Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические условия и принципы современной профессионально-графической подготовки будущего специалиста сервиса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Создан оригинальный комплекс научно-методического обеспечения профессионально-графической подготовки специалистов сервиса: примерные и рабочие программы курсов: «Инженерная графика», «Геометрическое моделирование поверхностей», «История искусства», «Технический рисунок», «Дизайн и реклама на предприятиях сервиса», «Дизайн парфюмерно-косметической продукции», «Композиция», «Основы графики… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА СЕРВИСА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 1. 1. Тенденции развития рынка труда и значение прикладных специализаций в профессиональной подготовке специалистов сервисных направлений
    • 1. 2. Теоретические основы педагогической науки — фундаментальная база подготовки специалистов сервиса в условиях
    • I. модернизации российского образования
      • 1. 3. Основные положения концепции профессиональной подготовки специалиста сервиса на основе принципа универсальности графической деятельности
  • ГЛАВА 2. ГРАФИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА СЕРВИСА
    • 2. 1. Понятие системы в педагогической науке и обоснование системного подхода в профессионально-графической подготовке специалиста сервиса
    • 2. 2. Моделирование системы профессионально-графической подготовки специалиста сервиса на основе принципа универсальности и построение модели графической деятельности
    • 2. 3. Программное обеспечение формирования готовности к графической деятельности в системе профессиональной подготовки специалиста сервиса
    • 2. 4. Позиционирование графической деятельности в системе профессиональной подготовки специалистов сервиса
    • 2. 5. Разработка подсистемы принципов универсальной графи ческой подготовки специалиста сервиса
  • ГЛАВА 3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ СЕРВИСНОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
    • 3. 1. Факторы обеспечения качества образовательной услуги по специальности Сервис
    • 3. 2. Принцип универсальности графической деятельности в обеспечении профессиональной подготовки специалистов сервиса
    • 3. 3. Профессионально-направленные графические задачи как универсальный способ оптимизации графической деятельности студентов специальности Сервис
    • 3. 4. Классификация профессионально-направленных графических задач в подготовке специалиста сервиса
    • 3. 5. Методическое обеспечение профессионально-графической подготовки будущего специалиста сервиса — создание банка графических задач
  • ГЛАВА 4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНОЙ ОСНОВЫ ГРАФИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СЕРВИСНЫХ СПЕЦИАЛИЗАЦИЙ
    • 4. 1. Педагогические условия и методика постановки эксперимента совершенствования профессиональной подготовки по специализациям сервиса
    • 4. 2. Проектирование экспериментальных занятий на основе применения проблемных методов обучения
    • 4. 3. Организация и процесс экспериментальной проверки системы профессиональной подготовки студентов на основе графической деятельности
    • 4. 4. Результаты экспериментального исследования графической деятельности в системе профессиональной подготовки студентов сервиса

Педагогические условия и принципы современной профессионально-графической подготовки будущего специалиста сервиса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современные условия социально-экономического развития предъявляют особые требования к профессиональной подготовке специалиста сервиса, особенно к тем аспектам нематериальной сферы производства, которые задаются параметрами динамично меняющихся рыночных отношений.

Повышение внимания к проблеме профессионального образования в области сервиса объясняется тем, что разрушаются многие устоявшиеся понятия в сознании людей и представления о путях дальнейшего развития отрасли и образовательных учреждений сферы сервиса. Трансформация образовательного процесса, обновление содержания, принципов образования в целом и профессиональной подготовки в частности обусловлена интеллектуализацией труда в сфере сервиса, появлением новых, востребованных на рынке труда видов деятельности, таких как дизайн, реклама, моделирование, конструирование и т. д.

Актуальность исследования. Современные условия социально-экономического развития предъявляют особые требования к профессиональной подготовке специалиста сервиса, особенно к тем аспектам нематериальной сферы производства, которые задаются параметрами динамично меняющихся рыночных отношений.

Повышение внимания к проблеме профессионального образования в области сервиса объясняется тем, что разрушаются многие устоявшиеся понятия в сознании людей и представления о путях дальнейшего развития отрасли и образовательных учреждений сервиса. Трансформация образовательного процесса, обновление содержания, принципов образования в целом и профессиональной подготовки в частности обусловлена интеллектуализацией труда в сфере сервиса, появлением новых, востребуемых на рынке труда, видов деятельности, таких как дизайн, реклама, моделирование, конструирование и т. д.

Графическая подготовка специалистов сервиса — одна из важнейших характеристик профессионального мастерства, формируемого в процессе обучения в вузе. Организация учебно-познавательной деятельности, направленная на достижение профессионального мастерства — это длительный период формирования профессиональной готовности специалистов сервиса, которая приобретается в процессе обучения графическим и дизайнерским дисциплинам. В основе этого процесса должен быть заложен принцип универсальности графической деятельности, который реализуется в специально организованных педагогических условиях, опирающихся на инновационные методы и подходы к обучающей деятельности, развитие познавательных и творческих способностей студентов и универсальный потенциал языка графики.

Анализ теории и практики графической подготовки выпускников сервисных вузов показал значительное несоответствие их фактической подготовки как специалистов, реализующих универсальные возможности графической деятельности современной сферы услуг. Это объясняется следующими факторами: повсеместным введением в промышленность и народное хозяйство систем: ЕСКД (Единой системы конструкторской документации), САПР (системы автоматизированного проектирования), которые разработаны на различных концептуальных основахшироким внедрением в науку, промышленность новых технических средств создания (изготовления) и «чтения» графической документации на базе ЭВМ (АРМ) — изменениями в содержании профессиональной деятельности лиц, имеющих дело с графической документацией.

Профессиональная готовность специалиста сервиса означает, что выпускник может с помощью универсальных единиц графики находить решения применительно к быстро изменяющимся технологическим процессам, присущим сфере услуг, В настоящее время выход на новую ступень развития технического творчества студентов возможен при условии свободного владения графическим языком передачи технической информации, использования графических знаний и умений для ее чтения и анализа новых механизмов, а также — развития пространственного мышления студентов всех направлений сервисных специализаций.

Таким образом, назрела потребность в разработке новой концепции профессиональной подготовки к графической деятельности специалиста сервисного вуза, связанная с развитием содержания и методики преподавания начертательной геометрии, инженерной графики, дизайна и других дисциплин комплекса графической деятельности.

Для реализации задачи современной профессиональной подготовки специалиста сервиса к графической деятельности необходимо преодолеть важнейшие противоречия:

— между современными потребностями отрасли сервиса в универсальных, подготовленных, мобильных специалистах и неразработанностью прогностической модели специалиста сервиса в области графической деятельности;

— между существующей в практике высшей школы традиционно разнохарактерной системой профессиональной подготовки будущего специалиста сервиса и универсальным характером его профессиональной деятельности в сфере услуг;

— между нарастающей тенденцией информатизации и фундаментализации высшего образования и развития прикладной направленности учебных дисциплин и традиционными формами обучения графическим дисциплинам без учета информационного подхода к их изучению, без опоры на универсальный потенциал графики.

Данные обстоятельства определили проблему исследования, связанную с выявлением таких педагогических условий обучения студентов в сервисном вузе, которые обеспечат формирование универсальной подготовки в области графической деятельности.

Решение этой проблемы исследования позволит реально обновить профессиональную подготовку в области графики и дизайна будущих специалистов сервиса, которая должна отвечать современным требованиям производства и графической культуры, потребностям человека.

Цель исследования — разработать, теоретически обосновать систему педагогических условий и принципов профессионально-графической подготовки будущего специалиста сервиса, экспериментально проверить обеспечивающую эффективность формирования их качественной графической деятельность.

Объект исследования — процесс профессиональной подготовки к графической деятельности специалиста сервиса.

Предмет исследования — система педагогических условий и принципов профессионально-графической подготовки специалиста сервиса, обеспечивающая единый универсальный подход к обучению графической деятельностиграфического языка.

Гипотеза исследования — профессионально-графическая подготовка студентов сервисных вузов будет наиболее эффективна, если:

— реализуется новый концептуальный подход к профессионально-графической подготовке студентов на основе принципа универсальности графической деятельности;

— разработана и функционирует система профессионально-графическая подготовки, обладающая полнотой состава, содержания и оптимальной структурой;

— определены и реализованы педагогические условия и принципы указанной подготовки специалиста сервиса, обеспечивающие овладением графическими и дизайнерскими знаниями в соответствии с требованиями, заложенными в модели специалиста;

— разработана методика формирования совокупности профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для успешной графической деятельности в сфере услуг;

— применяются профессионально-направленные графические задачи, позволяющие развивать способы деятельности, опираясь на универсальный потенциал языка графики.

В соответствии с определением объекта, предмета и цели исследования решались следующие задачи:

1. Изучить методологические основы профессионально-графической подготовки специалиста сервиса в условиях модернизации российского образования.

2. Сформулировать основные положения концепции профессионально-графической подготовки специалиста сервиса на основе принципа универсальности графической деятельности.

3. Обосновать систему профессиональной подготовки специалиста сервиса на основе графической деятельности и построения модели специалиста сервиса.

4. Определить педагогические условия и принципы, обеспечивающие формирование графической деятельности студентов сервисной специальности.

5. Разработать профессионально направленные графические задачи, реализующие принцип универсальности графической деятельности студентов.

6. Экспериментально проверить систему профессионально-графической подготовки на основе принципа универсальности графической деятельности специалистов сервисных специализаций.

Методологические и теоретические основы исследования составили: теория деятельностного подхода в обучении (Л.С. Выгодский, А. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, Й. П. Калошина и др.), теория проблемного обучения (М.И. Махмутов и др.). Исследование опиралось на методологическое обоснование процесса обучения В. И. Загвязинского, В. В. Краевского, B.C. Лед-нева, И. Я. Лернера, на системный анализ педагогических процессов (В.Г. Афанасьев, Ф. И. Перегудов, Г. П. Щедровицкий). В работе использовались исследования по проблемам формирования пространственного, технического, творческого мышления (Л.Л. Гурова, Я. А. Пономарев, Т. В. Кудрявцев, И.С. Якиманская), формирования эвристических методов решения задач (А.Ф. Кулют-кин, В. Н. Пушкин, А. Ф. Эсаулов и др.).

Исследование опиралось на теорию и практику профессионально-педагогического образования, значительный опыт изучения психологии труда и личности учителя (Ф.Н. Гоноболин, В.А. Кан-Калик, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, Н. Ф. Талызина и др.), на работы по изучению проблем активности и самостоятельности личности (Б.П. Есипов, ИЛ. Лернер, В. А. Крутецкий, Т. И. Шамова и др.).

Исследование опиралось на дидактические основы обучения изобразительной деятельности, развития способностей в этой деятельности (B.C. Кузин, B.C. Лебедко, С. П. Ломов, Н. Н. Ростовцев, Н. К. Шабанов, Е.В. Шорохов) — художественного конструирования (П.Н. Андрианов, А. И. Иванов, В.А. Моляко) — декоративно-прикладного искусства (В.В. Корешков, А.С. Хворостов).

Основной базой исследования явились труды, посвященные графической подготовке, развитию творческих способностей и профессионально важных качеств в графической деятельности (Л.Н. Анисимова, Е. А. Василенко, В. Н. Виноградов, В. А. Гервер, Е. Т. Жуков, Ю. Ф. Катханова, И. Б. Кордонская, Е.И. Корзи-нова, Е. П. Михеева, Т. К. Мусалимов, Н. Г. Преображенская, И. М. Рязанцева, А. А. Чекмарев, О. П. Шабанова, В.Н. Якунин).

Исследование опиралось на труды, посвященные созданию педагогических систем профессиональной графической подготовки специалистов в педагогических и технических вузах (И.Н. Акимова, JI.H. Анисимова, Д. В. Кострюков,.

A.А. Павлова, В. В. Степакова, Т.В. Чемоданова) — а также — определению содержания и методике обучения дизайнерской деятельности, изучению закономерностей дизайна, в проектной деятельности (А.В. Богомолов, Е. Н. Ковешникова,.

B.Д. Кракинова, М. Н. Марченко, В. Ф. Рунге, JI.M. Холмянский, В.Т. Шимко).

Методы исследования — изучение и анализ научной и методической литературы, нормативно-программной и учебно-планирующей документации, методических и учебных пособийэкспериментальное внедрение разработок учебно-информационного и программного обеспечениянаблюдения за ходом учебного процессабеседы с преподавателями и студентамиретроспективный анализ решения студентами профессионально-направленных графических задач и реализации разработанной методики экспериментального обученияпедагогический экспериментанализ и обобщение полученных результатов.

Экспериментальная база исследования. Основной экспериментальной базой нашего исследования стал факультет малого предпринимательства и ремесел (в настоящее время факультет «Институт техники и технологий сервиса») Московского государственного университета сервиса, родственные факультеты вузов сферы сервиса: Омского государственного института сервиса, Поволжского технологического института сервиса. В общей сложности опытно-экспериментальным исследованием было охвачено 1160 студентов.

Этапы исследования:

I-II этапы (1996;1998 гг.). Разработка исходных позиций и программных документов. Проведение констатирующего и поискового экспериментов. Анализ современного состояния проблемы графической подготовки на факультетах малого предпринимательства и ремесел МГУС и в вузах сферы сервиса. Обоснование проблемы исследования — разработка концепции профессиональной подготовки специалиста сервиса на основе универсальности графической деятельности. Выдвижение гипотезы исследования. Составление программы исследования, разработка методики обучения, подготовка учебно-методического комплекса. Предварительный сбор и обработка результатов констатирующего и поискового экспериментов. Уточнение и корректирование разрабатываемой педагогической системы, и методики обучения студентов. Определение группы профессионально важных качеств личности, необходимых для успешной графической деятельности специалиста сервиса.

Ш этап (1998;2000 гг.). Проведение обучающего эксперимента. Сбор, обработка и систематизация научных факторов, материалов в процессе теоретического и экспериментального исследования. Внедрение методических разработок в практику обучения.

IV этап (2000;2004 гг.). Анализ и обобщение результатов исследования. Внедрение результатов исследования в практику обучения, научных исследований и публикаций (учебных программ, учебных пособий, методических рекомендаций, научных статей).

Проведенное исследование позволило вынести на защиту:

1. Теоретические и практические основы профессиональной подготовки специалистов сервиса к графической деятельности на основе принципа универсальности.

2. Ведущие положения концепции профессионально-графической подготовки будущих специалистов сервиса, в которых раскрывается разнообразие аспектов (художественно-эстетических, культурологических, эргономических, эксплуатационных, технологических, технико-экономических) и компонентов графической деятельности (инженерных, формообразующих, хроматических, материаловедческих).

3. Созданная, обоснованная и реализованная система профессионально-графической подготовки специалиста сервиса в вузе (состав, структура, функциипедагогические условия, обеспечивающие функционирование и развитие системы). В ее основу положены: деятельностный подход к обучениюпринцип универсально-графической деятельностисистемно-структурной анализ подготовки, модель специалиста.

4. Педагогические условия и принципы профессионально-графической подготовки специалиста сервиса, обеспечивающие эффективное формирование графических знаний и умений, профессионально важных качеств личности, интегрированных в модели личности специалиста в отрасли, основой реализации которых выступает:

— фундаментализация и профессионализация знаний и умений в области графики и дизайна;

— профессионально-художественная и профессионально-техническая направленность всего содержания графических дисциплин и профессионально-направленных графических задач;

— получение образования по четырем направлениям, определяющим комплексы общетеоретических графических, специальных графических, технико-технологических, прикладных и оформительских знаний, умений и навыков;

— развитие личностных и профессиональных качеств, соответствующих образно-графическому компоненту квалификационной характеристики специалиста сервиса;

— расширение знаний в области графической культуры, современного промышленного производства, сферы услуг, социально-культурного комплекса.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

1. Определен единый универсальный подход к обучению графической деятельности будущих специалистов сервисаразработана и теоретически обоснована концепция профессионально-графической подготовки специалиста сервиса как система формирования готовности к графической деятельности в отрасли на основе принципа универсальности этой деятельности и универсальный потенциал языка графикиопределены условия обеспечения качества обучения графической деятельности в профессиональной подготовке студентов сервиса.

2. Раскрыты состав, содержание, структура, функции системы графической деятельности, основанной на целостном подходе к обучению, системно-структурном анализе процесса подготовки, учитывающей влияние достижений графической культуры и производства на образование.

3. Создана и обоснована образно-графическая часть модели специалиста сервиса, являющаяся совокупностью свойств и качеств личности специалиста, необходимых для осуществления профессионально-графической деятельности.

4. Определена система основных педагогических условий и принципов эффективного формирования профессиональной готовности студентов и профессионально важных качеств личности будущего специалиста сервиса, необходимых для потенциальной графической деятельности в отрасли (в контексте модернизации российского образования), выраженных в интеграции графических, художественно-эстетических, эргономических, технологических, знаний и умений на основе принципа универсальности графической деятельности, развитии пространственного, технического мышленияв приобщении к достижениям графической культуры, а также в применении комплекса графических задач, максимально приближенных к специфике профессиональной деятельности специалиста сервиса.

Теоретическое значение исследования заключается в том, что на основе длительной практики и педагогического эксперимента внесен вклад в разработку современной научно-педагогической системы профессионально-графической подготовки специалиста сервисаразработаны и экспериментально проверены принципы и педагогические условия подготовки будущих специалистов сервиса, обеспечивающие качественное усвоение профессионально-графических знаний и умений за счет интеграции графических, технико-технологических и прикладных графических, оформительских знаний и умений, а также введения профессионально направленных графических задачраскрыты содержание и организация профессионально-графической подготовки на основе принципа универсальности графической деятельности с учетом требований модернизации высшего профессионального образованиясформулирована отраслевая профессиональная компетентность, связанная с накоплением и интеграцией профессионально-графических знаний и умений.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что:

— созданы предпосылки для научного обеспечения процесса внедрения инновационных образовательных технологий, педагогических условий и принципов в практику сервисных вузов;

— разработаны содержание и условия образовательного процесса на основе принципов универсальности, интеграции, развития, доминантности и приоритета практики в обучении графической деятельности;

— разработана модель графической деятельности на основе принципа универсальности;

— создан оригинальный комплекс научно-методического обеспечения профессионально-графической подготовки специалистов сервиса: примерные и рабочие программы курсов: «Инженерная графика», «Геометрическое моделирование поверхностей», «История искусства», «Технический рисунок», «Дизайн и реклама на предприятиях сервиса», «Дизайн парфюмерно-косметической продукции», «Композиция», «Основы графики и дизайна», «Колористика», «Ремонт и реставрация ювелирных изделий», монографии, научно-методические материалы, комплекс профессионально направленных графических задач, обеспечивающих профессионально-графическую подготовку, учебные пособия по дисциплинам «История искусства», «Ремонт и реставрация ювелирных изделий», «Технический рисунок», тематика выпускных квалификационных работ по исследуемой проблеме с методическими рекомендациями. Научно-методические материалы исследования помогут при составлении нормативных документов, при написании методических работ для совершенствования учебно-воспитательного процесса вузов и филиалов вузов сферы сервиса Российской Федерации.

Обоснованность и достоверность научных результатов исследования обеспечивается:

— методологической обоснованностью исходных положений исследования (системно-структурный метод, деятельностный подход);

— теоретической согласованностью компонентов системы профессиональной подготовки будущего специалиста сервиса на основе принципа универсальности графической деятельности;

— комплексным характером поэтапного педагогического исследования;

— сочетанием качественного и количественного анализа данных с использованием методов математической статистики;

— широким внедрением результатов исследований в практику профессиональной подготовки будущих специалистов сервиса в высшей школе.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась посредством публикаций и выступлений на научно-теоретических и практических конференциях, в том числе на Межвузовской научно-технической конференции «От фундаментальных исследований — до практического внедрения в условиях рыночной экономики» (Москва, 1993) — на международных научно-технических конференциях «Наука — сервису» (Москва, 1996;1999) — на межрегиональной научно-методической конференции «Новые методы и технологии обучения и внедрение в учебный процесс» (Москва, 1998) — на III международной научно-методической конференции «Новые формы и технологии профессионального образования в области сервиса» (Москва, 2000) — на VII международной научно-практической конференции «Наука — индустрии сервиса» (Москва, 2002) — на международной научно-методической конференции «Новые формы и методы подготовки специалистов сферы сервиса» (Москва, 2003) — на научно-методической конференции «Образование в сфере сервиса в эпоху глобализации: проблемы, перспективы развития» (Москва, 2004) — результаты диссертационных исследований обсуждались на заседаниях кафедры «Начертательной геометрии и инженерной графики», «Технология и дизайн изделий из конструкционных материалов», «Инженерная графика и дизайн» МГУС и заседаниях совета (1996;2004 гг.), на VIII международной научно-практической конференции (Москва, 2003). Результаты исследования внедрены в практику в виде: учебных программ, учебных пособий, научно-теоретических статей в журналах и сборниках научных трудов ведущих вузов страны.

Структура диссертации определена предметом и логикой исследования и состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы, приложения. Кроме текстовых материалов в работу включены схемы, рисунки и таблицы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Обобщая полученные результаты диссертационного исследования, мы пришли к следующим выводам:

1. Современное состояние профессиональной подготовки в области графики и дизайна пришло в противоречие с современными требованиями, предъявляемыми к специалистам сервиса. Разрешение противоречий возможно при условии разработки системы педагогических условий и принципов современной профессионально-графической подготовки будущего специалиста сервиса для реализации нового концептуального подхода к обучению графической деятельности студентов, на основе принципа универсальности этой деятельности в соответствии с моделью специалиста сервиса.

2. Научно обосновано и доказано, что система профессионально-графической подготовки будущего специалиста сервиса функционирует на современном этапе развития высшего профессионального образования, отвечая следующим требованиям: целостности, взаимосвязанности, связью с внешней средой и иерархичностью. Система современной профессионально-графической подготовки будущего специалиста сервиса включает в себя системы: «управления», «цель», «объект обучения», «субъект обучения», «программного обеспечения» и «результат преобразования объекта». Комплекс этих систем служит общей цели, взаимосвязан, взаимодействует и направлен на реализацию концептуальных идей обучения графической деятельности в сфере сервиса.

3. Система современной профессионально-графической подготовки будущего специалиста сервиса функционирует и развивается под внешним влиянием идеальной системы «Модель специалиста сервиса» (ее графической части), которая в трансформированном виде проявляется в системе этой подготовки как ее исходный компонент (система целей) и как прогнозирующий результат.

4. Система современной профессионально-графической подготовки будущего специалиста сервиса функционирует и саморазвивается на основе: внут-риструктурных субъект-объектных взаимодействийразвития содержания подсистем (позитивных качественных изменений в обеспечении учебного процесса) и основных системообразующих функций между нимиа также — сформированное&tradeключевых и управленческих функций, опирающихся на диагностику, контроль, анализ и сопоставление полученного результата с целями современной профессиональной подготовки специалиста сервиса.

5. Теоретически определены и экспериментально подтверждены следующие педагогические условия реализации профессионально-графической подготовки будущего специалиста сервиса:

— фундаментализация и профессионализация знаний и умений в области графики и дизайна;

— профессионально-художественную, и профессионально-техническую направленность всего содержания графических дисциплин и профессионально-направленных графических задач;

— получение образования по четырем направлениям, определяющим комплексы общетеоретических графических, специальных, технико-технологических, графических, прикладных графических и оформительских знаний, умений и навыков;

— развития личностных и профессиональных качеств, соответствующих образно-графическому компоненту квалификационной характеристике специалиста сервиса;

— расширение знаний в области графической культуры, современного промышленного производства, сферы услуг, социально-культурного комплекса.

6. Определена и экспериментально проверена система принципов профессионально-графической подготовки будущих специалистов сервиса. Принципы объединены в две группы: первая — принципы, определенные в дидактике, особое развитие и конкретизацию из них получили принцип направленности обучения и принцип научности обучениявторая — единый комплекс специфических принципов. Основополагающим специфическим принципом указанной подготовки является принцип универсальности графической деятельности. В комплекс этих принципов входят: принцип целостности и системности, преемственности в графической подготовке, поэтапности и последовательности, вариативности профессионально-графической подготовки.

7. Теоретически доказано и экспериментально подтверждено, что педагогические условия и принципы современной профессионально-графической подготовки будущего специалиста сервиса обеспечивают качественное усвоение профессионально-графических знаний и умений, это достигается за счет интеграции графических, технико-технологических прикладных графических и оформительских знаний и умений, а также введения профессионально-направленных графических задач, соответствующих трехуровневой системе профессионально-графической подготовки, что подтверждено приростом качественных показателей в экспериментальных группах по сравнению с контрольными.

8. Экспериментально доказано, что комплекс профессионально-направленных графических задач на основе принципа универсальности графической деятельности является важным фактором формирования профессионально-графической компетентности развития графической культуры, графической деятельности будущего специалиста сервиса.

9. Результаты проверки эффективности системы педагогических условий и принципов современной профессионально-графической подготовки будущего специалиста сервиса показали, что при экспериментальном обучении успешнее формируются такие значимые качества личности как пространственные, коммуникативные, художественные способности, развиваются креативные способности студентов.

Определено, что в процессе профессионально-графической подготовки особенно усиливается положительное отношение студента сервисных специальностей к будущей профессии, происходит осознание отраслевой профессиональной компетентности, связанной с накоплением профессионально-графических знаний и умений.

10. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что предлагаемые нами педагогические условия и принципы современной профессионально-графической подготовки будущего специалиста сервиса являются эффективными для формирования профессионала — выпускника сервисного вуза, компетентного в области графики и дизайна.

11. Результаты педагогического эксперимента полностью подтвердили исходную гипотезу исследования. Полученные результаты исследования педагогических условий и принципов современной профессионально-графической подготовки будущего специалиста сервиса могут быть использованы в научно-практических разработках и рекомендациях в области графических и дизайнерских дисциплин и частных методик их преподавания в системе высшего и среднего специального образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л. Н. Технические средства в архитектурном проектировании. — М.: Высшая школа, 1986. 312 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: 1980.-54 с.
  3. Г. А. Сервисная деятельность: Историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент. М.: Аспект Пресс, 2004. — 318 с.
  4. А.М. Формирование технического мышления в процессе решения технических задач. В кн.: Психолого-педагогические особенности подготовки учащихся к творческому техническому труду. Свердловск: СПИ, 1981.-е. 24−28.
  5. В.А. Профессиональная компетентность современного учителя. -Красноярск, 1998. 75 с.
  6. И.Н. Методические основы алгоритмизированного обучения графическим дисциплинам: Автореф. дисс. докт. пед. наук. -М.: 1995. -68 с.
  7. Н.В. Квалиметрический инструментарий педагогических исследований. // Педагогика, 1998, № 4. с. 30−35.
  8. Г. Н., Белогуров А. Ю. Математические методы в психологии и педагогике. Владикавказ, 1997. — 124 с.
  9. Г. Н., Шарипов Ф. В. Проблемы формирования модели личности специалиста. В кн: Формирование дидактической теории. -М.: Знамя, 1984. с.69−90.
  10. Ю.Альтшуллер Г. С. Алгоритм изобретения. М.: Московский рабочий, 1973. П. Алексеев Н. А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики. — Тюмень, 1998. — 43 с.
  11. A.M., Аюрзанайн А. А., Пидкасистый П. И., Козаков В. А. Организация самостоятельной работы студентов в условиях интенсификации обучения. -Киев, 1993.-333 с.
  12. . Вклад в будущее: Приоритеты образования. М.: 1993. — 26с.
  13. .Г. Психология и проблемы человекознания (Под ред. А.А. Бода-лева). М., Воронеж.: НПО «Модэк», 1996. — 384 с.
  14. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. В 2-х кн. Казань. Кн.1 — 1996, — 74 с.
  15. И.П. Основы педагогического мастерства. -М.: 1999. 165 с.
  16. В.Е., Пантина Н. С. Методологические вопросы разработки модели специалиста. //Сов. Педагогика, 1977, № 5. — с. 100−108.
  17. Н.Н., Кузнецов Н. С., Кириллов А. Ф. Черчение и рисование. М.: Стройиздат, 1983. -368 с.
  18. О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М.: Просвещение, 1991. — 68 с.
  19. JI.H. Профессионально-графическая подготовка учителя технологии в педагогическом вузе: Монография. — М.: МПУ «Народный учитель», 1998.
  20. Г. В. Алгоритмы в инженерной графике. Пенза.: Изд. ПГТУ, 1994. -139 с.
  21. П.К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональных систем. М.: 1978. 400 с.
  22. С. Б. Исследование социально-коммуникативных процессов в профессионально-деловой сфере на уровне межличностной коммуникации. Ав-тореф. дис.. канд. социол. наук. -М.: 2000. 24 с.
  23. М.А. Ситуативная роль как фактор повышения эффективности обучения. М.: 1982. — 214 с.
  24. Т. И. Методологический аспект проблемы способностей. — М.: Наука, 1977.- 184 с.
  25. С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М.: Высшая школа, 1976. — 200 с.
  26. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. -М.: Высшая школа, 1980. 368 с.
  27. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М., Воронеж.: НПО «Модэк», 1996. — 123 с.
  28. А.Г. Деятельность и установка. М.: 1979. — 176 с.
  29. П.Р. Технология и современное образование // Педагогика.— 1996, № 2. -с. 11−14.
  30. В.Г. Научное управление обществом (опыт системного исследования).-М., 1999.
  31. Н.А., Пашковская Т. И. Метод определения наиболее выгодных габаритных размеров деталей в курсе «Инженерная графика». В кн.: Межрегиональная НМК «Новые методы и технологии обучения и внедрение в учебный процесс». М.: ГАСБУ, 1998. — с. 107.
  32. Г. А. О психологическом содержании понятия «задача». // Вопросы психологии. 1970, № 6,. — с. 75−85.
  33. B.C. Теория и практика изучения аудитории массовой коммуникации в рамках деятельностного подхода: Учебное пособие для студентов вузов. — Казань: 2000.-231 с.
  34. К.Г. Теоретические основы социально-технологической подготовки студентов. Чита: ЧитГТУ, 2000. — 223с.
  35. Н.В. Шкала приемлемости как метод изучения взаимоотношений // Ученые записки Ленингр. ун-та. Вып.7. Д.: Изд. ЛГУ, 1980. — 124 с.
  36. Г. В. Основы изобразительной грамоты. Рисунок. Живопись. Композиция. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1986.
  37. B.C. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996. -253 с.
  38. B.C., Малштейн JI.K., Зеер Э. Ф. и др. Содержание и перспективы развития инженерно-педагогического образования. Свердловск: СПИ, 1990. — 128с.
  39. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М.: Педагогика, 1989. 192 с.
  40. B.C. Мышление как творчество. М.: Политиздат, 1975. — 367с.
  41. С.К. Инженерная графика: Учебник. М.: Машиностроение, 2000.
  42. Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей. // Психологический журнал, том 16, № 5, 1995. с.49−58.
  43. Д.Б. О путях к творчеству. // Наука и жизнь, № 2, 1977. с. 116−121.
  44. А.А. Восприятие человека человеком. — М.: Педагогика, 1965.
  45. В.Ф. Система адаптивного контроля в преподавании начертательной геометрии. — Красноярск: КПИ, 1966. 26 с.
  46. В. А. Исаев Е.И., Слободчиков В. И., Шайденко Н. А. Проектирование профессионального педагогического образования //Педагогика, 1997, № 4. -с.66−72.
  47. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика, 1997. № 4. с. 11−17.
  48. Боно Эдвард Де. Рождение новой идеи. М.: Мир, 1976. — 138 с. 51. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. — СПб.: 2000. — 142с.
  49. Г. А., Извозчиков В. А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии // Педагогика, 1993, № 5.
  50. Г. А., Извозчиков В. А., Козлов К. П. Электронно-коммуникативные средства и технологии обучения в современных образовательных сис-темах.//Непрерывное педагогическое образование. СПб.: Образование, 1993. — с. 53−76.
  51. М. Духовность и личностно-центрированный подход // Вопросы психологии, 1992, № 3−4. с.24−33.
  52. Н.Н., Доброхотова Т. А. Функциональные ассиметрии человека. — М.: Медицина, 1998. 240 с.
  53. А.А. Понимание и общение. М., 1989. — 132 с.
  54. Дж. Психология познания. М., 1977. — 214 с.
  55. А.В. Деятельность субъекта как единство теории и практики // Психологический журнал, Т.21, № 6,2000. с. 5−12.
  56. А.В. Субъект: мышление, учение, воображение, М.: МО-ДЭК, 1996.-392 с.
  57. А.В. Начертательная геометрия. М.: Высшая школа, 1985.
  58. Л.П. Социальная среда и сознание личности. М.: 1968. — 173 с.
  59. С.М., Оганян К. М. Диагностика индивидуально-психологических качеств личности в процессе общения. М., 1995. — 216с.
  60. М.С. Инновации и новизна в педагогике. // Советская педагогика, № 12, 1989. -с.36−40.
  61. Н.П. Моделирование сложных систем. М.: Наука, 1978: — 400с.
  62. Г. Д. Задачи с производственно-техническим содержанием как одно из средств реализации политехнического принципа обучения. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. — Челябинск, 1987. 17 с.
  63. Буш Г. Я. Рождение изобретательских идей. Рига: Лиесма, 1976. — 127с.
  64. Г. Ф. Динамический чертеж как средство наглядного моделирования решения задач в курсе начертательной геометрии. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1964.
  65. Г. Ф. Динамический чертеж как средство развития творческой активности учащихся. // Новые технические средства обучения черчению. М.: Просвещение, 1967. — с. 160−179.
  66. Н.Б. Методические основы совместной технической творческой деятельности студентов индустриально-педагогического факультета и школьников. Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1994. 17 с.
  67. К.Я. Саморазвитие человека и модульное обучение. Ниж. Новгород, 1991.
  68. Л.А. Специальное рисование. М.: Высшая школа, 1989.
  69. К.И. и др. Начертательная геометрия. Инженерная и машинная графика. М.: Высшая школа, 1998.
  70. П. Прагматика человеческих коммуникаций: Изучение паттернов, патологий и парадоксов взаимодействия Пер. с англ. А. Суворовой. М.: Мир, 2000.-214 с.
  71. .М. Современная когнитивная психология. — М.: 1989. 174 с.
  72. А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. -М., 1999.-143 с.
  73. Взаимное пересечение поверхностей. Методические указания по выполнению контрольного задания для студентов спец. 280 700 и 330 200. / Т.И. Паш-ковская. -М.: ГАСБУ, 1998. 16 с.
  74. С.В. Теория и практика современного образования. СПб., 1999. -97 с.
  75. JI.C. История развития высших психических функций. Собр. соч. в 6 т. -Т.З. -М., 1983.-386с.
  76. JI.C. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. — 379 с.
  77. Т.П. К вопросу об эмоциональной социальной децентрации. В кн.: Личность в системе коллективных отношений. М., 1980. — 243с.
  78. Ю.Н. Выбор специальности в условиях многоуровневой системы высшего педагогического образования. Екатеринбург, 1997. — 132с.
  79. Ю.Н. Теория и практика профессиональной подготовки социальных педагогов. М.: 2001. — 250 с.
  80. Геометрическое моделирование поверхностей. Методические указания и контрольные задания для студентов заочного отделения спец. 230 729 / Т.И. Паш-ковская. М.: МГУС, 2001. — 20 с.
  81. В.А. Развитие творческой графической деятельности (на примере обучения черчению). Дисс.. докт. пед. наук. -М, 1992.
  82. .С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций). — М.: Интер Диалект, 1997. — 697 с.
  83. С.А. Диагностика качеств творческой индивидуальности педагога. Тюмень: 1998. — 126 с.
  84. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. — М.: 1976.-215 с.
  85. В.О. и др. Курс начертательной геометрии. -М.: Высшая школа, 1998.
  86. В.О., Иванов Ю. Б., Солнцева Т. Е. Сборник задач по курсу начертательной геометрии. М.: Высшая школа, 1998. — 320 с.
  87. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. — М., 1977. 253 с.
  88. P.M., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. -Спб., 1994.-226 с.
  89. Дж.П. Философия, культура, технология: перспективы на будущее // Новая технократическая волна на Западе. М.: 1986. — с. 15.
  90. С.Р. Автоматизированная обучающая система как дидактическое средство высшей школы. // Автореф. дис.. канд. пед. наук, Калининград, 2000.- 18с.
  91. JI.M. Культура педагогического общения. М., 2003. — 16 с.
  92. М.Б., Дурко Е. М. Системно-целевой подход к управлению качеством специалистов в вузе В кн.:Управление качеством подготовки специалистов в высшей школе: межвузовский сборник. Горький, 1989. — с. 66.
  93. В.В. Образовательная технология: от приема до философии. М.: Сентябрь, 1996. — 112 с.
  94. Э.Н., Турчанинова Ю. И. Образование личности: Пособие для преподавателей. -М.: Интерпракс, 1994. 134 с.
  95. В.Б. Философия информационного подхода: Монография. Тверь, 2000. — 238 с.
  96. Дидактика технологического образования. Часть 1. /Под ред. П. Р. Атутова. -М.-.ИССО, 1997.-203с.
  97. Д. Проектирование систем: изобретательство, анализ и принятие решения. М.: Мир, 1969.
  98. E.JI. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. -М.: 1997.-169с.
  99. JI.H. Психологические основы подготовки к профессиональной деятельности. Автореф. дисс.. докт. псих. наук. Новосибирск, 1997.
  100. A.M. Психологические основы интенсификации профессиональной подготовки. В кн.:Психология профессиональной подготовки / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: СпбГУ, 1993. — с. 43.
  101. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. М., 1994. — 265 с.
  102. Г. Л. Образование и культура: поиски взаимного соответствия. -М.: Исследовательский Центр, 1992.
  103. Г. Л. Проективное образование и реформация науки. М.: Исследовательский Центр, 1993.
  104. И.И., Галатенко Н. А. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине. М.: Логос, 1994. — 208 с.
  105. Инженерная графика. Проецирование геометрических тел. Учебное пособие для вузов. / Г. В. Буланже и др. М.: Высшая школа, 2003.
  106. Инженерная графика: Методические указания для проведения практических занятий по геометрическому и проекционному черчению для студентов всех специальностей./ В. И. Семернев, Е. В. Красикова, Т. И. Пашковская и др. -М.: МГУ С, 1999.-32 с.
  107. Инженерная графика: Методические указания и контрольные задания для студентов спец. 230 729 «Сервис на предприятиях по изготовлению и ремонту художественных изделий» заочной формы обучения./ Т. И. Пашковская. М.: МГУС, 2001. — 59 с.
  108. Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. -М., 1998.-243 с.
  109. .П., Маркова В. П., Пашковская Т. И. Виды диаграмм и графиков, используемых в практической работе кафедры графики. В кн.: Научно-техническая конференция «От фундаментальных исследований до практического внедрения». — М.: ГАСБУ, 1994. — с. 137.
  110. Кан-Калик В.А., Ковалев Г. Л. Педагогическое общение как предмет теоретического и прикладного исследования // Вопросы психологии, № 4, 1985.
  111. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М., 1990.
  112. Ю.Ф., Нодельман Л. Я. Содержание и технология обучения компьютерной графике студентов ХГФ. В кн.: Современные технологии обучения художественно-графическим дисциплинам: сб. научных трудов. Вып. 2. -М.: Прометей, 2001. с.3−9.
  113. Р.Б. Методологические основы образования. Томск, 1997.
  114. А.Ф. Черчение и рисование. М.: Высшая школа, 1980.
  115. Ю.Я. Образовательный императив. М., 1998. — 142 с.
  116. А.И. Культура педагогического исследования. — Минск, 1996.
  117. М.В. Инновации в обучении. Метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. М.: Наука, 1997. — 224 с.
  118. В.А. Методические и технико-технологические задачи при организации производительного труда студентов. В кн.: Проблемы методической подготовки педагогов. Свердловск: СИПИ, 1989.
  119. И.А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмаль-ной рефлексии. СПб., 1999. — 242 с.
  120. B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: Учебное пособие. М.: Просвещение, 1998. — 334 с.
  121. В.П. Профессиональная подготовка студентов в педагогическом вузе, Монография. М.: МПУ, ЕГПИ, 1999. — 131 с.
  122. Н.В. Профессионализм педагогической деятельности.-СПб., 1993.
  123. В.Т. Проблемы обучения: истоки, сущность, перспективы. — М.: Знание, 1991.-79 е.
  124. Ю.Н. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды.-СПБ., 1996. 175 с.
  125. Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М., 1996. — 232 с.
  126. Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. М.: МОДЭК, 1998. — 288 с.
  127. B.C. Машиностроительное черчение и автоматизация выполнения чертежей. М.: Высшая школа, 2000.
  128. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. -М., 1991.
  129. А.А. Педагогическое общение. М., 1979. — 352с.
  130. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. — 304 с.
  131. В.А. Переход к новым технологиям: революция или «скачок внутри скачка» // Общественные науки и современность. М., 1999. № 3. -с.122−130.
  132. .Ф. Категории общения и деятельности в психологии. // Вопросы философии, 1979. № 8.
  133. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М., 1984.-448 с.
  134. Н.А. Образование как социальный институт: Тенденции и перспективы развития. Красноярск: КГУ, 1989. — 182 с.
  135. В.Я. Инновационное обучение и наука. М.: 1992. — 120 с.
  136. М.Н. Перспектива. М.: Академический проект, 2002.
  137. А.К. Психология профессионализма. М., 1996. — 308 с.
  138. М.Н. Теоретические основы развития способностей к дизайнерской деятельности: Монография. — Краснодар, КубГУ, 2002.
  139. Математические методы психолого-педагогических исследований.-СПб., 1994.
  140. Методология и технология воспитания и проблемы подготовки учителя: Материалы II Всероссийской НПК. М.: 2002. — 284 с.
  141. Методологические основы педагогического исследования. Уфа, 2000.
  142. В.А., Ермоленко М. Н. Введение в педагогическую профессию.-М., 1999.
  143. .Г., Миронова Р. С. Инженерная графика. М.: Высшая школа, 2000.
  144. JI.M. Проблемы профессиональной социализации личности. Кемерово, 1996.
  145. JI.M. Психология профессионального развития учителя. М., 1998.-200 с.
  146. Ф.Т. Образование как философская проблема //Вопросы философии, 1995, № 1. -с.9−15.
  147. Л.Ю. Адаптация информационных технологий к формированию тезауруса у студентов технических вузов. СПб., 1997. — с. 209.
  148. В., Богомаз И., Михайленко Л., Кухтецкий С. Технологические ресурсы обучения. //Высшее образование в России. 1999, № 2. — с. 41−44
  149. У. Познание и реальность. М., 1981. — с. 35−36.
  150. Л.Г. Интегративные принципы построения системы преподавания геометрических дисциплин во ВТУЗЕ // Автореф. дисс.. докт. пед. наук. -М., 2001. -70 с.
  151. Н.Д. На пути к гуманной педагогике //Сов. Педагогика, № 9, 1990.-с.41−47.
  152. В.И. Научно-методические основы формирования конструкторских умений студентов технических вузов средствами инженерной графики. Автореф. дисс.. докт. пед. наук. -М., 2001. -39с.
  153. Э.Д. О логике педагогического исследования // Профессиональная подготовка в высшей школе накануне XXI века. М.: МГГУ, ЕГПИ, 1997.-с. 6−25.
  154. Е. Дизайн рекламы: поколение Next. СПб.: Питер, 2004.
  155. Н.Н. Кризис образования в контексте глобальных проблем //Философия образования для XXI века. М.: ЛОГОС, 1992.
  156. Т.И. Педагогические условия и принципы современной профессионально-графической подготовки специалиста сервиса: Монография. ГОУВПО МГУС. М., 2003. — 166 с.
  157. Т.И., Пашковский И. Э. Единая система профессионально-графической подготовки специалистов сервиса по специализации 230 729 Сервис на предприятиях по изготовлению и ремонту художественных изделий: Монография. ГОУВПО МГУС. М., 2004.
  158. Т.И. Единая система графической подготовки специалистов сервиса // Теоретические и прикладные проблемы сервиса, 2004, № 2(11).
  159. Т.И. Инженерная графика. Методические указания и контрольные задания для студентов заочного отделения спец. 280 703 и 330 201. -М.: МГУС, 2001.-27 с.
  160. Т.И. Концепция изучения геометро-графических дисциплин при подготовке выпускников специальности Сервис // Теоретические и прикладные проблемы сервиса, 2004, № 4(12).
  161. Т.И. Линейная перспектива в курсе «Дизайн в машиностроении» для студентов спец. 230 100. III международная НТК «Новые формы и технологии профессионального образования в области сервиса». М.: МГУС, 2000. -с. 205.
  162. Т.И. Построение сопряжений в инженерном чертеже с использованием пакета графических программ «Autocad 2000″. В кн.: Проблемы образования в сфере сервиса. Полувековой опыт подготовки специалистов МТИ-ГАСБУ-МГУС. -М.: МГУС, 2002.
  163. Т.И., Лебедев О. В. Технический рисунок. Учебное пособие. -М.: МГУС, 2004.-49 с.
  164. Т.И., Маркова В. П. Методика преподавания курса „Технический рисунок“. III международная НМК „Новые формы и технологии профессионального образования в области сервиса“. М.: МГУС, 2000. — с. 203−204.
  165. Т.И., Маркова В. П. Технический рисунок. Методические указания и контрольные задания по курсу. М.: МГУС, 2000. — 49 с.
  166. Т.И., Пашковский И. Э. Блочно-модульный подход изложения дисциплин по специальности 230 700 Сервис. Образование в области сервиса: Сб. статей. М.: УМО по образованию в области сервиса, Изд. ВНИИЛМ, 2002. с. 175−180.
  167. Т.И., Пашковский И. Э. Дизайн и реклама на предприятиях сервиса. Методические указания и контрольные задания М.: МГУС, 2004.- 66 с.
  168. Т.И., Терещенко В. П. Использование машинной графики при решении задач начертательной геометрии. В кн.: Межрегиональная НМК „Новые методы и технологии обучения и внедрение в учебный процесс“. — М.: ГАСБУ, 1998.-с. 106.
  169. И.Э., Пашковская Т. И. Методика системного дизайн-проектирования в курсе „Системный анализ в сервисе“ для спец. 230 729. В кн.:
  170. Проблемы образования в сфере сервиса. Полувековой опыт подготовки специалистов МТИ-ГАСБУ-МГУС. М.: МГУС, 2002.
  171. Педагогика: Учебное пособие / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: РПА, 2002.
  172. Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура: Учеб. пособие для студентов вузов. М., 2002.
  173. JI.A. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М., 1982. — 270с.
  174. JI.A., Спиваковская А. С. Воспитание как общение-диалог // Вопросы психологии, № 2, 1988. с. 86−97.
  175. JI.A. Компетентность в общении. М., 1989. — 175 с.
  176. А.В. Опыт построения социально-психологической концепции групповой активности. // Вопросы психологии, № 5, 1973.
  177. В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 512 с.
  178. В.А., Калиненко В. К., Котова И. Б. Личностно развивающее взаимодействие. — Ростов-на-Дону, 1996. 88 с.
  179. П.И. Педагогические условия совершенствования адаптационных процессов в вузе. Барнаул, 1988.
  180. П.И., Вольфрамм П. Детерминизм и педагогика. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 36с.
  181. П.И., Портнов М. Л. Искусство преподавания. М.: Российское педагогическое агентство, 1999. — 184 с.
  182. П.И. Проблемно-модельное обучение. Алма-Ата, 1980.
  183. В.Ю. Основы педагогической технологии. М., 1997.
  184. С.Г. Художественно — проектная деятельность студентов педвузов в условиях дизайн-групп: Дисс.. канд. пед. наук. Бийск, 2000. — 186 с.
  185. В.Я., Полиновский В. В. Методическая разработка и рекомендации по деловым играм. Вып. 1. Характеристика деловой игры как метода активного обучения-М., 1983.-60с.
  186. Подготовка специалиста в области образования. Вып.9. СПб., 2000. — с. 24.
  187. Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект. -Казань, 1989.-208 с.
  188. М. Как проводить деловые беседы. М., 1987.
  189. Профессиональная культура учителя / Под ред. В. А. Сластенина. М., 1993.
  190. В.И. Взаимодействие интеллекта и мастерства как проблема культурных формаций в дизайне. Дисс. докт. искусствовед. М.: 1992.-256 с.
  191. JI.K. Педагогическая антропология (человековедение) в системе непрерывного образования. Томск: ТГПУ, 1997. — 158 с.
  192. Е.И. Личность в педагогической деятельности. Ростов-на-Дону: 1994.-240 с.
  193. Ю.В. Техника, культура, язык. М., 1990. — 258 с.
  194. В.Ф., Сеньковский В. В. Основы теории и методологии дизайна. М.: МЗ-Пресс, 2001.
  195. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование. — 1998. — 256 с.
  196. Сервис. 230 700. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М.: Министерство образования РФ, 2002. — 23 с.
  197. Н.К. Непрерывное педагогическое образование: концепция и технология учебно-научно-педагогических комплексов: Монография. СПб., 1997.- 165 с.
  198. В.В. Личностный подход в образовании- концепция и технология. Волгоград: Перемена, 1994. — 150 с.
  199. В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М., 1995. — 192 с.
  200. В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом: Учебное пособие. — М., 1995. 226 с.
  201. В.А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. -М., 1997.-224 с.
  202. В. И. Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995. — 383 с.
  203. Е.Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием. Л.: ЛГУ, 1997. — с. 40−41.
  204. В.М., Лебедев О. В., Пашковская Т. И. Утилита для создания перспективы интерьера. Материалы VII международной НПК „Наука индустрии сервиса“. — М.: МГУС, 2002. — с. 112.
  205. В.М., Пашковская Т. И. Утилита для построения геометрического орнамента в AUTOCAD. Материалы VII международной НПК „Наука индустрии сервиса“. — М.: МГУС, 2002. — с. 111.
  206. Современный курс начертательной геометрии / Под ред. Л. Г. Нартовой и A.M. Тевлина. М.: Изд. МАИ, 1996. — 256 с.
  207. В.В. Содержание информационно-технологической подготовки дизайнера: на примере специальности „Дизайн“. Дисс.. канд. пед. наук. М., 1999.- 173 с.
  208. Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач /Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1997. — 174 с.
  209. Станкин М. И Профессиональные способности педагога. Акмеология воспитания и обучения: Учебное пособие. М.: Флинта, 1998. — 368 с.
  210. В.В. Становление методического мастерства учителя как проблема вузовского педагогического образования: Монография. М.: Прометей, МПГУ им. В. И. Ленина, 1995. — 243 с.
  211. Н.Ф. Деятельностный подход к построению модели специалиста. // Вестник высшей школы, № 3, 1986.
  212. Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста. -М.: Знание, 1986.
  213. Теоретические и прикладные проблемы познания людьми друг друга. /Под ред. А. А. Бодалева. Краснодар, 1975. — 172с.
  214. А.Г. Развитие систем управления. М.: Глобус, 1998.
  215. Технический рисунок. Методические указания и контрольные задания для студентов заочного отделения./ Т. И. Пашковская. М.: МГУ С, 2000. — 54 с.
  216. Технический рисунок. Методические указания и контрольные задания для студентов, обучающихся по специализации 230 729 / Т. И. Пашковская. М.: ГОУВПО МГУС, 2004. — 54 с.
  217. Ю.С. Подготовка студентов к решению задач политехнического образования в процессе производственно-технологической практики. М.: НИИ ОП СССР, 1977.
  218. Л.И. К проблеме психологической оценки „коллективной деятельности“ и структуры контактной группы как коллектива // Философские проблемы образования. М., 1996.
  219. В.Г. Культура сервиса. М.: Изд. ПРИОР, 2000.
  220. С.А. Начертательная геометрия. М.: Машиностроение, 1983.
  221. X. Мотивация и деятельность. М.: Мир, 1986. — 211с.
  222. В.П. Деловые игры в учебном процессе Челябинск, 1983 .-114с.
  223. А.В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. М., Международная педагогическая академия, 1998. — 266 с.
  224. А.А. Инженерная графика. М.: Высшая школа, 1998.
  225. Д.В., Филатов O.K. Технология обучения в высшей школе.- М.: Экспедитор, 1996. 288 с.
  226. М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения.- М., 1996.
  227. В.Д. Деятельность и способности. — М., 1994.
  228. А.И. Человек как интегральная индивидуальность. — Пятигорск, 1996.-203 с.
  229. Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. -М., 1998.-512 с.
  230. Н.И. Психосемантическая парадигма в гуманистически ориентированном образовании // Педагогика, № 9−10, 1992.
  231. С.С. Открытая модель образования (синергетический подход). -М.: Магистр, 1997.-48 с.
  232. Е.В. Композиция. М.: Просвещение, 1986.
  233. В.А. Моделирование и философия. М.- Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1966. — 301с.
  234. Экология человека: Новые технологии в науке и образовании. Т. З. Новосибирск, 1998.-400 с.
  235. А.Ф. Генезис творчества и закономерности его развития. // Вопросы психологии, № 2, 1983. с. 90−95.
  236. А.Ф. Психология постановки и решения конструктивно-технических задач. Автореф. дисс. докт. псих. наук. Л., 1974. — 38 с.
  237. А.Ф. Психология решения задач. М.: Высшая школа, 1972.
  238. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М., 1978.
  239. И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. -М.: Сентябрь., 1996. 96 с.
  240. И.С. Развитие пространственного мышления школьников. -М.: Педагогика, 1980.
  241. И.С. Разработка технологии личностно ориентированного обучения //Вопросы психологии, № 2, 1995. с. 32−42.
  242. А.А. Сборник заданий по строительному черчению. — М.: Высшая школа, 1975. 262 с.
  243. JI.A. Формирование профессиональной направленности студентов на пропедевтическом этапе вузовской подготовки. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. — Екатеринбург, 1992. 19 с.
  244. О.В. Формы и содержание НИРС по графическим дисциплинам на инженерно-педагогическом факультете. В кн.: Вопросы современной графической подготовки инженера-педагога. Свердловск: СИПИ, 1988. — с. 15.
  245. Arnold W.E., McLlure С. Communication. N.Y. 1989.
  246. Austin J.L. How to we thinks with words. N.Y. 1962.
  247. Barber D., Ott M. Using Harvard graphics for business presentations. Boston, 1990.
  248. Bates E. Language and context: the acquisition of pragmatics. N.Y., 1976.
  249. Becker G.S. Human Capital: Theoretical and Empirical Finalisus with Special Reference to Tducation N.V.
  250. Bloom B. S. Taxonomy of Educational objectives. The classification of education goals. Handbook 1. Longmans, USA, 1956.
  251. Casagrande R.D., Casagrande R.D. Oral Communication. California, U.S., 1986.
  252. Collarbone P.» Farrar M. Induction revisited a life-time ш ue profession? // British journal of in-service education. 1993. — Vol.19. Ш — P.23−2§
  253. Dadds M. Continuing professional development: nurturing the expert within // British journal of in-service education. 1997. — Vol.23, Ж. — P.31−38
  254. Ellig A., Cogan J. Howey K, Introduction to the Foundations of Education. -New Jersey, 1991.-P.91−117
  255. Ellis A.E. Reason and emotion ш psyohotherapy Revised and updated. New York, 1994.
  256. Festinger L. A theory of cognitive dissonans. Evanston, 1957.
  257. Harland J., Kinder K. Teacher’s continuing professional development: framing a model of outcomes //British journal of in-service education, 1997. — Vol.23, № 1. -p.71−84.
  258. Harmon P. A classification of performance objectives in human behaviors in job training programs. -«Educational technology», 1969. № 1
  259. Heider F. The Psychology of Interpersonal Relations. N.Y., 1958.
  260. Hodge H.P.R. System approach to education. Cyclical systems in teaching. -1 International conference. — April, 1969. Programmer and abstracts.
  261. Ross R.S. Speech communication: Fundamentals and practice. 2nd ed. -Englewood cliffs (N.Y.), 1970.
  262. Katz Y., Folor Y. The structure of a semantic theory. Vol. 39. Language, 1963.
  263. Miller G. The psychology of communication. N.Y., 1967.
  264. Visual education. Systems approach to education. -February, 1970.
  265. McNeill D. The acquisition of language. N.Y., 1970.
  266. McShane J. Learning to talk. Cambridge, 1980.
  267. Lawton D. Curriculum Studies and Education Planning. London, 1983.
  268. Knowledge and language/Ed, by I. Kurez and other. Amsterdam- New York, 1986.
  269. Newcomb T.M. Social psychological theory: integrating individual and social approaches.// Hollander E.P., Hant A.G. (eds.). Classic Contributions to Social Psychology. N. Y., 1972.
  270. Nutall D. What Can We Learn from Personatity on Teaching and Appraisal? In: Appraising Appraisal. Birmingham, 1986.
  271. Schelten A. Entering in die Berufspadagogik. Stuttgart, sterner, 1991. p. 141
  272. Sussman L. Deep S. The communication experience in human relations. Cincinnati, 1989.
  273. Wriston Henry M. The Nature of a Liberal College. Lawrence College Press, 1991.
Заполнить форму текущей работой