Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Качество журналистской информации в системе массовой коммуникации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Горохов В. М. Основы журналистского мастерства. М., 1993; Грабельников А. А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы. М., 2000; Дзялошинский И. М. Методы деятельности СМИ в условиях становления гражданского общества. М., 2001; Засурский И. И. СМИ, власть и гражданское общество в регионе. M., 2002; Землянова JI.M. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Методологические основы исследования журналистской информации в системе массовой коммуникации
    • 1. 1. Журналистика как источник информации в системе массовой коммуникации
    • 1. 2. Качество журналистской информации как объект исследования
    • 1. 3. Банки и базы данных — средство оптимизации качества информации
  • Глава 2. Состояние качества журналистской информации и пути его повышения
    • 2. 1. Периодическая печать в системе массовой коммуникации современной России
    • 2. 2. Качество журналистской информации в теленовостях
    • 2. 3. Средства массовой информации в сети Интернет
    • 2. 4. Пути повышения качества журналистской информации

Качество журналистской информации в системе массовой коммуникации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Наша страна, как и весь мир, постепенно вступает в эпоху, где информационная сфера становится определяющей в функционировании важнейших сфер жизни общества. Поэтому качество информационной основы современного общества приобретает первостепенное значение. Известные исследователи, такие как Э. Тоффлер, М. Кастельс и другие обращают внимание на ключевую роль информации для перспектив развития общества. Система массовой коммуникации — одна из важнейших составляющих современного социума, без нее немыслимо его полноценное функционирование. Именно поэтому сравнительно новый в области гуманитарных наук социально-информациологический подход возник как ответ на актуальную социальную потребность в изучении закономерностей информационно-коммуникативных процессов в целом.

Непрерывно увеличивающийся объём информации предопределяет рост трудозатрат на обеспечение эффективности массовой коммуникации. Связано это, прежде всего, с оптимизацией процедур поиска и отбора необходимой потребителю информации из огромного объема хранящихся в архивах и находящихся в обращении (в том числе и ложных) сведений. Это становится все более сложной задачей. Важнейшей структурой, обеспечивающей информацией систему массовой коммуникации, является журналистика. Поэтому названная проблема в журналистике проявляется наиболее остро и речь идёт об обеспечении качества, прежде всего, журналистской информации: операционализация, идентификация, обоснование критериев качества. Качество в общепринятом смысле — это совокупность свойств явления, процесса, продукции (в данном случаежурналистской информации), обуславливающих её способность удовлетворять определённые общественные и личностные потребности. Однако проблема качества информации в целом и журналистской — в особенности, настолько многогранна, что, несмотря на пристальное внимание к ней, она далека от удовлетворительного разрешения. Например, в весьма подробном анализе теорий информационного общества Ф. Уэбстера1 освещены в основном экономические, технологические, количественные в своей основе стороны данного вопроса. Будучи первичным, от которого зависят остальные характеристики (содержательные, психологические, эмоциональные и другие), качество журналистской информации предопределяет конечную эффективность массовой коммуникации. Таким образом, актуальность данного диссертационного исследования диктуется необходимостью:

— научной разработки проблем качества журналистской информации в целом и, в особенности, поиска, производства и структуризации информации;

— изучения механизмов информационного обеспечения и специфики функционирования различных СМИ в системе массовой коммуникации;

— обоснования направлений и методов повышения эффективности информационного обеспечения СМИ в целях повышения достоверности циркулирующей в системе массовой коммуникации журналистской информации;

— разработки концепции специализированного для сферы массовой коммуникации банка данных, ориентированного на решение задач по организации, упорядочению и повышению достоверности циркулирующей в системе массовой коммуникации журналистской информации.

Автор рассматривает проблему не только со стороны применения для её решения современных информационных технологий, но и с учётом гуманитарной природы информации, что позволяет обосновать практический путь оптимизации и общее — качество журналистской информации.

1 См. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М., 2004.

Степень научной разработанности темы. Основателем научного изучения массовой коммуникации стал в начале XX века немецкий социолог, один из авторов метода контент-анализа Макс Вебер, заложив основы её исследования. Интерес к проблеме проявляли многие социологи, например Г. Ласуэлл, разработавший классическую модель массовой коммуникации как однонаправленного процесса1. В том же ключе массовая коммуникация рассматривалась Р. О' Харой: «Массовая коммуникация подразумевает процесс передачи идентичных сообщений большому числу людей, практически разобщенных. Понятие «средства массовой коммуникации» относится к инструментам, с помощью которых этот процесс становится возможным"2. В дальнейшем однонаправленная (односторонняя, имеющая своей целью влияние) модель коммуникации расширялась и дополнялась другими учеными (Б. Вестли, Г. Гербнером, В. Шраммом, Дж. Томпсоном, Г. Шиллером), в неё были введены элементы обратной связи. М. Маклюэном, Д. Мак-Куэйлом и А. Молем массовая коммуникация рассматривалась на основе двунаправленной модели, Ю. Хабермас развил теорию «коммуникативного действия». В СССР изучение массовой коммуникации производилось в основном социологами, например Б.М. Фирсовым4 и Ю. А. Шерковиным, согласно определению которого, целью массовой коммуникации является влияние на объект (аудиторию)5.

Глубокий сравнительный анализ научных подходов зарубежных социологов к исследованию массовой коммуникации был проведен в работе М. М. Назарова.6 Это позволило автору чётче определить место журналистской информации в системе массовой коммуникации.

1 См.: Laswell H.D. The structure and function of communication of society. In: Brison, (ed.) The Communication of Ideas. N.Y.: Harper and Brothers, 1948.

2 O’Hara R. Media for the millions. — N.Y.: Holt, Rineheart and Winston. 1964. — P. 6.

3 Маклюэн M. Понимание Медиа. Внешние расширения человека. М., 2003; Моль А. Социодинамика культуры. М., 1969; Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. Спб., 2000.

4 Фирсов Б. М. Пути развития средств массовой коммуникации. Л., 1977.

5 Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 348.

6 Назаров M.M. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М.: УРСС, 2000.

В отечественной науке двусторонняя модель массовой коммуникации впервые была рассмотрена в проекте под руководством Б. А. Грушина. В более поздних работах по теории журналистики также рассматривались различные аспекты массовой коммуникации1, но в качестве предмета исследования, причём только на описательном уровне, предлагалась её идеальная (диалоговая) модель на основе представлений авторов о строительстве демократического общества. Иная концептуальная модель системы массовой коммуникации рассмотрена в работах Е. П. Тавокина и И. Д. Фомичёвой, где предложены конкретные формы и пути совершенствования существующей системы, приближающие её к идеальной3. Выводы названных авторов существенно повлияли на выбор предметной стороны данного исследования.

Важнейшим элементом массовой коммуникации (далее МК) являются средства массовой информации (далее СМИ). Роль средств массовой информации в развитии цивилизации и, в частности, их влияние на взаимодействие власти и общества раскрыта в трудах современных западных ученых Д. Белла, М. Кастельса, Д. Кина, М. Маклюэна, У. Мартина, С. Московичи, Э. Тоффлера4.

Место и роль СМИ в общественно-политической системе, проблемы теории и практики журналистики как деятельности по производству информации для массового распространения оценивали такие.

1 Березин В. М. Теория массовой коммуникации. M., 1996; Буданцев Ю. П. Парадигма массовой коммуникации. М., 2001; Массовая коммуникация в современном мире. M., 2000; Грабельников А. А. Массовая информация в России: от первой газеты до информационного общества. М., 2001.

2 См.: Прохоров Е. П. Журналистика и демократия. М., 2001; Он же. Исследуя журналистику. М., 2005; Корконосенко С. Г. Основы журналистики. М., 2001; Бакштановский В. И. Тетради гуманитарной экспертизы. Тюмень, 2000; Казаков Ю. В. На пути к профессионально правильному. Российский медиа-этос как территоория поиска. M., 2001.

3 См.: например, Массовая коммуникация в современной России. М., 2003; Тавокин Е. П. Массовая коммуникация: сущность и состояние в современной России. — M., 2005; Фомичёва И. Д. СМИ как партиципарные коммуникации. Дисс. в виде научного доклада на соиск. уч. ст. докт. филол. н. M, 2002.

4 Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования. М., 1999; Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000; Кин Дж. Демократия и средства массовой информации //Международный журнал социальных наук: Новый взгляд на демократию — 1991. — № 2- Маклюэн М. Понимание Медиа. Внешние расширения человека. М., 2003; Мартин У.Дж. Информационное общество. М., 1989; Московичи С. Век толп. Ист. Трактат по психологии масс. М., 1998; Тоффлер Э. Метаморфозы власти. Знание, богатство и сила на пороге. XXI' века. М.: 2001; Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994. отечественные ученые как В. Горохов, А. Грабельников, И. Дзялошинский, И. Засурский, JI. Землянова, С. Корконосенко, Р. Овсепян, Е. Прохоров, А. Панарин, М. Шкондин, Т. Фролова и другие1. В частности, ими описаны свойства журналистской информации, зависящие от источника её полученияпрофессионального мастерства журналиста, его мировоззренческих, идеологических, партийных пристрастийстепени доверия населения к работникам СМИсостояния правовой базы деятельности журналиста, организации и условий труда и т. д.

Принципиально существенным для исследования стало изучение и анализ трудов кафедры информационной политики РАГС, в которых разрабатываются принципы и методы информационной политики, развитие информационных ресурсов, основы новой науки — социальной информациологии, а также проблемы правового регулирования информационной деятельности.2.

Традиционно для организации и оптимизации больших объемов информации используются и совершенствуются специальные информационные технологии. Они позволяют эффективно решать проблемы упорядочивания, хранения и обеспечения доступности огромных объемов информации в разных сферах жизни общества.

1 Горохов В. М. Основы журналистского мастерства. М., 1993; Грабельников А. А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы. М., 2000; Дзялошинский И. М. Методы деятельности СМИ в условиях становления гражданского общества. М., 2001; Засурский И. И. СМИ, власть и гражданское общество в регионе. M., 2002; Землянова JI.M. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества. Толковый словарь терминов и концепций. М., 1999; Корконосенко С. Г. Основы журналистики. M. 2001; Овсепян Р. П. В лабиринтах истории отечественной журналистики. M., 1999; Панарин А. С. Стратегическая нестабильность в XXI веке. M., 2003; Прохоров Е. П. Исследуя журналистику. M., 2005; Шкондин М. В. СМИ: системные характеристики. M., 1995; Фролова Т. И. Социальная журналистика и её роль в общественном диалоге. М., 2003; Федотова Л. Н. Социология массовой коммуникации. СПб: Питер, 2003 г. и др.

2 См.: Государственная информационная политика: проблемы и технологии. M., 2003; Журналистика и информационная политика. M., 2003; Идеология и практика информационной политики в современном российском обществе. M., 2004; Информационная политика / Учебник. Под. ред. Попова В. Д. М., 2003; Маркелов К. В. Информационная политика и общественный идеал. М., 2005; Массовая коммуникация в современной России. M., 2003; Массовая коммуникация в структуре социальной информациологии. M., 2005; Попов В. Д. Информациология и информационная политика. М., 2001; Он же. Тайны информационной политики: социальный психоанализ информационных процессов. М., 2003; Он же. Журналистика как политическая наука. М., 2003; Он же. Социальная информациология — наука XXI века (проблемы становления и развития). М., 2004; Тавокин Е. П. Власть и СМИ: вместе или порознь // Государственная служба. № 3 (29), 2004; Силкин В. В. Информация и коммуникация в системе госслужбы (Социально-информациологический анализ). Саратов, 2005; Массовые информационные процессы в современной России: Очерки/Отв.ред. А. В. Шевченко. М., 2002.

Например, в банковском и транспортном бизнесе, в физических экспериментах, оборонной промышленности и других сферах, требующих хранения и оперативного анализа невиданных прежде объемов информации. Эти информационные технологии стали возможны с появлением первых практически применимых электронных вычислительных машин, которые и создавались во многом для этих целей. Основным инструментом стали банки и базы данных, которые непрерывно совершенствуются. Сейчас они являются одним из основных инструментов систематизации больших объемов информации.

Теория банков и баз данных подробно рассматривалась многими авторами, как западными (Д. Кренке, П. Роб, К. Коронел, Т. Коннолли, К. Бегг, Ф.Д. Роланд), так и отечественными (А.С. Марков, К. Ю. Лисовский, O.JI. Голицына, Н. В. Максимов, И.И. Попов).1 В частности, исследованы принципы, примеры и условия формирования и использования информационных ресурсовразработка методологии и методик классификации информации, по критериям удовлетворения потребностей управляющего субъекта.

Признавая важность научных работ, предметно близких к тематике данной диссертации, следует отметить, что в большинстве из них речь идет преимущественно либо о технической, либо об этической стороне проблемы. Хотя многочисленные труды отечественных и зарубежных исследователей создали солидную базу для изучения проблем информационного обеспечения деятельности журналиста и качества информации в системе массовой коммуникации, комплексного рассмотрения, с учетом не только технологических и правовых реалий современного общества, но и гуманитарной её составляющей данная тема.

1 См.: Кренке Д. Теория и практика построения баз данных. СПб, 2005; Роб П., Коронел К. Системы баз данных: проектирование, реализация и управление. СПб, 2004; Малыхина М. П. Базы данных: основы, проектирование, использование. СПб, 2004; Коннолли Т., Бегг К. Базы данных. Проектирование, реализация и сопровождение. Теория и практика. М., 2003; Ролланд Ф. Д. Основные концепции баз данных. М, 2002; Марков А. С., Лисовский К. Ю. Базы данных.

Введение

в теорию и методологию, М., ' 2004; Голицына О. Л., Максимов Н. В., Попов И. И. Базы данных. M., 2004. не получила. Постановка вопроса о необходимости повышения качества журналистской информации в системе МК остается актуальной. Именно это обусловило выбор цели, объекта и предмета данного исследования.

Цель исследования — выявить условия и факторы, определяющие свойства журналистской информации в системе массовой коммуникацииобосновать принципиальные положения и разработать механизмы использования компьютерных банков и баз данных как средства повышения качества информационного обеспечения журналистики как деятельности.

Данная цель реализуется посредством решения следующих задач:

1) изучить и обобщить теоретико-методологические подходы к исследованию понятия «качество информации», определить специфику этого понятия применительно к сфере массовой коммуникации;

2) изучить существующую практику обеспечения качества журналистской информации, циркулирующей в системе массовой коммуникации;

3) разработать систему критериев качества журналистской информации;

4) предложить рекомендации по разработке технологий повышения качества журналистской информации и оптимизации механизмов информационного обеспечения журналистики как необходимого условия повышения эффективности системы массовой коммуникации в целом.

Объект исследования — журналистская информация и информационные потоки в системе массовой коммуникации.

Предмет исследования — свойства и технологические характеристики журналистской информации, которые обеспечиваются с помощью компьютерных информационных технологий.

Теоретико-методологическую и методическую базу исследования составили положения и концепции работ по журналистике, социологии, управлению, результаты научных исследований на стыке этих дисциплин. Особое место в исследовании занимают теории информации и социальной информациологии, теории информационного общества, теории и практики журналистики как политической науки. Методологическую основу исследования представляет совокупность научных принципов и методов познания общественных явлений, применяемых в политологии и смежных с ней науках, в частности, сочетания системного и синергетического подходов.

В качестве методов исследования применялись теоретико-методологический анализ, структурно-функциональный метод, а также качественные и количественные методики.

Эмпирическую базу исследования составили:

• данные контент-анализа трёх всероссийских ежедневных газет («Российская газета», «Независимая газета» и «Комсомольская правда»), за апрель 2004 г. Общий объём единиц анализа (публикаций, имеющих название и подпись автора) — 2047;

• результаты контент-анализа ежедневных выпусков вечерних новостей трёх всероссийских телеканалов («ОРТ», «РТР» и «НТВ») за ноябрь 2005 г. Общий объём единиц анализа (сюжетов) — 1084;

• статистические данные различных исследователей, публикации в периодических и научных изданиях по названной проблеме;

• материалы социологических исследований компании «МАСМИ-Рисерч», проведенных в 2004 г.

Положения, выносимые на защиту:

1. Применение компьютерных информационных технологий для повышения качества журналистской информации позволит улучшить её важнейшие характеристики (достоверность, надежность источника, оперативность, актуальность).

2. Императивом качества массовой информации является соответствие её содержания, формы, направленности и других характеристик конструктивным установкам социума, целям решения социальных проблем и повышению эффективности взаимодействия власти и общества.

3. Повышение качества журналистской информации в системе массовой коммуникации повлечет за собой повышение эффективности функционирования системы МК в целом, за счет введения стабилизирующего фактора — балансной структуры, обеспечивающей взаимодействие властные и общественные каналы массовой коммуникации.

4. Повышение качества циркулирующей в системе массовой коммуникации информации возможно с помощью применения современных информационных технологий, в частности, использования консолидированных банков данных журналистской информации.

Достоверность и научная обоснованность результатов исследования обеспечивается применением проверенных практикой общенаучных теоретико-методологических принципов, положений и методов политологии, социологии и теории информацииприменением социально-информациологического подходанаучно обоснованной методики сбора социологической информации и её политологической интерпретациейрепрезентативностью эмпирических материалов, логикой построения доказательных выводов, высокой корреляции выводов автора с выводами других исследований подобной тематики.

Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы для повышения достоверности информации в системе массовой коммуникации, совершенствования организации и функционирования системы информационного обеспечения журналистской деятельности.

Немаловажно, что предложенные методы могут быть реализованы на базе существующих информационных систем не только как расширяющие их возможности, но и переводящие их на качественно новый уровень. В частности, предложенная система рейтинга СМИ и авторов публикаций, оценки достоверности информации может быть интегрирована в крупные информационные Интернет-порталы, что значительно улучшит их функциональность и удобство пользования ими как для конечных потребителей информации, так и для самих журналистов. Информационные агентства, Интернет-порталы, предоставляющие такую услугу, получат огромное преимущество в конкурентной борьбе. Система такого рода может с успехом применяться и в других сферах информационной деятельности, в частности, в учебном процессе.

Апробация диссертационной работы. Положения, результаты и выводы исследования обсуждались на научно-практических конференциях, заседаниях проблемной группы кафедры информационной политики Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Часть положений, выводов, предложений исследования нашла отражение в научных публикациях автора.

Гпава 1. Методологические основы исследования журналистской информации в системе массовой коммуникации.

Выводы. Предложена дополненная схема структуры системы массовой коммуникации, включающая балансирующий компонент, призванный сгладить информационный конфликт между конкурирующими ветвями массовой коммуникации (власти и общества) -банк журналистской информации, доступный для использования обоими информационными каналами — как властных, так и общественных СМИ, влияющими друг на друга.

Согласно проведенным исследованиям, качество информации в системе массовой коммуникации неоптимальное по многим критериям. В частности, более трети информации подается без приведения источников, что делает невозможной её верификацию и представляет широкие возможности для информационных манипуляций и преднамеренной или случайной дезинформации вплоть до крупных масштабов.

Сегодня назрела необходимость создания специализированного банка данных, накапливающего информацию из СМИ и информагентств, объединяющего и расширяющего существующие архивы СМИ, содержащего материалы по разным темам. Он должен быть специальным средством накопления, хранения и распространения информации в СМИ, содержать не только архивные данные, но и постоянно обновляться новыми. Его назначение — решение проблем, связанных со спецификой работы с большими объемами динамически изменяющейся информации, стать качественно новым инструмент повышения эффективности системы массовых коммуникаций в целом. Предложенная координационная структура в системе массовой коммуникации, представляющая собой корпоративный банк данных журналистской информации, уравнивает информационные возможности, способствует сохранению паритета сил, и, как следствие, уменьшает вероятность крена в сторону безвластия или тоталитаризма как двух крайних случаев усиления общественных или властных СМИ. Формирование корпоративного банка данных журналистской информации может произойти как путём слияния банков данных отдельных СМИ и холдингов в силу существования объективных предпосылок (выгоды его использования для СМИ), так и по инициативе Большого Жюри Союза Журналистов России. В свою очередь, создание общественных СМИ (для которых этот общий банк данных будет крайне полезен в силу их ограниченных по сравнению с частными СМИ возможностей) соответствует целям сформированной Общественной Палаты.

Несмотря на естественность процесса слияния банков данных отдельных СМИ в единый банк данных журналистской информации в силу выгоды объединения (такой банк, как единое целое, представляет гораздо большие возможности, чем разрозненные банки данных СМИ), полагаться только на естественное течение процесса неразумно. Слияние может быть затруднено из-за конкуренции между различными СМИ (например, двумя телеканалами), поэтому сначала оно наиболее вероятно будет происходить в рамках холдингов (между СМИ, принадлежащими одному владельцу). Поэтому автор рекомендует оказать содействие этому процессу со стороны Союза Журналистов России и Общественной Палаты Российской Федерации, так как скорейшее объединение банков данных журналистской информации позволит в итоге повысить общее качество журналистской информации.

Предложенная система рейтинговой оценки достоверности выступает дополнительным фактором повышения качества журналистской информации и может применяться как совместно с корпоративным банком данных журналистской информации (так её возможности будут раскрыты наиболее полно в силу большого объема подготовленной информации), так и в сторонних банках данных и Интернет-порталах, таких, наприер, как портала «Яндекс» с его системой «Новости».

Предложенные специфические для массовой коммуникации критерии качества информации и система предикативной оценки достоверности массовой информации призваны дополнять друг друга, повышая эффективность функционирования системы массовой коммуникации в целом, и решая задачу работы системы МК в пользу социума, повышая его стабильность, оздоравливать общество.

Заключение

.

Основные научные результаты исследования, полученные автором:

1. Доказано, что высокий уровень технологий производства массовой информации является одним из важнейших условий, определяющих качество журналистской информации и эффективность функционирования системы массовой коммуникации.

2. Получены эмпирические данные, свидетельствующие о том, что для качества журналистской информации в СМИ — прессе, телевидении и сети Интернет характерны чрезвычайно высокая избыточность, низкая достоверность, высокая анонимность и, как следствие, отсутствие возможности верификации этой информации.

3. Разработана система критериев качества применительно к специфике журналистской информации: повышенные требования по векторам идентичности её содержания менталитету населения и оперативности;

4. Разработан и обоснован механизм оптимизации качества журналистской информации для идеальной структуры массовой коммуникации. Предложена уточнённая, дополненная модель идеальной системы массовой коммуникации, имеющая более высокую стабильность и эффективность за счет введения стабилизирующего фактора — общей для властных и общественных СМИ балансной структуры, включающей корпоративный банк данных журналистской информациипозволяющий вести статистику публикаций и на её основе производить оценку достоверности информации в зависимости от источника.

5. Установлено, что оптимизация существующего информационного обеспечения журналистики и информационного наполнения системы массовой коммуникации возможна на основе формирования и применения информационных технологий, в частности, банка данных журналистских публикаций, структурированного по качественным характеристикам.

Новизна научных результатов исследования заключается в следующем:

Во-первых, проблема повышения качества информации в системе массовой коммуникации рассматривалась до настоящего времени в практически изолированных друг от друга научных направленияхжурналистике, где она представляется большинством авторов как имеющая этическую или политическую подоплеку и зависящая только лишь от журналистов, и информатике, где она рассматривается как чисто техническая проблема, связанная с упорядочиванием априори хаотичной информации неконкретизируемой, абстрактной природы. В данной работе решение этой проблемы видится на единой основе: современные информационные технологии предлагается включить в повседневную журналистскую практику как обязательное необходимое звено, что позволит упорядочить и дифференцировать информационные потоки.

Во-вторых, проблема повышения качества журналистской информации в системе массовой коммуникации рассматривается комплексно, в теоретическом и прикладном аспектах, объединяющих в единое целое как объективные (кадровый, технико-технологический, финансовый потенциал), так и субъективные (уровень профессионализма, моральная, нравственная атмосфера) факторы, влияющие на элементы системы массовой коммуникации.

В-третылх, на основе анализа эмпирического материала, собранного автором, в исследовании получили практическое подтверждение выявленные характеристики распространяемой средствами массовой коммуникации информации: низкая достоверность, высокая избыточность, значительный процент анонимной и неактуальной информации и высокая политизированность, что в совокупности приводит к невозможности её верификации и противоречит менталитету населения, на фоне процесса его деполитизации.

В-четвертых, предлагается путь повышения качества журналистской информации с помощью информационных технологий, дополняющий существующие направления, основанные, главным образом, на правовой регуляции и морально-этической саморегуляции, решения этой проблемы. Система ведения статистики публикаций и оценки на её основе достоверности информации в зависимости от источника может быть создана на основании имеющихся информационных технологий и практически реализована на базе существующих новостных Интернет-порталов с учётом специфики данного направления.

Показать весь текст

Список литературы

  1. километров эфира / Индустрия рекламы № 023. М., 1.12.2003.
  2. В.Г. Научное управление обществом. М. 1973.
  3. В.Г. Системность и общество. М., 1980.
  4. В.Г. Социальная информация и управление обществом. М., 1975.
  5. В.Г. Социальная информация. М.: «Наука», 1994.
  6. . Монополия средств массовой информации. М., 1987.
  7. Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования.-М., 1999.
  8. Большой Энциклопедический Словарь. Спб., 2000.
  9. Ю.Винер Н. Кибернетика и общество. М., 1968.
  10. П.Воробьев A.M. Средства массовой информации как фактор формирования гражданского общества. Процесс, тенденции, противоречия. Екатеринбург, 1998.
  11. В.М. Основы безбумажной информатики. М.: «Наука» 1987.
  12. И.Голенищев Э. П., Клименко И. В. Информационное обеспечение систем управления. Ростов-на-Дону, «Феникс» 2003.
  13. Голицына O. JL, Максимов Н. В., Попов И. И. Базы данных. М., 2006.
  14. В.М. Основы журналистского мастерства. М.: 1993.
  15. Государственная информационная политика: проблемы итехнологии / Отв. ред. Е. П. Тавокин. М., 2003.
  16. А.А. Массовая информация в России: от первой газеты до информационного общества. М., 2001.
  17. А.А. Работа журналиста в прессе. «РИП-Холдинг» 2001.
  18. А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы. М., 2000.
  19. К.Дж. Введение в системы баз данных. М., 2001.
  20. К.Дж., Дарвен X. Основы будущих систем баз данных: Третий манифест. М., 2004.
  21. И.М. Методы деятельности СМИ в условиях становления гражданского общества. М., 2001.
  22. Идеология и практика информационной политики в современном российском обществе / Отв. ред. С. Г. Маслюк М., 2004.
  23. Информационная политика. Учебник / Под общ. ред. В. Д. Попова. М., 2003.
  24. Т. Базы данных: модели, разработка, реализация. «Питер» 2001.31 .Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000.
  25. Качество информации: от очистки данных к модели предприятия, журнал PC WEEK/RE, № 36 / 2002.
  26. Кин Дж. Демократия и средства массовой информации //Международный журнал социальных наук: Новый взгляд на демократию 1991. — № 2.
  27. П.Н. Публицистика и политология. Природа альянса. Саранск, 1995.
  28. П.Н., Федотова О. В. Этика журналиста. Саранск, 2004.
  29. М. Р. Энциклопедия технологий баз данных. «Финансы и статистика» 2002.
  30. В.П. Социология коммуникации. М.: 1997.
  31. Т., Бегг К. Базы данных. Проектирование, реализация и сопровождение. Теория и практика. «Вильяме», 2003.
  32. С.В. Общество средства массовой информации -власть. Ростов-на-Дону, 2001.
  33. С.В. Власть, общество и печать в России. Ростов, 2003.
  34. С.В. Информационная политика в России. М.: РАГС, 2004.
  35. С.Г. Основы журналистики. М.: Аспект Пресс, 2001.
  36. В. В., Гареев А. Ф., Васютин С. В., Райх В. В. Базы данных. Интеллектуальная обработка информации. «Нолидж» 2000.
  37. Д. Теория и практика построения баз данных. «Питер», 2005.
  38. Кузнецов Г. Broadcasting, № 7(19), 2001.
  39. И.А. Механизмы саморегулирования журналистики в США. // Вестник МГУ, Сер. 10 Журналистика. N1−2004.
  40. Г. В. Журналистика и качество массовых информационных потоков: этический аспект // Вестник МГУ, Сер. 10 Журналистика. N1−2004.
  41. Г. М. Осмысляя средства МК: новые изменения человека //Искусство кино. 1994. — № 2.
  42. М.П. Базы данных: основы, проектирование, использование. «БХВ-Петербург», 2004.
  43. К.В. Информационная политика и общественный идеал. М., 2005.
  44. А.С., Лисовский К. Ю. Базы данных. Введение в теорию и методологию. «Финансы и статистика», 2004.
  45. У.Дж. Информационное общество. М., 1989.
  46. Массовая информация в советском промышленном городе. М., 1980.
  47. Массовая коммуникация в современной России: Сб. науч. ст. / Под общ. ред. Попова В.Д.- Отв. ред. Тавокин Е. П. М.: Изд-во РАГС, 2003.
  48. Массовая коммуникация в структуре социальной информациологии. / отв. ред. Е. П. Тавокин. М.: Изд-во РАГС, 2005.
  49. С. В., Иванов В. М. Эффективные технологии создания информационных систем. «Политехника» 2005.
  50. С. Век толп. Ист. Трактат по психологии масс. М., 1998.
  51. М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М.: УРСС, 2000.
  52. Р.П. В лабиринтах истории отечественной журналистики. -М., 1999.
  53. В.Д. Информациология и информационная политика. М., 2004.
  54. В.Д. Социальная информациология наука XXI века (проблемы становления и развития). М., 2004.
  55. В.Д. Сущностные черты информации (Информационная политика. М.:РАГС, 2003).
  56. В.Д. Тайны информационной политики: социальный психоанализ информационных процессов. М., 2003.
  57. Пресс-конференция председателя комитета по СМИ и полиграфии ХМАО Алексея Измайлова 24.11.2004, http://ugrainform.rU/life/talks/2004/l l/24/m8sn9vnky4.mtml.
  58. Е.И. Информация и этика // Вестник МГУ, Сер. 10 Журналистика. N1−2004.
  59. Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2001.
  60. Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2004.
  61. С.П. Философия информационной войны. М., 2001.
  62. Роб П., Коронел К. Системы баз данных: проектирование, реализация и управление. СПб, 2004.
  63. Ф.Д. Основные концепции баз данных. «Вильяме», 2002.
  64. Российская социологическая энциклопедия. Под общ. Ред. Г. В. Осипова. М.: Изд. Группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998.
  65. Российский энциклопедический словарь. «Большая Российская Энциклопедия», 2001.
  66. О.Н. Власть и общество: на пути к диалогу (региональш аспект). Н. Новгород, 1998.
  67. А.Р. Стратегические технологии баз данных. «Финансы и статистика"1999.
  68. Л.Г. Феномен журнализма. 2000.
  69. В.В. Информация и коммуникация в системе госслужбы (Социально-информациологический анализ). Саратов, 2005.
  70. Т.М. Статистическая и журналистская информация в государственном управлении. М., 2003.
  71. Система средств массовой информации России. М., 2001.
  72. . Я., Цехановский В. В., Чертовский В. Д. Базы данных. Теория и практика. «Высшая школа» 2005.
  73. Современный философский словарь. «Панпринт» 1998.
  74. А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник. М., 2001.
  75. Социальная философия. Словарь. Под общей редакцией В. Е. Кемерова, Т. Х. Керимова. М., 2003.
  76. Е.П. Власть и СМИ: вместе или порознь // Государственная служба. № 3 (29), 2004.
  77. Е.П. Журналистика и политические коммуникации в информационном обществе. Массовая коммуникация в современной России. М., 2003.
  78. Е.П. Массовая коммуникация: сущность и состояние в современной России. М.: Граница, 2005.
  79. Е.П. Социальные системы: информационный аспект. / Информационная политика. М.: РАГС, 2003.
  80. Е.П. Социологическая информация в управлении: роль, методы получения и обработки. М.: Изд-во МГУ, 2006.
  81. Е.П. Сфера массовой коммуникации в системе управления (Информационная политика. М.:РАГС, 2003).
  82. Э. Метаморфозы власти. Знание, богатство и сила на пороге XXI века. М.: 2001.
  83. Э. Третья волна. М., 2004.
  84. А.К. Взаимодействие гражданского общества и государства (теоретико-методологические аспекты анализа)// Имидж госслужбы. М., 1996.
  85. Д., Уидом Д. Введение в системы баз данных. «Лори» 2000.
  86. Ф. Теории информационного общества. М., 2004.
  87. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации», Вестник РОИВТ. № 1−3, М., 1995.
  88. Л.Н. Социология массовой коммуникации. СПб: Питер, 2003.
  89. Философский энциклопедический словарь / Ред. Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблёва, В. А. Лутченко. М., 2003.
  90. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.
  91. .М. Пути развития средств массовой коммуникации. Л., 1977.
  92. Т.И. Социальная журналистика и её роль в общественном диалоге. М., 2003.
  93. Г., Хансен Дж. Базы данных. Разработка и управление. М., 2000.
  94. Д.JI. Проектирование реляционных баз данных. Просто и доступно. «Лори» 2000.
  95. B.C. Право человека на информацию: механизм реализации. Саратов, 1998.
  96. А. Д., Цыганков В. М., Мальцев М. Г. Базы данных. «Корона-принт» 2004.
  97. Д., Бонне Ф. Оптимизация баз данных. Принципы, практика, решение проблем. М., 2004.
  98. А.В. Информационная устойчивость политической системы. М., 2004.
  99. М.В. СМИ: системные характеристики. М., 1995.
  100. М.В. Средства массовой информации как коммуникативная и информационно-производящая система. М., 2002.
  101. К. Смысл и назначение истории. М., 1994.
  102. Birkinshaw P. Freedom of information. The Law, the Practice and the Ideal. L., 1988.
  103. Laswell H.D. The structure and function of communication of society. In: Brison, (ed.) The Communication of Ideas. N.Y.: Harper and Brothers, 1948.
  104. Laswell H.D. The Uses of Content Analysis Data in Studying Social Change, in. «Science and Culture», 1967, vol. 33, №.4.
  105. O’Hara R. Media for the millions. N.Y.: Holt, Rineheart and Winston. 1964.
  106. Shannon & Weaver. The Mathematical Theory of Communication. University of Illinois Press, 1959.
Заполнить форму текущей работой