Π”ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌΡ‹, курсовыС, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅...
Брочная ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅

Π˜Π·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊΠΎΠ³Π½ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ аспСкта дСтства Π² Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠΌ ΠΈ соврСмСнном общСствах: ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΠΈ Π–. ПиаТС ΠΈ М. Мид

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

ВСсты Π±Ρ‹Π»ΠΈ ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Ρ‹ фактичСски лишь Π½Π° ΡΡ‚Π°Π½Π΄Π°Ρ€Ρ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ Π΅Π²Ρ€ΠΎΠΏΠ΅ΠΉΡ†Π° ΠΈ Π½Π΅ ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ°Π»ΠΈ особСнностСй Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ ΠΈ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹. ОсобСнно это касалось прСдставитСлСй Ρ‚Π΅Ρ… африканских ΠΏΠ»Π΅ΠΌΠ΅Π½, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π½e ΠΈΠΌΠ΅Π»ΠΈ ΠΏΠΈΡΡŒΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, Π° ΠΈΡ… Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ Π½ΠΈΠΊΠΎΠ³Π΄Π° Π½Π΅ Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠ»ΠΈ Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρƒ. К ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€Ρƒ, Π½ΠΈΠΊΠΎΠ³Π΄Π° Π½Π΅ Π²ΠΈΠ΄Π΅Π²ΡˆΠΈΠΉ автомагистралСй Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ, ΠΊΠ°ΠΊ Π±Ρ‹ ΠΎΠ½ Π½ΠΈ Π±Ρ‹Π» ΡƒΠΌΠ΅Π½, Π½Π΅ Π² ΡΠΎΡΡ‚оянии ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΠΈΡ‚ΡŒ Π½Π° Π²ΠΎΠΏΡ€ΠΎΡΡ‹, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ связаны… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

Π˜Π·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊΠΎΠ³Π½ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ аспСкта дСтства Π² Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠΌ ΠΈ соврСмСнном общСствах: ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΠΈ Π–. ПиаТС ΠΈ М. Мид (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Π’ 1920—1930;Ρ… Π³Π³. Π±Ρ‹Π»ΠΎ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΎ Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΠΎ исслСдованиям, посвящСнным Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Ρƒ формирования ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΈ ΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚Π΅ΠΉ восприятия Π² Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π°Ρ… Африки, ПолинСзии, Латинской АмСрики, Π•Π²Ρ€ΠΎΠΏΡ‹.

Π˜Π·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ‚ΠΈΠΏΠΎΠ² ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ Π–. ПиаТС.

Π‘Ρ€Π°Π²Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ‚ΠΈΠΏΠΎΠ² ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ Π±Ρ‹Π»ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΠ΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ΠΎ ΡˆΠ²Π΅ΠΉΡ†Π°Ρ€ΡΠΊΠΈΠΌ психологом Π–. ПиаТС. Π’ ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ критСрия выдСлСния Ρ‚ΠΈΠΏΠΎΠ² ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ ΠΎΠ½ Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ ΡΡ‚Π΅ΠΏΠ΅Π½ΡŒ овладСния логичСскими опСрациями. Π Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ, с ΡΡ‚ΠΎΠΉ Ρ‚ΠΎΡ‡ΠΊΠΈ зрСния, выступаСт ΠΊΠ°ΠΊ процСсс развития ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… дСйствий. Π§Ρ‚ΠΎ касаСтся содСрТания самого понятия «ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅», Ρ‚ΠΎ ΡˆΠ²Π΅ΠΉΡ†Π°Ρ€ΡΠΊΠΈΠΉ психолог Π°ΠΊΡ†Π΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΡƒΠ΅Ρ‚ Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ Π½Π° ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ чСловСчСского ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚Π° ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π΄ΠΎΠ±Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ знания.

Π–. ПиаТС ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π½ΡƒΡŽ, с Π΅Π³ΠΎ Ρ‚ΠΎΡ‡ΠΊΠΈ зрСния, ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Ρƒ ΠΌΠ΅ΠΆΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½Ρ‹Ρ… Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠΉ Π² ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΠΈ — Π½Π΅ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠ³ΠΎ общСства ΠΊ Π°Π±ΡΡ‚Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π½ΠΎΠΌΡƒ ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡŽ. Π’ Ρ‡Π°ΡΡ‚ности, ΠΎΠ½ ΡΡ‡ΠΈΡ‚Π°Π», Ρ‡Ρ‚ΠΎ слабая ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΊ Π°Π±ΡΡ‚Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π½ΠΎΠΌΡƒ логичСскому ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡŽ опрСдСляСтся Ρ‚Π΅ΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΈΠ½ΡΡ‚Π²ΠΎ понятий Π½Π°Ρ€ΠΎΠ΄ΠΎΠ² Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹Ρ… общСств носит ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½Ρ‹ΠΉ, Π° Π½Π΅ Π°Π±ΡΡ‚Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π½ΠΎ-ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€.

БиографичСская справка Π–Π°Π½ ПиаТС (1896—1980) — ΠΎΠ΄ΠΈΠ½ ΠΈΠ· Π²Π΅Π΄ΡƒΡ‰ΠΈΡ… психологов XX Π². ПослС получСния ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΎΠΉ стСпСни ΠΏΡ€Π΅ΠΏΠΎΠ΄Π°Π²Π°Π» Π² ΠΏΠ°Ρ€ΠΈΠΆΡΠΊΠΎΠΉ школС для ΠΌΠ°Π»ΡŒΡ‡ΠΈΠΊΠΎΠ². Помогая ΠΎΠ±Ρ€Π°Π±Π°Ρ‚Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Ρ‹ IQ-тСста, Π·Π°ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΈΠ», Ρ‡Ρ‚ΠΎ малСнькиС Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ постоянно Π΄Π°ΡŽΡ‚ Π½Π΅ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚Ρ‹ Π½Π° Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ вопросы ΠΈ ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ°ΡŽΡ‚ ΠΎΠ΄ΠΈΠ½Π°ΠΊΠΎΠ²Ρ‹Π΅ ошибки, Π½Π΅ ΡΠ²ΠΎΠΉΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΡΡ‚Π°Ρ€ΡˆΠΈΠΌ людям. Π­Ρ‚ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΠ²Π΅Π»ΠΎ Π΅Π³ΠΎ ΠΊ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ мысли Π½ ΠΊΠΎΠ³Π½ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Π΅ процСссы, свойствСнныС дСтям, сущСствСнно ΠΎΡ‚Π»ΠΈΡ‡Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ΠΎΡ‚ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ²Ρ‹Ρ…, свойствСнных взрослым. ПиаТС стал создатСлСм гСнСтичСской эпистСмологии, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΠΎΠΏΠ΅Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΠΈ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚Π°. ΠžΡΠ½ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒ ΠœΠ΅ΠΆΠ΄ΡƒΠ½Π°Ρ€ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€Π° гСнСтичСской эпистСмологии, профСссор ряда ΡˆΠ²Π΅ΠΉΡ†Π°Ρ€ΡΠΊΠΈΡ… унивСрситСтов. Π‘ 1929 Π½ΠΎ 1968 Π³Π³. Π΄ΠΈΡ€Π΅ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ ΠœΠ΅ΠΆΠ΄ΡƒΠ½Π°Ρ€ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ Π±ΡŽΡ€ΠΎ просвСщСния. ΠžΡΠ½ΠΎΠ²Π½Ρ‹Π΅ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹: «Π Π΅Ρ‡ΡŒ ΠΈ ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°» (1923), «ΠŸΡΠΈΡ…ология ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚Π°» (1946), «Π“СнСзис элСмСнтарных логичСских структур» (1955) ΠΈ Π΄Ρ€. ИсслСдования Π–. ПиаТС ΠΎΠΏΠΈΡ€Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π½Π° Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ· Π³Ρ€Π°Π½Π΄ΠΈΠΎΠ·Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΠΎ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΌΡƒ эмпиричСского ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π°, собранного ΠΈΠΌ ΡΠ°ΠΌΠΈΠΌ.

Π–. ПиаТС опирался Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ Π½Π° Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Ρ‹ массовых ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-психологичСских тСстов, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ содСрТали ряд Π·Π°Π΄Π°Ρ‡, основанных Π½Π° ΠΎΠΏΠ΅Ρ€Π°Ρ†ΠΈΡΡ… логичСского ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ. Π’Π°ΠΊΠΎΠ³ΠΎ Ρ€ΠΎΠ΄Π° Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ оказались Π½Π΅Ρ€Π°Π·Ρ€Π΅ΡˆΠΈΠΌΡ‹ΠΌΠΈ для прСдставитСлСй архаичСских ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ участвовали Π² ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ….

Основная идСя Π–. ПиаТС состояла Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ историчСский процСсс развития ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ чСловСчСства Π² Ρ†Π΅Π»ΠΎΠΌ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡ развития ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄Π° Π°Π½Π°Π»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π½Ρ‹ ΠΏΠΎ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡŽ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ ΠΊ Π΄Ρ€ΡƒΠ³Ρƒ. Π­Ρ‚Π° позиция ΠΏΡ€ΠΈΠ²Π΅Π»Π° Π΅Π³ΠΎ ΠΊ Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄Ρƒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ прСдставитСлСй Π΄ΠΎΠΏΠΈΡΡŒΠΌΠ΅Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€ Π°Π½Π°Π»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅Π½ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½ΡŽ развития ΠΎΠ΄ΠΈΠ½Π½Π°Π΄Ρ†Π°Ρ‚ΠΈ Π»Π΅Ρ‚Π½Π΅Π³ΠΎ срСднССвропСйского школьника. ΠŸΠΎΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΡƒ ПиаТС исходил ΠΈΠ· ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠΉ ΠΎ ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Ρ€Π΅ΡˆΠ°Ρ‚ΡŒ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ Π² Π°Π±ΡΡ‚Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π½ΠΎ-понятийной Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ΅, Ρ‚ΠΎ ΠΈ ΡΠ°ΠΌΠ° ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π° ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΠ»Π°ΡΡŒ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ способности ΠΊ ΠΎΠ²Π»Π°Π΄Π΅Π½ΠΈΡŽ логичСскими опСрациями. Π‘Ρ‚Π°Π΄ΠΈΠΈ Π² ΠΎΡΠ²ΠΎΠ΅Π½ΠΈΠΈ логичСских ΠΎΠΏΠ΅Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΉ ΠΎΠ½ ΡƒΠΏΠΎΠ΄ΠΎΠ±Π»ΡΠ» этапам развития Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° СвропСйской ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹:

  • β€’ стадия сСнсомоторного ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚Π° (Π΄ΠΎ ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‚ΠΎΡ€Π°-Π΄Π²ΡƒΡ… Π»Π΅Ρ‚);
  • β€’ стадия Π΄ΠΎΠΎΠΏΠ΅Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ (Π΄Π²Π°-сСмь Π»Π΅Ρ‚);
  • β€’ подстадия ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½Ρ‹Ρ… ΠΌΡ‹ΡΠ»ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΎΠΏΠ΅Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΉ (восСмь-ΠΎΠ΄ΠΈΠ½Π½Π°Π΄Ρ†Π°Ρ‚ΡŒ Π»Π΅Ρ‚);
  • β€’ подстадия Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ, ΠΈΠ»ΠΈ ΡΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π²ΡˆΠ΅Π³ΠΎΡΡ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠ° ΠΎΠΏΠ΅Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΉ с Π»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠΌΠΈ понятиями (с 12 Π»Π΅Ρ‚): «ΠŸΠΎΡΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΌΡ‹ ΡΠ΅ΠΉΡ‡Π°Ρ Π½Π°Π·Π²Π°Π»ΠΈ „логичСским ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ΠΎΠΌ“, слСдуСт ΠΏΡ€ΠΈΡƒΡ€ΠΎΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΊ 11—12 Π³ΠΎΠ΄Π°ΠΌ»[1].

Π”Π²Π΅ послСдних подстадии Π²Ρ‹ΡΡ‚ΡƒΠΏΠ°ΡŽΡ‚ ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈ Π΅Π΄ΠΈΠ½ΠΎΠΉ стадии ΠΎΠΏΠ΅Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ.

По ΠΌΠ½Π΅Π½ΠΈΡŽ Π–. ПиаТС, ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ выступаСт ΠΊΠ°ΠΊ «ΡΠ°ΠΌΠ°Ρ ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½Π½Π°Ρ психичСская адаптация», ΠΊΠ°ΠΊ «Π³ΠΈΠ±ΠΊΠΎΠ΅ ΠΈ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ устойчивоС равновСсиС повСдСния»[2]. ΠŸΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡ овладСния ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€ΠΎΠΉ прСдставлялся Π΅ΠΌΡƒ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΠΎΠ²Π»Π°Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ логичСскими опСрациями. «Π›ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠΉ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚ Π΄Π²Π° условия, ΠΊΠΎΠΈΠΌΠΈ ΠΎΠ½ ΠΈ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΠ΅Ρ‚ся: 1) умствСнный ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚, Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ Π² ΠΏΠ»ΠΎΡΠΊΠΎΡΡ‚ΠΈ чистой Π³ΠΈΠΏΠΎΡ‚Π΅Π·Ρ‹ ΠΈΠ»ΠΈ чистой возмоТности, Π° Π½Π΅ ΠΊΠ°ΠΊ Π΄ΠΎ ΡΡ‚ΠΎΠ³ΠΎ возраста — Π² ΠΏΠ»ΠΎΡΠΊΠΎΡΡ‚ΠΈ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, воспроизвСдСнной Π² ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΠΈ, ΠΈ 2) упорядочСниС ΠΈ ΠΎΡΠΎΠ·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΠΏΠ΅Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΉ ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ ΠΊΠ°ΠΊ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ²Ρ‹Ρ…, Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈΠ»ΠΈ сдСланных Π΄ΠΎΠΏΡƒΡ‰Π΅Π½ΠΈΠΉ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΎ ΡΠΎΡ…Ρ€Π°Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Π½Π΅ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ, ΠΈ Ρ‚. Π΄.»[3].

Однако ΠΏΡ€ΠΈ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠΌ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Π΅ Π²Π½Π΅ поля зрСния исслСдоватСля остаСтся Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Π°Ρ Ρ‡Π°ΡΡ‚ΡŒ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½Ρ‹Ρ… явлСний. МногиС соврСмСнныС исслСдоватСли ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π°ΡŽΡ‚, Π² Ρ‡Π°ΡΡ‚ности, ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ Π±ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠ·ΠΌ Π΅Π³ΠΎ исслСдований ΠΈ ΡΡ‡ΠΈΡ‚Π°ΡŽΡ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π–. ПиаТС Π΄Π°Π»Π΅ΠΊΠΎ Π½Π΅ Π²ΡΠ΅Π³Π΄Π° стрСмится Π²Ρ‹ΡΠ²ΠΈΡ‚ΡŒ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ аспСкты Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Π΅ΠΌΡ‹Ρ… ΠΈΠΌ ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠΉ Π² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚Π°.

МнСниС спСциалиста.

" Π­Π³ΠΎΡ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€ΠΈΠ·ΠΌ, ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΡƒΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ ΡΠΎΡ‚рудничСство — Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ²Ρ‹ тс Ρ‚Ρ€ΠΈ направлСния, ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΌΠΈ бСспрСстанно колСблСтся Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰Π΅Π΅ΡΡ ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΈ Ρ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΌΠΈ Π² Ρ‚ΠΎΠΉ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½ΠΎΠΉ ΠΌΠ΅Ρ€Π΅ связано ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ взрослого, Π² Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΎΡ‚ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, остаСтся Π»ΠΈ ΠΎΠ½ΠΎ аутистичСским ΠΈΠ»ΠΈ врастаСт Π² Ρ‚ΠΎΡ‚ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½ΠΎΠΉ Ρ‚ΠΈΠΏ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ общСства"[4].

Π–. ПиаТС отстаиваСт идСю ΠΎ Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½ΠΎ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ понято ΠΈ Π²Ρ‹Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΎ Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΈΠ· Π²Ρ€ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… психобиологичСских Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ², ΠΈΠ· Π²Π»ΠΈΡΠ½ΠΈΠΉ физичСской срСды, «Π½ΠΎ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½ΠΎ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ понято Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΠΈ ΠΏΡ€Π΅ΠΈΠΌΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎ ΠΈΠ· Ρ‚Π΅Ρ… ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΡƒΡΡ‚Π°Π½Π°Π²Π»ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠΎΠΌ ΠΈ ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ Π΅Π³ΠΎ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ срСдой. Когда ΠΆΠ΅ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ испытываСт систСматичСскоС воздСйствиС со ΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ½Ρ‹ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ срСды (ΠΊΠ°ΠΊ, Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ, ΠΈΡΠΏΡ‹Ρ‚Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉ влияниС Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ‚Π° взрослых), Ρ‚ΠΎΠ³Π΄Π° Π΅Π³ΠΎ ΠΌΡ‹ΡΠ»ΡŒ складываСтся ΠΏΠΎ ΠΈΠ·Π²Π΅ΡΡ‚Π½Ρ‹ΠΌ внСшним ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»Π°ΠΌ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΏΠΎΡ€ΠΎΠΆΠ΄Π°ΡŽΡ‚ Ρƒ Π½Π΅Π³ΠΎ Π²Π΅Ρ€Π±Π°Π»ΠΈΠ·ΠΌ ΠΈΠ»ΠΈ Π²Π΅Ρ€Π±Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ синкрСтизм, с Ρ‚ΠΎΡ‡ΠΊΠΈ зрСния ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚Π°, ΠΈΠ»ΠΈ ряд спСцифичСских особСнностСй (Ρ‚Π°ΠΊ Π½Π°Π·Ρ‹Π²Π°Π΅ΠΌΡ‹ΠΉ „Π»Π΅Π³Π°Π»ΠΈΠ·ΠΌ“), с Ρ‚ΠΎΡ‡ΠΊΠΈ зрСния ΠΌΠΎΡ€Π°Π»ΠΈ»[5].

Раскрытая Π–. ПиаТС фСномСнология ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ развития Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° (ΠΈ ΡΠΎΠΏΠΎΡΡ‚авляСмая с Π½Π΅ΠΉ история развития чСловСчСского ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ) стала классикой, ΠΈ Ρ ΡΡ‚ΠΈΠΌΠΈ полоТСниями ΡˆΠ²Π΅ΠΉΡ†Π°Ρ€ΡΠΊΠΎΠ³ΠΎ исслСдоватСля нс ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ нс ΡΡ‡ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Π΄Π°ΠΆΠ΅ тс, ΠΊΡ‚ΠΎ спорит с Π΅Π³ΠΎ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠ΅ΠΉ. Π’Π΅ΠΌ нс ΠΌΠ΅Π½Π΅Π΅ ΠΈΡ‚ΠΎΠ³ΠΈ исслСдований ПиаТС Π² ΠΌΠ°ΡΡΠΎΠ²ΠΎΠΉ Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Π΅ Π½Π΅Ρ€Π΅Π΄ΠΊΠΎ Π²ΡƒΠ»ΡŒΠ³Π°Ρ€ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π»ΠΈΡΡŒ, Π² Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π΅ происходило суТСниС содСрТания понятия «ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π°» ΠΈ Π΅Π΅ ΠΎΡ‚оТдСствлСниС с ΠΏΠΎΠ½ΡΡ‚ΠΈΠ΅ΠΌ «ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚». Π‘Π°ΠΌ ΠΆΠ΅ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ ΠΏΡ€ΠΈ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠΌ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Π΅ оцСнивался лишь ΠΏΠΎ Π΅Π΄ΠΈΠ½ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠΌΡƒ ΠΊΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΡŽ: ΠΏΠΎ ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΡŽ Ρ€Π΅ΡˆΠ°Ρ‚ΡŒ тСсты. Однако сама ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π° ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΠ΅ΠΌΡ‹Ρ… тСстов автоматичСски ΠΏΡ€ΠΈΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΠ»Π° ΠΊ Ρ‚ΠΎΠΌΡƒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρƒ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ СвропСйской ΠΈ Π°ΠΌΠ΅Ρ€ΠΈΠΊΠ°Π½ΡΠΊΠΎΠΉ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚Π΅Π»ΠΈ Π±Ρ‹Π»ΠΈ Π²Ρ‹ΡˆΠ΅, Ρ‡Π΅ΠΌ Ρƒ Π°Ρ„Ρ€ΠΈΠΊΠ°Π½Ρ†Π΅Π².

ВСсты Π±Ρ‹Π»ΠΈ ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Ρ‹ фактичСски лишь Π½Π° ΡΡ‚Π°Π½Π΄Π°Ρ€Ρ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ Π΅Π²Ρ€ΠΎΠΏΠ΅ΠΉΡ†Π° ΠΈ Π½Π΅ ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ°Π»ΠΈ особСнностСй Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ ΠΈ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹. ОсобСнно это касалось прСдставитСлСй Ρ‚Π΅Ρ… африканских ΠΏΠ»Π΅ΠΌΠ΅Π½, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π½e ΠΈΠΌΠ΅Π»ΠΈ ΠΏΠΈΡΡŒΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, Π° ΠΈΡ… Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ Π½ΠΈΠΊΠΎΠ³Π΄Π° Π½Π΅ Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠ»ΠΈ Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρƒ. К ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€Ρƒ, Π½ΠΈΠΊΠΎΠ³Π΄Π° Π½Π΅ Π²ΠΈΠ΄Π΅Π²ΡˆΠΈΠΉ автомагистралСй Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ, ΠΊΠ°ΠΊ Π±Ρ‹ ΠΎΠ½ Π½ΠΈ Π±Ρ‹Π» ΡƒΠΌΠ΅Π½, Π½Π΅ Π² ΡΠΎΡΡ‚оянии ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΠΈΡ‚ΡŒ Π½Π° Π²ΠΎΠΏΡ€ΠΎΡΡ‹, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ связаны с Ρ…арактСристикой этих Π°Ρ€Ρ‚Π΅Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΠ² ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹, Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, ΠΎ Ρ€ΠΎΠ»ΠΈ свСтофоров. Но Π²Π΅Π΄ΡŒ ΠΈ Π³ΠΎΡ€ΠΎΠ΄ΡΠΊΠΎΠΉ СвропСйский Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΠΎ, Π½Π΅ Π² ΡΠΎΡΡ‚оянии ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΠΈΡ‚ΡŒ Π½Π° ΠΎΡ‡Π΅Π²ΠΈΠ΄Π½Ρ‹Π΅ для всякого Π°Ρ„Ρ€ΠΈΠΊΠ°Π½Ρ†Π° вопросы ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ Ρ‚ΠΎΡ‚Π΅ΠΌΠΈΠ·ΠΌΠ° ΠΈΠ»ΠΈ обрядов ΠΈΠ½ΠΈΡ†ΠΈΠ°Ρ†ΠΈΠΈ.

  • [1] ПиаТС Π–. Π Π΅Ρ‡ΡŒ ΠΈ ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°. М.: РИМИБ, 2008. Π‘. 423.
  • [2] ПиаТС Π–. Π˜Π·Π±Ρ€Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ психологичСскиС Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Ρ‹. М., 1969. Π‘. 65.
  • [3] ПиаТС Π–. Π Π΅Ρ‡ΡŒ ΠΈ ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°. Π‘. 423.
  • [4] Π’Π°ΠΌ ΠΆΠ΅. Π‘. 436.
  • [5] ПиаТС Π–. Π Π΅Ρ‡ΡŒ ΠΈ ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°. Π‘. 435.
ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ