Возрастная динамика и интегративно-восстановительная терапия головной боли детей и подростков
Одной из важных проблем современной неврологии является индивидуализация программ диагностики, лечения и профилактики неврологических заболеваний, а также интегративная ее реализация. Успешность ее решения во многом зависит от того, насколько полно, системно будут описаны соматическая и психическая составляющие индивидуальности ребенка. С этой точки зрения выделение патогенетических вариантов… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
- 1. 1. Патофизиологическая характеристика головной боли
- 1. 2. Клиншю-эпидемиологические и нейрофизиологические особенности головной боли
- 1. 3. Возрастные аспекты терапии
- ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА КЛИНИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА И
- МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
- ГЛАВА 3. ХАРАКТЕРИСТИКА И ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА ГОЛОВНОЙ БОЛИ ШКОЛЬНИКОВ ПО ДАННЫМ КЛИНИКО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
- 3. 1. Возрастная динамика головной боли
- 3. 2. Возрастая динамика вегетативной дисфункции
- ГЛАВА 4. ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА ГОЛОВНОЙ БОЛИ ПО ДАННЫМ ОБРАЩ АЕМОСТИ В ДЕТСКУЮ ПОЛИКЛИН ИКУ
- 4. 1. Структура головной боли .,
- 4. 2. Клиническая и нейрофизиологическая характеристика головной боли напряжения
- 4. 3. Клиническая и нейрофизиологическая характеристика мигрени
- 4. 4. Клиническая характеристика хронической постгравматической головной боли
- ГЛАВА 5. ИНДИВИДУАЛЬНО-ИНТЕГРАТИВНАЯ ТЕРАПИЯ ГОЛОВНОЙ БОЛИ И ОЦЕНКА ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
- 5. 1. Эффективность препарата дельтаран в лечении головной боли напряжения
- 5. 2. Оценка эффективности скальпакупунктуры в лечении головных болей напряжения школьников
- 5. 3. Препарат магне-Вб в профилактическом лечении мигрени школьников
- ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
- ВЫВОДЫ
Возрастная динамика и интегративно-восстановительная терапия головной боли детей и подростков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
Здоровье детей и подростков является богатством нации, наиболее ярким показателем ее благополучия и в полной мере отражает состояние социальной и экономической сфер государства. Изучение факторов, влияющих на здоровье детей, остается одним из актуальных медико-социальных направлений [18,69,86].
В формировании здоровья ребенка особое место занимают школьные факторы, т.к. в период обучения дети подвергаются различным психическим, психологическим и физическим нагрузкам, которые при неправильной организации обучения, без учета индивидуальных особенностей, несбалансированном режиме труда и отдыха оказывают негативное воздействие на состояние здоровья школьников [103].
Головная боль является одной из значимых проблем школьного периода, распространенность ее колеблется в широком диапазоне от 6,8% до 70% [115,125,113].
Несмотря на интенсивное изучение проблемы головных болей, до настоящего времени остаются недостаточно разработанными возрастные аспекты. Наряду с этим в практике детского невролога часто встречаются случаи неуспешного лечения головных болей, что приводит к ограничению учебной, бытовой и социальной активности, к появлению вторичных психопатологических симптомов и медикаментозно индуцированных (абузусных) форм головных болей.
Исследования, посвященные распространенности и клиническим характеристикам цефалгий у детей, немногочисленны и противоречивы [128]. Высказывается мнение, что это может быть связано с различиями в выборе групп исследования, а также неоднозначным подходом в интерпретации клиники головной боли [72].
Существует трактовка проблемы головной боли не как самостоятельного изолированного заболевания, а как одной из составляющих синдрома вегетативной дисгонии преи пубертатного возраста [33].
С другой стороны, согласно классификации, принятой Международным обществом по проблеме головной боли в 1988 году, наряду с симптоматическими вариантами головной боли, существуют идиопатические формы цефалгий, такие как головная боль напряжения и мигрень, которые имеют широкое распространение среди детей и подростков и могут сочетаться с вегетативными нарушениями [74,82].
Хронизация головной боли, утяжеление цефалгических приступов, снижающих качество жизни ребенка и подростка, наличие депрессивных и тревожных расстройств, ограничение социальной активности, трудности при обучении в школе из-за частых пропусков учебных занятий, необходимость приема большого количества анальгетиков, оказывающих ульцерогенный эффект и способствующих развитию абузусной головной боли определяют медико-социальную значимость проблемы [46].
Наряду со значительными успехами в изучении патогенеза головных болей, многие его аспекты изучены недостаточно.
Одной из важных проблем современной неврологии является индивидуализация программ диагностики, лечения и профилактики неврологических заболеваний, а также интегративная ее реализация [83]. Успешность ее решения во многом зависит от того, насколько полно, системно будут описаны соматическая и психическая составляющие индивидуальности ребенка. С этой точки зрения выделение патогенетических вариантов головной боли является важной составляющей в реализации восстановительного лечения.
ЦЕЛЬ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
Провести юшнико-эпидемиологические и клинико-нейрофизиолошческие исследования детей школьного возраста с головной болью, изучить распространенность, особенности клинического течения в различных возрастных группах и разработать способы ишегративно-восстановительной терапии.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ.
1. Изучить распространенность, возрастную динамику и факторы риска головной боли у детей и подростков по результатам клинико-эпидемиологических исследований учащихся средней школы и по данным обращаемости в детскую городскую поликлинику.
2. Выявить особенности клинической картины идиопатической головной боли у детей школьного возраста и проанализировать сочетание с коморбидными синдромами.
3. Оценить эффективность применения препарата нейропептида дельта-сна — дельтаран у школьников с головной болью напряжения.
4. Изучить динамику клинических и электрофизиологических показателей в процессе лечения головных болей напряжения школьников методом скальшкупунктуры.
5. Изучить эффективность препарата магне-Вб в профилактическом лечении мигрени в межприступном периоде у школьников.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА.
1. Впервые проведено клинико-эпидемиологическое исследование детей в крупном центре нефтехимического производства.
2. Впервые установлена высокая эффективность препарата дельтаран и скалытакупунктуры в интегративной терапии хронических форм головной боли напряжения.
3. Разработан комплекс профилактического лечения мигрени школьников с использованием препарата магне-Вб.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ.
1. Результаты изучения факторов риска возникновения головной боли у школьников и коморбидного фона дают возможность создать программу восстановительного лечения головных болей.
2. Применение лечебного комплекса, включающего дельтаран и скальпакупунктурные методы воздействия в терапии резистентных форм головных болей напряжения, позволяет на длительное время купировать хроническую головную боль, уменьшить тревожно-депрессивные проявления, повысить работоспособность школьников и их успеваемость, уменьшить число пропусков учебных занятий, стабилизировать поведенческие и межличностные отношения школьников. Разработанный комплекс может быть широко использован в амбулаторной практике детского невролога.
Использование препарата магне-Вб в комплексе профилактических мер позволяет уменьшить число сезонных обострений мигрени у школьников.
ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ.
1. Головная боль является одним из частых синдромов, встречающихся в практике детского невролога. Наиболее распространенными формами цефалгий детского возраста являются головная боль напряжения и мигрень.
2. Для головной боли детей и подростков характерна возрастная динамика. Основными биологическими предикторами головных болей у школьников являются препубертатный возраст и женский пол.
3. При составлении программ шплегративно-восстановительной терапии и активной профилактики головной боли детей и подростков необходимо учитывать коморбидные синдромы, состояние вегетативной нервной системы и сезонность возникновения эпизодов головной боли. и.
АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ.
Основные положения диссертации доложены и обсуждены на Межрегиональной научно-практической конференции «Боль и паллиативная помощь» (Новосибирск, 2002), на I конгрессе неврологов, психиаторов, нейрохирургов Приволжья (Н.Новгород,.
2002), на заседании Нижегородской областной общественной организации специалистов восстановительной медицины (2002), на Российской научно-практической конференции «Клинические и теоретические аспекты острой и хронической боли» (Н.Новгород,.
2003), на Приволжской окружной научно-практической конференции «Актуальные вопросы перинатальной неврологии» (Пермь, 2003), на областной научно-практической конференции детских неврологов (Н.Новгород, 2003), на совместном заседании кафедры неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики и кафедры неврологии, нейрохирургии и психиатрии ЦИК и ППС (2003), на VIII Нижегородской сессии молодых ученых (Н.Новгород, 2003).
Работа выполнялась по плану научно-исследовательских работ научного Совета по неврологии РАМН и Минздрава России (2004 г.).
Выводы.
1. Распространенность головных болей в популяции школьников составляет 39% и находится в прямой зависимости от возраста и пола. Наибольшая распространенность головных болей наблюдается в препубертатном и пубертатном возрастах, в 46,9% и 31,7% соответственно, чаще у девочек, чем у мальчиков. Основными биологическими предикторами выступает пре пубертатный возраст и женский пол.
2. Наиболее распространенным видом головной боли является головная боль напряжения (71,2%), на втором месте — мигрень (20,6%). Характерна возрастная динамика: наименьшая распространенность головной боли напряжения отмечается в младшей возрастной группе и только в виде эпизодического вариантаувеличение числа случаев, частоты и продолжительности эпизода головной боли напряжения наблюдается в препубертатном и пубертатном возрасте, при этом эпизодическая форма чаще встречается у мальчиков в соотношении 1,4:1, а хроническая — у девочек, в том же соотношении. С возрастом у школьников увеличивается число хронических форм головной боли напряжения и случаев мигрени.
3. В клинической картине головной боли напряжения болевой синдром сочетается с тревожностью и депрессией, невротическим, сосудистым и соматическим коморбидными синдромами, что необходимо учитывать при проведении интегративно-восстановительной терапии.
4. У школьников с головной болью часто выявляется синдром вегетативной дисфункции, что свидетельствует об участии вегеташвно-сосудистных нарушений в патогенезе головных болей. В рамках синдрома вегетативной дисфункции сосуществуют головные боли напряжения, мигрень и хроническая постзравматическая головная боль.
5. В патогенезе головной боли напряжения и мигрени существенную роль играет наследственность, перинатальная и нахальная патология, эмоциональный стресс, нарушения режима школьников, экологические факторы, в частности загрязненность токсическими веществами нефтехимического производства.
6. Нейропептид дельта сна — дельтаран и скальпакупунктурные методы воздействия оказывают высокий терапевтический эффект при хронической головной боли напряжения.
7. Магне-Вб, назначаемый с учетом сезонных проявлений мигрени в межприступном периоде, уменьшает частоту возникновения мигренозных атак.