Трудовая миграция в Россию из стран Центральной Азии: состояние и пути развития
Недостаточно внимания уделяется научному анализу причин изменения потоков внешней трудовой миграции в Россию из Украины, Закавказья, Центральной Азии. В частности, остаются малоизвестными для российских ученых и специалистов, общественности результаты исследований таких авторов из государств Центральной Азии как: Н. К. Каюмов, Л. П. Максакова, М. А. Олимов, С. К. Олимова, Е. Ю. Садовская, З. С… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Внешняя трудовая миграция как атрибут рыночной экономики
- 1. 1. Теоретико-методологические и методические основы анализа
- 1. 2. Значение внешней трудовой миграции для экономического и социального развития России и ее регионов
- Глава II. Трудовая миграция из стран Центральной Азии — важный и перспективный источник дополнительной рабочей силы России
- 2. 1. Специфика условий формирования трудовой миграции в Россию из стран Центральной Азии
- 2. 2. Оценка эффективности трудовой миграции для экономики
- России
- Глава III. Основные пути развития трудовой миграции из стран Центральной Азии
- 3. 1. Совершенствование нормативно-правового обеспечения внешней трудовой миграции
- 3. 2. Развитие механизма управления трудовой миграцией в Россию из стран Центральной Азии
Трудовая миграция в Россию из стран Центральной Азии: состояние и пути развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
Внешняя трудовая миграция стала неотъемлемой составляющей международного рынка труда. В трудовой миграционный процесс во всем мире включены сотни миллионов людей, что свидетельствует о становлении глобальной миграционной системы. Одним из сегментов этой системы, ее подсистемой, выступает миграционное движение населения возникших после распада СССР новых независимых государств. В центре притяжения этой подсистемы находится Россия, которая занимает второе после США место в мире по притоку мигрантов. В миграции населения в Россию в конце прошлого — начале нынешнего десятилетия произошел качественный перелом: временная трудовая миграция стала преобладающей. Всего за несколько лет этот вид миграции превратился в весьма значимый экономический фактор для России и многих ее регионов. По различным оценкам, в экономике России ныне занято от 3 до 15 миллионов трудовых мигрантов, что составляет от 5 до 20% экономически активного населения страны. В миграционном движении рабочей силы новых независимых государств на рынок труда России четко обозначились три группы, представляющие государства: Закавказья, Центральной Азии, а также Украины, Молдавии и Беларуси. Трудовая миграция представителей этих трех групп имеет свою специфику по количеству и качеству мигрирующей рабочей силы, профессиональному и половозрастному составу, сферам приложения труда в России. Однако в имеющейся научной литературе исследования специфики трудовой миграции каждой из этих трех групп в Россию, в частности из стран Центральной Азии, практически отсутствуют, что предопределяет особую актуальность нашего исследования.
Степень научной разработанности проблемы. В последние годы, когда внешняя трудовая миграция стала самой массовой и динамичной составляющей миграционного движения, интерес к ней особенно возрос.
Ежегодно в стране выходят сотни публикаций, монографий, отчетов и работ по этой теме.
Вопросы, связанные с внешней трудовой миграцией в современной России находят свое отражение в работах таких признанных специалистов как: Г. С. Витковская, О. Д. Воробьева, Ж. А. Зайончковская, В. А. Ионцев, А. НУ Каменский, Е. С. Красинец, В. М. Моисеенко, В. И. Переведенцев, Н. М. Римашевская, JI.JI. Рыбаковский, 47 C.B. Рязанцев, A.B. Топилин/ Е. В. Тюрюканова, А. У. Хомра, О. С. Чудиновских и др.
Предложенная В. А. Ионцевым классификация основных научных подходов в изучении миграции населения является наиболее полной не только в отечественной, но и в зарубежной научной литературе. Автор выделил 17 научных подходов (в том числе экономический, социологический, демографический, исторический, политический и т. д.), содержащих более 45 научных направлений, теорий и концепций.
А.Н. Каменский в своих публикациях анализирует специфику современного этапа формирования международного рынка труда, качественное изменение потоков рабочей силы, изменение ее квалификационного состава. О. С. Чудиновских, являясь признанным экспертом в области миграционной статистики, в своих работах настойчиво указывает на несовершенство законодательной базы и процедур текущего миграционного учета в России.
Отдельные вопросы международной миграции затрагиваются в работах таких российских ученых как: Е. В. Балацкий, А. Г. Вишневский, М. Б. Денисенко, В. И. Мукомель, C.B. Соболева, И. П. Цапенко и др.
Проблемы трудовой миграции во взаимосвязи с уровнем и качеством жизни рассматриваются в работах: В. Н. Бобкова, H.A. Денисова, В. А. Литвинова, Н. С. Маликова, A.A. Разумова, H.A. Смирновой, О. И. Меньшиковой.
Помимо работ отечественных ученых, в диссертации широко использовался теоретико-методологический и прикладной научный потенциал зарубежных исследователей. Это прежде всего: Е. Билсборроу, X. Злотник, А. Марианьский, А. Оберай, Дж. Саймон, П. Саймон, Ж. Тапинос, Г. Хьюго и др.
Следует отметить, что по ряду важных проблем внешней трудовой миграции в Россию существуют весьма различные, подчас противоположные точки зрения. В частности, одни исследователи считают, что внешняя трудовая миграция является большим благом для России, восполняя нехватку рабочей силы в отдельных профессиях, отраслях экономики и регионах. По мнению других, приток мигрантов может служить причиной роста безработицы, нагрузки на социальную инфраструктуру, межнациональной розни.
Существуют различные толкования одних и тех же терминов, нет достаточно четкой систематизации основных факторов, влияющих на внешнюю трудовую миграцию, имеются пробелы и по некоторым другим направлениям исследований многослойного и многофакторного феномена внешней трудовой миграции.
Недостаточно внимания уделяется научному анализу причин изменения потоков внешней трудовой миграции в Россию из Украины, Закавказья, Центральной Азии. В частности, остаются малоизвестными для российских ученых и специалистов, общественности результаты исследований таких авторов из государств Центральной Азии как: Н. К. Каюмов, Л. П. Максакова, М. А. Олимов, С. К. Олимова, Е. Ю. Садовская, З. С. Султанов, Р. У. Ульмасов, Х. У. Умаров и др. Вполне понятно, что, представляя страны-доноры, эти и другие исследователи сосредотачивают внимание на проблемах потерь человеческого капитала, тогда как российские — исследуют внешнюю трудовую миграцию, прежде всего с точки зрения экономической выгоды для страны. Необходим комплексный и системный анализ внешней трудовой миграции из конкретных групп государств, в частности, из стран Центральной Азии.
Целью исследования является анализ состояния и перспектив трудовой миграции в Россию из стран Центральной Азии для оценки дальнейших путей ее развития. В соответствии с поставленной целью в диссертации предполагается решить следующие основные задачи:
— сформировать основные методологические и методические подходы к исследованию, конкретизировать сущность и содержание его научных понятий и положений;
— определить и систематизировать комплекс факторов, способствующих или препятствующих развитию внешней трудовой миграции в России;
— проанализировать значение внешней трудовой миграции для экономического и социального развития России и ее регионов;
— выявить специфику трудовой миграции из стран Центральной Азии и дать оценку дальнейших путей ее развития.
Объектом исследования выступает внешняя трудовая миграция в Россию, ее состояние и тенденции развития.
Предметом исследования являются социально-трудовые отношения, возникающие в процессе внешней трудовой миграции из стран Центральной Азии в Россию.
Информационной базой исследования стали данные статистических ведомств России и центрально-азиатских государств, межгосударственного статистического комитета СНГ, специализированных органов международной статистики (Организации Объединенных Наций, Международной Организации Труда, Международной Организации по Миграции), национальных миграционных служб, законодательные и инструктивные документы в области регулирования и управления миграционными процессами, материалы социологических обследований включая проведенный автором анкетный опрос трудовых мигрантов из Таджикистана), соответствующие научные публикации.
Научная новизна диссертационной работы заключается в следующем:
— уточнены сущность и содержание ключевых понятий, связанных с международной миграцией населения, предложено авторское толкование термина «внешняя трудовая миграция»;
— в рамках проблематики экономики труда проведен всесторонний анализ уровня и качества жизни населения стран Центральной Азии и России и обоснована эффективность использования рабочей силы из этого региона в отдельных отраслях российской экономики;
— разработан и аргументирован комплекс факторов, позитивно или негативно воздействующих на внешнюю трудовую миграцию в России;
— на основе метода корреляционного анализа доказан тезис о «дополняющем» характере внешней трудовой миграции для экономики России;
— сформированы предложения по дальнейшему совершенствованию нормативно-правовой базы и дальнейшим путям развития трудовой миграции из Центральной Азии. (В частности, выдвинуто и обосновано предложение о государственном стимулировании трудовой миграции из Центральной Азии в регионы с убывающим населением).
Практическая значимость работы состоит в обосновании экономической эффективности использования рабочей силы на российском рынке труда из Центральной Азии, по сравнению с местными работниками, по таким параметрам, как: объем работ, срочность, качество, оплата труда, издержки на рабочую силу и т. д., в отдельных отраслях российской экономики. Полученные результаты применимы в качестве научнометодического содействия регулирования трудовой миграции на уровне международных организаций (Содружества независимых государств, Организации центрально-азиатского сотрудничества, Шанхайской организации сотрудничества, Евразийского экономического сообщества и др.).
Апробация результатов исследования. Основные положения, выводы и рекомендации диссертационной работы нашли отражение в монографии, научных статьях, докладывались и обсуждались на конференциях, проведенных в МГУ им. М. В. Ломоносова, в ФГУП «Всероссийский центр уровня жизни», в Российско-Таджикском (Славянском) Университете (г. Душанбе).
Отдельные положения диссертации используются в отчетно-аналитической работе Представительства ФМС России в Таджикистане в выработке рекомендаций и предложений по совершенствованию миграционной политики в России.
Результаты научно-исследовательской работы автора использовались при чтении курсов «Валютно-финансовая интеграция государств-участников СНГ» и «Экономика труда» на экономическом факультете Российско-Таджикского (Славянского) университета (г. Душанбе). По результатам исследования опубликовано 9 работ общим объемом 5,25 п.л.
Структура и объем диссертации
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка из 118 наименований и 2 приложений. В диссертации 29 таблиц, в том числе 2 в приложении, 12 рисунков и 2 схемы. Общий объем (с приложениями) составляет 144 (без приложений — 140) страниц.
Основные выводы и предложения: 1. Для обеспечения эффективного функционирования механизма управления процессами трудовой миграции предлагается на первом этапе, наряду с государственными органами, задействовать систему миграционных трудовых бирж и наделить их такими полномочиями как:
— организация регистрации трудовых мигрантов, в том числе с целью их легализации на территории государства трудоустройства;
— получение разрешительных документов, позволяющих осуществлять временную трудовую деятельность;
— организация трудоустройства мигрантов на временную работу, в том числе посредством оказания содействия работодателям в.
114 Нечерноземье — крупный сельскохозяйственный и промышленный район в Европейской части России. Включает 23 области и 6 республик, входящих в Российскую Федерацию (все области и республики Северного, Северо-Западного, Центрального, Волго-Вятского экономических районов, Калининградскую, Пермскую, Свердловскую области и Удмуртию). — Прим. автора. оформлении необходимых документов, связанных с легальным трудоустройством мигрантов;
— контроль за соблюдением условий трудовых договоров между работодателями и трудовыми мигрантами, прежде всего, предусматривающих обеспечение их социальных гарантий;
— консультирование работодателей и трудовых мигрантов по вопросам применения законодательства о труде;
— защищать права трудовых мигрантов и представлять их интересы в государственных органах (в том числе судебных и правоохранительных);
— сбор и анализ информации о наличии вакансий в российских организациях, с целью ее использования для трудоустройства трудовых мигрантов, а также об имеющихся специалистах (по категориям специальностей, возрасту, образованию, стаже работы из числа трудовых мигрантов).
2. В рамках деятельности представительств ФМС России в странах Центральной Азии предлагается создание информационно-ресурсных центров для трудовых мигрантов с целью решения следующих задач:
— проведения семинаров и тренингов по консультированию и информированию потенциальных мигрантов с целью повышения уровня их осведомленности;
— сотрудничества с представителями государственных учреждений и гражданского общества с целью повышения их заинтересованности в подготовке трудовых мигрантов перед выездом.
3. Представительствам Росзарубежцентра в странах региона Центральной Азии целесообразно создание центров по изучению русского языка и культуры, например, в Таджикистане — на базе действующего Российско-Таджикского (Славянского) университета.
4. Объединить (на основе обмена опытом) возможности государственной службы занятости, обладающей объемным банком вакансий, с частными агентствами по трудоустройству и подбору персонала.
5. Скорейшее утверждение на уровне Правительства РФ Концепции регулирования миграционных процессов и принятие Федеральной миграционной программы позволят аккумулировать, координировать все действия по решению этого вопроса. При подготовке проекта данной Концепции рекомендуем внести следующие положения, касающиеся защиты прав трудящихся-мигрантов:115.
— поощрять обучение и оказывать содействие в обучении трудящихся-мигрантов русскому языкусодействовать созданию бесплатных служб, предоставляющих информацию относительно условий труда и проживания в России;
— развивать сотрудничество между государственными и частными социальными службами стран выезда мигрантов и России.
6. Подписание и ратификация соглашений о реадмиссии с основными странами-поставщиками рабочей силы из СНГ (в частности, из Центральной Азии) избавит российскую сторону от финансовых затрат, связанных с административным выдворением нелегальных мигрантов.
7. В целях совершенствования нормативно-правового обеспечения внешней трудовой миграции, считаем необходимым существенно.
115 Аналогичные нормы содержатся в Пересмотренной Европейской Социальной Хартии (ст. 19). -Страсбург, 3 мая 1996 г. расширить круг ратифицированных Россией конвенций ООН, МОТ и Совета Европы. В первую очередь, Конвенции ООН «О защите прав трудящихся-мигрантов и членов их семей» (1990 г.), основных конвенций МОТ (№ 86, 97, 143), регулирующих права трудящихся-мигрантов, и Европейской Конвенции о правовом статусе трудящихся-мигрантов (1977 г.).
8. Создание (а точнее — возрождение) специальной комиссии по вопросам миграции позволило бы сконцентрировать в одном месте имеющиеся проблемы, решить которые в отдельности не сможет ни одно ведомство.
9. Считаем экономически целесообразным упрощение процедуры регистрации и введение особого порядка работы трудовых мигрантов в тех видах деятельности, которые носят явный сезонный характер (строительство, сельское хозяйство, сфера обслуживания).
10. Предлагается направление трудовых мигрантов, в т. ч. из стран Центральной Азии, в регионы России с убывающим населением (в частности, в Нечерноземье) в качестве дополнительного источника, покрывающего дефицит рабочей силы.
Корректировка имеющихся нормативных актов, а также разработка новых документов, также как и действующие или вновь создаваемые государственные или общественные органы регулирования миграционных процессов на федеральном и региональном уровнях должны учитывать, с одной стороны, специфику качества рабочей силы из стран Центральной Азии, включая специфику их культуры, относительно культуры россиян и культуры мигрантов из Закавказья, Украины, Беларуси, Молдавиис другой объективную необходимость и столь же объективную возможность долговременной миграции рабочей силы из стран Центральной Азии в Россию.
Заключение
.
Осуществленный в работе анализ показал, что дополнительный приток внешней рабочей силы на рынок труда в Россию стал неотъемлемой частью отечественной экономики. Значение внешней трудовой миграции для экономического и социального развития России и ее регионов динамично растет, что требует дальнейшего совершенствования разработки и реализации управления этим миграционным процессом, как на федеральном, так и на региональном уровнях, с целью повышения его эффективности.
В формирующемся в настоящее время на территории стран СНГ общем рынке труда, центром притяжения которого выступает Россия, достаточно четко выявились три группы новых государств: Украина и МолдавияАзербайджан, Армения, Грузияа также государства Центральной Азии.
Появление в относительно больших масштабах на рынке труда России и ее регионов представителей стран Центральной Азии, занятых не только в сфере торговли, но и в других сферах отечественной экономики, — это качественно новое явление, требующее от управленческих структур учета особенностей общей и профессиональной подготовки трудовых мигрантов из этих стран, специфики их культуры, включая и экономическую культуру, и экономическое поведение.
Существующие в России противоречия — между динамичным экономическим ростом и сокращением численности трудового потенциала и его старением прямо противоположны противоречиям в странах Центральной Азии — между быстрым ростом численности населения и структурной деформацией экономики, что предопределяет постоянный и долговременный потенциал трудовой миграции в Россию из этих стран.
Работающие в России представители новых государств Центральной Азии демонстрируют высокий уровень трудолюбия, ответственность, стремление и готовность участия в любых, в том числе и в наиболее непритязательных, видах труда. В своем абсолютном большинстве они настроены на относительно короткий период работы в России, что, с учетом глубоких различий европейской и азиатской культур, предопределяет их большую толерантность, законопослушание, стремление избежать возможных столкновений с местным населением на бытовой почве.
Предпринятые государством реальные шаги по поиску взаимоприемлемых соглашений, формированию единой скоординированной миграционной политики, безусловно, способствуют превращению трудовой миграции в стабильный фактор экономического развития России и стран Центральной Азии. Вместе с тем, миграционная политика России нуждается в значительной доработке и корректировке, соответствия с рекомендациями и положениями ООН и собственными долговременными интересами.
Эффективность занятости трудовых мигрантов из стран Центральной Азии в экономике России напрямую зависит от всестороннего внимания и поддержки со стороны органов власти федерального и регионального уровней, учета их специфики в принимаемых государственными и местными органами власти нормативных актах, а также и в их повседневной практической деятельности по управлению трудовыми ресурсами в стране.
Список литературы
- Документы международных организаций, законодательные и нормативные акты Российской Федерации, а также методические рекомендации
- Европейская Конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов. Страсбург: Совет Европы, 1977.
- Европейская Социальная Хартия (Пересмотренная). Страсбург: Совет Европы, 1999.
- Закон СССР от 24 июня 1981 г. № 5152-Х «О правовом положении иностранных граждан в СССР».
- Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730−1 «О Государственной границе Российской Федерации».
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
- Указ Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. № 2146 «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября 1994 г. № 1020 «Об утверждении Положения об иммиграционном контроле».
- Федеральный закон 20 апреля 1996 г. № Зб-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации».
- Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».
- Федеральный Закон от 08 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2001 г. № 1270-р «Об утверждении Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года».
- Трудовой кодекс Российской Федерации: принят Государственной Думой 21 декабря 2001 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года, подписан Президентом Российской Федерации 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ.
- Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 196-ФЗ «О принятии Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (с изм. и доп. на 9 февраля 2007 г.).
- Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп. на 6 января 2007 г.).
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 марта 2003 г. № 256-р «Об утверждении Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации».
- Постановление Правительства Российской Федерации № 714 от 1 декабря 2004 г. «Об утверждении на 2005 год квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности».
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 года № 38-р «Об утверждении Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (20 062 008 годы).
- Указ Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637 „О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом“.
- Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ „О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации“.
- Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. № 665 „Об утверждении на 2007 год квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности“.
- Постановление Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. № 628 „Об утверждении на 2007 год квоты на выдачу разрешений на работу иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы“.
- Постановление Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. № 681 „О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации“.
- Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ „О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей“.
- Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 266-ФЗ „О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в пунктах пропуска через Государственную Границу Российской Федерации“.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2007 г. № 94 „О государственной информационной системе миграционного учета“.
- Книги, монографии, сборники, брошюры
- Бшсборроу Е., Хьюго Г., Оберай А., Злотник X. Статистика международной миграции: рекомендации по совершенствованию систем сбора данных. М.: Academia, 1999. — 400 с.
- Бобков В.Н., Бреев Б. Д., Буланов B.C. Рынок труда. М.: Инфра-М, 2001. -448 с.
- Глоссарий терминов в области миграции. / Под ред. Р. Перрушу. Международное миграционное право. № 2. MOM. Женева, 2005. — 98 с.
- Каменский А.Н. Проблемы международного трудового обмена и Россия.// Московский общественный научный фонд. М., 1999. — 260 с.
- Почему вымирают русские. Последний шанс. М.: ЭКСМО, 2004. — 288 с.
- Красинец Е.С. Международная миграция населения в России в условиях перехода к рынку. Ин-т соц.-экон. проблем народонаселения РАН. М.: Наука, 1997.-192 с.
- Измайлов А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М.: Педагогика, 1991. — 256 с.
- Использование иностранной рабочей силы в России: проблемы и перспективы. Материалы круглого стола / Под ред Б. А. Хейфеца М.: ИМЭПИ РАН, 2005.-108 с.
- Марианьский А. Современные миграции населения / Пер. с польск. М.: Статистика, 1969.-224 с.
- Меньшикова О.И. Социальная политика: сущность, приоритеты. Альманах „Трудный поворот к рынку“. М.: Экономика, 2000.
- Миграционная политика в зарубежных странах и Российской Федерации: опыт сравнительного анализа. / Под ред. М. Б. Денисенко. Институт экономики переходного периода. М. 2003. — 283 с.
- Миграционная ситуация в регионах России. Выпуск второй: Приволжский федеральный округ / Под ред. Ж. Зайончковской. М. 2004. -201 с.
- Миграция и развитие. Аннотированный библиографический указатель/ Авт.-сост. И. В. Ивахнюк. М.: МАКС Пресс, 2007. — 112 с.
- Миграция и развитие. Сборник статей /Гл. ред. В. А. Ионцев. М.: СП Мысль, 2007.-255 с.
- Миграция населения в контексте социальных наук. Сборник программ учебных курсов по миграции / Под ред. И. Н. Молодиковой. Смоленск: Маджента, 2005.-370 с.
- Некоторые аспекты трудовой миграции в Согдийской области. Ассоциация Научно-Технической Интеллигенции г. Худжанда. -Худжанд. 2003.-30 с.
- Олимова С., Боек И. „Трудовая миграция из Таджикистана“. MOM в сотрудничестве с НИЦ „Шарк“, 2003. 126 с.
- Проблемы трудовой миграции и пути их решения. Материалы республиканской научно-практической конференции. Душанбе: Ирфон, 2007.-232 с.
- Разумов A.A. Работающие бедные в России. М.: ВЦУЖ, 2003. — 256 с.
- Рахимов P.P. „Мужские дома“ в традиционной культуре таджиков. Л., Наука. 1990.- 157 с.
- Смирнова H.A. Роль качества занятости в повышении уровня жизни населения. М.: ВЦУЖ, 2001. — 275 с.
- Сороченко В. В. Совершенствование системы государственного управления трудовой миграцией на современном этапе развития
- Российской Федерации. Диссертация на соискание ученой степени к.э.н., -М., 2002.-154 с.
- Социальная политика, уровень и качество жизни. Справочное издание / Под ред. Бобкова В. Н. и Починка А. П. М.: ВЦУЖ, 2001. — 287 с.
- Социальный статус работников из Таджикистана в строительной отрасли в Москве и Московской области. Проект Института сравнительных исследований трудовых отношений (ИСИТО) по заказу МОТ. 2003.-121 с.
- Статьи в периодической печати и сборниках
- Алексеев П. По мигрантам ударят комфортным процентом. Газета „Утро.ги“ от 15 ноября 2006 г. (http://www.utro.ru).
- Балабанова Е.С. Особенности российской экономической ментальности. (www.hse.ru/iournals/wrldross/volO 1 3/balabanov.htm).
- Бобков В.Н. О методологии изучения качества и уровня жизни и ее практической реализации. /Социальная и демографическая политика. № 1−2.-М., 2006.
- Борисова Л.И. Демографические аспекты формирования трудовых ресурсов в Республике Таджикистан. Экономика Таджикистана: стратегия развития. Душанбе. — С. 89.
- Ваганов А. Депопулированная страна инвалидов с высшим образованием. „Независимая газета“ от 23 марта 2005 г.
- Вагин В.В. Русский провинциальный город: ключевые элементы жизнеустройства // Мир России. 1997. № 4. С. 61.
- Вардомский Л.Б., Кузьмина Е. М., Шурубович А. В. Евразийское экономическое сообщество: особенности и проблемы развития. С. 117. (www.ecfor.ru).
- Васецкий А. Очередное свидетельство вымирания россиян опубликовала Федеральная служба государственной статистики. Газета „Утро.Яи“ от 15 августа 2005 г.
- Витковская Г. С. Незаконная миграция в России: ситуация и политика противодействия. На учная серия: Международная миграция населения: Россия и современный мир. М., 2002. Вып. 9. — С. 24.
- Волосатое В Д. Изменения в размещении и межрегиональная миграция населения Урало-Сибирского региона. Вопросы статистики. № 11. М., 2005.-С. 54.
- Глава Роструда: новые правила привели к росту легализации мигрантов. „Газета.Яи“ от 17 мая 2007 г. (www.gazeta.ru).
- Гранина Н., Миронова Ю. „Столица избавляется от гастарбайтеров“. Газета „Известия“ от 7 июня 2007 г. № 99. С. 7.
- Гулюгина A.A. Региональный аспект мониторинга доходов и уровня жизни населения//Уровень жизни населения регионов России.—2002.— № 12.
- Денисов H.A. Качество жизни населения различных регионов России. М., ВЦУЖБ „Уровень жизни населения регионов России“, № 2, 2002.
- Зайончковская Ж. Миграционная ситуация современной России. Лекция от 20 января 2005 г. в рамках проекта „Публичные лекции „Полит.ру“ (www.polit.ru).
- Зайончковская Ж. Демографическое будущее. Отечественные записки. № 3,2003. (www.strana-oz.ru).
- Каменский А.Н. Европейская Конвенция 1977 г. о правовом статусе трудящихся мигрантов и российское миграционное законодательство. Материалы круглого стола „Использование иностранной рабочей силы в России: проблемы и перспективы“. М., 2005. — С. 80−84.
- Комилов С., Саидов Ф. Некоторые аспекты проблемы экономического роста в Таджикистане. Проблемы современной экономики, № 3(11). 2004.
- Красинец Е.С., Цуприкова Я. Е. Регистрируемое и латентное в динамике современных миграционных процессов в России, (http://transpress.ru).
- Литвинов В.А. Доходы населения: дифференцированный подход / Уровень жизни населения регионов России.- 2004.-№ 10.
- Лукьянов В. Перспективы занятости населения. Газета „Работа & зарплата“ № 39 от 08 октября 2004 г.
- Лукьянова Т.В. Менталитет и система управления персоналом. Вестник ВГУ, серия: Экономика и управление. № 1. Воронеж, — С. 87.
- Маликов Н.С. Качество и уровень жизни населения России: тенденции и динамика//Уровень жизни населения регионов России.—2002.—№ 11.
- Материалы международной конференции „Динамика денежных переводов трудовых мигрантов в экономике Таджикистана“ 25−26 января2006 г. Душанбе.
- Материалы исследования МОТ „Принудительный труд, нерегулируемая миграция и торговля людьми в России“ и материалам исследования, проведенного Е. Тюрюкановой по гранту РГНФ № 04−02−158а в 2004 году, Отечественные записки № 4, 2004, (www.strana-oz.ru).
- Материалы Межрегиональной научной конференции „Государственный (официальный) язык как средство социальной адаптации мигрантов“. Санкт-Петербург. 22 апреля 2007 г. Центр „Златоуст“, (www.gramota.ru).
- Мать-миграция: ЗА и ПРОТИВ“. Газета „Вечерний Душанбе“ от 7 июня2007 г.
- Овсянников А.А. Социология катастрофы: какую Россию мы носим в себе? // Мир России. 2000. № 1.85. „О законодательном обеспечении регулирования миграционных процессов в государствах-участниках СНГ“. Аналитический доклад. Москва. 2005.-С. 15.
- Олгшова С. Миграционные процессы в современном Таджикистане. Выступление на Международной конференции „Миграционные процессы, миграционная политика и законодательство в постсоветских странах как отражение произошедших перемен“. Суздаль, октябрь 2005 г.
- Переведенцев В.И. Только миграция людей предотвратит демографическую катастрофу России, (www.human-rights.ru).
- Римашевская Н.М. Базисные принципы социальной доктрины России. /Социальная и демографическая политика. № 1−2, 2006.
- Российская диаспора и права человека. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства „Материк“, (www.materik.ru).
- Рязанцев С.В., Письменная Е. Е. Роль международной миграции в развитии России. 8РЕЯО 2006. № 5 осень-зима. С. 162.
- Садовская Е.Ю. Международные трудовые миграции, денежные переводы и развитие в республиках Центральной Азии: процесс регионализации или глобализации?» //Серия «Международная миграция населения: Россия и современный мир». Выпуск 20. -М. 2007. С. 202 205.
- Семейные стратегии и поведение на рынке труда в современной России. Коллективный проект. Экономическая социология. 2005. Т.6. № 4. С. 114.
- Тюрюканова Е. Трудовая миграция в России. «Отечественные записки», № 4,2004 г.
- Фролов А. По ком звонит скорая. «Вечерняя Москва» (Интернет-версия). 11 августа 2005 г. (www.vmdaily.ru).
- Харин А.А., Майборода В. П. Инновационная экономика в России. Реалии и перспективы. Школа-семинар «Новые информационные технологии». (www.nit.miem.edu.ru/)
- Цапенко. И. «Как противостоять нелегальной миграции», «Вопросы экономики», № 9, 2001.
- Чудиновских О.С. К вопросу о методике расчета численности долгосрочных международных мигрантов в странах СНГ. Вопросы статистики. № 11.2005. С. 47.
- Massey Douglas S., Joaquin Arango, Graeme Hugo, Ali Kouaouci, Adela Pellegrino, and J. Edward Taylor. World in Motion/ Understanding International Migration at the End of the Millennium / Oxford: Clarendon Press. 1998.
- Ratha, D. and J. Riedberg. «How to lower remittance costs: conversation with remittance service providers», World Bank, Washington, D.C.
- Simon J. The Economic Consequences of Immigration, Ann Arbor, The University of Michigan Press, Second Edition.
- Smith, James and Barry Edmonston. Eds. The New Americans: Economic, Demographic, and Fiscal Effects of Immigration. Washington. National Research Council. 1997.
- Sopemi. Trends in International Migration 2006. OECD, 2006. P. 50.1. Статистические сборники
- Доклад о раз витии челов ека за 2005 год. ПРООН, 2006. С. 255−256 (http://hdr.undp.org).
- Доклад о человеческом развитии в Центральной Азии. Региональное Бюро ПРООН по странам Европы и СНГ. Братислава. 2005. — С. 84.
- Ежегодник Республики Таджикистан 2004. Душанбе, Госкомстат РТ, 2004.
- Малое предпринимательство в России 2005: Стат. сб. / Росстат. М., 2006.
- Основные итоги Всероссийской переписи населения. Росстат. М., 2003.
- Предположительная численность населения Российской Федерации до 2025 года. (Статистический бюллетень). М., Росстат. — С. 7,55.
- Российский статистический ежегодник: Стат. Сб. / Росстат. М., 2006.
- Российский статистический ежегодник. 2005: Стат. Сб. / Росстат. М., 2006.
- Россия в цифрах. 2006: Крат. стат. сб. / Росстат. М., 2006. — С. 33.
- Россия и страны мира 2006. Стат. сб. М., Росстат. 2006. — С. 56.
- Сборник «Мониторинг легальной (законной) внешней трудовой миграции за 2004−2005 годы». М, 2006. — С. 14.
- Статистический ежегодник Республики Таджикистан 2005. Душанбе, Госкомстат РТ, 2006.
- Труд и занятость в России 2005. Стат. сб. М., Росстат. 2006. — С. 37.
- Узбекистан. Оценка уровня жизни населения. Отчет № 25 923. Том И. Май 2003 г. Всемирный банк. С. 30−33.
- Официальные интернет-сайты
- Государственный статистический комитет Казахстана (www.stat.kz).
- Государственный статистический комитет Кыргызстана (www.stat.kg).
- Государственный статистический комитет Таджикистана (www.stat.tj).
- Государственный статистический комитет Узбекистана (www.stat.uz).
- Межгосударственный статистический комитет СНГ (www.cisstat.com).
- Международная организация по миграции (MOM) (www.iom.int).
- Международная организация труда (www.ilo.ru).
- Министерство иностранных дел (МИД России) (www.mid.ru).
- Программа развития ООН (ПРООН) (http://undp.org).
- Федеральная служба государственной статистики (Росстат) (www.gks.ru).
- Фонд ООН по народонаселению (UNFPA) (www.unfpa.org).