Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Взаимодействие идеологии и общественной психологии в регуляции поведения личности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Единство идеологических и социально-психологических феноменов может проявляться и в их взаимопереходах, взаимовлиянии. Общественные идеи, идеалы, ценности, нормы превоначально вырабаг-' тываются обществом и, принимая-форму пожеланий или требований,. предъявляемых обществом к поведению личности, существуют преимущественно на идеологическом уровне. На этом уровне происходит либо действительное… Читать ещё >

Содержание

  • Раздел 1. «Идеология и. общественная: психология как ре гуляторы поведения личности
  • Раздел 2. «Диалектическое единство, уровней сознания в ненормативной регуляции- поведения индивида»
  • Раздел 3. «Диалектика идеологических: и социалыю~дсихологи~ ческих явлений в усвоении и реализации личностью социальных норм»

Взаимодействие идеологии и общественной психологии в регуляции поведения личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Высокая сознательность трудящихся является одним из необходимых условий построения коммунистического общества. Не оформировав нового человека, невозможно создать материально-техническую базу коммунизма и осуществить преобразование социалистических общественных отношений в коммунистические.

Воспитанию коммунистической сознательности придавая большое значение В. И. Ленин. Он высказал рад методологических положений, сохраняющих свою актуальность и в наши дни, В. ИЛенин справедливо указывал, что «без заинтересованности, сознательности, бод рости, действенности, самостоятельности масс абсолютно ничего ни в этой, ни в другой области сделано быть не может Он также отмечал: «Чем больше размах, чем больше широта исторических действий, тем больше число людей, которые в этих действиях участвуют, и, наоборот, чем глубже преобразование, которое мы хотим произвести, тем больше надо поднять интерес к нему и сознательное отношение, убедить в этой необходимости новые и новые миллионы и десятки миллионов» .^.

Развитие этих мыслей мы находим в материалах съездов и пле нумов ЩС КПСС, в многочисленных постановлениях партии по вдеоло.

К.У"Черненко, гическим вопросам. В выступлениях Ю. Б. Андропова, Л. И. Брежнева и других руководителей партии глубоко и неоднократно обосновывается мысль о том, что коммунизм так же невозможен без высокого уровня культуры, общественной сознательности, внутренней зрелости, высоких идейно-нравственных качеств лвдей, как он невозможен и без соответствующей материально-технической базы.:

1) Ленин В. И. Полн.ообр.соч.у т.21, с. 365.

2) Ленин В. И. Полн.собр.соч., т.42, с. 140.

Диалектика взаимосвязи между уровнем развития материальных условий социалистического общества и уровнем сознательности его членов оообо была подчеркнута в Постановлении Щ КПСС «Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии» (1983г). В нём, в частности, говорится: «Усилия партии и народа концентрируются на задачах планомерногб и всестороннего совершенствования развитого социализма-, реализация которых прямо зависит от уровня сознательности и активности трудящихся, Идеологическая работа всё больше выдвигается на первый план, возрастают её роль и значение» .1^.

Большое внимание вопросам коммунистического воспитания было уделено на ХХУ1 съезде КПСС. В материалах съезда указывалось, что несмотря на то, что наша страна добилась существенных успехов в процессе формирования нового человека, существует еще ряд негативных явлений, которые мешают делу коммунистического строив тельства. Было отмечено, что «нужно всеми организационными, фиг-нансовыми, юридическими средствами накрепко закрыть всякие щели для тунеядства, взяточничества, спекуляции, для нетрудовых доходов, любых посягательств на социалистическую собственность» .^ На съезде подчеркивалось, «что есть у нас и такие лица, которые стремятся поменьше дать, а побольше урвать от государства. Именно на почве такой психологии и появляются эгоизм и мещанство* накопительство, равнодушие к заботам и делам народа'!"3^ Таких лкй дей незначительное меньшинство. Тем не менее на борьбу с этими уродливыми явлениями «должны быть направлены усилия всех трудовых.

1) Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС от 14−15 июня 1983 г. — М.: Политиздат, 1983, с. 67.

2) Материалы ХХУ1 съезда КПСС. — М.: Политиздат, 1981, с. 39.

3) Материалы ХХУ1 съезда КПСС. — М.: Политиздат, 1981, с. бз коллективов, всех общественных организаций, всех коммунистов" .

Безусловным является тот факт, что мы не можем полагаться на стихийное проявление сознательности масс. Необходимо их целенап* равленное воспитание.

Деятельность партии по коммунистическому воспитанию трудя щихся будет тем успешнее, чем глубже будут изучены закономерности воздействия марксистско-ленинской идеологии на общественную психологию масс, их чувства, настроения, мнения. Кроме того, делу коммунистического воспитания будет способствовать и дальнейшая разработка вопроса о том, в чём заключается обратное активное воздействие общественной психологии на процесс усвоения идеологии- ¦

Без изучения вопроса о взаимодействии идеологии и обществен-" ной психологии невозможно адекватное рассмотрение процесса формирования коммунистической сознательности, прочных убеждений личности, выступающих непосредственным побудительным мотивом её поведения. Суть воздействия социалистических идей, идеалов, ценностей и социальных норм на сознание и поведение личности заключается в том, чтобы данные идеологические феномен^ы превраг-тились в повседневную привычку и внутреннюю потребность каждого советского человека, чтобы они поддерживались общественным мнением, настроением и другими социально-психологическими явлениями.

Актуальность темы

диссертационного исследования определяется не только её связью с вопросами коммунистического строительства, но и необходимостью борьбы с буржуазными идеологическими и социально-психологическими учениями.

I) Материалы ХХУ1 съезда КГОС. — М.: Политиздат, 1981, с.¿-4.

Совокупность буржуазных теорий и их пропаганда направлены на манипулирование сознанием и поведением трудящихся" Так как внутренняя и внешняя политика многих империалистических го сударств вступает в противоречив с интересами народа" то перед идеологами господствующего класса возникает необходимость разработки и применения таких приемов воздействия на психику индивидов, которые формировали бы общественное мнение и настроение, поддерживавшее данную политическую линии?

Буржуазная наука разрабатывает приемы и методы обработки сознания трудящихся, пропагандирует различные реакционные теории!, вырабатывает способы закрепления расовых, национальных и других предрассудков, приёмы искажения фактов, имеющих место в странах социализма* Эта деятельность буржуазных идеологов и психологов должна получать эффективное противодействие со стороны марксистско-ленинской теории, что немыслимо без разработки вопроса°взаи-модействим вдеологии и общественной психологии,.

В противополжность этому манипулятинному пониманию сути воздействия идеологии на общественную психологию, базирующемуся на идеалистической трактовке исторического процесса, представители марксистской философии обосновывают принципиально иную точку зрения. Опираясь на принцип материалистического понимания истории о первичности общественного бытия и вторичности общественного сознания, они говорят о том, что и идеологияи общественная психология складываются прежде всего под воздействием материальных условий жизни общества. Ваесте с тем они отмечаютчто в рамках этой общей закономерности мезду уровнями общественного сознания существует взаимодействием Суть воздействия марксистской идеологии на общественную психологию сводится к сознательному формированию под влиянием идеологии социальных чувств, мнений, настроений, привычек трудящихся, к разъяснению факта соответствия социалистической общественной психологии коренным интересам и потребностям народа" В то же время социально-психологические явления не остаются лишь пассивным следствием способа производства и идеологииони оказывают активное обратное воздействие на ус вое ние индивидом, классом определенного идеологического содержания;

Вопрос о взаимодействии идеологии и общественной психологии в настоящее время является предметом интенсивных исследований. Те или иные его аспекты затрагиваются в трудах А.И.1Ьрячевой, В. В-{ Журавлева, А. Г. Ковалёва, В. Н#КЬлбановского, Е. С. Кузьмина, Н. С. Мансурова, Б. Д. Парыгина, Б.Ф.ЕЬршнева, Т. Шибутани, В.А.Яцо-ва, П.М., Якобсона и других исследователей-^ Различные авторы подходят с разных позиций к его решению* Ццеология и общественная психология рассматриваются в генетическом аспекте как структурные уровни общественного сознания (В.В.Журавлев и др.), с точки зрения функционального подхода как" стороны общественного сознания (Б.Д.Парыгин и др.), в социологическом плане как сферы духовной деятельности (А.К.Уледов).

Подобные подходы к проблемебезусловно, являются плодотворными и вносят определенный вклад в решение вопроса о взаимодействии идеологии и общественной психологии. Но дело заключается в том, что одинединственный принцип (функциональный, гносеологический, генетический) не позволяет исследовать процесс этого взаимодействия в методологическом планер

I) Специально рассмотрению этого вопроса посвящены следующие монографии: Иванов С. Креология и социальная психология. — Саранск: Морд, кн. изд-во, 1974; Самсонов Р. МСоциальная психика и идеология (некоторые социально-психические аспекты формирования убевдений). Ереван.: Айастан, 1970.

— 8.

Наиболее плодотворным подходом к изучению взаимодействия иссследуемых феноменов является диалектический принцип «раздвоения единого» «Под таким утлом рассмотрения взаимоотношение идеологии и общественной психологии представляет собой противоречивое единство, включающее в себя моменты как единства, так и противоположности.

Подобный подход к проблеме уже был выдвинут и обоснован в философской литературе.1^ Однако до сих пор выработано лишь общее решение данного вопроса, конкретные же формы проявления диалектик ческого единства идеологии и общественной психологии остаются малоизученными. В этом смысле остается актуальным методологическое замечание Л. П. Буевой: «Учитывая огромное влияние общественного сознания (как общественной психологии, так и идеологии) на духовный мир личности, весьма важно раскрыть конкретный механизм их взаимодействия и изучать это влияние по принципу обратной связи, с тем, чтобы своевременно'1 гибко менять и индивидуализировать методы и средства воспитания» .2 ^.

Недостаточно разработанным является и вопрос о формах проявления взаимодействия идеологии и общественной психологии применительно к регуляции поведения личности.'.

В настоящее время в марксистской литературе имеются исследования, посвященные регуляции поведения личности.®^Существует обширная литература методологического характера по вопросам идео.

1) См., например: Ядов В. А. Ццеология как форма духовной деятельности общества* - Л.: Изд-во ЛГУ, 1961, с.50−60.

2) Буева Л. П. Социальная среда и сознание личности.' - М.: Изд-во МГУ, 1968, с. 267. о См.: Бобнева М. И. Социальные нормы и рефляция поведенияМ.: — Наука, 1978; Деньков Е. М. Социальные нормырегуляторы поведения личности.- М.:Мысль, 1972; Ручка A.A. Социальные ценности и нормы. — Киев: Наукова Дума, 1976. логического воздействия на формирование общественной психологии.*^ С другой стороны, имеется ряд работ, в которых рассматривается роль социально-психологических феноменов в регуляции поведения личности.^.

Несмотря на это!|, не существует ни одного специального исследования о том, каким образом проявляется взаимодействие идеологии и общественной психологии в регуляции поведения личности. Безусловно, что этот актуальный вопрос нуждается в теоретическом исследовании. Современное состояние разработки данной проблемы определило цель, задачи и структуру диссертации?

Основной целью исследования является рассмотрение взаимодействия идеологии и общественной психологии как диалектического единства противоположностей применительно к регуляции поведения личности.

Этим определились задачи диссертации:

— выявление сущности и специфики идеологического и социально-психологического уровней регуляции поведения с позиций исторического материализма;

1) См.: Бадмаев Ю-Ц<. Элементы психологии и педагогики в партийной работе. — М.: Политиздат, 1980; Вопросы теории и методов идеологической работы. Вып. 13 -М.: Мысль, 1981; Идеологический процесс и воспитание личности. — М.: Прогресс, 19 804 Поздняков П. В., Копьев И. Я., Яковлев А. И. Эффективность идей-но-во спита тельной работы. Условия, факторы и критерии- - М.: Мысль, 1975; Проблемы социальной психологии и пропаганда. — И.: Политиздат, 1971; Пути формирования социальной активности личности при социализмеМ*: Мысль, 1972 и др.

2) Од. Вичев В. Мораль и социальная психика^ - М.: Прогресс, 1978: — Джекебаев У. С. 0 социально-психологических аспектах црестугь, но го поведения. -Алмаг-Ата: Наука, 197ГЛукашёва Е-А. Социалистическое правосознание и законность. — М-: Юрид.лит., 1973;

Щегорцов В. А. Социология правосознания. — М.: Мысль, 1981; Яковлев А. М. Преступность и социальная психология- - М-: Юрид.лит., I973&.

— исследование форм проявления противоречивого единства идеологии и общественной психологии применительно к ненормативной и нормативной регуляции поведения личности?;

— рассмотрение в ключе исследуемой проблемы формирования коммунистических убеждений, непосредственно мотивирующих поведение индивида^.

— выявление некоторых аспектов преодоления негативных явяе-Жйий б сознании и поведении личности при социализме с точки зрения взаимодействия идеологии и общественной психологии в этом про-' цессв'#.

Данная диссертационная работа написана на основании изучения произведений классиков марксизма-Членинизма, материалов и документов партии и правительства, а также современной социально-философской и социально-психологической литературы-1.

Решение выдвинутых проблем опирается на ряд отдельных поло-* жений, в той или иной степени касающихся вопроса взаимодействия идеологии и общественной психологии в регуляции поведения личности: сущность и структура общественного сознания (работы А. Щ Анищенко, Н. Б~.Биккенина, В. С, Барулина, Г. М. Гака, В. В. Журавлёва, И-И.Ивановой, Ю.М.СерОЕа, В. П. Тугаринова, АфК. Уледова, В.А. Ядо-' ва и др.) — происхождение и сущность общественно-психологических явлений (труды А. И. Горячевой, А. Г. Ковалёва, Е-0-.Кузьмина, И. Т. Левыкина, Б. Д. Парыгина, Б. Ф. Поршнева, Р. М. Самсонова, Ю.А.Шерко-вина и др.) — принцип детерминизма в его проявлении в психологической жизни (исследования К. А. Абульхановой — Славской,. Л*И.Анциферовой, А. Н. Леонтьева, С*Л.Рубинштейна, Е.В.Шороховой) — проблема человеческой деятельности (книги и статьи Л. П. Буевой, Б. АВороновича, М. В. Дёмина, М. С. Кагана, А. НДе°нтьева, Д. Н-.Узнадзе,.

П.М^якобсона) — соотношение личности и общества (работы Г. М. Андреевэй, Л. ШБуевой, Г. М. Гака, В. ВДобрыниной)А.Г-Ковалёва, И-С. Кона, А. Г. Мысливченко, Г. Л.Сшрнова) — методологические вопросы регуляции поведения (труды М. И. Бобневой, Е. М. Пенькова, А. А. Ручки и др.) — ооциально-психологические аспекты регуляции поведения (книги В. Вичева, У. С. Джеке бае ва, Е. АЛукашёвой, А. М. Яковлева и др.), а также на многочисленные работы этиков и правоведов.^.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней исследуется вопрос о том, каким образом диалектическое единство идеологии и общественной психологии проявляется в ненормативной и нормативной регуляции поведения личности. Насколько нам известно, не существует ни одного специального исследования, посвященного разработке данной темы^.

Кроме того, новиза работы заключается в том, что подвергается рассмотрению вопрос о специфике и сущности идеологического и социально-психологического уровней регуляции поведения^ которые анализируются с позиций исторического материализма.

Помимо этого, данная диссертация восполняет пробел1, заклю-: чающийся в том, что в большинстве работ, посвященных соцаалио^ тическому образу жизни, анализируются лишь идеологические фактов ры (мы имеем в|ввду книги Г. Е. Глезермана,-М.Н. Руткевича, Г. Е. Маркова, М. ПЛчедлова, В. И. Толстых, П. Н. Федосеева и других авторов). При таком подходе содаально-психологические явления вы-' падают из рассмотренияЭто является существенным упущением', так как социально-психологические феномены играют значительную роль в процессе усвоения личностью ценностей и норм образа жизни, в ходе выработки её убеждений, выступающих непосредственным мотивом поведениям.

I) Од. библиографию диссертации^.

Хотелось бы отметить, что вопросы,. анализируемые в диссертаг ции, имеют непосредственную практическую ценность;

Результаты диссертационного исследования могут быть исполь-зовэны для повышения эффективности идеологической работы в свете решений ХХУ1 съезда КПСС и постановления Щ КПСС «Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии» (1983г)•.

В научно-исследовательской работе. Теоретическая разработка концепции взаимодействия идеологии и общественной психологии как диалектического единства противоположностей применительно к регуляции поведения личности может быть использована при дальнейшем изучении диалектики уровней общественного сознания и ре-5 гуляции поведения личности.

В учебном процессе. Материал, содержащийся в диссертации и раскрывающий вопросы воздействия идеологии на формирование общественной психологии, а также активное обратное влияние социально-психологических феноменов на процесс усвоения определенного идеологического содержания, может быть использован для чте-^ ния лекций курса исторического материализма по теме «Сущность и структура общественного сознания», а также спецкурса «Взаимодействие идеологии и общественной психологии в регуляции шведения личности^.

В практической работе. Отдельные положения диссертации могут быть также использованы пропагандистами в практической идейно^ воспитательной работе по формированию коммунистической сознательности, прочных убеждений личности, выступающих непосредственны:.!! мотивом ее поведения, а также в процессе преодоления негативных явлений в сознании и поведении людей при социализме^;

Цель и задачи исследования

определили структуру работы. Диссертация состоит из введения, трёх разделов, заключения и библией графии. Такое построение диссертационной работы определяется следующими соображениямиРаздел первый «Идеология и обществен-' ная психология как регуляторы поведения личности» выступает в качестве подготовительного к последующим разделам. Прежде чем исследовать взаимодействие идеологии и общественной психологии в регуляции поведения личности, необходимо выявить сущность и специфику идеологического и социально-психологического уровней этой регуляции-1.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Рассмотрение вопроса о взаимодействии идеологических и социально-психологических феноменов в регуляции поведения личности позволяет сделать следующие выводи.

Общественное сознание, детерминируемое общественным бытием-, является мощным фактором, регулирующим поведение индиввдов. То-, к чему субъект стремится, он производит сначала идеально, в виде заранее поставленных целей и лишь затем на этой основе вызывает соответствующие изменения в объективной действительности. Общественное сознание регулирует поведение личности на двух уроэдях — на уровне идеологии и общественной психологии.

Регулятивная функция идеологии заключается в том, что она Еыражает потребности и интересы классов, а также вырабатывает средства и методы борьбы за их осуществление. ЭДцеология направляет активность личности в соответствии с идеями, идеалами, ценностями, социальными нормами определенного общественного класса.

На идеологическом уровне преобладает осознанная, рациональная регуляция поведения, предполагающая идейно-теоретическое обоснование определенных действий.

Идеологический уровень регуляции поведения осуществляется целенаправленно, посредством организованного, систематизированного внесения идеологии в сознание личности по каналам средств массовых коммуникаций (печать, радио, кино, телевидение), различными средствами пропаганды и агитации, а также всей системой образования и воспитания. При этом индивид соотносит получаемую информадию со своими потребностями и интересами, отбрасывает одни идеологические феномены и усваивает другие, руководствуясь ими в своём поведении.

Регуляция поведения посредством общественных идей, идеалов, ценностей относится к ненормативной регуляции поведения, которая формулирует цели деятельности определенного класса или социальной группы (что не исключает того, что она предполагает и средства их реализации).

Для достижения эффективной регуляции общественного поведения одной лишь ненормативной регуляции недостаточно в силу того, что она предоставляет личности довольно большую свободу выбора, очерчивая лишь общие контуры общественно предпочитаемого поведения.

А так как далеко не все члены общества должным образом реализуют этУ свободу, то возникает необходимость более жёсткой регламентации поступков личности, что и достигается посредством нормативной регуляции, которая служит средством реализации целей, формулируете в общственных идея^х, идеалах, ценностях, и в ряде случаев опирается не только на убеждение, но и на принуждение, осуществляемое государственной-правовой надстройкой".

Идеология проникает в массовое сознание и становится досто яг ниш каждого человека лишь в том случае, если. идеологическое содержание преломилось сквозь призму социально-психологических явлений. Поэтому изучение вопроса об усвоении идеологии сознанием личности невозможно без учёта того факта, что идеи, идеалы, ценности, социальные нормы существуют и в виде мнений, настроений, социальных чувств, обычаев, привычек, традиций, стереотипов, установок и других социально-психологических феноменов, которые служат как бы связующим звеном между сознанием и поведением, между идеальной целью и её практическим воплощением в действительность. Социально-психологическому уровню регуляции поведения личности ОН присущи следующие особенности: преобладаешь эмоциально-волевых феноменов над рациональнымисущественное влияние микросредыдиалектическое единство стихийного и сознательного, осознанного и неосознанного компонентов регуляции.:

В ходеизложения было показано, что взаимодействие идеологических и социально-психологических феноменов в регуляции поведения сводится к следующему,.

Взаимосвязь между идеологическими и социально-психологически) ми явлениями можно охарактеризовать как диалектическое единство.

Единство исследуемых феноменов процессе функционирования общественных идей, идеалов, ценностей и норм данной общественно-экономической формации проявляется прежде всего в том, что существует тесная взаимообусловленность идеологических и социально-психологических факторов. Под воздействием производительных сил и производственных отношений определенного способа производства складываются соответсзвующая идеология и общественная психология. Идеологические факторы никогда не действуют обособленно, в их изолированности от социально-психологических феноменовони функционируют в тесной взаимосвязи с такими явлениями, как общественное мнение, настроение, обычаи, традиции и некоторыми другими.

Это единство находит свое проявление прежде всего как взаимодействие рациональных и эмоционально-волевых факторов в процессе усвоения общественных идей, идеалов, ценностей и норм сознанием личности и в ходе выработки политических, правовых, моральных, эстетических и других убевдений* Если идеологический уровень регуляции поведения выступает преимущественно как рациональный, хотя в нём присутствует и эмоционально-ценностный аспект, то социально-психологический уровень заклюнает в себе преимущественно эмоционально-воле вые компоненты (что отнюдь не исключает того личности факта, что в струкутуру социальном психологии входят определенные идеи и взгляды). Если знания не преломились сквозь эмоционально-ценностную сферу сознания, то невозможно и формирование прочных убеждений, которые являются посредствующим звеном между общественным сознанием и общественной практикой. Если же человек не усваиг* вает нормативные предписания и не желает их соблвдать по убеждению, то господствующий класс, используя всю государственно-правовую надстройку, принуждает личность осуществлять поведение, не противоречащее его нормам.

Единство идеологических и социально-психологических феноменов может проявляться и в их взаимопереходах, взаимовлиянии. Общественные идеи, идеалы, ценности, нормы превоначально вырабаг-' тываются обществом и, принимая-форму пожеланий или требований,. предъявляемых обществом к поведению личности, существуют преимущественно на идеологическом уровне. На этом уровне происходит либо действительное их осознание как необходимых, полезных, целесообразных, либо имеет место иллюзия этого осознания, созданная у индивида буржуазной идеологической машиной. Однако процесс их усвоения индивидуальным сознанием не связан лишь с идеологическими факторами. Подлинная их интериоризация означает, что они и индивидуальной перешли на уровень общественной психологии, превратились в собственную жизненную установку, в привычку действовать в соответствии с данными образцами, что означает факт выработки определенного стереотипа поведения, поддерживаемого силой традиции, общественного мнения и другими социально-психологическими феноменами.

И, наконец, исследуемое единство обнаруживает себя в том, что социально-психологические явления своими специфическими средствами могут способствовать реализации идеологического содержания общественных идей, ценностей, идеалов, социальных норм в том случае, если они действуют в одном направлении с идеологией определенного класса.

Рассмотренное выше единство идеологических и. социально-психологических явлений не следует абсолютизировать. Необходимо не упускать из виду и тот факт, что идеологические и социально-пси-^ хологические факторы могут выступать и как противоположности, находящиеся в противоречивом отношении друг к другу.

Противоречие идеологических и социально-психологических феноменов в механизме^ усвоения общественных идей, ценностей, идеагличностью лов, социальных норм проявляется прежде всего в противоречии между идеологическим уровнем общественного сознания и социально-психологическим уровнем индивидуального сознания. Так как на процесс формирования общественного сознания существенное влияние оказывает макросреда, а индивидуальное сознание испытывает на себе сильное воздействие и микросреды, то социально-психологический уровень сознания отдельных людей может вступать в противоречие с идеологическим уровнем сознания определенного класса. И если в данной микросреде имеет место система норм и ценностей, противоречащая аналогичной системе господствующего класса (или всего общества, характеризующегося отсутствием классовых антагонизмов), то у человека могут возникать такие потребности и интересы, которые будут способствовать возникновению социально-психологических структур сознания, мотивирующих поведение, не соответствующее определенному содержанию идеологии;

Противоречие идеологических и социально-психологических явлений может проявляться и как противоречивое отношение стихийного и сознательного. Если идеологический уровень регуляции поведения выступает как полностью сознательный, то социально-психологический уровень представляет собой диалектическое единство стихийного и сознательного, так как он формируется как целенаправленно, под воздействием систематизированной идеологии, так и стихийно, под влиянием непосредственного жизненного опыта и микросреды.' Так, несмотря на большую идейно-воспитательную работу, проводимую.

КПСС по коммунистическому воспитанию трудящихся, встречаются еще такие граждане, в индивидуальном сознании которых превалируют идеалы, представленные психологией индивидуализма, эгоизма, на^ строениями иждивенчества, частно-собственническими, националис-и тическим устремлениями и другими отрицательными яшениями, которые противоречат социалистической идеологии и мотивируют ооот-' ветствугацее поведение.

Противоречие идеологических и социально-психологических феноменов проявляется и в том, что социально-психологические явления могут действовать в направлении, противоположном по отношению к определенному («держанию идеологии. Так, реакционные обычаи, традиции, привычки, антиобщественные установки противоречат усвоению и реализации личностью идеологии прогрессивных классов.

Таковы основные формы проявления противоречивого единства идеологических и ооциально-психологических явлений в регуляции поведения личности.

Развитие противоречий (как антагонистических, так и неантагонистических) приводит к необходимости их разрешения. И если антагонистическое противоречие между идеологическим уровнем сознания буржуазии и социально-психологическим уровнем сознания представителей угнетенного класса принципиально разрешимо лишь путем социальной революции, то неантагонистические противоречия социализма разрешаются мирными средствами.

Ликвидация отрицательных социально-психологических явлений, противоречащих идеологическому уровню сознания социалистического общества, происходит прежде всего на оснобо изменений в. самой социалистической действительности, в деятельности людей, в их общении. Шесте с тем большое значение для устранения негативных феноменов имеет идеологическая деятельность.. .

В период развитого социализма, когда страна располагает высококвалифицированными идеологическими кадрами и мощным информационно-пропагандистским аппаратом, оснащенным («временными техническими средствами, существенно расширяются возможности для дальнейшего повышения качества всей вдеологической, политико-воспитательной работы, более эффективного воздействия на мысли, чувства, мнения, настроения трудящихся.

Тенденция единства идеологических и социально-психологических феноменов при социализме является господствующей. В силу прогрессирующего процесса ликвидации негативных явлений в самой социаг листической действительности, а также вследствие развития этой тенденции определяющего втп&ия идеологии на общественную психологию, происходит усиление сознательных и ослабление стихийных элементов, регулирующих поведение личности. р

Показать весь текст

Список литературы

  1. Произведения основоположников марксизма-ленинизма.
  2. К. К критике гегелевской философии права. Введение.-Маркс К., Энгельс Соч., 2-е изд., т.1, с.414−429.
  3. К., Энгельс Ф. Святое семейство, или критика критической критики. Против Бруно Бауэра и компании. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.2, с.3−230.
  4. К., Энгельс!®-. Немецкая идеология. Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2-е изд., т. З, с.7−544.
  5. К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.4, с.419−459.
  6. К. Немецко-французские ежегодники. Процесс Готшалька и его товарищей. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т-6, с. 139−147.
  7. Ф. Крестьянская война в Германии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.7, с.343−347″
  8. К. Восемнадцатое Брюмера Луи Бонапарта. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т-8, с.115−217.
  9. К. К критике политической экономики. Предисловие.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.13, с.5−9'.
  10. К. Критика Готской программы, -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2ве изд., т.19, с.9−32.
  11. Ф. Похороны Карла Маркса. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.19, с.350−354.
  12. Ф. Анти-Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.20, с.5−326.
  13. Энгельс Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.20, с.339−626.13- Энгельс Ф." Происхождение семьи, частной собственности и государства. В связи с исследованиями Льюиса Моргана. Маркс К., Энгельс Ф., Соч. 2-е изд., т.21, с.23−178.
  14. Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немец -кой философии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд*., т.21,с. 269−317.
  15. Ф. Юридический социализм. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.22, с.495−516.
  16. Ф. К истории первоначального христианства. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.22, с.465−492.
  17. Ф. Введение к работе К#Маркса «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 гг». -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.2, с.529−548.18- Маркс К. Капитал, т.1. Маркс К., Энгельс ф. Соч., 2-е изд., т.23″ -907 с-
  18. К. Капитал, т.З Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.25, ч.П. — 551с.
  19. К. Теория прибавочной стоимости. Маркс К., Эн -гельс Ф., Соч., 2 В изд., т.26, ч.1 — 476с.
  20. Маркс Энгельсу, 28 января 1863 г. — Маркс К., Энгельс Ф Соч., 2-е изд., т. ЗО, с.260−265.
  21. Ф. Письмо Конраду Шмидту, 27 октября 1890 года. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.37, с.414−422.
  22. Ф. Письмо Францу Мерингу, 14 июля 1893 года -Маркс К., Энгельс Ф. СЬч., 2-е изд., т.39, с.82−86.
  23. ф. Письмо В.Боргиусу, 25 января 1893 года. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.39, с.174−117.
  24. Ф. Письмо Конраду Шмидту, 12 марта 1895 года. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.39, с.353−358.26- Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.42, о.41−174.
  25. К. Экономические рукописи 1857−1859 годов. -Маркс К.-, Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.46, ч. 1,-559 с'-
  26. В.И. Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов? -Ленин В.И. Поли.ообр.соч., т. Т, с.125−346.29• Ленин В. И. Наша ближайшая задача. Ленин В. И. Волн. собр. соч., т.4, с.187−192.
  27. В.И., Проект программы нашей партии. Ленин В. И- Полн.собр. соч., т.4, с.211−239.
  28. В.И. Что делать? Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.6, с.1−192.
  29. В.И. Политическая агитация и классовая точка зре -ния. Ленин В. И. Полн.собр.соч., т.6, с.264−270.
  30. В.И. Письмо «Северному Союзу РСДРП». Ленин В. И. Полн.собр.соч., т.6, с.360−370.
  31. В.И. Задачи революционной молодёжи (письмо первое Э. Ленин В. И. Полн.собр.соч., т.7, с.341−356.
  32. В.И. Аграрная программа социал-демократии в первой русской революции 1905−1907 годов. Ленин В. И. Полн.собр.соч., г. 16, с. 193−413.
  33. В.И. Материализм и эмпириокритицизм.< Ленин В. И. Полн.собр.соч., т.18. -525 с.
  34. В.И. О характере и значении нашей полемики с либералами. Ленин В. И. Полн.собр.соч., т.21, с.359−365.
  35. В.И. Три источника и три составных части марксизма. Ленин В. И. Полн.собр. соч., т.23, с.40−48-
  36. Ленин В. И, Рецензия. Н. А. Рубакин. Среди книг, том П, (изд-во «Наука»), М0., 1813. Ленин В. И. Полн.собр.ооч., т.25, с. III-II4.
  37. В.И. Карл Маркс (Краткий биографический очерк с изложением марксизма). Ленин В. И. Полн.собр.соч., т-26, с.43−93.
  38. В.И. Пэд чужим флагом. Ленин В. И. Долн. собр. соч., т.26, с.131−154.42- Ленин В. И? Крах II Интернационала. Ленин В. И. Полн. собр.соч., т.26, с.209−265.
  39. В.И. Оппортунизм и крах П Интернационала. Ленин В*И. ^олн.собр.соч.* т.27, с.99−114-
  40. В.И. Философские" тетради. Ленин В. И. Дэлн.собр. соч., т.29. -752 с.
  41. В.И. 0 карикатуре на марксизм и об «империалистическом экономизме». -Ленин В. И. Полн.собр.соч., т. ЗО, с.77−130
  42. В.И. Государство и революция. Ленин В. И. Полн. собр.соч., т.33, с.1−120.47* Ленин В. И. Письмо к товарищам. Ленин В. И. Полн.собр. ооч., т.34, с.398−418.
  43. В.И. Второй Всероссийский Съезд Советов рабочих и Солдатских Депутатов 25−26 октября (7−8 .ноября) 1917 г. -Ленин В. И. Полн.собр.соч., т.35, с.7−29.
  44. В.И. Речь на П Всероссийском съезде комиссаров труца. Ленин В. И. Полн.собр.соч., т.36, с.365−370.
  45. В.И. О государстве. Ленин В. И. Полн.собр.соч., т.39, с.64−84.
  46. В.И. Детская болезнь «левизны» в коммунизме. -Ленин В. И. Полн.собр.соч., т.41, с.1−104.
  47. В.И. О борьбе внутри итальянской социалистической партии. Ленин В. И. Полн.собр.соч., г. 41, с.409−428.
  48. КЕ6С, ЦК. Материалы Пленума. Центрального Комитета КПСС от 14−15 июня 1983 г" -М" Политиздат, 1983"-79 с"
  49. КПСС «ЦК» Материалы Пленума Центрального Комитета. КПСС от 2&-27 декабря 1983 г"*М" Политиздат, 1984″ 32 с"
  50. КПСС «ЦК"Материалы внеочередного Пленума Центрального Комитета КПСС от 13 февраля 1984 г» -М. Политиздат, 1984.-32 с.
  51. П"Пономарёв Б. Н. Учение Маркса руководство к действию. ~ В кн.:Карл Маркс и современность.-^.Политиздат, 1983, с*31−56.- 154
  52. Материалы съездов, конференций. симпозиумов.
  53. Комплексный подход к идеологической работе. Стиль и мето-! ды. До материалам Бсеооюзной научно-практической конференции вI
  54. Ростове-на-Дону (август 1975 г.). М.: Политиздат, 1976. — 384сг.
  55. Научные основы коммунистической пропаганды. Материалы международного симпозиума. Москва, 11−13 февраля 1975 г. М.: Политиздат, 1975. — 463с.
  56. Социально-экономическое планирование и идеологическая работа. По материалам Всесоюзной научно-практической конференциив Ленинграде 30 сентября 20 октября 1975 г. — М.: Мысль, 1976. -39) с. 4. К н и г и .
  57. Абульханова Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М-.: Наука, 1979. — 335с.2.: Аветисьян A.A. Антикоммунизм и его философия духовных ценностей. Киев: Наукова думка, 1967. — 120с.
  58. Актуальные проблемы управления социавными процессами при социализме. М.: изд-во МГУ, 1972. -268с.v
  59. С.С. Социальная ценность права в советском обществе. М.: Юрвд.лит., 1974. — 223с.
  60. Американская социология. Перспективы, проблемы-* методы.-М.: Прогресс, 1972. -392с.
  61. С.ф. Мораль и прведение. М.: Мысль, 1979|КЕ42с
  62. Ани симов С. Ф. Ценности реальные и мнимые. М.: Мысль, 1970. -182с.
  63. С.Ф. Курс лекций по марксистско-ленинской этике, 1 ч.1 В М.: МГУ, 1973. -66с.9-Анисимов С. Ф. Курс лекций по марксистско-ленинской этике, ч.П. М.: Изд-во МГУ, 1973. -130с-
  64. Г. М., Богомолова H.H., Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе. М.: МГУ, 1978. — 271с.
  65. Г. С. Социальная активность. М.: Политиздат, 1974. — 231с.
  66. Л.М. Социально-этические проблемы теории личности. М.: Мысль, 1974.-320с.
  67. Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М.: Знание, 1978. — 64с.
  68. Л.М. Курс лекций по марксистског-денинскйtэтике. М.: Высш. школа, 1974. — 318с.
  69. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности.-' М.: Мысль, 1976. 158с.
  70. В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981. — 432с.
  71. Афанасьев B. I1. Социальная информация и управления об. ществом. -М.: Политиздат, 1975. -408 с.
  72. В.Г. Человек в управлении обществом. М.: Политиздат, 1977. — 382с.
  73. В.Г. Научно-техническая революция, управление, образование. М.: Политиздат, 1972. -431 с.
  74. Ю.ц. Элементы психологии и педагогики в партийной работе. М.: Политиздат, 1980. — 160с.
  75. В.Г. реологическая работа КПСС в условиях раз -витого социализма. М.: Мысль, 1977. -214с.
  76. И.Б. Управление идеологической сферой в условиях развитого социализма. Алма-Ата: Наука, 1980.
  77. B.C. Соотношение материального и идеального в обществе (Методол.аспекты проблемы). М.: Политиздат, 1977 — 143с.
  78. .Н. Ццеология духовного подавления. М.: Мысль, 1971. -295с.
  79. В.М. *оль внушения в общественной жизни. -С.-Петербург: Риккер, 1898. 53с.
  80. Н.Б. Социалистическая идеология. М.: Политиздат, 1978. -295с.
  81. Е.В. Культура и общество. (Вопросы истории и теории). М.: Изд-во МГУ, 1978. — 232с.
  82. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. -М.: Наука, 1978. ЗПс.
  83. A.B. Проблема цели в общественном развитии. -М.: Изд-во АШ и АОН, 1963. -79 с.
  84. В. Марксистская теория оценки. М.: Прогресс, 1982. — 260с.
  85. Л.П. Человек: деятельность и общение.1 М.: Мысль, 1978. — 216с.
  86. Л.П. Социальная среда и сознание личности. М.: МГУ, 1968. — 266с.
  87. А.П. Социалистический образ жизни: проблемы иiсуждения. М.: Наука, 1978. — 365с.
  88. В. Мораль и социальная психика, М.: Прогресс, 1978. -3Ш с.
  89. В лабиринтах буржуазного сознания. Критика концепций духовного манипулирования. М.: Междунар. отношения, 1978. -230cv
  90. Э.Ф. Искусство и мировоззрение. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 172с.
  91. Вопросы теории и практики платинной пропаганды. М.: Дэлитиздат, 1971. — 343с.
  92. Вопросы теории и методов идеологической работы. Вып.13 -М.: Мысль, 1981.
  93. .А. Философский анализ структуры практики.-М.: Мысль, 1972, -279с--15 740,
  94. Вундт В «Проблемы психологии, народов. М. :Космос, 1912* - 132 с,
  95. Гак Г. М. Диалектика коллективности и индивидуальности.- М.: Мысль, 1967, 167 с»
  96. Горячева А.И., Макаров М. Г. Общественная психология: философская и социально-политическая: характеристика. М. Шаука, 1979,--216 с.
  97. П.С. Буржуазная идеология и массовое сознание.-М.: Наука, 1980. -367 с.
  98. Гуревич П. С" Буржуазная пропаганда в поисках теоретического обоснования.- М. Политиздат, 1978. 159 с"
  99. Демидов А. и" Категория стихийности и сознательности. Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1978. — 137 с.
  100. Добрынина В. И. Два мира два образа жизни молодёжи" — М.: Знание, 1973. — 48 с. коммунистической убеждённости.- М.:Высш"школа, 1975.-204 с.54Дробницкий О. г" Мир оживших предметов. Проблема ценности и марксистская философия" М. Политиздат, 1967.-351 с.
  101. В.Г. Коллектив и личность. -Л.:ЛГУв1971. 120 с"
  102. В.Г. Коллективизм или конформизм? Проблемы взаимосвязи коллектива и личности в современной идеологической борьбе Л.: Лениздат, 1980. 167с.
  103. С.К. Социальная психология и идеология. Саранск: Морц.кн.изд-во, 1974. — 123с*
  104. А.А. Логика норм.- М.: Изд-во МГУ, 1973. 122с.
  105. К.Е. Типология личности преступника и мотивация преступного поведения. Горький, Горьк.высш.школа ЩЩ СССР, 1973.- 167о.
  106. Л.И. Нравственное самовоспитание личности в условиях развитого социализма. М.: Высш. школа, 1979,-^.135.
  107. Идеологический процесс и воспитание личности. М.: Прогресс, 1980. — 328с.
  108. Э.В. Об идолах и идеалах. М.: Политиздат, 1968. — 317с.
  109. Э.В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории. М.: Политиздат, 1974. — 271с.
  110. Ф.И. Формирование коммунистического самосознания трудящихся. Свердловск: Свердл.гос.пед.ин-т, 1976. — 184с.
  111. М.Т., Коган Л. Н. Советская социалистическая культура: Исторический опыт и современные проблемы. М.: Политиздат, 1979. -208с.
  112. Исторический материализм. М.: Высш. школа, 1974. — 334с.
  113. Исторический материализм как теория социального познания и деятельности. М.: Наука, 1972. — 320с.
  114. Исторический материализм как социально-философская теория. Ш: Высш. школа, 1982. -363 су
  115. Категории исторического материализма. -М.: Мысль, 1980.- 349с.:f Ч
  116. Каган M.. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974. — 328с.86* Казакевич Т-.А. Целесообразность и цель в общественном развитии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1969. — 96с-
  117. Кветной М-С. Человеческая деятельность: сущность, структура, типы. (Социологический аспект). Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1974.'- 224с-
  118. Н.М. Патйлогия потребительства. Критика буржуазного образа жизни. М.: Политиздат, 197?. — 135с.
  119. В. Я. Социальное знание и социальное управление. -М-: Знание, 1976. -64с.
  120. В.К., Ковальзон М. Я. Формы общественного сознания. М.: Госполитиздат, 1959. — 263с.
  121. Т.В. Социальный прогресс и управление. М.: Политиздат, 1980. -Г74 с.
  122. Д.А. Потребности, поведение, воспитание. М.: Мысль, 1968. — 148с.
  123. А.Г. Курс лекций по социальной психологии. М.: Высшая школа, 1972. -175с.
  124. А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. М.: .Политиздат, 1975. — 271с.
  125. А.Г. Психология личности. Л.: Гос.пед.ин-т им. А. И. Герцена, 1965. — 264с.96- Ковалев С. М. Формирование социалистической личности.: -М.: Мысль, 1980. 298с.
  126. В.П. Этическое сознание. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. — 223о.
  127. Колбановский В. Н-., Шерковин Ю. А. Проблемы социальной психологии и пропаганда- М.: Политиздат. 1971. — 183с.- 161 99- Коллектив и личность, М.: Мысль, 1968. -149с-
  128. Коммунистическое воспитание трудящихся. М.: Изд-во МГУ, 1980. — 224с.
  129. Коммунистическая пропаганда: вопросы теории и методики.-М.: Мысль, 1974с.1.2-- Кон И. С. Открытие «я" — М.: Политиздат, 1978. — 367о.
  130. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967.-383с.
  131. Ф.В. Марксистско-ленинская философия и современность. М.: Знание, 1974. — 64с-'!
  132. П.В. Диалектика. Логика. Наука. М.: Наука, 1973. — 464с,
  133. В.С. Пирамида мнений. М.: Молодая гвардия, 1981. — 220c?
  134. Кудрявцев В. Н-. Право и поведение. М.: Юрид.лит., 1978. — 189с-
  135. Е.С. Основы социальной психологии.- Л.: Издгво ЛГУ, 1967. — 173с-
  136. Н.Д. О психических состояниях человека.: М.: Просвещение, 1964. -344с.'
  137. НО. Левин БМ:* Социально-экономические потребности: закономерности формирования и развития. М.: Мысль, 1974. — 316с.
  138. И.Т. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М.: Мнсль, 1975. — 255с-
  139. Ленинская теория отражения и современная наука. Теория отражения и обществознание. София: Наука и искусство, I97Q. -526с.'
  140. Лернтьев A. Hv Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. — 304о>
  141. А.Н. Проблемы развития психики. М,.: МГУ, 1972. — 575cf?115'. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Изд-во МГУ, 1971. — 38с.
  142. Личность и уважение к закону. Социологический аспект.-. М.: Наука, 1979. -283с-1.7t. Лукашева Е. А. Социалистическое правосознание и законность. М.: Юрид.лит., 1973. — 343с-
  143. A.C. О коммунистическом воспитании.Изд-е 2-ое. -М.: Учпедгиз, 1956. Э79с.
  144. A.C. Педагогические сочинения- М.-Л.: Акад. пед. наук РСФСР, 1948. — 304с-120- Маргулис A.B. Проблема потребности в историческом маг териализме. Белгород: Белгор.гос.пед.ин-т им. М. С. Ольминского, 1971. — 123с.
  145. Марксистская этика. М.: Политиздат, 1980. — 352с-
  146. Марксистско-ленинская философия. Исторический мате -риализм. М.: Мысль, 1972. — 447с.
  147. Г. О. Идейная убеждённость. Заметки журналиста. -М.: Политиздат, 1964. 54с.124- Медведев В. Ау Развитой социализм: вопросы формирования общественного сознания. М.: Политиздат, 1980. — 272с.
  148. Методология и методы социальной психологии- М.: Наука, 1977. — 247с.
  149. Методологические аспекты управления процессом воспитания и формирования личности нового типа. Смоленск: Смол. гос-1 пед. ин-т им. К-Маркса, 1976. — 80с.127.- Методологические проблемы советской юридической науки. М.: 1980. — 309с-
  150. Механизм преступного поведения. М.: Наука, I98I.-246c.'
  151. Э.Ф. Личные потребности при социализме-. М.: Наука, 197- 152с.-- 163
  152. Р. Властвующая элита» -М.: Изд-во иностр.лит., 1959. -543с,
  153. Г. В. и др. Общественные отношения, интересы, мотивы. Свердловск: Урал, полит ex. ин-т им. С. М. Кирова, 1971.-П6с.
  154. Момс? В. Человек, мораль, воспитание. М.: Прогресс, 1975.-163с.
  155. Мораль как её понимают коммунисты. М.: Политиздат, 1980. — 264с.
  156. Мораль и право в раз битом социалистическом обществе. -М.: Акад.обществ.наук при ЦК КПСС, 1979. 85cv
  157. Мораль, общество, личность. М.: Изд-во МГУ, I98I.-89c.
  158. Мораль развитого социализма.-М-: Мы ель, 1976. -287с.
  159. Моральная регуляция и $ 4личность. М.: Изд-во МГУ, 1972.-283с.
  160. Л.Н. Социалистическое общественное сознание: методологические цроблемы. Sfc: Мысль, 1982. — с.
  161. В.и., Боровик B.C. Рабочий класс и управление производством. М.: Политиздат, 1975. — 64с.
  162. И.С. Проблема противоречия в диалектической логике. М.: Изд-во МГУ, 1969. — 181с.
  163. Научные основы политической работы в массах. Л.: Лен-издат, 1972. — 263с.
  164. Некоторые вопросы психологии и педагогики социогенных потребностей. Тбилиси: Мецниереб^а, 1974.- 181с.
  165. .О. Осознаваемое и неосознаваемое в нравственном поведении личности. М.: Изд-во МГУ, 1976. — 96с.
  166. Г. Я. Проблема сознания в марксистской социологии. М.: Мысль, 1979. — 279с.145, Носков А. П., Яновский Р. Г. Два уровня сознания и политические убеждения. Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1974. — 94с.
  167. Образ жизни и ценностные ориентации личности. Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1979. — 144с.147- Обуховский К. Психология влечений человека. М.: Прогресс, 1971. — 247с.
  168. С.Ф. и др. Философские проблемы идеологической борьбы. М.: Мысль, 1978. — 382с.
  169. Общественная психология и коммунистическое воспитание.- Ш.: Изд-во МГУ, 1967. 250а.
  170. Общественное сознание и духовная культура. Таллин: Филос. об-во СССР, Эст. отд-ние, 1978. — 100с.
  171. Общественное сознание и общественная практика. М.: Изд-во МГУ, 1979. — 223с.
  172. Основы коммунистической пропаганды. М.: Политиздат, 1978. — 384с.153- Основы марксистско-ленинской философии. М.: Политиздат, 1977. — 463с.
  173. Г. С. Правовое осознание действительности. М: Наука, 1969. — 176с.
  174. Остряков В. В. Степанавичюс А.И. Социально-политические факторы формирования коммунистической сознательности трудящихся., — М.: Мысль, 1967. 160с.-
  175. .Д. Социальная психология как наука, JI.: Лениздат, 1967. — 252с,.
  176. Парыгин Б. Д, Понятия, принципы, категории. Опыт философского и социально-психологического исследования, Л: Изд-во ЛОТ, 1975. — 197с.
  177. Парыгин Б. Д, Общественное настроение- М.- Мысль, 1966. -327с.
  178. Е.М. Социальные нор? ды регуляторы поведения личности. Некоторые вопросы методологии и теории. — М.: Мысль, 1972. — 196с-
  179. Пеньков Е, М. Ценности и нормы социалистического образа жизни. М.: Знание, 1980. — 37с-
  180. A.B., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива— М.: Просвещение, 1978. — 176с.
  181. Платонов К--К, Психология религии. Факты и мысли. М.-: Политиздат, 1967, -239с.
  182. Поздняков П-В., Копьев Й. Я., Яковлев А. И. Эффективность идейно-воспитатальной работы. Условия, факторы, критерии. Mi-: Мысль, 1975. — 145с.169^ Подгурецкий A.A. Очерк социологии права. М.: Прогресс, 1974. — 325с-
  183. Q. Политическая организация и управление обществом при социализме. М.: Мысль, 1975. — 159с.-- 166
  184. И. Этика. О исторической и современной проблематике нравственной теории. М.: Прогресс, 1965. — 669с*
  185. С. Сознание и социальная среда.' М.: Прогресс, 1979. — 231 с-
  186. Поршнев Б-.Ф. Социальная психология и история. 2-ое издание, дополненное и исправленное. М.: Наука, 1979. 232с.
  187. .Ф. Ленин и проблемы социальной психологии. -М.: Знание, 1969. 19о.
  188. Д.И. Проблемы управления экономическими и со-1 циальными процессами при социализме. М.: Мысль, 1979, — 197с.
  189. Преодоление антиобщественных явлений одна из важнейших задач коммунистического воспитания. — Иркутск: Знание, 1970. — 38с.
  190. Проблемы теории государства и права. М.: Юрид.лит., 1979. 391с.178″! Проблема ценности в философии. М.-Л.: Наука, 1966.-261с.179.' Проблемы социальной психологии и пропаганда. М.:литиздат, 1971. — 183с.
  191. Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.- Наука- 1976. 368о.
  192. Психология формирования и развития личности. ЬЬ: Наука, 1981. — 365с.
  193. Психология и психофизиология индивидуальных различий в активности и саморегуляции поведения человека. Свердловск^1980. 87с.
  194. Психология личности и малых групп. Л^: Изд-во ЛГУ, 1977. — 137с-.
  195. Психология. Учебное пособие для студентов-заочников пед. институтов. Минск: Вышэйш. школа, 1970, — 472 оу
  196. Пути формирования социальной активности личности при социализме. -М.: Мысль, 1972. 141с.
  197. Р., Гравитц М. Методн социальных наук. -М.: Прогресс, 1974. 602с.1.7¿- Разин В. И. Политическая организация общества. М.: Изд-во МГУ, 1967. — 162с.
  198. С.Х. Искусство и эмоции. М.: Музка, 1968.-160с
  199. И.И. Философские основы теории индиуидваль-ности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1973. -174с.
  200. В.П., Парыгин Б. Д. Формирование коммунистической психологии. М.: Политиздат, 1965. -21с.
  201. С.Л. Основы общей психологии.- М.:Учпедгиз, 1946. 704с.
  202. СЛ. Проблемы общей психологии— М.: Педагогика, 1976. — 416сг
  203. С.Л. Бытие и сознание. М.: Изд-во АН СССР, 1957. -328с.
  204. Л.И. Нравственное воспитание личности. М.: Изд-во МГУ, 1981. — 183с.
  205. М.Н. Социалистический образ жизни и его разви-1 тие в СССР. -М.: Мысль, 1977. 59с.
  206. A.A. Социальные ценности и нормы. -Киев£ Наукова думка, 1976. 152с.
  207. Н.В. Моральные отношения и их структура. Л-.: Изд-во ЛГУ, 1974, — 120с.
  208. P.M. Социальная психика и идеология (некоторые социально-психические механизмы превращения идей в убеждения?.-Ереван: Айастан, 1970. -219с.
  209. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л.: Наука, Ленингр. отделение, 1979. -264с.
  210. П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций.-М.: Наука, 1970. 141с.
  211. Г. Л. Советский человек. Формирование социалистического типа личности. М.: Политиздат, 1980. — 563с.
  212. Л.А. Убеждение как философская категория. -Калинин: Калин.гос.ун-т, 1973. 140с.
  213. Э.В. Культура и личность. Л.:Наука, 1972.-228с.
  214. Солнцев KvB. Роль прогрессивных традиций в коммунистическом воспитании. Новосибирск: Наука, 1977. -125с.
  215. Социалистический образ жизни. -М.: Политиздат, 1980.-318с
  216. Социалистические традиции и их роль в коммунистическом воспитании. М.: Акад.обществ.наук при ЦК КПСС, 1980. — 170с"
  217. Социальная психология. История. Теория. Эмпирические исследования. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. — 288о.
  218. Социальная психология и педагогика в партийной работе.-М.: Мысль, 1983. -283с-
  219. Социальная психология и социальное планирование. Л.: ЛГУ, 1973. — 167 о.211=-* Социально-психологические проблемы в условиях развитого социалистического общества. М.-: Изд-во АПН СССР, 1977. — 201с-
  220. Социология в СССР, т.1 М.: Мысль, 1965. -532с-'
  221. А.Г. Сознание и самосознание— М.: Политиздат, 1972. — 303 с.'
  222. Сэв Л. Марксизм и теория личности. М.: Прогресс, 1972.- 581с-
  223. A.A.- Общественное мнение и поведение личности.-Минск: Наука и техника, 1975. 175с.
  224. Теоретические проблемы психологии личности.' М.: Наука, 1974. — 317с.224.- Титаренко А. И. Структуры нравственного сознания. М.: Мысль, 1974. — 278с.<
  225. В.А. Активная жизненная позиция.- М.: Знание, 1978. — 64с.
  226. Толстых В^И. Образ жизни: понятие, реальность, проблемы.-М.: Политиздат, 1975. 183с>
  227. H.H. О категориях «цель», «средство», «результат». М.: Высшая школа, 1968. — 148с.
  228. В.П. Теория ценностей в марксизме. Л.: ЛГУ, 1968. — 1240*
  229. В.П. О ценностях жизни и культуры. Л.: ЛГУ, 1968. — 124с.230." Тугаринов В. П. Философия сознания. М.: Мысль, 1971. -190с.
  230. Д.М. Искусство и реглигия. М.: Политиздат, 1982. -287с.- 170
  231. Д.М. Психология религии. М.: Знание- 1969.48с.233- Узнадзе Д. Н. Эксперименталнные основы психологии установки. Тбилиси: Изд-во Акад. наук Груз.ССР, 1961. — 210с.234.- Узнадзе Д. Н. психологические исследования. М.: Наука, 1966. -451с.
  232. А.К. Структура общественного сознания. М.: Мысль, 1968. — 324с.236- Уледов А. К. Общественное мнение советского общества. -ГЛ.: Соцэкгиз, 1963, -391с.
  233. А.К. Актуальные проблемы социальной психологии--М.: Мысль, 1981. 93с.
  234. А.К. Духовная жизнь общества: Проблемы методологии исследования. М.: Мысль, 1980. — 271с.
  235. К.Д. Педагогические статьи 1857 1861 гг. -Ушинский К. Д. Собр. соч., т.2. — М.-Л.: Акад.пед.наук РСФСР, 1948, т.2. — 655с.
  236. И.Е. Правосознание как форма общественного сознания. М.: Юрид.лит., 1963. 206о-
  237. Федосеев А-д. Политика как объект социологического ис -следования. Л.: ЛГУ, 1974. — 123с.
  238. Философия и ценностные формы сознания. М.: Наука, 1978.-348о.243.' Философские проблемы идеологической борьбы. М.: Мысль, 1978- - 381с.344- Формирование активной жизненной позиции: Межвуз.сб.научн. трудов. Челябинск: Челяб.дос.пед.ин-т, 198 Г. — 185с-
  239. Формирование нового человека в условиях развитого социализма. М: МГУ, 1980. — ¡-По-!
  240. О.П. Коммунистический идеал и нравственное развитие личности. М.: Наука, 1970. — 207с-
  241. О.П. Место и значение нравственного воспитания в системе формирования новой личности. М.: Знание, 1976. -64с.'
  242. .А. Структура и закономерности общественного сознания. Л.: Наука, 1982. — 314с.249- Чагин Б. А. Субъективный фактор. Структура и закономер-- ности. М.: Мысль, 1968. — 216с.:
  243. И.И. Проблема самосознания в писхологии. М?-: Наука, 1977. -144с-
  244. И.А. Обвденное сознание масс.-Л.: ЛГУ, 1973. ~120с-252.' Шаронов В. В. Психология класса. Проблемы методологии исследования. Л.: ЛГУ, 1975. — 143с.
  245. Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М.: Мысль, 197©. — 215с.'
  246. Т. Социальная психология. М.: Прогресс, 1969.-534с.255.' Шингаров Г. Х. Эмоции и чувства как форма отражения дей-свтительности. -М.: Наука, 1971. 221с-<
  247. Ще торцов В-А. Социология правосознания. М.: Мысль, 1981. — 173с.
  248. Я. Элементарные понятия социологии. М. г Прогресс, 1969, — 240с.
  249. Г. М. 0 превращении философских знаний в убеждения. М.: Изд-во МГУ, 1971. — 28с.- 172
  250. Е.А. Психология коллектива и личность. 1.1.: МГУ, 1977, — 93с.
  251. В.А. Ццеология как форма дробной деятельности общества. Л.: ЛГУ" 1961. — 122с.
  252. П.М. Психология чувств. М.: Изд-во Акад.пед. наук РСФСР, 1956. — 238с.
  253. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969. — 317сУ
  254. Яковлев аА преступность и социальная психология. М.: Юрид.лит., 1971. — 248с:.'
  255. Е.Г. Эстетическое чувство и религиозное переживание. М.: Сов. художник, 1964. — 94с.
  256. М.В. Идеология: противоположность марксистско-ленинской и буржуазной концепций. М.: Мысль, 1979. — 271с.
  257. Якуба Е-А. Право и нравственность как регуляторы общественных отношений при социализме. Харьков: Харьк.гос.ун-т, 1970. — 2086.
  258. А.И. Целеполгание и идеалы. Киев: Наукова думка, 1977. — 275 cv
  259. Р.Г. Эмоциональные механизмы нравственности. -Вопросы философии, $ 5, 1981, с.113−124.
  260. Г. В. К вопросу о взаимосвязи субъектов и объектов социального управления. Вопросы философии, 1974, с.29−37.
  261. Е.В. Ценность и оценка. В сб.: Исторический материализм как наука. — М.: Изд-во МГУ, с.133−146у
  262. Бур Манфред. Ддеология и политический процесс. Социологические исследования, 1974, № 2, с. 146−152-
  263. Г. Е. Ленинские принципы партийности пропаганды и её роль в социалистическом обществе. В сб.: Вопросы теории и практики партийной пропаганды. — М.: Мысль, 1971, с. 5−24.-
  264. А.Г., Яцов В. А. Отношение к труду и ценности ные ориентации личности. В кн.- СЬциология в СССР, т.2. — Мл Мысль, 1966, с. 187207.
  265. Кейзеров К. М- Буржуазная идеология и пропаганда: новые тен-1- 174 денции их взаимодействия. Вопросы философии, 1978, Л 3?,
  266. А.Н. Деятельность и личность. Вопросы филосю-' фии, 1974,? 4, с.87−98.1.1 Леонтьев А. Н. Проблема деятельности в психологии, Вов-' росы философии, 1972, № 9, с.95−109-
  267. О состоянии и направлениях философского исследования. -Коммунист, 1979, № 15, сЛ-II.
  268. А.Н. Регулятивная функция общественного сознания: (методологические аспекты),. Дис. .канд.филос.наук. — М.: 1979. — 167с.
  269. Гофман Герд. Диалектика общественного и ндивидуального сознания в процессе формирования коммунистических убеждений личности. Дис.. канд.филос.наук. — М.: 1977, — 178с.
  270. П.Л. Целеполагающий характер человеческой деятельности. Дис. .канд.филос.наук. Свердловск: 1980. — 181с.
  271. Т.П. Социальный механизм регуляции поведения личности: (Методологический анализ). -Дис. .канд.филос.наук. М.: 1979. 132 с.
  272. Р.М. Социальная психика и идеология. Дис.. д-ра филос.наук. Ереван: 1970, — 355оу
  273. Садыхов А. Ф. Диалектика преодоления пережитков в сфере сознания и развитие социальной активности масс в условиях зрелого, социализма". Дис.. канд.филос. наук. — Баку: 1980. — 167 с
  274. В.Н. Методологические вопросы комплексного подход да к коммунистическому воспитанию трудящихся" — Дис.. д-ра. фи-лос. наук. М.: 1980. — 365 с.
  275. Лупарев Г. П. Правосознание верующих и его особенности.-Авто^ реф., дис*. канд. юрид"наук. -Алма-Ата :1979. 17 с.
Заполнить форму текущей работой