Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Бумагопластика в проектной культуре дизайна: материал, технология, принципы моделирования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведена апробация данного исследования. Осуществлен ряд публикаций, подготовлены к изданию учебные пособия, сделаны доклады на двух межвузовских научно-практических конференциях на темы: «Роль художественного конструирования из бумаги в профессиональной подготовке художников-графиков», 2005 год, и «Формирование объемно-пространственных качеств печатной продукции средствами бумагопластики», 2006… Читать ещё >

Содержание

  • ПЕРВАЯ ГЛАВА
  • Проектно-художественные особенности бумаги как материала дизайнерского творчества
    • 1. 1. Бумага: рождение материала и его место в культуре
    • 1. 2. Оригами — первая конструктивная система бумагопластики
    • 1. 3. Технологии промышленного производства как фактор формообразующих возможностей бумаги
    • 1. 4. Перспективные направления в развитии технологии производства бумаги, а также создание материалов с новыми свойствами
  • ВТОРАЯ ГЛАВА
  • Пространственные структуры и объемное моделирование. Тектоника и принципы пространственной трансформации плоскости
    • 2. 1. Идея пространства в европейской культуре
    • 2. 2. Место бумагопластики в контексте формотворческой деятельности
    • 2. 3. Технологические приемы, операции и их комбинации в композициях из бумаги
    • 2. 4. Структурные основы бумагопластики. Структура как образ тектоники пространства
    • 2. 5. Объемно-пространственные структуры как демонстрация комбинаторного принципа в чистом виде
  • ТРЕТЬЯ ГЛАВА
  • Формирование современных изделий, основанных на принципах трансформации листа бумаги
    • 3. 1. Философия экспериментальной деятельности в контексте бумагопластики
    • 3. 2. Бумагопластика: от эксперимента к печатной продукции
    • 3. 3. Формообразование из бумаги — пластический язык современного Искусства

Бумагопластика в проектной культуре дизайна: материал, технология, принципы моделирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

В течении XX века теоретики и практики дизайна неоднократно обращались В течении XX века теоретики и практики дизайна неоднократно обращались к теме объемного моделирования и формообразования из бумаги, бумагопластике (бумажной пластике). Показательными являются работы отечественных авторов Б. Н. Рахманинова, В. Ф. Колейчука, А. И. Волкова, В. Н. Гамаюнова, А. Ф. Голубева, В. Д. Кракиновской, Н. В. Калмыковой, И. А. Максимовой, М. М. Литвинова и других, представляют интерес в этом плане статьи, опубликованные в изданиях ВНИИТЭ, в методических материалах Московской и Ленинградской школ дизайна. Среди зарубежных публикаций можно отметить работы Ф. Цаера, являющегося преемником пропедевтических традиций «Баухауза», книги М. Чайтани, К. Наказоы, развивающие традиции японской бумагопластики, и т. д. Работы этих и многих других авторов представляют бумагопластику как многогранное явление. В одних случаях подробно изучаются особенности бумаги как конструктивного материала для упаковки, в других как область постижения формальных законов композиции, методики моделирования, в третьих как инструмент развития творческих способностей. И хотя в 70−80-е годы издавались книги и учебные пособия, публиковались статьи, в них, как правило, затрагивались лишь изолированные аспекты данной темы. Например, такие как построение моделей звездчатых многогранников, создание выкроек для складчатых поверхностей, учебные курсы по данной тематике, классификации приемов трансформации плоскости. В целом же к теме бумагопластики в нашей стране не обращались уже долгое время. Исключение составляет пропаганда оригами, являющаяся по существу лишь небольшой частью культурного и проектного опыта в этой области.

Разрозненность тематики публикаций и их разбросанность во времени не позволяют представить эту область искусствоведения как целое, в многообразии ее связей с проектной культурой, творческой лабораторией и методикой проектирования в дизайне.

Назрела необходимость не просто обобщения творческого опыта художников, дизайнеров, историков и теоретиков, но и выяснения корней совре-• менной философии моделирования из бумаги, ее культурно-исторических и проектных предпосылок. Не секрет, что значительная часть современных материалов, с которыми имеет дело дизайнер, — это плоские материалы. Безусловно, стоит снова обратить внимание и профессиональных дизайнеров, и специалистов в области образования, и людей, занятых осмыслением современных проблем дизайна, к творческим возможностям бумагопластики.

Несмотря на то, что бумажное формообразование существует в России не. один десяток лет, непосредственного употребления термина «бумагопласти-ка» в отечественной литературе не встречается. Традиционно в теории дизайна использовались следующие термины: «бумажная пластика», «орнаментальная структура», «бумажная конструкция», «структурное пространство с направляющими поверхностями», «трансформация плоского листа» и т. д.

Представляется, что термин «бумагопластика» отражает как художественно-творческие особенности, так и специфику самого жанра, он шире, чем просто «использование складчатых или прочих структур из бумаги в графическом дизайне». С введением этого термина становится возможным исторически выстроить эволюцию бумаги как материала моделирования, развитие приемов и техник моделирования, показать преемственность жанра экспериментального моделирования. Этот термин отражает специфику авторского подхода к изучению композиционных, конструктивных, структурно-технологических закономерностей. В исследовании привлекаются материалы из теории формообразования и проектной культуры.

Сами композиции становятся не просто образцами бумагопластики, но и аналитическим материалом, позволяющим проникнуть в основы формотвор-ческих закономерностей. Это своеобразный современный «дизайнерский фольклор», тайны и приемы которого передаются непосредственно в процессе живой работы и являются формотворческим багажом художественных лабораторий.

Целью исследования является определение значения, роли и места бума-гопластики в проектной культуре дизайна.

Для достижения цели был поставлен ряд задач:

1. Ввести в современный научный обиход понятие «бумагопластика», раскрыть проектно-художественные, историко-культурные аспекты этой сферы дизайнерского формообразования, показать ее особенности.

2. Изучить историю возникновения и развития культуры бумагопластики. Исследовать специфику национальных, исторических, географических особенностей этого культурного явления. Осуществить анализ геометрии бумажной формы как символического выражения философии той или иной ментальное&trade-.

3. Провести анализ эволюции бумаги как материала и понятий пространства и плоскости в проектной культуре. Исследовать влияние развития идеи пространства в художественной культуре на становление объемно-пространственного формообразования из бумаги. Классифицировать бумажную пластику,.исходя основ формальной композиции.

4. Определить роль и место формотворческой дисциплины «бумагопластика» в проектной культуре. Выявить значимость бумагопластики для творческих лабораторий как средства наработки багажа формообразовательных идей и способа поддержания творческого тонуса.

5. Определить область применения бумажных конструкций в современном дизайне. Найти параллели между бумажными конструкциями и формообразовательными закономерностями в различных областях дизайна.

Объектом исследования является бумагопластика в технологическом, творческом, формообразующем проявлениях. Приводятся примеры творчества художников, дизайнеров, архитекторов по созданию выразительных объемно-пространственных композиций из бумаги. Выявляются особенности материала, специфика моделирования из бумаги. Демонстрируются творческие концепции мастеров бумагопластики.

Предмет исследования — место бумагопластики в проектной культуре графического дизайна и дизайна в целом, современное состояние бумагопластики как творческого и экспериментального жанра моделирования, влияние материала и технологий моделирования, конструктивных и графических структур на образ объемно-пространственных композиций из бумаги, а также на стилеи. формообразование предметной среды.

Границы исследования определены ключевыми, принципиальными для становления бумагопластики явлениями художественной культуры бумажного формообразования и охватывают японские традиции бумагопластики, европейскую культуру бумажной формы, творческий опыт мастеров русского авангарда, пропедевтические традиции русских и немецких художественных школ, экспериментальную практику художников, архитекторов, дизайнеров современности. Акцент сделан на изучении эволюции геометрии бумажной формы, возможностях ее объемно-пространственных трансформаций.

Методы исследования: историографический и конструкторский анализ геометрии бумажной формы, системно-структурный анализ бумажных художественных объектов, искусствоведческий анализ и описание произведений бумагопластики, экспериментальное моделирование.

Научная новизна заключается в проведении исследования истории эволюции геометрии бумажной формы, развития бумагопластики как области дизайнерского формообразования. Дано определение бумагопластики, и термин введен в научный обиход. Бумагопластика выделена как самостоятельная область художественной практики, как жанр проектно-исследовательской, художественно-творческой деятельности. Разработаны классификации бумажной формы с позиций приемов конструирования, формальной организации композиции, восприятия зрителем объемно-пространственной структуры, типов симметрии. Опыт мастеров бумагопластики впервые собран и представлен в целостном виде.

Практическая значимость состоит в следующем. Бумагопластика выявлена как область, дающая инструментарий для практического дизайна. Являясь формотворческой базой конструирования из листа, бумагопластика применима в упаковочном, полиграфическом производствах. Методы бумаго-. пластики используются в архитектурной и. дизайнерской деятельности. Бумагопластика как дисциплина применима в пропедевтических курсах, может выступать как альтернатива классической дисциплине «скульптура» в системе художественного образования. Вобрав экспериментальный материал художественной мысли, бумагопластика стала носителем и хранителем интеллектуальной базы дизайна, то есть, изучая историю бумагопластики, мы изучаем историю проектной мысли.

Проведена апробация данного исследования. Осуществлен ряд публикаций, подготовлены к изданию учебные пособия, сделаны доклады на двух межвузовских научно-практических конференциях на темы: «Роль художественного конструирования из бумаги в профессиональной подготовке художников-графиков», 2005 год, и «Формирование объемно-пространственных качеств печатной продукции средствами бумагопластики», 2006 год. Сделаны доклады: «Бумагопластика в становлении новой бумажной упаковки» на конференции «R&D — энергия большого бизнеса» («Росупак 2006», Москва) — «Paper Plastics as the Culture of Shape Creation in Arts Education. The Development of Geometry of the Paper Form» на конференции «Symmetry in Art and Science Education» (The Symmetry Festival, 2006, Будапешт) — «Искусство бумагопластики в культуре упаковки» (VII Московский международный салон инноваций и инвестиций, Москва, 2007), «Коммуникативная философия упаковки» на конференции, проводимой в рамках «Дня упаковки» («Дизайн и реклама 2007», Москва) — «Constructed structures out of a flat sheet of material in modern culture of shape creation» на конференции «OREZ. Rurture and Tradition» (Транкозо, Португалия, 2007). Результаты исследования легли в основу учебного курса «Основы бумагопластики и введение в упаковку» (Московский государственный университет печати).

Основные результаты исследования

1. Выявлен культурно-исторический путь развития геометрии бумажной формы.

2. Проведен анализ структуры бумажного полотна и установлена взаимосвязь качества и типа бумаги с возможными методами ее последующей трехмерной трансформации.

3. Изучены тенденции бумажного производства, выявлены возможные перспективы и в связи с этим определены пути развития бумагопластики.

4. Составлена классификация существующих методов трансформации бумажного полотна в промышленных и кустарных условиях. Определены перспективные1 тенденции бумажного формообразования в промышленных условиях.

5. Проведены анализ и обобщение характерных особенностей пластического проектирования. Бумагопластика определена как перспективная область современного формообразования.

6. Проанализированы особенности абстрактных бумажных конструкций с учетом восприятия зрителя. Раскрыты приемы формальной композиции в бумагопластике.

7. Выявлена роль линейно-графической схемы в объемном моделировании, определено ее влияние на становление авторских художественных концепций формообразования.

8. Собраны авторские концепции бумагопластики, что позволило определить ее как творческую сферу, влияющую на стилеобразование в дизайне.

9. Осуществлена классификация бумажных конструкций в динамике образа печатной продукции.

10. Определена роль бумагопластики как центрального элемента проектной культуры, как важного этапа становления проекта в рамках творческих лабораторий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Бумагопластика сегодня является перспективным направлением дизайнерского формообразования, влияющим на развитие проектной культуры. В этой области заключен вековой опыт, и, тем не менее, формотворческий потенциал бумагопластики не исчерпан.

Геометрия бумажной формы прошла путь становления от свитка к плоскости, от структурированных несложными складками листов бумаги в синтоистских храмах до развитых комбинаторных систем современного оригами, от экспериментальных опытов в среде русских конструктивистов до интеллектуальной базы формотворческих идей в художественных лабораториях, формирующих проектную культуру дизайна. Геометрия бумажной формы представляет собой многогранное культурное явление, роль которого — трансляция мировоззренческих установок, определяющих ее формальные качества, структуру, функцию. Исследуя формы существования бумажного полотна, можно обрести богатый историко-культурный материал, а также прогнозировать роль и место бумаги в будущем.

Технологии бумажного производства, пройдя долгий путь эволюции, позволяют на сегодняшний день получать обилие сортов бумаги, предполагающих различные типы эксплуатации. Структура бумажного полотна обусловливает тип и качество бумажных конструкций, ее изучение позволяет прогнозировать эстетические и конструктивные особенности объектов бумагопластики. В самой технологии промышленного производства бумаги, в создании бумажного листа, обладающего определенными текстурой, форматом, фактурой и т. д., заложена формальная основа объемно-пространственного конструирования.

Современная целлюлозно-бумажная промышленность является динамически развивающейся системой, коллекции сортов бумаги обновляются с каждым днем, во многом следуя новейшим тенденциям в сфере дизайна. При этом сегодня актуально обращение к старинному способу ручного литья бумаги, целью которого служит расширение представлений о самом образе бумажного листа. Бумажная и полиграфическая промышленность часто ищут импульсы для инноваций в своих производствах в среде независимых фор-мотворческих экспериментов, в свою очередь, полиграфия и разработки бумажного производства также расширяют палитру бумагопластики.

Мировая культура бумагопластики накопила значительный арсенал методов и средств трансформации бумажной плоскости: это и складки, и разрезы, и различные виды склеивания. Существующие приемы трансформации бумажного полотна во многом заимствованы полиграфической промышленностью, однако, потенциал формотворческих возможностей при работе с листом для нее еще далеко не исчерпан. Расширяя арсенал методов конструирования, включая «брутальные» технологии, осуществляя широкий поиск выразительных средств в бумагопластике, художники стимулируют развитие бумажного формообразования в промышленных условиях.

Развитая экспериментальная деятельность в области бумагопластики позволила накопить многообразные методы и средства пластического проектирования. Бумажные конструкции имеют особую логику формообразования, базирующуюся на принципах трансформации листа. Исходя из этой логики, происходят конструирование объема, формирование тектоники конструкций, нахождение особой образности в бумагопластике. Лаконичная, четкая геометрия, привычная для бумажных конструкций, казалось бы, накладывает определенный визуальный отпечаток на объекты бумагопластики. Однако своего рода жесткость в ограничении изобразительных возможностей, условность, отсутствие натурализма — ценностные качества бумажных конструкций. Криволинейные формы — изгибающаяся плоскость, контур сложной

1 «• кривизны для плоских фигур — расширяют палитру выразительности в бумагопластике.

Также важной чертой бумажных конструкций является то, что они позволяют формировать пустотелый объем с помощью создания оболочки, что отвечает современному экономически оправданному принципу дизайна: минимум средств, максимум эффекта. Бумагопластика является на сегодняшний день достойной альтернативой классической скульптуре, как в системе художественного образования, так и шире. Пластическое проектирование сегодня уделяет особое внимание листовым материалам и методам их объемно-пространственной трансформации.

Бумагопластика как система средств художественной выразительности предполагает широкие возможности для освоения и демонстрации основ формальной композиции. Законы ритмической организации формы, принципы симметрии, динамические основы в разделке складками бумажных плоскостей или в формировании из бумаги объема, понимание элементов композиции как единой конструктивной системы, ее комбинаторные преобразования, ряды программного формообразования, объединяющие бумажные композиции в кинетические структуры, позволяют на примере бумагопластики выявить все многообразие композиционных возможностей для листовых материалов. Бумагопластика является интеллектуальным активом художественного моделирования, позволяющим находить яркие композиционные решения.

Особое значение для бумажной формы имеет ее связь с графикой. Однако такая связь характерна, скорее, для европейской бумагопластики. В восточной культуре освоение структурной организации бумажной плоскости осуществляется через моторику руки, поэтому традиционные складчатые структуры оригами имеют закономерности сложенного пополам квадрата бумаги. Важное отличие европейской бумагопластики состоит также в глубокой Iвзаимосвязи авторского рисунка или графического построения с объемно-пространственной композицией. Графический рисунок, транслируемый объемными средствами, лежит в основе авторских концепций организации пространства русских художников A.M. Родченко, В. Ф. Колейчука, В.Н. Гамаю-нова, Б. Н. Рахманинова, О .Я. Боднара, А. И. Волкова.

Наметившаяся в современной проектной культуре поляризация тенденций и стилевых направлений проявляется в области бумагопластики. Структурное начало идет от геометризма авангарда, а свободное, эмоциональное также от авангарда и таких традиций бумагопластики как бумажное литье, авторская бумага и т. п. Знание этого опыта позволяет творчески подойти к возможностям бумагопластики в художественных вопросах формообразования.

Сегодня бумажные формы — основа для полиграфических изделий, упаковки, концептуальный материал, эскизная основа для всего многообразия проектируемых изделий графического дизайна. Комбинаторное преобразование бумажной плоскости и размещенного на ней изображения является стимулом к созданию новых форм и форматов полиграфических изделий, инноваций в графике, типографике. Динамические основы бумажных конструкций формируют образ печатной продукции, способствуя развитию интерактивности современных полиграфических изделий.

Освоение формообразования из бумаги предполагает развитый уровень абстрактного мышления, который необходим в художественном творчестве и который, в свою очередь, продвигается по мере овладения бумагопластикой. Бумагопластика является камертоном проектной культурывобрав экспериментальный материал художественной мысли, она становится носителем и хранителем многих идей, так и оставшихся в рамках творческих лабораторий. Изучая историю бумагопластики, мы изучаем историю проектной мысли.

Бумагопластика в контексте современного искусства и дизайна становится своеобразным «корпусом моментального реагирования», лабораторным творческим полигоном. Результаты поисков, как в сфере «чистого искусства», так и педагогики, как в проектных изысканиях, так и в художественных исследованиях, находят отражение в публикациях, выставках, научных работах и т. п.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И. «Архитектурная композиция», М., 1982
  2. A.A., Мельников А.Г. «Основы художественного конструирования», Минск, 1978
  3. Бойцов С.Ф. «Комбинаторные идей в дизайне», «Техническая эстетика» № 7,1983
  4. С.С. «Эстетика книжных пропорций», М., 1997
  5. Волков А.П. «Тектоника структурных пространств», «Техническая эстетика» № 3, 1979
  6. А.П., Лапина Е. Г. «Макетные материалы и их применение. Бумага. Подготовительные и вспомогательные работы», «Техническая эстетика», № 4,1985 г.9 «Галерея бумажного искусства», журнал «Мир упаковки» № 3 (35), 2005
  7. В.Н. «Образы виртуального мира», М., 2004
  8. В.Л. «О дизайне. Очерки по теории и практике дизайна на Западе» М., 1970
  9. А.Ф. «Бумажная пластика», «Дизайн и искусствоведение», Вып.1,М., 1995
  10. A.A. «Методология дизайн-проектирования элементов предметной среды», М., 2004
  11. Григорян Е.А. «Основы композиции в прикладной графике», Ереван, 1986
  12. Дао Де Цзин «Книга пути и благодити», М., 2002
  13. Двирник A.C. «Учебное пространство в художественном проектировании», «Техническая эстетика» № 10,1982
  14. Дюмулен Генрих «История дзен-буддизма», М., 2003
  15. Е.В. «Мудрое вдохновение», М., 198 319 «Закономерности и средства в художественном проектировании», «Художественное проектирование», М., 1979
  16. В. Е. «Пространство как предмет поэзии и науки», журнал «Декоративное искусство», № 1,200 121 «Зачем нужна вырубка», журнал «Формат», № 4, ноябрь, 2004
  17. Зиновьева Т. «Разоблачение Колейчука», журнал «Декоративное искусство», № 1,2001
  18. Н.В., Максимова И. А. «Макетирование из бумаги и картона», М., 200 024 «Книга. Энциклопедия», М., 1999
  19. В.Ф. «Авторские концепции динамической и кинетической формы» «Динамическая и кинетическая форма в искусстве», ВНИИТЭ, М., 1989
  20. В.Ф. «Движение как тема в экспериментальном моделировании» «Динамическая и кинетическая форма в искусстве», ВНИИТЭ, М., 1989
  21. В.Ф. «Информация для дизайнера: универсальность и специфика», «Техническая эстетика» № 12, 1983
  22. В.Ф. «Комбинаторное формообразование», «Эксперимент в дизайне», М., 1987
  23. Колейчук В.Ф. «Новейшие конструктивные системы», «Строительство и архитектура», № 9,1984
  24. В.Ф. «Новые архитектурно-конструктивные структуры», М., 1978 '
  25. В.Ф. «Слово и изображение», «Визуальная культура, визуальное мышление в дизайне», ВНИИТЭ, М., 1990
  26. Колейчук В.Ф. «Программное формообразование в дизайне», «Техническая эстетика» № 3,1979
  27. В.Ф. «Проективные модели», «Эксперимент в дизайне», ВНИИТЭ, М., 1987
  28. В.Ф. «Трансформирующиеся и кинетические структуры», «Эксперимент в дизайне», ВНИИТЭ, М., 1987
  29. В.Ф. «Формально-эстетические системы дизайнерского творчества», «Визуальная культура, визуальное мышление в дизайне», ВНИИТЭ, М., 1990
  30. Колейчук В.Ф. «Художественные проблемы формообразования», «Техническая эстетика» № 6, 1989
  31. В.Ф. «Экспериментальное моделирование. Направления и проблемы», «Эксперимент в дизайне», ВНИИТЭ, М., 1987
  32. К.А. «Проектная культура в России», М., 20 011 >¦
  33. К.А. «Дизайн и экология культуры», М., 2000
  34. Ю.Г. «Макетирование», «Основы дизайна», часть II, М., 1993
  35. В.И. «Бумага. Картон. Краткий терминологический словарь», М., 1996
  36. А.Н. «Графическое моделирование», «Эксперимент в дизайне», М., 1987
  37. А.Н. «История дизайна», М., 2006
  38. А.Н. «Кинетическая графика», «Динамическая и кинетическая форма в искусстве», ВНИИТЭ, М., 1989
  39. А.Н. «Лаборатория Конструктивизма», М., 2000
  40. А.Н. «Мобильность», «Динамическая и кинетическая форма в искусстве», ВНИИТЭ, М., 1989
  41. А.Н. «Стили и визуальные метафоры в дизайне», «Визуальная культура, визуальное мышление в дизайне», ВНИИТЭ, М., 1990
  42. А.Н. «Трансформация» «Динамическая и кинетическая форма в искусстве», ВНИИТЭ, М., 1989
  43. Лазарев А. «Бумага для церемоний», журнал «Япония сегодня», № 9, 2004
  44. Лазарев А. «Цивилизация бумаги»", журнал «Япония сегодня», № 7, 2004
  45. В. А. «Изменение предметного облика книги в условиях компьютеризации книгоиздания», журнал «Университетская книга» № 5, 1999
  46. М.М. «Трансформация листовых структур в природе и архитектуре. Метод ТПЛ», «Архитектурная бионика», ЦНИИЭП жилища, М&bdquo- 19 891
  47. И. Т. «История бумаги», Издательство академии наук СССР, 1940
  48. Мацуока Сатоси, Санада Кунико «Бумажный павильон в форме купола», «Ниппония», № 15,12.200 055 «Методика художественного конструирования», ВНИИТЭ, М., 1983
  49. Л.П. «О современной концепции пространства», «Техническая эстетика», № 11,198 257 «Популярная художественная энциклопедия», М., 1986
  50. C.B. «Пластика пространства перформенса», «Визуальная культура, визуальное мышление в дизайне», ВНИИТЭ, M., 1990
  51. .Н. «Вводный курс конструирования из бумаги», «Московская школа дизайна», M., 1991
  52. Рахманинов Б.Н. «С чего начинается профессия», «Тара и упаковка», № 1,1991
  53. А. «Динамизм плоскости», «Опыты для будущего», М., 1996
  54. А. «Линия», «Опыты для будущего», М., 1996
  55. А. «Фотографии», М., 1987
  56. Сидлина Н. «Свой среди чужих, чужой среди своих», журнал «Собрание» № 4,2005
  57. Ю.С. «Композиция в технике» М., 1987
  58. Судзуки Д.Т. «Очерки о дзен-буддизме», Санкт-Петербург, 2002
  59. Сэй-Сенагон. «Записки у изголовья», С.-П., 1999
  60. Терентьев И. «Искусство бумаги», «Publish», № 8,2002
  61. Торикай Син-ити «Выделка бумаги по-старинному», журнал «Ниппо-ния», № 15, 12.2000
  62. В. А. «Об искусстве, о книге, о гравюре». М, 1986.
  63. Филин В.А. «Остановиться, оглянуться», «Техническая эстетика» № 10, 1989
  64. П. «Иконостас», М., 2003
  65. П. «Обратная перспектива», «Избранные труды по искусству», М., 1996
  66. Хан-Магомедов С.О. «Введение», «Эксперимент в дизайне», ВНИИТЭ, М., 1987
  67. Хан-Магомедов С.О. «А. Родченко. Путь художника в производственное искусство», «Техническая эстетика», № 5,1978
  68. А. «Сетка», М., 1984
  69. . «Стиль XX века», М., 2003
  70. Шишкина Г. «Изыски японской бумаги», журнал «Япония сегодня», № 10, 2003
  71. О. «Закат Европы», том I, М., 2004
  72. Р.Я. «Пространство и время», «Большая советская энциклопедия», Том 21, М., 1975
  73. A.B., Копцик «Симметрия в науке и искусстве», М., 200 482 «Buecherbewegung», «Novum», 04,2003 (перевод Васерчук Ю.А.)83 «Das Buch, Kunstlerobjekte» Institut fur Auslandsbeziehungen und Autor, Stuttgart, 1989 (перевод Васерчук Ю.А.)
  74. Fishel Catharine «Paper Graphics», Massachusetts, 1999 (перевод Bacep-чук Ю.А.)89 «Neue Buchformen und Experimente» Edition Leipzig, 1982 (перевод Ba-серчук Ю.А.)90 «Papierverpackung auf dem Vormarsch», «Novum», 04,2003 (перевод Ba-серчук Ю.А.)
  75. Rivers, Charlotte «CD-ART, Innovation in CD Packaging Design», RotoVi-sion, Mies, 2003 (перевод Васерчук Ю.А.)
  76. R. & Lewes F. «The Power of Tactile Design», Rockport Publishers, Inc, 2001 (перевод Васерчук Ю.А.)
  77. В. «Paper: making, decorating, designing», New York, 1998 (перевод с Когон M.E.)94 «Trendscout in Sachen Papier und Verpackung», Novum, 04,2003 (перевод Васерчук Ю.А.)95 «Verpackung im Vergleich», «Novum», 04,2003 (перевод Васерчук Ю.А.)
  78. Н.Р., Forssman F. «Lesetypographie», Mainz, 2005 (перевод Васерчук Ю.А.)
  79. Zeier Franz «Papier. Versuche zwischen Geometrie und Spiel», Bern, 2001 (перевод Васерчук Ю.А.)01: ОТ ~ Г?/52
  80. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИна правах рукописи1. Васерчук Юлия Анатольевна
  81. БУМАГОПЛАСТИКА В ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЕ ДИЗАЙНА (материал, технология, принципы моделирования)
  82. Специальность 17.00.06 — Техническая эстетика и дизайн
Заполнить форму текущей работой