Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Художественно-эстетические функции женских характеров в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Человек в изображении Достоевского одновременно и разумно-духовное и чувственно-телесное существо. Он располагает способностью или нарушать требования совести, отдаваясь своим огненным страстям, или следовать призывам своей высочайшей духовности. Поэтому в творчестве Достоевского подлинная любовь к целостной личности другого человека появляется, когда человек победит в себе демоническое начало… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Этико-философские воззрения Ф. М. Достоевского в 1860 — 1870гг
  • Глава II. Принципы типологического подразделения характеров в романах Ф.М. Достоевского
  • Глава III. Женские характеры в романе «Братья Карамазовы»
    • 1. Женские характеры в оценке ученых
    • 2. Концепция женского характера и принципы психологизма
    • 3. Философия любви

Художественно-эстетические функции женских характеров в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Роман «Братья Карамазовы» исследователи называют самым изумительным по силе и совершенству произведением Достоевского, в котором подводится итог всему, что сказано писателем на протяжении всей жизни. Лейтмотивами романа являются глубочайшие философские вопросы о сущности и назначении человека. Для писателя нет ничего дороже и значительнее человека. Он — абсолютная ценность. Важнейшим в религиозно-философских исканиях Достоевского и определяющим сложную структуру личности в его романах является поиск первичного начала, противостоящего вихрю порочных страстей человека. Миропонимание Достоевского раскрывается в выборе тем его творчества. В каждом романе 60-х — 70-х он изображает человека-искателя, который на пути индивидуализма стремится решить проблему жизнеустройства и терпит на нём полное поражение потому, что в самом себе ощущает протестующее глубинное нравственное сознание. Писателя интересует человек, ищущий Бога, абсолютное начало.

В науке отмечался исключительный антропологизм и антропоцентризм Достоевского. По мысли Н. А. Бердяева, у писателя: «Человек — микрокосм, центр бытия, солнце, вокруг которого все вращается"1. Русские религиозные мыслители от А. С. Хомякова и B.C. Соловьева и до С. Н. Булгакова и Г. В. Флоровского были глубоко убеждены в том, что основу вселенского существования составляет духовное начало, человек же обладает свободной духовной сущностью. Н.А. Бердяева2, B.C. Соловьева3, С.Н. Булгакова4, Б.П. Вышеславцева5, В.В. Зеньковского6, В.В. Розанова7 объединяет понимание человека как созданного по образу и подобию Божиму. Их размышления об онтологических воззрениях Достоевского, сказавшихся и в понимании женских персонажей, носили несколько абстрактный характер, но отвлеченность суждений, необходимая в философском исследовании, таила в себе возможность аналитических трактовок образов в романах великого писателя.

Ещё при жизни Ф. М. Достоевского В.Г. Белинский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев, М. А. Антонович, А. А. Григорьев, Н. Н. Страхов, Н.К. о.

Михайловский рассматривали его творчество с разных, порой, крайне противоположных позиций.

В литературоведческих работах 20-х — 30-х годов XX века, посвященных поэтике Достоевского, в статьях и монографиях В.В. Виноградова9, Л.П. Гроссмана10, Б.Г. Реизова11 творчество писателя рассматривалось по преимуществу в его связях, с одной стороны, с творчеством Н. В. Гоголя и писателей натуральной школы, а с другой — с произведениями современных ему европейских писателей.

В советский период существенную роль в разработке различных аспектов и направлений понимания специфики гения Достоевского, его национальных истоков и мирового значения сыграли работы Г. М. Фрид-лендера12, Г. К. Щенникова13, А.В. Чичерина14, Т.С. Мотылевой15, Б.И. Бурсова16, JI.M. Роземблюма17, Ф.И. Евнина18, Р.Г. Назирова19 и многих других.

Одно из ведущих направлений изучения наследия Достоевского 80 — 90-х годов XX века — углубленное исследование религиозно-философских исканий писателя. (И.А. Есаулов20, М.М. Дунаев21, А.П. Власкин22, Т.А. Касаткина23, Г. Г. Ермилова24).

Роман «Братья Карамазовы» отличается глубоким философско-эстетическим содержанием. Поэтому, несмотря на имеющиеся многочисленные исследования, ученые продолжают обращаться к нему,.

25 находя новые аспекты и пути изучения (монографии Л. П. Гроссмана, В.Е. Ветловской26, Г. М. Фридлендера27, Г. К. Щенникова28, А.С. Долинина29, В.К. Кантора30, Н.М. Чиркова31 и других).

Из последних диссертационных исследований значимы работы А. В. Поповой «Женский вопрос в романном пятикнижии Ф. М. Достоевского.

Преступление и наказание", «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы»)" (1993), Т. В. Зверевой «Проблема словесного знака и структура романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» (1996), Т. А. Чернышёвой «Воплощение авторской позиции в романе Достоевского «Братья Карамазовы» (1999) Н. А. Меркурьевой «Онтология свободы в системе нравственно-религиозных исканий Достоевского («Легенда о Великом инквизиторе» в контексте романов «Братья Карамазовы», «Бесы») (2000), А. А. Колесникова «Особенности переосмысления библейского архетипа «жертвы» в романах М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» и Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» (2001).

Обзор литературы свидетельствует о том, что проблема женского характера лишь затрагивалась исследователями, но не стала предметом специального изучения.

В произведениях русских писателей, в частности, И. С. Тургенева, JI.H. Толстого, женщина рассматривается как самостоятельная личность с явно выраженными духовными интересами. В романах Достоевского женщина «не сама по себе интересует автора, а лишь как «момент в судьбе мужчины». Она связана с трагической судьбой своего избранника. Достоевский был новатором в изображении взаимосвязей мужчины и женщины. Трагедия свободы определяет мужские и женские характеры. В диссертации проблема свободы рассматривается через призму женских образов и в соотнесенности с нравственным уровнем героинь. В этом и состоит актуальность исследования.

Научная новизна работы. Женские образы в романе «Братья Карамазовы» рассматриваются в контексте религиозно-нравственных воззрений писателя, внутренний духовно-психологический конфликт героинь романа «Братья Карамазовы» — как главная форма психологического анализа Достоевского. Правильное понимание теоцентрической концепции человека имеет первостепенное значение при исследовании романного искусства Достоевского. Духовная эволюция героинь прослеживается в контексте проблемы свободы.

Объект исследования — антропология в системе религиозно-философских воззрений Ф. М. Достоевского и художественно-эстетические функции женских характеров романа «Братья Карамазовы».

Предмет исследования — женские образы романа «Братья Карамазовы» в этико-эстетическом содержании произведения.

Методологическая основа — сочетание историко-функционального и сравнительно-типологического подходов дает возможность показать многомерность романа.

Цель работы — раскрыть художественно-эстетические функции женских характеров в романе «Братья Карамазовы" — рассмотреть структуру женской личности в общей концепции человекаопределить типологические особенности героинь романа.

Цель определила следующие задачи:

• проследить эволшгщенских персонажей в романе с целью выявления их духовности, сказавшейся в мере их свободы и её характере;

• исследовать релянинравственные взгляды Достоевского в неразрывной связи с его антропологией;

• рассмотреть CTpjzatje и функциональные особенности женских образов Достоевского, проследить духовно-психологическую драму героинь;

• выявить своеобраудожественной манеры писателя, диалогизм мышления, диалектику характеров;

• определить место нжих образов в структуре романа, открывающего новую страницу в художественном освоении философии любви.

На защиту выносятся следующие положения:

• В натуре героев Достоевского скрывается сложное сплетение противоположных наклонностей и устремлений, приводящее их в состояние раздвоения и драматических колебаний, которое нередко разрешается сознательным и самостоятельным выбором пути.

• Достоевский изображает человека в его свободной духовной сущности, в той свободе, которая является величайшим развитием личности, безраздельно отдающей себя всем и каждому. Проблема свободы — центральная в религиозно-философских исканиях писателя, определяющая типологию героев, которых можно разделить на противоположные категории в зависимости от того, как они осуществляют свободу.

• Тема христианского смысла истории — одна из центральных в русской философии. Писатель стремится к онтологическому оправданию истории. Путь человечества мыслится им как путь к обожению. Типология героев связана с религиозно-философскими, а также историческими воззрениями писателя.

• Все героини Достоевского в той или иной степени переживают трагедию раздвоения. Все они, следовательно, участницы периода «цивилизации», но у них разное отношение к настоящему этапу истории и будущему, когда люди обратятся к идее Богоподобия.

• Важнейшая особенность художественного изображения Достоевским человека (имеются в виду женские характеры) — выявление его глубинного центра — его внутреннего «Я». В зависимости от духовной зрелости человека свобода проявляется или как своеволие, в результате стремления к эгоистическому самоутверждению, или выражается в готовности жертвенного служения другим.

Теоретическое изучение онтологии свободы и рассмотрение в этом аспекте женской личности составляют теоретическую значимость работы.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования его материалов при создании монографических работ по творчеству Ф. М Достоевского и при разработке общих и специальных курсов по истории русской литературы второй половины XIX века.

Апробация работы. Главы диссертации и работа в целом обсуждались на заседаниях кафедры истории русской литературы XI—XIX вв. Орловского государственного университета. Материалы исследования нашли отражение в докладе на научной конференции, посвященной 130-летию со дня рождения С. Н. Булгакова (Орел, 2001). Основные положения работы изложены в 4 публикациях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения и трех глав и заключения. Общий объем работы — 174 страницы. Библиография включает 274 наименования.

Заключение

.

Для творчества Достоевского характерен принцип исключительности каждой личности. Писатель шел к пониманию сущности человека как существа всемирного, вселенского, которое желает понять себя как частицу всеобщего, абсолютного, безусловного, свободного целого. Достоевский считает, что и добро, и зло изначально присущи человеческой природе. Понятия правды и добра живут в каждом человеке, хотя бы и в самом последнем злодее. Даже в падении и преступлении человек ощущает свою вину. У самых закоренелых циников чувство вины выражается в неотвязной скуке, убивающей волю к жизни, в кошмарных сновидениях, трансформирующих угрызения совести. Нравственное начало является как бы прирожденным или глубоко скрытым, но в решающий момент оно пробуждается и предъявляет свои права. Человек чрезвычайно сложен и внутренне противоречив: наряду с темными, иррациональными и жестокими влечениями имеется и светлое начало — стремление к единению с людьми, вечная потребность в гармонии и любви. Духовно-психологический конфликт предстает одновременно и как отражение противоречивой социальной действительности, и как извечная, метафизическая борьба добра и зла.

Вся история человечества рассматривается Достоевским как «развитие, борьба, стремление» к достижению «вековечного идеала» — обожения. Человек не может «возлюбить ближнего, как самого себя», потому что его связывает «закон личности». Но он не просто земное животное, не просто часть природы. Человек носитель внутренней свободной духовности. Она проявляется в нем как голос совести. Правильный вывод заключается, следовательно, не в том, что человеческую личность нельзя изменить, а в том, что она слишком сложна, чтобы измениться под воздействием одних только социальных мер, социального переустройства жизни.

Многие герои писателя переживают глубокую внутреннюю драму, в них сочетается способность жертвовать собой и порывы гордости, бунтарства.

Персонажи Достоевского отличаются друг от друга мерой духовной свободы и степенью ее реализации. Они по-разному реагируют на требования нравственного закона. Если этот закон нарушается — свобода становится своеволием. По мысли писателя, для человечества возможны два пути развития, в зависимости от умения пользоваться даром духовной свободы. Путь нарушения нравственного закона с целью эгоистического самоутверждения — это путь Антихриста, развитие превращается в деградацию, а свобода становится своеволием. Путь любви — это продвижение к идеалу, люди последуют за Христом, «побеждая ненормальность и грех в своей душе», они приблизятся к периоду обожения.

Грушенька, Катерина Ивановна как и их предшественницы -(Настасья Филипповна, Дуня Раскольникова, и даже Соня Мармеладова — являются участницами периода цивилизации. Отношение их к настоящему и будущему в развитии человечества определяется степенью их духовности. Обе эти женщины в кризисных ситуациях преодолевают в себе повышенное чувство личности, индивидуалистические порывы.

Героини последнего романа Достоевского в конце уже не те люди, что в начале. От заблуждений греха, нравственной незрелости, ненависти, злобы, двойственности они движутся к духовному просветлению, раскаянию и добру. В борениях страстей, в жизненных испытаниях героини очищаются от скверны, и в их душах побеждает идеал Мадонны, высшая гармония, что ставит их на путь движения к обожению.

Женские образы писателя явились необыкновенным художественным достижением. Это стало возможным в результате сосредоточенного изучения полярной, двойственной, неожиданной, иррациональной женской личности. «. У женщин чувство берет верх даже над очевидностью здравого смысла», — писал Достоевский. (28,1- 235).

Писатель показывает женщин в разные мгновения, которые заключают в себе целый комплекс ощущений, эмоций, граней. Мы рассматривали внутренний духовно-психологический конфликт героинь романа как проявление особой психологической манеры Достоевского.

Писатель обращается к изображению сложной и противоречивой природы человека, драматических колебаний, вызванных борьбой противоположных начал. У Достоевского нет речи о неизменной, раз и навсегда данной природе человека. Личность подвержена изменению, развитию. И только в соединении с нравственной решимостью, нравственной установкой личность может пробиться к истине, отбросить гордость, эгоизм, страх, личные мотивы. Для Достоевского нравственное есть проявление трансцендентного, которое писатель объясняет как высокую духовность человеческой личности.

Анализируя женские характеры романа «Братья Карамазовы», мы учитывали формальные особенности произведения, а так же этико-религиозные воззрения писателя. Нас интересовала такая ферма выявления авторской позиции, которая сказалась в изображении психологического конфликта персонажа, его внутренней духовной драмы, средствами раскрытия последней являются формы диалогической речи, сцены драматического действия в сочетании с рисунком жестов, мимических изменений. Портреты женских персонажей психологически выразительны, что достигается с помощью прямых нравственно-психологических характеристик, и в меньшей степени — подтекстовости внешних признаков. Выдвинутые в описании внешности героинь замечания, оценки, догадки, раскрываются и подтверждаются в их словах, действиях, поведениинравственно-психологическая характеристика — фактор, способный играть часто основополагающую роль в ходе развития сюжета: сочетание властной самоуверенности и доброты у Катерины Ивановны, инфернальность и искренность у Грушеньки.

Ф.М. Достоевскому удалось показать диалектические процессы душевной жизни. Человек дается в состоянии хаоса, разрушения, отрицания, но иногда в перспективе будущего восстановления. Достоевский ищет то абсолютное, первичное начало, которое поможет людям «воскреснуть» и «объединиться с себе подобными». Только взяв на себя все грехи мира, человек, по мнению писателя, сможет очиститься, приблизиться к Христу.

Развитие характеров Грушеньки, Катерины Ивановны прослеживается в диалогических сценах, в которых героини выступают как объекты своего собственного слова. Их сознание выражается в полной самостоятельности и независимости от автора.

Образы Катерины Ивановны и Грушеньки созданы в сложении двух главных пересекающихся тем: гордости и высокой моральной чуткости. «Совмещение двух контрастирующих стихий в крайнем их обострении и интенсивности создает общий трагический пафос страдания, внутренней безысходности"1.

Катерина Ивановна и Грушенька, каждая по-своему, несут раны и муку искажения и извращения ради удовлетворения своей гордости. Утверждая себя, они оскорбляют в себе глубочайшую духовность. Но в них жива потребность в любовном общении, приобщении себя к другой сострадающей душе. Они жаждут понимания, прощения и любви. Поэтому Достоевский открывает перед ними перспективу духовного возрождения.

По мысли писателя, человечество через борьбу противоположных начал поднимется на высшую ступень переживания любви как сущности вселенской жизни. Путь к гармонии лежит через нравственное возрождение людей, которых в переходный период спасают зареты Христа.

Вне любви человек весь сосредоточен на себе, он считает себя абсолютным центром. Любовь приводит к открытию других центров. Только при возникновении любви возможна самоотдача. Это касается всякой любви — различные ее виды не заменяют, а дополняют друг друга.

Человек в изображении Достоевского одновременно и разумно-духовное и чувственно-телесное существо. Он располагает способностью или нарушать требования совести, отдаваясь своим огненным страстям, или следовать призывам своей высочайшей духовности. Поэтому в творчестве Достоевского подлинная любовь к целостной личности другого человека появляется, когда человек победит в себе демоническое начало. Такая любовь позволяет ему нравственно возродиться. «Нужно найти и полюбить свое другое „я“, живую, цельную личность, и тогда оторванность от всякой реальности мира л прекращается». Это любовь уже не инфернальная, а возведенная на уровень духовного переживания — сублимированный эрос. Такое перерождение возможно исключительно потому, что в основе мира лежит божественная сущность, а не хаос. Это божественное начало проявляется в личности как голос совести. Человек, повинуясь этому призыву, может победить ненормальность и грех, таящиеся в его душе. Ведь человек в своей глубочайшей основе существо положительное, духовно свободное, «помнящее Бога». Достоевский целиком принимает рассуждения Константина Левина из романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина»: «С совестью, с понятием о добре и зле каждый человек рождается, стало быть, рождается и с целью жизни: жить для добра и не любить зло». Нужно «для души жить, Бога помнить"3. Таким образом, Достоевский признает закон жизни, как закон любви. Писатель призывает человека к подвигу любви. Он считает, что любовь обладает огромной воскрешающей силой. Но спасительна, по его мнению, л’ишь смиренная любовь, сострадающая любовь, или, иначе, любовь-самоотречение. Смирение и самоотречение, способность оценить личность другого человека очищает душу, спасает даже самого опустившегося и несчастного человека. Только в любви и через любовь человек становится человеком. Без любви он неполноценное существо, лишенное подлинной жизни и глубины и не способное понимать адекватно другого и себя. Любовь есть драгоценное благо, счастье и утешение человеческой жизни — более того, единственная подлинная ее основа — это есть истина общераспространенная, как бы прирожденная. По Достоевскому, каждый современный человек носит в себе зерно хаоса, и ему нужно, прежде всего, осознать это зло как таковое, а затем преодолеть его.

Женщины последнего романа Достоевского приходят к пониманию любви как наивысшей ценности. Их путь к подлинной свободе лежит через смирение и любовь.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.А. Эстетическая многоплановость творчества Достоевского // Творчество Достоевского: искусство синтеза. Под ред. JT.K. Щенникова, Р. Г. Назирова. — Екатеринбург. — 1991
  2. Алексеев J1. О «Братьях Карамазовых» // Русское богатство, 1881, № 11
  3. Ален Луи. Достоевский и Бог СПб.: СПб. филиал журнала «Юность», 1993
  4. М.С. Достоевский. По вехам имен. Саратов, 1975.
  5. И.Ф. Избранное М.: «Правда», 1987
  6. И.Ф. Книги отражений. — М., 1979
  7. Антоний (Храповицкий), митрополит Киевский и Галицкий. Словарь к творениям Достоевского (Не должно отчаиваться) — М.: Русская историко-филологическая школа «Слово», 1998
  8. М.А. Мистико-аскетический роман.// Ф. М. Достоевский в русской критике. Сб. ст. М., 1956. — С. 255 — 305
  9. Д. «Порог» у Достоевского. // Достоевский. Материалы и исследования. Т.2. Л., 1976.
  10. С. А. Религиозно-этическое значение Достоевского. // Ф. М. Достоевский. Статьи и материалы. СПб., 1992
  11. С.А. Психология характеров у Достоевского. // Ф. М. Достоевский. Статьи и материалы. Сб. 2. — М.-Л., 1924
  12. З.Г. Ф.М. Достоевский. Ужгород: изд. общ-во «Школьная помощь», 1922
  13. Барсотти Диво Достоевский. Христос страсть жизни — М.: Паолине, 1999
  14. К. «Сикстинская мадонна» в женских образах Достоевского// В мире книг, 1984, № 3. С. 78 — 80
  15. М.М. Проблемы поэтики Достоевского. — М., 1979.
  16. М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979 '
  17. В.Г. Смогу ли уверовать? СПб., 1994
  18. А.П. Художественные образы Ф.М.Достоевского. Эстетические очерки М.: Наука, 1974
  19. А.А. «Братья Карамазовы» (социально-философская проблематика //Творчество Достоевского. Сб. ст. М.: АН СССР, 1959.
  20. С.В. «Есть один закон ."// Слово. 2000 — № 3
  21. С.В. Имена и фамилии у Достоевского.// Русская речь. 1976. — № 5
  22. С.В. О художественном мастерстве Ф.М. Достоевского.//Русская речь 1971 — № 5. — С. 3 — 10
  23. С.В. Роман Достоевского Ф.М. «Преступление и наказание». Комментарий. J1., 1979.
  24. В.Н. Достоевский и философская мысль его эпохи. Концепция человека — Ростов-на-Дону: изд-во Рост, ун-та, 1987
  25. Бем АЛ. Достоевский. Психоаналитические этюды. — Берлин: «Петрополис», 1938
  26. Бем A.JI. У истоков творчества Достоевского. — Прага, 1936.
  27. Бердяев Н. А Русская идея. Париж: ИНКА-пресс, 1971. *
  28. Н.А. Миросозерцание Достоевского.// Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства: В2-х тт. — М., 1994
  29. Н.А. Новое религиозное сознание и общественность. -М., 1989
  30. Н.А. О назначении человека. — М.: Республика. -1998.
  31. Н.А. О русских классиках. Миросозерцание Достоевского. — М., 1993
  32. Н.А. Откровение о человеке в творчестве Достоевского. — М.: Русская мысль, 1918
  33. Н.А. Самопознание. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2000
  34. Библия. Книги священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Канонические тексты.
  35. Д.Д. Путь Алеши Карамазова // Изд. АН СССР. Сер лит. и язык. 1974. — т. 33, № 1
  36. Н.Ф. Достоевский и Тургенев. Творческий диалог — Л.: Наука, 1987
  37. Н.Ф. Достоевский о Христе и истине // Достоевский: Материалы и исследования. СПб., 1992.-Т. 10.-С. 21−30
  38. С.Н. Русская трагедия // О Достоевском. Сборник статей. — М., 1990
  39. С.Н. Тихие думы. Т.З. М., 1918
  40. В.И. Личность Достоевского. Л., 1979
  41. Е.Г. Романы Ф.М.Достоевского. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам — М.: Изд-во МГУ, 1997
  42. Бэлнеп Роберт Л. Структура «Братьев Карамазовых» — СПб.: «Академический проект», 1997
  43. Вдали от счастья больше ценишь его (к 180-летию Достоевского)// Слово. 2001. — № 6
  44. В. Живая жизнь. О Достоевском и Льве Толстом. Аполлон и Дионис (о Ницше) М.: Политиздат, 1991
  45. В.Е. Поэтика романа «Братья Карамазовы» Л.: Наука, 1977
  46. Н. Достоевский и Шиллер: Заметки русского германиста М.: Сов. писатель, 1984
  47. В.В. Эволюция русского натурализма: Гоголь и Достоевский. Л., 1929
  48. А.П. Анализ ситуативного поведения героев в романе Достоевского «Братья Карамазовы»// Научные доклады высшей школы. Филолог. Науки. 1988 — № 3.
  49. А.П. Идеологический контекст в романе Достоевского. — Челябинск, 1987
  50. Властитель дум: Ф. М. Достоевский в русской критике конца XIX начала XX века / Сост., вступ. ст. и комментарии Н. Ашимбаевой — СПб.: Худ. лит., 1997
  51. И. Последний год Достоевского. Исторические записки — М.: Известия, 1990
  52. И. «Родиться в России.» Достоевский и современники: жизнь в документах — М.: Книга, 1991
  53. .П. Русская стихия у Достоевского// Русские эмигранты о Достоевском. СПб., 1994
  54. .П. Этика преображённого Эроса// Русские философы. Антология. М., 1993
  55. Г. Д. Русский эрос // Опыты. Лит.-фил. сб. М.: Сов. пис., 1990.
  56. Г. В. Ф. Эстетика, т. 3. — М., «Искусство», 1971
  57. А.А. Гордые язычницы. // Творческий путь Достоевского/ под ред. Н. Л. Бродского. — Л.: Сеятель. — 1924.
  58. Л. О психологической прозе. М., 1977
  59. Я. Э. Достоевский и Кант. — М., 1963
  60. П.И. О взаимодействии реалистического и романтического начал в романе Достоевского «Идиот» // Вопросы романтического метода и стиля. Калинин, 1978
  61. Л.П. Достоевский. М., 1965.
  62. Л.П. Достоевский-художник // Творчество Достоевского. — М., 1959.
  63. Л.П. Жизнь и труды Ф.М.Достоевского. — М.-Л., 1935.
  64. Л.П. Поэтика Достоевского. М., 1925
  65. Л.П. Путь Достоевского. — Л., 1924.
  66. Л.П. Семинарий по Достоевскому. М.-Пг., 1923
  67. ГулыгаА.В. Немецкая классическая философия. — М., 1986.
  68. Гус М. Идеи и образы Ф. М. Достоевского. М., 1971
  69. Ю. Этика любви и метафизика своеволия. — М., 1982.
  70. Р.Л. Завещание Достоевского М., 1995
  71. В.Д. Идеи, страсти, поступки. Из художественного опыта Достоевского Л.: Сов. писатель, 1978
  72. Н.А. Полное собрание сочинений — Т.2. -М.: ГИХЛ, 1935
  73. А.С. Последние романы Достоевского. Как создавались «Подросток» и «Братья Карамазовы». — М. —Л., 1963
  74. А.Г. Воспоминания / Вступ. ст., подгот. текста и прим. С. В. Белова и В. А. Туниманова М.: Худ. лит., 1981
  75. Достоевский в воспоминаниях современников. В 2-х тт. — М., 1964.
  76. Достоевский в зарубежных исследованиях. — Л., 1978.
  77. Достоевский в конце XX века: Сб. ст. / Сост. К. А. Степанян — М.: Классика плюс, 1996
  78. Достоевский и его время Л., 1971.
  79. Достоевский и русские писатели — М., 1971.
  80. Достоевский и театр: Сборник статей / Сост. и общ. ред. А.А.4
  81. Нинова Л. г Искусство, 1983
  82. Ф.М. и православие — М.: Отчий дом, 1997
  83. Ф.М. Полное собрание соч. в 30-ти тт. — JL: Наука, 1972.
  84. Достоевский: эстетика и поэтика: Словарь-справочник/ Сост. Г. К. Щенников, А.А.Алексеев- науч. ред. Г. К. Щенников- ЧелГУ -(Достоевский и русская культура) Челябинск: Металл, 1997
  85. С. Об одном символе у Достоевского // Труды гос. акад. худ. наук М., 1928. — С. 163−198
  86. Е.М. Западноевропейский реализм на рубеже XIX — XX веков.-М., 1967
  87. М.Я. Традиции Достоевского в русской прозе: Книга для учителя М.: Просвещение, 1990
  88. Г. Г. Трагедия «русского Христа», или о «неожиданности окончания» «Идиота»// Роман Ф. М. Достоевского «Идиот»: современное состояние изучения. Сб. работ отечественных и зарубежных ученых под ред. Т. А. Касаткиной. — М., 2001,
  89. Г. Г. Христология Достоевского // Достоевский и мировая культура. — СПб., 1999
  90. И.А. Подчиниться или погибнуть: парадоксы женской субъективации в русской культуре конца XIX века // Общественные науки и современность. М., 2002. — № 3. — С. 164 — 171
  91. М.А. Исповеди в романе Достоевского «Братья Карамазовы». Дис.. канд. филол. наук: 10.01.01. — СПб, 1997
  92. В.Н. Система жанров Достоевского. Типология и поэтика JL: Изд-во Ленингр. ун-та, 1985
  93. Т.В. Проблема словесного знака и структура романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Дис.. канд. фи.лол. наук: 10.01.01. — Екатеринбург, 1996
  94. В.В. История русской философии. ~ Л.: Эго, 1991.
  95. В.В. Основы христианской философии. — М.: Ка-нон+6,1996
  96. В.В. Проблема воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993
  97. А.В. К проблеме «самостоятельности» героя в художественном мире Ф. Достоевского // Вестник МГУ Сер.9 Филология. 1980. № 2
  98. H.JI. Словесные лейтмотивы в творчестве Ф.М. Достоевского. Автореф. дис.. к.ф.н. — Екатеринбург — 2000
  99. В. И. Родное и вселенское М.: Республика, 1994
  100. В.И. Достоевский и роман-трагедия // Борозды и межи. М., 1916.
  101. А.А. Философские открытия Ф.М.Достоевского. — М.: Наука, 1995
  102. Е.А. Синтаксис художественной прозы Достоевского — М.: Наука, 1979
  103. В.К. «Братья Карамазовы» Ф. Достоевского. — М., 1983
  104. Н.И. Идея всеобщей истории. СПБ., 1885
  105. Л. Федор Павлович Карамазов как идеолог любви//0 Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881 1931 гг.-М., 1990. — С. 264 -278
  106. Ю.Ф. Достоевский и канун XXI века М.: Сов. писатель, 1989
  107. Ю.Ф. Самообман Раскольникова (Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») М.: Худ. лит., 1976
  108. Касаткин В. Н, Касаткина В. Н. Тайна человека. Своеобразие реализма Ф. М. Достоевского. Учебное пособие — М.: МПУ, 1994
  109. Т. А. Настасья-богатырка: сюжетная линия Настасьи Филипповны в русских былинах // Русская женщина и Православие. СПб., 1996
  110. Т.А. «Христос вне истины» в творчестве Достоевского // Достоевский и мировая культура. СПб., 1998. Т. 11.
  111. Т.А. Об одном свойстве эпилогов пяти великих романов Достоевского.// Достоевский в конце XX века. — М., 1996.
  112. Т.А. Характерология Достоевского. Типология эмоционально-ценностных ориентаций — М.: Наследие, 1996
  113. В.Н. Человек в творчестве Ф.М.Достоевского — М.: Худ. лит., 1986
  114. В.Н. Эстетика Ф.М.Достоевского. — М.: Высш. шк., 1989
  115. В. Я. Достоевский в шестидесятые годы. — М., 1966.
  116. В.Я. Достоевский-художник. Этюды и исследования — М.: Сов. писатель, 1972
  117. В.Я. Мир Достоевского. Статьи. Исследования — М.: Сов. писатель, 1983
  118. В.Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. М., 1974.
  119. А.А. Особенности переосмысления библейского архетипа «жертвы» в романах М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа
  120. Головлевы» и Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» // Дис.. канд. филол. наук. Орел. — 2001.
  121. О.В. Смешной человек в «Дневнике писателя» Ф.М. Достоевского// Филологические науки. 2001. — № 3.
  122. В.Ф. Журналистика// Молва, 1879, № 281. 12 октября.
  123. В.А. Блудный сын Достоевского //Вопросы философии. 1994. — № 2.
  124. А.Б. Исповедь подпольного человека. К антропологии Ф. М. Достоевского. М.: МАКСПресс, 2001
  125. Л.Г. Заметки к философии поступка у Достоевского.// Вопросы философии. 1999. — № 1.
  126. Л.Г. Нравственная значимость поступка в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» дис.. канд. филос. наук: 09.00.05.-М., 1998
  127. Ю.Г. Три круга Достоевского. Событийное. Временное. Вечное — 2-е изд., доп. — М.: Изд-во МГУ, 1991
  128. В.И. Жизнь и творчество Ф.М.Достоевского: Очерк -М.: Дет. лит., 1979
  129. Г. Б. В. Соловьев о Достоевском (проблема духовно-религиозного идеала)//Достоевский и национальная культура. — Челябинск, 1994.
  130. Г. Б. История человечества в сознании Ф.М. Достоевского и Вл. Соловьева// Контекст. 1996.
  131. Г. Б. К вопросу о трагическом в романе «Идиот»// Курляндская Г. Б. Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский. — Тула, 1986.
  132. Г. Б. Концепция героя и автора в книге М-М. Бахтина «Проблемы поэтики Достоевского».// Бахтинские чтения. Выпуск второй. Орел, 1997.
  133. Курляндская Г. Б. JI.H. Толстой и Ф. М. Достоевский. Тула, 1986
  134. Г. Б. Нравственный идеал героев Л.Н.Толстого и Ф. М. Достоевского: Книга для учителя М.: Просвещение, 1988
  135. Л. А. Некающаяся Магдалина, или почему князь Мышкин не мог спасти Настасью Филипповну // Достоевский и мировая культура. СПб., 1994.
  136. Летопись жизни и творчества Ф. М. Достоевского. В трех томах. 1821−1881. Том первый. 1821−1864 СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проект», 1993
  137. В. Достоевский. В 2 книгах М., 2000
  138. Н.О. История русской философии. М.: Высш. школа. 1991.
  139. Н.О. Бог и мировое зло М.: Республика, 1994
  140. Н.О. Условия абсолютного добра. — М.: Политиздат, 1991.
  141. Е.Л. Критические беседы.// Русская речь, 1879, № 12.
  142. Е.М. Достоевский в свете исторической поэтики. Как сделаны «Братья Карамазовы» М., 1998
  143. Д.С. Л.Толстой и Достоевский. Вечные спутники-М.: Республика, 1995
  144. Н.А. Онтология свободы в системе нравственно-религиозных исканий Достоевского («Легенда о Великом инквизиторе» в контексте романов «Братья Карамазовы», «Бесы») — Дис.. канд. филол. наук. Орел. — 2000.
  145. Н.К. Жестокий талант // Ф. М. Достоевский в русской критике. — М. — 1956.
  146. . Из Достоевского: «Сон смешного человека». М., 1997
  147. К.В. Гоголь. Соловьев. Достоевский //http: www.geocities.com /Athens/ Ithaca/3880 / kriti
  148. К.В. Достоевский. Жизнь и творчество. — Париж. 1980
  149. В.В. Проблемы восприятия авторского идеала «Братьев Карамазовы» Достоевского. Автореф. дис.. канд. филол. наук. — Днепропетровск, 1993
  150. С.В. Роль «Дневника писателя» Ф.М. Достоевского в творческой истории романа «Братья Карамазовы» — Дис.. канд. филол. наук. М., 1994
  151. Назиров Р. Г Реминисценция и парафраза в «Преступлении и наказании».// Достоевский. Материалы и исследования. Т.2. JI., 1976.
  152. Р.Г. Творческие принципы Достоевского. — Саратов, 1982
  153. О великом инквизиторе: Достоевский и последующие (Леонтьев. Соловьев. Розанов. Булгаков. Бердяев. Франк) / Сост., предисл., илл. Ю. И. Селиверстова М.: Мол. гвардия, 1991
  154. О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881−1931 годов: Сборник статей М.: Книга, 1990
  155. Л.Е. «Братья Карамазовы»// Мысль, 1881, № 2.
  156. В.Г. Типология образов в художественной системе Ф.М. Достоевского Новосибирск: Наука, 1981
  157. О.Н. Диалог как форма мышления и познания у Ф.М. Достоевского и М.М. Бахтина// Бахтинские чтения. Наследие М. М. Бахтина в контексте мировой культуры. — Орел, 1997.
  158. О.Н. Достоевский и русский психологический роман. — Кишинев, 1981.
  159. О.Н. Психологический анализ в русском романе XIX века. Орел: ОГУ, 2001
  160. О.Н. Ф.М. Достоевский и русский роман XIX века. Орел, 2001
  161. В.Ф. Творчество Достоевского. М., 1912
  162. В.Ф. Гоголь. Достоевский. Исследования -«М.: Сов. писатель, 1982
  163. В.К. Вступление к роману «Ангела»// Лит. журнал, 1881, № 6.
  164. Ю. Нравственный идеал Достоевского. // Звезда.- 1971.-№ 11.
  165. Д.И. Борьба за жизнь.// Ф. М. Достоевский в русской критике.-М., 1956
  166. Г. Открытость бездне: Встречи с Достоевским М.: Сов. писатель, 1990
  167. А.В. Женский вопрос в романном пятикнижии Ф.М. Достоевского («Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы») — Дис.. канд. филол. наук. — М., 1993
  168. Т.Ю. Мастерство портрета в романах Достоевского: Автореф. Дис.. к.ф.н. М., 1984
  169. Т.М. Достоевский. Повествование и драма М.: Наука, 1984
  170. И.В. «Братья Карамазовы» как завет Достоевского.// Роднянская И. В. Художник в поисках истины. — М., 1989.
  171. В.В. О Достоевском // Творчество Достоевского в русской мысли 1881 1931гг.-М.: Книга, 1990.
  172. В.В. О происхождении некоторых типов Достоевского/ЛШр: www.geocities.com/Athens/Ithaca/3880/kriti
  173. Л.М. Творческие дневники Достоевского — М.: Наука, 1981
  174. Русские философы. Антология. — М., 1993
  175. . О русских классиках. М., 1972, С. 337
  176. А. Тургенев-художник, мыслитель. — М.: 1983.
  177. Л. «Бесы»: роман-предупреждение — М.: Сов. писатель, 1990.
  178. Л. Возлюбленная Достоевского. Аполлинария Суслова: биография в документах, письмах, материалах — М.: Согласие, 1994
  179. Л. Фёдор Достоевский: одоление демонов М.: Согласие, 1996
  180. В. Философия равная жизни. //Свободная мысль. -1994. № 5.
  181. В.А. Композиционная структура романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы"// Анализ художественного произведения. — Воронеж, 1977
  182. В. В. Роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»: текст и восприятие: учебное пособие. Тверь, 1999
  183. Ю. Достоевский 3-е изд. — М.: Мол. гвардия, 1990
  184. В. Достоевский и Чернышевский. Единство крайностей. — Москва-Львов, 1999.
  185. A.M. «Братья Карамазовы» // Молва. 1379, № 45, 16 февраля
  186. А.П. Нравственные искания русских писателей. — М., 1972
  187. B.C. Смысл любви. Избр. произведен. — М., 1991.
  188. B.C. Собрание сочинений: в 2-х т.т. т. 2. — М.: Мысль, 1988
  189. С.М. Изобразительные средства в творчестве Ф.М.Достоевского: Очерки М.: Сов. писатель, 1979
  190. АЛ. Годы близости с Достоевским. — М., 1928.
  191. Творчество Достоевского: искусство синтеза// Сб. статей — Екатеринбург: изд-во Уральского университета, 1991
  192. Ф.М. Достоевского: Сб. статей. М., 1959
  193. .Н. О христологии Достоевского // Достоевский. Материалы и исследования. — JI.,. 1994
  194. JI.H. Полное собрание сочинений. Под общ ред. В. Г. Черткова. М. — JI., 1933.
  195. Д.Э. «Братья Карамазовы» и поэтика памяти / Пер. с англ. — СПб.: Академический проект, 2000
  196. Е. Смысл жизни. М., 1994
  197. Е.В. Достоевский и Тургенев (типологическая общность и родовое своеобразие). — Курск, 1981.
  198. Н.Ю. Поэтика Ф.М.Достоевского. Символико-мифологический аспект — Саратов: Изд-во Сарат. пед. ин-та, 1996
  199. Ф.М. Достоевский в русской критике. М., 1956
  200. Ф.М.Достоевский наш современник/ Под. ред. Ю. М. Осипова, Е. С. Зотовой (МГУ) — М.: ТЕИС, 2000
  201. Ф.М.Достоевский в воспоминаниях современников. В 2 т. / Вступ. ст., сост. и комм. К. Тюнькина М.: Худ. лит., 1990
  202. Г. В. Религиозные темы Достоевского// О Достоевском. М., 1990.
  203. Г. М. Реализм Достоевского. М. -JI., 1964
  204. Г. М. Достоевский и Толстой // Достоевский. Материалы и исследования. JI., 1978
  205. Г. М. Роман «Идиот» //Творчество Достоевского. Сб. ст. М.: АН СССР, 1959
  206. Э. Уравнение с одним обездоленным//Эрос. Сборник. -М., 1991
  207. С.И. Наследство Достоевского / Общ. ред., вступ. ст., подготовка текста и примечаний Л. И. Сараскиной — М.: Русский путь, 1998
  208. М.Б. Л. Толстой как художник. М., 1963
  209. Т.А. Воплощение авторской позиции в романе Достоевского «Братья Карамазовы» — Дис.. канд. филол. наук: 10.01.01.-Новосибирск, 1999
  210. Н.М. О стиле Достоевского М., 1964
  211. Н.М. О стиле Достоевского — М., 1967
  212. А.В. Достоевский искусство прозы// Достоевский -художник и мыслитель: сб. статей. — М., 1972
  213. А.В. Поэтический строй языка в романах Достоевского //Творчество Достоевского. Сб. ст. М.: АН СССР, 1959.
  214. А.В. Ритм образа. М., 1981
  215. А.А. Вопросы научного атеизма. — 1974, вып.16
  216. JI. Начала и концы: сб. ст. СПб., 1908
  217. В. Б. За и против. — М., 1957
  218. В. За и против. Заметки о Достоевском. М., 1957.
  219. Ю. Достоевский пророк XX века // Поиск. — 1998. — 215 мая.
  220. Г. К. Достоевский и русский реализм Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1987
  221. Г. К. Многообразие в единстве. О языке героев Достоевского// Русская речь. 1971 — № 6
  222. Г. К. Роман Достоевского «Братья Карамазовы» как явление национального самосознания. Челябинск, 1996
  223. Г. К. Художественное мышление Ф.М.Достоевского- Свердловск: Средне-Уральское книжное изд-во, 1978
  224. Г. К. Целостность Достоевского. — Екатеринбург, 2001
  225. .М. Идеологический роман Достоев-ского//Достоевский: статьи и материалы, 1924, сборник И.
  226. В.И. Достоевский. Очерк творчества. М.: АН СССР, 1963
  227. А.Т. Образ и смысл предметного мира в романах Достоевского // Типология русск. реализма втор. пол. 19 века. М., 1979.
  228. И. Д. «Братья Карамазовы» и следственное дело Д. Н. Ильинского //Достоевский: Материалы и исследования. Л., 1976. Т. 2.
Заполнить форму текущей работой