Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Проблема человека в суфизме: Социально-философский анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация исследования. Основные положения диссертации обсуждались на научной конференции молодых ученых Башкирского государственного университета, втором Российском философском конгрессе (Екатеринбург) и конгрессе антропологов и этнографов России (Москва). Диссертация была обсуждена на заседании секции «социальной философии и социологии», действующей при кафедре философии Башкирского… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Социально-философские истоки суфизма
    • 1. 1. Социально — экономические предпосылки возникновения суфизма
    • 1. 2. Духовные предпосылки возникновения суфизма
  • Глава II. Проблема человека в философии суфизма
    • 2. 1. Философские основания проблемы личности в суфизме
    • 2. 2. Измерения личности в философии суфизма
    • 2. 3. Социальная этика суфиев

Проблема человека в суфизме: Социально-философский анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования может быть обоснована тем. что в условиях поисков современным российским обществом своей культурной и духовной идентичности, особую роль приобретает исследование целого ряда иррациональных моментов во взаимодействии индивида и общества, сторонников традиционного общества и постсовременного. В условиях разрушения традиционного общества или какой-либо его подсистемы, составляющие ее люди могут выглядеть крайне нерационально или иррационально в глазах тех, кто представляет современное общество. Например, представители различных религиозных конфессий, особенно мистико-аскетического толка, нуждаются в постоянных ценностных ориентациях не меньше, чем в коллективных представлениях. В глазах иностранцев западных стран они становятся чрезвычайно уязвимыми, если сталкиваются с другими ценностями, с непохожими на себя людьми, привносят личные мотивы в работу и коллективные в частную жизнь.

Исламская цивилизация, создавшая свой собственный интеллектуальный мир и собственную интеллектуальную жизнь, активно противостоит сегодня узко рационалистически и прагматически настроенному Западу. Но было бы ошибкой пытаться рассматривать явление этой интеллектуальной жизни только через призму внешнего мира, который, как, принято считать, находится с исламским миром, на почве которого возник суфизм, в совершенно разных плоскостях. Вместе с тем неправомерно игнорировать и воздействие внешних факторов, тесно связанных с исламским миром и оказавших на него влияние.

Суфийским учениям, начало формирования которых относятся к середине VIII — началу IX века, изначально был присущ анализ мельчайших движений души человека, скрытых мотивов его поступков, повышенное внимание к личному переживанию и внутреннему сознанию религиозных доктрин. Современная же эпоха, которая с пониманием относится лишь к приятному, полезному и удобному (комфортному), в значительной мере ослабила именно внутренний мир человекана место вдохновения и интуиции пришли трезвый расчет и желание почерпнуть истину, исходя лишь из одного эмпирического опыта. Однако, как говорил А. Шопенгауэр, самого большого проникновения в сущность мировых процессов добиваются как раз гениальные натуры, которые способны на такое проникновение не благодаря понятийному мышлению, как считал Гегель, а с помощью интеллектуальной интуиции, т. е. с помощью особой способности к художественному, поэтическому освоению мира. Экстаз, это высшее вдохновение, с помощью которого суфии пытались охватить предмет непосредственно, действительно играет очень большую роль в человеческой жизни. Аль-Газали в своей книге «Киеиен саодат» (Эликсир счастья) приводит рассказ одного человека, который пел следующее: «Не посетило меня во сне ничего, кроме мечты о Вас». Стоявший рядом суфий пришел в экстаз. Когда же его удивленно спросили о причине экстаза — «Ведь ты же не понимаешь, что он говорит?» — он ответил: «Как не понимаю? Он говорит, что «Мы измученны и правду говорит: все мы измученны и устали, находимся в опасности» (17,с.47).

Существуя в эпоху всеобщего отчуждения и самоотчуждения, человек становится бездушным, а тем самым и бездуховным, т. е. характеризуется неразвитостью души, чувственных переживаний, что приводит в свою очередь к неразвитости в выборе ценностных ориентаций. Сложившаяся ситуация делает еще более актуальными те учения, в которых первостепенное внимание уделяется не просто проблеме человека как малого мира, который на своем пути к духовному и нравственному совершенству обнаруживает целое множество стоянок (ед.ч. макам) и состояний (ед.ч. хал). Согласно Ибн Араби. между абсолютно трансцендентной и материальной областями Божественного мира находится промежуточный мир подобий (алам ал-мисал), куда проникает лишь воображение суфия.

Суфизм, таким образом, напоминает нам о том, что даже самые светлые помыслы не следует проводить в общественную жизнь слишком непреклоннотребуются остановки, стоянки, чувство меры во всем.

Итак, актуальность настоящего диссертационного исследования заключается прежде всего в направленности суфизма на проблему человека, на его помыслы, намерения и восприятия. Философские идеи суфиев привлекают нас, прежде всего своей ориентированностью на мир печалей и радостей человека, на его внутренний мир. Привлекательность суфизма для широких слоев населения состоит в том, что путь интуитивного познания Бога сливается здесь с нравственным самоочищением личности, с ее самосовершенствованием.

Степень разработанности проблемы. Проблема человека в философии суфизма специально в литературе не анализировалась. Хотя суфизм и составляет предмет систематических исследований в многочисленных трудах, тема внутреннего мира человека, соотношения человеческого и абсолютного, явного и трансцендентного в философии суфиев еще не получила должного осмысления.

Трудно согласиться с тем мнением, что философия суфизма сводится лишь к творчеству Ибн Араби (1165−1240) и Ас — Сухраварди (1155−1191). Еще раньше к суфизму сочувственно относился критик философов шафиит Аль-Газали (1058−1 1 1 1), узаконивший в глазах многих факихов идеи суфиев. Широко распространял учение суфизма ханбалит из Багдада Аль-Дисилани (1077−1166).

Почти все великие персидские поэты представляют из себя пантеистических мистиков. Таковы Ф. Аттор и Джалолитдин Руми. который в форме рифмованных историй описывает суфийскую любовь.

Он воспевал экстаз как утрату ограниченного земного «я» и слияние с «беспредельным морем» божества. Главное сочинение — «Духовный маснави» (энциклопедия суфийского учения и фольклора, которую, иногда называют «персидский Коран»).

Представление о суфизме и месте человека в нем мы вырабатывали, опираясь не только на труды таких зарубежных исследователей, как И. Гольдциер, Г. Ю. Грюнебаум, Л. Гарде, А. Массе, А. Корбэн, Р. Дози, Т Изутцу, Д. Макдональд, А. Массиньон, Ф. Николсон, А. Мец, Дж.С.Тримингем, М.Хортен. Ж.Пирен. М.Уотт. Дж. Хаурани, но и на работы таких отечественных востоковедов, как Д. М. Азаматов,.

B.В.Бартольд, Е. А. Беляев, В. М. Борисов, Д. Ж. Валеев, М. В. Вагабов, Б. С. Галимов, В. Жуковский, Е. Бертельс, Г. М. Керимов, Л. И. Климович, И. А. Крывелев, М. А. Радионов, И. П. Петрушевский, М. Б. Пиотровский,.

C.Н.Семенов, Я. М. Ханмагамадов, М. Т. Степанянц, Е. Г. Яковлев. Следует отметить, что суфизм всегда был весьма популярен у тюрок. Так, целый ряд башкирских поэтов — мыслителей XVIII века были суфиями (А.Каргалы, И. Салихов, Ш. Заки). Они не отрицали значения философии в процессе поиска человеком истины. Например, Шамсетдин Заки в «Письме о философии» подчеркивает, что даже преданный суфийскому братству или (в широком смысле слова) суфийскому образу жизни, «человек не может избежать философии, если он хочет поставить на верный путь окружающих его суфиев» [2,с.99].

Некоторые современные отечественные авторы в последнее время обращают пристальное внимание на философское ядро суфизма. Например, М. Т. Степанянц пытается учесть те варианты религиозного «возрожденчества», к числу которых относится и суфизм, что ориентированы на поиск внутренних стимулов развития традиционного общества и человека, испытывающего настоятельную потребность в ценностных ориентациях. Именно это и предопределило выбор настоящей темы диссертации.

В качестве объекта диссертационного исследования выступает философское ядро суфизма как самобытного духовного явления в мусульманском мистицизме.

Предметом исследования является проблема человека в суфизме.

Цель и задачи диссертации. Главной целью диссертационного исследования является анализ проблемы человека в философии суфизма.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: проанализировать социально-экономические предпосылки возникновения суфизмарассмотреть духовные предпосылки становления суфийских ученийисследовать философские основания проблемы личности в суфизме и на данной основе выявить ее важнейшие измерениядать анализ социальной этики суфиев.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют философские принципы объективности историзма, идеи философской герменевтики, а также диалектический подход к явлениям и процессам общественного развития. Диссертант придерживается того положения, что процесс человеческого самосовершенствования включает в себе многочисленные ступени или «стоянки», что предполагает, с одной стороны, отказ от чрезмерной индивидуальной и общественной активности в направлении идеала, а с другой — накопления сил для нового духовного подъема, достижения все более и более высоких духовных ступеней.

Научная новизна диссертации состоит в анализе проблемы человека в суфизме и может быть конкретизирована в виде следующих результатов: обосновано, что в целом суфизм является исторически прогрессивным общественным и духовным течением, поскольку изначально был ориентирован на человека, на его помыслы, намерения и восприятиядоказано, что социальная философия суфизма подпитывалась, прежде всего традицией Запада и Востока. Вдохновение и экстаз выступают не только в качестве средств познания Бога, но и способствует духовному возрождению человеческого родавыявлены философские основания понимания личности в суфизме, к числу которых можно отнести идею «трех миров» (явный, сверхчувственный и духовный), учение о человеке как «малом микрокосме», мысль о непрерывности всякого развития, которая диалектически дополняется идеей многочисленных «стоянок» (макамы), принцип сущностного единства Бога, мира и человека, идея возможности богопознания в зависимости от личных качеств и способностейобнаружено, что в эстетической философии суфиев диалектическая связь между красотой и любовью, как двумя фундаментальными измерениями личности, существует в их взаимосвязиобосновано, что социальная этика суфиев отталкивалась от осознания того, как люди добывают средства к существованию, т. е. от их нравственного, духовного мира. составляющего важнейшую предпосылку развития человеческого коллектива и общества.

Теоретическая и практическая ценность работы. Материалы и научные результаты диссертации раскрывают ценность суфийских представлений о внутреннем мире человека, который должен совершенствовать свой дух, достигая все более и более высоких ступеней («стоянок», макамов), пока достигнет высшего совершенства, от которого в конечном счете зависит и совершенство общества.

Выводы диссертации представляют интерес для научных и учебных заведений при разработке и преподавании соответствующих дисциплин, в том числе при исследовании различных аспектов истории ислама и норм мусульманского вероучения, при изучении как общих проблем суфизма, так и проблемы человека в нем философами, этнологами, филологами и психологами. Материалы диссертации найдут свое применение при чтении спецкурсов по темам: «Арабо-мусульманская философская традиция», «Проблема человека в учениях Востока» .

Апробация исследования. Основные положения диссертации обсуждались на научной конференции молодых ученых Башкирского государственного университета, втором Российском философском конгрессе (Екатеринбург) и конгрессе антропологов и этнографов России (Москва). Диссертация была обсуждена на заседании секции «социальной философии и социологии», действующей при кафедре философии Башкирского государственного университета, вызвала оживленную дискуссию и была рекомендована к защите. По теме диссертации опубликовано 7 работ (статьи и тезисы докладов на конференциях), одна работа находится в производстве.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав (5 параграфов), заключения и библиографии.

Заключение

.

Итак, суфизм изначально был ориентирован на человека, на его мир печалей и радостей. Философское ядро суфизма является глубоко диалектичным. Бога не следует искать где-то за пределами мираон скрыт во всем и все — это Бог (суфизм обнаруживает тем самым свою пантеистическую направленность).

Бог, согласно суфизму, пребывает в глубине души человека. Человек должен совершенствовать свой дух, достигая все новых и новых высот, ступеней или макамов, стоянок. В этом вся его мера благополучия и успешного существования в мире (мера как место стоянки).

В ходе настоящего исследования мы пришли к следующим выводам, имеющий характер научной новизны:

— суфизм с его идеей о том, что в вещах скрыт духовный смысл, имеет огромное методологическое и социально-философское значение, которое раскрывается, прежде всего, в том, что любой акт жизнедеятельности человека не имеет прямой объективной детерминации, а опосредствован участием человеческой души, реалиями субъективного мира;

— суфизм с его учением о вдохновении и интуиции стремится прежде всего к совершенствованию внутреннего мирачеловек — это объект, на который направлена вся деятельность суфия. Сам же процесс его совершенствования осуществляется по ступеням, т. е. методом стоянок (макамов);

— уделяя особое внимание этическим и эстетическим проблемам, суфии отстаивают идеал достойной жизни, жизни совершенной личности, важнейшими измерениями которой являются любовь и красота;

— социально-философское ядро суфизма ориентировано на поиск внутренних стимулов развития традиционного общества, на анализ мельчайших движений души человека, скрытых мотивов его.

121 поступков и личных переживанийсильно развито внутреннее чувство, по признанию суфиев, позволяет им познать истину, не предпринимая каких-либо действий- - социальная этика суфиев исходит, прежде всего, из знания того, каким образом люди добывают себе средства к существованию, т. е. духовное и нравственное совершенствование человека является основной нормального функционирования человеческого обществаТаким образом, являясь формой идеологической, духовной оппозиции по отношению к феодально-теократическим режимам средневековья и их официальной идеологии — ортодоксальному исламу, его культу и духовенству, суфизм в целом представлял собой прогрессивное общественное и духовное течение, поскольку в центр картины мира ставил человека, его дух, вместе с присущими ему вдохновенными и экстатическими состояниями.

Вместе с тем необходимо признать, что предельное самоуглубление, к которому стремятся суфии, выступает свидетельством того, что общество приблизилось к пограничной черте своего существования. Человек наиболее усиленно размышляет о началах и первоосновах своего бытия лишь в том случае, когда его уже больше не удовлетворяют существующие формы и способы жизнедеятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.M. Из истории общественной и философской мысли в Иране. (Вторая половина XV1. — первая четверть XIX вв.). — Баку: Элм, 1971. -216 с.
  2. Актуальные проблемы философии. Курс лекций/ Изд-е Башкирск. унта. — Уфа, 1993, — 100 с.
  3. Аристотель. Сочинения в 4-х т. — М.: Мысль, 1976−1983. Т.1. 1976.-550 с.
  4. Т.2. 1978. 687 с. Т.З. 1981.-613 с. Т.4. 1983.- 830 с.
  5. М.С. Ибн-Сина в истории мировой культуры // Вопросы философии. — 1980. № 7, — С. 45−53.
  6. В.Ф. Античная философия. — М.: Высшая школа, 1998. -400 с.
  7. В.Ф. Историко-философские этюды. — М.: Мысль, 1984,318 с.
  8. А. Абдурахман Джами, его время и творчество// Джами. Избранные произведения. — JL: Сов. Писатель, 1976. 654 с.
  9. Э.М. Арабо-мусульманская философия средневековья. —¦ Баку: Маариф, 1980.- 168 с.
  10. М.Ф. Избранные философские произведения. — М.: Соцэкгиз, 1962. 360 с.
  11. Ю.Бартольд В. В. Сочинения в 9-ти томах. Т.6. — М.: Наука, 1966. -784 с.
  12. П.Барулин B.C. Социальная философия. — М.: Изд-во МГУ, 1994. -334 с.
  13. JI.M. Данте и его время. Поэт и политика. — М.: Наука, 1965.- 198 с.
  14. К. Муххамад Шахрастани — историк философии. — Душанбе: Донж, 1987, — 297 с.
  15. Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннем средневековье. — М.: Наука, 1966. 280 с.
  16. А.Е. Введение в изучение текстов трактатов // Пять философских трактатов на тему «Афак ва Анфус». — М.: Наука, 1970.- 511 с.
  17. А. Избранные произведения. — Ташкент: Изд-во АН Уз. ССР, 1963.- 727 с.
  18. О.Богомолов A.C. Диалектический логос: становление античной диалектики. — М.: Мысль, 1982. 263 с.
  19. A.C., Ойзерман Т. И. Основы теории историко-философского прогресса. — М.: Наука, 1983. 286 с.
  20. Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация: философия, наука, религия. — М.: Наука, 1980. 333 с.
  21. И.С. От Авесты до Айни. — Душанбе: Ирфон, 1981.-246 с.
  22. Д.Ж. Происхождение морали, — Саратов Изд-во Саратов, ун-та, 1981. 168 с.
  23. JI.C. История религий Востока. — М.: Высшая школа, 1988. -414 с.
  24. Т.В. Афинская школа философии. — М.: Наука, 1985,161 с. (Из истории мировой культуры).
  25. С.А. Икбал. Творчество и мировоззрение. — Душанбе: Дониш, 1978. 96 с.
  26. Взаимодействие культур Востока и Запада. — М.: Наука, 1987. -198 с.
  27. .Г. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. — М.: Наука, 1972. 658 с.
  28. Газали Абу Хамид. Воскрешение наук о вере. М.: Наука, 1980.-376 с.
  29. Газали. Избавляющий от заблуждений // Григорян С. Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана VII — XII вв. — М.: Изд-во Ан СССР, 1960. 330 с.
  30. Гегель. Философия религии. В 2-х т. —М.: Мысль, 1976−1977. Т.1. 1976.-532 с. 1. Т.2. 1977. 573 с.
  31. Гегель. Энциклопедия философских наук. В 3-х т. — М.: Мысль, 1974−1977.
  32. Т.1. 1974.-452 с. Т.2. 1975.-695 с. Т.З. 1977.-471 с.
  33. И. В. Западно-восточный диван. —М.: Наука, 1988. 894 с.
  34. ЯЗ. Логика мифа. М.: Наука, 1987. 218 с.
  35. А.Х. Философия эпохи Возрождения. — М.: Высшая школа, 1980. 368 с.
  36. А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. — М.: Мысль, 1977. 359 с.
  37. С.Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана VII — XII вв. — М.: Изд-во АН СССР, 1960. 330 с.
  38. С.Н. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока. — М.: Наука, 1966. 352 с.
  39. Г. Э. Классический ислам. — М.: Наука, 1986. 215 с.
  40. А.Я. Категория средневековой культуры. — М.: Искусство, 1972.- 318 с.
  41. П.С. Возрожден ли мистицизм? М.: Политиздат, 1984,302 с.
  42. A.A. Введение в этику. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.208 с.
  43. С.М. Суфизм в Туркмениии. Ашхабад: Ылым, 1978. — 176 с.
  44. В.П. Космология аль-Фараби и ее основные источники // Аль-Фараби. Научное творчество. — М., 1975. 183 с.
  45. А. Согд накануне арабского нашествия и борьба согдийцев против арабских завоевателей в первой половине VIII в. — Душанбе: Изд-во АН Тадж. СССР, 1961. 167 с.
  46. А. Весенний сад. — Душанбе: Ирфон, 1964. 249 с.
  47. М. Натурфилософия Ибн Сины. — Душанбе: Дониш, 1985. 255 с.
  48. А. Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. — М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1986. 246 с.
  49. X. Очерки философии исмаилизма. — Душанбе: Дониш, 1976. 144 с.
  50. Е.А. Зороастрийцы в Иране. — М.: Наука, 1982. 133 с.
  51. Духовенство и политическая жизнь на Ближнем и Среднем Востоке в период феодализма. —М.: Наука, 1985. 213 с.
  52. В.А. Человек и познание у персидских мистиков. — Спб., 1895.-69 с.
  53. В.А. Жизнь и речи старца Абу Сайда. — Спб., 1899. 50 с. 58.3акуев А. К. Философия «Братьев чистоты». Баку: Изд-во АН Аз ССРД961. 122 с.
  54. Ибн Араби. Геммы мудрости. // Степанянц М. Т. Философские аспекты суфизма. — М.: Наука, 1987. 190 с.
  55. Ибн-Сина. Избранные философские произведения. — М., 1980. 551 с.
  56. Ибн-Сина. О душе (фрагмент из «Книги спасения»). — Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока XI — XIV вв.-М., 1961,-С. 219−261.
  57. Т.К. Философские концепции суфизма // Классический ислам: традиционные науки и философия. — М. Д988. С. 91−115.
  58. A.A. Ибн Халдун. М., 1980. — 160 с.
  59. A.A. В поисках счастья. М., 1989. — 255 с.
  60. В.Г. История этики средних веков. — JL: Изд-во Ленингр. унта, 1984. -279 с.
  61. В.В. Критерии научного знания. — М.: Наука, 1989. 127 с.
  62. Искусство стран Востока. — М.: Просвещение, 1986. 301 с.
  63. Ислам в истории народов Востока. — М.: Наука, 1981. 197 с.
  64. Ислам. Историографические очерки. М.: Наука, 1984. 232 с.
  65. Ш. Философия Шабустари. — Баку: Элм, 1976. 169 с.
  66. История религии. Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. Санкт-Петербург, 1997. 129 с.
  67. К. Мистицизм в исламе. — Самарканд, 1906. 120 с.
  68. B.E. Введение в социальную философию. М.: Аспект-экспресс, 1996. 214 с.
  69. Г. М. Аль-Газали и суфизм. — Баку: Элм, 1969. 109 с.
  70. Ю.А., Полякова H.A. Наука и религия: историко-культурный очерк. — М.: Наука, 1988. 173 с.
  71. В.И. Логика познания сущности. М.: Высш. школа, 1980. -175 с.
  72. Классики мирового религиоведения. Антология. Т.1. — М.: Канон, 1996. -451 с.
  73. Л.И. Классический ислам. — М.: Наука, 1965. 334 с.
  74. А.Д. Мировоззрение Ибн Араби // Религии мира. — М.: НаукаД984. -271 с.
  75. А.И. Завоевание Ирана арабами. М.: Наука, 1982. — 269 с.
  76. Коран / Пер. и комм. Ю. И. Крачковского. М.: Наука, 1986. — 727 с.
  77. А.Н. Буддизм. — М.: Наука, 1965. 200 с.
  78. С.Э. Социальная философия. — 3-е изд. испр. и доп. — Волгоград, 1996. 352 с.
  79. Н. Сочинения в 2-х томах. М.: Мысль, Т. 1, — 1979. — 488 с.
  80. Кули-заде З. А. Закономерности развития восточной философии XIII—XIV вв. и проблема Запад — Восток. — Баку: Элм, 1983. 283 с.
  81. Кули-заде З. А. Теоретические проблемы истории культуры Востока и низамоведение. —Баку: Элм, 1987. 226 с.
  82. Кули-заде З. А. Хурувизм и его представители в Азербайджане. — Баку: Элм, 1970. 265 с.
  83. Н. Этические взгляды Саади. — Душанбе: АН Тадж. ССР, 1968. 129 с.
  84. А. Эстетическая доктрина суфизма. — Душанбе: ДонишД987. 108 с.
  85. Лаэртский Диоген. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. — М.: Мысль, 1979. 620 с. — (Филос. наследие).
  86. Лей Г. Очерки истории средневекового материализма. — М.: Изд-во иностр. ант. лит., 1962. 587 с.
  87. А.Д. Традиции философского натурализма в Индии и мировоззрение Дев Атмы. — М.: Наука, 1982. 216 с.
  88. А.Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. — М.: Искусство, 1980. 766 с.
  89. А.Ф. Эстетика возрождения. — М.: Мысль, 1982. 623 с.
  90. А.Ф., Тахо-Годи A.A. Платон. — М. Дет. лит., 1977. 224 с. -(Люди. Время. Идеи).
  91. Ш. Ф. Мирза-Фатали Ахундов. — М.: МысльД978. 166 с.
  92. Г. Г. Формирование средневековой философии. — М.: Мысль, 1979. -431 с.
  93. А. Ислам. — М.: Наука, 1982. 191 с.
  94. И.П. Византийский гуманизм XIV —XV вв. — М.: Наука, 1976. -255 с.
  95. . Учение индуизма. // Боги, брахманы, люди. — М.: Наука, 1969. -416 с.
  96. Методологические проблемы истории философии и общественной мысли. —М.: Наука, 1977. 360 с.
  97. Мец Адам. Мусульманский ренессанс. — М.: Наука, 1966. 458 с.
  98. Мирза Талиб — великий поэт Востока. — М.: Наука 1972. 291 с.
  99. А. Рудаки (жизнь и творчество). — М.: Наука, 1968. 318 с.
  100. К.Х. Введение в социальную философию. М.: Высшая школа: КД «Университет», 1998. 448 с.
  101. Моральные ценности и личность / Под ред. А. И. Гитаренко, Б. О. Николаевича.- М.: Изд. МГУ, 1994. 175 с.
  102. З.П. Личность в культурах Запада и Востока: к постановке проблемы. — Новосибирск: Наука Сиб. изд. фирма, 1994.- 198 с.
  103. Дж. Философские и этические воззрения Низами. — Баку: Изд-во АН Азерб. ССР, 1962. 156 с.
  104. А. Мировоззрение Arrapa. — Душанбе: Дониш, 1974. 116 с.
  105. A.A. Некоторые психологические и философские проблемы интуитивного познания. — М.: Мысль, 1972. 271 с.
  106. Н. Государство Саманидов. — Душанбе: ДонишД977. -279 с.
  107. B.C. Сократ. — М.: Наука, 1984. 190 с.
  108. Н. Мировоззрение Джалалиддина Руми. — Душанбе: Ирфон, 1974. 111 с.
  109. К. Мировоззрение Санои. Душанбе: Дониш, 1973. — 136 с.
  110. Очерки истории философии и общественно-политической мысли в Туркменистане. —Ашхабад: Ылым, 1970. 606 с.
  111. Очерки истории общественно-философской мысли в Узбекистане.
  112. Ташкент: Фан, 1977. 383 с.
  113. И.П. Ислам в Иране в VII—XV вв.еках. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1966. 400 с.
  114. Н. Города Ирана в раннем средневековье. — М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1956. 366 с.
  115. М.Б. Коранические сказания. М., 1991. 217 с.
  116. Платон. Избранные диалоги. М.: Мысль, 1986. 607 с.
  117. Платон. Сочинения. В 3-х. — М.: Мысль, 1979. Т.1. 1968. -619 с. 1. Т.2. 1970. -606 с. 1. Т.3.1. 1971.-684 с. 1. Т.З.2. 1972.- 675 с.
  118. В.Д. Традиции и общество: опыт философско-социологического исследования. — М., 1982. 220 с.
  119. П. Дервиши в мусульманском мире. Оренбург, 1896.
  120. JI.P. Мировоззрение Талиба // Мирза Талиб — великий поэт Востока. — М.: Наука, 1972. 291 с.
  121. Н.И. Поэзия Мухаммада Икбала. — М.: Наука, 1972. -195 с.
  122. М.Р. Абдурахман Джами и таджикская философия XV века. — Душанбе: Ирфон, 1968. 318 с.
  123. . История Западной философии. — М.: Изд-во иностр. лит-ра, 1959. 935 с.
  124. Д.Г. Древний Восток // История древнего мира. 4.1. — М.: Просвещение, 1979. 288 с.
  125. Религия и общественная мысль народов Востока. — М.: Наука, 1971. -264 с.
  126. С.Д. Мировоззрение Баба Кухи Бакуви. — Баку: Элм, 1978. 195 с.
  127. Роттердамский Эразм. Философские произведения. — М.: Наука, 1986. -702 с.
  128. Ф. Торжество знания: концепция знания в средневековом исламе. :—М.: Наука, 1978. 372 с.
  129. Ас-Саби Хилая. Установления и обычаи дворов Халифов. — М.: Наука, 1983. 198 с.
  130. A.B. Ибн-Сина (Авиценна). — М.: Мысль 1980. 239 с. -(Мыслитель прошлого).
  131. A.B. Свободомыслия мусульманского средневековья // Свободомыслие и атеизм в древности, средние века и в эпоху возрождения. — М.: Мысль, 1986. — С. 152−211.
  132. Т.С. Ислам и общество. — М.: Наука, 1984. 302 с.
  133. A.B. Великий шейх суфизма. М.: Наука, 1993. 362 с.
  134. В.В. Средневековая философия. — М.: Высшая школа, 1979. 448 с.
  135. . Избранные произведения. В 2-х т. — М.: Мысль, 1957. Т.1. 1957.- 631 с. 1. Т.2. 1957. 727 с.
  136. М.Т. Исторические судьбы суфизма //Вопросы философии.— 1980. -№ 6, —С.101−112.
  137. М.Т. Философские аспекты суфизма. — М.: Наука, 1987. 190 с. 145. 106 философов. Жизнь, судьба, учение. — Симферополь: Таврия, 1995. -351 с.
  138. Суфизм в контексте мусульманской культуры. — М.: Наука, 1989. -337 с.
  139. Суфийская мудрость / Сост. В. В. Лавский. — Минск, 1998. -391 с.
  140. К.Х. Идейные предпосылки и особенности развития суфизма в средневековом Казахстане. Алма-Ата: Наука, 1983. -169 с.
  141. З.А. Идеи свободомыслия в истории культуры. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. 222 с.
  142. Дж. С. Суфийские ордены в исламе. М., 1989. 326 с.
  143. М.К. Историко-философские вопросы гностицизма. — М.: Наука, 1979. -216 с.
  144. Д.М. Искусство и религия. М.: Политиздат, 1982,287 с.
  145. В.Г. Модернизация «другой» Европы. М.: ИФ РАНД997. 253 с.
  146. JI. История философии. Собр. произв. В 3-х т. T.I. — М.: Мысль, 1974. 544 с.
  147. JI. Основы философии будущего. — М.: Соцэкгиз, 1936. -270 с.
  148. Философские тексты «Махабхараты» Ашхабад: Ылым, 1977,335 с.
  149. Философское наследие народов Востока и современность. — М.: Наука, 1983. 509 с.
  150. И.М., Шидфар B.C. Очерк арабо-мусульманской культуры (VII-XII вв.). — М.: Наука, 1971. 259 с.
  151. И. От брахманизма к индуизму // Боги, Брахманы, люди. — М.: Наука, 1969. — С. 43−86.
  152. Фиш Р. Джалалидин Руми. — М.: Молод, гвард., 1972. 286 с.
  153. Р. Наследие Ирана. — М.: Наука, 1972. 468 с.
  154. Г. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека. — М.: Наука, 1984. 236 с.
  155. Е.А. Проблема веры и знания в арабской философии. — М.: Наука, 1983. 167 с.
  156. М.М. Культурное наследие и история философской мысли. — Ташкент, 1985. 262 с.
  157. М.М. Фараби: Эпоха и учение. — Ташкент: УзбекистанД975. 352 с.
  158. Д.М. Искусство как деятельность в эстетике Аристотеля. — М.:Наука, 1986. 173 с.
  159. Н.В. Философия как фактор развития науки. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. 264 с. — (История философии).
  160. В.К. Восток — Запад. — М.: Наука, 1968. 223 с.
  161. А.Н. Курс лекций по древней философии. — М.: Высшая школа, 1991. -510 с.
  162. Г. Б. Арабоязычная философия средневековья и классическая традиция. — М.: Наука, 1979. 152 с.
  163. А.Д. Проблема логики в книге «Ключи наук» Абу Абдаллаха Мухаммада Хорезми // Логико-гносеологические идеи мыслителей Средней Азии. — Ташкент, 1986. 491 с.
  164. А.Ф. Из истории этических учений. — М.: Госполитиздат, 1959. 344 с.
  165. А. История средневековой философии. — М.: 1912. -237 с.
  166. А. Собрание ученых трудов. В 4-х т. — М.: Мысль, 1965−1967.
  167. Т.1. 1965.-700 с. Т.2. 1966. 878 с. Т.З. 1966.-632 с. Т.4. 1967. -599 с.
  168. К. Общие религиозно-философские и фольклорно-мифологические обоснования иерархии духовенства в суфизме и исмаилизме // Религия и общественная мысль стран Востока. М.: Наука, 1974. 336 с.
  169. Е.Г. Искусство и мировые религии.-2-е изд. — М.: Высшая школа, 1985. -287 с.
Заполнить форму текущей работой