Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Игровой менеджмент как фактор подготовки учащихся к управленческой деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В последние годы значительно возрос интерес к изучению экономики и менеджмента, проявляемый и среди школьников. В России появились специальные учебные заведения, учебные центры, называемые школами бизнеса, менеджмента. В таких центрах, школах можно получить представление об основах управления производством, компанией, персоналом, познать принципы управления, освоить некоторые практические навыки… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1.
  • ОБУЧЕНИЕ МЕНЕДЖМЕНТУ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. 1. Теория управления — исходная база исследования проблемы
    • 1. 2. Состояние проблемы игрового менеджмента в педагогической теории и практике
    • 1. 3. Прогностический подход применения игрового менеджмента к подготовке учащихся к управленческой деятельности
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2.
  • ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ИГРОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА
    • 2. 1. Цели, задачи, условия, принципы и этапы организации и проведения опытно-экспериментальной работы
    • 2. 2. Содержательно-процессуальные особенности подготовки учащихся к управленческой деятельности средствами игрового менеджмента
    • 2. 3. Результаты опытно-экспериментальной работы и их интерпретация
  • Выводы по второй главе

Игровой менеджмент как фактор подготовки учащихся к управленческой деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Переход России к рыночным отношениям требует от современной школы большой работы по подготовке и воспитанию делового человекаличности с развитым культурно-нравственным, творческим началом и экономическим мышлением. Понятие «деловая личность» выступает при этом как перспективная модель готовности человека к новому типу профессионально-трудовой, предпринимательской деятельности в условиях рынка. Сегодня увеличился спрос на квалифицированных специалистов всех сфер деятельности, особенно на экономистов и менеджеров. Не последнюю роль в деле формирования деловой личности могут сыграть образовательные программы по экономике, управлению и бизнесу для школьников.

В последние годы значительно возрос интерес к изучению экономики и менеджмента, проявляемый и среди школьников. В России появились специальные учебные заведения, учебные центры, называемые школами бизнеса, менеджмента. В таких центрах, школах можно получить представление об основах управления производством, компанией, персоналом, познать принципы управления, освоить некоторые практические навыки. Перемены в обществе не обошли стороной и школьное образование. 30 июня 1999 года Министерство образования РФ утвердило Обязательный минимум содержания среднего полного общего образования по экономике, включающий раздел «Менеджмент». Изучение курса «Менеджмент» следует после прохождения курса «Экономика». «Менеджмент» — самостоятельная дисциплина, ее возникновение и развитие определяются социально-экономическими факторами, политической ситуацией, производственными.

1 В скобках дана сноска на источник, подробное название которого указано в списке использованной литературы. Первая цифра в скобках означает порядковый номер, а вторая цифра после запятой указывает место в источнике (страницу). При ссылке на несколько источников между цифрами ставится точка с запятой. отношениями, развитием экономической мысли. Преподавание менеджмента возможно лишь в контексте всех перечисленных факторов, с апеллированием к уже изученным курсам и интегрированием «Менеджмента» в систему знаний.

В отличие от математики, предполагающей точность формулировок, однозначного определения понятию «менеджмент» не существует. Менеджмент и управление — это синтез науки, искусства и практики. Питер Драктер, известный американский специалист в области управления, считает, что «Управление — это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу. Управление как таковое является и стимулирующим элементом социальных изменений, и примером значительных социальных перемен. И, наконец, именно управление в большей степени, чем что-либо другое, объясняет самый значительный социальный феномен нашего века: взрыв образования. Чем больше имеется высокообразованных людей, тем в большей мере зависят они от организации. Практически все люди, имеющие образование выше средне-школьного, во всех развитых странах мира — в Соединенных Штатах эта цифра составляет более 90% - проведут всю свою жизнь в качестве служащих управляемых организаций и не смогут жить и зарабатывать себе на жизнь вне организации» [163, 18]. 1 Первостепенная задача учителя, преподающего курс «Менеджмента» — не только довести до своих учеников огромный объем мировых знаний в этой области, но и выработать навыки решения проблем, коммуникаций, анализа ситуаций. В результате перед ним встает проблема выбора методов преподавания, позволяющих добиваться поставленных целей. В нашей стране обучение было традиционно построено по схеме «объяснение — преподавание — опрос». В случае с менеджментом опросный метод не приведет к положительным результатам. Здесь стоит воспользоваться другими аудиторными методами изучения бизнес-дисциплин, таких как моделирование, тренинги, деловые игры.

Методологические подходы к экономическому воспитанию и обучению раскрываются в трудах АФ. Аменда, Ю. К. Васильева, Г. Д. Глебова, А. Н. Орлова, А. С. Прутченкова, Б.АРайзберга.

В последние годы Законом РФ «Об образовании» закреплено право на свободу педагогического творчества. Изменилась образовательная парадигма. Это объясняется тем, что изменения важны для выполнения социального заказа — подготовки активной личности. Сегодня нужен профессионально мобильный специалист, который может себя комфортно чувствовать в любых условиях. Задачу подготовки именно такой личности ставят перед собой образовательные учреждения инновационного тина, предлагая широкий выбор профилей обучения.

М.Ю.Дробышев в своей статье «На пути стандартизации экономического образования» отметил: «Сегодня социальный заказ российского общества, выполняемый образовательными учреждениями, ориентирован на подготовку поколения с принципиально новым экономическим образом мышления, которое должно помочь выпускникам успешно адаптироваться в мире рыночных отношений и наиболее эффективно использовать свой жизненный потенциал» [39, 29].

Разработкой принципов экономического образования учащихся в процессе обучения занимались — АФ. Аменд, Н. П. Рябинина, модульного подхода в организации обучения — Н. М. Яковлева, бизнес-ориентированного подхода — И. АСасова, культурно-функционального ценностного подхода к экономическому образованию — Л. Б. Азимов, Л. А. Васильева, Д. АПетрин и другие, цикличного подхода к управлению учебно-воспитательным процессом — Ю. АКонаржевский и А. Я. Найн, они сделали предпосылки для исследования экономического образования учащихся в условиях формирующихся рыночных отношений.

Сегодня новой школе необходимы новые педагогические технологии, что связано с техническим переоснащением.

Евенко Л.И. отмечает: «В последнее время много пишут и дискутируют о весьма серьезных изменениях и концепциях, формах, методах обучения менеджменту и бизнесу.

Возможно, мы стоим в начале принципиально нового этапа развития сферы бизнес-образования, и наша задача — вовремя выявить и осмыслить новые тенденции. Но понять их можно, по-видимому, лишь в эволюционном контексте, а главное в увязке с тем, что же происходит в современном бизнесе, его среде, в управлении деловыми предприятиями, а отсюда — как меняются требования к менеджерам, которых надо обучать" [42, 27].

Экономическое воспитание эффективнее осуществляется только в рамках целостного учебно-воспитательного процесса, опирается на результаты других форм воспитания. Следовательно, эффективной можно считать систему экономического воспитания, создающую благоприятные возможности для целостного формирования личности и одновременно решающую конкретные задачи по подготовке личности экономически грамотной.

Важным методологическим положением является то, что экономическое воспитание школьников на новом этапе развития общества должно быть направлено на развитие у них качеств, непосредственно связанных с их экономической подготовкой к жизни и труду.

Необходимо отметить, что экономическое образование школьников выполняет еще одну очень важную функцию. Оно служит важным средством профориентации школьников, позволяет им определиться в жизни и дает в будущем возможность открыть свое дело. И независимо от профессии, которую выберут ребята в будущем, им потребуются знания по экономике и управлению в любой сфере деятельности, так как экономические знания носят универсальный характер и этими знаниями можно овладевать со школьной скамьи.

Основам рыночной экономики и управлению пытаются сегодня обучать всевозможные фирмы. Но их курсы в основном рассчитаны на действующих производственников, а не на подрастающее поколение. Между тем в странах Запада его стремятся ввести в экономическую жизнь как можно раньше: делается это прежде всего в семье.

Английские исследователи отмечают, что экономические представления у детей в их стране складываются уже к 11 годам, а к 13−14 годам дети уже имеют понятие о предпринимательстве. Примерно такая же картина в США, других государствах с развитой рыночной экономикой. В нашей стране школьники в этом возрасте еще экономически беспомощны.

В ходе обучения старшеклассников экономике, управлению и предпринимательству у старшеклассников формируется система навыков, ценностей и моделей поведения, общей основой которых являются всемирно признанные ценности.

Подготовка школьников в области управления и предпринимательства формирует личность, которой присущи порядочность, честность, справедливость, открытость, самоуважение и уважение к другим, организованность, лидерство, гражданственность, понимание ценности образования как двигателя прогресса.

Нерешенность перечисленных проблем обуславливает повышенный интерес ученых и специалистов к проведению исследований в этой области. К числу наиболее значимых мы можем отнести работы отечественных и зарубежных педагогов, экономистов, специалистов в области управления, психологов — в направлении инновационной педагогики и управленияВ.В.Белич, А. Г. Госгев, Г. Н. Сериков и др. Достаточно хорошо разработана проблема экономики и управления в образовании АФ. Амендом, М. Вебером, В. М. Григорьевым, А. В. Даринским, И. В. Липсицом, Л. Л. Любимовым,.

ААМицкевичем, Б. АРайзбергом, Ф. Тейлором, А. Файолем и др. Психолого-педагогические и социальные проблемы образования подростков и молодежи с позиций личностно-ориентированного подхода рассматривают В. А. Беликов, Е. В. Бондаревская, Л. С. Леднев, В. Я. Ляудис, Л. П. Станкевич и др. Вопросы организации обучения, направленного на развитие творческой личности учащихся, рассматриваются в работах В. В. Краевского, В. А. Крутецкого, А. М. Матюшина и другихрешение проблемы ценностных ориентаций подростков и молодежи находят отражение в работах Б. Г. Ананьева, С. Ф. Анисимова, М. Е. Дуранова, О. В. Лешер и другихвопросы использования метода организационно-обучающих игр при обучении управлению рассматриваются Л. Б. Азимовым, В. Н. Бурковым, Е. В. Журавской, Н.В.Самоу-киной и другими. Существуют исследования и по другим вопросам.

Таким образом, актуальность выбранной нами проблемы исследования — определение условий, обеспечивающих подготовку учащихся к управленческой деятельности — определяется противоречиями:

1) между современными требованиями общества к формированию личности с высоким уровнем экономической и организационной культуры и характером традиционной системы школьного образования;

2) между требованиями рыночной экономики к профессиональным и личностным качествам работников в области малого и среднего бизнеса и отсутствием эффективных форм, методов, средств для формирования этих качеств и навыков у старшеклассников.

Необходимость преодоления этих противоречий является основанием для совершенствования процесса подготовки старшеклассников в будущем к жизни и труду и их социальной адаптации в обществе. Однако анализ работ по проблеме исследования вынуждает нас сделать вывод об отсутствии единого подхода к решению проблемы исследования.

Названная проблема определила выбор темы исследования: «Игровой менеджмент как фактор подготовки учащихся к управленческой деятельности» .

Цель исследования: определить условия, обеспечивающие подготовку учащихся к управленческой деятельности.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в общеобразовательном учреждении.

Предмет исследования: обучение учащихся управленческой деятельности.

Гипотеза исследования: Игровой менеджмент может выполнить функцию фактора в подготовке учащихся к управленческой деятельности, если процесс обучения будет построен с соблюдением следующих условий:

— развитие организационно-креативных способностей учащихся;

— ориентация учащихся в ценностях управленческой деятельности;

— формирование установки на овладение игровым менеджментом;

— включение учащихся в квазименеджментскую деятельность.

Задачи исследования:

1. Определить уровень разработанности проблемы в педагогической теории и практике.

2. Смоделировать и обосновать педагогические условия подготовки учащихся к управленческой деятельности.

3. Экпериментальным путем проверить эффективность условий подготовки учащихся к управленческой деятельности.

4. Разработать спецкурс по подготовке учащихся к управленческой деятельности в сфере экономики и внедрить его в практику.

5. Разработать методические рекомендации для учителей по обучению учащихся управленческой деятельности.

Методологической основой исследования послужило учение о ведущей роли деятельности в формировании умений и навыков, о единстве теории и практики в познании, основные положения теории познания. Системный подход позволил рассмотреть объект исследования как целое, образованное в результате взаимодействия его составляющих. При рассмотрении теоретических вопросов, связанных с реализацией педагогических условий подготовки учащихся к управленческой деятельности, мы исходили из философского положения о возрастающей роли взаимодействия субъективного фактора с объективным в условиях рыночных отношений.

Теоретической основой изыскания явились положения о ведущей роли деятельности в формировании управленческих умений и навыков старшеклассника и уточнения ключевых понятий исследования «Деятельность», «Игра», «Управление», «Игровой менеджмент» .

В исследовании нами выделены 4 основных этапа, на каждом из которых применялись методы, отвечающие целям и задачам изыскания (см. таблицу 1).

Исследования проводились на базе лицея РАН, школ № 53 и № 20, индустриально-педагогического колледжа в г. Магнитогорске. Экспериментом было охвачено 207 школьников, 60 учащихся колледжа, 5 преподавателей.

Для сбора информации проводились наблюдения, беседы, тестирования, семинары.

Научная новизна работы заключается в следующем:

1. Выделен, теоретически обоснован, экспериментально проверен комплекс педагогических условий для успешного формирования у старшеклассников управленческих умений и навыков, включающий в себя:

— развитие организационно-креативных способностей у учащихся;

— ориентацию учащихся в ценностях управленческой деятельности;

— формирование установки на овладение игровым менеджментом;

— включение учащихся в квазименеджментскую деятельность.

2. Выявлены особенности процесса подготовки учащихся к.

Этапы и методы исследования.

Таблица 1.

Этапы Обобщенное содержание Методы.

Первый (1994;1995) Подготовительная деятельность. Установление целостного психолого-педагогического явления. Анализ проблемы, определение сущностных характеристик. Анализ состояния проблемы в теории и практике (изучение специальной, научной, нормативной и другой литературы).

Второй (1996;1997) Выдвижение гипотезы. Уточнение понятий «Деятельность», «Игра», «Управление», «Игровой менеджмент». Рассмотрение широкого спектра психолого-педагогических условий, обеспечивающих подготовку учащихся к управленческой деятельности. Включенное наблюдение в учебном процессе. Изучение учебно-программной документации.

Третий (1998;1999) Определение условий, обеспечивающих подготовку учащихся к управленческой деятельности. Наблюдение, индивидуальные и групповые беседы. Опытно-экспериментальная работа проводилась в естественных условиях учебного процесса. Педагогический эксперимент. Моделирование.

Четвертый (1999;2000) Аналитический этап. Обобщение информации. Разработка практических рекомендаций и предложений для преподавателей. Теоретический анализ опытных данных. Педагогическая интерпретация результатов исследования, его апробация и реализация в диссертации. управленческой деятельности, проявляющиеся в организации учебного процесса с учетом личностных особенностей учащихсяво включении учащихся в самостоятельную познавательную квазименеджментскую деятельность.

Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении понятия «Игровой менеджмент» и разработке и теоретическом обосновании комплекса педагогических условий подготовки учащихся к управленческой деятельности средствами игрового менеджмента.

Практическая значимость работы: выдвинутые теоретические положения и выявленные педагогические условия, организационные формы и методы включения старшекласссников в активную экономическую и организационно-управленческую деятельность внедрены в образовательный процесс лицея РАН и некоторых школ г. Магнитогорска и Челябинской области. Внедрение обеспечило получение положительных результатов в экономическом образовании старшеклассников.

Разработанные нами рекомендации, программы, методические и практические пособия для школьников отражают содержание и особенности процесса подготовки старшеклассников к управленческой деятельности в будущем.

Достоверность полученных данных обеспечивается опорой на теоретические положения отечественной философии, педагогики и психологии, науки управленияадекватностью методов исследования поставленным задачамрепрезентативностью экспериментальных данныхпозитивными результатами при воспроизведении научно-обоснованных методических рекомендаций в лицее РАН и других общеобразовательных учебных заведениях.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективную подготовку учащихся к управленческой деятельности, позволяющий развивать у старшеклассников организационно-управленческие умения и навыки.

2. Процессуальные особенности подготовки старшеклассников к управленческой деятельности, проявляющиеся в организации учебного процесса на основе ценностных ориентаций, самопознания с учетом личностных особенностей учащихся.

Апробация и внедрение теоретических положений, выводов и практических рекомендаций осуществлялись на протяжении всего исследования в лицее РАН г. Магнитогорска, школе № 53, школе № 20 на методических семинарах (1995;2000 гг.), научно-практических семинарах «Студенческая компания» в 1996 г. и 1999 г.

Теоретические положения докладывались автором на семинаре инновационных учебных заведений Челябинской области «Лицей как вид образовательного учреждения» (г.Магнитогорск, 1996 г.), на совещаниях в Исполнительной дирекции программы «Достижения молодых» (г.Москва, 1997;2000 гг.), на заседаниях кафедры экономики и управления, городских семинарах для учителей школ города Магнитогорска (1996;2000 гг.), в тезисах доклада всероссийской научно-практической конференции (26−27 апреля 2000 г.).

Основные результаты исследования опубликованы в девяти статьях, методических разработках и тезисах.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Проведенное нами исследование показало корректность выдвинутой гипотезы, а также подтвердило наше предположение, что формирование управленческих умений и навыков в процессе обучения осуществляется при выполнении следующих условий:

— развитие организационно-креативных способностей;

— ориентация учащихся в ценностях управленческой деятельности;

— формирование установки на игровой менеджмент;

— включение учащихся в квазименеджментскую деятельность.

Осуществление вариативного подхода к исследованию проблемы позволило определить эффективность воздействия каждого из выделенных условий и их совокупности на формирование управленческих умений и навыков.

У учащихся 10 класса были выявлены 5 уровней подготовленности к управленческой деятельности: низкий — у 44% от общего числа учащихся, принявших участие в эксперименте, ниже среднего — 39%, средний — 7%, выше среднего — 7%. Высокий уровень имеют лишь 3% учащихся.

К моменту окончания 11 класса у учащихся происходят значительные изменения уровня подготовленности к управленческой деятельности.

Низкий уровень сформированности управленческих умений и навыков у учащихся отсутствует. Уровень ниже среднего имеют 10,2% учащихся, принявших участие в экспериментесредний уровень — у 28,5%, выше среднего — у 56,1%, высокий — у 5,2% учащихся. В результате опытно-экспериментальной работы было выявлено, что:

— традиционная форма обучения не обеспечивает продвижения учащихся на более высокий уровень сформированности управленческих умений и навыков, в итоге остается значительное количество студентов с низким и ниже среднего уровнем сформированности данных умений и навыков;

— совокупность выделенных нами педагогических условий способствует росту уровней подготовки учащихся к управленческой деятельности, повышению качества успеваемости и интереса к изучению нового для школьников цикла общеэкономических дисциплин;

— совокупность выделенных условий способствует также развитию нравственно-этических качеств личности, формирует у каждого школьника чувство ответственности, честность, порядочность, формирует ценностные ориентации и развивает способность делать обоснованный выбор.

Таким образом, проведенный эксперимент подтвердил выдвинутую нами исходную гипотезу о необходимости применения комплекса педагогических условий, обеспечивающих успешное формирование у учащихся управленческих умений и навыков.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. Директорский хлеб. Занимательно об управлении. — Л.: Лениздаг, 1991.- 207 с.
  2. Л.Б., Журавская Е. В. Уроки экономики в школе: Активные формы преподавания. Уч. пособие. М.: Аспект, 1995. С. 71.
  3. Н.Г., Громыко Ю. В., Злотник Б. А. Оргдеятельностная игра: возможности и области ее применения // Вестник высшей школы, 1987. № 7. С. 30−35.
  4. И.В., Матяш Н. Ф., Симоненко В. Д. Самоменеджмент в деятельности учителя. Брянск: БГПУ, 1995. — 99 с.
  5. Амуржуев О. А и др. «Словарь делового человека». М.: «Экономика», 1992. — 236 с.
  6. А. Утверждение нового экономического мышления и задачи теории, образования и воспитания // Российский экономический журнал, 1997. № 8. С. 95−101.
  7. Ю.К. Методы стимулирования учебной деятельности школьников // Советская педагогика, 1980. № 3. С. 99−106.
  8. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. -М.: Просвещение, 1982. 192 с.
  9. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
  10. И.Г., Каморджанова Н.А и др. Игровой практикум по финансам. М.: Финансы и статистика, 1997. — 190 с.
  11. В.А. Организация педагогического эксперимента в образовательных учреждениях (методические рекомендации). Магнитогорск: МГПИ, 1998. — 40 с.
  12. Божович J1.И. Проблемы формирования личностей. Москва-Воронеж: МПА, 1995. — 209 с.
  13. И.С., Задорожнюк И. Е. Риск и предпринимательство // Школьный экономический журнал, 1996, № 2. С. 73.
  14. Большой энциклопедический словарь: в 2-х т. М.: Советская энциклопедия, 1991, т.1 — 788 е., т.2 — 768 с.
  15. Брук Л. В. Ден. Ролевой подход в экономическом образовании (для основных классов средней общеобразовательной школы)// Экономическое образование в школе: Материалы Международного семинара. СПб., 1995. -Г. 1. — С. 5−22.
  16. В.Н. и др. Организация и проведение деловых игр М.: ИП, 1975. — 116 с.
  17. В.Н. Деловые игры / ИПУ АН СССР. М., 1977. — 128 с.
  18. Д.В. История менеджмента. М.: ИНФРА-М, 1997. — 256 с.
  19. Ю.К. Педагогическое управление в школе. М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
  20. Ю.К. Экономическое образование и воспитание учащихся. М.: Педагогика, 1983. — 96 с.
  21. В. Принципы японского управления. М.: Технологическая школа бизнеса, 1992. — 56 с.
  22. П.В. Аксиомы делового письма: культура делового общения и официальной переписки. М.: Маркетинг, 1993. — С.80.
  23. В.Р. Основы менеджмента. М.: Триаде ЛТД, 1996. — 472 с.
  24. О.С., Наумов А. И. Обучение менеджменту. М.: ИНФРА-М, 1995. — 340 с.
  25. О.С. Метод конкретной ситуации в преподавании управленческих дисциплин // Alma mater, 1997. № 6. С.45−48.
  26. А.Ю. Формирование положительной мотивацииэкономического образования учащихся. Дисс.. канд.пед. наук. -Челябинск, 1998. — 185 с.
  27. М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. М.: Дело, 1991. — 215 с.
  28. К.Я., Петров Ю. Н., Белиловский В. Д. Педагогический менеджмент. М.: Педагогика, 1991. — 268 с.
  29. Т.В. Учебная деятельность и ее средства. Издательство московского университета, 1988. — 256 с.
  30. Р.С., Набоков В. И. Основы менеджмента. М.: ИНФРА-М, 1998. — 189 с.
  31. А.К. Как надо работать. Практическое введение в науку организации труда. М., 1972. — 41 с.
  32. И.Н. Менеджмент. М.: ЮНИТИ, 1995. — 480 с.
  33. Е.В., Захарова Е. В., Тихонравов Ю. В. Теория управления. Учебный курс. М.: Вестник, 1997. — 332 с.
  34. В.В. Менеджмент системные основы. — Железнодорожный, НПЦ «Крылья», 1996. — 336 с.
  35. В.П. Краткий курс менеджмента. Самара, 1992. — 297 с.
  36. А.Б., Сысолетина Н. В. Игра как метод обучения студентов-экономистов / Экономика и организация промышленного производства. -Новосибирск, 1971, № 3. С. 15−27.
  37. Н.Ф. Деловые игры по экономике (из опыта работы). -С.-Петербург: Лаборатория СЭО, 1995. 38 с.
  38. Джек Стек. Большая игра в бизнес. М.: Деловая лига, 1994. — 321 с.
  39. М.Ю. На пути стандартизации экономического образования / Школьный экономический журнал, 1996. № 1. С. 29−33.
  40. М.Е., Жернов В. И., Лешер О. В. Педагогика воспитания и развития личности учащегося. Магнитогорск: МГПИ, 1996. — 315 с.
  41. Е.М., Жернов В. И. Управленческое общение и его педагогическая адаптация. Монография. Магаитогорск-Челябинск, 1998. — 130 с.
  42. Л.И. Новая государственная программа подготовки управленческих кадров // Бизнес-образование. М.: РАБО, 1997. № 2 (3). -С. 26−28.
  43. В.М. К теории управленческих имитационных игр // Динамическая и вероятностная организация экономики. Новосибирск, 1978. -С. 7−10.
  44. Г. Е. Проблемы применения теории игр в психологии. -М.: Педагогика, 1990. 185 с.
  45. В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. М.: Новая школа, 1997. — 320 с.
  46. В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М.: Экономика, 1990.- 335 с.
  47. Игра, творчество, развитие. Материалы межрегиональной педагогической конференции. Обнинск: Интерколледж, 1994. — 68 с.
  48. Игры. Обучение. Тренинг. Досуг / Под ред. В. В. Петрусинского. Книги 6, 7. М., 1995.- С. 88.
  49. Игровая терапия: искусство отношений / Под ред. Г. Л. Лэндрета. -М.: МПА, 1994. С. 363.
  50. К.И. Педагогическая диагностика. М.: Педагогика, 1991. 240 с.
  51. . Менеджмент в условиях рыночной экономики. -Минск.: МП Эникс, 1992. 167 с.
  52. Как добиться успеха. М.: ИПЛ, 1991. — 510 с.
  53. Н.Н., Прутченков А. С. Мартынова Л.А. Шанс-2. Финансово-экономическая игра. М.: Новая школа, 1993. — 32 с.
  54. К.Н. Педагогические основы производительного труда.
  55. М.: Высшая школа, 1987. 359 с.
  56. В. Нужен научный анализ практики бизнес-образования: Вступит, слово на конф. «Проблемы бизнес-образования в России», проведенной Акад. экон. наук и предпринимательской деят. // Российский экономический журнал, 1998. № 1. С. 82−87.
  57. М.С. Человеческая деятельность. М.: ИП, 1974. — С. 307 — 308.
  58. Э.М. Концепция менеджмента. Учебное пособие. М., 1997. — 302 с.
  59. Ю.Д. Мир деловой игры. М.: Экономика, 1989. — 175 с.
  60. Кузин ФА Делайте бизнес красиво. М.: ИНФРА-М, 1995. — 228 с.
  61. И. Психотехнологии и эффективный менеджмент. М.: Технологическая школа бизнеса, 1992. — 192 с.
  62. , Э. Долан, АМицкевич. Российская экономика. Учебное пособие. М.: «Вита-пресс», 1996. — 368 с.
  63. О.Т., Коньковская АР. Основы менеджмента. Учебное пособие. Санкт-Петербург: Издательский дом «МиМ», 1997. — 192 с.
  64. И.Г. Познай себя и других. М.: Маркетинг, 1995. — 397 с.
  65. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 186 с.
  66. В.М., Кульневич С. В. Учимся управлять собой и детьми: Пед. практикум. М.: Просвещение-Владос, 1995. — 240 с.
  67. И.В. Кроссворды для руководителя. М.: Дело, 1992. — 191 с.
  68. И.П. Какой руководитель нам нужен? М.: Экономика, 1993. — 175 с.
  69. Материалы из опыта работы курса «Прикладная экономика». Выпуск 1, 2. М., 1994. — 65 с.
  70. АН. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. -М.: Педагогика, 1975. 368 с.
  71. Менеджмент информационных ресурсов как инструмент конвергенций социальных технологий // Проблема теории и практики управления, 1994. № 5. С. 92.
  72. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. -М.: «Дело», 1993. 699 с.
  73. Моделирование педагогических ситуаций (проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя) / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1981. — 120 с.
  74. А.В. Увлекательно об экономике. Ижевск: «Бизнес Старт», 1992. — 119 с.
  75. Г. Основы психотехники. Первая общая часть. М.: «Дело», 1992. — 240 с.
  76. А.Я. Какой быть новой педагогике? Челябинск: ЮжноУральское книжное издательство, 1993. — 211 с.
  77. А.Я., Найн А. А. Организация экспериментальной работы в образовательных учреждениях инновационного типа. Магнитогорск: МГПИ, 1998. — 151 с.
  78. Наука и школа. Тезисы докладов XXXIII научной конференции преподавателей МГПИ. Магнитогорск, 1995. — 270 с.
  79. С.Д. Игровые методы подготовки кадров. Учебное пособие / Под ред. В. В. Давыдовой. М.: Высшая школа, 1995. — 207 с.
  80. А.М. Как работать над диссертацией. М.: ИПК и ПРНО МО, 1996. — 112 с.
  81. С.Норткоут Паркинсон, М. К. Растомджи, С. А. Сапре. Эти невероятные японцы. М.: Технологическая школа бизнеса, 1992. — 149 с.
  82. М.Н. Психология общения и бизнес. М.: Профиздат, 1995. самоопределения учащейся молодежи. Сб. научных трудов. М.: МКУ, 1995- С. 82−85.
  83. О самосовершенствовании менеджера. Библиотека слушателя юношеской школы менеджеров. Ужгород, 1992. — 84 с.
  84. Ю.М. Основы предпринимательского дела. М.: Тригон, 1992. — 430 с.
  85. С.Н. Школа экономика — компьютер // Школьный экономический журнал, 1996, № 1. — С. 34−36.
  86. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасисгого. М.: РПА, 1996. — 602 с.
  87. П.И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии. Учеб. пособие. М., 1996. — 267 с.
  88. П.И., Портнов М. А. Искусство преподавания (первая книга учителя). М.: Российское педагогическое агентство, 1998. -184 с.
  89. А., Русинов Ф. Генезис менеджмента и управления // Высшее образование в России, 1995, № 2. С. 64−71.
  90. В.М., Сарсадских Г. М. Книга молодого менеджера. -Чебоксары: ЦНТИ, 1991. 260 с.
  91. Т.М. 100 тестов для руководителя (методические рекомендации). Киев: ВЗУУП, 1990. — С. 128.
  92. Прикладная экономика. Методическое пособие для учителей. М.: ИП, 1994. — 196 с.
  93. Прикладная экономика. Для российских школьников (приложение к учебнику «УА»). М., 1995. — 183 с.
  94. Е.В. Основы менеджмента. Тула: НПК РНО, 1994 — С. 105.
  95. А.С. Специализированный тренинг «Предприниматель».- М.: Новая школа, 1993. 77 с.
  96. А.С. Тренинг личностного роста. М.: Новая школа, 1993. 47 с.
  97. А.С. Школа и рынок. М.: Новая школа, 1993. — 47 с.
  98. А.А. Основы менеджмента. Учебное пособие для вузов. -М.: «Центр», 1997. 429 с.
  99. А.А. Основы менеджмента. М.: «Центр», 1997. — 432 с.
  100. .А. Курс экономики. М.: ИНФРА-М, 1997 — 713 с.
  101. Райзберг Б, А Экономическая энциклопедия для детей и взрослых. -М.: АОЗТ «Нефтехиминвест», 1995. 687 с.
  102. В.М. Основы менеджмента: вопросы теории и практики выполнения лабораторных работ. Учебное пособие. Магнитогорск: МГПИ, 1994. 110 с.
  103. В.М. Теория и практика планирования и организации деятельности учителя технологии: вопросы оперативного планирования. Учебное пособие. Магнитогорск: МГПИ, 1996. — 389 с.
  104. В.А. Психология управления. М.: ЗАО «Бизнес-школа» «Интел-Синтез», 1997.- 176 с.
  105. В.К., Шемякин Б. П., Шемякин П. А. Методика экономического воспитания школьников. М.: Просвещение, 1985. — 159 с.
  106. Российский экономический журнал, 1993, № 5. Проблемы обучения россиян современному менеджменту. С. 77.
  107. В.В. Компьютер как средство учебной деятельности. Доклад на II международной конференции. София, 1987. — С. 67−72.
  108. В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М.: Просвещение, 1987.- 162 с.
  109. З.П. Менеджмент организации. М.: ИНФРА-М, 1995.429 с.
  110. Рюттингер Рольф. Культура предпринимательства. М.: Эком, 1992. — 237 с.
  111. Ф., Бах Г. Основные экономические понятия. Структура преподавания. М.: «Дело», 1995. — 119 с.
  112. И.А. Социально-экономическая подготовка школьников: состояние и перспективы // Школьный экономический журнал, 1996, № 1.- 17−21 с.
  113. Г. К. Современные образовательные технологии. М.: «Народное образование», 1998. — 256 с.
  114. В.Д. Методика обучения учащихся основам предпринимательства. Брянск: БГПУ, 1994. — 116 с.
  115. В.П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в области управления образовательным процессом: Учебное пособие. М.: РПА, 1995.- 226 с.
  116. В.П. Педагогический менеджмент. М.: РПА, 1997. — 264 с.
  117. Словарь-справочник менеджера. М.: ИНФРА-М, 1996. — 608 с.
  118. Советская педагогика, 1987, № 1. Формирование у школьников экономической культуры. С. 56−58.
  119. Современная наука и совершенствование учебно-воспитательного процесса в вузе и школе. Тезисы докладов XXXIV научной конференции преподавателей МГПИ. Магнитогорск, 1996. — 210 с.
  120. Современный менеджмент: Методические рекомендации по выполнению курсовой работы на тему «Концепции построения системы управления организацией» // Российский экономический журнал, 1997. № 5, 6. С. 45−49.
  121. Стандарт экономического образования в общеобразовательных средних учебных заведениях. Проект. М., 1996. — 60 с.
  122. Э.Е. Как управлять персоналом? М.: ЗАО
  123. Бухгалтерский бюллетень", 1997. 336 с.
  124. В.А. Методика воспитания коллектива. М.: Просвещение, 1981. — 246 с.
  125. В.И. Активные формы изучения экономических знаний // Веч. сред, школа, 1974, № 6. С. 59−60.
  126. В.К. Персонал-технология: отбор и подготовка менеджеров. Ленинград: Машиностроение, 1989. — 368 с.
  127. Ф.У. Принципы научного менеджмента. М.: «Дело», 1991. — 49 с.
  128. М.К. Практическая психология. Санкт-Петербург: «Дидактика Плюс», 1997. — 333 с.
  129. Э.А., Кочеткова А. И. Практикум по курсу менеджмента. -М.: Зерцало, 1998. 218 с.
  130. Уткин Э. А Профессия менеджер. — М.: Экономика, 1992. — 175 с.
  131. Э.А. Управление компанией. М.: Тандем, 1997. — 304 с.
  132. Учительская газета, 1995, № 1−30.
  133. А. Общее и промышленное управление. М.: «Дело», 1991. — 32 с.
  134. Р.А. Концепция подготовки специалистов по менеджменту // Высшее образование в России, 1996. № 4. С. 31−38.
  135. Р.А. Система менеджмента. М.: ЗАО «Бизнес-школа» «Интел-Синтез», 1997. — 350 с.
  136. М.П. Динамическая администрация. М.: «Дело», 1948.1. С. 62.
  137. Е.Ф. Экономика и бизнес. Начальный курс. М.: Начала пресс, 1995. — 160 с.
  138. .С. Технология игрового обучения. Рига, 1990. — 68 с.
  139. Хейне Пол. Экономический образ мышления: Пер. с англ. М.: Дело, 1993. — 464 с.
  140. В. Как делать бизнес в Европе. М.: Фонд за экономическую грамотность, 1991. — 253 с.
  141. Е.А. Организация проведения деловых игр: Учебное метод, пособие для преподавателей средних спец. учебн. заведений. М.: Высшая школа, 1991 — 320 с.
  142. Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М.: Интерпрокс, 1995. — 288 с.
  143. Т.А. Как управлять предприятием-банкротом? // Проблемы теории и практики управления. 1996. № 6. — С. 90 — 94.
  144. И.И. Педагогические условия организации экономического образования старшеклассников. Дисс.. канд. пед. наук. — Магнитогорск, 1997. — 166 с.
  145. JI. Менеджмент в сфере образования // Высшее образование в России, 1997. № 2. С. 19−24.
  146. Школьные технологии. М., 1997. № 4. — С. 11- 46.
  147. Г. И. Проблемы познавательного интереса в педагогике.- М.: Педагогика, 1971.- 352 с.
  148. Экономическое обеспечение развития школы // Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений// РАО- Под ред. Н. М. Поташника, В. С. Лазарева М.: Нов. шк., 1995. — С. 312- 339.
  149. Экономическое образование в школе: Материалы Международного семинара / РГПУ. СПб.: Образование, 1995. — 102 с.
  150. Д.Б. Психологические игры. М.: Педагогика, 1978.
  151. Управление это наука и искусство. — М.: Экономика, 1992. — С. 87.
  152. Энциклопедия малого бизнеса. Как стать лидером в бизнесе. -М.: ИКК «Дека», 1994. 64 с.
  153. Энциклопедия малого бизнеса. Подбор сотрудников. М.: ИКК «Дека», 1994. — 64 с.
  154. Энциклопедия малого бизнеса. Персонал. Управление организацией. М.: ИКК «Дека», 1994. — 80 с.
  155. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: ИП, 1996. — 96 с.
  156. . Карьера менеджера. Деловой бестселлер: Пер. с англ. -Минск: Парадокс, 1996. 432 с.
  157. Blake R.R., Mouton J.S. The Managerial Grid. Guilf Publishing Company, 1978.
  158. Drucker P.F. Management: Tasks, Responsibilities, Practices N.Y.: Harper and Raw, 1973.
  159. Filder F.E. Theory of Leadership. McGraw Hill, 1967.
  160. Hellgiegel D., Slocum J.W.J., Woodman R.W. Organizational Behavior. 7th ed. West Publishing Company, 1995.
  161. Kotler P. Marketing management, 5th ed. Englewood Cliffs, N J.: Prentice -Haall, 1984.
  162. Peter F. Dructer, A New Discipline, Success! January February 1987, p. 18.
  163. Vrom V.H., Jago A.G. The New Leadership. Prentice Hall, 1988.
  164. Watson K. Forty years of education and development: From optimism to uncertainty / Educational Review, 1998, V. 40, № 2.
  165. Weale M. A critical evaluation of rate of return analysis / Econ. j. -Cambridge etc., 1993, vol. 3, № 418, p. 729 736.
Заполнить форму текущей работой