Применение поликарбонатных покрытий для восстановления изношенных деталей узлов трения скольжения машин и оборудования природообустройства
Развитие отечественной химической промышленности способствовало созданию и серийному производству ряда полимерных материалов с разнообразными физико-механическими свойствами. В последние годы полимерные материалы и композиции на их основе успешно применяют как в машиностроении, для изготовления новых деталей, так и при выполнении ремонта изношенных деталей машин, применяемых… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 1. 1. Условия эксплуатации деталей типа ''вал-щ втулка'1 в узлах трения машин и причины выхода из строя
- 1. 2. Анализ существующих технологий, способов ремонта и восстановления подшипников скольжения
- 1. 3. Обоснование выбора антифрикционного полимерного материала для подшипника скольжения
- 1. 4. Основные параметры работоспособности полимерного покрытия
- 1. 5. Свойства металлических и полимерных тел и особенности адгезионного взаимодействия между ними
- 1. 6. Износостойкость полимеров и материалов на их основе
- 1. 7. Влияние надмолекулярной структуры на физико-механические свойства
- 1. 8. Цель и задачи исследования
- Глава 2. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2. 1. Методика математического планирования эксперимента
- 2. 2. Материал для исследований
- 2. 3. Применяемые образцы и их подготовка к испытаниям
- 2. 4. Методика исследования антифрикционных свойств
- 2. 5. Методика изучения надмолекулярной структуры в композиции на основе поликарбоната
- Глава 3. Экспериментальная часть. 3.1 Изучение надмолекулярной структуры в композициях на основе поликарбоната
- 3. 2. Исследование влияния режима формирования на надмолекулярную структуру и деформационно-прочностные свойства поликарбонатных покрытий
- 3. 3. Исследование адсорбции масла поликарбонатными покрытиями
- 3. 4. Влияние режима формирования и температуры масла на деформационно-прочностные свойства композиций на основе поликарбоната
- 3. 5. Исследование адгезии поликарбонатных покрытий
- 3. 6. Исследование антифрикционных свойств поликарбонатных покрытий
- Глава 4. Разработка технологического процесса восстановления шестеренного масляного насоса
- Глава 5. Исследование работоспособности полимерных покрытий нанесенных на восстановленные детали в эксплуатационных условиях
- Глава 6. Технико-экономическая эффективность применения полимерных покрытий
Применение поликарбонатных покрытий для восстановления изношенных деталей узлов трения скольжения машин и оборудования природообустройства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В последние годы наблюдается критическая ситуация по обеспечению техникой предприятий агропромышленного комплекса. По данным ГОСНИТИ в период с 1990 по 2000 гг. общее число тракторов снизилось с 1360 до 870 тыс. шт., при минимально допустимом уровне 1250 тыс. шт. Около 60% тракторов находятся в эксплуатации свыше 10 лет. В результате такого положения происходит увеличение нагрузки на технику, находящуюся в эксплуатации.
Подшипники скольжения относятся к категории наиболее многочисленных элементов конструкций машин, применяемых в природообустройстве. Основными причинами отказа подшипников скольжения являются загрязненность смазочной среды абразивными включениями и высокие нагрузки, ускоряющие процесс изнашивания. Применение восстановленных деталей, взамен новых, позволит сделать технику доступной для экономически слабых сельхозпредприятий (которых на данный момент в структуре сельского хозяйства большинство), продлить срок службы техники, а значит, не допустить критического снижения уровня механизации.
Развитие отечественной химической промышленности способствовало созданию и серийному производству ряда полимерных материалов с разнообразными физико-механическими свойствами. В последние годы полимерные материалы и композиции на их основе успешно применяют как в машиностроении, для изготовления новых деталей, так и при выполнении ремонта изношенных деталей машин, применяемых в природообустройстве. Обладая ценными техническими свойствами, полимеры позволяют снизить трудоемкость ремонта на 20.30%, себестоимость работ — на 15.20%, и сократить при этом расход черных и цветных металлов на 40.50%.
Для использования полимерных материалов имеются благоприятные условия, поскольку при их нанесении не требуется дорогостоящее оборудование, значительные капиталовложения, а освоение технологии не занимает много времени. Оно возможно в условиях как специализированных предприятий, так и в мастерских общего назначения [120, 92] .
Изменение свойств полимерных материалов при помощи различных наполнителей, достижения в области исследования структур материалов и покрытий, а также развитие технологий их обработки создали возможность целенаправленно использовать экономические методы применения пластмасс как в машиностроении, так и в ремонтном производстве.
Использование в парах трения полимерных материалов и композиций на их основе позволяет получить иные закономерности изнашивания, лучшие в трибологическом отношении.
Ранее проведенные исследования В. Н. Кестельмана, Ш. М. Билика, А. Д. Курициной, Г. А. Сергеева, J1.H. Магазиновой и др., показывают эффективность использования поликарбонатных смол с высоким молекулярным весом, нанесенных на металл в виде тонкослойных покрытий. В этом случае удачно сочетаются высокие физико-механические характеристики металлов с хорошими антифрикционными свойствами пластмасс, улучшается отвод тепла из зоны трения.
В настоящее время промышленность выпускает низкомолекулярный поликарбонат с широким разбросом молекулярных фракций, так как производство высокомолекулярного материала и его фракционирование сопряжено с высокими затратами. Для использования низкомолекулярного поликарбоната в целях ремонта, а также утилизации ранее выпущенного материала, необходимо комплексное изучение его поведения в узле трения.
1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ.
ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ.
Анализ литературных источников о характере и величине износа подшипников скольжения показал, что основными причинами выхода из строя являются абразивный износ, схватывание, заедание с образованием на-тировпри этом 55% деталей типа 1'вал-втулка' ', имея износ в пределах 0,3−0,5 мм, могут быть отремонтированы путем нанесения антифрикционных износостойких тонкослойных покрытий на основе полимерных материалов.
Поликарбонат и композиции на его основе могут использоваться для нанесения в качестве покрытий на изношенные поверхности деталей узлов трения скольжения машин и оборудования природообустройства. Установлено влияние температуры формирования на надмолекулярную структуру и деформационно-прочностные характеристики поликарбонатных покрытий, полученных методом термонаплавки. Наилучшими температурами формирования для ненаполненного и наполненного поликарбоната, с широким разбросом низкомолекулярных фракций, являются 290 °C и 320 °C соответственно. Впервые в ненаполненном поликарбонате выявлены сферолитные структуры радиального типа, а в наполненном поликарбонате — кольцевого типа. Качество наносимых на деталь покрытий определяется размерами сферолитных структур, равными в среднем для ненаполненного и наполненного поликарбонатов 46 мкм и 34 мкм соответственно.
Наполнение поликарбоната фторопластом увеличивает служебные характеристики композиции на 30−40%. Получены математические модели адсорбционной способности покрытий на основе поликарбоната в моторном и индустриальном маслах при различных температурах. Набухание ненаполненного поликарбоната в моторном масле составляет 0,94%, а в наполненном фторопластом — 0,62%. Температура масла при этом составила 20 °C. Впитываемость в индустриальном мае ле поликарбонатных покрытий на 35−40% меньше, чем моторном, что вызвано структурированием полимера. Наполнение поликарбоната фторопластом уменьшает ад сорбцию на 35%.
Термообработка композиций на основе поликарбоната масленых средах вызывает увеличение прочности и снижение пластичности. Это объясняется увеличением доли кристаллических фаз в полимере. Адгезия поликарбонатных покрытий существенно зависит от материала подложки и температуры среды. Наи большая сцепляемость композиций наблюдается со ста лью 18ХГТ (20,84 МПа), наименьшая — с бронзой БрОЦС 5−5-5 и составляет 13,79 МПа. Увеличение температуры масла несущественно снижает прочность сцепления поликарбонатных покрытий с ме таллической подложкой по сравнению с эпоксидными покрытиями.
Поликарбонатные покрытия обладают высокими антифрикционными свойствами. При работе в паре с закаленным контртелом, покрытия имеют хорошую прирабатываемость, низкие значения коэффициента трения до — 0,0042 и высокую износостойкость. Покрытия могут хорошо работать при температуре 120 °C и нагрузках 12 МПа.
12. Долговечность ненаполненного поликарбоната при абразивном изнашивании на 15% ниже чем у наполненного фторопластом.
13. На основе комплексного исследования низкомолекулярных покрытий на основе поликарбоната используемых в ремонтных целях, получены положительные результаты позволяющие решить поставленную цель.
14. Себестоимость восстановления четырех поверхностей вала шестеренного насоса под втулку составляет 77,68 руб. по сравнению со стоимостью новых втулок — 140 руб. Годовой экономический эффект от замены серийного антифрикционного материала полимерным покрытием на основе поликарбоната, при программе восстановления 500 штук, составляет 94 195,6 руб.
Список литературы
- Агрегаты гидроприводов сельскохозяйственной техники. Технические требования на капитальный ремонт. М.: ГОСНИТИ, 198 6.-152 с.
- Агулов И.И., Гороховский Г. А. Кинетика некоторых структурных изменений в поверхностных слоях полимеров при трении. Механика полимеров, 1972, № 6, с.928−933.
- Агулов И.И., Назаренко П. В. Деформация полимеров при фрикционном нагружении. Механика полимеров, 1967, № 3, с.421−425.
- Айнбиндер С.Б. Адгезионное взаимодействие при трении металло-полимерных и полимер-полимерных пар. Механика полимеров, 1976 № 5, с.831−837.
- Айнбиндер С.Б., Тюнина Э. Л. Введение в теорию трения полимеров. Рига, Зинатне, 1978.-224 с.
- Айнбиндер С.Б. Физико-механические свойства полимерных материалов и проблемы трения. Механика полимеров, 1969, с.303−314.
- Андреева Н.Г. Исследование теплофизических и антифрикционных характеристик композиций на основе полиэтилена. Механика полимеров, 1973, № 2, с. 259 266.
- Аничин B.JT. Математическая статистика: Уч. пособие. Харьков, гос. аграрн. универ-т им. В. В. Докучаева. -Харьков: 1992.-114 с.
- Антифрикционные полимерные материалы в узлах трения подвижного состава. ТР. ЦНИИМПС. Вып. 410. М.: Транспорт, 1970.-119 с.
- Антифрикционные эпоксидные композиты в станкостроении. Минск: Наука и техника, 1990.-231 с.
- Бабаянц В.Д. Антифрикционные и износостойкие покрытия из фторлонполиамидных покрытий. Пластические массы, 1973, № 7, с.44−45.
- Барабанов В.Н. Исследование поликапролактама как материала для ремонта подшипников скольжения тракторов. Дисс. канд. техн. Наук. М., I960.
- Бартенев Г. М., Лаврентьев В. В. Трение и износ полимеров. Л.:Химия, 1972.-240 с.
- Басин В.Е. Исследование роли межфазной поверхности в формировании свойств адгезионных соединений на основе полимеров. Автореф. дис. д-ра. хим. наук. М. 1978.-30 с.
- Башкорев А. Я. Андреев А.В. Применение полиамидных покрытий на плужных парах гидропривода. Вестник машиностроения, 1980, № 10, с.26−29.
- Башнин Ю.А. Технология термической обработки. -М.:Металлургия, 1986.-85 с.
- Белый В.А., Довгяло В. В. Полимерные покрытия. М. :Наука и техника, 1976.-416 с.
- Белый В.А., Егоренков Н. И., Плескачевский Ю. М. Адгезия полимеров к металлам. Минск.:Наука и техника, 1971.-288 с.
- Белый В. А. Петроковец М.И. Трение и износ материалов на основе полимеров. Минск.:Наука и техника, 1976.-432 с.
- Белый В. А. Савкин В.Г. Самосмазывающиеся материалы на основе смесей термопластичных полимеров. Вестник машиностроения, 1977, № 11, с.53−55.
- Белый В. А. Свириденок А.И. Трение полимеров. -М.:Наука, 1972.-202 с.
- Белый В.А., Струк В. А. Исследование фрикционных характеристик композиционных материалов на основе термопластичных полимеров. Трение и износ, 1980, № 6, с.970−975.
- Белый В.А. Трение полимеров. М.:Наука, 1972.-202 с.
- Бериджанова А.П. Применение пластмасс в тракторном машиностроении. М. Машиностроение, 1970.-20 с.
- Берлин А. А. Басин В.Е. Основы адгезии полимеров. -М. :Хийшщия^91Ф.7−439−39с2. с.
- Билик И.М., Черкасская П. М. Тонкослойные антифрикционные полимерные покрытия. В кнОбработка пластмасс в машиностроении''. М., 1968 с.26−30
- Билик Ш. М. Пары трения металл-пластмасса в машинах и механизмах. М.:Машиностроение, 1966.-311 с.
- Бойер Р. Переходы и релаксационные явления в полимерах. М.:Мир, 1968.
- Вегера В.Д., Кудрявцев П. Д. Агрегаты гидропривода. Руководство по ремонту. М. ГОСНИТИ.-56с.
- Виноградов Г. В., Мельникова М. А. Износ полиолефинов. В кн.: Теория трения, износа и смазки. Тезисы докл. Всесоюз.науч.конф. ч.2, Ташкент, 1975, с.21−22.
- Марукян A.M. Влияние окружающей среды (температуры масла) на предел прочности поликарбоната. Журнал
- Аспирант и соискатель'' 2003.
- Марукян A.M. Влияние надмолекулярной структуры на служебные характеристики полимеров. Журнал1'Актуальные проблеммы современной науки'' 2003. -№ 4-С 167−168.
- Волков П.Н. Математические методы в экспериментальiных исследованиях. М., 1991.
- Гвоздев А.А. Исследование впитываемости масла покрытиями на основе наполненных реактопла-стов/Совершенствование средств механизации и технологических процессов в седбском хозяйстве. Сб. науч. тр. С. ПГАУ-ИГСХА. — С. — П.:1996. С. 36−39.
- Гвоздев А.А. Ремонт и восстановление деталей типавал-втулка'' металлополимерными композициями. Совершенствование средств механизации и технологическихпроцессов в сельском хозяйстве. Сб. научн. тр. С. -ПГАУ-ИСХИ. С. — П.:1994. с.12−18.
- Гвоздев А.А. Сравнительная оценка поведения антифрикционных материалов в экстремальных условиях. Актуальные проблемы науки в сельскохозяйственном производстве. Тез. докл. научн.-практ. конф. Иваново: 1995. С. 283.
- Гвоздев А.А. Технология ремонта и изготовление подшипников скольжения с/х машин с использованием наполненных реактопластов. М.:ГОСНИТИ.-1998
- Гороховский Г. А. Повышение диспергирования динамически контактирующих полимеров и металлов. Киев. :Наукова думка, 1972.-152 с.
- Гороховский Г. А. Полимеры в технологии обработки металлов. Киев.:Наукова думка, 1975.-224 с.
- Гуль В.Е., Кулезнев В. Н. Структура и механические свойства полимеров. М.:Высшая школа, 1966 с. 314.
- Гуляев А.П. Металловедение. 5-е изд., перераб. и доп. М.:Металлургия, 1977.-648 с.
- Дроздов Ю.Н. Обобщенные характеристики для оценки износостойкости твердых тел. Трение и износ, 1980, № 3, с.417−424.
- Дыльков М.С. Исследование прочностных свойств клеевых соединений (применительно к ремонту с.х. машин и автомобилей), дисс. канд. техн. наук, М., 1964.
- Евдокимов Ю.А., Барсуков Р. Х. Новые антифрикционные полимерные композиции, изготовленные на базе эпоксидных смол. Ростов, кн. изд-во, 197 6.-80 с.
- Ефанова В.В. Композиционные полимерные материалы -свойства, производство, применение. М.:1987.-167 с.
- Забашта В.Ф., Хризман М.Г. Новые марки полиамидов, обладающие антифрикционными свойствами и повышенной
- Л износостойкостью. В кн.: Применение полимеров вкачестве антифрикционных материалов. Днепропетровск, 1971, с.143−145.
- Икрамов У.А. Эксплуатация гидронасосов строительных и дорожных машин в Средней Азии. Ташкент: Знание, 1977.-22с.
- Исследование кинетики набухания поликарбоната в зависимости от внешних факторов. Природоохранное обустройство территорий: Сб. материалов научно-технической конференции. — М.:МГУП 2002.
- Итинская Н.И., Кузнецов Н. А. Топливо, масла и техни• ческие жидкости:Справочник. М.:Агропромиздат, 1989.-304с.
- Канцельсон М.Ю., Балаев Г. А. Полимерные материалы: Справочник. Л.:Химия, 1982.-317 с.
- Карасик И.И. Прирабатываемость материалов для подшипников скольжения.-М.:Наука, 1978.-185с.
- Каргин В. А. Соголова Т.И. Структурная модификация поверхности кристаллических полимеров. Докл. АН ССР, 1968, т. 180, № 3, с.537−540.
- Ко К. Связь химической структуры с адгезией. -J. Ad-hes., Soc. Jap., 1976, 12, № 1, с.13−26.
- Королев А.Я. Адгезия и внутренние напряжения в полимерах. В кн.: Термообработка изделий из пластмасс. — М.: Наука, 1976 с.49−55.
- Коршак В.В., Грибова И. А. О некоторых проблемах создания новых термостойких антифрикционных пластмасс. 1980, № 1, с.30−44.
- Коршак В. В. Грибова И.А. Пути создания самосмазывающихся материалов. В. кн.: *'Теория трения, износа и проблемы стандартизации'1, Брянск, 1978, с.282−289.
- Крагельский И.В., Добычин М. Н. Основы расчетов на трение и износ. -М.Машиностроение, 1977.-526 с.
- Крагельский И.В., Харач Г. М. О расчете износа поверхностей трения. В кн.: Расчетные методы оценки трения и износа, Брянск, 1975, с.5−47.
- Кричевский М.Е. Применение полимерных материалов при ремонте сельскохозяйственной техники.
- М. :Россельхозиздат, 1988.-143 с.
- Кулезнев В.Н. Смеси полимеров. М.:Химия, 1980.-304 с.
- Кутьков А.А. Износостойкие и антифрикционные покрытия. М.:Машиностроение, 1976.-152 с.
- Лапидус А.С. Трение, изнашивание и смазка. М., 1979. Т.2.С.148−173.
- Липатов Ю.С. Межфазные явления в полимерах. -Киев.:Наукова думка, 1980.-260 с.
- Липатов Ю.С. Роль межфазных явлений в возникновении микрогетерогенности в многокомпонентных полимерных системах. Высокомолекулярные соединения, 1975, т. 17А, № 10, с.2358−2365.
- Липатов Ю.С. Физическая химия наполненных полимеров. М.:Химия, 1977.-304 с.
- Магазинова Л.Н. Влияние дополнительной тепловой обработки на структуру и свойства поликарбоната. М.: Механика полимеров, 1969, № 2, с.347−349.
- Магазинова Л.Н. В.Н. Кестельман Поликарбонат в машиностроении. М.:Машиностроение, 1971, с. 174.
- Макарчук JI., Козлов П. В., Каргин В. А. Исследование в области поликарбонатов. М.:Высокомолекулярные соединения, 1960, № 6, с. 931.
- Маркин Ю.И., Горчакова В. М., Гуль В. Е., Адгезия вы-сокополимеров к металлам. Температурная зависимость и энергия активации адгезии. Журнал физической химии, 1963, 37, № 3, с.2027−2033.
- Матвеев А.С. Влияние загрязненности масел на работу гидроагрегатов. М.:Россельхозиздат, 1976.-48 с.
- Матвеевский P.M. Поздняков В. В. Влияние наполнителей на износостойкость фторопласта-4 при трении по стали без смазки. В кн.: Пластмассы в подшипниках скольжения. — М.:Наука, 1965, с.65−74.
- Материалы I Всесоюзной научной конференции по композиционным полимерным материалам и их применению в народном хозяйстве. Ташкент, 1980.
- Махмадов К.Х. Исследование износостойкости и работоспособности шестеренных насосов гидросистем в уеловияк высокой запыленности окружающей среды. Автореф. дисс. канд. тех. наук. М.:1981.-20с.
- Металлополимерные детали и изделия. Под ред. Белого В. А. М.:Химия, 1979.-312 с.
- Митрович В.П. Исследование трения полиамидов по стали. Автореф. дис. канд. техн. наук. М., 1962.-18 с.
- Мотовилин В.Г. Влияние физического состояния полимера на прочность клеевого соединения. Вестник машиностроения, 1972, № 2, с.42−44.
- Нильсен J1. Механические свойства полимеров и полимерных композиций. /Пер. с англ. М.:Химия, 1978.311 с.
- Петров А.П. Статистическая обработка результатов экспериментов. Курган, 1998.-85 с.
- Петросянц Е. А. Обищенко JI.H. Повышение износостойкости металлополимерных пар при сухом трении. В кн. Трение и износ в машинах. Челябинск, 1979, с.51−52.
- Пильвинис Р.П. Корреляция адгезионных свойств металлов к поливинилбутиралю со структурно-механическими параметрами металлических субстратов. Механика полимеров, 1972, № 2, с.368−369.
- Погосян А.К. Механизм образования перенесенной полимерной пленки при трении. В кн.:Применение композиционных материалов на основе полимеров в народном хозяйстве. Минск, 1980, с.82−83.
- Погосян А.К. Трение и износ наполненных полимерных материалов. М. гНаука, 1977.-138 с.
- Полимеры в узлах трения машин и приборов: Справоч-ник/Е.В. Зиновьев и др. М. '.Машиностроение, 1980.208 с.
- Полимеры в узлах трения машин и приборов: Справочник. /Под ред. Чичинадзе. М.: Машиностроение, 1980.-208 с.
- Полимерные материалы в сельскохозяйственном машиностроении /Абрамов С.К. и др. М.:Агропромиздат, 1986.-255 с.
- Полячко А.В., Бабаев И. А. Восстановление шестерен гидронасосов. Экономика и организация производства. Научн.-техн. Сб. Госкомсельхозтехника ССР. ЦНИИТЭИ, 1981, № 5.С.13−14.
- Потеха B.JI. Исследование антифрикционных свойств покрытий из термопластичных полимеров на металлах. Дис. канд. техн. наук. Ростов, 1982.
- Практикум по переработке пластических масс/Под ред. В. М. Виноградова и Г. С. Головкина. М.:Химия, 1980.-240с.
- Раевский А.Н. Полиамидные подшипники. М.: Машиностроение, 1967.-139с.
- Ракин А.Н. Эксплуатация подшипниковых узлов машин. М.:Росагропромиздат, 1990,-191с.
- Ремизов Д.Д. Допуски и посадки полимерныз опор. -М.: Машиностроение, 1985.-208 с.
- Ремизов Д.Д. Пластмассовые подшипниковые узлы.-Харьков:Высш. школа, 1982.-154с.
- Савинский Ю.Э., Семенов А. П. Исследование не требующих смазки металлофторопластовых подшипников применительно к узлам требния колебательного движения /Проблемы трения и изнашивания. 1972, № 2. С.94−95.
- Санжаровский А.Т. Физико-механические свойства полимерных и лакокрасочных покрытий. М.:Химия, 1978.184 с.
- Северин П.А. О некоторых закономерностях трения и износа наполненного фторопласта-4. Вкн.:Применение полимеров в качестве антифрикционных материалов. Днепропетровск, 1971, с.128−129.
- Сергеев Г. А. Исследование возможности ремонта деталей узлов трения тракторов и автомобилей нанесением покрытий из поликарбоната. Дис. канд. техн. Наук -М., 1971.
- Свириденок А.И. Структурная трибомеханика материалов на основе полимеров. Трение и износ, 1981, № 1,с.150−167.
- Свириденок А.И. Трение и износ материалов на основе полимеров. Минск, наука и техника, 1976.-432 с.
- Степанов В.Е., Выстрелков И. Н. Исследование изнашивания деталей насосов НШ-67К. В кн.: Восстановление деталей машин, используемых в сельском хозяйстве.- М: ГОСНИТИ, 1981, с.92−95.
- Тельнов Н.Ф., Клочковский Н. И. Износ и способы восстановления сопряжений '1 втулка-цапфа'' гидронасосов НШ/Способы повышения долговечности тракторов и сельхозмашин. Сб. научн. тр. МИИСП. М.: 1988, С.24−36.
- Технология восстановления шестерен и других деталей насосов типа НШ. Отчет о НИР М.:ГОСНИТИ, 1979.-65с.
- Титунин Б.А. Ремонт автомобилей КамАЗ. М.: Агро-промиздат, 1991.-320 с.
- Ткачев В.Н. Материаловедение. Киев.: Вища школа, 1977.-448 с.
- Токарев В.И. Исследование процесса восстановлениядеталей тракторов, автомобилей и сельхоз машин нанесением полиэтиленовых покрытий. Дис. канд. техн. наук. М., 1965.
- Трение, изнашивание и смазка.:Справочник. В 2-х кн. /Под ред. И. В. Крагельского, В. В. Алисина.
- М.Машиностроение, кн. 1, 1978.-400 с.
- Трение и износ материалов на основе полимеров. /В.А. Белый, А. И. Свириденок. Минск.:Наука и техника, 1976,-732 с.
- Ульман И.Е. Ремонт машин. М.:Колос, 1982.-504с.
- Фрикционные и антифрикционные пластмассы: Справочник. МДНТП, 1975.-112 с.
- Фрумкис И.В. Гидравлическое оборудование тракторов, автомобилей и с/х машин. М.:Колос, 1971.-440 с.
- Хебда М. Справочник по триботехнике. Том 3 М.: Машиностроение, 1992.-730 с.
- Черкун В.Е. Ремонт тракторных гидравлических систем. М.: Колос, 1984.-253 с.
- Шишаков Н.А., Андреева В. В., Андрущенко Н. К. Строение и механизм образования окисных пленок на металлах. М. :Изд-во АН СССР, 159.-196 с.
- Шнелл Н. Химия и физика поликарбонатов. М.:Химия, 1967.
- Эдас Э. Изготовление и ремонт деталей с пластамассым покрытием. М. Машиностроение, 1986.-318 с.
- Bhushan В. Wear data for plastic bearings. 1980, 52, 3 5, 261−264.
- Buckley D.H. Влияние природы поверхности на механизм износа. SAE Ргерг., 1977, № 770 016, 10 pp.
- Miller В. Об усовершенствовании полимеров. Plast. Word., 1976, 34, № 11, p. 57−61.
- Paidassi J. Общий характер микроструктуры окисных пленок на железе. Bol.Soc., chilenaquim.1954, 6,№ 1, Vadaz Е. Необходимость и тенденция развития тонких пластмассовых покрытий в машиностроении. -1980, 27, № 1, 45−47.
- Walter А.Н. Механическая и специфическая адгезия.-Skand. tidskr. farg. 1968, 14,5, 104−119.