Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Разработка технических решений по использованию сверхпроводниковых индуктивных накопителей в энергетической системе перспективного газотурбовоза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В середине прошлого века в развитых странах мира (США, Великобритания, Швейцария, СССР, Чехословакия) были созданы опытные образцы и партии газотурбовозов преимущественно с электрической тяговой передачей. В большинстве на этих локомотивах использовались одновальные ГТД с температурой газа на входе в турбину 1000 К и эффективным КПД не превышающим 20%. Лишь при использовании двухвальных ГТД… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Проблема использования накопителей энергии на газотурбовозе 1о
    • 1. 1. Характеристика газотурбинных установок автономного локомотива
      • 1. 1. 1. Влияние числа валов на характеристики газотурбинных двигателей (ГТД)
      • 1. 1. 2. Влияние термодинамических параметров на характеристики
      • 1. 1. 3. Принципиальные схемы ГТД для локомотивов
    • 1. 2. Режимы работы накопителей энергии и эффективность их использования в энергетических установках газотурбовоза
      • 1. 2. 1. Режимы работы накопителей энергии в электроэнергетической системе перспективного газотурбовоза
      • 1. 2. 2. Оценка эффективности применения накопителя энергии в составе энергетической установки газотурбовоза
      • 1. 2. 3. Энергоемкость накопителя в зависимости от времени цикла заряд-разряд накопителя энергии
      • 1. 2. 4. Нагрузочные диаграммы главного двигателя автономного грузового локомотива
  • Выводы к первой главе
  • Глава 2. Анализ особенностей накопителей энергии для согласования их характеристик с параметрами газотурбинной энергетической установки автономного локомотива
    • 2. 1. Характеристика современных накопителей энергии
      • 2. 1. 1. Электрохимические накопители
      • 2. 1. 2. Индуктивные накопители
      • 2. 1. 3. Ёмкостные накопители энергии
      • 2. 1. 4. Механические накопители энергии
      • 2. 1. 5. Электромеханические накопители
    • 2. 2. Расчет и анализ параметров обмоток сверхпроводникового индуктивного накопителя (СПИН) заданной энергоемкости
      • 2. 2. 1. Расчетная модель тороидального СПИН
      • 2. 2. 2. Последовательность расчета тороидального СПИН
      • 2. 2. 3. Анализ влияния максимальной индукции в магнитной системе на параметры обмотки тороидального СПИН
      • 2. 2. 4. Определение энергоемкости СПИН по условиям вписывания в габариты подвижного состава
      • 2. 2. 5. Анализ влияния относительного диаметра намотки на параметры обмотки тороидального СПИН
    • 2. 3. Синтез оптимальной структурной схемы энергетической цепи транспортного объекта с ГТД и СПИН
  • Выводы ко второй главе
  • Глава 3. Исследование процесса заряда СПИН от тягового генератора
    • 3. 1. Варианты структурных схем накопления избыточной энергии
  • ГТД в СПИН
    • 3. 1. 1. Непосредственная нагрузка тягового генератора на СПИН
    • 3. 1. 2. Нагрузка тягового генератора на СПИН через промежуточный емкостной накопитель (ЕН)
    • 3. 2. Ограничение бросков тока при заряде промежуточного ЕН 66 3.2.1. Схема включения токоограничивающих реакторов до выпрямительных диодов
    • 3. 2. 2. Схема включения токоограничивающих реакторов после выпрямительных диодов
    • 3. 3. Характер переходных процессов при поэтапном заряде СПИН от промежуточного ЕН
    • 3. 4. Способы регулирования дополнительной мощности ГТД, создаваемой накопителем энергии
    • 3. 4. 1. Схема включения токоограничивающих реакторов до выпрямительных диодов
    • 3. 4. 2. Схема включения токоограничивающих реакторов после выпрямительных диодов
    • 3. 5. Энергетические параметры цепей заряда СПИН
  • Выводы к третьей главе
    • Глава 4. Разработка преобразователя обеспечивающего питание бортовых потребителей энергии от СПИН
    • 4. 1. Схема разряда СПИН через промежуточный EH
    • 4. 2. Компьютерное моделирование процесса разряда СПИН на промежуточный ЕН и вспомогательное электрооборудование (ВЭО)
    • 4. 3. Схема параллельной работы двух модулей СПИН на промежуточные ЕН и ВЭО
    • 4. 4. Компьютерное моделирование параллельной работы двух модулей СПИН, двух промежуточных ЕН и ВЭО
    • 4. 5. Определение параметров схемы зарядно-разрядного преобразователя
  • Выводы к четвертой главе
    • Глава 5. Экспериментальные исследования
    • 5. 1. Описание экспериментальной установки и программы проведения исследования
    • 5. 2. Методика проведения эксперимента
    • 5. 3. Результаты экспериментальных исследований
  • Выводы к пятой главе

Разработка технических решений по использованию сверхпроводниковых индуктивных накопителей в энергетической системе перспективного газотурбовоза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Железнодорожный транспорт — один из крупнейших потребителей" нефтепродуктов, в России. Доля потребления дизельного топлива составляет около 9% от общего потребления в стране. Поэтому ОАО «РЖД» поставило задачу замещения к 2030 году 30% расходуемого автономными локомотивами дизельного топлива природным газом [1].

Создание мощных скоростных автономных локомотивов (6-ИО МВт) для перевозки грузов является одной из задач, определяющих дальнейшее развитие железнодорожного транспорта России, включающей в себя согласование тяговых характеристик автономного и электрического подвижного состава по мощности и скорости.

Весьма актуальна проблема применения на таких грузовых локомотивах газотурбинных двигателей (ГТД), имеющих следующие основные преимущества перед дизелем [2−6]: существенно лучшие массогабаритные показатели;

— высокая ремонтопригодностьзначительно-меньшее количество вредных, выбросов в окружающую среду;

— повышенный ресурс.

В середине прошлого века в развитых странах мира (США, Великобритания, Швейцария, СССР, Чехословакия) были созданы опытные образцы и партии газотурбовозов преимущественно с электрической тяговой передачей [2, 7−10]. В большинстве на этих локомотивах использовались одновальные ГТД с температурой газа на входе в турбину 1000 К и эффективным КПД не превышающим 20%. Лишь при использовании двухвальных ГТД с регенерацией (Великобритания, Чехословакия) к.п.д. двигателей составлял 22ч-24%.

Низкий к.п.д. ГТД по1 сравнению с дизелем в те годы являлся сдерживающим фактором к широкому внедрению газотурбовозов. В последние два десятилетия XX века ведущими странами мира были освоены ГТД четвертого поколения с максимальной температурой цикла 1500-ь1600К и I эффективным к.п.д. 3540%, в первую очередь для использования в авиации и на, флоте. Технические решения, используемые в этих двигателях, могут быть положены в основу создания ГТД для локомотивов * при некотором снижении максимальной температуры цикла и к.п.д. [2, 11].

В настоящий время с использованием современных газовых турбин созданы два газотурбовоза: маневровый ГЭМ10 — разработка ВНИИЖТ [12] и магистральный ГТ1−001 — разработка ОАО «ВНИКТИ» [1, 13−16].

В работах [17−44] рассматривается применение различных типов накопителей энергии на электрическом транспорте для. сглаживания неравномерности энергопотребления из первичной энергосистемы и полезного использования всей энергии рекуперации с целью повышения энергетических показателей работы системы.

Для ^ улучшения общей характеристики электроэнергетической установки автономного локомотива в работах рассматривается [45−52] применение накопителей энергии. Накопитель заряжается в процессе рекуперативного торможения или при недогрузке первичного теплового двигателя с I последующим использованием накопленной энергии при разгоне. Главным достоинством такой схемы является: 1) лучшее ускорение на высоких скоростях, 2) уменьшенная мощность главного двигателя и веса.

Требуемая энергия на один локомотив для поглощения энергии рекуперативного торможения указывается 2,5 ГДж. Учитывая массогабаритные показатели современных накопителей энергии [53—72] размещение накопителей такой емкости потребует не один вагон, что едва ли приемлемо. Вместе с тем ГТД присущи значительные недостатки [2, 73]: — существенная зависимость экономичности от мощности и частоты вращения;

— большой расход топлива в режиме холостого хода.

Т. е., использование газовой турбины эффективно только в узком диапазоне скоростей и относительно узком диапазоне мощностей.

Поэтому при проектировании и создании газотурбовозов проблема увеличения эксплуатационного КПД в режиме долевых тяговых нагрузок за счет применения накопителя энергии является актуальной.

Целью работы поставлена разработка принципов построения и способов управления электроэнергетической системой на основе накопителей энергии для повышения экономичности первичного двигателя перспективного газотурбовоза.

• Объектом исследования является электроэнергетическая установка перспективного автономного транспортного средства со сверхпроводниковым индуктивным накопителем энергии (СПИН) и газотурбинным первичным двигателем.

Были поставлены следующие задачи исследования:

— Обоснование типа и энергоемкости* накопителя применительно к специфическим условиям работы, в составе газотурбинной энергетической установки;

— Разработка зарядно-разрядного преобразователя для СПИН, обеспечивающего согласование характеристик источников, накопителей и потребителей электрической энергии автономного транспортного средства;

— Разработка способов регулирования дополнительной мощности, отбираемой накопителем энергии от газотурбинной установки при различных условиях движения транспортного средства;

— Разработка решений по повышению эффективности использования накопленной энергии.

Решение поставленных задач выполняется с использованием методов термодинамики, теории электромагнитного полятеории электрических цепей, аналитико-численных методов с использованием пакета МАТЬАВ и компьютерного моделирования в пакете 81М11ЫМК.

Таким образом на защиту выносится:

— Использование СПИН в качестве дополнительной нагрузки газотурбинного агрегата автономного транспортного средства в режимах долевых тяговых нагрузок с последующим использованием накопленной электрической энергии для питания бортовых потребителей собственных нужд в режиме холостого хода ГТД;

— Методика оценки электромагнитных и массогабаритных параметров обмотки СПИН по условиям размещения в заданных габаритах транспортного средства;

— Требования к преобразователю, обеспечивающему заряд и разряд СПИН в электроэнергетической системе перспективного транспортного средства.

— Схемотехнические решения и алгоритмы управления преобразовательными устройствами, обеспечивающими импульсный режим накопления и отдачи электрической энергии;

— Способы регулирования мощности, отбираемой СПИН от тягового турбоагрегата.

— Техническое решение, позволяющее повысить эффективность использования энергии, накопленной в СПИН.

Основные результаты диссертационной работы опубликованы в [74−76, 99, 106, 109, 112−114].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Рекомендовано для повышения экономичности работы газотурбовоза в режиме долевых тяговых нагрузок использовать быстродействующие накопители энергии многократного действия. Использование накопителя энергии в режиме долевых тяговых нагрузок позволит увеличить коэффициент использования мощности ГТД, что в свою очередь может дать относительное увеличение эксплуатационного КПД газотурбовоза на 2. 10% в зависимости от относительных значений мощности потребителей энергии, расхода топлива в режиме холостого хода, а также продолжительности режима холостого хода.

2. На основе анализа характеристик современных накопителей энергии показаны преимущества СПИН в составе энергетической установки перспективного газотурбовоза. Предложена методика первичной оптимизации электромагнитных и массогабаритных параметров обмотки СПИН тороидального исполнения по критерию максимальной запасенной энергии.

3. Обоснованы схемные решения зарядного и разрядного преобразователей, обеспечивающих согласование характеристик СПИН и бортовых источников и потребителей электроэнергии традиционного исполнения.

4. Получены формулы для расчета параметров основных элементов зарядно-разрядных преобразователей СПИН. Разработаны алгоритмы управления преобразователями и способы регулирования мощности, отбираемой СПИН от тягового турбоагрегата в режимах меняющихся тяговых нагрузок.

5. Разработаны технические решения по снижению объема «мертвой» энергии, остающейся в СПИН при повышении суммарной мощности бортовых потребителей энергии.

6. Экспериментально подтверждена работоспособность предложенных схемных решений и адекватность модели зарядного преобразователя СПИН, принятой в теоретических исследованиях.

Основные положения и результаты диссертационной работы докладывались и осуждались на: международном симпозиуме «Екгапэ' 2007» «Электрификация и организация скоростных и тяжеловесных коридоров на железнодорожном транспорте» (г. Санкт-Петербург, 23−26 октября 2007 г) — международном симпозиуме «Екгаш' 2009» «Электрификация, инновационные технологии, скоростное и высокоскоростное движение на железнодорожном транспорте» (г. Санкт-Петербург, 20−23 октября 2009 г) — международной конференции «Современные технологии — транспорту» (г. Санкт-Петербург, 28 апреля 2009 г) — Всероссийской научно-технической конференции «Транспорт 2010» (г. Ростов-на-Дону, 14−16 апреля 2010 г) — научно-технических конференциях студентов, аспирантов и молодых ученых «Шаг в будущее» (Санкт-Петербург, ПГУПС в 2007, 2008 и 2009 годах) — заседаниях кафедры «Электромеханические комплексы и системы» (Санкт-Петербург, ПГУПС в 2007, 2008, 2009 и 2010 годах).

Разработанные в диссертации принципы работы схемы поэтапного заряда и разряда сверхпроводникового индуктивного накопителя энергии через промежуточный емкостной накопитель и варианты способов регулирования времени и потребляемой мощности при заряде сверхпроводникового индуктивного накопителя энергии от источников питания традиционного исполнения использованы при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по сверхпроводящим магнитным системам электрофизических установок в научно-исследовательском вычислительном отделе научно-технического центра «Синтез» Федерального государственного унитарного предприятия «Научно-исследовательский институт электрофизической аппаратуры имени Д.В. Ефремова».

Показать весь текст

Список литературы

  1. Разработка и изготовление первого в мире магистрального грузового газотурбовоза, работающего на сжиженном природном газе / Д. Л. Киржнер, В. Ф. Руденко // Техника железных дорог- 2008, № 3, С. 49−51.
  2. Газотурбовозы и турбопоезда / Е. Т. Бартош М: Транспорт, 1978. -310с.
  3. Перспективы применения газотурбинных двигателей с использованием альтернативных топлив на железнодорожном транспорте / Е. Е. Коссов // Конверсия в машиностроении 2001, № 1, с. 43−46.
  4. Газотурбинный двигатель внешнего сгорания с электрогенератором / С. В. Цивинский // Естественные и технические науки 2007, № 35 С.202−205.
  5. Локомотивы с использованием природного газа как альтернативного топлива / Л. М. Бондаренко, А. Г. Воронков, A.B. Гудков, Э-И. Нестеров, Н. К. Никольский // Тяжелое машиностроение 2006, № 8, С.15−17.
  6. Использование природного газа, на-автономных локомотивах / A.B. Заручейский // Транспорт Российской Федерации 2008, № 18, С.56−58.
  7. Газотурбинная тяга: история и перспективы / В. С. Коссов, Э. И. Нестеров // Локомотив. 2005. -№ 3. с. 39−41.
  8. Газотурбинная тяга: история и перспективы / В. С. Коссов, Э. И. Нестеров // Локомотив. 2005. — № 4. — С. 37−40.
  9. Газотурбинная тяга: история и перспективы / В. G. Коссов, Э. И. Нестеров // Локомотив. 2005.- № 5. — С. 37−40.
  10. Турбопоезда на железных дорогах Северной Америки // Железные дороги мира. 1996. — № 5. — С. 28−31.
  11. Перспективы применения газотурбинных двигателей на тяговом подвижном составе/ Е. Е. Косов, В. В. Перец // Вестник ВНИИЖТ 2000, № 5, С. 16−19.
  12. Маневровый газотурбовоз / Е. Е. Косов // Транспорт Российской Федерации. 2007. — № 10. — С. 18−19.
  13. Газотурбовоз ГТ1 на альтернативном моторном топливе СПГ / В. Ф. Руденко, А. Г. Воронков, Е. Ю. Стальнов // Транспорт на альтернативном топливе 2009, № 5 С.63−65.
  14. Первый в мире газотурбовоз работающий на сжиженном природном газе / B.C. Коссов,' В. Ф. Руденко, Э. И. Нестеров // Автогазозаправочный комплекс + Альтернативное топливо 2009, № 3, С. 32−36.
  15. Разработка и изготовление первого в мире магистрального грузового газотурбовоза, работающего на сжиженном природном газе / Д. Л. Киржнер, В. Ф. Руденко // Техника железных дорог- 2008, № 3, С. 49−51.
  16. Испытания газотурбовоза ГТ1 проходят в срок и успешно / В. Ф. Руденко // Техника железных дорог 2009, № 2, С. 79−81.
  17. Повышение тягово-энергетической эффективности транспортных средств при помощи накопителей энергии / В. П. Феоктистов, М. Павельчик // Трансп. наука, техн., упр., ВИНИТИ, 1999, № 12, С.21−26.
  18. Маховик с электротрансмиссией для транспортного средства / Э. Г. Кашарский, H.H. Кустов, П. А. Ровинский // Изв. Акад. наук. Сер. «Энергетика», 1998, № 2. С. 10−14.
  19. Условия эффективного использования емкостного накопителя энергии в системах тягового электроснабжения железных дорог / В. Н. Пупынин, B.JI. Никитин //Электричество, 1993, № 1. С. 19−24.
  20. Повышение энергетических показателей работы системы тягового электроснабжения железных дорог с помощью накопителей энергии / Шевлюгин М. В. // Наука и техника транспорта 2007, № 1,С.68−72/
  21. Применение секционированного сверхпроводникового индуктивного накопителя энергии на тяговой подстанции / А. Л. Быкадоров, Т. А. Заруцкая // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения 2007, № 1, С.113−116.
  22. Supercondensatoren (UltraCaps) Fur den Start von Dieselmotoren / Z.E. Vrail // Glas. Ann. 2006, № 9, P. 418−419.
  23. Supercaps in Nahverkehrsfahrzeugen. Breiding Sven, Hanz Peter. Nahverkehrs-Prax. 2007. 55, № 11, c. 45−47
  24. К вопросу использования сверхпроводниковых индуктивных накопителей энергии в энергосистемах железнодорожного транспорта / В. Н. Носков // Вестник Ростовского государственного университета путей сообщения 2008, № 3, С.54−59.
  25. Криогенные накопители энергии в системе тягового электроснабжения железных дорог / М. В. Шевлюгин // Известия Самарского научного центра РАН 2007. Специальный выпуск. Проблемы железнодорожного транспорта на современном этапе развития, С. 101−105
  26. Ultracapasitor-based auxiliary energy system for an electric vehicle: implementation and evaluation / Ortuzar Micah, Moreno Jorge, Dixon Juan // IEEE Trans. Ind. Electron 2007, № 4, C.2147−2156.
  27. Применение накопителей энергии в системах электрической тяги / Н. И. Щуров, К. В. Щеглов, А. А. Штанг // Сборник научных трудов НГТУ 2008, N2, €.99−104.
  28. Энергосберегающие схемы тягового электроснабжения железных дорог на базе сверхпроводниковых индуктивных накопителей энергии / М. В. Шевлюгин // Электротехника 2008, № 7, С.28−34.
  29. Снижение расхода электроэнергии на движение поездов в Московском метрополитене при использовании емкостных накопителей энергии / M. Bi Шевлюгин, К. С. Желтое // Наука и техника транспорта 2008, № 1, С.15−20:
  30. Применение накопителей энергии для- выравнивания нагрузок в системе электроснабжения городского электрического транспорта / Е. А. Спиридонов // Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока -2008, № 2, С.258−262
  31. Ocena przydatnosci zasobnikow energii w systemach zasilania trakcji elektrycznej / V.P. Feoctistov, M. Pawelczyk // IV Konferencja «Komputerowe Systemy Wspomagania Nauki, Przemyslu i Transportu „Transcomp“. Zakopane 2000, s. 145−152.
  32. Движение поезда метрополитена от суперконденсаторов / Сухоруков А. И., Желтов К. С. // доклад на съезде экспертов по энергосбережению на транспорте „SUPERCAPS EUROPE 2005“, Берлин, 2005.
  33. Strabendahnen ohne Oberleitung? / Naumann Thomas // Stadtverkehr. -2008. -№ 3, P.28−29
  34. Об энергоёмкости накопителей энергии для стационарного размещения на тяговых подстанциях / В. Н. Носков В.Н., М. Ю. Пустоветов, В. К. Чирков // Вестник Ростовского государственного университета путей сообщения. — 2008, № 1, С.120−127.
  35. Применение энергонакопительных устройств на электроподвижном составе / А. С. Мазнев, A.M. Евстафьев // Транспорт Урала. 2009, № 2, С.83−85.
  36. Using a superconducting magnetic energy storage coil to improve efficiency of a gas turbine powered high speed rail locomotive / Johnson Brian K., Law Joseph D., Saw Gerald P. // IEEE Trans. Appl. Supercond 2001. Vol. 11, № 1, P. 1900−1903
  37. Способ применения сверхпроводникового накопителя энергии (СПИН) для повышения экономичности грузовых газотурбовозов / А. И. Хожаинов, В. В. Никитин, Г. Е. Середа // Транспорт Российской Федерации, — 2007, № 7, С.29−31.
  38. Superconducting magnetic energy storages for autonomous traction objects / A. Khozhainov, V. Nikitin, G. Sereda. // 5th International Conference on unconventional electrical and electromechanical systems UEES-01. 16−19 Sept., 2001. Poland.
  39. Сверхпроводниковый индуктивный накопитель энергии (СПИН) с повышенным числом зарядно-разрядных циклов (ЗРЦ) в энергетическойсистеме газотурбовоза / А. И. Хожаинов, Г. Е. Середа //Транспорт Российской
  40. Федерации, 2009, № 1, С.45−48.
  41. Автономная тяговая электрическая передача со сверхпроводниковыми электрическими машинами и индуктивным накопителем энергии / А. И. Хожаинов, В. В. Никитин // Электричество, 1996, № 10. С.30−37.
  42. Об энергоемкости накопителя энергии для тепловоза / В. Н. Носков, М. Ю. Пустоветов // Вестник ВНИИЖТ. 2008. — № 5. — С. 4214.
  43. Накопители энергии: Учеб. пособие для вузов / Д. А. Бут, Б. Л. Алиевский, С. Р. Мизюрин, П. В1 Васюкевич: Под ред. Д. А. Бута. М.: Энергоатомиздат, 1991.-400с.: ил.
  44. О передаче электрической энергии из молекулярного накопителя в индуктивыный / Н. И. Радионов // Электричество, 1989, № 8. с.76−81.
  45. Разработка электрохимических генераторов на жидком топливе для локомотивов / А. С. Беляев // 8 Научно-практическая* конференция „Безопасность движения поездов“, Москва, 1−2 ноября 2007: Труды. Ч.Л.2. -М.: МИИТ 2007 С.81−93.
  46. Экспериментальная сверхпроводниковая магнитная система с регулируемой индуктивностью обмотки энергоемкостью 5 МДж / А. С. Веселовский, В. П. Баев, Ю: Л. Буянов // Электротехника, 2007, № 7, С.16−23.
  47. Design and first test of a 800 kJ HTS SMES / Tixador P., Bellin В., Deleglise M., Vallier J.C., Bruzek C.E., Allais A., Saugrain J. M // Applied Superconductivity Conference, Seattle, Wash, Aug. 27-Sept. 1. 2006. Pt 2, P.1967−1972.
  48. Эффективные СПИН с замкнутым магнитным потоком / Клименко Е. Ю. и др. // Доклад и сборник аннотаций Научной конференции института сверхпроводимости и физики твердого тела РНЦ „КИ“, Москва, 2006. С.89−94
  49. Влияние мощности на эффективность газотурбинных энергетических установок специализированных технологических судов / М. Р. Ткач // Авиационно-космическая техника и технологии 2005 № 8, С.89−94
  50. Анализ параметров накопителей энергии / Е. Г. Середа // Материалы межвузовской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых Шаг в будущее. Неделя» науки 2008.-СП6.: ПГУПС, 2008. -С.126−128.
  51. High-temperature superconducting materials of the 1-st and the 2-nd generation and prospects for their application in electric engineering / N.A. Chemoplekov, L'.I. Chubraeva // UESS'04. Alushta, Ukraine. P 971−974.
  52. Сверхпроводниковые технологии: современное состояние и перспективы практического применения / Н. А. Черноплеков // Вестник Российской академии наук, т.71, № 4, 2001, С.303−319.
  53. ВТСП для энергетики // Альтернативная энергетика и экология 2007, № 11, с. 230−231.
  54. Научно-технические и экономические проблемы сверхпроводниковых технологий для электроэнергетики / Черноплеков Н. А. // Доклад на ежегодной научной конференций ИСФТТ и КЦСИ РНЦ «Курчатовский институт», Москва, апрель 2006. С.22−28.
  55. Progress in research, development, and pre-commercial deployment of second generation HTS wires in the USA / Hawsey Robert A., Christen David K. // Proc. 18 International Symposium of Superconductivity «Advances in Superconductivity». 2006, P.488−495.
  56. Highlights in R&D for coated conductors in Japan / Shiohara Yuh, Kitoh Yutaka, Izumi Teruo // Proc. 18 International Symposium of Superconductivity «Advances in Superconductivity». 2006., P.496−503.
  57. Losses in superconductors submitted to rotating and traveling fields / G.E. Sereda, K.K. Kim, I.D. Lupkin // Proc. Int. Symp. On Electromagnet. Fields.-ISEF91 Southampton. 1991. — P. 139.
  58. Криогенные системы: Пер с англ.-2-e изд. / Р. Ф. Баррон -М: Энергоатомиздат, 1989.-408 е.: ил.
  59. Синхронные генераторы кратковременного и ударного действия / И. А. Глебов, Э. Г. Кашарский, Ф.Г. Рутберг- JL: Наука, 1985.
  60. Специальные электрические машины. Источники и преобразователи энергии: Учеб. пособие для вузов.- В> 2-х Кн.: / А. И. Бертинов, Д. А. Бут, С. Р. Мизюрин и др.- Под ред. Б. Л. Алиевского.-2-е изд., перераб. и доп. М.: Энергоатомиздат, 1993.-320с.: ил.
  61. Генераторы ударной мощности / Г. А. Сипайлов, К. А. Хорьков М.: Энергия, 1979:
  62. Review of high power density superconducting generators: Present state and prospects for incoming YBCO windings / Barnes Paul N., Sumption Michael D., Rhoads Gregory L. // Cryogenics 2005. 45, N2 10−11, P. 670−686.
  63. Высокотемпературные сверхпроводники на «железнодорожном транспорте / Н. Fuhimoto // Железные дороги мира 2008, № 1, С.52−57.
  64. Сверхпроводимость притормозила на пороге подстанций / М. В. Шевлюгин, В. В. Лобынцев, // «Мир транспорта», № 1, 2006 г., с. 44−47
  65. Высокотемпературные сверхпроводниковые трансформаторы новое поколение подстанционного оборудования / А. Козулин, А. Виноградов // Электроцех. — 2008, № 4, С.14−16
  66. Feasibility of SMES Devices Basing on the Developed Technology of Superconducting Magnets for Tokamak Fusion Reactors / Glukhikh V., Filatov O., Belyakov V. // IEEE Transactions on Applied Superconductivity. -2000. -Vol.10. -No 1. pp. 771−776.
  67. Adaptive transfer function estimation of a notional high-temperature superconducting propulsion motor / Senriy Nilanjan, Suryanarayanan Siddharth, Steurer Michael, Woodruff Stephen L. // IEEE Trans. Ind. Appl. 2009., № 2., P, 651−658
  68. Методика расчета параметров сверхпроводниковых индуктивных накопителей энергии для автономных транспортных объектов /В.В. Никитин // Известия вузов. Электромеханика. 2002, № 2. С.41−47.
  69. Расчет индуктивностей / Калантаров, Цейтлин — Л.: Энергия, 1986.
  70. Магнитные системы МГД-генераторов и термоядерных установок. / Р. Том, Дж. Tapp. -М.: Энергоатомиздат, 1985.
  71. Superconducting materials for large-scale applications / D. Dew-Hughes. // Adv. in Cryog. Eng., 1975, v.22, pp. 316−325.
  72. Электрические машины и электрооборудование тепловозов. Учебник для вузов ж. д. трансп. / Под ред. Е. Я1 Гаккель. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Транспорт, 1981.-256 с.
  73. Тяговая подстанция постоянного тока со сверхпроводниковым индуктивным накопителем энергии: Пат.- RU 2 259 284 G2, МКИ3 В60МЗ/06, B60L7/12/ А. Л. Быкадоров, Т. А. Заруцкая, А. Д. Петрушин, Е. П. Фигурнов (RU). -Опубл. 27.08.2005.
  74. Основы теории зарядных цепей емкостных накопителей энергии / И.В. Пентегов-Киев, Наукова думка, 1982.
  75. Электронная техника и преобразователи: Учеб. Для вузов ж.-д. трансп. / А. Т. Бурков М. Транспорт, 1999. — 464 с.
  76. Анализ схемы «заряда сверхпроводникового индуктивного накопителя энергии через промежуточный емкостный накопитель / Е. Г. Середа // Известия Петербургского университета путей сообщения. СПб.:ПГУПС, 2009.-№ 2.-С. 60−70.
  77. Энергетика процесса заряда конденсатора от генератора переменного тока через выпрямитель / А. И. Бертинов, С. Р. Мизюрин, В. А. Сериков, Р. Л. Геворкян // Электричество, 1967, № 8. С.54−61.
  78. О расчете процесса заряда конденсатора от выпрямителя / С. Р. Мизюрин, М. А. Ермилов, В. А. Сериков // Электротехника, 1970, № 12. С.42−44.
  79. Экспериментальные исследования влияния колебаний на работоспособность сверхпроводящих магнитов / И. Д. Лупкин, В. В. Никитин, Г. Е. Середа // Электромеханика. 1998. — № 1. — С. 27−33.
Заполнить форму текущей работой