Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Повышение эффективности использования тракторно-транспортного агрегата за счет применения устройства снижения амплитуды колебаний прицепа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С целью оценки адекватности полученных математических моделей и теоретических зависимостей, в том числе и конструкторских решений, а так же для выполнения программы экспериментальных исследований разработана тензометрическая установка на базе трактора МТЗ-80 и прицепа 2ПТС-4, позволяющая проводить исследования в дорожных и полевых условиях. Эксплуатационные испытания показали, что при движении… Читать ещё >

Содержание

  • 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Роль транспортных работ в производстве сельскохозяйственной продукции
    • 1. 2. Состояние проблемы, анализ и обобщение результатов исследований
    • 1. 3. Способы снижения амплитуды колебаний прицепа тракторно-транспортных агрегатов
    • 1. 4. Выводы. Цель и задачи исследования
  • 2. МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ДВИЖЕНИЯ ТРАКТОРНО-ТРАНСПОРТНОГО АГРЕГАТА, ОСНАЩЕННОГО УСТРОЙСТВОМ СНИЖЕНИЯ АМПЛИТУДЫ КОЛЕБАНИЙ ПРИЦЕПА
    • 2. 1. Особенности теоретического исследования тракторно-транспортного агрегата
    • 2. 2. Общие допущения, принятые при исследовании движения ТТА
    • 2. 3. Система уравнений движения ТТА и ее описание
      • 2. 3. 1. Система уравнений движения трактора и ее описание
      • 2. 3. 2. Система уравнений движения прицепа и ее описание
    • 2. 4. Разработка конструкции устройства снижения амплитуды колебаний прицепа
    • 2. 5. Анализ работы устройства снижения амплитуды колебаний прицепа
    • 2. 6. Определение коэффициента коррекции увода
    • 2. 7. Определение критической скорости ТТА и влияния на нее основных конструктивных параметров прицепа
    • 2. 8. Определение параметров амплитуды и частоты колебаний прицепа
    • 2. 9. Влияние устройства на эргономические показатели ТТА
  • 2.
  • Выводы
  • 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ УСТАНОВКА, ПРОГРАММА И ОБЩАЯ МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 3. 1. Задачи экспериментального исследования
    • 3. 2. Выбор и обоснование объекта исследования
    • 3. 3. Описание экспериментальной установки
    • 3. 4. Программа и содержание экспериментальных исследований
    • 3. 5. Измерительные приборы и оборудование, применяемые для проведения экспериментальных исследований
    • 3. 6. Тарировка и определение погрешности измерительных приборов и оборудования
    • 3. 7. Методика определения некоторых экспериментальных величин
      • 3. 7. 1. Методика определения отклонения задней оси прицепа от оси симметрии трактора
      • 3. 7. 2. Методика определения центробежной силы инерции
      • 3. 7. 3. Методика определения скорости движения
    • 3. 8. Методика проведения дорожных исследований
      • 3. 8. 1. Подготовка ТТА
      • 3. 8. 2. Подготовка измерительной аппаратуры
      • 3. 8. 3. Подготовка участка дороги и выполнение опыта
    • 3. 9. Методика обработки экспериментальных данных
  • 3.
  • Выводы
  • 4. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ТРАКТОРНО-ТРАНСПОРТНОГО АГРЕГАТА С УСТРОЙСТВОМ СНИЖЕНИЯ АМПЛИТУДЫ КОЛЕБАНИЙ ПРИЦЕПА
    • 4. 1. Влияние массы перевозимого груза на параметры колебаний прицепа при движении ТТА
    • 4. 2. Влияние скорости движения на параметры колебаний прицепа ТТА
    • 4. 3. Влияние зазора в сцепном устройстве ТТА на параметры колебаний прицепа
    • 4. 4. Влияние устройства снижения амплитуды колебаний прицепа на тяговое усилие
    • 4. 5. Влияние устройства снижения амплитуды колебаний прицепа на топливную экономичность ТТА
    • 4. 6. Влияние устройства снижения амплитуды колебаний прицепа на среднюю скорость движения ТТА
    • 4. 7. Влияние устройства снижения амплитуды колебаний прицепа на количества поворотов управляемых колес трактора
    • 4. 8. Влияние устройства снижения амплитуды колебаний прицепа на отклонение прицепа от прямолинейной траектории при экстренном торможении
    • 4. 9. Выводы
  • 5. ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РАБОТЫ ТТА, ОБОРУДОВАННОГО УСТРОЙСТВОМ СНИЖЕНИЯ АМПЛИТУДЫ КОЛЕБАНИЙ
    • 5. 1. Методика проведения эксплуатационных испытаний ТТА
    • 5. 2. Результаты проведения эксплуатационных испытаний ТТА
    • 5. 3. Определение экономической эффективности применения ТТА, оборудованного устройством снижения амплитуды колебаний прицепа

Повышение эффективности использования тракторно-транспортного агрегата за счет применения устройства снижения амплитуды колебаний прицепа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Технологические процессы производства продукции в растениеводстве, животноводстве и других отраслях сельского хозяйства включают в себя множество механизированных работ, немаловажную часть которых составляют транспортные работы. Их выполнение связано с значительными энергетическими и трудовыми затратами. Статистика показывает, что доля затрат, связанных с транспортировкой грузов, составляет 25−40% от общей суммы затрат на производимую продукцию. При производстве силоса и сенажа эти затраты достигают 60−70% [1, 2, 3]. С увеличением производства продукции сельского хозяйства эти затраты будут неуклонно возрастать.

Для производства данного объема работ, на внутрихозяйственных перевозках, наряду с автомобилями широко используется тракторный транспорт преимущественно на базе колесных тракторов, как наиболее приспособленных для транспортных работ. Рациональность применения колесных тракторов обосновывается возможностью их движения как по грунтовым, так и по асфальтированным дорогам. Удельный вес перевозок тракторным транспортом составляет 50−60% от общего объема внутрихозяйственных перевозок в сельском хозяйстве.

Высокого уровня достигло применение тракторного транспорта в странах Западной Европы и США. Так в хозяйствах ведущих стран Западной Европы (Германия, Италия, Франция и др.) около 70−90% перевозок сельскохозяйственных грузов осуществляется тракторным транспортом.

Возрастающая потребность в перевозках сельскохозяйственных грузов требует увеличения производительности внутрихозяйственного транспорта, повышение его экономичности, безопасности и комфорта.

Большую часть годового времени тракторы используются на транспортных работах. Наиболее распространенными тягачами, используемые на транспортных работах, являются такие тракторы, как МТЗ.

80/82, Т-150К, К-701. На сегодняшний день на их долю приходится до 30% грузооборота [4], в частности тракторы класса 1.4 выполняют до 50% и более от всего объема транспортных работ, однако при выполнении этого вида работ загрузка двигателя составляет 20−50%. Причиной тому — несоблюдение требований безопасности движения, недостаточные тягово-сцепные свойства, неудовлетворительная устойчивость движения, накладывающие ограничение на увеличение грузоподъемности прицепа и скорости движения.

В процессе движения транспортного агрегата наблюдается ряд нежелательных явлений, одним из которых является увод прицепа в сторону, приводящих к ухудшению динамических процессов тракторно-транспортного агрегата (ТТА). Эти колебания оказывают влияние на все показатели ТТА и в каждую сторону не должны превышать 3% [5−7] габаритной ширины прицепа или трактора. Движение трактора на внутрихозяйственных перевозках грузов сопровождается непрерывными колебаниями как всей машины в целом, так и отдельных её узлов и агрегатов. Основными источниками низкочастотных колебаний являются неровности, непостоянная твердость и влажность дорожного полотна.

Колебания масс трактора сопровождается подводом и рассеянием энергии, покрываемыми за счет мощности двигателя. При этом ухудшаются тягово-экономические показатели трактора, а также управляемость, устойчивость, надежность, плавность хода и условия труда оператора.

Внешние силы, действующие на транспортный агрегат помимо управляющих, всегда являются для водителя случайными и неизвестными и стремятся нарушить продольное ориентирование осей тягача и прицепа относительно дороги. Вызванные этими силами отклонения в траектории движения и курсовом положении могут быть устранены лишь в результате корректирующих управляющих воздействий. Необходимые число и величина корректирующих поворотов рулевого колеса зависит как от величины и характера приложения случайных сил, так и от характера реакции тягача на возмущения, что зависит от конструктивных особенностей.

Внешние силы могут возникать из-за разных условий качения колес, расположенных как на разных осях, так и на одной оси, из-за наезда одним или несколькими колесами на препятствие. Кроме того условия движения тягача и прицепа так же различны. Существенное влияние на амплитуду колебаний прицепа может оказывать и аэродинамическая нагрузка, особенно при транспортировке грузов малой плотности, так как прицеп в этом случае имеет существенную боковую площадь.

Особую опасность представляют собой поперечные колебания прицепа в горизонтальной плоскости, обычно возникающие при достижении скорости 15−20 км/ч. В результате курсовых виляний тягача и прицепа увеличивается ширина полосы движения ТТА, что отрицательно сказывается на безопасности движения — появляется опасность заноса и схода с дороги, затрудняется управление трактором, повышается нагрузка на крюке и расход топлива, увеличивается износ шин.

Наиболее перспективным направлением повышения эксплуатационных показателей автотракторных поездов является уменьшение виляния прицепа в поперечной плоскости. Это явление оказывает решающее влияние на безопасность и скорость прямолинейного движения. Наиболее удобным способом решения этой проблемы является применение специальных устройств, уменьшающих виляние.

Актуальность темы

Неотъемлемой частью технологических процессов по возделыванию сельскохозяйственных культур являются транспортные работы. На их выполнение требуются значительные энергетические и трудовые затраты. Статистические данные показывают, что доля затрат на транспортировку грузов в сельском хозяйстве составляет 2540% от общих затрат на производимую продукцию, при этом доля тракторных внутрихозяйственных перевозок достигает 60%.

Грузоподъемность и скорость движения транспортных поездов часто ограничивается не мощностью двигателя, а, как показали исследования.

1,2,3], недостаточными тягово — сцепными свойствами, низкой плавностью хода и значительными колебаниями прицепа.

Также необходимо отметить то, что распространенные тракторные прицепы обладают большей склонностью к колебаниям по сравнению с тягачами, так как обладают большей массой, более высоким расположением центра масс.

В связи с этим, работа, которая направлена на снижение амплитуды колебаний прицепа ТТА, является актуальной и имеет важное народнохозяйственное значение.

Проблемная ситуация — увеличение производительности ТТА связано с увеличением грузоподъемности и скорости его движения. Однако при увеличении скорости и грузоподъемности ТТА возникают существенные колебания прицепа, накладывающие ограничение на увеличение скорости движения и грузоподъемности ТТА.

Цель работы — повышение эффективности использования тракторно-транспортного агрегата за счет применения устройства снижения амплитуды колебаний прицепа.

Объект исследования — устройство снижения амплитуды колебаний прицепа тракторно-транспортного агрегата на базе трактора МТЗ-80 и прицепа 2ПТСМ.

Предмет исследования — процесс движения ТТА оборудованного устройством снижения амплитуды колебаний прицепа.

Методика исследований включает в себя теоретические исследования динамических процессов, протекающих при эксплуатации ТТА, оснащенного устройством снижения амплитуды колебаний прицепа, и эксплуатационные испытания ТТА в составе трактора МТЗ-80 и прицепа 2ПТС-4, оснащенного экспериментальным устройством снижения амплитуды колебаний прицепа, в хозяйствах Саратовской области.

При проведении исследований использовались современные вычислительные методы. Запись результатов эксплуатационных испытаний проводилась с помощью многоканального осциллографа К-2022 и усилителя ТОПАЗ-З-02. Машинная обработка полученных экспериментальных данных осуществлялась при помощи дигитайзера «Graphics master — И» СС 45−4.

Научная новизна диссертации заключается в решении задачи снижения амплитуды колебаний прицепа, улучшении условий труда оператора и повышении безопасности движения ТТА за счет применения устройства снижения амплитуды колебаний прицепа, в анализе и обобщении теоретических положений и экспериментальных исследований, в результате которых:

— разработана методика, позволяющая получить зависимости влияния конструктивных параметров прицепа на амплитуду его колебаний и количество корректирующих поворотов управляемых колес трактора;

— разработана математическая модель ТТА, оборудованного устройством снижения амплитуды колебаний прицепа;

— определены оптимальные соотношения параметров устройства снижения амплитуды колебаний прицепа;

— создана методика, позволяющая на стадии проектирования определить рациональные конструктивные параметры прицепов и устройств, снижающих амплитуды колебаний прицепа, которые обеспечивают наилучшие показатели ТТА.

Практическая ценность. Разработана новая конструкция устройства /патент на изобретение № 2 270 102/, применение которого при эксплуатации ТТА позволяет:

1. Снизить амплитуду колебаний прицепа.

2. Повысить производительность в 1,1 — 1,15 раза за счет увеличения скорости движения ТТА, улучшить условия труда оператора и повысить безопасность движения ТТА.

3. Получить от внедрения устройства снижения амплитуды колебаний прицепа годовой экономический эффект в сумме 15 703,77 руб. на один ТТА.

Пути реализации работы. Результаты исследований могут быть использованы на сельскохозяйственных и других предприятиях министерства сельского хозяйства России, которые используют для перевозки различных грузов тракторный транспорт, а также при создании подобных устройств в конструкторских бюро предприятий сельскохозяйственного машиностроения для тракторов различных тяговых классов и в учебном процессе вузов аграрного образования.

Результаты исследований использованы и внедрены:

— в ОАО «ПРИЦЕП», г. Балашов, в конструкции прицепов 2ПТС-4 и 2ПТС-6;

— в Федеральном государственном унитарном предприятии «Головное конструкторское бюро по тракторным и автомобильным прицепам», г. Балашов, в конструкции прицепа ГКБ-887Б (2ПТС-4);

— в колхозе им. Ленина, г. Саратов Балашовский район;

— в ЗАО «Земля», г. Энгельс.

Научные положения и результаты работы, выносимые на защиту:

1. Модель движения тракторно-транспортного агрегата, учитывающая влияние конструкции прицепа, характеристик шин и дорожного покрытия;

2. Закономерности влияния эксплуатационных факторов и параметров устройства на амплитуду колебаний прицепа тракторно-транспортного агрегата;

3. Результаты сравнительных испытаний тракторного поезда без и с устройством;

4. Результаты технико-экономической оценки предлагаемой разработки.

Апробация. Основные положения работы доложены, обсуждены и одобрены:

— на межгосударственном научно-техническом семинаре «Проблемы экономичности и эксплуатации двигателей внутреннего сгорания в АПК СНГ», г. Саратов в 2003;2005 гг;

— на 16 региональной научно-практической конференции ВУЗов Поволжья и Предуралья «Повышение эффективности использования автотракторной и сельскохозяйственной техники», г. Пенза, 2005 г.;

— на конференции «Транспортные системы Сибири», г. Красноярск, 2005 г.;

— на Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 117-й годовщине со дня рождения академика Николая Ивановича Вавилова «Вавиловские чтения — 2004», г. Саратов, 2004 г.

— на научно-техническом семинаре «Оптимизация рабочих процессов автотракторных средств», г. Саратов, 2003 г.;

— на расширенном заседании кафедры «Тракторы и автомобили» СГАУ им. Н. И. Вавилова в 2006 г.

Публикации. Основные положения диссертации изложены в 17 работах, в том числе 4 в центральной печати, 2 патента на изобретения, 1 патент на полезную модель.

Общий объем составляет 2,78 п.л., из которых 1,69 п.л. принадлежат лично соискателю.

Структура и объем работы. Диссертация изложена на 198 страницах машинописного текста, в том числе 27 страниц приложений и состоит из введения, пяти разделов, общих выводов по работе, списка литературы и 16 приложений. Содержит 2 таблицы и 85 рисунков. Список использованной литературы включает в себя 142 наименования, из них 12 на иностранном языке.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ.

На основании проведенных теоретических и экспериментальных исследований по влиянию устройства на параметры движения ТТА можно сделать следующие выводы:. ' .

1. В результате обзора литературы установлено, что прицеп, движущийся в составе ТТА является наименее устойчивым его звеном. Анализ существующих конструкций устройств, снижающих амплитуду колебаний и патентного поиска, показал, что они обладают рядом недостатков, основными из которых являются малоэффективность и сложность в эксплуатации.

2. Осуществлено теоретическое обоснование методов по снижению амплитуды колебаний прицепа ТТА. Предложены математические зависимости (2.77), (2.78)—(2.80), позволяющие анализировать эксплуатационные показатели ТТА в процессе движения.

3. На основе теоретического анализа научно-методических материалов, полученных математических моделей и теоретических зависимостей, разработано устройство способное снизить амплитуду колебаний прицепа до 33,4%, снизить период колебаний прицепа до 20,5%, снизить количество необходимых корректировочных поворотов управляемых колес трактора до 80 градусов на 1000 м пути.

4. С целью оценки адекватности полученных математических моделей и теоретических зависимостей, в том числе и конструкторских решений, а так же для выполнения программы экспериментальных исследований разработана тензометрическая установка на базе трактора МТЗ-80 и прицепа 2ПТС-4, позволяющая проводить исследования в дорожных и полевых условиях. Эксплуатационные испытания показали, что при движении ТТА по основным дорожным фонам (грунтовая и асфальтированная дорога) период колебаний прицепа снижается до 21,5%, амплитуда колебаний снижается до.

32,4%, снижается тяговое усилие до 4,7%, снижается необходимое количество поворотов управляемых колес тракторов для корректировки курса при прямолинейном движении на 14,6%, повышается средняя скорость движения на 5,6%, повышается безопасность движения до 45,2%, улучшается топливная экономичность до 5,3%. Проведенные производственные испытания ТТА показали, что применение устройства позволяет повысить производительность на 10−15%, снизить затраты труда на 7%.

5. Внедрение результатов работы обеспечивает годовой экономический эффект 15 703,77 рубля на один тракторный поезд (в масштабе цен 2005 г.).

Показать весь текст

Список литературы

  1. , П.П. Тракторные поезда Текст. / П. П. Артемьев, Ю. Е. Атаманов, Н. В. Богдан и др.- под ред. Гуськова В. В. М.: Машиностроение, 1982.- 183 е.: ил.
  2. Концепция развития сельскохозяйственных тракторов и тракторного парка России на период до 2010 года. М.: ВИМ. — 2002. — с. 52.
  3. В.П. О силе тяги тракторных плугов. Собр. соч. Т.2. Текст. / В. П. Горячкин М.: Колос, 1965. — 459 е.: ил.
  4. Я.Х. Маневренность автомобиля и автопоезда Текст. / Я.Х. Закин-М.: Транспорт, 1986. 135 с.
  5. ГОСТ 9314–59 «Автомобили и автопоезда. Весовые параметры и габариты».
  6. Инструкция № 56−02 Министерства транспорта РФ от 26 марта 2002. «По перевозке грузов автотранспортом»: ввод, в действие с 1.04.2002.
  7. ОСТ 37.001.471−88 «Управляемость и устойчивость автотранспортных средств. Методы испытаний».
  8. А.Н. Соотношение показателей поперечной статической и динамической устойчивости автомобиля против опрокидывания Текст. / А. Н. Аксенов // Автомобильная промышленность. 1974. — № 4. — С. 21−23.
  9. Д.А. Метод построения диаграммы устойчивости и управляемости автомобилей Текст. / Д. А. Антонов // Автомобильная промышленность. 1961. — № 2. — С. 16−20.
  10. А.А. Исследование управляемого движения автопоезда Текст.: дисс. канд. техн. наук: 05.20.03 / Асриянц А. А. -М., 1973. 158 с.
  11. , Ю.М. Экспериментальное исследование управляемости автопоезда при прямолинейном движении Текст. / Ю. М. Власко, А. А. Хачатуров // Автомобильная промышленность 1974. — № 4. — С.14−15.
  12. М.С. Автомобильные и тракторные прицепы Текст. / М. С. Высоцкий М.: Машгиз, 1962. — 162 с.
  13. JI.JI. Управляемость автомобиля на повороте Текст. / Л. Л. Гинцбург Обзор. — М.: НИИНААВТОПРОМ, 1968. — 46 с.
  14. М.В. Шимми переднего колеса трехколесного шасси Текст. / М. В. Келдыш М.: Бюро новой техники НКАП, 1945. — 34 с.
  15. Я. Е. Якобошвили Н.А. Трехзвенные автопоезда Текст. / Я. Е. Фаробин, Н. А. Якобошвили М.: Машиностроение, 1993. — 189 с.
  16. П.П. Эффективность транспортирования кормов в рулонах Текст. / П. П. Гамаюнов, С. А. Алексеев, А. Г. Кузнецов, Д. В. Сивицкий // Тракторы и сельскохозяйственные машины, № 4. 2006 г. — С. 16−17. ISSN 0235−8573.
  17. А.А. Динамическая система шина дорога — автомобиль — водитель Текст. / Под ред. Хачатурова А. А. — М.: Машиностроение, 1980. -645 с.
  18. Г. А. Теория динамических систем. Текст. / Г. А. Степаньянц-М.: Машиностроение, 1985.-248 с. ил.
  19. Slibar A. The Forced Lateral osceillation of Trailers Text. / A. Slibar und P.R. Paslay // ASWE J. Appl. — Mech. — 1957.
  20. Sieg R. Probleme der Traktor-Stutzsiherung Text. / R. Sieg / Traktor und Landmachine 1964. — 26. — № 7.
  21. Birger M. Traktorulukkene od dei facktorane somaukar aller minkar fahren for slike ulukker Text. / M. Birger // Meldinger Morgens Landbruksrole -1963. -42.- № 4.
  22. Dietz O. Pendelerscheinungen an Strabenanhangerzugen Text. / O. Dietz Deutsch Kraftsforschung. — 1938.
  23. Dietz O. Uber das Spuren und Pendeln von Zastkraftanhangern. Text. / O. Dietz//ATZ.-42.- 1939.
  24. Ziegler H. Der Ein Fluss von Bremsung und Steigung auf Querschwingungen von Kraftwagenanhangern. Text. / H. Ziegler. // Jnq. Arch. — 1938.-№ 9.
  25. Jindra F. Tractor and Semi-Trailer Handling Text. / F. Jindra // Automobile Engineer 1963. -№ 53.
  26. Jindra F. Zaterei Stability of Tree-Unit Trailer Train. Oester. Text. / F. Jindra // Jnq. Arch. — 1963. — № 17.
  27. Jindra F. Tractor and Trailer Handling Text. / F. Jindra // Automobile Engineer. 1965. — № 72.
  28. Paslay P.R. Uber Querschuingungen von gelenkten Ankangern Text. / P.R. Paslay und A. Slibar // Jng. Arch. — 1938. — № 9.
  29. Jindra F. Off Tracking of Tractor Combination Text. / F. Jindra // Automobile Engineering 1963. -№ 3.-P. 96−101.
  30. В.П. Собр. соч. T.7. Текст. / В. П. Горячкин М.: Сельхозгиз, 1949.
  31. М.Е. Работа (усилие) русского сквозного и американского несквозного приборов при трогании поезда с места и в начале его движения. Собр. соч. Т. 8. Текст. / М. Е. Жуковский М.: Гостехиздат, 1937.-608 с.
  32. Я.Х., Конструкция и расчет автомобильных поездов. Текст. / Я. Х Закин, М. М. Щукин, М. Я. Марголис, П. П. Ширяев, А. С. Андреев М.: Машиностроение, 1968.
  33. JT.E. Основы расчета оптимальных и допустимых режимов работы машинно-тракторных агрегатов. Текст. / JT.E. Агеев М.: Колос, 1978.-294 с.
  34. А.И. Результаты экспериментальных исследований динамики тракторно-транспортных средств. Текст. / А. И. Бурьянов, В. А. Руденко // Труды ВНИПТИМЭСХ, Вып. 37. Зерноград, 1980. — С.44 — 48.
  35. И.Б. Динамика трактора. Текст. / И. Б. Барский, В. Я. Анилович, Г. М. Кутьков М.: Машиностроение, 1973. — 280 с.
  36. Г. М. Тяговая динамика тракторов. Текст. / Г. М. Кутьков -М.: Машиностроение. 1980.-251 с.
  37. А.А. Улучшение эксплуатационных показателей тракторов схемы 4×4 с колесами одинакового размера путем уменьшения галопирования на транспортных работах Текст.: Дис.. канд. техн. наук. Саратов. 1991, — 153 с.
  38. А.В. Повышение эффективности использования полноприводных тракторных транспортных агрегатов путем улучшения устойчивости движения Текст.: дисс.. д-ра техн. наук: 05.20.03 / Старцев Андрей Васильевич. Ч., 1999. — 370 с. — Библиогр.: с.328−354.
  39. П.П. Влияние трансмиссии и ходовой части трактора на курсовую устойчивость / П. П. Гамаюнов, С. А. Алексеев, Д. В. Сивицкий,
  40. A.А. Лукьянов // Механизация и электрификация сельского хозяйства 2005. — № 5. — С.26 — 27. — ISSN 0206−572Х.
  41. Я.М. Теория устойчивости автомобиля. Текст. / Я. М. Певзнер М.: Машгиз, 1947. — 178 с.
  42. В.В. Оптимальные параметры сельскохозяйственных тракторов. Текст. / В. В. Гуськов -М.: Машиностроение, 1966. 195 с.
  43. Г. М., Анализ источников генерации колебаний нагрузки на двигатель сельскохозяйственного трактора кл. 3−4 Текст. / Г. М. Курьков,
  44. B.С.Пучков, А. И. Хонин // Тракторы и сельхозмашины 1975. — № 6. — С.9 -10.
  45. Г. М. Теория трактора и автомобиля Текст. Учебник для ВУЗов. / Г. М. Курьков М.: Колос, 1996 г. — 287 с.
  46. Я.Х. Эксплуатация грузовых автомобильных поездов. Текст. / Я. Х. Закин М.: Автотрансиздат. — 1962. — 186 с.
  47. И. Неустойчивость в механике Текст, Пер. с фр. / И. Рокар -М.: Изд. инстр. лит. 1959. — 250 с.
  48. Т.Д. Тракторные поезда в сельском хозяйстве. Текст. / Т. Д. Бернштейн Алма-Ата.: Кайнар. — 1973. — 164 с.
  49. В.П. Развитие автопоездов и их динамических качеств Текст. / В. П. Великанов // Автомобильная промышленность 1963. — № 12. -С.6−8.
  50. А.И. О влиянии колебаний колесного трактора на снижение его тягово-динамических показателей Текст. / А. И. Кожуханцев // Тракторы и сельхозмашины 1977. № 7 — с.10−11.
  51. , А.С. Автомобиль: Теория эксплуатационных свойств Текст.: учебник для вузов по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство» / А. С. Литвинов, Я. Е. Фаробин М.: Машиностроение. — 1989. -240 с.
  52. А.В. Повышение проходимости и тягово-сцепных свойств сельскохозяйственных тракторов. Текст. / А. В. Климанов -Куйбышев.-1982.-93 с.
  53. Н.Р. Тракторные многозвенные поезда. Текст. / Н. Р. Рашидов Т.: Узбекистан. — 1981. — 368 с.
  54. В.И. Исследование путей повышения эффективности тракторных транспортных агрегатов с тракторами 14 кН. Текст.: Автореф. дис. канд. техн. наук. / В. И. Кирюхин Саратов. — 1982. — 19 с.
  55. О.П. Разработка и обоснование параметров устройств для повышения устойчивости движения и маневренности многозвенного автотракторного поезда-хлопковоза. Текст.: Автореф. дис.. канд. техн. наук. / О. П. Остроглазое Янгиль. — 1988. — 18 с.
  56. Н.М. Мощные и сверхмощные колесные сельскохозяйственные тракторы за рубежом / Н. М. Беляев // Тракторы и сельхозмашины. 1986. — № 5. — С.52 — 58.
  57. .Д., Расход мощности двигателя на собственные колебания МТА / Б. Д. Цвик, В. Е. Степанов, А. Н. Зазуля // «Тракторы и сельхозмашины" — 1983. № 12. — С.7 — 8.
  58. М.С. Системный анализ эффективности скоростных тракторов в сложных полевых условиях. Текст. / М. С. Кринко Мн.: Наука и техника.- 1980.-208 с.
  59. Д.А. Основы теории и расчета трактора и автомобиля. Текст. / Д. А. Чудаков М.: Колос. — 1972. — 384 с.
  60. И.П. Ксеневич, А. П. Парфенов, С. Е. Либцис. Сельскохозяйственные тракторы нестандартных компоновок. Под ред. д.т.н., профессора И. П. Ксиневича., Минск, 1998. — 209 с.
  61. П.В. Многоосные автомобили Текст.: Теория общих конструктивных решений. / П. В. Аксенов М.: Машиностроение. — 1980. -207 с.
  62. , Я.Х. Основы теории движения транспортных и специальных автопоездов Текст.: дисс.. д-ра техн. наук: 05.20.03 / Закин Яков Ханонович. JL, 1960. — 406 с.
  63. , Я.Х. Прикладная теория движения автопоезда Текст. / Я. Х. Закин. М.: Транспорт. — 1967. — 255 е.: ил.
  64. Я.Х. О причине возникновения виляния прицепов Текст. / Я. Х. Закин // Автомобильная промышленность 1959. — № 11. — С.9 — 12.
  65. Я.Г. Введение в теорию механических колебаний. Текст. / Я. Г. Пановко Машиностроение. — 1980. — 270 с.
  66. Н.Н. Транспортные процессы в сельском хозяйстве. Текст. / Н. Н. Левынин М.: Колос. — 1980. — 160 с.
  67. , Н.Е. О колебаниях автомобильного поезда Текст. / Н. Е. Левин, Л. Н. Гродко. Вып.2.-М.: МАМИ. 1976. — С.23 -25.
  68. , Н.Е. К вопросу о колебаниях автопоезда Текст. / Н.Е. Левин- сер. Машиностроение. -Изд-во ВУЗ. 1976.-№ 3.-С. 116−120.
  69. , Н.Е. Исследование поперечных колебаний автомобильного поезда Текст.: автореф. дисс. канд. техн. наук: 05.20.03 / Н. Е. Левин М., 1977.-22 с.
  70. , А.Н. Исследование устойчивости движения тракторных поездов Текст.: автореф, дисс. канд. техн. наук: 05.20.01 / А. Н. Протас -Минск, 1972- 19 с.
  71. С.В. Повышение устойчивости прямолинейного движения тракторных поездов посредством использования тягово-сцепного устройства с регулятором курсового угла Текст.: дисс.канд. техн. наук: 05.20.03 / С. В. Погорелов. Саратов, 2005 — 193 с.
  72. Д.А. Расчет устойчивости движения многоосных автомобилей. Текст. / Д. А. Антонов -М.: Машиностроение, 1984. 164 с.
  73. А.С. Управляемость и устойчивость автомобиля. Текст. / А. С. Литвинов. М.: Машиностроение. — 1971.-416 с.
  74. В.А. Основы теории и расчета трактора и автомобиля Текст. / В. А. Скотников, А. А. Мащенский, А.С. Солонский- Под ред. Скотникова В. А. Москва, Агропромиздат. — 1986. — 383 с.
  75. В.В. Тракторы. Теория Текст.: / В. В. Гуськов, Н. Н. Велев, Ю. Е. Атаманов и др. Под общ. ред. В. В. Гуськова. М.: Машиностроение.1988.-376 с.
  76. К.А. Повышение безопасности движения колесных тракторов. Текст.: Дисс.. канд. техн. наук. / К. А. Завадский Краснодар.1989.-147 с.
  77. Л.Г. Эффективность использования автомобилей в различных условиях эксплуатации. Текст. / Л. Г. Резник, Г. М. Ромалис, С. Т. Чарков -М.: Транспорт. 1989. — 128 с.
  78. В.Д. Курсовая устойчивость гусеничных МТА Текст. / В. Д. Иванцов, И. А. Долгов // Тракторы и сельскохозяйственные машины. -2005, № 7, с. 14−15. Посмотреть ISBN
  79. П.П. Влияние боковой аэродинамической нагрузки на устойчивость транспортного средства. / П. П. Гамаюнов, С. А. Алексеев, Д. В. Сивицкий, А. А. Лукьянов // Тракторы и сельскохозяйственные машины. -2005. №. — С.24 — 25. ISSN 0235−8573.
  80. Пат. 1 186 079, МКИ В 60 G 11/00. Подвеска транспортного средства Текст. / Нестор Э. К. (СУ) — Заявл. 22.10.76- Опубл. 15.10.85. Бюл. № 38, 8 е.: ил.
  81. Пат. 2 011 591 Российская Федерация, МКИ В62 D 37/00. Транспортное средство Текст. / Савенков И. В., Белов О. А., Гамаюнов П. П., Стрельников В. А., Федотов A.M. (RU) — Заявл.09.04.90- Опубл. 30.04.94. Бюл. № 8., 8 е.: ил.
  82. А.С. № 1 703 497. Упругодемпфирующее тягово-сцепное устройство Текст. / А. М. Абрамов, Н. Н. Заводов (СССР).
  83. Пат. 2 149 765 Российская Федерация, МКИ В 60 Д 1/145. Тягово-сцепное устройство многозвенного тракторного поезда Текст. / В. И. Цыпцын, П. П. Гамаюнов, В. В. Нехорошев, И. И. Мандрик, П.И. Мандрик- Заявл. 26.03.98- Опубл. 27.05.2000. Бюл. № 15, 12 е.: ил.
  84. Е.А. Теория автомобиля Текст. / Е. А. Чудаков М.: АН СССР,-1961.-241 с.
  85. Тракторы. Теория. / В. В. Гуськов, Н. Н. Велев и др. Под общ. ред. Гуськова. М.: Машиностроение, 1988. 374 с.
  86. Г. К., Баженов С. П. Конструкция, основы теории, расчет и испытания тракторов., М.: Агропромиздат., 1990. 510 с.
  87. Clyde A.W. Cushion Hitch Development. Text. / A.W. Clyde // Agr. Engineering. 1949. — № 4.
  88. И.И. Улучшение эксплуатационных показателей многозвенных тракторных поездов за счет совершенствования тягово-сцепного устройства Текст.: Дис.. канд. техн. наук. И. И. Мандрик. -Саратов.-2000.- 135 с.
  89. Н.А. Исследование устойчивости движения тракторного поезда на базе трактора класса 14 кН Текст.: дисс.канд. техн. наук: 05.20.03 / Н. А. Разоренов Минск. — 1979. — 208с.
  90. А.И. Разработка элементов компьютерного моделирования поперечной устойчивости автомобиля Текст. / А. И. Шутов, С. Н. Фатьянов // Вестник КГТУ, Выпуск 39. Транспорт. Красноярск: ИНЦ КГТУ. — 2005. -754 С. 47 -52., ISBN 5−7636−075−4.
  91. В.П., Калейчев Н. Б. Динамика гусеничной транспортной машины при установившемся движении по неровностям. 1983. 111 с.
  92. Н.Н., Енаев А. А. Колебания автомобиля при торможении. Иркутск, Изд-во Иркут. Ун-та, 1989. — 246 с.
  93. В.Н. К вопросу агрегатирования сельскохозяйственных колесных тракторов на транспортных работах Текст. / В. Н. Шалягин, Р. Б. Фриккель // Тракторы и сельхозмашины 1983. — № 4. — С.3−7.
  94. Есеновский-Лашков Ю. К. Автоматизация управления автомобилей Текст. / Ю.К. Есеновский-Лашков, Д. Г. Поляк. М.: Автотрансиздат. -1963. 214 с.
  95. А.В. Основы проектирования систем автоматического вождения самоходных машин. Текст. / А. В. Калоев М.: Машиностроение. — 1978.- 152 е.: ил.
  96. . И.М. Гидравлические элементы в системах управления. Текст. / И. М. Крассов. Изд. 2-е, переработ, и доп. М.: изд-во «Машиностроение». 1967 г. — 256 с.
  97. В.А. Автоматические системы транспортных машин. Текст. / В. А. Петров. М.: Машиностроение. 1974. -336 с.
  98. М.Н. Автоматизация тракторных агрегатов. Текст. / М. Н. Коденко, А. Т. Лебедев. М.: Машиностроение. 1969. — 196 с.
  99. П.П. Курсовая устойчивость прицепа тракторного поезда Текст. / П. П. Гамаюнов, С. А. Алексеев, Д. В. Сивицкий, А. Г. Кузнецов // Тракторы и сельскохозяйственные машины, № 12. 2005 г. -С.21−22. ISSN 0235−8573/
  100. Д.В. Повышение курсовой устойчивости тракторных поездов Текст. / Д. В. Сивицкий // Вестник КГТУ, Выпуск 39. Транспорт. -Красноярск: ИНЦ КГТУ. 2005. -754 С.52−58., ISBN 5−7636−0751.
  101. JI.E. Сверхмощные тракторы сельскохозяйственного назначения Текст. / JI.E. Агеев, B.C. Шкрабак, В.Ю. Моргулис-Якушев. JL: Агропромиздат. Ленингр. отд-ние. — 1986. — 415 с.
  102. ГОСТ 7057–2001 «Тракторы сельскохозяйственные. Методы испытаний»
  103. B.C. Испытание тракторов Текст. М.: Машиностроение, 1974.-268 с.
  104. В.Н. Электрические измерения механических величин. Текст. М.: Энергия, 1976. — 104 с.
  105. А.В. и др. Приборы для испытания тракторов и сельскохозяйственных машин. Текст. М.: Машиностроение. — 1971. — 72 с.
  106. B.C. Электрические измерения. Текст. -М.: Энергия, 1974. -408 с.
  107. С.А. Приборы для контроля и учета работы тракторных агрегатов. Текст. / С. А. Иофинов, Х. М. Райхлин. Л.: Машиностроение, 1972 г., 224 е.: ил.
  108. B.C. Испытания тракторов. Текст. -М.: Машгиз, 1963.280 с.
  109. Г. В. Общая методика экспериментальных исследований и обработка опытных данных. Текст. М.: Колос, 1970. — 136 с
  110. А.В. Статистическая динамика сельскохозяйственных агрегатов. Текст. Л.: Колос, 1970. — 376 с. 125 123. Дубровский А. А. Исследование экспериментальных методов определения тяговых усилий в транспортных агрегатах. Текст. М.: Машгиз, 1949.
  111. Универсальный магнитоэлектрический осциллограф К-2022. Описание и техническое обслуживание. Текст. Кишинев.: Виброприбор, 1988.-48 с.
  112. Тензоусилитель «Топаз 3−02». Текст. Апрелевка, мск.: НПО «Прибор», 1985. — 55 с
  113. Потенциометрический датчик угловых перемещений, теплостойкий МУ-615А. Руководство по технической эксплуатации, 1980. -35 е.: ил.
  114. ГОСТ 30 745–2001 «Тракторы сельскохозяйственные. Определение тяговых показателей»
  115. ГОСТ 30 748–2001 «Тракторы сельскохозяйственные. Определение максимальной скорости»
  116. ГОСТ 24 057–80 «Методы эксплуатационно-технической оценки»
  117. В.А., Сирая Т. Н. Методы обработки экспериментальных данных. Текст. -М.: Машгиз, 1961.- 163 с.
  118. Е.И. Статистические методы анализа и обработки наблюдений. Текст. -М.: Наука, 1968.-288 с.
  119. ГОСТ 23 726–88. Техника сельскохозяйственная. Методы экономической оценки Текст. -М.: Госстандарт, 1989. 59 е.: ил.
  120. , В.И. Эффективность использования транспорта в агропромышленном комплексе Текст. / В. И. Котелянц, А. И. Пилипченко -М.: Агропромиздат, 1987.-240 е.: ил.
  121. Экономика и жизнь. Нормативные данные расчета оплаты труда рабочих занятых в сельскохозяйственном производстве. 1999. — № 10. — С. 12−13.
  122. , Г. Н. Статистический анализ эффективности с-х производства Текст. / Г. Н. Корнеев, В. Б. Яковлев М.: Статистика, 1992. -288 е.: ил.
  123. , А.Н. Основы экономики и организации земледелия Текст. / А. Н. Каштанова. М.: Агропромиздат, 1988. — 386 е.: ил.
  124. , Ю.Б. Технико-экономическая оценка организационно технического обеспечения аграрного производства Текст. / Ю. Б. Емелин: учебное пособие. Саратовский ГАУ, 2000. — 96 е.: ил.
  125. Н.Е., Палия А. Р. Практикум по экономике сельского хозяйства Текст. / Н. Е. Баландин, А.Р. Палия-М.: Колос, 1993.-255 е.: ил.
  126. В.Н. Системный анализ экономических процессов на транспорте. М.: Транспорт, 1986. — 240 с.
  127. М.С. Справочник по сельскохозяйственным работам. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Росагропромиздат, 1988 г. — 366 е.: ил.
Заполнить форму текущей работой