Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование предметных компетенций в области информационных технологий будущих учителей информатики на основе междисциплинарного подхода

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В стандартах третьего поколения отмечено, что современный учитель должен быть готов к применению современных методик и технологий, в том числе и информационных, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учрежденияспособен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТ" НЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ НА ОСНОВЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА
    • 1. 1. Анализ профессиональной подготовки будущих учителей информатики в педагогических вузах
    • 1. 2. Сущностно-содержательные характеристики предметных компетенций в области информационных и коммуникационных технологий будущих учителей информатики
    • 1. 3. Вопросы организации междисциплинарного обучения в высшей школе
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ
    • 4. > § 2.1. Модель междисциплинарной системы формирования предметных компетенций в области информационных технологий будущих учителей информатики
      • 2. 2. Реализация модели междисциплинарной системы формирования предметных компетенций в области информационных технологий будущих учителей информатики в предметной подготовке студентов
      • 2. 3. Механизм междисциплинарной интеграции предметной подготовки в области информационных технологий будущих учителей информатики
  • Выводы по второй главе
  • ГЛАВА 3. ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ
    • 3. 1. Содержание и мониторинг формирования предметных компетенций в области информационных технологий будущих учителей информатики в процессе обучения в вузе
    • 3. 2. Организация и проведение практической и экспериментальной работы
    • 3. 3. Анализ ррезультатов опытно-экспериментальной работы и их обсуждение
  • Выводы по третьей главе

Формирование предметных компетенций в области информационных технологий будущих учителей информатики на основе междисциплинарного подхода (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В Российских вузах осуществляется внедрение стандартов третьего поколения, обусловленное переориентировкой системы образования Российской Федерации на реализацию Болонского соглашения, одним из приоритетов которого является компетентностный подход в обучении. Это относится и к подготовке будущих учителей, в том числе и учителей информатики.

Понятие «компетентность» новым в педагогике не является. В научных трудах отечественных ученых осуществлена конкретизация данного определения в области подготовки учителей: как к способу реализации системы профессиональных знаний, умений и навыков (A.C. Белкин, Г. Н. Сериков,.

A.И. Щербаков и др.) — как к личностной характеристике учителя (Е.В. Арци-шевская, В. Н. Введенский, А. И. Панарин и др.) — как к показателю образованности педагога (Б.С. Гершунский) — как к определенной ценности (Ц.Д. Михайлов, А. Г. Новиков и др.). То есть компетентность рассматривается авторами с различных научных подходов: личностного, деятельностного (П.В. Кузьмина, М. И. Лукьянова, А. К. Маркова, A.B. Хуторской и др), знаниевого, системно-структурного, психологического (К.А. Абульханова-Славская, JI.JI. Бодалев, В. А. Сластенинин и др.), культурологического (Е.В. Бондаревская,.

B.В. Краевский, A.B. Мудрик) и др. Обобщая различные определения можно сказать, что компетентность — это интегрированная характеристика личности, базирующаяся на знаниях, умениях и навыках, которая сочетает в себе теоретический и практический компоненты, применима к определенной предметной области и оценивается эффективностью решения практических задач. Под компетенцией будем понимать способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.

Вопросы формирования компетентности актуальны и для учителя информатики. На данный момент разработаны основные концепции, обеспечивающие подготовку работников образования в области информатики и информационных технологий (ИТ) (Т.А. Бороненко, Я. А. Ваграменко, С. Г. Григорьев, В. В. Гриншкун, А. П. Ершов, С. А. Жданов, А. А. Кузнецов, М.П. Лап-чик, И. В. Левченко, Д. Ш. Матрос, Н. В. Софронова, М. В. Швецкий, и др.). Однако работы данных авторов в основном посвящены обоснованию содержания и методики подготовки учителя информатики в какой-то определенной области (программирования, методики обучения и т. п.) и не достаточно ориентированы на реализацию компетентностного подхода. Изучаемые дисциплины предметной области в значительной мере рассматриваются изолированно, без взаимосвязи и выявления их интегративной значимости для будущей профессиональной деятельности.

В стандартах третьего поколения отмечено, что современный учитель должен быть готов к применению современных методик и технологий, в том числе и информационных, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учрежденияспособен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ФГОС ВПО 50 100 «Педагогическое образование»). Учитель информатики должен уметь использовать средства информационных технологий не только как средство обучения, но и как объект изучения. Одним из ключевых направлений подготовки будущих учителей информатики на сегодняшний день является освоение ими современных информационных технологий. В работах С. М. Авдеевой, Е. П. Велихова, Б. С. Гершунского, С. Г. Григорьева, В. В. Гриншкуна, К. К. Колина, В. П. Кулагина, Е. В. Огородникова, C.B. Панюковой, Е. С. Полат, И. В. Роберт, А. Л. Семенова, Н. В. Софроновой, А. Н. Тихонова, С. А. Христочевского и других рассмотрены вопросы внедрения и использования информационных технологий в образовательный процесс, а также дана оценка эффективности их использования. Анализируя труды данных авторов, можно заключить, что будущему учителю информатики для успешной профессиональной деятельности необходимо овладеть методами изучения средств ИТ и их применения в учебно-познавательной деятельности школьников.

Под информационными технологиями будем понимать совокупность средств, способов, методов автоматизированного сбора, обработки, хранения, передачи, использования, продуцирования информации для получения определенных, заведомо ожидаемых результатов (Панюкова С. В.). Современный учитель информатики должен обладать такими компетенциями, которые позволят ему работать с локальными и глобальными сетями, современными средствами связи всех видов, средствами и устройствами манипулирования текстовой, графической, видео, аудио информацией, системами компьютерной графики, программными системами и комплексами (языки программирования, операционные системы, инструментальные пакеты разработки сетевого и прикладного программного обеспечения и др.), электронными средствами образовательного назначения, реализованными на базе технологий мультимедиа, гипертекста, гипермедиа, телекоммуникации и т. д. То есть, можно выделить четыре группы предметных компетенций в области ИТ: пользовательская, в области программирования, в области мультимедиа и в области сетевых технологий. Под предметными компетенциями в области ИТ учителя информатики будем понимать способность применять предметные знания, умения в области информационных технологий и личностные качества для успешной деятельности в качестве учителя информатики, способного создавать и использовать современные средства ИТ как на уроках информатики, так и во внеурочной деятельности.

Отметим, что данные компетенции будут формироваться в процессе длительного периода с помощью цикла взаимосвязанных дисциплин. Например, компетенцию в области программирования можно разбить на ряд локальных компетенций, таких как алгоритмика, процедурное, логическое, объектно-ориентированное, сетевое, макро, web, профессиональное программирование и т. п., и, следовательно, она будет формироваться не только на дисциплине «Программирование», но и ряда других, в частности «Практикум решение задач на ЭВМ», «Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании», «Информационные системы» и др. Поэтому, формирование предметных компетенций в области ИТ будущих учителей информатики необходимо рассматривать на основе междисциплинарного подхода.

Вопросы междисциплинарного обучения изучались многими учеными (Г. Бергер, Н. В. Борисов, В. Г. Буданов, В. И. Вершинин, В. Каган, В. Н. Максимова, Э. М. Мирской, Н. Чебышев, Б. Чендов и др.). Анализируя труды данных авторов, можно заключить, что роль междисциплинарного обучения закреплена общедидактическим принципом междисциплинарных связей, который подразумевает согласованное изучение научного аппарата (понятий, законов, методов и т. д.) общих для родственных дисциплин. Данный принцип ориентирован на применение и синтез знаний и умений из разных дисциплин.

Исследования доказывают положительное влияние междисциплинарных связей на качество знаний, так как при их реализации в образовательном процессе происходит взаимное использование научного аппарата, исключение повторений, формирование единой системы взглядов и т. п. Но многие важные аспекты применения междисциплинарного подхода в обучении еще до конца не изучены, особенно в условиях компетентностного подхода. Так же остаются неисследованными вопросы формирования междисциплинарных знаний и умений в области ИТ будущего учителя информатики.

Исходя из выше сказанного, можно констатировать наличие следующих противоречий:

— между потребностью в формировании предметных компетенций в области ИТ будущих учителей информатики, с одной стороны, и отсутствием научно обоснованных подходов к формированию данных компетенций на основе междисциплинарного подхода, с другой стороны;

— между многообразием дисциплин, обеспечивающих предметную подготовку будущих учителей информатики, с одной стороны, и отсутствием научных подходов к выявлению вклада данных дисциплин в формирование предметных компетенций в области ИТ, с другой стороны.

Указанные доводы и отмеченные противоречия определяют проблему диссертационного исследования: как использовать потенциал междисциплинарного подхода для повышения эффективности предметной подготовки будущих учителей информатики, направленной на формирование компетенций в области ИТ?

Цель исследования: разработать междисциплинарную систему формирования предметных компетенций в области ИТ будущих учителей информатики и доказать эффективность ее применения в предметной подготовке будущих учителей информатики.

Объект исследования: процесс формирования предметных компетенций в области ИТ будущего учителя информатики.

Предмет исследования: теория и методика формирования предметных компетенций в области ИТ будущего учителя информатики на основе междисциплинарного подхода.

Гипотеза исследования: если в процессе обучения будущих учителей информатики использовать междисциплинарную систему формирования предметных компетенций в области ИТ, которая включает совокупность взаимодействующих компонентов: целевого, содержательного, инструментально-технологического, контрольно-регулировочного и оценочно-результативного, и основана на модульной технологии, с использованием компетентностно-ориентированных и комплексных интегрированных заданий, то повысится эффективность формирования предметных компетенций в области ИТ по следующим критериям: усвоение студентами теоретических знаний по предметной подготовке в области ИТ, умение выполнять практические и междисциплинарные задания, ориентированные на формирование предметных компетенций в области ИТ, эффективно применять полученные знания и умения в профессиональной педагогической деятельности.

Исходя из цели, предмета и гипотезы исследования, определены следующие задачи:

1) проанализировать основные тенденции и особенности предметной подготовки будущих учителей информатики, определить требования к подготовке современного учителя информатики и на их основе определить сущ-ностно-содержательные характеристики предметных компетенций в области ИТ будущего учителя информатики;

2) разработать модель междисциплинарной системы формирования предметных компетенций в области ИТ будущих учителей информатики и описать ее структурные компоненты;

3) на основе разработанной модели усовершенствовать содержание обучения дисциплинам, входящим в предметную подготовку будущих учителей информатики, а также определить методы и формы обучения;

4) разработать комплекс компетентностно-ориентированных и междисциплинарных заданий, направленных на формирование предметных компетенций в области ИТ будущих учителей информатики;

5) разработать комплекс технических и учебно-методических средств для реализации данной модели в обучении будущих учителей информатики;

6) разработать систему контроля и критерии оценки сформированности предметных компетенций в области ИТ будущих учителей информатики и на их основе осуществить экспериментальную проверку эффективности разработанной междисциплинарной системы формирования предметных компетенций в области ИТ будущих учителей информатики.

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические методы исследования: анализ научных трудов отечественных и зарубежных ученых по педагогике, подготовке учителей информатики с целью определения сущностно-содержательных характеристик предметных компетенций в области ИТ будущего учителя информатики и построения междисциплинарного обученияизучение ФГОС по информатике, рабочих программ дисциплин предметной подготовки будущих учителей информатики, учебно-методических пособий и комплектов по информатике;

— эмпирические методы исследования: педагогический мониторингнаблюдениеанкетированиебеседавыполнение междисциплинарных заданий, проведение контрольных срезов, интервьюирование учителей информатики, опытно-экспериментальная работа по организации междисциплинарного обучения в контексте формирования предметных компетенций в области ИТ будущих учителей информатики;

— статистические методы: количественный и качественный анализ обработки результатов методами математической статистики, графическое представление результатов.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

— концепции моделирования образовательного процесса (В .И. Андреев, Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько и др.);

— теория проектирования методической системы обучения (Ю.К. Бабанский, В. П. Беспалько, A.M. Пышкало, М. В. Рыжакова и др.);

— методологические и теоретические основы информатизации образования (С.А. Бешенков, В. А. Бубнов, Я. А. Ваграменко, С. Г. Григорьев, В. В. Гриншкун, O.A. Козлов, A.A. Кузнецов, Е. В. Данильчук, C.B. Панюкова, В. А. Поляков, О. Г. Смолянинова и др.);

— концепции в области методики обучения информатике (С.А. Бешенков, А. Р. Есаян, Т. Б. Захарова, A.A. Кузнецов, М. П. Лапчик, И. В. Левченко, И. Г. Семакин, Н. В. Софронова, А. Я. Фридланд, Е. К. Хеннер и др.).

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1) уточнены и конкретизированы сущность и содержание предметных компетенций в области ИТ будущего учителя информатики. Предметные компетенции в области ИТ будущего учителя информатики являются компонентом его профессиональной компетентности, проявляющиеся через деятельность в качестве учителя, готового создавать и применять современные средства ИТ как на уроках информатики, так и во внеурочной деятельностипредметные компетенции в области ИТ имеют сложную компонентную структуру, в которой выделяют узкопредметные (локальные) компетенции с выделением взаимосвязанных структурных и дидактических единиц;

2) разработана модель междисциплинарной системы формирования предметных компетенций в области ИТ будущих учителей информатики, представленная совокупностью взаимодействующих компонентов: целевого, содержательного, инструментально-технологического, контрольно-регулировочного и оценочно-результативного и раскрыто их содержание;

3) разработан механизм реализации междисциплинарного подхода в обучении будущих учителей информатики на основе модульной технологии с применением компетентностно-ориентированных и комплексных интегрированных заданий, которые эффективно формируют и развивают у будущих учителей информатики предметные компетенции в области ИТ и обеспечивают количественное оценивание сформированности таких компетенций.

Теоретическая значимость исследования. В работе определены этапы эффективного формирования предметных компетенций в области ИТ будущих учителей информатики: анализ предметной подготовки в области ИТ с выявлением структурных единиц и связей между ними, выбор технологий и методов обучения, направленных на решение предметных задач, разработка междисциплинарных учебных заданий, ориентированных на формирование предметных компетенций в области ИТ, организация контроля формирования предметных компетенций в области ИТотобраны и теоретически обоснованы критерии и показатели эффективности формирования предметных компетенций в области ИТ: усвоение студентами теоретических знаний по предметной подготовке в области ИТ, умение выполнять практические и междисциплинарные задания, ориентированные на формирование предметных компетенций в области ИТ, применять знания и умения в области ИТ в профессиональной педагогической деятельности.

Практическая значимость заключается в том, что разработана и внедрена междисциплинарная система формирования предметных компетенций в области ИТ будущих учителей информатики, включающая в себя:

— методические системы обучения по дисциплинам предметной подготовки будущих учителей информатики «Компьютерные сети, Интернет и мультимедиа технологии», «Использование ИКТ в образовании», «Информационные системы», а так же специальным курсам «Компьютерная графика и издательское дело», «Современные языки программирования», «Базы данных и управление ими», в совокупности обеспечивающих формирование комплекса предметных компетенций в области ИТ, влияющих на эффективность обучения информатике;

— электронные учебные пособия «Компьютерные сети, Интернет и мультимедиа технологии», «Современные языки программирования», «Мультимедийные технологии в ОС Windows и ОС LINUX»;

— комплекс средств оценивания результативности формирования предметных компетенций в области ИТ, в числе которых педагогические тесты, анкеты, компетентностно-ориентированные и комплексные интегрированные задания;

— комплекс программно-технических средств, в числе которых «Автоматизированная система междисциплинарного обучения студентов (АС-МОС)», «Компьютерная система поддержки междисциплинарной методической системы обучения будущих учителей информатики МарГУ», «Интернет-тренажер — средство и метод контроля знаний учащихся», «Автоматизированная система анализа результатов психолого-педагогических исследований», «Конструктор уроков» и другие.

Достоверность и обоснованность научных результатов исследования обеспечена опорой на методологию системного подхода, на научные концепции в области теории и методики обучения информатики, использования комплекса теоретических методов и педагогического эксперимента, применение методов математической статистики, длительностью исследования, личным участием автора в проведении эксперимента, востребованностью результатов исследования.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Предметные компетенции в области ИТ будущего учителя информатики, имеющие сложную компонентную структуру, в которой выделяют узкопредметные (пользовательская, в области программирования, в области мультимедиа, в области сетевых технологий) компетенции с выделением взаимосвязанных структурных и дидактических единиц, проявляющиеся через деятельность студентов как учителя информатики и являющиеся компонентом профессиональной компетентности педагога, должны формироваться на основе междисциплинарного подхода.

2. Разработанная междисциплинарная система формирования предметных компетенций в области ИТ будущих учителей информатики, включающая совокупность взаимодействующих компонентов: целевого, содержательного, инструментально-технологического, контрольно-регулировочного и оценочно-результативного, основанная на модульной технологии с использованием компетентностно-ориентированных и комплексных интегрированных заданий, обеспечивает эффективность предметной подготовки будущих учителей информатики в области ИТ.

3. Предложенные критерии: усвоение студентами теоретических знаний по предметной подготовке в области ИТ, умение выполнять практические и междисциплинарные задания, ориентированные на формирование предметных компетенций в области ИТ, умение применять знания и умения в области ИТ в профессиональной педагогической деятельности позволяют оценить эффективность использования междисциплинарной системы формирования предметных компетенций в области ИТ будущих учителей информатики.

Опытно-экспериментальной базой исследования явилось ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет» (МарГУ). В работе приняли участие студенты физико-математического факультета, института педагогики и психологии, обучающиеся по педагогическим специальностям 50 202.65 — «Информатика с дополнительной специальностью математика/физика», 05−0203.65 — «Математика с дополнительной специальностью информатика», 50 203.65 — «Физика с дополнительной специальностью информатика», 50 707.65 — «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью информатика», 50 202 — «Информатика». Всего в эксперименте приняли участие более 300 студентов, 7 преподавателей кафедры, 15 педагогов-экспертов.

Исследование проводилось с 2005 по 2013 гг. в несколько этапов.

Проблемно-поисковый этап (2005;2007гг.) включал в себя изучение и анализ научных трудов отечественных и зарубежных ученых по теме исследования, анализ подготовки учителей к обучению информатике на основе междисциплинарного подхода. Определены этапы проведения исследования, обозначены объект и предмет, сформулирована цель и задачи исследования, выдвинута гипотеза, разработана структура предметных компетенций в области ИТ будущего учителя информатики.

Экспериментальный этап (2007;2011гг.) включал разработку междисциплинарной системы формирования предметных компетенций в области ИТ. Был проведен формирующий эксперимент, определены междисциплинарные связи и разработаны междисциплинарные задания (компетентностно-ориентированные задания, комплексные интегрированные задания), разработаны и опубликованы материалы по теме исследования.

Обобщающий этап (2011;2013гг.) включал анализ и обобщение полученных результатов теоретического и эмпирического исследований. Сформулированы теоретические и экспериментальные выводы, практические рекомендации, результаты исследования оформлены в форме диссертации.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Результаты исследований обсуждались на заседаниях кафедры информатики и вычислительной техники ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И .Я. Яковлева», кафедры информатики и методики обучения информатике ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», на научно-методологическом семинаре Института математики и информатики ГБОУ ВПО г. Москвы «Московский городской педагогический университет», были представлены для обсуждения на Международных научных конференциях: «Новые информационные технологии в образовании» (Екатеринбург, 2008), «Использование программных продуктов фирмы „1С“ в инновационной деятельности учебных заведений» (Москва, 2008), «Повышение эффективности обучения и управления образовательными учреждениями с использованием технологий «1С» (Москва, 2010), «Информатика: проблемы, методология, технологии» (Воронеж, 2010), «Новые информационные технологии в образовании. Повышение эффективности обучения и управления образовательными учреждениями с использованием технологий 1С» (Москва, 2011), Международной научно-практической конференции «Математическое, естественнонаучное образование и информатизация» (Москва, 2012) — всероссийских научно-практических конференциях: «Мониторинг качества образования и творческого саморазвития конкурентоспособной личности» (Казань, 2007, 2008), «Применение информационно-коммуникационных технологий в образовании» (Йошкар-Ола, 2007;2012), «Новые информационные технологии в образовании» (Саратов, 2009), «Проблемы информатизации образования: региональный аспект» (Чебоксары, 2006;2010), «Развивающие информационные технологии в образовании: использование учебных материалов нового поколения в образовательном процессе» (Томск, 2010) — на Всероссийском съезде учителей информатики в МГУ им. Ломоносова (Москва, 2011).

Результаты исследования внедрены в учебный процесс на физико-математическом факультете и институте психологии и педагогики ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», на физико-математическом факультете ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева». Получено 10 свидетельств о регистрации электронных образовательных ресурсов, основные из которых: «Автоматизированная система междисциплинарного обучения студентов» (№ 18 319 от 17.05.12) — «Автоматизированная система анализа результатов психолого-педагогических исследований» (№ 18 018 от 11.12.12).- «Компьютерная система поддержки междисциплинарного обучения будущих учителей информатики МарГУ» (№ 16 018 от 19.06.10) — «Интернет-тренажерсредство и метод контроля знаний учащихся» (№ 16 017 от 19.06.10) — «Электронное учебное пособие «Современные языки программирования» (№ 16 397 от 17.11.11) — «Мультимедийный учебник «Мультимедийные технологии в ОС Windows и ОС LINUX» (№ 16 396 от 17.11.10) — «Электронный учебно-методический комплекс «Компьютерные сети, Интернет и мультимедиа технологии» (№ 16 395 от 17.11.10).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.

Выводы по третьей главе.

1. Детально изложен алгоритм реализации технологии по формированию предметных компетенций в области ИТ будущих учителей информатики и результаты, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы.

2. Показатели, избранные с целью выявления результативности опытно-экспериментальной работы, отслеживались в системе педагогического мониторинга и подтвердили надежность разработанных в диссертации технологий и техник формирования и развития предметных компетенций в области ИТ будущего учителя информатики. Таким образом, по результатам экспериментальной работы по формированию предметных компетенций в области ИТ будущего учителя информатики можно констатировать, что поставленные задачи были реализованы.

3. Анализируя процесс формирования предметных компетенций в области ИТ будущих учителей информатики необходимо заметить, что в ходе предметной подготовки студентов происходит изменение внутренних образовательных процессов, которые можно адекватно отследить по результатам учебной деятельности как студентов, так и подготавливаемых ими школьников. Исходя из указанного, процесс формирования предметных компетенций в области ИТ будущих учителей информатики становится более открытым, системным, доступным для направленных влияний всех субъектов образовательной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенного исследования все задачи были решены, цель достигнута, гипотеза подтвердилась. Были получены следующие основные результаты:

1. На основе проведенного анализа научной литературы установлено, что для успешной профессиональной деятельности будущему учителю информатики необходимо сформировать предметные компетенции в области ИТ, под которыми будем понимать способность применять предметные знания, умения в области информационных технологий и личностные качества для успешной деятельности в качестве учителя информатики, способного создавать и использовать современные средства ИТ как на уроках информатики, так и во внеурочной деятельности. Можно выделить четыре группы предметных компетенций в области ИТ: пользовательская, в области программирования, в области мультимедиа и в области сетевых технологий. Данные компетенции формируются посредством цикла дисциплин.

2. Разработана модель междисциплинарной системы формирования предметных компетенций, представленная совокупностью взаимодействующих компонентов: целевого, содержательного, инструментально-технологического, контрольно-регулировочного и оценочно-результативного. Доказано, что реализация данной модели должна осуществляться на основе следующих этапов: анализ предметной подготовки в области ИТ с выявлением структурных единиц и связей между ними, выбор технологий и методов обучения, направленных на решение предметных задач, разработка междисциплинарных учебных заданий, ориентированных на формирование предметных компетенций в области ИТ, организация контроля формирования предметных компетенций в области ИТ.

3. В рамках содержательного компонента МСФПК было усовершенствовано содержание обучения дисциплинам, входящих в предметную подготовку будущих учителей информатики. Разработан механизм междисциплинарной интеграции предметной подготовки будущих учителей информатики в области ИТ, объединяющий шесть методических систем обучения следующих дисциплин: «Компьютерная графика и издательское дело», «Компьютерные сети, Интернет и мультимедиа технологии», «Современные языки программирования», «Базы данных и управление ими», «Использование ИКТ в образовании», «Информационные системы». Программа изучения данных дисциплин построена так, что происходит постепенное нарастание объема и сложности материала. Это является необходимым условием поддержания интереса, активности, роста самостоятельности студентов и в совокупности обеспечивает формирование всех предметных компетенций в области ИТ будущих учителей информатики.

4. В рамках технологического компонента МСФПК разработан комплекс учебно-методических средств обучения будущих учителей информатики, включающий электронные учебные пособия «Компьютерные сети, Интернет и мультимедиа технологии», «Современные языки программирования», «Мультимедийные технологии в ОС Windows и ОС LINUX», а также средства оценивания результативности формирования предметных компетенций в области ИТ, в числе которых педагогические тесты, анкеты, компе-тентностно-ориентированные и комплексные интегрированные задания.

5. В рамках инструментального компонента МСФПК разработан комплекс программно-технических средств, позволяющий организовать междисциплинарное обучение студентов, с привлечением преподавателей разных дисциплин, а так же автоматизировать процессы подачи материала (лекции, лабораторные работы, вопросы тестирования, анкетирования), контроля результатов учебной деятельности, тренировки, тестирования, анкетирования, генерировать задания в зависимости от интеллектуального уровня конкретного обучаемого, уровня его знаний, умений, навыков, особенностей его мотивации. В данный комплекс входят следующие модули: «Автоматизированная система междисциплинарного обучения студентов (АСМОС)», «Компьютерная система поддержки междисциплинарного обучения будущих учителей информатики МарГУ», «Интернет-тренажер — средство и метод контроля знаний учащихся», «Автоматизированная система анализа результатов психолого-педагогических исследований», «Конструктор уроков» и другие.

6. В рамках контрольно-регулировочного и оценочно-результативного компонентов МСФПК были отобраны и теоретически обоснованы критерии и показатели эффективности формирования предметных компетенций в области ИТ: усвоение студентами теоретических знаний по предметной подготовке в области ИТ, умение выполнять практические и междисциплинарные задания, ориентированные на формирование предметных компетенций в области ИТ, эффективно применять полученные знания и умения в профессиональной педагогической деятельности. На их основе доказана эффективность разработанной междисциплинарной системы формирования предметных компетенций в области ИТ будущих учителей информатики.

Дальнейшее исследование проблемы представляется возможным осуществить и по другим модулям, направлениям и специальностям, что поможет создать междисциплинарную траекторию предметной подготовки будущих учителей информатики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , A.A. Теория и практика становления дистанционного педагогического образования : автореф. дисс. д-ра.. пед. наук: 13.00.02 /А. А. Ахаян// -Спб., 2001.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Современная психология: состояние и перспективы исследований. Часть 3. Социальные представления и мышление личности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2002.
  3. , В.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя // Педагогика/ В. А Адольф // 1998. № 1. — С. 72−75.
  4. , А. А. Дидактические основы дистанционного обучения в высших учебных заведениях : дис.. д-ра пед. наук / А. А. Андреев. М., 1999.-387 с.
  5. , В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 3-е изд./ В. И Андреев // Казань: Центр инновационных технологий, 2003.-608 с.
  6. , С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С. И. Архангельский. М.: Высш. шк., 1 980 368 с.
  7. Арцишевская, Е. В. Типы языковых и коммутативных способностей и компетенции / Е. В Арцишевская II М, 96. С. 34
  8. , Ю.К. / Ю. К. Бабанский. Интенсификация процесса обучения. / Ю. К. Бабанский // М: Знание-1987.
  9. , Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований / Ю. К. Бабанский // М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
  10. , А.И. Развитие компетентности в педагогическом общении у преподавателей учебных заведений МВД России: Дис., канд. пед, наук. 13.00.08Z А. И Башкирский Челябинск, 2002.
  11. , М.И., Поздняков С. П., Резник Н. А. Процесс обучения в информационной среде Z М. И Башмаков //Школьные технологии. 2000.
  12. , A.C., Нестеров, В.В, Педагогическая компетентность: Учеб. пособие. Екатеринбург: Цен гр Z А. С Белкин ZZ «Учебная книга», 2003, — 204с.
  13. , В.П. Методические указания по проектированию процесса обучения. Z В. П Беспалько ZZ Ч. 1. М.: Педагогика, 1972. 139 с.
  14. , В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. Z В. П Беспалько ZZ -М. 1995 г.
  15. , С.А. Развитие содержания обучения информатике в школе на основе понятий и методов формализации : дис.. д-ра. пед. наук: 13.00.01 общая педагогика, история педагогики и образования Z С. А. Бешенков ZZ — М., 1994. — 345 с.
  16. , С.А., Гейн, А.Г., Григорьев, С. Г. Информатика и информационные технологии: Учеб. пособие для гуманит. фак-тов педвузов. Екатеринбург Z С. А. Бешенков ZZ Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 1995. 144. с.
  17. , Е.Ы., Гриншкун, В.В. Гипермедиа в обучении Z Е. Ы Бидайбеков ZZ Информатика и образование. 1999.
  18. Л.Г. Педагогическое содействие учителю сельской школы в развитии профессиональной компетентности (в системе повышения квали-фикацииуЛ.Г. Бобкова// Дис. кан. пед. наук. Челябинск 2001
  19. Большой энциклопедический словарь: В 2 т. /Под ред. A.M. Прохорова. -М.: Сов. энцикл., 1998. 1456 с.
  20. Е.В. Антикризисная направленность современного воспитания / Е. В Бондаревская // Педагогика. Москва 2010, № 3.
  21. , Т.А. Методика обучения информатике. Теоретические основы: Учеб. пособие для студ.педвузов. Спб./ Т .А. Бороненко// Изд-во Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена, 1997. 99 с.
  22. , Ю.С. Введение в педагогическую информатику./ Ю. С. Брановский // Учебное пособие Ставрополь: СГПУ, 1995 — 206 с.
  23. , Я.А., Галкина, А.И., Мороз, В.К., Роберт, И. В. Отраслевой стандарт. Оценка качества информационно-программных средств учебного назначения. / Я. А Ваграменко // М.:ИНИФО, 1994. -5 с.
  24. В.Н. Измерение и оценка качества повышения квалификации учителей в системе дополнительного педагогического образования / В. Н. Введенский // Стандарты и мониторинг. -2003. -№ 4. -С. 41−44.
  25. , А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Методическое пособие. М./ А. А Вербицкий // Высшая школа, 1991.-207 с.
  26. , JI.C. Педагогическая психология / JI. С. Выготский — под ред. В. В. Давыдова // М.: Педагогика, 1991. 287 с.
  27. , А.Г., Ливчак, А.Б., Сенокосов, А.И. и др. Информатика и информационные технологии (базовый и профильный уровни) / А. Г Гейн //10 кл. -М: Просвещение, 2006.
  28. , Б.С. Философия образования для XXI века. / Б. С Гершунский // М.: Совершенство, 1998. 608 с.
  29. , Р.И. Педагогический эксперимент: сущность, содержание, технология. IIР .И Горохова // Чебоксары: Гос.ком.стат. ЧР, 2002. 143 с.
  30. Горохова, Р. И- Никитин, П. В. Возможности современных информационных технологий в педагогических исследованиях / Р .И Горохова // Образовательные технологии и общество. 2012. — Т. 14, № 2. — С.226−242.
  31. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 30 100 Информатика.
  32. Квалификация учитель информатики от 31 января 2005 г., Номер государственной регистрации № 661 пед/СП. 11 с.
  33. , В.В. Развитие интегративных подходов к созданию средств информатизации образования. Автореф. дисс. д-ра пед. наук.13.00.02 / В. В Гриншкун // М., 2004.
  34. , Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода / Э .Н Гусинский // М.: Высш. шк., 1994. С. 184.
  35. , Е.В. Теория и практика формирования информационной культуры будущего педагога: Монография./ Е. В Данильчук // М. — Волгоград: Перемена, 2002.-230 с.
  36. , А. Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность / А. Н. Дахин // Вопросы Интернет образования. -2003.
  37. А.П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества / А. П. Ершов // 1988. — № 2. — С. 67−69.
  38. , С. А. Применение информационных технологий в учебном процессе педагогического института и педагогических исследованиях : дис.. канд. пед. наук в форме науч. докл. 13.00.02 / С. А. Жданов //- М., 1992. -36 с.
  39. , В.Е. Интеграция парадигм программирования в курсе информатики/ В .Е Жужжалов //Информатика и образование. -2004. -.№ 10. -С. 32−35.
  40. Заир-Бек, Е. С. Теоретические основы педагогического проектирования: Дисс. докт. пед. наук. СПб., 1995.
  41. , О.Ю. Развитие управленческой компетентности учителя в системе многоуровневой подготовки в области методики обучения информатике. Автореф.дисс. докт.пед.наукЛ 3.00.02// Москва, 2008.
  42. , И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений М: Академия, 2003 -192с.
  43. , Т.Б. Профильная дифференциация обучения информатике на старшей ступени школы : Дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02: М, 1997, 299с.
  44. , И. А, Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. -., М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. -20 с.
  45. , Д.А., Митрофанов, К.Г., Соколо, О. В. Компетептностпый подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. М.: АПК и ПРО, 2003, — 101 с,
  46. Изучение основ информатики и вычислительной техники / под ред. А. П. Ершова и др//-М.: Просвещение, 1985. 191 с.
  47. Интернет. Энциклопедия: под ред. Мелиховой Спб: ЗАО «Питер Бук», 2000. — 528с.
  48. Информатика: Базовый курс: Учеб. Пособие для студентов вузов, под ред. C.B. Симиновича. Спб: Питер, 2002. — 640с.
  49. Информатика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов/ A.B. Могилев, Н. И. Пак, Е.К. Хеннер- Под ред. Е. К. Хеннера. М.: Изд. центр «Академия», 2000.-816с.
  50. , С.Д. Развитие предметной подготовки учителей информатики в контексте информатизации образования: Автореф. докт. дис. Москва, 2005.-51 с.
  51. А.Г. Формирование профессиональной компетентности будущих учителей информатики при обучении программированию. Автореф. докт. дис: 13.00.08 Z А. Г. Кириллов Шадринск, 2004. 32 с.
  52. , К. К.Философские проблемы информатики. М., 2010.
  53. Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года от 2.02.2002 № 393.
  54. , А. Ю. Совершенствование системы подготовки будущих учителей в области информационных и коммуникационных технологий в условиях модернизации образования. Автореф. дисс. д-ра пед. наук. 13.00.02Z А. Ю. Кравцова.- М., 2004.
  55. , В. В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователейУ В. В Краевский II Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001. -244 с.
  56. , Д. А в действии / Д. Крейн, Э. Паскарелло, Д. Джеймс- пер. с англ. М: Вильяме, 2008. — 640с.
  57. , А .А. О разработке стандарта школьного образования по информатике/ А .А. Кузнецов // Информатика и образование. 1994. 1.
  58. , A.A. Развитие методической системы обучения информатике в средней школе : дис. д-ра. пед. наук в форме науч. доклр: 13.00.02 / А. А. Кузнецов. М., 1988. — 47 с.
  59. , Э.И. Общеобразовательные и профессионально-прикладные аспекты изучения информатики и вычислительной техники в педагогическом институте. Автореф. дисс. д-ра пед. наук: 13.00.02 / Э. И. Кузнецов М,. 1990. — 38 с.
  60. , Л.Г. Формирование межпредметных связей информатики и математики в методической системе обучения студентов непрофильных вузов. Автореф.дисс.. доктор пед. наук: 13.00.02 / Л. Г Кузнецова -ИСМО РАО, 2007.
  61. , Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. -144 с.
  62. , В.П., Тихонов А. Н. Стратегия развития информатизации образования на 2008−2010 годы/ Информационная среда вуза XXI века: Материалы научно-практической конференции Петрозаводск, 2007.
  63. , В. В- Швецкий, М.В. Методическая система фундаментальной подготовки в области информатики: теория и практика многоуровневого педагогического университетского образовании / В. В. Лаптев // СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2000. 508 с.
  64. , В.В., Рыжова Н. И., Швецкий М. В. Методическая теория обучения информатике: аспекты фундаментальной подготовки будущих учителей информатики. Монография / Лаптев, В. В и д. р // СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2003. 352 с.
  65. , М. Готовить учителей нового типа / М. Лапчик // Информатика и образование. 1987. — № 2. — С. 83−87.
  66. И.В. Методические особенности обучения информационным технологиям учащихся основной школы // Вестник РУДН Серия «Информатизация образования». М.:РУДН, 2012, № 1. — С. 23−28.
  67. Леки-Томпсон, Э. PHP 5 для профессионалов / Э. Леки-Томпсон, X. Айде-Гудман, А. Коув и др.- пер. с англ.- М.: Вильяме, 2006. 608с.
  68. В.П. Новейшая Энциклопедия Интернет. М: ОЛМА-ПРЕСС, 2002 — 607с.
  69. , А. С. Становление системы понятий информатики в школьном образовании : дис. д-ра пед. наук: 13.00.02 / А. С. Лесневский,-М., 1996.-306 с.
  70. , В.П. Развитие методической системы обучения информатике на основе информационного и информационно-логического моделирования : дис. д-ра пед. наук: 13.00.02 / В. П. Линькова. М., 2000. — 303 с.
  71. Логико-психологические основы использования компьютерных учебных средств в процессе обучения // Информатика и образование.-1989.-№ 3.-С.24−27.
  72. , Н.В. Информатика (объектно-ориентированная концепция). Программа для учащихся с 6-го или 7-го по 11-ый кл. Спб / Н. В. Макарова // Питер. 2000. 80 с.
  73. , В.Г. Формирование профессионально-творческой направленности личности учителя : дис. д-ра пед. наук: 13.00.01 / В. Г. Максимов.-М., 1994.-298 с.
  74. , А.К. Психология профессионализма/ А. К. Маркова // М.: «Знание», 1997. 308 с.
  75. , А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя М./ А.К. Маркова//.: Просвещение, 1993. 192с.
  76. , Д.Ш., Полев, Д.М., Мельникова, H.H. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий «образовательного мониторинга». / Матрос .Д .Ш и др// М.: Педагогическое общество России, 2001. 128 с.
  77. Матросов, B. JL- Жданов, С.А. — Каракозов, С. Д. Перспективы развития предметной подготовки учителей информатики в стандартах третьего поколения. М: 2006.
  78. , A.B., Пак, H.H., Хённер, Е. К. Информатика: учебное пособие для педвузов М. 1999. -819с.
  79. , В.П. О некоторых проблемах телекоммуникационного обучения / В. П. Мозолин // ИНФО 2000, № 2, с. 89−91.
  80. Монахов, В. М. Теория и методика обучения информатике: учеб. прогр. / В. М. Монахов, Я. А. Ваграменко // М., 2000. 24 с.
  81. , А.Г. Профессионально-педагогическая направленность специальной подготовки учителя математики в педагогическом институте: Автореф. докт. дис: 13.00.01 / А. Г. Мордкович М., 1986. — 36 с.
  82. Мудрик, А .В Социальная педагогика. 6-е изд., перераб. и доп. М.: 2007.-224 с. .
  83. Национальная доктрина образования в Российской Федерации
  84. , П.В. Автоматизированная система междисциплинарного обучения студентов / П. В. Никитин // Вестник Марийского государственного университета, Йошкар-Ола, 2011. С.90−91.
  85. , П.В. Мультимедийные технологии как образ мышления, средство коммуникации и представления знаний / П. В. Никитин // Вестник Марийского государственного университета, Йошкар-Ола, 2007. С. 120 124.
  86. , П.В. Образовательный web-сайт как современное средство обучения школьников / П. В. Никитин, Т. Е. Максимова // Вестник Московского городского педагогического университета, № 1(11), Москва-Йошкар-Ола, 2008 г. С. 318−321.
  87. , П.В. Применение компетентностного подхода в обучении будущих учителей информатики / П. В. Никитин // Вестник Марийского государственного университета", Йошкар-Ола, 2007. С. 192−195.
  88. , П.В. Применение междисциплинарного подхода в обучении будущих учителей информатики / П. В. Никитин // Международный электронный журнал «Образовательные технологии и общество». 2010. -Т.13,№ 1.- С. 416−427.
  89. , П.В. Профессиональная подготовка будущих учителей информатики на основе междисциплинарного подхода / П. В. Никитин // Бюллетень лаборатории математического, естественнонаучного образования и информатизации, М.: МГПУ, 2012. С. 226−231.
  90. , П.В. Реализация многоуровневой подготовки к профессиональной деятельности будущих учителей информатики / П. В. Никитин // Вестник Московского городского педагогического университета, № 1(11), Москва-Йошкар-Ола, 2008 г. С. 287−290.
  91. , П.В. Роль междисциплинарных связей в аспекте компе-тентностного подхода при подготовке будущих учителей информатики / П. В. Никитин // Международный электронный журнал «Образовательные технологии и общество». 2011. — Т. 14, № 1. — С.317−337.
  92. , А.Г. «Логика в социальных парадоксах» (в соавторстве) / А. Г .Новиков // Якутск, 1993.
  93. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Е. С. Полат. М.: Изд. центр Академия, 1999.
  94. , Е.В. Информационные технологии активизации обучения школьников на основе параллельных циклов деятельности / Автореферат на соискание ученой степени доктора педагогических наук. 2002.
  95. , И. Профессиональное программирование. Системный подход. ВНУ-СПб, 2002, 512 с.
  96. , В.Г. Компьютерные сети: принципы, технологии, протоколы: учеб. пособие для студентов By30? Z В. Г. Олифер, H.A. Олифбб ZZ Спб: Питер, 2002 672с.
  97. Пак, Н. И. Нелинейные технологии обучения в курсах информатики и информационных технологий: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02 (информатика) Z Н. И. Пак. М., 2000. — 375 с.
  98. , О. П. Проектирование междисциплинарной технологии обучения студентов в условиях информатизации образовательного процесса вуза : Дис. канд. пед. наук: 13.00.08: Ставрополь, 2004. 157 с.
  99. , С. В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно ориентированном обучении Z С. В. Панюкова. М.: Про-пресс, 1998.-226 с.
  100. , С. В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно ориентированном обучении Z С. В. Панюкова/Z М.: Про-пресс, 1998.-226 с.
  101. , C.B. Информационные и коммуникационные технологии в личностно-ориентированном обучении. ZZ С. В. Панюкова/Z ZZM.: ИО-СО РАО. 1998, 225 с.
  102. , A.B. Методологические основы моделирования системы подготовки учителя информатики. Автореф.дисс.. докт.пед.наук: 13.00.02 Z А. В. Петров Воронеж, 2001.
  103. , Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования Z Е. С. Полат и др. М.: Академия, 2001.
  104. Приказ Министерства образования России от 09.02.98 г. № 322 «Об определении минимумов содержания начального общего, среднего (полного) общего образования».
  105. Приказ Министерства образования России от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
Заполнить форму текущей работой