Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Трудовая культура как фактор формирования духовного потенциала современной российской молодежи

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Социально-философское исследование молодежи как определенной социокультурной общности требует выявления особенностей социального действия и определения социокультурных признаков этой группы населения страны. Основным критерием в данном случае является человеческая деятельность — этот тот методологический принцип социально-философского анализа, который позволяет объяснить основные социальные… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ 18 ОСНОВЫ АНАЛИЗА ДУХОВНОГО ПОТЕНЦИАЛА И ТРУДОВОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ
    • 1. 1. Духовный потенциал молодежи как проблема социальной 18 философии
    • 1. 2. Трудовая культура в системе факторов формирования и ^ развития духовного потенциала современной молодежи
  • ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ ВЛИЯНИЯ ТРУДОВОЙ КУЛЬТУРЫ НА 74 ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДУХОВНОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДЕЖИ
    • 2. 1. Трудовые знания как детерминанта духовного потенциала молодежи
    • 2. 2. Особенности влияния трудовых ценностей и трудового поведения на формирование и развитие духовного потенциала молодежи
    • 2. 3. Пути совершенствования трудовой культуры и способов ее воздействия на духовный потенциал молодежи ^^

Трудовая культура как фактор формирования духовного потенциала современной российской молодежи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Современный период развития российского общества характеризуется сложными, и драматичными трансформациями, которые дестабилизируют социально-экономическую ситуацию в стране и оказывают негативное влияние на духовную жизнь народа. В период глобального экономического спада особенно рельефно проявляются тенденции антропокультурного кризиса, который в большей степени касается молодого поколения, чье эмоциональное восприятие происходящие: негативных процессов в стране является более острым, экзистенционально переживаемым.

Известно, что общественное бытие определяет общественное сознание, несмотря на то, что последнее носит активный, творческий и относительно самостоятельный характер. Социальная нестабильность, внутренние социальные, экономические и духовные конфликты, рост антисоциальных действий и уровня безработицы, отразилась в девиантном поведении, суициде, снижении интеллектуальной, творческой активности личности, деградации нравственной культуры и общественного самосознания.

Особую обеспокоенность вызывает кризис молодежной субкультуры, цинизм и трансформация жизненных ценностей этой социальной группы, стремление к конформизму и развлекательному досугу в ущерб творческой самостоятельности. Стало характерным явлением рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, распространение в их среде алкоголизма, наркомании, нарушение общественного порядка, хулиганства, вандализма. Отсутствие достаточных рабочих мест, как в городе, так и в сельской «местности вселяет в молодых людей чувство потерянности, ненужности обществу, стране, подрывается доверие к старшему поколению, к государственной власти, утрачивается социальный оптимизм.

На духовных потенциал российской молодежи огромное влияние оказывают процессы глобализации и информатизации культуры, в результате которых резко изменяется система ценностей. По-существу духовная культура России подвергается вестернизации. Традиционные ценности, хранившиеся в ментальном мире российского народа, на современном этапе утрачивают свое значение. В частности ценность труда перестает быть таковой. Труд становится работой, приносящей экономический доходдля молодежи он утрачивает свое духовно-нравственное значение, а следовательно, теряется та творческая основа, на которой формируется в целом бытие человека. Основополагающие моральные принципы отечественной культуры — «кто не работает, тот не ест», «трудом славен человек», «от каждого по способности, каждому по труду» молодым поколением воспринимаются с иронией. Формирование и распространение в стране новой либеральной идеологии изменяет и нравственные, и правовые основы предметно-практической деятельности человека. Включение всех сфер общественной жизни в новые для нашей культуры рыночные отношения изменили условия творческой активности и труда, но при этом произошла инверсия духовных ценностей.

Все это повлекло за собой снижение духовного потенциала молодых людей — резерва, которым общество должно дорожить как основой своего будущего развития. Таким образом, современное состояние духовного потенциала молодежи можно оценить как одну из острейших социальных проблем российского общества. Ее возможное решение видится на основа вовлеченности молодежи в созидательную жизнь, усиления творческой активности посредством привития молодым людям трудовой культуры и возрождении ценности труда.

Степень научной разработанности проблемы. Формирование трудовой культуры молодого человека сложный и длительный процесс, связанный с историческими, социокультурными, экономическими, политическими обстоятельствами. На него влияют социальное окружение человека, системы образования и воспитания, динамика культурных норм и ценностей, господствующие идеологические системы. Проблема изучение трудовой культуры носит междисциплинарный характер и является предметом изучения ряда наук: теоретической экономики, социологии, культурологии, психологии. Актуальность этой проблемы предопределила формирование новых научных направлений, таких как социология труда, психология труда, социология экономики, эстетика труда, деонтология трудовой (профессиональной) деятельности.

Актуальность изучения проблемы формирования трудовой культуры, развития духовного и творческого потенциала молодежи, а также управления трудовым. процессом и трудовым поведением граждан привели разработке теории трудовой культуры. Ее основы заложили работы B.C. Барулина, И. А. Бутенко, Ю. Г. Волкова, A.A. Гусейнова, В. Е. Давидовича, Е. Н. Даниловой, В. Д. Диденко, А. Л. Доброхотова, Т. И. Заславской, В. И. Ильина, М. С. Кагана, В. Е. Кемерова, В. А. Коваленко, И. Ф. Коваль,.

A.И. Кравченко, А. Н. Леонтьева, Д. Марковича, В. М. Межуева, К. Х. Момджяна, И. В. Мостовой, В. Н. Поруса, Г. И. Рузавина, П. С. Самыгина,.

B.С.Степина, А. Л. Темницкого, И. И. Чанги, О. И. Шкаратана, Э.Г. Юдина1 и Др.

В советской науке общепринятым было рассматривать труд без учета его творческой и духовной составляющей, как производство товаров и услуг,.

1 Барулин B.C. Российское общество: социологические перспективы. М., 2000; Бутенко И. А. Профессионализм: гарантии качества .// Социс, 2009. № 1. С.136−143- Волков Ю. Мостовая И. В. Социология. М, 1998; Саиыгин П. С. Девиантное поведение молодежи. Ростов н/Д, 2006; Порус В. Н, Познание социальной реальности. M., 1995; Заславская Т. И. Социетальная трансформация российского общества: Деятельностно-структурная концепция. М., 2002 JIсонтьев Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977; Каган М. С. Человеческая деятельность. 1974; Юдин Э. Г Системный подход и принцип деятельности. М., 1978; Мсжуев В. М. Идея культуры. Очерки по философии культуры. М., 2006; Момджян КХ.

Введение

в социальную философию. М., 1997; Рузавин Г. И. Основы философии истории. М., 2001; Кемеров В. Е. предметная деятельность — принцип развития общественных отношений. //. Чанги И. И. Труд: социологические аспекты теория и методология исследования. М., 1973; Маркович Д. Социология труда. М., 1998; Данилова E.H. Трудовая культура в рыночной экономике// Мы и Они. Россия в сравнительной перспективе. М., 2005; Коваль И. Ф., Фетисов Э. Н. Социология труда. Красноярск, 1993; Кравченко А. И. Трудовые ориентации: структура, функции, поведение. M., 19 995- Социология труда и экономическая социология И Под ред. В. И. Добренъкова, М., 1999; Шкаратан О. И. Русская культура труда и управления // Общественные науки и современность. 2003, № 1. С. 30−054- Телшицкий A. J1. Традиции и инновации в трудовой культуре рабочих частных предприятий//Мониторинг общественного мнения. Экономические и социальные перемены. 2004. № 2 Давидович В. Е. Справедливость: идеал и принцип деятельности. М., 1989; Доброхотов A.A. История и теория мировой культуры.- Ильин В. И. Трудовая культура в процессе трансформации// Журнал социологии и антропологии. 1999. Т. 2, вып.1- Гусейнов A.A.Негативная этика. Спб, 2007. несмотря на то, что многими отечественными философами, социологами и экономистами указывалось, что труд связан с внутренними нравственными основаниями человеческой психики. Эти вопросы были затронуты в трудах H.A. Бердяева, A.A. Богданова, С. Н. Булгакова, В. Я. Железнова, B.C. Соловьева, П. Сорокина, С. Г. Струмилина и др2.

Среди зарубежных, работ можно выделить исследования С. Борнарда, М. Вебера, Е. Мэйо, Ф. У. Тейлора, А. Файоля, Г. Форда, Г. Эмерсона и др.3, которые являются достаточно, актуальными методологически необходимыми в плане изучения социальных и экономических аспектов труда, в частности, разделения труда, личной ответственности за труд, трудовой иерархии, дисциплины. В этих работах проводится мысль о том, что право на труд является нравственным принципом и показателем высокой общественной культуры.

На основе работ отечественных и зарубежных исследователей возникли новые подходы (антропный, аксиологический), позволяющие изучать труд как условие человеческого бытия, включающее в себя и внешнее, и внутреннее состояние человеческого мира.

В последние годы этой теме стали активно уделять большое внимание в связи с формированием «общества массового потребления», превращающее человека в потребителя-игрока, в «массового человека», модель жизни которого — игровая повседневность. В этом плане следует отметить работы Э. Агацци, Ж. Бодрийяра, Б. В. Маркова, А. Тоффлера, Э. Финка, Э.-Фромма, Ю. Хабермаса4.

2 Бердяев H.A. Смысл творчества.- Богданов A.A. Между человеком и машиною.- Булгаков С. Н. Философия хозяйства (Мир как хозяйство).- Железное В. Я. Очерки политической экономии. М., 190-.- Соловьев Л.С.оправдание добра (нравственная философия) Минск, 1999; Сорокин П. Система социологии. M., 2008; Струмилин С. Г. Проблемы экономики труда. M., 1964.

3-Вебер М. Избранные произведения", 1990 г.- Тейлор Ф. У. Принципы научного менежмента. Файоль, А Общее и промышленное управление. М., 2001Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. М., 2009; Эмерсон Г. Двенадцать принципов производительности. М, 1992.

4 Агацци Э. Человек как предмет философского познания // Вопросы философии, 1989, № 2. С. 31. Бодришр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. — М.: Культурная революция, Республика, 2006; Марков Б. В. Философская антропология. Очерки истории и теории. СПб, 1997; Тоффлер А. Третья волна // СШАэкономика, политика, идеология. М., 1982; № 7, С. 99- Финк Э. Основные феномены человеческого быт-1я.

В философии труда и философии профессии, а также культурологии активно изучается типологизация трудовой культуры, которая основывается на результатах сравнительного анализа различных культур и субкультур, в зависимости от степени ориентации людей на участие в трудовой жизни, в обеспечении функционирования социальной системы.

Трудовая культура определяется через понятия «деятельность», «труд», 1 профессия". Поэтому в своем исследовании мы обращались к работам, где непосредственно анализируются эти проблемы. Это труды Р. Н. Абрамова, B.C. Барулина, A.A. Баталова, Г. С., Батищева, Л. П. Буевой, В. Е. Давидовича, В. В. Ермолина, А. Н. Ефремовой, Ю. Г. Жданова, Н. Н. Зарубиной, О. П. Зубец, М. С. Кагана, Т. А. Ковелиной, А. Н. Леонтьева, К. Н. Любутина, В. Ф. Сержантова, М.Н. Руткевича5.

В трудовой культуре наиболее полно и рельефно отражается неразрывная связь практических действий личности с поиском ею идеалов и ценностей, в силу чего трудовая культура становится основой поведения, I своеобразным внутренним кодексом человеческих поступков и действий, превращаясь в стиль самой жизни личности. ,.

Трудовая культура молодежи формируется на основе деятельности и через усвоение и поддержание трудовых норм, образцов и стандартов поведения, трудовых традиций. В труде человек усваивает и осваивает требования своего статусного и ролевого поведении. Труд — сфера.

М., 1988Фромм Э. Человек для себя. М., 1998; Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. Спб, 2000.

5 Абрамов Р. Н. Российские менеджеры: социологический анализ становления профессий. М. 2005Барулин B.C. Основы социально-философском антропология М. 2002; Баталов A.A. Понятие профессионального мышления (Метологичесие и идеологические аспекты) Томск, 1985; Батищев ГС. Деятельностная сущность человека как философский принцип. // Проблема человека в современной философии. М., 1970; Буева Л. А. Человек: Деятельность, общение. М., 1978; Жданов Ю. Г.,. Давидович В. Е. Сущность культуры. Ростов н/Д, 2005; 1969; Зубец О. П. Профессия в контексте ценностей.//Эстетическая мысль. M., 2003, Вьп. 4. Ермолин В. В. Методологические и теоретические проблемы профессионального призвания. М., 1975; Ефремова А. Н. Профессия как сфера самореализации личности: автореф. дис.канд.филос.наук. Ростов н/Д, 1990; Каган Л/.С. Человеческая деятельность. М., 1974; Коввлгша Т. А. Врач: профессия, призвание, культура.

М., 2006; Любутин К. Н. Человек в философском измерении. Свердловск, 1990; Сержантов В. Ф. Человек, его природа и смысл бытия. М., 1999. Руткевич М. Н. Процессы социальной деградации в российском обществе. /Соц.исслед. 1998. № бС.3−126 Бобров Э., П. Березин, Мясищев В. А. Рабочая молодежь как она есть. М., 1930; Барулин B.C. Социальная философия. 1985; М., Ядов В. А. Социологические исследования: методология, программа, методы / В. А. Ядов. — М. 1987. инкультурации и социализации личности, в которой он не только приобщается к культурным ценностям и ориентируется в них, но и формирует собственные ценности и идеалы, устремляющие его в будущее. Это создает объективные предпосылки для развития собственного духовного потенциала и позволяет молодому человеку без противоречий и конфликтов (внутренних и внешних), вступить в систему социального разделения труда и отношений, взаимодействовать со всеми социальными институтами.

В широком смысле трудовую культуру рассматривают как компонент общественной жизни, проникающий во все сферы жизнедеятельности человека. В социологии, исходя из структурно-функционального подход?, трудовую культуру можно рассматривать как социальную систему общества, обладающую собственными институциональными основаниями.

В плане нашего исследования научный интерес вызывают работы Э. Эриксона и Э. Фромма, которые уделяли внимание исследованию бессознательных мотивов трудовой деятельности. А также работы, которых анализируется творческая составляющая труда. Среди них следует отметить монографию Ю. Р. Хайруллиной «Творческий компонент труда как императив, культуры современности», в которой автор раскрывает проблему взаимосвязи и взаимообусловленности культуры и человека как субъект! творчества и труда. Опираясь на изученные труды по данной проблеме, автор диссертации приходит к выводу, что возникла необходимость социально-философского осмысления проблем трудовой культуры и духовного потенциала молодежи на данном этапе развития общества.

В последние годы активизировались исследования различных проблем современной молодежи. Их диапазон достаточно широк. Но все они основаны на отечественной (советской) традиции, которую заложили работы П. Березина, П. Боброва, B.C. Барулина, C.JI. Рубинштейна, М. Руткевича., В.А. Ядова6 и др., изучать молодежь как социокультурую общность. Проблемы жизни городской молодежи, в частности, образование, профессиональная карьера, социальный статус, мобильность, семейное положение и гердерные отношения, динамика ценностей и социальная активность и другие, были и остаются в центре внимания обществоведов и г философов. Среди многочисленных работ отметим исследования Г. И. Осадчей, которая пришла к выводу о наличии стилевого разнообразия жизни молодежи7.

В исследовании Ю. А. Зубок социальная интеграция молодежи анализируется через анализ общественного воспроизводства, с учетом интеграционных процессов в молодежной среде и социокультурных изменений в современном российском обществе8.

Проблемам духовного и нравственного развития молодежи посвящена работа В. А. Лукова, в которой автор подчеркивает сложность исследований молодежной тематики, обусловленной резкими субкультурными различиями молодежной среды.

Анализу трудовых ориентаций молодежи посвящены исследования Э. П. Мариненко, С. Пилюгиной, Е. И. Полищук, Г. Г. Руденко, А. Р. Савелова, Г. Н. Соколовой, С. Суркова, Филимонова В.А.9 и др. Выявлено, что трудовые ориентации молодых людей носят тенденции конструктивного и деструктивного развития, которые касаются основных сфер общественной жизни молодежи России. Молодежь современной России демонстрирует массовое включение в освоение ценностей и отношений реформаторстве, специфически отражая недостатки, перегибы общественной жизни. При этом.

7 Осадчая Г. И. Стиль жизни молодых горожан. Трансформация и региональная дифференциация / Г. И. Осадчая // Социс. M., 2002. № 10. С. 88−94.

8 Зубок Ю. А. Социальная интеграция молодежи в условиях нестабильного общества/Ю.А. Зубок//СОЦИС. M., 1998. № 9. 19с.

9 Мариненко Э. П. Трудовая активность молодежи. М., 1973., Пилюгина С. Молодежный рынок труда: анфас и профиль // Профсоюз. 2003. — № 6. С. 25−26- Полищук Е. И. Психология самоопределения и выбор специальности // Специалист. 2002. № 8. С.31−31- Соколов A.C. Интеллектуально-нравственная дифференциация современного студенчества. // Социс 2005. № 9 С.91−97- Сурков С. Социально-психологические модели в анализе трудовой мотивации работников // Вопросы экономики, 2004. № 8. С.90−101. Филимонов В. А. Профессионализм и духовно-нравственное становление личности.// Иск. и право. 2002. № 1. Хлопова Т. Трудовой потенциал и характер мотивации учащийся молодежи // Человек и труд. 2002. № 12. массовое распространение либерально-демократических ориентации молодежи России сопровождается ее социально-этической деградацией, грозящей основам духовного развития будущего поколения россиян10.

Б.А. Ручкин также отмечает, что, осмысливая роль и значение молодежи в новых условиях, следует отдавать себе отчет в том, что молодежь — не только потенциал перемен, но и возможный фактор социальной нестабильности. В его исследованиях на одно из первых мест молодежь ставит увеличение разрыва между обществом и властью, отмечает бессилие политической власти как фактор, представляющий опасность для России, всеобщую коррумпированность, воровство11.

В работе по изучению динамики социальных изменений молодежи как социальной группы, В. Т. Лисовский отмечает, что важно «зафиксировать и понять ценности молодых людей, поскольку они во многом определяют обыденное сознание и повседневные представления о настоящем и будущей вступающих в жизнь подрастающих поколений"12.

В работах Е. А Ануфриева, Т. И. Заславской, А. Г. Здравомыслова, В. Н. Лавриненко и других анализируются трудовые интересы молодежи, их динамика, на которую влияют потребности молодых людей в профессии, в профессиональных знаниях и умениях, интерес к ней, а также к способам осуществления профессиональной деятельности и материальному стимулированию. Изучение литературы по молодежной проблеме и вопросам ее духовного развития показало, что в современных исследованиях недостаточно раскрыты понятия «духовный потенциал молодежи»" и «трудовая культура молодежи», не определено место трудовой культуры в системе факторов формирования и развития духовного потенциала молодежи, не выявлены механизмы влияния трудовой культуры ее на.

10 Ручкин Б. А. Молодежь и становление новой России / Б Л Ручкин // СОЦИС. — М. — 1998. — № 5. С. 90−98.

11 Ручкин Б, А Указ.соч. С. 96. пЛисовский В Т Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи)//Социс, 1998. № 5. С. 98−104 духовный потенциал.

Социально-философское исследование молодежи как определенной социокультурной общности требует выявления особенностей социального действия и определения социокультурных признаков этой группы населения страны. Основным критерием в данном случае является человеческая деятельность — этот тот методологический принцип социально-философского анализа, который позволяет объяснить основные социальные и культурные признаки молодежи как социальной общности. Деятельностный подход позволяет также понять связь труда и духовности, трудовой культуры и духовного потенциала личности молодого человека. Аксиологическая значимость социально-философского анализа духовного потенциала молодежи и её трудовой культуры состоит в том, что он направлен на выявление и полноту всех социальных связей и отношений этой общности. Исходя из анализа социальных связей и отношений, детерминированных различными факторами, как объективного, так и субъективного порядка, нам представляется возможным выявить и исследовать механизмы влияния трудовой культуры на формирование духовного потенциала молодежи.

Учитывая, что трансформация общественной жизни будет продолжаться, усугубляя антропокультурный кризис и трансформацию жизненных ценностей, первостепенную теоретическую и практическую значимость приобретают знания о современном состоянии молодежи как особой социальной общности людей, чьи цели и ценности уже сегодня определяют будущее развитие общества и культуры.

Цель диссертационного исследования — определить особенности влияния трудовой культуры на формирование духовного потенциала молодежи и обозначить механизмы совершенствования её духовного потенциала посредством трудовой культуры.

В соответствии с указанной целью ставятся следующие исследовательские задачи: обозначить теоретико-методологическую базу исследования духовного потенциала молодежи и ее трудовой культурыопределить место трудовой культуры в системе факторов развития духовного потенциала современной российской молодеживыявить условия и особенности влияния трудовых знаний на духовный 1 потенциал современной молодежиустановить степень воздействия трудовых ценностей и трудового поведения на формирование и развития духовного потенциала молодежинаметить основные пути развития и влияния трудовой культуры на формирование духовного потенциала современной молодежи.

Объектом диссертационного исследования является духовный потенциал молодежи.

Предмет исследования — трудовая культура как фактор формирования духовного потенциала молодежи.

Гипотеза исследования заключается в следующем: в настоящее время в России наблюдается процесс трансформации ценностных ориентации, идеалов и субкультурных практик молодого поколения, что существенным образом оказывает влияние на уровень духовности этой социальной общности. Развитие и совершенствование духовного потенциала молодежи в современных условиях возможно на основе формирования ценностей труда и трудовой культуры.

Теоретико-методологическая основа диссертации. Данное диссертационное исследование базируется на основополагающем тезисе о том, что социальная философия претендует на выявление закономерностей духовной жизни посредством изучения культуры как процесса, движимого активностью функционирующих в ней социальных субъектов, интересами, поведением и взаимодействием социальных групп и слоев как носителей и творцов культуры. При этом автор руководствовалась требованиями основополагающих гносеологических принципов — системности, целостности, единства исторического и логического, восхождения от абстрактного к конкретному. Значимость социально-философского анализа заключается в его всеобщности и целостности, что позволяет применить в данном исследованиидеятельностный, антропный и аксиологический подходы. В работе использовались методы социально-философского исследования: феноменологический метод применялся для исследования трудовой культуры как особого социокультурного явления в рамках современной российской действительностидиалектические методы использовались для исследования взаимосвязей и взаимозависимостей трудовой культуры и духовного потенциаламетод конкретно-исторического исследованиятипологический метод. В качестве иллюстраций были использованы данные статистики, результаты различных социологических исследований, проводимых в России, Краснодарском крае, республике Адыгея.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем: систематизированы существующие теоретические и методологические подходы к изучению духовного потенциала и трудовой культуры молодежиопределено место трудовой культуры современной молодежи в системе факторов развития ее духовного потенциала. Показано, что трудовая культура — главное условие формирования и развития всех элементов духовного потенциала молодежираскрыта роль трудовых знаний в системе трудовой культуры современной молодежи и в развития ее духовного потенциаладоказано, что трудовые знания — основная детерминанта трудовой культурыустановлена степень воздействия трудовых ценностей и трудового поведения на формирование и развития духовного потенциала молодежиопределены основные направления и даны практические рекомендации по совершенствованию влияния трудовой культуры на формирование и развитие духовного потенциала молодежи. На защиту выносятся следующие положения:

1. В социальной философии духовный потенциал молодежи целесообразно изучать в двух аспектах. Во-первых, через исследование молодежи как социальной общности, т. е. социального носителя и творца определенной субкультуры. Во-вторых, через анализ состояния субкультуры молодежи, которая активно изменяется под влиянием внешних и внутренних условий, объективных и субъективных факторов. В большинстве работ, посвященных изучению духовного потенциала молодых людей, считается, что потенциал — это характеристика ресурсов которые имеются у молодого человека, это особый элемент общественного социокультурного потенциала, характеризующейся комплексом развивающихся и саморазвивающихся интеллектуальных, образовательно-профессиональных, нравственно-эстетических способностей человека или группы. Структура духовного потенциала состоит из элементов, характеризующих возможности и потенциал общества в целом: творческий, социальный, интеллектуальный13. Однако смысл духовного потенциала конкретной социальной общности требует и конкретного анализа взаимодействия всех его элементов. Развитие духовного потенциала современной молодежи определяется объективными условиями и субъективными факторами. К объективным следует отнести социально-экономические и политические условия жизни и организацию общества, а также социально-культурные факторы. К субъективным — те факторы, которые связаны с ценностным сознанием личности, ее духовным опытом, отношением к жизни и труду, а также те ффакторы, которые содержат психологические и экзистенциальные компоненты.

2. Трудовая культура понимается как интегральное, социокультурное явление, бытие и функционирование которого осуществляется в системе.

13 Симонов П. В, Ергиов Ю. П. Происхождение духовности. — М., 1989; Пивоваров Д.?.Проблема носителя идеального образа, операционный аспект. — Свердловск, 1986; Вупьфов Б 3., Харькин В. Н. Педагогика рефлексии. — М., 1995, Шадриыов В Д.

Введение

в психологию: мотивация поведения. — М: Логос, 2003 связей всех общественных явлений жизни социума, в единстве прошлого, настоящее и будущего человечества. Трудовая культура — структурное образование, ее иманнентными характеристиками являются: а) форма и степень участия личности в созидательной жизни обществаб) форма и уровень взаимодействия с социальными субъектами, институтами, отношение объекту труда (противоречия, конфликт, сотрудничество, социальная пассивность или равнодушие) — в) форма и уровень взаимодействия с институтами гражданского общества, в частности с правом (трудовое право).

Существование (онтология) трудовой культуры осуществляется в формах материальной предметности — телесность, вещь, организацияв формах духовной предметности — знания, ценностное сознание, идеалы, а также в форме художественного образа, что особенно ярко представлено в фольклоре — трудовых песнях, пословицах, поговорках. Сущность трудовой культуры проявляется в том, что она является важнейшей установкой жизнедеятельности человека, аккумулирующей в себе исторический опыт всего человечества, который транслируется от поколения к поколению в виде норм, предписаний традиций, образов, мировоззренческих установок.

3. Трудовая культура как фактор формирования духовного потенциала молодежи проявляется через знания, ценностное сознание и трудовое поведение, которые представляют собой механизм воздействия на духовный потенциал личности, формируя такие его составляющие как нормы, ценности, систему коммуникативных связей, особенности психологического склада и ментальные модусы.

4. Трудовая культура является условием социальной и гражданской активность человека. Аккумулируя опыт прошлого поколения, трудовая культура формирует новые рациональные и оптимальные модели взаимодействия человека с миром, идеалы и ценности, которые устремлены в будущее. Объективная необходимость включения молодежи в общественную жизнь делает трудовую культуру основой связи духовного потенциал молодежи и социальной действительности, закрепления в жизни молодого человека ценности и идеалы, которые, в свою очередь, устремляют его к творению своего будущего.

5. Важным условием совершенствования духовного потенциала современной молодежи на современном этапе развития общества является Ч потребность в труде. Главный путь оптимизации формирования трудовой культуры современной молодежи и влияния ее на духовный потенциал лежит через модернизацию таких систем общества, которые направлены на защиту прав и моральных ценностей молодых людей, создание условий для реализации программы работы с молодежью.

Научная и практическая значимость работы состоит в приращении полученных знаний по актуальным проблемам социальной философиидуховной жизни молодежи, развитию ее духовного потенциала, расширению теоретической базы и практических данных по формированию трудовой культуры современной молодежи. Выводы и результаты могут быть использованы при разработке социальной стратегии работы с молодежью в рамках функционирующих молодежных программ субъектов РФ, программ по воспитанию, духовному развитию молодежи. Теоретические и практические рекомендации использованы при разработке курса лекций по философии духовной жизни молодежи, трудовой и профессиональной культуре молодежи.

Апробация результатов исследования — основные положения диссертации были представлены в выступлениях на научных конференциях, проводимых кафедрой философии, социологии и педагогики МГТУ, а. также на IV Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные социально-экономические и правовые проблемы развития российского общества» (Краснодар, 2008) и на Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых «Актуальные проблемы управления здоровьем населения» (Нижний Новгород), 2009 и отражены в 5-ти научных статьях и 1 монографии. Общий объем публикаций — 4,7 п.л.

Объем и структура работы — диссертационная работа состоит из введения, двух глав, включающих 5 параграфов, заключения, 161 библиографического источника, из которых 8 на иностранном языке.

Выводы по второй главе:

1. Современному обществу, необходимо формирование трудовой культуры молодежи, как фактора развитиядуховного потенциала. В целях эффективного влияния на формирование и развитие трудовой культуры, государственные органы должны действовать согласованно, чтобы обеспечить эффективность процесса становления и развития духовного потенциала молодежи. На государственной основе должны быть реализованы все молодежной программы в рассматриваемом нами аспекте.

2. Главный путь оптимизации способов формирования трудовой культуры современной молодежи и влияния ее на духовный потенциал лежит через модернизацию таких систем общества, которые направлены на защиту прав и моральных ценностей молодых людей, создание условий для реализации программы работы с молодежью.

3. Государству, необходимо совершенствовать механизмы защиты прав молодежиразработать программы по формированию трудовой культуры, включая механизм формирования ценности труда, оказывать социальную поддержку трудовой занятости молодежи, включающую в себя:

— разработку и внедрение новых форм привлечения молодежи к участию в производственной жизни;

— развитие профессиональнотрудового потенциала молодежи.

Данное* исследование подтверждает, что развитие трудовойкультуры молодежи является важнейшим фактором формирования ее духовного потенциала.

Заключение

.

Цивилизованное существование человека невозможно представить без его богатого, всесторонне развитого духовного потенциала. В свою очередь этот потенциал не может формироваться и в дальнейшем развиваться без наличия трудовой культуры. Нормальная жизнедеятельность личности и общества проявляется через овладение и передачу от поколения к поколению основ трудовой культуры, знаний, умений, духовых ценностей.

Трудовая культура — это исторически сложившаяся, относительно устойчивая, воплощающая опыт предшествующих поколений людей система представлений о ценности труда, убеждения и установки, а также модели и нормы трудового поведения.

Сегодняшняя социально-экономическая ситуация является сложной, во многом противоречивой для формирования трудовой культуры в целях полноценного развития и повышения культурно-духовного потенциала молодежи. И поскольку духовный потенциал — это потенциал развития и процветания общества, от успешности данного процесса зависит будущее России и благополучие каждого ее отдельного жителя. Особую актуальность проблема формирования духовного потенциала приобретает для городов, в населении которых преобладает молодежь.

Новые социально-экономические преобразования в стране повлекли за собой смену ориентиров общественного развития, критериев социального прогресса, способов достижения общественных целей. Становление рыночных отношений, изменение форм собственности, жесткая конкуренция вынуждает искать новые резервы общественного развития и трудового участия. Дальнейший прогресс общества зависит от уровня духовного потенциала населения регионов, городов.

Без учета осознания важности трудовой деятельности в жизни человека сложно говорить о развитии элементов трудовой культуры в комплексе духовного потенциала. Оптимизация процессов трудовой культуры возможна только через оптимизацию ее элементов. ,.

Усвоение личностью духовных ценностей способствует безболезненному осуществлению процесса ее социализации. Поскольку все сферы жизнедеятельности человека тесно взаимосвязаны, негативные явления в одной сфере непременно вызывают развитие деструктивных процессов в других сферах. Такое явление, в свою очередь, приводит к обеднению мировоззрения. Также трудовая культура общества, в свою очередь, оказывает влияние на развитие культурных процессов общества и культурного уровня каждого отдельного человека.

На современном этапе общественного развития, на примере среднестатистического города с преобладанием в населении молодежи, мы наблюдаем духовное обнищание. При наличии огромного культурного потенциала, который накоплен предшествующими поколениями, обществом, стремительно набирает темпы массовое бескультурье молодежи.

Немаловажное значение в формировании духовного потенциала молодого поколения оказывают объективные и субъективные факторы. К объективным факторам относятся экономические отношения, отношение к собственности, политическая система, тип государства, социальная общественность. Субъективные факторы включают в себя социальную идентификацию, систему ценностных ориентации, профессиональную и трудовую компетентность членов общества, образовательный уровень населения,' образованность человека.

Основные задачи, стоящие перед администрацией и молодежными органами городов, в составе населения которых молодежь составляет более половины, являются: повышение культурного уровня молодежи, в том числе трудовой культуры, приобщение молодых людей к социальным ценностям, повышение качества образования, включенность в общественно-полезную деятельность. Проблемы молодежи и подростков требуют научно. организованной и масштабной работы со всеми категориями населения, различными уровнями власти и общественными организациями. Помимо ряда культурных, культурно-образовательных программ, мероприятий, в большое внимание должно уделяться вовлечению молодежи в процессы, которые способствуют дальнейшему развитию «молодого города». Это, прежде всего, процессы, связанные с участием молодежи в общественно полезном труде и волонтерском движении. Привлечение к труду предполагает и определенные льготы. Такая политика на муниципальном уровне способствует возрастанию трудовой активности молодежи, стимулирует участие молодежи в решении социальных проблем города.

Влияние составляющих компонентов трудовой культуры на формирование духовного потенциала молодежи неравнозначно, тут доминирующую позицию занимают и убеждения и ценностные ориентации молодых людей.

Появление общенациональной идеи, опора на интегрирующую роль трудовой культуры могли бы способствовать привлечению молодежи к возрождению страны, преодолению нравственной деградации.

В реальной деятельности все факторы взаимосвязаны и существуют в ограниченном единстве. Эффективность формирования трудовой культуры молодежи зависит от эффективности взаимодействия многих факторов или их блоков и степени их влияния на духовный потенциал: нормативно-ценностный блокэмоционально-психологический блокблок уровня социализацииблок коммуникации как взаимодействияфинансовое обеспечение, через создание комплексных целевых программ, создание новых общественных институтов.

Рассматривая объективные и субъективные факторы и их непосредственное влияние на развитие духовного потенциала, важно отметить, что для того, чтобы эти факторы эффективно влияли на формирование духовного потенциала, нужна соответствующая трудовая культура.

Определяющее место трудовой культуры в системе факторов развития духовного потенциала молодого человека заключается в. том, что она создает условия для накопления и развития всех элементов системы, духовного потенциала, а также' способствует регулированию влияния социальных, социально-политических, социально-психологических и др. факторов. Трудовой культура позволяет молодому поколению не только перенимать опыт, но и регулировать поведением и эмоциями, соответственно, влиять на процесс развития общества.

Трудовая культура создает условия формирования общества, она обеспечивает выстраивание высоких образцов, служащих для подтягивания к ним реальной деятельности и поведения человека. Трудовая культура позволяет формировать отношение человека ко всем сферам его жизнедеятельности, влияет на его потребности, формирует спрос на продукты материального производства.

Исследование аспектов формирования и влияния трудовой • культуры молодежи на развитие ее духовного потенциала является актуальной задачей современной социальной философии, и актуальность данной проблематики будет возрастать по мере социокультурного развития современного общества. Многогранность и неисчерпаемость темы духовного потенциала молодежи и трудовой культуры оставляют исследователю огромное научное поле для их дальнейшего изучения. Так было бы интересным изучить влияние информатизации на взаимодействие трудовой культуры и духовного потенциала, социокультурных типов трудовой культуры, профессиональной культуры как формы трудовой культуры и другие проблемы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии / Г. Алмонд, С. Верба // Политические исследования. М., 1992. — № 4. — С. 122−134 .
  2. Г. М., Донцова А. И. Социальная психология в современном мире /Г.М. Андреева, А. И. Донцова. Аспект. Пресс. М., 2002. 335с.
  3. А.И. Введение в культурологию / А. И. Арнольдов. М., 1993. -141с.
  4. А.И. Человек и мир культуры. Введение в культурологию / А. И. Арнольдов. М., 1992. 18с.
  5. А.И. Социологический обзор жизни и культуры / А. И. Арнольдов. М., 1976. С. 15.6.' Афанасьев В. Г. Система и общество / В. Г. Афанасьев. М., 1980. С. 35.
  6. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности / В. Г. Асеев. М., 1976. С. 29.
  7. Т.И. Социологические исследования в Адыгее (1999−2008 гг) / Т.И.Афасижев- Под ред. Р. Д. Хунагова. Майкоп, Изд-вл АГУ, 2008. С. 50.
  8. Т.И. Социология: учебное пособие./ Т. И. Афасижев.- Научный редактор Р. Д. Хунагов. Майкоп: ООО «Аякс», 2003.- 252 с.
  9. Ю.Ахиезер A.C., Матвеева С. Я. Гуманизм как элемент культуры / A.C. Ахиезер, С. Я. Матвеева // Общественные науки и современность. М., 1990. № 3. С. 34.
  10. A.C. Как открыть закрытое общество: проблемы формирования открытого общества в России / A.C. Ахиезер. М., 1997. — 15с.
  11. Е.М. Роль культуры в формировании личности / Е. М. Бабасов.Минск. 1980.- 115с.
  12. Э.Т. Место телевидения в системе массовой информации и пропаганды / Э. Т. Багиров. М. МГУ. 1976. 21с.
  13. Бахтин А. И. Эффективность использования образовательного потенциала
  14. H.A. Судьба России / H.A. Бердяев. М., 1980. С. 15.
  15. П., Бобров Э., Мясищев B.A. Рабочая молодежь как она есть / П.. Березин, Э. Бобров, В: А. Мясищев: Jb.- 1930. 2T1C. 20: ,
  16. И.О. Тендерный подход в профессиональном- воспитании.I
  17. Специалист -2002. № 8. С.27−28.
  18. А.К. Главное — хорошо учиться труду // Школа и право. 2002. № 4. С. 17−26.
  19. A.A. Социальная психология печати, радио и телевидения / A.A. Богомолов. М., 1989. 135С. 23.
  20. С.К. Духовность (психология, социология, семантика) /
  21. С.К.Бондырева, Д. В. Колесов. М., Воронеж: МОДЭК, 2007. 144 с. f
  22. A.A. Влияние средств массовой телекоммуникации настановление личности школьника / A.A. Бочаров. М., 1992. — 34 С. 24.
  23. Бочаров В-Г. Социальная педагогика/В.Г. Бочаров. М. 1994.
  24. Брейк Майкл. Сравнительная молодежная культура. М. 1988. 20-Бурдеева Н. О. Молодежная субкультура в республике Адыгея.//Автореф.диссерт. на соиск. учен. степ. канд. социолог, наук. — Майкоп, 2006. -20с
  25. С.А. Труд в системе жизненных ценностей, населения провинциального промышленного города. // Автореф. диссерт. на соиск. учен. степ. канд. социолог, наук. — Екатеринбург, 2006. -21с.
  26. И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами МЛ. Бутенко. М., 1989. 134С. 32.
  27. М. Избранное. Образ общества /М- Вебер. М «Прогресс». 1990.
  28. М. Политика как признания и профессия / М.Вебер. избранные произведения. М., 1990.
  29. JI.B. Формирование ценностных установок студента на творческую реализацию. //Педагогика 2003. № 8. С.35−40.
  30. В.И. Трудовое поведение. М., РУДН, 2003.
  31. B.K. Психологические механизмы мотивации человека / В. К. Вилюнас. М-, изд-во МГУ. С. 6−9 .28- Волошина JI. Условия развития творческих способностей студентов//Дошкольное воспитание 2003. № 11 Ci95−96:
  32. С.Г., Иващенко СП. Молодежь и перспективы развития молодежной политики. Оренбург. 1993-
  33. Гильманов А. З 1 Духовный мир населения молодых народов: реалии и перспективы / А. З. Гильманов // Культура молодых городов. -Набережные.Челны, 1993. С. 127−132.
  34. А.З. Некоторые теоретические аспекты социально-педагогического анализа духовного мира и культурно технического уровня личности / А. З. Гильманов // Научные труды ИСЭПН АНТ, Казань. Том 5. С.71−76.. v
  35. С.Ю. Молодежь как феномен культуры. Автореф.диссер. на соиск. учен степ, канд.филос.наук. Ростов н/Д, 2005. 22 с.
  36. Т.А. У нас стыдно стало быть рабочим: беседы с министром здравоохранения и социального развития РФ Т. Голиковой /записал В. Бородин // Труд 2009. 3.03. (№ 36). 1,8,17.
  37. Д., Дубин Б., Зоркая Н. «Средний класс» as if: мнения и настроения высокодоходной молодежи в России//Вестник общественного мнения. 2008, № 3, С. 27−41.
  38. Н.Я. Социальное поведение учащейся молодежи / Н. Я. Голубкова // СОЦИС. М., 1998.
  39. Р.Г. Современная молодежь: социальные ценности и нравственные ориентации / Р. Г. Гурова // Педагогика. Казань. 2000. № 10. 11с.
  40. A.A. Мораль и насилие / A.A. Гусейнов // Вопросы философии.1. М.- 1990.-№ 2.-143с.
  41. A.A. Мораль и насилие / A.A. Гусейнов // Вопросы философии. -М., — 1990.-№ 5.
  42. Г. А. Социально политическая социология / Г. Дилигенский. -М.- 1994.-278с.
  43. В.В. Проблемы девиантного поведения российской молодежи /
  44. В.В. Димов // Вестник МГУ. Социология и политология. М. — 1997. -¦ 122 с. ,
  45. Долбик-Воробеп Т. Д. Студенческая молодежь о проблемах брака- и рождаемости//Социс 2003 № 11. С.78−83.
  46. О.Г. Проблемы нравственности / О. Г. Дробницкий М, -1997. 122с.
  47. Духовность фактор национальной безопасности России. /Материалы форума интеллигенции г. Краснодара. Сб. статей — Краснодар — 2003 — 74 с.
  48. Духовный кризис: статьи и исследования // Под ред.С.Гроффа: М.: МТМ. -1995 -256 с.
  49. В.Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры / В. Е. Давидович, Ю. А. Жданов. Ростов-на-Дону. 2006- 121с.
  50. Даффлон Денни. Молодежь России. Портрет поколения на переломе. // Вестник общественного мнения, 2008. № 5. С. 36.
  51. . Границы и проблемы социологии культуры в современной России: к возможностям описания.//Вестник общественного мнения, 2008, № 5. С. 67.
  52. Т.В. Технология социальных манипуляций и методы противодействия им: рабочая тетрадь Спб., 2007. 80 с.
  53. А.Г. Социология и культурно эстетическое развитие общества / А.Г. Егоров//Социологическое исследование. М., 1990. № 2. 143с.
  54. В.А. Мегаполис и его культура. М.: Альфа. М., 2009. 208 с.
  55. В.И. Россия в глобальном мире: философия и социология преобразований. В 3-х тт. М.: РГСУ. Т.1 М., 2007 — 414 с. 52.3акон Российской Федерации «Об образовании». М., 2002.53.3воновский В., Белоусова Р. Молодежь на рынке вторичной занятости.//
  56. Ф.И. Психология трудового воспитания / Ф. И. Иващенко. Минск.' 1988.- 162с.
  57. Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей / Д. Карнеги.М., 1989. 121с.
  58. Н.С. Природа духовности человека. / Катунина Н. С. М.: Издво «Прометей», 2005. 258 с.
  59. В.Ж. Интеллектуальное и духовная составляющие культуры. // Вопросы философии 2005 № Ю. С.38−54.
  60. А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства/ А. Г. Ковалев. М. 1978. — 152с.
  61. Е.Б. Вторичная занятость студжентов как фактор формирования жизненных стратегий.//Диссер. на соиск. учен.степен. кандид социолог, наук. Екатеринбург, 2006. 143 с.
  62. C.B. Неформальные объединения молодежи: профилактика асоциального поведения. Спб: КАРО, 2008. 387 с.
  63. М., Скибнер С. Культура и мышление: психологический очерк / М. Коул, С. Скибнер. М., 1977. 153с.
  64. Лайтман Михаэль. Духовный поиск. / Лайтман Михаэль. М.: НПФ «Древо жизни». 2003. 544 с.
  65. С.И. Молодежная культура. М.: Вуз. кн., 2005.360 с.
  66. И.В., Петрова Ф. Н. Словарь иностранных слов / И. В. Лехиьа, Ф. Н. Петрова. М., 1954.
  67. В.Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи) / В. Т. Лисовский // СОЦИС. М., 1998. № 5. С.98−104.
  68. .Т. Воспитательные аспекты обучения / Б. Т. Лихачев. М. 1992. 139с.
  69. А.Ф. Философия, мифология, культура / А. Ф. Лосев. М., 1991. 21с.
  70. О.Н. Характер русского народа. М.: 2006. 258 с.
  71. В.А. Проблема обобщающих оценок положения молодежи /
  72. B.А. Луков//СОЦИС. М., 1998. № 8. 27−36с.
  73. М. Одичание: глобализм как орудие разложения культуры.//Молодая гвардия. 2006 № 1−2 С.214−244.
  74. Ю. Жизненные ценности и социально-трудовые ожидания студенческой молодежи.//Человек и труд 2003. № 4. С.58−60.
  75. С.А. Эволюция религиозных верований адыгов: история и современность: философско-культурологический анализ./
  76. C.А.Ляушева. Ростов н/Д-Майкоп, Изд-во СКНЦ ВШ, 2002. 184 с.
  77. К. Эссе о социологии культуры. М-Спб, 2000.
  78. Э.П. Трудовая активность молодежи. М., 1973. — 77 с.
  79. В.В. Больше внимания формированию культуры труда. / МК и право 2002. № 1. С. 20.
  80. А. Культура и духовные возможности / А. Мень. М., 1992. 144с.
  81. Р.Д. Социальная теория и социальная структура / Р. Д. Мертон // Социологические исследования. 1992. № 2. 14с.
  82. Е.Н. Культура потребления современных российских студентов.// Диссер. на соиск. учен. степ. канд. социолог, наук. -Екатеринбург, 2006. 177 с.
  83. В.Г. Социология человека: от классических к постклассическим подходам — М.: ЛКИ, 2008. 304 с.
  84. Ю.М. Самореализация молодежи как предмет социокультурного анализа.// Диссер. на соиск. учен. степ. канд. социолог, наук. Курск, 2006. 147 с.
  85. О. Как наши предки старину // Вольная Кубань, 2009. 6.02. С. 7.
  86. М.К. Язык, знак, культура / М. К. Петров. М., 1991. 120с.
  87. С. Молодежный рынок труда: анфас и профиль // Профсоюз. 2003. № 6. С. 25−26.
  88. Е.И. Психология самоопределения и выбор специальности // Специалист. 2002. № 8. С.31−31.
  89. И.А. Телевидение как механизм социального контроля /И.А. Полуэтова // Вестник Московского Университета. М., 1998. № 1. С.49−50.
  90. В.А., Кондратьева О. Ю. Изменения мотивационно-ценностных ориентации молодежи//СОЦИС. М., 1996. № 6. 96с.
  91. Поликарпов^ В .С.Время- и культура / BiC. Поликарпов. Киев. 125с.1. VA
  92. Т. А «Пацаны никому не нужны?: Молодежь на рынке трудил //Юридический вестник 2001. Мат. (№ 10). С. 5.
  93. Р. Молодежная политика и социальное развитие студенчества. //Высшее образование в России 2005. № 2. С.60−65.
  94. Рейтинг на крови, или Год и жизнь молодежи: обсуждение’проблем нравственно-психологического состояния молодежи и влияния на них СМИ. // Подготовил А. Сахновский // Вольная Кубань 2009., 12.02. С. 6−7.
  95. O.A. Социкультурные факторы формирования трудовых ценностей молодежи //Автореф. дисс. на соиск. уч.ст. кан.социол.наук.-Ростов н/Д, 2006. 21 с.
  96. ., Колесников Ю. Студент глазами социологии- / Б. Рубин, Ю. Колесников. Ростов н/Д. 1968. 103с.
  97. Г. Г., Савелов А. Р. Специфика положения молодежи на рынке труда//Социс 2002. № 5. С. 101−106.
  98. Л.И. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников / Л. И. Рувинский. М., 1981. 13с.
  99. .А. Молодежь и становление новой России / Б. А. Ручкин //СОЦИС. М., 1998. № 5. С. 90−98.
  100. М.Н. Процессы социальной деградации в российском обществе / М. Н. Руткевич // СОЦИС. М. — 198. — № 6. — 3−12с.
  101. П.Н. Деятельность и ее роль в формированииfтворческой личности студента. /Специалист 2004 № 3 — С.27−30.
  102. В.И. Воля и ее воспитание / В. И. Селиванов М. — 1976. -28с.
  103. А. Русские: стереотипы поведения, традиции, ментальность М., Наука, 2008 — 320 с.
  104. Г. П., Чихова JI.C. Трудовой потенциал страны / Т. П. Сергеева, JI.C. Чихова. -М.: Экономика. 1982.
  105. В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды / В. Д. Семенов. М. — 1996. — 125с.
  106. А.Н. Подготовка подростков к семейной жизни / А. Н. Сизанов. -Минск. 1989.- 144с.
  107. Я.Ю. Школьник, его развитие и воспитание / Я. Ю. Сироткин. -Самара. 1996.- 16с.
  108. Смысл жизни в системе нравственных приоритетов современной молодежи. // Материалы научно-практической конференции. -Краснодар, 2006 232 с.
  109. Е.В. Смысложизненные ориентации студенческой молодежи в условиях реформирования российского общества.// Автореф. дисс. на соиск. учен.степ. канд. социолог, наук. -Красноярск, 2006. 22 с.
  110. B.C. Оправдание добра. Минск: 1999.- 909 с.
  111. B.C. Половое воспитание и модели агрессивного поведения на ТВ / B.C. Собкин // Народное образование. М. — 1999. — № 78. -С.56−60.
  112. B.C. Особенности социализации в старшем школьном возрасте: социокультурные траектории ценностных трансформации.
  113. И.А. Коммуникативно-эстетические функции культуры / И. А. Совранский. М. — 1979. — 142с.
  114. JI.А. Место русской культуры среди мировых культур / Л. А. Соедов //ПОЛИС. М. — 1994. — № 4. — С.98.
  115. A.C. Духовное развитие личности — сфера общей заботы церкви и государства. //Встреча — 2006 № 4 — с.2−3.
  116. A.C. Интеллектуально-нравственная дифференциация современного студенчества. // Социс — 2005 № 9 — с.91−97.
  117. Г. Н. Социальная политика в сфере труда и трудовые отношения. //Социальные исследования 2004. — № 4. — С. 60−63.
  118. П. Социальная и культурная динамика. / П. Сорокин М.: Астрем, 2006- 1176 с.
  119. Социальная работа с молодежью: Учебное пособие //Н.Ф.Басов, В. М. Басова, О. Н. Веричева и др.: Под ред. Н. Ф. Басова. — М.: Дашков и К.- 2009.- 328 с.
  120. Социальное: истоки, структурные профили, современные вызовы. / П. К. Гречко, И. А. Мальковская, С. В. Рудановская и др. Под ред. П. К. Гречко М.: РОСС ПЭН — 2009. — 440 с.
  121. Социальная активность: от инициации к реализации. Программа «Поддержка молодежных инициатив, проектов, молодежных движений и организаций. Сб. учебно-методических материалов г. Краснодара // Под общ. ред. A.B. Булдина. Краснодар, 2008. 108 с.
  122. В.А. Родительская педагогика / В. А. Сухомлинский. М., 1978. С. 59.Система средств массовой информации / под ред. Засурского. Изд-во Московского университета, 2001.
  123. Е.В. Формирование морального действия у ребенка / EJB. Субботский // Вопросы психологии. М., 1979. № 3. С.47−55.
  124. С. Социально- психологические модели в анализе трудовой мотивации работников // Вопросы экономики, 2004. № 8. С. 90−101.
  125. В.Я. Мир культуры глазами молодых.: Учеб. пособие для вузов Спб: Изд-во гос. ун-та культуры и искусств. 2004. 288 с.
  126. Ч. Две культуры и научно-техническая революция / Ч. Сноу. -М., 1973. 14с.
  127. И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений / И. В. Суханов. М., 1976. 145с.
  128. Е.В. Особенности профессиональной ориентации и занятости молодежи в современных условиях: социологический аспект. Автореф. диссер. на соиск. учен степ. канд. социолог, науь. Саратов, 2005. 21 с.
  129. Д.К. Антропологический подход в социологии. М.: Дашков и К. 2006. 264 с.
  130. P.P. Социокультурные факторы мотивации труда в современном российском обществе.//Автореф. диссер. на соиск. учен.степ. канд. социолог, наук. Майкоп, 2006. 21 с.
  131. В.К. Душа России: истоки, сущность и социокультурное значение русского менталитета. Ижевск: ФГОУ ВПО, 2008. 408 с.
  132. Труд женщин и подростков. Запреты и ограничения. М.: Социальная защита, 2000. 139 с.
  133. Труд и занятость в Краснодарском крае: Стат. сб./ Гос. комстат России. Краснодар, краев, гос. стат. Краснодар, 2006. 130 с.
  134. Труд и занятость в России: Стат. сб./ Федер. Служба гос. статистики (Росстат). — М.: Росстат, 2007. 611 с.
  135. Трудовая подготовка учащихся: проблемы и перспективы: сб. научных тр. / Ред. кол. В. А. Поляков. М.:АПН. СССР, 1989. 79с.
  136. Трудовое право России: учебник / Отв. ред. Ю. П. Орловский. М.:ИНФРА М., 2008. 598 с.
  137. А.К. Духовная жизнь общества. М., 1980. 111 с.
  138. В.А. Профессионализм и духовно-нравственное становление личности//Иск и право. 2002. № 1. С.17−19.
  139. Флейк-Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношение с окружающими / К. Флейк-Хобсон, Б.Е. Робинсон^ П. Скин. М., 1993. 159с.
  140. Франк CJI. Смысл жизни / CJI. Франк // Вопросы философии. М., 1990. № 6. 45с.
  141. В.Ф. Человек в поисках смысла / В. Ф. Франкл. М., 1995. 130 с.
  142. Ю.Р. Социализация личности в условиях трансформации Российского общества / Ю. Р. Хайруллина. Казань: ИСЭПН АНТ. 1998. 120с.
  143. М. Философский экскурс о модерне / М. Хабермас. М-: изд-во «Весь мир», 2003. 416 с.
  144. Л. Труд в системе жизненные ориентация российского населения // Вестник общественного мнения, 2006. № 5. С.57−59.
  145. Т. Трудовой потенциал и характер мотивации учащийся молодежи//Человек и труд. 2002. № 12. С. 75−77.
  146. Л. Труд необходимо вывести из социального тупика // Человек и труд 2004. № 4'. С. 33−34.
  147. Д.Ю. Жизненные стратегии студенческой молодежи юга России. //Автореф. диссер. на соиск. учен.степ. канд. социолог, наук Ростов н/Д, 2006. 23 с.
  148. В. Молодежные трудовые отряды. (О развитии молодежного трудового движения в Санкт-Петербурге) // Народное образование 2002. № 3. С. 120−132.
  149. A.C. Погубленная духовность. // Свободная мысль. 2006. № 4. С.136−148.
  150. В.И., Зубок Ю. А. Молодежь в общественном воспроизводстве: проблемы и перспективы / В. И. Чупров, Ю. А. Зубок. М., 2000. С.33−45.
  151. С.Г. Психологические проблемы этического развития детей / С. Г. Якобсон. М., 1984. С. 14.
  152. И.Н. Социология религии / И. Н. Яблоков. М., 1979. 120с.
  153. В.А. Социологические исследования: методология, программа, методы / В. А. Ядов. М., 1987. 101 с.
  154. Gukenbihl Hermann L. Familie. In: Schafers Bernhard (Hrsg.). Grundbegriffe der Soziologie. 2. Aufl. Uni-Taschenbucher 1416. Leske- Budrich. Op-laden, 1986.
  155. Herskovits Melville J. Man and His Works. New York, 1951
  156. Wiswede Gunther. Soziologie. Verlag Moderne Industrie. Landsberg am Lech, 1991.
  157. Freese G.L. Orthodox Church and serfdom in perform Russia // Slavic
  158. Review. Vol., 48. No 3 (Autumn, 1989), p. 361−387 Lane L., O’Dell.
  159. Kingston-Mann E. In the Light of the West: The impact of Western economics in pre-emancipation Russia// Comparative Studiens in Society and History. 1991.Vol. 33, No l.p.86−105.
  160. Lane D., O’Dell F/ The Soviet industrial worker. Oxford, 1978. P.59−64.
  161. Leibovich A.F. The Russian Concept of work. Suffering, drama and tradition in pre-and post-revolutionary Russia. Westport (Connecticut). L: Praeger.1995. P. 132−133.
  162. Transformation Process. Empirical Studies in Russian Industrial Enterpises. Frankfurt am Main, Berlin, Bern, New York, Paris, Wien: Peter Lang. 1982.129 p.
Заполнить форму текущей работой