Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Техника работы тьютора с затруднениями

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Завершая описание техники работы с затруднениями в деятельности тьютора, еще раз отметим важность этой работы. Разбор любых ситуаций всегда направлен, прежде всего, на выявление допущенных ошибок, сбоев, затруднений, на понимание породивших их причин и поиск путей их устранения. Только организованная рефлексия делает «новую» деятельность более совершенной. Конечно, деятельность профессионального… Читать ещё >

Техника работы тьютора с затруднениями (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Техника работы с затруднениями непосредственно связана с организацией рефлексии деятельности. Более детально техника рефлексии будет описана далее. Здесь же рассмотрим тот аспект, который необходим для решения нашей задачи — работы с профессиональными затруднениями тьютора.

Понять сущность рефлексии и ее основные функции вам поможет рассмотренная нами ранее схема «Развитие деятельности» (см. раздел 2.1, рис. 2.9). Эту схему тьютор может использовать в качестве инструмента в работе как с собственными затруднениями, так и с затруднениями обучающихся. Фактически, столкнувшись с затруднением в деятельности, тьютор должен ответить себе на три следующих вопроса, составляющих рефлексию.

Рефлексивный метод преодоления трудностей.

Рис. 4.6. Рефлексивный метод преодоления трудностей

  • — «Что я делал?» (поиск затруднения).
  • — «Почему произошел сбой?» (обнаружение причины затруднения).
  • — «Что необходимо сделать?» (построение новой нормы, эталона). Пополните арсенал своих техник этим приемом как методом (рис. 4.6).

Не кажется ли Вам, что эта схема хорошо соотносится со схемой цикла обучения (см. рис. 2.4)?

Приведем несколько примеров удачной формулировки тьютором своих затруднений:

  • — «Я не умею определять уровень мотивации обучающихся»;
  • — «Я не умею выявлять причины низкой мотивации обучающихся»;
  • — «Мне трудно соотносить собственные критерии оценки обучающихся с критериями ЛИНКа»;
  • — «Мои трудности, скорее всего, связаны с недостаточным владением технологиями саморефлексии»;
  • — «…В моем арсенале мало методов и форм организации и проведения контроля»;
  • — «…Я слабо владею методикой организации групповой работы» и т. п.

Особенности работы с затруднениями обучающихся

Представленный выше инструмент для работы с затруднениями можно также использовать при выявлении затруднений в деятельности обучающихся. Интересно отметить, что обучающиеся в затруднительной ситуации ведут себя аналогично тьюторам (типичные действия описаны выше): одни «выходят из деятельности», другие пытаются действовать методом «проб и ошибок» и только третьи обращаются к рефлексии. Задача тьютора, по нашему мнению, и состоит в том, чтобы спровоцировать обучающегося на выход в рефлексию как наиболее эффективную траекторию развития его учебной (квазипрофессиональной или учебно-производственной) деятельности.

Работая с затруднениями обучающихся, тьютор должен иметь в виду, что они далеко не сразу открывают свои затруднения и начинают обсуждать их. Одни пытаются перевести «стрелку» как можно дальше от себя, рассуждая о неких внешних фактах, которые препятствуют их работе, например: «Если бы у меня было больше времени, я бы сделал гораздо меньше ошибок», «Слишком общая формулировка вопросов для ТМА вызвала у меня столько трудностей», «Не функционировала электронная почта, и потому…», «Не знаю, кто разрабатывал критерии контроля, но мне они не подходят» и т. д.

В других случаях вместо анализа и предъявления своих затруднений обучающиеся «переводят стрелку» поближе, обычно на тьютора или других членов группы. На вопрос о том, с какими индивидуальными затруднениями они столкнулись на прошедшем тьюториале, они отвечают примерно так: «вы неясно изложили содержание ситуации А», «У вас нет полного понимания современной ситуации в бизнесе» и т. п.

Другими словами, тьютор, организующий работу по выявлению затруднений, должен быть готов к тому, что обучающиеся при их обсуждении поначалу будут склоняться к поиску «виноватых» либо во внешней ситуации, либо в деятельности других субъектов, вместо того, чтобы обратиться к собственной деятельности.

Почему людям так сложно определять свои профессиональные трудности? Может быть, потому, что их фиксация, как правило, связана с отрицательными эмоциями? Скорее, причина в другом: у большинства из нас не сформировано «деятельностное мышление», а потребность в индивидуальной рефлексии развита недостаточно. Но тьютор все же обязан научиться этому виртуозному делу.

Завершая описание техники работы с затруднениями в деятельности тьютора, еще раз отметим важность этой работы. Разбор любых ситуаций всегда направлен, прежде всего, на выявление допущенных ошибок, сбоев, затруднений, на понимание породивших их причин и поиск путей их устранения. Только организованная рефлексия делает «новую» деятельность более совершенной. Конечно, деятельность профессионального тьютора — это всегда творческий «полет», однако лишь владение различными педагогическими техниками, в том числе техникой работы с затруднениями, делает его безопасным и комфортным.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой