Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методика формирования знаний и умений по сохранению здоровья на основе применения средств информационных технологий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В ходе разработанной экспериментальной методики были выявлены и учтены следующие организационно-методические условия обеспечения эффективности — процесса формирования знаний и умений по-еохранению — здоровья на основе применения средств информационных технологий в процессе изучения раздела «Человек и его здоровье»: непрерывное развитие знаний и умений сохранения здоровья через основные понятия… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • А~
  • Глава 1. Проблема формирования знаний и умений по сохранению здоровья учащихся в теории и практике обучения биологии (на примере раздела «Человек и его здоровье»)
    • 1. 1. Теоретические основы формирования знаний и умений 15 по сохранению здоровья учащихся
    • 1. 2. Система знаний и умений по сохранению здоровья у 29 учащихся в содержании раздела «Человек и его здоровье»
    • 1. 3. Состояние проблемы формирования знаний и умений по 54 сохранению здоровья в практике обучения школьников
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Формирование знаний и умений по сохранению здоровья на основе применения средств информационных технологий в разделе «Человек и его здоровье»
    • 2. 1. Теоретические основы использования средств 68 информационных технологий для формирования знаний и умений по сохранению здоровья
    • 2. 2. Модель методики формирования знаний и умений по 82 сохранению здоровья на основе применения средств информационных технологий
  • Выводы по второй главе
  • Глава 3. Экспериментальная методика формирования знаний 93 и умений по сохранению здоровья у учащихся с применением средств информационных технологий при изучении раздела
  • Человек и его здоровье"
    • 3. 1. Методика формирования знаний и умений по 93 сохранению здоровья на основе применения средств информационных технологий
    • 3. 2. Результаты экспериментального обучения
  • Выводы по третьей главе 1
  • Заключение 161 Библиография
  • Приложение 1
  • Приложение 2
  • Приложение 3
  • Приложение 4
  • Приложение

Методика формирования знаний и умений по сохранению здоровья на основе применения средств информационных технологий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современный период, который характеризуется активным развитием и внедрением новых информационно-технических и технологическихпроцессов и—производств-—отвечающих—потребностяминновационной экономики России, стремительно изменяются условия жизни людей. Сохранение их здоровья выступает одной из первоочередных задач государства и социума. Направленность государственной политики на сохранение здоровья детей и подростков находит отражение в основных нормативно-правовых документах, в том числе в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения (ФГОС ООО, 2010) и примерной программе основного общего образования, регламентирующих в частности и развитие школьного биологического образования в России [122].

При этом, по данным статистики, среди молодежи все более распространенными становятся такие негативные социальные явления, как табакокурение, алкоголизм, употребление веселящих наркотических веществ и ранние половые связи, что нарушает физическое и психическое развитие подростков. Это вызывает со стороны медицинской, научной и педагогической общественности озабоченность состоянием здоровья школьников и определяет необходимость оказания им помощи в адаптации к социальной среде и профилактике аддиктивного поведения подростков. В связи с этим перед школьным биологическим образованием встает задача формирования знаний о сохранении здоровья и овладения учащимися умениями ответственного отношения к нему.

Биология как учебная дисциплина располагает достаточными возможностями для реализации этих задач в силу специфики своего содержания. Проблемой, посвященной биологическому образованию и воспитанию в области формирования знаний и умений по сохранению здоровья, занимались: Н. Д. Андреева, Н. М. Верзилин, Д. Н. Давиденко, И. Д. Зверев, В. М. Корсунская, Л. П. Макарова, В. П. Петленко,.

И.Н. Пономарева, В. П. Соломин, И. Т. Суравегина Л.Г. Татарникова, З. И. Тюмасева и др. [8−37−48−58−89−114−119−154−161]. Позиции исследователей сходятся в том, что ведущая роль в формировании знаний учащихся о сохранении—здоровья—отводится-разделу—"Человек—и—его—здоровье"—курса—-биологии.

На формирование знаний и умений по сохранению здоровья в разделе «Человек и его здоровье» направлены различные средства обучения. Они представляют собой богатый перечень натуральных объектов, предметов изобразительной наглядности, дидактических пособий, лабораторного оборудования и обеспечивают правильные представления о биологических объектах, процессах, явлениях. Но для раскрытия сущности знаний и умений по сохранению здоровья и адаптации школьников в социально-природной среде для ученых-педагогов, методистов, учителей актуальным становится поиск новых средств обучения, обеспечивающих их результативное формирование у учащихся.

Как показывает анализ медико-биологической, психолого-педагогической и методической литературы, а также изучение передового опыта учителей биологии, более эффективными с позиции формирования знаний и умений по сохранению здоровья являются средства информационных технологий. Кроме того, ФГОС ООО и примерная программа основного общего образования по биологии ориентируют образовательный процесс при изучении раздела «Человек и его здоровье» на широкое использование информационных технологий. В частности, это поиск информации в электронных ресурсах, в сети Интернет, в базах данных и на персональном компьютере с использованием поисковых сервисов, построение поисковых запросов в зависимости от поставленной цели, а также анализ результатов поиска.

Применению информационных технологий в учебном процессе по естественнонаучным дисциплинам были посвящены труды О. И. Белякова, A.C. Лысенко, В. П. Соломина, Е. А. Филиппова, Д. П. Финарова и др.

16−85−167]. Авторами выявлен ряд преимуществ, которыми обладают информационные технологии, по сравнению с традиционными средствами обучения. Очевидны как наглядно-демонстрационные преимущества в — процееее обучения на различных этапах урока, так-и-возможность-включения— учащихся в исследовательскую деятельность, в том числе самостоятельную, благодаря чему образовательный процесс становится более индивидуализированным. Анимации и видеоматериалы решают важную дидактическую проблему — иллюстрацию сложных биологических явлений и процессов в организме человека, реально протекающих с очень большой или очень малой скоростью. Интерактивные модели дают возможность самостоятельно конструировать процесс, создавая обучающую среду с ярким и наглядным представлением информации, что особенно привлекательно для школьников. Весьма эффективны средства мультимедиа для организации практических работ по формированию практико-ориентированных умений, направленных на сохранение здоровья.

Таким образом, обозначенные выше проблемы, стоящие перед биологическим образованием, и новые требования к уровню теоретической и практической подготовки учащихся по сохранению здоровья и адаптации школьников в социально-природной среде, к самообеспечению личного здоровья, а также нерешенность проблемы по формированию данной группы знаний и умений на основе применения новых информационных технологий в практике школ и их низкий уровень обусловили выбор темы научного исследования и определили содержательную направленность работы.

Актуальность темы

диссертационного исследования обусловлена необходимостью формирования у учащихся знаний и умений по сохранению здоровья и широкими возможностями применения информационных технологий в разделе «Человек и его здоровье».

Цель исследования — теоретически обосновать и разработать методику формирования знаний и умений по сохранению здоровья при обучении учащихся разделу «Человек и его здоровье» на основе применения средств информационных технологий.

Объектом исследования выступает процесс формирования знаний и уменийпосохранениюздоровьявразделе"Человек-и-еро-здоровье". ;

Предметом исследования является методика формирования знаний и умений по сохранению здоровья на основе применения средств информационных технологий.

Гипотеза исследования: уровень сформированнности у учащихся знаний и умений по сохранению здоровья в разделе «Человек и его здоровье» повысится, если будут: определена система понятий, представляющих фундаментальное ядро знаний о сохранении здоровьявыявлены умения, способствующие сохранению здоровья школьниковвыявлены необходимые средства информационных технологий и дано обоснование их применению при раскрытии сущности знаний и умений по сохранению здоровьяобоснованы принципы применения средств информационных технологий и формирования знаний и умений по сохранению здоровьяопределены методы, формы обучения и методические условия формирования знаний и умений по сохранению здоровья.

Цель, предмет и гипотеза исследования определили постановку следующих задач:

1. Выявить теоретические основы формирования знаний и умений по сохранению здоровья и определить состояние проблемы формирования знаний и умений по сохранению здоровья в практике обучения разделу «Человек и его здоровье».

2. Произвести отбор и систематизацию понятий, обеспечивающих формирование знаний о сохранении здоровья, и определить состав умений, способствующих сохранению здоровья школьников, в содержании раздела «Человек и его здоровье».

3. Выявить необходимые средства информационных технологий, раскрывающие сущность-знаний-и-умений по-сохраненикьздоровызь.

4. Обосновать принципы применения средств информационных технологий и формирования знаний и умений по сохранению здоровья.

5. Разработать и теоретически обосновать модель методики формирования знаний и умений по сохранению здоровья учащихся при изучении раздела «Человек и его здоровье» на основе применения средств информационных технологий.

6. Выявить методы, формы обучения и методические условия формирования знаний и умений по сохранению здоровья с применением средств информационных технологий и экспериментально проверить их эффективность.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

Теоретические: анализ медико-биологической, методической, психолого-педагогической литературы и интернет-ресурсов по исследуемой проблеместатистическая обработка данных эксперимента, графические и табличные способы представления результатов исследования, моделирование.

Эмпирические: педагогический эксперимент, анализ результатов констатирующего и формирующего экспериментов, анализ нормативно-правовых документов, анкетирование, тестирование, опрос респондентов, принимавших участие в педагогическом эксперименте.

Методологической основой исследования явились идеи о ценности здоровья и здорового образа жизнитенденции информатизации и гуманизации биологического образованиясистемный подход к обоснованию и разработке методики формирования знаний и умений по сохранению здоровья на основе применения средств информационных технологий в.

разделе «Человек и его здоровье" — деятельностный подход, предусматривающий участие личности в деятельности, преобразуя и повышая ее способности.

—-Теоретической-основой-исследования-явились:———.

— теория личности и деятельности (Б.Г. Ананьев, Ю. К. Бабанский, И. С. Батракова, В. П. Беспалько, Г. И. Вергелес, J1.C. Выготский, С. А. Расчетина, В. Д. Сухоруков, Д. П. Финаров и др.);

— теория развития предметных понятий и умений в области естественнонаучного образования (Н.Д. Андреева, Н. М. Верзилин, В. М. Корсунская, В. В. Половцов, И. Н. Пономарева, В. П. Соломин, A.B. Усова и др-);

— современные концепции валеологического образования (Ю.А. Даринский, Л. П. Макарова, З. И. Тюмасева, О. П. Храброва и др.);

— современные концепции компьютеризации и информатизации школьного биологического образования (Н.М. Александрова, C.B. Алексеев, В. И. Богословский, В. В. Пасечник, В. А. Смирнов, В. П. Соломин, П. В. Станкевич, Е. А. Филиппов и др.).

Основные этапы исследования.

Первый этап (2009;2010 гг.) включал в себя информационный и научный поиск путем изучения литературных источников по проблеме исследования. Данный этап был посвящен теоретическому осмыслению проблемы формирования знаний и умений по сохранению здоровья, определению цели, объекта, предмета, рабочей гипотезы и задач исследования.

На втором этапе (2010;2011 гг.) проводились опытно-экспериментальные работы по теме исследования. Проведен констатирующий эксперимент с целью выявления уровня сформированности знаний и умений у учащихся в вопросах здоровья и его сохранения, выявлены методические условия, разработка модели авторской методики формирования знаний и умений по сохранению здоровья учащихся и методики формирующего эксперимента.

Третий этап (2011;2012 гг.) включал в себя постановку формирующего—эксперимента—и—осуществление—проверки—эффективности предложенной методики, осуществление количественного и качественного анализа результатов исследования, формулирование выводов и оформление текста диссертации.

Положения, выносимые на защиту:

1. Система знаний и умений по сохранению здоровья в содержании раздела «Человек и его здоровье» представляет собой совокупность анатомических, физиологических, экологических, гигиенических и медицинских понятий и видов деятельности по сохранению здоровья, включающих в себя познавательные умения и умения, связанные с практикой применения знаний.

2. Модель методики формирования знаний и умений по сохранению здоровья на основе применения средств информационных технологий в разделе «Человек и его здоровье» и ее компоненты (целевой, содержательный, процессуальный, результативный) отражает структуру методики формирования знаний и умений по сохранению здоровья.

3. Принципы применения средств информационных технологий в процессе формирования знаний и умений по сохранению здоровья.

4. Методика формирования знаний и умений по сохранению здоровья на основе применения средств информационных технологий при изучении раздела «Человек и его здоровье», включающая методы, формы обучения, средства информационных технологий, обеспечивает повышение уровня сформированности знаний и умений по сохранению здоровья у школьников.

5. Позитивные результаты экспериментальной методики, полученные в ходе внедрения и апробации, подтверждающие гипотезу исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что процесс формирования знаний и умений по сохранению здоровья на основе применения информационных технологий у учащихся при изучении раздела «Человек и его здоровье» впервые является объектом специального изучения в теории и методике обучения биологии. Выделены и рассмотрены система понятий осохранении-здоровьяи-к-лассификация~умений—а-также~система~ средств информационных технологийсформулированы методические условия реализации методики их формирования в условиях применения средств информационных технологийразработана система заданий с учетом использования выделенных средств информационных технологий и, в частности, ресурсов Интернетраскрыты основные методологические основы формирования знаний и умений по сохранению здоровья у учащихся при изучении раздела «Человек и его здоровье" — сконструирована модель методики формирования знаний и умений по сохранению здоровья на основе применения средств информационных технологийразработана методика формирования знаний и умений по сохранению здоровья на основе применения средств информационных технологий при изучении раздела «Человек и его здоровье».

Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании системы понятий и классификации умений сохранения здоровья учащихсяклассификации средств информационных технологий и процесса формирования знаний и умений по сохранению здоровьядоказана эффективность методики формирования знаний и умений по сохранению здоровья на основе применения средств информационных технологий при изучении раздела «Человек и его здоровье" — определено содержание экспериментального обучениявыявлены оптимальные методы, формы обучения и средства информационных технологий для формирования знаний и умений по сохранению здоровья.

Практическая значимость исследования состоит в определении методики формирования знаний и умений по сохранению здоровья на основе применения средств информационных технологий при изучении раздела «Человек и его здоровье" — разработке системы заданий, их поэтапном внедрении, которое обеспечивает формирование знаний и умений по сохранению здоровья учащихся при изучении раздела «Человек и его здоровье». В ходе исследования создан дидактический материал формирования-знаний—и-умений-по-сохранениюздоровья-с-применением-средств информационных технологий при изучении раздела «Человек и его здоровье», которые могут быть использованы учителем в практике общеобразовательных учебных учреждений.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обусловлена согласованностью его основных результатов с тенденциями развития системы школьного биологического образованияобоснованностью выбранных методологических позицийиспользованием комплекса непротиворечивых и взаимодополняющих методов исследования, адекватных целям и задачам исследованиявключением в педагогический эксперимент всех этапов разработки и внедрения в практику школьного биологического образования методики формирования знаний и умений по сохранению здоровья на основе применения средств информационных технологий при изучении раздела «Человек и его здоровье" — адекватностью анализа научной и методической литературы, отражающей разнообразные подходы к решению проблемы формирования у учащихся знаний и умений по сохранению здоровьяобработкой полученных результатов качественными методами (анкетирование, интервьюирование, тестирование), которые были получены в образовательных учреждениях трех регионов Российской Федерации и их обработкой с использованием статистических методов.

В качестве опытно-экспериментальной базы исследования выступили средние общеобразовательные учреждения Ленинградской области (г. Гатчины: МБОУ «Гатчинская СОШ № 4" — МБОУ «Гатчинская СОШ № 9" — Гатчинского района: «Пудостьская СОШ» п. Пудость), Санкт-Петербурга (ГБОУ СОШ № 497 Невского района), Саратовской области г. Вольск: МОУ СОШ № 11). Всего в эксперименте приняло участие 196 учащихся.

Рекомендации по использованию научных результатов.

— Разработанная— методика—и—полученные—выводы—диссертационного исследования могут найти массовое применение в практике обучения биологии в школе, в системе повышения квалификации учителей, в процессе методической подготовки студентов.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в образовательном процессе образовательных учреждений Санкт-Петербурга, Ленинградской области с непосредственным личным участиемв 14 публикациях (материалы научных конференций, статьи) — участием в конференциях: Международная конференция «Методология и теория биологического и экологического образования в вузе и школе» (Санкт-Петербург, 2009) — Межвузовская конференция молодых ученых «Герценовские чтения» (Санкт-Петербург, 2010) — Международный методологический семинар «Биологическое и экологическое образование: методология, теория, методика, практика» (Санкт-Петербург, 2010) — Международная конференция «Биологическое и экологическое образование студентов и школьников: традиции и современность» (Самара, 2011) — II Международная научно-практическая конференция «Инновационные процессы в биологическом и экологическом образовании в школе и в ВУЗе», (Москва, 2011) — Международная заочная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, 2011) — Международная заочная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, 2011) — XI международный методологический семинар «Биологическое и экологическое образование: методология, теория, методика» (Санкт-Петербург, 2011) — Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Биологическое и экологическое образование студентов и школьников в контексте стандартов нового поколения» (Самара,.

2012) — V Международная научно-практическая конференция «Научное творчество XXI века» (Красноярск, 2012).

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трехтлавзаключениягбиблиографиии-приложений. В-работе-2-Ю-етраниц машинописного текста, 13 таблиц, 14 рисунков, список литературы включает 220 источников, в том числе зарубежных.

Выводы по главе 3.

1. В ходе разработанной экспериментальной методики были выявлены и учтены следующие организационно-методические условия обеспечения эффективности — процесса формирования знаний и умений по-еохранению — здоровья на основе применения средств информационных технологий в процессе изучения раздела «Человек и его здоровье»: непрерывное развитие знаний и умений сохранения здоровья через основные понятия курса биологии 8 класс с опорой на жизненный опыт учащихсявыделение уроков, обладающих по своему содержанию возможностями формирования у учащихся системы знаний и умений, направленных на сохранение здоровьяобеспечение учебной деятельности познавательной мотивациейличностно-деятельностные условиякомплексное использование словесных, наглядных, практических методов обучения, их осознанный выбор и оптимальное сочетание с информационными технологиямипоэтапное формирование и развитие знаний и умений, направленных на сохранение здоровьясоблюдение гигиенических требований при работе с компьютеромактивизация самостоятельной учебно-познавательной деятельности посредством выполнения учебных проектов, решение ситуационных задачпроведение лабораторно-практических задач с опорой на интернет-ресурсы и традиционные средствапроведение самонаблюдений.

2. Разработанная методика проведения уроков и организация внеурочной деятельности учащихся включала систему заданий на основе средств информационных технологий. Задания были следующего характера:

• решение ситуационных задач, оценка поступков, анализ поведения;

• поиск и применение информации о сохранении здоровья в решении практических задач учащимися;

• выполнение творческих учебных проектов.

3. В ходе экспериментального обучения было учтено, что применение информационных технологий в учебно-воспитательном процессе по биологии не может полностью заменить традиционные при формировании практической группы умений, требующей от учащихся последовательности выполнения действий или операций. При этом средства информационных технологий, такие как, материалы видеофайлов, анимации, тренажеры выступают в качестве демонстрационных обучающих средств.

4. Результаты экспериментального обучения показали высокий уровень сформированности знаний и умений, направленных на сохранение здоровья у учащихся, указывая на их двуединый аспект и взаимодополнение, что позволяет считать предложенную методику эффективной, гипотезу подтвержденной, а выявленные в исследовании задачи полностью выполненными.

Заключение

.

Проведенный анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме формирования-знаний и-умений, направленных на" ~ сохранение здоровья указывает на понимание здоровья как комплексного, многомерного, динамического состояния, развивающегося в условиях конкретной социальной и экологической среды, и позволяющего человеку в разной степени осуществлять его биологические и социальные функции.

В процессе жизнедеятельности учащиеся постоянно испытывают психоэмоциональное напряжение при резком сокращении продолжительности сна, двигательной активности и времени пребывания на свежем воздухе, не соответствующее возрастным потребностям. Все это способствует формированию различных функциональных отклонений и их переходу в хронические заболевания.

Проблему начали исследовать не только врачи, но и специалисты других направлений — педагоги, психологи, социологи, которые определяют путь к здоровью учащихся через воспитание и образование. [11−48−161−171 и др.]. Специалистами подчеркивается роль школы как образовательного института в формировании у школьников знаний и умений, направленных на сохранение своего здоровья и ответственного отношения к нему. Это позволило с учетом содержания программ по разделу «Человек и его здоровье» курса биологии произвести отбор понятий, обеспечивающих формирование целостных знаний о сохранении здоровья в процессе обучения. Ключевым фактором в отборе понятий явилась научная система понятий «здоровье — здоровый образ жизни — культура здоровья». Выделение понятий, их поэтапное введение в образовательный процесс направлено на усвоение учащимися теоретических, эмпирических и методологических групп знаний о сохранении здоровья, культуры поведения и формирования ценностного отношения к здоровью.

Выявленные умения интеллектуального и практического характера по сохранению здоровья у школьников позволяют предупреждать заболевания, осуществлять несложные профилактические мероприятия, и тем самым управлять собственным здоровьем и сохранять его.

В ходе экспериментального обучения обосновано применение средств информационных технологий и выявлены возможности формирования знаний и умений по сохранению здоровья учащихся, а именно: наглядно-демонстрационные преимуществаорганизация исследовательской деятельностииллюстрация сложных биологических явлений и процессов в организме человека, реально протекающих с очень большой или очень малой скоростьюсамостоятельное конструирование процесса, организация практических работ по формированию практико-ориентированных умений.

Учитывая возможности применения информационных технологий в образовательном процессе при изучении раздела «Человек и его здоровье» курса биологии, а также отбор принципов и закономерностей формирования знаний и умений сохранения здоровья позволили разработать и теоретически обосновать модель методики формирования знаний и умений сохранения здоровья на основе применения информационных технологий.

Разработанная модель методики представляет собой взаимосвязь целевого, содержательного, процессуального и результативного компонентов. Целевой компонент модели определяет ключевую цель методики — формирование знаний и умений по сохранению здоровья на основе средств информационных технологий. Специфика содержательного компонента заключается в учете разработанного фундаментального ядра системы знаний и умений, направленных на сохранение здоровья, особенностей эмпирических, теоретических, методологических групп знаний. Процессуальный компонент модели разработан с учетом специфики процесса формирования знаний и умений сохранения здоровья на основе применения средств информационных технологий.

Исследование носит методический характер. Поставленная в нем задача — разработать методику формирования знаний и умений, направленных на сохранение здоровья решалась посредством включения информационных- -технологий в разнообразные виды деятельности учащихся, имеющие познавательный смысл. В исследовании выявлены и описаны условия реализации методики, освещены этапы, методические приемы, формы организации процесса обучения, выполнение учащимися заданий разного уровня сложности с использованием средств информационных технологий.

Результативность экспериментального обучения определена на основе I выявленых уровней сформированности знаний и умений по сохранению здоровья. Диагностика качества знаний и умений осуществлялась посредством проведения контрольных работ с последующим применением методик поэлементного и уровневого анализа экспериментальных данных. Проведен статистический анализ результатов экспериментального обучения.

Позитивные результаты экспериментального обучения служат основанием для вывода о целесообразности и эффективности разработанной методики, о возможности на ее основе овладения учащимися знаниями и умениями, направленными на сохранение своего здоровья и признание здоровья как ценности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , H.A. Проблемы адаптации и учения о здоровье Текст. / H.A. Агаджанян, P.M. Баевский, А. П. Берсенева. — М.: Издательство РУДН, 2006.283 с.-- - - - - -------- - -
  2. , О.В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся Текст.: учебно-методическое пособие для педагогов школ / О. В. Акулова, С. А. Писарева, Е. В. Пискунова. — СПб.: КАРО, 2008. — 96 с.
  3. , H. М. Педагогическая система экологического образования в профессиональных учебных заведениях Текст./ H. М. Александрова.-СПБ.: Институт профтехобразования РАО, 2001. -144 с.
  4. , Н.М. Раздумья о здоровье Текст. / Н. М. Амосов. — М.: Мол. гвардия, 1978. — 192 с.
  5. , Л.П. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии Текст. / Методическое пособие. 6−9 классы/ Л. П. Анастасова, B.C. Кучменко, Т. А. Цехмистренко. — М.: Вентана-Граф, 2007.208 с.
  6. , Н.Д. Развитие понятий по экологии человека в курсе школьной биологии: дис.. канд.пед.наук.- СПб., 1992. — 148 с.
  7. , Н.С. Мультимедиа-технологии в образовании: понятия, методы, средства Текст.: монография (под ред. Г. А.-Бордовского). -—СПб: ~ ~ РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. — 89 с.
  8. , Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. — М.: ИОШ РАО, 1994. — 228 с.
  9. И. Ахутина, Т. В. Здоровьесберегающие технологии: нейропсихологический подход Текст. / Т. В. Ахутина // Вопросы психологии. 2002. № 4. С. 10−111.
  10. , Ю. К. Избранные педагогические труды Текст. / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1989. — 558 с.
  11. , A.A. Оценка состояния здоровья детей: новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях: руководство для врачей Текст. / A.A. Баранов, В. Р,. Кучма, Л. М. Сухарева. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. — 432 с.
  12. , И.С. Теоретические основы организации педагогического процесса в современной школе Текст.: Автореферат дис. .д-ра пед. наук.- Спб., 1995.- 37 с.
  13. Биология: Человек: Учебник для 8 кл. общеобраз. учреждений. Батуев, A.C., Ноздрачев, А.Д. — М.: Дрофа, 2009. — 283 с.
  14. , О.И. Использование средств НИТ для контроля знаний и умений учащихся по биологии Текст.: дис. .канд.пед.наук. СПб., 2000. — 140 с.
  15. , А.И. Кибернетика и проблемы обучения Текст. — М.: Прогресс, 1970.— 388 с.
  16. , Н.М. Человек и его потребности Текст. /Под ред. В.Д. Диденко/ Н. М. Бережной. — М.: Форум, 2000. — 170 с.
  17. , П.П. Избранные педагогические произведения Текст.
  18. М.: Изд. ЛПН РСФСР, 1961. — 490 с.
  19. , В.И. Компьютерные сети и телекоммуникации Текст.: учебно-справочное пособие. — СПб., 1996. — 51 с.
  20. Бок, К. Э. Человеческое тело, его строение, жизнь, холя: Руководство для учащихся Текст. — 4-е изд. — СПб., 1893.
  21. , Г. А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии Текст. // Педагогика. — 1993. — № 5. — С.12−15.
  22. , С.И. Возможности использования электронных изданий на уроках биологии Текст. / Борис, С.И., Хаппаков, Н.К. // Первое сентября. Биология, 2005, № 6−7.
  23. , А.Г. Двойная спираль жизни, здоровья и базовых потребностей: Философский трактат Текст. / А. Г. Бусыгин. — Ульяновск: «Ульяновский дом печати», 2008. — 136 с.
  24. , М.Ю. Разработка учебного проекта Текст. — М., 2003.
  25. , И.И. Проблема обучения человека здоровью Текст. / И. И. Брехман // Валеология: диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. — Владивосток: Дальнаука, 1995. Вып.2. — С. 40−49.
  26. , Е.П., Малахова, Г.Я. Уроки анатомии, физиологии и гигиены человека Текст.: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1984.192 с.
  27. , О.В. Проектная деятельность на уроке с использованием информационных технологий Текст. / О. В. Брыкова. — СПб.: Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий, 2007. — 101 с.
  28. , Э.Н. Валеология Текст.: учебный практикум. — М.: Наука, 2002. —312 с.
  29. , Э.Н. Дневник здоровья школьника Текст. //Газета «Здоровье детей». №-17. 2009. —
  30. Валеология Текст.: Учебное пособие / под ред. В. П. Соломина. — СПб.: Образование, 1995. — 205 с.
  31. , О.С. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /О.С. Васильева, Ф. Р. Филатов. — М.: Изд. центр «Академия», 2001. —352 с.
  32. , Б.Т. Здоровье и окружающая среда Текст.: учебное пособие для учащихся 9 класса./ Б. Т. Величковский, И. Т. Суравегина, Т. Т. Цыпленкова. — М.: НПЦ «Экология и образование», 1994. — 157 с.
  33. , Г. И. Развитие общих творческих способностей как проблема педагогической психологии Текст. /Г.И. Вергелес // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена.- СПб., 2009. N 100. — С.7−18.
  34. , Н.М. Основы методики преподавания биологии Текст. / Верзилин, Н.М., Корсунская, В.М. — М.: Просвещение, 1983. — 384 с.
  35. , М.М. Курс гигиены для средних учебных заведений Текст. / Волкова, М.М., Вольфсон, В.Д. — Петроград, 1915. — 156 с.
  36. , JI. С.Педагогическая психология Текст. / JI. С. Выготский. М.: Педагогика, 1991. — 479 с.
  37. , П.Я. Психология мышления и учения о поэтапном формировании умственных действий Текст. / Под ред. Е. В. Шороховой. — М.: Наука, 1966. —476 с.
  38. , В.А. Строение и жизнь человеческого тела Текст.: руководство для школ второй ступени, рабфаков, педтехникумов и самообразования. Изд. 5-е. — Д.: Госуд. изд-во, 1928. — 224 с.
  39. , Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы Текст. — М.: Педагогика, 1987. — 287 с.
  40. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы, СанПиН 2.2.2/2.4Л 340−03 // Официальные документы в образовании. — № 25. — 2003. — С.74−93.
  41. , A.A. Как стать здоровым и счастливым Текст. / A.A. Гобец, Н. В. Саевец. — Челябинск, 2002. — 110 с.
  42. , И.Н. Разговор с компьютером: психологический аспект проблемы Текст. — М.: Наука, 1987. — 256 с.
  43. , Л.А., Марцинковская, Т.Д. Педагогика и психология Текст.: учеб. пособие. — М.: Гардарики, 2003. — 480 с.
  44. , Т. Антропологические ценности в подготовке будущего учителя Текст. / Т. Давыденко, И. Ирхина // Высшее образование в России. 2005. № 5. С.148−151.
  45. , Ю.А. Компьютерная поддержка традиционного учебного процесса как особая форма информационной технологии обучения Текст. // Новые информационные технологии в образовании. — Воронеж, ВГПУ, 1997. —С. 129−131.
  46. , В.И. Здоровый образ жизни Текст. — М^ЯЕТОБЖА-А: Флинта, 1999. — 560 с.
  47. , Дж. К. Методы проектирования Текст. — М., 1986. — 326 с.
  48. , В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования Текст. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 207 с.
  49. , Г. К. Школьная валеология: научное обоснование и программное обеспечение Текст. — СПб.: Акцидент, 1997. — 92 с.
  50. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266−1 (ред. от 10.07.2012) «Об образовании» (Ст. 2.1.).
  51. , И.Д. Основы системы обучения анатомии, физиологии и гигиене человека в средней школе Текст. — Л.: Просвещение, 1971.—407с.
  52. Здоровье и окружающая среда: учебное пособие для учащихся 9 класса Текст. /Б.Т. Величковский, И. Т. Суравегина. — М.: НПЦ «Экология и образование», 1994. — 157 с.
  53. , К.А. Компьютер и общество Текст. — М.: Политиздат, 1990.
  54. Средства мультимедиа в учебном процессе вузов развитых стран Текст. / Б. И. Зобов, Н. М. Когдов, Ю. И. Савицкий // Новые информационные технологии в образовании. Вып.4. — М., 1995. — 48 с.
  55. , Л.А. Валеологический подход при изучении обобщающего курса «Биология: человек и его здоровье Текст.// Педагогическая культурология.—Тюмень—Тобольск: ТНЦ.СО. РАО, 1995.—С.200−208.
  56. , Е. Г. Метод проектов в трудовой школе Текст.—Л., 1926.
  57. , С.М. Румянцев, И.А., Соломин, В. П. Информационное проектирование учебного процесса: Теория и практика анализа и синтеза педагогических макросистем НИТО Текст. / С. М. Кальнин, И. А. Румянцев, В. П. Соломин. — Спб.: Образование, 1997 — 168 с.
  58. , П.Ф. Педагогический процесс Текст. // Избранные педагогические сочинения / Под ред. A.M. Арсеньева. — М.: Педагогика, 1982. —С. 163−231.
  59. , В.Н. Комплексная программа здоровья в школе Текст. / В.Н. Касаткин// Школа здоровья. 2000. № 4. С.8−21.
  60. , В.В. Методологические и организационные основы педагогической валеологии Текст. // Валеологическое образование: Сборник научных трудов. — Липецк.: ЛГПУ, 1996. — С. 55−61.
  61. , Д.В. Биология. Человек: Учебник для общеобразовательных учреждений 8 класса Текст. / Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н. Беляев. — М.: Дрофа. 2009. — 332 с.
  62. , О.П. Формирование валеологических знаний и умений при обучении биологии в 9-м классе Текст.: дис.. канд.пед.наук. — СПб., 1998. — 177 с.
  63. , Я. А. „Великая дидактика“ Текст. — Избр. пед. соч. — М., Учпедгиз, 1955.
  64. , H.H. Валеология: пути формирования здоровья школьников Текст.: методическое пособие / H.H. Куинджи. — М.: Аспект Пресс, 2000. —139 с.
  65. , Г. А. Валеология: Словарь терминов Текст.: учеб. пособие/ Г. А. Кураев, В. Б. Войнов. — Ростов-на-Дону.: ООО „ЦВВР“, 2000. — 177 с.
  66. , В.П. Здоровье. Беседы о том, как устроено человеческое тело, и чем оно живет Текст. — М.:И. Ф. Жирков, 1913. — 91 с.
  67. , В.В. Человек. Анатомия, физиология, гигиена. Рабочая книга для ученика Текст. Изд. 3-е. — М.-Л.: Госуд. изд-во, 1928. — 260 с.
  68. , П.Ф. Собрание педагогических сочинений. Т.1. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста Текст. — М.: Физкультура и спорт, 1951. — 444 с.
  69. , Ю.П. Социальная гигиена и организация здравоохранения Текст.: Проблемные лекции. — М.: Медицина, 1992. — 512 с.
  70. , Ю.П. Здоровье человека — социальная ценность Текст. / Ю. П. Лисицын, A.B. Сахно. — М.: Мысль, 1988. — 272 с.
  71. , В.А., Мосткова, Е.В. Обзор „Основы здоровья“ Текст. — Москва, 1994.— 134 с.
  72. , В.А. Технология повышения личного здоровья Текст. / В. А. Лищук, Е.В. Мосткова- под ред. В. И. Покровского. — М., 1999. — 320 с.
  73. , Е.А., Петров, A.B. Компьютеры в школе Текст. / Е. А. Локтюшина, A.B. Петров: учебно-методическое пособие. — Волгоград, „Перемена“, 2001.
  74. , Т.И. Формирование здорового образа жизни Текст.: 5−11 классы: классные часы / Т. И. Магомедова, JI.H. Канищева. — Волгоград: Учитель, 2007. — 136 с. 87.- Макарова JI.II. Основы-медико-биологических-дисциплин Текст. / —
  75. Л.П.Макарова, В. П. Соломин, О. П. Храброва: учебное пособие. — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. — 246 с.
  76. , Е.А. Разработка методики применения современных информационных технологий в учебном процессе Текст.: дис.. канд.пед.наук. — Москва, 1995. — 138 с.
  77. , A.B. Школьное биологическое образование: проблемы и пути их решения Текст. / A.B. Марина, В. П. Соломин, П. В. Станкевич: учебное пособие. — СПб.: НИИ Химии СПбГУ, 2000. — 132с.
  78. Марков, В. В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней Текст. / В. В. Марков. — М., 2001. — 560 с.
  79. Материалы для подготовки и квалификационной аттестации по специальности „Общественное здоровье и здравоохранение“ (учебное пособие) Текст. /Под ред. В. С. Лучкевича и И. В. Полякова.— СПб., 2005.
  80. , Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования Текст. / Под ред. В. В. Рубцова. — Мозырь: РИФ „Белый ветер“, 2000. — 285с.
  81. Маш, Р. Д. Учебник. Биология. 8 класс Текст. /. Р. Д. Маш, А. Г. Драгомилов. — М.: Вентана-Граф, 2008. — 272 с.
  82. , Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения Текст. // Педагогическая наука — реформы школы. — М.: Педагогика, 1988. — 192 с.
  83. Медико-биологические и психосоциальные проблемы подросткового возраста Текст. / Под ред. В. Р. Кучмы, Л. М. Сухаревой. — М., 2004. — 198 с.
  84. , С. Ю. Сборник творческих задач-по биологии,"экологии и ОБЖ Текст. / Пособие для учителей /Худ. И. Н. Ржевцева. — СПб.: Акцидент, 1998.
  85. , А.Г. Технические средства обучения и их применение Текст.: учебное пособие. — Минск: Университетское, 1985. — 208 с.
  86. , В.А. Психология конструкторской деятельности дис.. д-ра. психол. наук. — Киев: 1981
  87. , И.А. Образовательные информационные технологии Текст.: учеб. пособие. — Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004.
  88. , В.Ф. Формирование умений и навыков Текст. // Организация учебной деятельности школьников на уроках биологии. — М.: Просвещение, 1989. — 191 с.
  89. , Н.Ф. Законы Природы и здоровье человека: (Мысли вслух) Текст. — М.: Прометей, 1992. — 192 с.
  90. , Н.В. Методика использования средств мультимедиа и интернет-технологий для развития исследовательских умений учащихся в разделе „Животные“ Текст.: дис.. канд.пед.наук. — СПб., РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.
  91. , А.И., Рохлов B.C. Дидактический материал по анатомии, физиологии и гигиене человека Текст. / А. И. Никишов, B.C. Рохлов. — М.: РАУБ, Топикал, 1995. — С.62.
  92. , В. В. Метод проектов в географическом образовании Текст. /Николина В. В.//География в школе. — 2002. — С.37 43.
  93. К. Золотые правила здоровья Текст. — СПб.: РЖ „Невский проспект“, 2002.
  94. , Д. Что могут дать компьютеры педагогике: взгляд из американской школы Текст. // Информатика и образование. 1990. № 1. С. 107.108.-Окружающая-среда-и-здоровье-человека- Текст-.- i- сб.-ет./Кырг.----
  95. НИИ профилактики и мед. экологии. — Бишкек, 1992. — 311 с.
  96. Основы здорового образа жизни петербургского студента Текст.: Учебник/ Под ред. В. П. Соломина. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008.— 319 с.
  97. , Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении Текст.: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРкти, 2003.
  98. Педагогическое проектирование Текст.: учебное пособие для высших учебных заведений / И. А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская: под ред. И. А. Колесниковой. — М.: Издательский центр „Академия“, 2005. — С. 3−10.
  99. , М.Г. Основы медицинских знаний и профилактика болезней Текст. / М. Г. Пелисов, В. П. Соломин, Ю. К Бахтин: учебное пособие. — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. — 183 с.
  100. , В.П. Валеологический семинар академика В.П. Петленко Текст. / В. П. Петленко. — СПб.: Петроградский и К0, 1996. — Т 1.
  101. , В.П. Этюды валеологии: здоровье как человеческая ценность Текст. / В. П. Петленко, Д. Н. Давиденко. — СПб., 1998. — 120 с.
  102. , Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования Текст.: учебное пособие. — М.: Академия, 2000. — 140 с.
  103. , Е.С. Петрова Новые педагогические и информационные технологии в системе образования Текст. / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петрова. —М., 2004.
  104. , В.В. Основы общей методики естествознания Текст. / В. В. Половцов. — М.: типография товарищества И. Д. Сытина, 1907. — 276 с.
  105. , В.А. Моделирование системы здорового образа жизни Текст. / В. А. Поляков. — Минск: ВЭВЭР, 2000. — 136 с.
  106. , И.Н. Экологические понятия, их система и развитие в курсе биологии Текст.: учебное пособие. Лт: ЛГТШ,"1979. —- 87 с.»
  107. , И.Н. Общая методика обучения биологии Текст. / И. Н. Пономарева, В. П. Соломин, Г. Д. Сидельникова: учеб. пособие для студ. пед. вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 272 с.
  108. Приказ Министерства образования России от 05.03.2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  109. Примерные программы по учебным предметам. Биология. 6−9 классы. (Стандарты второго поколения) Текст. — М.: Просвещение, 2011. — 44 с.
  110. Программа по биологии авторского коллектива В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, В. М. Пакулов. — М.: Дрофа, 2009.
  111. , В. Г., История образования и педагогической мысли Текст. /. В. Г. Пряникова, 3. И. Рыбкин. — М.: ИНФРА-М, 2005. — 245с.
  112. , Б.Е. Половое просвещение в школе Текст. — Л.: ЛГПИ, 1988. —75 с.
  113. , С. А. Теория и практика индивидуального социально-педагогического сопровождения подростков Текст. / С. А. Расчетина. -СПб.: Росток, 2006. 255 с.
  114. , Л.В. О состоянии окружающей природной среды и влиянии факторов среды. Здоровый человек и его окружение Текст. /. Л. В. Реброва, Е. В. Прохорова. — М.:Просвещение, 1997. — 159с.
  115. , И.В. Современные информационные технологии в образовании Текст. — М.: Школа Пресс, 1994. — 205 с.
  116. Роль факторов окружающей среды в комплексном влиянии на здоровье человека Текст.: Сб. науч. тр. — Л.: ЛСГМИ, 1991. — 103 с.
  117. , Г. Н. Гигиенические проблемы компьютеризации общеобразовательной школы Текст. — М.: Педагогика, 1988. — 189 с.
  118. , Г. И. Актуальные проблемы изучения воздействия факторов окружающей среды на здоровье населения Текст./ Г. И. Сидоренко, Г. И. Румянцев, С. М. Новиков // Гигиена и санитария. 1998. № 4. С.З.
  119. , Ю. Русская фауна или описание и изображение животных. Входящих в Империи Российской Текст. — СПб.: тип. К. Вингебера, 1850. — 623 с.
  120. Соковня-Семенова, И. И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь Текст.: учеб. пособие для студ.сред.учеб.завед. / И.И. Соковня-Семенова. 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 208 с.
  121. , Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей Текст.: Учебное пособие. — М.: ТЦ Сфер. — 2005.
  122. , В.А. Научно-методические вопросы формирования системы обучения биологии в открытом информационном обществе Текст.: дисс. д-ра пед. наук. — СПб., 2000. — 300 с.
  123. , В.А. Обучение биологии в условиях информатизации общества Текст. — СПб.: РГПУ, 1999. — 120 с.
  124. , В.А. ЭВТ на уроках биологии Текст.: Учебно-методическое пособие / под ред.проф. В. П. Соломина. — СПб7: Образование, 1997, — 120 с.
  125. , Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе Текст.— Москва: Аркти, 2005. — 320 с.
  126. , О.Г. Мультимедиа в образовании Текст. — Красноярск: Красноярский государственный университет, 2002.
  127. , Б.Я. Проблемы вендрения мультимедиа технологий в учебный процесс Текст. / Б. Я. Советов, П. Н. Силин, В. В. Касаткин // Материалы международной конференции «Современные технологии обучения. — СПб., 1997. — 96 с.
  128. , Н.И., Сапин М. Р. Биология: Человек: Учебник для 8 кл. Текст. / Н. И. Сонин, М. Р. Сапин. — М.: Дрофа, 2009. — 288 с.
  129. , М.И. Правила работы учащихся с компьютером Текст. // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2007. № 11. С. 51−61.------ — - 149. Ступницкая, — М.А. -Что такое учебный» проект? Текст. / «М. A.
  130. Ступницкая. — М.: Первое сентября, 2010. — 44 с.
  131. , Т.С. Тесты по биологии. 6−11 кл. Текст.: учебно-метод. пособие. 4-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2000. — С.52.
  132. , JI.A. Проблемы формирования у учащихся знаний и умений о сохранении здоровья Текст. // В мире научных открытий. Серия: „Проблемы науки и образования“. — Красноярск: Изд-во „Научно-инновационный центр“, 2012. — С. 15−27.
  133. , Л.Г. Валеология подростка. Пособие к курсу „Валеология“ для учащихся 5−7 классов Текст. / Л. Г. Татарникова, М. В. Поздеева. — СПб.: Петроградский и К0, 1997. — 228 с.
  134. , Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития Текст. — Спб.: Петроградский и К0, 1995. — 352 с.
  135. , И.А. Использование компьютерных технологий в обучении биологии Текст. // Первое сентября. Биология, 2003, № 27−28.
  136. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для студ.высш. учеб. заведений Текст. /Л.А. Михайлов, Э.М.
  137. , О.Н. Русак и др.- под ред. J1.A. Михайлова. — М.: Издательский центр „Академия“, 2009. — 288 с.
  138. , Д. А. Применение эвристических методов в процессе научного-творчества Текст. /ЛВопр. изобретательства: 1988. № 10. С. 56».
  139. , З.И. Человек, его здоровье и окружающая среда Текст. / З. И. Тюмасева, Д. П. Гольнева, И. Л. Орехова: учебно практическое пособие. — Челябинск, 2009. — 178 с.
  140. , З.И. Целительные силы природы и здоровье человека/ З. И. Тюмасева, Д. П. Гольнева. Челябинск: Взгляд, 2003.216 с.
  141. , З.И. Валеология и образование Текст. / З. И. Тюмасева, Б. Ф. Кваша. — СПб.: МАНЭБ, 2002. — 380 с.
  142. , З.И. Валеология и образование: проблемы и решения Текст. /З.И. Тюмасева. — Челябинск: ЧГПУ, 1999. Ч. 1. — 219 с.
  143. , A.B. Психолого-педагогические основы формирования у учащихся научных понятий Текст. — Челябинск.: ЧГПИ, 1979. — 86 с.
  144. , A.B., Бобров A.A. Формирование у учащихся учебных умений Текст. /. А. В. Усова, A.A. Бобров. — М.: Знание, 1987. — 79 с.
  145. Учебник для ВУЗов Текст. / С. В. Белов, И. В. Ильницкая и др. — 7-е издание. — М.: Высшая школа, 2007. — 616 с.
  146. , К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии Текст. / Константин Ушинский. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. — 576 с.
  147. , Е.А. Методика использования средств мультимедиа в обучении общей биологии Текст.: дисс.. канд .пед. наук. — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. — 149 с.
  148. , Д. П., Прибыткина, Г. Н. Определение уровня компетентности учащихся Текст. / Д. П. Финаров, Г. Н. Прибыткина // География в школе. 2006. — № 7. — С. 44−45.
  149. , И.И. О должностях человека и гражданина Текст. — СПб., 1883.
  150. , К .Я. Обучение методам решения нестандартных задач Текст. // Школьные технологии. № 3. 2004. С.217−225.
  151. , Г. А. Школа-территория здоровья Текст. / Г. А. Халемский-// Педагогика: 2005. № З.-С. 4−2-45-
  152. , А. В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика Текст.-М.: Международная педагогическая академия, 1998.- 266 с.
  153. , А.Г. Гигиена и здоровье школьника Текст. / А. Г. Хрипкова, Д. В. Колесов. — М.: Просвещение, 1988. — 191 с.
  154. , А.Г. Человек и его здоровье Текст. / А. Г. Хрипкова, Д. В. Колесов: Учебник для 9 кл. общеобраз. учреждении., 2-е изд. — М.: Просвещение. 1997. — 208 с.
  155. , A.M. Человек. Анатомия, физиология и гигиена Текст. / A.M. Цузмер, O.JI. Петришина: Учебник для 8 класса средней школы. 12-е изд. — М.: Просвещение, 1979. — 255 с.
  156. , В.И. Мотивация учебной деятельности Текст. — Ярославль: ЯГУ, 1991. — 51 с.
  157. , A.M. Исскусство быть здоровым Текст. / A.M. Чайковский, С. Б. Шейкман. — М.: Физкультура и спорт, 1987. — 211 с.
  158. , Д.З. Основы здорового образа жизни Текст. / Д. З. Шибкова. — Челябинск: ЮУКИ, 1996. — 190 с.
  159. , Г. И. Онтогенез и теория здоровья Текст.: Методологические аспекты. — Новосибирск: Наука, 1989. — 136 с.
  160. , Н. Е. Прикладная педагогика воспитания Текст.: учеб. Пособие / Н. Е. Щуркова. — СПб.: Питер, 2005. — 366с
  161. , Б.Г. Здоровье : факт, норма и ценность Текст. / Б. Г. Юдин // Мир психологии. 2000. № 1 (21). С. 3−11.
  162. , П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека Текст. — М.: Просвещение, 1969. — 317 с.
  163. , А.С. Влияние некоторых медико-социальных факторов на репродуктивное здоровье женщин Текст. / А. С. Ярославцева // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2003. № 5.
  164. Bork, A. Learning with-Personal Computers /"CambriclgeT Harper-arid Row, 1987. 238 p.
  165. Noack, H. Concepts of health and health promotion//Measurements in Health Promotion and Protection.- Copenhagen, 1987.- pp. 7−14.
  166. The Health Promoting School: International Advances in Theory, Evaluation and Practice. Editors: Stephen Clift and Bjarne Bruun Jensen/ 2005, Danish University of Education Press.
  167. Plowman, L. Chambers, P. Working with the new generation of interactive media technologies in schools // British Journal of Educational Technologies № 25 (2), 1994.-p.l25−134.
  168. Открытая Биология 2.6. Издательство «Новый диск», 2005.
  169. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. -«Кирилл и Мефодий», 1999−2003 гг. Авторы академик В. Б. Захаров, д.п.н. Т. В. Иванова, к.б.н. A.B. Маталин, к.б.н. И. Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова
  170. Электронное приложение к учебнику авторов JT.H. Сухоруковой, B.C. Кучменко, Т. А. Цехмистренко «Человек. Культура здоровья. 8 класс» ОАО «Издательство «Просвещение». Разработчик: ЗАО «Образование-Медиа».
  171. Атлас тела человека. Разработчик: «МедиаХауз», 2007.
Заполнить форму текущей работой