Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Совершенствование методической системы обучения учителей разработке образовательных электронных ресурсов по информатике

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Под термином информационная архитектура (ИА) понимается сочетание схем организации материала, интерфейса, навигации и визуального дизайна ОЭР, способствующее оперативному выполнению поставленных задач и эффективному доступу к содержимому ОЭР. К сожалению, информационная архитектура ОЭР по информатике зачастую выстраивается хаотично, не подчиняясь четко разработанной системе, что приводит… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ
    • 1. 1. Анализ образовательных электронных ресурсов по информатике, используемых в учебном процессе
    • 1. 2. Существующие технологии построения образовательных электронных ресурсов
    • 1. 3. Методы использования образовательных электронных ресурсов в обучении информатике
    • 1. 4. Формирование готовности будущих педагогов к разработке и применению образовательных электронных ресурсов по информатике
  • Выводы к главе 1
  • Глава 2. ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ К РАЗРАБОТКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ ПО ИНФОРМАТИКЕ
    • 2. 1. Моделирование процесса обучения будущего учителя информатики технологиям разработки образовательных электронных ресурсов
    • 2. 2. Цели и содержание обучения учителей технологиям разработки и методам применения образовательных электронных ресурсов по информатике
    • 2. 3. Методы, формы и средства обучения
    • 2. 4. Содержание, методика проведения и результаты педагогического эксперимента
  • Выводы к главе 2

Совершенствование методической системы обучения учителей разработке образовательных электронных ресурсов по информатике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность и постановка проблемы. Возможности информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) резко возросли и расширились с появлением глобальной сети Интернет и ее проникновением во все сферы деятельности человека, к числу которых относится и сфера образования. Использование образовательных электронных ресурсов, в том числе и размещенных в сети Интернет, начинает заметно влиять на современное российское образование и культуру, создает условия для развития инновационных методов обучения.

Вопросам использования ИКТ в системе образования посвящены работы М. Ю. Бухаркиной, Я. А. Ваграменко, Б. С. Гершунского, С. Г. Григорьева, В. В. Гриншкуна, В. П. Кулагина, С. Д. Каракозова, Е. И Машбица, М. В. Моисеевой, А. Е. Петрова, Е. С. Полат, И. В. Роберт, В. И. Солдаткина, Е. Н. Ястребцевой и др.

Внедрение информационных и коммуникационных технологий в обучение большинству дисциплин порождает комплекс проблем, связанных с разработкой соответствующего программного обеспечения и содержательного наполнения электронных ресурсов, используемых в сфере образования. Исследования, проведенные за последние несколько лет, сформировали основу теории разработки и применения таких ресурсов. Одним из нормативных документов в этой области является «Концепция создания образовательных электронных изданий и ресурсов» (М.И. Беляев, С. Г. Григорьев, В. В. Гриншкун, В. П. Демкин, Г. А. Краснова, С. И. Макаров, Б. М. Позднеев, И. В. Роберт, А. В. Соловов, С. А. Щенников и др.). Используя приведенные в ней положения, можно определить образовательный электронный ресурс (ОЭР) как совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фотои другой информации, обрабатываемой и представляемой с помощью компьютерной техники, опубликованной на любом электронном носителе или в компьютерной сети, представляющей собой систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний, обеспечивающий творческое и активное овладение обучаемыми знаниями, умениями и навыками в этой области. Согласно концепции, ОЭР должны отличаться высоким уровнем исполнения и художественного оформления, полнотой информации, качеством методического инструментария, качеством технического исполнения, наглядностью, логичностью и последовательностью изложения. ОЭР не могут быть редуцированы к бумажному варианту без потери каких-либо дидактических свойств.

Кроме работ вышеупомянутых авторов исследованиям особенностей разработки и применения ОЭР посвящены публикации М. Н. Алексеева, А. А. Андреева, А. А. Бакова, Д. В. Богдановой, J1.X. Зайнутдиновой, С. Д. Каракозова, А. В. Могилева, А. С. Недобоя, Е. С. Полат, Т. А. Полиловой, В. П. Тихомирова, А. Ю. Уварова, и других.

Быстрыми темпами происходит внедрение ИКТ и созданных с их помощью ОЭР в учебный процесс в общеобразовательной школе. В настоящее время невозможно назвать дисциплину, в обучении которой так или иначе не применялись бы ОЭР. При этом одной из самых информатизированных школьных дисциплин была и остается информатика. Этот предмет характерен тем, что в обучении информатике параллельно применяются как изучаемые средства информатики, так и образовательные ресурсы, способствующие повышению эффективности обучения.

Цели, содержание и методы обучения информатике и информационно-коммуникационным технологиям в основной школе всегда учитывали специфику использования ИКТ и соответствующих ресурсов в учебном процессе. Этот факт прослеживается в научных публикациях Т. А. Бороненко, С. Г. Григорьева, А. П. Ершова, С. А. Жданова, А. А. Кузнецова, А. Ю. Кравцовой, М. П. Лапчика, И. В. Левченко, Е. В. Огородникова, Н. И. Пака, и многих других.

Практика показывает, что современный учитель информатики, активно используя ИКТ в своей профессиональной деятельности, как правило, не остается в стороне от разработки отдельных компьютерных средств обучения, часть из которых попадает под вышеприведенное определение ОЭР. Таким образом, несмотря на то, что основная масса ОЭР по информатике, очевидно, должна создаваться профессиональными коллективами разработчиков, авторами части таких ресурсов все равно будут оставаться школьные учителя, привносящие собственные средства в обучение информатике.

В то же время анализ качества образовательных электронных ресурсов, созданных профессиональными коллективами и отдельными педагогами, показывает, что вопросы отбора и корректного представления в них содержательного материала остаются не проработанными. Требуют совершенствования подходы к разработке структуры, интерфейса и визуального представления электронных учебных материалов, поскольку соответствующие характеристики, составляя сущность информационной архитектуры ОЭР, играют важную роль в повышении эффективности обучения.

Под термином информационная архитектура (ИА) понимается сочетание схем организации материала, интерфейса, навигации и визуального дизайна ОЭР, способствующее оперативному выполнению поставленных задач и эффективному доступу к содержимому ОЭР. К сожалению, информационная архитектура ОЭР по информатике зачастую выстраивается хаотично, не подчиняясь четко разработанной системе, что приводит к «запутыванию» учащегося, выработке у него неадекватной логической структуры изучаемой предметной области. Отдельную нерешенную проблему представляет собой разобщенность существующих ОЭР, применяемых в обучении информатике. Решению этих проблем во многом способствовало бы наличие необходимых профессиональных знаний и навыков у разработчиков ОЭР, к числу которых могут относиться и учителя информатики.

Анализ исследованных организационных подходов к созданию ОЭР свидетельствует о целесообразности коллективной разработки таких ресурсов, где учителю отводится лишь роль консультанта по отбору учебного материала, а основная роль отводится педагогическому веб-дизайнеру (А.Ю. Уваров) или инженеру по знаниям (JI.X Зайнутдинова), то есть специалисту по проектированию электронных ресурсов. Но, зачастую, учитель не имеет возможности разрабатывать ОЭР в группе специалистов, а занимается разработкой самостоятельно.

Таким образом, вне зависимости от того, какую роль играет учитель в процессе создания ОЭР по информатике, он должен обладать знаниями и умениями, которые позволили бы ему решать соответствующие задачи на профессиональном уровне. Однако, существующая система подготовки учителей информатики в педагогических вузах, включающая подготовку педагогов к использованию ОЭР в профессиональной деятельности, оставляет за рамками обучение учителей основам создания электронных ресурсов по информатике.

Налицо противоречие между увеличением количества и недостаточным качеством ОЭР, применяемых в обучении информатике и информационно-коммуникационным технологиям в школе, все большим приобщением к разработке ОЭР учителей информатики, с одной стороны, и, с другой стороны, недостаточным отражением в системе профессиональной подготовки учителей информатики подходов к созданию и применению качественных ОЭР для повышения эффективности обучения школьников.

Разрешение этого противоречия возможно на основе совершенствования методической системы обучения информатике и связанным с ней дисциплинам профессиональной подготовки студентов педагогических вузов за счет введения в содержание обучения разделов, посвященных разработке ОЭР, определения целей, методов и средств такого обучения, что свидетельствует об актуальности темы, выбранной для исследования. Важно подчеркнуть, что такой подход к проведению исследования связан с традиционным толкованием понятия методической системы обучения как взаимосвязанной совокупности целей, содержания, методов, организационных форм и средств обучения.

Проблема исследования заключается в несовершенстве системы профессиональной подготовки учителей информатики к разработке образовательных электронных ресурсов и их использованию в обучении школьников.

Объект исследования — система профессиональной подготовки учителей информатики в педагогических вузах.

Предмет исследования — совершенствование системы подготовки учителя информатики к разработке образовательных электронных ресурсов и их использованию для повышения эффективности обучения школьников.

Цель исследования — определение целей, содержания, методов, форм и средств обучения разделам курса информатики или дисциплинам профессиональной подготовки для будущих учителей информатики, направленных на формирование у педагогов профессиональной готовности к созданию и использованию образовательных электронных ресурсов.

Гипотеза исследования — эффективность профессиональной деятельности учителя информатики повысится, если в систему его подготовки по информатике будут включены разделы или дисциплины, посвященные подходам к созданию и профессиональному использованию качественных ОЭР, что, в конечном итоге, приведет к повышению качества обучения школьников.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. Проанализировать особенности разработки и применения ОЭР, существующие подходы к обучению учителей разработке и применению ОЭР по информатике.

2. Сформировать модель процесса обучения учителя информатики разработке ОЭР.

3. Определить цели, содержание и методы обучения будущего учителя разработке и применению ОЭР по информатике.

4. Отобрать необходимые средства обучения, разработать недостающие электронные ресурсы и комплекс практических заданий для студентов педагогических вузов.

5. Экспериментально проверить достоверность выдвинутой гипотезы. Методологической основой исследовании являются теория деятельностного подхода в обучении (JI.C. Выготский, В. В. Давыдов, Ф. Н. Леонтьев, В. И. Загвязинский, И. А. Зимняя, В. П. Зинченко, М. П. Лапчик, Е. С. Полат, В.А. Сластенин), теория структуризации учебного материала (Т.А. Гаврилова, B.C. Леднев, A.M. Сохор, В.Ф. Хорошевский) — современные концепции информатизации образования (Г.А. Бордовский, В. И. Воробьев, С. Г. Григорьев, В. А. Извозчиков, К. К. Колин, В. В. Лаптев, Н. В. Макарова, А. В. Могилев, Т. Н. Носкова, И. В. Роберт, И. А. Румянцев, Н.Д. Угринович). Научная новизна исследования заключаются в следующем:

1. Обоснована необходимость профессиональной подготовки учителей информатики к разработке ОЭР;

2. Дополнена система принципов построения ОЭР по информатике за счет положений о необходимости и возможности выделения иерархических структур в содержании учебного материала по информатике для унифицированного создания и использования ОЭР;

3. Разработана модель подготовки будущего учителя информатики к разработке ОЭР по информатике, предусматривающая обучение основам оценки качества создаваемых и используемых ОЭР;

4. Определены содержание и методика обучения учителей разработке и применению ОЭР по информатике, отвечающие принципам проектной деятельности.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обоснована необходимость введения дополнительных разделов в курс информатики или дисциплин профессиональной подготовки для будущих учителей информатики, направленных на формирование у педагогов готовности к созданию и использованию ОЭР, расширена система принципов построения ОЭР по информатике, предложены пути совершенствования методической системы обучения учителей разработке ОЭР по информатике.

Практическая значимость исследования состоит в том, что определены методы обучения специальному курсу для студентов педагогических вузов по разработке ОЭР по информатике, разработаны необходимые средства обучения, в том числе ОЭР «Разработка информационной архитектуры образовательного ресурса», сформирован комплекс заданий для проведения практических занятий со студентами. Методы исследования:

• анализ теоретических и практико-ориентированных исследований, учебно-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;

• анкетирование преподавателей и студентов, интервью с учителями;

• опытно-экспериментальная работа, математическая обработка эмпирического материала.

Достоверность и обоснованность положений, выводов и результатов экспериментальной проверки гипотезы исследования обеспечены методологической обоснованностью исходных позиций исследования, а также использованием комплекса теоретических и эмпирических методов исследованияличным участием автора в продолжительной опытно-экспериментальной работе, сравнимостью полученных результатов с массовой практикой педагогического образования.

Этапы исследования. Исследование по теме проводилось в течение 6 лет и условно может быть разделено на три взаимосвязанных этапа. В ходе исследования были задействованы преподаватели кафедры методики информатики и информационных технологий факультета информатики и вычислительной техники, студенты 1−5 курсов дневного отделения, обучающиеся по специальности «информатика и филология» факультета информатики и вычислительной техники Курского государственного университета.

На первом этапе (2000;2002 г. г.) изучалась степень подготовленности студентов отделения «информатика и филология» — будущих учителей, к разработке и применению ОЭР в обучении школьников информатике, осуществлялся теоретический анализ научных работ, имеющих отношение к проблеме исследования.

На втором этапе (2002;2004 г. г.) осуществлялось моделирование процессов обучения будущих педагогов, совершенствовалась методическая система обучения учителей разработке и использованию ОЭР по информатике, разрабатывался учебно-методический материал и необходимые средства обучения.

На третьем этапе (2004;2006 г. г.) определялась эффективность методической системы обучения учителей разработке и применению ОЭР по информатике в образовательном процессе, проводились эксперименты, нацеленные на подтверждение выдвинутой гипотезы, оформлялись результаты исследования.

Положения, выносимые на защиту:

1. В систему подготовки будущих учителей информатики должны быть внесены элементы обучения разработке и использованию ОЭР в профессиональной деятельности, что положительно отразится на качестве средств обучения информатике в школе и будет способствовать повышению эффективности подготовки школьников;

2. Формирование содержания и визуального представления ОЭР по информатике, разрабатываемых педагогами, должно отвечать принципам иерархической структуризации учебного материала;

3. Разработанная модель подготовки будущего учителя информатики к созданию и использованию ОЭР в профессиональной деятельности является инвариантной относительно применения различных ИКТ, учебная деятельность студентов должна осуществляться на основе модели деятельности учителя по разработке ОЭР с использованием системы средств обучения, включающей разработанные ОЭР «Разработка информационной архитектуры образовательного ресурса» и комплекс практических заданий;

4. Предложенные пути совершенствования методической системы обучения будущих учителей информатики, в том числе описанные цели, содержание, методы и формы обучения разделам курса информатики или специальным курсам, позволяют подготовить педагогов к качественной разработке и эффективному использованию ОЭР в обучении информатике.

Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования.

Результаты исследования, разработанный специальный курс и средства обучения внедрены в учебный процесс Курского государственного университета.

Основные положения и результаты исследования докладывались на VI Всероссийской научно-практической конференции (Славянск-на-Кубани, 2004), III Всероссийской научно-практической конференции «Качество образования: теория и практика» (Томск, 2004), Всероссийской научно-методической конференции «Открытое образование и информационные технологии» (Пенза, 2005), XV Международной конференции-выставке «Информационные технологии в образовании (ИТО-2005)» (Москва, 2005), Международной конференции «ИТО-Поволжье — 2006» (Самара, 2006), научных и научно-методических конференциях и семинарах Курского государственного университета (Курск, 2003;2005).

Структура работы определена целью и логикой исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Выводы к главе 2.

В ходе исследования, отраженного во второй главе, построена модель процесса обучения учителя разработке ОЭР по информатике.

На основе модели построен спецкурс «Разработка Информационной Архитектуры Образовательного ресурса»: разработана структура, рабочая программа, отобрано содержание курса, выбраны методы обучения, созданы необходимые средства обучения (образовательный электронный ресурс). Проведен эксперимент, подтверждающий гипотезу исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В ходе исследования были получены следующие основные результаты.

1. Проанализированы существующие подходы к созданию и применению ОЭР в обучении информатике, а также существующая система подготовки будущих учителей информатики, в результате чего обоснована необходимость совершенствования методической системы обучения информатике или дисциплинам профессиональной подготовки педагогов с целью выработки у них готовности к созданию и применению ОЭР по информатикевыявлены пути формирования информационной архитектуры ОЭР, разрабатываемых педагогами, отвечающие принципам иерархической структуризации учебного материала;

2. Построена модель подготовки будущего учителя информатики к разработке и использованию ОЭР в профессиональной деятельности. Созданная модель инвариантна относительно различных ИКТ, применяемых в обучении школьников. В основе предлагаемой модели лежит идея о том, что учебная деятельность студентов должна осуществляться согласно модели деятельности учителя по разработке ОЭР. Обучение будущих учителей информатики должно проходить с использованием специализированной системы средств обучения, включающей разработанные ОЭР и комплекс практических заданий;

3. На базе разработанной модели предложено расширение методической системы подготовки будущего учителя информатики к разработке ОЭР, составлена программа специального курса для студентов педагогических вузов, определены цели и содержание курса, отобраны необходимые методы и формы обучения будущего учителя информатики разработке и использованию ОЭР. Особенностью предлагаемой методической системы является применение проектной методологии в процессе обучения и инвариантность относительно различных ИКТ, используемых в образовании;

4. Созданы средства обучения педагогов разработке и использованию ОЭР, в том числе электронный ресурс «Разработка информационной архитектуры образовательного ресурса», размещенный в сети Интернет по адресу www.rnpi.edu.rnhost.ru, и комплекс практических заданий для студентов.

5. Экспериментально доказана справедливость выдвинутой гипотезы. Дальнейшего изучения требует исследование возможностей использования результатов данной работы при подготовке педагогов к разработке и использованию ОЭР по другим дисциплинам школьного обучения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.Н., Бешенков С. А., Григорьев С. Г. Информатика и информационные технологии: практические работы. // Миасс: Геотур. -2000. 42 с.
  2. М.Н., Григорьев С. Г. Принципы построения учебного вебсайта // «Информационные технологии в образовании ИТО-2001». Сборник трудов конференции. М.: МИФИ. 2001. — 2 с.
  3. Н.С., Сидоркина И. Г. Психолого-педагогические аспекты использования Интернет-технологий в образовании // Информатика и образование. 2002. — № 9. — С. 46−49.
  4. Ю.К., Ильина Т. А., Жантекеева З. У. Педагогика высшей школы: учеб. пособие. Алма-Ата.: Мектеп. — 1989. — 176 с.
  5. . Ю.К., Сластенин В. А., Сорокин Н. А. Педагогика. / Под ред. Бабанского Ю. К. М.: Просвещение. — 1988. — 304 с.
  6. А.А. Обучение школьников в курсе информатики использованию информационных и телекоммуникационных технологий при подготовке к вступительным экзаменам Автреф. дисс. канд. пед. наук. М., — 2004. — 20 с.
  7. Е.В. Методика создания формализованного описания учебного материала по математике для реализации компьютерного обучения: Дис. канд. пед. наук. -Л., 1990. — 167 с.
  8. А.И., Башмаков И. А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. -М.: Филинъ. 2003. — 616 с.
  9. Ю.Белозерцева Л. Н., Ермакова В. М. КВН «От абака до компьютера» //Информатика и образование. 2000. — № 4. — С. 29−32.
  10. П.Беспалысо В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -М., — 1995. -336 с.
  11. В.П. Теория учебника. Дидактический аспект. М.: Педагогика. — 1988. — С. 27.
  12. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высшая школа. — 1989. — 141 с.
  13. М.Бешенков С. А., Гейн А. Г., Григорьев С. Г. Информатика и информационные технологии. Учебное пособие для гуманитарных факультетов педагогических вузов. Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург. — 1995. — 144 с.
  14. С.А., Гейн А. Г., Григорьев С. Г. Информатика и информационные технологии. Екатеринбург: Уральский рабочий, 1995.- 134 с.
  15. М.Г., Кувакин А. К., Ермакова В. М. Тема урока Интернет // Информатика и образование. — 1998. — № 6. — С. 65.
  16. Д.А., Федосеев А. А. Проблемы дистанционного обучения в России // Информатика и образование. 1996. № 3. — С. 94−97.
  17. Болотник J1.B., Соколова М. А. Тематическая модель структуры учебного материала. Проблемы педагогических измерений: Межвузовский сборник научных трудов. Государственный педагогический институт имени В. И. Ленина. — М., 1984. — С. 12−19.
  18. В.Г. Формула наглядности изоформизм плюс простота. // Советская Педагогика. — 1970. — № 5. — С. 41.
  19. А.И. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие. -М.: Высшая школа. 1998. — 431 с.
  20. Т.С., Ширшов Е. В. Дидактические основы использования информационно-педагогических технологий в подготовке электронного учебника. // Открытое образование. 2001. — № 4. — С. 3841.
  21. Буч Г. Объектно-ориентированное проектирование с примерами применения. М.: Конкорд. — 1992. — 519 с.
  22. Я.А. Основные результаты работы и задачи академии информатизации образования (по материалам отчетного доклада) // Педагогическая информатика. № 3. — 1998. — С. 4 — 8.
  23. Я.А., Роберт И. В., Львовский В. Л. Концепция использования новых информационных технологий в организационно-методическом обеспечении учебного заведения М., 1992.
  24. М. Модели: репрезентация и научное понимание: Пер. с англ. М.: Прогресс. — 1988. — 508 с.
  25. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. Методическое пособие. М.: Высшая школа. — 1991. — 207 с.
  26. М. Образовательная инженерия. // Информатика и образование. -1995,-№ 2.-С. 114−116.
  27. С.Н. Изучение методов представления информации в курсе информатики: (На примере гипертекстовых представлений учебного материала по тригонометрии): Дис. канд. пед. наук. М., 2000. — 152 с.
  28. Т.П., Кашицин В. П., Молчанова О. П. Образование в эпоху новых информационных технологий. М.: Информатика. — 1995. — 220 с.
  29. И.Е. Гомогенность и агрессивность визуальной среды в программных средствах учебного назначения. // Педагогическая информатика. 1997. — № 4. — С. 43−50.
  30. И.Е., Кузнецов Ю. К. Оценка компьютерных программ и информационных технологий обучения. // Педагогическая информатика. 1994. — № 2. — С. 43−47.
  31. Гаврилова Т. А Как стать инженером по знаниям. Тезисы докладов Первой Всесоюзной конференции по искусственному интеллекту. М.: ВИНИТИ. — 1988. — С. 332−337.
  32. Т.А., Червинская К. Р. Извлечение и структурирование знаний для экспертных систем. М.: Радио и связь. — 1992. — 200 с.
  33. А.И. Оценка качества программных средств учебного назначения: теория и практика // Педагогическая информатика. № 2. -1994.-С. 40−42.
  34. Зб.Гершунский Б. С. Россия: образование и будущее: (Кризис образования в России на пороге XXI в.) Челябинск, — 1993. — 237 с.
  35. С.Б., Молокова О. С. О профессиональных знаниях специалистов по инженерии знаний. Тезисы докладов Первой Всесоюзной конференции по искусственному интеллекту. М.: ВИНИТИ. — 1988. — С. 381−385.
  36. И.Н. Разговор с компьютером. Психолингвистический аспект проблемы. М.: Наука. — 1987. — 255 с.
  37. С.И. Концептуальные основы метода проектов как методологии развивающего обучения информатике и базиса развивающего использования НИТО // Педагогическая информатика. -№ 2. 1995. — С. 3−11.
  38. ГОСТ 7.83−2001. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения.
  39. И.Б. Веб-поддержка образовательного процесса на основе программы «Обучение для будущего» // Применение современных информационных технологий в образовании. Выпуск 2. СПб., — 2003. -С. 38−41.
  40. С.Г., Гриншкун В.В. Технология информационного интегрирования в разработке учебников и учебных пособий для
  41. Интернет. Материалы VIII конференции представителей региональных научно-образовательных сетей «Relarn-2001». / Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского университета. 2001.
  42. С.Г., Гриншкун В. В., Краснова Г. А. К вопросу о Концепции образовательных электронных изданий и ресурсов. // В сб. «Современная образовательная среда». Тезисы докладов по материалам Всероссийской конференции. М.: ВВЦ. — 2002. — С. 56−57.
  43. С.Г., Гриншкун В. В., Макаров С. И. Методико-технологические основы создания электронных средств обучения. // Научное издание. Самара.: Издательство Самарской государственной экономической академии. — 2002. — 110с.
  44. В.В. Развитие интегративных подходов к созданию средств информатизации образования: Автореф. дисс. докт. пед. наук. М., -2004. — 48с.
  45. В.В. Теория и практика применения иерархических структур в информатизации образования и обучении информатике. М.: МГПУ. -2004.-418 с.
  46. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика. — 1986. — 240 с.
  47. Е.В. Школьный мультимедийный музей информатики // Информатика и образование. 2000. — № 2. — С. 41−44.
  48. Э. Жизнь в эпоху Интернета: Relase 2.0: Пер с англ. М.: Бизнес и компьютер. — 1998. — 397 с.
  49. В.П., Вымятнин В. М. Принципы и технологии создания электронных учебников. Томск., — 2002.
  50. В.П., Руденко Т. В., Серкова Н. В. Психолого-педагогические особенности ДО. // Высшее образование в России. 2000. — № 3. — С. 124−128.
  51. З.О., Федоров Б. И. Логика компьютерного диалога. М.: Онега. — 1994. — 240 с.
  52. С.А. Индивидуальная память и процессы обучения. // Психология и социология образования. 1997. — № 4.
  53. Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна. / Под ред. кандидата педагогических наук М. В. Моисеевой. М.: Издательский дом «Камерон». — 2004. — 216 с.
  54. С.Д. Сетевые технологии в школе и педагогическом вузе. // Педагогическая информатика. М. 1997. — № 2. — С. 39−55.
  55. В.А. Методика создания и использования прикладных программ на основе мультимедиа технологии в обучении информатике: Дис. канд. пед. наук. М., — 1999. — 154 с.
  56. Компьютерные телекоммуникации в школе. Пособие для учителя / под. ред. д-ра. пед. наук, проф. Е. С. Полат. М.: РАО, ИСО. — 1995. — 168 с.
  57. Е.Т. Внутрипредметное структурирование учебного материала как средство оптимизации обучения: Дис. канд. пед. наук. М., -1984.- 174 с.
  58. П.С., Петров А. А. Принципы построения моделей. М.: Изд-во МГУ. — 1983. — 264 с.
  59. К.П. Особенности проектирования интерфейса средств обучения. Информационные и коммуникационные технологии в образовании. // Информатика и образование. 2002. — № 4.
  60. А. А. Кариев С. Основные направления совершенствования методической подготовки учителей информатики в педвузах // ИНФО -1997-№ 6-с. 13−20
  61. А.А. Общеобразовательный стандарт по информатике. М.: Прометей. — 1998.-С. 148−163.
  62. А.А. Школьная информатика: что дальше? // Информатика и образование. 1998. — № 2. — С. 14−16.
  63. А.Г., Эпиктетов М. Р. Активные гипертекстовые среды на уроках информатики. // Информатика и образование. 1994. — № 1. — С. 27−36.
  64. О. Г. Взаимодействие компьютера и человека как социальное явление // Педагогический вестник. 1998. — № 2.
  65. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа. — 1991. — 224 с.
  66. А.Р. Психология ощущения и восприятия. // Учебно-методическое пособие по курсу общей психологии. Выпуск 2. / М.: МГУ, 1967.-78 с.
  67. С.И. Системы требований, предъявляемых к разработке и использованию электронных учебников. // Математика, компьютер, образование: Тез. 10 междунар. конф. Пущино, 20−25 января 2003 г. -М. Ижевск, — 2003. — С. 36.
  68. К.Б. Моделирование в психолого-педагогической деятельности. М. — Вологда — СПб.: Русь. — 1997. — 224 с.
  69. И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. М.: Изд-во МГУ. — 1999. — С. 7−10.
  70. Метаданные об образовательных информационных ресурсах. Спецификация информационной модели. М.: РГУИТП, ГНИУ «ЦИАН». — 2002. — 66 с.
  71. А.В. Развитие методической системы подготовки по информатике в педагогическом вузе в условиях информатизации образования: Автореф. дисс.. док. пед. наук. МГОПУ. Воронеж. -1999.-40 с.
  72. А.В. Современные аспекты развития образовательной области «Информатика» // Педагогическая информатика, № 1,1998, С.3−9.
  73. А.В., Старова Т. С. Типология образовательных веб-сайтов. http://center.fio.ru/vio/vio02/cdsite/ Articles/Art44.htm
  74. Моделирование как метод научного исследования (гносеологический анализ). / Под ред. Б. А. Глинского, Б. С. Грязнова, Б. С. Дынина, Е. П. Никитина. Минск: Изд-во МиГУ. — 1965. — 248 с.
  75. Моделирование обучения и поведения. / Под ред. М. С. Смирнова. М.: Наука, 1975.-238 с.
  76. Моделирование социальных процессов. / Под ред. Э. П. Андреева, Ю. Н. Гаврильца. М.: Наука. — 1970. — 228 с.
  77. В.В. Теоретические основы создания учебной информационной среды телекоммуникационного обучения.: Автореф. докт. дис. М., 2000. — 38 с.
  78. О.С., Уварова Т. Г. Справочник для инженеров знаний // Тезисы докладов Всесоюзного совещания «Экспертные системы». М. — 1990. — С.7−8.
  79. В.М. Что такое новая информационная технология обучения? // Математика в школе. 1990. — № 2. — С. 47−52.
  80. Т.С., Полат Е. С. Средства обучения: технология создания и использования. М.: Изд-во УРАО. — 1998. — 204 с.
  81. А.П. Методика работы с современной информацией //Информатика и образование. 2001. — № 4.
  82. Р.С. Общие основы психологии. М., 1994. — 301 с.
  83. Я.Г. Модели в науке и технике: История, теория, практика. -Л.: Наука. 1984. — 189 с.
  84. Новые педагогические информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Под ред. Е. С. Полат. М.: Академия. -2000. — 272 с.
  85. Общероссийский классификатор продукции ОК 005−93 (в редакции от 24.05.2000) http://linux.nist.fss.ru/hr/doc/ok/okpl .htm96.0син А. В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. -М.: Издательский сервис. 2004. — 320 с.
  86. Оценка качества программных средств учебного назначения. Общие положения. Проект. РОСЦИО. // Исп.: Ваграменко Я. А., Роберт И. В., Мороз В. К., Галкина А. И. М., — 1993. 8 с.
  87. Пак Н.И., Хегай Л. Б. Открытые эволюционно-адаптивные средства обучения в условиях глобальной информатизации. // Педагогическая информатика. № 1.-2000. — С. 3−9.
  88. Пахомова НЛО. Метод проектов: функции и структура учебного проекта. // Технологическое образование. 1997. — № 1. — С. 92−96.
  89. Педагогика: Учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М: Школа-Пресс. — 1998. — 512 с.
  90. И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС.1996.-423 с.
  91. Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Акадения. — 2003. — 272 с.
  92. Е.С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петрова А.Е Новые педагогические и информационные технологии в образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров. -М.: Издательский центр «Академия». 2002. — 147 с.
  93. О. А. Деловая игра на уроке информатики //Информатика и образование. 2003. — № 3. — 32 — 37.
  94. Е.А. Упорядочение и совершенствование дидактического объяснения: Дис. канд. пед. наук. Днепропетровск, 1979.- 157 с.
  95. И.Р., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986. — 431 с.
  96. В.И., Добудько Т. В. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. физ.-мат. фак. пед. ин-тов. -Самара: Изд-во СамГПИ. 1993. -251с.
  97. И.В. Концепция внедрения средств новых информационных технологий в учебный процесс вуза / НИИ шк. оборудования и техн. средств обучения АПН. М.: АПН. — 1990. — 36 с.
  98. И.В. Средства новых информационных технологий в обучении: дидактические проблемы, перспективы использования // Информатика и образование. 1991. — № 4. — С.21−24.
  99. И.В. Экспертно-аналитическая оценка качества программных средств учебного назначения. // Педагогическая информатика. 1993. — № 1. — С. 54−62.
  100. Рок Ирвин, Введение в зрительное восприятие, 2 книги: Пер. с англ. М.: Педагогика. 1980, — 311с.
  101. В.А., Корниенко А. В., Демидович Д. В. Качество экранных изображений в обучающих программах // Педагогическая информатика. 2002. — № 1. — С. 42−55.
  102. В.А., Корниенко А. В., Демидович Д. В. Разработка личностно-ориентированных педагогических технологий в образовательной среде. // Педагогическая информатика. 2002. — № 2. -С. 10−11.
  103. А .Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования // Высшее образование в России. 1994. — № 2. -С. 29−37.
  104. А.П., Есин Д. В. Телекоммуникации в образовании: региональная реализация // Педагогическая информатика. № 2. — 1994. -С. 47−51.
  105. И.Ф. Повышение эффективности усвоения алгебры на основе структурирования учебного материала: Автореф. дис. канд. пед. наук. Киев, 1984. 18 с.
  106. Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. М.: Народное просвещение. — 1998. — 256 с.
  107. Т. Новые информационные технологии и содержание обучения //Информатика и образование. 1991. — № 1. — С. 3−10.
  108. Т.А. НИТ и содержание обучения // Информатика и образование. 1991. — № 1.
  109. А.С., Хуторской А. В. О повышении квалификации с помощью сети Интернет. // Школьные технологии. 2000. — № 6. — С. 178.
  110. М.Н. Проблемы современной дидактики -М.: Педагогика. 1984. — 95 с.
  111. С.Д. Педагогика и психология высшего образования. -М.: Аспект-Пресс. 1995. — 271 с.
  112. В.М., Захаров JI.H., Соколова В. В., Гребнев И. В. Проектирование и диагностика качества подготовки специалистов. -М., 1994.- 105 с.
  113. Г. Ю. Теория и методика обучения работе в сети Internet (на примере подготовки преподавателя информатики, методиста-организатора НИТ): Автореф. дисс. канд. пед. наук. СПб., 1999. — 19 с.
  114. A.M. Логическая структура учебного материала: Вопросы дидактического анализа. М.: Педагогика. — 1974. — 192 с.
  115. Н.Ф. Совершенствование обучения в высшей школе // Советская педагогика. 1973. — № 7. — С. 74−75.
  116. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В. В. Краевского, И .Я. Лернера. М.: Педагогика. — 1983. — С. 311.
  117. Теория и практика создания образовательных электронных изданий. Беляев М. И., Григорьев С. Г., Гриншкун В. В., Демкин В. П., Краснова Г. А., Макаров С. И., Щенников С. А. и др. Часть I. 72 с. М.: Изд-во РУДН. — 2003. — 241 с.
  118. Требования к знаниям и умениям школьников: Дидактико-методический анализ / под ред. А. А. Кузнецова. М.: Педагогика. -1987.-С. 24.
  119. А.Ю. Интегрированный курс «Компьютерное дело» // Информатика и образование. 1997. — № 6. — С. 9−19.
  120. А.Ю. Компьютерные коммуникации и современное образование. М.: Эйдос, — 1999. http://www.eidos.ru/books/uvarov/begin.htm
  121. А.Ю. Электронный учебник: теория и практика. М.: Изд-во УРАО. — 1999. — 220 с.
  122. Философский словарь / Сост А. А. Грицианов. Мн.: Изд В.м. Скакун. — 1998. — 896 с.
  123. . И.Ф. Педагогика. 3-е изд. — М.: Юристъ. — 1997. — С. 127−128.
  124. М.С. Информационные технологии в обучении: Учеб. пособие. Тамбов: ТГПУ. — 1997. — 121 с.
  125. Человеческий фактор. Сб., под редакцией Г. Салвенди, в 6-ти томах, М.: Мир. — 1991.
  126. Л.Ф. Дидактические основы обобщения естественнонаучных знаний: Автореф. дис. канд. пед. наук. Уфа, — 1997. -18 с.
  127. М.В. Методическая система фундаментальной подготовки будущих учителей информатики в педагогическом вузе в условиях двухступенчатого образования: Автореферат дисс. д-ра пед. наук.-Спб., — 1994.-36 с.
  128. А.В. Методические основы внедрения телекоммуникационных технологий в обучение информатике в средней школе: Автореф. дис. канд. пед. наук., М., 2000, 18 с.
  129. М.С., Ясская Ф. С. Новые данные о механизмах опознавательного процесса в условиях бинарной классификации. // Вопросы психологии. 1971. — № 6. — С. 43−52.
  130. Н.И. Технические средства и аудиовизуальные технологии обучения . // Наука и Школа. № 3. — 1999.
  131. А.Е. Совершенствование содержания подготовки педагогических кадров к применению информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности: Автореф. дисс. канд. пед. наук. МПГУ. М., — 2000. — 19 с.
  132. Е. Характеристика образовательного пространства Интернет. Человек и информационное общество. Образовательный сектор.// www.phis.org.ru.
  133. Advanced Telecommunications, 1996. № 4. — P. 12.
  134. Berenfeld В. Liking Students to the Infospher, Technology Horizon in Education // T.H.E. Journal. 1996. — № 23. — p. 78−83.
  135. Berners-Lee Т. Weaving the Web: The original design and ultimate destiny of the World Wide Web by its inventor. 1st edition. Collins. 2000. -256 p.
  136. Cooper A. About Face: The Essentials of User Interface Design. John Wiley & Sons.-2003.-504 p.
  137. Cooper A. The Inmates Are Running the Asylum: Why High Tech Products Drive Us Crazy and How To Restore The Sanity. Second edition. Sams.-2004.-288 p.
  138. Cotler E. and Goto K. Web ReDesign 2.0 Workflow that Works. Second edition. New Riders Press. 2004. — 296 p.
  139. Fleming J. Web Navigation: Designing the User Experience. 1st edition. O’Reilly & Associates, 1998. 264 p.
  140. Hackos J.T., Redish J.C. User and Task Analysis for Interface Design. 1st edition. John Wiley & Sons, 1998. 512 p.
  141. Hartog R.J.M. Computer assisted learning: from process control paradigm to information resourse paradigm of microcomputer applications. // Academic press. 1989. — Vol.12. — № 1.
  142. Hassard J. Using the Internet as an effective science teaching tool. Resource handbook. Bellevue. 2000.
  143. IEEE 1484.12.1−2002. Learning Object Metadata standard. // New York: IEEE, 2002.
  144. Interacting with Computers. //The Interdisciplinary Journal of Human Computer Interaction. — Edinburgh.: Butterworth — Heinemann. — 1991. — № 2. — Vol. 3.
  145. Janes J.W. and Rosenfeld L.B. «Networked Information Retrieval & Organization: Issues and Questions» Journal of the American Society for Information Science, September 1996.
  146. Johnson J. GUI Bloopers: Don’ts and Do’s for Software Developers and Web Designers. 1st edition. San Francisco.: Morgan Kaufmann. -2000.-584 p.
  147. Kipfer В. The Order of Things: How Everything in the World Is Organized into Hierarchies, Structures & Pecking Orders. Revised edition. Random House Reference. 2001. — 416 p.
  148. Korhonen M. Project as a Learning Method in Expert Development // Informatics in Education. 2002. Vol. 1.
  149. Krug S. Don’t Make Me Think! A Common Sense Approach to Web Usability. Second edition. New Riders Press. 2005. — 224 p.
  150. Leifer L., Sume D., Wurman R. Information Anxiety 2. 1st edition. Que. 2000. — 308 p.
  151. Mayhew D. The Usability Engineering Lifecycle: A Practitioner’s Handbook For User Interface Design. 1st edition. San Francisco.: Morgan Kaufmann. — 1999. — 542 p.
  152. Miller E. The Internet Resource Directory for K-12 Teachers and Libraries. Libraries Unlimited. — 1996.
  153. P. «Information Architecture and Ulcers». Argus Center for Information Architecture, June 21, 2000. http://argus-acia.com/strangeconnections/strange002.html
  154. P. «Information Architecture». Mainspring, September 1997.
  155. P. «Worst Web Faux Pas: Three Site-Structure Sins and How to Avoid Them». Macworld, February 1999.
  156. Nielsen J. Designing Web Usability: The Practice of Simplicity. New Riders press. 1999. — 432 p.
  157. Nielsen J. Usability Engineering. 1st edition. San Francisco.: Morgan Kaufmann. — 1994. — 362 p.
  158. L. «Information Architecture: Critical for Intranet Environments». Intranet Professional, November/December 2000.
  159. L. «Seven Pitfalls to Avoid in Information Architecture». Internet World, December 2000.
  160. Rosenfeld L., Morville P. Information Architecture for the World Wide Web, First Edition. O’Reilly & Associates. 1998. — 486 p.
  161. Rubin J., Handbook of Usability Testing: How to Plan, Design and Conduct Effective Tests. 1st edition. New York.: John Wiley & Sons. -1994.-352 p.
  162. Spool J. M. editor. Web Site Usability: A Designer’s Guide. 1st edition. San Francisco.: Morgan Kaufmann. — 1998. — 156 p.
  163. Tomas R. Benefits and costs of computer conferencing in adult education. // Intelligent Tutoring Media. Vol.1. — № 2. — 1990. — P. 65−72.
  164. Toub S. and Rosenfeld L. «Navigating Through Stars: An Information Architecture Critique of Stars.com». The Web Developer’s Virtual Library, August 1997.
  165. Tufte E. The Visual Display of Quantitative Information. Graphics Press,-2001, — 197 p.
  166. T. «Multiple Paths to Web Usability» conference presentation, Make It Easy 2000 (IBM, May 17, 2000). http://www-3 .ibm.com/ibm/easy/eouext.nsf/Publish/1323
  167. Tulvin B. Memory and consciousness // Canadian Psychologist. 198. — P.26.
  168. Veen J., The Art & Science of Web Design. 1st edition. New Riders Press. 2000. — 300 p.
  169. Watson O. A networked learning environment: Toward new teaching strategies in secondary education. // Educational technology.- 1996.- Vol. 36, N5.- P. 40−43.
  170. William W. Research Methods in Education. 8th edition. Boston.: Allyn & Bacon, 2004. -528 p.
  171. Williams B. The Internet for Teachers. IDG Book Worldwide. -1999.-380 p.
  172. Wodtke K. Information Architecture: Blueprints for the Web. New Riders Press. 2002. — 368 p.
  173. Wurman R.S. Information Architects. Graphis. 1996. — 350 p.
Заполнить форму текущей работой