Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Тепловая нагруженность элементов рабочего цилиндра судового дизеля

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Объектом исследования являются судовые малоразмерные дизели типов Ч 8,5/11 и Ч 9,5/11. Эти двигатели применяются в судостроении, в качестве главных двигателей катеров, малых рыбопромысловых судов, рабочих спасательных «шлюпок, а также в качестве вспомогательных двигателей для привода судовых электрогенераторов, компрессоров, насосов и различных комбинированных агрегатов. Мощностной ряд этих… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Особенности организации рабочего процесса и анализ показателей малоразмерных дизелей
    • 1. 1. Современные малоразмерные дизели типов Ч 8,5/11 и Ч 9,5/
    • 1. 2. Особенности организации рабочего процесса
    • 1. 3. Состояние теоретических и экспериментальных исследований тепловой напряженности деталей цилиндра
  • Выводы. Цель и задачи исследования
  • 2. Методика обобщенного расчета теплопередачи
    • 2. 1. Дифференциальное уравнение теплопроводности
    • 2. 2. Начальные и граничные условия задач теплопроводности тел
    • 2. 3. Конечно-разностный метод решения уравнения теплопроводности
    • 2. 4. Оценка точности конечно-разностной аппроксимации уравнения теплопроводности
    • 2. 5. Моделирование теплопередачи в цилиндре поршневого двигателя
    • 2. 6. Теплопроводность и теплопередача через стенки
    • 2. 7. Влияние теплоизоляции стенки (днища поршня) на теплосопротивление
    • 2. 8. Оценка величины температуры газа и коэффициента теплоотдачи от газов к поршню
  • Выводы
  • 3. Расчетно-экспериментальное исследование распределения теплоты в цилиндре дизеля
    • 3. 1. Анализ теплового баланса
    • 3. 2. Анализ распределения теплоты по элементам рабочего цилиндра дизеля
    • 3. 3. Расчет распределения теплоты по элементам, образующим внутрицилиндровое пространство дизеля- Определение эквивалентной температуры газа и средних значений коэффициентов теплоотдачи от газа к воде
    • 3. 4. Сопоставление внешнего и внутреннего тепловых балансов малоразмерного дизеля при различных способах смесеобразования
  • Выводы
  • 4. Расчетно-аналитическое исследование формирования суммарной тепловой нагрузки на цилиндровую втулку судового малоразмерного дизеля
    • 4. 1. Исследование и расчет локальных тепловых потоков от газов в стенку цилиндра
    • 4. 2. Исследование и расчет тепловых потоков, воспринимаемых цилиндровой втулкой в результате трения
    • 4. 3. Исследование и расчет плотности тепловых потоков, воспринимаемых цилиндровой втулкой дизеля от поршня
    • 4. 4. Проверочный расчет теплопередачи в систему охлаждения через стенку цилиндровой втулки
  • Выводы

Тепловая нагруженность элементов рабочего цилиндра судового дизеля (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Всемерное стремление к повышению эффективности и экономичности энергетических установок с судовыми малоразмерными дизелями требует организации высокоэффективного рабочего процесса в условиях недостаточного объема для развития и сгорания топливных факелов.

Объектом исследования являются судовые малоразмерные дизели типов Ч 8,5/11 и Ч 9,5/11. Эти двигатели применяются в судостроении, в качестве главных двигателей катеров, малых рыбопромысловых судов, рабочих спасательных «шлюпок, а также в качестве вспомогательных двигателей для привода судовых электрогенераторов, компрессоров, насосов и различных комбинированных агрегатов. Мощностной ряд этих двигателей находится в пределах от 10 до 45 кВт и частота вращения коленчатого вала — в пределах от 1500 до 1900. об/мин. Организация рабочего процесса осуществляется с двумя типами смесеобразования: вихрекамерным и объемно-пленочным с камерой сгорания в поршне.

Согласно принятой в России «Концепции развития судостроения» и-при образовании объединенной* судостроительной корпорации определено, что вновь строящиеся суда должны будут комплектоваться энергетическими, комплексами только Российского производства. В этой связи все двигателе-строительные заводы России приступили к обновлению модельного ряда выпускаемой продукции с той целью, чтобы" судовые двигатели по своему техническому уровню соответствовали лучшим мировым аналогам. Это относится и к двигателям, которые являются объектом исследования.

Производитель этих двигателей ОАО «Завод ДАГДИЗЕЛЬ» (г. Каспийск) совместно с государственным научным центром НАМИ ведут разработку перспективного судового дизеля 4ЧН 9,5/11 с частотой вращения-коленчатого вала 3000 об/мин, форсированного наддувом. Номинальная мощность двигателя должна составить 75 кВт. Это более чем в три раза превышает мощность существующих прототипов.

Камера сгорания является основным источником теплоподвода и обеспечивает интенсивное омывание стенок камеры в поршне, огневого днища головки поршня, крышки цилиндра, впускного и выпускного клапанов и выступающей из крышки цилиндра части распылителя горящими газами, циклически вытекающими из камеры в поршне и перемещающимися в надпоршневом пространстве со скоростью не менее 20 м/с.

Периодический характер протекания рабочего процесса предопределяет пульсирующее воздействие тепловых потоков на детали цилиндра. Так, в течение каждого термодинамического цикла наблюдаются г колебаниятемпературы рабочего тела в цилиндре от наименьшей величины 290 -ь 340 К во время наполнения цилиндра до максимальной величины во время сгорания 2300 -г- 2500 К [20, 21]. Таких циклов в цилиндре малоразмерного дизеля на эксплуатационных режимах работы реализуется от 5 до 12,5 в секунду. В каждом цикле сочетаются все три основные формы теплопередачи: лучеиспускание, теплопроводность и конвективный теплообмен, которые взаимодействуют и* создают сложную картину процесса теплопередачи в условиях, изменяющихся' во времени: объема и поверхности теплоотвода от цилиндрадавления, температуры, плотности и интенсивности вихревого движения рабочего тела.

Особенности конструкции малоразмерных дизелей и специфические условия работы на установившихся, неустановившихся и переходных режимах, связанных с резким колебанием теплоподвода и теплоотвода, приводят к неравномерному распределению температур в основных деталях цилиндра и перегреву их отдельных зон.

В диссертационной' работе проведен анализ показателей рабочего процесса двигателей прототипов и обзор экспериментальных, теоретических и расчетно-аналитических исследований различных авторов по вопросам теплового состояния, теплопередачи и теплообмена в ДВС.

Этим вопросам посвящено большое количество исследований крупных научных организаций, таких как ЦНИДИ, НАМИ, НАТИ, ЦНИИ имени Крылова, высших. учебных заведений, таких как МГТУ имени Баумана, МАДИ.

ГТУ), Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, ГМА имени адмирала С. О. Макарова, Астраханский ГТУ и др., а также работы исследователей и опытно-конструкторских подразделений дизеле-строительных заводов. Исследованию теплового состояния ДВС посвящены многие работы российских и иностранных ученых A.C. Орлина, В.А. Ван-шейдта, М. Г. Круглова, P.M. Петриченко, А. К. Костина, М. К. Овсянникова, Г. Б. Розенблита, Г. Эйхельберга, H.A. Иващенко, Р. З. Кавтарадзе и других. Успешно решаются задачи по оценке тепловой нагруженности двигателей с помощью косвенных критериев [21, 27], существуют методы исследования теплопередачи на основе теории пограничного слоя, гидромеханики и методы моделирования процессов теплообмена1 [23 — 25] и др.- решаются задачи теп-лонагруженности деталей ДВС [26, 27]. Однако, как отмечают сами авторы работ, методики и рекомендации, изложенные ими, применимы лишь к узким группам сходных между собой двигателей и не могут претендовать на широкие обобщения. Ряд работ [23, 25] базируется на решении задач теплопередачи с граничными условиями, взятыми по аналогии из задач теплофизики, гидромеханики, поэтому труднореализуемых как в практике расчетов, так и в экспериментальных исследованиях ДВС. Вследствие этого остаетсяактуальной проблема разработки методики аналитического определения температурного состояния и параметров теплообмена, базирующейся на стабильных и единых принципах для различных режимов работы дизелей. Уровень температурного и теплонапряженного состояния элементов рабочего цилиндра экспериментально и расчетно-аналитически исследовался рядом ученых и специалистов промышленности, такими как H.H. Иванченко, В. Н. Семенов, М. Я. Завлин, А. Ф. Дорохов, A.A. Аливердиев, В. П. Копцев и рядом других.

Результаты этих исследований отражены в периодических научных изданиях, таких как журналы «Двигателестроение», «Судостроение», «Вестник машиностроения», «Вестник АГТУ», а также в ряде монографий и учебных пособий.

Поскольку теплонапряженное состояние элементов рабочего цилиндра (цилиндровой втулки, поршня, крышки цилиндра) является одним из основных факторов, определяющих. работоспособность двигателя, то задача исследования его теплового состояния — температур, температурных градиентов, распределения тепловых потоков и общих компонентов теплоты по статьям теплового баланса, является актуальной.

В результате анализа выполненных научно-исследовательских работ было установлено, что для двигателей с КС в поршне комплексное исследование теплового состояния^ включающее в" себя все элементы рабочего цилиндра, не проводилось. Было установлено, что результаты исследований! теплового состояниядвигателей" прототипов* можно экстраполировать* на двигатель с более высоким уровнем форсирования.

Отсутствие в литературе. необходимых обобщений методики? для определения температурного состояния элементов рабочего цилиндра (поршня, крышки цилиндра, цилиндровой втулки), теплообмена и теплопередачи судового малоразмерного дизеля с камерой сгорания в поршне, потребовало проведениятеоретических и расчетно-экспериментальных исследований в этом направлении.

На основании вышеизложенного основной научной идеей диссертационной работы является необходимость поисковых работ по исследованию" тепловой? нагруженности деталей, рабочего цилиндра судового малоразмерного дизеля с камерой сгорания в поршне. Успешнее всего это может быть осуществлено на основе предварительного теоретического исследования" основных физических закономерностей протекания процессов теплопроводности в? цилиндре малоразмерного дизеля. Пути, намеченные по результатам теоретических исследований и анализа литературных данных, должны быть проверены в ходе экспериментальных исследований.

Таким образом, актуальность, диссертационного исследования, посвященного разработке методологии комплексного теоретического, расчет-но-аналитического и экспериментального исследования тепловой нагруженности элементов рабочего цилиндра для? разработки конкретных рекомендаций по конструктивному оформлению перспективного судового малоразмерного дизеля, обусловлена:

— общими тенденциями развития дизелестроения в области снижения расхода топлива на единицу выполняемой работы;

— повышением удельной мощности отечественных судовых малоразмерных дизелей;

— необходимостью обеспечения эксплуатационной надежности деталей рабочего цилиндра.

Диссертационная работа получила апробацию при ежегодных обсуждениях на заседаниях кафедры «Судостроение и энергетические комплексы* морской техники» ФГОУ ВПО «АГТУ» (2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011 гг.). Основные положения диссертации докладывались на ежегодных научно-технических конференциях преподавателей и сотрудников ФГОУ ВПО «АГТУ» (2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011 гг.) — на региональной научно-практической конференции «Конструкторское и технологическое обеспечение надежности машин (г. Махачкала, 2006 г.) — на 7 Межрегиональном научно-техническом» семинаре «Актуальные проблемы судовой энергетики и машино-движительных комплексов» на, базе ФГОУ ВПО «АГТУ» (г. Астрахань, 2006 г.) — на Международном научном семинаре «Перспективы использования результатов фундаментальных исследований в судостроении и эксплуатации флота Юга России» на базе ФГОУ ВПО «АГТУ» (г. Астрахань, 2008 г.). Кроме того, материалы диссертации докладывались на конференциях, проводившихся на базе Каспийском государственном университете технологий и инжиниринга им. Ш. Есенова.

Материалы диссертации представлены в 7 публикациях, в том числе 5 по списку ВАК Министерства образования и науки России.

Диссертация выполнялась в Каспийском государственном университете технологий и инжиниринга им. Ш. Есенова (КГУТиИ им. Есенова) и-Астраханском государственном техническом университете на кафедре «Судостроение и энергетические комплексы морской техники».

Выводы.

На основании проведенного расчетно-аналитического исследования суммарной нагрузки на цилиндровую втулку СМД можно отметить следующее: а '.

— соотношения количеств теплоты ~р: через отдельные участки поршня, и.

АТХ относительные перепады температур —— зависят только от относительс ных величин тепловых сопротивлений отдельных участков и не зависят ни-от абсолютной величины теплопередачи ()ст, ни от абсолютного уровня температурного напора АТС;

— результаты расчетов с использованием разработанной методики расчетно-аналитического определения" суммарной тепловой нагрузки на цилиндровую втулку малоразмерного дизеля с учетом составляющих теплопередачи от газов, трения и от поршня соответствуют полученным данным теплобалансовых испытаний;

— исследования показали, что уровень тепловых потерь в охлаждение чрезвычайно высок даже для малоразмерного дизеля: из ~ 40% потерь около 30% приходится на теплоотвод от цилиндровой втулки.

Заключение

.

Подводя итог выполненной работы, отметим, что теоретические и экспериментальные исследования тепловой нагруженности элементов рабочего цилиндра судового малоразмерного дизеля позволяют оценить теплона-пряженность основных элементов рабочего цилиндра дизеля (поршня, крышки цилиндра, цилиндровой втулки) с целью разработки рекомендаций для ведения работ по форсированию^ дизелей, типа Ч 9,5/11 путем газотурбинного наддува, предполагая при этом, что новый дизель 4ЧН 9,5/11 будет развивать мощность в 75 кВт.

Таким образом, по проведенным в работе исследованиям сделаны следующие выводы:

— по результатам расчетно-экспериментального исследования теплонагру-женности элементов рабочего цилиндра судового малоразмерного дизеля с достаточно большой степенью уверенности можно утверждать, что существующей в-настоящее время системе охлаждения и конструкционным решениям по крышке цилиндра и поршню не удается обеспечить их теплона-пряженность на уровне, гарантирующем обеспечение назначенного ресурса;

— процессы теплопередачи в цилиндре малоразмерного дизеля реализуются в условиях весьма ограниченного объема и компактного размещения деталей цилиндра, обуславливающих их интенсивное омывание как свежим воздушным зарядом, так и горящими газами;

— среди методов теоретического" исследования для-малоразмерных дизелей предпочтение следует отдать численным методам, а именно конечно-разностному методу решения дифференциальных уравнений теплопроводности в численных производных, который позволяет наиболее эффективно получить данные о распределении температуры и параметров теплообмена в цилиндре дизеля в зависимости от его конструкции, среднего эффективного давления и средней скорости поршня;

— исследования показали, что уровень тепловых потерь в систему охлаждения чрезвычайно высок даже для малоразмерного дизеля. При этом из 40% потерь около 30% приходится на теплоотвод от цилиндровой втулки;

— термосифонный принцип охлаждения цилиндровой втулки не решает задачу снижения тепловых потерь, т. к. значительная часть теплоты отводится в виде скрытой теплоты парообразования;

— двигатели типов Ч 8,5/11 и Ч 9,5/11 идентичны по конструкции, способам смесеобразования и охлаждения, поэтому можно считать одинаковыми уровни тепловых потерь в охлаждении, а, следовательно, и оценку уровня теплонапряженности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.Ф. Новые методы в теплопередаче. М.: Мир, 1977. — 228 с.
  2. .Г. Термоиндикаторы и их применение. М.: Энергия, 1972.-224 с.
  3. .Г., Картавцев. В. Ф. Цветовые индикаторы температуры, -М.: Энергия, 1978. 214 с.
  4. А. Математика для электро- и радиоинженеров. М.: Наука, 1964. — 772 с.
  5. М.М. Двигатели спасательных шлюпок и катеров. JT.: Судостроение, 1980. — 224 с.
  6. М.М., Бочкарев В. Н. Двигатели катеров,. — Л.: Судостроение, 1985.-240 с.
  7. О.С. Применение камер сгорания вихревого типа в быстроходных двигателях / науч. труды ЦНИДИ. Кн. 5. — M.-JL: Машгиз, 1948.
  8. В.И. Повышение экономичности дизелей одно из важнейших направлений совершенствования топливно-энергетического комплекса страны // Двигателестроение. -1981.- № 5. — С. 3 — 4.
  9. В.Н. Определение температурного поля и деформаций цилиндрических втулок судовых вспомогательных дизелей типа Ч 8,5/11 / труды ЛКИ. Вып. 110. — Л., 1977. — С. 64 — 69.
  10. М.И. Судовые дизель-генераторы малой мощности. JL: Судостроение, 1968.-С. 175.
  11. В.В. Исследование влияния закрутки заряда на показатели рабочего процесса высокооборотного дизеля // Экспериментальные и теоретические исследования по созданию новых дизелей* и- агрегатов: науч. труды ЦНИДИ. Л., 1980. — С. 41 — 42.
  12. В.В. К вопросу выбора конструкций камер сгорания для малоразмерных быстроходных дизелей / труды ЦНИДИ. Вып. 75. — Л., 1979.-С. 169−178.
  13. П.М., Бурячко В. Р. и др. Двигатели армейских машин. Конструкция и расчет. М.: Воен. издат., 1972. — 568 с.
  14. М.А. Инженерные основы эксплуатации ДВС: учеб. пособие. Д.: изд-во СЗПИ, 1976. — 250 с.
  15. В.Н., Яхьяев Н. Я. Технологическая наследственность в управлении качеством судовых машин и механизмов. Махачкала, 1990. — 208 с.
  16. В.А., Мордухович М. М. Формирование тракторных двигателей. -М.: Машиностроение, 1974. 153 с.
  17. H.H., Семенов Б. Н. Проблема топливной экономичности дизелей. / науч. тр: ЦНИДИ: 1980: — С. 4 — 12!
  18. .Н. Теоретические, и экспериментальные основы применения в быстроходных дизелях топлив е различными физическими-и химическими свойствами : автореф. дис. докт. техн. наук Л., 1987. — 45 с.
  19. А.Ф. Исследование тепловой нагруженности и теплопередачи в цилиндре судового вспомогательного дизеля при различных способах смесеобразования: дис. канд. техн. наук. Л., 1982. — 210 с.
  20. Г. Б. Теплопередача в дизелях.—М.: Машиностроение, 1977. 216 с:
  21. Н.К. и др. Теплообмена двигателях и теплонапряженность их деталей — Л.: Машиностроение, 1969- 248 с.
  22. А.К. и др. Ограничительные параметры, определяющие работоспособность. быстроходного четырехтактного дизеля с неохлажда-емыми поршнями // Энергомашиностроение. — 1975. — № 6. — С. 45 — 47.
  23. P.M. Теплопередача через поршневые кольца // Двигате-лестроение. 1979: — № 4. — С. 8−10.
  24. Петриченко P. Mi и др. Локальный однофазный теплообмен в контуре жидкостного охлаждения ДВС // Двигателестроение. 1979. — № 9- С. 15 —17.
  25. P.M. Математическое моделирование конвективного теплообмена как элемент автоматизации проектирования* ДВС // Двигателестроение. 1980. — № 9. — С. 17.
  26. М. К. Давыдов Г. А. Тепловая напряженность судовых дизелей. Л.: Судостроение, 1975. — 260 с.
  27. Bf.C. Теплонапряженность и долговечность цилиндров поршневойгруппы судовых дизелей. М.: Транспорт, 1977. -182 с.
  28. М.Я., Семенов В. Н. Основные направления развития отечественных судовых и промышленных малоразмерных дизелей. // Двига-телестроение. 1980. — № 1.-С. 7−11.
  29. Е.П. Исследование особенностей процесса смесеобразования в малоразмерном высокооборотном дизеле с камерой ЦНИДИ в поршне: дис. канд. техн. наук. JL: ЛКИ, 1975.
  30. В.А. Судовые двигатели внутреннего сгорания. — JL: Судостроение, 1977. 390 с.
  31. Улучшение пусковых качеств шлюпочного * дизеля 4ЧСП 8,5/11: отчет (заключ.): № ГР 73 065 344. 1974. — 90 с.
  32. , Н.В. Специальные вопросы, теории судовых дизелей. JL: Судпромгиз, 1960.
  33. Л.Н., Недвига Г. С., Пашенцев C.B. Цикловые температурные колебания в стенках камеры сгорания судового дизеля // Энергомашиностроение. 1975. — № 5. — С. 18 — 20.
  34. Knaack Klaus. Zur Berechnung der Warmenbertengung in heibgekuheten Shciffs Dieselmotoren: MTZ. — 1974.- № 5-. — P. 35.
  35. A.H. О расчете теплонапряженности поршней ДВС. // Энергомашиностроение. — 1974. № 9. — С. 14−16.
  36. М.А., Михеева И. М. Основы теплопередачи. М.: Энергия^ 1973.-316 с.
  37. В.А. и др. Расчет теплового состояния* деталей, ЦПГ ДВС на установившихся и переходных режимах методом конечных разностей: труды НЕСИ. — Вып. 83. — Николаев, 1974.
  38. Svoboda Milan, Kern Gots. Finite-Element-Programme zur Berchnung der Temperaturverteilung und der thermischen Beanspruehund von Verbrennungsmotoren. MTZ. 1975. — № 2. — P. 39 — 42.
  39. Н.К., Коллеров JI.K., Шатров H.H. Исследование трехмерного состояния цельного поршня дизеля типа ЧН 21/21 с использованием МКЭ // Энергомашиностроение. 1976. — № 9. — С. 18 — 22.
  40. Н.Х. и др. Применение МКЭ для анализа напряженности деформируемого состояния поршня малооборотного дизеля // Известия вузов. Машиностроение. 1976. — № 11. — С. 52 — 55.
  41. Г. Н., Иващенко H.A. Определение стационарных температурных полей в? деталях ДВС методом элемента // Известия вузов. Машиностроение. 1975. — № 8. — С. 46 — 49.
  42. П.П., Квитка А. Л., Заслоцкая JI.A. Численное решение плоских, задач теплопроводности для области сложной формы // Проблемы прочности. 1974. — № 6. — С. 34 — 38.
  43. В.В. и др. Моделирование процессов в судовых поршневых двигателях и машинах. Л.: Судостроение, 1967. — 271 с.
  44. .С. и др. Испытания двигателей внутреннего сгорания -М.: Машиностроение, 1972. 366 с.
  45. М.В., Максимов Е. А., Яворская Т. П. Исследование конвективного теплообмена в цилиндре ДВС // Теплофизика и теплотехника. Республ. межвед. сборник. Киев, 1974. — С. 52 — 57.
  46. Теория двигателей внутреннего сгорания. Под ред. Н. Х. Дьяченко. Л.: Машиностроение, 1974. — 552 с.
  47. Л.А. Электромоделирование температурных полей в деталях судовых энергетических установок. Л.: Судостроение, 1964. — 170 с.
  48. Г. А., Овсянников-MiK. Температурные напряжения в деталях судовых дизелей. Л.: Судостроение, 1969. -240.с.
  49. P.M., Петриченко М. Р. Конвективный теплообмен в поршневых машинах. Л.: Машиностроение, 1979. — 195 с.
  50. М.К., Лапшин В. И. О современном состоянии и перспективах развития исследований тепловой напряженности ДВС // Двига-телестроение. 1979. — № 1. — С. 13−15.525 556,57,58,59,60,61,62.
  51. М.С., Поляков Ю. А., Родионов В. А. О методике исследования теплоотдачи в ДВС с помощью пленочных термометров сопротивления. // Известия вузов. Машиностроение. 1971. — № 5.
  52. O.A., Федоров В".Г. Тепловые и температурные измерения.
  53. Киев: Наукова думка, 1965. 263 с.
  54. Г. Б., Горелик Я. И. Экспериментальное определение нестационарного теплового потока в стенках камеры сгорания дизелей. // Энергомашиностроение. 1970. — № 6. — С. 31 — 33.
  55. В.И. Температурное поле поршней двигателей ЯМЗ: в сб.: Двигатели внутреннего сгорания. Ярославль, 1973.
  56. Л.Я. Методы измерений в двигателях внутреннего сгорания. — М.-Л.: Машгиз, 1955. 268 с.
  57. A.C. и др. Опыт применения бесконтактного измерения температур поршня быстроходного ДВС. // Известия вузов. Машиностроение. -1971.-№ 12.
  58. A.C. и др. О выборе параметров тензорезисторов при бесконтактном измерении температур поршней ДВС // Известия вузов. Машиностроение. 1973. — № 6.
  59. Г. П. Методы и приборы измерения- параметров нестационарных тепловых процессов. М.: Машгиз, 1959. — 193' с.
  60. М.Д., Вальтер И. Г. Определение температурных полей клапанов дизелей методом релаксации твердости металла,. — Энергомашиностроение. 1968. — № 12.
  61. H.H., Семенов Б. Н., Соколов B.C. Рабочий процесс дизелей с камерой сгорания в поршне. Л.: Машиностроение, 1972. — 116 с. Ваншейдт В. А. Конструирование и расчеты прочности судовых дизелей.64
Заполнить форму текущей работой