Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Три вида познания

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

От страдательных отношений нас освобождает осознание общей природы происходящего, а поскольку природа есть Бог, то усмотрение всеобщей необходимости есть ви? дение вещей в Боге, т. е. наблюдений совершенного порядка, которое наполняет душу наивысшим аффектом — интеллектуальной любовью к Богу: amor Dei intellectualis есть чистая радость, которая дана адекватным познанием. Только то, что… Читать ещё >

Три вида познания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Таким образом, единственная степень свободы, доступная человеку — это степень ясности и отчетливости восприятий, т. е. познания. Всего степеней три. Первая — смутное познание, эмпирическое восприятие, при котором мы не видим, почему нам видится то, а не другое. Дерево, улица, птица — все это примеры эмпирического знания, когда нам нечто «просто дано», ведь в природе неоткуда взяться этой «простоте», в ней все есть полная связь оснований и действий. Второй тип — это познание рациональное (здесь ratio — отношение, пропорция). Знать что-то рационально значит видеть связь одного и другого, видеть не только отношение, но и основание (причину) этого отношения. Рациональное познание, следовательно, является адекватным (соответствующим природе), хотя и не лучшим, ведь есть еще и третий тип познания — интуитивное. Этот тип познания — познание вещей в Боге, то есть, когда мы от адекватного понимания атрибута приходим к идее сущности той или иной вещи. Например, если даны три числа: 1: 2 = 3: … — и требуется отыскать четвертое в этой пропорции, то примером смутного знания будет применение правила без понимания того, откуда это правило взялось. Рациональное знание вычислит основание пропорции и найдет недостающий элемент. Но, замечает Спиноза, если мы уже понимаем природу чисел, то мы способны давать ответ и непосредственным образом, без дополнительного вычисления увидим, что следующее число — 6. Это непосредственное созерцание также является адекватным, но поскольку не требует дополнительного основания, оно превосходит знание демонстративное (доказательное). Одно дело наблюдать чью-либо озлобленность. Иное дело — наблюдать связь между уничижительным отношением по отношению к другим и собственной озлобленностью. И третье — видеть уничижение и злобу в их непосредственной связи. Познание по второму и третьему типу превращает наши пассивные аффекты в активные, т. е. осознаваемые, а следовательно, освобождает нас от пассивных состояний, от страдания. Поэтому последняя часть «Этики» называется «О могуществе разума, или о человеческой свободе» .

От страдательных отношений нас освобождает осознание общей природы происходящего, а поскольку природа есть Бог, то усмотрение всеобщей необходимости есть ви? дение вещей в Боге, т. е. наблюдений совершенного порядка, которое наполняет душу наивысшим аффектом — интеллектуальной любовью к Богу: amor Dei intellectualis есть чистая радость, которая дана адекватным познанием. Только то, что принадлежит всеобщей необходимости, не зависит ни от каких внешних обстоятельств. Потому со смертью тела исчезнут память, воображение и чувственные восприятия, поскольку они являются модусами познания, доставляющими нам смутные идеи. Но человеческая душа бессмертна в той мере, в какой она разумна, потому совершенствование разума есть подлинная цель свободных существ. Мудрый человек, говорит Спиноза, ни о чем так мало не думает, как о смерти, ведь подлинная мудрость дает и подлинное спокойствие: любовь к вечному, бесконечному и необходимому существу дает такую радость, которая есть осознание необходимости, а следовательно, исключает всякую печаль и страдание.

Итак, этика Спинозы — это учение об онтологическом статусе мыслящего существа, но не формальное предписание нравственных поступков, и все же доктрина есть описание пути к спасению души. Кто упражняется в непрестанном познании всеобщей необходимости, тот спасает себя. Спиноза завершает «Этику» такими словами: «Мудрый как таковой едва ли подвергается какому-либо душевному волнению; познавая вещи с некоторой вечной необходимостью себя самого, Бога и вещи, он никогда не прекращает своего существования, но всегда обладает истинным душевным удовлетворением. Если же путь, который, как я показал, ведет к этому и кажется весьма трудным, однако же его можно найти. Да он и должен быть трудным, ибо его так редко находят. В самом деле, если бы спасение было у всех иод руками и могло бы быть найдено без особенного труда, то как же могли бы почти все пренебрегать им? Но все прекрасное так же трудно, как и редко»[1].

  • [1] Спиноза Б. Этика. С. 478.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой