Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социальная детерминированность внутриличностного конфликта: социально-философский анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация работы. Основные идеи и выводы диссертации докладывались автором на научных и научно-практических конференциях различного уровня, в том числе: на Международных научно-практических конференциях «Профсоюзы и местная власть» (Москва-Уфа, 2006) и «Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании» (Уфа, 2007). Всероссийской молодежной научно-практической конференции… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНО -ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА ИССЛЕДОВАНИЯ ВНУТРИЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА
    • 1. 1. Основные теоретические концепции внутриличностного конфликта
    • 1. 2. Внутриличностный конфликт: основные признаки
  • ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕТЕРМИНИРПОВАННОСТИ ВНУТРИЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА
    • 2. 1. Социальные факторы, условия возникновения и формы развития внутриличностного конфликта
    • 2. 2. Преодоление внутриличностного конфликта в процессе профессиональной деятельности

Социальная детерминированность внутриличностного конфликта: социально-философский анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена потребностью философского исследования проблемы внутриличностного конфликта, который затрагивает практически все процессы человеческой жизнедеятельности. Обращение к философской сущности конфликта оправдано пониманием того, что общество не может стабильно развиваться в ситуации постоянной конфликтной напряженности. Демократические процессы обустройства российского общества на современном этапе привели к потребности формирования нового мировоззренческого фундамента, в связи с чем, особое внимание начинает уделяться поиску, определению и коррекции внутриличностных конфликтов.

Несмотря на научные и технологические прорывы человечества, широчайший спектр информационных ресурсов, появление новых потенциальных возможностей в различных сферах общественной жизни, человек до сих пор не в состоянии контролировать процессы, происходящие в своем внутреннем мире. Со всей очевидностью появляются внутриличностные конфликты различного масштаба и значимости, последствия которых неизбежно отражаются на всем обществе.

Внутриличностный конфликт — распространенная и достаточно противоречивая проблема, сопровождающая человека на протяжении всей его жизни. Ее рассмотрение требует одновременной интеграции нескольких аспектов: социального, психологического и экзистенциального. В зависимости от складывающейся в обществе социально-экономической ситуации внутриличностный конфликт можно рассматривать как в позитивном, так и в негативном значении, поскольку он как нечто естественное вытекает из самой сущности человека и условий его существования. Не уяснив сущности внутриличностного конфликта как особого состояния человека и связанных с ним острых переживаний, невозможно прогнозировать будущее человека и общества.

Налицо теоретическая, а вместе с ней и практическая важность проблемы научного определения внутриличностного конфликта. Особенно это относится к образовательной сфере, являющейся для педагогов, одним из основных источников внутриличностных конфликтов. Поэтому, на наш взгляд, сегодня важно обеспечить комплексное и универсальное видение внутриличностного конфликта.

Степень научной разработанности проблемы. В исследовании проблемы возникновения внутриличностного конфликта как социально обусловленного явления, выборе основных классификационных подходов к разработке методологических подходов внутриличностных конфликтов, а также способов его предупреждения и преодоления значительное место занимают труды отечественных ученых — Б. Г. Ананьева, С. Ф. Анисимова, П. В. Алексеева, К.А.Абульхановой-Славской, Ю. Е. Алешина, А. Я. Анцупова, Л. Ф. Бурлачука, Л. И. Божовича, Н. В. Веселова, Ф. Е. Василюка, Е. А. Донченко, Е. В. Зайцева, Г. В. Зазыкина, А. И. Захарова, Г. И. Козырева, М. Ю. Колпакова, Е. Ю. Коржова, Н. В. Крогиус, И. К. Кряжева, О. В. Кузьменкова, В. И. Курбатова, Е. В. Лекторской, Е. Л. Милютина, Л. М. Митиной, В. А. Светлова, А. Спиваковской, В.А.Тихоренко1 и др.- труды зарубежных исследователей — А. Адлера, Л. Бисвангера, Г. Салливана, З. Фрейда, К. Хорни, К. Юнга и др.- как конфликты.

1 Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. — М.: Наука, 1977 — 380 е.- Алексеев П. В. Философы России XIX — XX столетий: биографии, идеи, труды. — М.: Академический проект, 1999. — 658 е.- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980 — 334 е.- Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. — М.: ЮНИТИ, 2002. — 520 е.- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте.

— М.: Просвещение, 1968. — 464 е.- Василюк Ф. Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. — М.: Изд-во МГУ, 1984. — 200 е.- Зайцев А. К. Социальный конфликт. — M.: ACADEMIA. — 2000. -461 е.- Козырев Г. И.

Введение

в конфликтологию. — М.: Владос, 1999. — 176 е.- Курбатов В. И. Конфликтология.

— Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. — 445 е.- Лосев А. Ф. Хаос и структура. — М.: Мысль, 1997. — 832 е.- Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал. М.: Дело, 1994. -216 е.- Светлов В. А. Аналитика конфликта. -СПб.: ООО «Росток», 2001 -218 с.

2 Адлер А. Наука жить. Пер. с англ. и нем. — К.: Port-Royal, 1997. — 287 е.- Фрейд 3.

Введение

в психоанализ. Лекции. — М., 1989. — 467 е.- Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М.: Прогресс Универс, 1993. — 480 е.- Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. Психология-классика. — М., 2002. — 352 с. потребностей (Б.Каверин, К. Левин, А. Маслоу, Г. Мюррей1 и др.) и конфликты, л обусловленные духовными факторами (Р.Ассаджиоли, H.A. Коваль, В. Франкл и др.).

В работах С. С. Батенина, В. И. Григорьева, П. С. Гуревича, А. А. Милтея, О. Б. Шулеповой, А.И.Яценко3 значительное внимание уделено вопросам философского осмысления конфликта, его места и роли в человеческом бытии.

Проблема человеческого конфликта с позиции антропологического направления представлена в трудах современных западных философов: Ж-П.Сартра, А. Камю, Э. Фромма4 и др., которые выделяют особую сферу «собственной человеческой реальности» и через нее раскрывают сущность и смысл внутриличностного конфликта и его социальных проявлений.

В экзистенциальном аспекте проблема внутриличностного конфликта нашла свое место в работах Н. А. Бердяева, Л. Шестова5 и др.

К.Боулдинг, И. Галтунг, Р. Дарендорф, Л. Коузер, Л. Крисберг6 заложили основы современной конфликтологии, показали значение конфликтов как стимуляторов прогресса, факторов совершенствования социальных структур, общественных отношений и институтов в качестве естественных форм общественной жизни и деятельности.

В исследованиях Д. М. Азаматова, Д. Ж. Валеева, З. Р. Валеевой, И. Г. Васильевой, У. С. Вильданова, Б. С. Галимова, А. В. Лукьянова, Р. К. Нуреевой,.

1 Каверин Б. И. Культурология. — М.: Юнити, 2005. — 288 е.- Левин К. Разрешение социальных конфликтов. -СПб.: Изд-во «Речь», 2000. — 408 е.- Экзистенциональная психология / А. Маслоу, Р.Мэй., Г. Оллпорт, К. Роджерс — М.: Аконит, 2005. — 264 с.

2 Ассаджиоли Р. Психосинтез: изложение принципов и руководство по технике: пер. с итал. — М., 1994. — 286 е.- Франют В. Е. Человек в поисках смысла. — М.: Прогресс, 1990. — 570 с.

3 Батенин С. С. Человек и его история. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1976 -295с.- Гуревич П. С. Основы философии. — М.: Гардарики, 2000. — 438 с.

4 Сартр Ж.-П. Бодлер. — М.: УРСС, 2004. — 184 е.- Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство: пер. с фр. — М.: Политиздат, 1990. — 415 е.- Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. -М., 1999.-447 с.

5 Бердяев Н. А. О назначении человека. — М.: Республика, 1993. — 382 е.- Шестов Л. И. Апофеоз беспочвенности (опыт адогматического мышления)". — М., 1905. — 216 с.

6 Боулдинг К. Конфликт и защита. Общая теория. — М., 1962. — 348 е.- Галтунг Й. Культурное насилие / Й. Галтунг// Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. — М., 1995. — Вып. 8: Насилие: тенденции и альтернативы. — С. 34. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта / Р. Дарендорф // Социологические исследования. — 1994. — № 5. — С. 142−147. Коузер Л. Функции социального конфликта / Л. Коузер // Современная зарубежная социология. — М., 1993. — 257 е.- Крисберг Л. Миросозидание, миросохранение и разрешение конфликтов / Л. Крисберг// Социологические исследования. — 1990. — № 11. — С. 28−32.

З.Н.Хабибуллиной1 и многих других исследователей преобладает антропоцентрированный подход в определении моральных постулатов развития общества, духовного развития человека, его места и роли в трансцендентно-философской мысли.

Первоначально внутриличностные конфликты выступали в роли объекта психологических исследований, однако в последствии — подобный узкоспецифический подход был преодолен, и данная дефиниция прочно вошла в научную лексику общественных наук, включая философию. Это произошло во многом благодаря стремительному расширению границ современных сфер человеческой деятельности, обострению социальных противоречий, конфликтам, когда личное неприятие отдельных социальных явлений действительности людьми общественно значимых профессий, обращается во внутреннюю агрессию против самих себя, то есть приводит к обострению внутриличностных конфликтов. Отмечая многоплановость, основательность и значительные достижения в изучении особенностей внутриличностного конфликта, нельзя не констатировать его недостаточную разработанность как социально-философского феномена.

Объект исследования — конфликт как социальное явление. Предмет исследования — социальные факторы внутриличностного конфликта.

Цель диссертации заключается в том, чтобы раскрыть социальную детерминированность внутриличностного конфликта. Эта цель может быть конкретизирована в виде следующих основных задач:

— выявить и рассмотреть социальную детерминированность внутриличностного конфликта;

1 Азаматов Д. М. Здоровье как социально-философская проблема. — Уфа: РИО БашГУ, 2003. — 158 е.;

Валеев Д. Ж. Проблема деполитизации морали как условие ее выхода из состояния отчуждения // Обновление общества: проблемы и перспективы. Тезисы докладов. — Уфа, 1990; Валеева З. Р. Нравственное отчуждение (социально-философский очерк). — Уфа: БашГУ, 2007. — 112 е.- Вильданов У. С. Человек в трансцендентальнофилософской мысли Востока: гносеологический анализ. — Уфа, 2006. — 418 е.- Галимов Б. С., Мусин Г. Х.

Биосоциосистема: опыт потребностного подхода / Изд-е Башкирск. ун-та, 2000. — 284 е.- Лукьянов A.B. И. Г. Фихте о проблеме критериев духовного «Я» // Философские науки. — 2002. -№ 6. — С. 81−89- Нуреева Р. К. Духовное одиночество: опыт социально-философского исследования: Автореф. дис.. канд. филос. наук. -Уфа, 2006. — 18 е.- Хабибуллина З. Н. Мировоззрение и образ человека. — Уфа: РИО БашГУ, 2005. — 136 с. 6.

— определить специфические особенности философского понимания внутриличностного конфликта;

— выявить признаки внутриличностного конфликта, причины его формирования, формы проявления и преодоления;

— обосновать положение о том, что внутриличностный конфликт представляет собой сложное и противоречивое явление жизни человека, существенным образом влияющее на эффективность профессиональной деятельности.

Методологической основой является социокультурный подход с элементами аксиологического подхода.

Научная новизна диссертации состоит в раскрытии социальной детерминированности внутриличностного конфликта. Эта новизна может быть конкретизирована в виде следующих положений, вынесенных на защиту:

— доказано, что социальная детерминированность внутриличностного конфликта является неотъемлемой частью жизни человека, определяющей характер его социального бытия;

— выявлена интегративная взаимосвязь между общественными процессами и профессиональной деятельностью в возникновении внутриличностных конфликтов;

— доказано, что на усиление внутриличностного конфликта в современном обществе влияет изменение экономической мотивации труда и осознание низкого общественного статуса профессий;

— выявлено, что социальная детерминированность внутриличностного конфликта в современном обществе влияет на изменение роли и общественного статуса профессий;

— обоснованы механизмы конструктивного преодоления внутриличностного конфликта, позволяющие человеку осуществлять самоконтроль над своим внутренним миром и окружающей его объективной реальностью, выявить истинные причины своего внутреннего напряжения, правильно оценить сложившуюся ситуацию и найти разумный выход из негативного состояния.

Теоретическая и практическая значимость диссертации. Теоретическая значимость работы заключается в том, что ее положения и выводы направлены на дальнейшее исследование возникновения и социальной детерминированности внутриличностных конфликтових влияние на профессиональную деятельность, определение способов их предупреждения и преодоления.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы диссертации найдут свое применение в процессе формирования гуманитарной культуры и преподавания в рамках программ по социальной философии. Результаты исследования могут способствовать преодолению конфликтных ситуаций и их негативных последствий.

Апробация работы. Основные идеи и выводы диссертации докладывались автором на научных и научно-практических конференциях различного уровня, в том числе: на Международных научно-практических конференциях «Профсоюзы и местная власть» (Москва-Уфа, 2006) и «Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании» (Уфа, 2007). Всероссийской молодежной научно-практической конференции «Мавлютовские чтения» (Уфа, 2007), республиканских научно-практических конференциях «Человек. Общество. Образование» (Уфа, 2006), «Научный прорыв — 2007» (Уфа, 2007), материалы диссертации обсуждались на 72-й итоговой республиканской научной конференции студентов и молодых ученых, на заседании кафедры философии Башкирского государственного медицинского университета, а также представлены в 14 публикациях автора общим объемом 3,7 п.л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 234 наименований. Общий объем диссертации — 165 страниц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Определение внутриличностного конфликта в профессиональной деятельности в условиях трансформирующегося российского общества, являясь сложным и многогранным процессом, представляет собой объект междисциплинарного характера. Мы установили, что одной из актуальных задач научного познания является изучение специфики социальной детерминированности внутриличностных конфликтов применительно к педагогической деятельности. Именно на пересечении плоскостей социально-философского, психологического и педагогического анализа внутриличностная характеристика конфликта предстает как динамичный процесс, а сама категория «внутриличностный конфликт», приобретает методологическую основательность.

Поскольку в отечественной философии предпринимаются первые попытки исследования темы внутриличностного конфликта, то мы сочли возможным поставить во главу угла вопрос о разработке внутриличностного конфликта как отдельного социального феномена. В настоящем исследовании обосновано, что внутриличностный конфликт представляет собой социально-философскую проблему, то есть ее решение может существенным образом расширить границы социального познания.

В ходе исследования мы определили социальную детерминированность внутриличностного конфликта, установили универсальную взаимосвязь и всеобщую обусловленность, выявили причины возникновения и установили закономерный характер его существования и преодоления.

На наш взгляд, исследование внутриличностного конфликта является весьма перспективной темой, что связано с наличием определенных кризисных явлений в жизнедеятельности российского общества, к которому, в том числе, относится и педагогическое сообщество. Мы установили, что внутриличностный конфликт, если особенно в него вовлечены педагоги, наносит огромный ущерб духовному здоровью всего общества, парализует созидательную социальную энергию, в результате обрекая всех участников образовательного процесса на ограниченное восприятие знаний, умений, навыков, развитие низкой самооценки своего труда и т. д. Поэтому мы и стремились исследовать формы проявления и пути преодоления данного феномена.

Важность исследования внутриличностного конфликта обусловлена также и тем, что к настоящему времени философская мысль располагает достаточно мощной интеллектуальной традицией и обширным материалом в области социальной конфликтологии. В ходе исследования мы рассмотрели и установили категориальный статус и сформулировали собственное определение сущности дефиниции «внутриличностный конфликт», с учетом широкого спектра научных определений данного понятия и многообразия форм его проявления.

Рассмотрев различные точки зрения, определив общее в содержании названного определения и выделив его признаки, мы сочли возможным уточнить и конкретизировать понятие «внутриличностный конфликт» в аксиологическом значении. Проанализировав, систематизировав и объединив рассмотренные в первом и втором параграфах первой главы определения внутриличностного конфликта в единое целое, сформулировано авторское определение понятия: внутриличностный конфликт представляет собой высшую форму внутриличностного противоречия, приводящую к неопределенности жизненного выбора, отторжению личности от социальной среды и его эмоциональным переживаниям, возможным деструктивным моделям поведения, кризису профессиональной деятельности выход из которых требует эффективного разрешения.

В диссертации обобщены и исследованы материалы комплекса социальных наук (истории философии, философской антропологии, философии культуры и культурологи, философии образования и история педагогики), отражающих движущие силы, основные этапы и тенденции возникновения, протекания и профилактики внутриличностных конфликтов. Критически проанализированы отечественные исследования и научные разработки зарубежных ученых по проблематике внутриличностных конфликтов.

Кроме того, раскрыты различные аспекты проблемы внутриличностного конфликта, причины его возникновения, существования, измененияпроводится сравнительно-сопоставительное изучение с аналогичными явлениямивысказаны суждения в пользу негативной направленности внутриличностного конфликта и поставлены другие вопросы, имеющие содержательное значение.

В ходе исследования мы отмечаем, что в России возникают различные формы внутриличностного конфликта, имеющие различную форму проявления, что дает возможность объективно анализировать внутриличностные конфликты, изучать их предпосылки, определять рациональные и конструктивные пути выхода из него или его разрешения для успешной жизнедеятельности человека.

С учетом этого внутриличностный конфликт рассматривается нами интегративно в двух аспектах — социально-философском и психологическом, что обусловлено, прежде всего, особенностями его возникновения и развития, социальными отношениями — их ослаблением, падением их качества, нарушением социальных связей, зачастую игнорированием интересов педагогической общественности, то есть наиболее незащищенного социального пласта населения страны. Психологический же аспект в большей мере является производным первого, а это — обусловленность последствий разрушения высокого социального статуса педагога, утраты престижа этой профессии, ее экономической мотивации, деформирующих внутренний мир педагога.

Мы предприняли попытку доказать, что кризисные явления современного российского образования являются результатом обострения сформировавшихся ранее и впервые возникших внутриличностных конфликтов, отражающих изменения педагогической деятельности. Мы также считаем, что если педагог будет самостоятельно осознавать внутриличностный конфликт как социальное явление, влияющее на его духовный мир и психологические механизмы развития его личности, а не будет переживать его стихийно, то он сможет обрести нравственный иммунитет, сформировать в структуре своей личности способности к его преодолению. Все это будет побуждать педагога к поиску новых возможностей самоосуществления, к осознанию тех характеристик собственной личности, деятельности, общения, развитие которых будет способствовать совершенствованию педагогического процесса.

Важным условием сохранения вектора развития личности является наличие у педагога сильно выраженного стремления к самоизменению и самосовершенствованию, которое будет стимулировать его к поиску, создаст основу для реализации творческих сил и выведет учителя на качественно новый виток профессионального развития.

Таким образом, настоящее исследование способствует формированию взгляда на внутриличностный конфликт с альтернативных позиций, что должно способствовать творческому, конструктивному выходу из него.

Как показал анализ внутриличностных конфликтов различных общественных групп, особенно на примере педагогического сообщества, каждая профессия являет широкое разнообразие возможностей его проявления, периодов и закономерностей, способов профилактики и разрешения.

В ходе исследования нами выявлены универсальные предпосылки социальной детерминации процессов возникновения, протекания и разрешения внутриличностных конфликтов, связанные со стратегиями формирования профессиональной педагогической деятельности.

Осознание педагогом внутриличностного конфликта и его стремление к преодолению этого явления является проявлением его нравственности, глубины его духовного мира, поэтому преодоление конфликта во многом определяется личным и общественным уровнем самосознания. Осознанное осмысление внутриличностного конфликта позволяет выбрать верную ориентацию в процессе продвижения к гуманному и цивилизованному будущему.

На наш взгляд, многомерность «портрета» педагога целесообразно рассматривать в контексте философской теории целостного человека, что позволяет измерить всю полноту его социальной жизни, не ограничиваясь от нее отдельными фрагментами. Учитывая, что природное и социальное, индивидуальное и общественное, объективное и субъективное в развитии человека не существуют изолированно друг от друга, то при анализе социального бытия педагога, необходимо рассмотреть всю «совокупность всех общественных отношений», в которую он включен.

Мы считаем, что педагогическая деятельность как наиболее сложный вид человеческой духовной деятельности оказывается сегодня напрямую зависимой от российской действительности — экономической, политической, правовой и т. д. Поэтому государство и общество должны взять на себя социальную ответственность за духовное благосостояние учителя, стимулирование и поддержку его педагогического творчества и т. д. При этом первостепенное значение необходимо уделять профилактике внутриличностных конфликтов, формированию внутри самого себя критического отношения, что может также стать важным условием на пути к их преодолению.

Мы установили, что наиболее радикальным средством предупреждения внутриличностных конфликтов является осознание педагогами того, что профессиональное развитие неотделимо от личностного — в основе того и другого лежит принцип саморазвития, детерминирующий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования.

В заключение отметим, что в реальной жизни «чистые» или абсолютно идеальные типы и виды внутриличностных конфликтов в педагогической деятельности, представленные в настоящем исследовании, конечно, не встречаются. Чтобы выявить и определить, к какому типу или классу относится исследуемый внутриличностный конфликт, необходимо обнаружить в механизме его возникновения результаты взаимодействия всех тех разнообразных противоречий, которые составляют конкретную конфигурацию его причин, выделить среди них главные, решающие, наиболее конфликтогенные.

В диссертационной работе невозможно охватить и проанализировать весь круг проблем, которые связаны с феноменом проявления внутриличностных конфликтов в педагогической деятельности. На наш взгляд, существует спектр вопросов, требующих дополнительного изучения и проработки. Среди них можно выделить следующие: раскрыть взаимосвязи внутриличностных конфликтов с характерным для педагогов ценностно-нормативным комплексом, а также их влияние на жизненные стратегии субъектов. Было бы интересно провести сравнительный анализ структуры внутриличностных конфликтов педагогов с представителями различных профессиональных и социальных групп.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980.-334 с.
  2. , А. Смысл жизни / А. Адлер // Вопросы философии. 1998. — № 1.-С. 15−26.
  3. , А. Понять природу человека. — СПб.: Академический проект, 2000. 356 с.
  4. , Д.М. Здоровье как социально-философская проблема / Д. М. Азаматов, Девяткина Р. И. и др. Уфа: РИО БашГУ, 2003. — 158 с.
  5. , Д.М. Психоаналитические теории личности и психического здоровья / Д. М. Азаматов, М. Р. Ахматдинова. Уфа: РИО БашГУ, 2006. — 112.
  6. , Д.М. Социальная антропология. Проблемы развития человеческой телесности / Д. М. Азаматов, Г. З. Нафикова. Уфа РИО БашГУ, 2006.- 130 с.
  7. , Б.Г. Духовно-исторические и социокультурные основания человеческого здоровья / Б. Г. Акчурин, A.B. Лукьянов. Уфа: Гилем, 2006. — 228 с.
  8. , И.А. Типология и идентификация личности / И. А Акчурин // Вопросы философии. 1994. -№ 5. — С. 23−27.
  9. , П.В. Социальная философия. M.: ТК Велби, 2003. — 256 с.
  10. , П.В. Философы России XIX XX столетий: биографии, идеи, труды. — М.: Академический проект, 1999. — 658 с.
  11. , В.Н. Социология политики. М.: изд-во МГУ, 1992. — 186 с
  12. , Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-380 с.
  13. , В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. — Казань, 1992. — 142 с.
  14. , Г. А. Проблемы методологии исследования общества какцелостной системы / Г. А. Антипов, А. Н. Кочергин. — Новосибирск, 1998.-256 с.
  15. , Е.А. Социальный статус и активность личности: личность какобъект и субъект общественных отношений. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.-288 с.
  16. , А.Я. Конфликтология: учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. М.: ЮНИТИ, 1999. — 520 с.
  17. , А.И. Социология личности. М.: Арбат — XXI, 2001. — 256 с.
  18. , Р. Психосинтез: изложение принципов и руководство по технике: пер. с итал. М., 1994. — 286 с.
  19. , Е.М. Конфликтология. М.: ТетраСистемс, 2000. — 464 с.
  20. , В.И. Моральный выбор личности: альтернативы и решения. М.: Политиздат, 1983. — 224 с.
  21. , С.Г. Социальная детерминация и способы производства общественной жизни: Социально-философский анализ: дис.. канд. филос. наук. Красноярск, 2004. — 178 с.
  22. , B.C. Социальная философия. 2-е. изд. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.-560 с.
  23. , С.С. Человек и его история. JL: Изд-во ЛГУ, 1976 — 295с.
  24. , В.А. Духовная культура личности. -М., 1986. 108 с.
  25. , А.Б. Философская идентификация конфликта в социальном познании: дис. д-ра филос. наук. М., 2004. — 335 с.
  26. , H.A. О назначении человека. М.: Республика, 1993. — 382 с.
  27. , H.A. Самопознание. -М.: СП ДЭМ, 1990. 335 с.
  28. , H.A. Русская идея / H.A. Бердяев // О России и русской философской культуре / сост. М. А. Маслин. М.: Наука, 1990. — С. 227 228.
  29. , JI.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. -464 с.
  30. , К. Конфликт и защита. Общая теория. М., 1962. — 348 с.
  31. , М. Проблема человека. М.: ИНИОН, 1992. — 146 с.
  32. Бур, М. Критика чистого разума Канта и современность. Рига, 1984. -148 с.
  33. , A.A. Конфликт как фактор самоорганизации общества: дис.. канд. филос. наук. Йошкар-Ола, 2004. — 220 с.
  34. , З.Р. Нравственное отчуждение (социально-философский очерк). Уфа: БашГУ, 2007. — 112 с.
  35. , Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. -М.: Изд-во МГУ, 1984. 200 с.
  36. , У.С. Человек в трансцендентально-философской мысли Востока: гносеологический анализ. Уфа, 2006. — 418 с.
  37. , Х.С. Ценности: историко-философский и гносеологический анализ / Х. С. Вильданов, Ф. С. Файзуллин. Уфа, 2002. — 178 с.
  38. , М.Ш. Социальное зло и механизмы его преодоления: автореф. дис.. канд. филос. наук. Уфа, 2005. — 18 с.
  39. Российское образование 2020: модель образования для инновационной экономики / А. Е. Волков, Я. И. Кузьминов, И. М. Реморенко и др. // Вопросы образования. — 2008. — № 1. — С. 32−64.
  40. , Р.П. О философии: пер. с англ. / под ред. В. А. Лекторского, Т. А. Алексеевой. — М.: Аспект Пресс, 1996. 415 с.
  41. , И.Е. Конфликтология / И. Е. Ворожейкин, А. Я. Кибанов, Д. К. Захаров. М.: ИНФРА-М, 2001. — 224 с.
  42. , Л.С. Развитие высших психических функций. М.: АПН СССР, 1983.-500 с.
  43. , Л.С. Психология развития ребенка. М.: Смысл. — 512 с.
  44. , Н.В. Социальная детерминация в структурах самоопределения: дис. канд. филос. наук. Ижевск, 2004. — 165 с.
  45. , Б.С. Новые перспективы философского исследования проблемы духовного развития человека / Б. С. Галимов, И. Г. Васильева. Уфа: Изд-во Башкирск. ун-та, 2001. — 53 с.
  46. , Б.С. Биосоциосистема: опыт потребностного подхода / Б. С. Галимов, Г. Х. Мусин. Уфа: Изд-во Башкирск. ун-та, 2000. — 284 с.
  47. , О.В. Конфликтология в вопросах и ответах. М.: Проспект, 2006.-216 с. о с*
  48. , И. Культурное насилие / И. Галтунг // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. М., 1995. — Вып. 8: Насилие: тенденции и альтернативы. — С. 34.
  49. Гегель, Г. В. Ф. Наука логики / Г. В. Ф. Гегель // Энциклопедия философских наук: в 3 т. М.: Мысль, 1975. — Т. 1. — 345 с.
  50. , А. О систематике антропологии / А. Гелен // Проблема человека в западной философии. -М.: Прогресс, 1988. — С. 152−201.
  51. , Т. Левиафан / Т. Гоббс // Избранные произведения: в 2 т. М., 1964.-Т. 2.-731 с.
  52. , K.M. Антрополого-образовательная детерминация социального конфликта: автореф. дис. д-ра филос. наук. СПб., 2005. — 34 с.
  53. , М.К. Российское общество в условиях трансформации: мифы и реальность (социологический анализ), 1992−2002. М.: РОССПЭН, 2003.-511 с.
  54. Группы социального риска. Социальные конфликты в меняющемся российском обществе: детерминация, развитие и разрешение: сб. ст. — М., 1994.-14 с.
  55. , П.С. Основы философии. М.: Гардарики, 2000. — 438 с.
  56. , Э. Кризис европейского человечества и философия / Э. Гуссерль // Вопросы философии. 1986. -№ 3.-С. 101−116.
  57. , Р. Элементы теории социального конфликта / Р. Дарендорф // Социологические исследования. 1994. — № 5. — С. 142−147.
  58. , Н.А. Конфликт как средство преодоления отчуждения в деятельности: дис.. канд. филос. наук. — Новосибирск, 2004. — 178 с.
  59. , А.В. Конфликтология. М.: Гардарики, 2000. — 320 с.
  60. , А. Избранные педагогические сочинения: пер. с нем. / общ. ред. Е. А. Чедынского. М.: Учпедгиз, 1956. — 375 с.
  61. , Е.А. Личность: конфликт, гармония / Е. А. Донченко, Т. М. Титаренко. Киев: Политиздат, 1989. — 175 с.
  62. , В.В. Введение в теорию конфликта / В. В. Дружинин, Д. С. Контрова, М. Д. Контров. М.: Радио и связь, 1989. — 318 с.
  63. , Э.О. О разделении общественного труда. Метод социологии. -М., 1991.-572 с.
  64. , А.К. Социальный конфликт. М.: ACADEMIA, 2000. — 461 с.
  65. , М.В. Идентичность человека: социально-философский аспект. — Ростов н/Д., 1999. 200 с.
  66. , Т.И. Социальная трансформация российского общества: Деятельностно-структурная концепция. М.: Дело, 2002. — 567 с.
  67. , А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986.-223 с.
  68. , А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса. М.: Аспект Пресс, 1994. — 317 с.
  69. , Г. Конфликт современной культуры. П.: Начатки знаний, 1923.-40 с.
  70. , О.И. Принципы комплексного подхода в социально-экономических исследованиях: Некоторые вопросы теории и организации. Л.: Наука, 1981. — 158 с.
  71. Идентичность и конфликт в постсоветских государствах: сб. ст. / под ред. М. Б. Олкотт, В. Тишкова, А. Малашенко. М.: Центр Карнеги, 1997.-490 с.
  72. , Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении. М., 1997. — 464 с.
  73. , Л.И. Человек в системе духовной жизни общества. М.: Магистр, 1999. — 160 с.
  74. , А. Бунтующий человек: Философия, Политика, Искусство. М.: Политиздат, 1990. — 415 с.
  75. , И. Сочинения: в 6 т. М., 1965. — Т. 4. -Ч. 1. -306 с.
  76. , И. Сочинения: в 6 т. М.: Мысль 1964. — Т. 2. — 617 с.
  77. , И. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. — 834 с.
  78. , Ф.Х. Сократ. М.: Мысль, 1976. — 198 с.
  79. , Ф.Х. Этические сочинения Аристотеля / Ф. Х. Кессиди, А. И. Доватур // Аристотель. Сочинения: в 4 т. М.: Мысль, 1983. — Т. 4. -С.8−37.
  80. , М.В. Внутриличностные детерминанты выбора стратегии поведения в конфликте: автореф. дис.. канд. филос. наук. -Екатеринбург, 2003. 26 с.
  81. , И.В. Конфликт как предмет философско-антропологического анализа: дис. канд. филос. наук. М., 1998. — 127 с.
  82. , Е.А. Введение в психологию труда. М.: Академия, 2004. -336 с.
  83. , Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984. — 52 с.
  84. , Л.Н. Человек и его судьба. М.: Мысль, 1988 — 283 с.
  85. , Г. И. Введение в конфликтологию. М.: ВЛАДОС, 1999. -176 с.
  86. , Г. И. Может ли внутриличностный конфликт быть кентавр-проблемой?: (проблема состояния сознания, когда невозможно объяснить существование взаимоисключающих явлений) / Г. И. Козырев // Социологические исследования. 2006. — № 12. — С. 122−126.
  87. Кон, Я С. Социология личности. М., 1967. — 567 с.
  88. , Б.Б. Личность: теория, диагностика и развитие. М.: Акад. проект, 2000. — 240 с.
  89. , И.А. Философско-антропологическая сущность конфликта и формы его преодоления: дис.. канд. филос. наук. Омск, 2004. -184 с.
  90. , Л. Функции социального конфликта / Л. Коузер // Современная зарубежная социология. -М., 1993. 257 с.
  91. , А.И. Как заниматься самовоспитанием. Мн.: Выш. шк., 1991. — 287 с.
  92. , В.В. Равнодушие как социальная патология / В. В. Краевский // Образование в процессе гуманизации современного мира: матер. IV Междунар. Лихачевских науч. чтений, 20−21 мая 2004 г. СПб.: СПбГУП, 2004. — С. 50−53.
  93. , С.Э. Социальная философия. М.: ВЛАДОС, 1998. -416 с.
  94. , Ю.И. О месте понятия «социализация» в категориальном аппарате современной педагогики / Ю. И. Кривов // Вестн. Рос. гуманитарного науч. фонда. 2003. — № 1 (30). — С. 179−191.
  95. , Л. Миросозидание, миросохранение и разрешение конфликтов / Л. Крисберг // Социологические исследования. 1990. -№ 11.-С. 28−32.
  96. , В.Н. Преступность и нравы переходного общества. М.: Гардарики, 2002. — 238 с.
  97. , Ф.Г. Кризис образования в современном мире: системный анализ. М.: Прогресс, 1970. — 260 с.
  98. , В.И. Конфликтология. Ростов н/Д.: Феникс, 2005. — 445 с.
  99. , В.И. Основы философии. М.- Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2006. — 352 с.
  100. , С. Афоризмы эстетики. М., 1997. — 234 с.
  101. , Е.А. Социальная детерминация профессиональных ориентаций педагогического корпуса: дис.. канд. филос. наук. -Оренбург, 2001.- 157с.
  102. , Д. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. -М.: Мысль, 1986.-620 с.
  103. , К. Разрешение социальных конфликтов. СПб.: Речь, 2000. -408 с.
  104. , К. Типы конфликтов. Психология личности: тексты. М.: 1982. -320 с.
  105. А.Н. Биологическое и социальное в психике человека / А. Н. Леонтьев // Проблемы развития психики / под ред. А. Н. Леонтьева. — М., 1981.-С. 193−218.
  106. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-221 с.
  107. , А.Н. Философия психологии. М.: МГУ, 1994. — 228 с.
  108. , В. Л. Ценностный конфликт в современном обществе (социально-философский аспект): автореф. дис.. канд. филос. наук. -Иркутск, 2004. 26 с.
  109. , С. Консенсус и конфликт. М., 1985. — 264 с.
  110. , А.Ф. Хаос и структура. М.: Мысль, 1997. — 832 с.
  111. , A.B. И.Г. Фихте о проблеме критериев духовного «Я» / A.B. Лукьянов // Философские науки. 2002. — № 6. — С. 81−89.
  112. , Ю.Л. Творческая лаборатория учителя: из опыта работы. М: Просвещение, 1988. — 189 с.
  113. , Г. Г. В поисках нравственного абсолюта: античность и Боэций. М.: Знание, 1990. — 204 с.
  114. , М.К. Необходимость себя / М. К. Мамардашвили // Лекции. Статьи. Философские заметки / под общей ред. Ю. П. Сенокосова. М.: Лабиринт, 1996. — 432 с.
  115. Пб.Манхейм, К. Человек и общество в эпоху преобразования / К. Манхейм // Диагноз нашего времени: пер. с нем. М.: Юрист, 1994. — 700 с.
  116. , К. Из ранних произведений / К. Маркс, Ф. Энгельс. М., 1956. — 606 с.
  117. , К. Собрание сочинений / К. Маркс, Ф. Энгельс. М., 1955 -Т. 20.-680 с.
  118. , B.C. Проблемы экспериментальной психологии личности / B.C. Мерлин // Ученые записки Пермского педагогического института. -Пермь, 1970. Т. 77. — С. 8−12.
  119. , B.C. Психология индивидуальности: избранные психологические труды. М.: МПСИ, 2005. — 544 с.
  120. , A.A. Человек как объект философского знания / A.A. Миголатьев // Социально-политический журнал. 1998. — № 2. — С. 6778.
  121. , Л.М. Психологические аспекты труда учителя. Тула, 1991. -145 с.
  122. , Л.М. Психология профессионального развития учителя. М.: 1998.-214 с.
  123. , Л.М. Учитель как личность и профессионал. М.: Дело, 1994. -216с.
  124. , М.О. О природе социальных конфликтов в современной России / М. О. Мнацаканян // Социс. 1997. — № 6. — С. 81−88.
  125. , H.H. Человек во Вселенной и на Земле / H.H. Моисеев // Вопросы философии. 1992. — № 11. — С. 25−32.
  126. , А.Т. Личность как предмет философского познания / А. Т. Москаленко, В. Ф. Сержантов. Новосибирск, 1984. -320 с.
  127. , В.Н. Личность и неврозы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. — 426 с.
  128. , И.Б. Типология преподавателей высшей школы / И. Б. Назарова // Социс. 2006. — № 11. — С. 115−119.
  129. , В.М. Рациональное и иррациональное: человек и бытие. Уфа, 1996. — 168 с.
  130. , Т.С. Внутриличностный конфликт как лингвистический феномен: автореф. дис.. д-ра филос. наук. — Краснодар, 2006. 57 с.
  131. , Г. С. Самоконтроль человека. JL: Изд-во ЛГУ, 1989. -192с.
  132. , Б.О. Осознаваемое и неосознаваемое в нравственном поведении личности. М, 1976. — 98 с.
  133. , Ф. Избранные сочинения. -М., 1993. 576 с.
  134. Новейший философский словарь. 3-е изд., исправл. — Мн.: Книжный Дом, 2003.-1280 с.
  135. , Р.К. Духовное одиночество: опыт социально-философского исследования: автореф. дис.. канд. филос. наук. Уфа, 2006. — 18 с.
  136. , В.Б. Практическая психология для учителей. М.: Онега, 1994.-272 с.
  137. Ортега-и-Гассет, X. Углубление в себя / X. Ортега-и-Гассет // Философские науки. 1991. -№ 5. — С. 156−173.
  138. Социология / Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев, A.B. Кабыща и др. М.: Наука, 1995.-912 с.
  139. НО.Парнюк, М. А. Концепция детерминизма в диалектическом материализме / М. А. Парнюк // Современный детерминизм и наука: в 2 т. Новосибирск, 1975.-Т. 1.-С. 13.
  140. , Т. О структуре социального действия. — М.: Академический проект, 2002. 346 с.
  141. , Т. Система современных обществ. М., 1997. — 278 с.
  142. Платон. Диалоги: пер. с древнегреч. / сост., ред. и авт. вступит, статьи А. Ф. Лосев. М.: Мысль, 1986. — 607 с.
  143. Платон. Собрание сочинений: в 4 т. М.: Мысль, 1993. — Т. 2. — 528 с.
  144. , Г. В. Проблема духовности личности (состав, типы, назначение) / Г. В. Платонов, А. Д. Косичев // Вестн. Моск. ун-та. 1998. — № 2. — С. 3−32. — (Сер. 7. Философия).
  145. Нб.Плахов, В. Д. Социальные нормы: философские основания общей теории. М.: Мысль, 1985. — 254 с.
  146. , X. Ступени органического и человек: введение в философскую антропологию: пер. с нем. М.: РОССПЭН, 2004. — 184 с.
  147. , Н.Е. Человек, одиночество, гуманизм // Лабиринты одиночества: пер. с англ. / под общ. ред. Н. Е. Покровского. М.: Прогресс, 1989.-С. 5−20.
  148. , А.Е. Конфликт ценностей в образовательной парадигме современной России: автореф. дис.. канд. филос. наук. Ставрополь, 2005.-22 с.
  149. Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988. — 544с.
  150. Проблемы формирования личности: избр. психол. тр. Л. И. Божович / под ред. Д. И. Фельдштейна. М.- Воронеж, 1995. — 348 с.
  151. , В.А. Социальный конфликт в организации: методология исследования / В. А. Радченко // Молодые голоса в науке. Майкоп, 2005. — Вып. 6. — С. 22−28.
  152. , В.П. Конфликтология. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 511 с.
  153. , П.А. Человек в зеркале философии / П. А. Рачков // Вестн. Моск. ун-та. 1998. — № 2. — С. 33−46. — (Сер. 7. Философия).
  154. , A.A. Коломинский, Я.Л. Социальная педагогическая психология. / Реан A.A., Коломинский Я. Л. СПб: Питер Кон, 1999. — 416 с.
  155. , К.В. Конфликты и изменения в организационных системах: методологические и методические аспекты исследования: дис. канд. социол. наук. -М., 1998. 134 с.
  156. , М.В. Адаптация личности в социуме: теоретико-методологический аспект. Новосибирск: Наука, 2002. — 275 с.
  157. Российская социологическая энциклопедия / под общ. ред. Г. В. Осипова. М.: НОРМА — ИНФРА-М, 1999. — 665 с.
  158. , C.JI. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1998. -712 с.
  159. , А.Е. Субъектно-деятельностная концепция С.Л.Рубинштейна: (20−30-е годы) // Философия не кончается.: из истории отечественной философии: XX век. М., 1998. — Кн. 1. — С. 612−629.
  160. , Н.П. Духовность и рациональность как два способа мировоззренческой ориентации: автореф. дис.. канд. филос. наук. — М., 1994.-21 с.
  161. Сартр, Ж.-П. Бодлер. -М.: УРСС, 2004. 184 с.
  162. , В.А. Аналитика конфликта. М.: Росток, 2001. — 218 с.
  163. , Т. Конфликт норм поведения: пер. с англ. / Т. Селлин // Социология преступности. -М.: Прогресс, 1966. С. 282−287.
  164. , Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога. М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. — 256 с.
  165. , В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.-359 с.
  166. Словарь философских терминов / под ред. В. Г. Кузнецова. М.: ИНФРА-М, 2005.-731 с.
  167. Современный философский словарь / под общ. ред. В. Е. Кемерова. М., 2004. — 861 с.
  168. Современный человек: цели, ценности, идеалы: реферативный сб. М.: АН СССР. Ин-т философии, 1988. — Вып. 1.-236 с.
  169. , C.B. Социальная конфликтология. М.: ЮНИТИ, 2001. — 240с.
  170. Социальные конфликты в меняющемся российском обществе (детерминация, развитие, разрешение): сб. ст. / под ред. А. И. Волкова и др. -М., 1997.-105 с.
  171. Социология / Г. В. Осипов, A.B. Кабыща, М. Р. Тульчинский и др. -М.: Наука, 1995. 142 с.
  172. , А.Г. Философия. М.: Гардарика, 1998. — 816 с.
  173. , В.М. Понятие социального конфликта в теории Р.Дарендорфа / В. М. Степаненкова // Социологические исследования. — 1994.-№ 5.-С. 141−142.
  174. , Е.И. Конфликтология переходного периода: духовно-мотивационный аспект: автореф. дис.. д-ра филос. наук. М., 1996. -52 с.
  175. , Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. М.: Академия: Выш. Шк., 2001. 360 с.
  176. , A.B. Экспериментальная философия: сб. ст. М.: УРАО, 1998. — 244 с.
  177. , Г. Среди людей, а не возле них. Как найти путь к излечению невроза / http://www.ug.ru/99.23/tl 81 .htm.
  178. , П.Д. Проблемы комплексного подхода к феномену здоровья / П. Д. Тищенко // Комплексные исследования: предмет, метод, задачи. -М., 1989.-С. 56.
  179. , А. Футуршок. М., 1973. — 464 с.
  180. , В.П. Избранные философские труды. JL: Изд-во ЛГУ, 1988.-343 с.
  181. , А.К. Духовная жизнь общества. М., 1980. — 271 с.
  182. , Л. Избранные философские произведения: в 2 т. М., 1955. -Т. 2. — 670 с.
  183. , И.Г. Назначение человека / И. Г. Фихте // Сочинения: в 2 т.— СПб.: Мифрил, 1993. Т. 2. — С. 65−224.
  184. , Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя / Т. В. Форманюк // Вопросы психологии. 1994. — № 6. — С. 57.
  185. , С.JI. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. — 499 с.
  186. , В.Е. Человек в поисках смысла. — М.: Прогресс, 1990. 570 с.
  187. , В.Е. Теория и терапия неврозов. М.: Речь, 2002. — 469 с.
  188. Фрейд, 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1989. — 467 с.
  189. Фрейд, 3. Психопатология обыденной жизни / 3. Фрейд // Психология бессознательного. — М.: Просвещение, 1989. — С. 216−218.
  190. , Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994.-447 с.
  191. , Э. Психоанализ и этика. М.: Изд-во ACT — ЛТД, 1998. — 568 с.
  192. , Э. Человек для самого себя / Э. Фромм // Психоанализ и этика. -М.: Республика, 1996. 415 с.
  193. , З.Н. Мировоззрение и образ человека. Уфа: РИО БашГУ, 2005. — 136 с.
  194. , B.C. Онтологическая и гносеологическая истинность мира, человека и его души (экскурс по страницам истории философии) / B.C. Хазиев, А. Д. Латипов. Уфа: БашГПУ, 1999. — 32 с.
  195. , B.C. Истина, образование, жизнь / B.C. Хазиев, P.A. Шарипов. -Уфа: БГПИ, 1988.-32 с.
  196. Конфликтология / К. Е. Халин, Ю. В. Климова, Е. В. Левкина, H.A. Богатырева. М.: Экзамен, 2006. — 189 с.
  197. , Н.Б. Философское исследование человека: проблема исходных допущений / Н. Б. Хидиятов // Вестн. Башк. ун-та. 1988. -№ 1.-С. 20−25.
  198. , К. Наши внутренние конфликты. М.: Академический проект, 2008. — 224 с.
  199. , К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М.: Прогресс Универс, 1993. — 480 с.
  200. , К. Собрание сочинений: в 3 т. М.: Смысл, 1997. — Т. 3: Наши внутренние конфликты. Невроз и развитие личности. — 696 с.
  201. Ортега-и-Гассет, X. Восстание масс. М.: ACT, 2003. — 509 с.
  202. , JI. Теории личности (основные положения, исследование и применение): пер. с англ. / JI. Хьелл, Д. Зиглер. СПб.: Питер Пресс, 1997. — 606 с.
  203. Цой, JI.H. Взгляд конфликтолога на «онтосинтез конфликта» / JI.H. Цой // Социс. 1997. — № 9. — С. 103−112.
  204. , В.О. Социальный конфликт: природа, способы снятия (философский анализ): дис. канд. филос. наук. М, 2005. — 130 с.
  205. , А.Н. Управление конфликтом и конфликтное управление как новые парадигмы мышления и действия / А. Н. Чумиков // Социологические исследования. — № 3. 1995. — С. 52−57.
  206. , А.Н. Управление конфликтами. М.: Интеграл, 1995. — 297 с.
  207. , В.Ф. Основы философии современности. К итогам XX века. М.: Флинта, 1998. — 272 с.
  208. , JI. Апофеоз беспочвенности. Л.: ЛГУ, 1991. -216 с.
  209. , А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. -М., 1997. -283 с.
  210. , В.Н. Социальные ценности: философско-социологический анализ: автореф. дис.. д-ра филос. наук. -Н. Новгород, 1992. 38 с.
  211. , О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории: Гештальт и действительность. М.: Эксмо, 2008. — 800 с.
  212. , В.Н. О познавательном, нравственном и эстетическом отношении человека к действительности / В. Н. Щердаков // Вопросы философии. 1996. — № 2. — С. 27−31.
  213. Экзистенциональная психология / А. Маслоу, Р. Мэй, Г. Оллпорт, К. Роджерс. М.: Аконит, 2005. — 264 с.
  214. , Э. Детство и общество. СПб., 1996. — 592 с.
  215. , Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. -342с.
  216. Юм, Д. Исследование о человеческом разумении. М.: Прогресс, 1995. — 240 с.
  217. Юнг, К. Г. Проблема души современного человека / К. Г. Юнг // Философские науки. 1989. — № 8. — С. 114.
  218. , Ю.Н. Внутриличностные конфликты курсантов высшего военного училища и их разрешение: дис.. канд. психол. наук. М., 1996.-127 с.
  219. , В.А. Личность как предмет изучения / В. А. Ядов // Социальная психология: История. Теория. Эмпирические исследования / под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1979. — Гл. 3. -С. 75−80.
  220. , М.Г. Наука о поведении: русский путь. М.- Воронеж, 1996.-367 с.
  221. , К. Всемирная история философии. Введение. СПб., 2000. -272 с.
  222. , К. Духовная ситуация времени. М., 1990. — 216 с.
  223. Baumeister, R. Identity / R. Baumeister // Cultural Change and Struggle for Self. -N.Y., 1986.-P. 18−19.
  224. Baumeister, R. A Self-presentational view of social phenomena / R. Baumeister// Psychological Bulletin. 1991. — P. 3−26.
  225. Coser, L.A. The functions of social conflict. Glencoe (Illinois), 1956. -344 p.
  226. Dahrendorf, R. Socialen und Klassen-Konflikt in der in-dustriellen Gesellschaft. Stuttgart, 1957. — 354 p.
  227. Erikson, E.H. Psychosocial Identity / E.H. Erikson // A Way of Lookingat Things Selected Papers. N.Y., 1995. — 286 p.
  228. Erikson, E.H. Insight and Responsibility: lectures on the Ethical Implications of Psychoanalytical Insight. N.Y., 1964. — 260 p.
  229. Kautsky, K. Etika e concezione materialistika della storia. Milan, 1958. -285p.
  230. Murray, H.A. Explorations in Personality. 7-th ed. -N. Y.: Oxford University Press, 2007. — 816 p.
  231. Small A. General Sociology. Chicago- L., 1905.-268 p.
  232. Taifel, H. Social identity and intergroup relations. Cambridge, 1982. -268 p.
Заполнить форму текущей работой