Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Механизм предупреждения бюджетного дефицита в процессе реализации стратегии развития региона

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты во многом зависят от нормативов отчислений, устанавливаемых для них федеральным и региональным бюджетами соответственно. В этом случае ограничивается принцип самостоятельности бюджетов, включающий в себя право органов государственной власти и местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс. По нашему мнению… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Концептуальные основы построения бюджетного процесса и регионального стратегического управления
    • 1. 1. Принципы, особенности, значение и задачи бюджетного процесса в Российской Федерации
    • 1. 2. Региональное стратегическое управление и его финансовое обеспечение
    • 1. 3. Источники возникновения бюджетного дефицита, бюджетной дифференциации и необходимость межбюджетных отношений
  • 2. Анализ бюджетного дефицита и проблем реализации стратегии развития регионов Северо-Кавказского федерального округа
    • 2. 1. Анализ бюджетного дефицита на государственном и региональном уровне
    • 2. 2. Проблемы реализации стратегии развития СКФО
    • 2. 3. Анализ бюджетной обеспеченности регионов
  • 3. Совершенствование процессов бюджетного обеспечения реализации стратегии развития региона
    • 3. 1. Структурные изменения в региональной стратегии развития и финансовых механизмах ее реализации
    • 3. 2. Совершенствование подходов к оценке качества управления финансами субъектов Российской Федерации
    • 3. 3. Формирование банка финансовых стратегий и методики их выбора

Механизм предупреждения бюджетного дефицита в процессе реализации стратегии развития региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В современных условиях во многих странах происходит децентрализация и регионализация финансово-экономических и социальных процессов. Как следствие, возрастает роль территориальных стратегий развития и согласованных с ними преобразований региональных финансов, чему соответствует ситуация, когда субфедеральные и муниципальные бюджеты — это доминирующая доля финансовых ресурсов государства. В России размер консолидированного федерального бюджета превышает аналогичную величину по регионам почти на 50% (данные 2009 г.). Практика свидетельствует, что реализация стратегий развития российских регионов осуществляется в условиях недостаточности имущественных и финансово-бюджетных прав, порождающих абсолютный или относительный дефицит региональных бюджетов.

Бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты во многом зависят от нормативов отчислений, устанавливаемых для них федеральным и региональным бюджетами соответственно. В этом случае ограничивается принцип самостоятельности бюджетов, включающий в себя право органов государственной власти и местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс. По нашему мнению, содержащийся в Бюджетном кодексе РФ принцип самостоятельности бюджетов имеет недостаточную связь с реальными механизмами реализации. Кроме этого, в указанном документе отсутствует такой принцип, как единство бюджетной системы со стратегическими приоритетами развития страны и ее территорий. В результате существующий порядок принятия бюджета не вполне соответствует важнейшему его предназначениюфинансовому обеспечению устойчивого стратегического развития экономики и общества в целом.

Инновационная среда в сфере управления региональными и муниципальными финансами недостаточно ориентирована на перспективу, что предопределяет невозможность осуществления части долгосрочных стратегических планов территориального развития, поскольку начало их реализации не полностью подкреплено финансами и противоречит тем или иным нормативным процедурам.

Недостаточная проработанность организационно-методических вопросов согласования финансовых и нефинансовых аспектов стратегического развития территорий и использования их инструментов в практической деятельности региональных органов власти определяет актуальность диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. Формированию и развитию системы управления государственными и муниципальными финансами посвящены работы следующих авторов: А. М. Бабич, В. В. Бесчеревных, А. Н. Борисова, Е. В. Боровиковой, В. К. Бурлачкова, А. М. Година, Д. В. Голубовского, В. П. Горегляд, А. Н. Козырина, С. Е. Лариной, С. И. Лушиной, И. М. Мысляевой, Л. Н. Павловой, И. В. Подпориной, Г. Б. Поляк, Л. И. Прониной, М. В. Романовского, В. А. Слеповой, Т. В. Сумской, А. В. Савцовой и др.

Возникновение и преодоление бюджетного дефицита как многоаспектные финансовые проблемы разных уровней власти рассматриваются в работах М. П. Афанасьева, Л. Г. Барановой, А. А. Беленчук, В. А. Бескровной, О. В. Врублевской, Г. Г. Господарчука, И. В. Кривогова, В. Ю. Кульковой, Е. Н. Лемешко, А. С. Нешитого, С. В. Подобряева, Л. В. Прохоровой, И. М. Соломко, О. И. Тишутина, Л. И. Ткачук, Н.'С. Томилиной и др.

Задачам совершенствования межбюджетных отношений — одному из важнейших направлений преодоления бюджетного дефицита — посвятили труды Ю. М. Алпатов, О. В. Бутакова, В. К. Бурлачков, Т. А. Вершило, М. Н. Грачев, Т. А. Гридина, Л. А. Ерошкина, Д. Ю. Завьялов,.

3. А. Кучкарова, В. В. Левина, А. В. Мамаев, А. Е. Николаева, X. В. Пешкова, В. А. Петренко, В. А. Слепов, А. Е. Суглобов, К. X. Третнер, И. А. Тукушева, Ю. Г. Швецов, В. Б. Шуба, Ю. И. Черкасова и другие.

Изучение публикаций по проблеме исследования показало наличие противоречивых мнений в отношении принципов и этапов бюджетного процесса, источников возникновения финансового дефицита, а также последовательности построения подсистемы финансового мониторинга, необходимости использования финансовых стратегий в механизме управления финансами органов власти. Недостаточно проработаны вопросы применения бюджетирования, ориентированного на результат, финансового Форсайта, финансового обеспечения реализации стратегии. Все вышеназванное предопределило выбор темы диссертационного исследования, постановку его цели и задач.

Цель диссертационного исследования состоит в развитии теоретических и методических аспектов формирования финансовых стратегий территорий и разработке на этой основе предложений по совершенствованию управления финансово-бюджетным процессом.

В соответствии с указанной целью были поставлены и решены следующие задачи:

— исследовать объективное содержание, особенности и функции управления финансами органов власти;

— раскрыть стратегические аспекты возникновения бюджетного дефицита и значимость его преодоления для развития регионов;

— изучить отечественный и зарубежный опыт межбюджетного регулирования- - проанализировать финансовое положение субъектов СевероКавказского федерального округа для обоснования возможностей их стратегического развития;

— осуществить разработку рекомендаций по улучшению системы формирования финансовой стратегии;

— предложить инструменты и методы оценки стратегической ориентированности бюджетного процесса в регионе;

— разработать алгоритм и совокупность диагностических инструментов финансового стратегического анализа и индикаторов выбора стратегии развития региона.

Предметом исследования выступают условия формирования бюджетного дефицита, возникающего в процессе реализации стратегий развития регионов, и возможности его предотвращения.

Объектом исследования являются субъекты Северо-Кавказского федерального округа (СКФО), представленные информацией об их финансово-бюджетном положении.

Теоретической и методологической основой исследования явились труды российских и зарубежных ученых-экономистов, посвященные изучаемой проблеме, материалы научно-практических конференций и семинаров, а также нормативно-правовые акты федеральных и региональных органов власти, регламентирующие бюджетный процесс, межбюджетные отношения и формирование стратегий развития регионов.

Положения и выводы диссертационной работы построены на использовании инструментария абстрактно-логического, диалектического, системного, структурного, графического, сравнительного, экономико-математического и экономико-статистического методов исследований.

Информационно-эмпирическую базу диссертации составили данные Федеральной службы государственной статистики России и ее территориального органа по Ставропольскому краю, информация Министерства финансов Российской Федерации, Центра фискальной политики, Института экономики переходного периода, Института реформирования общественных финансов, а также материалы Стратегий социально-экономического развития СКФО и его регионов, совещаний, семинаров, научно-практических конференций по исследуемой проблеме.

Научная новизна результатов исследования заключается в выявлении направлений совершенствования бюджетного процесса и управления регионом для финансового обеспечения его стратегического развития.

Элементами научного вклада являются следующие результаты:

— установлено, что в структуре Стратегии социально-экономического развития региона отсутствуют разделы, обеспечивающие финансово-бюджетные условия ее реализации, что приводит к разрыву между требуемым размером бюджета развития и его реальным уровнем и, как следствие, к возникновению абсолютного или относительного дефицита регионального бюджета;

— показано, что в современных условиях происходит ухудшение финансового обеспечения стратегического развития регионов, входящих в состав СКФО, как в силу недостаточного налогового потенциала этих территорий, так и в результате посткризисного роста дисбаланса бюджетной системы страны;

— предложены мероприятия по повышению эффективности бюджетного управления на субфедеральном и муниципальном уровнях, включая внедрение системы мониторинга и оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса в субъектах РФ;

— рекомендована реализация в СКФО проекта регионального форсайта, который будет способствовать эффективному взаимодействию основных субъектов развития территории, повышению уровня качества стратегического финансового и нефинансового управления, более полной реализации региональных целевых программ;

— разработана схема бюджетного процесса субъекта федерации с учетом реализации систем финансового форсайта и бюджетирования, ориентированного на результат, использование которой позволит снизить вероятность возникновения бюджетного дефицита, связанного с территориальным развитием;

— определены наиболее значимые, с точки зрения стратегического развития территорий, преимущества применения бюджетирования, ориентированного на результат, и финансового форсайта, к которым отнесены: выделение бюджетных средств в соответствии с целями развития регионов, рост обоснованности этого процесса, учет не только тактических, но и стратегических последствий принимаемых бюджетных решений;

— аргументирована необходимость использования финансовой стратегии региона, которая позволит прогнозировать его положение, выявлять направления необходимых бюджетных преобразований, предупреждать возникновение соответствующего дефицита.

Научная новизна подтверждается следующими, полученными автором результатами, выносимыми на защиту:

— выявлены структурные, процессуальные, организационно-методические и экономико-правовые недостатки в реализации региональных стратегий, определяющие перспективные направления преобразований с целью предотвращения бюджетного дефицита (п. 2.24 Паспорта специальности 08.00.10);

— усовершенствована модель формирования Стратегии социально-экономического развития региона путем включения дополнительных этапов по ее финансово-бюджетному обеспечению и определения логической последовательности их осуществления, которые представлены в виде структурно-логической блок-схемы (п. 2.2 Паспорта специальности 08.00.10);

— предложено введение в научный оборот и практику регионального управления категории «финансовый форсайт» как синтеза теории (совокупности методов стратегического финансового прогнозирования и управления), процессов (установления связей между всеми заинтересованными сторонами, разработки и согласования финансовых прогнозов, мониторинга финансовых показателей) и результатов (бюджетно-финансовых прогнозов, сценариев, приоритетов) (п. 2.2 Паспорта специальности 08.00.10);

— разработана схема финансового форсайта, отражающая в качестве его ключевых составляющих теоретико-методологическую базу, «стейкхолдеров» — государство, общество, бизнес, наукуфорсайт-процессы от исследования до мониторинга развитиярезультаты прогнозирования будущего финансового положения региона — финансовые прогнозы, планы, проекты, сценарии, а также их взаимосвязь и особенности (п. 2.2 Паспорта специальности 08.00.10);

— обоснована необходимость составления стратегического плана доходов и расходов бюджета, а также расширения реестра бюджетных услуг посредством включения в него средств на развитие территории, что обеспечит последовательный учет стратегических аспектов в бюджетном процессе и тесную взаимосвязь стратегического и бюджетного планирования (п. 2.8 Паспорта специальности 08.00.10);

— предложена методика классификационной интервальной оценки стратегической ориентированности регионального бюджета, включающая определение интегрированного критерия на основе расчета стандартизованных значений нормативных показателей семи групп, использование которой повысит результативность управления финансами субъектов Российской Федерации (п. 2.8 Паспорта специальности 08.00.10).

— сформированы варианты финансово-бюджетных стратегий территорий, даны критерии и матрица их выбора в зависимости от исходного и перспективного положения региона, а также поставленных стратегических целей бюджетного обеспечения программ и проектов регионального развития (п. 2.24 Паспорта специальности 08.00.10).

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется актуальностью поставленных задач и востребованностью предложенных организационно-методических рекомендаций при разработке Стратегии социально-экономического развития региона и финансово-бюджетном обеспечении ее реализации.

И '.

Теоретическая значимость диссертационной работы заключается в том, что она развивает научное направление в отечественной экономике, изучающее бюджетный процесс во взаимосвязи с формированием стратегий развития территорий, дополняет его понятийный аппарат, создает возможность формирования предложений по эффективному предупреждению и преодолению бюджетного дефицита в процессе реализации региональных стратегий.

Результаты исследования проблем возникновения и преодоления бюджетного дефицита в процессе реализации стратегий развития территорий могут быть использованы органами власти различных уровней для совершенствования системы финансово-бюджетного стратегического управления.

Материалы диссертационного исследования могут найти применение в учебном процессе системы высшего профессионального образования й при повышении квалификации руководителей, а также работников финансовых структур органов власти.

Непосредственное практическое значение имеют предложенные методики оценки стратегической ориентированности региональных бюджетовсформированный перечень финансовых стратегий и матрицы их выборарекомендации по использованию методов финансового форсайта и бюджетирования, ориентированного на результат.

Апробация и реализация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования были изложены и получили одобрение на научно-практических конференциях различного уровня:

— международных: «Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании — 2010» (г. Одесса, 2010 г.) — «Современные тенденции развития теории и практики управления в России и за рубежом» (г. Ставрополь, 2010 г.) — «Перспективные инновации в науке, образовании, производстве и транспорте — 2010» (г. Одесса, 2010 г.);

Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития — 2010″ (г. Одесса, 2010 г.);

— региональной: «Вузовская наука — Северо-Кавказскому региону» (г. Ставрополь, 2010 г.);

— внутривузовских: XXXVIII и XXXIX научно-технических конференциях по результатам работы профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов СевКавГТУ (г. Ставрополь, 2010 г.), а также на научно-методических семинарах кафедры менеджмента СевКавГТУ.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 10 научных работ общим объёмом 3,57 п.л. (авт. — 2,92 п.л.), в том числе 3 статьи в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации.

Объем, структура и содержание работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников (196 наименований).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате анализа выявлены следующие недостатки регионального стратегического управления:

1) отсутствие таких важных элементов, как формирование обеспечивающей подсистемы (включая финансовую), а также определение условий реализации Стратегии (включая финансовые). Отсутствие этих элементов приводит к разрыву между потребностями в финансировании из бюджета развития территории и размером закрепленных за регионом бюджетных средств;

2) наблюдается недостаточная связь (или вообще ее отсутствие) между потребностью в бюджетных средствах мероприятий Стратегии развития и их реальным выделением в федеральных и субфедеральных бюджетах;

3) в теории управления региональными финансами отсутствуют специфические финансовые стратегии регионов;

4) особого внимания заслуживает переход к инновационно-ориентированной стратегии, который требует достаточного государственного финансирования, без которого сложно представить успешное инновационное развитие терииторий;

5) возникают серьезные сложности реализации Стратегии в связи с бюджетным дефицитом, в результате чего запланированные проекты реализуются ограниченно и медленносоциально-значимые проекты не реализуютсяразвитие разбалансировано (осуществляется только в части проектов, дающих быструю и высокую экономическую отдачу);

6) слаба взаимосвязь механизмов реализации стратегии и межбюджетного регулирования, как результат, возможен срыв реализации стратегии, поскольку стратегия остается формальным документом, мониторинг результатов соответствует реальности.

Учитывая, что в ходе разработки общей стратегии развития РФ предполагается использовать методологию форсайта, считаем целесообразным подключение к этому процессу и вновь образованного Северо-Кавказского Федерального округа, особенно обратив внимание на его финансовые аспекты.

Применение БОР и финансового форсайта имеет следующие преимущества: выделение бюджетных средств происходит в соответствии со стратегическими целями развития территорийтекущие расходы направляются на предоставление услуг, пользующихся спросом у населениядля повышения эффективности расходования бюджетных средств осуществляется выбор наиболее экономичного способа выполнения бюджетных услугрост обоснованности выделения бюджетных средств, ориентация не на увеличение бюджетных расходов, а на рост положительного общественного эффекта от услугидиктат внешнего контроля целевого расходования бюджетных средств уступает место внутренней ответственности и внутреннему контролю за эффективностью расходовучет не только тактических, но и стратегических последствий принимаемых бюджетных решений.

Используя методику качества финансово-бюджетного управления развитием административно-территориальных образований на практике, органы государственной власти и местного самоуправления имеют возможность: производить оценку качества финансово-бюджетного управления развитием в динамикевыявлять административно-территориальные образования с кризисным и низким качеством управления развитием с точки зрения финансово-бюджетного обеспечения;

— использовать информацию о результатах оценки качества финансово-бюджетного управления развитием территорий при построении межбюджетных отношений, при принятии решений о выделении дотаций, субвенций и пр.;

— при планировании и исполнении бюджета обращать особое внимание на административно-территориальные образования с низким и кризисным уровнем качества финансово-бюджетного управления развитием.

Анализ возможных вариантов финансового поведения регионов позволил выделить следующие варианты финансово-бюджетных стратегий:

1) программы экономического развития реализуются бизнесом полностью;

2) проекты социального развития финансируются из регионального бюджета;

3) проекты экономического развития финансируются из регионального бюджета;

4) реализация программ экономического развития из бюджета вышестоящего уровня;

5) для обеспечения реализации проектов развития необходимо перераспределение средств в пользу регионального бюджета совершенствование межбюджетных отношений;

6) финансирование программ социального развития из вышестоящего бюджета;

7) бюджетное финансирование проектов роста инвестиционной привлекательности региона для активизации инвестиционных вложений бизнеса.

Таким образом, нами выделены следующие критерий выбора финансовой стратегии:

1) финансовые возможности региона;

2) число проектов и доля бюджетных расходов в каждом из них;

3) возможность привлечения источников финансирования внутри и за пределами региона;

4) выбор системы налогообложения (налоговых льгот);

5) определение круга заинтересованных лиц и взаимодействие с ними;

6) период достижения стратегических целей и реализации стратегии. Формирование финансовой стратегии обеспечивает способность моделировать финансовую ситуациювыявлять необходимость изменений, а также предвидеть вектор и характер будущих измененийприменять выходе изменений надежные инструменты и методы, реализовывать финансовую стратегию, получив желаемый результат.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации Текст.
  2. Российская Федерация. Законы. Бюджетный кодекс Российской Федерации Текст.: [федер. закон: принят Гос. Думой 17 июля 1998 г.: по состоянию на 24 июля 2008 г.].
  3. Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс Российской Федерации1. часть Текст.: [федер. закон: принят Гос. Думой 16 июля 1998 г.: по состоянию на 24 июля 2009 г.].
  4. Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс Российской Федерации1. часть Текст.: [федер. закон: принят Гос. Думой 19 июля 2000 г.: по состоянию на 22 августа 2009 г.].
  5. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации I часть Текст.: [федер. закон: принят Гос. Думой 21 октября1994 г.: по состоянию на 18 июля 2009 г.
  6. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации II часть Текст.: [федер. закон: принят Гос. Думой 22 декабря1995 г.: по состоянию на 17 июля 2009 г.
  7. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации III часть Текст.: [федер. закон: принят Гос. Думой 1 ноября 2001 г.: по состоянию на 30 июня 2008 г.].
  8. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации IV часть Текст.: [федер. закон: принят Гос. Думой 24 ноября 2006 г.: по состоянию на 8 ноября 2008 г.].
  9. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений. Текст.: [федер. закон: принят Гос. Думой 20 августа 2004 г., № 120-ФЗ].
  10. Российская Федерация. Законы. О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации Текст.: [федер. закон: принят Гос. Думой 10 сентября 1997, № 126-ФЗ].
  11. Российская Федерация. Законы. О ратификации Европейской хартии местного самоуправления Текст.: [федер. закон: принят Гос. Думой 20 марта 1998, № 55-ФЗ].
  12. Российская Федерация. Законы. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации Текст.: [федер. закон: принят Гос. Думой 12 августа 1995, № 154-ФЗ].
  13. Российская Федерация. Постановления Правительства. О распределении дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. Текст.: [Постановление Правительства РФ от 22 ноября 2004 г., № 670].
  14. Российская Федерация. Постановления Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации. О реформировании межбюджетныхотношений в Российской Федерации. Текст.: [Постановление СФ РФ от 20 мая 1998 г., № 197-сф].
  15. Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации Текст.: [Приказ Минфина России от 21 декабря 2005 года, № 152н]
  16. Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002−2010 годы и до 2015 года). Федеральная целевая программа. Текст.: [Приказ Минэкономразвития РФ от 17 июня 2002 г., № 170].
  17. Ставропольский край. Законы. О бюджетном процессе в Ставропольском крае Текст.: [закон Ставропольского края: принят Гос. Думой СК 19 ноября (2007 № 59-КЗ: по состоянию на 14 ноября 2010 г.].
  18. Ставропольский край. Законы. О межбюджетных отношениях в Ставропольском крае Текст.: [закон Ставропольского края: принят Гос. Думой СК 14 февраля 2008 № 6-КЗ: по состоянию на 14 ноября 2010 г.]. '
  19. Ставропольский край. Распоряжения Правительства. Об основных направлениях социального и финансово-экономического развития Ставропольского края по 2010 год Текст.: [Распоряжение Правительства СК от 22 июня 2005 № 340-РП].
  20. Ставропольский край. Распоряжения Правительства. Об утверждении основных направлений бюджетной и налоговой политики Ставропольского края на 2011 год Текст.: [Распоряжение Правительства СК от 29 августа 2010 № 260-РГГ).
  21. Актуальные налоговые проблемы: взгляд с разных сторон Текст. // Финансы. 2008. № 8.
  22. , Б. X. Развитие специальных налоговых режимов в экономике регионаТекст. / Б. X. Алиев // Налоги (газета). 2008. № 18.
  23. , Ю. М. Особенности межбюджетных отношений в Москве и Санкт-Петербурге Текст. // Ю. М. Алпатов // Законодательство и экономика. 2007. № И.
  24. Архипцева, JL М. Налоговый потенциал: теоретические и практические аспекты использования в планировании налоговых поступлений Текст. / JI. М. Архипцева // Налоги и налогообложение. 2008. № 7.
  25. , Г. Э. Что такое форсайт? Попытки определения. Текст. / Г. Э. Афанасьев. // http://stra.teg.rU/Hbrary/global/Prognoz/foresight/4.
  26. , М. П. Основы бюджетной системы. Текст. / М. П. Афанасьев- М.: Высшая Школа Экономики (Государственный Университет), 2009.
  27. , М. П. Бюджет и бюджетная система. Текст. / М. П. Афанасьев, А. А. Беленчук, И. В. Кривогов. -М.: Юрайт, 2009.
  28. , A.M. Государственные и муниципальные финансы Текст. /
  29. A. М. Бабич, JI. Н. Павлова. -М.: Фининсы. 1999.
  30. , В. Г. Механизмы, обеспечивающие удвоение темпов экономического роста регионов. Текст. / В. Г. Балашов, В. А. Ириков,
  31. B. Я. Ларин. — М.: Библиотека Института технологий управления и развития, ООО «Витое», 2004.
  32. , Т. И. Оценка налоговых усилий и перспективы формирования доходов муниципальных образований Текст. / Т. И. Барашева // Институт экономики и права КНЦ РАН.
  33. , В. Прикладной бюджетный анализ: методика и подходы Текст. / В. Бескровная. СПб: Санкт-Петербургский гуманитарно-политологический центр «Стратегия», 2002.
  34. , В. В. Развитие советского бюджетного права Текст. / В. В. Бесчеревных. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1960.
  35. Бизнес-словарьТекст. // www.businessvoc.ru
  36. , X. М. Развитие межбюджетных отношений и предпосылок экономического роста Текст. / X. М. Богов // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2007. № 16.
  37. , Н. А. Установление и введение местных налогов Текст. / Н.
  38. A. Богуславская // Налоговые споры: теория и практика. 2007. № 2.
  39. , А. Н. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации (постатейный) Текст. / А. Н. Борисов. М.: ЗАО Юстицинформ, 2008.
  40. , Е. В. Методологические основы программно-целевого бюджетирования Текст. / Е. В. Боровикова // Финансы и кредит. 2008. № 31.(319).
  41. , Е. В. Финансовый потенциал как комплексный показатель эффективности финансово-бюджетной политики Текст. / Е. В. Боровикова // Экономический анализ: теория и практика. 2008. № 18.51 .Бурлачков, В. К. О развитии муниципальных финансов Текст. /
  42. B. К. Бурлачков, Д. В. Голубовский // Финансы и кредит. 2008. № 28(316).
  43. , С. С. Об управлении доходами бюджета Текст. / С. С. Бычков // Советник бухгалтера бюджетной сферы. 2008. №№ 10, 11.
  44. Бюджет глазами экспертов. Прикладной бюджетный анализ в регионах России Текст. / под ред. В. А. Бескровной. СПб: «ИК „Синтез“, 2004.»
  45. Бюджетирование, ориентированное на результат: международный опыт и возможности применения в России. Отчет Центра фискальной политики. Текст. М.: ЦФП, 2002.
  46. , С. Д. Законодательство о местном самоуправлении и экономические реалии Текст. / С. Д. Валентей, Е. М. Бухвальд // Журнал российского права. 2008. № 3.
  47. , С. В. Специальный налоговый режим как инструмент налогового стимулирования инновационной деятельности Текст. /
  48. C. В. Васильев // Финансовое право. 2008. № 9.
  49. , Т. А. Межбюджетные трансферты: проблемы правового регулированияТекст. / Т. А. Вершило // Финансовое право. 2008. № 10.
  50. , Г. Ю. Проблемы и перспективы комплексного социально-экономического развития муниципальных образований РоссииТекст. / Г. Ю. Ветров, Д. М. Ланцев // Государственная власть и местное самоуправление. 2007. № 4.
  51. , Т. Публичная политика и центры публичной политики. Технология «Прозрачный бюджет» Текст.: учебное пособие / Т. Виноградова. //Ийр://\гуу.еНЬгагу
  52. , О. В. Бюджетная система Российской Федерации Текст.: учебник для вузов / О. В. Врублевская и др.- под ред. О. В. Врублевской, М. В. Романовского. Изд. 4-е, испр. — СПб: Питер, — 2008.
  53. , М. А. Проблемы доходной базы муниципальных бюджетов Текст. / М. А. Гаджиева // Налоги (газета). 2008. № 47.
  54. , О.Ю. Предпосылки и условия формирования финансовых ресурсов муниципальных образований: Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Текст. Ставрополь, 2010.
  55. , Ю. У Северного Кавказа есть стратегия развития Текст. / Ю. У. Говердовский // http://www.economy.gov.ru/minec/activity/
  56. , А. М. Бюджетная система Российской Федерации. Текст. / А. М. Годин, В. П. Горегляд, И. В. Подпорина. М.:.Дашков и К0, 2010.
  57. , О. Н. Бюджетное право России Текст.: учеб. пособие / О. Н. Горбунова, А. Д. Селюков, Ю. В. Другова. М.: ООО «ТК Велби», 2002.
  58. , О. В. Разграничение полномочий в сфере налогового регулирования: экономико-правовой анализТекст. / О. В. Гордеева // Все о налогах. 2008. № 1.
  59. , В. Ф. Размещение свободных остатков бюджетных средств муниципальных образований на депозитахТекст. / В. Ф. Городецкий // Финансы. 2008. № 8.
  60. , Г. Г. Анализ бюджетной системы: проблемы укрепления местных и региональных бюджетовТекст./ Г. Г. Господарчук // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2007. № 3.
  61. , M. Н. Политические факторы межбюджетного регулирования на уровне субъекта Российской Федерации Текст. / М. Н. Грачев, В. В. Левина // http://www.humanities.edu.ru/db/msg/88 050
  62. , Т.А. Межбюджетные трансферты и финансовая помощь Текст. / Т. А. Гридина// Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика». -Ставрополь: СевКавГТУ, 2005.
  63. , H. М. Экономический федерализм в Российской Федерации: природа, практика, прогнозТекст. / H. М. Добрынин // Право и политика. 2006. № 7.
  64. , А. Н. Налоговое администрирование и резервы доходной базы бюджетов муниципальных образований в условиях финансового кризисаТекст. / А. Н. Домбровский // Финансы. 2009. № 3.
  65. , Ю. Изменения в налогообложении Текст. / Ю. Донин // Аудит и налогообложение. 2009. № 1.
  66. , H. В. Налоговый потенциал сложной социально-экономической системы в контексте теории потребительского выбораТекст. / Дядик Н. В. // Налоги и финансовое право. 2008. № 3.
  67. , Р. В. Конституционное развитие в современном мире. Основные тенденции Текст. / Р. В. Енгибарян. М.: Норма, 2007.
  68. , Л. А. Основные направления совершенствования межбюджетных отношений в Российской ФедерацииТекст./ Л. А. Ерошкина
  69. Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. -2008. № 23.
  70. , С. В. Бюджетный потенциал региона и методические подходы к его оценке Текст. / С. В. Зенченко //Региональные проблемы преобразования экономики. 2008. № 1. Махачкала: ДНЦРАН, 2008.
  71. , П. В. Формирование интегральной системы программно-целевых ориентиров социально-экономического развития муниципального образованияТекст. / П. В. Исаев // Экономический анализ: теория и практика. 2008. № 14.
  72. , В. Н. Муниципальные образования: перспективы активизации кредитно-инвестиционного финансирования Текст. / В. Н. Кабанов // Инвестиционный банкинг. 2008. № 2.
  73. , П. Проблемы моделирования воздействия межбюджетных трансфертов на фискальное поведение субнациональных властей. Текст. / П. Кадочников, С. Синельников-Мурылев, И. Трунин // Вопросы экономики. 2002. № 5. С.103−125.
  74. , Н.Я. Если ясно видишь будущее, начинать надо сегодня.Текст. / Н. Я. Калюжнова. // Отраслевые рынки. 2006. № 6.
  75. Н.Я. Форсайт Иркутской области: 20 вопросов и ответов. Текст. Иркутск: Изд-во Иркут.гос. ун-та, 2006.
  76. , Е. А. Методика оценки постановки локального бюджетирования в муниципальных образованиях РФ в период реформирования общих принципов организации местного самоуправления Текст. / Е. А. Качанова // Финансы и кредит. 2008, май. № 19(307).
  77. , В. А. Еще раз о путях совершенствования налоговой системы России Текст. / В. А. Кашин, М. Д. Абрамов // Налоги и налогообложение. 2008. № 11.
  78. , А. Н. Публичные финансы Российской Федерации: новые подходы к правовому регулированию Текст. / под ред. А. Н. Козырина. -Центр публично-правовых исследований. 2007.
  79. Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации Текст. // Одобрена на заседании Правительства Российской Федерации 30 июня 2005 года.
  80. , Н. Инфляция цен как порождение антирыночной экономической политики Текст. / Н. Кричевский // Промышленные ведомости. 2007. № 12.
  81. , Н. Как реформировать налогообложение: от вымогательства доходов у населения к оброку на ресурсы Текст./ Н. Кричевский // Промышленные ведомости. 2005. № 8.
  82. , Н. Мировой экономический кризис и антикризисные программы Текст./ Н. Кричевский // Промышленные ведомости. 2008. № 1011.
  83. , Н. Очередной экономический кризис в России порождение ее хронической денежной дистрофии. Как излечить больной организм? Текст. / Н. Кричевский // Промышленные ведомости. 2008. № 10−11.
  84. , Н. Что ожидает Стабилизационный фонд при нынешнем министре финансов? Текст. / Н. Кричевский // Промышленные ведомости. 2006. № 3.
  85. , Ю. А. Бюджетное право и российский федерализм Текст. / Ю. А. Крохина- под ред. Н. И. Химичевой. М.: Норма, 2001.
  86. , С. Муниципальный маркетинг: первоочередные задачи на самом «местном уровне» Текст. / С. Крошилин, Е. Медведева // Маркетолог. 2008. № 5.(103).
  87. , И. Ю. Неналоговые доходы местных бюджетов: отражение поступлений в разрезе классификации доходов Текст. / И. Ю. Кузьмин // Советник бухгалтера бюджетной сферы. 2008. № 4.
  88. , М. Г. Современный финансово-кредитный словарь Текст. / под. ред. М. Г. Лапусты, П. С. Никольского. М.:ИНФРА-М, 2002.
  89. , С. Е. Перспективы развития муниципальных финансов Текст. / С. Е. Ларина // Финансы. 2007. № 11.
  90. , В. В. Развитие межбюджетных трансфертов в регионе Текст. / В. В. Левина // Финансы. 2008. № 6.
  91. , С. И. Государственные и муниципальные финансы: Учебник: Текст. / С. И. Лушина, В. А. Слепова. -М.: Экономиста, 2006.
  92. , А. В. Бюджетные полномочия местного самоуправления: проблемы и пути их решения Текст. / А. В. Мамаев // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 8(65).
  93. , В. Г. Инновации в общественной сфере Текст. / В. Г. Марача // Сб. трудов Института системного анализа Российской академии наук. Т. 33. Под ред. Б. В. Сазонова. М.: УРСС, 2008. С. 179−214.
  94. , И.М. Государственные и муниципальные финансы. Текст. / И. М. Мысляева. М.: Инфра-М, 2007.
  95. На пороге новой регионализации России. Доклад Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа (2000). Текст. Нижний Новгород: ЦСИ ПФО, 2001.
  96. , И. В. Кассовое обслуживание исполнения местного бюджета органами Федерального казначейства Текст./ И. В. Назарова // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2007. № 20.
  97. Налоговое право Текст.: Учебник / под ред. С. Г. Пепеляева. М.: Юристъ, 2004.
  98. Пб.Немирова, Г. И. Бюджетная политика государства по отношению к приграничным субъектам РФ Текст. / Г. И. Немирова, Е. В. Ведяшкина // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2006. № 18.
  99. , A.C. Бюджетная система Российской Федерации. Текст. / А. С. Нешитой -М.: Дашков и Ко, 2010.
  100. , И. А. О бюджетной и налоговой политике на 2008 2010 годы. Текст. / И. А. Николаев // Финансовые и бухгалтерские консультации. 2007. № 6.
  101. Обсуждаются проблемы бюджетной политики регионов и муниципалитетов: (информация) Текст. // Финансы. 2008. № 8.
  102. Организация бюджетного процессаТекст.- М.: КноРус, 2010.
  103. Основные направления бюджетной и налоговой политики Ставропольского края на 2011 год. Текст. Утверждены распоряжением Губернатора CK 21 июля 2010 г. № 291-рп// http://www.mfsk.ru/budget/plan
  104. Основные направления бюджетной политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов Текст. // www.minfin.ru/ru/reforms/budget
  105. , А. Ф. О местных налогах, установленных федеральным законом Текст. / А. Ф. Панайотов // Финансы. 2000. № 6.
  106. , А. Г. Бюджет ось бюджетно-правового регулирования Текст. / А. Г. Пауль // Финансовое право. 2007. № 11.
  107. , Р. В. Калькулятор муниципальных заданий Текст. / Р. В. Петухов // Финансы. 2008. № 9.
  108. , X.B. Исторические аспекты межбюджетных субвенций Текст. / X. В. Пешкова // Финансовое право. 2008. № 6.
  109. , X. В. Обязательственный характер правоотношений осуществления расходов бюджета Текст. / X. В. Пешкова // Финансовое право. 2007. № 11.
  110. , С. В. Управление рисками потери финансовой устойчивости региональных бюджетных систем на современном этапе бюджетной реформыТекст. / С. В. Подобряев // Финансы и кредит. 2008. № 35(323).
  111. , Г. Б. Бюджетная система России Текст.: Учебник для студентов вузов / Г. Б. Поляк. М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2009.
  112. Проблемы муниципального обеспечения муниципальных образований и пути их решения на основе повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления Текст.// Муниципальная экономика. 2008. № 3.(35).
  113. Проблемы совершенствования бюджетной политики регионов и муниципалитетов: Труды Седьмой научно-практической конференции (30 мая 1 июня 2007 г.). Текст. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2007.
  114. Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г. Текст. // Правовая база «КонсультантПлюс».
  115. Программа сотрудничества ЮНИДО// http://www.unido.ru/rus/csftf.html.
  116. , JI. И. Об укреплении финансовой базы местных бюджетов Текст. / JI. И. Пронина // Финансы. 2009. № 5.
  117. , А. Г. Налог на недвижимость как средство обеспечения решения вопросов местного значения Текст. / А. Г. Проскурин // Налоги (журнал). 2007. № 5.
  118. , JI. В. Бюджет и бюджетный процесс города Петрозаводска: проблемы и перспективы, анализ прозрачности и общественного участия Текст. / Л. В. Прохорова. СПб: СПБГТУ, 2003.
  119. , Б. А. Современный экономический словарь Текст. / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007.
  120. Регионы России 2010. Электронный ресурс.// Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru
  121. Рекомендации круглого стола «О проблемах и перспективах укрепления финансовых основ местного самоуправления» (Москва, 19 октября 2006 г.)" Текст. // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. № 12.
  122. Реформирование управления общественными финансами в Ленинградской областиТекст. / Под общ. ред. А. А. Васецкого,
  123. A.С.Горшкова, З. А. Кучкарова, А. Е. Николаева СПб.: Изд-во СЗАГС, 2006.
  124. , В. М. Диалог о социальном проектировании. Текст./ В. М. Розин,
  125. B. Г. Марача // Сб. трудов Института системного анализа Российской академии наук. Т. 33. Под ред. Б. В. Сазонова. М.: УРСС, 2008.
  126. , М. В. Финансы Текст.: учебник / М. В. Романовский, О. В. Врублевская, Б. М. Сабанти. -М.: Юрайт, 2006.
  127. Российский статистический ежегодник. 2009: Стат.сб./Росстат. М., 2009. // http://www.gks.ru/bgd/regl/bl051/Main.htm
  128. Россия. Пространственное развитие. Доклад Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа (2004). Текст. — Нижний Новгород: ЦСИ ПФО, 2005.
  129. , А. В. О муниципальных бюджетах и их роли в формировании финансовых ресурсов местного самоуправления (на примере Ставропольского края) Текст. / А. В. Савцова // Финансы и кредит. 2009. № 15(351).-с 40−48.
  130. , А. В. О проблемах регионального и муниципального долга Текст. / А. В. Савцова // Вестник «Северо-Кавказского государственного технического университета. 2009. № 3 (20).
  131. Сага о форсайтеТекст. // Санкт-Петербургские ведомости. 20 ноября 2003.
  132. , H. А. К вопросу о бюджете Текст. / Н. А. Саттарова // Финансовое право. 2008. № 1.
  133. , Р. М. О направлениях совершенствования учета и экономического анализа имущественного комплекса муниципальных образований Текст. / Р. М. Сафуанов, О. В. Артамонова // Экономический анализ: теория и практика. 2007. № 6.
  134. , А. Д. Понятие и порядок формирования собственных доходов местных бюджетов Текст. / А. Д. Селюков // Конституционное и муниципальное право. 2003. № 1.
  135. , В. Н. Распределение налоговых полномочий и его влияние на сбалансированность бюджетов региональной системы Текст. / В. Н. Сизов // Вестник университета (Государственный университет управления). № 15. — М.:ГУУ, 2010.
  136. , В. Н. Проблемы возникновения бюджетного дефицита в процессе реализации стратегии развития региона Текст. / В. Н. Сизов // Вестник ИДНК. № 4. Ставрополь: ИДНК, 2010.
  137. , В. Н. Источники возникновения бюджетного дефицита и бюджетной дифференциации Текст. / В. Н. Сизов // Вестник университета (Государственный университет управления). № 4. — М.: ГУУ, 2011.
  138. , В. Н. Проблемы сбалансированности бюджетов региональной системы и разграничения полномочий между органами власти Текст. /
  139. Т. А. Гридина, В. Н. Сизов // Современные проблемы региональной— экономики: монография. — Ставрополь: СевКавГТУ, 2008.
  140. , В. А. Приоритетные направления развития межбюджетных отношенийТекст. / В. А. Слепов, В. Б. Шуба, В. К. Бурлачков // Финансы. 2009. № 3.
  141. Словари и энциклопедии Электронный ресурс. / http://dic.academic.ru
  142. Стратегия развития Российской Федерации Текст. // http://stra.teg.ru/library/global/Prognoz/foresight/17
  143. Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года. Текст. // http://stra.teg.ru/library
  144. , А. Е. Анализ внутрирегиональных межбюджетных отношений (на примере Красноярского края) Текст. / А. Е. Суглобов, Ю. И. Черкасова // Экономический анализ: теория и практика. 2009. № 7.
  145. , А. Е. Анализ налогового потенциала муниципальных образований в целях совершенствования механизма внутрирегионального бюджетного выравнивания Текст. / А. Е. Суглобов, Ю. И. Черкасова // Экономический анализ: теория и практика. 2009. № 5.
  146. , А. Е. Межбюджетные отношения в Российской Федерации. Текст. / А. Е. Суглобов, Ю. И. Черкасова, В. А. Петренко. М.: Юнити-Дана, 2010.
  147. , Т. В. Проблемы выравнивания бюджетной обеспеченности муниципалитетов. Текст. / Т. В. Сумская // Регион: экономика и социология. 2009. № 2. С. 56−69.
  148. , Н. С. Дисбаланс бюджетной системы: несоответствие расходных обязательств и доходных полномочий Текст. / Н. С. Томилина // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2008. № 16.
  149. , К. X. Предложения по реформированию межбюджетных отношений в Российской Федерации. Текст. / К. X. Третнер, X. Циммерман, Е. М. Бухвальд М.: Академия бюджета и казначейства МФ РФ. ГТЦ. 2004.
  150. , В.П. Форсайт как методологический инструмент созидательного социально-экономического предвидения Текст. / В. П. Третьяк, Н. Я. Калюжнова. // Российский Экономический журнал. 2007. № 7.
  151. , И.В. Фискальный федерализм: проблемы выбора налоговой и бюджетной политики российскими регионамиТекст./ И. В. Трунин //http://www. iet. ml.
  152. , И. А. К вопросу о формировании доходной части бюджетов муниципальных образований Текст. / И. А. Тукушева // Налоги (газета). 2006. № 9.
  153. , Н. Н. Региональные и местные налоговые доходы Текст. / Н. Н. Тютюрюков, В. Н. Тютюрюков // Финансы. 2008. № 4.
  154. Университетская информационная система РОССИЯ Электронный ресурс. // http://uisrussia.msu.ru
  155. Упрочить финансовый фундамент местного самоуправления // Вопросы местного самоуправления. 2008. № 4.(20).
  156. Финансовое право Текст.: учебник / отв. ред. М. В. Карасева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2006.
  157. , Ю. Как управлять инвестиционной деятельностью в муниципальных образованиях Текст. / Ю. Фурманов // Глава местной администрации. 2008. № 9.
  158. , Н. И. Финансовое право Текст.: учебно-методический комплекс / Н. И. Химичева, Е. В. Покачалова. М.: Издательство НОРМА, 2004.
  159. , X. Муниципальные финансы Текст.: учебник / Хорст Циммерманн- пер. с нем., издание переводное. — Дело и Сервис, 2003.
  160. , Ю. Г. Методические основы совершенствования бюджетного регулирования в РФ Текст. / Ю. Г. Швецов, О. В. Бутакова // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2008. № 3.
  161. , Д. В. Бюджетирование, ориентированное на результат Текст. / Д. В. Шподаренко, О. И. Михайлова // Сб. науч. трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика». 2007. № 6.
  162. , В.Б. Формирование и развитие межбюджетных отношений. Текст. / В. Б. Шуба. М.: Экономисту 2004.
  163. Экспертный клуб Электронный ресурс. //http: //www .minprom.gov. m /expertise
  164. Эффективная промышленная политика — основной элемент регионального развития. Материалы круглого стола 22 декабря 2006 тода. Текст. — М.: ЦЭФИ, 2007.
  165. , Ю. В. Инновационное развитие структуры экономики города как объект стратегического управления Текст. / Ю. В. Якишин // Экономика и управление. 2008. №'2. (34).
  166. , С. Н. Концептуальные вопросы оценки экономической безопасности регионов Текст. / С .Н. Яшин, Е. Н. Пузов // Финансы и кредит. 2006. № 1(205). С. 15 19.
  167. , С. Н. Мониторинг экономической безопасности регионов на базе их сравнительной оценки и определения эффективности развития территорий Текст. / С. Н. Яшин, Е. Н. Пузов // Финансы и кредит. 2006. № 3(207). // www. fin-izdat.ru
  168. , С. Н. Показатели комплексной сравнительной оценки потенциала региона в рамках мониторинга экономической безопасности Текст. / С. Н. Яшин, Е. Н. Пузов // Финансы и кредит. 2006. № 5(209). С. 39 44.
  169. , Т. Ф. Законодательное регулирование налоговых доходов местных бюджетов в период нэпа Текст. / Т. Ф. Ящук // Налоги (журнал). 2008. № 4.
  170. Community Research and Development Service (CORDIS): e-text.// http://cordis.europa.eu.
  171. European charter of local self-government Text. Strasbourg, 15.X.1985.
Заполнить форму текущей работой