Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Трудовая миграция в Россию из стран Центральной Азии: состояние и пути развития

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Недостаточно внимания уделяется научному анализу причин изменения потоков внешней трудовой миграции в Россию из Украины, Закавказья, Центральной Азии. В частности, остаются малоизвестными для российских ученых и специалистов, общественности результаты исследований таких авторов из государств Центральной Азии как: Н. К. Каюмов, Л. П. Максакова, М. А. Олимов, С. К. Олимова, Е. Ю. Садовская, З. С… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Внешняя трудовая миграция как атрибут рыночной экономики
    • 1. 1. Теоретико-методологические и методические основы анализа
    • 1. 2. Значение внешней трудовой миграции для экономического и социального развития России и ее регионов
  • Глава II. Трудовая миграция из стран Центральной Азии — важный и перспективный источник дополнительной рабочей силы России
    • 2. 1. Специфика условий формирования трудовой миграции в Россию из стран Центральной Азии
    • 2. 2. Оценка эффективности трудовой миграции для экономики
  • России
  • Глава III. Основные пути развития трудовой миграции из стран Центральной Азии
    • 3. 1. Совершенствование нормативно-правового обеспечения внешней трудовой миграции
    • 3. 2. Развитие механизма управления трудовой миграцией в Россию из стран Центральной Азии

Трудовая миграция в Россию из стран Центральной Азии: состояние и пути развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Внешняя трудовая миграция стала неотъемлемой составляющей международного рынка труда. В трудовой миграционный процесс во всем мире включены сотни миллионов людей, что свидетельствует о становлении глобальной миграционной системы. Одним из сегментов этой системы, ее подсистемой, выступает миграционное движение населения возникших после распада СССР новых независимых государств. В центре притяжения этой подсистемы находится Россия, которая занимает второе после США место в мире по притоку мигрантов. В миграции населения в Россию в конце прошлого — начале нынешнего десятилетия произошел качественный перелом: временная трудовая миграция стала преобладающей. Всего за несколько лет этот вид миграции превратился в весьма значимый экономический фактор для России и многих ее регионов. По различным оценкам, в экономике России ныне занято от 3 до 15 миллионов трудовых мигрантов, что составляет от 5 до 20% экономически активного населения страны. В миграционном движении рабочей силы новых независимых государств на рынок труда России четко обозначились три группы, представляющие государства: Закавказья, Центральной Азии, а также Украины, Молдавии и Беларуси. Трудовая миграция представителей этих трех групп имеет свою специфику по количеству и качеству мигрирующей рабочей силы, профессиональному и половозрастному составу, сферам приложения труда в России. Однако в имеющейся научной литературе исследования специфики трудовой миграции каждой из этих трех групп в Россию, в частности из стран Центральной Азии, практически отсутствуют, что предопределяет особую актуальность нашего исследования.

Степень научной разработанности проблемы. В последние годы, когда внешняя трудовая миграция стала самой массовой и динамичной составляющей миграционного движения, интерес к ней особенно возрос.

Ежегодно в стране выходят сотни публикаций, монографий, отчетов и работ по этой теме.

Вопросы, связанные с внешней трудовой миграцией в современной России находят свое отражение в работах таких признанных специалистов как: Г. С. Витковская, О. Д. Воробьева, Ж. А. Зайончковская, В. А. Ионцев, А. НУ Каменский, Е. С. Красинец, В. М. Моисеенко, В. И. Переведенцев, Н. М. Римашевская, JI.JI. Рыбаковский, 47 C.B. Рязанцев, A.B. Топилин/ Е. В. Тюрюканова, А. У. Хомра, О. С. Чудиновских и др.

Предложенная В. А. Ионцевым классификация основных научных подходов в изучении миграции населения является наиболее полной не только в отечественной, но и в зарубежной научной литературе. Автор выделил 17 научных подходов (в том числе экономический, социологический, демографический, исторический, политический и т. д.), содержащих более 45 научных направлений, теорий и концепций.

А.Н. Каменский в своих публикациях анализирует специфику современного этапа формирования международного рынка труда, качественное изменение потоков рабочей силы, изменение ее квалификационного состава. О. С. Чудиновских, являясь признанным экспертом в области миграционной статистики, в своих работах настойчиво указывает на несовершенство законодательной базы и процедур текущего миграционного учета в России.

Отдельные вопросы международной миграции затрагиваются в работах таких российских ученых как: Е. В. Балацкий, А. Г. Вишневский, М. Б. Денисенко, В. И. Мукомель, C.B. Соболева, И. П. Цапенко и др.

Проблемы трудовой миграции во взаимосвязи с уровнем и качеством жизни рассматриваются в работах: В. Н. Бобкова, H.A. Денисова, В. А. Литвинова, Н. С. Маликова, A.A. Разумова, H.A. Смирновой, О. И. Меньшиковой.

Помимо работ отечественных ученых, в диссертации широко использовался теоретико-методологический и прикладной научный потенциал зарубежных исследователей. Это прежде всего: Е. Билсборроу, X. Злотник, А. Марианьский, А. Оберай, Дж. Саймон, П. Саймон, Ж. Тапинос, Г. Хьюго и др.

Следует отметить, что по ряду важных проблем внешней трудовой миграции в Россию существуют весьма различные, подчас противоположные точки зрения. В частности, одни исследователи считают, что внешняя трудовая миграция является большим благом для России, восполняя нехватку рабочей силы в отдельных профессиях, отраслях экономики и регионах. По мнению других, приток мигрантов может служить причиной роста безработицы, нагрузки на социальную инфраструктуру, межнациональной розни.

Существуют различные толкования одних и тех же терминов, нет достаточно четкой систематизации основных факторов, влияющих на внешнюю трудовую миграцию, имеются пробелы и по некоторым другим направлениям исследований многослойного и многофакторного феномена внешней трудовой миграции.

Недостаточно внимания уделяется научному анализу причин изменения потоков внешней трудовой миграции в Россию из Украины, Закавказья, Центральной Азии. В частности, остаются малоизвестными для российских ученых и специалистов, общественности результаты исследований таких авторов из государств Центральной Азии как: Н. К. Каюмов, Л. П. Максакова, М. А. Олимов, С. К. Олимова, Е. Ю. Садовская, З. С. Султанов, Р. У. Ульмасов, Х. У. Умаров и др. Вполне понятно, что, представляя страны-доноры, эти и другие исследователи сосредотачивают внимание на проблемах потерь человеческого капитала, тогда как российские — исследуют внешнюю трудовую миграцию, прежде всего с точки зрения экономической выгоды для страны. Необходим комплексный и системный анализ внешней трудовой миграции из конкретных групп государств, в частности, из стран Центральной Азии.

Целью исследования является анализ состояния и перспектив трудовой миграции в Россию из стран Центральной Азии для оценки дальнейших путей ее развития. В соответствии с поставленной целью в диссертации предполагается решить следующие основные задачи:

— сформировать основные методологические и методические подходы к исследованию, конкретизировать сущность и содержание его научных понятий и положений;

— определить и систематизировать комплекс факторов, способствующих или препятствующих развитию внешней трудовой миграции в России;

— проанализировать значение внешней трудовой миграции для экономического и социального развития России и ее регионов;

— выявить специфику трудовой миграции из стран Центральной Азии и дать оценку дальнейших путей ее развития.

Объектом исследования выступает внешняя трудовая миграция в Россию, ее состояние и тенденции развития.

Предметом исследования являются социально-трудовые отношения, возникающие в процессе внешней трудовой миграции из стран Центральной Азии в Россию.

Информационной базой исследования стали данные статистических ведомств России и центрально-азиатских государств, межгосударственного статистического комитета СНГ, специализированных органов международной статистики (Организации Объединенных Наций, Международной Организации Труда, Международной Организации по Миграции), национальных миграционных служб, законодательные и инструктивные документы в области регулирования и управления миграционными процессами, материалы социологических обследований включая проведенный автором анкетный опрос трудовых мигрантов из Таджикистана), соответствующие научные публикации.

Научная новизна диссертационной работы заключается в следующем:

— уточнены сущность и содержание ключевых понятий, связанных с международной миграцией населения, предложено авторское толкование термина «внешняя трудовая миграция»;

— в рамках проблематики экономики труда проведен всесторонний анализ уровня и качества жизни населения стран Центральной Азии и России и обоснована эффективность использования рабочей силы из этого региона в отдельных отраслях российской экономики;

— разработан и аргументирован комплекс факторов, позитивно или негативно воздействующих на внешнюю трудовую миграцию в России;

— на основе метода корреляционного анализа доказан тезис о «дополняющем» характере внешней трудовой миграции для экономики России;

— сформированы предложения по дальнейшему совершенствованию нормативно-правовой базы и дальнейшим путям развития трудовой миграции из Центральной Азии. (В частности, выдвинуто и обосновано предложение о государственном стимулировании трудовой миграции из Центральной Азии в регионы с убывающим населением).

Практическая значимость работы состоит в обосновании экономической эффективности использования рабочей силы на российском рынке труда из Центральной Азии, по сравнению с местными работниками, по таким параметрам, как: объем работ, срочность, качество, оплата труда, издержки на рабочую силу и т. д., в отдельных отраслях российской экономики. Полученные результаты применимы в качестве научнометодического содействия регулирования трудовой миграции на уровне международных организаций (Содружества независимых государств, Организации центрально-азиатского сотрудничества, Шанхайской организации сотрудничества, Евразийского экономического сообщества и др.).

Апробация результатов исследования. Основные положения, выводы и рекомендации диссертационной работы нашли отражение в монографии, научных статьях, докладывались и обсуждались на конференциях, проведенных в МГУ им. М. В. Ломоносова, в ФГУП «Всероссийский центр уровня жизни», в Российско-Таджикском (Славянском) Университете (г. Душанбе).

Отдельные положения диссертации используются в отчетно-аналитической работе Представительства ФМС России в Таджикистане в выработке рекомендаций и предложений по совершенствованию миграционной политики в России.

Результаты научно-исследовательской работы автора использовались при чтении курсов «Валютно-финансовая интеграция государств-участников СНГ» и «Экономика труда» на экономическом факультете Российско-Таджикского (Славянского) университета (г. Душанбе). По результатам исследования опубликовано 9 работ общим объемом 5,25 п.л.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка из 118 наименований и 2 приложений. В диссертации 29 таблиц, в том числе 2 в приложении, 12 рисунков и 2 схемы. Общий объем (с приложениями) составляет 144 (без приложений — 140) страниц.

Основные выводы и предложения: 1. Для обеспечения эффективного функционирования механизма управления процессами трудовой миграции предлагается на первом этапе, наряду с государственными органами, задействовать систему миграционных трудовых бирж и наделить их такими полномочиями как:

— организация регистрации трудовых мигрантов, в том числе с целью их легализации на территории государства трудоустройства;

— получение разрешительных документов, позволяющих осуществлять временную трудовую деятельность;

— организация трудоустройства мигрантов на временную работу, в том числе посредством оказания содействия работодателям в.

114 Нечерноземье — крупный сельскохозяйственный и промышленный район в Европейской части России. Включает 23 области и 6 республик, входящих в Российскую Федерацию (все области и республики Северного, Северо-Западного, Центрального, Волго-Вятского экономических районов, Калининградскую, Пермскую, Свердловскую области и Удмуртию). — Прим. автора. оформлении необходимых документов, связанных с легальным трудоустройством мигрантов;

— контроль за соблюдением условий трудовых договоров между работодателями и трудовыми мигрантами, прежде всего, предусматривающих обеспечение их социальных гарантий;

— консультирование работодателей и трудовых мигрантов по вопросам применения законодательства о труде;

— защищать права трудовых мигрантов и представлять их интересы в государственных органах (в том числе судебных и правоохранительных);

— сбор и анализ информации о наличии вакансий в российских организациях, с целью ее использования для трудоустройства трудовых мигрантов, а также об имеющихся специалистах (по категориям специальностей, возрасту, образованию, стаже работы из числа трудовых мигрантов).

2. В рамках деятельности представительств ФМС России в странах Центральной Азии предлагается создание информационно-ресурсных центров для трудовых мигрантов с целью решения следующих задач:

— проведения семинаров и тренингов по консультированию и информированию потенциальных мигрантов с целью повышения уровня их осведомленности;

— сотрудничества с представителями государственных учреждений и гражданского общества с целью повышения их заинтересованности в подготовке трудовых мигрантов перед выездом.

3. Представительствам Росзарубежцентра в странах региона Центральной Азии целесообразно создание центров по изучению русского языка и культуры, например, в Таджикистане — на базе действующего Российско-Таджикского (Славянского) университета.

4. Объединить (на основе обмена опытом) возможности государственной службы занятости, обладающей объемным банком вакансий, с частными агентствами по трудоустройству и подбору персонала.

5. Скорейшее утверждение на уровне Правительства РФ Концепции регулирования миграционных процессов и принятие Федеральной миграционной программы позволят аккумулировать, координировать все действия по решению этого вопроса. При подготовке проекта данной Концепции рекомендуем внести следующие положения, касающиеся защиты прав трудящихся-мигрантов:115.

— поощрять обучение и оказывать содействие в обучении трудящихся-мигрантов русскому языкусодействовать созданию бесплатных служб, предоставляющих информацию относительно условий труда и проживания в России;

— развивать сотрудничество между государственными и частными социальными службами стран выезда мигрантов и России.

6. Подписание и ратификация соглашений о реадмиссии с основными странами-поставщиками рабочей силы из СНГ (в частности, из Центральной Азии) избавит российскую сторону от финансовых затрат, связанных с административным выдворением нелегальных мигрантов.

7. В целях совершенствования нормативно-правового обеспечения внешней трудовой миграции, считаем необходимым существенно.

115 Аналогичные нормы содержатся в Пересмотренной Европейской Социальной Хартии (ст. 19). -Страсбург, 3 мая 1996 г. расширить круг ратифицированных Россией конвенций ООН, МОТ и Совета Европы. В первую очередь, Конвенции ООН «О защите прав трудящихся-мигрантов и членов их семей» (1990 г.), основных конвенций МОТ (№ 86, 97, 143), регулирующих права трудящихся-мигрантов, и Европейской Конвенции о правовом статусе трудящихся-мигрантов (1977 г.).

8. Создание (а точнее — возрождение) специальной комиссии по вопросам миграции позволило бы сконцентрировать в одном месте имеющиеся проблемы, решить которые в отдельности не сможет ни одно ведомство.

9. Считаем экономически целесообразным упрощение процедуры регистрации и введение особого порядка работы трудовых мигрантов в тех видах деятельности, которые носят явный сезонный характер (строительство, сельское хозяйство, сфера обслуживания).

10. Предлагается направление трудовых мигрантов, в т. ч. из стран Центральной Азии, в регионы России с убывающим населением (в частности, в Нечерноземье) в качестве дополнительного источника, покрывающего дефицит рабочей силы.

Корректировка имеющихся нормативных актов, а также разработка новых документов, также как и действующие или вновь создаваемые государственные или общественные органы регулирования миграционных процессов на федеральном и региональном уровнях должны учитывать, с одной стороны, специфику качества рабочей силы из стран Центральной Азии, включая специфику их культуры, относительно культуры россиян и культуры мигрантов из Закавказья, Украины, Беларуси, Молдавиис другой объективную необходимость и столь же объективную возможность долговременной миграции рабочей силы из стран Центральной Азии в Россию.

Заключение

.

Осуществленный в работе анализ показал, что дополнительный приток внешней рабочей силы на рынок труда в Россию стал неотъемлемой частью отечественной экономики. Значение внешней трудовой миграции для экономического и социального развития России и ее регионов динамично растет, что требует дальнейшего совершенствования разработки и реализации управления этим миграционным процессом, как на федеральном, так и на региональном уровнях, с целью повышения его эффективности.

В формирующемся в настоящее время на территории стран СНГ общем рынке труда, центром притяжения которого выступает Россия, достаточно четко выявились три группы новых государств: Украина и МолдавияАзербайджан, Армения, Грузияа также государства Центральной Азии.

Появление в относительно больших масштабах на рынке труда России и ее регионов представителей стран Центральной Азии, занятых не только в сфере торговли, но и в других сферах отечественной экономики, — это качественно новое явление, требующее от управленческих структур учета особенностей общей и профессиональной подготовки трудовых мигрантов из этих стран, специфики их культуры, включая и экономическую культуру, и экономическое поведение.

Существующие в России противоречия — между динамичным экономическим ростом и сокращением численности трудового потенциала и его старением прямо противоположны противоречиям в странах Центральной Азии — между быстрым ростом численности населения и структурной деформацией экономики, что предопределяет постоянный и долговременный потенциал трудовой миграции в Россию из этих стран.

Работающие в России представители новых государств Центральной Азии демонстрируют высокий уровень трудолюбия, ответственность, стремление и готовность участия в любых, в том числе и в наиболее непритязательных, видах труда. В своем абсолютном большинстве они настроены на относительно короткий период работы в России, что, с учетом глубоких различий европейской и азиатской культур, предопределяет их большую толерантность, законопослушание, стремление избежать возможных столкновений с местным населением на бытовой почве.

Предпринятые государством реальные шаги по поиску взаимоприемлемых соглашений, формированию единой скоординированной миграционной политики, безусловно, способствуют превращению трудовой миграции в стабильный фактор экономического развития России и стран Центральной Азии. Вместе с тем, миграционная политика России нуждается в значительной доработке и корректировке, соответствия с рекомендациями и положениями ООН и собственными долговременными интересами.

Эффективность занятости трудовых мигрантов из стран Центральной Азии в экономике России напрямую зависит от всестороннего внимания и поддержки со стороны органов власти федерального и регионального уровней, учета их специфики в принимаемых государственными и местными органами власти нормативных актах, а также и в их повседневной практической деятельности по управлению трудовыми ресурсами в стране.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Документы международных организаций, законодательные и нормативные акты Российской Федерации, а также методические рекомендации
  2. Европейская Конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов. Страсбург: Совет Европы, 1977.
  3. Европейская Социальная Хартия (Пересмотренная). Страсбург: Совет Европы, 1999.
  4. Закон СССР от 24 июня 1981 г. № 5152-Х «О правовом положении иностранных граждан в СССР».
  5. Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730−1 «О Государственной границе Российской Федерации».
  6. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
  7. Указ Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. № 2146 «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы».
  8. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября 1994 г. № 1020 «Об утверждении Положения об иммиграционном контроле».
  9. Федеральный закон 20 апреля 1996 г. № Зб-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации».
  10. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».
  11. Федеральный Закон от 08 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
  12. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2001 г. № 1270-р «Об утверждении Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года».
  13. Трудовой кодекс Российской Федерации: принят Государственной Думой 21 декабря 2001 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года, подписан Президентом Российской Федерации 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ.
  14. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 196-ФЗ «О принятии Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (с изм. и доп. на 9 февраля 2007 г.).
  15. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп. на 6 января 2007 г.).
  16. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 марта 2003 г. № 256-р «Об утверждении Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации».
  17. Постановление Правительства Российской Федерации № 714 от 1 декабря 2004 г. «Об утверждении на 2005 год квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности».
  18. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 года № 38-р «Об утверждении Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (20 062 008 годы).
  19. Указ Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637 „О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом“.
  20. Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ „О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации“.
  21. Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. № 665 „Об утверждении на 2007 год квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности“.
  22. Постановление Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. № 628 „Об утверждении на 2007 год квоты на выдачу разрешений на работу иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы“.
  23. Постановление Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. № 681 „О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации“.
  24. Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ „О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей“.
  25. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 266-ФЗ „О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в пунктах пропуска через Государственную Границу Российской Федерации“.
  26. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2007 г. № 94 „О государственной информационной системе миграционного учета“.
  27. Книги, монографии, сборники, брошюры
  28. Е., Хьюго Г., Оберай А., Злотник X. Статистика международной миграции: рекомендации по совершенствованию систем сбора данных. М.: Academia, 1999. — 400 с.
  29. В.Н., Бреев Б. Д., Буланов B.C. Рынок труда. М.: Инфра-М, 2001. -448 с.
  30. Глоссарий терминов в области миграции. / Под ред. Р. Перрушу. Международное миграционное право. № 2. MOM. Женева, 2005. — 98 с.
  31. А.Н. Проблемы международного трудового обмена и Россия.// Московский общественный научный фонд. М., 1999. — 260 с.
  32. Почему вымирают русские. Последний шанс. М.: ЭКСМО, 2004. — 288 с.
  33. Е.С. Международная миграция населения в России в условиях перехода к рынку. Ин-т соц.-экон. проблем народонаселения РАН. М.: Наука, 1997.-192 с.
  34. А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М.: Педагогика, 1991. — 256 с.
  35. Использование иностранной рабочей силы в России: проблемы и перспективы. Материалы круглого стола / Под ред Б. А. Хейфеца М.: ИМЭПИ РАН, 2005.-108 с.
  36. А. Современные миграции населения / Пер. с польск. М.: Статистика, 1969.-224 с.
  37. О.И. Социальная политика: сущность, приоритеты. Альманах „Трудный поворот к рынку“. М.: Экономика, 2000.
  38. Миграционная политика в зарубежных странах и Российской Федерации: опыт сравнительного анализа. / Под ред. М. Б. Денисенко. Институт экономики переходного периода. М. 2003. — 283 с.
  39. Миграционная ситуация в регионах России. Выпуск второй: Приволжский федеральный округ / Под ред. Ж. Зайончковской. М. 2004. -201 с.
  40. Миграция и развитие. Аннотированный библиографический указатель/ Авт.-сост. И. В. Ивахнюк. М.: МАКС Пресс, 2007. — 112 с.
  41. Миграция и развитие. Сборник статей /Гл. ред. В. А. Ионцев. М.: СП Мысль, 2007.-255 с.
  42. Миграция населения в контексте социальных наук. Сборник программ учебных курсов по миграции / Под ред. И. Н. Молодиковой. Смоленск: Маджента, 2005.-370 с.
  43. Некоторые аспекты трудовой миграции в Согдийской области. Ассоциация Научно-Технической Интеллигенции г. Худжанда. -Худжанд. 2003.-30 с.
  44. С., Боек И. „Трудовая миграция из Таджикистана“. MOM в сотрудничестве с НИЦ „Шарк“, 2003. 126 с.
  45. Проблемы трудовой миграции и пути их решения. Материалы республиканской научно-практической конференции. Душанбе: Ирфон, 2007.-232 с.
  46. A.A. Работающие бедные в России. М.: ВЦУЖ, 2003. — 256 с.
  47. P.P. „Мужские дома“ в традиционной культуре таджиков. Л., Наука. 1990.- 157 с.
  48. H.A. Роль качества занятости в повышении уровня жизни населения. М.: ВЦУЖ, 2001. — 275 с.
  49. Сороченко В. В. Совершенствование системы государственного управления трудовой миграцией на современном этапе развития
  50. Российской Федерации. Диссертация на соискание ученой степени к.э.н., -М., 2002.-154 с.
  51. Социальная политика, уровень и качество жизни. Справочное издание / Под ред. Бобкова В. Н. и Починка А. П. М.: ВЦУЖ, 2001. — 287 с.
  52. Социальный статус работников из Таджикистана в строительной отрасли в Москве и Московской области. Проект Института сравнительных исследований трудовых отношений (ИСИТО) по заказу МОТ. 2003.-121 с.
  53. Статьи в периодической печати и сборниках
  54. П. По мигрантам ударят комфортным процентом. Газета „Утро.ги“ от 15 ноября 2006 г. (http://www.utro.ru).
  55. Е.С. Особенности российской экономической ментальности. (www.hse.ru/iournals/wrldross/volO 1 3/balabanov.htm).
  56. В.Н. О методологии изучения качества и уровня жизни и ее практической реализации. /Социальная и демографическая политика. № 1−2.-М., 2006.
  57. Л.И. Демографические аспекты формирования трудовых ресурсов в Республике Таджикистан. Экономика Таджикистана: стратегия развития. Душанбе. — С. 89.
  58. А. Депопулированная страна инвалидов с высшим образованием. „Независимая газета“ от 23 марта 2005 г.
  59. В.В. Русский провинциальный город: ключевые элементы жизнеустройства // Мир России. 1997. № 4. С. 61.
  60. Л.Б., Кузьмина Е. М., Шурубович А. В. Евразийское экономическое сообщество: особенности и проблемы развития. С. 117. (www.ecfor.ru).
  61. А. Очередное свидетельство вымирания россиян опубликовала Федеральная служба государственной статистики. Газета „Утро.Яи“ от 15 августа 2005 г.
  62. Г. С. Незаконная миграция в России: ситуация и политика противодействия. На учная серия: Международная миграция населения: Россия и современный мир. М., 2002. Вып. 9. — С. 24.
  63. Волосатое В Д. Изменения в размещении и межрегиональная миграция населения Урало-Сибирского региона. Вопросы статистики. № 11. М., 2005.-С. 54.
  64. Глава Роструда: новые правила привели к росту легализации мигрантов. „Газета.Яи“ от 17 мая 2007 г. (www.gazeta.ru).
  65. Н., Миронова Ю. „Столица избавляется от гастарбайтеров“. Газета „Известия“ от 7 июня 2007 г. № 99. С. 7.
  66. A.A. Региональный аспект мониторинга доходов и уровня жизни населения//Уровень жизни населения регионов России.—2002.— № 12.
  67. H.A. Качество жизни населения различных регионов России. М., ВЦУЖБ „Уровень жизни населения регионов России“, № 2, 2002.
  68. . Миграционная ситуация современной России. Лекция от 20 января 2005 г. в рамках проекта „Публичные лекции „Полит.ру“ (www.polit.ru).
  69. . Демографическое будущее. Отечественные записки. № 3,2003. (www.strana-oz.ru).
  70. А.Н. Европейская Конвенция 1977 г. о правовом статусе трудящихся мигрантов и российское миграционное законодательство. Материалы круглого стола „Использование иностранной рабочей силы в России: проблемы и перспективы“. М., 2005. — С. 80−84.
  71. С., Саидов Ф. Некоторые аспекты проблемы экономического роста в Таджикистане. Проблемы современной экономики, № 3(11). 2004.
  72. Е.С., Цуприкова Я. Е. Регистрируемое и латентное в динамике современных миграционных процессов в России, (http://transpress.ru).
  73. В.А. Доходы населения: дифференцированный подход / Уровень жизни населения регионов России.- 2004.-№ 10.
  74. В. Перспективы занятости населения. Газета „Работа & зарплата“ № 39 от 08 октября 2004 г.
  75. Т.В. Менталитет и система управления персоналом. Вестник ВГУ, серия: Экономика и управление. № 1. Воронеж, — С. 87.
  76. Н.С. Качество и уровень жизни населения России: тенденции и динамика//Уровень жизни населения регионов России.—2002.—№ 11.
  77. Материалы международной конференции „Динамика денежных переводов трудовых мигрантов в экономике Таджикистана“ 25−26 января2006 г. Душанбе.
  78. Материалы исследования МОТ „Принудительный труд, нерегулируемая миграция и торговля людьми в России“ и материалам исследования, проведенного Е. Тюрюкановой по гранту РГНФ № 04−02−158а в 2004 году, Отечественные записки № 4, 2004, (www.strana-oz.ru).
  79. Материалы Межрегиональной научной конференции „Государственный (официальный) язык как средство социальной адаптации мигрантов“. Санкт-Петербург. 22 апреля 2007 г. Центр „Златоуст“, (www.gramota.ru).
  80. Мать-миграция: ЗА и ПРОТИВ“. Газета „Вечерний Душанбе“ от 7 июня2007 г.
  81. А.А. Социология катастрофы: какую Россию мы носим в себе? // Мир России. 2000. № 1.85. „О законодательном обеспечении регулирования миграционных процессов в государствах-участниках СНГ“. Аналитический доклад. Москва. 2005.-С. 15.
  82. С. Миграционные процессы в современном Таджикистане. Выступление на Международной конференции „Миграционные процессы, миграционная политика и законодательство в постсоветских странах как отражение произошедших перемен“. Суздаль, октябрь 2005 г.
  83. В.И. Только миграция людей предотвратит демографическую катастрофу России, (www.human-rights.ru).
  84. Н.М. Базисные принципы социальной доктрины России. /Социальная и демографическая политика. № 1−2, 2006.
  85. Российская диаспора и права человека. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства „Материк“, (www.materik.ru).
  86. С.В., Письменная Е. Е. Роль международной миграции в развитии России. 8РЕЯО 2006. № 5 осень-зима. С. 162.
  87. Е.Ю. Международные трудовые миграции, денежные переводы и развитие в республиках Центральной Азии: процесс регионализации или глобализации?» //Серия «Международная миграция населения: Россия и современный мир». Выпуск 20. -М. 2007. С. 202 205.
  88. Семейные стратегии и поведение на рынке труда в современной России. Коллективный проект. Экономическая социология. 2005. Т.6. № 4. С. 114.
  89. Е. Трудовая миграция в России. «Отечественные записки», № 4,2004 г.
  90. А. По ком звонит скорая. «Вечерняя Москва» (Интернет-версия). 11 августа 2005 г. (www.vmdaily.ru).
  91. А.А., Майборода В. П. Инновационная экономика в России. Реалии и перспективы. Школа-семинар «Новые информационные технологии». (www.nit.miem.edu.ru/)
  92. . И. «Как противостоять нелегальной миграции», «Вопросы экономики», № 9, 2001.
  93. О.С. К вопросу о методике расчета численности долгосрочных международных мигрантов в странах СНГ. Вопросы статистики. № 11.2005. С. 47.
  94. Massey Douglas S., Joaquin Arango, Graeme Hugo, Ali Kouaouci, Adela Pellegrino, and J. Edward Taylor. World in Motion/ Understanding International Migration at the End of the Millennium / Oxford: Clarendon Press. 1998.
  95. Ratha, D. and J. Riedberg. «How to lower remittance costs: conversation with remittance service providers», World Bank, Washington, D.C.
  96. Simon J. The Economic Consequences of Immigration, Ann Arbor, The University of Michigan Press, Second Edition.
  97. Smith, James and Barry Edmonston. Eds. The New Americans: Economic, Demographic, and Fiscal Effects of Immigration. Washington. National Research Council. 1997.
  98. Sopemi. Trends in International Migration 2006. OECD, 2006. P. 50.1. Статистические сборники
  99. Доклад о раз витии челов ека за 2005 год. ПРООН, 2006. С. 255−256 (http://hdr.undp.org).
  100. Доклад о человеческом развитии в Центральной Азии. Региональное Бюро ПРООН по странам Европы и СНГ. Братислава. 2005. — С. 84.
  101. Ежегодник Республики Таджикистан 2004. Душанбе, Госкомстат РТ, 2004.
  102. Малое предпринимательство в России 2005: Стат. сб. / Росстат. М., 2006.
  103. Основные итоги Всероссийской переписи населения. Росстат. М., 2003.
  104. Предположительная численность населения Российской Федерации до 2025 года. (Статистический бюллетень). М., Росстат. — С. 7,55.
  105. Российский статистический ежегодник: Стат. Сб. / Росстат. М., 2006.
  106. Российский статистический ежегодник. 2005: Стат. Сб. / Росстат. М., 2006.
  107. Россия в цифрах. 2006: Крат. стат. сб. / Росстат. М., 2006. — С. 33.
  108. Россия и страны мира 2006. Стат. сб. М., Росстат. 2006. — С. 56.
  109. Сборник «Мониторинг легальной (законной) внешней трудовой миграции за 2004−2005 годы». М, 2006. — С. 14.
  110. Статистический ежегодник Республики Таджикистан 2005. Душанбе, Госкомстат РТ, 2006.
  111. Труд и занятость в России 2005. Стат. сб. М., Росстат. 2006. — С. 37.
  112. Узбекистан. Оценка уровня жизни населения. Отчет № 25 923. Том И. Май 2003 г. Всемирный банк. С. 30−33.
  113. Официальные интернет-сайты
  114. Государственный статистический комитет Казахстана (www.stat.kz).
  115. Государственный статистический комитет Кыргызстана (www.stat.kg).
  116. Государственный статистический комитет Таджикистана (www.stat.tj).
  117. Государственный статистический комитет Узбекистана (www.stat.uz).
  118. Межгосударственный статистический комитет СНГ (www.cisstat.com).
  119. Международная организация по миграции (MOM) (www.iom.int).
  120. Международная организация труда (www.ilo.ru).
  121. Министерство иностранных дел (МИД России) (www.mid.ru).
  122. Программа развития ООН (ПРООН) (http://undp.org).
  123. Федеральная служба государственной статистики (Росстат) (www.gks.ru).
  124. Фонд ООН по народонаселению (UNFPA) (www.unfpa.org).
Заполнить форму текущей работой