Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психолого-педагогические условия развития потребности в достижении успеха у учащихся старших классов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исходя же из ситуации учебной деятельности и образовательного процесса, потребность и мотивация достижения успеха изучалась в работах И. И. Вартановой, Н. К. Жерносекова, Г. Е. Залесского, В. А. Крутецкого, А. К. Марковой, А. Б. Орлова, Е. Ю. Патяевой. Однако, как показывает анализ научный литературы, данные исследования потребности достижения успеха в рамках учебной деятельности были посвящены… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Психолого-педагогические аспекты развития потребности в достижении успеха
    • 1. 1. Понятие потребности в достижении успеха в учебной деятельности в отечественной и зарубежной психологии
    • 1. 2. Учебная мотивация и личностные особенности ученика как условия, определяющие развитие потребности в достижении успеха в учебной деятельности
    • 1. 3. Стиль педагогической деятельности учителя как условие, определяющее развитие потребности достижения успеха в учебной деятельности
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Описание экспериментальной работы по развитию у учащихся старших классов потребности в достижении успеха
    • 2. 1. Организация и проведение экспериментального исследования процесса развития потребности в достижении успеха учащихся старших классов
    • 2. 2. Обоснование методов изучения уровня развития у учащихся старших классов потребности в достижении успеха
    • 2. 3. Характеристика программы по формированию психологической готовности учителя к развитию потребности в достижении успеха у учащихся в учебно-воспитательном процессе
  • Выводы по второй главе
  • Глава 3. Результаты экспериментального исследования изменения уровня развития потребности в достижении успеха у учащихся старших классов
    • 3. 1. Анализ уровня развития потребности достижения успеха у учащихся старших классов до внедрения программы
    • 3. 2. Сравнительный анализ уровня развития потребности в достижении успеха после внедрения экспериментальной программы
  • Выводы по третьей главе
  • Выводы

Психолого-педагогические условия развития потребности в достижении успеха у учащихся старших классов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В современных условиях становления в России правового государства и демократического общества возникает необходимость в формировании и развитии новых жизненных установок личности. Российское общество нуждается в гармонично развитой, успешной личности, обладающей высоким потенциалом самореализации и самоактуализации, который характеризуется, прежде всего, направленностью на успех в самых разных видах деятельности. Необходимость формирования и развития такой личности требует от системы образования в числе прочего и ориентации школы на развитие потребности в достижении успеха в учебной деятельности. Эта потребность обеспечивает высокий уровень успешности ученика. В связи с этим для современной отечественной образовательной системы, особенно с учётом её значительного педагогического потенциала, актуальным является поиск путей развития потребности в достижения успеха учащегося, создание условий её реализации в ситуации обучения, что приведёт в итоге к повышению возможностей полноценной реализации качеств и способностей личности в последующей жизни, требующей от современного человека высокого уровня достижений в любых видах деятельности.

Потребность в достижения успеха и процесс её формирования и развития в отечественной и зарубежной психологии рассматривались представителями разных научных школ.

Изучение проблемы развития потребности в достижении успеха наиболее плодотворно развернулось ко второй половине XX в. (Дж. Аткинсон, Т. Гьесме, X. Хекхаузен и др.), что привело к формированию научного понятия потребности и мотивации достижения успеха, определению и разработке методов и приемов её анализа.

Среди отечественных исследователей, стоит назвать исследования Б. С. Братуся, Б. В. Зейгарник, JI.B. Бороздиной, В. К. Гербаческого 4 посвященные уровню притязаний личности как основе ситуации достижения. Роль волевых процессов для достижения успеха дополнительно рассматривалась в работах В. А. Иванникова, С. А. Шапкина. Особо необходимо отметить изучение особенностей мотивационной регуляции мыслительной деятельности с точки зрения мотивации достижения успеха О. Н. Арестовой, И. А. Васильевым, O.K. Тихомировым и др. Однако эти исследования касались только отдельных компонентов и составляющих мотивации достижения или ситуации целеполагания личности, без учета роли в этом процессе психолого-педагогических условий и школы.

Исходя же из ситуации учебной деятельности и образовательного процесса, потребность и мотивация достижения успеха изучалась в работах И. И. Вартановой, Н. К. Жерносекова, Г. Е. Залесского, В. А. Крутецкого, А. К. Марковой, А. Б. Орлова, Е. Ю. Патяевой. Однако, как показывает анализ научный литературы, данные исследования потребности достижения успеха в рамках учебной деятельности были посвящены главным образом влиянию потребности (или мотивации) достижения успеха на учебную деятельность учащихся, их учебную успеваемость и эмоционально-волевые качества. Вопрос о развитии потребности в достижении успеха не затрагивался в рамках образовательной системы, а также осталась без освещения задача рассмотрения психолого-педагогических условий, обеспечивающих возможность развития в рамках учебной деятельности потребности в достижении успеха вообще и в зависимости от социально-психологического типа личности учащегося.

Очевидным становится противоречие между необходимостью развития у учащихся потребности в достижении успеха, позволяющей им быть более успешными и эффективными как в осуществляемых сегодня, так и в последующих видах социально важной деятельности, и отсутствием научного обоснования психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие у учащихся данной потребности в процессе учебной деятельности.

Стремление найти пути разрешения этого противоречия определило проблему данного исследования. В теоретическом плане это разработка программы формирования у учителя готовности к созданию психолого-педагогических условий развития у учащихся старших классов потребности в достижении успеха в учебной деятельности. В практическом планеобоснование психолого-педагогических условий, способствующих развитию у учащихся старших классов потребности в достижении успеха в учебной деятельности.

Объект исследования: потребность учащихся старших классов в достижении успеха.

Предмет исследования: развитие у учащихся старших классов потребности в достижении успеха в ситуации учебной деятельности.

Цель исследования — теоретическое обоснование и экспериментальная проверка психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие у учащихся старших классов потребности в достижении успеха в учебной деятельности.

Гипотеза исследования:

Потребность в достижении успеха является побуждающим устойчивым состоянием, которое способствует успешному разрешению учебных задач на высоком уровне достижения учебных целей и развитие которого вызывает преобладание мотива достижения успеха над мотивом избегания неудачи. Мы исходили из того, что развитие потребности учащихся в достижении успеха в учебной деятельности становится возможным, если реализация программы формирования у учителя готовности к развитию у учащихся старших классов потребности в достижении успеха в учебной деятельности приводит к изменению соотношения уровня внутренней и внешней мотивации учащихся, преобразованию стиля педагогической деятельности и стиля педагогического общения. Это становиться реальностью тогда, когда:

— обучение учителей диагностике уровня развития у учащихся старших классов потребности в достижении успеха в ситуации учебной деятельности сочетается с приобретением ими теоретических и практических знаний по проблеме развития данной потребности;

— формирование у учителей в ходе социально-психологического тренинга навыков и умений становится основой для изменения содержательных и процессуальных аспектов их педагогической деятельности и общения.

Задачи исследования:

1. Уточнить содержание понятия «потребность ученика в достижении успеха в учебной деятельности».

2. Разработать методику оценки уровня сформированности у учащихся потребности в достижении успеха в учебной деятельности.

3. Разработать и апробировать программу формирования психологической готовности учителя к развитию у учащихся старших классов потребности в достижении успеха.

4. Определить результативность экспериментальной работы по развитию у учащихся старших классов потребности в достижении успеха.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— уточнено содержание понятия «потребность ученика в достижении успеха в учебной деятельности» (побуждающее устойчивое состояние, способствует успешному разрешению учебных задач на высоком уровне достижения учебных целей и развитие которого вызывает преобладание мотива достижения успеха над мотивом избегания неудачи);

— разработана психодиагностическая методика, позволяющая проводить комплексную диагностику уровня потребности в достижении успеха у учащихся старших классов в ситуации учебной деятельности (методика заключается в следующем: испытуемым предлагается выразить свое согласие или несогласие с утверждениями об учебном процессе, сформулированными на основе теоретически и практически выделенных особенностей процесса развития потребности в достижении успеха и соответствующей мотивации);

— выявлены психолого-педагогические условия, влияющие на развитие потребности в достижении успеха в ситуации учебной деятельности [преобразование стиля педагогической деятельности и педагогического общения (развитие личностно-ориентированных стилей педагогической деятельности и педагогического общения) — изменении соотношения внутренней и внешней мотивации к обучению (преобладание внутренней мотивации к обучению, обеспечивающей опору на интернальную организацию учебной деятельности ученика) — учет личностных особенностей ученика при осуществлении учебной деятельности учителем];

— разработана программа формирования готовности учителя к развитию у учащихся потребности в достижении успеха [программа включает теоретический (формирование у учителей базы знаний по проблеме развития потребности в достижении успеха во время учебно-воспитательного процесса, обучение их принципам диагностики уровня сформированное&tradeу учащихся старших классов потребности в достижении успеха в ситуации учебной деятельности) и практический (формирование и развитие практических навыков и умений взаимодействия с учеником в процессе учения, навыков саморегуляции и контроля для изменения модели поведения и реагирования в процессе обучения, что приводит к большей ориентации стиля педагогической деятельности и стиля педагогического общения учителя на личность и деятельность ученика) разделы];

— выявлена зависимость развития у учащихся старших классов потребности в достижении успеха в учебной деятельности от социально-психологического типа личности (развивается потребность в достижении успеха в учебной деятельности у учащихся, имеющих гармоничный, доминирующий и комформный тип личности в большей степени, а в меньшей степени у учащихся с инфантильным, сензитивным, тревожным, интровертивным типом личности) — уровня внутренней мотивации к обучению (высокий уровень внутренней мотивации к обучению способствует развитию у учащихся старших классов потребности в достижении успеха в учебной деятельности) — становления личностно-ориентированных стилей педагогической деятельности и общения (развитию данной потребности способствуют эмоционально-методичный стиль педагогической деятельности и демократический стиль педагогического общения).

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты позволят расширить научные представления об условиях развития у учащихся старшего школьного возраста потребности в достижении успеха в учебной деятельностиопределить новые подходы к обучению школьников, базирующиеся на развитии потребности в достижении успехасоставят основу для раскрытия специфики процесса развития потребности в достижении успеха у учащихся с разным социально-психологическим типом личностибудут способствовать выявлению способов и методов профессионального и личностного роста учителей.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты дадут возможность совершенствовать педагогическую деятельность учителя по развитию у учащихся старших классов потребности в достижении успеха, позволяя учителям и ученикам эмоционально переживать свои достижения, воспринимать социальные запросы, осуществлять саморегуляцию своих действийв определении методов, с помощью которых у учащихся в процессе занятий выявляется уровень сформированности потребности в достижении успехав том, что в нем раскрыто содержание мотивационно-потребностной сферы учащихся старших классов, что послужит реальной предпосылкой для формирования новых подходов к эффективной организации педагогической деятельности.

Положения, выносимые на защиту:

1. Развитие потребности в достижении успеха является необходимым для повышения успешности и эффективности последующей социальной деятельности учащегося, приводит к более полноценной реализации его личностных качеств и способностей, что затруднено отсутствием теоретического и практического обоснования психолого-педагогических условий развития потребности в достижении успеха в ситуации обучения. Одним из способов разрешения данного противоречия должно стать формирование психолого-педагогических условий, обеспечивающих ориентацию на тип личности учащегося, преобразование стиля педагогической деятельности и общения учителя, изменение соотношения уровня внутренней и внешней мотивации к обучению, что способствует более эффективному развитию у учащихся старших классов потребности в достижении успеха во время учебной деятельности.

2. Развитие у учащихся потребности в достижении успеха в учебной деятельности не должно осуществляться стихийно. Это процесс требует разработки особой программы, направленной на формирование готовности учителя к развитию потребности в достижении успеха, которая обеспечивает: а) возможность диагностики у учащихся старших классов уровня сформированное&tradeпотребности в достижении успеха (с помощью специально разработанной методики) непосредственно в ситуации обученияб) повышение уровня знаний, умений и навыков учителей по работе с потребностью в достижении успеха у учащихся старших классовв) ориентацию педагогов на личностно-ориентированные стили педагогической деятельности и общения в образовательном процессе, использование учителем мотивации и потребности в достижении успеха в учебном процессе.

3. Развитие у учащихся старших классов потребности в достижении успеха в ситуации учебной деятельности будет наиболее эффективным после формирования у учащихся высокого уровня внутренней мотивации к обучению, при ориентации педагогов на эмоционально-методичный стиль педагогической деятельности и демократический стиль педагогического общения, при учете социально-психологического типа личности учащегося.

Методологической основой исследования являются современные подходы к изучению психолого-педагогических условий, сложившихся в отечественной системы образования, мотивации к обучению, системы взаимоотношений учителя и ученика, выражающейся в стиле педагогической деятельности и стиле педагогического общения, а также взгляды современных исследователей на формирование и развитие потребности в достижении успеха. Исследование базируется на:

— теориях личности и деятельности К.С. Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьева, Б. Ф. Ломова, А. Н. Леонтьева, В. М. Миниярова и др.;

— теоретических взглядах на учебный процесс и его особенности Л. И. Божович, А. А. Бодалёва, И. А. Зимней, В.А. Кан-Калика, В. И. Ковалева, Т. И. Рудневой, Л. Д. Столяренко и др.;

— взглядах на развитие и изменение стилей педагогической деятельности и общения Л. И. Божович, И. А. Зимней, В.А. Кан-Калика, А. К. Марковой, Н. Я. Никоновой, С. Л. Рубинштейна, Р. В. Овчаровой, Л. Д. Столяренко;

— теоретико-методологических исследованиях потребности в достижении успеха Дж. Аткинсона, И. И. Вартановой, М. М. Далгатова, А. К. Марковой, М. В. Матюхина, Г. Мюррея, А. Б. Орлова, X. Хекхаузена и др.;

— теоретических положениях о взаимосвязи учебно-педагогического процесса с личностными и мотивационными изменениями у учащихся Л. И. Божович, Е. П. Ильина, В. Ф. Моргуна, А. К. Марковой, Ю. Б. Орлова, Н. А. Подгорецкой.

Методы исследования:

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы нами был использован комплекс взаимодополняющих методов, адекватных предмету исследования: 1) анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, включающий концептуальный анализ ранее проведенных исследований- 2) эмпирические методы, в том числе тестирование- 3) статистико-математические методы обработки экспериментальных данных — критерий углового преобразования Фишера (ф*), U-критерий Манна-Уитни, Т-критерий Вилкоксона, метод ранговой корреляции Спирмена (rs).

Этапы исследования.

Первый этап (2003 — 2005 г. г.) — на основе изучения психолого-педагогической, учебно-методической литературы и опыта работы психологов и педагогов в аспекте становления и развития потребности в достижении успеха, определены методологические и теоретические основы исследования, его цель и задачи, выбраны методы исследования. Выдвинуты теоретические положения, рассматривающие психолого-педагогические условия развития потребности в достижении успеха у учащихся старших классов. На этом этапе проводились пилотажные исследования, связанные с валидизацией и выбором диагностических методик.

Второй этап (2005 г.) — проведен констатирующий этап эксперимента, который позволил выполнить проверку намеченных теоретических положений, рассматривающих психолого-педагогические условия развития потребности в достижении успеха у учащихся старших классов.

Третий этап (2005;2006 г. г.) — реализована опытно-экспериментальная работа по апробации программы развития готовности учителей к формированию потребности в достижении успеха у учащихся старших классов. Осуществлены систематизация и обобщение результатов исследования.

База исследования. В исследовании приняло участие 518 человек: 473 учащихся старших классов МОУ школы с углубленным изучением предметов № 145 Куйбышевского района г. Самары, МОУ школы с углубленным изучением предметов № 105 Куйбышевского района г. Самары и Самарского международного аэрокосмического лицея. Также в выборку исследования были включены 45 учителей старших классов вышеобозначенных школ, обучающих детей, входящих в выборку исследования.

Достоверность результатов обеспечена обоснованностью методологии и её соответствием поставленной проблемесочетанием теоретического анализа с обобщением эмпирических данныхосуществлением исследования на научно-теоретическом и практическом уровняхприменением комплекса средств исследования, адекватных целям и предмету исследованиястатистической значимостью экспериментальных данныхвозможностью внедрения результатов исследования в практику учебной работы образовательных учреждений.

Апробация и внедрение результатов работы.

Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры общей и социальной психологии Государственного образовательного учреждения Самарского филиала Московского городского педагогического университета, на внутривузовских научно-практических конференциях (2003;2006 г. г.) — нашли отражение в материалах, опубликованных автором, а также в выступлениях на Международной научной конференции «Акмеология: развитие личности и профессионала» (Самара, 2005 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Российское образование на рубеже веков» (Самара, 2002 г.). Программа по формированию готовности учителя к развитию потребности в достижении успеха у учащихся старших классов была апробирована при работе в Самарском международном аэрокосмическом лицее.

Структура диссертации соответствует логике исследования и включает в себя введение, первую главу, посвященную анализу теоретических аспектов формирования потребности в достижении успеха в условиях учебного процесса, вторую главу, содержащую описание проведения эксперимента и программу формирования готовности учителя к развитию у учащихся старших классов потребности в достижении успеха во время учебной деятельности, третью главу с интерпретацией результатов исследования и внедрения описанной программы, заключение, библиографический список и приложения.

Выводы.

Потребность в достижении успеха относится к детерминирующим основам деятельности человека и порождает мотив достижения успеха, мотив избегания неудачи и определенный уровень мотивации к риску. Высокий, низкий и средний уровень развития потребности в достижении успеха характеризуется определенным устойчивым сочетанием этих трех мотивов. В результате исследований ряда отечественных и зарубежных ученых выяснено, что для реализации любой потребности, в том числе и потребности в достижении успеха, нужны свои специфические условия, во многом зависящие от характеристик микросоциалыюй среды обитания, то есть, развитие потребности в достижении успеха в учебной деятельности в огромной степени зависит от ряда психолого-педагогических условий.

Из огромной массы психолого-педагогических условий (Зимняя И.А., 1997; Бабанский Ю. К., 1977; Столяренко Л. Д., 2003; Вульфов Б. З., 1994) мы считаем необходимым выделить следующие группы условий: учебная мотивация учащихся, личностных качеств учащихся, взаимодействие педагога и учащихся во время учебного процесса.

В первую группу включены условия, связанные с внешним или внутренним процессом мотивации, предполагая более высокий уровень реализации мотива достижения успеха в случае доминирования внутренних форм мотивации. Вторая группа психолого-педагогических условий, связанная с личностными характеристиками школьника, предусматривает субъективную оценку деятельности, влияющую на уверенность в успешном совершении данного действия. Третья группа условий, может быть описана через специфику межличностной коммуникации между учителем и учеником в ситуации протекания учебного процесса.

Таким образом, для изучения этих моментов был взят ряд методик: методика диагностики личности на мотивацию достижения успеха Т. Эллерса, методика диагностики личности на мотивацию избегания неудачи.

Т. Эллерса и методика RSK Шуберта «Готовность к риску». Дополнительно нами предлагается методика по оценке возможности развития потребности в достижении успеха в учебной деятельности. Также использовалась методика «Тройного сравнения для определения мотивов учения» (для оценки развития внешней и внутренней формы мотивации к обучению), «Тест по определению социально-психологического типа личности» В. М. Миниярова (для выявления социально-психологического типа личности ученика), «Опросник для анализа учителем особенностей индивидуального стиля своей педагогической деятельности (А.К. Маркова, А.Я. Никонова)» (для выявления специфики стиля педагогической деятельности учителя), опросник «Стиль педагогического общения» (разработан А. Б. Майским и Е. Г. Ковалевой под руководством Р. В. Овчаровой, использовался для рассмотрения стиля педагогического общения). Также была создана методика оценки уровня сформирвоанности потребности достижения успеха в ситуации учебной деятельности учащихся. Все полученные по заявленным методикам данные были обработаны с помощью методов математической статистики.

В результате проведения констатирующего этапа эксперимента было выяснено, что в группе учащихся с высоким уровнем потребности в достижении успеха статистически значимо преобладают учителя с демократическим стилем педагогического общения и эмоционально-методичным стилем педагогической деятельности. В группе учащихся с низким уровнем потребности достижения успеха статистически значимо преобладают учителя с авторитарным стилем общения и рационально-методическим стилем педагогической деятельности. В группе с высоким уровнем потребности достижения успеха было зафиксировано статистически значимое превышение количества учащихся с внутренней мотивацией к обучению, нормальным, конформным или доминирующим типом личности.

Исходя из результатов констатирующего эксперимента, можно отметить, что высокая вероятность развития потребности в достижении успеха у учащегося связана с эмоционально-методическим стилем педагогической деятельности, демократическим стилем педагогического общения учителя при условии преобладания внутренней мотивации к обучению у учащихся нормального, конформного или доминирующего типа личности.

Для формирующего этапа эксперимента была предложена программа по формированию готовности педагога к развитию потребности в достижении успеха у учащихся старших классов.

Целью программы является формирование готовности учителя к развитию потребности в достижении успеха во время учебной деятельности. Первый раздел программы состоит из семинарских и лекционных занятий, направленных на расширение и обновление системы знаний педагогов о мотивационно-потребностной сфере личности ученика, особенностях формирования, становления и проявления стиля индивидуальной педагогической деятельности (теоретический раздел), так и на практическое психодиагностическое измерение содержания педагогической деятельности учителя, а также уровня и состояния потребности достижения успеха у учащегося (психодиагностический раздел).

Второй раздел программы реализован в виде социально-психологического тренинга (практический раздел программы). Его цельформирование и развитие практических навыков и умений в ситуации взаимодействия с учеником в процессе учения, навыков саморегуляции и контроля для изменения модели поведения и реагирования в процессе обучения, что вызывает преобразование стиля педагогической деятельности и стиля педагогического общения учителя.

В результате внедрения программы в экспериментальной группе произошло качественное позитивное изменение стилей педагогической деятельности и стилей педагогического общения, что позволило увеличить готовность учителя к развитию потребности в достижении успеха у учащихся старших классов и изменило коренным образом ситуацию взаимодействия учителя и ученика на уроке. Таким образом, можно сделать вывод о том, что среди учащихся с типами личности, отличающихся наибольшей степенью социальной адаптации, внедрение экспериментальной программы позволит добиться значимого повышение уровня потребности в достижении успеха (гармоничный, конформный, доминирующий).

Заключение

.

Одной из приоритетных задач для каждой образовательной системы является поиск путей самореализации личности и повышение её социальной успешности. Одним из средств решения данной задачи является формирование потребности в достижении успеха, особенно в подростковом возрасте, который является исключительно важным для последующей жизни человека и уровня его будущих социальных достижений.

Цель нашего исследования, заключающаяся в теоретическом обосновании и практическом выявлении необходимых психолого-педагогических условий для формирования и развития потребности достижении успеха у учащихся старших классов, достигнута.

Задачи, выдвинутые перед исследованием, решены:

1. Уточнено содержание понятия «потребность в достижении успеха в учебной деятельности», которое является побуждающим устойчивым состоянием, способствующим успешному разрешению учебных задач на высоком уровне достижения учебных целей, развитие которого вызывает преобладание мотива достижения успеха над мотивом избегания неудачи.

2. Наиболее успешно возможность развития потребности в достижении успеха у учащихся старших классов в ситуации учебной деятельности будет реализована при доминировании следующих психолого-педагогических условий: определенных стилей педагогической деятельности и общения, (к ним относятся: эмоционально-методичный стиль педагогической деятельности и демократический стиль педагогического общения) — ориентации учителя на определенный тип личности ученика (к таким типам относятся гармоничный, конформный, доминирующий тип личности, отличающиеся повышенной социальной активностью, стремлением к достижению успеха в деятельности) — развитии внутренней мотивации к обучению (при преобладании у учащегося внутренней мотивации к обучению).

3. Разработана и апробирована программа формирования готовности учителя к развитию потребности в достижении успеха, которая состоит из следующих разделов: теоретический (обеспечивает формирование базы знаний у учителей по проблеме развития потребности в достижении успеха во время учебно-воспитательного процесса путем семинарских и лекционных занятийрешает задачи диагностики уровня развития потребности в достижении успеха у учащихся старших классов в ситуации учебного процесса) — практический (формирует и развивает практические навыки и умения в ситуации взаимодействия с учеником в процессе учения, что приводит к преобразованию стиля педагогической деятельности и стиля педагогического общения учителя).

4. В результате проведения программы по формированию психологической готовности учителя к развитию потребности в достижении успеха, произошло повышение количества учителей с эмоционально-методичным стилем педагогической деятельности и демократическим стилем педагогического общения, что заставляет предположить развитие практических навыков и умений учителя в ситуации взаимодействия с учеником в процессе учения, изменения его модели поведения и реагирования в процессе обучения, что в свою очередь вызвало увеличение количества учащихся с высоким уровнем потребности в достижении успеха.

5. Разработана методика оценки уровня сформированности потребности в достижении успеха у учащихся старших классов в ситуации учебной деятельности, которая может быть использована при рассмотрении работы учителя над развитием потребности в достижении у учащихся.

Таким образом, выдвинутая гипотеза, заключающаяся в том, что потребность в достижении успеха в ситуации учебной деятельности, являясь побуждающим устойчивым состоянием, способствующим успешному разрешению учебных задач на высоком уровне достижения учебных целей, развитие которого вызывает преобладание мотива достижения успеха над мотивом избегания неудачи, успешно реализуется и развивается в ситуации учебной деятельности если обучение учителей диагностике уровня развития у учащихся старших классов потребности в достижении успеха в ситуации учебной деятельности сочетается с приобретением ими теоретических и практических знаний по проблеме развития данной потребности, формирование у учителей в ходе социально-психологического тренинга навыков и умений становится основой для изменения содержательных и процессуальных аспектов их педагогической деятельности и общения, подтвердилась.

Разработанная программа формирования психологической готовности учителей к развитию потребности в достижении успеха у учащихся старших классов, приводит к смене ситуации взаимодействия между учителем и учеником, что может выражаться в смене стиля педагогической деятельности и стиля педагогического общения и повышению уровня потребности в достижении успеха у учащихся старших классов. Результаты исследования могут способствовать совершенствованию практической педагогической деятельности учителей, а также использоваться в качестве вспомогательного материала в коррекционной работе психолога.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. /Б.Н. Алмазов. Свердловск, 1986. — 170 с.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности. / К.А. Абульханова-Славская. М.: Просвещение, 1980. — 480 с.
  3. , Н.М. Моделирование мышления и психики. / Н. М. Амосов, Киев, 1964. 340 с.
  4. , А., Урбина, С. Психологическое тестирование. / А. Анастази, С. Урбина. СПб.: Питер-Пресс, 2001. — 690 с.
  5. , Г. М. Социальная психология. / Г. М. Андреева. М.: Просвещение, 1988. — 520 с.
  6. , П.К. Кибернетика и интегративная деятельность мозга. / П. К. Анохин // Вопросы психологии 1966 — № 3 — С. 10−32.
  7. , Н.В. Личностная идентификация современных педагогов и особенности их общения. / Н. В. Антонова // Вопросы психологии 1997 — № 6 — С. 14−20
  8. , В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. / В. Г. Асеев. М.: Наука, 1976. — 420 с.
  9. , А.Г. Психология личности. / А. Г. Асмолов. М., 1990. — 510 с.
  10. , А.Г. Деятельность и установка. / А. Г. Асмолов. М., 1979. -370 с.
  11. , Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект. / Ю. К. Бабнский. М.: Просвещение, 1977. — 310 с.
  12. , Ф.В., Рожнов, В.Е. О современном подходе к проблеме неосознаваемой психической деятельности (бессознательной). / Ф. В. Бассин, В. Е. Рожнов // Вопросы философии 1975 — № 10. — С. 22−28
  13. , А.С., Соколова, Л.В. О соотношении биологического и социального в природе человека. / А. С. Батуев, Л. В. Соколова // Вопросы психологии. 1994. — № 1. — С. 20−25
  14. , В.А., Ермоленко Г. Е. Социальный педагог в школе. / В. А. Березина, Г. Е. Ермоленко // Воспитание школьников. 1994. — № 2. — С. 24−32
  15. , А.А. Восприятие и понимание человека человеком. / А. А. Бодалёв. М.: Просвещение, 1982. — 270 с.
  16. , А., Ковалёв, А. Психологические трудности общения и их преодоление. / А. Бодалёв, А. Ковалёв // Педагогика 1992. — № 5−6.
  17. , А.А. Личность и общение. / А. А Бодалёв. М.: Мысль, 1995. -360 с.
  18. , Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. / Л. И. Божович.-М., 1968.-610 с.
  19. Большой толковый психологический словарь в 2-х тг. Т. 1 — М.: Пингвин, 2000.-410 с.
  20. , Л.В. Исследование уровня притязаний. / Л. В. Бороздина. -М., 1985.-375 с.
  21. , М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. / М. Бреслав. М., 1990. — 350 с.
  22. , Д. Психология познания. / Д. Брунер. М.: Просвещение, 1977. — 360 с.
  23. , Л.П. Социальная среда и сознание личности. / Л. П. Буева. М., 1968.-310 с.
  24. , Л.Ф., Морозов, С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. СПб.: Питер-Пресс, 1999.-370 с.
  25. , П. Десять заповедей творческой личности. / П. Вайнцвайг. -М., 1990. 275 с.
  26. , И.И. Развитие учебной мотивации и методы обучения в школе. / И. И. Вартанова // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14, Психология, -2001.-№ 2.
  27. , И.А., Магомед-Эмииов, М.Ш. Мотивация и контроль за действием. / И. А. Васильев, М.Ш. Магомед-Эминов. М., 1991. — 250 с.
  28. , Ф.Е. Психология переживания. / Ф. Е. Василюк. М.: Просвещение, 1984. — 370 с.
  29. Венгер, A. JL, Десятникова, Ю. М. Групповая работа со старшеклассниками направленная на их адаптацию к новым социальным условиям. / A.JI. Венгер, Ю. М. Десятникова //Вопросы психологии. -1995. -№ 1.
  30. , В.К. Психологические механизмы биологической мотивации. / В. К. Вилюнас. М.: Мысль, 1986. — 450 с.
  31. Возрастная и педагогическая психология, /под ред. проф. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1979. — 620 с.
  32. , Б.З. Семь парадоксов воспитания. / Б. З. Вульфов. М., 1994. -275 с.
  33. , JI.C. Развитие высших психических функций. JI.C. Выготский. М.: Наука, 1960. — 420 с.
  34. , П.Я. Введение в психологию. / П. Я. Гальперин. М., 1976. -420 с.
  35. , Ю.Б. Введение в общую психологию. / Ю. Б. Гиппенрейтер. М., 1996. — 370 с.
  36. , Ж. Что такое психология. / Ж. Годфруа в 2-х т. — М., 1996.
  37. , Н.Д., Зинченко, В.П. Функциональная структура действия. / Н. Д. Гордеева, В. П. Зинченко. М., 1982. — 420 с.
  38. , Т.О. Мотивации достижения: теории, исследования, проблемы / Т. О. Гордеева // Современная психология мотивации / Под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. — С. 47−102.
  39. , Т.О. Психология мотивации достижения. / Т. О. Гордеева. М.: Смысл, 2006. — 340 с.
  40. , К.М. Психологическая диагностика. Учебное пособие. / К.М.
  41. Гуревич. М.: Академ, 1997. — 470 с.
  42. , Ю.М. Психологическое состояние старшеклассников при изменении социального окружения. / Ю. М. Десятникова // Вопросы психологии. 1995. — № 5. — С. 15−22.
  43. , А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. / А. Б. Добрович. М., 1987. — 260 с.
  44. , Т.В. Подросток. / Т. В. Драгунова. М., 1976. — 120 с.
  45. , И.В. Практическая психология образования. / И. В. Дубровина. М.: Смысл, 2003. — 280 с.
  46. , Н.К. Процесс формирования личности в условиях обучения и воспитания. / Н. К. Жерносеков. Воронеж, 1973. — 470 с.
  47. , Г. Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. / Г. Е. Залесский. М., 1994. — 220 с.
  48. , Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. / Б. В. Зейгарник. М., 1982. — 450 с.
  49. , В.В. Психология детства. / В. В. Зеньковский. М., 1996. -370 с.
  50. , И.А. Педагогическая психология. / И. А. Зимняя. М.: Логос, 2002. — 350 с.
  51. , Т. П. Опознание и кодирование. / Т. П. Зинченко. JI. 1981. -320 с.
  52. , И.А. Психологические механизмы волевой регуляции. / И. А. Иванников. М., 1991. — 420 с.
  53. , Е. П. Мотивация и мотивы. / Е. П. Ильин. СПб.: Питер-пресс, 2000. 365 с.
  54. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении. / В.А. Канн-Калик. М., 1987. — 220 с.
  55. , М. Психология подростка. Психосексуальное развитие. / М. Клее. -М., 1991.-275 с.
  56. , А.Г. Психология личности. / А. Г. Ковалев. М., 1970. — 350 с.
  57. , В.И. Мотивы поведения и деятельности. / В. И. Ковалев М.: Наука, 1988. — 320 с.
  58. Кон, И.С. В поисках себя: Личность и её самосознание. / И. С. Кон. М., 1984.-250 с.
  59. Кон, И. С. Психология ранней юности. / И. С. Кон. М., 1989. — 380 с.
  60. , О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. / О. А. Конопкин. М., 1980. — 360 с.
  61. , М. Культурные механизмы развития. / М. Коул // Вопросы психологии. 1995. — № 3. С. 28−37
  62. , А.П. О подростках. / А. П. Краковский. М., 1970. — 250 с.
  63. , Е.П. О детерминации поведения вероятностной структурой ситуации. / Е. П. Кринчик // Вопросы психологии. 1968. — № 3.- С. 33−47
  64. , В.А. Психология обучения и воспитания школьников. / В. А. Крутецкий. М., 1976. — 450 с.
  65. , В.А. Психология подростков. / В. А. Крутецкий. М.: Педагогика, 1991. — 360 с.
  66. , Я. Психодиагностика: проблемы содержания и методов. / Я. Лаак. -М., 1996.-480 с.
  67. , Н.Д. Психология характера. / Н. Д. Левитов. М., 1979. — 520 с.
  68. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А. Н. Леонтьев. М.: Наука, 1975.-650 с.
  69. , А.Н. Проблемы развития психики. / А. Н. Леонтьев. М., 1981. — 580 с.
  70. , Г. Психология для учителя. / Г. Лефрансуа. СПб.: Евразия, 2003.-480 с.
  71. , Б.Ф. Методические и теоретические проблемы психологии. / Б. Ф. Ломов.-М., 1984.-320 с.
  72. Магомед-Эминов, М. LLL, Васильев, И. А. Анализ когнитивного подхода в зарубежных теориях мотивации. / М.Ш. Магомед-Эминов, И. А. Васильев // Вопросы психологии. 1986. — № 5. — С. 42−48
  73. , B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности. / B.C. Магун. Л., 1983. — 380 с.
  74. , А.Г. Общая психология. / А. Г. Маклаков. СПб.: Питер, 2003. — 590 с.
  75. , А.К. Психология труда учителя. / А. К. Маркова. М., 1993. -370 с.
  76. , А.К., Матис, Т.А., Орлов, А. Б. Формирование мотивации учения. / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. М., 1990. — 320 с.
  77. , Б.Г. Нетрадиционная педагогика. / Б. Г. Матюнин. М. 1994. -270 с.
  78. , В.М. Психология семейного воспитания. / В. М. Минияров. -М, — Воронеж, 2000. 240 с.
  79. , В.М., Ельцова, В.А., Райкова, В. Ю. Психологическое консультирование по проблемам детско-родительских отношений. /В.М. Минияров, В.А. Ельцова, В.Ю. Райкова. Самара, 2005. — 240 с.
  80. , Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). / Л. М. Митина. М., 1994. — 320 с.
  81. , В.Ф. Мотивация личности в учебной деятельности. / В. Ф. Моргун // Мотивация личности (феноменология, закономерности и механизмы формирования). М., 1982. — С. 128−152
  82. , С.М. Проблемы мотивации в психологических исследованиях. / С. М. Москвичёв Киев: Народная Думка, 1975. — 270 с.
  83. , С.М., Руденко, В.А. Дети и свобода: ориентиры нового поколения. / С. М. Мошкин, В. А. Руденко // Семья и школа. 1994. -№ 9.- С. 22−35
  84. , А.В. Общение как фактор воспитания школьников. / А. В. Мудрик.-М., 1984.-210 с.
  85. , А.В. Роль социального окружения в формировании личности подростка. / А. В. Мудрик. М., 1979. — 250 с.
  86. , В.Н. Основные приемы и современные состояния профессиональных отношений человека. / В. Н. Мясищев // Наука в СССР. Т. 2. — М.: АПН РСФСР, 1960.
  87. , Р.С. Психология. В 3-х тт. / Р. С. Немов Т. 1. — М.: Просвещение, 1995.-370 с.
  88. , Ж. Мотивация. / Ж. Ньютген // Экспериментальная психология. Вып. V.- М., 1975.
  89. Образование: идеалы и ценности (историко-теоретический аспект), /под ред. З. И. Равкина. М. — 1995. — 360 с.
  90. , К. Психология влечений человека. / К. Обуховский. М., 1972.-350 с.
  91. , А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека. / А. Б. Орлов // Вопросы психологии. 1995. — № 2. — С. 28−33
  92. , Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза. Автореферат на соискание ученой степени доктора псих. наук. / Ю. М. Орлов. М., 1984. — 52 с.
  93. , Е.И. Взаимоотношения «учитель-ученик». / Е. И. Панова //
  94. Педагогика. 1993. — № 6. — с. 28−37
  95. , Е.Ю. Мотивация учения: заданное, стихийное и самоопределяемое учение. / Е. Ю. Патяева // Современная психология мотивации. М., 2002. — С. 120−145
  96. Педагогика, /под ред. проф. П. И. Пидкасистого. М., 1996. — 680 с.
  97. , Ж. Роль действия в формировании мышления. / Ж. Пиаже // Вопросы психологии. 1965. — № 6. — С. 33−40
  98. , К.К. Структура и развитие личности. / К. К. Платонов. М., 1986.-380 с.
  99. , Н.А. Изучение приёмов логического мышления у взрослых. / Н. А. Подгорецкая. М., 1980. — 420 с.
  100. , Я.А. Знания, мышление и умственное развитие. / Я. А. Пономарёв. М., 1967. — 480 с.
  101. , A.M. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика. / A.M. Прихожан. М., 2000. — 220 с.
  102. Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., 1979.-360 с.
  103. Психологические проблемы выявления и коррекции отклоняющегося поведения школьников. М. — 1990. — 150 с.
  104. , А.У. Психологические вопросы готовности к соревнованию в спорте. /А.У. Пуни. М., 1973.- 120 с.
  105. Юб.Ремшмидт, X. Подростковый и юношеский возраст. / X. Ремшмидт. М., 1994.-280 с.
  106. , М.А., Макаров, Ю.А. Психология мотивации учебнойдеятельности. / М. А. Родионов, Ю. А. Макаров. Пенза, 2004. — 190 с.
  107. Рубинштейн, C. J1. Основы общей психологии. / C. J1. Рубинштейн. СПб.: Питер, 1999.-550 с.
  108. Рубинштейн, C. J1. Проблемы общей психологии. / C. J1. Рубинштейн. -М., 1976.-620 с.
  109. ПО. Рудестам, К. Групповая психотерапия. / К. Рудестам. СПб.: Питер, 1999.-680 с.
  110. Ш. Руднева, Т. И. Контекст понятийного аппарата профессиональной педагогики. / Т. И. Руднева //Социальные процессы и молодежь: взгляд в будущее: Материалы VI Международной научно-практической конференции 27−28 апреля 2004 года.- Самара: СФ МГПУ, 2004.
  111. , JI.H. Трудности учительской профессии. / Л. Н. Рыбакова // Педагогика. 1993. — № 2. — С. 28−45
  112. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения. Л., 1979. -470 с.
  113. , Б.В., Дорогова Л. Н. Мир человека. / Б. В. Сафонов, Л. Н. Дорогова. М., 1975.-360 с.
  114. , Е.А. Методы математической обработки в психологии. / Е. А. Сидоренко. СПб.: Питер, 2001. — 270 с.
  115. , П.В. Мотивированный мозг. / П. В. Симонов. М., 1987. — 450 с.
  116. , В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека. / В. И. Слободчиков // Вопросы психологии. 1986. — № 6.
  117. , Н. Социология. / Н. Смелзер. М. — 1994. — 580 с.
  118. , М.Н. Психологический анализ проблемы принятия решения. / М. Н. Солнцева. М. — 1985. — 220 с.
  119. Социальная психология. М., 1987. — 560 с.
  120. , Л.Д. Педагогическая психология. / Л. Д. Столяренко. -Ростов на Дону: Феникс, 2003. 620 с.
  121. , Э. Психопедагогика. / Э. Стоуне. М., 1984. — 680 с.
  122. , Ю.В. Как формируется личность. / Ю. В. Сычев. М., 1982. — 320 с.
  123. , O.K. Психология мышления. / O.K. Тихомиров. М., 1984. -480 с.
  124. , O.K. Структура мыслительной деятельности человека. / O.K. Тихомиров. М., 1969. — 550 с.
  125. , Д.Н. Психологические проблемы мотивации поведения человека. /Д.Н. Узнадзе. М., 1969. — 480 с.
  126. , X. Мотивация и деятельность. / X. Хекхаузен. СПб.: Питер, 2003.-890 с.
  127. , X. Психология мотивации достижения. / X. Хекхаузен СПб.: Речь, 2001.-310 с.
  128. , JI., Зинглер, Д. Теории личности. / J1. Хьелл, Д. Зинглер. СПб.: Питер, 2001.-580 с.
  129. , И.П. Развитие интересов в старшем школьном возрасте. / И. П. Шахова // Вопросы психологии. 1986. — № 6. — С. 32−40
  130. , Н.И. Социальная психология в образовании. / Н. И. Шевандрин. М.: Владос, 1995. — 690 с.
  131. , Д.Б. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития. / Д. Б. Эльконин // Вопросы психологии. 1992. — № 34.
  132. , П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. / П. М. Якобсон. М., 1969. — 620 с.
  133. , П.М. Эмоциональная жизнь школьника. / П. М. Якобсон. М., 1966.-420 с.
  134. Atkinson, J.W. An Introduction to Motivation. / J.W. Atkinson. Princeton, N.J. — 1964. — P. 420
  135. Heckhausen, H. Motivation und Handeln. / H. Heckhausen. Berlin: Springer. — 1980. — P, 790
  136. Heckhausen, H. Motivationsmodelle: Fortschreitende Entfaltung und unbehobene Mangel. / H. Heckhausen // Kognitive undmotivationale Aspekte der Handlung. Berlin. — 1989. — P 9−17.
Заполнить форму текущей работой