Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Структура, признаки и статус эпистолярного жанра. 
Эпистолярный жанр в контексте истории

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Роман в письмах — это роман в эпистолярной форме и одновременно роман с эпистолярным сюжетом. История о переписке героев рассказана в форме писем. Каждое из них в составе романного целого одновременно является и «настоящим» письмом (для героев), и художественной формой (для автора). Одной из ключевых оппозиций в жанре эпистолярного романа является оппозиция «вымышленность/подлинность». Этот… Читать ещё >

Структура, признаки и статус эпистолярного жанра. Эпистолярный жанр в контексте истории (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Структура и особенности эпистолярия. Эпистолярий в социокультурном аспекте

Эпистолярный роман или роман в письмах — разновидность романа, представляющая собой цикл писем одного или нескольких героев Эпистолярный роман//Википедия — свободная энциклопедия [Электронный ресурс] Режим доступа:

http://ru.wikipedia.org/wiki/Эпистолярный_роман— Загл. с экрана.

Одни исследователи ограничивают его действительно частными письмами, не предназначенными для большого круга читателей; другие включают в эпистолярий (собрание чьих-либо писем) также послания (письмо в стихах.), а также всякие произведения — научные, художественные, публицистические, — написанные в эпистолярной форме Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в 86 томах, т.85.// Под редакцией профессора И. Е. Андреевского, К. К. Арсеньева, О. О. Петрушевского. — С.-Петербург, 1890—1907 С. 378−379. В этом и состоит своеобразие данного жанрового типа, его конкретные подтипы относятся к различным функциональным стилям речи.

Роман в письмах — это роман в эпистолярной форме и одновременно роман с эпистолярным сюжетом. История о переписке героев рассказана в форме писем. Каждое из них в составе романного целого одновременно является и «настоящим» письмом (для героев), и художественной формой (для автора). Одной из ключевых оппозиций в жанре эпистолярного романа является оппозиция «вымышленность/подлинность». Этот признак позволяет отграничить роман в письмах от других жанров эпистолярной литературы, таких как, например, дневник и записка. Генетическое родство с перепиской как бытовым полулитературным жанром сохраняется и реализуется через создание самим автором внутри эпистолярного романа эффекта подлинности, реальности, невымышленности переписки, составляющей его основу.

Правила эпистолярного стиля колебались в зависимости от эпохи. Ему предписывались то простота, естественность и лиризм, то возвышенность и изысканность, на практике переходившие в чопорность и напыщенность. Важный опознавательный признак эпистолярной литературы составляет ориентация на адресата, пусть и воображаемого. Именно это отличает её от записок и дневника. Эпистолярный текст квалифицируется как один из видов текста, обладающий структурой, содержанием и функцией реального речевого общения между адресантом и адресатом и представляющий собой иллокутивный акт (акт осуществления одной из языковых функций — вопроса, оценки, приказа и т. п.) с различными целеустановками адресанта. Эпистолярий связан с разговорным стилем речи, что проявляется в употреблении просторечных элементов, и стилем языка художественной литературы, что проявляется в расширении и сокращении состава узуальных фразеологических единиц, замене компонентов, так как одной из главных характеристик художественной речи является неповторимость и яркая индивидуальность выражения при создании образов Рогинская, О. О. Эпистолярный роман, поэтика жанра и его трансформация в русской литературе: дис… кандидата филологических наук. Москва, 2002. С. 10−12.

Важнейшие структурно-стилистические признаки эпистолярия:

  • — сочетание в текстах признаков монологической и диалогической речи;
  • — разделение писем по сфере общения на деловые и частные, с учетом мотивов и целей — по видам, различающимся языковой формулой;
  • — использование языковых средств, соответствующих сфере переписки; книжно-письменных в деловых и устно-разговорных в частных письмах;
  • — устойчивая композиция текста: более жесткая в официальных и более свободная в частных письмах;
  • — точное обозначение отправителя и получателя, обращение к последнему и подпись отправителя;
  • — соблюдение речевого этикета с учетом фактора адресата, характера сообщения и национальных «эпистолярных» традиций.

Путем переписки происходит общение дистантное во времени и в пространстве и в письменной форме. Эти факторы накладывают особый отпечаток и на эпистолярный жанр, определяя его форму и содержание. Так, однонаправленность общения требует обдумывания, даже подготовки текста, чтобы сделать его ясным, исчерпывающим, полным и предвосхитить возможные вопросы, уточнения, исключить непонимание либо инотолкование. Достигается это сравнительной полнотой языковых конструкций, развернутостью и последовательностью изложения, свойственными монологической речи.

В то же время наличие адресата и ожидание ответа либо действия, поступка обусловливает появление признаков, присущих диалогу, в виде обращения, вопроса, напоминания, описания жеста (обнимаю, жму руку и т. д.). Таким образом, в текстах эпистолярного жанра сочетаются элементы монолога и диалога (А.А. Акишина, Н.И. Формановская). Однако наряду с этим выражается мнение, что через письма осуществляется дистантное монологическое общение (Л.Е. Тумина) Стилистический энциклопедический словарь русского языка.// Л. М. Алексеева, В. И. Аннушкин, Е. А. Баженова, О. И. Блинова, Л. А. Грузберг, Н. В. Данилевская. М., Флинта издательство, 2003 г. С. 531−535.

Современная культурология видит в истории письменных отношений между людьми любопытный фрагмент общей истории, истории культуры и литературы. Частная переписка очень ярко отражает социокультурные процессы, характерные для развития общества на определенном историческом этапе. Многотемность, мозаичность, относительно свободная композиция и открытость для изменений стилистической и жанровой структуры письма, приближающая его к устной речи, служат литературе уже не одно столетье. Письма используются как неисчерпаемый источник тем, сюжетных и психологических находок.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой