальном явлении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Нравственная проблематика встает всякий раз и звучит с новой силой в эпохи переломные, в кризисные периоды общественного развития, перехода от одной системы к другой, в условиях, когда происходят изменения в иерархии ценностей — их пересмотр, переоценка, переосмысление. Возникает социально обусловленная необходимость поиска оснований как личностно-индивидуального бытия, так и общества в целом, в том числе организации и осуществления социально-профессиональной деятельности. Одним из способов реализации этого поиска и одновременно утверждения нравственно-эстетических ценностей в качестве основ жизнедеятельности человека и общества выступает образование.

Продуктом современной социокультурной жизнедеятельности является такое состояние самосознания человечества, когда человек остается наедине с вопросами: что делать? как выжить? как обрести свободу? в чем смысл существования? каковы пути создания человеческого образа жизни? как развивать технику и среду обитания, способствующих сохранению и совершенствованию человека, его внутреннего мира и непреходящих общечеловеческих ценностей? С одной стороны, эти вопросы достаточно традиционны для философии, с другой стороны, очерченный круг вопросов приобретает важную значимость и звучание именно в нашу эпоху, поскольку находится в русле трагических переживаний любого человека, вызванных социокультурными проблемами и цивилизационными противоречиями. Данная ситуация обусловливает особую актуальность осмысления и разработки нравственно-эстетических аспектов измерения человеческого существования.

Отмеченные аспекты цивилизационного развития тесно взаимосвязаны и вызывают необходимость модернизации системы образования, поиск новых принципов организации научно-педагогической деятельности, способных выразить потребности современного этапа развития человечества и обеспечить возможности его дальнейшего существования. Осмысление социальности в нравственно-эстетическом измерении — одна из приоритетных тем в современном философском исследовании, поскольку связано с постижением предельных основ общественного бытия. Именно этим обусловлена необходимость серьезной, детальной разработки Нравственного и Эстетического, что всегда предстает как проблема их интерпретации, взаимодействия и актуализации, особенно в социально-профессиональной деятельности, в частности — в научно-педагогической.

Содержание научно-педагогической деятельности как социального явления акцентируется на создании условий и возможностей для развития творческого потенциала личности, способной отвечать требованиям современого общественного развития. В целом данные аспекты идут в русле решения проблемы гуманизации образования, что имеет общесоциальное значение, поскольку определяет уровень и характер отношений в обществе и нравственно-эстетические параметры личности профессионала, которые выступают основой человеческого облика и одними из важнейших свойств, обусловливающих переход от техногенной цивилизации к антропогенной. Создание благоприятной среды для вызревания этих характеристик и становления личности — актуальная задача системы высшего образования.

При этом разработка прикладных аспектов нравственно-эстетической деятельности и реализация нравственно-эстетических ценностей в творчестве научно-педагогического работника выступают предпосылками выполнения поставленной выше задачи.

Степень разработанности проблемы. Многоплановые и разнообразные научные и философские разработки, анализирующие определенные аспекты соотношения нравственных и эстетических ценностей в конкретной деятельности, в частности в научно-педагогической, можно классифицировать в зависимости от предметного интереса исследователей к различным сторонам обозначенной выше проблемы, а также по уровню, характеру и полноте представленности в научной литературе особенностей взаимодействия нравственно-эстетических аспектов в творческой деятельности.

I. Теоретико-методологические основы творческой деятельности, общенаучные методы и их взаимодействие в различных видах духовного производства освещались в работах следующих отечественных исследователей: Г. С. Альт-шуллер, B.C. Барулин, Г. С. Батищев, В. И. Белозерцев, Н. А. Бердяев, B.C. Биб-лер, Г. Я. Буш, Г. Н. Волков, А. В. Зусман, М. С. Каган, В. А. Кутырев, В. В. Сильвестров, П. В. Симонов, В. И. Толстых, В. И. Филатов, E. J1. Яковлева.

II. Наиболее систематизированное и целостное представление об этике, основных понятиях, положениях и концепциях этической теории разработано в сборниках, статьях и монографиях таких авторов, как: Р. Г. Апресян, Н.П. Ба-ныкин, Л. И. Бондаренко, А. А. Гусейнов, Г. Иррлитц, JI.A. Коган, П. А. Кропоткин, Н. О. Лосский, Л. В. Максимов, Г. Г. Матюшин, Е. А. Овчинникова, Л. А. Попов, А. В. Прокофьев, А. Смит, О. С. Соина, B.C. Соловьев, Г. Л. Тульчинский, В. П. Фетисов, Ю. А. Шрейдер.

Онтологический статус морали раскрывался сквозь призму соотношения морали и научных знаний (Т.В. Барчунова, В. Г. Бахур, В. Т. Ганжин, Г. И. По-лушин, Ю. Н. Тундыков, Б.Г. Юдин), а также взаимодействия техники и морали (В.Н.Авраменко, В. А. Канке, С. Лем).

Разработке идей прикладной этики — о нравственных факторах научной и педагогической деятельности, этике взаимоотношений в коллективе, профессиональной культуре, профессиональной этике и профессиональном мышлении — посвящены работы следующих авторов: Д. С. Авраамов, В. И. Бакштановский, А. А. Баталов, В. И. Белозерцев, Г. И. Белякова, Б. С. Братусь, В. И. Бенедиктова, И. А. Дубернштейн, С. Б. Елканов, Н. Г. Карнишина, Л. В. Коневалова, М. Г. Лазар, И. И. Лейман, С. Д. Лаптенок, Б. Н. Лебедев, X. Ленк, К. М. Левитан, Н.С. Лиджи-ев, М. П. Медянцева, С. А. Муратов, В. И. Писаренко, С. Попова, В. А. Сластенин, Д. Сотирова, П. Д. Тищенко, В. Н. Чернокозова, М. А. Чернышева, Ф. Н. Щербак, Е. Г. Юдина.

III. Разработкой проблем эстетики как системы онтологии, философии чувств, философии искусства, философии культуры и теории ценностей занимались: К. З. Акопян, А. Н. Арлычев, В. Ф. Асмус, В. К. Бакшутов, М. М. Бахтин,.

С.Т. Вайман, Л. С. Выготский, Г. П. Выжлецов, К. Гилберт, С. А. Дзикевич, М. С. Каган, Н. А. Кормин, О. Б. Корневище, О. А. Кривцун, И. С. Куликова, Г. Кун, А. Ф. Лосев, М. Ф. Овсянников, С. Х. Раппопорт, Б. П. Скворцов.

Проблему выявления границ соотношения эстетики и техники, дизайна и художественного конструирования, эстетической функциональности и эргономики разрабатывали: Г. Г. Ангальдов, Л. М. Безмоздин, Н. П. Валькова, В. Глазычев, Е. Е. Задесянец, К. М. Кантор, Е. Н. Лазарев, В. М. Мунипов, Л. И. Новикова, Р. П. Павилейко, Е. Ш. Шипилов, В. И. Тасалов, Э. Г. Цыганкова.

IV. Проблемам гуманизации подготовки специалистов в высшей школе, а также осмыслению сущности и ценностных аспектов образовательной сферы посвящены работы следующих исследователей: Н. Т. Абрамова, С. Ф. Анисимов, О. С. Анисимов, В. Г. Борзенков, Т. Н. Брысина, Л. П. Буева, А. П. Валицкая, М. А. Верб, М. П. Волков, Ф. И. Гиренок, В. В. Давыдов, С. В. Девятова, В.М. Ди-мов, В. Загвоздкин, А. Ф. Зотов, Н. В. Карлов, С. Б. Крымский, В. И. Купцов, Б. Г. Мещеряков, Э. М. Мирский, Л. В. Суркова, А. Н. Ростовцев, А. Рубцов, В. Савельев, Э. Савицкая, Г. К. Селевко, В. В. Рябов, Т. Ю. Фомина, Г. П. Щедровицкий.

Нравственные и эстетические аспекты образования анализировались такими исследователями, как: Л. М. Архангельский, В. И. Бакштановский, Ю.Б. Бо-рев, А. И. Буров, Л. А. Введенская, А. С. Каргин, О. В. Кременцова, Н. Б. Крылова, Л. П. Печко, Л. И. Рувинский, Л. А. Рытикова, Б. Ф. Сикорский и др.

Освещением проблем высшей школы в современном мире занимаются следующие авторы: С. И. Гессен, О. В. Долженко, И. В. Захаров, В. Г. Кинелев, Е. С. Ляхович, Л. И. Новикова, С. Д. Поляков, В. М. Розин, Г. К. Селевко, В.Л. Ша-туновский, С. С. Шевелева и др.

Анализ педагогического процесса как вида творческой деятельности производился в работах таких авторов, как: А. И. Арнольдов, В. И. Загвязинский, И. А. Зязюн, В.А.Кан-Калик, М. О. Кнебель, А. В. Мудрик, М. М. Поташник, И. Е. Синица, Л. Б. Соколова, О. В. Шиняева, М. П. Щетинин, Е. А. Ямбург и др.

Психологические аспекты развития творческого потенциала личности описаны в трудах Е. Я. Басина, JI.C. Выготского, В. П. Дружинина, Л. И. Зеличенко, В. П. Зинченко, И. С. Кона, А. А. Леонтьева, Я. А. Пономарева, С. Л. Рубинштейна, В. П. Эфроимсона, М. Г. Ярошевского.

В западно-европейской философской традиции анализ нравственных и эстетических ценностей, имеющих особый бытийный статус, осуществлялся, начиная с античности и заканчивая современностью (Сократ, Платон, Аристотель, Л. А. Сенека, Цицерон, И. Кант, Г. В. Гегель, Ф. В. Шеллинг, К. Маркс, Ф. Энгельс, Х.-Г. Гадамер, Ж. Бодрийяр, X. Ортега-и-Гассет, П. Рикер, А. Шопенгауэр, А. Швейцер, А. Камю, Дж. Мур, М. Хайдеггер и др.).

В результате проведенного анализа литературы и попытки систематизации многообразных наработок применительно к выделенной нами проблеме выяснилось, что наименее разработанными оказались теоретические вопросы о месте и роли профессиональной этики в становлении будущего специалиста как профессионала-гуманиста, о статусе и особенностях научно-педагогической деятельности как целостного феномена, о соотношении, взаимодействии и влиянии Нравственного и Эстетического на облик научно-педагогического работникане разработана проблема профессионально-этических и эстетических отношений в вузе.

Объектом исследования является научно-педагогическая деятельность как вид социальной деятельности, осуществляемой в системе высшего образования.

Предмет исследования — статус Нравственного и Эстетического в научно-педагогической деятельности и их роль в становлении личности специалиста как профессионала-гуманиста.

Цель и задачи диссертационного исследования. Цель работы состоит в раскрытии места и роли Нравственного и Эстетического в научно-педагогической деятельности. Постановка данной цели обусловила необходимость решения следующих задач:

— осмысление роли Нравственного и Эстетического в системе социальной жизнедеятельности;

— выяснение содержания, структуры и функций научно-педагогической деятельности как социального образования;

— выделение форм и способов функционирования Нравственного и Эстетического в научно-педагогической деятельности;

Т.' (Г.

— выявление форм творчества в высшем образовании и разработка критериев Нового в творчестве научно-педагогического работника;

— разработка типологии личностных характеристик научно-педагогического работника;

— экспликация признаков и условий ценностного пространства становления личности будущего специалиста как профессионала-гуманиста.

Теоретико-методологической базой исследования являются общенаучные методы исследования (обобщение, наблюдение, сравнение, аналогия, восхождение от абстрактного к конкретному, синтез) и основные принципы и процедуры диалектики (системно-структурно-функциональный анализ, принципы объективности, развития, конкретности, историзма, преемственности, целостности, диалектического взаимодействия, критицизма). Неклассический тип рациональности обогащает методологию науки ценностными установками (герменевтические процедуры понимания, проникновения, эмпатии, принцип плюрализма) и феноменологической редукцией, что также использовано в диссертации.

В силу междисциплинарного подхода к анализу научно-педагогической деятельности и стремления к осуществлению интегративного принципа в осмыслении Нравственного и Эстетического в работе использованы научные данные психологии, культурологии, педагогики, социологии.

Основные результаты исследования и их новизна. Основные результаты диссертационного исследования состоят в следующем:

1.Раскрыты содержание, структура и функции метакатегорий «Нравственное» и «Эстетическое» в социальной жизнедеятельности. Новизна заключается в трактовке их в качестве аксиологем: бытийный статус Нравственного и Эстетического определяется пребыванием их в качестве ценностных образований, имеющих трансцендентальную природу, что обусловливает их становление, изменение, проявление, оформление в процессе социально-исторического развития, где они выполняют регулятивные функции. Реализация интегративного и плюралистического подходов и принципа историзма позволила выделить исторические формы и типы Нравственного и Эстетического, а также выявить их общие и специфические особенности.

2. Научно-педагогическая деятельность представлена в контексте социально-исторической эволюции деятельности вообще, что позволило обосновать ее интеграционный характер, выражающийся в единстве научно-исследовательской и педагогической деятельностивыявить ее место и роль в социальной структуре в качестве социального вида творчества — одного из основных условий жизнеобеспечения и жизнетворчества человека и общества. Представлена типология функций научно-педагогического сообщества, а также последствия его функционирования. Элементами новизны выступают осмысление и описание последствий функционирования научно-педагогической деятельности в единстве ее позитивных и негативных эффектов.

3. Рассмотрены основные формы и способы функционирования Нравственного и Эстетического в научно-педагогической деятельности, выявлено ключевое значение нравственно-эстетической культуры и профессиональной этики в динамике формирования социально-профессиональных, социально-гуманитарных, социально-экологических ориентаций будущих специалистовразработаны основные принципы и нормы профессиональной культуры и профессиональной этики научно-педагогического работника, обоснована необходимость введения морального кодекса для научно-педагогического работника. Новые результаты состоят в выявлении путей актуализации и способов реализации Нравственного и Эстетического через профессионально-этические и эстетические принципы и нормы научно-педагогической деятельности.

4. Выявлены виды и формы творчества, имеющие место в интеграционных компонентах научно-педагогической деятельности: научно-исследовательском, педагогическом, методическом, организационном, воспитательном (разработка научных идей, создание педагогических технологий — новых методов и способов организации занятий и подачи материала, организация среды, в которой возможно формирование будущего профессионала-гуманиста, становление гуманных отношений в коллективе). Выявлены парадоксы и противоречия структурных элементов научно-педагогической деятельности, что порождает ряд достоинств и сложностей сочетания научного и педагогического творчества. Сформулированы и охарактеризованы признаки первенства, оригинальности, прогрессивности, перспективности в качестве признаков Нового в научно-педагогической деятельности. Новизна состоит в том, что применительно к образовательной среде выделены критерии прогностичности и экологичности, позволяющие будущим специалистам составлять модели-прогнозы, выявлять возможные перспективы реализации своих проектов с целью минимизации отрицательных последствий и оптимизации условий осуществления собственной деятельности, а следовательно, и развития общества в целом.

5. Представлена типология основных личностных характеристик и профессиональных параметров научно-педагогического работника, состоящая из когнитивных, нравственных, эстетических, психологических и коммуникативных свойств. Новизна заключается в обосновании идеального типа в качестве модели, позволяющей адекватно решать профессиональные задачи, проблемы социокультурной жизни, включать в процессы социализации будущего специалиста, изменять образ и статус современной образовательной системы.

6. Описано аксиологическое пространство научно-педагогической деятельности, обусловливающее становление целостной личности специалиста в процессе высшего образованияусовершенствована социокультурная модель личности специалиста как профессионал а-гуманиста. Новое состоит в том, что проблема соотношения Нравственного и Эстетического в научно-педагогической деятельности осмысливается через характер их отношений (взаимодополнение, взаимообусловленность, взаимоопределение), которые невозможно оценить однозначно. Предложена социокультурная модель личности специалиста как профессионала-гуманиста с характеристикой основных признаков, определяемых ключевыми параметрами целостно развитого человека.

На защиту выносятся следующие положения:

1. «Нравственное» и «Эстетическое» имеют статус аксиологем — бытийных.

К- - среалий, аккумулирующих в своем содержании онтологические, гносеологические, ценностные и прагматические моменты социальной жизнедеятельности, а через нее — объективно действующие универсальные закономерности развития сущего. Будучи оформленными в социокультурной практике Нравственное и Эстетическое определяют человеческое измерение в социально-профессиональной деятельности, задавая возможные пути самосовершенствования человека, изменяющего собственный образ и в свою очередь влияющего на общественную практику. Таким образом, статус и предназначение профессиональной деятельности приобретает исторический характер, что презентиру-ется нравственно-эстетическими ценностями, нормами и принципами, в каждую эпоху представленными в качестве должного.

2. Научно-педагогическая деятельность — специфический вид социальной деятельности, связанный с системой высшего образования. Структура ее определяется особенностями синтеза научно-исследовательской, педагогической и организационно-управленческой составляющими. Место научно-педагогической деятельности определяется институализацией самодеятельности и самоопределения человека с помощью нормативных и ценностных ориентации, что позволяет человеку адекватно «вписаться» в социокультурное пространство. Научно-педагогическая деятельность определяет цели, ценности, профессиональную культуру людей, обеспечивая подготовку будущих профессионалов к различным видам деятельности, выступая тем самым условием воспроизводства и развития социума. Анализ социально-исторических условий становления и развития научно-педагогической деятельности обнаруживает специфику ее современной формы, заключающейся в наполнении когнитивной составляющей нравственно-эстетическим содержанием, что обеспечивает реализацию человекоразмерных результатов. Выделены ценностноориентационная, познавательная, созидательная, коммуникативная, социально-интегрирующая и др. функции. Каждая из них в отдельности и все в целом производят различного рода эффекты, в совокупности оказывающие двойственное воздействие на участников научно-педагогической деятельности, а тем самым и на общество.

3. Нравственное и Эстетическое в системе высшего образования, в социально-профессиональной деятельности функционируют как принципы этизации и эстетизации, что способствует гуманизации и гармонизации отношений между людьми, превращению социума в мир подлинно человеческой реальности. Данные методологические регулятивы органично свойственны научно-педагогической деятельности, репрезентируя и определяя ее как творческую и ценностно нагруженную. Нравственное и Эстетическое имманентно присущи, «растворены» в научно-педагогической деятельности и обогащают ее содержательную сторону (общение, поведение, оценки, отбор материала, выбор средств и методов обучения и воспитания, организационно-управленческую работу), что позволяет регулировать взаимодействия в системе «личность — социально-профессиональная группа — социум». Профессиональная мораль и эстетические ценности выступают неотъемлемой частью личности специалиста (атрибутивным свойством и внутренней потребностью), его профессиональной культуры, складывающейся как единство культуры мышления, поведения, чувств, речи. Все эти структурные элементы необходимым образом отражаются в нормативных документах (уставах, кодексах). Обнаруживается неразрывное единство между познавательными и ценностными аспектами: Нравственное и Эстетическое являются одновременно представлением, средством поиска и достижения идеала, что отражается в реальных процессах — материально-чувственной, предметной и идеальной форме.

4. Научно-педагогическая деятельность является интегрированной формой духовно-практической деятельности, одним из видов социального творчества, что подтверждается различными уровнями бытия Нового в ней: объективно Новое как единство психологической и социальной новизны, относительно Новое и абсолютная новизна. Благодаря представленности всех форм Нового в научно-педагогической деятельности, особенно сквозь призму ее ценностных аспектов, она содержит возможности для качественно иного уровня организации, соединения и развития сущностных сил человека, служит основой органического единства интеллектуальных, нравственных и эстетических свойств. Научно-педагогический работник в совместной деятельности со студентом творит новую реальность (посредством получения новых идей, знаний, ценностей, отношений, создания неповторимых ситуаций на лекциях и семинарах). Нравственное и Эстетическое включаются в процесс образования посредством изменения, совершенствования образа человека, внутренней работы над собой, что отчасти выражается в научном, техническом, художественном творчестве. В рамках научно-педагогической деятельности человек способен обрести подлинную свободу мысли и действий, самоопределяясь и самоутверждаясь в качестве личности, организуя жизненный мир на основе выбора и реализации ценностных установок.

5. Ведущие черты облика научно-педагогического работника обусловлены особенностями взаимодействия научно-исследовательской и педагогической деятельности. Идеальный тип характеризуется как единство профессиональных качеств, нравственных и эстетических свойств, психологических и коммуникативных особенностей, образующих своеобразную профессиограмму. Данные свойства имеют различную степень позитивной окрашенности, детерминированную уровнем самосознания личности, общей культуры и востребованности обществом. Все выявленные свойства облика профессионала взаимосвязаны, их исполнение в реальной действительности позволяет обрести модели жизненное звучание и значение, задает эталонность и образцовый характер человеческим взаимодействиям, повышает статус и престиж научно-педагогической деятельности.

6. Нравственное и Эстетическое выступают как основополагающие компоненты научно-педагогической деятельности. Органично вплетаясь в научно-педагогическую деятельность, они образуют аксиологическое пространство необходимое условие становления и развития личности будущего специалиста. Научно-педагогическая деятельность тем самым реализует программу формирования жизненной стратегии творческой личности, одновременно выступая как средство и цель самореализации, совершенствования человека, поскольку позволяет осуществить становление личности специалиста как профессионала-гуманиста на основе сплава интеллектуальной одаренности с ценностными ориентациями. Аксиологическая составляющая способствует осуществлению «прорыва» сквозь наличные обстоятельства, задаванию перспектив деятельности, преодолению обыденных форм сознания.

Практическая и теоретическая значимость диссертации. Исследование особенностей научно-педагогической деятельности в русле подходов социальной философии представляет ее как социальное образование, что позволяет четко определить ее место и роль в общественной жизнедеятельности.

Осознание значимости Нравственного и Эстетического в любой сфере жизнедеятельности человека и общества способно изменить содержательно-структурные компоненты общественной практики. Эффективное применение норм и принципов профессиональной этики ведет к оптимизации средств и методов решения профессиональных задач. Результаты исследования могут быть использованы в научно-педагогической практике, влияя на реформирование и модернизацию ценностей, приоритетов, парадигм современного образования путем введения новых предметов для изучения, разработки новационных технологий преподавания, обновления читаемых курсов.

Принципы и средства исследования, используемые в диссертации, подтверждают актуальность и жизнеспособность взаимосвязи различных методологических процедур (диалектики и феноменологии), что открывает возможности дальнейшего плодотворного использования данных теоретико-методологических установок для анализа других проблем социального бытия, подготавливает условия для рождения «новой» диалектики и «новой» метафизики в качестве современных методологий.

Не исключается возможность экстраполяции полученных выводов и результатов работы на другие области деятельности — политику, экономику, журналистику, медицину, юриспруденцию.

Материалы диссертации, положения и выводы могут быть использованы в преподавании курса философии, в спецкурсах по отдельным проблемам этики, эстетики, экологии.

Апробация результатов работы. По теме диссертации опубликовано 22 работы. Основные идеи и положения диссертации излагались автором в докладах и выступлениях на международных, всероссийских, региональных конференциях, а также на ежегодных внутривузовских научно-исследовательских и научно-методических конференциях Ульяновского государственного технического университета, на заседаниях кафедры философии УлГТУ, на аспирантских семинарах, лекциях для магистров по курсу «Философия науки и техники», семинарах для студентов. Автор принял участие в следующих конференциях: «Человек — Философия — Гуманизм» (I Российский философский конгресс, Санкт-Петербург, 1997 г.), «Проблемы сознания и самосознания человека в техногенной цивилизации» (Ульяновск, 1997), «Человек в контексте выбора путей цивилизационного развития» (Ульяновск, 1998), «Теоретические и методологические проблемы философской антропологии» (Ульяновск, 1999), «Творчество и самоорганизация» (Курск, 1999), «Любищевские чтения» (Ульяновск, 1999), «Философия в современном мире: состояние и перспективы» (Ульяновск, 1999), «Рациональность и ее метаморфозы» (Ульяновск, 2000), «Внерациональные формы постижения бытия» (Ульяновск, 2001), «Вузовская наука в современных условиях» (Ульяновск, 2001/02, 2002/03, 2003/04), «Современные технологии учебного процесса в вузе» (Ульяновск, 2001/02, 2003/04), «Человек-Мир-Культура. Актуальные проблемы философских, политологических, религиоведческих исследований» (Киевский национальный университет им. Т. Шевченко, 2004).

Автором также разработаны и читаются курсы по дисциплинам «Этика общения» и «Профессиональная этика» для студентов гуманитарного факультета специальности «Связи с общественностью», «Этика и культура делового общения» для работников муниципальных организаций, менеджеров и юристов.

Структура и объем диссертации

определялись актуальностью и степенью разработанности темы, целью, задачами и логикой исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, разделенных на шесть параграфов, заключения, библиографического списка. Объем диссертации — 170 страниц машинописного текста.

Список литературы

включает 282 наименования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Становление новой, антропогенной цивилизации идет как процесс разрешения кризисных противоречий техногенной цивилизации. Основой цивилизации будущего выступает разработка и реализация новых технологий и моделей-прогнозов, соответствующих природным, техническим и социальным преобразованиям, адекватных достижению коэволюции природы, человека и социума с обеспечением их ноосферного характера, с решением глобальных экологических проблем.

Цель научно-педагогической деятельности — становление ноосферного сознания человека, преодоление антропогенного эгоизма, обеспечение очеловеченных отношений во всех сферах общественной жизнедеятельностиподготовка специалистов, осознающих взаимозависимость мотивационных, волевых, сознательных, творческих установок, интеллектуального порыва, социально-нравственной ответственности индивидов и развития биотехносоциокосмосре-ды обитания человечества.

Решение этих проблем идет в русле решения проблем экоразвития и утверждения антропогенной цивилизации, связанного с совершенствованием демократических форм управления обществом, гуманизацией развития науки и техники, с возрастанием нормативности деятельности, с раскрытием возможных путей, способов и средств обеспечения качества жизни и обретения ее смысласо структурными изменениями в системе высшего образования, ведущими к развитию творческого потенциала личности, к подготовке профессионалов-гуманистов.

Думается, что наряду с процессами демократизации, гуманитаризации, гуманизации, фундаментализации, компьютеризации, интеграции образования следует особо выделить этизацию и эстетизацию как приоритетные направления реформирования и модернизации высшей школы. Значимость образования определяется тем, что оно точкой пересечения всех своих узловых вопросов выбрало человека, формирование и развитие его сущностных сил, тем, что на основе образования «можно решать различные проблемы», поскольку оно выступает как «неотъемлемая составляющая духовной жизни каждого из нас» '.Безусловно, и этические и эстетические ценности включены в более широкий контекст гуманизации профессиональной подготовки и гуманитаризации образования. Отмечая именно эти особенности, мы тем самым подчеркиваем, что данное направление является ведущим и имеет стратегическую направленность в развитии общества.

Автор показал, что Нравственное и Эстетическое — основополагающие идеи-ценности, которые выполняют функцию методологических принципов, организующих научно-педагогическое творчество. Их бытийственный статус определяется содержанием, структурой и функциями, обеспечивающими существование данных образований в качестве аксиологем.

В результате анализа содержания и структуры научно-педагогической деятельности было выявлено, что она выступает как вид социального творчества, одна из форм духовно-практической деятельности человека и общества. Вместе с тем было показано, что творческие возможности научно-педагогической деятельности заключены в синтезе научно-исследовательской работы и педагогической практики. Это, в свою очередь, дало возможность трактовать внутреннюю свободу через творчество и показать, что оно есть способ самоутверждения и самовыражения индивидуальности и личности человека, прорыв в неизвестноеформа обретения смысла жизнислужения человеку и человечеству.

Автором раскрыты основные особенности научно-педагогического творчества и социально-профессиональные, личностные черты научно-педагогического работника, определяющие вписанность специалиста в социокультурную среду и возможность адекватно разрешать проблемы и противоречия научно-исследовательской и образовательной практики. В диссертационном исследовании в результате анализа основных характеристик личности научно-педагогического работника предложена профессиограмма, состоящая из синтеза социально-профессиональных, нравственных, эстетических, психоло.

1 Девятова С. В., Купцов В. И. Концепция гуманизации и гуманитаризации образования // Социально-политический журнал. — 1995. — № 6. — С.111. гических и коммуникативных свойств. Автором обоснована необходимость введения курсов по технической эстетике, социальной экологии, эргономике, моральному дизайну в качестве обязательных в техническом вузе.

В системе профессиональной культуры научно-технической и гуманитарной интеллигенции особое место принадлежит изучению последствий творческой деятельности человека. Автором выделены характеристики Нового в научно-педагогической деятельности, что позволяет трактовать ее в качестве творческой деятельности, имеющей неоднозначные эффекты и многообразные проявления. В результате осмысления этих процессов были выявлены последствия деятельности научно-педагогического работника.

Определены содержательно-функциональные характеристики «Нравственного» и «Эстетического», установлены общие и особенные свойстваустановлено влияние профессионально-этических и профессионально-эстетических отношений на гуманистический потенциал и эвристический уровень творческой деятельности научно-педагогического работника. Обоснована необходимость утверждения реальной жизненной практикой норм и принципов профессиональной этики, понимание важности введения кодекса (или свода правил деятельности) научно-педагогического работника.

На этой базе предложена социокультурная модель личности специалиста в качестве профессионала-гуманиста, которая требует дальнейшей разработки. За выявлением форм связей Эстетического и Нравственного в творчестве видится перспектива, состоящая в методико-методологической подготовке образовательных программ, обеспечивающих становление будущего профессионала на основе интеграции интеллектуального, нравственного и эстетического потенциалов.

Автор считает, что одной из существенных аксиологических компонент научно-педагогической деятельности по-прежнему остается воспитательная составляющая. Модифицируясь, она все же сохраняет за собой право занимать определенную нишу среди содержательно-функциональных особенностей организации творческой деятельности научно-педагогического работника. Осмысление жизненных коллизий приводит к пониманию того, что «жизнь каждого из нас — сложный поступок, и потому способность ставить себя под вопрос — признак зрелости, компетентности и справедливости». А средствами научно-педагогического творчества возможно инициировать активность человека, предоставляя возможности для выявления и утверждения своей уникальности, возрождения и обретения собственного облика.

Современная ситуация приоритета технократического мышления приводит к нарушению целостности личности, лишает ее свободы выбора, наносит невосполнимый ущерб самореализации человека. Перевес в сторону технокогни-тивной культуры, рационального и технического по сравнению с развитием экогуманитарного, художественного мышления, нравственно-эстетической культуры не способствует формированию целостной личности, утверждению духовных, творчески-созидательных, гуманных начал. Социально-• экономические, социально-технологические факторы — условие развития и движения обществасмысл же реального развития заключен в становлении, развитии самого человека, его духовного мира и в целом культуротворческих потенций.

1 Белозерцев В. И. Философия и проблема социокультурного статуса профессионала-гуманиста //Культура, профессиональная культура и проблемы образования. Тезисы докладов XXXI НТК ППС ун-та. — Ульяновск, 1996. — С.6.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. О принципах экономических исследований и профессиональной этике ученого: Выступление на встрече со студентами МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 1991. — 22 с. 7. <7
  2. Н.Т. Ценности образования, новые технологии и неявные формы знания // Вопросы философии. 1998. — № 6. — С. 58−65.
  3. Д.С. Профессиональная этика журналиста: Парадоксы развития, поиски, перспективы. М.: Мысль, 1991. -255 с.
  4. А. Язык науки / Пер. с англ. М.: Мир, 1985. 280 с.
  5. Актуальные проблемы нравственного воспитания студентов: Межвузовский сборник. Саратов: СГУ, 1983. 114 с.
  6. Актуальные проблемы нравственного воспитания. Новосибирск: Наука, 1987.- 114 с.
  7. Актуальные проблемы философии и социологии образования: (концептуальные основания стратегии развития, перспективы педагогической практики) / Томский гос. пед. ун-т- Общ. ред. Дмитриенко В. А. Томск, 1998. — 229 с.
  8. Актуальные психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания в школе и вузе: Сб. науч. тр. Тверь: ТГУ, 1994. — 149 с.
  9. П.Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Соч. в 4-х тт. М.: Мысль, 1984.- Т.4. С. 53−294.
  10. Ю.Н. Может ли образование быть негуманитарным // Вопросы философии. 2000. — № 7. — С. 37−42.
  11. В.И. Этика политического успеха: Науч.- публиц, монограф.- Тюмень-Москва: Центр прикл. этики, 1997. 747 с.
  12. Н.П. Семь лекций о Живой Этике. Новосибирск: изд-во Новосибирского ун-та, 1991. — 96 с.
  13. B.C. Основы социально-философской антропологии. М.: Академкнига, 2002. — 456 с.
  14. Е.Я. Творческая личность художника. М.: Знание, 1988. — 61 с.
  15. А.А. Понятие профессионального мышления: (Методологические и идеологические аспекты). Томск: изд-во Томского ун-та, 1985. — 231 с.
  16. Г. С. Введение в диалектику творчества. СПб.: изд-во РХГИ, 1997. — 464с.
  17. М.М. Эстетическое наследие и современность: Межвузовский сб. науч. тр. Саранск: изд-во Морд, ун-та, 1992. 4.1. — 175 с. 4.2. — 366 с.
  18. В.И. Проблемы профессиональной этики // Вестник УлГТУ. -1998.-№ 3.-С. 18−23.
  19. И. Введение в основания нравственности и законодательства. М.: РОССПЭН, 1998.-415 с.
  20. А. Два источника морали и религии. М.: Канон, 1994. — 382 с.
  21. Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.- Харьков: Аст: Фолио, 2002. — 734 с.
  22. Благо и истина: классические и неклассические регулятивы. /Под ред. А. П. Огурцова. М.: ИФ РАН, 1998. — 290 с.
  23. В.П. Философские основания воспитания эстетической культуры. Диссертация. д.ф.н. СПб., 1993. 330с.
  24. Н., Ветров Ю. Образовательная стратегия: вопросы и проблемы // Высшее образование в России. -2001. -№ 3. С. 15−24.
  25. В.Г. Проблема человека в контексте обновления гуманитарного образования в России // Человек. 1996. — № 3. — С.70−77.
  26. А.Ю. Роскошь человеческого общения. М.: PISC, 1998. — 184 с.
  27. Т.Н. Специфика связи науки и образования // Актуальные проблемы развития социально-гуманитарных, экономических и психологических наук: Тезисы Всерос. науч. конф. Тверь, ТФМГЭИ, 2б04. -С. 12−14.
  28. Л.П. Человек, культура и образование в кризисном социуме // Философия образования. М., 1996. — С. 76−90.
  29. В.В. Феномен неклассического эстетического сознания // Вопросы философии. 2003. — № 10. — С. 61−71- № 12. — С. 80−92.
  30. А.П. Образование в России: Стратегия выбора: Монография. -СПб.: изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. 128с.
  31. В.И. О деловой этике и этикете. М.: Фонд «Правовая культура», 1994. — 175с.
  32. В.М. Целостность эстетического сознания: деятельностный подход (Опыт философского анализа) /Под ред. В. Н. Сагатовского. Томск: изд-во Томского ун-та, 1992. -151с.
  33. В.П. Истина и ценность //Ценностные аспекты развития науки. М.: Наука, 1990. 278с.
  34. М.П. Генезис науки. Проблема социокультурных истоков. Ульяновск: УлГТУ, 2000. — 93с.
  35. Вольтер. Философские сочинения /Пер. с франц. М.: Наука, 1988.- 750с.
  36. Вопросы этики и эстетики: Сб. науч. тр. Нижневартовск: изд-во Нижне-варт. пед. ин-та, 1997. — 86с.
  37. Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. -480с.
  38. Г. П. Аксиология: становление и основные этапы развития //Социально-политический журнал. 1995. — № 6. С.61−73- 1996. -№ 1. С.86−99.
  39. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: «Искусство», 1991. 367с.
  40. Е. Интеллигентность основа становления будущего педагога //Высшее образование в России. -2001. — № 3. С.79−85.
  41. Г. Д. Творчество, жизнь, искусство. М.: Дет. лит-ра, 1980. — 143с.
  42. Гегель. Эстетика: в 4 т. Т.2. М: Искусство, 1969. 326с.
  43. К., Кун Г. История эстетики /Пер. с англ. М.: изд-во иностр. литры, 1960. 686с.
  44. Н.А., Фомина Т. Ю. Некоторые проблемы критической этики XX века //Ёестник УлГТУ. -1998. -№ 3. С. 14−17.
  45. В. О дизайне (Очерки по теории и практике дизайна на Западе). М.: Искусство, 1970. 192с.
  46. Е.А. Технологическое мышление и техническое творчество: Методологический анализ: Автореферат дис.. д-ра филос. наук. СПб.: 1991. 31с.
  47. А.А. Великие моралисты. М.: Республика, 1995. — 351с.
  48. А.А. Сослагательное наклонение морали //Вопросы философии. -2001. № 5. С.3−32.
  49. С.В., Купцов В. И. Концепция гуманизации и гуманитаризации образования //Социально-политический журнал. 1995. — № 6. С.107−115- 1996. -№ 1. С.125−132.
  50. К. Мировоззренческие основания современной цивилизации и ее глобальный кризис //Общественные науки и современность-1994.- № 2.С.89−98.
  51. Де Джордж, Ричард Т. Деловая этика: Пер. с англ.: В 2 т. СПб- М.: Прогресс, 2001. Т.2. — 2001. — 560с.
  52. Деятельность: теория, методология, проблемы, М., 1990. 365с.
  53. В.М., Лесная JI.B. Актуальные проблемы образования //Социально-политический журнал. 1995. -№ 2. С.169−182.
  54. О.В. Очерки по философии образования. М., ПРОМО-Медиа, 1995. — 240с.
  55. В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Издательство «Питер», 1999. 368с.
  56. . Интеллигенция и профессионализация //Свободная мысль. -1995. -№ 10. С.41−49.
  57. Духовное производство. Социально-философский аспект проблемы духовной деятельности /Отв. ред. В. И. Толстых. М., Наука, 1981. — 352с.
  58. Г. М. Возникновение нового: философский очерк. М.: Мысль, 1983.- 188с.
  59. Ильенков Э. В, Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении. М., РОССПЭН, 1997. 464с.
  60. Р. Исследования по эстетике. М., изд. иностр. лит-ры, 1962. — 572с.
  61. Инновационные процессы в образовании. Сб. статей /Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб., 1997. -285с.
  62. Интеллектуальная культура специалиста. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-е, 1988.-266с.
  63. Интеллигенция и нравственность: Социологические очерки. М.: НИИВО, 1993.-249с.
  64. Интенсификация творческой деятельности студентов. Казань: изд-во Ка• зан. ун-та, 1990.- 197с.
  65. История эстетической мысли: Становление и развитие эстетики как науки. В 6-ти тт. /Редкол.: Овсянников М. Ф. и др., АН СССР. Ин-т философии. Сектор эстетики. М.: Искусство, 1990.
  66. Г. Наука как персональный опыт //Человек. -1999. № 4. С. 102−115.
  67. М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997. 205с.
  68. А. Творчество и свобода: Статьи, эссе, записные книжки. М.: Радуга, 1990.-602с.
  69. И. Критика способности суждения //Кант И. Собр. соч. в 8 тт. Т.5. М.: ЧОРО, 1994. -414с.
  70. И. Критика практического разума. //Кант И. Собр. соч. в 8 тт. Т.4. М. ЧОРО, 1994. -630с.
  71. К. Правда о дизайне. Дизайн в контексте культуры доперестроечного тридцатилетия 1955−1985. История и теория. М., АНИР, 1996. 288с.
  72. Н.В. Преобразование образования //Вопросы философии. — 1998. № 11. С.3−19.
  73. И.Т., Сокулер З. А. Рациональность в познании и практике: Критический очерк. /Отв. ред. В. А. Лекторский. М.: Наука, 1989. 191с.41 85. Келле В. Ж. Наука как компонент социальной системы /Отв. ред. И. В. Тимофеев. М.: Наука, 1988. — 198с.
  74. И.Ф. Нравственность и культура поведения //Социально-политический журнал. Научно-образовательное издание. 1995. — № 6. С.97−106.
  75. В.Г. Объективная необходимость. История, проблемы и перспективы реформирования высшего образования России. М.: Республика, 1995. 328с.
  76. Н.И. О новой парадигме эстетического воспитания //Человек-Философия-Гуманизм: Тез. докл. и выступл. I Рос. филос. конгресса. В 7 тт. Т.6 Философия культуры. СПб, 1997. С.64−67.
  77. Г. С. Строгость науки и безбрежность жизни //Вопросы философии. -Ш 2001.-№ 8. С.113−124.
  78. Кодекс профессиональной этики /Международный Совет музеев. Париж: ИКОМ, 1987.-39с.
  79. О.Н. Новая парадигма образования и ее социокультурные детерминации //Социально-политический журнал. 1995. № 2. С.214−219.
  80. В. А. Культура и архитектура педагогического пространства //Вопросы философии. 1996. -№ 10. С.46−57.
  81. Концепции самоорганизации: становление нового образа научного мышления. М.: Наука, 1994. -204с.
  82. Н.А. Онтология эстетического. М.: Наука, 1992. 117с.
  83. О.Б. Книга неклассической эстетики. / Ред. В. В. Бычков. М.: ИФ РАН, 1998.-270с.
  84. Н.А. Эмоциональные механизмы нравственного формирования личности. Новосибирск: изд-во Сиб. кадров, центра, 1993. -247с.
  85. М.П. Этика и культурология (приглашение к дискуссии о возможности «общей этики») //Вестник СпбГУ. Сер.6. Философия. -1996. Вып.З. С.39−44.
  86. П. А. Этика. Избр. труды /Общ.ред., сост. и предисл. Ю. В. Гридчина. М.: Политиздат, 1991. 493с.
  87. . Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика. — М., Intrada, 2000. 160с.
  88. С.Б. Культурно-экзистенциальные измерения познавательного процесса//Вопросы философии. 1998. — № 4. С.40−49.
  89. .Г. Идеалы современной науки. М.: Наука, 1983.- 255с.
  90. И.К. Введение в эстетику художественного сознания. Н. Новгород: изд-во Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского, 1995. 287с.
  91. Культура, культурология и образование (материалы «круглого» стола) //Вопросы философии. 1997. № 2. С.3−56.
  92. А.Ж. Социальный субъект образования //Credo new. -2003. -№ 1(33). С.30−58.
  93. В.В. Эстетика идеальной жизни: Избр. труды. М.: МГУ, 2000. -319с.
  94. М.Г. Этика науки. Л.: изд-во Ленинград, ун-та, 1985. 126с.
  95. А.Г., Кинкулькин А. Т. Социальная деятельность человека и развитие общества //Социально-политический журнал. 1996. — № 1. С.112−124.
  96. С.Д. Особенности профессиональной этики и ее роль в нравственном развитии личности. Минск, 1983. — 17с.
  97. .Н. Этика взаимоотношений в коллективе. М.: Знание, 1979. -63с.с- с
  98. В.А. Деятельностный подход: смерть или возрождение? //Вопросы философии. 2001. — № 2. С.56−65.
  99. Г. Проблемы ответственности в этике экономики и технологии //Вопросы философии. -1998. -№ 11. С.30−42.
  100. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Политиздат, 1977. 304с.
  101. Д.А. Психология смысла. Природа, структура и динамика смысловой реальности. М., «Смысл», 1999. 486 с.
  102. В. Гуманистические перспективы образования //Высшее обра-• зование в России. -1999. -№ 4. С.33−38.
  103. А.Ф. Этика как наука //Человек. 1995. -№ 2. С.82−96.
  104. Н.О. Условия абсолютного добра: Основы этики- Характер русского народа. М.: Политиздат, 1991. 368с.
  105. Н.О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики. М.: Прогресс-Традиция, 1998. — 416с.
  106. Д. Своеобразие эстетического: В 4тт. М., 1986−1987.
  107. X. Свободна ли наука от ценностей? Ценности и научное понимание /Пер. с англ. Л. В. Сурковой, В. А. Яковлева, А. И. Панченко. М.: Логос, 2001. -360с.
  108. Л.В. Очерк современной метаэтики //Вопросы философии. -1998. -№ 10. С.39−54.
  109. Ю.С. Русская эстетика XX в. /Самар. техн. ин-т им.
  110. В.В.Куйбышева. Самара, 1993. — 227с.
  111. Е.А. Идеаль! единства и простоты в современном научном познании //Вопросы философии. 2003. — № 12. С. 100−112.
  112. Г. Г. Нравственные отношения: сущность, специфика, противоречия, особенности развития. М., 1997. -13,5 усл. п.л.
  113. .Г. Утопические размышления о гуманитарном образовании //Человек. 1996. — № 6. С.52−58.
  114. А.Б. Поиски истины. М.: Мол. гвардия, 1983. 239с.
  115. В.В. Онтологическая сущность этики //Вестник Моск. ун-та. Сер.7. 2001. -№ 1. С.13−17.
  116. Г. Ф. Научно-исследовательская практика как предмет философского анализа. Дисс.. д.филос. наук. М., 1999. 326с.
  117. Э.М. Заметки о гуманитарном образовании //Человек-1995. -№ 6. С.154−166.
  118. Ф.Т. Философия образования: ее реальность и перспективы //Вопросы философии. 1999. -№ 8. С.92−118.
  119. К.Х. Социум. Общество. История. М., Наука, 1994. 238с.
  120. О.П. Прекрасна ли истина? М.: Знание, 1989. — 208с.
  121. В.М. Эргономика и художественное конструирование. М.: Знание, 1966.-31с.
  122. Мур Дж. Э. Природа моральной философии /Пер. с англ. М.: Республика, 1999.-350с.
  123. А. и др. Философия и образование: поиск согласия //Высшее образование в России. -2001. -№ 1. С.39−52.
  124. Наука и будущее: Борьба идей /Э.Я. Баталов, Н. В. Мотрошилова и др. М.: Наука, 1990. -240с.
  125. Наука и ее место в культуре.-Новосибирск: Наука. Сиб. отд-е, 1990.-274с.
  126. Наука и культура (материалы «круглого стола») //Вопросы философии.1998. -№ 10. С.3−38.
  127. Наука и ценности /Отв. ред. А. Н. Кочергин. Новосибирк: Наука, 1987−242с.
  128. Научные и вненаучные формы мышления. /Под ред. И. Т. Касавина, В. Н. Поруса. М., 1996.-336с.
  129. JI.И. Этика студента: теоретико-прикладные исследования. -Минск: Университетское, 1988. -133с.
  130. Е.П., Харламенкова Н. Е. Философия человеческого самоутверждения. СПб.: Алетейя, 2000. 224с.
  131. Ф. К генеалогии морали. Полемическое сочинение /Ницше Ф. Соч. в 2-х тт. Т.2. М., 1990. — 333с.
  132. Л.И. Эстетика и техника: альтернатива или интеграция?: Эстетическая деятельность в системе общественной практики. М.: Политиздат, 1976. -287с.
  133. Новые информационные технологии и судьбы рациональности в современной культуре. Материалы «круглого стола» //Вопросы философии. 2003. -№ 12. С.3−52.
  134. А.А. Биологическое и социальное в эстетических реакциях• //Вопросы философии. -1989. -№ 7. С.83−99.
  135. Образование: будущее России и человечества /Под ред. А. И. Субетто. -СПб., 1993.-128с.
  136. Образование и 21 век: информационные и коммуникационные технологии /Отв. ред. Кинелев В. Г. М., 1999. -191с.
  137. Общественные отношения (социально-философский анализ) /Отв.ред. В. И. Куценко. Киев: Наукова думка, 1991. — 288с.
  138. М.Ф. История эстетической мысли. М.: Высшая шк., 1984−336с.
  139. Е.А., Чумакова Г. В. Моральная философия в России: становление основных понятий (XI-XVII вв.) //Вестник СпбГУ. 1996. Вып.З. С.28−33.
  140. А.П. Педагогическая антропология: поиски и перспективы• //Человек. 2002. -№ 2. С. 100−117.
  141. Опал ев А. В. Нравственно ли нравственно допустимое поведение? //Философские науки. 1992. -№ 3. С.167−176.
  142. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры: Пер. с исп. М.: Искусство, 1991. 587с.
  143. О стратегии научных исследований в системе высшей школе //Высшее образование в России. 2001. -№ 2. С.41−45.
  144. В.Ю. Возможность и необходимость морально-практической философии //Вестник СпбГУ, 1996. Сер.6. Вып. З (№ 2). С. 14−18.
  145. В.М. Человеческие потенциалы и их распределение //Человек. -1998. -№ 6. С.5−21.
  146. Д.И. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1984. -367с.
  147. Р.П. Эстетика для инженера: Системный подход — проблемы и практика. Кемерово: кн. изд-во, 1976. — 36с.
  148. А.Н. Философия образования: проблема противодействия //Вопросы философии. 1999. — № 8. С. 119−128.
  149. Г. И. Моральная ценность научных знаний. М.: Знание, 1984.• 63с.
  150. К.Р. Логика и рост научного знания: Избр. работы./Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1983. 605с.
  151. Правительственная этика, деловая этика, медицинская этика: Реф. сб. /РАН ИНИОН. Лаб. теории и истории культуры, Всесоюз. межвед. центр наук о человеке при Президиуме РАН- Отв. ред. и сост. Галинская И. Л. М., 1993. —86с.
  152. А.В. Об этическом смысле антитезы: «мораль для человека» или «человек для морали» //Вопросы философии. 1998. — № 6. С.29−39.
  153. Л.Н., Фельдман Д. М. Гуманитарное образование //Вопросы философии. 2000. — № 7. С.138−140.
  154. Псевдонаучное знание в современной культуре (материалы «круглого стола») //Вопросы философии. -2001. -№ 6. С.3−31.
  155. А. О науке. М.: Наука, 1990. 735с.
  156. Развитие творческой активности студентов: опыт, проблемы, перспективы. -Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1991. 159с.
  157. А.В. От моральных абсолютов к конкретной действительности. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1996. -159с.
  158. А.И. Цивилизация, культура, технология и рынок //Вопросы философии.- 1992.-№ 5.С.З-15.
  159. В. Синергетика «синяя птица» образования //Общественные науки и современность. -1998. -№ 1. С. 144−153.г.- <т
  160. Н.К. О Вечном.: Книга о воспитании. М.: Политиздат, 1991. -462с.
  161. П. Герменевтика. Этика. Политика. М.: Академия, 1995. 160с.
  162. P.M. Развитие гуманистического мировоззрения и ценностных ориентации личности /Рос. акад. образования. Ин-т развития личности. ~М., 1996. -144с.
  163. В.М. Ценностные основания концепций деятельности в психологии и современной методологии //Вопросы философии. -2001. -№ 2. С.96−106.
  164. Российская этика на пороге XXI века (обзор конф. «Этика и мораль в со-&diams- временном мире») //Вестник МГУ. Сер. 7. Философия -2001. -№ 1. С.3−12.
  165. А.Н. Культурологический смысл содержания образования //Социально-политический журнал. 1995. № 3. С.173−178.
  166. C.JI. Основы общей психологии. В 2-х тт. М., 1989.-328с.
  167. А.В., Юдин Б. Г. Новые ориентиры гуманитарного образования //Человек. 1995. — № 2. С.135−142.
  168. В.О., Халман JL, Эстер П. Мораль в сравнительном измерении //Социологические исследования. 1998. — № 6. С.88−101.
  169. М.Н. Процессы социальной деградации в российском обществе //Социс. 1998. -№ 6. С.3−12.
  170. Э. Закономерности формирования «модели культурного человека» //Вопросы философии. 1990. -№ 5. С.61−74.
  171. Ю. Фундаментальные ценности человека //Общественные науки исовременность, — 1995. № 4. С. 125−130.
  172. Г. От мечты к открытию. Как стать ученым. М., 1987. 366с.
  173. Е.В. Явь и грезы российской науки. М., Наука, 1996. 480с.
  174. Jl.А. Философские трактаты /Пер. с латинс., вступ. ст. Т.Ю. Боро-дай. СПб.: Алетейя, 2000. — 400с.
  175. .Ф. Взаимоотношения нравственного и эстетического как социологическая проблема. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1985. — 136с.
  176. Синергетическая парадигма: нелинейное мышление в науке и искусстве. — М.: Прогресс-Традиция, 2002. 496с.
  177. Н. Социальные технологии реформирования образования в России //Социально-политический журнал. -1996. -№ 1. С.57−69.
  178. Ю.М., Пороховская Т. И. Особенности морального отчуждения //Вестник МГУ. Сер.7. 1995. -№ 1. С.48−50.
  179. Современные концепции эстетического воспитания (теория и практика). Ред. Н. И. Киященко. М.: ИФ РАН, 1998.- 302с.
  180. Современные проблемы образования: Поиски и решения: Сб. науч. тр. /Моск. гос.пед.ун-т- Ред.: Рябов В. В. и др. М., 1998. -174с.
  181. О.С. Моралист (опыт этической характеристики) //Человек. — 1995. -№ 4. С.53−65.
  182. В.М. Социология нравственного развития личности. М.: Политиздат, 1986.-240с.
  183. П.А. Кризис нашего времени //Человек. 1998.- № 6. С.51−58.
  184. Социокультурный контекст науки /Ред. Е. А. Мамчур. М.: ИФ РАН, 1998. -221с.
  185. Г. Воспитание умственное, нравственное и эстетическое. — СПб., 1899.-232с.
  186. В.А. Корпоративная культура: Теория и практика. СПб.: Питер, 2001.-352с.
  187. . Этика. Избр. произв. Т.1. М., 1957. С.359−618.
  188. Стандартизация в научно-исследовательской деятельности вузов. Межвузовский сборник научных трудов /Под ред. Гребенькова В. И. М., Издание ВЗМИ, 1982.-58с.
  189. Становление специалиста /Крокинская O.K. и др.- под ред. Е. Э. Смирновой. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1989. — 136с.
  190. B.C. Научное познание и ценности техногенной цивилизации //Вопросы философии. -1989. -№ 10. С.3−18.
  191. B.C. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 744с.
  192. Л.Н. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии. М.: Республика, 1994. — 464с.
  193. А.И. Проблема качества высшего образования в контексте глобальных национальных проблем общественного развития. (Философия качества образования). СПб.- М.- Красноярск, 1999. — 87с.
  194. И.Н. Педагогические основы гуманитаризации образовательного процесса технического вуза. Омск: изд-во ОмГПУ, 1998. -170с.
  195. В.И. Эстетика техницизма. Критический очерк. М.: Искусство, I960. 152с.
  196. В. Образование и культура толерантности //Высшее образование в России. -2001 № 3. С.150−152.
  197. Ю.Н. Наука и мораль. Свердловск: изд-во Уральского унта, 1988. 170с.
  198. Университетское образование: приглашение к размышлению. М., МГУ, 1995.-350с.
  199. Ученый и научный коллектив: Социальные аспекты деятельности /Отв. ред. В. Н. Иванов, Н. Яхиел. М.: Прогресс, 1986. -264с.
  200. Л. Избранные философские произведения. В 2-х т. Т.2. М.: Госполитиздат, 1955 — 942с.
  201. А., Дудкина Н., Асеев Н. Оценка мастерства преподавателя //Высшее образование в России. -2001. -№ 3. С.41−46.
  202. Философия, культура и образование (материалы круглого стола) //Вопросы философии. 1999. № 3. С.3−54.
  203. Т.Ю. Тенденции развития современной антропологии //Наука и образование: тенденции и перспективы развития: Тезисы Всерос. научно-метод. конф. Ч. 1. Тверь, 2003. С. 31 -33.
  204. А.И. О диалектическом единстве нравственного и эстетического. Киев: Вища школа, 1985 .- 151с.
  205. Франк C. J1. Духовные основы общества. М., Республика, 1992. 510с.
  206. И.Т. Философия и этика науки: итоги и перспективы //Вопросы философии. 1995. — № 7. С.32−37.
  207. М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук /Пер. с франц. — СПб., A-cad, 1994.-488с.
  208. Ю. Демократия. Разум. Нравственность: Московские лекции и интервью. М.: ИФ РАН: АО «KAMI»: изд. центр «ACADEMIA», 1995. -245с.
  209. Ценностные аспекты развития науки /В.П. Визгин, М. Б. Туровский, Л. Б. Баженов и др. М.: Наука, 1990. — 294с.
  210. Цивилизация. Культура. Личность. /Отв. ред. В. Ж. Келле. М., Эдиториал, УРСС, 1999. 221 с.
  211. Цицерон, Эстетика. Трактаты, речи, письма. М.: Искусство, 1994. 539с.
  212. Человек и искусство. Вып.1: Антропос и поэсис /Ред. Т. Б. Любимова. М.: ИФ РАН, 1998.- 152с.
  213. Человек науки и научно-технический прогресс: Межвузовский науч. сборник. Изд-во Саратов, ун-та, 1990. — 154с.
  214. М.А. Этика деловых отношений. Л.: Знание, 1988. 32с.
  215. А. Благоговение перед жизнью: /Сб. раб.: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1992.-572с.
  216. С.С. Открытая модель образования (синергетический подход). -М.: ИЧП «Изд-во Магистр», 1997. 48с.
  217. М. Формы знания и образования //Шелер М. Избранные произведения.-М., 1994.-425с.
  218. Ф.В. Философия искусства: пер. с нем. М.: Мысль, 1995. 608с.
  219. Ф. Собр. соч. в 7-ми тт. Т.6. М.: Госполитиздат, 1957. -791с.
  220. О.В. Престиж вуза и проблемы гуманитаризации технического образования. Ульяновск: УлГТУ, 1992. — 115с.
  221. А. Свобода воли и нравственность. М.: Республика, 1992. -447с.
  222. В.К. «Проект» персонологической антропологии и философия ценностей //Вопросы философии. -2002. № 6. С. 112−118.
  223. Ю.А. Этика. М.: Текст, 1998. 271с.
  224. Г. П. Философия. Наука. Методология. М: Шк. культ, политики, 1997. — 642с.
  225. Эстетическое воспитание. Реферативно-библиографический информационный журнал. Вып. 1, 2. — М.: изд. РГБ, 1999. — 44с.
  226. Эстетическое воспитание студентов: Сб. тр. ученых соц. стран.- М.: Высшая школа, 1980. 248с.
  227. Эстетическое воспитание в техническом вузе. М.: Высшая школа, 1991. -207с.
  228. Эстетические исследования: Методы и критерии. М., 1996 — 236с.
  229. Этика успеха. Тюмень: М.: изд. центра приклад, этики, 1997. — Вып. 10.-280с.
  230. Этическая мысль: Ежегодник. М., ИФ РАН, 1998. 445с.
  231. Этические проблемы компьютеризации: Реф. сб. /Отв. ред. Галинская И. Л. -М., ИНИОН, 1990.- 154с.
  232. В.П. Генетика этики и эстетики. СПб.: Талисман, 1995.-288с.
  233. .Г. О возможности этического измерения науки //Человек. 2000. -№ 5. С.5−11.
  234. Е.Г. Педагогическая этика и профессиональное сознание педагогов //Человек. 1998. — № 4. С.57−66.7″ С
  235. В.А. Бинарность ценностных ориентаций науки //Вестник Московского университета. Серия 7. 2001. -№ 5. С.3−17.
  236. Яковлева E. JL Психология развития творческого потенциала личности. М.: «Флинта», 1997. 224с.
  237. М.Г. Социальные и психологические координаты научного творчества //Вопросы философии. 1995. — № 12. — С. 118−127.
  238. Analytics /Ed. By Shusterman R. Oxford- N.Y.: Blackwell, 1989. — IX, 198p.
  239. Aesthetic factors in natural science / Ed. By Rescher N. Lanham (MD) etc.: Univ. press of America, 1990. 101р.
  240. Artifacts, representations and practice: Essays for Marx Watofsky /Ed. By
  241. Gould C.C., Cohen R.S. Dordrecht etc.: Kluwer, 1994. — XIV, 572p., ill.
  242. Beehler Rodger. Moral life. Oxford: Black well, 1978. — XIII, 226p.
  243. Cavell Stanley. The claim of reason: Wittgenstein, skepticism, morality, a. tragedy. Oxford etc.: Oxford univ. press, 1982. — XXII, 51 lp.
  244. Copp D. Explanation and Justification in Ethics // Ethics. An International Journal of Social, Political, and Legal Philosophy. 1990. v. 100. P. 237−258.
  245. Crosthwait J. Moral expertise: A problem in the professional ethics of professional ethicists //Bioethics. Oxford. — 1995. — Vol. 9. № 5. P.361−379.
  246. Deigh J. Cognitivism in the theory of emotions- D. Arms J. and Jacobson D. Ex-pressivism, morality, and the emotions // Ethics. An International Journal of Social, Political, and Legal Philosophy. V. 104. № 4. July 1994.
  247. Dobel P.J. The realpolitic of ethics codes: An implementation approach to publicethics// Ethics and public administration. N.Y., 1993. — P. 158−176.
  248. Education and Society in the New Russia. N.-Y., 1994, 34lp.
  249. Frederickson H.G. Ethics and public administration: Some remarks // Ethics and public administration. -N.Y., 1993.- P.263−275.
  250. Gewirt A. The Justification of Morality //Philosophical studies. Dordrecht, 1988. V. 20, № 4.
  251. Hare and critics: Essays on «Moral thinking» /Ed. By Seanor D., Fotion with comments by Hare R.M. Oxford: Clarendon press, 1988. — IX, 307p.
  252. Hare R. Reasoning about the environment //Applied philosophy: Morals a. metaphysics in contemporary debate. L., etc., 1991. — P.9−20.
  253. Hudson W.D. A century of moral philosophy. Guildford- London: Lutterworth press, 1980.-IX, 198p.
  254. Human values /Ed. by Vesey G. Hassoks: Harvester press- Atlantic High eands: Humanities press, 1978. — XVIII, 23 lp.
  255. Khachadourian H. Terrorism and morality //Applied philosophy: Morals a. metaphysics in contemporary debate. L., etc., 1991. — P. 113−127.
  256. Lee K. A new basis for moral philosophy. L. etc.: Routledge a. Kegan Paul,• 1985. XV, 252p.
  257. Lewis C.W. Ethics codes and ethics agencies: current practices and emerging trends // Ethis and public administration. -N.Y., 1993.- P.136−157.
  258. Loring, L.M. Two kinds of values. Forew. by K.R. Popper. London, Routledge & Paul, 1966. XII, 188p.
  259. Martin E. Antropology and the cultural study of science // Science, technology a. human values. Cambridge (Mass.), 1998. -Vol.23, № 1. — P.24−44.
  260. Michalos A.C. A pragmatik approach to business ethics. Thousand Oaks etc.: Sage, 1995.-148 p.
  261. Overman E.S., Foss L. The ethics of physicians ant citizens: An empirical test of the «separatist thesis» //Ethics and public administration. N.Y., 1993.- P. 121−135.
  262. Ryberg J. Do possible people have moral standing? //Danish year book of• philosophy. Copenhangen, 1995. — vol. 30, 1995. — P.96−118.
  263. Stafford J.M. Love and lust revisited: Intentionality, homosexuality a. moral education // Applied philosophy: Morals a. metaphysics in contemporary debate. L., etc., 1991.-P. 96−112.
  264. Jackson M.W. Oskar Schindler and moral theory //Applied philosophy: Morals a. metaphysics in contemporary debate. -L., etc., 1991. P. 159−165.
  265. Tamashiro H., Secrest B.E., Brunk G.G. Ethical attitudes of members of Congress and American military officers toward war // Ethics and public administration. -N.Y, 1993.-P.243−262.
  266. Tominaga T.T. Possibility of a Taoist-like Wittgenstenian environmental ethics //J. of Chinese philosophy. Honolulu, 1994. Vol.21.№ 2.P. 139−154.
  267. Trusted J. Moral principles and social values. L.: Routledge a. kegan Paul, 1987.-X, 195p.
  268. Williams B. Ethics and the limits of philosophy. L.: Fontana press- Glasgon: Collins, 1985.-X, 23Op.
  269. Wilson J. A preface to morality. Basingstoke- London: Macmillan press, 1987. -VIII, 130p.
Заполнить форму текущей работой