Качество журналистской информации в системе массовой коммуникации
Горохов В. М. Основы журналистского мастерства. М., 1993; Грабельников А. А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы. М., 2000; Дзялошинский И. М. Методы деятельности СМИ в условиях становления гражданского общества. М., 2001; Засурский И. И. СМИ, власть и гражданское общество в регионе. M., 2002; Землянова JI.M. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Методологические основы исследования журналистской информации в системе массовой коммуникации
- 1. 1. Журналистика как источник информации в системе массовой коммуникации
- 1. 2. Качество журналистской информации как объект исследования
- 1. 3. Банки и базы данных — средство оптимизации качества информации
- Глава 2. Состояние качества журналистской информации и пути его повышения
- 2. 1. Периодическая печать в системе массовой коммуникации современной России
- 2. 2. Качество журналистской информации в теленовостях
- 2. 3. Средства массовой информации в сети Интернет
- 2. 4. Пути повышения качества журналистской информации
Качество журналистской информации в системе массовой коммуникации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Наша страна, как и весь мир, постепенно вступает в эпоху, где информационная сфера становится определяющей в функционировании важнейших сфер жизни общества. Поэтому качество информационной основы современного общества приобретает первостепенное значение. Известные исследователи, такие как Э. Тоффлер, М. Кастельс и другие обращают внимание на ключевую роль информации для перспектив развития общества. Система массовой коммуникации — одна из важнейших составляющих современного социума, без нее немыслимо его полноценное функционирование. Именно поэтому сравнительно новый в области гуманитарных наук социально-информациологический подход возник как ответ на актуальную социальную потребность в изучении закономерностей информационно-коммуникативных процессов в целом.
Непрерывно увеличивающийся объём информации предопределяет рост трудозатрат на обеспечение эффективности массовой коммуникации. Связано это, прежде всего, с оптимизацией процедур поиска и отбора необходимой потребителю информации из огромного объема хранящихся в архивах и находящихся в обращении (в том числе и ложных) сведений. Это становится все более сложной задачей. Важнейшей структурой, обеспечивающей информацией систему массовой коммуникации, является журналистика. Поэтому названная проблема в журналистике проявляется наиболее остро и речь идёт об обеспечении качества, прежде всего, журналистской информации: операционализация, идентификация, обоснование критериев качества. Качество в общепринятом смысле — это совокупность свойств явления, процесса, продукции (в данном случаежурналистской информации), обуславливающих её способность удовлетворять определённые общественные и личностные потребности. Однако проблема качества информации в целом и журналистской — в особенности, настолько многогранна, что, несмотря на пристальное внимание к ней, она далека от удовлетворительного разрешения. Например, в весьма подробном анализе теорий информационного общества Ф. Уэбстера1 освещены в основном экономические, технологические, количественные в своей основе стороны данного вопроса. Будучи первичным, от которого зависят остальные характеристики (содержательные, психологические, эмоциональные и другие), качество журналистской информации предопределяет конечную эффективность массовой коммуникации. Таким образом, актуальность данного диссертационного исследования диктуется необходимостью:
— научной разработки проблем качества журналистской информации в целом и, в особенности, поиска, производства и структуризации информации;
— изучения механизмов информационного обеспечения и специфики функционирования различных СМИ в системе массовой коммуникации;
— обоснования направлений и методов повышения эффективности информационного обеспечения СМИ в целях повышения достоверности циркулирующей в системе массовой коммуникации журналистской информации;
— разработки концепции специализированного для сферы массовой коммуникации банка данных, ориентированного на решение задач по организации, упорядочению и повышению достоверности циркулирующей в системе массовой коммуникации журналистской информации.
Автор рассматривает проблему не только со стороны применения для её решения современных информационных технологий, но и с учётом гуманитарной природы информации, что позволяет обосновать практический путь оптимизации и общее — качество журналистской информации.
1 См. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М., 2004.
Степень научной разработанности темы. Основателем научного изучения массовой коммуникации стал в начале XX века немецкий социолог, один из авторов метода контент-анализа Макс Вебер, заложив основы её исследования. Интерес к проблеме проявляли многие социологи, например Г. Ласуэлл, разработавший классическую модель массовой коммуникации как однонаправленного процесса1. В том же ключе массовая коммуникация рассматривалась Р. О' Харой: «Массовая коммуникация подразумевает процесс передачи идентичных сообщений большому числу людей, практически разобщенных. Понятие «средства массовой коммуникации» относится к инструментам, с помощью которых этот процесс становится возможным"2. В дальнейшем однонаправленная (односторонняя, имеющая своей целью влияние) модель коммуникации расширялась и дополнялась другими учеными (Б. Вестли, Г. Гербнером, В. Шраммом, Дж. Томпсоном, Г. Шиллером), в неё были введены элементы обратной связи. М. Маклюэном, Д. Мак-Куэйлом и А. Молем массовая коммуникация рассматривалась на основе двунаправленной модели, Ю. Хабермас развил теорию «коммуникативного действия». В СССР изучение массовой коммуникации производилось в основном социологами, например Б.М. Фирсовым4 и Ю. А. Шерковиным, согласно определению которого, целью массовой коммуникации является влияние на объект (аудиторию)5.
Глубокий сравнительный анализ научных подходов зарубежных социологов к исследованию массовой коммуникации был проведен в работе М. М. Назарова.6 Это позволило автору чётче определить место журналистской информации в системе массовой коммуникации.
1 См.: Laswell H.D. The structure and function of communication of society. In: Brison, (ed.) The Communication of Ideas. N.Y.: Harper and Brothers, 1948.
2 O’Hara R. Media for the millions. — N.Y.: Holt, Rineheart and Winston. 1964. — P. 6.
3 Маклюэн M. Понимание Медиа. Внешние расширения человека. М., 2003; Моль А. Социодинамика культуры. М., 1969; Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. Спб., 2000.
4 Фирсов Б. М. Пути развития средств массовой коммуникации. Л., 1977.
5 Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 348.
6 Назаров M.M. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М.: УРСС, 2000.
В отечественной науке двусторонняя модель массовой коммуникации впервые была рассмотрена в проекте под руководством Б. А. Грушина. В более поздних работах по теории журналистики также рассматривались различные аспекты массовой коммуникации1, но в качестве предмета исследования, причём только на описательном уровне, предлагалась её идеальная (диалоговая) модель на основе представлений авторов о строительстве демократического общества. Иная концептуальная модель системы массовой коммуникации рассмотрена в работах Е. П. Тавокина и И. Д. Фомичёвой, где предложены конкретные формы и пути совершенствования существующей системы, приближающие её к идеальной3. Выводы названных авторов существенно повлияли на выбор предметной стороны данного исследования.
Важнейшим элементом массовой коммуникации (далее МК) являются средства массовой информации (далее СМИ). Роль средств массовой информации в развитии цивилизации и, в частности, их влияние на взаимодействие власти и общества раскрыта в трудах современных западных ученых Д. Белла, М. Кастельса, Д. Кина, М. Маклюэна, У. Мартина, С. Московичи, Э. Тоффлера4.
Место и роль СМИ в общественно-политической системе, проблемы теории и практики журналистики как деятельности по производству информации для массового распространения оценивали такие.
1 Березин В. М. Теория массовой коммуникации. M., 1996; Буданцев Ю. П. Парадигма массовой коммуникации. М., 2001; Массовая коммуникация в современном мире. M., 2000; Грабельников А. А. Массовая информация в России: от первой газеты до информационного общества. М., 2001.
2 См.: Прохоров Е. П. Журналистика и демократия. М., 2001; Он же. Исследуя журналистику. М., 2005; Корконосенко С. Г. Основы журналистики. М., 2001; Бакштановский В. И. Тетради гуманитарной экспертизы. Тюмень, 2000; Казаков Ю. В. На пути к профессионально правильному. Российский медиа-этос как территоория поиска. M., 2001.
3 См.: например, Массовая коммуникация в современной России. М., 2003; Тавокин Е. П. Массовая коммуникация: сущность и состояние в современной России. — M., 2005; Фомичёва И. Д. СМИ как партиципарные коммуникации. Дисс. в виде научного доклада на соиск. уч. ст. докт. филол. н. M, 2002.
4 Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования. М., 1999; Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000; Кин Дж. Демократия и средства массовой информации //Международный журнал социальных наук: Новый взгляд на демократию — 1991. — № 2- Маклюэн М. Понимание Медиа. Внешние расширения человека. М., 2003; Мартин У.Дж. Информационное общество. М., 1989; Московичи С. Век толп. Ист. Трактат по психологии масс. М., 1998; Тоффлер Э. Метаморфозы власти. Знание, богатство и сила на пороге. XXI' века. М.: 2001; Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994. отечественные ученые как В. Горохов, А. Грабельников, И. Дзялошинский, И. Засурский, JI. Землянова, С. Корконосенко, Р. Овсепян, Е. Прохоров, А. Панарин, М. Шкондин, Т. Фролова и другие1. В частности, ими описаны свойства журналистской информации, зависящие от источника её полученияпрофессионального мастерства журналиста, его мировоззренческих, идеологических, партийных пристрастийстепени доверия населения к работникам СМИсостояния правовой базы деятельности журналиста, организации и условий труда и т. д.
Принципиально существенным для исследования стало изучение и анализ трудов кафедры информационной политики РАГС, в которых разрабатываются принципы и методы информационной политики, развитие информационных ресурсов, основы новой науки — социальной информациологии, а также проблемы правового регулирования информационной деятельности.2.
Традиционно для организации и оптимизации больших объемов информации используются и совершенствуются специальные информационные технологии. Они позволяют эффективно решать проблемы упорядочивания, хранения и обеспечения доступности огромных объемов информации в разных сферах жизни общества.
1 Горохов В. М. Основы журналистского мастерства. М., 1993; Грабельников А. А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы. М., 2000; Дзялошинский И. М. Методы деятельности СМИ в условиях становления гражданского общества. М., 2001; Засурский И. И. СМИ, власть и гражданское общество в регионе. M., 2002; Землянова JI.M. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества. Толковый словарь терминов и концепций. М., 1999; Корконосенко С. Г. Основы журналистики. M. 2001; Овсепян Р. П. В лабиринтах истории отечественной журналистики. M., 1999; Панарин А. С. Стратегическая нестабильность в XXI веке. M., 2003; Прохоров Е. П. Исследуя журналистику. M., 2005; Шкондин М. В. СМИ: системные характеристики. M., 1995; Фролова Т. И. Социальная журналистика и её роль в общественном диалоге. М., 2003; Федотова Л. Н. Социология массовой коммуникации. СПб: Питер, 2003 г. и др.
2 См.: Государственная информационная политика: проблемы и технологии. M., 2003; Журналистика и информационная политика. M., 2003; Идеология и практика информационной политики в современном российском обществе. M., 2004; Информационная политика / Учебник. Под. ред. Попова В. Д. М., 2003; Маркелов К. В. Информационная политика и общественный идеал. М., 2005; Массовая коммуникация в современной России. M., 2003; Массовая коммуникация в структуре социальной информациологии. M., 2005; Попов В. Д. Информациология и информационная политика. М., 2001; Он же. Тайны информационной политики: социальный психоанализ информационных процессов. М., 2003; Он же. Журналистика как политическая наука. М., 2003; Он же. Социальная информациология — наука XXI века (проблемы становления и развития). М., 2004; Тавокин Е. П. Власть и СМИ: вместе или порознь // Государственная служба. № 3 (29), 2004; Силкин В. В. Информация и коммуникация в системе госслужбы (Социально-информациологический анализ). Саратов, 2005; Массовые информационные процессы в современной России: Очерки/Отв.ред. А. В. Шевченко. М., 2002.
Например, в банковском и транспортном бизнесе, в физических экспериментах, оборонной промышленности и других сферах, требующих хранения и оперативного анализа невиданных прежде объемов информации. Эти информационные технологии стали возможны с появлением первых практически применимых электронных вычислительных машин, которые и создавались во многом для этих целей. Основным инструментом стали банки и базы данных, которые непрерывно совершенствуются. Сейчас они являются одним из основных инструментов систематизации больших объемов информации.
Теория банков и баз данных подробно рассматривалась многими авторами, как западными (Д. Кренке, П. Роб, К. Коронел, Т. Коннолли, К. Бегг, Ф.Д. Роланд), так и отечественными (А.С. Марков, К. Ю. Лисовский, O.JI. Голицына, Н. В. Максимов, И.И. Попов).1 В частности, исследованы принципы, примеры и условия формирования и использования информационных ресурсовразработка методологии и методик классификации информации, по критериям удовлетворения потребностей управляющего субъекта.
Признавая важность научных работ, предметно близких к тематике данной диссертации, следует отметить, что в большинстве из них речь идет преимущественно либо о технической, либо об этической стороне проблемы. Хотя многочисленные труды отечественных и зарубежных исследователей создали солидную базу для изучения проблем информационного обеспечения деятельности журналиста и качества информации в системе массовой коммуникации, комплексного рассмотрения, с учетом не только технологических и правовых реалий современного общества, но и гуманитарной её составляющей данная тема.
1 См.: Кренке Д. Теория и практика построения баз данных. СПб, 2005; Роб П., Коронел К. Системы баз данных: проектирование, реализация и управление. СПб, 2004; Малыхина М. П. Базы данных: основы, проектирование, использование. СПб, 2004; Коннолли Т., Бегг К. Базы данных. Проектирование, реализация и сопровождение. Теория и практика. М., 2003; Ролланд Ф. Д. Основные концепции баз данных. М, 2002; Марков А. С., Лисовский К. Ю. Базы данных.
Введение
в теорию и методологию, М., ' 2004; Голицына О. Л., Максимов Н. В., Попов И. И. Базы данных. M., 2004. не получила. Постановка вопроса о необходимости повышения качества журналистской информации в системе МК остается актуальной. Именно это обусловило выбор цели, объекта и предмета данного исследования.
Цель исследования — выявить условия и факторы, определяющие свойства журналистской информации в системе массовой коммуникацииобосновать принципиальные положения и разработать механизмы использования компьютерных банков и баз данных как средства повышения качества информационного обеспечения журналистики как деятельности.
Данная цель реализуется посредством решения следующих задач:
1) изучить и обобщить теоретико-методологические подходы к исследованию понятия «качество информации», определить специфику этого понятия применительно к сфере массовой коммуникации;
2) изучить существующую практику обеспечения качества журналистской информации, циркулирующей в системе массовой коммуникации;
3) разработать систему критериев качества журналистской информации;
4) предложить рекомендации по разработке технологий повышения качества журналистской информации и оптимизации механизмов информационного обеспечения журналистики как необходимого условия повышения эффективности системы массовой коммуникации в целом.
Объект исследования — журналистская информация и информационные потоки в системе массовой коммуникации.
Предмет исследования — свойства и технологические характеристики журналистской информации, которые обеспечиваются с помощью компьютерных информационных технологий.
Теоретико-методологическую и методическую базу исследования составили положения и концепции работ по журналистике, социологии, управлению, результаты научных исследований на стыке этих дисциплин. Особое место в исследовании занимают теории информации и социальной информациологии, теории информационного общества, теории и практики журналистики как политической науки. Методологическую основу исследования представляет совокупность научных принципов и методов познания общественных явлений, применяемых в политологии и смежных с ней науках, в частности, сочетания системного и синергетического подходов.
В качестве методов исследования применялись теоретико-методологический анализ, структурно-функциональный метод, а также качественные и количественные методики.
Эмпирическую базу исследования составили:
• данные контент-анализа трёх всероссийских ежедневных газет («Российская газета», «Независимая газета» и «Комсомольская правда»), за апрель 2004 г. Общий объём единиц анализа (публикаций, имеющих название и подпись автора) — 2047;
• результаты контент-анализа ежедневных выпусков вечерних новостей трёх всероссийских телеканалов («ОРТ», «РТР» и «НТВ») за ноябрь 2005 г. Общий объём единиц анализа (сюжетов) — 1084;
• статистические данные различных исследователей, публикации в периодических и научных изданиях по названной проблеме;
• материалы социологических исследований компании «МАСМИ-Рисерч», проведенных в 2004 г.
Положения, выносимые на защиту:
1. Применение компьютерных информационных технологий для повышения качества журналистской информации позволит улучшить её важнейшие характеристики (достоверность, надежность источника, оперативность, актуальность).
2. Императивом качества массовой информации является соответствие её содержания, формы, направленности и других характеристик конструктивным установкам социума, целям решения социальных проблем и повышению эффективности взаимодействия власти и общества.
3. Повышение качества журналистской информации в системе массовой коммуникации повлечет за собой повышение эффективности функционирования системы МК в целом, за счет введения стабилизирующего фактора — балансной структуры, обеспечивающей взаимодействие властные и общественные каналы массовой коммуникации.
4. Повышение качества циркулирующей в системе массовой коммуникации информации возможно с помощью применения современных информационных технологий, в частности, использования консолидированных банков данных журналистской информации.
Достоверность и научная обоснованность результатов исследования обеспечивается применением проверенных практикой общенаучных теоретико-методологических принципов, положений и методов политологии, социологии и теории информацииприменением социально-информациологического подходанаучно обоснованной методики сбора социологической информации и её политологической интерпретациейрепрезентативностью эмпирических материалов, логикой построения доказательных выводов, высокой корреляции выводов автора с выводами других исследований подобной тематики.
Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы для повышения достоверности информации в системе массовой коммуникации, совершенствования организации и функционирования системы информационного обеспечения журналистской деятельности.
Немаловажно, что предложенные методы могут быть реализованы на базе существующих информационных систем не только как расширяющие их возможности, но и переводящие их на качественно новый уровень. В частности, предложенная система рейтинга СМИ и авторов публикаций, оценки достоверности информации может быть интегрирована в крупные информационные Интернет-порталы, что значительно улучшит их функциональность и удобство пользования ими как для конечных потребителей информации, так и для самих журналистов. Информационные агентства, Интернет-порталы, предоставляющие такую услугу, получат огромное преимущество в конкурентной борьбе. Система такого рода может с успехом применяться и в других сферах информационной деятельности, в частности, в учебном процессе.
Апробация диссертационной работы. Положения, результаты и выводы исследования обсуждались на научно-практических конференциях, заседаниях проблемной группы кафедры информационной политики Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Часть положений, выводов, предложений исследования нашла отражение в научных публикациях автора.
Гпава 1. Методологические основы исследования журналистской информации в системе массовой коммуникации.
Выводы. Предложена дополненная схема структуры системы массовой коммуникации, включающая балансирующий компонент, призванный сгладить информационный конфликт между конкурирующими ветвями массовой коммуникации (власти и общества) -банк журналистской информации, доступный для использования обоими информационными каналами — как властных, так и общественных СМИ, влияющими друг на друга.
Согласно проведенным исследованиям, качество информации в системе массовой коммуникации неоптимальное по многим критериям. В частности, более трети информации подается без приведения источников, что делает невозможной её верификацию и представляет широкие возможности для информационных манипуляций и преднамеренной или случайной дезинформации вплоть до крупных масштабов.
Сегодня назрела необходимость создания специализированного банка данных, накапливающего информацию из СМИ и информагентств, объединяющего и расширяющего существующие архивы СМИ, содержащего материалы по разным темам. Он должен быть специальным средством накопления, хранения и распространения информации в СМИ, содержать не только архивные данные, но и постоянно обновляться новыми. Его назначение — решение проблем, связанных со спецификой работы с большими объемами динамически изменяющейся информации, стать качественно новым инструмент повышения эффективности системы массовых коммуникаций в целом. Предложенная координационная структура в системе массовой коммуникации, представляющая собой корпоративный банк данных журналистской информации, уравнивает информационные возможности, способствует сохранению паритета сил, и, как следствие, уменьшает вероятность крена в сторону безвластия или тоталитаризма как двух крайних случаев усиления общественных или властных СМИ. Формирование корпоративного банка данных журналистской информации может произойти как путём слияния банков данных отдельных СМИ и холдингов в силу существования объективных предпосылок (выгоды его использования для СМИ), так и по инициативе Большого Жюри Союза Журналистов России. В свою очередь, создание общественных СМИ (для которых этот общий банк данных будет крайне полезен в силу их ограниченных по сравнению с частными СМИ возможностей) соответствует целям сформированной Общественной Палаты.
Несмотря на естественность процесса слияния банков данных отдельных СМИ в единый банк данных журналистской информации в силу выгоды объединения (такой банк, как единое целое, представляет гораздо большие возможности, чем разрозненные банки данных СМИ), полагаться только на естественное течение процесса неразумно. Слияние может быть затруднено из-за конкуренции между различными СМИ (например, двумя телеканалами), поэтому сначала оно наиболее вероятно будет происходить в рамках холдингов (между СМИ, принадлежащими одному владельцу). Поэтому автор рекомендует оказать содействие этому процессу со стороны Союза Журналистов России и Общественной Палаты Российской Федерации, так как скорейшее объединение банков данных журналистской информации позволит в итоге повысить общее качество журналистской информации.
Предложенная система рейтинговой оценки достоверности выступает дополнительным фактором повышения качества журналистской информации и может применяться как совместно с корпоративным банком данных журналистской информации (так её возможности будут раскрыты наиболее полно в силу большого объема подготовленной информации), так и в сторонних банках данных и Интернет-порталах, таких, наприер, как портала «Яндекс» с его системой «Новости».
Предложенные специфические для массовой коммуникации критерии качества информации и система предикативной оценки достоверности массовой информации призваны дополнять друг друга, повышая эффективность функционирования системы массовой коммуникации в целом, и решая задачу работы системы МК в пользу социума, повышая его стабильность, оздоравливать общество.
Заключение
.
Основные научные результаты исследования, полученные автором:
1. Доказано, что высокий уровень технологий производства массовой информации является одним из важнейших условий, определяющих качество журналистской информации и эффективность функционирования системы массовой коммуникации.
2. Получены эмпирические данные, свидетельствующие о том, что для качества журналистской информации в СМИ — прессе, телевидении и сети Интернет характерны чрезвычайно высокая избыточность, низкая достоверность, высокая анонимность и, как следствие, отсутствие возможности верификации этой информации.
3. Разработана система критериев качества применительно к специфике журналистской информации: повышенные требования по векторам идентичности её содержания менталитету населения и оперативности;
4. Разработан и обоснован механизм оптимизации качества журналистской информации для идеальной структуры массовой коммуникации. Предложена уточнённая, дополненная модель идеальной системы массовой коммуникации, имеющая более высокую стабильность и эффективность за счет введения стабилизирующего фактора — общей для властных и общественных СМИ балансной структуры, включающей корпоративный банк данных журналистской информациипозволяющий вести статистику публикаций и на её основе производить оценку достоверности информации в зависимости от источника.
5. Установлено, что оптимизация существующего информационного обеспечения журналистики и информационного наполнения системы массовой коммуникации возможна на основе формирования и применения информационных технологий, в частности, банка данных журналистских публикаций, структурированного по качественным характеристикам.
Новизна научных результатов исследования заключается в следующем:
Во-первых, проблема повышения качества информации в системе массовой коммуникации рассматривалась до настоящего времени в практически изолированных друг от друга научных направленияхжурналистике, где она представляется большинством авторов как имеющая этическую или политическую подоплеку и зависящая только лишь от журналистов, и информатике, где она рассматривается как чисто техническая проблема, связанная с упорядочиванием априори хаотичной информации неконкретизируемой, абстрактной природы. В данной работе решение этой проблемы видится на единой основе: современные информационные технологии предлагается включить в повседневную журналистскую практику как обязательное необходимое звено, что позволит упорядочить и дифференцировать информационные потоки.
Во-вторых, проблема повышения качества журналистской информации в системе массовой коммуникации рассматривается комплексно, в теоретическом и прикладном аспектах, объединяющих в единое целое как объективные (кадровый, технико-технологический, финансовый потенциал), так и субъективные (уровень профессионализма, моральная, нравственная атмосфера) факторы, влияющие на элементы системы массовой коммуникации.
В-третылх, на основе анализа эмпирического материала, собранного автором, в исследовании получили практическое подтверждение выявленные характеристики распространяемой средствами массовой коммуникации информации: низкая достоверность, высокая избыточность, значительный процент анонимной и неактуальной информации и высокая политизированность, что в совокупности приводит к невозможности её верификации и противоречит менталитету населения, на фоне процесса его деполитизации.
В-четвертых, предлагается путь повышения качества журналистской информации с помощью информационных технологий, дополняющий существующие направления, основанные, главным образом, на правовой регуляции и морально-этической саморегуляции, решения этой проблемы. Система ведения статистики публикаций и оценки на её основе достоверности информации в зависимости от источника может быть создана на основании имеющихся информационных технологий и практически реализована на базе существующих новостных Интернет-порталов с учётом специфики данного направления.
Список литературы
- километров эфира / Индустрия рекламы № 023. М., 1.12.2003.
- Афанасьев В.Г. Научное управление обществом. М. 1973.
- Афанасьев В.Г. Системность и общество. М., 1980.
- Афанасьев В.Г. Социальная информация и управление обществом. М., 1975.
- Афанасьев В.Г. Социальная информация. М.: «Наука», 1994.
- Багдикян Б. Монополия средств массовой информации. М., 1987.
- Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования.-М., 1999.
- Большой Энциклопедический Словарь. Спб., 2000.
- Ю.Винер Н. Кибернетика и общество. М., 1968.
- П.Воробьев A.M. Средства массовой информации как фактор формирования гражданского общества. Процесс, тенденции, противоречия. Екатеринбург, 1998.
- Глушков В.М. Основы безбумажной информатики. М.: «Наука» 1987.
- И.Голенищев Э. П., Клименко И. В. Информационное обеспечение систем управления. Ростов-на-Дону, «Феникс» 2003.
- Голицына O. JL, Максимов Н. В., Попов И. И. Базы данных. М., 2006.
- Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. М.: 1993.
- Государственная информационная политика: проблемы итехнологии / Отв. ред. Е. П. Тавокин. М., 2003.
- Грабельников А.А. Массовая информация в России: от первой газеты до информационного общества. М., 2001.
- Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе. «РИП-Холдинг» 2001.
- Грабельников А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы. М., 2000.
- Дейт К.Дж. Введение в системы баз данных. М., 2001.
- Дейт К.Дж., Дарвен X. Основы будущих систем баз данных: Третий манифест. М., 2004.
- Дзялошинский И.М. Методы деятельности СМИ в условиях становления гражданского общества. М., 2001.
- Идеология и практика информационной политики в современном российском обществе / Отв. ред. С. Г. Маслюк М., 2004.
- Информационная политика. Учебник / Под общ. ред. В. Д. Попова. М., 2003.
- Карпова Т. Базы данных: модели, разработка, реализация. «Питер» 2001.31 .Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000.
- Качество информации: от очистки данных к модели предприятия, журнал PC WEEK/RE, № 36 / 2002.
- Кин Дж. Демократия и средства массовой информации //Международный журнал социальных наук: Новый взгляд на демократию 1991. — № 2.
- Киричёк П.Н. Публицистика и политология. Природа альянса. Саранск, 1995.
- Киричёк П.Н., Федотова О. В. Этика журналиста. Саранск, 2004.
- Когаловский М. Р. Энциклопедия технологий баз данных. «Финансы и статистика» 2002.
- Конецкая В.П. Социология коммуникации. М.: 1997.
- Коннолли Т., Бегг К. Базы данных. Проектирование, реализация и сопровождение. Теория и практика. «Вильяме», 2003.
- Коновченко С.В. Общество средства массовой информации -власть. Ростов-на-Дону, 2001.
- Коновченко С.В. Власть, общество и печать в России. Ростов, 2003.
- Коновченко С.В. Информационная политика в России. М.: РАГС, 2004.
- Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М.: Аспект Пресс, 2001.
- Корнеев В. В., Гареев А. Ф., Васютин С. В., Райх В. В. Базы данных. Интеллектуальная обработка информации. «Нолидж» 2000.
- Кренке Д. Теория и практика построения баз данных. «Питер», 2005.
- Кузнецов Г. Broadcasting, № 7(19), 2001.
- Кумылганова И.А. Механизмы саморегулирования журналистики в США. // Вестник МГУ, Сер. 10 Журналистика. N1−2004.
- Лазутина Г. В. Журналистика и качество массовых информационных потоков: этический аспект // Вестник МГУ, Сер. 10 Журналистика. N1−2004.
- Маюпоэн Г. М. Осмысляя средства МК: новые изменения человека //Искусство кино. 1994. — № 2.
- Малыхина М.П. Базы данных: основы, проектирование, использование. «БХВ-Петербург», 2004.
- Маркелов К.В. Информационная политика и общественный идеал. М., 2005.
- Марков А.С., Лисовский К. Ю. Базы данных. Введение в теорию и методологию. «Финансы и статистика», 2004.
- Мартин У.Дж. Информационное общество. М., 1989.
- Массовая информация в советском промышленном городе. М., 1980.
- Массовая коммуникация в современной России: Сб. науч. ст. / Под общ. ред. Попова В.Д.- Отв. ред. Тавокин Е. П. М.: Изд-во РАГС, 2003.
- Массовая коммуникация в структуре социальной информациологии. / отв. ред. Е. П. Тавокин. М.: Изд-во РАГС, 2005.
- Мещеряков С. В., Иванов В. М. Эффективные технологии создания информационных систем. «Политехника» 2005.
- Московичи С. Век толп. Ист. Трактат по психологии масс. М., 1998.
- Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М.: УРСС, 2000.
- Овсепян Р.П. В лабиринтах истории отечественной журналистики. -М., 1999.
- Попов В.Д. Информациология и информационная политика. М., 2004.
- Попов В.Д. Социальная информациология наука XXI века (проблемы становления и развития). М., 2004.
- Попов В.Д. Сущностные черты информации (Информационная политика. М.:РАГС, 2003).
- Попов В.Д. Тайны информационной политики: социальный психоанализ информационных процессов. М., 2003.
- Пресс-конференция председателя комитета по СМИ и полиграфии ХМАО Алексея Измайлова 24.11.2004, http://ugrainform.rU/life/talks/2004/l l/24/m8sn9vnky4.mtml.
- Пронин Е.И. Информация и этика // Вестник МГУ, Сер. 10 Журналистика. N1−2004.
- Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2001.
- Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2004.
- Расторгуев С.П. Философия информационной войны. М., 2001.
- Роб П., Коронел К. Системы баз данных: проектирование, реализация и управление. СПб, 2004.
- Ролланд Ф.Д. Основные концепции баз данных. «Вильяме», 2002.
- Российская социологическая энциклопедия. Под общ. Ред. Г. В. Осипова. М.: Изд. Группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998.
- Российский энциклопедический словарь. «Большая Российская Энциклопедия», 2001.
- Савинова О.Н. Власть и общество: на пути к диалогу (региональш аспект). Н. Новгород, 1998.
- Саймон А.Р. Стратегические технологии баз данных. «Финансы и статистика"1999.
- Свитич Л.Г. Феномен журнализма. 2000.
- Силкин В.В. Информация и коммуникация в системе госслужбы (Социально-информациологический анализ). Саратов, 2005.
- Синицына Т.М. Статистическая и журналистская информация в государственном управлении. М., 2003.
- Система средств массовой информации России. М., 2001.
- Советов Б. Я., Цехановский В. В., Чертовский В. Д. Базы данных. Теория и практика. «Высшая школа» 2005.
- Современный философский словарь. «Панпринт» 1998.
- Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник. М., 2001.
- Социальная философия. Словарь. Под общей редакцией В. Е. Кемерова, Т. Х. Керимова. М., 2003.
- Тавокин Е.П. Власть и СМИ: вместе или порознь // Государственная служба. № 3 (29), 2004.
- Тавокин Е.П. Журналистика и политические коммуникации в информационном обществе. Массовая коммуникация в современной России. М., 2003.
- Тавокин Е.П. Массовая коммуникация: сущность и состояние в современной России. М.: Граница, 2005.
- Тавокин Е.П. Социальные системы: информационный аспект. / Информационная политика. М.: РАГС, 2003.
- Тавокин Е.П. Социологическая информация в управлении: роль, методы получения и обработки. М.: Изд-во МГУ, 2006.
- Тавокин Е.П. Сфера массовой коммуникации в системе управления (Информационная политика. М.:РАГС, 2003).
- Тоффлер Э. Метаморфозы власти. Знание, богатство и сила на пороге XXI века. М.: 2001.
- Тоффлер Э. Третья волна. М., 2004.
- Уледов А.К. Взаимодействие гражданского общества и государства (теоретико-методологические аспекты анализа)// Имидж госслужбы. М., 1996.
- Ульман Д., Уидом Д. Введение в системы баз данных. «Лори» 2000.
- Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М., 2004.
- Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации», Вестник РОИВТ. № 1−3, М., 1995.
- Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. СПб: Питер, 2003.
- Философский энциклопедический словарь / Ред. Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблёва, В. А. Лутченко. М., 2003.
- Философский энциклопедический словарь. М., 1989.
- Фирсов Б.М. Пути развития средств массовой коммуникации. Л., 1977.
- Фролова Т.И. Социальная журналистика и её роль в общественном диалоге. М., 2003.
- Хансен Г., Хансен Дж. Базы данных. Разработка и управление. М., 2000.
- Харрингтон Д.JI. Проектирование реляционных баз данных. Просто и доступно. «Лори» 2000.
- Хижняк B.C. Право человека на информацию: механизм реализации. Саратов, 1998.
- Хомоненко А. Д., Цыганков В. М., Мальцев М. Г. Базы данных. «Корона-принт» 2004.
- Шаша Д., Бонне Ф. Оптимизация баз данных. Принципы, практика, решение проблем. М., 2004.
- Шевченко А.В. Информационная устойчивость политической системы. М., 2004.
- Шкондин М.В. СМИ: системные характеристики. М., 1995.
- Шкондин М.В. Средства массовой информации как коммуникативная и информационно-производящая система. М., 2002.
- Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.
- Birkinshaw P. Freedom of information. The Law, the Practice and the Ideal. L., 1988.
- Laswell H.D. The structure and function of communication of society. In: Brison, (ed.) The Communication of Ideas. N.Y.: Harper and Brothers, 1948.
- Laswell H.D. The Uses of Content Analysis Data in Studying Social Change, in. «Science and Culture», 1967, vol. 33, №.4.
- O’Hara R. Media for the millions. N.Y.: Holt, Rineheart and Winston. 1964.
- Shannon & Weaver. The Mathematical Theory of Communication. University of Illinois Press, 1959.