Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Критерии программирования телеканала развлекательного типа

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Но программа, будучи формой не только пространственной, но и временной организации содержательного материала, требует — на следующем этапе — чёткого выражения в календарном планировании. Календарные планы студий — квартальные, месячные, недельные — это уже плановое оформление конкретных телевизионных произведений в жанрах, т. е. именно той продукции, которой экран обращается к своей аудитории… Читать ещё >

Критерии программирования телеканала развлекательного типа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Программа как продукт (или предмет) телевидения, являясь результирующей формой его деятельности, естественно предполагает процесс создания, складывающийся из различных этапов и осуществляющийся на разных уровнях. Такой процесс создания программы получил рабочее наименование «программирование». Ныне этот термин обрёл вполне официальный статус.

Таким образом, уже в сфере наиболее очевидной и изученной — на уровне технологическом, профессионально — производственном — проблема программирования предстаёт как комплексная, многоэтапная.

Изначальная и генеральная предпосылка успеха в программной деятельности одна — это реальное выделение объекта — изучение аудитории. Её характеристика складывается, по меньшей мере, из трёх основных качеств, выяснение которых не представляет особого труда. Это, прежде всего, структурные статистические данные.

Вначале — выявление размеров общей, т. е. возможной — потенциальной — аудитории. Здесь могут быть полезны несколько величин: от населения, проживающего на территории, охваченной сигналом данного канала до количества приёмников, умноженного на среднестатистический индекс (чаще всего — на 4).

Затем, и это качественно более существенный показатель для программирования — социально-демографическая структура аудитории. Т. е. статистическая характеристика (микромодель) процентных соотношений, отражающих, как правило, следующие параметры: профессиональный, возрастной состав, деление по полу, по уровню образования, социальному положению, среде обитания (социокультурным условиям).

К числу научных предпосылок программирования стоит отнести структуру внерабочего (главным образом — свободного) времени.

Пожалуй, не стоит подробно аргументировать меру важности таких сведений, как преобладающее количество зрителей — пенсионеров, безработных. Или выявление свободного для просмотра времени у наиболее массовой аудитории.

Можно назвать ещё один важный аспект, который так же причинно связан с характером восприятия программы, а значит должен влиять на её построение. Это психо-физический фактор индивидуального восприятия программы.

Конечно, пропаганда — вне зависимости от канала распространения — не может брать в расчёт индивидуальные психофизиологические различия, особенности единичного восприятия. На современном этапе развития техники связи и пропагандистских методов такой подход выглядел бы утопией. Но в телевидении, где психофизиология восприятия звуко-зрительного сигнала играет особую роль, обойти этот вопрос трудно. Начиная хотя бы с того, что при восприятии телевизионного сообщения в деятельностном состоянии находится максимально число рецепторов — органов восприятия, воссоздающих целостный синтетический образ в сознании реципиента.

Телесигнал — это поток сменяющихся в пространстве и времени двухмерных образов — картинок, оцениваемых реципиентом как трёхмерные (объёмные) и обладающие эмоционально-логической связью. Весь этот процесс должен проходить при непременном условии синхронизации воспроизведения на экране и восприятия (усвоения) в сознании.

Мы заглянули, так сказать, в «микромир», определив начальный уровень общей психофизиологической проблемы восприятия программы. Здесь вопросы, соответственно крупнее, масштабнее: пределы вместимости (оптимального освоения) однотипной — по теме, жанру, изобразительному решению и т. п. — информации; природа переключаемости внимания при переходе от одного компонента программы к другому;

влияние темпо-ритмических характеристик программной структуры («макромонтаж») программы) на общий процесс её восприятия и т. д. И эти вопросы остаются пока без ответа: психология вообще не подошла к ним и в постановочном плане.

Уровни (и, соответственно, факторы), на которых обнаруживается причинная обусловленность телевизионного программирования: идеологический, политический, структурно-статистический, социально-психологический, психофизический — представляют собой необходимый (в идеале) иерархический ряд, теоретическую основу (или вернее — предпосылку) научно организованного процесса создания программы. Это, так сказать, «внеканальный», допроизводственный этап.

Следующая группа факторов, также обладающих детерминирующим значением, уже непосредственно связана с телевидением — его природой и характером производства. И, поскольку она включает либо достаточно изученные явления, либо специальные проблемы, лежащие вне компетенции работников программных служб ТВ, ограничимся только их перечислением.

Специфика канала — непременный учёт в процессе подготовки программы комплекса своеобразных отличительных качеств телевидения: система изобразительно-выразительных средств, характер контакта с аудиторией; преимущественная безусловность, документальность, «репортажность» телевизионного зрелища, личность на телеэкране, т. е. персонификация и т. д.

Степень совершенства телевизионной техники — общий уровень её развития: приёмо-передающие средства, характер и способы ретрансляции и т. д.

Штат студии и творческий уровень коллектива, соотносимый со способностью к выполнению конкретных — документалистских и художественно-игровых задач, намечаемых в программе.

Как производное, система освоенных жанров, характер варьирования ими в рамках программной структуры.

Реальная техническая база студии: площадь павильонов, репетиционных помещений, вспомогательные цехи, передвижные телестанции, количество каналов и т. д.

Организованный уровень производства: руководство — управление, ритмичность, принципы планирования, отчётность и т. д.

Материальные средства: характер и способы финансирования, фонды кинои ферримагнитной плёнки и т. д.

Объём вещания и возможности (либо принципы, традиции) распределения экранного времени.

Характер координации и кооперации деятельности с другими телестудиями в стране и мире. Обмен программами — как в форме прямых ретрансляций, так и готовых передач; эпизодические либо периодические включения в программу; принципы совместного производства и планирования и т. д.

Процесс телевизионного программирования: структура и направленность программ Программирование — последовательный, поэтапный процесс создания телевизионной программы.

В настоящее время можно считать устойчивой тенденцией в организации телевизионного производства большинства ТВ студий мира, предложенный ещё в 1965 г. принцип годичного двухсезонного программирования. Следовательно, программа вписывается в контекст естественного темпо-ритма времени.

На телевидении практически непрерывно обнаруживается двуединый процесс: подготовки и выпуска (разумеется, на разных этапах) программы. И, поскольку процесс устремлён в будущее, логично начальный этап программирования и определить, как прогнозирование.

В коммерческом ТВ, где программа и её структурные элементы — прежде всего товар, генеральная цель её производителей — получение максимальных прибылей. Цели прогнозирования практически замыкаются на определении массового спроса «среднестатистического потребителя». Но обратимся к практике программирования, абстрагируясь от социального статуса ТВ. Итак, план, который кладётся в основу телевизионного производства, естественно, должен опираться на реальное движение жизни, на предвидимое развитие основополагающих процессов, возникновение новых явлений в экономике, политике, культуре и т. д.

Первые — исходные сведения о том, что непременно будет полтора-два года спустя (а именно таковы сроки начала прогнозирования, будущего ТВ-сезона) с протокольной точностью даёт календарь: исторические даты, юбилеи, традиционные праздники, планируемые политические события и т. п. Поэтому календарные даты первыми попадают в план — прогноз.

Как показывает практический опыт, подготовка прогностических материалов — процесс двусторонний. Т. е. идущий в двух направлениях: снизу, от редакций и отделов (журналистские предложения) и сверху — от специализированных структур — органов планирования и выпуска программ.

Конкретизация и отбор реального материала по существу является логическим переходом к следующему этапу программирования — перспективному планированию.

Здесь основная задача состоит в вычленении ключевых проблем в каждой из сфер общественного развития, в определении главных пропагандистских кампаний, в актуализации репертуарной политики телетеатра и телекино — анализе возможностей показа готовых произведений и утверждении материала для создания произведений собственно телевизионных.

Телевидение на выходе к аудитории, как и любое средство массовой информации ограничено пространственно — временными рамками. Опыт программирования показал, что сколько-нибудь чёткое структурирование (композиционная организация) программ невозможна без некоего «типового проекта». Такой предварительный контур общей структуры телевидения и был нами назван «архитектурным проектом программы». Такой «архитектурный проект» получил, как и на радио, в практике телевидения название «сетка вещания». Анализ программных сеток может дать обширную информацию, способствующую, в итоге, определению также и пропагандистского потенциала студии. Иначе говоря, выявлению (чаще скрытой, нежели явной) программной политики.

Здесь важно особо отметить, что сетка отражает уровень организационной деятельности студии: с одной стороны — степень владения принципами и процедурой планирования, с другой — возможность согласованной деятельности всех звеньев творческого производства. Показателями в данном случае могут служить:

  • —- жанрово — тематические соотношения — пропорции в рамках общей структуры программ.
  • —- общая адресная направленность, степень отражения социально — демографической структуры аудитории («групповой модели»),

конкретизация по месту и времени — учёт преобладающих контингентов зрителей, «движение» аудитории на протяжении программного дня;

  • —- соотношение спорадических (разовых) и периодических (серийных) компонентов программ;
  • —- характер координации и конкретные формы кооперации с другими телевизионными студиями;
  • —- временная ритмичность: отражение в сетке последовательно повторяющейся структуры недельной, двухнедельной либо месячной программы на основе чередования основных её элементов.

Но программа, будучи формой не только пространственной, но и временной организации содержательного материала, требует — на следующем этапе — чёткого выражения в календарном планировании. Календарные планы студий — квартальные, месячные, недельные — это уже плановое оформление конкретных телевизионных произведений в жанрах, т. е. именно той продукции, которой экран обращается к своей аудитории. Но если квартальное и месячное планирование остаётся этапом внутристудийной организации производства, так сказать «закрытой структурой», то телевизионная неделя — структура открытая. Именно недельная программа — содержательная форма «публичного бытия» телевидения, предметная реализация его функций в обществе.

Теперь обратим своё внимание на понятие «вёрстка». «Вёрстка» пришла в телевидение из давней журналистской практики, где с самого начала обсуждали композицию — подбор и расположение материалов на определённой пространственно ограниченной площади, и оформление — ориентирующее выделение их для более удобного, быстрого и чёткого восприятия потребителем информации.

Смысловая вёрстка, т. е. расположение материала по содержанию, — это первый этап конкретного телевидения. Вёрстка по содержанию — это расположение передач по разделам, имеющим точный адрес, в зависимости от преобладающего контингента зрителей в определённое время дня.

К примеру, раннее время следует отвести для всей аудитории: новости, медицинские и др. практические советы, утренняя гимнастика. Затем — раздел программы для домашних хозяек: домоводство, кулинария, педагогические советы, «семейные» мелодрамы и др., позднее — для школьников 1-й смены и, наконец, раздел, составленный из повторов наиболее значительных передач, прошедших накануне, для работников вечерних и ночных смен (но их интересы до сих пор не учитывает ни один программный канал). Вполне возможной в обозримом будущем, оптимальной представляется организация программы в блоковой структуре, т. е. составление её из 2−3- часовых «программ в программе», в которых бы повторялись бы основные жанрово — тематические компоненты и учитывалась преимущественная для данного времени суток аудитория.

Блоковая структура программы в сколько-нибудь определившемся, законченном варианте ещё не найдена практикой. Даже наиболее профессиональные студии только нащупывают новый путь от рубрики, цикла, серии к блоку, причём поиск идёт пока очень медленно. Программный блок — это относительно законченная программная единица продолжительностью в 2−3 часа, адресованная или определённой группе, или всей аудитории.

Межпрограммная верстка — это принцип организации одновременного вещания по нескольким каналам, главным образом, по содержанию.

Многопрограммность — одна из самых существенных тенденций современного мирового телевидения. Следует, как правило, избегать, чтобы передача одной из программ адресовалась ко всей аудитории (художественный фильм, эстрада), а остальные — к специализированной (садоводам, домохозяйкам).

Основная, главным образом художественно — игровая передача (рубрика, цикл) может совпадать с аналогичными, также преимущественно художественными передачами других каналов: скажем, по одной программе — телеспектакль, по другой — повтор фильма, по третьей — трансляция оперы, по четвёртой — концерт-лекция о симфонической музыке. Итак, предлагаемый принцип межпрограммной вёрстки может быть сформулирован так: передачи, одновременно идущие в эфир по разным каналам, и адресующиеся к недифференцированной аудитории, верстаются по принципу сходства при максимальном жанровом разнообразии.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой