Воспитание уважительного отношения к семейным традициям у детей дошкольного возраста
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ являются концептуальные философские, социальные, психолого-педагогические положения: общая фило-софско-социологическая теория традиции В. Д. Плаховаидеи о нормах и ценностях культуры JI. Н. Коганаидеи народной педагогики (Г. Н. Волков, И. С. Кон, Е. В. Субботский) — постулаты об определяющей роли социальной среды в процессе… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА I. Теоретические аспекты проблемы воспитания уважительного отношения детей к традициям семьи
- 1. 1. Интегративный подход к традиции как социальному феномену
- 1. 2. Семейные традиции — основа нравственной воспитанности дошкольника
- ГЛАВА II. Представления старших дошкольников о семейных традициях
- 2. 1. Отношение педагогов и родителей к семейным традициям
- 2. 2. Диагностика сформированности отношения к семейным традициям у старшего дошкольника
- ГЛАВА III. Педагогические условия воспитания уважительного отношения к семейным традициям
- 3. 1. Реализация педагогических условий воспитания уважительного отношения к семейным традициям
- 3. 2. Работа с педагогическим коллективом и родителями по воспитанию уважительного отношения к семейным традициям у детей дошкольного возраста
Воспитание уважительного отношения к семейным традициям у детей дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Семья представляет собой систему, имеющую черты социального института и малой социальной группы. Для дошкольника семья является первой общественной средой. Важнейшим фактором семейного воспитания считается его эмоциональный, интимный характер, основанный на родственных чувствах и выражающийся в глубокой любви к детям (И. Р. Колтунова, Т. А. Маркова, А.Г. Харчев). Стойкость, постоянство воспитательных воздействий на детей со стороны всех членов семьи — это основные факторы, которые отличают семью от других институтов. В семье существуют возможности для включения ребенка в бытовую, хозяйственную, воспитательную деятельность, опосредованное приобщение их к производственному труду родителей (Т. А. Маркова). Вне зависимости от успехов личность в семье признается и принимается как самостоятельная ценность. Признание личности одной из главных жизненных ценностей создает исключительно благойриятные условия для ее дальнейшего развития. Семья является важнейшим средством децентрации — умения взглянуть на любые события с позиции другого человека (В. С. Заслуженюк, В. А. Семи-ченко).
Семья как социальный институт характеризуется совокупностью норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями и детьми, д^угйми родственниками. В качестве норм, образцов поведения выступают семейные традиции. Развитие общественных отношений, научно-технический прогресс привели к распаду многопоколенной семьи и образованию однопоколенной (нуклеарной). В процессе нуклеаризации существуют как позитивные, так и негативные моменты. Семья получила возможность самостоятельно, без вмешательства «из вне» решать свои проблемы, в том числе и возникающие в воспитании. Вместе с этим процесс нуклеаризации влечет за собой и разрушение преемственных связей между поколениями, забвение семейных традиций. В современной семье ценный педагогический опыт, содержащийся в семейных традициях, порой остается не востребованным. Традиции обычно функционируют в той области общественных отношений, где меньше всего приемлемы другие регулятивные механизмы.
Внутрисемейные отношения в силу их интимного характера трудно поддаются регулированию с помощью кодифицированного права. Особенно это касается сферы нравственных отношений, в которой меньше всего могут быть использованы законы государства. Юридические нормы всегда строго фиксированы во времени и пространстве, чего нельзя сказать о традициях. Традиции благодаря своей неопределенности, поливариативности, а также способности саморазвиваться, которой не обладает ни один юридический закон, не сковывают людей так жестко, как положительное право. Соблюдение традиций допускает известную добровольность, свободу, выбор и реализуется через самостоятельную деятельность человека (В. Д. Плахов, И. В. Суханов). Осуществляя свои функции, семейные традиции аккумулируют родовой опыт социального развития, спрессовывают его в компактную «матрицу» и в таком виде сохраняют на века, фиксируют прошлое и настоящее семьи, обеспечивают устойчивость отношений, подобно вектору, направляют развитие семейных отношений, упорядочивают и структурируют их.
Актуальность темы
исследования обусловлена теоретической неразработанностью проблемы воспитания уважительного отношения к семейным традициям, а также современном состоянием воспитательно-образовательной работы в практике ДОУ по нравственному воспитанию в этом аспекте. По данным психолого-педагогических исследований, к концу дошкольного возраста значительный процент дошкольников не достигает необходимого возможного уровня нравственной воспитанности (Р. С. Буре, Т. А. Маркова, В. Г. Нечаева, А. А. Рояк) и социальной зрелости (О. С. Богданова, В. И. Петрова, В. И. Верхов и др.).
СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ. Проблема отношения личности к традициям рассматривалась в работах Л. В. Загик, В. М. Ивановой, Н. Ф. Виноградовой, Т. М. Марковой, О. Л. Зверевой и других, в которых даны различные трактовки освоения дошкольниками традиций как части общенародной, национальной культуры. Семейные традиции рассматривались в русле психолого-педагогических исследований, применительно к конкретной тематике научных работ:
— организация взаимодействия детей со старшими в семье (Т. А. Маркова, С. П. Тищенко), воспитание ценностного отношения к старости (Ю. О. Га-лущинская);
— ознакомление дошкольников с традиционными праздниками, приобщение детей к домашнему хозяйству, воспитание интереса к русской традиционной культуре (Е. С. Бабунова, Н. Ф. Виноградова, Л. В. Загик, И. С. Хомякова, Н. А. Стародубова и др.);
— признание особой роли родительского авторитета, этики внутрисемейного общения, образа жизни, стиля внутрисемейных отношений (В. М. Иванова, Л. А. Таланова, О. Л. Зверева, Т. А. Репина);
— значимость организации совместной работы с родителями по воспитанию у детей нравственно-волевых, гуманных, гражданских качеств (В. В. Дуброва, Н. Ф. Виноградова, И. С. Хомякова);
— применение в семейном воспитании произведений народного творчества, искусства (Л. Д. Вавилова, Д. О. Дзинтаре).
Демократизация общества привела к снижению воздействия на развитие личности таких факторов, как традиция, опыт родительской семьи. Слишком высок динамизм современной жизни. В настоящее время необходима ориентация личности на фамилистическую, «семьецентристскую» культуру, направленность на систему семейных ценностей, приоритет семьи и детей. Воспитание уважительного отношения к традициям семьи не являлось предметом самостоятельного научного исследования, хотя в этом имеется объективная необходимость.
Имеется ПРОТИВОРЕЧИЕ между имеющимися потенциальными возможностями в воспитании уважительного отношения детей старшего дошкольного возраста к семейным традициям и отсутствием педагогических знаний, технологий, необходимых для реализации этих возможностей, что составляет область неизвестного знания, содержание которого должно быть представлено в модели работы по воспитанию уважительного отношения к традициям семьи для совершенствования процесса нравственного воспитания.
Выявленное противоречие позволило обозначить ПРОБЛЕМУ ИССЛЕДОВАНИЯ: каковы педагогические условия воспитания уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста?
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ — теоретически обосновать и экспериментально проверить технологию воспитания уважительного отношения к семейным традициям у старших дошкольников.
ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ выступает процесс нравственного воспитания дошкольников.
ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является процесс воспитания уважительного отношения к традициям семьи у детей старшего дошкольного возраста.
ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: воспитание у дошкольников уважительного отношения к семейным традициям будет эффективным, если:
— уважительное отношение к семейным традициям рассматривается как направленность личности ребенка на историю семьи, ее традиции, активное вовлечение его в систему традиций, наличие социальных эмоций, способствующих возникновению чувства сопричастности к семейным традициям, желание развивать и продолжать ихпод основными компонентами отношения к семейным традициям понимаются когнитивный, эмоцио-нально-мотивационный и поведенческо-деятельностныйопределена технология, учитывающая последовательность в процессе воспитания уважительного отношения к семейным традициям (ознакомление с родословнойориентация ребенка на семейные традиции, развитие интереса к нимобогащение личного опыта ребенка, включающее формирование основных компонентов отношения к традициям семьиреализация накопленного личного опыта в деятельности, поведении и диагностика уровня сформированное&tradeотношения к семейным традициям) — педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса воспитания отношения к семейным традициям, предполагают учет особенностей детей 6—7-го года жизни, интегративный подход в системе работы по воспитанию отношения детей к семейным традициям, включающий разнообразие средств и методов, а также ориентацию родителей и педагогов на необходимость целенаправленного воспитания у детей отношения к семейным традициям.
В соответствии с целью и гипотезой определены ЗАДАЧИ исследования:
1. Разработать содержание понятия «отношение к семейным традициям», показатели, критерии и уровни сформированности уважительного отношения к семейным традициям, педагогическую диагностику изучения сформированности уважительного отношения к семейным традициям старшего дошкольника, теоретически обосновать идею воспитания уважительного отношения к семейным традициям.
2. Выявить типы семей в зависимости от отношения к семейным традициям.
3. Определить корреляционные показатели между уровнем сформированности уважительного отношения к семейным традициям и уровнем нравственной воспитанности старшего дошкольника.
4. Выявить наиболее эффективные условия, способствующие воспитанию уважительного отношения к семейным традициям.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ являются концептуальные философские, социальные, психолого-педагогические положения: общая фило-софско-социологическая теория традиции В. Д. Плаховаидеи о нормах и ценностях культуры JI. Н. Коганаидеи народной педагогики (Г. Н. Волков, И. С. Кон, Е. В. Субботский) — постулаты об определяющей роли социальной среды в процессе формирования личности и о социальной обусловленности семейного воспитания (И. В. Гребенников, С. И. Голод, В. Д. Семенов, А. Г. Хар-чев) — теоретические основы нравственного воспитания (Л.И. Божович, Е. В. Бондаревская, С. А. Козлова, Т. А. Маркова, Р. С. Буре, JI. В. Загик, Г. Н. Година и др.) — философские, психологические и педагогические теории отношений (А. Г. Асмолов, А. А. Бодалев, О. Г. Дробницкий, JI. B .Занков, А. Г. Здра-вомыслов, Н. В. Мясищев, И. Ф. Харламов).
Для решения поставленных задач нами были использованы МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: логический анализ психолого-педагогической и философской литературыдиагностические: наблюдение, анкетирование, беседа, интервьюированиепедагогический экспериментстатистические методы обработки данных.
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОВОДИЛОСЬ В ТРИ ЭТАПА:
Первый этап (1995—1996) — поисково-теоретический. В процессе анализа психолого-педагогической литературы были определены методология и методика исследования, его понятийный аппарат, проблема, объект, предмет, задачи, методы и гипотеза.
Второй этап (1997—1998) — опытно-экспериментальный. На этом этапе осуществлялась экспериментальная проверка гипотезы, систематизировался полученный материал. Работа включала моделирование педагогических условий воспитания уважительного отношения к традициям семьи у детей старшего дошкольного возраста.
Третий этап (1999) — заключительно-обобщающий — был посвящен систематизации, апробации, письменному оформлению диссертации, внедрению результатов в практику. Данные, полученные в результате исследования, подвергались статистической обработке.
БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ. Исследование осуществлялось на базе ДОУ № 6 «Рябинка», № 33 «Светлячок» г. Шадринска Курганской области и ДОУ «Березка» с. Половинного Целинного района Курганской области. Исследованием на этапе констатирующего эксперимента были охвачены 100 детей 5—6 лет вместе с родителями, 37 воспитателей, из которых 9 выступали в качестве экспертов, 10 заведующих и 15 методистов ДОУ. На этапе формирующего эксперимента — 25 детей старшего дошкольного возраста, их родители и воспитатели экспериментальных групп.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ состоит в конкретизации понятия «семейные традиции», в определении понятия «отношение к семейным традициям», в доказательстве зависимости между уровнем сформированности отношения к семейным традициям и уровнем нравственной воспитанности дошкольника.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в определении понятия, показателей, критериев и уровней сформированности отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста, разработке и экспериментальной проверке технологии воспитания уважительного отношения к семейным традициям детей дошкольного возраста, способствующей совершенствованию процесса нравственного воспитания дошкольников в ДОУ и семье.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Содержащиеся в работе теоретические и научно-методические материалы по воспитанию уважительного отношения к семейным традициям использованы в системе педагогического просвещения родителей, в системе повышения квалификации работников дошкольных учреждений, при разработке лекционного курса по дошкольной педагогике для студентов педагогических институтов и колледжей.
ДОСТОВЕРНОСТЬ И ОБОСНОВАННОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ обеспечивается методологическим подходом к решению поставленной проблемы, анализом и использованием достижений современной психолого-педагогической науки, комплексом научных методов исследования, адекватных предмету, цели и задачам исследования, репрезентативностью выборки, а также наличием данных, свидетельствующих о позитивных изменениях в процессе воспитания отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста.
АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Основные положения результатов исследования докладывались и обсуждались на заседании кафедры дошкольной педагогики ШГПИ (1998—1999), на межвузовской практической конференции преподавателей педвузов (Шадринск, 1994). С изложением отдельных аспектов проблемы и результатами исследования автор выступал на заседаниях педагогических советов (1998), семинарах в ДОУ и перед родителями, на студенческих научных конференциях.
НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:
1. Отношение дошкольников к семейным традициям представляет собой направленность личности ребенка на историю семьи, ее традиции и включает представления ребенка о семейных традициях (как важных законах жизни семьи, рода), о значимости семейных традиций (являющихся законами регулирования и стабилизации семейных отношений), о социальной причастности к ним в деятельности и поведении.
2. Показатели, критерии и уровни сформированное&tradeуважительного отношения к традициям семьи у детей старшего дошкольного возраста. Основными критериальными показателями являются: полнота представлений о том, что ценность семейных традиций заключается в их способности фиксировать, передавать социальный опыт семьи, регулировать семейные отношения, делая их более нравственными (когнитивный компонент) — сформиро-ванностъ эмоциональных проявлений как способность к сочувствию, сопереживанию по отношению к близким, сопричастность семейным традициям (эмоционально-мотивационный компонент) — активность в решении проблемных ситуаций как на реальном, так и на вербальном уровне (поведенче-ско-деятельностный компонент).
3.Процесс воспитания уважительного отношения детей дошкольного возраста к семейным традициям представляет собой технологию, учитывающую следующую последовательность структурных компонентов: ознакомление с родословной семьиориентация на семейные традицииобогащение личного опыта, включающее формирование основных компонентов уважительного отношенияреализация накопленного ребенком опыта в поведении, деятельностидиагностика уровня сформированности уважительного отношения к семейным традициям.
СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Теоретическое изучение проблемы исследования и результаты педагогического эксперимента подтвердили корректность выдвинутой гипотезы и позволили сформулировать следующие выводы:
1. Семейная традиция — это духовный феномен, присущий сознанию членов семьи (рода), включающий в себя нормы и ценности, нерегламентированные юридическими установлениями, и принимающий статус семейного закона, регулирующего, интегрирующего и организующего жизнь семьи.
2. На основе «рабочего» определения уважительного отношения к семейным традициям выделены критерии его сформированности и критериальные показатели: осознанностьполнота представлений о том, что семейные традиции являются культурными ценностями семьи и законами, которые необходимо соблюдать в целях сохранения единства семьи, уважения членов семьи друг к другусформированность эмоционально-мотивационного компонента, проявляющегося в сопричастности ребенка к семейным традициям, истории рода, в наличии положительных эмоциональных проявлений по отношению к членам семьи, в способности к сочувствию, сопереживанию, в готовности ребенка перевести существующие в семье традиции в персональную привычку личности, проявлять уважительное отношение к традиции как в реальной, так и в вербальной ситуацииактивность в решении проблемных ситуаций.
3. Разработаны педагогические условия воспитания уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста:
— наличие последовательности в процессе воспитания у детей экспериментальной группы уважительного отношения к семейным традициям, включающей в себя: ознакомление с родословной, ориентацию ребенка на семейные традиции, развитие и обогащение личного опыта ребенка, реализацию накопленного опыта в деятельности и поведении;
— социально-нравственная ориентация родителей и педагогов на семейные традиции как наиболее устойчивые компоненты культуры семьи, имеющие нормативное и аксиологическое значение;
— актуализация семейных традиций через систему работы в ДОУ, которая предполагает актуализацию семейных традиций через: предметную среду (оформление семейных уголков, календарей, газет) — организацию совместной деятельности педагога и дошкольников (проведение дидактических игр, чтение художественной литературы, моделирование, рассказы педагога и детей о семейных традициях, близких) — самостоятельная деятельность детей (изготовление семейных коллажей, памятных подарков, поздравительных открыток, приглашений, реставрационная деятельность);
— учет особенностей детей 6—7 лет, интегративный подход в системе работы по воспитанию уважительного отношения к семейным традициям, включающий разнообразие средств и методов.
4. На основе выявленных педагогических условий возможно активное взаимодействие ДОУ и семьи, экспериментально доказана эффективность работы с родителями по воспитанию уважительного отношения к традициям семьи у старших дошкольников.
Полученные результаты являются основой для дальнейшего исследования по данной проблеме, для более углубленной разработки научно-практических аспектов проблемы воспитания уважительного отношения к семейным традициям.
Список литературы
- Азаров Ю.П. Педагогика семейных отношений. Ч. 1. Технология повседневного общения. — М.: Знание, 1976. — 96 с.
- Азаров Ю.П. Семейная педагогика. 2-е изд. перераб. и допол. — М.: Политиздат, 1985.-238 с.
- Аксенов А.И. Генеалогия русского купечества XVIII века. М., 1982. -340 с.
- Амонашвили Ш. А. Письма к дочери //Воспитание школьников. 1991, № 2. -С. 58.
- Амонашвили Ш. А. Созидая человека. М.: Знание, 1982, — 95 с.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Т. 2. М., 1980.
- Антонов А.И. Микросоциология семьи. М.: Изд. дом «Nota Bene», 1998. -360 с.
- Аркин Е.А. Письма о воспитании детей, (переписка с родителями). 5-е изд. — М.: Учпедгиз, 1961. — 152 с.
- Артемова Л.В. Усвоение правил поведения в процессе игры у старших дошкольников: Автореф.дисс.канд.пед.наук. М., 1965. — 20 с.
- Ю.Архангельский Л. М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М.: Знание, 1978. — 64 с.
- Асмолов А.Г. Знаем ли мы себя? М.: Знание, 1989. — 48 с.
- Афанасьева Т.М. Семейные портреты. 2-е изд., перераб. и допол. — М.: Молодая гвардия, 1995. — 320 с.
- Бабунова Е.С. Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к русской словесной традиционной культуре: Диссертация канд. пед. наук. Нижневартовск, 1996.
- Бакиева Д.Д. Воспитание уважения к старшим в условиях семьи и детского сада: Автореферат дисс.канд. пед. наук. М., 1976. — 24 с.
- Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М.: Социальное здоровье России, 1994. — 221 с.
- Белкин А.С. Педагогика детства. Екатеринбург: Сократ, 1995. — 152 с.
- Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994.- 480 с.
- Бестужев- Лада И. В. Семья вчера, сегодня, завтра. М.: Знание, 1979. — 96 с.
- Бестужев-Л ада И. В. Ступени к семейному счастью- М.:Мысль, 1988.-301 с.
- Благушкин Е.Т. Социальная сущность семьи. М.: Знание, 1969. — 97 с.
- Блинков И.А. О школьных традициях. М., 1961. — С. 6.
- Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. /Сост. М. Г. Данильченко, А. А. Никольская. / Под ред. А. В. Петровского. -М.: Педагогика, 1979. 380 с.
- Блюмкин В.А. и др. Нравственное воспитание: философско-этические основы. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1990. — 142 с.
- Блюмкин В.А. Мир моральных ценностей. М.: Знание, 1981. — 64 с.
- Богданова О.С. Здоровый быт семьи важное условие семейного воспитания детей. Стенограмма публичной лекции, прочитанной в Центральном лектории общества «Знание» в Москве. — М.: Знание, 1956.
- Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблема формирования личности /Под ред. Л. И. Фельдштейна, М.: Междунар. пед. акад., 1993. -209 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. М.: Просвещение, 1986. — 464 с.
- Бойко В.В. Любовь, семья, общество. М.: Знание, 1983. — 64 с.
- Бойко В.В. Малодетная семья: социально-психологический аспект. 2-е изд., перераб. и допол. — М.: Мысль, 1988. — 237 с.
- Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. М., 1979. — 224 с.
- Большая советская энциклопедия. Т. 26. — М., 1968, — С. 392.
- Бондаревская Е.А. Формирование нравственного сознания старших школьников: Автореферат дисс. доктор.пед.наук. Ростов-на-Дону, 1979. — 28 с.
- Бондаревская Е.В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы. Ростов-на-Дону, 1986. — 120 с.
- Бондаренко А.К. Теория дидактических игр и практика их использования в детском саду. М.: Просвещение, 1994. — 29 с.
- Бромлей Ю.В., Подольный Р. Г. Создано человечеством. М.: Политиздат, 1984.-272 с.
- Брудный В.И. Обряды вчера и сегодня. М.: Наука, 1968. — 200 с.
- Букреева В.И., Римская И. Н. Этика права. От истоков этики и права к мировоззрению: Учеб. Пособие. М.: Юрайт, 1998. — 336 с.
- Буре Р.С., Островская Л. Ф. Воспитатель и дети. М.: Просвещение, 1985. -С. 113−129.
- Бурмистрова Л. Праздники в нашей жизни // Народное образование. — 1991. -№ 10.-С. 59−60.
- Буянов И.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М., 1988. — 207 с.
- Буянов М.И. Ребенку нужна родительская любовь. М.: Знание, 1984. — 78 с.
- Бэндлер Р., Гриндер Д., Сатир В. Семейная терапия. Книга, углубляющая наши познания о том, как быть человеком. Воронеж: НПО «Модек», 1993. -128 с.
- Вавилова Л.Д. Педагогические условия приобщения дошкольников к национальной культуре в детских садах республики Коми: Автореферат дисс.канд.пед.наук. М., 1993. — 18 с.
- Вариативные и альтернативные программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста // Информационный обзор /Авторы-составители Ерофеева Т. И., Зверева О. Л., Макеева Т. А. М.: АПО, 1994. — 56 с.
- Васильева Э.К. Образ жизни городской семьи. М.: Финансы и статистика, 1981.-96 с.
- Васильева Э.К. Семья и ее функции (Демографо-статистический анализ). -М.: Статистика, 1975. 184 с.
- Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов Ю. К. Бабанский, В. И. Журавлев, В. К. Розов и др. / Под ред. В. И. Журавлева. М.: Просвещение, 1988. — 239 с.
- Вебер М. Избранное. Образ общества: Пер. с нем. М.: Юрист, 1994. -704 с.
- Венгер Л.А., Мухина B.C. Психология. М.: Просвещение, 1988. — 335 с.
- Взаимосвязь уровня развития классного коллектива и нравственной воспитанности школьника // Нравственное формирование личности школьника. -Л., 1980.-С. 85- 103.
- Витек К. Проблемы супружеского благополучия: Пер. с чеш. /Общ. ред. и предисл. М. С. Мацковского. М.: Прогресс, 1988. — 138 с.
- Власкин А.Г. Мораль и традиции (В помощь лектору). Л., 1981. — 36 с.
- Водзинский Д.И. Научные основы нравственного воспитания школьников. -М., 1982.- 176 с.
- Волков Г. Н. Педагогика жизни. Чебоксары, 1989. — С. 153 — 162.
- Волков К.Н. О времени, детях и о семье. Некоторые социально-психологические вопросы формирования личности ребенка. М.: Знание, 1971.-96 с.
- Воспитание детей в старшей группе детского сада: Пособие для воспитателей детского сада /Сост. Г. М. Лямина. М.: Просвещение, 1984. — 288 с.
- Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи и детского сада (7-й год жизни). Киев, 1983.
- Воспитание личности дошкольника. Межвузовский сборник научных трудов /Под ред. Е. А. Тархановой. Шадринск, 1992. — 119 с.
- Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников /Р.С. Буре, Г. Н. Година, А. Д. Шатова и др. Под ред. A.M. Виноградовой. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1989. — 96 с.
- Воспитание подростков в семье: Межвузовск. сб. науч. трудов. Ростов-на-Дону, 1988.- 128 с.
- Воспитатели и родители: Из опыта работы / Сост. Л. В. Загик, В. М. Иванова. М.: Просвещение, 1985. — 96 с.
- Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя детского сада J1.B. Загик, Т. А. Куликова, Т. А. Маркова и др. / Под ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: Просвещение, 1989. — С. 11 — 16, 50.
- Выготский JT.C. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 479 с.
- Выготский JT.C. Собрание сочинений: В 6 томах. Т. 2, 3 /Гл. ред. А. В. Запорожец. — М.: Педагогика, 1982.
- Гаврилова Н.А., Тюльпин А. Н. Любовь, семья, долг. М.: Сов. Россия, 1988. — 123 с.
- Гаврилова Т.П. О воспитании нравственных чувств,-М.: Знание, 1984.-79 с.
- Гарбузов В.И. Воспитание ребенка. М., 1997. — 432 с.
- Гергишанов Тодор. Семейные будни или нежность на каждый день. М.: 1992.-С. 143.
- Година Г. А. Формирование самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста (2−4 года) в процессе воспитания и обучения: Автореферат дисс.канд.пед.наук. М., 1969. — 24 с.
- Голод С.И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты: Автореферат дисс. доктора филос. наук. Л., 1986. — 30 с.
- Гребенников И.В. Сущность педагогического руководства семейным воспитанием //Педагогические проблемы руководства семейным воспитанием. -М., 1980.
- Гришина Г. Н. Народная игра как средство развития взаимоотношений между родителями и детьми в семье: Автореферат дисс.канд.пед.наук. М., 1989. — 14 с.
- Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1- 4. М.: Русский язык, 1978. — 683 с.
- Детство: Программа развития и воспитания в детском саду В. И. Логинова, Т. А. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. /Под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой, Л. М. Гурович. СПб.: Акцидент, 1996. — 224 с.
- Дзинтере Д.О. Педагогические условия трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста в семье (на материале Латвийской СССР): Автореферат дисс.канд.пед.наук. —М&bdquo- 1973. 23 с.
- Добролюбов Н.А. Избранное /Сост., вступит.ст., коммент. А. Ф. Смирнова. -2-е изд., доп. М.: Современник, 1984. — 622 с.
- Домострой /Вступит, статья, сост. и коммент. В. В. Колесов.-М., 1990.-317 с.
- Дошкольная педагогика /Под ред. В. И. Ядешко, Ф. А. Сохина. М.: Просвещение, 1986.-С.373.
- Дробницкий О.Г. Понятие морали. М., 1974. — 216 с.
- Дробницкий О.Г. Проблема ценности и марксистская философия //Вопросы философии. 1966, № 7. — С. 38−75.
- Дроздов А.В. Человек и общественные отношения. Л.: Ленинградск. Ун-т, 1966.-124 с.
- Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М.: Наука, 1991. — 575 с.
- Едалина Н.А. Проблемы личностно-ориентированной педагогики: Курс лекций. Екатеринбург: Банк культурной информации, 1998. — 102 с.
- Елизаров В.В. Перспективы исследования семьи: Анализ, моделирование, управление, М.: Мысль, 1987. — 173 с.
- Ельганинов В.В. История наставница жизни (социальная и познавательная специфика истории и ее роль в нравственном формировании личности). -М.: Знание, 1981.-96 с.
- Ерофеева Т.И. Педагогические условия формирования доброжелательных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста. М., 1986.-169 с.
- Жуковская Р.И. Родной край. М., 1985.
- Жутикова Н.В. Психологические уроки обыденной жизни: Беседы психолога. М.: Просвещение, 1990. — 225 с. 90.3абелин И. Е. Как жили в старину русские цари-государи. М.: Панорама, 1991.-48 с.
- Запад и Восток. Традиции и современность: Курс лекций для негуманитарных специальностей. М.: Знание, 1993. — 240 с. 92.3аслуженюк B.C., Семиченко В. А. Родители и дети: Взаимопонимание или отчуждение?: Книга для родителей. -М.: Просвещение, 1996. 191 с.
- Иванова М.И. Игра как средство нравственного воспитания дошкольника в семье: Автореферат дисс.канд.пед.наук. М., 1983. — 24 с.
- Игошев К.Е., Миньковский Г. М. Семья, дети, школа. М., 1989. — 444 с.
- Иовчук М.Т., Коган Л. Н. Советская социалистическая культура: исторический очерк и современные проблемы. М.: Политиздат, 1979. — 208 с.
- История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия. М. 1987. — С. 16−20, 20−24.
- История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия. М. 1986.
- История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия /Сост. Н. Б. Мчелидзе и др. Под ред. М. Н. Колмаковой, В. И. Логиновой. 2-е изд., пере-раб. и доп. — М.: Просвещение, 1988. — 447 с
- Кареев Н.И. Прожитое и пережитое. Л.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1990. -384 с.
- Карклина С.Э. Проблемы семейного воспитания. М.: Советская Россия, 1983.-207 с.
- Карпова Г. А. Педагогическая диагностика воспитанности и ценностных ориентаций школьников. Екатеринбург, 1997. — С. 3 — 18.
- Карпова Г. А. Педагогическая диагностика воспитательного потенциала семьи // Взаимодействие дошкольных образовательных учреждений и семьи в интересах развития личности ребенка. Материалы научно-практической конференции. Шадринск, 1997.
- Князева Л.П. Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста /К вопросу об усвоении правил поведения / Учеб. пособие. Пермь, 1974.-216 с.
- Ковалев С.В. Психология семейных отношений. М., 1987. — 159 с.
- Ковалев С.В. Психология современной семьи: Информ.-метод. к курсу «Этика и психология семейной жизни». М.: Просвещение, 1988. — 207 с.
- Коган А.Н. Социология культуры: Учеб. пособие. Екатеринбург, 1992. -120 с.
- Кожухова Е.А. Воспитание историей. Наследие и личность: путь к причастности. М.: Знание, 1984. — 63 с.
- Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. М., 1988.
- Коломинский Л.Я. Психология взаимоотношений в малых группах. Общение и возрастные особенности. Минск: БГУ, 1976. — 250 с.
- Колтунова И.Р. Образование в период детства как пространство образовательного лидерства. Екатеринбург: Тезарус, 1999. — 160 с.
- Коменский Я.А. Материнская школа. Пер. с лат. Д. Н. Королькова. М.: Учпедгиз, 1947. — С. 35−92.
- Кон И. С. Ребенок и общество: Историко-этнографическая перспектива. -М.: Наука, 1988.-270 с.
- Кондратова В.В. Формирование отношений между взрослыми и детьми в семье и детском саду: Автореферат дисс.канд.пед.наук. М., 1967. -23 с.
- Концепция дошкольного воспитания //Дошкольное образование в России: Сб. действующих нормативных документов и научно-методических материалов. М.: Изд. ACT, 1997. — С. 8−84.
- Корчак Я. Как любить ребенка: Книга о воспитании: Пер. с польск. М.: Политиздат, 1990. — 492 с.
- Костомаров Н.И. Домашняя жизнь великорусского народа, М.: Экономика, 1993.-399 с.
- Кошелева И.Я. Храните в памяти своей. М.: Политиздат, 1984. — 80 с.
- Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты: Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. 2-е изд. — М.: Ось — 89, 1998. — 208 с.
- Культура досуга: Сборник. М.: Знание, 1982. — 64 с.
- Культура семейных отношений: Сборник статей. 2-е изд., перераб. и дополн. — М.: Знание, 1985. — 175 с.
- Лаврентьева Г. П. Культура общения дошкольников. Киев: Радянська школа, 1988.
- Левкович В.П. Обычаи и обряды и их роль в совершенствовании семейных отношений // Социальные исследования, вып 4. Проблемы брака, семьи и демографии. М., 1970.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
- Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение /Послесл. Е. С. Буха. М.: Педагогика, 1991. — 174 с.
- Лисина М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1980. — С. 3−32.
- Лихачев Б.Т. О критериях оценки нравственной воспитанности школьников // Сов. педагогика. 1987, № 5. — С. 45−49.
- Люблинская А.А. Очерки психологического развития ребенка. 2-е изд. -М.: Просвещение, 1965. — 364 с.
- Макаренко А.С. Книга для родителей. М.: Педагогика, 1988. — 300 с.
- Макаренко А.С. О воспитании / Сост. и автор вступит, статьи B.C. Хеле-мендин. М.: Политиздат, 1988. — 256 с.
- Малиновский Б. Смерть и реинтеграция группы // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М., 1996.
- Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей: Пособие по практической психологии. М.: ЛИНКА — ПРЕСС, 1998. — 176 с.
- Марцинковская Т.Д. Русская ментальность и ее отражение в науках о человеке. -М.: Блиц, 1994. 156 с.
- Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. М.: Педагогика, 1985. — 103 с.
- Методы педагогических исследований. Лекции. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. В. И. Журавлева. М.: Просвещение, 1972. -159 с.
- Михайлова М.А. Детские праздники. Игры, ребусы, забавы: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997. -240 с.
- Мойдейкене Л.А. Формирование единства знаний и поведения у старших дошкольников в детском саду. Дисс. канд. пед. наук. Шяуляй, 1987 — 162 с.
- Монахов Н.И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика. -М., 1981.- С. 65−81.
- Монтень М. Опыты. Кн. 1−2. М., 1979. — С. 108 — 109.
- Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984.- 111 с.
- Мухина B.C. Проблемы генезиса личности: Учеб. Пособие к спецкурсу. -М.: МГПИ, 1985.- 105 с.
- Мясищев В.Н. Психология отношений. М.: НПО «Модек», 1995 — 356 с.
- Народная педагогика и современные проблемы воспитания: Материалы Всесоюзной конференции, Чебоксары, 1991.
- Настольная книга родителей: Хрестоматия по семейному воспитанию. -Минск, 1987.-С. 12−25.
- Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6−7 лет /НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1992. — 160 с.
- Новиков В.П. Воспитание на традициях. М.: Воениздат, 1978. — 190 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка /Под ред. О. Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 1986. — 797 с.
- Омельяненко B.JI. и др. Задания и педагогические ситуации: Пособие для студентов пед. институтов и учителей / B.JI. Омельяненко, Л. П. Вовк, С. В. Омельяненко. М.: Просвещение, 1993. — 272 с.
- Ортега-и-Гассет Хосе. Дегуманизация искусства и др. работы: Сборник. -М.: Радуга, 1991.-638 с.
- Основы дошкольной педагогики / Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. М.: Педагогика, 1980. — 272 с.
- Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. М., 1987. — С. 94 — 106.
- Панфилов В.В. По старинному русскому обычаю: Сборник обрядовых представлений и праздников. М.: РНГ, 1997. — 208 с.
- Парыгин Д.Б. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971.-С. 189−190.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений /С.А. Смирнов,
- И.Б. Котова Е. Н. шиянов, Т. И. Бабаева и др. Под ред. С. А. Смирнова. М.: Академия, 1998. — 612 с.
- Педагогические технологии в системе подготовки будущего учителя: Сборник статей. Шадринск: Изд-во ПО «Исеть», 1996. — 36 с.
- Першиц А.И. Традиции и культурно-исторический прогресс // Народы Азии и Африки.- 1981, № 4. -С. 71.
- Песталоцци И.Г. Избранные педагогические произведения /Под ред. М. Ф. Шабаевой. Т.2. М.: АПН РСФСР, 1963. — С. 172−186.
- Петров Ю.П. Семейно-нравственные проблемы семейного воспитания. -М.: Знание, 1984.-64с.
- Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. -М., 1993.
- Плахов В.Д. Традиции и общество: философско-социальные исследования. М.: Мысль, 1982. — 220 с.
- Подцъяков Н.Н. Мышление дошкольника. М.: Педагогика, 1977 — 262 с.
- Пониманская Т.И. Усвоение нравственных норм старшими дошкольниками в совместной трудовой деятельности. М., 1983. — 155 с.
- Пономаренко Т.А. О взаимосвязи этических представлений и поступков детей //Дошкольное воспитание. 1992, № 3−4. — С. 10−14.
- Потебня А.А. Теоретическая поэтика /Сост. Автор, вступит, ст. и ком-мент. А. Б. Муратова. М.: Высшая школа, 1990. — 324 с.
- Программа воспитания и обучения в детском саду /Отв. ред. М. А. Васильева. М.: Просвещение, 1985. — 174 с.
- Пронычева Т.Ф. Традиция как социально-психологическое явление. Канд. дисс.-Л., 1969.
- Пушмина В.П. Воспитание гуманного отношения к людям у детей старшего дошкольного возраста: Автореферат дисс.канд.пед.наук. М., 1989. -24 с.
- Работы Л.А. Уайта по культурологии. М., 1996. — С. 162.
- Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 6−7 лет в детском саду /Т.Н. Доронова, В.В. Гербо-ва, Т. И. Гризик и др. Сост. Т. Н. Доронова. М.: Просвещение, 1997. — 224 с.
- Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников /ПОД ред. Поддъякова Н. Н., Говорковой А. Ф. М.: Педагогика, 1985. — 200 с.
- Развитие общения у дошкольников / Под ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной. М.: Педагогика, 1974. — 288 с.
- Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания /Под ред. Л. А. Венгера. М., 1986.
- Развитие познавательных способностей у детей: Попул. пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997. — 210 с.
- Разин А.В. Социальные факторы детерминации нравственной активности личности: Учебное пособие. М.: Прометей, 1989. — 126 с.
- Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. М., 1991.
- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.: АПН СССР, 195 7.
- Саморукова Г. П. Педагогические условия воспитания любви, бережного и заботливого отношения дошкольников к природе //Оптимизация учебно-воспитательного процесса в детском саду. Л., 1985.
- Семейно-бытовая культура /Под ред. Д. И. Водзинского. Минск, 1987. -240 с.
- Семейное воспитание. Краткий словарь. М., 1990. — С. 237 — 238.
- Семенов В.Д. Педагогика среды: Учебное пособие. Екатеринбург: Урал.пед.ин-т, 1993. — 63 с.
- Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи. М., 1974. — С. 16−20.
- Семья как объект философского и социологического исследования. Л.: Наука, 1974.
- Семья принимает гостей. М., 1991, — С. 15−40.
- Семья, здоровье, общество / Под ред. М. С. Бедного. М.: Мысль, 1986. -242 с.
- Сказки, сказания, былины, предания: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997. — 240 с.
- Словарь по этике Аверинцев С. С. и др. /Под ред. А. А. Гусейнова, И. С. Кона. 6-е изд. — М.: Политиздат, 1989. — 447 с.
- Советский энциклопедический словарь /Гл. ред. A.M. Прохоров. 3-е изд. — М.: Сов. Энциклопедия, 1985. — С. 295, 1241.
- Соловейчик С.Л. Резервы детского «Я». М.: Знание, 1983. — 96 с.
- Социальное развитие ребенка /Под науч.ред. Зверевой О. Л. М./.АПО, 1994.-77 с.
- Социально-психологические аспекты нравственного развития детей и подростков: Сборник научных статей. Шадринск, 1999. — 138 с.
- Спенсер Г. Социология как предмет изучения. СПб, 1987. — С. 321.
- Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач (развивающееся профессионально-педагогическое обучение и самообразование) / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агентство, 1997.- 174 с.
- Стародубцева Н.А. Воспитание дисциплинированности у детей старшего дошкольного возраста в семье: Автореферат дисс.канд.пед.наук. М., 1983.-23 с.
- Степанова Н.А. Воспитание у младших дошкольников начал заботливого отношения к взрослым //Роль воспитателя в организации педагогического процесса в детском саду. Сост. Година и др. М., 1979. — С.21−34.
- Суббботский Е.В. Как рождается личность (некоторые психологические аспекты формирования личности ребенка). М.: Знание, 1978. — 94 с.
- Суслопарова Л.Д. Семейные традиции. М., 1979. — 18 с.
- Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 1976.-С. 7−24, 78−93.
- Сухомлинский В.А. Мудрость родительской любви. М.: Молодая гвардия, 1988. — 304 с.
- Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1989. — С. 93.
- Темурова С.Х. Воспитание на трудовых традициях в узбекских семьях: Автореферат дисс.канд.пед.наук. -М., 1978. 18 с.
- Теоретические и научно-методические основы ознакомления детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с окружающим: Дисс. в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора пед.наук. М., 1994.-50 с.
- Теоретические основы и технологии ознакомления детей с окружающим миром: Метод, указания к самостоятельной работе студентов 2 курса дневного отделения факультета дошкольного воспитания /Сост. О. Н. Лазарева, И. Р. Колтунова. Екатеринбург, 1994. — 43 с.
- Терехова Г. И. События семейного значения. М., 1974, — С. 18 -27, 49 -53.
- Тимошенко М. И. Воспитание заботливого отношения к людям у детей старшего дошкольного возраста
- Титаренко В .Я. Семья и формирование личности. М.: Мысль, 1987. -315 с.
- Толковый словарь русского языка. Т. 2. /Под ред. Д. Н. Ушакова. М., 1957.-С. 740.
- Толковый словарь русского языка /Под ред. Н. Ю. Шведовой. М., 1997. -С. 442.
- Традиции семьи /Сост. С. Б. Шмерлинг. Свердловск: Сред. Урал. кн. изд-во, 1988.-320 с.
- Традиционная культура русского крестьянства Урала XVIII XIX вв. /Под ред. П. А. Миненко. — Екатеринбург: УрО РАН, 1996. — 360 с.
- Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. JL: ЛГУ, 1968. — С. 11, 143.
- Угринович Д.М. Обряды: за и против. М.: Политиздат, 1975.
- Угрюмов А. Русские имена. Вологда, 1962, — 117 с.
- Урбанская О.Н. Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателей детского сада. 2-е изд., перераб. и допол. — М.: Просвещение, 1977. -156 с.
- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии //История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия /Сост. Н. Б. Мчелидзе и др. Под ред. С. Ф. Егорова. М.: Просвещение, 1987. -432 с.
- Федосюк Ю. Русские фамилии: популярный этимологический словарь. -3-е изд., испр. и допол. М.: Русские словари, 1996. — 288 с.
- Философская энциклопедия. М., 1970. Т. 1. — С. 91, Т. 3. — С. 495, Т.5-С. 253.
- Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1967. — 282 с.
- Фрезер Д. Фольклор в Ветхом завете: Пер. с англ. / Предлисл. И коммент. С. А. Токарева. 2-е изд., испр. — М.: Политиздат, 1985. — 511 с.
- Фрейд Зигмунд. Введение в психоанализ: Пер. с нем. М.: Наука, 1989. -455 с.
- Хализева Л.М. Овладение графическим моделированием пространственных отношений и его влияние на умственное развитие дошкольников: Авто-реф. дисс. канд. пед. наук. М., 1979. — 21 с.
- Ханчин B.C. Работа в школе //Сборник материалов в помощь классному руководителю. М., 1972.
- Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. М.: Высшая школа, 1990. -576 с.
- Харчев А.Г., Мацковский М. С. Современная семья и ее проблемы (социально-демографическое исследование). -М.: Статистика, 1978.
- Цавкилов Б.Х. О традициях и обычаях. Нальчик, 1961, С. 5−6.
- Шевченко В. Игра детская школа нравственности // Дошкольное воспитание. — 1989. — № 1. — С. 29.
- Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах: В помощь учителю. М., 1998. — 96 с.
- Шуркова Н.Е. Научить быть человеком (о специфике нравственного воспитания). М.: Знание, 1979. — 96 с.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. — 304 с.
- Эмоциональное развитие дошкольников /Под ред. Н. А. Кошелевой. М. 1985.
- Энциклопедический словарь. Изд. Брокгауза и Ефрона, XXXIII а. — М., 1901.- С. 693−694.
- Этика и ритуал в традиционном Китае. М., 1988. — С. 3−16, 173−201.
- Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1968. — 317 с.
- Яковлев В.А. Воспитание учащихся в производительном труде. М.: Учпедгиз, 1961.-208 с.
- Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1989. — 324 с.
- Herskovits М. Cultural Anthropology. -N.Y, 1955. -P. 351.
- МОДЕЛИ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С РОДОСЛОВНОЙ
- Рис. 1. Модель родословной в виде концентрических кругов
- Рис. 2. Модель родословной в виде концентрических кругов с точками
- Рис. 3. Модель родословной в виде цепочки• •Ж* • «• • W» 9 99 9
- Рис. 4. Модель родословной в видецепочки с точками. Точки изображают количество представителей в каждом поколении.
- Рис. 5. Модель родословной в виде генеалогического древа