Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Дифференцированное обучение морфологии русского языка учащихся начальных классов национальной (кабардинской) школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

И. М. Осмоловская разработала концепцию дифференциации обучения в школе на основе дидактических принципов. Ряд ученых (М.Н. Анцибор, Д. Н. Богоявленский, A.A. Бударный, Г. Г. Городилова, JI.B. Занков, В.А. Крутец-кий, И. Я. Лернер B.C. Мерлин, H.A. Менчинская, М. Н. Скаткин, Б.М. Теп-лов, И. Э. Унт, Г. И. Щукина), обосновали сущность индивидуализации. Общие выводы относительно индивидуализации… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ (КАБАРДИНСКОЙ) ШКОЛЫ
    • 1. 1. Дифференциация обучения как педагогическая проблема
    • 1. 2. Развитие положительного мотивационного отношения к обучению русскому языку как неродному
    • 1. 3. Дифференциация как педагогическая основа разноуровневого обучения русскому языку в начальных классах национальной (кабардинской) школы
  • Выводы
  • Глава 2. ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ МОРФОЛОГИИ РУССКОГО ЯЗЫКА УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ (КАБАРДИНСКОЙ) ШКОЛЫ
    • 2. 1. Специфика дифференцированного обучения русскому языку в начальных классах в условиях двуязычия
    • 2. 2. Лингвистические основы обучения морфологии русского языка учащихся начальных классов национальной (кабардинской) школы
    • 2. 3. Сопоставительно-типологическое описание русского и кабардино-черкесского языков (на материале имени существительного)
    • 2. 4. Методика внутриклассной дифференциации по морфологии русского языка в начальных классах в условиях национальной (кабардинской) школы
  • Выводы

Глава 3. МЕТОДИКА ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ МОРФОЛОГИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ (КАБАРДИНСКОЙ) ШКОЛЫ НА ОСНОВЕ СОЗДАНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ПОДВИЖНЫХ РАЗНОУРОВНЕВЫХ ГРУПП (на материале имени существительного).

3.1. Предварительное изучение уровня обученности и уровня речевого развития учащихся.

3.2. Опытно-экспериментальное обучение морфологии русского языка в начальных классах в условиях национальной (кабардинской) школы.

3.3. Результаты опытно-экспериментального обучения морфологии русского языка в начальных классах национальной (кабардинской) школы.

Выводы.

Дифференцированное обучение морфологии русского языка учащихся начальных классов национальной (кабардинской) школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность и постановка проблемы исследования. Современные социально-экономические и культурные процессы, происходящие в регионах России, в том числе и в Кабардино-Балкарии, связанные с сохранением и развитием языкового наследия многонационального народа России, обусловили пристальный интерес педагогов и ученых к языковому образованию учащихся. Осуществляемая ориентация на формирование национальных ин-новационых образовательных систем, предполагает овладение учащимися одновременно родным и русским языками в одинаковой степени качественно. Относительно национальной (кабардинской) школы это требование становится определяющим в силу специфики кабардинско-русского билингвизма. Его полиаспектность и высокий уровень сложности усвоения обуславливают поиск эффективных методик обучения русскому языку как неродному, но функционально равнозначному национальному.

С другой стороны, неоднородный характер населения в различных районах Кабардино-Балкарии, преобладание в них городского или сельского населения и в связи с этим отличие городской (полиэтнической) от сельской (моноэтнической) школы, наличие в условиях одного класса детей с разным исходным уровнем владения русским языком требуют организации обучения на дифференцированной основе.

Высокий уровень двуязычия характерен и для системы образования республики. Двуязычная национальная школа — это школа, где реализуется принцип паритета языков, что обеспечит в свою очередь более высокие темпы развития как родной, так и русской речи [52, с. 15].

В современной психолого-педагогической литературе проблема дифференциации исследуется в разных аспектах: попытку сформулировать цели дифференциации предпринимают Ю. А. Дик и В. А. Орлов. Дифференциацию и индивидуализацию процесса обучения учащихся в группах, сходных по какому-то комплексу качеств, рассматривают Е. С. Рабунский и A.A. Кирсанов. N.

И.М. Осмоловская разработала концепцию дифференциации обучения в школе на основе дидактических принципов. Ряд ученых (М.Н. Анцибор, Д. Н. Богоявленский, A.A. Бударный, Г. Г. Городилова, JI.B. Занков, В.А. Крутец-кий, И. Я. Лернер B.C. Мерлин, H.A. Менчинская, М. Н. Скаткин, Б.М. Теп-лов, И. Э. Унт, Г. И. Щукина), обосновали сущность индивидуализации. Общие выводы относительно индивидуализации обучения содержатся в учебных пособиях по педагогике М. Н. Скаткина, Г. И. Щукина, И.Т. Огороднико-ва, Ю. К. Бабанского и др. Заслуживает внимания опыт A.A. Бударного и У. Д. Розенталя по организации учебного процесса в стабильных коллективах учащихся на основе способности к учению. Большой интерес представляют работы Н. М. Шахмаева, который доказал эффективность дифференциации в случае группирования учащихся по интересам. Дан сопоставительный анализ русского и национального (родного) языков, в результате чего доказано, что в условиях двуязычия русский и родной языки не могут изучаться изолированно, поскольку две языковые системы вступают во взаимодействие, на усвоение русского языка влияет опыт владения учащимися родным языком, отнесенность контактирующих языков к разным системам приводит к интерферирующему влиянию родного языка (В.Д. Аракин, Б. Х. Балкаров, В. Г. Гак, А. Х. Загаштоков, Б. М. Карданов, Л. Г. Лопатинский, И. Г. Самигуллин, М. Х. Шхапацева, В. Н. Ярцев и др.). Данными авторами разработаны общие аспекты методики обучения по различным разделам русского языка в национальных школах в условиях билингвизма. Между тем, специальные исследования, касающиеся вопроса дифференцированного обучения морфологии неродного (русского) языка в кабардинской школе не проводились, в то время как условия национальной школы определяют специфический отбор языкового и речевого материала, последовательность его изучения, методическую модель обучения обоим языкам.

Вместе с тем, в новом федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) четко определена необходимость формирования у учащихся представлений о нормах русского и родного языков и правилах речевой практики в единстве.

Данная работа посвящена актуальным проблемам дифференцированного обучения морфологии русского языка в условиях национальной (кабардинской) школы на основе создания относительно подвижных разноуровневых групп.

Мы установили следующий факт: в городской школе не в полной мере реализуется принцип индивидуального и дифференцированного обучения, хотя условия обучения в полиэтнической школе требуют обязательного включения этих принципов в процесс преподавания русского языка. В городской школе, слишком неоднороден состав обучаемых: уже в начальной школе с родным (кабардинским) языком обучения дети по-разному владеют русским — в большей или в меньшей степени. Недостаточная разработанность проблемы, новые требования ФГОС, а также трудности языкового материала,. ошибки в русской речи учеников в начальной (кабардинской) школе определили актуальность темы исследования и выявили противоречие между потребностью в осуществлении дифференцированного обучения морфологии русского языка в национальной (кабардинской) школе и недостаточной теоретической и практической разработкой его методики. Поиск путей разрешения данного противоречия определил проблему исследования в следующей ее формулировке: каковы лингводидактические, методические основы и способы дифференцированного обучения морфологии русского языка в национальной (кабардинской) начальной школе, составляющие в совокупности сущность его методики.

Объект исследования: процесс обучения русскому языку учащихся начальных классов национальной (кабардинской) школы.

Предмет исследования: обучение морфологии русского языка в начальных классах национальной (кабардинской) школы.

Цель исследования: теоретически разработать и экспериментально апробировать методику дифференцированного обучения морфологии русского языка учащихся начальных классов национальной (кабардинской) школы с учетом кабардинско-русского билингвизма.

Гипотеза исследования: методика дифференцированного обучения морфологии русского языка в национальной (кабардинской) начальной школы будет эффективной если:

— осуществлять дифференциацию по двум основаниям: транспозиционная и интерферентная специфика кабардинско-русского двуязычия и особенности владения русским языком младшими школьниками в условиях билингвизма;

— объединять учащихся в относительно подвижные разноуровневые группы для их коммуникативно-речевой практики с учетом сходств и различий морфологических систем обоих языков;

— разработать и поэтапно применять систему разноуровневых упражнений и заданий с ориентацией на стартовый (минимально допустимый) исходный, базовый и продвинутый (творческий) уровни владения русским языком младшими школьниками;

— создать и реализовать методическую модель дифференцированного обучения, включающую всю совокупность дидактических структурных компонентов.

В соответствии с целью и выдвинутой рабочей гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:

1. Определить сущность методики дифференцированного обучения морфологии русского языка в национальной (кабардинской) начальной школе.

2. Выявить лингводидактические основы дифференцированного обучения младших школьников морфологии русского языка в условиях билингвизма.

3. Определить и охарактеризовать варианты уровневой дифференциации при обучении морфологии русского языка учащихся начальных классов национальной (кабардинской) школы.

4. Разработать теоретически и методически обосновать систему заданий и упражнений по русскому языку для учащихся начальной (кабардинской) школы с учетом кабардинско-русского двуязычия, языковых трудностей и уровня владения русским языком младшими школьниками на материале имени существительного.

5. Экспериментально апробировать разработанную методическую модель обучения морфологии русского языка учащихся начальных классов национальной (кабардинской) школы и доказать её эффективность.

Методы исследования: лингвистический — сопоставительно-типологический анализ русского и кабардино-черкесского языков (на материале имени существительного) — педагогические:

— теоретические: логический анализ материалов психолого-педагогической, лингвистической литературы, анализ и синтез научных позиций по исследуемой теме, моделирование;

— эмпирические: наблюдение, сравнение, систематизация, педагогический эксперимент (констатирующий, обучающий, контрольный), анализ продуктов деятельности учащихся, тестирование, анкетирование;

— методы статистической обработки материала (количественный и качественный анализ экспериментальных данных).

Методологическую основу исследования составили положения философии о диалектической связи языка и мышления, о языке как средстве общения и выражения мысли, о единстве теории и практики, основополагающие принципы педагогики, психологии и лингвистики.

Теоретическую основу исследования составили идеи и теории в области дифференцированного обучения (М.Н. Анцибор, Д. Н. Богоявленский, A.A. Бударный, Ю. К. Бабанский, Г. Г. Городилова, JI.B. Занков, И. А. Зимняя, В. А. Крутецкий, З. И. Калмыкова, А. А Кирсанов, A.A. Леонтьев, И. А. Менчинская, B.C. Мерлин, H.H. Никитина, И. М. Осмоловская, Е.С. Рабун-ский, М. Н. Скаткин, Б. М. Теплов, И. Э. Унт, К. Д. Ушинский, Н. М. Шахмаев, Г. И. Щукина, Д.Б. Эльконин), психологии и психолингвистики (JI.C. Выготский, В. В. Давыдов, Н. И. Жинкин, A.A. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, И. А. Зимняя, Д. Н. Узнадзе, Д.Б. Эльконин), лингвистики (В.В. Виноградов, В. А. Звегицев, Ю. Д. Дешериев, Ю. Н. Караулов, П. С. Кузнецов, Б. Н. Ларин, A.A. Леонтьев, A.A. Потебня, A.A. Реформатский, А. И. Смирницкий, Н. М. Шанский, Д. М. Шмелев, Л. В. Щерба и др.), лингводидактики (М.Т. Баранов, Н. З. Бакеева, Е. А. Быстрова, А. Х. Загаштоков, A.A. Леонтьев, М. Р. Львов, Ю. Н. Караулов, В. Г. Костомаров, Т. Г. Рамзаева, A.A. Реформатский, Н. М. Шанский, И. А. Шаповалова, М. Х. Шхапацева, Н. Б. Экба и др.).

Научная новизна исследования заключается в том, что: научно обоснован и методически реализован новый тип дифференциации обучения морфологии русского языка в национальной (кабардинской) начальной школе — лингвотипологическая дифференциация, сущность которой состоит в типизации языкового материала на основе сопоставительного анализа транспозиционных и интерферирующих влияний родного языка и группировки учащихся с учетом уровня владения ими русским языком в условиях билингвизма. представлена авторская методика дифференцированного обучения морфологии русского языка в национальной (кабардинской) начальной школе, ориентированная на относительно подвижные разноуровневые группы учащихся, в которых на основе коммуникативно-речевой практики обеспечивается понимание ими сходств и различий морфологических систем обоих языковспроектирована методическая модель дифференцированного обучения морфологии русского языка в национальной (кабардинской) начальной школе, инновационность которой обеспечивается подчиненными индивидуализированным целям нетрадиционными формами, методами, приемами обучения, дифференцированным учебным материалом, содержащим транспозиции и нивелирующим интерференции родного языка;

— разработана система поэтапно реализуемых разноцелевых и содержательно разноуровневых заданий и упражнений по морфологии русского языка в начальной национальной (кабардинской) школе, способствующая повышению уровня знаний и практических речевых умений учащихся-кабардинцев в овладении неродным (русским) языком при изучении темы «Имя существительное».

Теоретическая значимость исследования состоит в:

— получении нового знания о выраженной степени интерференции родного языка в лингвистической взаимосвязи морфологических систем русского и кабардино-черкесского языков, дополняющего теоретические положения об особенностях дифференцированного обучения русскому языку учащихся начальных классов в национальной школе;

— введении в терминологический аппарат дидактики и методики обучения русскому языку нового понятия — «лингвотипологическая дифференциация», — которое расширяет теоретическую и методическую базы языковой подготовки учащихся национальных школ;

— уточнении понятия «дифференцированное обучение русскому языку как неродному» в условиях национальной (кабардинской) школы, что создает основу целостной концептуализации методической системы дифференцированного обучения русскому языку в условиях билингвизма;

— разработке инновационных методов: транспозиционной аналогии, предупреждения интерферентных ошибок и соответствующих им приемов: выявления эквивалентных форм и средств выражения логико-семантического содержания языковых явлений, поступательного преодоления речевых затруднений, спецификации лингвистических фактов, выявления дифференцированных признаков элементов языковых систем на всех уровнях, дублирования нескольких приемов по отношению к одному факту, многовариативного объяснения языковых фактов, — которые оптимизируют взаимосвязь содержательной и процессуальной сторон методики обучения русскому языку в полиэтнической языковой среде;

— обосновании источников самостоятельной мобильной перегруппировки учащихся в процессе обучения (положительная мотивация изучения неродного (русского) языка, полное усвоение знаний и приобретение языковых умений по теме «Имя существительное», осознание и преодоление учащимися лингвистических и речевых трудностей, саморегуляция ими действий по выбору дифференцированных заданий), что качественно характеризует авторскую методику.

— лингводидактическом обосновании предлагаемой методики обучения, которое обогащает теорию развития русской речи учащихся-кабардинцев на начальном этапе обучения.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что его результаты направлены на совершенствование педагогической деятельности учителей по дифференцированному обучению морфологии русского языка учащихся начальных классов национальной (кабардинской) школы на основе создания относительно подвижных разноуровневых групп. Прошедшая опытно-экспериментальную проверку методика дифференцированного обучения морфологии русского языка может быть предназначена для использования в педагогической практике преподавания русского языка в начальных классах различных школ, находящихся в условиях двуязычия. Разработанное на основе результатов исследования учебно-методическое пособие «Разноуровневые проверочные работы по русскому языку в начальных классах», может использоваться в качестве дидактического материала для обучения русскому языку в начальной школе, в системе повышения квалификации учителей начальных классов, в учебном процессе сузов и вузов, готовящих педагогические кадры для национальных школ.

Достоверность полученных результатов и выводов исследования обеспечивается обоснованностью методологических позиций, использованием комплекса методов, адекватных цели и задачам исследования, качественным и количественным анализом экспериментальных данных и их статистической обработкой, позитивными изменениями в учебных достижениях учащихся в результате экспериментальной работы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Дифференцированное обучение морфологии русского языка в национальной (кабардинской) начальной школе — это методически направленный процесс организации учебной деятельности учащихся с учетом уровня развития их коммуникативно-речевой компетентности и лингводидактиче-ской специфики кабардинско-русского билингвизма.

2. Лингводидактические основы дифференцированного обучения морфологии русского языка в национальной (кабардинской) начальной школе составляют: лингвистическая сущность имени существительного как грамматической категории, сходство и различие морфологических систем двух языков, типологическое сопоставление которых создает возможность для разработки специальной методики обучения, которая определяется как лингвоти-пологическая дифференциация.

3. Целесообразны два варианта уровневой дифференциации: организация стабильных в городской (полиэтнической) начальной школе и относительно подвижных групп обучающихся в сельской (моноэтнической) начальной школе — по двум основаниям: транспозицитивная и интерферентная специфика русско-кабардинского двуязычия и особенности коммуникативно-речевой компетентности младших школьников. Второй вариант предпочтительнее в условиях кабардинско-русского билингвизма, поскольку позволяет в комплексе учесть индивидуальные особенности освоения морфологии русского языка при изучении темы «Имя существительное».

4. Эффективным средством дифференциации обучения морфологии русского языка в национальной (кабардинской) начальной школе служит система заданий и упражнений, которая разрабатывается по критериям сложности языкового материала и трудностей его усвоения с учетом интерференции при разных дидактических целях:

— осознание учащимися своих языковых возможностей и развитие их учебной мотивации, сопряженные с осознанным выбором заданий и упражнений на этапе презентации лингвистического материала учителем;

— развитие у школьников умений применять лингвистические знания для решения грамматических задач на этапе закрепления материала;

— проверка и самоконтроль учащимися знаний и умений по теме «Имя существительное» на этапе контроля;

— развитие умений применять знания для самостоятельного решения творческих языковых задач в речевой практике на контрольном этапе изучения темы.

Реализация этих целей обеспечивает развитие коммуникативно-речевой компетентности младших школьников в русском языке.

5. Методическая модель дифференцированного обучения морфологии русского языка в национальной (кабардинской) начальной школе в качестве структурных компонентов включает: индивидуализированные цели мобильного продвижения учащихся от стартовой (минимальной допустимой) к продвинутой (творческой) языковой компетентностисовокупность дидактических, лингводидактических, методических принциповсодержание морфологического материала, систематизированное и распределенное в разноуровневые упражнения и заданияметоды транспозитивной аналогии и предупреждения интерферентных ошибок с соответствующими им приемамигрупповые, микрогрупповые (парные) и индивидуальные формысовокупность оптимальных условий освоения морфологической системырезультат как достигнутые цели. Эффективность реализации методической модели выражена в положительной динамике мотивации учащихся по отношению к изучению предмета «Русский язык» в национальной (кабардинской) начальной школе и их коммуникативно-речевой компетентности.

Личный вклад автора определяется разработкой концептуальных положений исследования и методики дифференцированного обучения морфологии русского языка в национальной (кабардинской) начальной школе, эффективность которой доказана экспериментально.

Организация и этапы исследования:

Первый этап (2004/05 учебный год) — теоретический анализ проблемы исследования, определение его научного аппарата.

Второй этап (2005/06 учебный год) — разработка методики проведения констатирующего и обучающего экспериментовпроведение констатирующего эксперимента и анализ его результатов: первичная диагностика интер-ферентных влияний родного языка в языковой подготовке младших школьников и определения «проблемных зон», а также личных языковых возможностей учащихсяразработка методической модели обучения.

Третий этап (2006/07 и 2007/09 учебный год) — проведение обучающего эксперимента, анализ и обобщение полученных результатов. На этом этапе в учебный процесс были включены экспериментальные материалы по всей программе исследования.

Четвертый этап (2010 год) — разработка рекомендаций, учебно-методических пособий, оформление результатов исследования в виде текста диссертационной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе опытно-экспериментального обучения в начальных классах на базе МОУ СОШ № 10, № 3 г. Нальчика и школ Чегемского района МОУ СОШ № 1 и № 2 с. Нартан, МОУ СОШ № 1 с. Шалушка на протяжении четырех лет (2004 — 2008 г.) в несколько этапов. Результаты исследования отражены в13публикациях, обсуждены на заседаниях кафедры методики дошкольного и начального образования Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х. М. Бербекова и на заседаниях кафедры русского языка и методики преподавания Адыгейского государственного университета. Материалы диссертации докладывались на международных, всероссийских и региональных конференциях в городах: Твери, Нальчике, Владикавказе, Самаре, Москве с 2006 по 2010 г. г.

Объем и структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения. Общий объем диссертации 246 страниц, в котором 13 таблиц, 1 схема, 9 диаграмм, библиография составляет 197 наименований, приложений.

Выводы:

Обучающий эксперимент дал возможность, во-первых, проверить качественные изменения в знаниях учащихся после изучения вышеназванных тем, во-вторых, сопоставить знания, умения и навыки учащихся контрольных и экспериментальных классов и тем самым проверить, насколько эффективна разработанная нами типология разноуровневых упражнений на основе создания относительно подвижных разноуровневых групп.

Учащиеся экспериментальных классов показывают достаточно стабильное количество правильных ответов. Эти дети справляются в большинстве случаев со всеми заданиями. У учеников контрольных классов наблюдаются затруднения в ответах. Контрольный класс дал следующий спектр ошибок: фонетические, морфолого-синтаксические, орфографические. Некоторые учащиеся испытывали большие затруднения в: согласовании в родесогласовании прилагательных с существительнымисогласовании в роде между подлежащим и сказуемым.

Анализ срезовых работ показал, что в основном учащиеся экспериментальных классов справились с заданиями. Как правило, не было фонетических и морфологических ошибок, наблюдались лишь ошибки морфолого-синтаксического и орфографического характера.

Ученики из экспериментальных классов, которые не справились частично с заданиями, это те ученики, которые прибыли в эти классы из разных районов республики и влияние родного языка на изучение русского у этих учащихся было значительным. Наблюдения показывают, что сильные учащиеся быстрее справляются с заданиями. В этом случае у учителя должны быть в «арсенале» дополнительные творческие задания. Если ученик слабой подгруппы своевременно выполнил задание, то ему в следующий раз дается задание варианта 2, таким образом, он получает задание повышенной трудности.

Сочетание метода анализа морфологических ошибок учащихся с методом сопоставительного анализа морфологических единиц в целях исследования интерферирующего влияния родного (кабардинского) языка на изучаемый дало возможность получить относительно полный потенциальный и реальный объем данных. Определились способы и приемы при изучении темы «Имя существительное», которая является одной из трудных для усвоения учащимися-кабардинцами. Анализ результатов экспериментальной проверки, ^ наглядно подтверждающий рациональность и эффективность предложенной системы разноуровневых упражнений и методических рекомендаций при изучении имени существительного, свидетельствует о том, что большая часть учащихся экспериментальных групп овладела категориями, трудными для усвоения в связи с интерференционным влиянием кабардинского языка в пределах программы.

Исследования показали, что реализация такой идеи дифференциации обучения способствует тому, что число учащихся, овладевающих умением понимать учебную задачу, самостоятельно контролировать и оценивать собственные учебные действия, значительно увеличивается уже в четвертом классе, что позволяет осуществлять самостоятельную работу, учитывающую индивидуальный темп обучаемости.

Разработанная нами система разноуровневых упражнений обеспечила восполнение пробелов при изучении имени существительного, а также в формировании ведущей деятельности (для одних) и предотвратить задержки развития (для других).

Полученные данные экспериментальных групп сопоставлялись с показателями контрольных групп, что позволило установить результативность дифференцированного обучения. Таким образом, результаты обучающего эксперимента подтверждают выдвинутую рабочую гипотезу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В настоящее время дифференцированное обучение является одной из важных проблем современной школы, в том числе и начальной национальной. В младших классах национальной (кабардинской) школы возможна лишь внутренняя дифференциация обучения, при которой индивидуальные особенности учащихся, их склонности и способности учитываются и используются для реализации целей воспитания, обучения и развития в рамках индивидуально-дифференцированного подхода.

Проблема дифференцированного обучения русскому языку всегда была одной из самых актуальных. Важная задача учителя начальных классов состоит в том, чтобы в процессе дифференцированного обучения русскому языку способствовать развитию учащихся.

На современном этапе развития методики преподавания русского языка в национальной начальной школе появились новые возможности решения этой проблемы.

В психолого-педагогических исследования, посвященных проблеме обучения русскому языку, настойчиво высказывается мысль о необходимости использования разнообразных средств обучения с целью повышения познавательной активности школьников и результативности обучения русскому языку.

На основе изучения лингводидактической, психолого-педагогической и научно-методической литературы, а также в ходе опытно-экспериментального обучения нами были определены предпосылки для создания системы дифференцированных упражнений для учащихся-кабардинцев при изучении морфологии (на примере имени существительного).

Анализ состояния исследуемой проблемы в практике обучения категориям рода, числа, одушевленности / неодушевленности, падежа имен существительных в национальной (кабардинской) школе позволил установить, что одна из серьезных причин появления ошибок в устной и письменной речи учащихся кроется в недостаточном внимании к отработке умений и навыков употребления категорий, трудных для усвоения в связи с интерференционным влиянием родного (кабардинского) языка на изучаемый (русский).

Целью нашего исследования было теоретически разработать и экспериментально апробировать методику дифференцированного обучения морфологии русского языка в начальных классах национальной (кабардинской) школы.

Разработанная нами методика дифференцированного обучения внутри класса в условиях национальной (кабардинской) школы создает реальные условия для глубокого и прочного усвоения новых знаний, приобретения умений и навыков, особенно в школах городского типа, а также может быть внедрена и в сельских. Это необходимо на начальном этапе среднего общего образования, поскольку именно здесь закладывается фундамент формирования личности.

Результаты нашего исследования свидетельствуют, что эффективной формой организации учебного процесса становится внутригрупповая дифференциация с учетом как этно психолого-типологических особенностей учащихся, так и уровня владения русским языком.

Проведенный анализ действующих программ и учебников русского языка для национальных школ позволил установить реальное состояние изучаемой проблемы: в учебниках не реализуется принцип дифференцированного подхода, программа не учитывает необходимость методической помощи слабо подготовленным и сильным учащимся.

Разработанная нами методика дифференцированного обучения внутри класса в условиях двуязычия создает реальные условия для глубокого и прочного усвоения новых знаний, приобретения умений и навыков, и может быть внедрена как в сельских так и в школах городского типа. Такая модель дифференциации необходима на начальном этапе среднего общего образования, поскольку именно здесь закладывается фундамент формирования личности.

Организация дифференцированного обучения русскому языку в начальных классах в условиях двуязычия необходима и значима. Если не подготовить учеников на выпуске начального этапа к дальнейшей дифференциации, то будут упущены время и возможности. Известно, что на этом этапе обучения, который можно назвать ориентационным и подготовительным, дифференциация должна быть незначительной, не может быть жесткой, резкой дифференциации. Ученику нужно помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им с тем, чтобы на последующих этапах обучения он мог сделать осознанный выбор в пользу углубленного, профильного или общеобразовательного изучения языка.

Предложенная система упражнений и заданий с учетом «исходного» уровня владения русским языком экспериментально проверена и доказана всем ходом исследования. Разработана система разноуровневых заданий для самостоятельной работы, способствующая повышению уровня знаний и практических умений учащихся начальных классов в овладении неродным (русским) языком при изучении темы «Имя существительное». Контроль и оценка в системе дифференцированного обучения предполагает разные формы оценивания, в частности такие, когда ученик сам определяет уровень своих потенциальных возможностей и выбирает те задания, с которыми на сегодняшний день он может справиться.

Сказанное выше позволяет сделать выводы о том, что:

1. Доказана целесообразность и своевременность дифференцированного обучения морфологии русского языка в национальной кабардинской школе как недостающего звена в системе обучения младших школьников.

2. Выявлены принципиально отличные от других лингводидактические основания дифференцированного обучения морфологии русского языка в кабардинской школе (сходство и различие морфологических систем двух языков и связанные с ними своеобразные явления транспозиции и интерференции кабар-динско-русского двуязычия), определяющие содержательные составляющие его методики.

3. Определен и реализован новый тип дифференциации обучения морфологии русского языка — лингвотипологическая дифференциация, — учитывающий лингвотипологические особенности кабардинско-русского двуязычия и индивидуально типические особенности освоения неродного (русского) языка учащихся начальной национальной (кабардинской) школы.

4. Разработаны методическая модель и авторская методика дифференцированного обучения морфологии русского языка в условиях национальной (кабардинской) школы, процессуальным ядром которой являются инновационные методы транспозитивной аналогии и предупреждения интерферентных ошибок с соответствующими им приемами. Эта методика обеспечивает условия для глубокого и прочного усвоения морфологических знаний, приобретения речевых умений и навыков по русскому языку, повышает уровень мотивации изучения русского (неродного) языка и уровень развития психических процессов (памяти, мышления, воображения и т. д.).

5. Эффективной формой организации учебного процесса становится внутригрупповая дифференциация с учетом уровня владения русским языком: стабильные, относительно подвижные и подвижные группы учащихся. Относительно подвижные группы образуются в результате самостоятельного выбора учащимися уровня сложности языкового материала и учета ими собственного уровня владения русским языком, что способствует развитию их самооценки и самоконтроля.

6. Разработана система дифференцированных учебных заданий и упражнений по четырем критериям: 1) уровень владения языком- 2) сложность языкового материала- 3) трудности усвоения русского языка с учетом интерференции родного- 4) самостоятельность учащихся в выборе учебного материала и группового взаимодействия.

7. Положительные результаты обучения морфологии русского языка учащихся начальных классов национальной (кабардинской) школы экспериментальных классов, выражены в позитивной динамике: 1) мотивации младших школьников изучения русского языка в 1-м классе — на 35%, во 2-м — на 25%, в 3-м — на 25%, в 4-м — на 40%- 2) уровня знаний, умений и навыков учащихся по теме «Имя существительное» и их коммуникативно-речевой компетентности в 1-м классе — на 30%, во 2-м — на 35%, в 3-м — на 30%, в 4-м — на 45%. Положительная динамика в контрольных классах значительно ниже: 1) мотивации младших школьников изучения русского языка в 1-м классе — на 10%, во 2-м — на 12%, в 3-м — на 10%, в 4-м — на 15%- 2) уровня знаний, умений и навыков учащихся по теме «Имя существительное» и их коммуникативно-речевой компетентности в 1-м классе — на 10%, во 2-м — на 10%, в 3-м — на 13%, в 4-м — на 15%. Это подтверждает эффективность авторской методики обучения морфологии русского языка в национальной (кабардинской) начальной школе.

Перспективными направлениями дальнейшего исследования проблем дифференциации обучения русскому языку в национальной школе могут быть инновационные разработки методик обучения русскому языку по его другим разделам в условиях кабардинско-русского двуязычия и другого билингвизма.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , K.M. Научные основы дифференцированного обучения русскому языку в нерусской школе (на материале 3, 4 класса казахской начальной школы): дис. канд. пед. наук / K.M. Абильдаева. — М., 1994. — 200 с.
  2. , Л.И. Маленькие школьники и родной язык / Л. И. Айдарова. — М.: Знание, 1983.-95 с.
  3. , Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку / Л. И. Айдарова. М.: Педагогика, 1978. — 224 с.
  4. , Л.И. Формирование лингвистического отношения к слову у младших школьников / Л. И. Айдарова // Вопросы психологии. 1964. — № 5. — С. 55−72.
  5. , H.H. Дифференцированное обучение русскому языку иноязычных учащихся-нефилологов: дис. д-ра пед. наук / H.H. Алиев. М., 1992. — 260с.
  6. Анализ состояния и развития системы образования Республики Тыва в 1998/99 учебном году / сост. Ч. О. Сундуй, A.C. Ооржак. Кызыл, 2000. — 14с.
  7. , М.Н. Индивидуализация обучения учащихся младших классов советской школы: автореф. дис. .канд. пед. наук / М. Н. Анцибор. М., 1970.-28 с.
  8. , В.Д. Типология языков и проблема методического прогнозирования: учеб. пособие/В.Д. Аракин. -М.: Высш. шк., 1989. 158с.
  9. П.Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
  10. , Н.З. О лингвистических основах методики русского языка в национальной школе / Н. З. Бакеева // Вопросы методики обучения русскому языку учащихся национальной школы. М.: Педагогика, 1983. — С. 7−36.
  11. , Б.Х. Сопоставительная фонетика русского и кабардинского языков / Б. Х. Балкаров. Нальчик, 1960. — 41 с.
  12. , В.П. Индивидуальный подход к учащимся в условиях проблемно-поисковой деятельности: автореф. дис. канд. пед. наук / В. П. Барабаш. Одесса, 1975.-26 с.
  13. , A.B. Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального образования на основную / A.B. Баранников // Начальная школа. -2004.-№ 8. -С. 10−21.
  14. , М.Т. Организация учебного процесса по русскому языку / М. Т. Баранов // Методика преподавания русского языка в школе / под ред. М. Т. Баранова. -М.: Просвещение, 1990. С. 97−110.
  15. Беседы с учителем. Первый класс начальной школы / под ред. Н. Ф. Виноградовой и JI.E. Жуковой. М.: Вентана-Граф, 1998. — 240 с.
  16. , Д.Н. Психология усвоения знаний в школе / Д. Н. Богоявленский, H.A. Менчинская. М.: АПН РСФСР, 1959. — 347 с.
  17. , Д.Н. Языковая форма и содержание понятия при усвоении грамматики / Д. Н. Богоявленский // Русский язык в школе. 1972. — № 1. — С. 14−19.
  18. Л.И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема./ Божович Л.И.// Изв. АПН РСФСР 1951, вып.36.
  19. , A.A. Учим русскому языку по-новому! / A.A. Бондаренко, И. В. Гуркова // Начальная школа. 2002. — № 11. — С. 44−56.
  20. , И.В. Дифференцированный подход при выполнении домашнихзаданий в малокомплектной школе / И. В. Борисова // Начальная школа. — 2004.-№ 7.-С. 80−82.
  21. , A.A. Индивидуальный подход в обучении / A.A. Бударный // Советская педагогика. — 1965. — № 7. С. 70−83.
  22. , A.A. Какой урок считать современным? / A.A. Бударный // Народное образование. — 1975.—№ 2. С. 11−127.
  23. , JI.JI. Трудные вопросы морфологии / JI.JI. Буланин. М.: Просвещение, 1976.-208 с.
  24. , И.Д. Дифференцированный подход к обучению учащихся на современном уроке / И. Д. Бутузов. Новгород, 1972. — 72 с.
  25. , Е.А. Преподавание русского языка в многонациональной школе / Е. А. Быстрова // Русский язык в школе. 2007. — № 3. — С. 22−25.
  26. , Э.В. Дифференцированный подход к обучению русскому языку как иностранному на начальном этапе: дис.. канд. пед. наук / Э.В. Винокур-цева. М., 1991.-205 с.
  27. , А.И. Развивающее обучение русскому языку: пособие для учителей / А. И. Власенков. М.: Просвещение, 1983. — 208 с.
  28. Вопросы преподавания русского и родных языков в национальной школе. -М.: Просвещение, 1977. 150 с.
  29. , JI.C. Мышление и речь: избран, психологические исследования / Л. С. Выготский.-М., 1986. 208 с.
  30. , JI.C. Умственное развитие детей в процессе обучения: сб. ст. / Л. С. Выготский. -М.- Д., 1935. 135 с.
  31. , М.Н. Теория учебника русского языка как иностранного: метод, основы/МН. Вятютнев. -М.: Рус. яз., 1984. 144 с.
  32. Гак, В. Г. Некоторые идеи современной лингвистики в преподавании языка /
  33. B.Г. Гак // Иностранные языки в высшей школе. 1972. Вып. 7. — С. 7−12.
  34. , П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П. Я. Гальперин. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. 45 с.
  35. , П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий / П. Я. Гальперин // Психологическая наука в СССР. М., 1959. — Т. 1.1. C. 441−469.
  36. , А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка / А. Н. Гвоздев. М., 1964. — Ч. 1−2.
  37. , Ю.З. Идеи дифференцированного обучения в отечественной педагогике / Ю. З. Гильбух // Педагогика. -1994. № 5. — С. 80−84.
  38. , В.И. Об индивидуальном подходе к учащимся в школе и семье / В. И. Гладких. Пенза, 1958.
  39. , Г. Г. К вопросу об учете индивидуальных особенностей студентов-иностранцев при обучении их русскому языку на начальном этапе / Г. Г. Го-родилова // Вопросы обучения иностранцев русскому языку. М.: Изд-во МГУ, 1972.-С. 116.
  40. , Г. Г. Психологический аспект индивидуальной работы с учащимися / Г. Г. Городилова // Психологические вопросы обучения иностранцев русскому языку / под ред. A.A. Леонтьева, Т. В. Рябовой. М.: Изд-во МГУ, 1972. — С. 99−106.
  41. , Ю.Н. Формирование морфологических понятий при изучении частей речи в общеобразовательной школе: автореф. дис.. канд. пед. наук / Ю. Н. Гостева.-М., 1999.-26 с.
  42. , В.В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. -М., 1986. 240 с.
  43. Дифференцированный подход в процессе учебно-воспитательной работы в начальных классах. — М., 1965. 45 с.
  44. , Т.К. Вопросы образования и развития в истории методики русского языка / Т. К. Донская // Оптимизация и интенсификация педагогического процесса в вузе и школе. Ишим, 1994. — С. 29−31.
  45. , Ж.Т. Обучение русскому языку в национальной школе: психолого-педагогические и лингводидактические аспекты методики преподавания русского языка в начальных классах / Ж. Т. Елемисова. Алма-Ата: Мектеп, 1988. — 124 с.
  46. , М.И. Об индивидуализации обучения русскому языку в малокомплектной школе / М. И. Емельянчик // Русский язык в СССР. 1991. -№ 8.-С. 3.
  47. , А.Х. Сопоставительно-типологическое описание русского и кабардино-черкесского языков в учебных целях / А. Х. Загаштоков. Нальчик, 2009. -189 с.
  48. , В.И. О дифференцированном подходе / В. И. Загвязинский // Народное образование. 1968. -№ 10. — С. 85−87.
  49. , И.А. Личностно-деятельностный подход в обучении русскому языку как иностранному / И. А. Зимняя // Русский язык за рубежом. 1985. -№ 5. -С. 43−46.
  50. , И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И. А. Зимняя.- 2-е изд., доп. и перераб. М.: Логос, 1999. — 382 с.
  51. Индивидуальные варианты развития младших школьников / под ред. Л. В. Занкова, В. М. Зверевой. -М.: Педагогика, 1973. 246 с.
  52. Инновационные образовательные технологии в начальной школе: опыт, перспективы, проблемы преемственности: тез. докл. и сообщений, 14−17 октября 1997 г. Нальчик, 1997. — 160 с.
  53. , З.И. Психологические принципы развивающего обучения / З. И. Калмыкова. -М.: Знание, 1979. 48 с.
  54. , З.И. Пути развития продуктивного мышления школьников / З. И. Калмыкова // Вопросы психологии. 1978. — № 3. — С. 144−148.
  55. , Ю.Н. Двуязычие и русский язык в СССР: к теории языкового существования / Ю. Н. Караулов // Русский язык в школе. — 1989. № 3. — С. 109.
  56. , Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов. М.: КомКнига, 2006.-261 с.
  57. , Н.Б. Родной и русский языки в формировании национально-русского двуязычия / Н. Б. Карашева // Русский язык в СССР. — 1991. № 8. — С. 36−39.
  58. , A.A. Индивидуализация обучения как средство развития познавательной активности и самостоятельности учащихся / A.A. Кирсанов // Советская педагогика. 1963. — № 5. — С. 27−34.
  59. , A.A. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема / A.A. Кирсанов. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1982. — 223 с.
  60. , A.A. Индивидуализация учебной деятельности школьников / A.A. Кирсанов. — Казань: Татар, кн. изд-во, 1980. 206 с.
  61. , Е.В. Теоретические основы изучения морфологических категорий русского языка: автореф. дис.. д-ра филол. наук / Е. В. Клобуков. М., 1995. -16 с.
  62. , Ю.Б. Языковая ситуация в Беларуси / Ю. Б. Коряков // Вопросы языкознания. 2002. — № 2. — С. 109−127.
  63. , A.A. Речевые задания как средство изучения языка и развитие речи / A.A. Косолапкова // Совершенствование методов обучения русскому языку: пособие для учителя: сб.ст. / сост. А. Ю. Купалова. М.: Просвещение, 1981.-С. 55−60.
  64. , Е.В. Преемственность в обучении русскому языку между детским садом и школой: метод, рекомендации / Е. В. Коток. — М., 1987. 28 с.
  65. , Е.В. Имя существительное в русской разговорной речи: функциональный аспект / Е.В. Красильникова- отв. ред. В.П. Григорьев- АН СССР, Ин-т рус. яз. М.: Наука, 1990. — 123 с.
  66. Краткий психологический словарь / под ред. A.B. Петровского, М.Г. Яро-шевского. М.: Политиздат, 1985. — 430 с. 81 .Крутецкий, В. А. Психология обучения и воспитания школьников / В.А. Кру-тецкий. М.: Просвещение, 1976. — 303 с.
  67. , Н.И. Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения математике в средних профтехучилищах / Н. И. Кузьмичева. М.: Высш. шк., 1980.-64 с.
  68. , Н.К. Методика русского языка / Н. К. Кульман. СПб.: Изд-во Я. Башманова и К0, 1913. — 276 с.
  69. , А.Ю. Язык и речь в школьном курсе русского языка / А. Ю. Купал ова // Русский язык в школе. 1999. — № 1. — С. 27−32.
  70. , Н.С. Умственные способности и возраст / Н. С. Лейтес. М.: Педагогика, 1971.-279 с.
  71. , A.A. Принцип коммуникативности сегодня / A.A. Леонтьев // Иностранные языки в школе. 1986. — № 2. — С. 27−32.
  72. , A.A. Психологические предпосылки раннего овладения иностранным языком / A.A. Леонтьев // Иностранные языки в школе. 1985. — № 1.-С. 26−27.
  73. , A.A. Язык, речь, речевая деятельность / A.A. Леонтьев. М., 1969.
  74. , А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. Т. 1 / А. Н. Леонтьев. М.: Педагогика, 1983. — 391 с.
  75. , А.Н. Психологические основы обучения русскому языку / А. Н. Леонтьев // Русский язык за рубежом. 1974. — № 4. — С. 43−54.
  76. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Педагогика. 1975. — 297 с.
  77. , М.Ф. О преподавании русского языка как государственного в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации в 1999/2000 учебном году / М. Ф. Леонтьева // Народное образование. -1999. № 7−8. — С. 311−314.
  78. , И.Я. Система методов обучения: дидактический аспект / И. Я. Лернер // Совершенствование методов обучения / сост. А. Ю. Купалова. М.: Просвещение, 1981.-С. 14−28.
  79. Лидман-Орлова, Г. К. Развитие речи учащихся при изучении морфологии / Г. К. Лидман-Орлова. М.: Изд-во НИИ школ, 1976. — 123 с.
  80. , Ф. М. Теория и практика обучения синтаксису осложненного предложения: автореф. дис.. д-ра пед. наук / Ф. М. Литвинко. Минск, 1996. -35 с.
  81. Лопатинский, Л Г. Краткая кабардинская грамматика / Л .Г. Лопатинский // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа (СМОМПК). -Тифлис, 1891. -Вып. 12, отд. 2. -С. 28−64.
  82. , М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: учеб. пособие /М.Р. Львов, Т. Г. Рамзаева, H.H. Светловская. -М.: Просвещение, 1987. -415 с.
  83. , М.Р. О соотношении теоретического и практического в начальном обучении русскому языку / М. Р. Львов // Соотношение теоретического и практического в начальном обучении русскому языку: межвуз. сб. науч. тр. — М., 1992. -С. 39.
  84. , А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А. К. Маркова. -М.: Просвещение, 1983. 96 с.
  85. , М.В. о динамике мотивации учения первоклассников / М. В Матюхина // Учение и развитие школьников. Волгоград, 1980 — 115 с.
  86. , М.А. Дифференцированное обучение / М. А. Мельников // Педагогическая энциклопедия. -М.: Сов. энциклопедия, 1964. Т. 1. С. 760−762.
  87. , Г. П. Природа падежных значений и классификация падежей / Г. П. Мельников // Исследования в области грамматики и типологии языков: сб. ст. / отв. ред. В. М. Андрющенко. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. — С. 3964.
  88. , Н.К. Учет транспозиции в процессе обучения русскому языку в условиях близкородственного украинско-русского двуязычия: дис.. канд. пед. наук / Н. К. Месяц. М., 1977. — 84 с.
  89. Методика обучения русскому языку в начальных классах тюркоязычных школ / А. Ш. Асадуллин, A.M. Валитова, Н. М. Хасанов и др. JL: Просвещение, 1968.-229 с.
  90. Методика преподавания русского языка как иностранного / О. Д. Митрофанова и др. М., 1990. — 127 с.
  91. Методические рекомендации по проблеме дифференцированного обучения: для учителей средней школы / Любицина М. И. и др. Л., 1978. — 86с.
  92. , И.Г. Морфологические категории современного русского языка: учеб. пособие / И. Г. Милославский. М.: Просвещение, 1981. -254 с.
  93. , И.Б. Сопоставительная типология русского и таджикского языков. Морфология / И. Б. Мошеев. Душанбе, 1991.
  94. , Т.П. Формирование познавательной активности учащихся в условиях дифференциации обучения: дис.. канд. пед. наук / Т. П. Мюшевич. -Минск, 1989.-168 с.
  95. Национальная школа РСФСР: пути обновления // Советская педагогика. 1990. — № 3. — С. 9−14.
  96. , H.H. Личностно ориентированное обучение: теории и технологии: учеб. пособие / H.H. Никитина. Ульяновск: ИПК ПРО, 1998. — 104 с.
  97. , Т.М. Сочетание общеклассной, групповой и индивидуальной работы учащихся как средство повышения эффективного учебного процесса: дис. канд. пед. наук / Т. М. Николаева. М., 1972. — 236 с.
  98. , Т.М. Сочетание общеклассной, групповой и индивидуальной работы учащихся на уроке как одно из средств повышения эффективности учебного процесса: автореф. дис. канд. пед. наук / Т. М. Николаева. М., 1972. -17 с.
  99. , Г. Н. Орфографический материал в программах по русскому языку для 1−10 классов национальных школ РСФСР / Г. Н. Никольская // Вопросы преподавания русского и родных языков в национальной школе. -М.: Педагогика. С. 49−58.
  100. , Л.И. Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения / Л. И. Новикова // Начальная школа. 2002. — № 1. — С. 73−74.
  101. , Г. С. Выявление и учет индивидуальных различий учащихся 1−3 классов в учебном процессе / Г. С. Овчинников. Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1982.-96 с.
  102. , И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе / И. М. Осмоловская. М.: Ин-т практической психологии, 1998. — 160 с.
  103. , Е.И. Основы коммуникативный методики обучения иноязычному общению / Е. И. Пассов. -М.: Рус. яз., 1989. 276 с.
  104. Педагогическая энциклопедия: в 4 т. / под ред. И. А. Каирова, Ф. Н. Петрова. -М.: Сов. энциклопедия, 1964−1968.
  105. , Т.А. Реализация коммуникативного подхода при изученииморфологии в школе (именные части речи) / Т. А. Печенева. — Минск: Изд-во ВГУ, 2001.-124 с.
  106. , Т.А. Совершенствование речевой культуры школьников при изучении морфологии / Т. А. Печенева // Русская словесность. 2003. — № 2. -С. 4−48.
  107. , A.M. Грамматика в новой школе: избранные труды / A.M. Пешковский. -М.: Учпедгиз. 1959. 192 с.
  108. , А.И. Индивидуализация при обучении иностранцев-студентов лексике русского языка: дис.. канд. пед. наук / А. И. Погодин. -М.: Изд-во МПГУ, 1996. 195 с.
  109. Подготовка учителя русского языка для национальной школы: лин-гводидактический аспект / под ред. Н. М. Шанского, Г. Г. Городиловой. М.: Педагогика, 1989. — 200 с.
  110. , Н.С. Методика преподавания русского языка: учеб. пособие / Н. С. Поздняков. М.: Учпедгиз, 1952. — 319 с.
  111. Практическая методика обучения русскому языку в начальных классах / под ред. Е. В. Котока. JL: Просвещение, 1987. — 219 с.
  112. Проблемы межпредметных связей в условиях билингвизма: тез. докл. Всесоюз. метод, конф. Дрогобыч, 1990. — 239 с.
  113. Проблемы психологии индивидуального подхода к учащимся в процессе обучении. Ташкент, 1971.
  114. Программа «Русский язык. 1−4 классы национальных школ Российской Федерации» / под ред. Г. Г. Городиловой. М., 2000.
  115. Психологические проблемы неуспеваемости школьников / под ред. H.A. Менчинской. -М.: Педагогика, 1971. 272 с.
  116. , E.H. Языковое развитие учащихся при обучении морфологии (5 класс): автореф. дис. канд. пед. наук / E.H. Пузанкова. -М., 1992. 16 с.
  117. , Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников (на основе их самостоятельной деятельности) / Е. С. Рабунский. М.: Педагогика, 1975.-182 с.
  118. , Е.С. Теория и практика реализации индивидуального подхода к школьникам в обучении: дис.. д-ра пед. наук / Е. С. Рабунский. Горький, 1988.-464 с.
  119. Развитие русской речи учащихся начальных классов национальной школы / под ред. Е. В. Котока. JL: Просвещение, 1987. — 109 с.
  120. , Т.Г. Структура и содержание начального языкового образования / Т. Г. Рамзаева // Начальная школа. 2003. — № 11. — С. 14−23.
  121. , И.В. Некоторые теоретические вопросы методики обучения иностранным языкам в средней школе / И. В. Рахманов // Общая методика обучения иностранным языкам: хрестоматия. М.: Рус. яз., 1991. — С. 9−20.
  122. , H.A. Сопоставительная грамматика русского и чувашского языков / H.A. Резюков. Чебоксары: Гос. изд-во Чуваш. АССР, 1959. — 328 с.
  123. , Г. В. Память в обучении языку / Г. В. Репкина // Психологические вопросы обучения иностранцев. М.: Изд-во МГУ, 1972. — С. 54−70.
  124. , A.A. О сопоставительном методе / A.A. Реформатский // Русский язык в национальной школе. 1962. — № 5. — С. 5−7.
  125. , A.A. Фонология на службе обучения произношению неродного языка / A.A. Реформатский // Русский язык в национальной школе. 1961. -№ 6. — С. 68.
  126. , Г. В. К вопросу о структуре именных основ и категориях грамматических классов в адыгских (черкесских) языках / Г. В. Рогава. Тбилиси: Изд-во АН Груз. ССР, 1956. — 154 с.
  127. , Н.Ф. Разноуровневые задания по математике / Н.Ф. Рогано-ва // Начальная школа. 2003. — № 9. — С. 79−80.
  128. , Е.И. Настольная книга практического психолога: в 2 кн. / Е. И. Рогов. -М.: Владос, 2006.
  129. , JI.H. Актуальные проблемы дифференцированного обучения / JI.H. Рожина. — Минск: Народная света, 1992. 191 с.
  130. Роль индивидуального подхода в повышении эффективности урока / В. И. Гладких и др. Краснодар: кн. изд-во, 1964. — 72 с.
  131. Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения: учеб. пособие / М. С. Соловейчик и др. М.: Линка-Пресс, 1994. — 384 с.
  132. Русский язык как государственный язык Российской Федерации в школах с нерусским языком обучения: временный государственный стандарт. М., 1993.-75 с.
  133. , И.Г. Дифференцированное обучение грамоте / И.Г. Са-мигуллин // Начальная школа. 1964. — № 9. — С. 33−34.
  134. , З.Г. Работа по русскому языку в начальной малокомплектной школе / З. Г. Сахипова, М. Т. Салихова. Л.: Просвещение, 1980. — 352 с.
  135. , Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам / Л. С. Славина. М.: АПН РСФСР, 1958. — 213 с.
  136. , Т.Ю. Опыт диагностики слабой успеваемости и методика дифференцированной работы по ее преодолению: автореф. дис. канд. пед. наук / Т. Ю. Стульпинас. М., 1971.
  137. , A.B. Методика русского языка в средней школе / A.B. Текучев. -М.: Просвещение, 1982. 287 с.
  138. , В.В. Дифференцированный подход к учащимся на уроках природоведения / В. В. Титова // Начальная школа. 2000. — № 5. — С. 49−53.
  139. , Е.Ф. Изучение роли частей речи в школе и в вузе / Е. Ф. Троицкий. Смоленск: Изд-во СГПУ, 1999. — 83 с.
  140. , Л.А. Обучение морфологии на основе ее обобщенных понятий в систематическом школьном курсе русского языка: автореф. дис.. д-ра пед. наук / JI.A. Тростенцова. — М., 1984. — 35 с.
  141. , JI.A. Обучение русскому языку в школе как целенаправленный процесс: морфологический аспект / JI.A. Тростенцова. М.: Педагогика, 1990. — 142 с.
  142. , JI.A. Процесс изучения морфологии с 1 по 6 класс (на примере формирования понятия «части речи») / JLA. Тростенцова // Преемственность и перспективность в обучении русскому языку. — М.: Просвещение, 1982. С. 6377.
  143. , Н.В. Оптимальное сочетание форм учебной деятельности как условие дифференциации и усиления развивающей направленности обучения младших школьников: дис.. канд. пед. наук / Н. В. Тупарева. Казань, 1991. -206с.
  144. , О.В. Справочное пособие по русскому языку для начальной школы / О. В. Узорова, Е. А. Нефедова М.: ACT, 2001. — 269 с.
  145. Унт, И.З. К проблеме индивидуализации учебного процесса / И. З. Унт // Советская педагогика. — 1971. -№ 11. С. 41−48.
  146. Унт, Н. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / Н. Э. Унт. -М.: Педагогика, 1990. 19 с.
  147. Уровневая дифференциация обучения: из опыта московских учителей // Вечерняя средняя школа. 1994. — № 2. — С. 23−28.
  148. , Л.Б. Совершенствование методов и приемов обучения русскому языку в национальной школе / Л.Б. Успенский- под ред. Н. М. Шанского. -М.: Педагогика, 1979. 129 с.
  149. , Н.Г. Дифференцированный подход при работе с учащимися / Н. Г. Уткина // Начальная школа. 1965. — № 5. — С. 8−23.
  150. , К.Д. Педагогические сочинения. Т. 5 / К.Д. Ушинский- сост.
  151. С.Ф. Егоров. М.: Педагогика, 1990. — 528 с.
  152. , В.В. Дифференциация обучения в средней школе / В. В. Фирсов // Советская педагогика. -1990. -№ 8. -С.42−47.
  153. , Е.А. Дифференцированный подход в обучении студентов-филологов практической грамматике неродного языка (на материале русского простого предложения): дис. канд. пед. наук. М., 1995. — 177 с.
  154. , С.Н. Ошибки в письменной речи учащихся и способы их классификации / С. Н. Цейтлин // Русский язык в школе. 1984. -№ 2. — С. 40−46.
  155. , С.Н. Типы детских речевых ошибок в области словоизменения существительных / С. Н. Цейтлин // Русский язык в школе. 1987. — № 6. — С. 49−55.
  156. , Ж.Ч. О работе в условиях дифференцированного и разноуровневого обучения / Ж. Ч. Цуциева // Начальная школа. — 2001. — № 6. С. 22−24.
  157. , A.A. К истории исследования вопроса об индивидуально-дифференцированном подходе к учащимся в процессе обучения / A.A. Чурикова //Проблемы советской школы и педагогики.-Йошкар-Ола, 1971.-С. 123−134.
  158. , Н.М. Вопросы лингвистического описания русского языка в учебных целях / Н. М. Шанский, Е. А. Быстрова // Русский язык в национальной школе. 1989. — № 3. — С. 5−8.
  159. , Н.М. Методика преподавания русского языка в современных условиях / Н. М. Шанский, Е. А. Быстрова // Русский язык в национальной школе. 1990.-№ 1. —С. 9.
  160. , С.Ф. Теоретические основы методики обучения грамматическому аспекту иноязычной речи / С. Ф. Шатилова // Общая методика обучения иностранным языкам: хрестоматия. -М.: Рус. яз., 1991. С. 295−305.
  161. , Н.М. Учителю о дифференцированном обучении / Н.М. Шах-маев. М.: Просвещение, 1989. — 114 с.
  162. , B.K. Дифференциация обучения как педагогическая проблема / В. К. Шишмаренков. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 1996. -208 с.
  163. , В.К. Теория и практика разноуровневого дифференцированного обучения: дис.. д-ра пед. наук / В. К. Шишмаренков. Челябинск, 1996.
  164. , М.Х. Лингвистика и лингводидактика: избранные работы / М. Х. Шхапацева. Майкоп: Аякс, 2005. — 319 с.
  165. , М.Х. Сопоставительная грамматика русского и адыгейского языков / М. Х. Шхапацева. — Майкоп: Адыг. респ. кн. изд-во, 2005. -328 с.
  166. , Л.В. Языковая система и речевая деятельность / Л. В. Щерба. Л.: Наука, 1974. — 427 с.
  167. , Г. И. Формирование познавательных интересов учащихся на уроке: дис. канд. пед. наук / Г. И. Щукин. Л., 1953.
  168. , Н.Б. Взаимовлияние языков и развитие двуязычия в национальной школе / Н. Б. Экба. СПб., 1993. — 223 с.
  169. , Д.Б. Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения / Д. Б. Эльконин // Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы) / под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М.: Просвещение, 1966.-С. 13−54.
  170. , Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте: избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. М., 1989.
  171. , И.С. Дифференцированное обучение: внешние и внутренние формы / И. С. Якиманская // Директор школы. 1995. — № 3. — С. 14−53.
  172. , И.С. Особенности познавательных интересов старшеклассников в условиях дифференцированного обучения / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. 1989. — № 3 — С. 27−32.
  173. , И.С. Психолого-педагогические проблемы дифференцированного обучения / И. С. Якиманская // Советская педагогика. 1991. — № 4. — С. 44−52.
  174. , И.С. Развивающее обучение / И. С. Якиманская. — М.: Педагогика, 1979. -144 с.
  175. , Н.М. Теория и практика педагогического творчества / Н. М. Яковлева.-Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1987. 132 с.
  176. , В.Н. Теория и практика сопоставительного исследования языков / В. Н. Ярцева // Известия АН СССР, сер. лит. и яз. 1986. — Т. 45, № 6.-С. 493−499.
Заполнить форму текущей работой