Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Нравственное развитие учащихся в условиях инновационного учебного заведения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Трансформация жизненных норм, изменение общественного сознания являются наиболее тревожным проявлением безнравственности и духовной опустошенности, влекущим за собой смещение нравственности с приоритетных позиций на второстепенные. Обращение к проблеме нравственного воспитания, на наш взгляд, является одной из важнейших стратегий педагогической науки. Воспитать достойного человека без развития… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ
    • 1. 1. Проблема воспитания и ее отражение в психолого-педагогической литературе
    • 1. 2. Развитие нравственных качеств лицеистов в воспитательном процессе инновационного учебного заведения
  • Выводы
  • ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ И ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЦЕИСТОВ
    • 2. 1. Моделирование воспитательной системы инновационного учебного заведения
    • 2. 2. Содержание технологии развития нравственных качеств лицеистов в воспитательной системе инновационного учебного заведения
    • 2. 3. Опытно-экспериментальная апробация результатов исследования
  • Выводы

Нравственное развитие учащихся в условиях инновационного учебного заведения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Стремительные перемены в социально-экономической жизни нашего общества требуют кардинальных изменений в духовно-психологическом облике людей. Современному человеку необходимо обладать не только развитыми адаптационными способностями, помогающими комфортно чувствовать себя в любых условиях социокультурной среды, но и способностью модифицировать, радикально перестраивать среду, изменяясь при этом внутриличностно, управляя и эффективно направляя собственную деятельность.

Углубление и необратимость социально-экономических, политических преобразований во всех сферах общественной жизни России, в том числе и в образовании, ставит новые задачи перед обществом и всеми его организационно-управленческими структурами. Это, прежде всего, задачи воспитания современного поколения в духе активного созидательного труда, соблюдения и гармонизации интересов общества и личности, развития духовности человека, сохранения и развития его физического и нравственного здоровья.

От понимания сущности воспитания во многом зависит как содержание образования в целом, так и эффективность педагогического процесса, в частности. Воспитание представляет собой необходимый социальный институт общества и конкретно-историческое явление, тесно связанное с социально-экономическим, политическим и социокультурным уровнем развития государства, на которое накладывают отпечаток социально-психологические особенности общества.

Масштабность и глубина преобразований российского общества в последнее десятилетие в полной мере затронули среду его духовной жизни, изменив общественное сознание.

Трансформация жизненных норм, изменение общественного сознания являются наиболее тревожным проявлением безнравственности и духовной опустошенности, влекущим за собой смещение нравственности с приоритетных позиций на второстепенные. Обращение к проблеме нравственного воспитания, на наш взгляд, является одной из важнейших стратегий педагогической науки. Воспитать достойного человека без развития нравственных качеств невозможно. Это важнейшие качества, по которым можно судить о духовном, гуманистическом потенциале, необходимом для развития общества. Сегодня" гуманистически ориентированное воспитание должно быть направлено прежде всего на формирование таких личностных качеств, как умение адекватно воспринимать действительность и конструктивно, уважительно относиться к окружающей природной и социальной сфередуховно-нравственное совершенствование и творческая, созидательная социально значимая деятельность, высокая нравственная культура.

Необходимость разработки теоретико-методологических и организационно-методических основ воспитательной деятельности инновационного учебного заведения, проектирование адекватной воспитательной системы, направленной, в первую очередь, на развитие нравственных качеств учащихся, предопределены, на наш взгляд, рядом противоречий:

— между обострением проблемы воспитания молодого поколения, связанной с масштабностью и глубиной кризисных явлений в российском обществе, с одной стороны, и отсутствием целенаправленной деятельности учебных заведений по воспитанию учащихся, с другой;

— между возросшими требованиями общества к духовно-нравственному облику человека, его нравственной культуре и недостаточной работой по их развитию в процессе воспитания, отсутствием адекватного научно-методического инструментария;

— между общественной потребностью в такой воспитательной системе, которая обеспечила бы продуктивное развитие личности воспитанников и недостаточной разработанностью содержания и технологии воспитательной деятельности, обеспечивающих реализацию этой идеи в педагогической практике.

Выявленные противоречия определили проблему настоящего исследования, суть которой заключается в выявлении научно-педагогических и методических подходов к продуктивному развитию нравственных качеств лицеистов посредством конструирования и реализации в воспитательном процессе лицея инновационной воспитательной системы.

Проблема нашего исследования продиктовала необходимость обращения к многочисленным источникам. Труды Т. И. Ильиной, Ф. Ф. Королева, И. Т. Огородникова, Н. В. Савина, В. И. Журавлева, Ю. В. Васильковой, Г. И. Легенького, П.И.Пидка-систого, И. Ф. Харламова, Б. Т. Лихачева,.

В.А.Сластенина, Б.С.Гер-шунского позволили выстроить хронологическую последовательность дефиниций категории «воспитание», понять его конкретно историческую природу и концептуальное видение.

В психолого-педагогической литературе особого внимания в плане исследуемой проблемы заслуживают работы Г. А. Алферовой, Н. И. Болдырева, Л. Г. Вяткина, Н. К. Гончарова, Б. Г. Есипова, И. Б. Котова, Н. М. Таланчука и др., в которых уделяется особое внимание оптимизации воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа.

В процессе работы над диссертацией мы опирались на классические и современные труды по образовательным проблемам отечественных и зарубежных педагогов (С.И.Архангельский, Ю. К. Бабанский, Л. Г. Вяткин, Г. И. Железовская, Г. П. Корнев, В.А.Сластенин) и психологов (Б.Г.Ананьев, Д. Брунер, А. Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, С.Л.Рубинштейн), основные теоретико-методологические положения которых позволили нам адекватно подойти к решению проблемы настоящего исследования.

Объективные требования времени к совершенствованию процесса воспитания, с одной стороны, и недостаточная разработанность теоретико-методологических и организационно-методических основ его развития в аспекте указанной проблемы, с другой, определили выбор и актуальность темы настоящего исследования «Нравственное развитие учащихся в условиях инновационного учебного заведения».

Данная работа является составной частью комплексного исследования проблемы формирования и развития творческой личности учащихся и студентов, разрабатываемой кафедрой педагогики Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского.

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании, разработке и экспериментальной проверке эффективности воспитательной системы инновационного учебного заведения и функционирующей в ее рамках технологии развития нравственных качеств лицеистов.

Объект исследования — учебно-воспитательный процесс в инновационном учебном заведении.

Предмет исследования — воспитательная система нравственного развития учащихся.

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании, разработке и экспериментальной проверке эффективности воспитательной системы инновационного учебного заведения и функционирующей в ее рамках технологии развития нравственных качеств лицеистов.

Гипотеза исследования — развитие нравственных качеств лицеистов в воспитательном процессе будет эффективным, если:

— проанализирована специфика инновационного учебного заведения и выявлены условия, обеспечивающие развитие нравственных качеств личности;

— этот процесс будет проходить в рамках четко спроектированной воспитательной системы, реализация которой рассматривается как одно из приоритетных направлений в деятельности инновационного учебного заведения;

— сконструирована и реализована технология, обеспечивающая структурно и содержательно развитие нравственных качеств лицеистов;

— разработаны уровни нравственного развития и выявлены показатели для их определения.

Предмет, цель и гипотеза потребовали решения следующих задач:

1. На основе анализа психолого-педагогической литературы определить теоретические предпосылки и практические основания проектирования воспитательной системы инновационного учебного заведения.

2. Определить в содержательном плане систему нравственных качеств лицеистов и дать их характеристику.

3. Теоретически обосновать, сконструировать и экспериментально проверить технологию развития нравственных качеств лицеистовопределить уровни сформированное&tradeнравственных качеств лицеистов и критерии их диагностирования.

Теоретическую и методологическую базу исследования составили 1) идеи о социальном характере воспитания, о роли творчески организованной деятельности в формировании личности (А.С.Макаренко, В.С.Сухомлинский) — 2) исследования современных концепций воспитания (В.М.Короткое, Б. Г. Лихачев, В. С. Мухин, В.Д.Путилин) — 3) положения, раскрывающие общие вопросы методологии педагогической науки (Л.Г.Вяткин, Г. И. Железовская, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский,) — 4) теория творческого развития и саморазвития личности (В.И.Андреев, И.А.Зимняя).

Методы исследования определялись гипотезой и задачами решаемой проблемы. Теоретические методы состояли в системном подходе, творческом проектировании, моделировании, анализе, синтезе. Практические методы включали: анкетирование, тестирование, наблюдение, анализ результатов деятельности учащихся, изучение и обобщение передового педагогического опыта.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются: анализом теоретических и экспериментальных работ по исследуемой проблеме, позволившим сформулировать гипотезу и определить задачи исследованиявыявлением методологических, психологических и дидактических предпосылок развития исследуемой проблемырепрезентативностью значительного фактического материала, послужившего основой для выводов и обобщенийиспользованием разнообразных методов исследования, адекватных предмету исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

— проанализирован, уточнен и дополнен понятийно-терминологический аппарат по проблеме развития нравственных качеств личности. Установлена взаимосвязь и взаимообусловленость системы развития нравственных качеств личности лицеистов и развивающей среды инновационного учебного заведения;

— предложена прогностическая модель выпускника инновационного учебного заведения, которая учитывает изменившиеся в настоящее время условия воспитания и развития личности, и направленная на будущую перспективу творческого развития обучающегося;

— теоретически спроектирована и научно обоснована авторская модель воспитательной системы инновационного учебного заведения, включающая совокупность взаимосвязанных компонентов, обеспечивающая высокий уровень нравственного развития лицеистов;

— определены уровни сформированности нравственных качеств лицеистов и критерии их диагностирования;

— предложена авторская технология реализации системы развития нравственных качеств лицеистов, которое включает: диагностику уровня развития нравственных качествотбор проблемных ситуаций, нравственных и эстетических объектов для общения учителей и лицеистоворганизацию нравственно-эстетических отношений во всех видах деятельности лицеяоценку и самооценку воспитательных отношений лицеистами;

— авторская система воспитания выступает как процесс совместного творчества учителя и лицеиста и обеспечивает высокую мотивированность, целенаправленность, самоорганизацию, совместное участие в воспитательном процессе всех участников. В структурном отношении модель воспитательной системы состоит из синтеза традиционных и инновационных элементов и комплекса методов и средств реализации личностно-ориентированного подхода в воспитании;

Практическая значимость исследования заключается в том, что его материалы и результаты непосредственно используются в воспитательном процессе общеобразовательных и инновационных учебных заведений и позволяют успешно решать вопросы развития нравственных качеств учащихся:

— результаты проведенного исследования в значительной мере способствуют реализации идей личностно-ориентированного образования;

— выявленные качественные характеристики позволяют диагностировать процесс развития нравственных качеств учащихся, эффективно влиять на совершенствование воспитательной деятельности;

— предложенные воспитательная система, технология и научно-методический аппарат их реализации, выводы и рекомендации, полученные по результатам исследования, позволяют повысить эффективность воспитательного процесса и, как следствие, оптимизировать процесс развития нравственных качеств лицеистов.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации, выводы, теоретические и практические результаты излагались на научно-методических и научно-практических конференциях в Саратове (1997;2000гг.), Балашове (2000 -т- 2001 гг.), Вольске (20 002 001гг.). Материалы диссертации, ее научные выводы обсуждались на научных семинарах, проводимых на кафедре педагогики Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского (2000 -2001гг.).

Внедрение результатов исследования. Научные результаты исследования, теоретические положения, выводы диссертации, практические рекомендации используются в воспитательном процессе общеобразовательных и инновационных учебных заведений г. Саратова.

На защиту выносятся:

1. Модель воспитательной системы инновационного учебного заведения.

2. Технология развития нравственных качеств лицеистов в воспитательной системе инновационного учебного заведения.

3. Эмпирически выявленные и теоретически обоснованные структура, уровни и качественные показатели сформированности нравственных качеств личности на различных этапах обучения.

Этапы исследования и опытно-экспериментальная база. Исследование проводилось поэтапно в течение 5 лет — с 1998 по 2002 гг. на базе Восточно — Европейского лицея г. Саратова.

Первый этап (1998 — 1999 гг.) — подготовительный: изучалась литература по проблеме исследования, определялись методологические предпосылки, цели и задачи научного поиска, формулировалась гипотеза и разрабатывалась программа исследования.

Второй этап (1999 — 2001 гг.) — основной: на основе накопленного эмпирического материала проводилось теоретическое обоснование и конструировалась воспитательная система и функционирующая в ее рамках технология развития нравственных качеств лицеистов. На данном этапе была реализована программа опытно-экспериментальной апробации предлагаемого методического инструментарияобобщались данные экспериментальной работы.

Третий этап (2001 — 2002 гг.) — заключительный: проводилась обработка экспериментальных данныхисследовалась валидность и надежность результатов экспериментавелась апробация материалов исследованияосуществлялось оформление работы.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы (222 наименования) и приложений.

Таким образом, эксперимент подтвердил большие возможности предлагаемого нами подхода по обеспечению развития у лицеистов нравственных качеств в соответствии с разработанной критериальной программой. ВЫВОДЫ.

1. Исследование показало, что развитие нравственных качеств личности возможно при условии функционирования в обществе в целом и образовательной среде, в частности, продуктивной, продуманной воспитательной системы, включающей комплекс взаимосвязанных компонентов и реализующейся на всем протяжении воспитательного процесса инновационного учебного заведения.

2. В главе показано, что целенаправленная воспитательная система и функционирующая в ее структуре технология развития нравственных качеств лицеистов в качестве основополагающих моментов своего функционирования предполагает: соответствие целей воспитания тем требованиям, которые предъявляет обществоединство и взаимосвязь всех компонентов системы, их взаимообусловленность, что позволяет регулировать отношения между субъектами одной социальной общности.

3. Специфика проблемы, целей, задач исследования определила системный подход к методике исследования, необходимость сочетания качественного анализа с методами математической статистики и применением ЭВМ. Использование различных методов исследования позволяет рассматривать педагогические факты и явления во всей их сложности, взаимозависимости и взаимообусловленности. В этом случае можно делать те или иные выводы на основе анализа, сопоставления результатов, полученных различными методами.

4. Проведенная нами опытно-экспериментальная работа позволила дать научно-практическое обоснование положениям, составляющим суть выдвинутой нами гипотезы. В настоящей главе мы ставили задачу практической проверки в естественном обучающем эксперименте соответствия сконструированной нами воспитательной системы инновационного учебного заведения и технологии развития нравственных качеств тем теоретическим положениям, которые были сформулированы в предыдущей главе.

5. Проведенный эксперимент убедительно показал необходимость дифференцированного подхода к обучающимся, что потребовало выявления исходного уровня сформированности нравственных качеств каждого из них. Это способствовало проведению соответствующей коррекции управления воспитательной системой. В этой связи весьма эффективна предложенная 1 диагностика уровней сформированности нравственных качеств по выделенным ранее критериям, предполагающая комплексное использование ряда методик, направленных на повышение достоверности полученного материала.

Завершая исследование, следует отметить, что сконструированная воспитательная система в целом и технология развития нравственных качеств лицеистов, в частности, позволили так организовать воспитательный процесс, что у школьников повысился уровень сформированности исследуемых качеств, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу и позволяет использовать предлагаемые материалы в воспитательном процессе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В заключении диссертации изложены общие научные результаты проведенного исследования и определены направления дальнейшей разработки поставленной проблемы:

1. Определены психологические, педагогические предпосылки и практические основания разработки воспитательной системы инновационного учебного заведенияпроведен исторический анализ проблемы' воспитания учащихсяреализован методологический подход к развитию у учащихся нравственных качеств на основе внедрения в воспитательную практику педагогических технологий.

2. Основываясь на определенных в исследовании научных предпосылках, в диссертации сформулированы теоретико-методологические положения и г спроектирована модель воспитательной системы инновационного учебного заведения и технология развития нравственных качеств личности.

4. В соответствии со спецификой проблемы, цели и задач исследования осуществлен системный подход к методике исследования, предполагающий сочетание качественного анализа с методами математической статистики и применением ЭВМ. Такой подход позволяет рассматривать исследуемые педагогические факты и явления во всем многообразии проявлений, взаимообусловленности и взаимозависимости.

5. В результате проведенной опытно-экспериментальной работы практически проверено в естественном обучающем эксперименте соответствие сконструированной нами воспитательной системы инновационного учебного заведения и технологии развития нравственных качеств задачам воспитания нравственности как связующего звена между социальной средой и сознанием индивида, ключевого компонента целостной, социально зрелой личности.

6. В процессе проведения эксперимента подтверждена необходимость дифференцированного подхода к учащимся на основе выявления исходного уровня сформированности нравственных качеств у каждого из них.

7. Доказана эффективность предложенного диагностического инструментария оценки уровней нравственного развития лицеистов по выделенным критериям, включающей комплексное применение ряда методик, обеспечивающих достоверность полученных данных.

Подводя итог диссертационного исследования, следует отметить, что проблема развития нравственных качеств лицеистов, представленная как комплексная, междисциплинарная, полифункциональная, не ограничивается рамками настоящего исследования, и в качестве дальнейших направлений разработки поставленной проблемы предлагается, в частности, исследовать психолого-педагогические аспекты саморазвития нравственных качеств субъектов в процессе дальнейшей жизни и деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980.
  2. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. М., 1981.
  3. А.И. Проблематика развития российского образования // Перемены. 2000. № 2.
  4. Г. М. Социальная психология. М., 1989.
  5. И.Н., Голубкова Н. Я., Новикова Л. Г. Молодежная субкультура: нормы и система ценностей // Социологические исследования. 1984.№ 4.
  6. В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития.- Казань: Центр инновационных технологий, 1996. — 608с.
  7. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (до реформы 60-х гг.) / Сост. П. А. Лебедев. М., 1987.
  8. И.М. Социология США: проблемы и поиски решения. М., 1996.
  9. Л.И. Некоторые теоретические проблемы психологии личности //Вопросы психологии. 1978. № 1.
  10. Л.И. О динамическом подходе к изучению личности // Психологический журнал. 1991. Т.2. № 2.
  11. Л.М. Социально-этические проблемы теории личности. М.: Мысль, 1974.
  12. Ю.К. Педагогика. М., 1982.- 192 с.
  13. Е.Н., Колесникова И. А. О воспитании и воспитательных системах. СПб., 1996. С. 10−15.
  14. В.Г. Полн. собр. соч. М., 1954. Т.4.
  15. B.C. Нравственность. Культура. Современность: Философские размышления о жизненных проблемах. М.: Знание, 1990.
  16. П.П. Задачи и методы новой народной школы // Избранные пед. и социол. соч. М., 1979. Т.1.
  17. П.П. Личность ребенка и воспитание// Психология и дети. 1917: № 1.
  18. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978.
  19. О.С., Катаева Л. И., Шамшурина А. И. О нравственном воспитании подростков. М., 19 789. с
  20. О.С., Черенкова С. В. Нравственное воспитание старшеклассников. М., 1988.
  21. А.А. Личность в общении. М., 1983.
  22. Л.И. Изучение качеств личности и аффективной сферы ребенка // Тез. докл. на II съезде психологов. М., 1963. Вып.5.
  23. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  24. Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории. М., 1979.
  25. Е.В. Гуманистическая парадигма личност-но-ориентированного образования // Педагогика. 1997. № 4.-сЛ 1−17.
  26. Е.В., Кульневич С. В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания. -Ростов-на-Дону, 1999.
  27. Н.В., Реан А. А. Педагогика: Учеб. для вузов. СПб., 2000.
  28. Н.М. Моделирование воспитательного процесса // Воспитательная деятельность: методология, содержание, технологии.—Астрахань, 2001.
  29. Будь лицом: ценности гражданского общества: В 2 т. / JT.A. Аннинский, Р. Г. Апресян, И. М. Ачильдиев и др. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1993.
  30. Л.П. Человек: Деятельность и общение. М.: Мысль, 1978.
  31. И.Г. Теорема личности. М., 1988.
  32. Н.Д. Педагогика. Основные проблемы и принципы. М., 1922.
  33. Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. г
  34. А.В. Петровского. М. 1979.
  35. В.В. Симфония разума. М.: Молодая гвардия, 1977.
  36. .З., Иванов В. Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учеб. пособие. М., 1997.
  37. .Л. Педагогика // Педагогическая энциклопедия: В 4 т. М., 1966. Т.З.
  38. Л.Г., Тарский Ю. И. Психолого-педагогические основы развития творческого потенциала обучаемых (Акмеологи-ческие аспекты). Саратов, 1994.
  39. Л.Г., Гусейнов А. З. Цели и задачи воспитания, (учебно-методическое пособие). Саратов., «Стило», 2001.-27 с.
  40. Л.Г., Гусейнов А. З. Развитие личности и воспитание. (учебно-методическое пособие). Саратов, издательство «Надежда», 2002 23с.
  41. Р. Эстафета труда, надежд и веры // Народное образование. 2000. № 6. С.44−45.
  42. К.В., Казимирская Н. И. Нравственно-эстетическое воспитание школьников: Вопросы теории. М., 1979.
  43. Э.С., Дорожкин Ю. Н. Молодежь индустриальной России: Жизненные и социально-политические ориентации // Социологические исследования. 1993. № 1. С.123−125.
  44. З.Т. О психологии формирования общенациональных ценностей // Советская педагогика. 1991. № 9.
  45. К.А. О человеке. М., 1938.
  46. К.А. Соч. М., 1974.
  47. И.Ф. Избранные .педагогические сочинения. М., 1940.
  48. .С. Философия образования. М., 1996. С. 199.
  49. .С. Педагогическая прогностика: Методология, теория, практика. -М., 1987.
  50. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995. С. 250.
  51. В.Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников. М., 1988.
  52. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 1978. Т.З. С. 24.
  53. А. Избранные педагогические сочинения. М., 1967.
  54. Э.Д. Четвертая школьная реформа в России: Пособие для преподавателей. М., 1994.
  55. Н.А. Избранные педагогические произведения. М., 1952.
  56. О.Г. Проблемы нравственности. М., 1977.
  57. В.П. Преемственность учебной деятельности в системе «школа — военный вуз»: Дисс. д-ра пед.наук.: 13.00.08. —I1. Тольятти, 1999.
  58. И.К. Педагогика в системе наук о человеке. М., 1990.
  59. Г. Е. Об одном строгом методе исследования ценностных ориентаций личности // Проблемы социальной психологии. М.: Мысль, 1971.
  60. И.И. Нравственное воспитание учащихся. М., 1986.
  61. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986. 223 с.
  62. Н.С. Культурные смыслы науки. М.: OJIMA-ПРЕСС, 1977.
  63. Измерения в исследовании проблем воспитания. Тарту, 1973.
  64. B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс). М., 1984.
  65. B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс). М., 1984.
  66. Т.А. Педагогика. М.: Просвещение, 1987.
  67. М.З., Смирнов Б. А. Социология воспитания. М., 1986.
  68. М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). -М.: Изд-во полит. лит-ры, 1974. -328 с.
  69. М.И. О воспитании и образовании. М., 1976.
  70. В.А. Стать человеком. М., 1993. С.45−47.
  71. И.А. Формирование у будущих учителей умений педагогического целеполагания. Дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 1994.
  72. М.М. Смысл жизни человека/ Отв. ред. В. П. Макаренко. Ростов н/Д.: Изд-во Ростов, ун-та, 1994.
  73. Е.Д., Меликьян Г. Т., Злосказов И. А. Демографическая ситуация в России накануне XXI века // Социологические исследования. 1977. № 6. С.37−45.
  74. В.И. Мотивы поведения и деятельности. М., 1988.
  75. Г. М. История и философия образования в таблицах и схемах. М., 1998.
  76. Н.И. Как относиться к себе и людям или Практическая психология на каждый день. М., 1993.
  77. И.Н. Личность как система конструктов: некоторые вопросы психологической теории Дж. Келли // Системные исследования. М., 1975.
  78. О.П. Введение в теорию воспитания. М., 1997.
  79. И.А. Воспитание человеческих качеств // Педагогика. 1998. № 8. С.26−32.
  80. И.А. Теоретико-методологическая подготовка учителя к воспитательной работе в цикле педагогических дисциплин: Дисс. д-ра пед. наук: 13.00.01. Л., 1991.
  81. И.А., Нагавкина Л. С., Барышников Е. Н. Программа и словарь педагогических понятий по проблеме воспитания. Спб., 1994.
  82. О.И. Преемственность формирования учебной деятельности в системе «лицей-вуз»: Дисс.канд.пед.наук. — Саратов, 1998. -170 с.
  83. Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М., 1982.
  84. Я.А. Педагогическое наследие. М., 1987.
  85. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988.
  86. Н.И. Логический словарь-справочник. —М., 1976.
  87. Н.А. и др. История педагогики: Учеб. для студентов пед. ингтов. М., 1982.
  88. Ф.Ф. Всестороннее развитие личности // Педагогическая энциклопедия: В 4 т. М., 1964.
  89. А.И. Актуальные проблемы педагогики. Рязань, 1971.
  90. В.В. Методология педагогических исследований. Пособие педагога-исследователя. Самара, 1994. г
  91. Краткий словарь по социологии / Под общ. ред. Д. М. Гвитиани, Н. И. Лапина. М., 1998.
  92. А.А., Головаха Е. И. Психологический возраст личности // Психологический журнал. 1983. № 5.
  93. Н.К. Общие вопросы педагогики. Организация народного образования в СССР. М., 1958. Т.2.
  94. В.А. Основы педагогической психологии. М., 1972.
  95. В.А. Психологическое обучение и воспитание школьников. М., 1976.
  96. Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника. М., 1988.
  97. Культура молодежи: Сб. ст. / Редкол. В. Н. Ярская и др. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1989.
  98. Г. Ф. Проблема молодежи в новых экономических условиях // Социальные проблемы молодежи в условиях перехода к рыночной экономике и пути их решения: Тез. докл. науч. практ. конф. Уфа, 1993. С. 16.
  99. . Куда идет Россия. —М., 1994.
  100. К. Лучший путь к человеку // Пути в незнаемое: Писатели рассказывают о науке. М., 1974.
  101. Г. И. Цель и способы воспитания. М., 1990.
  102. А.Н. Деятельность, созидание, личность. М.: Политиздат, 1975.-с.185−186 (304с.).
  103. А.А. Общение как объект психологического исследования // В сб.: Методологические проблемы социальной психологии.-М., 1975.
  104. А.И. Духовный кризис и национальное возрождение: Попытка культурно-исторического «анализа. Филос. очерк. Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятск. кадрового центра, 1993. 55 с.
  105. В.Т. Молодежь о времени и о себе: результаты социологического исследования // Педагогика. 1998. № 4.
  106. .Т. Педагогика: Курс лекций. М., Прометей, 1993.-464 с.
  107. Д.С. Заметки и наблюдения. Л., 1989.
  108. Д.С. О национальном характере русских// Вопросы философии. 1990. № 4. С. 6.
  109. Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь // Принципы развития в психологии. М., 1978.
  110. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984.
  111. В.Я. Методика преподавания психологии. М.: Изд-во МГУ, 1984.
  112. А.С. Сочинения. В 7 томах. Т.5. —М., 1958. — 433 с.
  113. Материальные, духовные и организационные факторы формирования нового человека: Сб. статей / Под ред. С. И. Никишина. М.: Изд-во МГУ, 1986.
  114. Методика воспитательного процесса. М., 1969.
  115. Методические проблемы развития педагогической науки / Под ред. П. Р. Арутова, М. Н. Скаткина, Я. С. Губовского. М., 1985.
  116. Мир детства: Подросток. М., 1982.
  117. Мир детства: Юность. М., 1982.
  118. Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М., 1991.
  119. Митина J1.M. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М., 1994.
  120. Молодежь России: потерянное поколение или надежда XXI века: Материалы науч.-практ. конф. / Отв. ред. Ю. В. Манько. СПб., 1998.
  121. Молодежь: будущее России / Под ред. И. М. Ильинского. М., 1995.
  122. В. Человек, мораль, воспитание: Пер. с болгарск. М., 1975.
  123. Л.И. Воспитание в современной школе.- М.: Издательский Дом «Ноосфера», 1999. 300с.
  124. Моральные ценности и личность// С. Ф. Анисимов, Ю. М. Смоленцев, А. В. Разин и др.- под ред. А. И. Титаренко, Б. О. Николаева. М.: Изд-во МГУ, 1994. 175 с.
  125. А.В. О воспитании старшеклассников. М. Просвещение, 1981. — 176 с.
  126. Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции?//Педагогика. 1997. № 3.
  127. В.Г. Методы исследования характера личности. Тбилиси, 1975.
  128. И.Н. Межличностные отношения. JL, 1979.
  129. Образование в поисках жизненных смыслов / Под ред. Е. В. Бондаревской. Ростов н/Д, 1996.
  130. С.И. Словарь русского языка. —М.: Государственное изд-во иностранных и национальных словарей, 1961.
  131. В.Б. Личность и социальные ценности// Социология в СССР. М&bdquo- 1965.
  132. Опыт разработки концепций воспитания/ Отв. ред. г
  133. Е.В. Бондаревская. Ростов н/Д, 1993.
  134. А.Н. Образование и воспитание// Избр. пед. соч. М., 1985.
  135. В.В. Формирование ценностных стереотипов молодежи (на прим. исслед. Краснодар, края) Дис. (в форме науч. докл.). канд. социол. наук. Барнаул, 1992.
  136. В.П. Творческая личность как цель воспитания. Минск, 1994.
  137. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Основы православного образования в России // Педагогика. 1995. № 3. С. 79.
  138. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983.- 608 с.
  139. Педагогическая энциклопедия. М., 1994.
  140. В.А., Каменко В. К., Котова И. Б. Личностно-развивающее взаимодействие. Ростов н/Д., 1993.
  141. А.П. Педагогика. М., 1924.
  142. Н.И. Вопросы жизни. Избр. пед. срч. М., 1953.
  143. Е.В. ценности в процессе передачи опыта поколений: Автореф. дис.. канд. филос. наук. М., 1993.
  144. Г. А. Совершенствуем систему воспитания. М., 1989.
  145. Э. Нация. Национализм. Национальные интересы. М., 1995.
  146. В.М. Научно-педагогическая информация: Словарь-справочник. —М., 1995.
  147. Н.Ю. Логико-гносеологический и дидактический статус познавательной задачи в высшей школе / Вопросы активности студентов. —Казань: Изд-во КГУ, 1982.
  148. Программа и словарь педагогических понятий по проблеме воспитания / Под .ред. И. А. Колесниковой. СПб., 1994.
  149. А.Ф. Некоторые вопросы педагогической науки // Советская педагогика. 1953. № 5.
  150. Профессиональная педагогика / Под ред. С. Я. Батышева. — М.: Профессиональное образование, 1997.
  151. Психологический словарь/ Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990.
  152. Психология и педагогика: Учеб. пособие/ Под ред. К, А. Альбухановой и др. М., 1998.
  153. Психология личности и образ жизни: Сб. статей / Отв. ред. Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1987.
  154. Психология развивающейся личности/ Под ред. А. В. Петровского. М., 1987.
  155. Психология современного подростка/ Под ред. Д. И. Фельдшейна. М., 1987.
  156. X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М., 1994.
  157. Роль философии в формировании научно-технической элиты: Материалы международного симпозиума. Тверь, 1994.
  158. М.М. История педагогических идей в ее основных чертах. Иркутск, 1922.
  159. C.JI. Основы общей психологии. М., 1981.
  160. C.JI. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.
  161. Е.Д. Социальная ориентация выпускников основной школы// Социологические исследования. 1994. № 12. С.53−59.
  162. Л.П. Нравственно-гуманистические подходы к формированию личности специалиста, развитию у студенчестваггражданственности и патриотизма // Интеллигенция и нравственность. М., 1993.
  163. . Общество и образование: Пер. с англ. М., 1989.
  164. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л., 1980.
  165. Н.Н. Наука и общество: Статьи и речи. М., 1981.
  166. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М., 1999.
  167. И.М. Избранные философские и психологические произведения. М., 1977.
  168. И.Н., Новикова Л. И. Проблемы современного воспитания в философском контексте // Педагогика. 1998. № 7.
  169. В.А., Головин Н. А. Штрихи к портрету поколения 90-х годов// Социологические исследования. 1988. № 6. С. 106−107.
  170. И.А. Педагогический такт и мастерство учителя. Киев, 1981.
  171. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М.- Педагогика, 1986.- 152с.
  172. М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. М., 1980.
  173. В.Я. О роли педагогического взаимодействия // Вестник высшей школы. 1987. № 6. —С.28−36.
  174. В.А., Подымова JI.C. Педагогика: инновационная деятельность. М., ИЧП «Издательство Магистр», 1997.- 308 с.
  175. Е.С. Воспитание молодого поколения как задача школы и общества // Петербургская школа. 1998. № 3. С.42−43.
  176. В.М. Социология нравственного развития личности. М.: Политиздат, 1980.
  177. В.Д. Русский народ: историческая судьба в XX веке. М., 1993.
  178. В.А. Воспитание гражданина. М., 1971.
  179. В.А. Как воспитать настоящего человека. Минск: Народная асвета, 1978.
  180. В.А. Неотложные проблемы теории и практики воспитания // Народное образование. 1961. № 10.
  181. Теория и практика воспитательных систем/ Под ред. Л. И. Новиковой. М.: ИТП и МИО РАО, 1993.
  182. М.Х. Формирование жизненных ориентаций молодежи//Социологические исследования. 1977. № 3.
  183. Э. Принципы обучения, основанные на психологии. М., 1930.
  184. В.П. Личность и общество. М., 1965.
  185. М.Б. Отражения в культуре отношений нравственности // Философские науки. 1989. № 11.
  186. Управление воспитательной системой школы: Проблемы и пути решения // Под ред. В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой.—М., 1999.
  187. К.Д. Собрание сочинений: В 11 т. М., 1950.
  188. К.Д. Труд в его психологическом и воспитательном значении// Избр. пед. соч. Т.1. Вопросы воспитания. М., 1953.
  189. Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. М., 1991. Вып. 1−2.
  190. Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. М., 1994. Вып.3−4.
  191. В.П. Особенности взаимодействия преподавателя и студентов при активном методе обучения: Дисс.канд.пед.наук.-Л., 1983.—212 с.
  192. Г. Н. Воспитание личности школьника. М., 1985.
  193. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М., 1987. С. 358.
  194. Флейк-Хобсон К. и др. Развитие ребенка и его отношений с окружающими: Пер. с англ. М., 1993.
  195. Формирование личности старшеклассников/ Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1989.
  196. Е.М. Моральная культура общества. Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. с.-х. академии, 1994.
  197. И.Ф. Основные вопросы организации воспитательной работы в школе. Минск, 1967.
  198. И.Ф. Педагогика. Минск, Издательство БГУ 1998.-464 с.
  199. И.Ф. Саморазвитие личности и воспитание// Советская педагогика. 1990. № 12.
  200. И.Ф. Теория нравственного воспитания. Минск, 1972.
  201. Н.Г. Избранные педагогические произведения. М., 1953.
  202. Н.Г. Избранные сочинения. М., 1950.
  203. М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие. —М.: народное образование, 1996.
  204. М.А. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения // Педагогика. 1997. № 2.
  205. В.Д. Психология деятельности и способности человека. -М.: Логос, 1996. -264 с.
  206. А.А. Л.Н. Толстой о воспитании человека. Воронеж, 1995. С. 130.
  207. С.Т. Педагогические сочинения: ВИТ. М., 1964.
  208. Н.И. Социальная психология в образовании. М.: Владос, 1995.
  209. А.И. Духовная культура молодежи как объект социологических исследований: Дис.. доктора социол. наук. М., 1991.
  210. Е.Н. Гуманизация образования и профессиональная подготовка учителей. М., 1991.
  211. И.В. Подготовка студентов педвуза к применению инновационных технологий учения. Дис.канд.пед.наук. —Саратов, 1998.
  212. Н. Нравственное воспитание// Воспитание школьников. 1990. № 1−3.
  213. В.В. Формирование у будущих учителей умений диагностирования нравственности учащихся. М., 1991.
  214. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Возрастная психология. 1971. № 4.
  215. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.
  216. П.М. Психология чувств. М., 1956.
  217. М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. М., 1986.
  218. Ф. Технология обучения в системе высшего образования. -М.: Высшая школа, 1986.
  219. Elder G. Children of the great depression. Chicago, 1974.
  220. Nuttin J. Motivation et perspectives d’avenir. Louvain Press. Univ. Louvain, 1980.
  221. Posenberg M. Society and the adolescent self image. Princeton, 1965.
  222. Rokeach M. The nature of human values. L, 1973.
  223. Модель выпускника инновационного учебного заведения
  224. Содержание модели выпускника1. Блок Ml. Мотивация.,
  225. Блок № 3. Компетенция Модуль: «Знания"1. Выпускник должен знать:
  226. Структуру и особенности учебной деятельности в предыдущей и последующей образовательных системах, состав, структуру и особенности формирования образовательных умений, критерии оценки их сформированности- владеть теорией и технологией их формирования.
  227. Состав, сущность основных познавательных действий и порядок их использования в образовательной практике.
  228. Уметь ставить индивидуальные цели в учебной деятельности по удовлетворению личных потребностей в самообразовании, саморазвитии, самовыражении- стремиться к самосовершенствованию в учении, повышению образовательного и общекультурного уровня.
  229. Уметь прогнозировать и планировать учебную деятельность в образовательных системах, технологично организовывать и осуществлять достоверный контроль результатов собственной учебной деятельности, принимать решения по их корректировке.
  230. Уметь адекватно оценивать собственную деятельность и деятельность других людей.
  231. Уметь анализировать, прогнозировать, оценивать и принимать неадекватные решения в нестандартных ситуациях, в условиях неопределенности, при решении неординарных учебных задач.
  232. Это должна быть трудолюбивая, предприимчивая, оперативная, дисциплинированная, ответственная, аккуратная, исполнительная, сдержанная в словах и поступках, смелая, творческая, доводящая начатое дело до конца личность.
  233. Методика оценки нравственных качеств личности
  234. В основе измерения характеристик положена общая теория измерения. Суть ее заключается в решении проблемы описания качеств личности как объекта измерения и построения адекватных диагностических средств измерения.
  235. Нравственные качества (нравственные качества были сведены нами в укрупненные блоки, которые мы назвали нравственными отношениями):
  236. Отношение к окружающему миру Ki Осознание себя гражданином России
  237. К2 Уважение к общественному достоянию, забота о его сохранении
  238. Кз Уважение к истории и культуре
  239. Отношение к профессиональной деятельности и труду К4 Профессиональная ориентация для жизни и деятельности в условиях рыночной экономики
  240. К5 Стремление к дисциплинированности в будущей профессиональной деятельности
  241. Кб Стремление к терпимости и сотрудничеству в коллективе1. Отношение к себе
  242. К7 Духовность, интеллигентность, честность
  243. Kg Честь, достоинстзо, порядочность, бескорыстие
  244. К9 Принципиальность, ответственность
  245. Кю Стремление к культурному развитию
  246. Кп Инициативность, стремление к развитию и саморазвитию1. Отношение к людям
  247. К2 Гуманность, человечность, доброта
  248. К|з Взаимопомощь, взаимная поддержка
  249. K14 Умение выходить из конфликтных ситуаций
  250. К15 Уважение к другому мнению
  251. Нравственный потенциал лицеиста
  252. Выбор структурных единиц (блоков)
  253. Нравственные качества (нравственные отношения)
  254. Выбор компонентов в каждом блоке
  255. Свертка параметров и получение оценочных критериев
  256. Экспертная оценка весовых коэффициентов
  257. Свертка оценочных критериев в интегральный критерий
  258. Интегральный критерий нравственного потенциала личности JK
  259. Рис. 1. Структура алгоритма оценки нравственного потенциалаличности лицеиста
  260. Шкалы для определения уровня активности лицеистов в процессе развития нравственных качеств
Заполнить форму текущей работой