Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Воспитание уважительного отношения к семейным традициям у детей дошкольного возраста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ являются концептуальные философские, социальные, психолого-педагогические положения: общая фило-софско-социологическая теория традиции В. Д. Плаховаидеи о нормах и ценностях культуры JI. Н. Коганаидеи народной педагогики (Г. Н. Волков, И. С. Кон, Е. В. Субботский) — постулаты об определяющей роли социальной среды в процессе… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. Теоретические аспекты проблемы воспитания уважительного отношения детей к традициям семьи
    • 1. 1. Интегративный подход к традиции как социальному феномену
    • 1. 2. Семейные традиции — основа нравственной воспитанности дошкольника
  • ГЛАВА II. Представления старших дошкольников о семейных традициях
    • 2. 1. Отношение педагогов и родителей к семейным традициям
    • 2. 2. Диагностика сформированности отношения к семейным традициям у старшего дошкольника
  • ГЛАВА III. Педагогические условия воспитания уважительного отношения к семейным традициям
    • 3. 1. Реализация педагогических условий воспитания уважительного отношения к семейным традициям
    • 3. 2. Работа с педагогическим коллективом и родителями по воспитанию уважительного отношения к семейным традициям у детей дошкольного возраста

Воспитание уважительного отношения к семейным традициям у детей дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Семья представляет собой систему, имеющую черты социального института и малой социальной группы. Для дошкольника семья является первой общественной средой. Важнейшим фактором семейного воспитания считается его эмоциональный, интимный характер, основанный на родственных чувствах и выражающийся в глубокой любви к детям (И. Р. Колтунова, Т. А. Маркова, А.Г. Харчев). Стойкость, постоянство воспитательных воздействий на детей со стороны всех членов семьи — это основные факторы, которые отличают семью от других институтов. В семье существуют возможности для включения ребенка в бытовую, хозяйственную, воспитательную деятельность, опосредованное приобщение их к производственному труду родителей (Т. А. Маркова). Вне зависимости от успехов личность в семье признается и принимается как самостоятельная ценность. Признание личности одной из главных жизненных ценностей создает исключительно благойриятные условия для ее дальнейшего развития. Семья является важнейшим средством децентрации — умения взглянуть на любые события с позиции другого человека (В. С. Заслуженюк, В. А. Семи-ченко).

Семья как социальный институт характеризуется совокупностью норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями и детьми, д^угйми родственниками. В качестве норм, образцов поведения выступают семейные традиции. Развитие общественных отношений, научно-технический прогресс привели к распаду многопоколенной семьи и образованию однопоколенной (нуклеарной). В процессе нуклеаризации существуют как позитивные, так и негативные моменты. Семья получила возможность самостоятельно, без вмешательства «из вне» решать свои проблемы, в том числе и возникающие в воспитании. Вместе с этим процесс нуклеаризации влечет за собой и разрушение преемственных связей между поколениями, забвение семейных традиций. В современной семье ценный педагогический опыт, содержащийся в семейных традициях, порой остается не востребованным. Традиции обычно функционируют в той области общественных отношений, где меньше всего приемлемы другие регулятивные механизмы.

Внутрисемейные отношения в силу их интимного характера трудно поддаются регулированию с помощью кодифицированного права. Особенно это касается сферы нравственных отношений, в которой меньше всего могут быть использованы законы государства. Юридические нормы всегда строго фиксированы во времени и пространстве, чего нельзя сказать о традициях. Традиции благодаря своей неопределенности, поливариативности, а также способности саморазвиваться, которой не обладает ни один юридический закон, не сковывают людей так жестко, как положительное право. Соблюдение традиций допускает известную добровольность, свободу, выбор и реализуется через самостоятельную деятельность человека (В. Д. Плахов, И. В. Суханов). Осуществляя свои функции, семейные традиции аккумулируют родовой опыт социального развития, спрессовывают его в компактную «матрицу» и в таком виде сохраняют на века, фиксируют прошлое и настоящее семьи, обеспечивают устойчивость отношений, подобно вектору, направляют развитие семейных отношений, упорядочивают и структурируют их.

Актуальность темы

исследования обусловлена теоретической неразработанностью проблемы воспитания уважительного отношения к семейным традициям, а также современном состоянием воспитательно-образовательной работы в практике ДОУ по нравственному воспитанию в этом аспекте. По данным психолого-педагогических исследований, к концу дошкольного возраста значительный процент дошкольников не достигает необходимого возможного уровня нравственной воспитанности (Р. С. Буре, Т. А. Маркова, В. Г. Нечаева, А. А. Рояк) и социальной зрелости (О. С. Богданова, В. И. Петрова, В. И. Верхов и др.).

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ. Проблема отношения личности к традициям рассматривалась в работах Л. В. Загик, В. М. Ивановой, Н. Ф. Виноградовой, Т. М. Марковой, О. Л. Зверевой и других, в которых даны различные трактовки освоения дошкольниками традиций как части общенародной, национальной культуры. Семейные традиции рассматривались в русле психолого-педагогических исследований, применительно к конкретной тематике научных работ:

— организация взаимодействия детей со старшими в семье (Т. А. Маркова, С. П. Тищенко), воспитание ценностного отношения к старости (Ю. О. Га-лущинская);

— ознакомление дошкольников с традиционными праздниками, приобщение детей к домашнему хозяйству, воспитание интереса к русской традиционной культуре (Е. С. Бабунова, Н. Ф. Виноградова, Л. В. Загик, И. С. Хомякова, Н. А. Стародубова и др.);

— признание особой роли родительского авторитета, этики внутрисемейного общения, образа жизни, стиля внутрисемейных отношений (В. М. Иванова, Л. А. Таланова, О. Л. Зверева, Т. А. Репина);

— значимость организации совместной работы с родителями по воспитанию у детей нравственно-волевых, гуманных, гражданских качеств (В. В. Дуброва, Н. Ф. Виноградова, И. С. Хомякова);

— применение в семейном воспитании произведений народного творчества, искусства (Л. Д. Вавилова, Д. О. Дзинтаре).

Демократизация общества привела к снижению воздействия на развитие личности таких факторов, как традиция, опыт родительской семьи. Слишком высок динамизм современной жизни. В настоящее время необходима ориентация личности на фамилистическую, «семьецентристскую» культуру, направленность на систему семейных ценностей, приоритет семьи и детей. Воспитание уважительного отношения к традициям семьи не являлось предметом самостоятельного научного исследования, хотя в этом имеется объективная необходимость.

Имеется ПРОТИВОРЕЧИЕ между имеющимися потенциальными возможностями в воспитании уважительного отношения детей старшего дошкольного возраста к семейным традициям и отсутствием педагогических знаний, технологий, необходимых для реализации этих возможностей, что составляет область неизвестного знания, содержание которого должно быть представлено в модели работы по воспитанию уважительного отношения к традициям семьи для совершенствования процесса нравственного воспитания.

Выявленное противоречие позволило обозначить ПРОБЛЕМУ ИССЛЕДОВАНИЯ: каковы педагогические условия воспитания уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста?

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ — теоретически обосновать и экспериментально проверить технологию воспитания уважительного отношения к семейным традициям у старших дошкольников.

ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ выступает процесс нравственного воспитания дошкольников.

ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является процесс воспитания уважительного отношения к традициям семьи у детей старшего дошкольного возраста.

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: воспитание у дошкольников уважительного отношения к семейным традициям будет эффективным, если:

— уважительное отношение к семейным традициям рассматривается как направленность личности ребенка на историю семьи, ее традиции, активное вовлечение его в систему традиций, наличие социальных эмоций, способствующих возникновению чувства сопричастности к семейным традициям, желание развивать и продолжать ихпод основными компонентами отношения к семейным традициям понимаются когнитивный, эмоцио-нально-мотивационный и поведенческо-деятельностныйопределена технология, учитывающая последовательность в процессе воспитания уважительного отношения к семейным традициям (ознакомление с родословнойориентация ребенка на семейные традиции, развитие интереса к нимобогащение личного опыта ребенка, включающее формирование основных компонентов отношения к традициям семьиреализация накопленного личного опыта в деятельности, поведении и диагностика уровня сформированное&tradeотношения к семейным традициям) — педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса воспитания отношения к семейным традициям, предполагают учет особенностей детей 6—7-го года жизни, интегративный подход в системе работы по воспитанию отношения детей к семейным традициям, включающий разнообразие средств и методов, а также ориентацию родителей и педагогов на необходимость целенаправленного воспитания у детей отношения к семейным традициям.

В соответствии с целью и гипотезой определены ЗАДАЧИ исследования:

1. Разработать содержание понятия «отношение к семейным традициям», показатели, критерии и уровни сформированности уважительного отношения к семейным традициям, педагогическую диагностику изучения сформированности уважительного отношения к семейным традициям старшего дошкольника, теоретически обосновать идею воспитания уважительного отношения к семейным традициям.

2. Выявить типы семей в зависимости от отношения к семейным традициям.

3. Определить корреляционные показатели между уровнем сформированности уважительного отношения к семейным традициям и уровнем нравственной воспитанности старшего дошкольника.

4. Выявить наиболее эффективные условия, способствующие воспитанию уважительного отношения к семейным традициям.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ являются концептуальные философские, социальные, психолого-педагогические положения: общая фило-софско-социологическая теория традиции В. Д. Плаховаидеи о нормах и ценностях культуры JI. Н. Коганаидеи народной педагогики (Г. Н. Волков, И. С. Кон, Е. В. Субботский) — постулаты об определяющей роли социальной среды в процессе формирования личности и о социальной обусловленности семейного воспитания (И. В. Гребенников, С. И. Голод, В. Д. Семенов, А. Г. Хар-чев) — теоретические основы нравственного воспитания (Л.И. Божович, Е. В. Бондаревская, С. А. Козлова, Т. А. Маркова, Р. С. Буре, JI. В. Загик, Г. Н. Година и др.) — философские, психологические и педагогические теории отношений (А. Г. Асмолов, А. А. Бодалев, О. Г. Дробницкий, JI. B .Занков, А. Г. Здра-вомыслов, Н. В. Мясищев, И. Ф. Харламов).

Для решения поставленных задач нами были использованы МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: логический анализ психолого-педагогической и философской литературыдиагностические: наблюдение, анкетирование, беседа, интервьюированиепедагогический экспериментстатистические методы обработки данных.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОВОДИЛОСЬ В ТРИ ЭТАПА:

Первый этап (1995—1996) — поисково-теоретический. В процессе анализа психолого-педагогической литературы были определены методология и методика исследования, его понятийный аппарат, проблема, объект, предмет, задачи, методы и гипотеза.

Второй этап (1997—1998) — опытно-экспериментальный. На этом этапе осуществлялась экспериментальная проверка гипотезы, систематизировался полученный материал. Работа включала моделирование педагогических условий воспитания уважительного отношения к традициям семьи у детей старшего дошкольного возраста.

Третий этап (1999) — заключительно-обобщающий — был посвящен систематизации, апробации, письменному оформлению диссертации, внедрению результатов в практику. Данные, полученные в результате исследования, подвергались статистической обработке.

БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ. Исследование осуществлялось на базе ДОУ № 6 «Рябинка», № 33 «Светлячок» г. Шадринска Курганской области и ДОУ «Березка» с. Половинного Целинного района Курганской области. Исследованием на этапе констатирующего эксперимента были охвачены 100 детей 5—6 лет вместе с родителями, 37 воспитателей, из которых 9 выступали в качестве экспертов, 10 заведующих и 15 методистов ДОУ. На этапе формирующего эксперимента — 25 детей старшего дошкольного возраста, их родители и воспитатели экспериментальных групп.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ состоит в конкретизации понятия «семейные традиции», в определении понятия «отношение к семейным традициям», в доказательстве зависимости между уровнем сформированности отношения к семейным традициям и уровнем нравственной воспитанности дошкольника.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в определении понятия, показателей, критериев и уровней сформированности отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста, разработке и экспериментальной проверке технологии воспитания уважительного отношения к семейным традициям детей дошкольного возраста, способствующей совершенствованию процесса нравственного воспитания дошкольников в ДОУ и семье.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Содержащиеся в работе теоретические и научно-методические материалы по воспитанию уважительного отношения к семейным традициям использованы в системе педагогического просвещения родителей, в системе повышения квалификации работников дошкольных учреждений, при разработке лекционного курса по дошкольной педагогике для студентов педагогических институтов и колледжей.

ДОСТОВЕРНОСТЬ И ОБОСНОВАННОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ обеспечивается методологическим подходом к решению поставленной проблемы, анализом и использованием достижений современной психолого-педагогической науки, комплексом научных методов исследования, адекватных предмету, цели и задачам исследования, репрезентативностью выборки, а также наличием данных, свидетельствующих о позитивных изменениях в процессе воспитания отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Основные положения результатов исследования докладывались и обсуждались на заседании кафедры дошкольной педагогики ШГПИ (1998—1999), на межвузовской практической конференции преподавателей педвузов (Шадринск, 1994). С изложением отдельных аспектов проблемы и результатами исследования автор выступал на заседаниях педагогических советов (1998), семинарах в ДОУ и перед родителями, на студенческих научных конференциях.

НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:

1. Отношение дошкольников к семейным традициям представляет собой направленность личности ребенка на историю семьи, ее традиции и включает представления ребенка о семейных традициях (как важных законах жизни семьи, рода), о значимости семейных традиций (являющихся законами регулирования и стабилизации семейных отношений), о социальной причастности к ним в деятельности и поведении.

2. Показатели, критерии и уровни сформированное&tradeуважительного отношения к традициям семьи у детей старшего дошкольного возраста. Основными критериальными показателями являются: полнота представлений о том, что ценность семейных традиций заключается в их способности фиксировать, передавать социальный опыт семьи, регулировать семейные отношения, делая их более нравственными (когнитивный компонент) — сформиро-ванностъ эмоциональных проявлений как способность к сочувствию, сопереживанию по отношению к близким, сопричастность семейным традициям (эмоционально-мотивационный компонент) — активность в решении проблемных ситуаций как на реальном, так и на вербальном уровне (поведенче-ско-деятельностный компонент).

3.Процесс воспитания уважительного отношения детей дошкольного возраста к семейным традициям представляет собой технологию, учитывающую следующую последовательность структурных компонентов: ознакомление с родословной семьиориентация на семейные традицииобогащение личного опыта, включающее формирование основных компонентов уважительного отношенияреализация накопленного ребенком опыта в поведении, деятельностидиагностика уровня сформированности уважительного отношения к семейным традициям.

СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Теоретическое изучение проблемы исследования и результаты педагогического эксперимента подтвердили корректность выдвинутой гипотезы и позволили сформулировать следующие выводы:

1. Семейная традиция — это духовный феномен, присущий сознанию членов семьи (рода), включающий в себя нормы и ценности, нерегламентированные юридическими установлениями, и принимающий статус семейного закона, регулирующего, интегрирующего и организующего жизнь семьи.

2. На основе «рабочего» определения уважительного отношения к семейным традициям выделены критерии его сформированности и критериальные показатели: осознанностьполнота представлений о том, что семейные традиции являются культурными ценностями семьи и законами, которые необходимо соблюдать в целях сохранения единства семьи, уважения членов семьи друг к другусформированность эмоционально-мотивационного компонента, проявляющегося в сопричастности ребенка к семейным традициям, истории рода, в наличии положительных эмоциональных проявлений по отношению к членам семьи, в способности к сочувствию, сопереживанию, в готовности ребенка перевести существующие в семье традиции в персональную привычку личности, проявлять уважительное отношение к традиции как в реальной, так и в вербальной ситуацииактивность в решении проблемных ситуаций.

3. Разработаны педагогические условия воспитания уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста:

— наличие последовательности в процессе воспитания у детей экспериментальной группы уважительного отношения к семейным традициям, включающей в себя: ознакомление с родословной, ориентацию ребенка на семейные традиции, развитие и обогащение личного опыта ребенка, реализацию накопленного опыта в деятельности и поведении;

— социально-нравственная ориентация родителей и педагогов на семейные традиции как наиболее устойчивые компоненты культуры семьи, имеющие нормативное и аксиологическое значение;

— актуализация семейных традиций через систему работы в ДОУ, которая предполагает актуализацию семейных традиций через: предметную среду (оформление семейных уголков, календарей, газет) — организацию совместной деятельности педагога и дошкольников (проведение дидактических игр, чтение художественной литературы, моделирование, рассказы педагога и детей о семейных традициях, близких) — самостоятельная деятельность детей (изготовление семейных коллажей, памятных подарков, поздравительных открыток, приглашений, реставрационная деятельность);

— учет особенностей детей 6—7 лет, интегративный подход в системе работы по воспитанию уважительного отношения к семейным традициям, включающий разнообразие средств и методов.

4. На основе выявленных педагогических условий возможно активное взаимодействие ДОУ и семьи, экспериментально доказана эффективность работы с родителями по воспитанию уважительного отношения к традициям семьи у старших дошкольников.

Полученные результаты являются основой для дальнейшего исследования по данной проблеме, для более углубленной разработки научно-практических аспектов проблемы воспитания уважительного отношения к семейным традициям.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.П. Педагогика семейных отношений. Ч. 1. Технология повседневного общения. — М.: Знание, 1976. — 96 с.
  2. Ю.П. Семейная педагогика. 2-е изд. перераб. и допол. — М.: Политиздат, 1985.-238 с.
  3. А.И. Генеалогия русского купечества XVIII века. М., 1982. -340 с.
  4. Ш. А. Письма к дочери //Воспитание школьников. 1991, № 2. -С. 58.
  5. Ш. А. Созидая человека. М.: Знание, 1982, — 95 с.
  6. .Г. Избранные психологические труды. Т. 2. М., 1980.
  7. А.И. Микросоциология семьи. М.: Изд. дом «Nota Bene», 1998. -360 с.
  8. Е.А. Письма о воспитании детей, (переписка с родителями). 5-е изд. — М.: Учпедгиз, 1961. — 152 с.
  9. Л.В. Усвоение правил поведения в процессе игры у старших дошкольников: Автореф.дисс.канд.пед.наук. М., 1965. — 20 с.
  10. Ю.Архангельский Л. М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М.: Знание, 1978. — 64 с.
  11. А.Г. Знаем ли мы себя? М.: Знание, 1989. — 48 с.
  12. Т.М. Семейные портреты. 2-е изд., перераб. и допол. — М.: Молодая гвардия, 1995. — 320 с.
  13. Е.С. Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к русской словесной традиционной культуре: Диссертация канд. пед. наук. Нижневартовск, 1996.
  14. Д.Д. Воспитание уважения к старшим в условиях семьи и детского сада: Автореферат дисс.канд. пед. наук. М., 1976. — 24 с.
  15. С.А. Основы превентивной психологии. М.: Социальное здоровье России, 1994. — 221 с.
  16. А.С. Педагогика детства. Екатеринбург: Сократ, 1995. — 152 с.
  17. Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994.- 480 с.
  18. Бестужев- Лада И. В. Семья вчера, сегодня, завтра. М.: Знание, 1979. — 96 с.
  19. Бестужев-Л ада И. В. Ступени к семейному счастью- М.:Мысль, 1988.-301 с.
  20. Е.Т. Социальная сущность семьи. М.: Знание, 1969. — 97 с.
  21. И.А. О школьных традициях. М., 1961. — С. 6.
  22. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. /Сост. М. Г. Данильченко, А. А. Никольская. / Под ред. А. В. Петровского. -М.: Педагогика, 1979. 380 с.
  23. В.А. и др. Нравственное воспитание: философско-этические основы. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1990. — 142 с.
  24. В.А. Мир моральных ценностей. М.: Знание, 1981. — 64 с.
  25. О.С. Здоровый быт семьи важное условие семейного воспитания детей. Стенограмма публичной лекции, прочитанной в Центральном лектории общества «Знание» в Москве. — М.: Знание, 1956.
  26. Л.И. Избранные психологические труды: Проблема формирования личности /Под ред. Л. И. Фельдштейна, М.: Междунар. пед. акад., 1993. -209 с.
  27. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. М.: Просвещение, 1986. — 464 с.
  28. В.В. Любовь, семья, общество. М.: Знание, 1983. — 64 с.
  29. В.В. Малодетная семья: социально-психологический аспект. 2-е изд., перераб. и допол. — М.: Мысль, 1988. — 237 с.
  30. Н.И. Нравственное воспитание школьников. М., 1979. — 224 с.
  31. Большая советская энциклопедия. Т. 26. — М., 1968, — С. 392.
  32. Е.А. Формирование нравственного сознания старших школьников: Автореферат дисс. доктор.пед.наук. Ростов-на-Дону, 1979. — 28 с.
  33. Е.В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы. Ростов-на-Дону, 1986. — 120 с.
  34. А.К. Теория дидактических игр и практика их использования в детском саду. М.: Просвещение, 1994. — 29 с.
  35. Ю.В., Подольный Р. Г. Создано человечеством. М.: Политиздат, 1984.-272 с.
  36. В.И. Обряды вчера и сегодня. М.: Наука, 1968. — 200 с.
  37. В.И., Римская И. Н. Этика права. От истоков этики и права к мировоззрению: Учеб. Пособие. М.: Юрайт, 1998. — 336 с.
  38. Р.С., Островская Л. Ф. Воспитатель и дети. М.: Просвещение, 1985. -С. 113−129.
  39. Л. Праздники в нашей жизни // Народное образование. — 1991. -№ 10.-С. 59−60.
  40. И.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М., 1988. — 207 с.
  41. М.И. Ребенку нужна родительская любовь. М.: Знание, 1984. — 78 с.
  42. Р., Гриндер Д., Сатир В. Семейная терапия. Книга, углубляющая наши познания о том, как быть человеком. Воронеж: НПО «Модек», 1993. -128 с.
  43. Л.Д. Педагогические условия приобщения дошкольников к национальной культуре в детских садах республики Коми: Автореферат дисс.канд.пед.наук. М., 1993. — 18 с.
  44. Вариативные и альтернативные программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста // Информационный обзор /Авторы-составители Ерофеева Т. И., Зверева О. Л., Макеева Т. А. М.: АПО, 1994. — 56 с.
  45. Э.К. Образ жизни городской семьи. М.: Финансы и статистика, 1981.-96 с.
  46. Э.К. Семья и ее функции (Демографо-статистический анализ). -М.: Статистика, 1975. 184 с.
  47. Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов Ю. К. Бабанский, В. И. Журавлев, В. К. Розов и др. / Под ред. В. И. Журавлева. М.: Просвещение, 1988. — 239 с.
  48. М. Избранное. Образ общества: Пер. с нем. М.: Юрист, 1994. -704 с.
  49. Л.А., Мухина B.C. Психология. М.: Просвещение, 1988. — 335 с.
  50. Взаимосвязь уровня развития классного коллектива и нравственной воспитанности школьника // Нравственное формирование личности школьника. -Л., 1980.-С. 85- 103.
  51. К. Проблемы супружеского благополучия: Пер. с чеш. /Общ. ред. и предисл. М. С. Мацковского. М.: Прогресс, 1988. — 138 с.
  52. А.Г. Мораль и традиции (В помощь лектору). Л., 1981. — 36 с.
  53. Д.И. Научные основы нравственного воспитания школьников. -М., 1982.- 176 с.
  54. Г. Н. Педагогика жизни. Чебоксары, 1989. — С. 153 — 162.
  55. К.Н. О времени, детях и о семье. Некоторые социально-психологические вопросы формирования личности ребенка. М.: Знание, 1971.-96 с.
  56. Воспитание детей в старшей группе детского сада: Пособие для воспитателей детского сада /Сост. Г. М. Лямина. М.: Просвещение, 1984. — 288 с.
  57. Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи и детского сада (7-й год жизни). Киев, 1983.
  58. Воспитание личности дошкольника. Межвузовский сборник научных трудов /Под ред. Е. А. Тархановой. Шадринск, 1992. — 119 с.
  59. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников /Р.С. Буре, Г. Н. Година, А. Д. Шатова и др. Под ред. A.M. Виноградовой. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1989. — 96 с.
  60. Воспитание подростков в семье: Межвузовск. сб. науч. трудов. Ростов-на-Дону, 1988.- 128 с.
  61. Воспитатели и родители: Из опыта работы / Сост. Л. В. Загик, В. М. Иванова. М.: Просвещение, 1985. — 96 с.
  62. Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя детского сада J1.B. Загик, Т. А. Куликова, Т. А. Маркова и др. / Под ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: Просвещение, 1989. — С. 11 — 16, 50.
  63. JT.C. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 479 с.
  64. JT.C. Собрание сочинений: В 6 томах. Т. 2, 3 /Гл. ред. А. В. Запорожец. — М.: Педагогика, 1982.
  65. Н.А., Тюльпин А. Н. Любовь, семья, долг. М.: Сов. Россия, 1988. — 123 с.
  66. Т.П. О воспитании нравственных чувств,-М.: Знание, 1984.-79 с.
  67. В.И. Воспитание ребенка. М., 1997. — 432 с.
  68. Гергишанов Тодор. Семейные будни или нежность на каждый день. М.: 1992.-С. 143.
  69. Г. А. Формирование самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста (2−4 года) в процессе воспитания и обучения: Автореферат дисс.канд.пед.наук. М., 1969. — 24 с.
  70. С.И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты: Автореферат дисс. доктора филос. наук. Л., 1986. — 30 с.
  71. И.В. Сущность педагогического руководства семейным воспитанием //Педагогические проблемы руководства семейным воспитанием. -М., 1980.
  72. Г. Н. Народная игра как средство развития взаимоотношений между родителями и детьми в семье: Автореферат дисс.канд.пед.наук. М., 1989. — 14 с.
  73. В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1- 4. М.: Русский язык, 1978. — 683 с.
  74. Детство: Программа развития и воспитания в детском саду В. И. Логинова, Т. А. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. /Под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой, Л. М. Гурович. СПб.: Акцидент, 1996. — 224 с.
  75. Д.О. Педагогические условия трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста в семье (на материале Латвийской СССР): Автореферат дисс.канд.пед.наук. —М&bdquo- 1973. 23 с.
  76. Н.А. Избранное /Сост., вступит.ст., коммент. А. Ф. Смирнова. -2-е изд., доп. М.: Современник, 1984. — 622 с.
  77. Домострой /Вступит, статья, сост. и коммент. В. В. Колесов.-М., 1990.-317 с.
  78. Дошкольная педагогика /Под ред. В. И. Ядешко, Ф. А. Сохина. М.: Просвещение, 1986.-С.373.
  79. О.Г. Понятие морали. М., 1974. — 216 с.
  80. О.Г. Проблема ценности и марксистская философия //Вопросы философии. 1966, № 7. — С. 38−75.
  81. А.В. Человек и общественные отношения. Л.: Ленинградск. Ун-т, 1966.-124 с.
  82. Э. О разделении общественного труда. М.: Наука, 1991. — 575 с.
  83. Н.А. Проблемы личностно-ориентированной педагогики: Курс лекций. Екатеринбург: Банк культурной информации, 1998. — 102 с.
  84. В.В. Перспективы исследования семьи: Анализ, моделирование, управление, М.: Мысль, 1987. — 173 с.
  85. В.В. История наставница жизни (социальная и познавательная специфика истории и ее роль в нравственном формировании личности). -М.: Знание, 1981.-96 с.
  86. Т.И. Педагогические условия формирования доброжелательных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста. М., 1986.-169 с.
  87. Р.И. Родной край. М., 1985.
  88. Н.В. Психологические уроки обыденной жизни: Беседы психолога. М.: Просвещение, 1990. — 225 с. 90.3абелин И. Е. Как жили в старину русские цари-государи. М.: Панорама, 1991.-48 с.
  89. Запад и Восток. Традиции и современность: Курс лекций для негуманитарных специальностей. М.: Знание, 1993. — 240 с. 92.3аслуженюк B.C., Семиченко В. А. Родители и дети: Взаимопонимание или отчуждение?: Книга для родителей. -М.: Просвещение, 1996. 191 с.
  90. М.И. Игра как средство нравственного воспитания дошкольника в семье: Автореферат дисс.канд.пед.наук. М., 1983. — 24 с.
  91. К.Е., Миньковский Г. М. Семья, дети, школа. М., 1989. — 444 с.
  92. М.Т., Коган Л. Н. Советская социалистическая культура: исторический очерк и современные проблемы. М.: Политиздат, 1979. — 208 с.
  93. История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия. М. 1987. — С. 16−20, 20−24.
  94. История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия. М. 1986.
  95. История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия /Сост. Н. Б. Мчелидзе и др. Под ред. М. Н. Колмаковой, В. И. Логиновой. 2-е изд., пере-раб. и доп. — М.: Просвещение, 1988. — 447 с
  96. Н.И. Прожитое и пережитое. Л.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1990. -384 с.
  97. С.Э. Проблемы семейного воспитания. М.: Советская Россия, 1983.-207 с.
  98. Г. А. Педагогическая диагностика воспитанности и ценностных ориентаций школьников. Екатеринбург, 1997. — С. 3 — 18.
  99. Г. А. Педагогическая диагностика воспитательного потенциала семьи // Взаимодействие дошкольных образовательных учреждений и семьи в интересах развития личности ребенка. Материалы научно-практической конференции. Шадринск, 1997.
  100. Л.П. Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста /К вопросу об усвоении правил поведения / Учеб. пособие. Пермь, 1974.-216 с.
  101. С.В. Психология семейных отношений. М., 1987. — 159 с.
  102. С.В. Психология современной семьи: Информ.-метод. к курсу «Этика и психология семейной жизни». М.: Просвещение, 1988. — 207 с.
  103. А.Н. Социология культуры: Учеб. пособие. Екатеринбург, 1992. -120 с.
  104. Е.А. Воспитание историей. Наследие и личность: путь к причастности. М.: Знание, 1984. — 63 с.
  105. С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. М., 1988.
  106. Л.Я. Психология взаимоотношений в малых группах. Общение и возрастные особенности. Минск: БГУ, 1976. — 250 с.
  107. И.Р. Образование в период детства как пространство образовательного лидерства. Екатеринбург: Тезарус, 1999. — 160 с.
  108. Я.А. Материнская школа. Пер. с лат. Д. Н. Королькова. М.: Учпедгиз, 1947. — С. 35−92.
  109. Кон И. С. Ребенок и общество: Историко-этнографическая перспектива. -М.: Наука, 1988.-270 с.
  110. В.В. Формирование отношений между взрослыми и детьми в семье и детском саду: Автореферат дисс.канд.пед.наук. М., 1967. -23 с.
  111. Концепция дошкольного воспитания //Дошкольное образование в России: Сб. действующих нормативных документов и научно-методических материалов. М.: Изд. ACT, 1997. — С. 8−84.
  112. Я. Как любить ребенка: Книга о воспитании: Пер. с польск. М.: Политиздат, 1990. — 492 с.
  113. Н.И. Домашняя жизнь великорусского народа, М.: Экономика, 1993.-399 с.
  114. И.Я. Храните в памяти своей. М.: Политиздат, 1984. — 80 с.
  115. Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты: Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. 2-е изд. — М.: Ось — 89, 1998. — 208 с.
  116. Культура досуга: Сборник. М.: Знание, 1982. — 64 с.
  117. Культура семейных отношений: Сборник статей. 2-е изд., перераб. и дополн. — М.: Знание, 1985. — 175 с.
  118. Г. П. Культура общения дошкольников. Киев: Радянська школа, 1988.
  119. В.П. Обычаи и обряды и их роль в совершенствовании семейных отношений // Социальные исследования, вып 4. Проблемы брака, семьи и демографии. М., 1970.
  120. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  121. П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение /Послесл. Е. С. Буха. М.: Педагогика, 1991. — 174 с.
  122. М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1980. — С. 3−32.
  123. .Т. О критериях оценки нравственной воспитанности школьников // Сов. педагогика. 1987, № 5. — С. 45−49.
  124. А.А. Очерки психологического развития ребенка. 2-е изд. -М.: Просвещение, 1965. — 364 с.
  125. А.С. Книга для родителей. М.: Педагогика, 1988. — 300 с.
  126. А.С. О воспитании / Сост. и автор вступит, статьи B.C. Хеле-мендин. М.: Политиздат, 1988. — 256 с.
  127. . Смерть и реинтеграция группы // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М., 1996.
  128. Т.Д. Диагностика психического развития детей: Пособие по практической психологии. М.: ЛИНКА — ПРЕСС, 1998. — 176 с.
  129. Т.Д. Русская ментальность и ее отражение в науках о человеке. -М.: Блиц, 1994. 156 с.
  130. И.С. Нравственное становление личности школьника. М.: Педагогика, 1985. — 103 с.
  131. Методы педагогических исследований. Лекции. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. В. И. Журавлева. М.: Просвещение, 1972. -159 с.
  132. М.А. Детские праздники. Игры, ребусы, забавы: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997. -240 с.
  133. Л.А. Формирование единства знаний и поведения у старших дошкольников в детском саду. Дисс. канд. пед. наук. Шяуляй, 1987 — 162 с.
  134. Н.И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика. -М., 1981.- С. 65−81.
  135. М. Опыты. Кн. 1−2. М., 1979. — С. 108 — 109.
  136. А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984.- 111 с.
  137. B.C. Проблемы генезиса личности: Учеб. Пособие к спецкурсу. -М.: МГПИ, 1985.- 105 с.
  138. В.Н. Психология отношений. М.: НПО «Модек», 1995 — 356 с.
  139. Народная педагогика и современные проблемы воспитания: Материалы Всесоюзной конференции, Чебоксары, 1991.
  140. Настольная книга родителей: Хрестоматия по семейному воспитанию. -Минск, 1987.-С. 12−25.
  141. Н.И. Становление личности ребенка 6−7 лет /НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1992. — 160 с.
  142. В.П. Воспитание на традициях. М.: Воениздат, 1978. — 190 с.
  143. С.И. Словарь русского языка /Под ред. О. Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 1986. — 797 с.
  144. B.JI. и др. Задания и педагогические ситуации: Пособие для студентов пед. институтов и учителей / B.JI. Омельяненко, Л. П. Вовк, С. В. Омельяненко. М.: Просвещение, 1993. — 272 с.
  145. Ортега-и-Гассет Хосе. Дегуманизация искусства и др. работы: Сборник. -М.: Радуга, 1991.-638 с.
  146. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. М.: Педагогика, 1980. — 272 с.
  147. Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. М., 1987. — С. 94 — 106.
  148. В.В. По старинному русскому обычаю: Сборник обрядовых представлений и праздников. М.: РНГ, 1997. — 208 с.
  149. Д.Б. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971.-С. 189−190.
  150. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений /С.А. Смирнов,
  151. И.Б. Котова Е. Н. шиянов, Т. И. Бабаева и др. Под ред. С. А. Смирнова. М.: Академия, 1998. — 612 с.
  152. Педагогические технологии в системе подготовки будущего учителя: Сборник статей. Шадринск: Изд-во ПО «Исеть», 1996. — 36 с.
  153. А.И. Традиции и культурно-исторический прогресс // Народы Азии и Африки.- 1981, № 4. -С. 71.
  154. И.Г. Избранные педагогические произведения /Под ред. М. Ф. Шабаевой. Т.2. М.: АПН РСФСР, 1963. — С. 172−186.
  155. Ю.П. Семейно-нравственные проблемы семейного воспитания. -М.: Знание, 1984.-64с.
  156. В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. -М., 1993.
  157. В.Д. Традиции и общество: философско-социальные исследования. М.: Мысль, 1982. — 220 с.
  158. Н.Н. Мышление дошкольника. М.: Педагогика, 1977 — 262 с.
  159. Т.И. Усвоение нравственных норм старшими дошкольниками в совместной трудовой деятельности. М., 1983. — 155 с.
  160. Т.А. О взаимосвязи этических представлений и поступков детей //Дошкольное воспитание. 1992, № 3−4. — С. 10−14.
  161. А.А. Теоретическая поэтика /Сост. Автор, вступит, ст. и ком-мент. А. Б. Муратова. М.: Высшая школа, 1990. — 324 с.
  162. Программа воспитания и обучения в детском саду /Отв. ред. М. А. Васильева. М.: Просвещение, 1985. — 174 с.
  163. Т.Ф. Традиция как социально-психологическое явление. Канд. дисс.-Л., 1969.
  164. В.П. Воспитание гуманного отношения к людям у детей старшего дошкольного возраста: Автореферат дисс.канд.пед.наук. М., 1989. -24 с.
  165. Л.А. Уайта по культурологии. М., 1996. — С. 162.
  166. Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 6−7 лет в детском саду /Т.Н. Доронова, В.В. Гербо-ва, Т. И. Гризик и др. Сост. Т. Н. Доронова. М.: Просвещение, 1997. — 224 с.
  167. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников /ПОД ред. Поддъякова Н. Н., Говорковой А. Ф. М.: Педагогика, 1985. — 200 с.
  168. Развитие общения у дошкольников / Под ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной. М.: Педагогика, 1974. — 288 с.
  169. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания /Под ред. Л. А. Венгера. М., 1986.
  170. Развитие познавательных способностей у детей: Попул. пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997. — 210 с.
  171. А.В. Социальные факторы детерминации нравственной активности личности: Учебное пособие. М.: Прометей, 1989. — 126 с.
  172. Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. М., 1991.
  173. С.Л. Бытие и сознание. М.: АПН СССР, 195 7.
  174. Г. П. Педагогические условия воспитания любви, бережного и заботливого отношения дошкольников к природе //Оптимизация учебно-воспитательного процесса в детском саду. Л., 1985.
  175. Семейно-бытовая культура /Под ред. Д. И. Водзинского. Минск, 1987. -240 с.
  176. Семейное воспитание. Краткий словарь. М., 1990. — С. 237 — 238.
  177. В.Д. Педагогика среды: Учебное пособие. Екатеринбург: Урал.пед.ин-т, 1993. — 63 с.
  178. Ю.И. Происхождение брака и семьи. М., 1974. — С. 16−20.
  179. Семья как объект философского и социологического исследования. Л.: Наука, 1974.
  180. Семья принимает гостей. М., 1991, — С. 15−40.
  181. Семья, здоровье, общество / Под ред. М. С. Бедного. М.: Мысль, 1986. -242 с.
  182. Сказки, сказания, былины, предания: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997. — 240 с.
  183. Словарь по этике Аверинцев С. С. и др. /Под ред. А. А. Гусейнова, И. С. Кона. 6-е изд. — М.: Политиздат, 1989. — 447 с.
  184. Советский энциклопедический словарь /Гл. ред. A.M. Прохоров. 3-е изд. — М.: Сов. Энциклопедия, 1985. — С. 295, 1241.
  185. С.Л. Резервы детского «Я». М.: Знание, 1983. — 96 с.
  186. Социальное развитие ребенка /Под науч.ред. Зверевой О. Л. М./.АПО, 1994.-77 с.
  187. Социально-психологические аспекты нравственного развития детей и подростков: Сборник научных статей. Шадринск, 1999. — 138 с.
  188. Г. Социология как предмет изучения. СПб, 1987. — С. 321.
  189. Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач (развивающееся профессионально-педагогическое обучение и самообразование) / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агентство, 1997.- 174 с.
  190. Н.А. Воспитание дисциплинированности у детей старшего дошкольного возраста в семье: Автореферат дисс.канд.пед.наук. М., 1983.-23 с.
  191. Н.А. Воспитание у младших дошкольников начал заботливого отношения к взрослым //Роль воспитателя в организации педагогического процесса в детском саду. Сост. Година и др. М., 1979. — С.21−34.
  192. Е.В. Как рождается личность (некоторые психологические аспекты формирования личности ребенка). М.: Знание, 1978. — 94 с.
  193. Л.Д. Семейные традиции. М., 1979. — 18 с.
  194. И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 1976.-С. 7−24, 78−93.
  195. В.А. Мудрость родительской любви. М.: Молодая гвардия, 1988. — 304 с.
  196. Э. Первобытная культура. М., 1989. — С. 93.
  197. С.Х. Воспитание на трудовых традициях в узбекских семьях: Автореферат дисс.канд.пед.наук. -М., 1978. 18 с.
  198. Теоретические и научно-методические основы ознакомления детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с окружающим: Дисс. в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора пед.наук. М., 1994.-50 с.
  199. Теоретические основы и технологии ознакомления детей с окружающим миром: Метод, указания к самостоятельной работе студентов 2 курса дневного отделения факультета дошкольного воспитания /Сост. О. Н. Лазарева, И. Р. Колтунова. Екатеринбург, 1994. — 43 с.
  200. Г. И. События семейного значения. М., 1974, — С. 18 -27, 49 -53.
  201. Тимошенко М. И. Воспитание заботливого отношения к людям у детей старшего дошкольного возраста
  202. В .Я. Семья и формирование личности. М.: Мысль, 1987. -315 с.
  203. Толковый словарь русского языка. Т. 2. /Под ред. Д. Н. Ушакова. М., 1957.-С. 740.
  204. Толковый словарь русского языка /Под ред. Н. Ю. Шведовой. М., 1997. -С. 442.
  205. Традиции семьи /Сост. С. Б. Шмерлинг. Свердловск: Сред. Урал. кн. изд-во, 1988.-320 с.
  206. Традиционная культура русского крестьянства Урала XVIII XIX вв. /Под ред. П. А. Миненко. — Екатеринбург: УрО РАН, 1996. — 360 с.
  207. В.П. Теория ценностей в марксизме. JL: ЛГУ, 1968. — С. 11, 143.
  208. Д.М. Обряды: за и против. М.: Политиздат, 1975.
  209. А. Русские имена. Вологда, 1962, — 117 с.
  210. О.Н. Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателей детского сада. 2-е изд., перераб. и допол. — М.: Просвещение, 1977. -156 с.
  211. К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии //История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия /Сост. Н. Б. Мчелидзе и др. Под ред. С. Ф. Егорова. М.: Просвещение, 1987. -432 с.
  212. Ю. Русские фамилии: популярный этимологический словарь. -3-е изд., испр. и допол. М.: Русские словари, 1996. — 288 с.
  213. Философская энциклопедия. М., 1970. Т. 1. — С. 91, Т. 3. — С. 495, Т.5-С. 253.
  214. Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1967. — 282 с.
  215. Д. Фольклор в Ветхом завете: Пер. с англ. / Предлисл. И коммент. С. А. Токарева. 2-е изд., испр. — М.: Политиздат, 1985. — 511 с.
  216. Фрейд Зигмунд. Введение в психоанализ: Пер. с нем. М.: Наука, 1989. -455 с.
  217. Л.М. Овладение графическим моделированием пространственных отношений и его влияние на умственное развитие дошкольников: Авто-реф. дисс. канд. пед. наук. М., 1979. — 21 с.
  218. B.C. Работа в школе //Сборник материалов в помощь классному руководителю. М., 1972.
  219. И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. М.: Высшая школа, 1990. -576 с.
  220. А.Г., Мацковский М. С. Современная семья и ее проблемы (социально-демографическое исследование). -М.: Статистика, 1978.
  221. .Х. О традициях и обычаях. Нальчик, 1961, С. 5−6.
  222. В. Игра детская школа нравственности // Дошкольное воспитание. — 1989. — № 1. — С. 29.
  223. А.И. Этическая грамматика в начальных классах: В помощь учителю. М., 1998. — 96 с.
  224. Н.Е. Научить быть человеком (о специфике нравственного воспитания). М.: Знание, 1979. — 96 с.
  225. Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. — 304 с.
  226. Эмоциональное развитие дошкольников /Под ред. Н. А. Кошелевой. М. 1985.
  227. Энциклопедический словарь. Изд. Брокгауза и Ефрона, XXXIII а. — М., 1901.- С. 693−694.
  228. Этика и ритуал в традиционном Китае. М., 1988. — С. 3−16, 173−201.
  229. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1968. — 317 с.
  230. В.А. Воспитание учащихся в производительном труде. М.: Учпедгиз, 1961.-208 с.
  231. К. Смысл и назначение истории. М., 1989. — 324 с.
  232. Herskovits М. Cultural Anthropology. -N.Y, 1955. -P. 351.
  233. МОДЕЛИ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С РОДОСЛОВНОЙ
  234. Рис. 1. Модель родословной в виде концентрических кругов
  235. Рис. 2. Модель родословной в виде концентрических кругов с точками
  236. Рис. 3. Модель родословной в виде цепочки• •Ж* • «• • W» 9 99 9
  237. Рис. 4. Модель родословной в видецепочки с точками. Точки изображают количество представителей в каждом поколении.
  238. Рис. 5. Модель родословной в виде генеалогического древа
Заполнить форму текущей работой