Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование и развитие конкурентоспособной системы управления отрасли по производству замороженных продуктов питания

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При разработке государственной стратегией в отрасли по производству замороженных продуктов питания необходимо решать следующие задачи: 1. разработка правовых и финансово-экономических параметров развития отрасли- 2. разработка инвестиционного механизма, направленного на развитие инфраструктуры «отрасли», особенно там, где привлечение частных инвестиций затруднено- 3. разработка программ… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Мониторинг современного состояния отрасли по 10 производству замороженных продуктов питания
    • 1. 1. Роль и значение замороженных продуктов питания в 10 повышении жизненного уровня населения
    • 1. 2. Анализ тенденций формирования и состояния предприятий 15 по производству замороженных продуктов питания
    • 1. 3. Оценка развития системы управления отраслью по 52 производству замороженных продуктов питания
  • Глава 2. , Научно-теоретические основы формирования 55 конкурентоспособной системы управления предприятиями по производству замороженных продуктов
    • 2. 1. Принципы формирования стратегических целей отрасли по 55 производству замороженных продуктов питания
    • 2. 2. Разработка перспективного плана развития отрасли по 65 производству замороженных продуктов питания
    • 2. 3. Теоретические основы создания эффективной системы 71 управления предприятиями отрасли
  • Глава 3. Пути подхода к развитию конкурентоспособной 85 системы управления предприятиями отрасли производства замороженных продуктов питания
    • 3. 1. Формирование сетевой модели системы управления 85 отраслью
    • 3. 2. Концептуальная модель внутрифирменного управления на 121 предприятиях отрасли по производству замороженных продуктов питания
    • 3. 3. Алгоритм функционирования конкурентоспособной системы 126 управления предприятиями отрасли по производству замороженных продуктов питания

Формирование и развитие конкурентоспособной системы управления отрасли по производству замороженных продуктов питания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность диссертационного исследования. Формирование и развитие рыночных отношений в России предъявляет новые требования к качественному уровню управления, характеру решаемых при этом задач, а также к методам их решения. Это в полной мере относится ко всем самостоятельно хозяйствующим субъектам. Развитие индустрии холода является сегодня одним из стратегических направлений обеспечения сохранности сельскохозяйственной продукции и снабжения населения качественными и недорогими продуктами питания. Положительные сдвиги в производстве мороженого и индустрии холода в целом благотворно влияют на развитие экономики России.

Еще 10 — 15 лет назад в России замороженные продукты питания считались продуктами второстепенной важности и не имели значительной доли в ассортименте крупных перерабатывающих предприятий пищевой промышленности. Однако в последние годы произошли значительные изменения в этом вопросе, что связано не только с политическими преобразованиями в стране, но и с изменениями в рационе питания и ускорением ритма жизни. Это особенно заметно в крупных городах страны, хотя аналогичные изменения происходят сейчас повсеместно. Значительный рост потребности в замороженных продуктах питания стал основой достаточно высокой рентабельности и бурного развития (по отдельным позициям прирост составляет 20−30%) этого направления.

Подходить со старыми критериями к новым явлениям экономической деятельности совершенно недопустимо. Необходима новая конкурентоспособная система управления, адекватным образом отражающая перемены в экономике и учитывающая особенности функционирования предприятий по производству замороженных продуктов.

Стратегическое управление является чрезвычайно важным для предприятий, которые сталкиваются с трудностями в осуществлении принципиально новых стратегий своего развития. В условиях жёсткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации предприятия должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы успевать за изменениями, происходящими в их окружении.

В условиях российского рынка постоянно меняется внешнее окружение, где возникают ситуации, независящие от среды предприятия. Сюда, в частности, следует отнести экономическую ситуацию в стране, изменения налоговой системе, появление новых запросов и изменения позиций потребителей, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, открываемых достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, делающих возможным быстрое распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов.

Не существует стратегии, единой для всех предприятий, также как и не существует единого универсального стратегического управления. Каждое предприятие уникально в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии для каждого предприятия уникален, так как он зависит от позиции предприятия на рынке, динамики его развития, его потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого его товара или оказываемых услуг, состояния экономики, культурной среды и ещё многих факторов. И в то же время, есть некоторые основополагающие моменты, которые позволяют говорить об обобщенных принципах выработки стратегии поведения и осуществления стратегического управления.

Построение конкурентоспособной системы стратегического управления предприятия неразрывно связано с совершенствованием его организационной структуры. Структуры создаются для более мобильного управления организацией под конкретные стратегические цели. Построение структуры начинается, как и построение стратегического плана, с анализа внешней и внутренней сред.

В широком смысле задача построения структуры организации состоит в том, чтобы выбрать ту структуру, которая лучше всего отвечает стратегическим целям и задачам организации, а также воздействующим на неё внутренним и внешним факторам. Наилучшая структура — это та, которая наилучшим образом позволяет организации эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников и, таким образом, удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью.

Поскольку цель организационной структуры состоит в том, чтобы обеспечить достижение стоящих перед организацией стратегических целей, проектирование структуры должно основываться на стратегических планах организации.

Хотя структура организации и базируется на её стратегии, она не является самой стратегией. Это можно объяснить тем, что с течением времени стратегии меняются, а это, в свою очередь, требует изменения в организационных структурах и, в целом, в эффективном организационном развитии фирмы.

Разработанность проблемы. Проблемы стратегического управления и его применения в практической деятельности в условиях рыночной экономики нашли свое отражение в научных трудах значительного числа зарубежных экономистов: Ансоффа И., Боумэна К., Карлофа Б., Кинга Р., Котлера Ф., Мескона М. Х., Портера М., Томпсона А. А., Стрикланда А. Дж.

Достаточное внимание данному вопросу уделялось в работах отечественных специалистов, в частности: Винокурова В. А., Виханского О. С., Градова А. П., Ефремова B.C., Забелина П. В., Круглова В. И., Лунева В. А., Наумова А. И., Фатхутдинова Р.А.

Проблемам стратегического управления отрасли по производству замороженных продуктов посвящены отдельные публикации, затрагивающие отдельные элементы развития данной отрасли.

Вместе с тем анализ публикаций и монографий по данной темеформирование и развитие конкурентоспособной системы управления предприятиями в современных условиях России, приводит к выводу о недостаточной проработке ее теоретической и методической базы, особенно в индустрии по производству замороженных продуктов питания. Именно эти причины определили актуальность выбранной темы исследования в данной работе.

Объектом исследования в настоящей работе являются предприятия по производству замороженных продуктов питания, функционирующие в современных рыночных условиях хозяйствования России.

Предметом исследования — конкурентоспособная система управления предприятий производству замороженных продуктов питания.

Целью диссертационной работы является разработка концептуальных основ, практических форм и методов формирования и развития конкурентоспособности системы управления предприятиями по производству замороженных продуктов питания, в современных экономических условиях России.

Для достижения поставленной цели в работе определены следующие задачи:

— обозначить роль и значение замороженных продуктов питания в повышении жизненного уровня населения;

— провести анализ тенденций формирования и состояния предприятий по производству замороженных продуктов питания и выделить их особенности с учетом продовольственной группы;

— сформулировать принципы формирования стратегических целей отрасли;

— на основе обобщения подходов, описанных в специальной литературе, разработать концепцию конкурентоспособности системы управления предприятий по производству замороженных продуктов питания, действующих на российском рынке;

— сформировать сетевую модель системы управления отраслью по производству замороженных продуктов питания.

— определить алгоритм функционирования конкурентоспособной системы управления предприятиями отрасли по производству замороженных продуктов питания.

Теоретико-методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных учёных в области стратегического менеджмента и занимающиеся теоретическими и практическими вопросами: управления, планирования, организации производстваэкономического ростаэкономической эффективностихозяйственного механизмаэкономических процессов на макро и микро уровнях экономики.

В процессе исследования применялись диалектический подход, методы системного анализа, прогнозирования, моделирования, экспертных оценок, обобщения, статистических группировок и др.

Эмпирическую базу исследования составили статистические и другие информационные источники, материалы, характеризующие производственно-хозяйственную деятельность предприятий по производству замороженных продуктов питания в РФ, экспертные заключения, законодательные акты и другие нормативно-правовые документы в хозяйственной деятельности.

Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:

— проведен анализ тенденций формирования и состояния отрасли по производству замороженных продуктов и выявлены особенности функционирования предприятий данной отрасли в современных рыночных условиях РФ.

— сформулированы принципы формирования стратегических целей, позволяющие наиболее эффективно разрабатывать систему управления на предприятиях отрасли по производству замороженных продуктов питания;

— разработана концепция конкурентоспособности системы управления предприятий по производству замороженных продуктов питания, действующих на российском рынке;

— предложен прогнозный план развития отрасли по производству замороженных продуктов питания на основе проведенного диссертационного исследования;

— сформулированы пути подхода к развитию конкурентоспособной системы управления предприятиями отрасли производства замороженных продуктов питания.

Основные результаты диссертационного исследования, полученные лично соискателем:

— показано, что замороженные продукты питания играют роль в повышении жизненного уровня населения;

— системный анализ тенденций формирования и состояния предприятий по производству замороженных продуктов питания показал отсутствие четкой классификации продукции данной отрасли и наличие специфической среды функционирования предприятий;

— на основе проведенного исследования созданы научно-теоретические основы функционирования конкурентоспособной системы управления отраслью по производству замороженных продуктов питания;

— предложенный перспективный план развития отрасли по производству замороженных продуктов питания позволит адекватно и своевременного реагировать предприятиям (системе управления) на изменяющуюся среду хозяйствования в современных российских условиях;

— сформулированы пути подхода к развитию конкурентоспособной системы управления предприятиями отрасли по производству замороженных продуктов питания, которые включают сетевую модель системы управления, модель. внутрифирменного управления и алгоритм функционирования конкурентоспособной системы управления предприятиями данной отрасли.

Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные теоретические положения по созданию конкурентоспособной системы управления предприятиями по производству замороженных продуктов питания, реализованы на конкретном предприятии и в дальнейшем могут быть использованы на других предприятиях, а также в преподавании ряда экономических дисциплин, в которых значительное внимание уделяется стратегическому управлению.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационной работы использованы в докладах, представленных на конференциях, опубликованы соискателем, часть из них применена в деятельности отдельных предприятий по производству замороженных продуктов питания, а также использована в учебном процессе в вузах.

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 8 научных работ общим объемом 7,2 печатных листа (все публикации авторские).

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и 7 приложений общим объемом 178 страниц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Заморозка продуктов питания — один из лучших и перспективных способов консервирования продуктов, позволяющий максимально сохранить качество, пищевую и биологическую ценность продуктов растительного и животного происхождения в течение длительного времени.

Развитие предприятий по производству замороженных продуктов питания позволяет:

— снизить потери продуктов на стадиях переработки и хранения в общественном питании и в домашнем хозяйстве;

— расширить ассортимент и создать запасы продуктов для равномерного снабжения населения и промышленности, сгладить сезонность потребления фруктов и овощей, дикорастущих ягод и грибов;

— повысить производительность труда при приготовлении пищи из замороженных продуктов и полуфабрикатов в общепите примерно в 15 раз, в домашних условиях — более чем в 30 раз;

— сократить складские емкости в 5−7 раз при хранении замороженных продуктов и полуфабрикатов по сравнению со свежими;

— сгладить сезонность работ на плодоовощных и консервных предприятиях;

— создать рабочие места во многих отраслях на пути продукции от поля до прилавка.

Основная проблема большинства производителей замороженных продуктов питания — отсутствие отечественной сырьевой базы.

Наиболее сильным направлением развития рынка является сбор, заготовка и производство замороженных лесных ягод и грибов.

Отрасль производства замороженных продуктов по направлению производства замороженных лесных ягод и грибов уже стала одной из экспортно-ориентированных отраслей пищевой промышленности.

Первая проблема заключается в отсутствии современного отечественного оборудования для качественной очистки и заморозки ягод.

Вторая проблема взаимосвязана с первой — рынок замороженных продуктов сравнительно «молодой», поэтому в России пока еще отсутствуют квалифицированные специалисты по технологии заморозки и переработки ягод и грибов, способные развивать новые производства на практике.

Третья проблема характерна для всей пищевой промышленности в целом — сложность привлечения необходимых финансовых ресурсов для дальнейшего развития.

Четвертая проблема является особенностью развивающегося рынка замороженных ягод и грибов — высокая зависимость формирования цен от урожая и спроса на данную продукцию.

Проведенный анализ состояния отрасли по производству замороженных продуктов питания показал, что:

— Российский рынок замороженных продуктов по-прежнему является быстрорастущим, в среднем на 30% в год;

— Рынок замороженных овощей и фруктов в основном формируется за счет импортных поставок указанной продукции;

— Потребление замороженной продукции в России растет, но в ценовом сегменте «ниже среднего» и «средний»;

— Рост объемов производства российской замороженной продукции во многом зависит от скорости формирования оснащенной и высококачественной сырьевой базы отрасли, прежде всего, появления новых агрокомпаний, способных обеспечить отрасль сырьем хорошего качества;

— Одним из объективно существующих факторов рынка замороженной продукции является быстрая переориентация производства на отечественную сырьевую базу по мясои рыбозаготовкам.

Характеризуя состояние рыбообрабатывающего производства в целом по России, следует отметить значительные изменения в использовании сырья — увеличение направления сырья на пищевые цели.

В течение длительного времени в России полуфабрикаты глубокой заморозки были продуктом второстепенной важности для крупных мясоперерабатывающих заводов. Однако в последние годы, в связи с изменениями рациона питания и ускорения ритма жизни, особенно в крупных городах, значительно возросла потребность в замороженных полуфабрикатах.

При разработке государственной стратегией в отрасли по производству замороженных продуктов питания необходимо решать следующие задачи: 1. разработка правовых и финансово-экономических параметров развития отрасли- 2. разработка инвестиционного механизма, направленного на развитие инфраструктуры «отрасли», особенно там, где привлечение частных инвестиций затруднено- 3. разработка программ подготовки и переподготовки кадров- 4. поддержка малого и среднего бизнеса- 5. продвижение национального продукта «заморозки» на международных продуктовых рынках.

Миссия предприятия стала осознанной необходимостью, неотъемлемой частью любого серьезного дела или проекта. Разработка миссии предприятияявляется главной генеральной целью системы управления предприятием, которая должна органично вытекать из сущности деятельности организации.

Миссия предприятий (отрасли) по прошводству замороженных продуктов состоит в своевременном и качественном обеспечение населения замороженными продуктами питания в необходимом количестве и ассортименте.

Стратегическая цель отрасли:

1) Развитие деятельности компании в области производства и оптовой реализации продуктов глубокой заморозки.

2) Совершенствование эффективности системы управления отрасли с учетом специфики жизненного цикла предприятий.

Разработанный перспективный план развития отрасли по производству замороженных продуктов питания позволит предприятиям снизить издержки производства, увеличить производительность труда, перейти на новые технологии производства и переработка замороженных продуктов питания, уменьшить затратную часть предприятия.

На сегодняшний день для повышения уровня конкурентоспособности российских предприятий необходимо повысить эффективность их работы и качество выпускаемой продукции и услуг до уровня мировых стандартов. Только эти условия могут обеспечить успех предприятий в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Более того, руководители начинают осознавать тот факт, что для достижения этих целей необходимо на предприятии радикально изменить систему управления. Простое обновление производственных фондов не принесет существенного эффекта, если на предприятии нет эффективной системы управления.

Руководители и специалисты предприятий России, осознав, что для выпуска качественной конкурентоспособной продукции (услуг), для увеличения прибыльности предприятия необходимо внедрить соответствующую систему управления, как правило, недооценивают степень сложности стоящих перед ними задач. Часто они пытаются самостоятельно создать такую систему управления и внедрить ее на предприятии собственными силами, не привлекая профессиональных специалистов со стороны. На первый взгляд, так получается дешевле. Что на практике приводит к обратному выводу.

Системный подход позволяет представить организацию как сложную открытую социальную систему — механизм, берущий элементы входа из внешнего по отношению к организации окружения и подвергающий их различным преобразованиям, в результате чего получаются элементы выхода.

Предприятие по производству замороженных продуктов питания — это система процессов, в которые вовлечены материальные, финансовые, кадровые, информационные и прочие виды ресурсов, и, соответственно, процессное описание компании — это первых шаг на этапе проектирования и внедрения сетевой управления.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А. Лекции по менеджменту: Решение. Предвидение. Риск. СПб.: Союз, 1999.-336с.
  2. С.Н., Вишневская Н. И. Формирование затрат на производство продукции предприятиями в рыночных условиях. —Казань: КФЭИ им. В. В. Куйбышева, 1994, 137 с.
  3. Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М: Центр экономики и маркетинга, 1996,211 с.
  4. В., Рудаков М. К характеристике субъекта стратегического менеджмента. // Проблемы теории и практики управления. 1998. — № 4.
  5. М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. / Финансовая академия при Правительстве РФ. М.: Финансы и статистика, 1998.-248 с.
  6. Р.Н. «Экономический анализ деятельности перерабатывающих предприятий АПК». Справочное пособие. Москва. «Агропромиздат». 1990, 304 с.
  7. А.А. Анализ соответствия существующей системы конверсии новым экономическим и политическим условиям. Вопросы экономики и конверсии. Вып. 3−4. Госкомоборонпром, ЦНИИ ЭК, 1995.
  8. И. Новая корпоративная стратегия. Спб.: Издательство «Питер», 1999.- 416 с. — (Серия «Теория и практика менеджмента»).
  9. И. Стратегическое управление: Сокр. Пер. с англ./Научн. Ред. и авт. предисл. Л. И. Евенко. М.: Экономика, 1989. — 519 с.
  10. М.Н. Комплексная оценка рисков коммерческого предприятия: Дис. к.э.н.: 08.00.05. СПб., 1999. — 170 с.
  11. И. Багиев Г. Л., Асаул А. Н. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие/ Под общей ред. проф. Г. Л. Багиева. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.231 с.
  12. В. Стратегический анализ: Технология, инструменты, организация. // Проблемы теории и практики управления. -1998. № 5.
  13. С. И. Механизмы управления финансовыми ресурсами корпорации. М.: «ТДДС Столица-8», 2001. -166 с.
  14. Е.Ф. Экономическая теория./ Курс лекций для студентов высших учебных заведений. — М., 1996,233 с.
  15. Д., Воротина Л., Федерманн Р. Менеджмент. Предпринимательская деятельность в рыночной экономике. Гамбург: S+W, 1992.
  16. Е., Масленникова Е., Синягина М. Инвестиционные проекты для предприятий агропромышленного комплекса: типовые ошибки и недочеты // Инвестиции в России. 2000. — № 9. — с. 23−29.
  17. Ю., Гельдель X., Шеффер У. Организация стратегического и оперативного управления на предприятии.// Проблемы теории и практики управления. -1998. № 3.
  18. Вестник экономики / Бюллетень Министерства экономического развития и торговли РФ и РИА «Новости». 2001. — № 9. — с. 23−29.
  19. В.А. Организация стратегического управления на предприятии. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. — 160 с.
  20. О. С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1995. — 416 с.
  21. О.С. Стратегическое управление. М: Гардарика, 1998,433 с.
  22. Ю. Об основных тенденциях организационного развития приватизированных предприятий. Российский экономический журнал, 1996. -№ 10.
  23. В.Г. «Автоматизированные системы управления в пищевой промышленности». Москва. «Агропромиздат». -1991,492 с.
  24. В.Г. «Математические методы планирования и управления в пищевой промышленности» Москва. «Пищевая промышленность». 1990, с.23−37.
  25. А.М. Внешнеэкономическая зависимость продовольственного рынка России // Пищевая промышленность. 2001. — № 6. — с. 10−11.
  26. В. Российская промышленность на «американских горках». Куда теперь? // Экономика и жизнь. декабрь 1999. — № 52.
  27. В .Я. Экономика предприятия. — М., 2001, 329 с.
  28. В.П., Грибов В. Д. Экономика предприятия. — М., 1999. 322 с.
  29. С.И. Предпринимательство в АПК. М.: Колос, 1997. — 351с.
  30. Деловое планирование. (Методы. Организация. Современная практика.): Уч. пособие для студ. эконом, спец. / Под. ред. В. М. Попова. М.: Финансы и статистика, 1998. — 368 е.: ил.
  31. С .В. «Экономика пищевой промышленности». Киев. 1990, 132 с.
  32. С.В.- Ибрагимова М.Д. «Экономика пищевой промышленности» Москва 1981 г. «Легкая промышленность», 205 с.
  33. Д. Процессы управления стратегическими изменениями. — Хрестоматия «Управление изменением». М: МЦДО «ЛИНК», 2000, 327 с.
  34. Ф. Инструментарий для формирования стратегий предприятия. // Проблемы теории и практики управления. 1998. — № 1.
  35. Друкер Питер Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения. М: Издательско-торговый дом «ГРАНД», «ФАИР-ПРЕСС», 1998, 255 с.
  36. B.C. Стратегия бизнеса Концепции и методы планирования. / Учебное пособие. -М.: Издательство «Финпресс», 1998. 192 с.
  37. Т.Н., Елисеева Н. П., Завьялова Е. В. Итоги работы пищевой промышленности в 2000 году и задачи на 2001 год // Пищевая промышленность. 2001. — № 3. — с. 6−12.
  38. П.В., Моисеева Н. К. Основы стратегического управления: Учеб. пособие. -М.: Информ. внедрен, центр «Маркетинг», 1998. -195 с.
  39. С. Стратегия и экономика. // Проблемы теории и практики управления. -1996.-№ 4.
  40. И.В. Оценка возможностей роста предприятия при выборе стратегии. Тезисы докладов научно-практической конференции: Рынок и пути развития лесного комплекса Сыктывкар: С ЛИ Экономика и управление, 1996 г. с. 24−78.
  41. Т. Создание и реализация потенциала успеха как ключевая задача стратегического менеджмента. // Проблемы теории и практики управления. -1999.-№ 2.
  42. В.Г. Пищевая и перерабатывающая промышленность в новом тысячелетии // Пищевая промышленность. 2001. — № 1. — с. 9−14.
  43. М.В. «Анализ хозяйственной деятельности предприятия пищевой промышленности». Москва 1989 г. «Легкая промышленность», 189 с.
  44. . Деловая стратегия: Пер. с англ. / Науч. ред. и авт. послесл. В. А. Приписное. М.: Экономика, 1991. — 239 с.
  45. Г. Б., Тамбовцев В. Л., Качалов P.M. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность. М.: Экономика, 1997.-286 с.
  46. Е.Н., Алешина И. В. Основы стратегического управления. М.: ГАУ, 1993.
  47. С. С. Стратегическое планирование деятельности предприятия: Сетевой подход. // Бизнес. -1999. № 1−2.
  48. М.П. О путях выхода аграрного сектора России из финансового кризиса (окончание) // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2001. — N3.-С. 12−15.
  49. В.Е., Горлов В. В. ЗАО «Родина «внутрихозяйственный коммерческий расчет // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2001. — N3.-C.l-5.
  50. Комплексный прогноз развития отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности с учетом преобразований сельского хозяйства в условиях рыночных отношений. М.: АгроНИИТЭИПП, 2001.
  51. Ал.В., Даеничева В. А., Костенко Ан.В., Теребулин С. С. Организация производства на предприятиях сахарной промышленности: Учебное пособие. М.: Издательский комплекс МГУ1111,2001. — 107с.
  52. Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. М.: «Росинтэр», 1996. —704 с.
  53. В .В. , Маркин С. Ю., Голуб П. П. О разработке инвестиционных предложений и проектов в перерабатывающей промышленности АПК // Экономика строительства. 1998. — № 4. — с. 2−14.
  54. . Будут ли получать сверхприбыль российские предприятия? Экономика и жизнь, 1998. -№ 15. С. 10−21.
  55. В.Л. Тактика и стратегия управления фирмой: Учебное пособие. М.: Финпресс, НГАЭиУ, 1997. -356 с.
  56. К.Р., Брю С.Р. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. М.: Республика, 1993 — 800 е., табл., граф.
  57. А. Принципы экономической науки. — М., 1993. 212 с.
  58. Ю.В. Стратегия преодоления структурного монополизма. Общество и экономика, 1995. № 10.
  59. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М: Дело, 1999, 556 с.
  60. И.А., Евдокимов Н. Н. Повышение эффективности зерна в условиях становления рыночных отношений // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2001. — N3.-C.10−12.
  61. Н., Джаксываев С. Как заинтересовать предприятие в снижении себестоимости. Экономист, 1991, № 5.
  62. Е.Г. Экономика и управление предприятием. Таганрог: ТРТУ, 1997,347 с.
  63. Обзор новых документов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2001. — N3.-C.38.
  64. В.М. «Дипломное проектирование на экономических факультетах сельскохозяйственных вузов». М. 1984 г. «Колос», 120 с.
  65. С.А. Воспроизводству фондов реальные инвестиции // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2001. — N3-C.20−22.
  66. Основы управления инновациями в пищевых отраслях АПК: наука, технология, экономика / Тужилкин В. И., Масленникова О. А. Ульянов Е.В. и др. (Учебник) 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский комплекс МГУПП, 1998. -844 с.
  67. Организационная структура предприятий/ Коноков Д. Г., Рожков М. А., Смирнов А. О., Яниковская О. Н., издание второе. М.: ИСАРП, 1999. 176 с.
  68. А.И. Менеджмент: Учебник. М.: Знание, 1999.
  69. Основы управления / Под ред. В. П. Радукина. М.: Высшая школа, 1986.
  70. О’Шонесси Дж. Принципы организации управления фирмой. М.: 1999, -296 с.
  71. А. Как осуществлять стратегию — Хрестоматия «Управление изменением». М: МЦДО «ЛИНК», 1999, 522 с.
  72. Э.И., Устюков В. В. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2001. — N3.-55−56.
  73. В.М. Некоторые аспекты выживания сельскохозяйственных товаропроизводителей в период кризиса // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2001. — N3.-С. 15−16.
  74. А., Семенов Н. Предприятие: Стратегия эффективного хозяйствования. // Риск. 1995. — № 2.
  75. О.В. К вопросу об управлении в условиях стратегических неожиданностей. // Тезисы докладов 7-го Всероссийского студенческого семинара. Вып. 2. М.: ГУУ, 1999 — 0,1 п.л.
  76. Пью Д. Понимание организационных изменений и управление ими. -Хрестоматия «Управление изменением». М: МЦДО «ЛИНК», 1999, 302 с.
  77. . А. Рыночная экономика: Учебник. М.: ТОО «Редакция журнала «Деловая жизнь» при содействии фирмы «Вера», 2002. — 224 с.
  78. . А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 2-е изд., испр. — М.: ИНФРА-М, 1999. — 479 с.
  79. А.Н. Роль и место пищевой отрасли в промышленном комплексе России // Пищевая промышленность. 2001. — № 6. — с. 12−13.
  80. B.C. Стратегическое планирование цель или средство? // Автомобильная промышленность. — 1999. — № 5.
  81. Сельское хозяйство России 2003, Госкомстат М.2003,307 с.
  82. А. Государственное регулирование экономики. Тезисы лекций. Институт повышения экономической квалификации государственных служащих. М, 1997.
  83. Социально-экономическое положение России, Госкомстат, 2003,450 с.
  84. Статистическое обозрение. Ежеквартальный журнал. М.: Госкомстат, 2000−2004 -№ 33−45.
  85. Спиридонов, А Национальная инвестиционная система поможет интегрировать финансовый и промышленный капиталы. Финансовые известия, 1998. -№ 53.
  86. А. Слабость инновационной политики обрекает промышленность на вырождение. Финансовые известия, 1998. № 47.
  87. Статистическое моделирование и прогнозирование / Под редакцией Гранберга А. Г. М. Финансы и статистика, 1990,347 с.
  88. Т.В. Финансовый менеджмент: управление капиталом и инвестициями: Учебник. М.: ГУ ВШЭ, 2000 г, 360 с.
  89. Д. США лидируют по объемам финансирования НИОКР. Финансовые известия, 1998. № 54.
  90. В. И., Ткач М. В. Управленческий учет: международный опыт. М.: Финансы и статистика, 1994. — 144 с.
  91. П. Финансовый менеджмент. Руководство Барклайз банка. М.: ЮНИТИ, 2000,430 с.
  92. М.Н. «Экономика и организация промышленного производства». М. 1987 г. «Мысль», 205 с.
  93. И.П., Говоров С. С. Шоковая заморозка продуктов питания // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2001. -N3.-C.54
  94. А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов/ Пер. с англ. под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. — 576 с.
  95. Н. Ключевая позиция Стратегического менеджмента в организации. // Проблемы теории и практики управления. 1997. — № 4.- С. 104−109.
  96. Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник для ВУЗов. 2-е изд., доп. — М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998. — 416 с.
  97. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Л. А. Дробозина, Л. П. Окунева, Л. Д. Андросова и др. / Под ред. проф. Л. А. Дробозиной. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. — 479 с.
  98. Л.В. Стратегическое планирование бизнеса в условиях экономического кризиса. // Менеджмент в России и за рубежом. 1998. — № 2, с. 56−63.
  99. А.А., Черний Р. Н. Проблемы формирования эффективной кредитной системы по обслуживанию сельского хозяйства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2001. — N3, с. 1720.
  100. Д. Аутсорсинг: в поисках конкурентных преимуществ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2002,293 с.
  101. М. Факторы выбора стратегии предприятия. // Вестник Московского Университета. Сер. 6 Экономика. 1999. — № 3,140 с.
  102. И.Ф., Митина Н. В. Методические основы системы введения агропромышленного производства административного района // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2001. — N3.- с.6−9
  103. Ю. М. Как избежать банкротства и стать прибыльным. — М.: Мир деловой книги. 1997. — 128 с.
  104. Цены в России, 2003, Госкомстат, М. 2004 320 с.
  105. А.Н. «Основы планирования производства на предприятиях пищевой промышленности». М. 1986 г. «Пищевая промышленность», 243 с.
  106. В. Экономическая безопасность предприятия. Риск, 1997. № 5.
  107. А. Концентрация будет быстрой // Ведомости. 2002. — № 159 (722).-с. 5.
  108. Экономическая активность населения России, 2003 Госкомстат, М., 2004, 350 с.
  109. Экономика предприятия / Под ред. проф. О. И. Волкова. Учебник. М.: ИНФРА-М, 1998. — 344 стр.
  110. Ad. Smith. The Theory of Moral Sentiments. Oxford, 1976.
  111. Berle A.A., Means G.C. The Modern Corporation and Private Property 1932. New Brunswick (NJ)-London, 1997- Sloan A.P., Jr. My Years with General Motors [1963]. N.Y.-1991.
  112. Crawford R. In the Era of Human Capital: The Emergence of Taeent, Intelligent, and Knowledge as the Wor Idwide Economic Force and What it Means to Managers and Investors. N.Y., 1991.
  113. Dewey E. and Mandino O. Cycles The Mysterious Forces that Trigger Events, NY, Hawthorne, 1971.
  114. Jessop B. Fordism and Post-Fordism: Critique and Reformulation//Storper M., Scott A.J. (Eds.) Pathways to Industrialisation and Regional Development. L., -1992.
  115. Hurst J.M. The Profit Magic of Stock Transaction Timing, Prentice Hall, Englewood Cliffs, NJ, 1970.
  116. Marketing for Tourism. Case Study Assignments. Malta: McMillian, 1992. -241 p.
  117. Основные поставщики замороженной продукции в Россию.
  118. Особо надо отметить две фирмы: «Хортино» и «Бауэр». «Хортино» контролируется польским капиталом, работает на нашем рынке второй сезон. В 2002 году компания экспортировала в Россию 1119,003 тонн замороженной продукции.
  119. Компания «Бауэр», чей контрольный пакет принадлежит немцам, появился на рынке только в 2002 году и экспортировал в Россию 788,367 тонн продукции.
  120. Позиции компаний по объемам ввоза замороженной продукции в Россию, практически соответствуют тем позициям, которые они занимают на российском рынке.
  121. Из компаний, которые ориентируются на средний и высший ценовые сегменты рынка, необходимо отметить бельгийские компании.
  122. Анализ особенности рынка сезонных продуктов.
  123. Та же ситуация сложилась с лисичкой. Неурожай лисички в России и в Европе, привел к росту цен в среднем до 7−10 $/кг (максимальная цена в
  124. Европе) Это связано с тем, что лисичка в замороженном и соленом видах пользуется спросом у производителей в Германии и Италии. В то же время, цены на замороженный белый гриб не значительно колебались в пределах 4−6 $ /кг.
  125. Интересно рассмотреть, как формируется себестоимость и цена на замороженные ягоды и грибы.
  126. Во-первых, в различных регионах складывается различная закупочная цена на продукт у населения. Это зависит от присутствия постоянных заготовителей, урожая данного вида продукта, а также от социального положения населения в районе сбора и заготовки.
  127. Оптовая цена на замороженную клюкву на холодильнике продавца колеблется (в урожайный сезон) от 18 до 23 руб/кг в зависимости от времени года, качества продукта, место расположения продавца.
  128. Фактически наценка заготовителя колеблется от 4 до 6 руб/кг в сезон сбора, и увеличивается до 10−20 руб/кг вне сезона (осень-весна).
  129. Основные рынки сбыта замороженных ягод и грибов.
  130. Заготовители о Оптовые фирмы
  131. Пред приятия-переработчики1. Общепит1. Розничная торговля ^
  132. Рисунок 1. Структура первичного рынка замороженных ягод и грибов.
  133. Заготовители также выходят иа розничный рынок, предлагая не только замороженную продукцию, но и консервацию.
  134. Современная конъюнктура оптового рынка свежих и замороженных ягод и грибов12.
  135. На динамику цен также повлияла засуха и неурожай в Сибирском регионе, неурожай в Европе и на Украине. В связи с чем, большой спрос на гриб свежий и замороженный предъявляли европейские компании.
  136. На момент окончания сбора грибов, цены сформировались на следующих уровнях:1 .Белый гриб 1 класс 6 Ей (шляпка до 6 см)2 класс 4 Ей (шляпка более 6 см) ламинат — 5 Ей кубик — 4,5 Ей2. Лисичка1 класс 5−5,5 Ей (шляпка до 3 см)
  137. Черный гриб- 1,7 Ей (подосиновик)
  138. В этом году, также как и в прошлом, наибольший спрос наблюдался на лисичку замороженную и солено-отварную. Цены на солено-отварную лисичку достигли уровня 9 Eu/кг (1 класс, шляпка до 3 см).
  139. Основные особенности российского оптового рынка замороженныхягод и грибов13
  140. С другой стороны покупателю замороженных ягод и грибов требуется выполнение трех основных условий для оптимальной работы: — Гарантия своевременных поставок заказанной продукции-
  141. Гарантия высокого качества поставляемой продукции-
  142. Гарантия и возможность долгосрочного сотрудничества с поставщиком и выполнение условий заключенных контрактов.
  143. Условия работы на рынке грибов и ягод имеют свои черты и особенности присущие рынку, который находится в начальной стадии формирования.
  144. Это, прежде всего, связано с реальными возможностями эффективного управления продажами в соответствии с классической моделью:
  145. Маркетинговая оценка объемов продаж. Планирование и бюджетирование сбыта.
  146. Подготовка дистрибьюторской сети. Подготовка персонала, тренинг и мотивация службы продаж.
  147. Организация поставок. Рекламная и промоционная поддержка.
  148. Получение платежей. Оценка результатов.
  149. Данная модель управления продажами характеризуется последовательностью стадий, предсказуемостью сроков их исполнения- стабильным протеканием во времени и пространстве.
  150. Следовательно, участники этого рынка находятся под влиянием различных факторов и изменений, характерных для турбо-среды.
  151. Эта среда обладает несколькими основными характеристиками:
  152. Первая характеристика неоднородность.
  153. Турбо-среда состоит из более или менее «плотных» участков, зон «разрежений» и «уплотнений». Под «плотностью» мы понимаем интенсивность бизнес-процессов, уровень конкуренции, восприимчивость рынка к новым товарам и услугам.
  154. Например, в условиях существенных межрегиональных различий в уровне доходов населения, развития инфраструктуры продаж, влияния административного фактора и т. д. можно говорить о неоднородности региональной бизнес-среды.
  155. Вторая характеристика неустойчивость.
  156. Процессы в турбо-среде непродолжительны, нестабильны. При столкновении с «плотными» участками они меняют свою направленность, либо прекращаются совсем.
  157. Третья характеристика неоднородной среды Неравномерные временные потоки.
  158. Скорость протекания бизнес-процессов в различных участках турбо-среды различна.
  159. Процесс принятия решений может быть ускорен, либо замедлен в соответствии с корпоративными процедурами.
  160. Для того, чтобы достичь результата в турбо-среде, процессы должны «встраиваться» друг в друга, взаимодополняться и взаимодействовать.
  161. На рынке замороженных грибов и ягод сложилась парадоксальная ситуация: несмотря на явные препятствия и трудности, которые могут возникнуть у компаний при реализации новых проектов на этом рынке, здесь с каждым годом все больше новых компаний.
  162. Хотя в неравномерной и неустойчивой среде «критическими операциями» становятся почти все.
  163. По-видимому, поэтому наблюдается приход на рынок именно крупных российских компаний, которые имеют достаточные ресурсы для выхода на новый рынок, зачастую при под держке местных органов власти.
  164. Операторов российского рынка грибов и ягод можно разделить на несколько групп:
  165. Компании, организующие сбор и скупающие продукцию у населения.
  166. Поэтому главная задача для такой компании добиться роста оборота денежных средств и получить прибыль за счет роста объемов продаж.
  167. При этом появилась тенденция к выходу этих компаний на розничный рынок.
  168. Самыми известными компаниями, относящимися к данной категории являются: «Экопродукт», «Матреко», «Томская Продовольственная Компания» и другие.- Компании, которые обрабатывают продукцию имеющимися средствами.
  169. Эти компании, наиболее часто встречающиеся на рынке. Они, как правило, не заботятся о качестве продукции, но при этом стараются заработать как можно больше. Не имея современного оборудования, компании, как правило, засаливают грибы и сушат ягоды.
  170. Вторая категория — переработчики сырья в полуфабрикат. В данный момент на рынке таких компаний практически нет. То есть переработкой продукции в полуфабрикат занимаются в основном заготовители.
  171. Третья категория — дистрибьюторы полуфабриката и готовой продукции в розничной упаковке. Как это ни странно, но этой категории тоже практически не существует, что создает «разрежение» рыночной среды.
  172. Последняя категория участников рынка потребители сырья и полуфабриката (свежие, замороженные, сушеные ягоды и грибы, соленые грибы).
  173. Несколько крупных хлебобулочных комбинатов г. Москвы
  174. Одной из таких компаний является «FrozenFoods». «FrozenFoods» компания, осуществляющая оптовые и мелкооптовые поставки замороженных ягод и грибов в промышленной и розничной упаковке под собственным торговым (товарным) знаком из регионов России.
  175. Безоговорочное выполнение всех условий заключенных контрактов обеими сторонами, кроме обстоятельств, оговоренных в контракте.
  176. В 2001 году производство замороженных овощей и фруктов в России было на уровне 11 тыс. тонн. Основной растущий спрос удовлетворяют западные компании они держат в России около 80% рынка.
  177. Очевидно, в ближайшие 1,5−2 года данный рынок будет находиться на стадии формирования инфраструктуры, отношений между участниками и потребителями и между различными заготовителями.
  178. Причины появления и этапы становления стратегическогоуправления
  179. Первым шагом на пути решения этих задач явилась разработка методов долгосрочного планирования. Однако эти методы являлись эффективными лишь на определенном этапе и постепенно трансформировались в элементы стратегического управления.
  180. Долгосрочное планирование и стратегическое управление имеют принципиальные различия. Главное различие между ними состоит в трактовке будущего17.
  181. В настоящее время не существует единого определения понятия «стратегическое управление» Каждый автор в своем определении подчеркивает главные на его взгляд моменты. Рассмотрим некоторые из них.
  182. Стратегическое управление это деятельность по достижению долгосрочных целей организации в постоянно меняющихся условиях внешней среды18.
  183. Стратегическое управление это область деятельности высшего руководства организации, состоящая в определении приемлемых путей развития, постановке целей, распределении ресурсов, то есть для достижения организацией конкурентного преимущества.
  184. Стратегическое управление это сфера, вид деятельности по управления, состоящая в реализации выбранных долгосрочных целей путем осуществления изменений в организации.
  185. Стратегическое управление это область научных знаний, изучающая приемы, инструменты и методы, логику принятия стратегических решений и способы их практической реализации.
  186. Рассмотрение стратегического планирования и внедрение его в жизнь организации мы будем называть стратегическим менеджментом»
  187. Резюмируя вышеизложенное, дадим, на наш взгляд, наиболее полное определение понятия стратегического управления.
  188. В. А. Организация стратегического управления на предприятии. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. -160 с.
  189. Теперь мы можем выделить основные принципы стратегического управления:
  190. Сознательный и обоснованный выбор целей и стратегий развитияфирмы.
  191. Непрерывный поиск новых форм и видов деятельности с цельюповышения конкурентоспособности организации.
  192. Создание адаптивной организационной структуры для поисканаилучших условий функционирования и развития, а такжеприспособления организации к внешней среде.
  193. Выработка стратегий с учетом уникальных особенностей организации.
  194. Четкое разграничение вопросов стратегического управления от задачоперативного управления организацией.
  195. Во-первых, стратегическое управление не может дать точной картины будущего. Оно лишь дает желаемое качественное описание того, что должна представлять собой организация в перспективе.
  196. В.А. Организация стратегического управления на предприятии. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. — 160 с.
  197. В-четвертых, возрастают негативные последствия стратегических ошибок.
  198. Современные методы управления в условиях нестабильности среды
  199. Анализируя характеристику исторической эволюции условий деятельности организаций можно вывести ряд следующих важных заключений:
  200. Во второй половине XX в. число новых задач, обусловленных изменением обстановки неуклонно возрастает. Многие из них принципиально новы и не подлежат решению, исходя и предыдущего опыта.
  201. Множественность задач наряду с расширением географических рамок рыночной экономики приводит к дальнейшему усложнению управленческих проблем.
  202. Сложность и новизна создают возрастающую нагрузку на высшее звено управляющих, в то время как совокупность управленческих навыков, выработанных ранее, все меньше соответствует условиям решение проблемы.
  203. Новые задачи возникают все чаще. Новизна, сложность и темп их появления повышают вероятность стратегических неожиданностей.
  204. По степени влияния на деятельность организации их можно разделить на следующие группы: факторы товарных рынков- факторы географического характера- факторы внутреннего характера- внешние общественно-политические условия.
  205. Совместное действие всех указанных групп факторов формирует определенный уровень нестабильности внешней среды и, как следствие, целесообразность применения в организации той или иной системы управления.
  206. Стабильное Реакция на Предвидеть ^ переменыние1. Исследова-^ния ~1. Творчество
  207. Привы^-^ В преде^х^ Неожиданные не ные экстраполяци имеющие аналогии и опыта в прошлом1. Медленнее, Сравнимый счем реакция ^ ^ реакцией фирмы фирмы1. По Путем Предсказуемыаналогии с экстраполяци е серьезные4
  208. Неожиданные и совершенно новые
  209. Быстрее, чем реакция фирмыпрошлый ^ и--проблемы и’новыевозможности1. М
  210. Частичная предсказуемо сть по слабым сигналам1. Непредсказуе мыеизменения1. Шкаланестабильности1 2 3 4 5
  211. Рис. 5 Шкала нестабильности И. Ансоффа
  212. Оценка нестабильности среды производится в следующем порядке :
  213. Определяют, какие из условий деятельности организации будутнаименее стабильными в ближайшие 5−7 лет.
  214. Пользуясь шкалой И. Ансоффа, определяют для выбранных условий уровень привычности событий, темп изменений и предсказуемость будущего. Связывая эти три характеристики, вычерчивают схему ожидающей предприятие нестабильности.
  215. Разделив схему пополам вертикальной чертой, определяют средний уровень нестабильности, увязанный с делениями шкалы нестабильности.
  216. Алгоритм определения уровня нестабильности и выбора системы управления представлен в приложении
  217. Управление на основе контроля за исполнением (постфактум)22.
  218. Управление на основе экстраполяции, когда темп изменений ускоряется, но будущее еще можно предсказывать путем экстраполяции прошлого.
  219. Управление на основе предвидения изменений, когда начали возникать неожиданные явления, и темп изменений ускорился, однако не настолько, чтобы нельзя было вовремя предусмотреть будущие тенденции и определить реакцию на них.
  220. Управление на основе гибких экстренных решений, которое складывается в настоящее время, в условиях, когда многие важные задачи возникают настолько стремительно, что их невозможно предусмотреть.
  221. Устанавливается постоянное наблюдение за всеми тенденциями окружения фирмы: рыночными, техническими, общеэкономическими, политическими, социальными.
  222. Результаты анализа этих тенденций и оценка степени срочности решений докладываются высшему руководству фирмы, как на регулярныхсовещаниях, так и по мере обнаружения новых опасностей или открытия новых возможностей.
  223. Срочные задачи передаются для изучения и принятия решения либо существующим подразделениям фирмы, либо в случае необходимости быстро подключить различные подразделения специальным оперативным группам.
  224. Принятие решений контролируется высшим руководством с точки зрения возможных стратегических и тактических последствий.
  225. В концептуальном отношении управление путем ранжирования стратегических задач система очень простая, значительно проще, чем стратегическое планирование или периодическое использование методов стратегического управления.
  226. Связи проходят испытания в некризисных условиях, причем стратегические задачи решаются реально, как если бы они возникли внезапно.
  227. В наши дни можно говорить о том, что сложность общества превысила меру понимания тех, кто отвечает за руководство им, а масштабы и сложность деятельности некоторых организаций превзошли все возможности их управляющих.
  228. Следовательно, выбор сочетаний различных систем для конкретной организации зависит от нестабильности среды, в которой она действует или собирается действовать.
Заполнить форму текущей работой