Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Свобода и необходимость

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Итак, мы рассмотрели основные категории диалектики, которые отражают взаимосвязь противоположностей, существующих в реальном мире, именно поэтому категории диалектики сочетаются парами как две противоположности. С помощью этих категорий раскрываются самые различные диалектические связи и отношения, выражающие взаимодействие единичного и общего, содержания и формы, внутреннего и внешнего… Читать ещё >

Свобода и необходимость (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Важнейшие категории диалектики, устанавливающие взаимосвязь между объективной необходимостью и сознательной деятельностью людей, — категории свободы и необходимости. Если необходимость (и случайность) существуют в объективном мире независимо от человеческого сознания, то свобода обязательно связана с сознательной деятельностью людей. Человек свободен, должен быть свободен, но его свобода базируется на познании объективных природных и общественных закономерностей; только такое познание позволяет человеку принимать решения со знанием дела, успешно преодолевать препятствия, порожденные как объективными, так и субъективными условиями. Свобода, игнорирующая объективно необходимые условия, превращается в произвол либо вообще оказывается мнимой свободой. Нрав был Энгельс, утверждая в своей работе «Анти-Дюринг» (1878), что «не в воображаемой независимости от законов природы заключается свобода, а в познании этих законов и в основанной на этом знании возможности планомерно заставлять законы природы действовать для определенных целей… Свобода воли означает, следовательно, не что иное, как способность принимать решения со знанием дела. Таким образом, чем свободнее суждение человека по отношению к определенному вопросу, с тем большей необходимостью будет определяться содержание этого суждения; тогда как неуверенность, имеющая в своей основе незнание и выбирающая как будто произвольно между многими различными и противоречащими друг другу возможными решениями, тем самым доказывает свою несвободу, свою подчиненность тому предмету, который она как раз должна была бы подчинить себе. Свобода, следовательно, стоит в основном на познании необходимостей природы (Natur notwendigkeit), господстве над нами самими и над внешней природой; она поэтому является необходимым продуктом исторического развития»[1].

Это энгельсовское понимание свободы подвергается критике представителями различных философских школ, и особенно остро экзистенциалистами, которые все-таки искажают трактовку свободы Ф. Энгельсом. Жан Поль Сартр (1905—1980), Альбер Камю (1913—1960), многие другие философы полагают, что формула «свобода есть познанная необходимость», по сути, провозглашает фатальную подчиненность человека необходимости. С этим суждением нельзя не согласиться, но Энгельс и не отождествляет свободу с познанной необходимостью; по его мнению, познанная необходимость лишь основа свободы. Действительно, некоторые люди свободу воспринимали как познанную необходимость. Например, в годы фашистской оккупации Франции коллаборационисты призывали французов смириться с объективной ситуацией, с объективной необходимостью, с реальностью фашистской оккупации. Сартр и Камю это знали, и потому их призыв: свобода — это свобода от необходимости; человек свободен в любых условиях, если осознает себя таковым, звал к борьбе против оккупантов, к борьбе за свободу.

Можно согласиться с тем, что свобода — это свобода выбора; прорыв за границы возможного сегодня. Без стремления выйти за рамки сегодняшней ситуации, без самодетерминации нет свободы, нет творчества. Но в любом случае добиться реализации своих целей можно лишь на основе познания действительности, ее законов, ее «необходимости», ее тенденций; без этого, как бы мы ни были активны, как бы ни чувствовали себя свободными, реально свободными мы не будем. И тем не менее первое условие, первый признак свободы — это гордое чувство, гордое сознание человека: я свободен, я хочу быть свободным, я должен быть свободным. Кстати, хотеть и быть свободным — трудно; гораздо проще покориться судьбе, обстоятельствам: на них всегда можно сослаться, оправдывая свою пассивность, бездеятельность. Однако подлинная жизнь — это жизнь в свободе, борьба за свободу. Только свободный человек обладает мужеством, волей; только свободный человек — творец; только в свободе рождается музыка, искусство, расцветает дух, культура.

Свобода человека имеет границу; она коренится в свободе других: я не могу посягать на свободу других, я не должен быть свободным за счет других людей. Ибо еще Аристотель (384−322 до н.э.) говорил, что человек, который ни в ком не нуждается, есть либо Бог, имеющий все в себе самом, либо дикий зверь. И действительно: если не будут свободны все, зачем свобода одному? Или, как рассуждал Ф. М. Достоевский, если не будут спасены все, зачем спасение одному?

Итак, мы рассмотрели основные категории диалектики, которые отражают взаимосвязь противоположностей, существующих в реальном мире, именно поэтому категории диалектики сочетаются парами как две противоположности. С помощью этих категорий раскрываются самые различные диалектические связи и отношения, выражающие взаимодействие единичного и общего, содержания и формы, внутреннего и внешнего, необходимого и случайного, возможного и действительного и т. д. Данные категории, выражая взаимодействие различных конкретных видов противоположностей, дополняют и конкретизируют основные законы диалектики, позволяют более широко и глубоко познать реальный мир, сложную диалектику его развития.

  • [1] Маркс, К. Соч. / К. Маркс, Ф. Энгельс. — Т. 20. — С. 116.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой