Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Духовность: личностный аспект в социальном контексте современности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В таких условиях философская наука (в определенном смысле и все общество) закономерно обращается к поиску и обоснованию идей исследования, которые бы концептуально вбирали в себя все сущностное о человеке, о его духовно-нравственном мире, а так же все то, что окружает и творит его. Стало быть, речь идет о создании единой теории о человеке, о конструировании духовно-нравственной парадигмы… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретико-методологические основы анализа духовности
    • 1. 1. Духовность как объект социально-философского анализа
    • 1. 2. Генезис духовно-нравственной проблематики в отечественной философской мысли
    • 1. 3. Структурные элементы духовного мира личности, их смысл и предназначение
  • Глава II. Духовность как доминанта духовно-нравственного совершенствования современной личности
    • 2. 1. Духовно-нравственное совершенствование личности: категориально-теоретическая характеристика
    • 2. 2. Системный характер взаимодействия культуры и духовности в процессе совершенствования личности
    • 2. 3. Самоутверждение: его место и роль в духовно-нравственном совершенствовании личности

Духовность: личностный аспект в социальном контексте современности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Время стремительных перемен внесло в нашу жизнь огромную массу неведомых ранее проблем. Они охватили все основные сферы жизни общества: политическую, экономическую, социальную, духовно-нравственную. Особенно сложные процессы происходят в духовном пространстве России. Именно здесь лавинообразно нарастают негативные явления, что проявляется в потере нравственных ориентиров, в резком снижении уровня культуры, в проникновении в сознание людей сомнительных ценностей, в росте преступности, в социальной апатии. Все более настойчиво заявляет о себе проблема нравственной деградации личности. Подобная ситуация, по мнению современных ученых, философов, создает угрозу социальной и духовной безопасности общества, порождает опасность антропологического кризиса. Можно сказать и так: духовное пространство России оказалось в ситуации глубокой трансформации, что и привело к всеобщей «размытости» современных ориентиров общественного развития и вызвало острейший кризис идентификации.

Под воздействием негативного в самом сложном положении оказался человек. Нередко он не в силах духовно и нравственно адаптироваться к новым реалиям жизни, скажем так — волей судьбы человек безвозвратно утрачивает понимание действительного смысла своего существования и подобно кораблю без рулевого неудержимо мчится навстречу неведомому и случайному. И это в то время, когда, как известно любые реформы могут быть успешными, если в центре их стоит человек как мера всех вещей. Человек всегда был и остается главным действующим лицом в любом обществеон не только стоит в центре проводимых ныне реформ, но и в центре всего мироздания.

Становится все более очевидным, что современный человек должен обладать не только высоким уровнем профессиональных знаний, но и широкой гуманитарной культурой, знанием общества, умением жить в нем на основе общепринятых норм культуры, где ценят не только деловые, но и духовно-нравственные качества: честность, ответственное отношение к делу, умение находить общий язык с разными людьми не по законам джунглей, а на основе общечеловеческих норм нравственности, терпимости и взаимопонимания.

В условиях радикальных преобразований для человека главной становится проблема личного самоопределения и самоутверждения, когда он в большей мере имеет возможность реализовать свои сущностные силы, ориентируясь на то или иное общественное признание. Человек при этом выбирает, из предлагаемого обществом с позиций своих возможностей и их реализации, не результаты, а средства деятельности, не «вещи», а процессы, не стандарты, а пространство для приложения своих сил. Поэтому видение духовного смысла, понимание сути и роли духовных основ жизнедеятельности человека, это не дань моде, а настоятельное веление времени. Сегодня, как никогда ранее, важно понять возможности общества влиять на человека, как-то менять его духовный мир, научиться воздействовать на него, выстраивать в нем иную систему приоритетов, не ущемляя при этом его гражданских прав, не ограничивая свободу, проявления инициативы и самостоятельности.

Данные обстоятельства не только подтверждают актуальность избранной темы исследования, но и обязывают целенаправленно «вырабатывать» достаточно определенное представление о целостности личности, о смысле и ценностной значимости деятельности человека, социальной ответственности его за свой труд и способы его осуществления. Сегодня уже недостаточно ограничиваться, например, совершенствованием нравственного, эстетического, правового или любого другого вида воспитания. Время настоятельно требует поиска целостных оснований в реализации целей формирования, развития и воспитания людей, особенно молодежи. Таковым основанием является духовность, как синтез всего того, что отличает человека от человека и с помощью чего и на основе чего люди делаются" людьми. От духовности во многом зависит, в какой мере человек сможет распорядиться наделенными способностями, насколько правильно сможет подчинить свой разум, потребности и согласовать свои действия с реальной действительностью, объективным ходом исторического развития.

В таких условиях философская наука (в определенном смысле и все общество) закономерно обращается к поиску и обоснованию идей исследования, которые бы концептуально вбирали в себя все сущностное о человеке, о его духовно-нравственном мире, а так же все то, что окружает и творит его. Стало быть, речь идет о создании единой теории о человеке, о конструировании духовно-нравственной парадигмы личности, о разработке таких технологий регулирования духовными процессами, которые бы брали начало от сути человека и выстраивались бы по характеру их осуществления во имя действительного развития человека и его потенциальных возможностей в той или иной сфере деятельности. В противном случае мировоззренческая база и дальше будет оставаться слабой и не способной обеспечивать проведение конструктивной политики по реформированию нашего общества. Данная установка может и должна быть определяющей в эпоху переходного периода. Она не порывает радикальным образом с традициями, не разрывает единство культурного и духовно-нравственного процесса. В настоящее время важно учитывать, что добиться поставленной цели на данном научном направлении нельзя, используя только новые формы и методы воздействия на человека, необходимо учитывать весь арсенал накопленного опыта, умело сочетать традиции и новации в их преломлении к условиям дня сегодняшнего.

Степень научной разработанности проблемы. Научная, в том числе и философская мысль не только предполагает наличие обширного материала по данной проблематике, но и располагает им. Несмотря на идеологическую ангажированность в определенные периоды развития проблемы, а нередко идеологические интерпретации тех или иных представлений о духовности и ее реализации в различных видах деятельности, достижения в ее изучении неоспоримы. Проблема духовного наиболее активно осмысливалась в 20−30-е годы прошлого столетия, затем, по известным причинам, она была вытеснена и «отодвинута» официальной идеологией на задний план. Лишь в 60-е годы духовность вызвала новый интерес у представителей различных социально-гуманитарных дисциплин, однако наиболее активную разработку она получает в 80−90-е годы. Это было время осмысления духовно-нравственной проблематики в условиях кардинальных перемен во всех сферах жизни общества.

Если в западной философии общечеловеческие проблемы рассматривались преимущественно в форме абстрактных понятий: любовь, счастье, смысл жизни, смерть, то в отечественной — в контексте реальной жизнедеятельности человека и общества. Последнее нашло отражение во «всечеловеческом» духе лучших произведений искусства, расширении гуманитарного содержания политики, духовной жизни, систем обучения и воспитания личности. В то же время появились работы, которые наиболее адекватно выражали национально особенное, присущее содержанию, характеру развития культуры, традиций духовной жизни страны. Данные обстоятельства во многом предопределили позицию автора, позволили ему опереться в первую очередь на достижения отечественной науки в процессе реализации замысла диссертационного исследования.

Осознание духовно-нравственных начал человека связано с творчеством мыслителей и философов разных народов и разных эпох. Это было характерно, прежде всего, для Конфуция, Сократа, Платона, Аристотеля, Эпикура, Августина Блаженного, Пико делла Мирандолы, И. Канта, Г. Гегеля, Ф. Ницше, Э. Гуссерля, У. Джеймса, Ж. Маритена, А. Камю, С. Кьеркегора, Ж.-П.Сартра, П. Тейяр де Шардена, А. Уайтхеда, Э. Фромма, О. Шпенглера, А. Шопенгауэра и многих других. Их творения имеют непреходящее значение как для ныне живущих, так и для будущих поколений, для науки в целом. Многое из их творчества послужило в последующем теоретико-методологической базой для разработки важнейших вопросов духовности, способствовало воссозданию концептуальной эволюции духовно-нравственной проблематики в истории социально-философской мысли.

Неотъемлемой частью исследований духовно-нравственной проблематики все чаще становятся труды российских мыслителей, философов. Среди них в первую очередь следует назвать таких как М. А. Антонович, Н. А. Бердяев, С. И. Булгаков, Л. Н. Гумилев, В. В. Зеньковский, И. А. Ильин, К. Н. Леонтьев, Д. С. Лихачев, Н. О. Лосский, А. Ф. Лосев, Ю. М. Лотман, Д. А. Мережковский, В. В. Розанов, В. С. Соловьев, С.Н. и Е. Н. Трубецких, С. Л. Франк, П. А. Флоренский, Л. И. Шестов и другие. Не без оснований на то, моралистами нашего времени называют Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского. Их художественные и общественно-политические искания наполнили не только русскую литературу, но и философию новым духовно-нравственным смыслом и содержанием. Они апеллировали к народу как носителю истинной веры и нравственности, считая его основой всего общественного здания.

Наиболее общие теоретико-методологические и социально-философские подходы изучения духовно-нравственной проблематики представлены в трудах отечественных ученых С. С. Аверинцева, С. Ф. Анисимова, Н. Е. Андрюшиной, С. С. Батенина, М. М. Бахтина, Л. П. Буевой, Л. С. Выготского, Ю. П. Вяземского, О. Г. Дробницкого, Г. Т. Журавлева, В. П. Зинченко, Е. В. Золотухиной — Аболиной, С. Н. Иконникова, М. С. Кагана, И. С. Кона, А. Н. Леонтьева, А. Ф. Лосева, Н. П. Медведева, В. М. Межуева, В. В. Миронова, Г. И. Прибыткова, С. Л. Рубинштейна, Л. К. Сафиулина, П. В. Симонова, В. П. Свечникова, Л. Н. Смирновой, В. П. Соколова,.

A.Г.Спиркина, Л. Н. Столовича, В. П. Тугаринова, А. К. Уледова,.

B.Г.Федотовой, И. Т. Фролова, Т. В. Холостовой, О. П. Целиковой, В. Н. Шевченко, Л. Е. Шкляра, Е. Г. Яковлева и других. Их научные разработки во многом позволили автору прояснить личностный аспект духовности, ее сущность и содержание, проанализировать различные аспекты духовно-нравственной проблематики.

В контексте нашего исследования наибольшую ценность представляют работы в которых основное внимание уделяется изучению духовного и духовности, взаимосвязи последней с религией, определению механизмов и путей духовно-нравственного совершенствования личности. В ряду исследователей данного направления в социальной философии можно назвать таких как: Т. Ю. Бородай, Е. Г. Болотушкин, Л. П. Буева, Ю. П. Вяземский, В. И. Гараджа, Л. И. Григорьева, П. С. Гуревич, П. П. Ершов, В. П. Зинченко, А. Б. Зубов, И. Д. Кузнецова, В. В. Миронов, Л. Н. Митрохин, Л. А. Попов, Е. Б. Рашковская, И. В. Силуянова, В. Г. Федотова, Т. В. Холостова, В. Н. Шердаков, И. Н. Экономцев и другие. Наряду с анализом основного вопроса, в их работах изучаются важнейшие структурные элементы духовного мира личности, выясняются основные духовно-нравственные характеристики российского общества, раскрывается их влияние на характер общественных отношений и современный стиль мышления.

Извечные проблемы морального выбора, справедливости, свободы, смысла жизни, счастья и любви рассматриваются в системном единстве в работах по этике, морали и нравственности. Наибольшей популярностью здесь пользуются труды Р. Г. Апресяна, Л. И. Бондаренко, Н. А. Гаврилова,.

A.А.Гусейнова, В. Л. Дубкова, О. Г. Дробницкого, Н. В. Звонковой, И. С. Кона,.

B.Г.Лисовского, С. Л. Львова, В. В. Миронова, В. Н. Назарова, Я. И. Рубина, Т. Б. Сергеевой, В. А, Склярова, А. П. Скрипник, Г. А. Ткаченко, Е. А. Торчинова, В. А. Титова, Н. А. Тюльпина, О. Г. Чайковской, И. И. Чернокозова, Т. В. Чумаковой, В. Н. Шевченко, В. К. Шохина, Ю. А. Шрейдера, Б. Г. Юдина и Других.

Существенный вклад в осознание духовно-нравственных основ общества и личности вносит значительная группа ученых, которые исследуют проблемы культуры, социокультурной реформации, трансформации духовно-нравственных ценностей в современном российском обществе. Среди них, в первую очередь, следует назвать таких культурологов, философов как Э. А. Баллер, В. С. Библер, Ю. Г. Волков, Г. В. Драч, С. П. Ерасов, Т. И. Заславская, Е. В. Завадская, М. С. Каган, И. Ф. Кефели, Г. С. Кнабе, Л. К. Круглова, И. В. Кондаков, Ю. С. Колесников, В. А. Лекторский, Д. С. Львов, С. П. Мамонтов, В. С. Малахов, П. Н. Милюков, К. Х. Момджян, А. А, Радугин, В. А. Скрыпник и другие. В их работах расширяется представление о культуре российского народа, его традициях, обычаях, особенностях духовного мира. Особое внимание уделяется выработке культурно-антропологического табу, которое, сдерживая метастазы бездуховности, открывает подлинные горизонты человеческого творчества в условиях трансформации российского общества.

Примечательным явлением последних лет стало изучение духовных состояний личности. Наибольший вклад в разработку проблемы внесли М. К. Горшкова, А. Г. Здравомыслов, В. С. Комаров, В. И. Кондауров, Е. И. Кукушкина, П. Л. Лавров, Е. П. Никитин, А. Г. Никитина, А. П. Огурцов, Н. Е. Покровский, В. В. Радоев, А. А. Радугин, А. С. Страданченков, С. С. Фролов, Н. Е. Харламенков, Ф. Э. Шереги, В. А. Ядов и другие. Особого внимания заслуживает проблема самоутверждения, его соотношения с духовно-нравственным совершенствованием современной личности.

Данный анализ позволяет заключить, что к настоящему времени ученые достигли значительных результатов в изучении фундаментальных основ духовно-нравственной проблематики. Отмечая основательность и высокий уровень всех исследований духовного и характера его проявления и функционирования в жизнедеятельности общества и личности, следует заметить, что понимание категории «духовность» не имеет сегодня достаточно определенного толкования и как следствие того — многие важные вопросы пока вообще остаются вне поля зрения исследователей. Одним из таких вопросов является личностный аспект духовности, духовно-нравственное совершенствование и самоутверждение личности в условиях трансформации российского социума. Поэтому наше исследование позволит в какой-то мере восполнить данный пробел, как в социальной философии, так и науке в целом.

Методологической и теоретической основой диссертации явилось единство традиционного логико-философского анализа и системного подхода. Наиболее широкое применение в диссертации получили принципы системности, всесторонности и конкретности. Кроме того, в работе широко использовались методы философии истории и социальной философии, в частности такие, как историко-типологический, сравнительно-исторический, историко-ретроспективный и конкретно-исторический методы анализа духовности. Социально-философский анализ предмета диссертации осуществлялся с опорой на базовые понятия и концепции, идеи и положения трудов выдающихся мыслителей, философов прошлого и настоящего, отечественных и зарубежных, исследовавших различные аспекты духовно-нравственной проблематики общества и личности. В исследовании широко использовались материалы международных, всероссийских, региональных научных конференций, «круглых столов», семинаров по актуальным проблемам изучения духовного, публикации в изданиях СМИ, отражающие тенденции изменения и развития духовно-нравственной атмосферы в современном обществе.

Объектом исследования является духовность как детерминационно-императивный компонент и онтологическое основание бытия человека.

Предмет исследования — влияние духовности на духовно-нравственное совершенствование личности в условиях российской действительности.

Цель и задачи исследования

Учитывая сложную ситуацию, которая сложилась в духовной сфере общества и, имея в виду потребности современной теории и практики, диссертант ставит перед собой цель исследовать наиболее значимые теоретико-методологические и практические проблемы духовности и ее проявления на уровне личности.

Реализация поставленной цели осуществляется путем решения следующих исследовательских задач:

• исследовать сущность и содержание духовности, определить ее бытийственный статус, место и роль в совершенствовании современной личности;

• проанализировать эволюцию духовно-нравственной проблематики в истории социально-философской мысли;

• выявить структурные элементы духовности на уровне личности, показать их системные связи в процессе жизнедеятельности человека;

• представить категориально-теоретическую характеристику духовно-нравственного совершенствования личности в процессе ее «восхождения» к своим идеалам и ценностям;

• изучить системный характер взаимодействия духовности и культуры, показать их влияние на состояние внутреннего, субъективного мира современной личности;

• дать концептуальное обоснование понятия самоутверждения, как одного из необходимых и фундаментальнейших условий существования личности.

Научная новизна диссертации заключается в разработке и обосновании теоретико-методологических и практических проблем духовности, в раскрытии ее аксиологического смысла в предметно-понятийном поле современной социальной философии.

В содержательном плане научная новизна исследования выражается в следующем:

• расширены эвристические границы теоретико-методологических основ духовности, определены ее бытийственный статус, место и роль в процессе совершенствования современной личности;

• представлен генезис духовно-нравственной проблематики в истории социально-философской мысли. Определены экзистенциально-антропологические контуры современного понимания феномена духовности, которые специфицированы относительно прежних идеалистических, утилитаристских, социологических и структурно-функционалистских трактовок;

• изучена структура внутреннего едино-цельного духовно-нравственного мира личности, определены его важнейшие элементы и показана их функциональная зависимость;

• выработано авторское понимание содержания и направленности духовно-нравственного совершенствования современной личности;

• исследована специфика философского соотнесения понятий «духовность» и «культура», показан системный характер их взаимодействия и влияния на состояние духовно-нравственного мира личности;

• дано концептуальное обоснование понятия самоутверждения, в обобщенном виде представлены важнейшие компоненты духовно-нравственного самоутверждения личности.

С учетом указанных пунктов научной новизны, на защиту выносятся следующие основные положения:

1. Духовность — это особый процесс, который в основе своей не отделен от существования человека, не противоположен ему и происходит в реалиях наличной действительности. Но вместе с тем он не совпадает с наличным бытием. Духовность образует особое измерение человеческого существования, а именно заключает в себе жизнь человека в ее смысловой и содержательной ориентации на свою онтологическую истинность. Духовность дифференцированно отражает структурные системные связи между «духовным миром человека» и окружающим его миром, между самими людьми. Для человека духовность является фактором и формой самосознания, самоидентификации, основой конституирования человека как субъекта отношений и деятельности, как констатация качественной определенности человека, его индивидуального отличия от всего другого, а также от всего того, что есть суть «не Я».

2. К числу основных элементов духовного мира человека, его духовности, которые имеют тенденцию развития и взаимообогащения, относятся родовые понятия «дух», «душа» и их производные «духовное», «душевное». Именно эти элементы в совокупности своей выражают целостность духовного мира человека, человеческое существование и человека как такового. Однако структура духовности не исчерпывается полностью указанными элементами. Она значительно богаче, разностороннее и сложнее, как и сама сущность человека, его духовного мира.

3. На личностном уровне духовно-нравственное совершенство представляет собой результат целенаправленных усилий собственно человека по изменению себя, его постоянного стремления соответствовать тому образу совершенства, который содержится в идеале. В процессе совершенства человек не только и не столько полагается на внешние условия, сколько направляет свои усилия во внутрь на преодоление себя «вчерашнего», на свое самосовершенствование. Только тогда, когда дела и поступки человека одухотворяются, объективируются его внутренними побуждениями процесс совершенства можно рассматривать как один из способов преодоления повседневности.

4. Понятия «культура» и «духовность» однопорядковые, но не тождественные понятия. Их отношения имеют системный, взаимообусловленный характер. Культура представляет собой универсальный способ творческой самореализации человека через полагание смысла, через стремление вскрыть и утвердить смысл человеческой жизни в соотнесенности его со смыслом сущего. Индивид в той мере личность, в какой он приобщен к культуре, в какой его естественные потенции, его действия, мысли, чувства наполнились социально значимым содержанием, приобрели культурную форму. Если понятие культуры связано с материальным и духовным производством, совершенствованием орудий труда, то духовность — с внутренним совершенствованием самого человека, его духовным миром.

5. Одну из фундаментальнейших предпосылок личности представляет самоутверждение. Без самоутверждения как стремления, как процесса и как результата — нет и не может быть личности. Если воспользоваться известным изображением личности в виде индивидуального, уникального, исключительного микрокосма, то задача самоутверждения и состоит в конституировании этой уникальности, а также в осознании ее личностью и доведении до сознания других людей. В оценочном плане такая исключительность характеризуется самой личностью, по меньшей мере, как неотрицательная (обычно же — как положительная). В определенных условиях самоутверждение может иметь негативный результат. Это происходит там и тогда, когда личность теряет контроль над собственным поведением и деятельностью. Важнейшими базовыми элементами духовно-нравственного самоконтроля являются: совесть, стыд, честь и достоинство личности. В совокупности своей они и составляют ту основу, на которой базируется духовно-нравственная составляющая самоутверждения личности.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что оно позволяет лучше понять логику и диалектику эволюции духовно-нравственной проблематики, осмыслить процессы и явления в духовной сфере современного общества, определить наиболее эффективные пути выхода из антропологического кризиса. Благодаря данной работе появляется возможность оценить глобальные сдвиги, произошедшие в системе ценностей, а также уточнить отношение системы духовно-нравственных ценностей к общей системе ценностей современной цивилизации.

Ряд положений и выводы диссертации могут использоваться в научно-исследовательской и педагогической деятельности, могут найти отражение в учебных программах по социальной философии, этике, культурологи, могут стать основой для разработки специальных и факультативных курсов в средних и высших учебных заведениях, в системах различных видов профессиональной подготовки.

Результаты исследования могут иметь определенное значение при теоретическом и практическом исследовании культур, цивилизаций и форм социального опыта. Они могут быть полезны при составлении программ социального планирования, моделирования и проектирования, а также при разработке концепции национальной идеи (идеологии) и национальной доктрины обучения и воспитания граждан.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования изложены в одиннадцати публикациях, общим объемом 2,72 п.л. Отдельные результаты и выводы работы докладывались на ряде межвузовских и внутривузовских научных и научно-практических конференциях. Текст диссертации докладывался и обсуждался на кафедре философии Северо-Кавказского государственного технического университета.

Объем и структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов и заключения. В конце работы помещены примечания и список литературы, включающий в себя 190 наименований, в том числе 11 на иностранных языках. Общий объем диссертации — 170 страниц машинописного текста.

Заключение

.

Социально-философский анализ проблемы позволяет сформулировать некоторые общие теоретические выводы, которые могут стать, пусть и незначительным, но шагом вперед в деле осознания всей сложности и важности духовно-нравственной сферы жизни общества в переходный период его развития, выработки соответствующих программ и направлений по оздоровлению общей ситуации в стране.

Накопленный человечеством опыт показывает, что каждый век, уходя в историю, оставляет после себя массу проблем веку, следующему за ним. В этом плане не был исключением и век XX. Эта эпоха, говоря словами С. Л. Франка, была эпохой «.глубочайшего безверия, скепсиса, духовной разочарованности и охлаждённости». Духовно-нравственный кризис, которым сегодня охвачены все сферы жизни и деятельности человека является одной из фундаментальных причин вступления общества на опасный путь игнорирования своей духовной сущности. Как следствие тогоматериальная сторона развилась намного сильнее, чем духовная. Между ними было нарушено определенное равновесие, а характер проявления причинно-следственных взаимосвязей в диалектике материального и духовного стал давать крен в сторону материального. Цивилизация и общество вступили на опасный путь игнорирования своей духовной сущности.

В сложившихся условиях важно не упустить время и вернуться в лоно диалектического взаимодействия материального и духовного. Следует на самом высоком уровне глубоко и всесторонне проанализировать состояние дел в основных сферах жизни личности и общества, осмыслить возможность и последствия антропологического кризиса. Исходной позицией в этой работе может явиться положение о том, что материальное является основой развития и функционирования сущностных (родовых) сил человека, в то время как духовное, в самом широком смысле, можно определить как высшую норму социального отражения. В которой проецируется и фокусируется система (совокупность) доминантных идей, смыслов, интересов, мотивов, целей, ценностей, а так же механизмов их реализации в духовном мире человека. Нельзя не учитывать и тот факт, что реальные позитивные перемены в духовной сфере возможны лишь в случае кардинальных изменений в других, не менее важных сферах жизни общества: социально-экономической, социально-политической, национально-демографической. Следует при этом иметь в виду, что такие, переживаемые государством проблемы и трудности, как рост преступности, наркомания, проституция, детская беспризорность и безнадзорность, безработица, по-прежнему растущая диспропорция между полюсами бедности и богатства ещё больше увеличивают разрыв между духовным и материальным.

В истории человеческой мысли путь постижения особой миссии, роли и места человека привел к открытию тайны его онтологического существованиядуховности. Духовность удерживает бытие человека в качестве действительности, причем в её «высшем измерении», а также инициирует процесс одухотворения его реального существования, в онтологическом отношении представляющегося как взаимодействие сущего и возможного.

Сущее в духовности выступает как «возможное, возможное — как «сущее». Степень адекватности их друг к другу говорит об истинности духовности. Интеракция данных компонентов определяет онтологическую насыщенность процесса духовного самоопределения, который в значительной степени является итогом выбора вероятностных моделей бытия или закономерным результатом экзистенциальных размышлений и трансцендентальных восхождений, связанных с осмыслением человеком своего бытия и «встречей с самим собой» (С. Крымский). А это всегда тревожное и полное неожиданностей событие, требующее этической чувствительности, экзистенциальной смелости и трансцендентальной решимости.

Преобладание негативных последствий духовно-нравственного кризиса создает ситуацию, когда человек начинает отчуждаться не только от своей культуры, социальных институтов, но и от своей собственной сущности. В связи с этим в процессе духовно-нравственного совершенствования личности необходимо учитывать гуманистический критерий общественного развития, который предполагает осуществление реальных прав личности, а не их абстрактное декларирование. Это даст возможность индивидам активно включаться в новые модели совершенно добровольно, по мере осознания своих личных преимуществ от приобщения к новым ценностям, то есть надо предоставить личности известную свободу выбора.

Решение этих проблем во многом определяется уровнем культуры общества и личности, её взаимоотношением с духовностью. Культура не может быть вне общества, социума, его пространственновременного континуума, и, наоборот общество непредставимо вне культуры. Чем значительнее объективная роль культуры в обществе, тем сложнее и многообразнее её социальные функции. Одна из них — создание необходимых условий для развития духовного мира личности, чтобы в каждой из форм своей деятельности человек смог бы проявлять и испытывать новую возможность — возможность построения своего «идеального мира», «символического мира», культурного космоса, чтобы он смог осуществить свою фундаментальную человеческую потребностьупорядочить свое существование, сделать его более значимым.

Культура обеспечивает регулирование социальных отношений людей в обществе и его стабильность, что определяет соционормативный характер взаимоотношений культуры и духовности. Как форма отражения духовность проявляется во всех видах духовно — практической деятельности, по всему спектру субъективно — объективных отношений и взаимодействий. От уровня культуры и духовности во многом зависит благополучие и процветание не только отдельного индивида, но и общества в целом. Вот почему сегодня важно обратиться к истокам культуры и духовности россиян, к фундаментальным качествам русского человека, которые до сих пор составляют малоизвестную страницу нашей истории, её «белое» пятно. Тем самым мы сможем, как бы пройти омовение души, чтобы вырваться из окружения проблем текущего времени, и, повстречавшись с прошлым, увидеть своё будущее.

Культура и духовность имеют самое непосредственное отношение и к проблеме самоутверждения личности. Самоутверждение всегда, во все времена являлось необходимым условием жизни, деятельности и существования человека. В условиях культивирования индивидуализма, расширения границ частной собственности, господства рыночных отношений самоутверждение становится одной из важных и актуальных проблем. Преуспевающая или неудачливая личности — это не что иное, как результат разного способа, или уровня самоутверждения. Нередки случаи, когда личность либо искусственно завышает свои притязания, одновременно завышая самооценку, самомнение, превознося себя над другими людьми, либо неоправданно занижают их, оценивая себя как малозначимое, неспособное существо, вынужденное только подчиняться другим авторитетам.

И в первом и во втором случаях процесс самоутверждения личности может иметь негативные, а нередко и трагические последствия (например, такие как неуставные взаимоотношения). Происходит это там и тогда, когда личность теряет, а иного и просто не располагает духовно — нравственным контролем над своими поступками и деятельностью, не может определить свою социальную значимость, завышая или занижая свои физические, культурные и духовно — нравственные возможности. Вместе с тем актуальность, сложность и слабая разработанность проблемы подтверждают как очевидное: искомое теоретическое объяснение самоутверждения личности может быть построено лишь с помощью функционального, субстанциального, структурного и гомогенно — гетерогенно — системного методов с привлечением не только философии, но и других социальногуманитарных дисциплин.

Сложность и многогранность рассматриваемой проблемы в первую очередь говорит о том, что она не может быть полностью исчерпана только в рамках одного диссертационного исследования. Здесь нужны совместные усилия многих специалистов, философских школ и научных направлений. Специфика, цель и задачи диссертации её объём, а от части и опыт соискателя, не позволили дать необходимое освещение ряду вопросов и положений, которые имеют важное не только теоретико-методологическое, но и практическое значение. По мнению автора, ими являются: диалектика духовного, социального и биологического в процессе жизнедеятельности человекадуховность как онтологическая компонента истинности человекадуховно — нравственный аспект в процессе самоутверждения личностивозможность антропологического кризиса и его социальные последствиядуховность и религия: взаимодействие в условиях трансформации российского социумаосновные тенденции и направления развития духовной сферы жизни общества в условиях переходных состоянийдуховный иммунитет как компонента внутреннего мира личностидуховная активность и её проявления в условиях социальной реальностидуховно — нравственное восхождение молодёжи и будущее Россииместо и роль духовнонравственных ценностей в формировании социальной ответственности личности. Эти и другие проблемы могут стать темой специального исследования, что будет иметь существенное значение для разработки теории духовности на личностном уровне.

В целом можно отметить, что в душе человека, пусть самой бездуховной профессии таятся скрытые потенции духовности. Они, в определенных условиях, могут открываться и развивать духовные потребности у человека не только лишенного их, но и давно привыкшего к их отсутствию, даже не имеющего права иметь их. Ведь в сущности именно благодаря духовности я есть то, что я есть!

Показать весь текст

Список литературы

  1. Августин. О свободном выборе. // Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1991.
  2. Аквинский Фома. Сумма теологий // Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1991.
  3. .Г. Телесность как проявление человеческого потенциала // Вестн. Моск. ун-та. Сер.7. Философия. 2003 № 2.
  4. В.В. и др. Духовные беседы. М.: Б.М., 1991.
  5. Н.Е. Духовный мир личности как социально-философская проблема: Дисс. канд. филос. наук. М., 1992.
  6. Аристотель. О душе / Сочинения в 4-х т. М.: Мысль, 1976.
  7. Р. Избранное. Введение в философию истории. М.-СПб. 2000.
  8. А.С. Философские основы понимания личности. М., 2001.
  9. В.А. Рождение философии науки в России // Вопросы философии, 2006. № 1.
  10. Ю.Барулин B.C. Российский человек XX века. Потери и обретение себя. СПб, 2000.
  11. Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994.
  12. B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в XXI век. М, 1991.
  13. Бойков В. Э, Иванов В. Н, Каган М. С. О духовном (Опыт категориального анализа) // Вопросы философии. 1985. № 9.
  14. В.Н. Феноменология русской души // Вопросы философии. 2005. № 1.
  15. М.Ф. Новые материалы по философии духа Гегеля // Вопросы философии. 1996. № 9.
  16. Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры. // Вопросы философии. 1996. № 2.
  17. Л.П. Человек, культура и образование в кризисном социуме. // Alma mater. 1997. № 4.
  18. Бэттлер Алекс. Диалектика силы: онтобия. М.: Едиториал УРСС, 2005.
  19. В.А. Г. Гегель о благе и воспитании добродетели // Социально-гуманитарные знания. 2005. № 1.
  20. В.В. Мозг и сознание: выходы из лабиринта // Вопросы философии. 2006. № 1.
  21. Ю.Г. Гуманистическая перспектива России как общенациональная цель. // Социально-гуманитарные знания. 2005. № 1.
  22. В.И. Мораль и религия. // Вопросы философии. 1996. № 2.
  23. И.И. Что такое философия? Запад и Восток. Что такое истина? М., 2001.
  24. Гартман Николай. Проблема духовного бытия. // Культурология. XX век: Антология. М.: Юрист, 1995.
  25. К.А. О человеке. // Сочинения: в 2-х т. Т.2. М., 1974.
  26. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. З. Философия духа. / Отв. ред. Е. П. Ситковский. М.: Мысль, 1977.
  27. В.Г. Предпосылки становления и статус философской антропологии. // Социально-гуманитарные знания. 2005. № 1.
  28. И.И. Актуальные проблемы функционирования культуры. // Культура и образование в информационном обществе: Материалы между нар. науч. конф. Краснодар, 2003.
  29. Н.В. Эстетическое в культуре. СПб., 2002.
  30. А. Проблемы человеческого мышления в трактате Аристотеля «О душе» // Вопросы философии. 1997. № 12.
  31. П.К. Концептуальные модели истории. М.: Изд-во «Логос», 1995.
  32. П.С. Философия человека. М., 2000−2001. 4.1−2.
  33. М.Н. Понятие духа и духовной жизни в философии И.А. Ильина // Вестн. Моск. ун-та. Сер.7. Философия. 2003. № 2.
  34. Ю.Н., Лавров С. Б. Агрессивность бездуховности. // «Дайте планете шанс!» Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1995.
  35. Р. Сочинения в 2-х т. М.: Мысль. 1994.
  36. А.А. Проблема смысла жизни. // Вопросы психологии. 1999. № 2.
  37. Д. Избранные философские произведения: Пер. с фр. М., 1941.
  38. Г. Г. Индивидуализм старый и новый (личность в постсоветском социуме). // Политические исследования. 1999. № 3.
  39. О.Г. Философия и моральное воззрение на мир / О. Г. Дробницкий. Моральная философия. Избранные труды. М., 2002.
  40. О.Г. Модальная философия. Избранные труды. М., 2002.
  41. И.М. Духовность и нравственность: основные формы связи. СПб., 1996.
  42. Духовность, художественное творчество, нравственность: материалы «круглого стола». //Вопросы философии. 1996. № 2.
  43. Духовность как фактор социализации личности. / Под ред. В. Г. Федотовой. Воронеж: Воронеж, госуд. техн. ун-т, 1993.
  44. О.Э. Модель совести: Фома Аквинский и Владимир Соловьев // Вопросы философии. 2005. № 3.
  45. Ю.А. Целостность личной культуры и дополнительное образование. II Система послевузовского и дополнительного образования в современной России. Ростов н/Д, 1997.
  46. Е.П. Эмоции и чувства. М., 2001.
  47. И.А. Путь духовного обновления. // Собр. соч. в 10-ти т. М.: Русская книга, 1993. T.I.
  48. Ильин Иван. Родина. Русская философия. Православная культура. М., 1992.
  49. М.С. О духовном (Опыт категориального анализа). // Вопросыфилософии. 1985. № 9.
  50. А.Я. Духовность как онтологическая компонента истинности человека // Вестн. Моск. ун-та. Сер.7. Философия. 2003 № 2.
  51. Кара-Мурза С. Г. Подрыв рационального мышления: разрушение меры. // Социально-гуманитарные знания. 2005. № 2.
  52. А. Философия культуры в информационном обществе: проблема и перспективы. // Вопросы философии, 2006. № 2.
  53. Н.В. Наука о духе в естественнонаучном и техническом университете. // Вопросы философии. 1995. № 2.
  54. Г. С. Смыслы и ценности нового века. // Вопросы философии. 2006. № 4.5 8. Когнитивно-коммуникативные стратегии современного научного познания. / Под. ред. Л. П. Киященко. М., 2004.
  55. О.Н. Культура в жизни общества. // Социально-гуманитарные знания. 2004. № 6.
  56. Конфликты в современной России (проблемы анализа и регулирования). / Под ред. Е. Н. Степанова. М.: Эдиториал УРСС, 1999.
  57. Конфуций. Уроки мудрости: Сочинения. М.-Харьков. 2002.
  58. О.А. Ритмы искусства и ритмы культуры: формы исторических сопряжений // Вопросы философии. 2005. № 6.
  59. Кронер Рихард. Самоосуществление духа. // Культурология. XX век: Антология. М.: Юрист, 1995.
  60. В.А. Человек в мире действительностей. // Вестн. Моск. ун-та. Сер.7. Философия. 2005. № 3.
  61. А. Духовное начало во вселенной. // Вопросы философии. 1998. № 8.
  62. В.Н. Проблема сознания в философии Жюльена-Офре де Ламетри и «философия сознания» Дж. Сёрла. // Философия сознания: история и современность. М., 2003.
  63. В.Г., Миронов В. В. Религия и разнообразие религиозныхценностей // Философия. В. Г. Кузнецов, И. Д. Кузнецова, В. В. Миронов, К. Х. Момджян. М.: Изд-во ИНФРА-М, 1999.
  64. В.А. Культура и технология: борьба миров. М., 2001.
  65. Ю.А. Десять лет перемен в сознании человека. // Общественные науки и современность. 1999. № 5.
  66. Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1985.
  67. В.А. Духовность и рациональность. // Вопросы философии. 1996. № 2.
  68. В.А. Теория познания (гносеология, эпистемология). // Вопросы философии. 1999. № 8.
  69. К. Акцентированные личности. М., 2001.
  70. Д.С. «Живёт только он, народ».О духовной культуре народа. // Наука и религия. 1988. № 12.
  71. Р.Л. Духовность и бездуховность личности. Екатеринбург: Автореф. дисс. д-ра филос. наук, 1997.
  72. А.Ф. Дерзание духа. М., 1988.
  73. А. Ф. Владимир Соловьёв и его время. М., 2000.
  74. С.В. Национализм, этничность, культура. Категории науки и историческая практика. // Общественные науки и современность. 1999. № 2.
  75. Е. В. Семен Франк как зеркало русской религиозной философии // Вопросы философии. 2005. № 6.
  76. Е.В. Пьетро Помпонацци: у истоков культурно-исторической методологии // Вопросы философии. 2006. № 1.
  77. Л. В. Духовный императив устойчивого развития // Вестн. Моск. ун-та. Сер.7. Философия. 2003. № 2.
  78. Е.Д. Теория и практика точности. СПб., 2000.
  79. Г. Рильке свидетель духовного. // Вопросы философии. 1998. № 1.
  80. М.А. Религиозная философия в контексте истории // Вестн. Моск. ун-та. Сер.7. Философия. 2005. № 3.
  81. Н.П. Переоценка ценностей как социальный феномен. Ставрополь, 1995.
  82. А.Н. Конституционные кризисы в обществах переходного типа. // Вопросы философии. 1999. № 12.
  83. В.М. Философия культуры. Эпоха классики. М., 2003.
  84. А. Трудный путь к диалогу. М., 1992.
  85. И. А. Современные теории в психологии личности / Под ред. Б. Д. Парыгина. СПб., 2003.
  86. В. В. Коммуникационное пространство как фактор трансформации современной культуры и философии // Вопросы философии, 2006. № 2.
  87. В.В. Онтологическая сущность этики // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия, 2001. № 1.
  88. В.В. Средства массовой коммуникации как зеркало поп-культуры // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. -Изд-во Моск. ун-та, 2003.
  89. А.В. Техноэтика: ответ на актуальные проблемы перехода к устойчивому развитию // Вестн. Моск. ун-та. Сер.7. Философия. 2004. № 3.
  90. В. И. Различение и опыт: феноменология неагрессивного сознания. М.: Три квадрата, 2004.
  91. Л.Б. Новые социальные изменения в современном мире. // Общественные науки и современность. 1999. № 3.
  92. Наука и культура (материалы «круглого стола»). // Вопросы философии. 1998. № 10.
  93. Е. П. Духовный мир: органичный космос или разбегающаяся Вселенная? М.: РОССПЭН, 2004
  94. Е.П. От идеологии к методологии. // Вопросы философии. 1998. № 10.
  95. Ф. По ту сторону добра и зла: Сочинения.-М., 2002.
  96. ЮО.Отцы, матери, дети. Православное воспитание и современный мир. М., 2001.1010 человеческом в человеке. / Под ред. И. Т. Фролова. М, 1991. Ю2.0руджев З. М, Кузнецова Т. В. Культура и цивилизация // Вестн. Моск. ун-та. Сер.7. Философия. 2005. № 2.
  97. ЮЗ.Осипова А. В. Духовность и принцип деятельности. М, 1998. Ю4. Патнэм X. Разум, истина и история. М, 2002.
  98. Ю5.Пелипенко А. А, Яковенко И. Г. Культура как система. // Человек. 1997. № 5.
  99. Юб.Пивоев В. М. Рациональное и иррациональное в методологиигуманитарного знания // М. М. Бахтин и проблемы методологиигуманитарного знания. Петрозаводск, 2000.
  100. Ю7.Плотников В. И. Онтология: Хрестоматия. М, 2004.
  101. Ю8.Подьяков А. Н. Философия образования: проблемы противодействия. //
  102. Вопросы философии. 1999. № 8.
  103. Ю9.Помпонацци П. О. О бессмертии души. О причинах естественных явлений. М, 1990.
  104. Ю.Попов JI.A. Религия и мораль: взаимодействие в современных условиях. // Общественные науки и современность. 1999. № 3.
  105. С. В. Энциклопедия нравов. М, 2002.
  106. И2.Радьяр Д. Планетаризация сознания: от индивидуального к целому. // Пер. с англ. М.-Киев: Ваклер, 1995.
  107. З.Разин А. В. Онтологические основы морали в сознании современного общества. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 2004. № 4. 1 Н. Разин А. А, Разин Р. В, Шудегов В. Е. Человек главная ценность общества // Социально-гуманитарные знания. 2005. № 2.
  108. Рено Ален. Эра индивида. К истории субъективности. СПб, 2002.
  109. Ю.М. Бытие и есстество. Онтология и метафизика как типы философского знания. СПб, 2000.
  110. В. Разум под лезвием красоты. // Вопросы философии. 1999. № 12.
  111. . П. Проблема метода / Пер. с фр. М.: Издательская группа «Прогресс», 1993.
  112. Т.Б. Ценности образования и воспитания в контексте теории социокультурной динамики. Ростов н/Д — Ставрополь. 2000.
  113. В.В. Образование и личность. М.: Логос, 1999. Ш. Силуянова И. В. Духовность как способ жизнедеятельности человека. // Философские науки. 1990. № 12.
  114. Синергетическая парадигма: Человек и общество в условиях нестабильности. Сост. и отв. ред. О. Н. Астафьева. М.: Прогресс Традиция, 2003.
  115. П.В., Ершов П. М., Вяземский Ю. П. Происхождение духовности. / Отв. ред. М. Г. Айрапетян. М.: Наука, 1989.
  116. Л.Н. Феномен духовности. М., 1997.
  117. А. И. Личность как субъект интерпретации. Дубна, 2002.
  118. Ю.Н. Общая теория цикла. Единая теория поля. Ставрополь, 2005.
  119. Социологическая энциклопедия в 2-х т. М., 2003.
  120. Социокультурная методология российского общества. // Рубежи. 1997. № 4.
  121. B.C. Смысл любви / Избранные произведения. М., 1990.
  122. . Избранные произведения. Ростов н/Д: «Феникс», 2003.
  123. Ч.П. Две культуры: Сборник публицистических работ. М., 1973.
  124. Ф.А. Дух, лицо и стиль русской культуры (предисловие к публикации Р.Е. Гергеля). //Вопросы Философии. 1997. № 1. НЗ. Столович Л. Н. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии. М.: Республика, 1994.
  125. С. И. Российский ренессанс в XXI веке. М., 2001.
  126. П.С. Золотая философия. М., 1999.
  127. Л.В. Человек в современном социокультурном процессе. // Проблема девальвации духовных ценностей общества и системыобразования. Волгоград, 1995.
  128. Е.И. Смысл жизни. // Смысл жизни: Антология. Прогресс, 1994.13 8. Тугаринов В. П. Избранные философские труды. JL: Изд-во Ленинградского ун-та, 1998.
  129. Г. Л. О природе свободы. // Вопросы философии. 2006. № 4.
  130. Г. Л. Постчеловеческая персонология. Новые перспективы свободы и рациональности. СПб., 2002.
  131. Универсальное и специфическое в российской истории. «Круглый стол» учёных. // Общественные науки и современность. 1999. № 3.
  132. В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. М.: Наука, 1991.
  133. В. Г. Апатия на Западе и в России // Вопросы философии. 2005 № 3.
  134. Философия. Человек и жизнь. М., 2002.
  135. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА — М., 2004.
  136. Философия и будущее цивилизации. М., 2005. Т.1.
  137. А.Я. Культура как смысл истории. // Общественные науки и современность. 1999. № 6.
  138. С.Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992.
  139. С. Л. Смысл жизни. М., 2000.
  140. Фромм Эрих. Душа человека. М.: Республика, 1992.
  141. Э. Духовная сущность человека. Способность к добру и злу. // Человек и его ценности. М., 1988.
  142. М. Основные проблемы феноменологии. СПб., 2001.
  143. А.Б., Гаранян Н. Г. Культура, эмоции и психическое здоровье. // Вопросы философии. 1999. № 2.
  144. С.С. Заметки к энергийной антропологии: «Духовная практика» и «отверзание чувств»: два концепта в сравнительной перспективе. // Вопросы философии. 1999. № 3.
  145. Т.В. Динамика духовных ценностей современной молодежи // Социально-гуманитарные знания. 2005. № 1.
  146. .Н. Наука и религия. М., 1999.
  147. А.Г. Идея взаимодействия в православии: онтологические и социальные аспекты // Социально-гуманитарные знания. 2004, № 3. 161. Чучин-Русов А. Е. Новый культурный ландшафт: постмодернизм или неоархаика? //Вопросы философии. 1999. № 4.
  148. В.Н. Антропология и гуманизм // Здравый смысл, 1997. № 2.
  149. В.Н. Российское общество в эпоху глобализации // Россия, 2001. № 3−4.
  150. В.Н. Россия: общество, государство, история. М.: изд-во РАГС, 2005.
  151. В.Н. Философы России XIX XX столетий. // Вопросы философии. 1995. № 2.
  152. Шеллинг Ф.В. Й. Система трансцендентального идеализма. / Сочинения в 2-х т. Т.1.М.: Мысль, 1987.
  153. М.Ю. Духовная свобода личности: отчуждение и пути его преодоления. // Философская антропология. Истоки, современное состояние и перспективы: Тез. VII. Ежегод. конф. каф. философии РАН (6−7 февр. 1995 г.).
  154. О. Закат Европы. Очерк морфологии мировой истории- Пер. с нем. Т. 1. М.: Мысль, 1993.
  155. Л.А. Генезис русской духовности. Екатеринбург. РАН. Уральское отделение, 1998.
  156. ПО.Экономцев И. Н. Духовность и творчество. // Вопросы философии. 1996.2.
  157. Ф. Диалектика природы. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.20.
  158. JI. Постсоветские мысли о ключах к русской духовной истории. // Вопросы философии. 1999. № 7.
  159. М. Самоочищение. Гипотеза о происхождении культуры. // Вопросы философии. 1997. № 5.
  160. Н.С. Головоломки проблемы сознания: концепция Дэниела Деннета. М., 2004.
  161. М. Чувственные качества (qualia) вызов материалистическим теориям сознания // Вопросы философии. 2005. № 3.
  162. Юнг К. Психология бессознательного- Пер. с нем. М.: Канон, 1994.
  163. С. Е. Человек в последовательности событий жертвы, дара и обмена. Владивосток, 2001.
  164. Янч Э. (США) Самоорганизующаяся Вселенная. // Общественные науки и современность. 1999. № 1.
  165. К. Духовная ситуация времени. // Смысл и назначение истории. М., 1991.
  166. Dennett D. Sweet dreams: Philosophical obstacles to a science of consciousness. Cambridge, 2005.
  167. Kottak C.P. Cultural Anthropology. New York: Me-Grand-Hill, Inc, 1991.
  168. LevinG. Sigmund Freud. Boston, 1975.
  169. Hasker W/ How not to be a Reduetivist? // PCID 2.3.5. October. 2003.
  170. Hawkins J, Blakeslee S. On Intelligence/N.Y., 2004.
  171. The Sociology if Science. Chicago, 1973.
  172. The Later Works of John Dewey, 1925−1953. // Carbondate: southern Illinois University Press, 1981−1990.
Заполнить форму текущей работой