Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Феномен бизнеса в контексте информационного пространства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В середине прошлого века, изучая проблемы общественного воспроизводства в условиях ускорения технического прогресса, французский обществовед Ж. Фурастье и американский экономист К. Кларк сформулировали основополагающие принципы постиндустриального общества — подразделение всего общественного производства на первичный (добывающие отрасли), вторичный (обрабатывающая промышленность) и третичный… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, ЛОГИКА РАЗВИТИЯ
    • 1. Информационное пространство как контекст исследования феномена бизнеса
    • 2. Информационное пространство как интегральная форма реализации социально-экономических отношений
  • ГЛАВА II. БИЗНЕС КАК СОВРЕМЕННАЯ СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМА
    • 1. Особенности бизнеса на современном этапе его развития
    • 2. Информационное пространство как фактор развития бизнеса
  • ГЛАВА III. СТАНОВЛЕНИЕ НОВОЙ СТРУКТУРЫ БИЗНЕСА: АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
    • 1. Индивидная перспектива развития бизнеса
    • 2. Особенности межличностных отношений в условиях становления новой структуры бизнеса

Феномен бизнеса в контексте информационного пространства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Индустриальный тип экономического развития, доминировавший в обществе, постепенно сходит с исторической сцены. Современная ситуация сформировала необходимость перехода на новую, более прогрессивную модель развития, которая базируется на знаниях и информации, творческом развитии личности.

Возрастание роли информации в конце XX — начале XXI вв. позволяет назвать общество информационным. Развитие новейших информационных технологий кардинальным образом меняет ситуацию во всех сферах жизни человека — политической, экономической, духовной. Процесс информатизации представляет собой часть общего движения человечества к новому социально-экономическому устройству. В связи с этим со всей остротой встает проблема разработки теоретической и методологической базы для обоснования функционирования и развития принципиально новых социально-экономических отношений. Проблема информационного пространства, его роли, места и функций во взаимосвязи с бизнесом и человеком, как хозяйствующим субъектом, требует социально-философского осмысления.

Бизнес является относительно новым явлением в современном российском обществе, поэтому исследование автором феномена бизнеса не является исследованием уже сложившихся его форм. Автор предпринимает попытку концептуализировать имеющиеся в отечественной и зарубежной литературе общетеоретические положения, а также высказывает свои собственные теоретические наработки с целью осмысления феномена бизнеса на стадии его становления и развития в контексте информационного пространства.

Таким образом, актуальность темы диссертационного исследования определяется недостаточной теоретической разработанностью проблемы места и роли информации в жизни общества, а также практической потребностью реализации эвристического потенциала бизнеса, способствующего преодолению деструктивных форм общественного сознания и социальной практики в условиях становления новых типов межличностных и общественных отношений в различных сферах бытия человека (экономическая, социальная, политическая, духовная сферы). По мнению автора, информационное пространство является одной из главных форм функционирования любого современного общества и реализации социальных отношений в нем. Поэтому в исследовании феномена бизнеса обращение к информационному пространству как интегральной форме реализации социально-экономических отношений с научной точки зрения представляется перспективным.

Степень разработанности проблемы. Категория «бизнес» до настоящего времени не имеет социально-философского статуса, а феномен бизнеса в социально-философском аспекте исследуется фрагментарно и не имеет четко выраженной концептуальной формы. Отсутствие публикаций, в определенной мере, объясняется тем, что российский бизнес находится в начальной стадии своего развития.

Наиболее известным и крупным является экономический материализм, последователи которого полагают, что человеческое бытие есть, прежде всего, процесс хозяйственный и все в жизни человека посвящено производству материальных благ для удовлетворения растущих потребностей и интересов. Образцом экономического материализма является классическая политэкономия.

Ряд мыслителей рассматривает хозяйство через призму онтологии, космологии и антропологии. Философия хозяйства органически объединяет экономическое, правовое, социологическое, психологическое знания. В русской философии данное направление представлено, в первую очередь, такими философами, как H.A. Бердяев («Философия неравенства», «Новое средневековье», «Истоки и смысл коммунизма») — С. Н. Булгаков («Философия хозяйства», «Свет невечерний») — Н. Ф. Федоров («Философия общего дела»).

С.Н. Булгаков еще в начале XX века считал, что «за философией хозяйства если не сегодняшний день, то обязательно завтрашний день в философии» (25, С. З). К рассмотрению хозяйства С. Н. Булгаков подходит с постановки основных критических вопросов, аналогичных кантовским: «Что такое хозяйство?» или Как возможно хозяйство?, Каковы его предусловия и основоположения?, Каково содержание хозяйственного акта, его субъект и объект?" (25, С.254). «Философия хозяйства», по мнению автора, вполне вписывается в рамки философии в целом, поскольку оперирует такими вечными понятиями, как жизнь, труд, производство, потребление, воспроизводство, деятельность, управление, справедливость, благо и т. д. «Философия хозяйства» затрагивает человека в его сути, так как анализирует условия существования человека, его воспроизводство, решает вопрос о смысле жизни. Философию хозяйства вряд ли можно определить как отражение общественного бытия или науку о наиболее общих экономических законах. Она опосредованным образом связана с экономическими законами.

В современной западной мысли аналогом философии хозяйства можно считать институциональную теорию, расположившуюся на стыке экономической теории, философии, истории, права. Основным ее понятием является «институт», под которым понимаются: 1) правила, нормы, регулирующие поведение человека, создающие условия для его стабильного существования- 2) коллективные действия по контролю, освобождению и расширению индивидуального действия- 3) структура экономического механизма (Т. Веблен, У. Гамильтон, Дж.Р. Коммонс, У. С. Митчелл, Д. Норт, Д. Фостер, Дж.М. Ходжсон и др.).

В середине прошлого века, изучая проблемы общественного воспроизводства в условиях ускорения технического прогресса, французский обществовед Ж. Фурастье и американский экономист К. Кларк сформулировали основополагающие принципы постиндустриального общества — подразделение всего общественного производства на первичный (добывающие отрасли), вторичный (обрабатывающая промышленность) и третичный (сфера услуг) секторы, а также положение о грядущем росте доли третичного сектора по сравнению с двумя первыми. Ж. Фурастье предвосхитил многие положения теоретиков постиндустриализма, указал на то, что в хозяйстве будущего большая часть работающих сосредоточивается в сфере создания услуг и информации, человек сможет посвятить себя творческой деятельности, утвердится господство профессионалов, государство начнет осуществлять действенный контроль за бизнесом.

Представляет интерес обращение некоторых авторов к проблемы возрастания роли информации в обществе, ее влияния на экономическую сферу жизни людей (И.Д. Афанасенко, В. Иноземцев,.

В.Н. Костюк, JI.A. Мясникова, А. И. Ракитов, Д. А. Силичев, В. В. Чекмарев, и др.). В. Иноземцев, всесторонне рассматривая происходящие общественные процессы, определяет современный уровень развития общества как постэкономическое общество, в котором существенно меняются характер труда, стоимости, меняется сам человек как субъект труда, структура мотивации и межличностные отношения.

В работах некоторых современных мыслителей отмечается окончательное вступление мира на путь качественных изменений в технологиях, структуре и факторах производства. Критически оценивается теория постиндустриализма как обоснование тотальной гегемонии крупного капитала (A.B. Бузгалин).

Предтечей информационной парадигмы развития общества можно считать открытый софистами социальный эффект значения информации, в соответствие с логикой которых, в каждый конкретный миг нашего бытия мы имеем дело не с объективной реальностью, а с информацией о ней, воспринимаем людей не такими, какие они есть, а такими, какими мы их знаем и ощущаем.

В начале XX века В. И. Вернадский выдвинул гипотезу, что биосфера под влиянием научной мысли и человеческого труда переходит в новое состояние — ноосферу, или сферу разума.

За рубежом в рамках теории массовой коммуникации исследуются процессы циркуляции социальной информации по каналам средств индивидуальной и массовой связи (Д. Андрел, Д. Белл, 3. Бжезинский, Б. Трукс, Р. Биерд, К. Койяма, И. Масуда, Ф. Махлуп, В. Нейнус, Т. Нода, Ж.Ж. Серван-Шрайбер, О. Тоффлер, В. Этель и др.).

Современное видение роли информации и знания в жизни общества, их влияние на развитие и трансформацию социума начало формироваться в 60-е годы XX века. В работах западных исследователей общества активно обсуждался вопрос о вступлении стран с наиболее развитой экономикой в качественно новую стадию социального развития, определяемую ими как постиндустриальное, индивидуализированное, сетевое, информациональное или информационное общество, главной характеристикой которого является определяющая роль информации и знания во всех сферах жизнедеятельности людей (Д. Белл, М. Кастельс, Дж. Нейсбит, О. Тоффлер, Ф. Фукуяма, Дж. Форрестер и др.). Если ранние работы перечисленных зарубежных авторов носили футурологический характер, то в исследованиях последних лет отмечается устойчивая тенденция роста роли информации и знания в развитии общества и становление экономики нового типа, основанной на знаниях.

Феномен информации как объект самостоятельного исследования впервые был рассмотрен в 40-е годы XX века в работах К. Шеннона и Н. Винера, которые подошли к нему с естественнонаучной точки зрения, то есть как к объекту, над которым можно вести наблюдения, относительно которого можно строить верифицируемые гипотезы, с которым можно проводить мысленные эксперименты и который можно моделировать с помощью математических конструкций. При этом вопросы о сущности информации и ее соотношении с физической картиной мира даже не возникали. Н. Винер ограничился замечанием о том, что информация есть именно информация, а не материя или энергия.

Всплеск интереса к информации в отечественной философии приходится на вторую половину XX века. Он был связан с попытками ученых внедрить кибернетику в управление производственными и социальными процессами. Рядом российских философов разрабатывается проблема сущности информации и соотнесения категории информации с другими научными и философскими категориями. При решении этой проблемы возникли две точки зрения: с одной стороны, информация есть общая характеристика материи, мера разнообразия материальных систем (А. Урсул) — с другой стороны, информация связана с наличием познающего субъекта или со свойством отражения (В. Тюхтин). И первая, и вторая точки зрения были сосредоточены на одном аспекте информации — сведениях. В энциклопедических изданиях, законодательных и нормативных актах записано: «Информациясведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах» — «сведения, передаваемые людьми другим людям» — «совокупность сведений» .

Кибернетический подход к информации позволил выразить ее количественно. У. Р. Эшби определил информацию как «меру неоднородности (разнообразия) объекта в его описании. Вопрос же о том, что же, собственно, представляет информация как качественное явление, не ставился.

Изучение информационной деятельности человека в рамках социальной философии находится в самой начальной стадии, опубликован ряд работ, связанных с философским анализом понятия информации (Б.В. Бирюков, И. Б. Новик, JI.A. Петрушенко, B.C. Тюхтин, Б. С. Украинцев, А. Д. Урсул и др.).

Признается, что наиболее содержательные характеристики информации связаны с главным значением этого терминаосведомлением как феноменом информационного взаимодействия, а информация как совокупность сведений в нем играет роль действующего агента. Полагается, что вне контекста взаимодействия можно изучать только абстрактные характеристики информации, но исследование конкретных типов информационного взаимодействия позволяет гораздо глубже изучить проблемы представлений сведений. В этом отношении исследуется проблема информационного взаимодействия в аспекте перспектив информатики (Н.А. Кузнецов, H. JL Мусхелишвили, Ю. А. Шрейдер и ДР-).

Рассматривается понятие информации в совокупности с понятиями виртуальное и идеальное. В постмодернизме акциденцией информации является виртуальность, которая превратилась в субстанцию (В. Ильин и др.).

Содержание понятий «информация», «информационный ресурс», «информационная среда», «информационная потребность» раскрывает В. А. Уханов.

Российские философы, социологи, социальные психологи и представители многих других наук интенсивно изучают информационные процессы, связанные с управлением, образованием, деятельностью средств массовой информации, разрабатывают мировоззренческие, методологические, социально-психологические и другие аспекты проблемы научно-информационной деятельности (Ю.Ф. Абрамов, А. Н. Алексеев, Г. М. Андреева, В. Г. Афанасьев, Ю. П. Буданцев, Л. П. Буева, Н. П. Ващекин, Б. А. Грушин, Б. В. Евладов, В. Б. Житенев, Г. Т. Журавлев, В. З. Коган, B.C. Коробейников, И. Б. Новик, Д. В. Пивоваров, Б. А. Родионов, М. Г. Смирнов, В. М. Соковнин, А. К-. Уледов, Г. А. Чупина, Ю. А. Шерковин, В. Б. Шнейдер, В. Н. Цырдя и др.).

Обсуждаются актуальные проблемы экономики науки как отрасли научного знания, предлагаются определенные концепции относительно включения науки в систему экономических категорий и законов (C.B. Валдайцев, JI.C. Глязер, Е. Гросскопф, В. Я. Ельмеев, Н. Г. Занхоева, А. Ф. Иванов, Г. Лахтин, В. Е. Мосалев, В. И. Петруньков, Б. Р. Рященко, Ф. Ф. Рыбаков, П. А. Родионенков, Н. С. Рябов, С. Г. Струмилин, Н. Д. Тямшанский, Е. П. Юдин и др.).

В сферу социально-философской рефлексии включается проблема информационной основы мышления (Л.Б. Баженов, A.A. Братко, Д. И. Дубровский, В. И. Кашперский, А. Н. Кочергин, С. М. Шалютин, Ю. А. Шрейдер и др.). Большое внимание уделяется движению информации в сфере науки (Э.С. Бернштейн, Д. И. Блюменау, P.C. Гиляровский, Г. Р. Громов, Г. И. Добров, С. Д. Коготков, А. И. Михайлов, В. В. Налимов, А. И. Черный, Э. Л. Шапиро, Д. Е. Шехурин, В. А. Уханов и др.).

Таким образом, сделано немало в плане углубленного понимания основных характеристик информации, в том числе — информационной структуры общества. Высоко оценивая вклад ученых в исследование феномена информации, автор отмечает, что степень изученности проблемы информации еще не соответствует значимости для решения теоретических и практических задач развития социально-экономических отношений. В известной автору литературе углубленный анализ феномена бизнеса как общественного явления, развивающегося в условиях динамично меняющегося общества, а также анализ формирующегося единого информационного пространства, оказывающего значительное влияние, как на общество, так и на конкретного человека, отсутствует.

В диссертации предпринята попытка всестороннего рассмотрения феномена бизнеса в контексте информационного пространства, выявления в этом контексте путей его развития. Выделяя общий и частный уровни исследования проблемы, автор рассматривает влияние информационного пространства как на основу бизнеса — фирму, на человека как производителя и потребителя благ, так и на бизнес в целом — как вид общественной деятельности.

Исследование информационного пространства как интегральной формы реализации социальных отношений, по мнению автора, весьма актуально особенно при сохраняющейся тенденции стремления всех основных сфер общественной жизни к системной организации единого пространства бытия.

Объект исследования: информация и образуемое современной цивилизацией информационное пространство.

Предмет исследования: феномен бизнеса в контексте информационного пространства в социально-философском аспекте.

Цель исследования: исследовать феномен бизнеса в контексте информационного пространства как фактора его развития.

Задачи исследования, обусловленные его целью, состоят в следующем:

1. Раскрыть понятие, содержание и логику развития информационного пространства в качестве контекста исследования феномена бизнеса.

2. Показать, что информационное пространство является интегральной формой реализации социально-экономических отношений.

3. Исследовать бизнес как современную социально-экономическую форму, выявить его особенности.

4. Рассмотреть информационное пространство как фактор развития бизнеса.

5. Исследовать индивидную перспективу развития бизнеса.

6. Раскрыть особенности межличностных отношений в условиях становления новой структуры бизнеса.

Теоретико-методологическая база исследования. В основе исследования лежит диалектический подход. С одной стороны, отмечается динамика и изменчивость бизнеса, появляются его новые формыс другой стороны, отмечается всеохватывающее единство всех форм бизнеса, его целостность. Автор использует метод восхождения от абстрактного к конкретномуобщенаучные принципы развития, всеобщей связи, объективностизакон соответствия производственных отношений и производительных силконкретно-исторический и системный подходы. Системный подход ориентирует на раскрытие целостности феномена бизнеса, на поиск в нем основных типов связей и сведение их в единую теоретическую картину, объективно отражающую информационное пространство как новую форму реализации социальных отношений.

Источниковая база исследования. Теоретической и эмпирической базой исследования послужили: а) классические философские тексты (Аристотель, М. Вебер, В. И. Вернадский, С. Н. Булгаков, Г. В. Ф. Гегель, Демокрит, О. Конт, К. Маркс, Пифагор, Протагор, B.C. Соловьев, К. Э. Циолковский, Ф. Энгельс и др.) — б) исследования современных отечественных философов (Р.Ф. Абдеев, Р. Н. Абрамов, B.C. Автономов, И. Д. Афанасенко, И. Ю. Богдановская, H.H. Богомолова, A.B. Бузгалин, Р. Вайбер, Ю.А.

Васильчук, А. Е. Войскунский, Г. С. Галиуллина, А. И. Демин, И. Дзялошинский, B.C. Диев, Л. П. Евстигнеева, А. К. Жарова, О.Н. Же-манов, А. Зуев, В. Ильин, Г. Н. Ильина, B.JI. Иноземцев, Ю. Коломин, В. Н. Костюк, В. И. Козырев, И. Г. Корсунцев, В. А. Кутырев, В. К. Левашов, А. И. Левин, В. А. Лекторский, Л. А. Мясникова, М.Ю. Опен-ков, С. И. Паринов, А. И. Пигалев, А. П. Прохоров, А. И. Ракитов, В. М. Розин, В. Рубанов, Г. И. Рузавин, Г. Ш. Сафаров, Ю. Р. Селиванов, Д. А. Силичев, В. А. Уханов, В. В. Чекмарев, Е. А. Чичнева, A.C. Чупров, Г. П. Щедровицкий, С. И. Эпштейн, E.H. Юдина, А. Яковлев и др.) — в) работы современных зарубежных авторов (Ф. Бастиа, 3. Бауман, У. Бек, Д. Белл, П. Вейл, Дж. Гэлбрейт, М. Кастельс, К. Кларк, K.P. Поппер, А. Маслоу, Г. Мине, Д. Нейсбит, P.P. Нельсон, Э. Тоффлер, Ф. Уэбстер, М. Фауз, Г. Форд, Д. Форрестер, Д. Э. Фромм, Ф. Фукуяма, Ж. Фурастье, Ф. Хайек, Р. Харрод, Дж. Ходжсон, Д. ШнайдерL. Appley, L. Floridi, S. Lash, M. Porat и др.) — г) эмпирический материал, наработанный автором.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Уточнены категории бизнеса и информационного пространства рамках социальной философии, разработаны теоретико-методологические основы для создания социально-философской теории бизнеса.

2. Поставлена проблема развития бизнеса в контексте информационного пространства, выявлены и обобщены основные причины роста информации в обществе.

3. Показано, что информационное пространство как новая форма социальных отношений является основным фактором развития бизнеса на современном этапе.

Теоретическая и практическая значимость работы.

Исследование феномена бизнеса в контексте информационного пространства предполагает практическую реализацию выводов настоящего исследования. Основные положения исследования могут использоваться в преподавании социальной философии, философской антропологии, культурологии, экономики и управления, прикладной математики и компьютерной безопасности, в проведении семинаров для аспирантов и соискателей по специальности «Социальная философия», а также способствовать решению ряда научно-исследовательских проблем, связанных с изучением способов бытия человека в условиях развивающегося информационного пространства. Эмпирический материал, наработанный автором, может быть применен в практике управления научно-исследовательскими и трудовыми коллективами.

Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на кафедре философии в Челябинском государственном университете. По теме диссертации опубликовано 4 научные работы. Основные положения доложены автором на ряде Международных, Всероссийских и региональных конференций (Челябинск, 2000; Челябинск, 2002; Челябинск, 2006 Екатеринбург, 2006). Результаты исследования нашли отражение в лекционной и практической деятельности автора. Под руководством и непосредственном участии автора диссертации были выполнены крупномасштабные работы по созданию единого информационного пространства Челябинского государственного университета, его сопряжению с национальным и мировым информационными пространствами.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, 3 глав, включающих по 2 параграфа, заключения и списка.

Основные результаты исследования, определяющие его значимость и содержащие элементы новизны, заключаются в следующем:

1. Информационное пространство как основной знаниевый ресурс есть интегральная форма реализации социальных отношений.

2. Стратегия социального развития должна базироваться на инновациях, преодолевающих жесткий экономизм, и выражать потребности творческой самореализации личности.

3. Развитие бизнеса как способа взаимодействия между социальными структурами, выводит социально-экономические отношения на качественно новый уровень.

4. В информационном пространстве заложен мощный потенциал развития бизнеса, реализация которого осуществляется через коммуникативную способность человека.

5. Бизнес как рационально-мыслительная деятельность, оказывает существенное влияние на духовную жизнь человека.

6. Трансформация бизнеса, обусловленная информационным пространством, изменяет сознание человека и межличностные отношения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Раскрыв понятие, содержание и логику развития информационного пространства в качестве контекста исследования феномена бизнеса и показав, что информационное пространство является интегральной формой реализации социальноэкономических отношений, а также исследуя бизнес как современную социально — экономическую форму, имеющую специфические особенности и информационное пространство в качестве фактора своего развития, и как итог, исследуя индивидную перспективу развития бизнеса и особенности межличностных отношений в условиях становления новой структуры бизнеса, автор пришел к выводу, что исследование в такой тематизации, а именно — в привязке феномена бизнеса к информационному пространству, проводится одним из первых.

В диссертации получает развитие основное положение, согласно которому в современных условиях информационное пространство оказывает существенное влияние на бизнес, личность и межличностные отношения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р. Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.
  2. Р. Н. Сетевые структуры и формирование информационного общества // Социологические исследования. 2002. -№ 3.
  3. Ю. А. Возникновение идеологии информационного общества //Информационное общество. 1999. — Вып. 1.
  4. С. С. Информационная культура: уровень содержательности духовных ценностей // Социально-политический журнал. 1998. -№ 2.
  5. Е. Л. Влияние информации и знаний на новые формы организации бизнеса. М., 2000.
  6. A.C. Технологизация: ее природа и социальная роль. Харьков, 1989.
  7. И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989.
  8. Антология мировой философии: Античность. М.: ACT- Минск: Харвест, 2001.
  9. И. Д. Философия предпринимательства // Философия хозяйства. 2004. — № 4.
  10. И. Д. Экономика и духовная программа России. -СПб., 2001.
  11. А. С., Яковенко И. Г. Что же такое общество? // ОНС. 1997. -№ 3.
  12. Бауман 3. Индивидуализированное общество. М., 2002
  13. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М., 2003.
  14. В. Сообщество и общество. Об основных понятиях социальной философии и некоторой исторической неизбежности. 1995. http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000048
  15. Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования. М., 1999.
  16. Г. В. Социальные парадигмы информационного общества и проблемы информационного права // Проблемы информатизации. 1999. — № 3.
  17. JI. Г. Что мы знаем об информационном обществе // Вестник МГУ. Сер. 14, Экономика. 2001. — № 4.
  18. А. А. Тектология : в 2 кн. М., 1989. — Кн. 1.
  19. И.Ю. «Электронное государство» // Общественные науки и современность. 2004. — № 6.
  20. . Символический обмен и смерть. 1976 http://filosof.historic.ru/books/item/i00/s00/z0000325/st000.shtml
  21. С. Рынок информационных технологий и ноу-хау // Интеллектуальная собственность. 1996. — № 12.
  22. Э. Интеллектуальный капитал. Ключ к успеху в новом тысячелетии. СПб., 2001.
  23. A.B. «Постиндустриальное общество» тупиковая ветвь социального развития? (критика практики тотальной гегемонии капитала и теории постиндустриализма) // Вопросы философии. — 2002. -№ 5.
  24. А. В., Колганов А. И. Россия и новая экономика: на пути к общедоступным сетям знаний, распределению издержек и отказу от интеллектуальной частной собственности // Философия хозяйства. -2002. № 6.
  25. С. Н. Философия хозяйства. М., 1990.
  26. БурдьеП. Начала.-М., 1994.
  27. П. Социальное пространство и генезис классов // Социология политики. М., 1994.
  28. П. Социальное пространство и символическая власть // Thesis. 1993. — Т. 1, вып. 2.
  29. Бытие: коллективная монография /отв. ред. А. Ф. Кудряшов. -Уфа, 2001.
  30. Р. Эмпирические законы сетевой экономики // Проблемы теории и практики управления. 2003. — № 3,4.
  31. С. Информационные технологии в малом и среднем бизнесе России // Tom’s Haddware Guide Russia. 2003.
  32. Ю. А. Эпоха НТР: новые основы массового производства и общества // Полис. 1996. -№ 1,2.
  33. Н. П. Информатизация общества как феномен культуры : сб. науч. тр. Новосибирск, 1990.
  34. Н. П., Мунтян М. А., Урсул А. Д. Постиндустриальное общество и устойчивое развитие. М., 2000.
  35. Н. П., Пасхин Е. Н., Урсул А. Д. Информатизация общества и устойчивое развитие. М., 2000.
  36. А. В бизнесе все как в природе // Искусство управления. 2001. — № 3.
  37. А.П. Философия. Екатеринбург, 2004.
  38. В.Г. Социальная организация пространства. Философско-социологический анализ. М., 1988.
  39. А.Е. Метафоры интернета // Вопросы философии. 2001. — № 11.
  40. А. А. Техника как коммуникационная стратегия // Вопросы философии. 1997. — № 5.
  41. Г. С. Информационная деятельность в системе научных коммуникаций в посттоталитарном обществе: методолгический аспект. Челябинск, 1998.
  42. Г. Энциклопедия философских наук. Философия природы. М., 1975. — Т. 2.
  43. О.И. Методологическая организация системной деятельности // Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании. М., 1975.
  44. P.C. Введение в интеллектуальную коммуникацию. М., 1992.
  45. А. Г. Может ли быть товаром интеллектуал и продукт его труда? // Вопросы философии. 1997. — № 3.
  46. В.К., Гаврилов А. И. Создание и использование информационных ресурсов на предприятии // Научно-техническая информация. Сер. 1. 1990. — № 12.
  47. Г. А. Информация и творчество: на пути к интегральной культуре. М., 1997.
  48. Н.В. Интернет и постмодернизм // Вопросы философии. 2002. — № 2.
  49. Д. Новое индустриальное общество. М., 1976.
  50. У. Наступление информационного века // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.
  51. М. Информационная революция, глобализация и кризис мировой экономики // Проблемы теории и практики управления. -2001.-№ 1.
  52. А. И. Информационная теория экономики. М., 1996. к*
  53. И. Информационное пространство России: структура, особенности функционирования, перспективы эволюции. М., 2001.
  54. . Ценность и смысл труда: вклад психоанализа в понимание субъективизации производственной деятельности // Вопросы философии. 1993. — № 12.
  55. П. Рынок: как выйти в лидеры. М., 1992.
  56. Д. Информация, создание, мозг. М., 1980.
  57. Д.И., Вербицкий В. В. Категория информации // Философские науки. 1976. — № 1.
  58. С.А. Принципы информационного общества // Информационное общество. 2000. — Вып.2.
  59. А. Информационная эпоха и актуальные проблемы экономики // Мировая экономика и международные отношения. 2005. -№ 4.
  60. Г. Б. Информация и сознание // Вопросы философии. -2000.-К 11.
  61. О.Н. Менеджмент: социально-философский аспект. -Екатеринбург, 1999.
  62. Заболотский В. П/Философские проблемы информатизации // Проблемы информатизации. 1999. — № 1.
  63. Т.В. Правовые и организационные аспекты формирования информационного пространства государств участников СНГ.-М., 1998.
  64. Л.М. Глобализм и антиглобализм в эпоху формирования информационного общества // Вестник Московского университета. Сер. 10, Журналистика.-2001.-№ 6.
  65. А., Мясникова Л. Впереди цифровая революция // Свободная мысль XXI. 2004. — № 5.
  66. А., Мясникова Л. Цифровая революция продолжается -ответ Запада // Свободная мысль-ХХ1. 2003. — № 12.
  67. Г. Н. Проблема формирования управленческих команд: дилемма коллективного и индивидуального в организационной культуре российских предприятий // Социально-гуманитарные знания. -2003. № 6.
  68. В. Л. За пределами экономического общества: Постиндустриальные теории и постэкономические тенденции в современном мире. М., 1998.
  69. В.Л., Бауман 3. Индивидуализированное общество // Вопросы философии. 2001. — № 8.
  70. В. Л. Собственность в постиндустриальном обществе и исторической перспективе // Вопросы философии. 2000. -№ 12.
  71. В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М., 2000.
  72. А.И. Информатизация социокультурного пространства. М., 2004.
  73. А.И. Мультимедиа как социокультурный феномен. -М., 2000.
  74. Кара-Мурза С. Г. Наука и кризис цивилизации // Вопросы философии. 1990. — № 9.
  75. Е. А. Об институциональном содержаниикорпоративной культуры: философско-хозяйственный аспект // Философия хозяйства. 2005. — № 4, 5.
  76. М. Информационная эпоха: экономика общества и культура.- М., 2000.
  77. М. Становление общества сетевых структур// Новая постиндустриальная волна на Западе. М., 1999.
  78. К. Глобальные проблемы информатизации общества: информационное неравенство // Alma Mater. 2000. — № 6.
  79. Ю. Софистика и информационное общество // Свободная мысль XXI. — 2001.-№ 8.
  80. Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов. М.: Информрегистр, 1996.
  81. В.И., Корогодина B.JI. Информация как основа жизни. Дубна, 2000.
  82. В.Н. Информационные процессы в постиндустриальном обществе // Общественные науки и современность. 1996.-№ 6.
  83. В.Н. Специфика экономики, основанной на знаниях // Общественные науки и современность. 2004. — № 4.
  84. H.A., Мусхелишвили, Шрейдер Ю.А. Информационное взаимодействие как объект научного исследования (перспективы информатики) // Вопросы философии. 1999. — № 1.
  85. Н.И. Социоинформационное пространство // Системные исследования. Методологические проблемы. M., 1996.
  86. А.И. Устойчивое развитие и информационное общество: тенденции, проблемы, противоречия // Философские науки. -2004. № 9.
  87. Лэш С. Критика информации. СПб., 2002
  88. К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. М., 1955.
  89. К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. М., 1974.
  90. Д., Рендерс Й., Беренс В. Пределы роста. М., 1991.
  91. В. Информационная революция феномен «новой экономики» // Мировая экономика и международные отношения. — 2001. -№ 2.
  92. И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. М., 1999.
  93. И.С. Информационные технологии и бизнес. М., 1997.
  94. Д. ИБМ: управление в самой преуспевающей корпорации мира. М., 1991.
  95. Г., Шнайдер Д. Метакапитализм и революция в электронном бизнесе. М., 2001.
  96. Н.Н. Универсум. Информация. Общество. М., 2001.
  97. М. Постиндустриально-информационное общество как концепция новой глобальной цивилизации// Безопасность Евразии. -2001.-К 2.
  98. В.А. СНГ: информационное взаимодействие в образовании в контексте глобализации // Социально-гуманитарные знания. 2002. — № 4.
  99. Л. А Экономика постмодерна и отношения собственности // Вопросы философии. 2002. — № 7.
  100. JI.A. Постмодерн коммерции: (Трансформация коммерции в современном обществе).— СПб., 2001.
  101. Наука в системе экономических категорий / под ред. В. Я. Ельмеева. Л., 1977.
  102. Д. Мегатренды. М., 2003.
  103. В.В. Человек и информационная цивилизация -ритмо-информациологический подход // Проблемы информатизации. -1999.-N 1.
  104. Ю.А. Информация и власть // Информационные ресурсы. 1995. -N 3.
  105. P.M. Смена базисных парадигм: концепция коммуникативной рациональности // Вопросы философии. 2001. — N 1.
  106. С.И. Экономика XXI века на базе интернет-технологий // Информационное общество. 1999. — Вып.2.
  107. А.П. Государственное хозяйствование и НТР: от постиндустриального общества к обществу информационной экономики // США-Канада: ЭПК. 2001. -N 9.
  108. У., Смит-Дор Л. Сети и хозяйственная жизнь // Экономическая социология. 2003. — Т. 4, N3.
  109. А. Человеческие качества. М., 1985.
  110. А. И. Бог и обратная связь в сетевой парадигме Грегори Бейтсона // Вопросы философии. 2004. — N 6.
  111. Г. Г. Теория коммуникации. М., 2001.
  112. И. От существующего к возникшему. М., 1989.
  113. А.П. Русская модель управления: компромисс между системой и населением // Вопросы философии. 2003. — № 2.
  114. Е.П. Журналистика и демократия. М.: РИП-холдинг, 2001.
  115. .А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М., 2003.
  116. А.И. Информация, наука, технология в глобальных исторических изменениях. М., 1998.
  117. А.И. Философия компьютерной революции. -М., 1991.
  118. А.И. Цивилизация, культура, технология и рынок // Вопросы философии. 1992. — № 5.
  119. В. Идея технологической модернизации и будущее России // Свободная мысль. 2004. — № 7.
  120. Г. И. Самоорганизация как основа эволюции экономических систем // Вопросы философии. 1996. — № 3.
  121. Г. И. Эпистемологические проблемы принятия решений в социально-экономической деятельности // Вопросы философии. 2001. — № 12.
  122. В. Цивилизационно-информационный подход к анализу общественного развития // Общество и экономика. 2000. — N 1.
  123. Г. Ш. Некоторые философские аспекты и концепции теории организации // Вопросы философии. 2004. — № 4.
  124. Сетевые формы межфирменной кооперации: стратегические вызовы и конкурентные преимущества новых организаций XXI века. Интернет — конференция, 2004
  125. К.П. Экономическая теория: в 2 т. -Екатеринбург, 2004.
  126. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.
  127. Ф. Общность и общество http://www.nir.ru/socio/scipubl/sj/34-tennis.htm
  128. Э. Третья волна. М., 2002.
  129. Э. Футурошок.- СПб., 1997.
  130. ТоффлерЭ. Адаптивная корпорация // Новая постиндустриальная волна на Западе / под ред. В. JI. Иноземцева. М.: Academia, 1999.
  131. А. От обмена к коммуникации: рождение программированного общества // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.
  132. А.Н. Избранные работы по философии. М., 1990.
  133. А. Д. Глобализация, устойчивое развитие, ноосферогенез: информационные аспекты // Научно-техническая информация. Сер. 1, Организация и методика информационной работы. -2005.-№ 4.
  134. В.А. Сущность и функции информационной культуры в интерсубъективном бытии человека // Творчество и культура: материалы Всерос. конф. 15−16 декабря 1997 г. Екатеринбург, 1997.
  135. В. А. Человек: информация, потребность, деятельность. Томск, 1991.
  136. Ф. Теории информационного общества. М., 2004.
  137. Философия это самосознание культуры (интервью с Владиславом Александровичем Лекторским) // Вестник. Московского, университета. Сер. 7, Философия. — 2002. — № 5.
  138. Философский словарь Владимира Соловьева. Ростов н/Д., 1997.
  139. Э. Человек для себя. Иметь или быть? Минск., 1997.
  140. Ф. Великий разрыв. М., 2003.
  141. Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб., 2000.
  142. Ф. Философия рынка. М., 1985.
  143. Ф. Индивидуализм и экономический порядок. -М., 2000.
  144. В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности // Вопросы философии. 1994. № 10.
  145. Дж. Социально-экономические последствия прогресса знаний и нарастания сложности // Вопросы экономики. 2001. -N8.
  146. Р.И. Постиндустриальное развитие. Уроки для России. -М., 1996.
  147. В.В. Методология анализа информационно-сетевой экономики // Философия хозяйства. 2004. — № 4.
  148. В.В. Экономическое пространство и его сотово-сетевая организация. Кострома, 2002.
  149. A.C. Онтология информационного пространства // Проблемы формирования информационного пространства России: материалы науч.-практ. конф. Челябинск, 2002.
  150. К. Новая философия бизнеса: в 3 т. -Москва-Берлин, 1998.
  151. И. Капитализм, социализм и демократия. М., 1995.
  152. Й. Теория экономического развития. М., 1982.
  153. Г. П. Интеллект и коммуникация // Вопросы философии. 2004. — № 3.
  154. К. Информация и экономическое поведение // Вопросы экономики. 1995. -N 5.
  155. Е.Н. Медиапространство и символическое пространство // Философские науки. 2004. — № 9.
  156. Ю. Формирование постиндустриальной парадигмы: истоки и перспективы // Вопросы философии. 1997. — № 1.
  157. А. Интеллектуальный потенциал и экономический рост // Свободная мысль XXI. — 2004. — N 10.
  158. В.А. Инновации в науке. М., 1997.
  159. Barbatsis G., Fegan М., Hansen К. The perfomance of Cyberspace: An exploration into computer-mediated reality // Journal of Computer-Mediated Communication. 1999. — Vol. 5.
  160. Bell D. The coming of post-industrial society: a venture in social forecasting. New York: Basic Books, 1999.
  161. Boyett J.H., Conn H.P. Maximum performance management: how to manage and compensate people to meet world competition. -Lakewood, CO: Glenbridge Pub., 1995.
  162. Cannon T. Welcome to the Revolution // Society and economy (Budapest). 2003. — Vol. 25, № 2.
  163. Castells M. The rise of the network society. Oxford —
  164. Maiden, Mass.: Blackwell Publishers, 2000.
  165. Castoriadis C. Gesellschaft als imaginare Institution. Entwurf einer politischen Philosophic. Frankfurt/M., 1984.
  166. Dahrendorf R. Class and class conflict in industrial society. -Stanford, Calif., Stanford University Press, 1959.
  167. Deleuze G., Guattari F. A thousand plateaus: capitalism and schizophrenia.- Minneapolis: University of Minnesota Press, 1987.
  168. Drucker P. F. Drucker on Asia: a dialogue between Peter Drucker and Isao Nakauchi. Oxford — Newton, MA: Butterworth-Heinemann, 1997.
  169. Drucker P.F. Concept of corporation. New Brunswick, N.J., U.S.A.: Transaction Publishers, 1993.
  170. Drucker P.F. Landmarks of Tomorrow: a report on the new «post-modern» world. New Brunswick, N.J., U.S.A.: Transaction Publishers, 1996.
  171. Drucker P.F. The New Realities. New Brunswick, U.S.A.: Transaction Publishers, 2003.
  172. Fountain J. Building the virtual state: information technology and institutional change. Washington, D.C.: Brookings Institution Press, 2001.
  173. Gronlund A. Electronic government: design, applications and management. Hershey, P.A.: Idea Group Publishing, 2002.
  174. Galbraith J. K. The new industrial state. Boston: Houghton Mifflin, 1985.
  175. Guldens A. The Constitution of Society. Outline of the Theory of Structuration. Cambridge, 1997.
  176. Habermas J. The philosophical discourse of modernity: twelve lectures. Cambridge, Mass.: MIT Press, 1987.
  177. Hamilton G., Feenstra R. Varieties of hierarchies and markets: an introduction // Industrial and Corporate Change. 1995. — Vol. 4, No. 1.-P. 51−87.
  178. Hammer M. Beyond reengineering: how the process-centered organization is changing our work and our lives. New York: Harper Business, 1996.
  179. Hampden-Turner Ch., Trompenaars F. Mastering the Infinite Game. Oxford, 1997.
  180. Holmes D. eGov: eBusiness strategies for government. -Naperville, 111.: Nicholas Brealey Pub., 2001.
  181. Inglehart R. Culture shift in advanced industrial society. -Princeton, N. J.: Princeton University Press, 1990.
  182. Inglehart R. The silent revolution: changing values and political styles among Western publics. Princeton, N. J.: Princeton University Press, 1977.
  183. Johnson M. Managing in the next millennium. Oxford — Boston: Butterworth-Heinemann, 1995.
  184. Korten D. C. When corporations rule the world. West Hartford, Conn.: Kumarian Press — San Francisco, Calif.: Berrett-Koehler Publishers, 1995.
  185. Loader D. Digital democracy: discourse and decision making in the Information Age. London — New York: Routledge, 1999.
  186. Nisbel R. The Future of the University // Upset S.M. (Ed.). The Third Century. America as a Post-Industrial Society. Chicago, 1979.
  187. Nyiri L. Knowledge-based society and its impact on labour-market values // Society and economy (Budapest). 2002. — Vol. 24, № 3. — P. 203.
  188. Porat M. Global implications of information Society. // J.
  189. Community. 1978. — Winter. — P. 76.
  190. Renner K. The Service Class // Boltomore T.B., Goode P. (Eds.) Austro-Marxism. Oxford, 1978.
  191. Rheingold H. The virtual community: homesteading on the electronic frontier. Reading, Mass.: Addison-Wesley Pub. Co, 1993.
  192. Senge P.M. The fifth discipline: the art and practice of the learning organization. New York: Doubleday/Currency, 1990.
  193. Simonton D.K. Scientific genius: a psychology of science. -Cambridgen — New York: Cambridge University Press, 1988.
  194. The American Heritage Dictionary of the English language. -Boston: Houghton Mifflin, 2000.
  195. Thurow L. Building wealth: the new rules for individuals, companies, and nations in a knowledge-based economy. New York, NY: HarperCollins, 1999.
  196. Toffler A. Future shock. New York, Random House, 1970.
  197. Toffler A. Powershift: knowledge, wealth and violence at the edge of the 21st century. New York: Bantam Books, 1990.
  198. Toffler A. The adaptive corporation. New York: McGraw-Hill, 1985.
  199. Toffler A., Toffler H. Creating a new civilization: the politics of the Third Wave. Atlanta — Kansas City, Mo., 1995.
  200. Toffler A. The Third Wave. New York: Morrow, 1980.
  201. Touraine A. Critique of modernity. Cambridge, Mass.: Blackwell, 1995.
Заполнить форму текущей работой