Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Хакасская драматургия XX в.: художественная эволюция, фольклорный контекст

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Путь от устного народного творчества — героического сказания («алыптыг нымах») и сказки («нымах») — до романа, от народной песни до поэмы национальная литература хакасов прошла за сравнительно короткий срок исторического развития. Произведения хакасской литературы переведены на русский и другие языки народов нашей страны, тем самым они составляют часть общероссийской культуры. Драматургия в этом… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. НАРОДНОПОЭТИЧЕСКИЕ ИСТОКИ ХАКАССКОЙ ДРАМАТУРГИИ
    • 1. 1. Элементы драматического искусства в фольклоре, обрядовой культуре и играх хакасов
    • 1. 2. Фольклорно-обрядовая культура как основа формирования театрально-драматического искусства
  • ГЛАВА II. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ДРАМАТУРГИИ 1940−1960-х гг
    • 2. 1. Героико-патриотическая тематика в драматургии 1940-х годов
    • 2. 2. Творческие поиски драматургов 1950—1960-х годов
  • ГЛАВА III. ЖАНРОВО-СТИЛЕВАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ДРАМАТУРГИИ 1970−1990-х годов
    • 3. 1. Жанровые поиски и современные тенденции развития хакасской драматургии
    • 3. 2. Национально-художественное своеобразие семейно-бытовых драм
    • 3. 3. Проблемы современного освоения этнопоэтической эстетики в исторических трагедиях и драмах

Хакасская драматургия XX в.: художественная эволюция, фольклорный контекст (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Хакасская литература относится к новописьменным литературам народов Сибирского региона Российской Федерации: хотя новая письменность хакасов, как и других тюркских народов Сибири, появилась в начале XX века, зарождение и становление художественного слова шло несколько столетий до этого. Устное поэтическое слово отражало особенности реальной действительности, запечатлевая важные качества природы и человека. Произведения устного народного творчества воплотили в себе принципы народной эстетики, объективные законы красоты, явившись важной частью духовной культуры народа. Поэтому естественно, что становление литературы Хакасии начиналось с опоры на духовное наследие своего народа. Выработанные народным сознанием на протяжении столетий изобразительно-выразительные средства послужили художественно-эстетической основой творчества каждого писателя: мотивы и образы героических сказаний, народных песен, тахпах’ов, сказок, легенд, преданий помогали осваивать новые литературные формы. Являясь наследницей богатого художественного опыта народа, национального фольклора, хакасская литература освоила практически все жанры письменного словесного искусства. В художественной системе литературы хакасов получили отражение нравственно-психологические понятия, этический и эстетический опыт, накопленный в многовековом фольклоре.

Драматургия хакасов начала развиваться одновременно с лирическим и эпическим родами литературы. Первые драматурги, A.M. Топанов, М. С. Коков, были и поэтами и прозаиками. Здесь сразу проявились качества новописьменных национальных литератур — более ускоренными и емкими средствами и способами восполнять упущенные историей этапы развития, которые в развитых литературах проходили в более растяженном времени. В литературе хакасов драматургия формировалась на основе использования отдельных драматических элементов, заложенных в фольклоре, народных обрядах, играх. Особой театрализованностью, зрелищностью обладают свадебный обряд, шаманские камлания, процесс исполнения героического эпоса, так называемые песенные состязания и многие народные игры.

Значительное влияние на развитие хакасской драматургии оказала русская классическая литература. Опора на национальные народнопоэтические традиции, выработанные и накопленные в устном народном творчестве, использование достижений развитых литератур, прежде всего русской литературы, присуще всем молодым литературам народов Сибири. Хакасские драматурги воспринимают инонациональные традиции во взаимосвязи и взаимодействии с родной художественной традицией.

В своем становлении хакасская драматургия с 1920;х годов и до наших дней прошла несколько этапов развития. Первый этап (1920 — 1930;е годы) связан с ее зарождением и становлением (A.M. Топанов, К.К. Спирин). Период становления хакасской драматургии совпал с попыткой утверждения единой эстетической концепции мира и человека, единой системы и метода в искусстве — соцреализма. В эти десятилетия вырабатывались художественные принципы не только драматургии, но и всей литературы. Вместе с тем существенную роль в национальном художественном опыте народа сыграли ценностные критерии народного сознания. Пересечение этих двух тенденций формировала своеобразие хакасской драматургии начального этапа развития. Первыми начинают развиваться жанры комедии и бытовой драмы с элементами комического. Комическое становится основой для развития национальной драматургии хакасов. Драматургия — это род литературы, тесно связанный со смеховой культурой. Как отмечает В. Е. Хализев, «театр упрочивался и развивался в неразрывной связи с массовыми празднествами, в атмосфере игры и веселья» [164, 318]. В отражении явлений действительности комедия занимает особое место, поскольку это один из жанров, способных уловить требования своего времени, оперативно реагировать на них. Элементы комедийного сложились еще в обрядах, и, как считает Т. Манн, «комедиантский инстинкт» является «первоосновой всякого драматического мастерства».

Второй этап — 1940;1960;е гг. В 1940;е годы были созданы первые многоактные пьесы A.M. Топанова «Алаахтыртхан Хорхло» («Одураченный Хорхло», 1942), М. С. Кокова («Акун», 1935;1941). Хакасская драматургия, сделавшая свои первые серьезные шаги в развитии в начале 1940;х годов, в 1950;е — 1960;е годы переживает время творческих поисков, ставшее одновременно временем и спада, и подъема в ее развитии. Так драматург М. Е. Кильчичаков, следуя литературным традициям, созданным основоположниками хакасской драматургии A.M. Топановым, М. С. Коковым, написал произведения, отвечающие идейно-эстетическим требованиям современности, — пьесы «Хулгалар» («Всходы», 1951) и «Абалыгхол» («Медвежий лог», 1955).

В 1960;е годы намечаются попытки расширения идейно-тематического и жанрового диапазона драматургии. Развиваясь в русле многонациональной советской литературы, хакасская драматургия, прошла сложный путь развития — от одноактных пьес до художественно полноценных произведений.

1970 — 1990;е годы — третий период — период наиболее интенсивного развития хакасской драматургии. По-прежнему перспективным в развитии хакасской драматургии было обращение к богатству хакасского фольклора и сочетанию его с творческим опытом мировой литературной практики, в первую очередь, русской. Драматические произведения С. Артонова, Г. Котожекова, А. Кызласовой, В. Шулбаевой, Ю. Топоева, И. Топоева, А. Чапрая являются, с одной стороны, примером творческого отношения к фольклорному наследию народа, с другой — органичным взаимодействием фольклора с письменно-литературными традициями драмы, широким использованием богатств родного языка. Всё это свидетельствует о возросшем художественном уровне хакасской драматургии последних десятилетий.

Путь от устного народного творчества — героического сказания («алыптыг нымах») и сказки («нымах») — до романа, от народной песни до поэмы национальная литература хакасов прошла за сравнительно короткий срок исторического развития. Произведения хакасской литературы переведены на русский и другие языки народов нашей страны, тем самым они составляют часть общероссийской культуры. Драматургия в этом ряду всегда занимала значительное место. За историю своего развития хакасская драматургия не только успешно соперничала с эпосом и лирикой, но и нередко становилась ведущей формой художественного воспроизведения жизни. Подобное явление наблюдалось на начальном этапе развития литературы (1920;1930;е годы), когда театральное искусство было доступно самым широким слоям общества в отличие от книги, а также в 1990;е годы, когда наблюдается смена идеологических и эстетических ориентиров. Драма как род литературы является «высшим проявлением искусства», «последним синтезом всей поэзии» [169, 399].

Драма своими корнями уходит в глубокую древность и имеет свойство гиперболически, внешне остро подавать изображаемое. А. С. Пушкин, видя назначение драмы в ее способности действовать на людей, запечатлевать «истину страстей», отмечал: «Драма родилась на площади и составляла увеселение народное. Народ, как дети, требует занимательности, действия. Драма представляет ему необыкновенные, странные происшествия» [131, 214]. Наряду с другими видами искусства, драматургия имеет тесную связь с мифом, ритуалом, обрядом, она «упрочивалась и развивалась в неразрывной связи с массовыми празднествами, в атмосфере игры и веселья» [164, 318]. Своевременно откликаясь на события современности, с одной стороны, пьесы хакасских драматургов, с другой, отражают и духовный потенциал народа в целом.

Актуальность темы

диссертационного исследования. Потребность в исследовании национально-художественного своеобразия целостного изучения истории становления и развития хакасской драматургии 1920;1990х гг. возникает в связи с необходимостью системного представления о закономерностях развития литературного процесса хакасов в целом. В настоящее время нет монографических исследований, посвященных комплексному рассмотрению проблем национально-художественных традиций, жанровой эволюции, типологии, поэтики драматургии на разных этапах ее развития. Разработка данных вопросов является одной из насущных задач, стоящих перед современным хакасским литературоведением. Выявление закономерностей развития литературного процесса страны невозможно без анализа явлений той или иной национальной культуры и особенностей ее развития, поэтому выяснение своеобразия национально-художественного мира хакасской драматургии XX в. остается одной из актуальных задач.

Исследованию хакасской драматургии предшествовали статьи-отзывы на спектакли на родном языке в газетах «Хызыл аал» («Красное село») и «Советская Хакасия» журналиста С.К. Доброва1, театрального деятеля И.С. Самохвалова2, В. Гурницкого3А. Чаптыкова4, В. Зорина5 и др. Эти статьи, написанные в 1930;е — 1940;е годы, представляли собой отзывы и рецензии на спектакли на хакасском языке. Системное изучение хакасской драматургии началось со второй половины 1950;х гг., когда началось профессиональное осмысление литературы хакасов в целом, о чем свидетельствуют работы литературоведа П. А. Троякова [149,150,151, 152]. Им впервые было осуществлено теоретическое осмысление хакасской драматургии как сложившегося рода литературы. В более позднее время рассмотрению проблем драматургии хакасов посвятили свои отдельные работы В. А. Карамашева [73, 74], A.JI. Кошелева [84], М. А. Унгвицкая [157].

1 Добров С. К. Перспективы развития хакасской драматургии. // Советская Хакасия. — 194]. — 10 марта.

2 Самохвалов И. Алаахтыртхан Хорхло. // Хызыл аал. — 1942. — 20 мая.

Гурницкий В. Хакасский национальный театр. // Советская Хакасия. — 1940. — 28 июля. Чаптыков А. Алаахтыртхан Хорхло. // Хызыл аал. — 1942. — 5 марта.

5Зорин В. Сын хакасского народа. // Советская Хакасия. — 1943. — 7 ноября—.

Цель работы — выявление особенностей художественной эволюции и национально-художественного своеобразия хакасской драматургии 19 201 990;х гг.

Для достижения поставленной цели предусматривается реализация следующих задач:

— определить роль народно-художественных традиций и обрядовой культуры народа в становлении национальной драматургии;

— систематизировать функционирование традиций устного народного творчества в художественной системе хакасской драматургии;

— выявить тенденции развития хакасской драматургии 1940;1960;х гг.;

— исследовать национально-художественные ресурсы обогащения семейно-бытовой драмы в современной хакасской драматургии;

— рассмотреть проблемы современного освоения этнопоэтической эстетики в хакасской драматургии.

Научная новизна диссертации заключается в том, что данная работа представляет собой первое монографическое исследование национальной драматургии в хакасском литературоведении, опыт целостного рассмотрения художественной эволюции хакасской драматургии 1920;1990;х гг. как системы, ее национально-художественных традиций, жанрово-стилевой эволюции и современных тенденций развития хакасской драматургии. Автором введены в научный оборот ранее не опубликованные и не упоминавшиеся в литературоведении пьесы хакасских драматургов.

Теоретической и методологической основой исследования стали труды ведущих отечественных и зарубежных литературоведов, исследователей драматического рода — А. А. Аникста, Аристотеля, М. М Бахтина, В. Г. Белинского, А. О. Богуславского, Б. С. Бугрова, А. Н. Веселовского, В. М. Волькенштейна, Г. Гегеля, М. И. Громовой, В. А. Диева, М. С. Кургиняна, В. Е. Хализева, JI.B. Чернецисследователей драматургии народов Сибири А. А. Билюкиной, С. С. Имихеловой, А. К. Калзан, В. Ц. Найдакова, С. Н. Тарбанаковой и др. При исследовании становления и развития национальной драматургии использованы материалы и положения, содержащиеся в трудах таких хакасских ученых, как В. А. Карамашева, A.JI. Кошелева, П. А. Трояков, М. А. Унгвицкая. Методологические и теоретические положения их трудов позволили исследовать диссертанту творческие процессы, происходящие в хакасской драматургии.

Методология и методы исследования основаны на историко-функциональном, историко-генетическом, сравнительно-историческом принципах анализа с использованием общей, частной, исторической и описательной поэтики.

Положения, выносимые на защиту:

1. В формировании хакасской драматургии и ее эстетической эволюции основополагающую роль сыграли национально-художественные традиции наряду с отечественной литературной и театральной практикой.

2. Выражением национальной специфики хакасской драматургии на всех этапах ее развития явились мифопоэтика, эстетика и поэтика фольклора.

3. В хакасской драматургии в создании национальных образов, национального характера, национальной картины мира главную роль играют фольклорные и мифопоэтические традиции, являющиеся художественно-эстетическими выразителями мироощущения народа.

4. В поисках новых художественных форм и выявления духовных и нравственных потенций в национальном характере драматургия активно обращается к этнически выразительным возможностям драмы.

5. Национально-художественная основа современной хакасской драматургии способствуют постижению национального характера, глубины этнопоэтического богатства народа как способа идентификации этноса.

Материал исследования — драматургические произведения хакасских авторов, написанные в период с 1920;х по 1990;е годы. В диссертации использованы архивные материалы Рукописного фонда Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории, Центрального государственного архива Республики Хакасия. В данной работе анализируются пьесы, написанные на хакасском языке.

Объект исследования — хакасская драматургия.

Предмет исследования — процесс развития художественного мира хакасской драматургии 1920; 1990;х гг., ее фольклорный контекст.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что материалы диссертации могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях по истории хакасской литературы, при чтении курсов по хакасской литературе, проведении спецкурсов, спецсеминаров по хакасской драматургии, а также при составлении учебников и учебных пособий для вузов и школ.

Апробация исследования. Основные положения и выводы исследования опубликованы в 18 статьях в различных сборниках, освещались в докладах на научных конференциях, проводившихся в рамках «Катановских чтений» Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан, 2002, 2003, 2004, 2005) — конференции, посвященной 60-летию кафедры хакасской филологии ХГУ им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан, 2004), конференции, посвященной 60-летию Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории (г. Абакан, 2004), региональной конференции, посвященной 60-летию Победы в Великой Отечественной войне (г. Абакан, 2005), всероссийской конференции «Художественное наследие национальных литератур XX века в российском культурном пространстве: проблемы взаимодействия» (г. Якутск, 2006) — региональной научной конференции «Бурятская литература в условиях современного социокультурного контекста» (г. Улан-Удэ, 2006), региональной научной конференции «Методологические проблемы изучения истории литератур народов Сибири» (г. Кызыл, 2006), международной научно-практической конференции «Хакасия и Россия: 300 лет вместе» (г. Абакан, 2007), а также докладывались на заседаниях кафедры литературы Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. Материалы исследования используются в учебном процессе, в лекциях по литературе Хакасии.

Диссертация обсуждена на заседаниях кафедры литературы Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова и сектора литературы Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории.

Структура работы. Цели и задачи научного исследования определили его структуру. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Хакасская драматургия сегодня делает шаги к пониманию и изображению человека и эпохи в единстве сложных и многообразных обстоятельств человека и общественного бытия. Преемствуя и развивая накопленный опыт, национальные драматурги отзываются на острые проблемы жизни. Они стремятся приобщить читателя к глубинным пластам внутреннего мира человека, прослеживают процесс формирования самосознания личности в ее связях с миром, с родиной, всесторонне исследуют нравственную сущность человека, ищут новые формы исследования социальной и психологической сущности человека и его бытия.

Точкой отсчета, ее первоначальным этапом следует счиать 20−30-е годы XX века, предопределивших характер последующего развития хакасской драматургии.

Хакасская драматургия, начав свою историю с одноактных плакатных пьес, за сравнительно короткий срок выросла до полноценной художественной структуры. Предпосылкой возникновения драматичсекого рода в хакасской литературе явились освоение театрализованных элементов в народных обрядах, шаманском камлании, в исполнении произведений устного народного творчества. Формирование письменности и художественной литературы способствовали возникновению и развитию национального профессионального театра.

Хакасская драматургия в 1920;е годы развивалась в тесной связи с театральной самодеятельностью, народным театром, а в дальнейшем — вместе с национальным театром и национальной литературой. Процесс становления хакасской драматургии проходил в годы активной идеологической борьбы разных классов и годы культурной революции. В силу своей специфики драма оказалась наиболее действенным видом искусства того времени, оперативно откликаясь на происходящие события и донося до широких масс идеи нового времени. Драма активно участвовала в строительстве новой жизни и борьбе со старым, поэтому ведущим художественным принципом хакасской драматургии стал принцип противопоставления — драматургия, показывая, как в хакасские деревни приходит новая жизнь, новая культура, в то же время изображала борьбу народа со старым в гражданской войне, коллективизации, показывая как менялось сознание народа, и происходило преобразование Хакасии (А. Топанов, А. Спирин, М. Коков).

Рожденная в начале XX века хакасская драматургия как один из родов литературы искала все новые пути художественного исследования действительности. За сравнительно короткий период своего развития она обогатилась новыми жанровыми формами, образной символикой и широким тематическим диапазоном. Примечательной стороной хакасской драматургии стала тенденция глубокого исследования внутреннего мира человека, его характера.

Важно отметить, что реалистические произведения драмы характеризуются многообразием жанровых форм и приемов. Во многих из них острые драматические ситуации сочетаются с комедийными, мелодраматическими, героическими, что является свидетельством тематического и жанрового многообразия произведений, особенно в развитии жанра комедии.

За время своего развития хакасская драматургия значительно обогатила и национальный язык. Основоположники драматургии сыграли важную роль в становлении литературного языка, сегодня же авторы способствуют обогащению современного языка, раскрытию его внутренних резервов, особенно широко привлекая в этот процесс произведения устного народного творчества.

Успехи в развитии хакасской драматургии объясняются прежде всего тем, что она росла и развивалась в общем русле всей культуры и литературы. Важную роль в успешном развитии хакасской драматургии сыграло творческое освоение опыта и традиций устного народного творчества и достижений мировой классической литературы, лучших образцов русской драматургии, особенно А. Островского и А. Чехова.

Несмотря на успехи хакасской драматургии в определенные периоды развития (начало 1940;х гг.), позднее (1950;1960;е гг.) переживает сложное время, время потерь и поисков, отставания от прозы и поэзии. Объяснение i. * этому надо искать прежде всего как в трудностях самого рода литературы, в недостаточном умении драматургов художественно обобщать жизнь во всей ее полноте, так и в общем процессе развития многонациональной драмы и критики того периода. Были годы, когда драматургия характеризовалась значительным спадом не только идейно-художественного уровня, но зачастую отсутствием произведений драмы вообще. Другими причинами заметного отставания драматургии от других родов литературы являлись уход из жизни основоположников. национальной драматургии, война, прервавшая развитие сложившегося процесса в 20−30-е гг. XX века. Хакасская драматургия переживала те же «болезни», что и вся советская литература этого периода.

Обращение к комедии показало, что именно этот жанр в кризисное время для драматургии стал универсальным жанром, способствовавшим возрождению и органичному продолжению жанрово-тематических и художественно-эстетических традиций национальной драматургии. Свою национальную специфику и качественные особенности хакасская драматургия раскрыла прежде всего в отображении жизни народа, его духовной культуры, психологического склада, национального быта. Заметными стали изменения в сфере изображения и трактовки человека, углубился интерес к личности, мотивам его поведения, системе его ценностей. Вслед за производственной тематикой появляется и семейная драма жизни и будничные отношения между людьми.

Объективное изображение действительности через призму истории и национального характера способствовало более глубокому проникновению во внутренний мир как отдельной личности, так и народа в целом, что способствовало возникновению новых жанрово-структурных форм. В хакасской драматургии, таким образом, сложились и развиваются все традиционные жанры: комедия, фарс, историческая драма, социально-бытовая драма, психологическая драма, трагедия, трагикомедия.

Как мы уже сказали, примечательной стороной хакасской драматургии становится и то, что растет интерес к внутренним проблемам человека. Качественно изменяется трактовка человека, углубляется личностная проблематика, осмысление и изображение жизни и человека в ней становятся более многогранными. Герой рассматривается в разных аспектах: как в противоречивых отношениях с самим собой, так и с окружающим миром — герой не поддается однозначной оценке. В этой связи центральное место в произведениях драмы занимает вопрос о морально-нравственных ценностях. Стилевой основой, направленной на полное, глубокое раскрытие внутреннего мира человека, стал психологизм, подтекст. Психологизм драмы позволяет создавать многогранные национальные характеры, обогащая читателя новым психологическим и эстетическим опытом.

В современной драматургии растет интерес к внутренним противоречиям характера, что приводит к попытке анализа и самоанализа нравственных критериев не только с точки зрения социальной, но и с точки зрения специфических черт национального характера. Произведения драмы стремятся к философскому насыщению нравственно-этическими проблемами времени.

Современная социально-нравственная драма, основываясь преимущественно на раскрытии внутренних, духовных возможномтей героя, теснее связывает его в отношении к проблемам исторической памяти, связи поколений, личности и государства, судеб нации и страны, его связи с природой. Актуализация этих проблем обусловлена самим характером времени: драматурги стремятся показать процесс нравственного формирования человека в связи с происходящими переменами в жизни, художественно осваивают более глубокие связи между человеком и обществом, человеческой психологией и социальными отношениями.

По мере развития хакасская драматургия целенаправленно движется к более глубокому проникновению в сферы исторического, нравственного, философского сознания, отчетливее обнаруживается стремление драматургов к постижению первооснов жизни и сущности человека, человеческого бытия, внутренних противоречий и закономерностей его развития. С этой целью современная драматургия, художественно активно осваивает этнопоэтическое прошлое своего народа, пытаясь раскрыть с помощью исторических сюжетов драматическую основу конфликтов и противоречий современности, закономерность которых проверяется временем, историей. Закономерным и естественным стало обращение к собственной истории своего народа и родственных народов Центрально-Азиатского региона. Драматургов интересуют не только событийность прошлого и настоящего как таковые, но и сам характер их протекания во времени и пространстве, а в наибольшей степени драматургов интересуют личностные качества людей, оставивших заметный след в истории своего народа.

Развитие хакасской драматургии последней трети XX века шло более активно, чем в прошлые периоды. Об этом свидетельствует жанрово-тематическая широта драматургии: от бытовой драмы на современную тему до драмы с фольклорно-историческим сюжетом. Такое разнообразие говорит о том, что драматургия стремится отобразить не только многогранность духовных потребностей общества, но и многообразие самой действительности, в которых надо искать новые пути реализации своих художественных возможностей.

Опираясь на опыт и традиции, вырабатывавшиеся в национальной культуре веками в соответствии с социально-эстетическими взглядами народа, она на протяжении всей своей истории постоянно стремится к углублению изображения, обращаясь к национальным истокам как плодотворному способу идентификации этноса в мире и пространстве.

Опираясь на художественно-эстетические традиции народа, хакасские драматурги создают национальную картину мира, актуализируя с их помощью духовные ценности, идеалы, предопределяя самобытность национального характера.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , А.Д. Происхождение театра: Элементы театра в первообщинном строе / А. Д. Авдеев. — М.- Л.: Искусство, 1959. — 266 с.
  2. , Е.А. Анымчохтар, чазыларым, ырым паза испессер (О A.M. Топанове) / Е. А. Абдина. Агбан: Хакас книга издательствозы, 2005. -35 с.
  3. Алтын Арыг. Хакасский героический эпос / Запись и подготовка текста, ст., перевод и коммент. В. Е. Майногашевой. — М.: Наука, 1988. -511 с.
  4. Н.А. Традиционные религиозные верования якутов в XIX—XX вв.. / Н.А. Алексеев- АН СССР Институт этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая, СО Якутский филиал ИЯЛИ. Новосибирск: Наука, 1975. -199 с.
  5. , Л.В. Традиционное мировоззрение хакасов. Опыт реконструкции / Л. В. Анжиганова. Абакан, 1997. — 128 с.
  6. , В.П. Творческая природа традиций и вопрос о своеобразии художественного метода в фольклоре Текст. / В. П. Аникин // Проблемы фольклора. М.: Наука, 1975. — С.30−40.
  7. , А.А. Шекспир. Ремесло драматурга / А. А. Аникст. М., 1974.
  8. , А.А. Теория драмы от Гегеля до Маркса / А. А. Аникст. М: Наука, 1983.-287 с.
  9. , К.Ф. Хакасский театр и драматургия Текст. / К. Ф. Антошин // Театральная энциклопедия. М., 1967. — Т. 5. С. 583 — 585.
  10. Аристотель. Поэтика / Аристотель // Сочинения: В 4 т. М., 1984. -Т.4. — С.645−680.
  11. , В.А. Культурное строительство в Хакасии (1917 — 1937) / В. А. Асочаков. Абакан: Хакасское отд-е Красноярского кн. изд-ва, 1985.- 180 с.
  12. , В.А. О первых шагах Хакасского национального театра Текст. / В. А. Асочаков // Ученые записки ХакНИИЯЛИ. Вып. XIII. -Абакан, 1969. С. 188−195.
  13. Р.Б. Башкирская комедия (Эволюция жанра): Учебное пособие / Р. Б. Ахмадиев. Уфа, 1992. — 198 с.
  14. Р.Б. Современная башкирская драматургия (природа конфликта и многообразие жанровых форм) / Р. Б. Ахмадиев. — Уфа: РИО БашГУ, 2003. 204 с.
  15. , М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М. М. Бахтин. М., 1965.
  16. , В.Г. О драме и театре: В 2 т. / В. Г. Белинский М.: Искусство, 1983.
  17. , А. Смех / Пер. с французского И. Гольденберг // Французская философия и эстетика XX века. М., 1995. — С.9−105.
  18. , А.А. Якутская советская драматургия / А. А Билюкина. М.: Наука, 1988.-224 с.
  19. , А.А. Якутская драматургия XX в.: Истоки, эволюция, концепция личности. Дисс. в виде науч. доклада на соиск. уч. ст. д.ф.н. / А.А. Билюкина- АН Республики Саха (Якутия) Ин-т гуманитар, исслед-й- ИМБИТ СО РАН. Улан-Удэ, 1998. — 62 с.
  20. , А., Диев В. Русская советская драматургия. Основные проблемы развития. 1946−1966 / А. Богуславский, В. Диев. М.: Наука, 1968.- 240 с.
  21. , Ю.О. О трагическом / Ю. Борев. М.: Советский писатель, 1961. — 392 с.
  22. , М.Д. Из истории создания драмы «Чейнеш» Текст. / М. Д. Бочаров // Ученые записки ГАНИИЯЛИ. Вып.7. — Горно-Алиайск, 1964.- С.125- 140.
  23. , Э. Радоваться надо уметь Текст. / Э. Брагинский // Современная драматургия. 1983. — № 2. — С. 229−236.
  24. , Н. Репертуарная политика и «новая драма» Текст. / Н. Бржозовская // Современная драматургия. — 1991. № 2. — С. 191−195.
  25. , Б. Герой принимает решение: Движение драмы от 50-х гг. / Б Бугров. М.: Советский писатель, 1987. — 366 с.
  26. , Б.С. Русская советская драматургия. 1960−1970-е годы: Учеб. Пособие для филол. спец. ун-тов / Б. Бугров. — М.: Высшая школа, 1981.- 286 с.
  27. , А.Д. К вопросу о типологии театрального пространства на Востоке Текст. / А. Д. Бурман // Народы Азии и Африки. 1987. — № 6. -С.102−110.
  28. Бутанаев, В. Я. Традиционная культура и быт хакасов: Учебное пособие / В. Я. Бутанаев. Абакан: Хак. кн. изд-во, 1996. — 224 с.
  29. , В.Я. Этническая культура хакасов: Учебное пособие для студентов высш. уч. Заведений / В. Я. Бутанаев. Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 1998. — 352 с.
  30. , В.Я., Верник А. А., Ултургашев А. А. Народные праздники Хакасии: Учебное пособие / В. Я. Бутанаев, А. А. Верник, А.А.
  31. Ултургашев. — Абакан: Изд-во Хак. гос. ун-та им. Н. Ф. Катанова, 1999. -76 с.
  32. , А.Н. Историческая поэтика Текст. / А.Н. Веселовский- вступит, ст. И.К. Горского- Сост., коммент. В. В. Мочаловой. — М.: Высшая школа, 1989. — 406 с.
  33. , А.Н. Три главы из исторической поэтики Текст. / А. Н. Веселовский // Историческая поэтика. — М., 1989. С.155−300.
  34. , И. Размышления о советской пьесе Текст. / И. Вишневская // Театр. 1992. № 1.
  35. , И.Л. Гоголь и его комедии / И. Л. Вишневская. М., 1976.
  36. , В. Драматургия. 5-е изд., доп. / В. Волькенштейн. М., 1969.
  37. , З.И. Скоморохи и фольклор / З.И. Власова- СПб.: Алтея, 2001.-524 с.
  38. Всеволодский- Гернгросс, В. Н. Русская устная народная драма / В.Н. Всеволодский- Гернгросс. М.: Изд-во АН СССР, 1959. — 135 с.
  39. Гадамер, Г.-Г. Прометей и трагедия культуры Текст. / Г.-Г. Гадамер // Актуальность прекрасного. М., 1991. — С.242−255.
  40. Гегель, Г. В. Ф. Эстетика Текст. / Г. Гегель // Сочинения: В 4 т. Т.З. -М., 1971. С.540−548.
  41. Герман Николаевич Саражаков — артист, поэт, драматург / Сост. Н. Д. Саражакова. Абакан: Хакас книга издательствозы, 2004. — 156 с.
  42. А.Н. Степан Дмитриевич Майнагашев (1886−1920): Очерк жизни и деятельности / А. Н. Гладышевский. Абакан: Изд-во Хак. гос. ун-та им. Н. Ф. Катанова, 1989. — 62 с.
  43. , М.И. Эстетические искания в советской многонациональной драматургии 70−80-х годов: Методические рекомендации к спецкурсу и спецсеминару / М. И. Громова. М., 1987. — 94 с.
  44. , М.И. Русская драма на современном этапе (80−90-е годы) / М. И. Громова. М.: Изд-во МПГУ, 1994. — 117 с.
  45. , Э. Происхождение искусства / Пер. с немецкого А. Е. Грузинский. М.: Изд. М. и С. Сабашниковых, 1889. — 293 с.
  46. , С.С. Эстетика фольклора / С. С. Гусев. Л.: Наука, 1967. — 319 с.
  47. , В. Кто заказывает музыку? Текст. / В. Дмитриевский // Театр. 1998. — № 12. — С. 60−67.
  48. И.М. Архаические мифы Востока и Запада / И. М. Дьяконов. -М.: Наука, 1990.-241 с.
  49. В.И. Ритуал и фольклор / В. И. Еремина. Л.: Наука, 1991. -207 с.
  50. , В. Драматургия Чехова / В. Ермилов. М., 1954. — 338 с.
  51. , Б.И. Очерки истории драмы 20 века / Б. И. Зингерман. — М.: Наука, 1979.-392 с.
  52. , Л. Дотеатрально-игровой язык русского фольклора / Л. Ивлева. -СПб., 1998.- 194 с.
  53. История русской драматургии: XVII первая пол. XIX века / Под ред. Л. М. Лотмана. — Л.: Наука, 1982. — 532 с.
  54. История русской драматургии: вторая половина XIX начало XX века (до 1917 г.). — Л.: Наука, 1987. — 660 с.
  55. История советского драматического театра: в 6 т. М.: Наука, 1966- 1971.
  56. История советского театроведения: Очерки: 1917−1941. М.: Наука, 1981.-365 с.
  57. Ищук-Фадеева, Н. И. От сюжета к жанру Текст. / Н.И. Ищук-Фадеева // Филологические науки.- 1992. № 4.
  58. Ищук-Фадеева, Н. И. Драма и обряд: Пособие по спецкурсу / Н.И. Ищук-Фадеева. — Тверь: Тверской гос. ун-т, 2001, 81 с.
  59. А. Сны Евгении Текст. / А. Казанцев // Современная драматургия. 1990. — № 4. — С. 28−42.
  60. , А.К. Тувинская драматургия периода НТР Текст. / А. К. Калзан // Ученые записки ТувНИИЯЛИ. Кызыл, 1958. — № 6 — С. 115 136.
  61. , А.К. Тувинская советская драматургия Текст. / А. К. Калзан // Ученые записки ТувНИИЯЛИ. Кызыл, 1959. — № 7 — С. 118−133.
  62. , А.К. К вопросу о закономерностях развития тувинской драматургии Текст. / А. К. Калзан // Ученые записки ТувНИИЯЛИ. Вып. IX. Кызыл, 1961. — С. 176−187.
  63. И.А. Русская драматургия XX века / И. А. Канунникова. — М.: «Флинта» «Наука», 2003.
  64. , В.А. М.С. Коков Текст. / В. А Карамашева // Творчество хакасских писателей в школе: Учебное пособие. — Абакан: Хакасское кн. изд-во, 1995.- С.18−44.
  65. , В.А. М.Е. Кильчичаков Текст. / В. А Карамашева // Творчество хакасских писателей в школе: Учебное пособие. — Абакан: Хакасское кн. изд-во, 1995.- С.73−118.
  66. , В.А. Жизнь, отраженная в слове (К 80-летию со дня рождения М.Е. Кильчичакова) / В. А. Карамашева, В. Г. Шулбаева, Г. Ф. Сысолятин, J1.P. Кызласов, Я. И. Сунчугашев, A.JI. Кошелева- Сост.
  67. B.А. Карамашева. Абакан: Отдел издат. деят-ти ХРИПКиПРО «РОСА», 1999.-64 с.
  68. , А.А. Драма как эстетическая проблема / А.А. Карягин- Отв. Ред. А. А. Аникст. -М., 1971.- 224 с.
  69. , Н.Ф. Отчет о поездке, совершенной с 15 мая по 1 сентября 1896 г. в Минусинский округ Енисейской губернии / Н. Ф. Катанов. — Казань, 1897.
  70. Кенин-Лопсан, М. Б. Обрядовая практика и фольклор тувинского шаманства: Конец XIX — начало XX / М.Б. Кенин-Лопсан. -Новосибирск: Наука, 1987. 164 с.
  71. , Т. А. Драматургия М. Карима. Своеобразие жанровой эволюции / Т. А. Кильмухаметов. Уфа, 1979. — 220 с.
  72. , Н.Н. Проблемы советской комедии / Н. Н. Киселев. Томск, 1973.
  73. , Т.Б. Художественная картина мира и вопросы ее интерпретации в искусстве театра Текст. / Т. Б. Князевская // Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. — Л., 1986.
  74. , Э.М. Чон чарии. Из истории развития Хакасского национального театра / Э. М. Кокова. Абакан, 1991. — 168 с.
  75. , Г. Г. Культура народов Саяно-Алтайского нагорья / Г. Г. Котожеков. Абакан: Хак. кн. изд-во, 1992. — 192 с.
  76. , А.Л. Драматургия Валентины Шулбаевой: традиции и новаторство Текст. / А. Л. Кошелева // Время в слове и лицах. Очерки, статьи. Абакан: Изд-во Хак. гос. ун-та им. Н. Ф. Катанова, 2003.1. C.47−58.
  77. А.Л. Время в слове и лицах. Очерки, статьи / А. Л. Кошелева. — Абакан: Изд-во Хак. гос. ун-та им. Н. Ф. Катанова, 2003. 87 с.
  78. , А.Н. Зрелищно-игровые элементы в культовых обрядах тувинцев / А. Н. Кужугет. — Кызыл: Республиканская типография, 2002. -79 с.
  79. Л. Современная драматургия Текст. / Л. Кургатников // Современная драматургия. 1990.- № 1. — С. 180−182.
  80. , М. Критерии трагического в теоретической системе мышления Текст. / М. Лазарева // Вестник МГУ. 1995. — № 2. — С.250−259.
  81. , И. Не смейтесь над сатирой Текст. / И. Левшин // Советская драматургия. 1984. — № 3. — С.247−253.
  82. , В.А. Современная коми драматургия / В. А. Латышева. -Сыктывкар, 1994.-203 с.
  83. , Д.С. Смех в Древней Руси / Д. С. Лихачев, A.M. Панченко, И. В. Понырко. Л.: Наука, 1984. — 295 с.
  84. , Г. В спорах и размышлениях Текст. / Г. Ломидзе, Н. Надъярных и др. // Способность к диалогу. 4.1. М., 1993. — С.30−49.
  85. , А.Ф. Диалектика мифа Текст. / А. Ф. Лосев // Из ранних произведений. М., 1990.
  86. , Ю.М. Структура художественного текста / Ю. М. Лотман. М.: Искусство, 1970. — 367 с.
  87. , В.Е. Древнейшие алыптыг нымахи и герои Текст. / В. Е. Майногашева, М. А. Унгвицкая // Хакасское народное поэтическое творчество. Абакан, 1972. — С.69−96.
  88. , В.Е. Хакасский героический эпос «Алтын Арыг» Текст. // Алтын Арыг. Хакасский героический эпос / Пер., вступит, ст. и коммент. В. Е. Майногашевой. М., 1988, — С.490−534.
  89. , Т.Б. Трагическое как эстетическая категория. — М.: Наука, 1985.- 127 с.
  90. , Е.М. Поэтика мифа. Исследования по фольклору и мифологии Востока Текст. / Е. М. Мелетинский. — М.: Наука, 1976. -407 с.
  91. Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский. М.: Советская энциклопедия, 1991. — 376 с.
  92. Мифы народов мира: Энциклопедия в 2 тт. / Под ред. С. А. Токарева. -М: Большая Российская энциклопедия, 2003.
  93. , Т.М. Бурятский шаманизм: история, структуры и социальные функции / Т. М. Михайлов. Новосибирск: Наука, 1987. -288 с.
  94. , П.Г. Очерки по истории театральной культуре Сибири / П. Г. Моляревский. Иркутск: Кн. изд-во, 1957. — 283 с. 109 110 111 112 113 122 443 264.117.118.119.120.121.
  95. , H.C. Время перечтений Текст. / Н. С. Надъярных, Г. Ломидзе, К. К. Султанов // Способность к диалогу. 4.1. М.: Наука, 1993.- С. 6−29.
  96. , Е.С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме / Е. С. Новик. — М.: Наука, 1984.-304 с.
  97. , A.M. Смех как зрелище // Д. С. Лихачев, A.M. Панченко. Смех в Древней Руси. Л., 1984. — С.72−154.
  98. , К.М. Культура и быт хакасов в свете исторических связей с русским народом (XVIII- XIX вв.) / К. М. Патачаков. Абакан: Хакас книга изд-возы, — Абакан, 1958. — 104 с.
  99. , К.М. Наа чуртас учун / К. М. Патачаков. Абакан: Хак. книга изд-возы, 1990. — 144 с.
  100. , Л.П. Краткий очерк культуры и быта алтайцев / Л. П. Потапов. — Горно-Алтайск, 1948. — 64 с.
  101. , Л.П. Алтайский шаманизм /Л.П. Потапов. Л.: Наука, 1991. — 321 с.
  102. , В .Л. Исторические корни волшебной сказки / В. Я. Пропп. — Л.: Издательство ЛГУ, 1986. 364 с.
  103. Пропп, В Л. Поэтика фольклора (Собр. Трудов В. Я. Проппа). Сост., предисл. и коммент. А. К. Мартыновой. М.: Лабиринт, 1998. — 352 с.
  104. , В.Я. Проблемы комизма и смеха: Ритуальный смех в фольклоре (по поводу о Несмеяне) / В. Я. Пропп. М.: Лабиринт, 1999, — 282 с.
  105. В.Я. Русские аграрные праздники: Опыт историко-этнографического исследования / Ст., коммент. И. В. Пешкова. М.: Лабиринт, 2000. — 192 с.
  106. , Б.Н. Фольклор и народная культура / Б. Н. Путилов. СПб.: Наука, 1994.-239 с.
  107. А.С. О народной драме «Марфа Посадница» Текст. / А. С. Пушкин // Полное собрание сочинений: В 10 тт. Т. 7. С.214
  108. , Е.В. Народы Малайзии и Западной Индонезии / Е. В. Ревуненкова. -М., 1980.
  109. , П.В. Основные тенденции развития драматургии народов СССР. (1970−1980-е гг.)/П.В. Романов.-Л. 1987.
  110. Русская народная драма XVII—XX вв.еков: тексты пьес и описание представлений / Ред., вступит, ст. и коммент. П. Н. Беркова. М.: Искусство, 1953.-355с.
  111. Русско-хакасский словарь (около 22 тыс. слов) / Под общей ред. О. В. Субраковой. Новосибирск: Наука, 2006. — 112 с.
  112. A.M. К.Г. Юнг об архетипах коллективного бессознательного Текст. / А. М. Руткевич // Вопросы философии. 1988.- № 1.- С. 128 136.
  113. , A.M. Нравственные искания русских писателей / A.M. Скафтымов. М., 1972.
  114. , В.В. Три речи памяти Достоевского // Вл. Соловьев. Собрание сочинений: В 2 т. Т.2. — Мысль, 1988. — С.289−324.
  115. , К.С. Собрание сочинений: В 8 т. / К. С. Станиславский. -М., 1954−1961. Т.2. С.309- Т. 3. — С.45.
  116. , И.В. Поэзия древних тюрков VI—VIII вв.еков / И.В. Стеблева- АН СССР Ин-т мировой лит-ры им. A.M. Горького. М., 1965. — 148 с.
  117. , С.Н. Пути развития театров Южной Сибири / С. Н. Тарбанакова. Горно-Алтайск, 1994. — 180 с.
  118. , Т.Г. Хакасская драматургия Текст. / Т. Г. Тачеева // Сибирские огни. 1955.- № 6. — С. 46−51.
  119. , В.И. Тюпа, С.Н. Бройтман. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. 368 с.
  120. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Знак и ритуал. — Новосибирск: Наука, Сиб. отд-е, 1990.- .с.
  121. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Человек. Общество / Отв. Ред. И. Н. Гимуев. — Новосибирск: Наука, Сиб. отд-е, 1989.-241 с.
  122. , П.А. О конфликте и характере в хакасских пьесах, посвященных изображению послевоенной колхозной деревни Текст. / П. А. Трояков // Ученые записки ХакНИИЯЛИ. Вып. V. — Абакан, 1957.-С. 90−100.
  123. , П.А. Хакасская драматургия Текст. / П. А. Трояков // Ученые записки ХакНИИЯЛИ. Вып. У1. — Абакан, 1958. — С.123−132.
  124. , П.А. Истоки и формы чудесного вымысла (На материалах волшебных сказок хакасов и других народов Сибири) / П. А. Трояков. -Абакан, 1991.-385 с.
  125. , В.Н., Карлов С. В. Репрессии в Хакасии / В. Н. Тугужекова, С. В. Карлов. Абакан, 1998. — 112 с.
  126. М.А., Майногашева В. Е. Хакасское народное поэтическое творчество / М. А. Унгвицкая, В. Е. Майногашева. Абакан: Хак. кн. изд-во, 1972. — 311 с.
  127. Фольклор и этнография. Обряды и обрядовый фольклор / Под ред. Б. Н. Путилова. Л.: Наука, 1974. — 273 с.
  128. Хакас чонныц-чоохтары, нымахтары / Сост. П. А. Трояков, Т. Г. Тачеева. Абакан: Хак. кн. изд-во, 1960. — 280 с.
  129. , В.Е. Драматическое произведение и некоторые проблемы его изучения Текст. // В. Е. Хализев // Анализ драматического произведения: Межвузовский сборник / Под ред. проф. В.М. Марковича-Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. С.6−27.
  130. , Н.Н. Примитивные формы драматического искусства Текст. / Н. Н. Харузина // Этнография. 1927. — № 1. — С.57−85- № 2. — С.283−300- 1928.-№ 2.-С. 3−31.
  131. , Е.И., Антонов, Ю.Г. Конфликты и характеры мордовской драматургии: Учебное пособие / Е. И. Чернов, Ю. Г. Антонов. -Саранск, 2002. 164 с.
  132. , Ф.В. (1775−1854). Философия искусства / Ф. В. Шеллинг. -М.: Мысль, 1999.-608 с.
  133. , Ф. Письма об эстетическом воспитании Текст. // Ф. Шиллер. Собрание сочинений: В 7 т. М., 1957. — Т.6. — С.58.
  134. Шоу, Б. О драме и театре / Б. Шоу. М., 1963.
  135. , С.А. Драма как объект исторической поэтики и герменевтики Текст. // Филологические науки. 2004. — № 2. — С. 14−20.
  136. Юнг, К.Г. К вопросу о подсознании Текст. / К. Г. Юнг // Человек и его символы. М., 1997. — С. 13−102.
  137. Юнг, К. Г. Структура психики и процесс индивидуации / К. Г. Юнг. -М.: Наука, 1996.-269 с.
  138. , Я.И. Драма вчера и сегодня / Я. И. Явчуновский. — Саратов, 1980.
  139. Тексты художественных произведений на хакасском языке
  140. , М.Е. Хулгалар Текст. / М. Е. Кильчичаков, В. Г. Шулбаева, Митхас Туран, Г. Г. Котожеков // Пьесалар (Сборник пьес). Абакан: Хак. кн. издат-во, 1991. — С. 4- 44.
  141. , М.Е. Абалыг хол Текст. / М. Е. Кильчичаков, В. Г. Шулбаева, Митхас Туран, Г. Г. Котожеков // Пьесалар (Сборник пьес). Абакан: Хак. кн. издат-во, 1991. — С. 45−86.
  142. , М.Е. Пршген тастар Текст. / М. Е. Кильчичаков // Ах тасхыл. Лит.-худ. альманах. Абакан: Хакасское книжное издательство, 1979. № 27. — С.63−84- 1980. — № 28. — С. 99−127.
  143. , М.Е. Ожившие камни. Стихотворения и поэмы / М. Е. Кильчичаков / Пер. с хакас. П. Градова. М.: Современник, 1983. — 222 с.
  144. , М.С. Акун Текст. / М. Коков, В. Кобяков, А. Топанов, ан.п. // Хызыл чазы. Чоохтар, стихтар, пьесалар. Абакан: Хызылчар книга издательствозынын, Хакасиядагы полт, 1982. — С. 198- 249.
  145. , Г. Г. Айдолайнын, хоцалцостары Текст. / Г. Г. Котожеков, М. Е. Кильчичаков, В. Г. Шулбаева, Митхас Туран, Г. Г. Котожеков // Пьесалар (Сборник пьес). Абакан: Хак. кн. издат-во, 1991.-С. 219−263.
  146. , А.А. Ээл1г сында Текст. / А. А. Кызласова // Хан типр. Лит.-худ. альманах. Абакан: Хакасское книжное издательство, 2002. -№ 2. С.27−42
  147. Митхас Туран. Камат Текст. / Митхас Туран, М. Е. Кильчичаков, В. Г. Шулбаева, Г. Г. Котожеков // Пьесалар (Сборник пьес). -Абакан: Хак. кн. издат-во, 1991. С. 45−87.
  148. , Г. Н. Хыймадац тадылыг хыничаам Текст. / Г. Н. Саражаков // Герман Николаевич Саражаков артист, поэт, драматург / Сост. Н. Д. Саражакова. — Абакан: Хакас книга издательствозы, 2004. — С. 72- 117.
  149. , Г. Н. Хыныс паза пыросыныс Текст. / Г. Н. Саражаков // Герман Николаевич Саражаков артист, поэт, драматург / Сост. Н. Д. Саражакова. — Абакан: Хакас книга издательствозы, 2004. — С. 118−157.
  150. , A.M. Алаахтыртхан Хорхло Текст. / A.M. Топанов, М. С. Коков, В. А. Кобяков // Хызыл чазы. Чоохтар, стихтар, пьесалар. -Абакан, 1982.-С. 105−167.
  151. Топанов, Г. Ф, Черенцов, Л. В. Чазыда Текст. / Г. Топанов, Л. Черенцов // Огни Хакасии: Лит.-худ. альманах. 1950.- № 3. — С.32−89.
  152. , И.П. Икентийнщ иреелестер1 Текст. / И. П. Топоев // Тага сыхсац, тайагыц полам. Кулюспг ойыннар. Агбан: Хакас книга издательствозы, 2000. — С.3−32.
  153. , И.П. Тага сыхсац, тайагыц полам Текст. / И. П. Топоев // Тага сыхсац, тайагыц полам. Кулюспг ойыннар. Агбан: Хакас книга издательствозы, 2007. — С. 33−57.
  154. , И.П. Чахсы чуртас Текст. / И. П. Топоев // Тага сыхсац, тайагыц полам. Кулюспг ойыннар. Агбан: Хакас книга издательствозы, 2007. — С. 96−108.
  155. , И.П. Ахчаныц айналыг куз1 Текст. / И. П. Топоев // Тага сыхсац, тайагыц полам. Кулюспг ойыннар. Агбан: Хакас книга издательствозы, 2007. — С. 109−145.
  156. , И.П. Хайхастыг чатхан Текст. / И. П. Топоев // Тага сыхсац, тайагыц полам. Кулюспг ойыннар. Агбан: Хакас книга издательствозы, 2007. — С. 146−163.
  157. , И.П. Хара торааттыг Хароол Текст. / И. П. Топоев // Тага сыхсац, тайагыц полам. Кулюспг ойыннар. Агбан: Хакас книга издательствозы, 2007. — С. 164−185.
  158. , И.П. Махачы оол Текст. / И. П. Топоев // Тага сыхсац, тайагыц полам. Кулюспг ойыннар. Агбан: Хакас книга издательствозы, 2007. — С. 186−199.
  159. , В.Г. Сарналбаан сарын Текст. / В. Г. Шулбаева // Чуртас салгагында. Пьесалар, чоохтар. Агбан: Хакас книга издательствозы, 1997. — С. 9−58.
  160. , В.Г. Сыын мууз1 Текст. / В. Г. Шулбаева // Чуртас салгагында. Пьесалар, чоохтар. Агбан: Хакас книга издательствозы, 1997.-С. 59−96.
  161. , В.Г. Хынызыца да састырба Текст. / В. Г. Шулбаева // Чуртас салгагында. Пьесалар, чоохтар. Агбан: Хакас книга издательствозы, 1997. — С. 97−154.
  162. , В.Г. Чуртас салгагында Текст. / В. Г. Шулбаева // Чуртас салгагында. Пьесалар, чоохтар. Агбан: Хакас книга издательствозы, 1997.-С. 155−200.
  163. , В.Г. Тирец кич1где Текст. / В. Г. Шубаева // Чуртас салгагында. Пьесалар, чоохтар. Агбан: Хакас книга издательствозы, 1997. — С. 201−251.
  164. В.Г. Сакура алцасчатханда Текст. / В. Г. Шулбаева // Жизнь — это любовь. Чуртас — ол хыныс. Пьесы, рассказы и песни на русском и хакасском языках. Абакан: Хакасское книжное издательство, 2006. С. 205−248.
  165. Хакас чонныц нымахтары (Хакасские народные сказки) / Сост. В. И. Доможаков. Абакан: Хакиздат, 1986. — 144 с.
  166. , Б. Замечания к репертуару объединенного хакасского областного драмтеатра им. М. Ю. Лермонтова Рукопись. / Б. Балтер // Рецензии / Рукоп. фонд Хакасского науч.-иссл. ин-та яз., лит-ры и ист.ф.5, оп.1, д. 178.
  167. , Ч. О хакасской драматургии Рукопись. / Ч. Енчинов / Рукоп. фонд Хакасского науч.-иссл. ин-та яз., лит-ры и ист.: ф.5, оп.1, Д. 201.
  168. , У.Н. Советская хакасская драматургия Рукопись. / У. Н. Кирбижекова / Рукоп. фонд Хакасского науч.-иссл. ин-та яз., литры и ист.: ф.5, оп.1, д. 205.
  169. , М.С. Акун Рукопись. / М. С. Коков // Пьеса в 3-х действиях- Рукоп. фонд Хакасского науч.-иссл. ин-та яз., лит-ры и ист.: ф.5,оп.1, д. 187.
  170. , Г. Г. Чаргы Рукопись. / Г. Котожеков // Чон нымахтарына тостенш пазылган iKi пблшт1г ойын- Рукоп. фонд Хакасского науч.-иссл. ин-та яз., лит-ры и ист.: ф. 5, on. 1, д. 757.-Абакан, 1973.
  171. , Т.Г. Хакасская драматургия Рукопись. / Т. Г. Тачеева. // Статьи / Рукоп. фонд Хакасского науч.-иссл. ин-та яз., лит-ры и ист.: ф. 5, on. 1, д. 207.
  172. , A.M. Алаахтыртхан Хорхло Рукопись. / A.M. Топанов // Рукоп. фонд Хакасского науч.-иссл. ин-та яз., лит-ры и ист.: ф. 5, on. 1, д. 9.38. Абакан, 1941.
  173. , A.M. Хакас чонньщ оолгы Рукопись. / A.M. Топанов // Рукоп. фонд Хакасского науч.-иссл. ин-та яз., лит-ры и ист.: ф. 5, оп.1, д. 938.
  174. , A.M. Хаттар утии Рукопись. / A.M. Топанов // Пьеса/ Рукоп. фонд Хакасского науч.-иссл. ин-та яз., лит-ры и ист.: ф. 5, оп.1, д. 743. Агбан mwrripi, 1928.
  175. , A.M. Алаахтыртхан Хорхло Рукопись. / A.M. Топанов / Рукоп. фонд Хакасского науч.-иссл. ин-та яз., лит-ры и ист.: ф. 5, оп.1, д. 938.-Ялта, 1955.
  176. , A.M. Чиит матыр Рукопись. / A.M. Топанов // Рукоп. фонд Хакасского науч.-иссл. ин-та яз., лит-ры и ист/: ф. 5, оп.1, д. 938.
  177. Топанов, Г. Ф, Черенцов, Л.В. В степи Рукопись. / Г. Ф. Топанов, Л. В. Черенцов // Рукоп. фонд Хакасского науч.-иссл. ин-та яз., лит-ры и ист.: ф. 5, оп.1, д. 698.
  178. , А. Абахай Пахта Рукопись. / А. Чапрай // Пьесы / Рукоп. фонд Хакасского науч.-иссл. ин-та яз., лит-ры и ист.: ф. 5, оп.2, д. 1011.-Абакан, 1989- 1993.
  179. А. Ах сабдар аттыг Чанар Хус Рукопись. / А. Чапрай // Пьесы / Рукоп. фонд Хакасского науч.-иссл. ин-та яз., лит-ры и ист.: ф. 5, оп.2, д. 1011. Абакан, 1989- 1993.
  180. А. Любовик XX или Ильхан и калоши Рукопись. / А. Чапрай // Пьесы / Рукоп. фонд Хакасского науч.-иссл. ин-та яз., литры и ист.: ф. 5, оп.2, д. 1011. Абакан, 1989- 1993.
  181. А. Ах пуга Рукопись. / А. Чапрай // Пьесы / Рукоп. фонд Хакасского науч.-иссл. ин-та яз., лит-ры и ист.: ф. 5, оп.2, д. 1011. Абакан, 1989- 1993.
  182. А. Хуу хат таг хызы Рукопись. / А. Чапрай // Пьесы / Рукоп. фонд Хакасского науч.-иссл. ин-та яз., лит-ры и ист.: ф. 5, оп.2, д. 1011. Абакан, 1989- 1993.
  183. Чако Карим. Любовь Чингисхана Рукопись. / Карим Чако // Пьесы / Рукоп. фонд Хакасского науч.-иссл. ин-та яз., лит-ры и ист.: Фл-5, оп.5., д. 1576. Абакан, 2004.
  184. , С.И. У подножья Саян Рукопись. / С.И. Чарков// Пьесы / Рукоп. фонд Хакасского науч.-иссл. ин-та яз., лит-ры и ист.: ф.5, оп.1, д. 760. Абакан, 1960.
  185. , С.И. Айдон Рукопись. / С. И. Чарков // Пьесы / Рукоп. фонд Хакасского науч.-иссл. ин-та яз., лит-ры и ист.: ф.5, оп.1, д. 759. -Абакан, 1965−1969.
  186. , С.И. Тени Рукопись. / С. И. Чарков // Пьеса / Рукописный фонд Хакасского науч.-иссл. ин-та яз., лит-ры и ист.: ф.5, оп.2, д.758 — Абакан, 1964.
Заполнить форму текущей работой