Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Роль и функции служб по связям с общественностью в процессе подготовки политических решений федеральными органами исполнительной власти России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Опрос проводился в 24 странах, включая Россию. Российскую часть исследования провел Левада-Центр 22−26 мая 2009 года. Было опрошено 1600 человек в возрасте от 18 лет и старше. управления России более 10 лет назад, мы еще далеки от полноценных связей с общественностью, когда государство не ограничивается односторонним коммуникационным процессом — созданием паблисити, распространением информации… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Связи с общественностью в сфере государственного управления: теоретикометодологический анализ
    • 1. Методологические подходы к исследованию связей с общественностью как вида деятельности и функции управления
    • 2. Анализ процесса принятия управленческих (политических) решений в ракурсе задач PR- деятельности
    • 3. Виды и этапы процесса принятия политических решений
  • Глава 2. Участие PR — служб федеральных органов исполнительной власти России в процессе подготовки политических решений
    • 1. Основные направления и особенности функционирования
  • PR — служб федеральных органов исполнительной власти
    • 2. Статус служб по связям с общественностью в процессе подготовки политических решений федеральными органами исполнительной власти России
    • 3. Формы участия PR — служб федеральных органов исполнительной власти России в подготовке политических решений (на примере Министерства транспорта Российской Федерации)

Роль и функции служб по связям с общественностью в процессе подготовки политических решений федеральными органами исполнительной власти России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Современный этап развития связей с общественностью (PR) как одной из наиболее перспективных управленческих функций и коммуникационных систем в сфере государственного управления делает актуальным осознание ее связи не только с повышением эффективности государственного управления, но и с развитием демократии как в общемировом, так и в российском контекстах.

Проведенный весной 2009 г. по заказу WorldPublicOpinion.org и при поддержке Межпарламентского союза социологический опрос показал, что россияне хотят жить в демократической стране. На вопрос «насколько для вас важно жить в демократической стране?» ответ «очень важно/довольно важно» дали 60% респондентов1.

Основой демократии, как известно, является политическое участие граждан. Границы участия варьируются от периодического голосования на выборах до непосредственной включенности в процесс разработки решений органами исполнительной власти на всех уровнях государственного управления — от местного до общегосударственного. Именно поэтому важно вовлекать граждан в управление уже на этапе разработки политических решений органами исполнительной власти.

Профессионально решать такого рода задачи и способствовать тому, чтобы позиции граждан находили должное отражение в решениях, принимаемых органами власти, призваны специально создаваемые службы по связям с общественностью (PR-службы). Несмотря на то, что первые PR-службы появились в органах государственной власти и.

1 См.: http://www.levada.ru/press/2 009 092 500.html.

Опрос проводился в 24 странах, включая Россию. Российскую часть исследования провел Левада-Центр 22−26 мая 2009 года. Было опрошено 1600 человек в возрасте от 18 лет и старше. управления России более 10 лет назад, мы еще далеки от полноценных связей с общественностью, когда государство не ограничивается односторонним коммуникационным процессом — созданием паблисити, распространением информации или только асимметричной «убеждающей коммуникацией», а использует PR-специалистов более широкопривлекая их к процессу подготовки политических решений, выходя с их помощью на значимые аудитории, важных социальных партнеров, создавая управляющую систему, которая отвечает запросам общественности. Практика подобного рода пока не охватывает большого числа органов исполнительной власти. Тем не менее, эволюция PR-служб в указанном направлении становится все более очевидной.

Эволюция роли и функций PR-служб в структурах государственной власти и управления непосредственно связана с вхождением России в мировое политическое и информационное пространство, где репутация государств и политических лидеров напрямую зависит от степени демократичности их отношений с общественностью.

Сегодня впервые в нашей истории у нас есть шанс доказать самим себе и всему миру, что Россия может развиваться по демократическому пути. Что переход страны на следующую, более высокую ступень цивилизации возможен, — подчеркивает в своей статье «Россия, вперёд» Президент РФ Дмитрий Медведев. — И что он будет осуществлен ненасильственными методами. Не принуждением, а убеждением. Не подавлением, а раскрытием творческого потенциала каждой личности. Не запугиванием, а заинтересованностью. Не противопоставлением, а сближением интересов личности, общества и государства"1.

Сегодня российское государство все более демонстрирует потребность в структуре, которая взяла бы на себя обязанности по решению сложнейших задач изучения общественного мнения, реализации запросов и потребностей людей, учета их мнений и.

1 http://kremlin.ru/news/5413 конструктивных предложений при выработке и реализации политических решений. В совокупности это и определяет актуальность темы исследования.

Актуальность исследования определяется и тем, что успех деятельности PR-служб органов власти во многом определяется их статусом, теми нормативно-правовыми нормами, которые регламентируют их роль (то есть степень участия, влияния, значения), формы и механизмы участия в процессе подготовки решений органами государственной власти. Однако эти нормы нередко оказываются или размытыми, или узкими, что препятствует результативности PR-деятельности и негативно сказывается на качестве принимаемых политических решений.

Степень научной разработанности проблемы. Опыт прошедших десятилетий показывает, что наша страна вступила на путь формирования современной системы связей с общественностью. Активно образуются новые PR-службы, трансформируются старые за счет обретения новых функций, усиления своей значимости для функционирования процесса управления, осуществления прямой и обратной связи организаций с целевыми аудиториями и обществом в целом. Большое значение PR-служб, их реальное положение в политико-управленческом, социально-экономическом, коммуникационном и общекультурном процессах закономерно обусловливает пристальное внимание историков, философов, социологов, политологов, юристов к самым разным аспектам PR-деятельности.

В научной литературе достаточно глубоко и масштабно рассмотрены общие вопросы истории, теории, институционализации PR, его этических основ. Наиболее значимые работы принадлежат здесь основателям и нынешним лидерам пиарологии. В их числе — С. Блэк, Ф. Буари, С. М. Катлип, А. Х. Сентер, Г. М. Брум, Г. Г. Почепцов, В.Г.

Королько, А. Н. Чумиков, М. П. Бочаров, М. А. Шишкина и многие другие1.

Оставляя в стороне мощный пласт литературы по проблемам корпоративных паблик рилейшнз, отметим, что за последние годы появилось немало отечественных и переводных изданий, анализирующих не «PR вообще», а преимущественно связи с общественностью в интересующей диссертанта сфере — сфере государственного управления. Среди трудов данной группы выделяются книги и статьи Г. Герасимовой, В. М. Горохова, B.C. Комаровского, А. Ю. Русакова, JI.H. Тимофеевой и других исследователей2. Не все издания данной группы носят строго академический характер. Некоторые из них содержат также материалы дидактического плана. Однако это не мешает раскрытию усилиями перечисленных авторов новейших концепций и технологий связей с общественностью, выявления их роли, места и.

1 Блэк С. Паблик Рилейшнз. Что это такое? — М., 1990; Буари Ф. А. Паблик рилейшнз или стратегия доверия. — М., 2001; Дорский А. Ю. Правовое обеспечение связей с общественностью. — СПб., 2004; Катлип Скотт М., Сентер Аллен X., Брум Глен М. Паблик рилейшнз. Теория и практика. 8-е изд. — М., 2005; Китчен Ф. Паблик рилейшнз: принципы и практика. — М., 2004; Королько В. Г. Основы паблик рилейшнз. — М.- Киев, 2000; Коханов Е. Ф. Теоретические и методологические основы PR-деятельности. Социологический аспект. — М., 2004; Ньюсом Д., Терк Д. В., Крукеберг Д. Все о PR. Теория и практика паблик рилейшнз. Седьмое издание. — М., 2001; Пашенцев Е. Н. Паблик рилейшнз: от бизнеса до политики. — М., 2000; Почепцов Г. Г. Паблик рилейшнз, или как успешно управлять общественным мнением. — М., 1998; Сайтэл Ф. П. Современные паблик рилейшнз. Восьмое издание. -М., 2002; Чумиков А. Н., Бочаров М. П. Связи с общественностью: теория и практика.

М., «Дело», 2006; Шишкина М. А. Паблик рилейшнз в системе социального управления. СПб., 2002 и др.

Герасимова Г. Связи с общественностью как социальный механизм взаимодействия власти и общества //Власть. 2008, № 9- Горохов В. М., Комаровский B.C. Связь с общественностью в органах государственной службы. — М., 1996; Луканина М. В. Связи с общественностью в системе государственного управления //Вестник Московского университета. Сер.21. Управление (государство и общество). 2005, № 2- Связи с общественностью в политике и государственном управлении. Под общ. ред. B.C. Комаровского. — М., 2001; Управление общественными отношениями. Под общ. ред. B.C. Комаровского. — М., 2009; Русаков А. Ю. Связи с общественностью в государственных структурах. — СПб., 2006; Татаринова Г. Н. Управление общественными отношениями. — СПб., 2004; Тимофеева JI.H. Связи с общественностью на государственной службе. — М., 2009 и др. функций, особенностей и специфики применения в политико-управленческом процессе.

Значимость PR в решении конкретных вопросов организации взаимодействия государства и общества, проведения публичных консультаций и дискуссий, разработки технологий вовлечения граждан в процесс принятия управленческих решений исследованы в публикациях Е. Фурсеева, А. Минзова, Е. Тарашвили, В. Казаковой и некоторых других.

Большую помощь диссертанту в написании работы, непосредственно посвященной государственному и политическому управлению, процессу принятия решений, оказали труды Г. В. Атаманчука, М. Н. Афанасьева, Н. И. Глазуновой, О.В. Гаман-Голутвиной, А. А Дегтярева, В. В. Лобанова, Е. Г. Морозовой, Л. В. Сморгунова, А. И. Соловьева, О. Ф. Шаброва и других специалистов. В работах указанных авторов нашли решение такие вопросы, как теория и методология принятия политических решений, формирования и содержания.

1 Казакова B.C. PR как средство взаимодействия государства и общества //Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов http://www.jurnal.org/articles/2008/polit79.htmlМинзов А. С. Антикризисный PR в государственном и муниципальном управлении, http://www.minzov.ru/analitic/15.pdfТарашвили Е. Связи с общественностью в государственных структурах. http://vitos-mf.narod.ru/libruary/prl.htmФурсеев Е. Возможности электронного участия в процессе принятия политических решений //Пал1тычная сфера. 2008, № 10 и др.

2 Атаманчук Г. В. Теория государственного управления. — М., 2006; Афанасьев М. Н. Клиентелизм и российская государственность. — М., 1997; Глазунова Н. И. Государственное (административное) управление. — М., 2004; Государственная политика и управление. Под ред. Л. В. Сморгунова. Ч. I — II. — М., 2006, 2007; Дегтярев А. А. Принятие политических решений. — М., 2004; Комаровский В., Морозова Е. Что мешает продвижению административной реформы в России? //Власть. 2006, № 4- Лобанов В. В. Государственное управление и общественная политика. — СПб., 2004; Олейник А., Гаман-Голутвина О. Административные реформы в контексте властных отношений. — М., 2007; Соловьев А. И. Технологии администрирования: политические резонансы в системе власти современной России //Полис. 2004, № 6- Шабров О. Ф. Политико-административное управление в Российской Федерации: состояние и актуальные проблемы // Власть. 2004, № 11- Шадрин А. Е. Направления и параметры российской административной реформы //Полис. 2003, № 4- Якунин В. Процессы и механизмы формирования государственной политики в современном российском обществе. Дисс.. д-ра полит, наук. — М., 2007 и др. государственной политики, а также уровни и технологии государственного управления, особенности развития государства, административного и политического управления, административной реформы и др.

Анализ степени изученности темы исследования показывает, что изучение роли и функций PR—служб органов исполнительной власти в процессе подготовки политических решений может быть реализовано только за счет привлечения самого широкого спектра научных работ, в том числе диссертационного формата, посвященных практическим аспектам PR — деятельности1.

Несмотря на наличие значительного объема научной литературы, посвященной различным аспектам PR-деятельности в государственных структурах, проблема роли и функций служб по связям с общественностью в органах исполнительной власти вообще и в процессе разработки ими политических решений, в частности, только начинает разрабатываться.

На фоне растущего интереса научного сообщества к возможностям PR в контексте демократизации государственного управления можно констатировать следующее: степень научной разработанности темы и.

1 Векслер А. Ф. Связь с общественностью исполнительной власти современной России: особенности, механизмы и проблемы функционирования. Дисс.. канд. полит, наук. — М., 2000; Гучков С. М. Паблик рилейшнз в политическом процессе современной России. Дисс.. канд. полит, наук. — М., 2001; Зименков А. Б. Паблик рилейшнз в политике: содержательный и технологический анализ. Дисс.. канд. полит, наук. — Ростов-на-Дону, 2002; Жарникова Э. Б. Совершенствование деятельности служб по связям с общественностью региональных органов власти Российской Федерации в процессе выработки политико-административных решений. Дисс.. канд. полит, наук. — М., 2001; Колотий И. А. Становление служб по связям с общественностью органов федеральной власти России: проблемы институционализации и повышения эффективности. Дисс.. канд. полит, наук. — М., 2004; Кочан Н. Н. Специфика функционирования системы связей с общественностью налоговых органов Российской Федерации. Дисс.. канд. социол. наук. — М., 2005; Овчинникова М. А. Связи с общественностью как технология президентской власти США. Дисс.. канд. политол. наук. — М., 2002; Подболотова Н. Б. Связи с общественностью в государственных органах власти и управления. Дисс.. канд. полит, наук. — М., 2001; Смолева С. С. Службы по связям с общественностью муниципальных органов власти и управления в современной России: проблемы становления и функционирования. Дисс.канд. полит, наук. М., 2007 и др. факторы ее актуальности делают весьма востребованной и своевременной подготовку диссертационного исследования, посвященного анализу роли PR-служб в процессе разработки органами исполнительной власти России политических решений.

Основная гипотеза исследования. Эффективное государственное управление в современную эпоху немыслимо без участия граждан и не может ограничиваться существованием исключительно конвенциональных посредников между собой и обществом — таких, например, как депутатский корпус, партии и другие традиционные институты политического участия.

В условиях, когда демократия становится императивом не только для законодательной, но и для исполнительной власти, возникает потребность в особом медиаторе, выполняющем задачу представительства интересов граждан и обеспечения их участия (хотя бы косвенного) в процессе разработки политических решений органами исполнительной власти. Роль такого медиатора способны играть службы по связям с общественностью.

Диссертант также предполагает, что эффективность этой новой функции PR-служб в значительной степени зависит от их статуса в структуре конкретного органа власти, от четкости и ясности тех ведомственных и иных правовых норм, которые этот статус определяют и регламентируют.

Диссертант полагает, что обеспечение с помощью PR-структур учета интересов граждан в процессах управления особенно важно по отношению к тем решениям, которые разрабатываются в федеральных органах исполнительной власти (за исключением решений, имеющих гриф секретности), затрагивают стратегические интересы больших социальных групп и, следовательно, являются в той или иной степени политическими.

Объектом исследования являются PR-службы федеральных органов исполнительной власти России.

Предмет исследования можно определить как участие PR-служб в процессе подготовки федеральными органами исполнительной власти России политических решений.

Цель исследования — раскрыть роль и функции PR-служб в процессе подготовки федеральными органами исполнительной власти России политических решений с акцентом на проблемы нормативно-правового регулирования этой деятельности.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:

— анализ методологических основ исследования связей с общественностью как вида деятельности и функции управления;

— исследование процесса принятия политических решений;

— типологизация и сущностная характеристика основных видов управленческих (политических) решений и этапов (стадий) их принятияопределение главных направлений и особенностей деятельности PR-служб федеральных органов исполнительной власти России;

— рассмотрение института PR-служб федеральных органов исполнительной власти России сквозь призму легитимации их статуса в процессе подготовки политических решенийанализ различных форм участия PR-служб федеральных органов исполнительной власти России в процессе подготовки политических решений (на примере Министерства транспорта Российской Федерации).

Теоретическая основа исследования. Теоретический интерес для диссертанта представляют труды, посвященные коммуникативной рациональности власти, методам информационных обменов и коммуникаций, в том числе, описывающим отношения государства и и.

СМИ и другим смежным проблемам. По мнению диссертанта, все указанные теории вносят свой вклад в изучение PR—служб органов исполнительной власти, определяя вектор их деятельности как демократический (Ю. Хабермас, Н. Луман, А. И. Соловьев, B.C. Комаровский, JI.H. Тимофеева, Б. Барбер, Н. Пуланзас, A.M. Салмин и др.)1.

Диссертант активно опирался на работы Г. Лассуэлла и Г. Саймона по теории принятия политических решений, располагающейся в проблемном поле теории государственного администрирования и теории политического менеджмента. В диссертации рассмотрены и другие концепции, объясняющие процесс принятия политических решений: динамического цикла (Дж. Андерсон, Б. Дженкинс и др.), организационного институционализма (Дж. Марч, Дж. Олсен и др.), сетевая концепция (Д. Ноук, П. Ричардсон, X. Хекло и др.).

Методологической основой исследования являются, прежде всего, концепция Т. Парсонса об информационном обмене взаимодействующих систем и подсистем и концепция социального действия Ю. Хабермаса. По мнению Парсонса, наиболее важный социальный процесс — это процесс коммуникации значений, то есть движение информации. Данный процесс непосредственно связан с социальным развитием общества и его устойчивостью. Хабермас рассматривает политический процесс как арену дискурса различных общественных сил, в ходе которого раскрывается истинный смысл стоящих перед обществом проблем и намечаются пути их решения с.

1 Habermas J. The theory of communicative action. Vol.1. Reason and the rationalization of society. — Cambridge.1995; Lasswell H. The structure and function of communication in society // The communication of ideas. — N.Y.- B. Mcnnair An introduction to Political Communication. — L. and N.Y. 1987; Политические коммуникации. Под ред. А. И. Соловьева. — М., 2004; Тимофеева JI.H. Связи органов государственной власти с общественностью. — М., 2009; Комаровский B.C. Государственная служба и СМИ. Воронеж, 2003; Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб., 2006; Barber В. Participatory Democracy // Encyclopaedia of Democracy. Vol. 3. -NewYork, 1995; Poulantzas N. L’Etat, le povoir, le socialisme. — Paris, 1978; Салмин A.M. Современная демократия: очерки становления. — М., 1997 и др. учетом различных общественных интересов, a PR просматривается как структура для организации государственно-общественного диалога.

В целом в диссертации использовался методологический подход, означающий, что проблематика PR исследуется не в каком-то «узком» ракурсе, а с учетом того, что эффективная работа PR-служб органов исполнительной власти способна повысить уровень публичности, открытости власти для общественности, организовать взаимодействие органа власти с гражданами, в том числе при подготовке политических решений.

Методы исследования. В диссертации использовались такие методы как: системный и структурно-функциональный, нацеленный на выявление элементов взаимодействиясравнительно-политологический анализ, предполагающий сравнение однотипных политических институтов и процессовправовой, делающий акцент на изучении законодательной и нормативной базы исследуемых процессов и др.

Эмпирическая база исследования представлена ежегодными посланиями Президента РФ Федеральному Собранию РФ, правовыми актами, публикациями в СМИ, аналитическими материалами, данными парламентских слушаний, заседаний круглых столов, социологических опросов, результатами политологических исследований, проведенных отечественными и зарубежными информационно-аналитическими центрами. Изучались интервью с ответственными работниками системы исполнительной власти РФ, членами правительства РФ. Широко использовался и такой канал получения оперативной информации, как интернет-сайты ведущих институтов государственной власти и управления.

Основные положения, выносимые на защиту:

1) в современном демократическом обществе процесс принятия политических решений не является исключительной прерогативой лиц, наделенных соответствующими полномочиями — J11 IP (лицо, принимающее решение). В этот процесс, а равно и в процесс реализации решений, включается на соответствующих этапах и в соответствующих формах общественность — заинтересованные слои и группы населения, организации, имеющие то или иное отношение к решаемой проблеме, заинтересованные в определенном варианте решения проблемы.

2) реальное обеспечение участия общественности в процессе подготовки политических решений невозможно без специального вида профессиональной деятельности, реализуемой на современном этапе посредством создания в органах государственной власти специальных структур (отделов, служб, департаментов и т. п.) по связям с общественностью (PR-служб) — деятельность PR-служб органов исполнительной власти представляет собой функцию управления, способствующую становлению и поддержанию общения, взаимопонимания, расположения и сотрудничества между органами власти и гражданами;

3) зарубежные и российские исследователи установили, что процесс принятия политических решений протекает в рамках механизма, который складывается в политической системе и включает в себя: систему субъектов, принимающих решениясистему законодательных норм и ограничений, на базе которых они принимаютсяфункциональные связи между субъектами решениясистему обеспечения информациейтехнологию принятия решения;

4) приоритетные направления деятельности PR-служб органов исполнительной власти России определяются в зависимости от этапа принятия политических решений и задач, поставленных перед нейк числу этих направлений можно отнести: информирование общественности о готовящихся решениях, мониторинг социальных интересов, обеспечивающий общественную интеграцию и баланс интересов, анализ общественной реакции на действия должностных лиц и органа власти в целом, коммуникация с общественностью, в том числе в целях поиска взаимоприемлемых решенийпрогнозирование общественно-политических последствий, реакции граждан на принимаемые решения, обеспечение организации аналитическими разработками, предложение рекомендаций и консультирование руководства на всех уровнях организации по вопросам принятия решенийособенности деятельности PR-служб в органах исполнительной власти России проявляются в качественных характеристиках субъекта и средств PR-деятельности, достижении особых эффектов в результате этой деятельности, а также в обоюдоострой направленности связей с общественностью, что означает одинаково активную PR-деятельность как в сфере внутрикорпоративных отношений, так и во внешней среде;

5) эффективная деятельность PR-служб органов исполнительной власти России по содействию выработке политических решений во многом зависит от их статуса в системе органа властистатус служб по связям с общественностью определяется как общеправовыми актами, так и специальными нормативными документамик настоящему времени четко определилась необходимость максимально полного урегулирования в национальном законодательстве отношений, включая права, ограничения прав, обязанности и ответственность объектов и субъектов правового регулирования в сфере PR.

6) пример результативного участия PR-службы федерального органа исполнительной власти России в процессе подготовки решения показало Министерство транспорта Российской Федерации, которое с участием диссертанта разработало и приняло решение об установлении ответственности перевозчика за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира воздушного суднаформы PR-участия включали проведение социологического опроса пострадавших в результате аварий граждан, анализ правоприменительной практики, разработку рекомендаций, учитывающих интересы пассажиров, организацию тематического выпуска газеты «Транспорт России», оперативную связь со СМИ посредством пресс-релизов, обновление сайта министерства и многое другое.

Основные результаты исследования, полученные лично автором, и их научная новизна заключаются в следующем:

1) обоснована трактовка связей с общественностью как вида деятельности и управленческой функции, не сводимых только к информированию общественности или коммуникационному сопровождению уже принятого решениямиссия государственного PR как института политического управления включает разъяснение смысла, мотивов, целесообразности предлагаемых властью решений еще на этапе их разработки, что предполагает выявление и учет конструктивных предложений граждан;

2) обоснованно положение о том, что основные виды управленческих (политических) решений и этапы их принятия могут быть типологизированы и охарактеризованы сквозь призму возможностей и ограничений деятельности PR-служб органов исполнительной властине для всех видов решений требуется участие PR-служб органов исполнительной власти России на этапе их подготовкиэто участие необходимо только для тех государственных решений (за исключением решений, имеющих гриф секретности), которые затрагивают стратегические интересы социальных групп, направлены «вовне» и, следовательно, носят политический характер;

3) определено, что полноценная реализация PRслужбами функции участия в процессе разработки политических решений ведет к снижению риска принятия «непопулярных» решений, предотвращению угрозы дестабилизации, уменьшению издержек и повышению социальной эффективности государственного управления, эволюции демократии от репрезентативной к партисипативной и делиберативной ее моделямв этой связи к основным функциональным задачам PR в системе исполнительной власти можно отнести участие в демократизации государственного управления и содействие становлению гражданского общества;

4) проведен анализ статуса PR-служб в органах исполнительной власти России и выявлены пробелы в нормативно-правовом регулировании их деятельностив частности, установлено, что правовые рамки участия PR-служб в процессах разработки решений нередко оказываются или размытыми (общими), или узкими (ограниченными) — отсутствует согласованность, а в ряде случаев наблюдается разрозненность в действиях различных структурных подразделений одного и того же органа власти;

5) выявлены факторы, осложняющие деятельность PR-служб органов исполнительной власти Россиик таковым относятся: возможность использования новых информационных технологий для манипулятивного влияния на обществосохраняющийся неравный доступ населения страны к коммуникационным каналам связи с органами исполнительной властинепонимание федеральными органами исполнительной власти политической значимости разрабатываемых решений и использование ими формально-бюрократических методов организации диалога с общественностью, диагностики и прогнозирования развития политической ситуации.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут способствовать более глубокому и системному осмыслению процессов повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти, демократической модернизации, участия граждан в управлении, подготовки политических решений, специфики деятельности, задач и функций PR-служб федеральных органов исполнительной власти России, исследованию политико-правовых основ их деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов органами государственной власти и научно-аналитическими центрами при подготовке политических решений. Положения диссертации могут найти применение при чтении курсов политологии, политического управления и теории государственного администрирования в высших учебных заведениях РФ, структурах поствузовского образования для государственных служащих, а также стать основой для подготовки соответствующего спецкурса и научно-методического пособия.

Частные выводы могли бы оказать определенную помощь в повышении эффективности деятельности PR-служб органов исполнительной власти, которая должна быть направлена на налаживание конструктивного и эффективного диалога субъектов политического и политико-административного управления и гражданского общества. Полученные выводы и положения диссертации позволят эффективнее планировать и реализовывать процесс принятия решений.

Апробация работы. Материалы диссертации обсуждены и рекомендованы к защите на заседании проблемной группы и кафедры политологии и политического управления РАГС. Основные идеи и положения диссертации апробированы автором в выступлениях на научных конференциях и семинарах в высших учебных заведениях Москвы, применены на практике в период работы в Министерстве транспорта Российской Федерации и Министерстве энергетики Российской Федерации, а также отражены в публикациях автора.

Структура работы. В соответствии с поставленными задачами, предметом и логикой исследования выстроена структура диссертационной работы, которая состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Выводы по главе 2.

Проанализированы основные направления и особенности деятельности PR — служб федеральных органов исполнительной власти России, а также принципы их деятельности. Среди основных направлений деятельности PR — служб можно выделить: информирование общественности о принимаемых решениях, мониторинг социальных интересов, обеспечивающий общественную интеграцию и баланс интересовкоммуникация с общественностью, в том числе в целях поиска взаимоприемлемых решенийанализ общественной реакции на действия должностных лиц и органа власти в целомпрогнозирование общественно-политических процессовобеспечение органа (ЛПР) аналитическими разработкамипредложение рекомендаций и консультирование руководства органа государственной власти по вопросам принятия решений.

Систематизированы и уточнены функции PR — служб федеральных органов исполнительной власти России на каждом этапе принятия политических решений, в частности, установлено, что деятельность PRслужб обязательна на этапе подготовки политических решений, то есть, когда на основе многофакторного анализа исследуется ситуация, формулируются альтернативы, готовятся проекты.

Проведен анализ статуса PRслужб федеральных органов исполнительной власти России в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установлено, что регулирование деятельности данных служб осуществляется как общеправовыми актами, так и специальными нормативными документами (Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», Положения о службах по связям с общественностью и др.).

Поскольку, часто политические решения принимаются в форме нормативных правовых актов, установлена необходимость законодательной регламентации процесса их подготовки, принятия и реализации. Проанализирована роль PR-служб в данном процессе.

Выявлена необходимость выработки государственной политики в сфере PR.

В национальном законодательстве в сфере PR должны быть максимально полно урегулированы отношения, включая права, ограничения прав, обязанности и ответственность объектов и субъектов правового регулирования в сфере PR.

Основой формирования организационно-технологического обеспечения проведения государственной политики в сфере PR является четкое распределение прав, обязанностей ответственности за реализацию различных аспектов такой политики в системе федеральных органов исполнительной власти, а также обеспечение согласованности действий всех структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти и.

Преимущества PR заключаются в ее диалогичности. Именно поэтому PR становятся неотъемлемым атрибутом властвования именно в современном демократическом обществе.

Научно — технический процесс предоставил органам государственной власти, их PRслужбам, новые возможности для получения, анализа оперативной, полной и достоверной информации, необходимой для подготовки и принятия государственных (политических) решений. В частности, в практике PRслужб государственных органов очень редко применяются такие формы обсуждения проблем, ведения диалога с гражданами и их объединениями, как телемосты, диалог в режиме on-line и другие формы. Потребность в новых формах и моделях взаимодействия органов власти и граждан, их объединений, институтов гражданского общества ставит новые задачи перед службами по связям с общественностью, поскольку в демократическом обществе граждане хотят принимать активное участие в решении социально значимых вопросов.

На примере Министерства транспорта Российской Федерации рассмотрены формы участия PR — служб в процессе подготовки политических решений. Установлено, что помимо информационных функций, отдел общественных связей Административного департамента.

Министерства транспорта Российской Федерации участвовал в подготовке политического решения совместно с другими структурными подразделениями Министерства. Выделены трудности, с которыми сталкивалась данная служба при осуществлении своей деятельности. Установлено, что основной проблемой является отсутствие четкого нормативного закрепления сроков и обязательности предоставления информации отделу общественных связей Административного департамента Министерства транспорта Российской Федерации, учета мнения указанного отдела, а также четкой регламентации прав и обязанностей структурных подразделений.

Основной целью PR в государственном управлении является способствование повышению легитимации власти, доверия к ней через предоставление общественных услуг, они нацелены на все общество и должны, в первую очередь, соблюдать принципы социальной защиты и социальной справедливости, они способны эффективно функционировать только при условии активного и заинтересованного поведения граждан, вызванного доверием к власти. Таким образом, PR — службы необходимы для повышения эффективности государственного управления, осуществляемого посредством принятия решений, в том числе политических решений.

Заключение

.

Установление эффективных связей с общественностью неотъемлемая часть современного стиля управления в государственных организациях и местных органах власти. Существует множество подходов к определению понятия «public relations» (PR). Наиболее полно отражают суть PR определения, характеризующие его как вид деятельности и функцию управления. При всем разнообразии интерпретаций большинство авторов сходятся в следующем:

• «public relations» — одна из функций управления, способствующая установлению и поддержанию взаимопонимания и сотрудничества между органами государственной власти, организациями и общественностью. При этом PRдеятельность не претендует на полноправное управление всеми общественными отношениями, а так же на участие во всем управленческом цикле. Ее управленческая деятельность носит обеспечивающий характер;

• важнейшее направление деятельности PR-служб — обеспечение руководства организации необходимой информацией о состоянии общественного мнения;

• основными формами деятельности PR-служб являются открытое общение путем личных контактов и с помощью СМИ, а также организация научных исследований;

• PR-специалисты выступают в роли советников руководителей федеральных органов исполнительной власти, помогающих им представить свои программы в качестве приемлемой для общества политики и получить его поддержку;

• в конечном счете связь с общественностью призвана обеспечить гармонизацию частных, общественных и государственных интересов.

Следует отметить, что, несмотря на множество определений PR, данная деятельность характеризуется следующими элементами: целенаправленность, планомерность, актуальность, общественный интерес, двусторонняя коммуникация, функция управления. При этом необходимо учитывать, что современное понимание PR и их функций исходит, во-первых, из того, что сегодня это профессиональная деятельность по управлению не только коммуникациями, а самими общественными отношениями, обеспечивающая двусторонний информационный обмен между органом и общественностью. Во-вторых, под управлением понимается не только «настройка» общественности (изменение состояния общественного мнения по проблеме и т. д.), но и настройка, адаптация к изменяющейся внешней среде, требованиям общественности самой организации.

Связи с общественностью могут содействовать развитию следующих факторов:

— повышению уровня осведомленности, которая может достигаться путем публикации материалов на собственном сайте и размещением статей в СМИ, Интернете для привлечения внимания к деятельности органа государственной власти — укреплению доверия. Наличие доверия является одним из основополагающих факторов в среде Интернет, поскольку она не позволяет произвести реальный контакт контрагентов по причине своей виртуальной природы. Потому размещение информации на сайте и ее постоянное обновление, наличие интерактивных инструментов взаимодействия с органом государственной власти, публикация статей на других ресурсах наряду с повышением осведомленности общественности являются хорошими методами укрепления доверия;

— стимулированию сбыта, то есть мероприятия по связям с общественностью могут улучшить показатели сбыта государственных услуг.

В современных условиях государственные структуры остро нуждаются в профессиональной рекламе своих программ и услуг для населения. В противном случае они рискуют не получить поддержки общественности. В этой связи организация PR-служб при государственных институтах— актуальная задача ближайших лет.

Следует также отметить проблему работы государственного аппарата. Назрела необходимость проведения реформы системы государственного управления на основе четкого законодательного определения функций и задач всех элементов системы, приведения в соответствие структуры государственного аппарата этим новым функциям и задачам, законодательного закрепления прав и обязанностей государственных служащих и их переподготовки для работы в новых условиях, внедрения современных технологий информационного обеспечения государственной деятельности и принятия управленческих решений.

Повышение эффективности государственного управления может быть обеспечена приданием PRслужбам статуса равноправного участника в процессе выработки управленческих решений, то есть, прямое включение в процесс управления путем установления им соответствующего статуса в административной структуре, в том числе наделением совокупностью прав и обязанностей, позволяющих активно влиять на действия администрации или руководства.

В этой связи предлагается выработка государственной политики в сфере PR и нормативная регламентация на законодательном уровне объемов и пределов их профессиональной деятельности, а также повышение правовой грамотности PR-специалистов, в том числе, путем анализа и корректировки учебных планов по специальности «связи с общественностью». В частности, в системе органов государственной власти и, прежде всего, ее исполнительной ветви должны быть сформированы структурные подразделения, реализующие государственную политику в сфере PR.

Успешное функционирование служб по связям с общественностью способствует не только повышению эффективности управленческого процесса, но и становлению правового государства и гражданского общества в современной России.

В процессе подготовки политических решений органами власти PR — службы этих органов, не претендуя на участие во всем управленческом цикле, тем не менее становятся участниками данного процесса, что должно обеспечиваться адекватным статусом службы в структуре органа власти, совокупностью прав и обязанностей, позволяющих PR — службе активно влиять на деятельность администрации.

Таким образом, роль PR — служб органов власти в процессе подготовки политических решений, характеризующая степень их участия, влияния и значения в данном процессе, является вспомогательной, обеспечивающей, и должна соответствовать их функциям, призванным решать определенные задачи (например, такие как информирование о своей деятельности, принятых нормативных правовых решениях, обеспечение обратной связи, согласование интересов и т. д.). Социальные реформы могут быть успешными только при наличии доверия населения власти. Доверие будет восстановлено эффективным управлением, прозрачностью принятия решений и социальной ориентированностью целей политики, достигаемого путем разъяснения общественности целей принимаемых решений и знания (информированности) лицом, принимающим решение, в том числе в органе государственной власти, общественного мнения, реакции на принимаемые решения, иначе все государственные реформы, даже наиболее социально — ориентированные, обречены на провал. При этом и власть должна доверять населению, поскольку монополией на истину она не обладает, а ответственность за принятые решения историей возлагается не только на «героев», но и на народ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И. Паблик рилейшнз.- М., 1997.
  2. М.Г., Павлютенкова М. Ю. Информационно-коммуникационные технологии в политике// Вестник Российского университета дружбы народов. Серия политология.- М., 1999. № 1.
  3. Аристотель Политика.- М., 2006.
  4. Г. В. Теория государственного управления, — М., 2006.
  5. Г. В. Государственное управление. М., 2000.
  6. М.Н. Клиентелизм и российская государственность. М., 1997.
  7. М.Н. Клиентелизм и российская государственность. М., 1997.
  8. В. Г. Системность и общество.- М., 1980.
  9. А. С. Россия: Критика исторического опыта. Социокультурная динамика России. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1998.
  10. И.Л., Нисневич Ю. А. Информационное обеспечение и информационные ресурсы в системе органов государственной власти Российской Федерации // Проблемы информатизации. РАН. 1995. № 1.
  11. Г. Экономический анализ и человеческое поведение. Т., 1993.
  12. Блэк Сэм. Паблик рилейшнз. Что это такое? М., 1990.
  13. Болыпой энциклопедический словарь. М., 2006.
  14. А. Политика как концентрированная информация// Независимая газета, 20.01.2000.
  15. И.И. Политическое управление как механизм самоорганизации общества: региональные аспекты. Саратов., 2005.
  16. Ф. Паблик рилейшнз, или стратегия доверия / Пер. с фр. Н. С. Добробабенко. М., 2001.
  17. Дж. Конституция экономической политики. Сочинения. Т.1.- М., 1997.
  18. Дж., Таллок Г. Расчет согласия. Сочинения. Т. 1. М., 1997.
  19. Р. Избранные работы. М., 1978.
  20. М.Д. Виртуальный мир системы власти// Государственная служба. 2001.№ 3.
  21. В.И. Интернет в системе государственной службы.- М., 1998.
  22. В. Пиар крупных российских корпораций. М., 2002.
  23. М. Политические работы, 1895−1919/ Пер. с нем. Б. М. Скуратова.- М., 2003.
  24. А. Власть и общество: от монолога к диалогу//Журнал «Советник». № 7. 1999.
  25. А.Ф. Связь с общественностью исполнительной власти современной России: особенности, механизмы и проблемы функционирования. Дисс.. канд. полит, наук. М., 2000.
  26. А. История public relations: попытка хронологии// Журнал «Советник». 1999. № 1 (37).
  27. А., Привалов А. Ворующие по закону // Эксперт. 2000. № 7.
  28. Г. Связи с общественностью как социальный механизм взаимодействия власти и общества //Власть. 2008, № 9.
  29. Н.И. Государственное (административное) управление. -М., 2004.
  30. Е. Технология принятия управленческих решений. М., 2005.
  31. Дж. Честность лучшая политика. — М., 1998.
  32. В.М. Государственные каналы информации// Проблемы государственной информационной политики. РАГС. 1997.
  33. Государственная политика и управление. Концепции и проблемы государственной политики и управления. Часть 1/ Под ред. Л. Сморгунова. М., 2006.
  34. Государственная политика и управление. Уровни, технологии, зарубежный опыт государственной политики и управления. Часть 2 / Под ред. JI. Сморгунова.- М., 2007.
  35. Государство в четырех языках / Под ред. О.Харкордина. Спб., 2002.
  36. М. Пять шагов от менеджэера до PR-директора.- М., 2008.
  37. Государственное управление в XXI веке: традиции и инновации. Материалы 5-й ежегодной международной конференции факультета государственного управления МГУ им. М. В, Ломоносова.- М., 2007.
  38. В.М., Комаровский B.C. Связь с общественностью в органах государственной службы. М., 1996.
  39. Гражданский кодекс Российской Федерации//Российская газета, № 289, 2006.
  40. М.Н. Политическая коммуникация // Вестник РУДН. Сер. Политология, 1999. № 1.
  41. С.М. Паблик рилейшнз в политическом процессе современной России. Дисс. канд. полит, наук. М., 2001.
  42. Ю. Теория принятия решений сквозь призму методологии неоинституционализма// Общество. Государство. Политика. № 1.2008.
  43. Р. Демократия и ее критики. М., 2003.
  44. А.А. Принятие политических решений: проблемы теории и практики.- М, 2004.
  45. А.А. Основы политической теории: Учеб. пособие, — М.: Высш. шк., 1998.
  46. А. Принятие политических решений. М., 2004.
  47. Декларация свободы самовыражения и информации, принятая Комитетом министров Совета Европы 29 апреля 1982 г.
  48. Ф., Ядин Д. Паблик рилейшнз/ Пер. с анг. под ред. Б. Л. Еремина. М., 2003.
  49. Г. Группы давления, партии и социальные движения: есть ли потребность в новых разграничениях // Мировая экономика и международные отношения. 1997. № 1.
  50. А.В., Латынов В. В., Хлопьев А. Т. Неформальная политическая коммуникация.- М., 1997.
  51. А.Ю. Правовое обеспечение связей с общественностью. -СПб., 2004.
  52. Д. Общество и его проблемы: Пер. с англ. М., 2002.
  53. Л.Г. Теория и практика принятия решений. М., 1984.
  54. В.Д., Борисов Н. А. Политическое управление.- М., 2008.
  55. В.Н. Россия: к концепции развития общества и политической власти. Н. Новгород, 1996.
  56. Игнатьев Д, Бекетов Д. Настольная энциклопедия Public Relations.-М., 2004.
  57. А.С. теория и практика связей с общественностью. М., 2009.
  58. Информационные технологии в структурах государственной службы. Сб. научных трудов.- М., 1999.
  59. Казакова B.C. PR как средство взаимодействия государства и общества //Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов http://www.jurnal.org/articles/2008/polit79.html.
  60. Е.Г. Связи с общественностью в сфере экономики.- М., 2008.
  61. С.М. Паблик рилейшнз. Теория и практика/ Пер. с англ. М, 2008.
  62. С.М., Сентер А. Х., Брум Г. М. Паблик рилейшнз. Теория и практика/ Пер. с англ.- М, 2005.
  63. Ю.Л. Политическая топология: структурирование политической действительности. М., 1995.
  64. Т. Процесс принятия политических решений// Элементы теории политики. Ростов-на-Дону, 1991.
  65. Ф. Паблик рилейшнз: принципы и практика. М., 2004.
  66. А.В., Локтионов М. В. Методология мягкого системного подхода в теории государственного управления/ Роль государства в формировании современного общества. М., 1998.
  67. М. Я. Информационные системы органов государственного управления. М., 1996.
  68. Ю. Психологическая теория решений / Пер. с польс. М., 1979.
  69. Ю.М. Сущность государственного управления// Государственное управление и административное право.- М., 1978.
  70. И.А. Становление служб по связям с общественностью органов федеральной власти России: проблемы институционализации и повышения эффективности. Дисс.. канд. полит, наук. М., 2004.
  71. B.C. Общественное мнение и управление общественными отношениями. М., 2009.
  72. B.C. Государственная служба и СМИ. Воронеж, 2003.
  73. В., Морозова Е. Что мешает продвижению административной реформы в России? //Власть. 2006, № 4.
  74. Конституция Российской Федерации// Российская газета. 1993. № 237.
  75. Н.Н. Специфика функционирования системы связей с общественностью налоговых органов Российской Федерации. Дисс.. канд. социол. наук. М., 2005.
  76. В.Г. Основы паблик рилейшнз. М.- Киев, 2000.
  77. Е.Ф. Теоретические и методологические основы PR-деятельности. Социологический аспект. М., 2004.
  78. О. Трансформация старой номенклатуры в новую российскую элиту // Общественные науки и современность. 1995. № 1.
  79. Г. Л., Соловьев А. И. Государственное управление.- М., 1997.
  80. .П. Очерки теории государственного управления. М., 1987.
  81. Т.Ю. Искусство общения. Паблик рилейшнз по-французски. Концепции. Практика. М., 1996.
  82. Ч. Политика и рынки. Политико-экономические системы мира. М., 2005.
  83. У. Общественное мнение.- М., 2004.
  84. .Г. Экспертные технологии в управлении.- М., 2004.
  85. В.В. Государственное управление и общественная политика. СПб., 2004.
  86. В.В. Государственная политика.- М., 2003.
  87. Т. Глобализация, государство, демократия: образ новой политической науки // Полис. 1999. № 5.
  88. М.В. Связи с общественностью в системе государственного управления //Вестник Московского университета. Сер.21. Управление (государство и общество). 2005, № 2.
  89. Н. Власть / Пер. с нем. А. Ю. Антоновского. М.: Праксис, 2001.
  90. В.П. Правительство и бюрократия // Социологические исследования. 1999. № 6.
  91. Марини Фрэнк Государственное управление// Словарь — справочник (по материалам «International Encyclopedia of Public Politic and Administration»). СПб. 2001.
  92. Массовые коммуникации и массовое сознание/ Под ред. В. Артемова-М., 2002.
  93. М.Х. Основы менеджмента. М., 1992.
  94. У. Политическое поведение: вчера и сегодня// Политическая наука: новые направления/ Под ред. Р. Гудина, Х.-Д. Клингеманна. -М., 1999.
  95. А.С. Антикризисный PR в государственном и муниципальном управлении, http://www.minzov.ru/analitic/15.pdf.
  96. Г., Правовое поле Public relations не пахано// Советник. 2004. № 7.
  97. Г. Власть и магия PR.- М., 2004.
  98. В.А. Паблик Рилейшнз. Теория и практика. К., 1999.
  99. Е.Г. Политический рынок и политический маркетинг: концепции, модели, технологии. М., 1999.
  100. А. Медиапланирование на 100%- М., 2007.
  101. Дж. фон, Моргенштерн О. Теория игр и экономическое поведение.-М., 1970.
  102. . Социальная политика и управление: общие проблемы.// Политическая наука: новые направления. М., 1999.
  103. Ю.М. Органы государственной власти Российской Федерации в Интернет: витрина или информация?// Информационное общество. М., 2000. № 6.
  104. Ю.А. Информация и власть. М., 2000.
  105. Д., Терк Д. В., Крукеберг Д. Все о PR: теория и практика паблик рилейшнз.- М., 2001.
  106. М.А. Связи с общественностью как технология президентской власти США. Дисс.. канд. политол. наук. М., 2002-
  107. В.В. Политическое управление. Орел, 2003.
  108. А., Гаман-Голутвина О. Административные реформы в контексте властных отношений. М., 2007.
  109. Олсоп Рональд Дж. 18 непреложных законов корпоративной репутации. М., 2006.
  110. М.Ю. Информация и коммуникация в органах государственной власти // Актуальные проблемы политики и политологии в России.- М., 2000.
  111. Т. Система современного общества. М., 1997.
  112. В.Б. Россия-2000: цивилизационный выбор и конституционный шанс // Полис. 1998. № 6.
  113. Е.Н. Паблик рилейшнз: от бизнеса до политики. М., 2000.
  114. А.В. Система государственного управления. М., 1997.
  115. Н.Б. Связи с общественностью в государственных органах власти и управления. Дисс.. канд. полит, наук. М., 2001.
  116. Политические коммуникации: PR и реклама/Под ред. Т. В. Ляпина. -К, 2001.
  117. Политические коммуникации/ Под ред. А. И. Соловьева М., 2004
  118. Положение об отделе общественных связей Административного департамента Министерства транспорта Российской Федерации, утвержденное приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 93.
  119. Положение об Управлении по связям с государственными и общественными организациями Министерства финансов Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 09.02.1999 № 32// www.Minfin.ru.
  120. Положение о Центре общественных связей Министерства юстиции Российской Федерации//Ь^:/Л8ис11 .newmail.ru/struktural4.htm.
  121. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008//www.kremlin.ru
  122. Постановление Правительства РФ от 01.06.2004 № 260 «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации"// Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 23, ст. 2313.
  123. Постановление Совета Федерации ФС РФ от 30.01.2002 № 33-СФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации"//Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 7, ст. 635.
  124. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.2002 № 65 «О Федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002 2010 годы)»
  125. Г. Теория и практика коммуникации. М., 1998.
  126. Претензии россиян к правительству// http://www.levada.ru/press/
  127. Райе Лора, Райе Эл. Расцвет пиара и упадок рекламы. Как лучше всего представить фирму. М., 2007.
  128. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 632-р «О Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года».
  129. Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденный постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской
  130. Федерации от 22.01.1998 № 2134-II ГД// Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 7, ст. 801.
  131. А.Ю. Связи с общественностью в государственных структурах. СПб., 2006.
  132. Т., Керне К. Аналитическое планирование. Организация систем. М., 1991.
  133. О.Н. Власть и общество: деятельность служб по связям с общественностью в российских региональных органах управления: Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора политических наук.- М., 1998.
  134. Ф.П. Современные паблик рилейшнз. Восьмое издание. -М., 2002.
  135. Связи с общественностью в политике и государственном управлении/ Под ред. B.C. Комаровского М., 2001.
  136. И. Инфраструктурная составляющая паблик рилейшнз // Маркетинг.2001 .№ 5.
  137. С.С. Службы по связям с общественностью муниципальных органов власти и управления в современной России: проблемы становления и функционирования. Дисс.канд. полит, наук. М., 2007.
  138. JI. Сетевая методология исследования политики// http://politanalysis.narod.ru/smorgunov2.html.
  139. JI.B. Сетевой подход к политике и управлении//Полис. 2001. № 3.
  140. А. Коммуникация и культура: противоречия поля политики/ Полис. 2002. № 6.
  141. А. Маятниковый характер механизма принятия государственных решений// Власть. 2002. № 2.
  142. А.И. Технологии администрирования: политические резонансы в системе власти современной России //Полис. 2004. № 6.
  143. В. Основные тенденции и перспективы развития современной России.-М., 2008.
  144. Е. Связи с общественностью в государственных структурах, http://vitos-mf.narod.ru/libruary/prl .htm.
  145. Г. Н. Управление общественными отношениями. СПб., 2004.
  146. Технологии в политике и политическом управлении/Под общ.ред. М. Анохина, В. Комаровского, Ю. Матвеенко.- М., 2000.
  147. JI.H. Связи органов государственной власти с общественностью.- М., 2009.
  148. JI.H. Власть и оппозиция: взаимодействие и взаимоограничение, взаимоконтроль, коммуникации. М., 2004.
  149. С.М. Паблик рилейшнз в политическом процессе современной России. Дис.канд.полит.наук. М., 2001.
  150. Е.С. Политико-информационная деятельность органов государственной власти и структур гражданского общества. Дисс.. .канд.полит.наук.- М., 2001.
  151. Д. Американское правительство. М., 1995.
  152. Управление общественными отношениями/ Под ред. B.C. Комаровского.- М., 2003.
  153. Указ Президента РФ от 28.05.2004 № 699 «Об утверждении Положения о Государственно-правовом управлении Президента Российской Федерации"// Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 22, ст. 2147.
  154. Управление общественными отношениями/ Под общ.ред. B.C. Комаровского. М., 2009.
  155. М. Рациональный выбор: теория и практика// Полис. 1994.№ 3.
  156. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации"// Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 31, ст. 3215.
  157. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации"//Российская газета, № 165, 29.07.2006.
  158. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"// Российская газета, № 106, 15.06.2002.
  159. Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
  160. Федеральный закон от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания"// Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 8, ст. 801
  161. Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-Ф3 «О рекламе"// Российская газета, № 51, 15.03.2006.
  162. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации"//Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 51, ст. 5712.
  163. Филипп А.Буари. Паблик рилейшнз или стратегия доверия. Пер. с франц. -М. 2001.
  164. Е. Возможности электронного участия в процессе принятия политических решений /ЛПшптычная сфера. 2008, № 10.
  165. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.
  166. Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. -СПб., 2006.
  167. Р. Все о Public Relations. Пер. с англ. М., 1999.
  168. Хейне Пол Экономический образ мышления. М., 1991.
  169. А.Н., Бочаров М. П. Связи с общественностью: теория и практика.- М., 2008.
  170. А.Н. Креативные технологии паблик рилейшнз.- М., 1998.
  171. А. Онлайн-конференция. 27 марта 2007 11:36//http://raso.ru
  172. С. Пропаганда вполне приемлемая форма коммуникации// Советник. № 12.2008.
  173. О.Ф. Современные политические системы и политические режимы // http://shabrov.info/Statji/polsisib.htm.
  174. О. Ф. Политическая наука и теория управления. М., 2003.
  175. О.Ф. Политическое управление// http://wwv/ shabrov.info/monpub.htm.
  176. О.Ф. Политико-административное управление в Российской Федерации: состояние и актуальные проблемы // Власть. 2004, № 11.
  177. А.Е. Направления и параметры российской административной реформы //Полис. 2003, № 4.
  178. Ф. Интегрированные PR коммуникации. — М., 2004.
  179. Т.В. Политические игры в процессе принятия политических решений// http://politanalysis.narod.ru/shauloval.html.
  180. М.А. Паблик рилейшнз в системе социального управления. СПб., 2002.
  181. П. В поисках формы, http: // www. rus. ru / antolog/ inoe/ shedr. Htm.
  182. В.И. Процессы и механизмы формирования государственной политики в современном российском обществе. Дисс.. д-ра полит, наук.- М., 2007.
  183. О.Н. Россия: риски и опасности «переходного» общества. М.: Изд-во Института социологии РАН, 1998.
  184. Anderson J. Public Policymaking: An Introduction. Boston New York. 2003.
  185. Barber B. Participatory Democracy // Encyclopaedia of Democracy. Vol. 3. NewYork, 1995.
  186. Berneys E.L. The Later Years. Public Relations Insights 1956−1986. -Rhinebeck: Free Press, 1986.
  187. Blak S. The essentials of Public Relations. L., 1993.
  188. Butler B.E. Public Relation in the United State Senate. Ann Arbor, 1968.
  189. Cigler A., Loomis B. Interest Group Politics. Washington, 1986.
  190. Dror Y. Muddling Through — 'Science' or Inertia. Public Administration Review, № 24.
  191. Giddens A. New rules of sociological method. Cambridge: Polity Press. 1994.
  192. Etzioni A. Mixed Scanning: A «Third» Approach to Decision-Making.Public Administration Review, 1967.№ 27.
  193. Etzioni A. The Moral Dimension: Toward a New Economics. L., N. Y, 1988.
  194. Fraser P. Seitel. The practice of PR.- N.Y. 1998.
  195. Habermas J. The theory of communicative action. Vol. 1. Reason and the rationalization of society.- Cambridge. 1995.
  196. Lasswell H. The structure and function of communication in society// The communication of ideas.- N.Y.
  197. Lee I. Publicity. N.Y., 1925.
  198. Lindblom Ch.E. Politics, Economics and Welfare N.Y., 1953.
  199. Mcnnair B. An introduction to Political Communication, L. and N.Y.1987.
  200. Peters B. G. The New Institutionalism in Political Science. London, 1998.
  201. Potter A. Organized Group in British National Politics. Wesport, 1961.
  202. Poulantzas N. L’Etat, le povoir, le socialisme. Paris, 1978.
  203. Quade E.S. Analysis for public decision. N.Y., 1982.
  204. Riggs F.W. Administration in developing countries. The theory of prismatic society. Boston, 1964.
  205. Rhodes R., Marsh D. Policy Network in British Politics. A Critique of Existing Approaches // Policy Network in British Government / Eds. D. Marsh and R. Rhodes. Oxford, 1992.
  206. Simon H. Administrative Behavior: A Study of Decision-Making Processes in Administrative Organizations.- N.Y., 1947.
  207. Simon H. New Science of Management Decision. Evanston, N.Y., 1960.
  208. Webster’s Third New International Dictionary// http://acronyms.thefreedictionary.com.215. http://www.avia.ru.216. http://www.kremlin.ru.217. http://www.levada.ru/press/2 009 092 500.html.218. http://www.transport.ru.
Заполнить форму текущей работой