Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические особенности организации профессионально-прикладной подготовки будущих учителей в процессе физического воспитания: На примере национально-региональной системы образования РС (Я)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ специальной литературы, а также изучение постановки процесса физического воспитания на педагогических факультетах Якутского государственного университета (ЯГУ), состояния физкультурно-оздоровительной работы в школах Республики Саха (Якутия) приводят нас к выводу о том, что направленность профессиональной подготовки будущих учителей к физкультурно-оздоровительной работе в школе остается… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретическое обоснование профессионально-прикладной направленности физического воспитания студентов педагогического вуза
    • 1. 1. Физическая культура и спорт в системе обучения и воспитания будущих специалистов
    • 1. 2. Сущность профессионально-прикладной физической подготовки студентов в педагогическом вузе
    • 1. 3. Состояние теории и практики профессионально-прикладной физической подготовки будущих учителей
  • Глава II. Опытно-экспериментальное исследование совершенствования процесса физического воспитания студентов педагогического профиля
    • 2. 1. Исследование деятельности учителей-предметников по организации физкультурно-оздоровительной работы в общеобразовательных школах Республики Саха (Якутия)
    • 2. 2. Организационно-педагогические особенности моделирования процесса формирования знаний, умений и навыков физкультурно-оздоровительной работы у студентов
    • 2. 3. Обоснование результатов формирующего эксперимента по совершенствованию профессионально-прикладной подготовки будущих учителей в процессе физического воспитания

Педагогические особенности организации профессионально-прикладной подготовки будущих учителей в процессе физического воспитания: На примере национально-региональной системы образования РС (Я) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

У.

Актуальность. Качественная подготовка будущих учителей является одной из важнейших государственных задач общества. На современном этапе требуются не только высокие профессиональные качества учителя по конкретному предмету, но и всесторонняя подготовленность к различным формам воспитательной работы.

В частности, одной из актуальных проблем педагогической деятельности является укрепление здоровья школьников, полноценное развитие их физических качеств. Это связано с тем, что в стране повсеместно с каадым годом увеличивается число’заболеваний среди детей и подростков. По данным П. А. Виноградова, А. П. Душанина, В. И. Жолдана около 63% учащихся общеобразовательных школ имеют ослабленное здоровье, доля здоровых детей к концу обучения в школе не превышает 20−25% и только 20% от общего числа юношей призывного возраста имеют уровень здоровья, который позволяет им служить в армии [43].

Особенно рост заболеваемости среди молодёжи отмечается в северных регионах. Так в Республике Саха (Якутия) здоровье населения резко ухудшается, число детей и подростков с серьёзными отклонениями увеличивается изо дня в день. Министерство здравоохранения Республики Саха констатирует, что в 1997 г. зарегистрировано заболеваний 1621,9 на 1000 детского населения. В структуре заболеваемости на первом месте зарегистрированы болезни органов дыхания — 95%. Как известно, одной из причин таких заболеваний является отсутствие закаливающих процедур, слабая вовлеченность детей в физкультурно-оздоровительную деятельность.

По данным якутских учёных В. П. Кочнева, Н. К. Шамаева и др. уровень развития физической культуры в Якутии за последние годы резко снизился, хотя Республика Саха (Якутия) в 1992 году одна из первых по.

России приняла закон о физической культуре и спорте, но, к сожалению, желаемого эффекта он пока еще не дал [18,185].

Дня выживания в условиях Севера необходимо максимально использовать все формы оздоровления населения и в первую очередь физическую культуру. В этой связи актуальной является проблема дальнейшего совершенствования системы физического воспитания школьников и студентов.

При односторонних подходах к осуществлению задач физического воспитания школьников фактически выпадают такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентаций, формирование потребностей и действенных мотивов занятий физическими упражнениями, гуманистических отношений и приобретение опыта общения [121,139].

Несмотря на наличие различных инновационных школьных программ, ряд недостатков физического воспитания учащихся вызван неверной ориентацией на жесткую классно-урочную систему с едиными требованиями, желанием исправить положение простым увеличением объёма двигательной активности или повышением моторной плотности уроков, отсутствием новых форм и решений [37,58,59,64].

Одним из критериев современной системы образования, по мнению специалистов, является формирование концептуального подхода к построению процесса физкультурного образования, а именно: комплексный (традиционный), базово-вариативный, дифференцированный, региональный, образовательный, а также возможные их сочетания [54,66,94,122,129,130,164].

Важнейшим условием является учет региональных условий, национальных традиций, особенностей работы каждой школы, запросов конкретного учителя и ребёнка [9,69,100,121,183,185,186].

Другим условием формирования у школьников потребности в повседневных занятиях физическими упражнениями является участие в этом процессе не только специалистов по физической культуре, но и врачей, родителей, учителей-предметников, классных руководителей. В организации физкультурно-оздоровительной работы з классе гласная роль, несомненно, принадлежит им.

Исследования, проведенные О. А. Аяшевым, М. Я. Виленским, В. П. Косихиным, В. И. Ульяновым и др., свидетельствуют, что в школу приходят специалисты по общеобразовательным предметам с недостаточной теоретической и практической подготовкой в области физической культуры. Только некоторые из них способны элементарно организовать оздоровительную работу с учащимися. Недооценка этого обстоятельства ошибочна [12, 13,39,40,172,174].

Причины всего этого кроются в организации процесса физического образования будущих учителей-предметников. Физкультурное образование в педагогическом вузе целенаправленно не дает выпускнику достаточных знаний, умений и навыков, которые бы позволили ему хорошо ориентироваться в сфере той деятельности, в которой им предстоит повседневно работать, решая не только обучающие, но и оздоровительные задачи [14,16,25,33,95,104,147,192].

С другой стороны, в профессиональной деятельности преподавателей кафедры физического воспитания доминируют установки на воспитание физических качеств и повышение спортивных результатов студентов, а не на использование средств физической культуры для овладения профессионально-прикладными умениями и навыками физкультурно-оздоровительной работы в школе. Недооценка роли физической культуры приводит к тому, что игнорируется формирование потребностно-мотивационных ценностей у студентов в процессе физкультурно-воспитательной и оздоровительной деятельности.

Научные исследования в области формирования профессиональной готовности учителя средствами физической культуры недостаточно раскрывают полную картину этой проблемы.

Г1|/ЛЛвГ)Т01 IMAUUUO UrrnOnnDaUI/a III М ^OVTLI^Dl/^Dni/ R, А С О / О Г.

WVVjJ «¦ • I >J| w. • V —< • ,/l/d. • V d. > — 1 ¦wy V» ,.

E.A. Бондарь, В. П. Косихина и др. по совершенствованию профессиональной направленности физического воспитания будущих педагогов дают общие методологические и теоретические основы и не затрагивают национальных особенностей и традиций различных регионов [25,26,33,95].

Несмотря на отсутствие достаточной проработанности проблемы, работы упомянутых выше авторов являются весьма значимыми для разработки различных аспектов профессионально-прикладной физической подготовки будущих педагогов для оздоровительной работы в школьном коллективе.

Анализ специальной литературы, а также изучение постановки процесса физического воспитания на педагогических факультетах Якутского государственного университета (ЯГУ), состояния физкультурно-оздоровительной работы в школах Республики Саха (Якутия) приводят нас к выводу о том, что направленность профессиональной подготовки будущих учителей к физкультурно-оздоровительной работе в школе остается у специально не исследованной. Следовательно, актуализация профессиональной мобильности учителя на современном этапе дает нам основание сделать выбор темы исследования.

Объект исследования — процесс профессионально-прикладной физической подготовки студентов, как будущих учителей-предметников и организаторов физкультурно-оздоровительной работы.

Предмет исследования — педагогические особенности профессионально-прикладной физической подготовки студентов педагогического профиля к физкультурно-оздоровительной работе с учетом национально-региональных особенностей в условиях Якутии.

Цель исследования — разработать и обосновать систему профессионально-прикладной физической подготовки будущих учителей-предметмикод к физкультурно-оздоровительной работе с учетом национально-региональных особенностейРеспублики Саха (Якутия).

Гипотеза. Предполагается, что в результате внедрения в учебно-воспитательный процесс определенной системы профессионально-прикладной физической подготовки студентов повысится эффективность их физкультурно-оздоровительной работы и социально-педагогической мобильности в будущей преподавательской деятельности. Это может быть достигнуто в следующих условиях:

— в процессе учебных занятий выполняется профилактическая гимнастика для сохранения осанки и снижения утомления;

— формируются у учащихся специальные знания по использованию различных видов закаливания;

— организуется двигательная активность учащихся во внеурочное время;

— используются национальные физические упражнения и подвижные игры с целью создания условий по приобщению учащихся к национальной культуре и традициям;

— проводится комплексная физкультурно-оздоровительная работа в дни школьных каникул.

Задачи исследования:

1. Исследовать профессиональную направленность учителей-предметников к физкультурно-оздоровительной работе с учащимися, их ценностные ориентации к данной деятельности.

2. Разработать и экспериментально обосновать систему учебно-методического комплекса профессионально-прикладной физической подготовки будущих учителей-предметников к физкультурно-оздоровительной работе с учетом национально-региональных особенностей Республики Саха (Якутия).

3. Разработать научно-практические рекомендации по организации физкультурно-оздоровительной работы учителей-предметников, как систему условий их профессионально-прикладной физической подготовленности.

Методологической основой явились научно-теоретические учения о гармоническом развитии личности человека, о взаимосвязи умственного воспитания с физическим. На этой основе нами была рассмотрена сущность деятельности учителя, как комплексной системы по физкультурно-оздоровительной работе со школьниками средствами физической культуры. у.

При разработке педагогического процесса по профессионально-прикладной физической подготовке будущих учителей мы основывались на современных учениях психологов, педагогов, физиологов, рассматривающих вопросы теории, методики и организации физической культуры.

Методы исследования:

1. Изучение и теоретический анализ научно-педагогической литературы по проблеме исследования.

2. Педагогические наблюдения и эксперимент.

3. Опрос, беседа, интервью, анкетирование.

4. Метод экспертной оценки.

5. Тестирование уровня физической подготовленности и степени сформированности профессиональных навыков.

6. Методы математической статистики.

Все указанные методы применялись в комплексеконкретность применения каждого из них изложена в первом параграфе второй главы (см. 2.1.).

Исследования проводились в три этапа: на первом этапе (1994;1995гг.) анализировалась научно-педагогическая литература, были разработаны основные теоретические положения исследования. Сформулирована тема, определены цель и задачи исследованиявыполнена работа по подбору методик и составлена программа экспериментабыл проведен констатирующий экспериментна втором этапе (1995;1998гг.) проводились экспериментальные исследования, шел процесс обоснования программ профессионально-прикладной физической подготовки студентовбыли проведены констатирующий и формирующий экспериментына третьем этапе (1998 г.) анализировались и обобщались результаты исследования, разрабатывались научно-практические рекомендации, обосновывались основные положения диссертационного исследования.

Базой исследования послужили 60 общеобразовательных школ Республики Саха (Якутия), а также студенты педагогических факультетов Якутского государственного университета. Было охвачено 1070 студентов.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

— теоретически обоснована необходимость и возможность вовлечения учителей-предметников в процесс физкультурно-оздоровительной работы со школьниками;

— доказано, что основной причиной пассивного отношения учителей-предметников к физкультурно-оздоровительной деятельности является отсутствие целенаправленной их подготовки, т. е. недостаток теоретических и практических знаний физкультурного образования;

— разработаны содержание и формы профессионально-прикладной физической подготовки будущих педагогов с учетом национально-региональных особенностей Республики Саха (Якутия);

Практическая значимость заключается в разработке и внедрении в Якутском государственном университете учебной программы по профессионально-прикладной физической подготовке будущих учителейпредметников к физкультурно-оздоровительной работе с учетом национально-региональных особенностей в условиях Якутии.

Результаты исследования позволили разработать и внедрить в учебный процесс школ Якутии научно-практические рекомендации, которые служат руководством для учителей-предметников при организации физкультурно-оздоровительной работы с учащимися.

Далее, результаты исследования использовались при организации учебного процесса по физическому воспитанию студентов педагогического вуза Якутского государственного университета, докладывались на научно-практических конференциях по кафедре физического воспитания ЯГУ (1997, 1998гг.) — на общеуниверситетских конференциях ЯГУ (1996, 1997, 1998гг.) — на региональной Дальневосточной научной конференции, посвященной 140-летию г. Хабаровска и 60-летию Хабаровского края (31 марта — 4 апреля 1998 г.).

На защиту выносятся следующие положения:

— единство и взаимодействие профессионально-прикладной физической подготовки студентов со специализацией по учебному предмету обеспечивают их социально-педагогическую мобильность в современных условиях;

— осознанная целенаправленная деятельность студентов по овладению профессионально-прикладными знаниями, умениями и навыками физкультурно-оздоровительной работы в школе создает решающее условие для эффективной организации процесса оздоровления школьников;

— использование национальных якутских упражнений, игр, элементов национальных танцев стимулирует и дает наибольший эффект в постановке и результативности физкультурно-оздоровительной работы в школе.

Структура и объем диссертации

.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенной работы выяснилось, что в общеобразовательных школах Республики Саха (Якутия) физкультурно-оздоровительная работа носит эпизодический характер и замыкается на деятельности учителя физкультуры. Ежедневная оздоровительная работа в классе, как это требуется гигиеническими нормами, как правило отсутствует. Недостаток двигательной активности, отсутствие оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня отражается на состоянии здоровья учащихся. Ежегодно отмечаются снижение зрения у школьников, нарушения осанки, искривление позвоночника и т. д. Отмечается слабая включенность в физкультурно-оздоровительную работу учителей-предметников, классных руководителей.

Такое положение наблюдается из-за того, что в школу приходит контингент учителей, не готовых к ведению воспитательной работы средствами физической культуры. Исследования причин недостаточной физкультурной образованности педагогов показали, что в институте практически отсутствуют занятия по профессионально-прикладной физической подготовке будущих учителей.

Учебный процесс по физическому воспитанию направлен на личную физическую подготовку студентов, укрепление их здоровья. В учебной программе отсутствуют разделы, связанные с методикой проведения физкультурно-оздоровительной работы с учащимися. у.

Разработанная нами экспериментальная программа организации учебного процесса по физическомувоспитанию включала в себя два направления: физическую подготовку студентов и профессионально-прикладную физическую подготовку к физкультурно-оздоровительной работе с учащимися. Программа учитывала педагогические особенности формирования у студентов навыков физкультурно-оздоровительной работы в школе.

Основными требованиями к профессиональной направленности занятий являлась взаимосвязь теоретического и практического разделов программы и осуществление профессиональной направленности в тесном единстве с воспитанием физических качеств, повышением физической подготовленности и укрепление здоровья студентов.

Особое место в профессионально-прикладной физической подготовке студентов отводилось изучению национальных физических упражнений и подвижных игр.

Анализ результатов, полученных в ходе исследования, в основном/ подтвердил выдвинутую гипотезу о формировании у будущих учителей умений и навыков физкультурно-оздоровительной работы в школе, что подтверждается сформулированными выводами исследований.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Для пед. спец. высш. учеб. заведений. 2-е изд., перераб. и доп. -М: Просвещение, 1990. -190с.
  2. О. А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки // Высшее образование в России, 1993, -№ 3. -С.19−21.
  3. А. А., Максимов А. Л. Адаптация человека к экстремальным условиям. Л.: Наука, 1988. С. 3−24.
  4. О. Э. Информационно-пропагандистское воздействие на школьников как факты приобщения их к физкультурной деятельности: Автореф. дисс. канд.. пед. наук. -М. -1996. -24 с.
  5. Апаас К, Сабарайкин С. В. Педагогическая система воспитания на народных традициях // Физическая культура, спорт и здоровье населения Дальнего Востока: Материалы V межрегион, науч. конференции. -Хабаровск, 1997. -С. 3−4.
  6. Н. В. Самовоспитание студентов педагогических вузов средствами физической культуры: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1986. 16 с.
  7. . Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. -С. 319−321.
  8. В. Ф. Школа и развитие педагогической мысли в Якутии. Якутск: изд-во ЯГУ, 1966. С. 204−208.127
  9. В. Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск: Якут. кн. изд-во, 1979 г. с. 154−157.
  10. В. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: Учебное пособие для студентов, аспирантов и преподавателей институтов физ. культуры. -М.- Физкультура и спорт, 1978. -223 с.
  11. О. А. Система подготовки общественных физкультурныхскадров в педагогических вузах: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1983.-18 с.
  12. О. А. Социально-педагогические особенности подготовки учителей к общественной физкультурно-оздоровительной работе с учащимися. -Алма-Ата, 1989. -80 с.
  13. О. А. Формирование профессионально-педагогических умений учителя-воспитателя средствами физической культуры: Учебное пособие по спецкурсу методико-воспитательной работы. -М., 1990. -81 с.
  14. О. А. Физическая культура в воспитательной деятельности учителя. -Алма-Ата, 1990. -112 с.
  15. О.А. Формирование профессиональной готовности будущего учителя к воспитательной работе средствами физической культуры. Автореф. дисс.. докт. пед. наук. -М.: ГЦОЛИФК, 1991. -40 с.
  16. Ю. К. Рациональная организация учебной деятельности. -М.: Знание, 1981. -С.27−38.
  17. В. К. Физическая культура для всех и для каждого. -М.: Физкультура и спорт, 1988. -Гл. 3. -С. 73−105.
  18. В. К., Лубышева’Л.И. Теоретико-методические подходы к развитию физкультурного воспитания в вузе // Проблемы формирования личности и профессиональной готовности специалистов средней и высшей квалификации средствами физической культуры и спорта
  19. Тез. докл. Всесоюз. науч.-практ. конф. 13 июня 1991 г. -Кировоград, 1991. Часть 1.С.13−14.
  20. В. К. Лубышева Л. И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры. 1995. -№ 4. С. 2−8.
  21. А. И., Якимова М. И. Исследования приоритетов двигательной активности школьников г. Хабаровска // Физическая культура, спорт и здоровье населения Дальнего Востока: Материалы V Межрегион, науч. конференции. -Хабаровск, 199J. -С. 8−10.
  22. Е. А. Педагогические условия использования якутских народных настольных игр в интеллектуальном развитии детей 4−11 лет: Автореф. дисс.канд. пед. наук. -Якутск, 1995. 22 с.
  23. Н. Н. Роль физического воспитания в формировании социальной аю-ивности студентов: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -Л., 1981.-24 с.
  24. В. А. Формирование интересов и потребностей к занятиям физической культурой и спортом у будущих учителей. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1987. -17 с.
  25. Бахтыбекова 111. М. Физическая культура в профессиональной деятельности учителя-предметника. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -Малаховка, 1992. 24 с.
  26. Бахтыбекова 111. М. Физическая культура учителя как элемент его здорового образа жизни и показатель общей культуры // Физическая куль129тура и здоровый образ жизни: Тезисы Всесоюзной научно-практической конференции. -Липецк, 1991. С. 139−140.
  27. Ш. М., Прохорова М. В. Роль физической культуры в жизни учителя // Мектебе Казахстан. -1990. -№ 4. -С. 26−28.
  28. Белоусова 3. И., Крылова Б. И. Формирование у студентов навыков общения со школьниками // Советская педагогика. 1988. -№ 4. — С. 84−86.
  29. Г. П. Школьникам здоровый образ жизни (Внеурочныеизанятия с уч-ся по ф.к.). -М.: Физкультура и спорт. 1989. -192 с.
  30. В. В. Общение и взаимовлияние в процессе воспитания // Советская педагогика. -1988. -№ 2. С. 65−69.
  31. Е. Я., Арсеньев Е. И., Рябченко Г. С. Физическая работоспособность студентов в условиях Крайнего Севера // Теория и практика физической культуры. 1991. № 10. -С. 46−48.
  32. Е. А. Профессионально-педагогическая направленность физического воспитания при подготовке сельских учителей общеобразовательных предметов. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -Малаховка, 1984. -20 с.
  33. А. И. Влияние спорта на организм школьников // Теория и практика физической культуры, 1995. № 4. — С. 12−14.
  34. А. И. Формирование личностных качеств и организаторских умений у будущего учителя физической культуры // Теория и практика физической культуры. -1991. -№ 6. С. 42−43.
  35. А. Н. Традиционные игры и состязания эвенков. Якутск: кн. изд-во «Северовод», 1997. 12 с.
  36. В. А., Ромашова Я. Н. Социальная психология в образовании // Высшее образование в России. -1998. -№ 1 С. 28−38.
  37. М. Я. Физическая культура в научной организациипроцесса обучения в высшей школе: Учебное пособие. -М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1982. -156 с.
  38. М. Я. Формирование физической культуры личности учителя в процессе его профессиональной подготовки. Автореф. дис.. докт. пед. наук. -М., 1990. 84 с.
  39. М. Я. Физическая культура в научной организации учебного труда студентов. Учебное пособие. М.: Прометей, 1993. — 156 с.
  40. М. Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. № 1. С.27−32.
  41. М. Я., Внуков А: П. Физическое самосовершенствование как критерий всестороннего развития личности будущего учителя // Физическое воспитание учащейся молодежи. -1986. С. 6−15.
  42. П. А., Душанин А. П., Жолдак В. И. Основы физической культуры и здорового образа жизни: Учебное пособие. -М.: Советский спорт. 1996. С. 168−170.
  43. М. Я., Ильинич В. И. Физическая культура работников умственного труда. М.: Знание, 1987. 95 с.
  44. М. Я., Сафин Р. С. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей. -М., 1989.-159 с.
  45. А. А. Организационно-педагогические, основы физического воспитания студентов в высших учебных заведениях: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -Малаховка, 1982. 22 с.
  46. А. П. Формирование потребности в физическом самосовершенствовании у студентов педагогических институтов: Автореф. дисс. канд. пед. наук., М., 1982. — 17 с.
  47. Г. Н. Этнопедагогика чувашей. М.: Изд-во «Пресс-сервис», 1997.441 с.
  48. В. М. Неспециальное (непрофессиональное) физкультурное образование // Теория и практика физической культуры. -1995. № 5, 6.-С. 15−17.
  49. В. М., Зыков Б. К., Лотоненко А. В. Физическая культура студентов вузов: Учебн. пос. -Воронеж: ВГУ, 1991. 160 с.
  50. Вяткина 3. Н. Индивидуальный стиль деятельности в педагогическом мастерстве учителя. Пермь, 1979. -190 с. у
  51. Гайнуллина 3. Ж. Формирование активного отношения студентов к физической деятельности: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1994. 24 с.
  52. Г. А. Влияние занятий физической культурой в условиях неблагоприятных факторов внешней «среды на состояние здоровья и физическое развитие студентов //Здоровье нации: Сборник материалов международного народного конгресса. -М., 1997. -С. 55−57.
  53. Л. Л., Копылов Ю. А. Физическое воспитание учащихся общеобразовательной школы: личностный аспект // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -1998. № 2. -С. 17−19.132
  54. С. К. Формы и методы привлечения студентов к занятиям оздоровительной физической культурой // Проблемы оздоровления населения средствами физической культуры в новых социально-экономических условиях: Тезисы докладов. -Минск, 1996. С. 10−11.
  55. А. А. Методологические и теоретические проблемы этнопедагогики якутов. Москва, МГОПУ, 1993. -147 с.
  56. Р. Г. Социологические проблемы воспитания. -М.: Педагогика, 1981. -176 с.
  57. Г. И. Влияние различных видов двигательных действий на состояние здоровья и утомление школьников // Физическое воспитание и школьная гигиена. Тез. IV Всесоюз. конф. М., 1991. Ч. 2. С. 229.
  58. П. К. Научно-методические основы формирования у школьников интереса к физической культуре: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. -М., 1996. -62 с.
  59. П. К. Формирование у школьников устойчивого интереса к занятиям спортом // Теория и практика физической культуры. 1995. -№ 11.- С. 49.
  60. Ежегодник справочных таблиц по образованию Республики Саха (Якутия). Итоги 1996−1997 учебного года и показатели на начало 19 971 998 учебного года / Составитель Романова Н. И. -Якутск, 1998. -Вып. 32. -17 с.
  61. С. В. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя: Учебное пособие. -М.: Просвещение, 1989. 189 с.
  62. В. А. Теория и технология дифференцированного фи133зического воспитания детей и учащейся молодежи: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. М., 1996. — 40 с.
  63. Л. Д. Особенности восприятия учителем личности уче1. Щ*ника: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -Л., 1973. 22 с.
  64. В. П. Процесс формирования физической подготовки студентов к профессиональной деятельности // Здоровье нации: Сборник материалов Международного науч. конгресса. М., 1997. — С. 68−71.
  65. Г. Е. Формирование основ профессионального общения студентов национального педагогического вуза: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -Якутск, 1995. -21 с.
  66. . И. Профессионально-прикладная физическая подготовка в советской системе физ. воспит. -М.: ГЦОЛИФК, 1981.
  67. Г. Д. Подготовка студентов вузов к физкультурной деятельности в условиях производства / Тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции „Физическая культура в условиях производства“. Ростов-на-Дону. М., 1990. -С. 64−66.
  68. Изменения, дополнения к комплексной программе физического воспитания учащихся I XI классов общеобразовательной школы и методические указания к ним / Составители: Кочнев В. П., Шамаев Н. К. Якутск, 1992. -70 с.
  69. В. С. Формирование личности школьника. М.: Педагогика, 1984.-144 с.
  70. В. И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов. М.: Высшая школа, 1997. -144 с.
  71. В. И. Студенческий спорт и жизнь. Учебное пособие для вузов. М., 1995. -186 с.
  72. В. И., Виленский М. Я. Физическая культура для работников умственного труда. М.: Знание, 1983. — 64 с.
  73. В. А., Полиевский С. А. Профессионально-прикладная направленность физического воспитания в ПТУ. -М., 1991. 120 с.
  74. Р. Ф. Формирование позитивного отношения студентов к физической культуре средствами ценностных ориентаций: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. -1996. -24 с.
  75. В. Г. Характеристика профессиональных качеств преподавателей гуманитарных вузов // V межрегион, науч. конф. „Физическая культура, спорт и здоровье населения Дальнего Востока“: Тез. докл. -Хабаровск, 1997. С. 27−29.
  76. В. П. Профессиональное становление студента гуманитарного вуза (теоретические аспекты). 2-е изд. перераб. и доп. -Хабаровск: ХГПУ, 1996. — 148 с.
  77. Г. П. Физическая культура и спорт в повышении работоспособности и учебно-трудовой активности студентов // Теория и практика физической культуры. 1987. № 10. — С. 13−14.
  78. А. М. Физическая культура и спорт в образе жизни студентов (социально-воспитательный .аспект): Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -Л., 1985. -22 с.
  79. А. М. Физическая культура и спорт в образе жизни студентов // Теория и практика физической культуры. -1983. -№ 4. С. 37−39.
  80. А. М. Физическая культура и спорт в системе ценностных ориентаций студентов //Совершенствование культурно-массовой и спортивной работы со студентами вузов. Тезисы докладов. Ижевск, 1983. -С. 122−123
  81. П. И. Физическое воспитание в процессе формирования социально активной личности будущего учителя: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. -М., 1988. -21с.
  82. В. И. Использование средств ППФП в режиме дня студентов // Тезисы докладов научно-методической региональной конференции. Нальчик: КБГУ, 1985:-С. t6−19.
  83. О. Н. О методах анализа социокультурных явлений // Социологические исследования, 1993. № 11. — С. 138−146.
  84. В. М. Профессионально-педагогическая деятельность как предмет исследования: Методические подходы, теоретический анализ // Теория и практика физической культуры. -1980. -№ 3. С. 30−32.
  85. С.С. Теоретические и методологические основы профессиональной физической культуры учащейся молодежи: Автореф.дисс.. д-ра пед. наук. М., 1997. -50 с.•*
  86. С. С. Функции профессионально-прикладной физической культуры // Теория и практика физической культуры, 1997. № 2. С. 44−46.
  87. Е. А., Сулейманов И. И. Дифференциация физкультурного образования учащихся основной общей школы: Учебное пособие. Тюмень, 1997. -47 с.
  88. В. П. Формирование педагогической готовности будущих учителей-предметников к организации физкультурно-оздоровительной работы в школе: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1995. -22 с.
  89. В. П. Модель педагогической готовности будущего учителя-предметника к организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в школе // Теория и практика физической культуры. 1995, -№ 5−6. С. 43−44.
  90. В. П. К проблемам подготовки дополнительных физкультурных кадров из числа будущих учителей-предметников // Теория и практика физической культуры. -1995. -№ 7. С. 38.
  91. В. Ф. Концепция специального профессионального образования в вузах физкультурной культуры в современных условиях: Автореф. дисс. .д-ра пед. наук. -С-Пб., 1997. -39 с.
  92. В. П. Народные игры Якутии для детей школьного возраста // Тезисы докладов. VII Виноградовские чтения. Екатеринбург, 1993. -С. 19−21.
  93. В. П. Пути повышения эффективности применения традиционных народных упражнений, игр и национальных видов спорта в системе физического воспитания в условиях Якутии: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -Якутск. -1995. -27 с.
  94. В. Ф. Физкультурное образование студента один из путей к здоровью будущего специалиста // Проблемы развития физической культуры и спорта в условиях Сибири и Крайнего Севера: Сборник научных статей. -Омск, 1995. -С.72−74.
  95. В. Н. Организационно-методические проблемы учебных занятий по физическому воспитанию в вузах // Тез. докл. Всесоюзной научно-практической конференции „Государство, спорт, мир“. -М., 1988. -С. 125.127.
  96. В. Н., Гужаловский А. А., Ворсин Е. Н. Концепция базовой программы физического воспитания учащихся и студентов Белорусской ССР // Теория и практика ф.к. -1991. -№ 6. -С. 2−8.1. Щ/
  97. В. Н. Гуманизация физического воспитания учащихся актуальная проблема постсоветского общества // Проблемы оздоровления населения в новых социальных условиях: Тезисы докладов. -Минск, 1996. -С. 19−20.
  98. А. Т., Новикова Л.'Н. Школьный ученический коллектив: Проблемы управления. -М.: Знание, 1986. -96 с.
  99. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Политиздат, 1975. -217 с.
  100. А. Н. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979. -С. 36−41.
  101. Д. X. Профессиональное самовоспитание студентов университета в учебно-познавательной деятельности: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -Рига, 1987. 24 с.
  102. В. И., Троцко Av В. Резервы подготовки студентов к воспитательной работе в школе // Советская педагогика. 1988. -№ 8. — С. 72−75.
  103. М. П. Дифференцированный подход к физическому воспитанию в учебной деятельности студентов педагогических институтов: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -Л., 1983. -18 с.
  104. А. В., Стеблецов Е. А. Физическая культура и ее виды в реальных потребностях студенческой молодежи // Теория и практика физической культуры. 1997. -№ 6. -С. 26, 29 -41.
  105. Л. И. Теоретйко-методологические и организационные основы формирования физической культуры студентов: Автореф. дисс.. докт. пед. наук. -М., 1992. 58 с.
  106. Л. И. Современные подходы к формированию физкультурного знания у студентов вузов // Теория и практика физической культуры. -1992. -№ 6. С. 20−23.
  107. Л. И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физической культуры. 1997. -№ 6. -С. 10−15.у
  108. Л. И., Грузных Г. М. Теоретико-методологическое обоснование физкультурного образования студентов // Теория и практика физической культуры. -1991. -№ 6.- С. 9−12.
  109. Л. И., Грузных Г. М. Физкультурное воспитание как средство формирования физической культуры молодежи: Сб. науч. трудов / Под редакцией А. В. Лотоненко, Б. К. Зыкова. -Воронеж: изд-во ВГАУ. -1992. -С. 22−28.
  110. Л. И., Косихин В. П. Кадровая поддержка развития инновационных процессов в физическом воспитании // Теория и практика физической культуры. 1997. -№ 1. -С. 2−4.
  111. М. И. Развитие психологической компетентности учителя: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1996. -С. 22.
  112. Лях В. И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе // Теория и практика физической культуры. -1990.-№ 9.-С. 10−14.
  113. Лях В. И., Мейксон Г. Б., Кофман Л. Б. Концепция физического воспитания детей и подростков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. № 1. -С. 24−26.
  114. С. В., Садовая 3. В. Основные направления развития системы учебного процесса высшей школы // Современные проблемы высшего образования на Дальнем Востоке: Материалы IV конференции. -Владивосток, 1996. -С. 21−22.
  115. Т. Н. Воспитание социальной активности старших школьников: Автореф. дисс. докт. пед. наук. -Л., 1974. -42 с.
  116. Ф. В., Зайцев Е. А., Варнахин Ф. М. Некоторые аспекты оптимизации процесса физического воспитания в вузах // Теория и практика физической культуры. 1996. № 1. -С. 23−25.
  117. Р. 3. Педагогические условия формирования активного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -Рига, 1989. -21 с.
  118. Массовая физическая культура в вузе: Учебное пособие /ч/
  119. Под ред. В. А. Маслякова, В. С. Матяжова. -М.: Высшая школа, 1991. -240 с.
  120. А. П., Полянский В. П. Прикладность физ. культ.: понятийные основы и их конкретизация в современных условиях //Теория и практика физической культуры. -1996. № 7. -С. 42−47.
  121. Г. И., Чекулаев Н. Н. О подходах к разработке региональных программ физического воспитания школьников // Науч.-практ.конф. по проблемам физического воспитания школьников Сахалинской области: Тез. докл. -Александров-Сахалинский, 1993. С. 11−13.
  122. Г. И., Касаткина- И. В., Колесников А. М., Каргапо-лов В. П. Основы теории физического воспитания: Учебное пособие. -Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1995. -113 с.
  123. В. М. Научные основы составления программ профессионально-прикладной физической подготовки студентов вузов // Теория и практика физической культуры. -1991. -№ 6. -С 25−27.
  124. Ю. М. О культуре физической, ее теории и системе физкультурной деятельности //Теория и практика физической культуры. 1997. -№ 6. С. 2−9.
  125. Л. К, Павлова Г. В. Физическая культура для людей, занятых малоподвижным трудом. -М.: Советский спорт, 1993. -96 с.
  126. . И., Лушников А. Г. Физическая культура в системе ценностных ориентаций студентов // Философско-социологические исследования физической культуры и спорта. Вып. I. М. С.112−117.
  127. Э. А. Профессиональные и физиологические особенности труда учителя // Гигиена и санитария. 1979. № 3. — С. 16−18.
  128. А. Б. Проблемы перестройки психолого-педагогической подготовки учителя // Вопросы психологии. -1988. -№ 1. -С. 16−26.У
  129. Е. М. Профессиональное становление будущего учителя // Советская педагогика. -1990.- № 11. С. 64−69.
  130. И. С. Этнопедагогика школы „Кут-сюр“ о воспитании: Учебное пособие. Якутск, 1997. 64 с.
  131. И. С. Кут-сюр как форма обучения и подготовки будущих учителей по национальной культуре: Учебное пособие. Якутск, 1995.-24 с.
  132. В. В. Проблемы физкультурного образования студентов гуманитарных и технических вузов // Теория и практика физической культуры, 1991. -№ 4. С. 35−36.
  133. В.В. Педагогические основы физкультурного образования студентов (Опыт игрового проектирования и экспертизы). Автореф. дисс.. докт. пед. наук. -М.: ГЦОЛИФК, 1992. -47 с.
  134. А.Г. Гигиеническое воспитание будущих учителей. М.: Медицина, 1991. 220 с.
  135. Профессиональная деятельность молодого учителя: Социально-педагогический аспект // Под» ред. С. Г. Версиловского, Л. Н. Ле-сохиной. М.: Педагогика, 1982. -145 с.
  136. М. В. Физическая культура педагога как часть его общей культуры // Методические рекомендации в помощь самообразованию педагогов-воспитателей и учителей. Экспериментальный материал. Л., 1983. С. 10−16.
  137. М. В., Стрельникова Т. Н., Бахтыбекова Ш. М. Физическая культура в профессиональной деятельности педагога-воспитателя. Методическая разработка. -Малаховка, 1992. -16 с.
  138. Г. И. Влияние различных видов учебных занятий по142физическому воспитанию на умственную работоспособность студентов вузов: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1980. -21 с.
  139. В. Ф. О функциях высшего образования в условиях демократического общества // Высшее образование в России, 1994. -№ 2. С. 19−23.
  140. Н. Э. Профессионально-педагогический потенциал специалиста по физической культуре и его формирование в условиях высшего педагогического образования: Автореф. дисс.. докт. пед. наук. -С-Пб., 1996. -50 с.
  141. Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов. М.: Высшая школа, 1995. -120 с.
  142. В. М., Ищенко А. С. Физическая культура в жизни студента. -Минск: Вышэйш школа, 1986. -175 с.
  143. Г. В. Традиционные игры и состязания эвенов. Якутск: кн. изд-во «Северовод», 1997. 16 с.
  144. С. В. Компенсация дефицита двигательной активности школьников на основе учета их функциональной подготовленности // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -1997. -№ 3. -С. 9−10.
  145. Н. Е. Теория и практика подготовки учителя к развитию у школьников мотивационной готовности к труду: Автореф. дисс.. доктора пед. наук. -Хабаровск, 1996. -46 с.143
  146. Г. В. Физическая культура как средство адаптации к условиям вуза // Здоровье нации: Сборник. М., 1997. -С. 137−138.
  147. С. Н. Туризм как эффективное средство физического и нравственного воспитания школьников: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., МГНФК, 1996. -25 с.
  148. Л. И. Состояние здоровья студенческой молодежи ХГАЭП // Физическая культура, спорт и здоровье населения Дальнего Востока: Материалы V Межрегиональной научной конференции, 18−20 марта, 1997 г. -Хабаровск, 1997. -С. 106−107.
  149. Г. М. Физическое воспитание и образование в вузе. Ставрополь: СГПИ, 1993. -85 с.
  150. В. А. и др. В поисках критериев эффективности преподавательского труда // Высшее образование в России. 1997. — № 1. — С. 72−76.
  151. П. В. Оскуолага уорэнэр оголорго оонньуулар. Якутск, кн. изд-во, 1950. у
  152. Е. А. Педагогические основы использования игровой деятельности в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1993. -19 с.
  153. И. И., Ниясова Н. С., Короткова Е. А. Содержание и технология дифференцированного физкультурного образования учащихся общеобразовательной школы // Теория и практика физической культуры, 1995. № 9. -С. 52−56.
  154. К. И. Роль и место физической культуры и спорта в воспитательной работе в вузе- Автореф. дисс.. канд. лед. наук. -Л., 1980.-24 с.
  155. Н. Д. Формирование приемов общения студентов и преподавателей // Вопросы психологии. 1983. -№ 6. — С. 88−91.
  156. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для пединститутов / Под ред. Б. А. Ашмарина. -М.: Просвещение, 1990. -287 с.
  157. А. В. Анализ современных целевых установок по вопросу о содержании и наиболее эффективных формах обучения в физкультурных вузах // Теория и практика физической культуры, 1997. -№ 2. -С. 5−6.
  158. О. Л. К здоровью школьников через дополнительное физкультурное образование // Физическая культура, спорт и здоровье населения Дальнего Востока: Материалы конференции. -Хабаровск, 1996. -С. 71−72.
  159. В. И. Совершенствование профессиональной направленности физического воспитания будущих учителей // Физическая культура основа здорового образа жизни. Всероссийская научно-практическая конференция, 1995. — Часть 2. — М., 1995. — С. 14.
  160. В. И. Физическая культура в общекультурном и профессиональном развитии личности будущего учителя // Интегративная антропология в решении задач здорового образа жизни. -Майкоп, 1995. С. 340−343.
  161. В. И. Методические основы профессиональной направленности физического воспитания будущих учителей: Учебное пособие. -Пятигорск, 1996. -183 с.
  162. В. И. Роль знаний и убеждений в формировании физической культуры будущих учителей // Проблемы теории и практики инте-гративной антропологии. Материалы научно-практической конференции. -Майкоп, 1996. -С. 248−250.
  163. М. Д. Методика конкретных социологических исследований и печать: Лекции по курсу для студентов факультетов и отделений журналистики государственных университетов. -М., 1980. -210 с.
  164. В. В. Теория и практика подготовки будущих учи*телей к физическому воспитанию учащихся: Автореф. дисс. .докт. пед. наук. М., 1993. -44 с.
  165. Физическая культура. Примерная учебная программа по физической культуре для высших учебных заведений. -М.: Госуд. комитет РФ по высшему образованию, 1994. 54 с.
  166. С. В. Интересы и мотивы студентов к предмету «Физическое воспитание» // Проблемы физического воспитания школьников Сахалинской области: Материалы научно-практической конференции 25−26 марта 1993 г. -Александровск-Сахалинский, -1993. С. 91−92.
  167. Л. И. Роль физического воспитания в адаптации студентов к условиям вуза: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -Л., 1984. 20 с. У
  168. Ш. К. Технология теоретической профессиональной подготовки в системе специального физкультурного образования: Автореф. дисс. .д-ра пед. наук. -М., 1996. 60 с.4 182. Шадрина А. А. Якутские народные игры. Якутск. 1991. -120 с.
  169. Н. К. Вопросы -специфики занятий физкультурой и спортом. Якутск, 1986. 96 с.
  170. Н. К. Народные традиции в физическом воспитании якутских детей // Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Из истоков народной педагогики якутов». Якутск, 1992. С. 146−149.
  171. Н. К. Особенности методики физического воспитания в условиях Севера. Якутск: изд-во Якутского госуниверситета, 1996. -113 с.
  172. Н. К., Павлов И. В. Физическое воспитание для сельских школ: Школьная программа. Якутск, 1992. 36 с.
  173. Н. К., Кочнев В. П., Готовцев П. П. Традиционные игры и состязания якутов. Якутск: кн. йзд-во «Северовод». 1997. 27 с.
  174. М. А. Якутские народные подвижные игры для детей. Якутск: кн. изд-во, 1966.
  175. И. П. Интеграция высшей школы с наукой и производством. ЛГУ, 1987. 92 с.
  176. Heir В. Untersuchunden zun sportlichen Trainingsstand in Stu-dentensport.-Theoretie und Praxi der Kozperkultur.-1974.- № 10.-S.26−35.
  177. Montpetit R.R., Montoye H. Y., Zaiding Z. Zrip Stenght of school children, Saginaw, Michigan: 1899 and 1984 // Reseach Quarterly.-1987. -V.38.-P.231−240
  178. Olsow Y., Hirsh E., Breitenbach O. Administration of High School Collegiate Athletic Programs. Saunders College Publishing, USA, 1987.-P. 49−51.
  179. Padagogisches Worterbuch. Voik und Wissen.-Berlin.-1987. -$ 132−136.
  180. Sieger V. Zesellschaftliche Verhaltnisse und gesellschaftliche Ze-setze in der sozialistishen Korperkultur // Jheorie und Praxis der Korperkultur.-1979.-N3.-S. 161−166.
  181. Sullivaun R. Jhe battle Dallas, Sports Illustrated, jan22,1990,7,-p. 19−23.
  182. Szadkowsha B. Czas wolny i rekreacja miesskancow domow stu-denta wyzszych uczelni wychowania fizycznego w Polace // Kultura Fizchna.-1979.-N10.-S.29−31.
  183. WeyererS., Kupfer B. Physical Exercise and Psychological Health // Sports Med., 1997, v.17,N2,p.108−116.
Заполнить форму текущей работой