Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Воспитание культуры межнационального общения старшеклассников: На примере общеобразовательных школ г. Барнаула

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблема воспитания культуры межнационального общения, ее место и роль в теории и практике национальных отношений получили методологическое и теоретическое обоснование в трудах З. Т. Гасанова, Т.Г. Грушевиц-кой, В. Г. Крысько, В. И. Матиса, В. Д. Попкова, А. П. Садохина, З.В. Сикеви-ча, В. Н. Филиппова и других. В их работах рассматриваются вопросы формирования национального сознания, убеждения и… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
  • ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ В ШКОЛЕ
    • 1. 1. Теория и практика воспитания культуры. межнационального общения в отечественной и зарубежной литературе
    • 1. 2. Поликультурный подход — основа воспитания культуры. межнационального общения
    • 1. 3. Сущностные характеристики культуры межнационального. общения
    • 1. 4. Модель воспитания культуры межнационального общения. школьников
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮЭФФЕКТИВНОСТИ МОДЕЛИ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
    • 2. 1. Социально-педагогические условия воспитания культуры. межнационального общения
    • 2. 2. Педагогические приемы и средства воспитания культуры межнационального общения
    • 2. 3. Подготовка студентов педагогического вуза. к работе в поликультурном пространстве региона
  • Выводы по второй главе

Воспитание культуры межнационального общения старшеклассников: На примере общеобразовательных школ г. Барнаула (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования социально-педагогических условий воспитания культуры межнационального общения в школе определяется рядом факторов: процессами, происходящими в мировом сообществе, обусловленными изменением его социально-экономических ориентаций и обострением внимания к этнической спецификерегионализацией образования как средства жизнеустройства региона, призванного выстроить систему взаимосвязей образования с другими социальными институтами, учитывающими национальный компонентпроцессами, происходящими в самом образовании и обнаруживающими ситуацию, когда школа становится основным центром культуры на селе, осуществляется переход к национальным и возвращение к малокомплектным школам.

Культура в сфере межнационального общения, толерантность, эмпатия и уважение этнонациональных, культурных, религиозных и иных принадлежностей людей, их права на взгляды и убеждения провозглашены и закреплены в документах многих международных организаций. Однако осуществление официально декларируемых принципов возможно лишь при наличии соответствующих представлений, убеждений, поведенческих установок, поступков у значительной массы людей. Воспитание культуры межнационального общения, включающей различные компоненты и качества, в современном обществе возможно при особой роли школы, так как именно здесь складываются взгляды на мир, ценностные установки и ориентации, накапливается личный опыт общения в больших и малых группах сверстников.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема подготовки людей к жизни в условиях растущей интернационализации мира и усиливающейся многонациональное&tradeи поликультурности окружающей человека среды находится в центре внимания международных правительственных организаций, общественных и педагогических движений. ООН и ЮНЕСКО в своих документах рассматривают воспитание детей и молодежи в духе ненасилия, мира и уважения к другим народам как ведущую задачу современного образования.

О важности воспитания детей в духе уважения народов в многонациональной России писали П. Ф. Каптерев, В.Н. Сорока-Росинский, К.Д. Ушин-ский и другие. Разработкой проблем соотношения национального и общечеловеческого, признания и принятия инокультурных ценностей занимались русские педагоги: E.JI. Ковалевский, H.A. Бердяев, Л. П. Карсавин, С.И. Гес-сен и другие. В советский период идеи толерантного отношения к другим национальным культурам звучали в публикациях и выступлениях П.П. Блон-ского, Н. К. Крупской, A.B. Луначарского, С. Т. Шацкого и др.

Основные исходные положения исследования соотнесены с идеями «о культуре как диалоге» М. М. Бахтина, «внутренней речи» Л. С. Выготского, положениями философской «логики культуры» B.C. Библера. В исследовании B.C. Библера «Школа диалога культур» освещается одна из перспективных концепций современного образования, основанная на диалоге различных исторических культур в XX в.

Проблема воспитания культуры межнационального общения, ее место и роль в теории и практике национальных отношений получили методологическое и теоретическое обоснование в трудах З. Т. Гасанова, Т.Г. Грушевиц-кой, В. Г. Крысько, В. И. Матиса, В. Д. Попкова, А. П. Садохина, З.В. Сикеви-ча, В. Н. Филиппова и других. В их работах рассматриваются вопросы формирования национального сознания, убеждения и т. д. В российской педагогической науке ведутся разработки концепций по данным проблемам. К ним относятся: «Воспитание культуры межнационального общения» З. Т. Гасанова, В.И. Матиса- «Многокультурное образование» Г. Д. Дмитриева- «Глобальное образование» Г. В. Разумовской, В.В. Виноградова- «Этика национальных отношений» И. З. Сковородкиной, «Мигрантская педагогика» Е.В. Бондаревской- «Педагогика толерантности» Г. В. Палаткиной- «Этническая педагогика» Г. В. Давлекамовой, «Культура эмпатии» Б. Х. Бгажнокова. Под влиянием коллективных теоретических исследований В. В. Макаева, З. А. Мальковой, JI. JL Супруновой складывается традиция поликультурного образования. Ведутся научные разработки в области мультикультурного образования учеными А. Г. Абсалямовым, Н. Б. Крыловым, A.B. Шафриковым и др.

С.К. Бондырева, М. Куранов, С. Ш. Кабаканова, К. А. Утеева исследуют содержание образования, культуру межнационального общения и духовные потребности старшеклассников.

В работах Т. Ф. Кряклиной, С. М. Малиновской, Г. И. Петровой, Г. Н. Прозументовой, О. Г. Ултургашевой рассматриваются этнопсихологические и этнопедагогические особенности народов Сибири и Севера.

В трудах современных ученых С. П. Беловоловой, A.JI. Бугаева, Г. Н. Волкова, JI.H. Мукаева, А. Я. Найна, Г. Ф. Севильгаева, В. Д. Шадрикова, А. И. Шорова и др. ведутся научно-теоретические и опытно-практические разработки становления и развития национального образования, где обосновывается необходимость этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса, ориентации на развитие, саморазвитие и социализацию личности как части этноса и как гражданина многонационального государства, способного к самоопределению в новых социокультурных условиях.

Наиболее полно проблема компетентности в сфере межнациональных отношений рассматривается в зарубежных концепциях мультикультурного образования (Д. Бэнкс и др.), межкультурного образования (П. Бателаан, В. Нике и др.), межкультурной коммуникации (М. Беннет, Э. Холл, Д. Хупс и др.), глобального образования (Д. Боткин, Р. Хенви).

Проведенный анализ научной педагогической и психологической литературы показывает, что в последние годы проблеме воспитания культуры межнационального общения, толерантности, эмпатии посвящено значительное количество разноаспектных исследований, однако технология воспитания культуры межнационального общения в поликультурном регионе еще не выступала предметом специальных исследований. До настоящего времени четко не обозначены социально-педагогические условия воспитания культуры межнационального общения. Не выявлены основные технологические этапы, принципы и методы организации процесса воспитания культуры межнационального общения. Требуют тщательной разработки методики определения качественных характеристик уровней воспитанности культуры межнационального общения учащихся старших классов.

Таким образом, актуальность исследования определяется противоречием между потребностями общества в формировании личности, способной осуществлять межкультурные коммуникации, и недостаточными этнокультурными знаниями, умениями, навыками, получаемыми старшеклассниками в стенах учебных заведений.

С учетом выявленного противоречия был сделан выбор темы исследования «Воспитание культуры межнационального общения старшеклассников», проблема которой заключается в разработке эффективной модели и технологии воспитания культуры межнационального общения старшеклассников. Решение данной проблемы составило цель исследования.

Объект исследования — система воспитания в средних общеобразовательных учреждениях на Алтае.

Предмет исследования — процесс воспитания культуры межнационального общения у учащихся старших классов общеобразовательных школ Алтайского края.

В процессе исследования была выдвинута гипотеза, которая заключается в том, что процесс воспитания культуры межнационального общения будет эффективным, если:

— сформирована система взаимодействующих социокультурных институтов, выполняющих функцию воспитания культуры межнационального общения в микро-, мезо-, макрои мегасреде;

— разработана и внедрена модель воспитания культуры межнационального общения школьников;

— учебная деятельность, научно-исследовательская, внеклассная и внешкольная работа учебного заведения ориентированы на развитие у школьников национального самосознания, интереса к родной культуре, культуре народов, проживающих в стране, регионе;

— будущие педагоги обеспечены знаниями и технологиями воспитания культуры межнационального общения.

Проблема, объект, предмет и цель исследования, а также выдвинутая гипотеза предопределили необходимость постановки и решения следующих задач:

— выявить сущностные характеристики культуры межнационального общения;

— проанализировать социально-педагогические условия воспитания культуры межнационального общения в современной школе;

— разработать модель воспитания культуры межнационального общения школьников старших классов на примере общеобразовательных школ г. Барнаула;

— подготовить научно-практические рекомендации, вытекающие из необходимости воспитания культуры межнационального общения старшеклассников, для органов управления школьным образованием, учителей и выпускников педагогических вузов.

Методологическую основу исследования составляют: на философском уровне — положения социально-исторического детерминизма (К. Маркс, Ф. Энгельс, П. Сорокин), функционализма (Э. Дюркгейм, Б. Малиновский, А. Радклифф-Браун, Г. Спенсер, Р. Турнвальда) и культурного релятивизма (Р. Бенедикт, Ф. Боас, А. Крёбер, М. Мид, С. А. Токарев, М. Херсковец) — на общенаучном уровне — поликультурный этнопедагогический подход (Г.Н. Волков, С. И. Гессен, О. В. Гукаленко, В. В. Макаев, З.А. Маль-кова, В.И. Матис) — теоретические основы моделирования (Б.А. Глинский, В. В. Краевский, И. К. Шалаев, В.А. Штофф) — на конкретно-научном уровне личностно-ориентированный подход (H.A. Алексеев, Е. В. Бондаревская, И. С. Якиманская и др.), культурологический (Г.Н. Волков Б. С. Ерасов, В.П. Зин-ченко, A.C. Кармин, Н.Б. Крылова) — антропологический (A.A. Велик, Б.М. Бим-Бад, А. Н. Орлов, A.B. Сухомлинский, К.Д. Ушинский).

Для достижения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы в работе использован комплекс методов исследования, включающий теоретический анализ философской, психолого-педагогической, социологической, этнологической литературы отечественных и зарубежных авторовсравнительный историко-педагогический анализпедагогическое моделированиеэмпирические методы исследования, включая констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, тестирование, анкетный опрос, фокус-группа.

Эмпирической базой исследования являются данные тестирования, анкетного опроса, фокус-групп, и результаты деятельности экспериментальных площадок (Федеральной — гимназия № 79- городских — общеобразовательная школа № 60, лицей № 112), созданных на их базе учебно-научных лабораторий, работающих при участии автора. Число респондентов составило 138 учащихся 10−11 классов: 67 учащихся опытно-экспериментального класса и 71 — контрольного.

Исследование проводилось с 1999 по 2005 гг. в три основных этапа:

Первый этап (1999;2000 гг.) — поисковый. На данном этапе изучалось состояние проблемы в теории и практике развития образования в России, учитывающее этнокультурный компонент. Проанализирована специальная отечественная и зарубежная литература по проблемам межкультурных коммуникацийработы, освещающие общие и специальные вопросы методологии и теории образования в многонациональном обществе. Это позволило обосновать теоретико-методологические основы исследования, сформулировать гипотезу, разработать методику исследования, сконструировать модель воспитания культуры межнационального общения школьников, подготовить методическое пособие «Культура межнационального общения».

Второй этап (2001;2004 гг.) — экспериментально-аналитический. На этом этапе продолжалось обоснование концепции исследования, определялась экспериментальная база. Осуществлялось преподавание спецкурса «Культура межнационального общения» в экспериментальных классах, были проведены констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, проанализированы их результаты.

Третий этап (2004;2005 гг.) — теоретико-методологический. На основе анализа полученных данных выявлены и сформулированы социально-педагогические условия эффективной деятельности школы по воспитанию культуры межнационального общения, систематизированы и интерпретированы результаты исследования. Завершено литературное оформление диссертации.

Научная новизна исследования.

Полученные результаты содержат в себе решение важной научно-педагогической проблемы:

— предложены современные подходы к анализу и решению проблемы воспитания культуры межнационального общения в поликультурном обществе на основе формирования системы социокультурных институтов на микро-, мезо-, макрои мегасреды;

— выявлены социально-педагогические условия эффективного использования возможностей школы в воспитании культуры межнационального общения старших школьников в учебной деятельности, во внеурочное время и учебно-исследовательской работе: оптимальное соотношение в педагогическом процессе школы родной (национальной), российской и мировой культур как основ развития поликультурной личностисоздание в школе культурной среды, способствующей воспитанию поликультурной позиции личности, поликультурного сознания и мышленияпроблематизация отношений подростка к представителям иных культурорганизация встреч школьников с носителями различных культур в специально подготовленной, педагогической средемоделирование проблемных ситуаций, организация дискуссийрефлексия старшеклассниками своего отношения к представителям иных культуроказание помощи школьникам в овладении ими умениями критически мыслить, вести диалог, анализировать свою и чужие точки зрения;

— определено место этнического компонента как системообразующего фактора деятельности школы в целевом, содержательном и методическом аспектах при воспитании культуры межнационального общения школьников;

— разработана модель воспитания культуры межнационального общения старшеклассников на основе мировоззренческих, знаниевых и поведенческих компонентов.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что автором:

— обоснованы критерии и показатели уровней воспитанности культуры межнационального общения старшеклассников: (оптимальный, допустимый, недостаточный, критический);

— аргументирована возможность и необходимость применения принципа поликультурности в воспитании культуры межнационального общения.

— подготовлено научно-методическое пособие по использованию авторской модели, дополняющее теоретические исследования по изучению предметных областей и методов деятельности системы образования России в условиях поликультурности и усиления межкультурных связей;

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы доведены до конкретных методических рекомендаций, которые могут быть использованы:

— в практической деятельности учреждений основного и дополнительного образования (школ, лицеев, центров творчества, клубов и т. д.);

— в научно-исследовательских программах, направленных на разработку социальных проектов по реформированию и модернизации региональных систем образования;

— при формировании инновационных учреждений образования и различных культурно-образовательных центров;

— в процессе подготовки и переподготовки специалистов, работающих в многонациональных коллективах;

— в содержании курсов: «История образования», «Этнопедагогика», «Педагогика межнационального общения», «Социология образования», «Социология национальных отношений», «Культурология» и др. в системе профессионального педагогического образования;

— в региональной системе управления образованием.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены исходными методологическими позициямивзаимосвязью теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его цели, задачам, предмету и логике исследованияопытно-экспериментальной проверкой гипотезы и ее подтверждениемрепрезентативностью материалов и подтверждением статистически достоверных данных. Положения, выносимые на защиту, прошли компетентное обсуждение на конференциях, совещаниях различного уровня. Выводы диссертации внедряются в практику современного высшего и среднего профессионального образования.

Положения, выносимые на защиту.

1. В современных условиях поликультурного общества практическое решение проблемы воспитания культуры межнационального общения зависит от наличия в обществе: микроусловий, т. е. внутренних условий, включающих индивидуальные, социально-психологические факторы подготовленности отдельной личности к восприятию и освоению иной культурыме-зоусловий, т. е. условий, складывающихся внутри региона и означающих региональные, местные, национально-этнические особенностимакроусловий, т. е. общих условий, складывающихся внутри государства, касающихся в первую очередь межнациональных отношений, а также образовательной и культурной политики государствамегаусловий, т. е. внешних условий, предполагающих культурное и образовательное сотрудничество на международном уровне.

2. Эффективность воспитания культуры межнационального общения школьников зависит от социально-педагогических условий, включающих оптимальное соотношение в педагогическом процессе школы родной (национальной), российской и мировой культур как основ развития поликультурной личностисоздание в школе культурной среды, способствующей воспитанию поликультурной позиции личности, поликультурного сознания и мышленияпроблематизацию отношений подростка к представителям иных культурорганизацию встреч школьников с носителями различных культур в специально подготовленной, педагогической средемоделирование проблемных ситуаций, организация дискуссийрефлексию подростками своего отношения к представителям иных культуроказание помощи школьникам в овладении умениями критически мыслить, вести диалог, анализировать свою и чужие точки зрения.

3. Модель, включающая целевой, содержательный, результативный блоки и технологию, состоящую в последовательно сменяющих друг друга диагностико-мотивационном, познавательном, деятельностно-творческом этапах, на каждом из которых отражаются задачи, условия, методы, формы организации и результаты деятельности учащихся рассматриваются как система реализации воспитания культуры межнационального общения старшеклассников.

4. Воспитание культуры межнационального общения у школьников объективно требует этнопедагогической подготовки учителя к работе в поликультурном пространстве региона, учителя-посредника между культурами разных народов, специалиста в области межкультурных коммуникаций, способного на современном уровне воспитывать культуру межнационального общения в условиях современной школы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные идеи и результаты исследования были изложены и получили одобрение на международных (Бийск, 2000; Барнаул, 2001, 2005), всероссийских (Барнаул, 2004) — региональных (Барнаул, 2001, 2004; Красноярск, 2004; Новосибирск, 2005) и городских (Барнаул, 2005) научно-практических конференциях, методологических семинарах кафедры социологии и политологии Барнаульского государственного педагогического университета.

Материалы исследования внедрены в учебный процесс Барнаульского государственного педагогического университета через специальные курсы, тематику курсовых и дипломных работ, выпускные магистерские диссертациив лицейских классах школ № 60, 79, 112 г. Барнаула, вошедших в экспериментальную площадкув деятельность Алтайского краевого Российско-немецкого Дома, Этнологического центра по изучению и сохранению истории и культуры народов Алтая.

Результаты исследования отражены в 13 публикациях, в том числе в 3 учебных пособиях.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

В данной главе нами проведен анализ результатов опытно-экспериментальной работы, позволяющий сформулировать следующие выводы.

Для формирования поликультурной личности, повышения эффективности воспитания культуры межнационального общения в учебно-воспитательный процесс необходимо внести изменения как в содержание образования и воспитания, так и в систему методического обеспечения учебно-воспитательного процесса.

Апробированная модель воспитания культуры межнационального общения и технология ее реализации позволили получить результаты, подтверждающие эффективность используемых взаимосвязанных элементов (цель, задачи, принципы, технологические этапы, формы, средства, методы).

Для проведения диагностики воспитанности культуры межнационального общения старшеклассников разработаны критерии и показатели оптимального, допустимого, недостаточного и критического уровней воспитанности культуры межнационального общения.

Экспериментальная работа включала три этапа эксперимента: констатирующий, формирующий и контрольный, каждый из которых, в свою очередь, состоял из нескольких этапов. Для каждого этапа разработаны программы, которые реализовывались посредством форм, методов организации целостного педагогического процесса.

Воспитательная деятельность педагога — это деятельность, направленная на создание благоприятных условий для развития личности ребенка. Предлагаемое описание методики воспитания культуры межнационального общения старшеклассников дает представление о необходимых социально-педагогических условиях воспитания и развития данного качества личности, о взаимосвязи этих условий и порядке их реализации в образовательной практике.

В результате опытно-экспериментальной работы нами были решены следующие задачи исследования: выделены социально-педагогические условия, обеспечивающие оптимальный и допустимый уровни воспитанности культуры межнационального общения в современной школе, апробирована технология воспитания культуры межнационального общения в старших классах на примере общеобразовательных школ города Барнаула, опытно-экспериментальным путем доказана эффективность предложенной модели, описаны педагогические приемы и средства воспитания межкультурной компетентности у школьников старших классов, обоснована необходимость подготовки педагогических кадров к работе в поликультурном пространстве региона.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенных теоретических исследований и опытно-экспериментальной работы по воспитанию культуры межнационального общения школьников в учебно-воспитательном процессе были достигнуты следующие результаты.

Установлено, что разработка модели воспитания культуры межнационального общения школьников является актуальным вопросом современного российского и зарубежного образования, потребностью современного общества, при этом в данное время в российской школе воспитанию культуры межнационального общения уделяется недостаточно внимания.

Определены сущностные характеристики самого термина культура межнационального общения на основе анализа имеющихся о ней представлений и смежных с ней понятий, обсуждаемых в российской и зарубежной педагогической науке и практике.

Культура межнационального общения включает в себя знаниевый, мировоззренческий и поведенческие компоненты. Обосновано, что данные компоненты могут эффективно формироваться в учебно-воспитательном процессе:

I. В учебной деятельности:

— за счет обогащения дисциплин, преподаваемых в школах этнокульту-рологическими, этноисторическими, этнолингвистическими, этнопсихологическими и этнопедагогическими знаниями;

— при проведении интегрированных уроков, осуществлении межпредметных связей.

— посредством преподавание спецкурса: «Культура межнационального общения».

II. В научной работе:

— при проведении предметных олимпиад, конференций различного уровня («Наши этнические корни», «Люби и знай родной язык», «Соприкосновение с историей», «Краевая историческая конференция школьников», «Будущее Алтая» и др.).

— посредством участия в этнографических, этнологических экспедициях.

— опубликования докладов, тезисов, статей в различных научных изданиях («Молодежь — Барнаулу», «История и культура немцев Алтая», «Образование и взаимодействие культур», «Соприкосновение с историей» и др.).

III. Во внеучебной деятельности. Основные направления которой включают в себя:

— посещение тематических выставок, различных мероприятий, посвященных национальной тематике;

— различные формы досуговой деятельности: кружковая работа, клубы интернациональной дружбы, фестивали национальных культур, дни дружбы и т. д.;

— государственные, национальные и народные праздники;

— встречи с представителями национально-культурных объединений г. Барнаула (Центр русской культуры, Центр казахской культуры «АТА-МУРА», Узбекский культурный центр, Общественная организация «Центр польской культуры», Центр татарской культуры «Дулкын» и т. д.).

Выявлены актуальные принципы эффективного воспитания культуры межнационального общения: включения воспитанников в родную этнокультурную традициюперехода от приобщения к национальной культуре к познанию и уважению культур народов совместного проживания в межнациональном государстведиалога культургуманистической направленностиэтнокультурного взаимодействия образовательной, воспитательной, внеклассной и внешкольной работыполикультурности.

В ходе эксперимента доказано, что реализация этих принципов в учебно-воспитательном процессе способствует воспитанию культуры межнационального общения старшеклассников.

В теоретической части работы нашло место обоснование того, что полноценное образование учащихся, учитывающее межкультурную компетентность, обеспечивает именно такая, поликультурная модель школы, которая функционирует в определенных социально-педагогических условиях, понимаемых и принимаемых всеми участниками образовательного процесса: органами управления, педагогическим корпусом и самими обучающимися.

Раскрыты и проанализированы социально-педагогические условия способствующие воспитанию культуры межнационального общения школьников. Это:

— оптимальное соотношение в педагогическом процессе школы родной (национальной), российской и мировой культур как основа развития поликультурной личности;

— создание в школе культурной среды, способствующей формированию у воспитанников поликультурного сознания, мышления и поведения;

— организация встреч школьников с носителями различных культур в специально подготовленной, педагогической среде, привлекательной и ценной для подростка;

— проблематизация отношений подростка к представителям иных культур;

— рефлексия подростками своего отношения к представителям иных культур;

— организация дискуссий;

— оказание помощи школьникам в овладении ими умениями критически мыслить, вести диалог, анализировать свою и чужие точки зрения.

Необходимым условием успешного воспитания культуры межнационального общения старшеклассников является профессиональная подготовка учителя, имеющая свою специфику в поликультурном регионе. Подготовка будущих учителей к работе в поликультурном пространстве региона нами рассматривается как процесс, в основе которого лежит специально организованная и сознательно осуществляемая педагогическая деятельность по овладению поликультурным общественно-педагогическим опытом, необходимым для успешной работы в образовательных учреждениях многонационального региона.

Этот процесс осуществляется при обучении студентов в системе учебных занятий по дисциплинам общекультурной, психолого-педагогической, предметной (специальной), медико-биологической подготовки, научно-исследовательской работы студентов и педагогической практики. Как показывает опыт, изучение базовых курсов предусмотренных «Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования» недостаточно для формирования поликультурной компетентности будущих учителей. Для этого необходимы специально предусмотренные обобщающие курсы межкультурной и междисциплинарной направленности: «Педагогика межнационального общения», «Культура межнационального общения», «Культура народов региона» и др. Данные учебные предметы призваны обобщить весь объем многоаспектных этнопедагогических знаний студентов, знаний в области межкультурного общения, которые были получены при изучении содержания общекультурных, психолого-педагогических, медико-биологических и предметных дисциплин. На наш взгляд, условиями эффективной подготовки учителя к работе в образовательных учреждениях в условиях поликультурного окружения являются:

— направленность общекультурных, психолого-педагогических, медико-биологических, методических курсов на развитие интереса к народной культуре, к культуре народов, проживающих в Алтайском крае;

— включение в учебный процесс теоретических учебных курсов, ориентированных на освоение составляющих традиционной педагогической культуры, культуры межнационального общения;

— ориентация учебной и воспитательной деятельности работы вуза на развитие у студентов-будущих учителей национального самосознаниявведение в учебный процесс современных технологий поликультурного образования и межкультурного взаимодействия;

— творческое применение этнопедагогических знаний на практике.

Полученные результаты диссертационного исследования позволяют сделать вывод о том, что нами была достигнута цель и задачи работы, а также подтверждена сформулированная гипотеза.

Перспективными направлениями дальнейшего исследования по проблеме воспитания культуры межнационального общения являются совершенствование средств диагностики уровня воспитанности данной категории, а также трансляция теории и практики воспитания культуры межнационального общения в преподавании различных школьных предметов, во внеклассной и внешкольной работе с подростками.

Показать весь текст

Список литературы

  1. O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1990.- 140 с.
  2. Ш. М-Х. Этнопедагогическое наследие чеченцев. М.: Прометей, 1998.-286 с.
  3. Ю.В., Дробижева JI.M., Сусоколов A.A. Этносоциология: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 1999. — 271 с.
  4. Г. С. Диалогизм или полифонизм? (Антитека в идейном наследии М.М. Бахтина) // М. М. Бахтин как философ. М.: Наука, 1992. — С. 123−141.
  5. М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Сов. Россия, 1979. -318с.
  6. .Х. Культура эмпатии // Этнографическое обозрение. 2003. -№ 1. — С.55−68.
  7. .Х. Основания гуманистической этнологии // Этнографическое обозрение. 2000. — № 6−7. — С. 38−46.
  8. B.C. Педагогика. Проективная педагогика. Учебное пособие. -Екатеринбург: Деловая книга, 1996. 472 с.
  9. A.A. Культурология. Антропологические теории культур. -М.: Российский гос. гуманит. ун-т, 1998. -241 с.
  10. Э.В. Современная энциклопедия общения: 1000 правил этикета. -Донецк: ООО ПКФ, 2004. 448 с.
  11. С.П. Традиционная педагогическая культура алтайцев. Новосибирск, 2000. -232 с.
  12. Р. Хризантема и меч: Модели японской культуры / Пер. с англ. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. — 256 с.
  13. H.A. Судьба России. Опыты психологии войны и национальности. М.: ВИНИТИ, 1990. — 240 с.
  14. И.В. Основы использования национального компонента содержания образования в процессе подготовки учителя: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2001. — 27 с.
  15. B.C. Михаил Михайлович Бахтин или Поэтика культуры. М.: Прогресс: Гнозис, 1991. — 169 с.
  16. B.C. Целостная концепция школы диалога культур. Теоретические основы программы // Психологическая наука и образование. 1996. -№ 4. — С. 62−68.
  17. A.A. Психология общения. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 256 с.
  18. Н.И. Методика воспитательной работы в школе. М.: Просвещение, 1974. — 223 с.
  19. В.А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2004. — № 10. — С. 8−14.
  20. Е.В. Концепция личностно-ориентированного образования и целостная педагогическая теория // Школа духовности. 1999. — № 5. — С. 41−53.
  21. Е.В., Кульневич C.B. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учебное пособие для студентов средн. и высш. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК. Ростов-на-Д: Творческий центр «Учитель», 1999. — 560 с.
  22. С.К. Культура межнационального общения // Советская педагогика. 1991.-№ 3. — С. 16−29.
  23. Бугаева A. JL Традиционная педагогическая культура народов Севера: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. М., 1998 — 46 с.
  24. Т.Ю. Социология национальных отношений // Социологические исследования. 1994. -№ 5. — С. 22−26.
  25. Г. С. Проблема коммуникативных способностей членов первичных учебно-воспитательных коллективов: Автореф. канд. псих. наук. М., 1977.-26 с.
  26. Р.Б. В.Н. Сорока-Росинский: проблемы русской национальной школы // Педагогика. 1996. — № 2. — С. 76−79.
  27. Е.М., Костомаров В. Г. Язык и культура: лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. — М.: Рус. яз., 1990. — 246 с.
  28. А. Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1997. -327 с.
  29. В.В. Построение учебного плана школы глобальной ориентации // Завуч. 1999. — № 8. — С. 139−142.
  30. В.А. Общение и коммуникация: Пособие к изучению теоретического курса педагогики. Бийск: НИЦ БиГПИ, 2000. — 55 с.
  31. Г. Н. Педагогика национального спасения. — Элиста, 2003. 440 с.
  32. Г. Н. Этнопедагогические проблемы современного образования и воспитания: теория и практика // Вестник РГНФ. М., 1998. — С. 236−245.
  33. В.В. Лингвокультурология (теория и методы): Монография. -М.: Изд-во РУДН, 1997.-331 с.
  34. Всемирный доклад по культуре 2000+: культурное многообразие, конфликт и плюрализм. М.: ЮНЕСКО- МАГИСТР-пресс. — 2000. — 416 с.
  35. Выготский J1.C. История развития высших психических функций // Психология. -М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.-С. 512−755.
  36. Л.С. Проблема обучения и умственное развитие в школьном возрасте // Педагогическая психология / Под ред. В. В Давыдова. — М.: Педагогика-Пресс, 1999. С. 321−335.
  37. O.K. Поликультурное образование в США: теоретические основы и содержание // Педагогика. 2005. — № 1. — С. 86−95.
  38. Н.Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2004. — № 1. -С. 3−8.
  39. З.Т. Проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости // Педагогика. 2001. — № 4. — С. 24−30.
  40. З.Т. Формирование культуры межнационального общения в многонациональном регионе // Педагогика. 1994. — № 5. — С. 11−15.
  41. И. Национальные стереотипы и «образ врага» // Психология национальной нетерпимости: Хрестоматия. Минск: Харвест, 1998. — С. 187 208.
  42. Г. Д. Национальные образы мира: Курс лекций. М.: изд. Центр «Академия», 1998. — 432 с.
  43. .С. Россия: образование и будущее // Кризис образования в России на пороге XXI века. Челябинск, 1993. — 135 с.
  44. .С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования // Педагогика. 2002. — № 7. — С. 3−12.
  45. .С. Философия образования. — М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. -432 с.
  46. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. -М.: «Школа-Пресс», 1995. С. 332−357.
  47. Глобальное, национальное, региональное в образовании поликультурного общества // Региональная комплексная программа «Сохранения и развития системы образования в Алтайском крае до 2005 года». Барнаул: Изд-во Б ГПУ, 1999.- 63 с.
  48. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности: Пер. с англ. и франц. / Сост. Л. И. Василенко и В.Е. Ермолаева- вводи, ст. Ю. А. Шрейдера. -М.: Прогресс, 1990. 495 с.
  49. Н.Ф. Методы воспитания // Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Уч. пособие / Под ред. С. А. Смирнова. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Академия, 1999. — С. 368−394.
  50. В.Н., Филиппов В. Н. Философия образования в условиях духовного обновления России. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1994. — 376 с.
  51. Т.Г., Попков В. Д., Садохин А. П. Основы межкультурной коммуникации: Уч. для вузов / Под ред. А. П. Садохина. М.: ЮНИТИ -ДАНА, 2003.-357 с.
  52. Д.Б. Теория и практика межкультурной коммуникации. М.: Гно-зис, 2003. — 288 с.
  53. О.В. Поликультурное образование: методологические и технологические контексты // Славянская педагогическая культура. — 2003. — № 2. — С.10−15.
  54. JI.H. Этносфера: История людей и история природы. М.: Эко-прос, 1993.-544 с.
  55. Г. В. Подготовка студентов педагогического вуза к изучению этнопедагогической среды в полинациональном регионе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Астрахань, 1998. — 23 с.
  56. А.Н. Поликультурное воспитание: сущность и перспективы развития // Педагогика. 2002. — № 10. — С. 93−96.
  57. Г. Д. Многокультурное образование. М.: Народное образование, 1999.-208 с.
  58. Документы по истории церквей и религиозных объединений в Алтайском крае. — Барнаул: Управление архивного дела администрации Алтайского края, 1999.-382 с.
  59. JI.M. Многообразие культурной жизни народов СССР. М.: Мысль, 1987.-303 с.
  60. В.К., Новиков А. И., Турченко В. Н. Глобальные и национальные проблемы образования // Образование в Сибири. 1994. -№.1. — С. 6−12.
  61. .С. Социальная культурология: Пособие для студентов высших учебных заведений. В 2-х ч. Ч. 11 М.: АО «Аспект Пресс», 1994. — 240 с.
  62. Ю.М., Петровская JI.A., Растянников Л. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. — М.: изд-во Моск. ун-та «Эниом», 1991. 96 с.
  63. И.Д., Максимовой В. Н. Межпредметные связи в современной школе. М.: Педагогика, 1981. — 160 с.
  64. И.И. Энциклопедия коллективных творческих дел. М.: МАГИСТР-ПРЕСС, 1999. — 178 с.
  65. И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. -М.: Дрофа, 2002.-208 с.
  66. С.Ш., Утеева К. А. Содержание образования и формирование культуры межнационального общения // Советская педагогика. 1991. — № 9. -С. 27−28.
  67. М.С. Мир общения: Проблемы межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988. — 319 с.
  68. Р.И. Формирование культуры межнационального общения в учебных заведениях многонационального региона // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона. Часть II. Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1997. — С. 89−95.
  69. К. К кросскультурной педагогике? // Этнос и политика: Хрестоматия / Авт.-сост. A.A. Празаускас. М.: Изд-во УРАО, 2000. — С. 42−46.
  70. П.Ф. Избранные педагогические сочинения / Под ред. A.M. Ар-сеньева. М.: Педагогика, 1998. — 215 с.
  71. A.C. Культурология. СПб: Изд-во «Лань», 2001. — 832 с.
  72. Ф.Х. Глобализация и культурная идентичность // Вопросы философии. 2003. — № 1. — С. 76−79.
  73. A.A. Коммуникативная способность и ее совершенствование: Автореф. канд. псих. наук. — Л., 1981. С. 24−26.
  74. П.Ф. Формирование толерантности в межличностных отношениях студентов высшего учебного заведения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Курган, 2000. — 22 с.
  75. Кон И. С. Этноцентризм // Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1983. С. 812.
  76. Концепция государственной национальной политики Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 1996. — № 25. -3010с.
  77. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года //www.informika.ru/text/goscom/curdoc/393.html#l.
  78. Концепция художественного образования в Российской Федерации // Внешкольник. № 4. — 2002. — С. 2−4.
  79. Н.К. Избранные педагогические сочинения. М.: Просвещение, 1965.-С. 155−163.
  80. Н.Б. Культурология образования. М.: Народное образование, 2000. — 272 с.
  81. В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. Курс лекций. М.: «Экзамен», 2002. 448 с.
  82. Т.Ф. Диалог культур народов Сибири (этносоциологический аспект): монография. Барнаул: Изд-во Алтайской академии экономики и права, 2000.- 148 с.
  83. М.Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России // Педагогика. 1999. -№ 6. — С. 3−11.
  84. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л.:Нева, 1985.-286 с.
  85. Е.А. Мотивация развития коммуникативных способностей личности. Дисс. психол. наук. Новосибирск, 2002. — 202 с.
  86. B.C., Столяренко Л. Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов-на-Дону: Феникс. — 2000. — 448 с.
  87. Л.В. Межкультурная коммуникация: теоретические и прикладные аспекты. На материале русской и немецкой лингвокультур: монография. Красноярск: РИО КПГУ, 2004 — 196 с.
  88. Культура: понятие, сущность, пути осмысления. Методические рекомендации для студентов гуманитарных факультетов. / Сост. О. Н. Горохова. -Барнаул: Изд-во БГПУ, 2001. 64 с.
  89. Культурная антропология: Уч. пособие / Под ред. Ю. Н. Емельянова, Н. Г. Скворцова. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1996. — 188 с.
  90. Культурология. XX век. Словарь. СПб.: Университетская книга, 1997. -640 с.
  91. Ч. Основы общей дидактики / Пер. с польского. М.: Высшая школа, 1986. — 386 с.
  92. М. Культура межнационального общения // Педагогика. 1992. -№ 7−8.-С. 41−44.
  93. М. О гармонии национального и интернационального // Советская педагогика. 1991. — № 9. — С. 24−27.
  94. С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М.: Просвещение, 1995.-210 с.
  95. Г. М. Диалог и мышление. Мн.: Изд-во БГУ, 1983. — 190 с.
  96. В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов н/ Д: Феникс, 1999. — 608 с.
  97. Н.М. Введение в этническую и кросскультурную психологию:
  98. Учебное пособие. M.: «Ключ-С». — 224 с.
  99. И.Л. Проблемы формирования культуры межнационального общения в педагогической публицистике 1991 1997 гг.: Дис.. канд. пед. наук. — М., 1998.-215 с.
  100. O.A. Теория межкультурной коммуникации в России: состояние и перспективы // Вестник Российской коммуникативной ассоциации. 2004. — Выпуск 1. — С. 63−67.
  101. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1981.-С. 272−350.
  102. C.B. Историческая этнология: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 1997.-448 с.
  103. В. Концепция глобального образования // Народное образование. 1993.-№ 9−10.-С. 3−7.
  104. В.В., Малькова З. А., Супрунова Л. Л. Поликультурное образование актуальная проблема современной школы // Педагогика. — 1999. — № 4. -С. 3−10.
  105. У. Глобализация и межкультурный диалог // Вопросы философии.-2003.-№ 1.-С. 80−87.
  106. С.М. Этнопедагогика малочисленных народов Сибири и проблема возрождения национальной культуры // Образование в Сибири. -1994.-№ 1. —С. 69−75.
  107. А.К. Психология профессионализма. М., 1996. — 306 с.
  108. М.Ю. Поликультурное пространство России и проблемы образования // Этнографическое обозрение. 2004. -№ 1. — С. 37−51.
  109. В.А. Лингвокультурология: Уч. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., стереотип. — М: Издательский цент «Академия», 2004. -208 с.
  110. Т.М., Перепелкин Л. С. Этнос и этничность / Этнология. Учебное пособие. М.: ЦИНО об-ва «Знание» России, 1997. — С. 23−38.
  111. В.И. Категория и интерпретация культуры межнационального общения // Сибирский педагогический журнал. № 3. — 2005. — С. 144−153.
  112. В.И. Педагогика межнационального общения: Учебник для студентов вузов. — Барнаул: Изд-во БГПУ, 2000. 510 с.
  113. В.И. Проблема национальной школы в поликультурном обществе. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1997. — 328 с.
  114. В.И. Формирование концепции глобального образования в работах зарубежных исследователей // Вестник БГПУ. 2003. — № 3. — С. 104−110.
  115. В.И., Кряклина Т. Ф. Немецкая школа в регионах России. Монография. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1999. — 215 с.
  116. В.И., Матис Д. В. Роль глобального образования в формировании образа мира // Вестник алтайской науки. Образование. Барнаул. — 2001. -№ 1. С.-98−103.
  117. В.И., Мирошниченко В. В. Генезис концепции глобального образования в работах отечественных исследователей // Вестник БГПУ. 2002. -№ 2. — С. 74−79.
  118. C.B., Клинг В. И. Социализация личности в процессе межкультурной коммуникации // Образование и взаимодействие культур: сборник научных трудов. Выпуск 3. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2004. — С. 110−118.
  119. Митина J1.M. Учитель как личность и профессионал. М.: Просвещение, 1996.-173 с.
  120. В.А. Принцип «воронки» или механизм развертывания межэтнического конфликта // Социологические исследования. — 1993. — № 5. — С. 23−29.
  121. JI.A., Михайлов A.JL, Соломин В. П. Психология общения: Учебное пособие. СПб.: Образование, 1994. — 103 с.
  122. A.B. Общение школьников. М.: Знание, 1987. — 80 с.
  123. A.B. Социализация и «смутное время». М.: Знание, 1991.-80 с.
  124. А .Я. Культура делового общения. Челябинск: Изд-во ЧАФК, 1997.-256 с.
  125. Народы Западной и Средней Сибири: культура и этнические процессы. -Новосибирск: Наука, 2002. 325 с.
  126. С.У. Проблема поликультурного образования в американской педагогике (анализ концепции Д. Бенкса) // Педагогика. 1993. — № 1. -С. 42−46.
  127. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // www.informika.ru/text/rnagaz/newpaper/rnessedu/cour0010/2300.html.
  128. O.A. Культурология: Задачи по курсу. М.: Изд-во УРАО, 2000.- 168 с.
  129. В.А. Теория и методика формирования этнопедагогической культуры учителя. Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. М., 1998. -46 с.
  130. А.О. О национальном характере образования и воспитания // Народное образование. 2001. — № 5. — С. 67−77.
  131. В.Б. Концепция создания регионального учебного курса // Педагогика. 2000. — № 4. — С. 8−14.
  132. О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Приказ № 393 МО РФ от 11.02.2002, Москва. http://www.edu.rU/db/mo/Data/d 02/393.html 28.11.2003.
  133. Об образовании. Закон Российской Федерации. // Вестник образования. — 1996. — № 7. — С. 3−57.
  134. С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1990. — 796 с.
  135. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азь, 1996.-908 с.
  136. А.Н., Шипулин Н. И. Педагогическая антропология как условие повышения качества образования личности // Вестник Алтайской науки. Образование. 2001. — № 1. — С. 14−22.
  137. А.Н. Формирование педагогического мышления // Советская педагогика. 1990. — № 1. — С. 82−83.
  138. Основные направления и план действия по реализации Программы развития воспитания в системе образования на 2002−2004 годы //db.informika.ru.servlet/check?d02/l 93. html# 1.
  139. Е.Г. Педагогическая наука в Российском зарубежье: истоки и ориентиру // Педагогика. 1997. — № 4. — С. 88−94.
  140. A.B. Этнические стереотипы в свете межкультурной коммуникации // Вестник Московского университета. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 1998. — № 1. — С. 45−53.
  141. Г. В. Мультикультурное образование: современный подход к воспитанию на народных традициях // Педагогика. 2000. — № 5. — С. 41−47.
  142. К.К. Об изучении психологии учащегося. М.: Всесоюзное учебно-педагогическое изд-во Профтехиздат, 1961. — 143 с.
  143. И.П. Педагогика. Учебник. -М.: Просвещение, 1996. 632 с.
  144. С.Д. Психопедагогика воспитания: Опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики. М.: Новая школа, 1996.- 160 с.
  145. B.C. Историческая память в этническом самосознании народов // Социологические исследования. 1999. — № 3. — С. 48−56.
  146. О.И. О профессиональном становлении будущего учителя // Начальная школа. 2000. — № 10. — С. 6−10.
  147. Проблема толерантности в подростковой субкультуре. Труды по социологии образования. T. VIII. Вып. XIII / Под ред. B.C. Собкина. М.: Центр социологии образования РАО, 2003. — 391 с.
  148. Психология: Словарь / Под общ. ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошев-ского. М.: Прометей, 1990. — 494 с.
  149. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений / Под ред. П. И. Пидкасистого. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. — 544 с.
  150. В.Т. Этносы и национальные интересы народов России // Социально-гуманитарные знания. 2002. — № 1. — С. 18−41.
  151. Т. В. Глобальное образование в российской школе // Завуч.-1999.-№ 3.-С. 132−138.
  152. В.М. Введение в культурологию. Учебник для высшей школы. -М.: Издательский дом «ФОРУМ». 1998. — 224 с.
  153. Российская молодежь: проблемы и решения. М.: Центр социального прогнозирования, 2005. — 648 с.
  154. Рот Ю., Коптельцева Г. Встречи на грани культур: Игры и упражнения для межкультурного обучения. Калуга: ООО «Полиграф-Информ», 2001. -236 с.
  155. Т. Поликультурное образование: реформа учебных программ // Перспективы. 1993. -№ 1. — С. 64−80.
  156. Н.Ф. Общечеловеческие ценности в педагогическом наследиинародов мира // Этногенез и цивилизационные перспективы в образовании России: Материалы международной научно-практической конференции. -Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2004. С. 98−102.
  157. А.П. Этнология: Учебник. М.: Гардарики, 2000. — 256 с.
  158. А.П. Этнология: Учебный словарь. М.: Гардарики, 2002. — 208 с.
  159. Г. Ф. Народное образование на Дальнем Востоке России XVIII века — 30-е гг. XX века. Барнаул: ОАО «Алтай. Полиграфический комбинат», 2000. — 516 с.
  160. Ю.И. Социально-исторические организмы, этносы и нации // Этнографическое обозрение. 2002. — № 1. — С. 11−17.
  161. Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: курс лекций: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. — 235 с.
  162. В.В. Личностно-ориентированное образование: поиск новой парадигмы. М.: Готика, 1998. — 264 с.
  163. З.В. Национальное самосознание русских. Социологический очерк. — М.: Механик, 1996. 326 с.
  164. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. — 160 с.
  165. В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов E.H. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.
  166. В.А., Николаев В. А. Этнопедагогическая культура учителя // Магистр. 2000. — № 3. — С. 20−34.
  167. В.А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. — 224 с.
  168. С.Ю. Я и Другой: тренинги. СПб.: РОО «Адалин Ло», 1999. -С. 99−118.
  169. В.В. Культура речи и культура общения. М., Просвещение, 1995.- 192 с.
  170. Г. У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998.-389 с.
  171. Г. У., Шайгерова Л. А., Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков. М.: Генезис, 2000. — 112 с.
  172. Спецпрактикум по этнологии (учебно-методическое пособие) / Составитель В. И. Матис. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2000. — 209 с.
  173. П.В., Григорьев Д. М. Формирование мультикультурной позиции личности: предпосылки, основания, условия // Воспитательная работа в школе. 2003.-№ 3.-С. 9−15.
  174. И.А. Коммуникативное поведение в структуре национальной культуры // Этнокультурная специфика языкового сознания. М.: Наука, 1996.-325 с.
  175. Т.Г. Этнопсихология. М.: ИМ РАН, Академический проспект- Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 320 с.
  176. Т.А. Педагогика: Наука и искусство. Курс лекций. Учебное пособие. М.: Совершенство, 1998. — 368 с.
  177. А.И. Россия и человечество на «перевале» истории в преддверии третьего тысячелетия. СПб: ПАНИ, 1999. — 827 с.
  178. Л.Л. Поликультурное образование в современной России: поиски стратегии // Магистр. -2000. -№ 3. С. 77−81.
  179. Ю.Б. Музейно-педагогические программы как средство изменения образовательной парадигмы современного общества // Музей XXI века: взгляд в прошлое и будущее. Пермь, 1999. — С. 259−266.
  180. М.Г. Развитие национального образования в поликультурном, многонациональном государстве // Педагогика. 1999. — № 2. — С. 25−35.
  181. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.:1. Слово/Slovo, 2000. 624 с.
  182. С.А. История зарубежной этнографии. М: Высшая школа, 1978.-352 с.
  183. П.В. Влияние миграции на этнонациональную структуру // Со-цис. 1992. — № 7. — С. 33−43.
  184. Ю.С. Политехнический принцип в структуре политехнической ориентации // Принципы обучения в современной педагогической теории и практике: Межвузовский сборник научных трудов. Челябинск: ЧГПИ, 1985.-С. 100−112.
  185. О.Г., Мирошниченко В. В. Подготовка учителей начальных классов к работе в национальной школе в поликультурном регионе (на материале Республики Хакасия). Абакан: Хакасское книжное изд-во, 2003. — 218 с.
  186. A.B. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. M. 1986. — 176 с.
  187. Учитель для национального региона: каким ему быть // Педагогика. -2002. № 8. — С. 48−60.
  188. Учитель и ученик: возможность диалога и понимания. Том 1 / сост. Е. А. Генике, Е. А. Трифонова // Под общ. ред. Л. И. Семиной. — М.: Изд-во «Бонфи», 2002.-283 с.
  189. К.Д. Избранные педагогические произведения. М.: Просвещение, 1968. — 557 с.
  190. К.Д. О народности в общественном воспитании. Родное слово //Собр. пед. соч.-М.: Педагогика, 1974.-Т.1.-С. 145−159.
  191. К.Д. О необходимости сделать русские школы русскими // Избр. пед. соч. М.: Педагогика, 1954. — С. 207−213.
  192. В.В. Онтология культуры и личности на рубеже XX XXI в. / Кемерово: Кемер. гос. ин-т искусств и культуры, 1999. — 145 с.
  193. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» на 2001 -2005 годы // www.informika.gov.ru.
  194. Федеральной целевой Программы «Культура России (2001−2005 годы)»: утверждена постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2000 г. № 955. — М., 2000.-115 с.
  195. В.Н. Образование в духовном обновлении России // Философия образования: Сб. научн. трудов. Барнаул: БГПУ, 1994. — Вып. 1. — С. 24−73.
  196. В.Н. Человек в концепции современного научного познания: Учебное пособие по антропологии. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1997. — 379 с.
  197. В.П. Межкультурная коммуникация и лингвокультуроведе-ние в теории и практике обучения иностранным языкам. Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 1993. — 124 с.
  198. М.Г. Теория и практика этнопедагогической подготовки учителя начальных классов национальной школы: Дис.. докт. пед. наук. М., 1999.-409 с.
  199. В.Ю. О содержании и соотношении понятий этническая самоидентификация и этническое самосознание // Социологические исследование. 1999. — № 9. — С. 67−74.
  200. В.Ю. Психологические характеристики этнокультурного развития человека // Вопросы психологии. 2001. -№ 5. — С. 60−73.
  201. В.Ю. Этническое самосознание. СПб.: Алетейя, 2000. 240 с.
  202. О. Национальные стереотипы коммуникативного поведения и их влияние на межэтническое взаимодействие // Язык и этнические конфликты. М.: Аспект Пресс, 2001. — 197 с.
  203. O.E. Арт-терапия в работе с детьми вынужденных мигрантов // Психология беженцев и вынужденных переселенцев: Опыт исследования и практической работы / Под ред. Г. У. Солдатовой. М.: Смысл, 2001. — С. 264−279.
  204. С.Ц. Национально-психологические особенности воспитания бурятов: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1994. — 26 с.
  205. В.Д. Философия образования и образовательные политики. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1993.-64 с.
  206. И.К. Мотивационное программно-целевое управление: основы теории и экспертиза эффективности. Барнаул, Изд-во БГПУ, 2003. — 300 с.
  207. A.A. Аз и Буки педагогической науки: введение в педагогическое исследование. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. — 123 с.
  208. В.К. Этнокультурная направленность российского образования. Монография. Ставрополь: Изд-во СТУ, 1997. — 170 с.
  209. A.B. Мультикультурный подход к обучению и воспитанию школьников: Дис. канд. пед. наук. Казань, 1999. — 183 с.
  210. Ф.Э. Социология девиации: прикладные исследования. М.: Центр социального прогнозирования, 2004. — 344 с.
  211. Шляхтина J1.M. Образовательная миссия музея XXI века: региональный аспект // Хранители наследия. Вып.1. /Гл. ред. A.C. Кондыков. Барнаул: Изд-во АГИИК, 2003. — С. 23−25.
  212. Г. Г. Введение в этническую психологию // Шпет Г. Г. Психология социального бытия / Под ред. Т. Д. Марцинковской. М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «Модек», 1996. — 492 с.
  213. В.А. Роль моделей в познании. Л.: Изд-во ЛГУ, 1963. — 128 с.
  214. А.И. Психологические основы формирования личности учителя в системе высшего педагогического образования. Л.: ЛГУ, 1967. — 267 с.
  215. Этносоциология: Учебное пособие для вузов / Ю. В. Арутюнян, Л. М. Дробижева, A.A. Сусоколов. М.: Аспект Пресс, 1999. — 271 с.
  216. Г. А. Совершенствование межнациональных отношений и школа // Советская педагогика. 1989. -№ 8. — С. 3−12.
  217. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. — М.: Сентябрь, 1996.-96 с.
  218. Byram M. Assessing Intercultural Competence in Language Teaching // Sprogfo rum. N. I8.-N0I. 6.-P. 8−13.
  219. Grosch H., Groa A., Leenen M.R. Methoden interkulturellen Lehrens und Lernens. Saarbrucken, 2000. — 187 S.
  220. Hinnenkamp V. Interkulturelle Kommunikation. Heidelberg, 1994. — 211 S.
  221. Knapp K. Communication in EESE // http://www.cs.uu.nl/docs/vakken/bci/programma/intercult.html Retrieved January 3, 2003.
  222. Ladmiral J-R., Lipianky E.M. Interkulturelle Kommunikation. Zur Dynamik mehrsprachiger Gruppen. Frankfurt/new York, 2000. — 235 p.
  223. Lehtonen J. Globalization, National Cultures, and the Paradox of Intercultural Competence // http://viesti.ivu.fi/laitos/ lehtonen/globalization.html Retrieved December 2, 2003.
  224. Maletzke G. Interkulturelle Kommunikation. Opladen, 1996. — 137 S.
  225. Niklas H. Kulturkoflikt und interkulturelles Lehmen // Kulturstandarts in dir internationalen Begegnung. Saarbrucken, 1995. 137 S.
  226. E. 1С? I see! Developing learners intercultural competence// LOTE CED Communique, issue 3. Retrieved February 17, 2004 from http: www.sedl. org/1 oteced/communique/n03 .html
  227. Thomas A. Kulurstandarts in dir internationalen Begegnung. Saarbrucken: Breitenbach? 1991.- 153 p.
  228. Thomas A. Psychologie interkulturellen Lehrnens bnd Handelns // Thomas (Ed.). Kultervrgleichende Psychologie. Eine Einfuhrung. Gottingen, 1993.-341 S.
Заполнить форму текущей работой