Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Экономическое развитие нейтрального Туркменистана

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время на постсоветском пространстве идет процесс становления и развития новых государств, образовавшихся в результате распада Советского Союза. С одной стороны, этот процесс протекает в условиях отказа от прежней системы, которая сложилась в советской плановой экономике. С другой стороны, на формирование новых экономических, а также политических и социальных структур серьезное влияние… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Общая характеристика экономики Туркменистана
    • 1. 1. Состояние туркменской экономики на момент распада Советского 11 союза
      • 1. 1. 1. Нефте- и газовая промышленность
      • 1. 1. 2. Сельское хозяйство
    • 1. 2. Основные направления проводимых экономических 23 преобразований
    • 1. 3. Население и демографические проблемы
    • 1. 4. Диверсификация внешнеэкономических связей
  • 2. Роль энергетического сектора в экономике Туркменистана
    • 2. 1. Позиция руководства Туркменистана в отношении 68 государственного регулирования и использования природных ресурсов
    • 2. 2. Развитие газо- и нефтедобывающей промышленности 94 Туркменистана
      • 2. 1. 1. Газо- и нефтедобыча и переработка
      • 2. 1. 2. Перспективы развития ТЭК ^
    • 2. 3. Состояние газотранспортной системы Туркменистана и 111 перспективы создания новых газотранспортных магистралей
    • 2. 4. Состояние и перспективы электроэнергетики Туркменистана
  • 3. Влияние современной политической системы на экономическое 131 развитие Туркменистана

Экономическое развитие нейтрального Туркменистана (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время на постсоветском пространстве идет процесс становления и развития новых государств, образовавшихся в результате распада Советского Союза. С одной стороны, этот процесс протекает в условиях отказа от прежней системы, которая сложилась в советской плановой экономике. С другой стороны, на формирование новых экономических, а также политических и социальных структур серьезное влияние оказывают сложные и противоречивые процессы глобализации всей мировой экономики. После обретения независимости бывшие республики СССР стали полноправными участниками мировых экономических отношений, получили возможность самостоятельно определять направление своего экономического развития и устанавливать приоритеты в области сотрудничества с другими странами. В этой связи для России как страны, претендующей на роль регионального лидера, крайне важно учитывать векторы развития сопредельных государств и максимально использовать имеющийся потенциал для усиления своих позиций как в экономической сфере, так и в сфере политического влияния.

Туркменистан после распада Советского Союза оказался в глубоком социально-экономическом кризисе: спад промышленного производства, сокращение уровня добычи полезных ископаемых, уменьшение инвестиций в материальную сферу производства, неблагоприятные исходные условия для перехода Туркменистана к рыночным преобразованиям, нарушение традиционных связей между производителями и потребителями, отъезд значительной части русскоязычных специалистов, кризис кредитно-денежной системы, неконкурентоспособность значительной части производимой продукции, отсутствие в стране международно признанной системы стандартизации и сертификации продукции, равно как и неразвитость других элементов внешнеэкономической инфраструктуры, а также отсутствие соответствующей законодательной базы. Все это потребовало от руководства страны скорейшего поиска конкретных решений по выводу страны из кризиса и создания приемлемой экономической модели развития.

Исследование экономики Туркменистана, особенно учитывая наличие у него значительных запасов газа (второе место в СНГ после России), представляет немалый практический интерес. Он связан, в первую очередь, с поставками энергоносителей в Россию, Украину и их реэкспортом в Европу. Кроме того, немалый интерес представляет существующая в Туркменистане модель государственного регулирования добычи углеводородов, их использования и транспортировки, а также развитие в этой связи экономичного потенциала страны и внешнеэкономических связей. Этим обусловливаются актуальность выбора темы диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. В настоящее время в нашей стране существует лишь несколько отдельных научных публикаций, статей по данному вопросу, не претендующих на систематический анализ указанных процессов. Следовательно, уровень разработанности поставленной проблемы нуждается в существенном повышении.

Цель диссертационного исследования — определить основные тенденции и перспективы развития экономики Туркменистана после обретения независимости, а именно: выделить главные составляющие отраслевой структуры экономики страны, выяснить степень воздействия существующей политической системы на экономическое развитие страны, определить наиболее вероятные модели трансформации экономики Туркменистана, проанализировать современное состояние и существующие возможности развития российско-туркменских экономических связей, в первую очередь в области энергоресурсов.

Реализация поставленных целей определила необходимость решения следующих основных задач: на основе анализа существующих материалов, документов и публикаций определить главные направления и приоритеты в развитии экономики Туркменистанавыявить основные тенденции развития нефтегазовой промышленности Туркменистана с целью учета этого фактора в энергетической политике Россииопределить особенности воздействия новой политической системы Туркменистана на процесс реформирования национального хозяйства страны и переориентации внешнеэкономических связейобосновать предложения по активизации и совершенствованию сотрудничества между Россией и Туркменистаном как в топливно-энергетической сфере, так и в других областях.

Объектом диссертационного исследования является состояние и перспективы развития экономики Туркменистана (в частности, нефтегазового комплекса), а также определяющих их факторов с момента провозглашения независимости.

Предметом диссертационного исследования является процесс формирования политики в топливно-энергетической сфере с учетом ее влияния на социально-экономическое положение как внутри страны, так и на взаимодействие с другими странами.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования являются фундаментальные положения экономической науки, в том числе макроэкономики, международной экономики, теории международных экономических отношений, международной интеграции. Основой для проведения исследования послужили работы отечественных и зарубежный специалистов по вопросам формирования и становления новых рыночных отношений в процессе проведения экономических реформ на постсоветском пространстве, работы по развитию энергетического комплекса в данном регионе и его перспектив в мировой экономике, а также публикации по вопросам внутриполитического положения в Туркменистане.

На формирование методологии исследования непосредственное влияние оказали фундаментальные труды основателей и классиков экономической теории и политэкономии: А. Смита, К. Маркса, Д. М. Кейнса, М. Фридмана и др.

При разработке и решении поставленных задач применялись общепризнанные научные методы познания: системный подход, диалектический метод, анализ и синтез, логический анализ теоретического и практического материала, обобщения. *: >

Степень изученности темы является крайне незначительной. Обозначенные проблемы применительно к Туркменистану в российской ^ и туркменской литературе в комплексе почти не исследовались.

В настоящее время в нашей стране существует, лишь несколько отдельных научных публикаций, статей по данному вопросу, не претендующих на систематический анализ указанных выше процессов. Фрагментарно данная проблематика рассматривается в отдельных работах российских, туркменских и зарубежных исследователей: JI. С. Бляхмана, М. С. Валовой, М. С. Демидова, C.B. Жукова, Ш. Х. Кадырова, С. Н. Каменева,.

B. И. Кошкина, М. И. Кротова, А. В. Кузнецова, Е. Г. Моисеева, М. Олкотт, М. Б. Оразова, Р. Оти, О. Б. Резниковой, Е. С. Строева, A.B. Торкунова, JI. А. Фридмана, Г. О. Халовой и др. Определенный вклад в разработку поставленных проблем сделан в работах бывшего президента Туркменистана.

C. Ниязова1. Бляхман Л. С. Кротов М.И. Россия и Содружество Независимых Государств: уроки первого десятилетия. СПб., 2001; Валовая ГД, Константинов Ю. А. Концептуальные основы формирования в СНГ платежного союза и перехода к валютному союзу. М., 1998; М. С. Демидов. Постсоветский Туркменистан. М, 2002; С. В. Жуков, О. Б. Резникова.

Источники и научная литература. Основой диссертационного исследования послужили работы отечественных и зарубежных специалистов по вопросам формирования и становления новых рыночных отношений в процессе проведения экономических реформ на постсоветском пространстве, работы по развитию энергетического комплекса в данном регионе и его перспектив в мировой экономике, публикации по вопросам внутриполитического положения в Туркменистане.

По характеру и научной. значимости можно выделить следующие группы источников.

Первая группа — это официальные документы органов государственной власти и управления Туркменистана, постановления президента Туркменистана, конституция Туркменистана, двусторонние договоры Туркменистана в рамках СНГ с Российской Федерацией.

Ко второй группе источников, использованных в диссертационном исследовании, относятся статистические данные, включая годовые отчеты, аналитические и обзорные разработки, справочные материалы официальных органов СНГ, Туркменистана, а также материалы различных зарубежных организаций, в том числе Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития. Для анализа и информации использовались книги и монографии названных ранее российских и зарубежных исследователей.

Третья группа включает публикации в периодической печати, на правительственных сайтах и информационно-аналитических интернет-порталах, посвященных событиям в Центральной Азии. Помимо этого,.

Центральная Азия в социально-экономических структурах современною мира. М., 2001, Моисеев Е. Г. Международно-правовые основы сотрудничества стран СНГ. M., 1997; Оразов М. Б., Халона Г. О. Макроэкономическая политика Туркменистана. Ашхабад, 2000; Ш. X. Кадыров Ш. X.. Туркменистан: Четыре i ода без СССР. М.:1996 г.- Каменев С. Н. Основные направления политики России в Центральной и Южной Азии, М.:2004; Строев Е. С., Епяхман J1. C, Кротов М. И. Экономика Содружества Независимых Государств накануне третьего тысячелегия: опыт и проблемы реформ. СПб.: Наука 1998; Торкунов A.B. Энергетические измерения международных отношений и безопасности в Восточной Азии, М.:2007; Фридман JI.A. Очерки экономического и социального развития стран Центральной Азии после распада СССР. М., 2001; Халова Г. О. Экономическая реформа в Туркменистане (формирование туркменской модели), Ашхабад, 1994 г.- Ниязов С. Национальная программа Президента Туркменистана: «Стратегия социально-экономических преобразований в Туркменистане на период до 2010 года». Ашгабад, 1999 г. дополнительным источником для аналитической работы явились личные наблюдения и выводы автора, полученные им во время работы в Туркменистане.

Научная новизна во многом предопределена актуальностью темы. В диссертации рассматривается целый комплекс явлений экономической и политической жизни Туркменистана за период независимости страны: изменения в характере и структуре национального хозяйства Туркменистана при переходе на рыночные принципы хозяйствования в условиях разрыва прежних общесоюзных экономических связейиспользование значительных запасов энергоресурсов как основы для создания современной и конкурентоспособной экономики, обладающей устойчивым развитиемформирование модели взаимодействия государства и топливно-энергетического комплекса с точки зрения эффективного использования «природной ренты» и в целях повышения благосостояния туркменского общества.

В данной работе впервые предпринята попытка системного анализа экономики Туркменистана с момента обретения независимости.

Кроме того, новизна работы определяется крайней скупостью исследований экономики Туркменистана, посвященных вовлечению экономического потенциала данной страны в региональное и мировое экономическое хозяйство.

Наконец, надо учитывать крайнюю «закрытость» всех сфер общественной жизни страны, что без специального целенаправленного научного исследования практически не дает никакой возможности научным и деловым кругам России узнать что-либо об экономике и политике Туркменистана.

Практическая значимость работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования могут быть востребованы специалистами в области страноведения и регионоведения, а также по внешнеполитическим и экономическим связямони будут полезны в первую очередь специалистам исследовательских центров, занимающихся проблемами стран с переходной экономикой.

Рекомендациями и выводами диссертации смогут воспользоваться как государственные, так и коммерческие структуры Российской Федерации при разработке стратегии и планировании своего участия в проектах, связанных с освоением и использованием экономических ресурсов Туркменистана.

В диссертационном исследовании разработаны рекомендации по расширению и совершенствованию путей и форм экономического сотрудничества Российской Федерации с Туркменистаном. Анализ и полученные выводы позволяют выявить приоритетные направления в развитии экономики Туркменистана, что, в свою очередь, будет способствовать более взвешенному и скоординированному взаимодействию этих стран на мировых рынках энергоносителей.

Используемые в диссертационном исследовании аналитические и фактические материалы могут быть включены в методическую литературу по экономике переходного периода.

По теме диссертации опубликовано:

1. Политическая система современного Туркменистана //Азия и Африка сегодня, 2007, № 10, с. 29−33 (0,8 пл.):

2. Экономика Туркменистана. Аналитический ежегодник «Центральная Евразия, 2005 г.», с. 303−310 (0,9 п.л.);

3. Экономика Туркменистана. Аналитический ежегодник «Центральная Евразия, 2006 г.», с. 309−318 (0,9 п.л.);

4. Современный политический процесс в Туркменистане //Центральная Азия и Кавказ, 2008, № 2 (0,9 п.л.);

5. Русский язык в Туркменистане //Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного общества глазами молодого поколения». Набережные Челны, 2007, с. 142— 143 (0,1 п. л);

6. Халк маслахаты в современной политической системе Туркменистана // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного общества глазами молодого поколения». Набережные Челны, 2007, с.150−152 (0,2 п.л.).

Структура и объем диссертации

.

Диссертация изложена на 179 страницах машинописного текстасостоит из введения, трех глав, заключения, библиографического спискасодержит 23 таблицы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. С момента провозглашения независимости Туркменистану удалось отойти от прежней советской системы, справиться с экономическими трудностями, возникшими в результате развала единого планово-хозяйственного комплекса СССР, в целом адаптироваться к новым рыночным отношениям и приступить к созданию рыночно ориентированной экономики. В результате проведенных мер удалось создать основу для развития собственной многопрофильной перерабатывающей промышленности, что позволило, наряду с наращиванием экспорта традиционных сырьевых товаров, приступить к созданию экономических основ снижения зависимости внутреннего потребительского рынка от импорта товаров. *.

2. Мы считаем, что в целом вектор экономического развития Туркменистана, выбранный первым президентом Туркменистана С. Ниязовым, а именно превращение Туркменистана из сырьевой окраины в страну с развитой многопрофильной экономикой, вполне корректным. Анализ результатов преобразований в экономике страны свидетельствует о том, что проводимая руководством страны эволюционная стратегия развития, нацеленная на сохранение социально-политической стабильности, является на сегодня предпочтительным для Туркменистана путем развития и важным фактором безопасности в регионе. Однако реализация этой задачи осуществляется недостаточно эффективно.

Во-первых, представляется необходимым пересмотреть подход к регулированию деятельности нефтегазового комплекса в сторону большей открытости и прозрачности для иностранных инвесторов. Кроме того, учитывая специфику Туркменистана в Центральноазиатском регионе, при всех возможных вариантах привлечения иностранного капитала необходимо принять меры, чтобы оживление национального хозяйства и последующий выход на мировой рынок распространялись не только на добывающие, т. е. сырьевые отрасли, но и на перерабатывающие сегменты экономики.

Во-вторых, целесообразно увеличить долю обрабатывающего и перерабатывающего секторов экономики, что в свою очередь стимулировало бы отечественных сельхозпроизводителей.

В-третьих, имеет место необходимость пересмотреть структуру сельского хозяйства — требуются новые законы и меры для поддержки и поощрения фермеров и сельхозпроизводителей. Правительство должно отказаться от практики «госзаказа», когда фермеру диктуют, что выращивать, и устанавливают низкие закупочные цены. Также следует пересмотреть планы по форсированному производству зерна с целью более рационального использования ограниченных земельных ресурсов и имеющуюся низкоуровневую инфраструктуру. Выгоднее было бы выращивать достаточное количество зерновых для покрытия потребностей по производству кормов и разнообразить агросектор производством овощей и фруктов для внутреннего рынка, а также развивать животноводческий сектор, традиционный для этого в прошлом кочевого народа.

В-четвертых, в условиях избыточности трудовых ресурсов крайне важно развивать средний и малый бизнес, стимулировать развитие предпринимательствав таких сферах как, например, туризм у Туркменистана имеется огромный потенциал для развития.

3. В результате ликвидации союзного Госплана и его республиканского аналога было устранено директивное, адресное планирование, свойственное централизованной экономике, но взамен не была создана система стратегического государственного программноцелевого управления, свернута работа по статистическому учету национальной экономики, что, в свою очередь, привело к формированию оторванных от действительности бюджетов и развитию экономики, дистанцированной от реальной материальной базы. В данной связи насущной проблемой для Туркменистана является создание комплексной ч системы планирования и учета, включающей, во-первых, индикативное планирование всей национальной экономики и директивное планирование ее государственного сектораво-вторых, обязательное восстановление работы по комплексному статистическому учету.

4. Поскольку для Туркменистана определяющее значение имеет экспорт отечественной продукции, то его государственное регулирование является в целом предпочтительным, но, с другой стороны, не должно препятствовать развитию внешнеэкономической деятельности малого и среднего бизнеса вследствие чрезмерного бюрократического, административного и налогового пресса.

5. В этой связи было бы целесообразным наметить следующие приоритеты инвестиционных проектов на ближайшее время в Туркменистане:

— развитие агропромышленного комплекса с целью достижения продовольственной независимости страны и повышения урожайности хлопка;

— увеличение капитальных вложений в текстильную и легкую промышленность для увеличения переработки выращиваемого хлопка-сырца;

— модернизация действующих электростанций в целях повышения экспортного потенциала страны за счет энергоресурсов;

— формирование производств с законченным технологическим циклом;

— развитие туризма.

6. Ввиду существенной зависимости Туркменистана от успехов ТЭК и от экспорта энергоносителей экономика страны подвержена негативному влиянию так называемой «голландской болезни», вследствие чего страна в скором будущем может столкнуться со значительным дисбалансом в своем развитии. В ближайшем будущем Туркменистан намерен резко увеличить экспорт газа и нефти (подписаны долгосрочные соглашения о поставках крупных объемов газа в Россию и Китай). В связи с этим вероятно возникновение ситуации, когда нефтегазовый комплекс может оказаться неспособным обеспечить быстрый рост за счет внутренних резервов, а привлечение иностранных инвестиций станет недостаточным, во-первых, из-за неблагоприятного инвестиционного климата и, во-вторых, из-за ограниченных возможностей по транспортировке энергоносителей на экспорт.

7. Особенность ситуации с нефтегазовыми ресурсами Туркменистана заключается в том, что они являют собой богатство, которое до сих пор еще не послужило на благо туркменскому народу. До настоящего момента нефть и газ страны пока не были по-настоящему востребованы рынкомотсюда и проблемы с их транспортировкой. С северной стороны среднеазиатская республика «отсечена» от потребителей Россией, где нефти и газа больше, с южной — странами Персидского залива, где они к тому же и дешевле. Однако в перспективе в ближайшие 5−10 лет туркменский углеводородный потенциал, скорее всего, получит достойное применение.

Во-первых, российскому газовому концерну «Газпром» потребуется больше газа ввиду истощения существующих месторождений и необходимости освоения новых, а также для соблюдения стабильности поставок газа в страны Западной Европы. При этом проводимая правительством России газификация страны требует также значительных объемов.

Во-вторых, туркменский газ все больше будет востребован в Китае и Индии. Следует предположить, что экономическая целесообразность преодолеет риски политической нестабильности. Это позволит, найти инвесторов, готовых вкладывать средства в проекты с отдаленной перспективой их окупаемости, в том числе и в строительство трубопроводов в сложных географических условиях.

8. Помимо сотрудничества в нефтегазовой сфере Туркменистан и Россия обладают значительным потенциалом для взаимовыгодного сотрудничества и в других сферах. Это касается в первую очередь расширения поставок продукции отечественного машиностроения (продукции предприятий «Камаз», «Силовые машины», сельскохозяйственной техники, электротехнического оборудования). В условиях сокращения объемов производства российского машиностроения и утраты многих рынков в странах «третьего мира» поставки техники в централ ьноазиатские страны помогли бы российским предприятиям сохранить свой потенциал и перейти к дальнейшей экспортной экспансии. Государственная поддержка экспорта позволила бы российским предприятиям получить выгодные заказы. Россия также могла бы оказать значительную помощь в подготовке управленческих и технических кадров.

9. Существует потребность в короткий строк возродить научный и образовательный потенциал страны как основополагающий фактор любой успешно развивающейся страны. Необходимо восстановить закрытые ранее научные и учебные институты. В рамках этой же программы стоит подумать о привлечении грамотных и образованных иммигрантов, по понятным причинам выехавших в свое время из страны. Следует отметить, что новый президент Туркменистана Г. Бердымухамедов заявил о подобных мерах, однако решение поставленных задач требует более глубокого и системного подхода.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Официальные документы органов государственной власти Туркменистана, Российской Федерации и СНГ.
  2. Договор о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Туркменистаном от 31 июля 1992 г.//Бюллетень международных договоров, № 2, 1993
  3. Закон Туркменистана «О валютном регулировании». Ашхабад, 8 октября 1993 г.
  4. Закон Туркменистана «О внешнеэкономической деятельности в Туркменистане». Ашхабад, 19 мая 1992 г. (изменения и дополнения внесены Меджлисом Туркменистана 12.04.93 г.).
  5. Закон Туркменистана «О денежной единице Туркменистана». Ашхабад, 1 ноября 1993 г.
  6. Закон Туркменистана «О коммерческих банках и банковской деятельности». Ашхабад, 8 октября 1993 г. (дополнения и изменения внесены Меджлисом Туркменистана 23 сентября 1994 г.).
  7. Закон Туркменистана «О предпринимательской деятельности в Туркменистане». Ашхабад, 12 ноября 1991 г. (изменения и дополнения внесены Меджлисом Туркменистана 1 октября 1993 г.).
  8. Закон Туркменистана «О предприятиях». Ашхабад, 1 октября 1993 г.
  9. Закон Туркменистана «О сертификации продукции и услуг». Ашхабад, 8 октября 1993 г.
  10. Закон Туркменистана «О собственности». Ашхабад, 1 октября 1993 г.
  11. Закон Туркменистана «О товарно-сырьевых биржах». Ашхабад. 23 сентября 1994 г.
  12. Закон Туркменистана «О торговле». Ашхабад, 5 июля 2002 г.
  13. Закон Туркменистана «О торгово-промышленной палате». Ашхабад, 8 октября 1993 г. (изменения и дополнения внесены Меджлисом
  14. Туркменистана 23 сентября 1994 г.).
  15. Закон Туркменистана «О подборе государственных руководителей и должностных лиц на государственную службу в Туркменистане, Ашхабад, 09 августа 2002
  16. Итоги приватизации государственного имущества по всей территории Туркменистана (по состоянию на 1 июля 1999 г.) Ашхабад, Министерство экономики и финансов Туркменистана, Туркменстатпрогноз, 2000.
  17. Кодекс Туркменистана „О земле“, Ашхабад, 25 октября 2004 г.
  18. Конституция Туркменистана, Ашхабад, 18 мая 1992 года
  19. Конституционный закон Туркменистана о внесении изменений и дополнений в Конституцию Туркменистана, www.turkmenistan.gov.tm
  20. Межправительственное соглашение о сотрудничестве России и Туркменистана в развитии топливно-энергетических комплексов. //Бюллетень международных договоров, 1994, № 11.
  21. Национальная программа Президента Туркменистана Сапармурата Туркменбаши „Стратегия социально-экономических преобразований в Туркменистане на период до 2010 года“. Ашхабад, 1999.
  22. Основные социально-экономические показатели по Туркменистану. Ашхабад: Туркменстатпрогноз, 2000.
  23. Постановление меджлиса Туркменистана „Об исполнении Государственного бюджета Туркменистана за 2004 год“, Ашхабад, 6 декабря 2005 года
  24. Постановление Президента Туркменистана „О гарантиях защиты иностранных инвестиций и капиталов“ № 1603. Ашхабад, 26 ноября 1993 г.
  25. Постановления Президента Туркменистана № 958 от 30 сентября 1992 года „О бесплатном предоставлении населению Туркменистана электрической энергии, газа и воды“. Ашхабад, 30 сентября 1992.
  26. Протокол о заключении дипломатических отношений между Россией и Туркменистаном от 8 апреля 1992 г. //Бюллетень международных договоров, № 4, 1993.
  27. Россия и страны СНГ.' Статистический сборник. Госкомстат России. М.: 1998, 1999.
  28. Сапармурат Туркменбаши. 10 лет стабильности. Ашхабад, 1994.
  29. Статистический сборник. Содружество независимых государств. Статистический сборник за 2006 г. Москва. 2007 г.
  30. Статистический справочник: 15 лет Содружества Независимых Государств (1991−2005г.)/ Межгосударственный статистический Комитет СНГ, М.: 2006 г.
  31. Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Казахстан и Правительством Туркменистана о сотрудничестве в строительстве Прикаспийского газопровод от 20 декабря 2007//Бюллетень международных договоров, 2008, № 8.
  32. Соглашение „Об основных принципах и направлениях экономического сотрудничества между Россией и Туркменистаном на период до 2000 года“. От 18 мая 1995 г. //Бюллетень международных договоров, 1996, № 5.
  33. Соглашение между правительством РФ и Правительством Туркменистана „Об устранении двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество“ от 14.01.1998//» Бюллетень международных договоров", N 9, 2001
  34. Соглашение между Россией и Туркменистаном о сотрудничестве в газовой сфере от 10 апреля 2003 г., www.Turkmenistan.ru, 11.03.2003.
  35. Социально-экономическое положение Туркменистана за 2000 г. Ашхабад, 2001
  36. Л.И. Выбор за Россией. -М.: ИЭ РАН, 1998.
  37. . Истоки туркменского нейтралитета//журнал «Туркменистан», № 12, 2007
  38. Э.А. Валютно-кредитные отношения во внешней торговле. -М: 1 Федеративная книготорговая компания, 1998.
  39. Л.С., Кротов М. И. Структурные реформы и экономическая интеграция: Опыт и проблемы СНГ. — СПб.: «Наука», 1996.
  40. Л. С. Кротов М.И. Россия и Содружество Независимых Государств: уроки первого десятилетия. СПб., 2001.
  41. О.Т. Глобализация вызов мировому экономическомупорядку. -M. :ИМЭПРАН, 1999.
  42. Т.Д., Константинов Ю. А. Концептуальные основы формирования в СНГ платежного союза и перехода к валютному союзу. -М.: ЦВЭИ РАН, 1998.
  43. Внешнеэкономическая политика нейтрального Туркменистана. //Под ред. Оразова М. Б., Ашхабад: Туркменский Госуниверситет им. Махтумкулы, 1997.
  44. М.С. Постсоветский Туркменистан. М., изд-во «Наталис», 2002
  45. C.B., Резникова О. Б., Центральная Азия в социально-экономических структурах современного мира. М., 2001
  46. Интеграция Евразийских государств. Материалы международной конференции. Алма-Ата, 5−6 мая 1996.
  47. Ш. X. Туркменистан: Четыре года без СССР. Москва, 1996 г.
  48. С.Н. Региональное экономическое сотрудничество России и Средней Азии с государствами Среднего Востока. В сб.: «Центрально-азиатский макрорегион и Россия». М., Российский центр стратегических исследований, 1993
  49. А.В. «Темпы экономического роста „Голландская болезнь. В сборнике статей РГГУ: 2002 г.
  50. Лунева С. И. Вызовы безопасности южных границ России. М.:МОНФ, 1999 г.
  51. А. Многомерные границы Центральной Азии (совместно с М. Б. Олкотт). М.: Моск. Центр Карнеги, 2000
  52. К.Д. Формирование современной системы регулирования внешнеэкономической деятельности Туркменистана с учетом опыта России. Дис. канд. эконом.наук. М.: РГБ, 2003
  53. Мировая экономика: тенденции 90-х годов. Под ред. Королева И. С. -М.: ИМЭМО, 1999.
  54. Е.Г. Международно-правовые основы сотрудничества стран СНГ. Уч. пособие. М.: Юрист, 1997.
  55. М. Б. Второй шанс Центральной Азия/ Московский Центр Карнеги Москва, Вашингтон, 2005.
  56. М.Б. Роль информатизации в развитии экономики Туркменистана. Под ред. проф. Халовой Г. О. Ашхабад: Ыклым, 1999.
  57. М.Б., Халова Г. О. Макроэкономическая политика Туркменистана. Ашхабад, 2000 г.
  58. А.П. Почему Америка наступает. М.:Астрель, 2007.
  59. М. Международная конкуренция. Пер. с англ. М.: „Международные отношения“, 1993.
  60. Право международной торговли. Словарь-справочник. Под ред. Пучененко Б. И. М.: Славия“, 1997.
  61. Пятнадцать лет, которые изменили Центральную Азию (1991−2006). Сборник, М.: Центр стратегических и политических исследований, 2006.
  62. А. Талибан. Ислам, нефть и новая большая игра в Центральной Азии. М.: Библион-Русская книга, 2003.
  63. Реформы глазами американских и российских ученых. Под ред. Богомолова О. Т. М.: Фонд „За экономическую грамотность“, 1996.
  64. П. Туркменистан. М., Молодая гвардия, 1948.
  65. Страны и регионы мира: экономико-политический справочник/под редакцией Булатова A.C. М.: изд-во Проспект, 2005.
  66. Е.С., Бляхман JI.C., Кротов М. И. Экономика Содружества Независимых Государств накануне третьего тысячелетия: Опыт и проблемы реформ. СПб.: „Наука“. 1998.
  67. A.B. Энергетические измерения международных отношений и безопасности в Восточной Азии. М.: МГИМО, 2007.
  68. Труды Туркменского Государственного Университета им. Мактумкули. Ашхабад: 2000.
  69. Туркменистан: восемь лет независимого развития. Ашхабад, 1999.
  70. Фридман J1.A. Очерки экономического и социального развития стран Центральной Азии после распада СССР. М.: Гуманитарий, 2001.
  71. JI.A. Россия, Центральная Азия и Южный Кавказ в геоэкономической структуре современного мира.М.: Гуманитарий, 2007
  72. С., Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. Экономка. М.: Дело ЛТД, 1995.
  73. Н. Синдикат. М.: „Столица принт“, 2008.
  74. Г. О. Народнохозяйственный комплекс Туркменистана. Ашхабад: ТГУ им. Мактумкулы, 1995.
  75. Г. О., Экономическая реформа в Туркменистане (формирование туркменской модели). Ашхабад: ТГУ им. Мактумкули, 1994.
  76. О.С. Антимонопольное управление Норвегии о перспективах развития рынка газа// Политика в области конкуренции и реформа регулирования в газовой отрасли: Докл. Междунар. науч. конф. 24−25 сентября 2001 г. М., 2001. — С.72−79.
  77. Центральная Азия: Последний шанс для перемен? //Доклад Международной Кризисной группы (1СО)-Ош/Брюссель, 29 апреля 2003
  78. Экономическая и социальная география стран ближнего зарубежья: Учебное пособие для вузов /Под ред. М. П. Ратановой. Москва: Высшее образование. Дрофа, 2004.
  79. Friedman Т. L. The World Is Flat: A Brief History of the Twenty-First Century, Farrar, Straus and Giroux, 2005.
  80. Turkmenistan after Niyazov. Policy Briefing. International Crisis Group.
  81. Bishkek/Brussels, 2007, 12 February
  82. Economic Reform in Turkmenistan: Issues and Challenges, The Sasakawa Peace Foundation. Japan, Tokyo, 2000 (коллектив авторов).
  83. Sachs J. D. Warner A. M. Natural Resource Abundance and Economic Growth Washington: National Bureau of Economic Research, 1995.
  84. Richard M. A. Sustaining Development in Mineral Economies: The Resource Curse Thesis. (Ричарда Оти, „Устойчивость развития стран с экономикой, богатой полезными ископаемыми: Тезисы о проклятии ресурсов“), New York: Routledge, 1993
  85. author>Warner M. A. (Natural Resource Abundance and Economic Growth (Уорнер Эндрю. Изобилие полезных ископаемых и экономический рост), Washington: National Bureau of Economic Research, 1995.
  86. П1. Статьи в периодических изданиях
  87. Агаджанов P. JL Приватизация в Туркменистана: итоги и перспективы.//Управление собственностью, № 2, 2004. i
  88. О. Энергорасточительное удвоение//Нефтегазовая вертикаль, № 5, 2004
  89. М. Контакт установлен//Время новостей, 16 февраля 2007
  90. В. Россия теряет партнеров в ближнем зарубежье/ТРоссийская газета, 8 октября, 1999.
  91. В. Содружество на пороге 2000 года. // Российская газета,, 11 января 2000
  92. В. Страны Содружества сохраняют надежду на экономическое возрождение. // Финансовые известия, 19 декабря 1996.
  93. С. Мифы Великого Туркменбаши// Вестник Евразии. № 2. 2005 г.
  94. А. Развитие стран СНГ: либеральная и евразийская модели.//Предпринимательство, 1998, № 1.
  95. А. Финансовые отношения в республиках Средней Азии. //Экономист, № 9, 1997.
  96. . Эволюция управленческой мысли.//Финансовые вести, прилож. к газете „Нейтральный Туркменистан“, № 11−12, 1998I
  97. ПО.Иолиев А. Проблема экономического и социального развития Туркменистана.//Центральная Азия и Кавказ, № 10, 1997 111 .Каменев С. Энергетическая политика и энергетические проекты Туркменистана./ЛДентральная Азия и Кавказ, № 4, 2003
  98. Каменев * С. Экономика Туркменистана на современном этапе//Центральная Азия и Кавказ, № 3, 2002
  99. З.Каменев С. Н. Современное социально-политическое положение Туркменистана // „Центральная Азия и Кавказ“, № 2 (20), 2002
  100. С. Внешняя политика Туркменистана.//Центральная Азия и Кавказ, № 4, 2002
  101. С. Топливно-энергетический комплекс Туркменистана: современное состояние и перспективы развития./ЛДентральная Азия и Кавказ, № 6, 2001
  102. Пб.Каменев С. Н. Россия Туркмения: расширение хозяйственных связей.//"Азия и Африка сегодня», № 10, 2000
  103. С.Н. Экономика Туркменистана на современном этапе//Центральная Азия и Кавказ, № 03, 2002
  104. Е. Каспийское море: подходы к определению правового статуса.// Финансовые вести, прилож. к газете «Нейтральный Туркменистан», 1998, № 11−12.
  105. В.И., Тихомирова A.A. Проблема реформирования государственного сектора экономики Туркменистана//Управление собственностью, 2004, № 1.
  106. М. Экономическая интеграция стран СНГ: Проблемы и перспективы. //Российский экономический журнал.-2001.-№ 1
  107. В., Гривач А. В Ашхаде +30// Время новостей, 26 ноября 2007 г.
  108. А. «Газовый джинн» Туркменбаши//Эркин Туркменистан, Москва, № 4, май 2000
  109. Г. Международные товары.// Финансовые вести, прилож, к газете «Нейтральный Туркменистан», 1998, № 1 1−12.
  110. Д. Региональные экономические объединения стран СНГ. //Российский экономический журнал, 1999. № 9−10.
  111. В. Нефтегазовый фактор и международные приоритеты Туркменистана//Центральная Азия и Кавказ. № 10, 1998
  112. В. Селивахин И. Проблемы энергетической политики//Московский центр Карнеги. Рабочие материала, № 4, 2005 г.
  113. Мун Д., Музлова Г. Россия без нефти?//Нефтегазовая вертикаль, № 15, 2006 г.
  114. С. Непохожие не значит «неправильно»/Российская газета, 26 января 1996
  115. В. Ашхабад. Между прошлым и будущим//Красная звезда, 13.03.2007
  116. Е., Графов П., Трансафганский проект: вопросов больше, чем ответов//Мировая Энергетическая Политика № 5, 24 сентября 2002
  117. М., Халова Г. Программа реформирования экономики Туркменистана «10 лет стабильности » //Вопросы экономики. № 10. 1995 г.
  118. Панарин. С. А Политическое развитие государств Центральной Азии всвете географии и истории региона // Вестник Евразии, 2000. № 1 (8). С. 90−132.
  119. В. Двойная игра Туркменбаши//Независимая газета, 12.10.2003
  120. М. Туркмения против навязывания условий.// Независимая газета, 30 ноября 1999.
  121. С. СНГ в тумане.// Известия. 23 сентября 1999.
  122. С. Экономический союз умер, да здравствуют союзы?! Снижение активности на рынке Содружества следствие ошибочной политики России в СНГ// Независимая газета. 4 июля 1999 г.
  123. . С. Китайский газовый путь//Независимая газета, 11 марта 2008 г.
  124. Программа Объединенной туркменской оппозиции//Эркин Туркменистан (Свободный Туркменистан). М.: № 4, май 2004
  125. В. Рейтинг платежеспособности 180 стран мира.//Банковское дело, 1999, № 11.
  126. Н. Об особенностях «туркменской модели демократии»//Центральная Азия и Кавказ, № 2 (8) 2000
  127. О. Проект невозможного//Нефть России, 2000, № 2
  128. А.Н. Газовая атака в южном направлении.//Независимая газета, 07 февраля 2008 г.
  129. А.Д. «Абдулла, а что если Сухов вернется?»//РусГлобус, 12 сентября 2000
  130. П. Соседи по северу// МЭиМО, № 5, 1997
  131. Г. О. Роль государства в экономике переходного периода//Нейтральный Туркменистан, 03.01.2002
  132. Г. О. Экономическая реформа в Туркменистане. Формирование туркменской модели. Под ред. акад. Оразова М. Б. Ашхабад: ТГУ, 1994. Халова Г. О. Нам не нужны революции //Азия и Африка сегодня, № 10, 1996
  133. Г. О., Оразов М. Б., Хаширов O.A., Кандымов С.К., Язберлыева
  134. Л.Р. Макроэкономическая политика регулирования дохода от использования природных ресурсов в Туркменистане. // «Финансовые вести», 1998, № 7−8,1 часть.
  135. В. Человек без лица. Бердымухамедов в Туркмении надолго// www.centrasia.ru, 25 марта 2007
  136. Ю. Об интеграционной стратегии России в СНГ.// Общество и экономика, 1997, № 5.
  137. А. Микроэкономика.// Финансовые вести, прилож. к газете «Нейтральный Туркменистан», 1998, № 11−12.
  138. Ю. Состоялся ли курс на «рыночную революцию» в странах СНГ. // Российский экономический журнал, 1997, № 8.
  139. . С. Туркменбаши заставили отвечать по долгам//Утро.ги, 30 июля 2004,
  140. Р. Возвращение. Туркменская сага. М.2008
Заполнить форму текущей работой