Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социологический анализ информатизации органов государственного и муниципального управления: На примере Южного региона РФ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработанная методика социологической типологии и диагностики позволяет оценивать динамику изменения состояния персонала органов государственного и муниципального управления, выявлять характерные тенденции как в изменении состояния персонала, так и в формировании различных категорий работников — пользователей информационно-коммуникационных технологий и систем. Типологический аспект методики… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретико-методологические основы исследования
    • 1. 1. Обоснование социокультурной парадигмы исследования информатизации органов государственного и муниципального управления
    • 1. 2. Объективная обусловленность и необходимость информатизации органов государственного и муниципального управления
    • 1. 3. Государственная информационная политика в автоматизации, информатизации органов государственного и муниципального управления как предмет социокультурного анализа
    • 1. 4. Социокультурные особенности информатизации органов государственного и муниципального управления
  • Выводы к главе
  • 2. Эмпирическое исследование социокультурных факторов информатизации органов государственного и муниципального управления
    • 2. 1. Интерпретация и операционное определение основных понятий в эмпирическом исследовании
    • 2. 2. Социокультурные характеристики государственных и муниципальных служащих как пользователей информационно-коммуникационных технологий
    • 2. 3. Социокультурное воздействие информатизации на трудовую мотивацию и профессионально-статусные достижения государственных и муниципальных служащих
    • 2. 4. Методика социологической типологии и диагностики государственных и муниципальных служащих в условиях информатизации органов государственного и муниципального управления
  • Выводы к главе

Социологический анализ информатизации органов государственного и муниципального управления: На примере Южного региона РФ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. На рубеже веков Россия осуществляет ряд фундаментальных преобразований. Она переходит от авторитарного государства к демократическому, от административно-командной экономики к рыночной, от жесткого идеологического контроля к свободе слова и широкому выбору способов самовыражения. По сути, революционные изменения, происходящие в основаниях Российского государства, существенным образом трансформировали современную социокультурную реальность, открыли новые возможности и перспективы в развитии общества, обозначили новые приоритеты в сфере государственного и муниципального управления.

Сегодня в высокоразвитых странах информация и информационно-коммуникационные технологии, а не энергия и минеральное сырье, становятся основными факторами, определяющими развитие и процветание национальных экономик. Преобразования, вызванные информационно-коммуникационными технологиями, коснулись самых разных отраслей материального производства и сферы услуг, отразились в социальной структуре обществ, сказались на ключевых характеристиках технологических процессов и формах организации производства. Бесспорно, развитие и широкое применение информации, информационно-коммуникационных технологий является глобальной тенденцией мирового прогресса и научно-технической революции последних десятилетий. Применение информационно-коммуникационных технологий имеет решающее значение для роста конкурентоспособности экономики России, расширения возможностей ее интеграции в мировую систему хозяйства, повышения эффективности государственного управления и местного самоуправления1. В условиях динамично протекающих процессов реформирования российского общества информатизация органов государственного и муниципального управления, как по вертикали, так и по.

1 Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002 — 2010 годы)». С. 6. горизонтали объективно востребована и становится стратегически важнымключевым ресурсом в повышении его эффективности.

В то же время при значительных масштабах освоения информационных технологий в стране информатизация органов государственного и муниципального управления характеризуется определенным технократическим уклоном и не приносит ожидаемого положительного эффекта. Существующий разрыв между ожиданиями положительного эффекта от применения информационно-коммуникационных технологий в органах государственного и муниципального управления, с одной стороны, и реальным положением дел — с другой, недостаточная общая теоретическая разработанность и практическая значимость проблем информатизации органов государственного и муниципального управления представляют собой актуальную проблему, требующую комплексного подхода и междисциплинарного изучения, в том числе методами и средствами социологических наук.

Степень разработанности проблемы. Проблематика, связанная с анализом информатизации органов государственного и муниципального управления, является новой для отечественной социологии. Тем не менее, в связи с активным проникновением информационно-коммуникационных технологий и систем в различные сферы человеческой деятельности, во всем мире ведется множество исследований, касающихся взаимодействия информационных сфер государственного, муниципального управления и социума, перспектив и проблем информатизации административных структур.

Значительный интерес для нашего исследования представляют работы, посвященные теории постиндустриального и информационного общества, которые плодотворно разрабатывали виднейшие западные специалисты, такие как Р. Арон, Д. Белл, 3. Бжезинский, Б. Гейтс, Р. Дарендорф, П. Дракер, Дж. К. Гэлбрейт, Г. Маркузе, И. Масуда, Д. Нэсбит, М. Кастельс, Н. Луман, О. Тоффлер, А. Турен, Р. Фукуяма и др.

Среди отечественных ученых, которых можно назвать основоположниками проблематики информатизации современного общества, -В.М. Глушков, А. П. Ершов, Н. Н. Моисеев, А. И. Ракитов, А. В. Соколов, А. Д. Урсул. Значительный вклад в развитие этого направления вносят Р. Ф. Абдеев, Г. Т, Артамонов, Г. Р. Громов, B.JI. Иноземцев, Ю. М. Каныгин, К. К. Колин, А. С. Кулагин, И. В. Соколова, Ю. В. Яковец и др.

В области разработки концептуальных основ государственной информационной политики и информатизации органов государственного и муниципального управления активно трудятся Е. М. Афанасьев Л.А. Василенко, М. Я. Клепцов, А. В. Короткое, А. Н. Кошкин, А. Н. Райков, Г. JI. Смолян, Ю. И. Тычков, В. Н. Цыгичко, А. Шаронов, Д. С. Черешкин, О. А. Финько и др.

Большое значение для раскрытия темы диссертационной работы имеют теоретические разработки не только научно-технических аспектов информатизации, но и ее системных, социокультурных проявлений. С конца 80-х гг. наблюдается активное расширение предметных связей естественнонаучных и гуманитарных дисциплин при исследовании и решении проблем информатизации различных сфер человеческой деятельности. Происходит отказ от концепций автоматизации, информатизации управленческой деятельности, основанных на доминирующей роли «нормативных моделей» в пользу концепций, ориентированных на поддержку активности пользователя компьютерных систем и технологий, так называемый «субъектно-ориентированный» подход. Успешно в этом направлении работают отечественные ученые А. В. Брушлинский, JL С. Выготский, В. П. Зинченко, Н. И. Лапин, В. Е. Лепский, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, O.K. Тихомиров, Г. П. Щедровицкий, Д. Н. Узнадзе и многие др.

Теоретическими основами системного подхода, использованного в данном диссертационном исследовании, явились работы В. Г. Афанасьева, А. Богданова, М. Вебера, Н. Винера, А. Куна, К. Маркса, Р. Мертона, Е. И. Морозова, Т. Парсонса, П. А. Сорокина, У. Р. Эшби и др.

По вопросам совершенствования государственного и муниципального управления, повышения профессионализма чиновников изданы труды Г. В Атаманчука, Х. А. Бекова, В. Э. Бойкова, Г. П. Зинченко, В. Г. Игнатова, Т. Г. Калачевой, В. Д. Лысенко, В. А. Мальцева, Е. В. Охотского, Н. С. Слепцова, В. В. Щербины, Ж. Т. Тощенко, В. Н. Южакова, В. А. Ядова и др.

Вместе с тем, следует отметить, что работ монографического характера по теме диссертационного исследования до сих пор не было. Существующие теоретические изыскания пока явно недостаточно подкрепляются результатами прикладных социологических исследований в выявлении социокультурных факторов информатизации органов государственного и муниципального управления. В недостаточной мере изучены вопросы типологии и диагностики персонала, развития профессионализма служащих в условиях информатизации органов государственного и муниципального управления, особенно в мониторинговом режиме.

Нерешенность этих вопросов, на наш взгляд, затрудняет оценку эффективности информатизации органов государственного и муниципального управления, разработку и реализацию научнообоснованных программ как информатизации, так и профессионально-образовательного развития персонала.

Теоретико-методологической основой исследования являются положения общей теории систем, разными формами которой выступают социокультурный подход, структурно-функциональный анализ и теория социальных систем. На первом этапе исследования осуществляется идентификация целого, частью которого является интересующий нас элемент, и эта идентификация проводится посредством объяснения свойств целого. Далее выполняется сравнительно-исторический анализ исследуемого явления. На следующем этапе элемент исследуется в его жизненных функциях, в природе образующих его значений, ценностей и норм, в его человеческих единицах и их отношениях друг с другом.

Эмпирическую базу исследования составили нормативные акты, концепции, программы и иные документы, выражающие содержание и результаты практической реализации государственной информационной политикифактологические источники по исследуемой проблематикематериалы социологических опросов.

О*.

В 1999 г. диссертантом был проведен пилотажный опрос 79 государственных и муниципальных служащих, по результатам которого осуществлена доработка исследовательского инструментария. С 2000 по 2001 гг. осуществлялся постоянный мониторинг по исследуемой проблематике, в ходе которого было опрошено 727 служащих, представляющих органы государственного и муниципального управления Южного региона. Анализ эмпирической информации выполнялся с применением современных статистических пакетов SPSS 11.01 STATISTICA 6.0, STATGRAPHICS Plus 5.1 и др.

Гипотезы исследования. Традиционно в автоматизации, информатизации управленческих структур доминирует парадигма, базирующаяся на принципах естественно-научного и техноцентрического подходов, с ориентацией на нормативные модели в организации деятельности субъектов управленческой деятельности. Однако технократический подход в отрыве от социокультурного не обеспечивает корректного анализа систем социальной природы, поскольку свойства таких систем существенно зависят от их структурно-функциональных особенностей.

Основная гипотеза. Предварительный теоретический анализ позволяет сделать предположение об определенной зависимости эффективности автоматизации/информатизации органов государственного и муниципального управления от факторов социокультурной природы.

Гипотеза — следствие. Информатизация органов государственного и муниципального управления имеет определенную технократическую направленность и ориентирована на автоматизацию рутинных функций планово-учетного характера.

Дополнительная гипотеза. Пользовательский потенциал государственных и муниципальных служащих в освоении и применении информационно-коммуникационных технологий не в полной мере соответствует современным требованиям к их профессионализму.

Объектом данного исследования является информатизация органов государственного и муниципального управления.

Предметом исследования выступают социокультурные факторы информатизации органов государственного и муниципального управления.

На этой основе выделяются цель и основные задачи исследования.

Цель настоящего исследования заключается в социологическом обосновании необходимости выявления и анализа значения социокультурных факторов информатизации органов государственного и муниципального управления.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Обосновать социокультурную парадигму анализа информатизации органов государственного и муниципального управления, раскрыть методологические основы исследования.

2. Показать объективную необходимость комплексной информатизации органов государственного и муниципального управления в современных условиях.

3. Проанализировать политику автоматизации/информатизации органов государственного и муниципального управления.

4. Выявить социокультурные факторы в информатизации органов государственного и муниципального управления.

5. Разработать инструментарий и провести эмпирическое изучение социокультурных факторов информатизации органов государственного и муниципального управления.

6. Определить социокультурные характеристики государственных и муниципальных служащих как пользователей информационно-коммуникационных технологий и систем.

7. Выяснить социокультурное воздействие информатизации на трудовую мотивацию и профессионально-статусные достижения государственных и муниципальных служащих.

8. Разработать методику социологической типологии и диагностики служащих в условиях информатизации органов государственного и муниципального управления.

Научная новизна диссертационного исследования определяется теоретико-методологической и концептуальной неразработанностью социологического подхода в изучении информатизации органов государственного и муниципального управления. В работе получен ряд новых результатов, которые можно свести к следующему:

1. Выявлена потребность и обоснована социокультурная парадигма анализа информатизации органов государственного и муниципального управления, раскрыты методологические основы исследования.

2. Показана объективная необходимость комплексной информатизации органов государственного и муниципального управления в современных условиях.

3. Проанализирована политика автоматизации/информатизации органов государственного и муниципального управления, определены проблемы, требующие социокультурного анализа.

4. Выявлены социокультурные факторы в информатизации органов государственного и муниципального управления.

5. Разработан специальный инструментарий и проведено эмпирическое исследование социокультурных факторов информатизации органов государственного и муниципального управления.

6. Определены социокультурные характеристики государственных и муниципальных служащих как пользователей информационно-коммуникационных систем и технологий.

7. Изучено социокультурное воздействие информатизации на трудовую мотивацию и профессионально-статусные достижения государственных и муниципальных служащих.

8. Разработана методика социологической типологии и диагностики служащих в условиях информатизации органов государственного и муниципального управления.

Новизна постановки проблемы и выдвинутых подходов к ее решению нашла отражение в основных тезисах работы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Традиционно в автоматизации/информатизации управленческой деятельности доминирует технократический подход с ориентацией на нормативные модели. Здесь в центр внимания поставлены, прежде всего, формально-логические методы сбора, анализа и обработки информации, в результате чего данный процесс рассматривается внедеятельностно и внесубъектно. Однако в условиях нарастания динамизма общественной жизни происходит смена парадигмы автоматизации/информатизации управленческой деятельности, основанной на доминирующей роли нормативных моделей в пользу парадигмы, ориентированной на поддержку активности конкретных субъектов управленческой деятельности, пользователей информационно-коммуникационных технологий и систем, утверждается субъектно-ориентированный подход.

2. Государственное и муниципальное управление в своей сущности есть непрерывно осуществляющийся процесс целесообразного воздействия субъекта на объект управления, эффективность которого обеспечивается непрерывностью движения и качеством управленческой информации. В связи с этим важнейшее место в деятельности государства и его административных структур занимает решение проблем, связанных с взаимодействием информационных сфер органов государственного, муниципального управления и гражданского общества. Принципиальность решения этих проблем обусловлена тем, что информационная сфера общества является средой, в которой реализуется государственная политика, осуществляются административные воздействия, функционируют механизмы управления, формируются методы регулирования событиями, объективно оценивается их результативность. В условиях динамично протекающих процессов реформирования российского общества информатизация органов государственного и муниципального управления как по вертикали, так и по горизонтали объективно востребована и становится стратегически важным, ключевым ресурсом повышения его эффективности.

3. Информатизация органов государственного и муниципального управления предполагает: совершенствование административных структур, процедур выработки, принятия и реализации управленческих воздействий, обеспечение эффективной поддержки субъектов управленческой деятельности. Государственная политика информатизации органов государственного и муниципального управления должна представлять собой, прежде всего, модель стимулов и мотиваций, обеспечивать системное видение и прогнозирование движущих сил развития субъектов и объектов государственного и муниципального управления. Эта модель должна активизировать механизмы саморазвития субъектов и объектов управления в их взаимосвязи, действующих на микро-, мезои макроуровнях, а не фиксировать сложившиеся пропорции межотраслевых связей или организационно-управленческих и технологических структур.

4. Информатизация органов государственного и муниципального управления в силу его системности должна исследоваться и реализовываться комплексно, в границах полной социокультурной среды российского общества. Вместе с тем именно человек, как важнейший субъект и объект управленческой деятельности, является ключевым элементом в системах социокультурной природы. Однако человеческие ресурсы, определяемые организационной культурой, профессиональной подготовкой, системой ценностей, мотивацией и т. д., не отчуждаемы от их субъектов и, следовательно, не поддаются прямому копированию и адаптации, а могут быть только воспроизведены. В этой связи современные информационно-коммуникационные технологии целесообразно рассматривать не как средство автоматизации той или иной рутинной составляющей в деятельности органов государственного и муниципального управления, а как системы ориентированные на конкретных субъектов этой деятельности.

5. В эмпирическом изучении социокультурных факторов информатизации органов государственного и муниципального управления особое место принадлежит показателям и индикаторам, фиксирующим объекты исследования в их качественной и количественной определенности, т. е. когда личность рассматривается как интерактивный индивид и субъект взаимодействиясоциальность — как совокупность отношений интерактивных индивидов или иных социальных субъектов с другими субъектамикультура — как совокупность способов и результатов деятельности человека. Такой подход позволяет осуществить взаимосвязь микро-, мезои макроуровней исследуемой социальной реальности и социологического знания о ней.

6. Служащие Южного региона РФ в своем большинстве (более 80%) положительно воспринимают и оценивают процесс информатизации органов государственного и муниципального управления, около трех четвертей (71,4%) постоянно применяют ПК в своей работе. Однако пользовательский потенциал, уровень знаний, умений и навыков государственных и муниципальных служащих региона в применении информационно-коммуникационных технологий не в полной мере соответствует современным требованиям. Характер потребностей и приоритетов служащих как в овладении, так и в применении ими информационно-коммуникационных технологий свидетельствует об определенной технократической направленности информатизации органов государственного и муниципального управления.

7. Информатизация оказывает комплексное социокультурное воздействие на трудовую мотивацию и профессионально-статусные достижения государственных и муниципальных служащих. Более половины респондентов оценили’это воздействие как «исключительно положительное» и «положительное». Немногим более половины респондентов полагают, что существуют реально действующие механизмы, стимулирующие государственных и муниципальных служащих к овладению и применению информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельностикаждый третий респондент оценивает воздействие, оказываемое информатизацией на такие важнейшие показатели профессионально-статусных достижений служащих, как: «материальный достаток» и «продвижение по службе», скорее как отрицательное, чем положительное.

8. Разработанная методика социологической типологии и диагностики позволяет оценивать динамику изменения состояния персонала органов государственного и муниципального управления, выявлять характерные тенденции как в изменении состояния персонала, так и в формировании различных категорий работников — пользователей информационно-коммуникационных технологий и систем. Типологический аспект методики заключается в возможности оперативно и наглядно классифицировать персонал в пространстве самооценок профессионально-статусных достижений и трудовой мотивации. Индивидуально-диагностический аспект методики состоит в возможности установления индивидуальной принадлежности служащего/служащих к определенному типу состояния профессионализма персонала в условиях информатизации органов государственного и муниципального управления. По результатам проведенной типологии и диагностики персонала представляется возможным обоснованно разрабатывать и применять наиболее адекватные полученным результатам технологии управления персоналом.

Практическое значение работы заключается в том, что основные выводы и результаты диссертационного исследования могут быть использованы: для организации мониторинга и получения актуальной информации о реальном состоянии персонала органов государственного и муниципального управления в условиях процесса информатизациидля совершенствования технологий управления персоналом по эффективному применению информационно-коммуникационных технологий и систем в своей профессиональной деятельностив целях углубленного изучения тенденций, закономерностей и особенностей процесса информатизации государственного и муниципального управленияпри подготовке различных лекционных и методических материалов по курсам: «Информационно-коммуникационные технологии и системы в органах государственного и муниципального управления», «Социология информатизации органов государственного и муниципального управления», «Социальная информатика», «Информатика и вычислительная техника» и др.

Апробация работы. Основные положения диссертационной работы обсуждались и докладывались на научно-практических конференциях «Проблемы повышения эффективности государственной власти и управления в современной России» (г. Ростов н/Д, март 1998 г.), и «Проблемы муниципального управления и современные технологии автоматизации объектов городской инфраструктуры» (г. Таганрог, июнь 1998 г.).

В рамках форума «Технологии и решения для электронной России» (декабрь 2001 г.) автор в качестве эксперта принимал участие в формировании тематики круглого стола «» Электронное правительство": как оно есть на самом деле (Электронная инфраструктура государственных органов: зарубежный и отечественный опыт)". Отдельные результаты, положения и выводы диссертационной работы направлены в Департамент правительственной информации. Содержание диссертационной работы обсуждались на заседании кафедры социологии СКАГС. По теме диссертационного исследования опубликовано 6 работ общим объемом 1,97 п. л.

Структура .и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав* состоящих из 8 параграфов, заключения, списка литературы и 4 приложений, содержит 188 страниц, при ее написании использовано 149 источника.

Основные результаты, полученные в ходе экспериментального исследования социокультурных факторов в информатизации органов государственного и муниципального управления, состоят в следующем: современные государственные и муниципальные служащие в своем подавляющем большинстве позитивно воспринимают и оценивают процесс информатизации органов государственного и муниципального управления, они положительно мотивированы и потенциально готовы к внедрению и применению ИКТ в своей работеоколо трех четвертей служащих постоянно или практически ежедневно применяют ПК в своей работе, однако примерно каждый второй считает, что оснащенность компьютерной техникой органов государственного и муниципального управления явно недостаточнадве трети государственных и муниципальных служащих в той или иной мере испытывают трудности в применении ИКТ, а в наибольшей степени значительные трудности, испытывают именно руководители и заместители руководителейпользовательский потенциал, уровень знаний, умений и навыков государственных и муниципальных служащих региона в применении ИКТ не в полной мере соответствуют современным требованиям. Им остро не хватает знаний, умений и навыков применения ИКТ в своей профессиональной деятельностиподавляющая часть государственных и муниципальных служащих региона, более 90%(!), вынуждена заниматься или самообразованием, или/и обращаться к коллегам для получения необходимых сведений по применению ИКТ в работехарактер потребностей и приоритетов государственных и муниципальных служащих региона как в овладении, так и в применении ими ИКТ свидетельствует об определенной технократической направленности процесса информатизации органов государственного и муниципального управления регионанемногим более половины респондентов (52%) считают, что существуют реально действующие механизмы, стимулирующие государственных и муниципальных служащих к овладению и применению ИКТ в профессиональной деятельности, однако примерно каждый третий респондент (29,1%) убежден в отсутствии таковыхпримерно каждый третий государственный и муниципальный служащий региона оценивает влияние, оказываемое ИКТ на такие важнейшие показатели профессионально-статусных достижений, как «Материальный достаток» и «Продвижение по службе», скорее как отрицательное, нежели положительноеразработанная методика социологической типологии и диагностики персонала органов государственного и муниципального управления позволяет оценивать динамику изменения состояния персонала, выявлять характерные тенденции как в изменении его состояния, так и в формировании различных категорий работников — пользователей ИКТ в условиях информатизации. По результатам проведенной типологии и диагностики персонала представляется возможным разрабатывать и применять наиболее адекватные технологии управления персоналом в условиях процесса информатизации органов государственного и муниципального управления.

Заключение

.

Проблематика, связанная с анализом информатизации органов государственного и муниципального управления, является новой для отечественной социологии. Тем не менее, в связи с активным проникновением информационно-коммуникационных технологий и систем в различные сферы человеческой деятельности, во всем мире ведется множество исследований, касающихся взаимодействия информационных сфер государственного, муниципального управления и гражданского общества, перспектив и проблем информатизации административных структур.

Традиционно в автоматизации/информатизации управленческих структур доминирует парадигма, базирующаяся на принципах естественно-научного и техноцентрического подходов, с ориентацией на нормативные модели в организации деятельности субъектов управленческой деятельности. При таком подходе в центр внимания поставлены формально-логические процедуры и методы сбора, анализа и обработки управленческой информации, а не конкретный пользователь информационно-компьютерных технологий и систем как руководитель, как субъект различных видов управленческой деятельности, как индивид, личность, гражданин91. В результате процесс автоматизации/информатизации управленческой деятельности рассматривается внедеятельностно и внесубъектно. Однако технократический подход в отрыве от социокультурного не обеспечивает корректного анализа систем социальной природы, поскольку свойства таких систем существенно зависят от их социокультурных и структурно-функциональных особенностей.

В этой связи, происходит смена парадигмы автоматизации, информатизации управленческой деятельности, основанной на доминирующей роли «нормативных моделей», в пользу парадигмы, ориентированной на поддержку активности субъектов управленческой деятельности, пользователей информационно-коммуникационных технологий и систем, утверждается.

91 Емельянов Г. В., Лепскнй В. Е., Стрельцов А. А. Проблемы обеспечения информационно-психологической безопасности России //Информационное общество. 1999. № 3. С.47−51. субъектно-ориентированный подход. Но информатазация органов государственного и муниципального управления есть не просто сумма отдельно взятых элементов, компонентов, отношений или функций, а целостная, качественно определенная сущность. Поэтому нельзя вырвать какой-то элемент, компонент, какое-то отношение или функцию из данной сущности и рассматривать ее обособленно, вне связи с другими элементами, компонентами, отношениями или функциями как самой сущности, так и того целого, в котором данная сущность выступает уже как часть целого.

Таким образом, диссертационное исследование ориентировано на применение социокультурной исследовательской парадигмы к анализу социокультурных факторов автоматизации, информатизации органов государственного и муниципального управления. На первом этапе исследования осуществляется идентификация целого частью которого является интересующий нас элемент, и эта идентификация проводится посредством объяснения свойств целого. На следующем этапе элемент исследуется в его жизненных функциях, в природе образующих его значений, ценностей и норм, в его человеческих единицах и их отношениях друг с другом.

Государственное и муниципальное управление в своей сущности есть непрерывно осуществляющийся процесс целесообразного воздействия субъекта на объект управления, эффективность которого обеспечивается непрерывностью движения и качеством информации. В этой связи в органах государственного и муниципального управления циркулирует самая разнообразная как по содержанию, так и по характеру информация. Следовательно, одной из важнейших составляющих повышения эффективности функционирования органов государственного и муниципального управления является обеспечение эффективной работы с информацией, внедрение высокопроизводительных автоматизированных систем делопроизводства и документооборота, применение современных информационно-коммуникационных технологий и систем.

Важнейшее место в деятельности органов государственного и муниципального управления, государственных и муниципальных служащих занимает решение проблем, связанных с взаимодействием информационных сфер государственной власти, местного самоуправления и гражданского общества, с использованием современных информационно-коммуникационных технологий для поддержки государственного, муниципального управления и активного соучастия граждан в этом процессе. От того, насколько развиты и эффективно взаимодействуют информационные сферы государства и гражданского общества, во многом зависит действенность общественного мнения, открытость общественного устройства, степень зрелости и развитости общества в целом. Информатизация органов государственного и муниципального управления позволяет придать процессу управления государством, национальной экономикой и социальными процессами большую гибкость и эффективность, сделать систему государственного и муниципального управления социально-ориентированной. В условиях динамично протекающих процессов реформирования российского общества информатизация органов государственного и муниципального управления как по вертикали, так и по горизонтали объективно востребована и становится стратегически важным — ключевым ресурсом в повышении его эффективности.

В диссертационном исследовании утверждается, что увеличение количества информации или/и скорости ее производства и циркуляции далеко не всегда способствует улучшению результативности работы организации в целом. Действительная цель автоматизации управленческой деятельности заключается не в более эффективной обработке циркулирующей в организации информации, а в повышении результативности деятельности организации, обусловленной, прежде всего, адекватно поставленными целями и качеством достигнутого уровня их реализации. При таком подходе основное внимание уделяется содержанию управленческого труда, а не его формам. В этом случае автоматизация управленческой деятельности рассматривается как средство развития и достижения целей организации и ее работников, когда задачи и технологии автоматизации управленческой деятельности описываются в связи с самой организацией и ее работниками.

По мнению диссертанта, государственная политика информатизации органов государственного и муниципального управления должна представлять собой, прежде всего, модель стимулов и мотиваций, обеспечивать системное видение и прогнозирование движущих сил развития субъектов и объектов государственного и муниципального управления. Эта модель должна активизировать механизмы саморазвития субъектов и объектов государственного и муниципального управления в их взаимосвязи, действующих на микро-, мезои макроуровнях, а не фиксировать сложившиеся пропорции межотраслевых связей или организационно-управленческих и технологических структур.

В работе показано, что в силу системности государственного и муниципального управления наибольший эффект может быть достигнут при комплексной информатизации органов государственной власти и местного самоуправления в рамках полной социокультурной среды российского общества. Вместе с тем, именно человек как субъект управленческой деятельности, является тем ключевым элементом в системах социальной природы, который решительным образом определяет как эффективность и результативность процесса информатизации, так эффективность и результативность функционирования административных структур. Но человеческие ресурсы, определяемые организационной культурой, профессиональной подготовкой, системой ценностей, мотиваций и т. д., не отчуждаемы от их субъектов и не поддаются прямому копированию и адаптации, а могут быть только воспроизведены.

Таким образом, современные информационно-коммуникационные технологии целесообразно рассматривать не как средство автоматизации той или иной рутинной составляющей в деятельности органов государственного и муниципального управления, а как системы, ориентированные на конкретных субъектов этой деятельности, как средство развития технологии этой деятельности и ее субъектов. Это еще раз подчеркивает актуальность смены технократической парадигмы информатизации на социокультурную, ориентированную на конкретных субъектов управленческой деятельности, пользователей информационно-коммуникационных технологий и систем.

Теоретическая ценность предложенной диссертантом социокультурной парадигмы исследования процесса информатизации органов государственного и муниципального управления была проверена ее применением в эмпирическом исследовании.

В прикладном исследовании особое место принадлежит показателям и индикаторам, фиксирующим объекты изучения в их качественной и количественной определенности. В работе личность рассматривается как интерактивный индивид и субъект взаимодействиясоциальность — как совокупность отношений интерактивных индивидов или иных социальных субъектовкультура — как совокупность способов и результатов деятельности человека. Такой подход позволяет осуществить взаимосвязь микро-, мезои макроуровней исследуемой социальной реальности и социологического знания о ней.

Для построения системы показателей, отражающих информатизацию органов государственного и муниципального управления как сложное социокультурное явление, из «неразрывной триады» (личность, социальность и культура) вычленялись ключевые понятия: персонал органов государственного и муниципального управлениясоциальные отношения и организационная структурапрофессиональная деятельность персоналаорганизационная культура органов государственного и муниципального управления. Затем выделенные понятия редуцировались и операционализировались до уровня эмпирически верифицируемых показателей. На основе сконструированной системы показателей был разработан инструментарий эмпирического изучения социокультурных факторов информатизации органов государственного и муниципального управления.

Эмпирическое изучение социокультурных характеристик государственных и муниципальных служащих региона позволяет утверждать, что, современные служащие в своем большинстве (более 80%) положительно воспринимают и оценивают процесс информатизации органов государственного и муниципального управления. Постоянно применяют ПК в своей работе около 75% служащих.

Однако значительная часть государственных и муниципальных служащих относит себя к категориям «Начинающий пользователь» и «Пользователь ПК» -80,4%(!) и только 16,5% респондентов относят себя к категориям «Опытный пользователь ПК» и «Специалист в области ИКТ». Установлено статистически значимое различие между занимаемой должностью и категорией пользователя ПК, выявлен тот факт, что наибольшие доли респондентов, относящих себя к начинающим пользователям ПК, содержатся среди руководителей и заместителей руководителей — 36,7% а также советников и консультантов — 36,8%. Именно руководители и заместители руководителей административных структур менее всех постоянно используют (38,0%) и более всех не используют (13,7%) ПК в своей работе.

Одной из причин трудностей, возникающих у персонала в процессе внедрения ИКТ, является недостаточный уровень подготовки. Анализ распределений ответов респондентов показывает, что подавляющее большинство государственных и муниципальных служащих — около 90%(!) считают необходимым повысить в той или иной степени уровень своих знаний, умений и навыков.

В этой связи представляет интерес оценка персоналом уровня своих потребностей в освоении и применении современных ИКТ. Большинство служащих региона (более 70%) ориентированы, прежде всего, на овладение и применение программных продуктов автоматизации планово-учетных и рутинных функций органов государственного и муниципального управления, фиксирующих наличествующую, традиционную технологию выполнения работ. Многие государственные и муниципальные служащие, независимо от предметной области их профессиональной деятельности и занимаемой должности, сделали свой выбор в пользу комплексов программных продуктов, обслуживающих сферу правовых и финансовых отношений. Здесь просматривается определенное стремление служащих решать сложные проблемы профессионализма и профессиональной компетентности посредством применения средств автоматизации управленческой деятельности.

В работе отмечается, что более половины респондентов оценили комплексное воздействие, оказываемое ИКТ на трудовую мотивацию и профессионально-статусные достижения государственных и муниципальных служащих, как исключительно положительное и положительноенемногим более половины респондентов полагают, что существуют реально действующие механизмы, стимулирующие служащих к овладению и применению ИКТ в профессиональной деятельности.

Вместе с тем необходимо подчеркнуть неоднозначное воздействие процесса информатизации на такие немаловажные показатели успешности профессиональной деятельности служащих, как продвижение по службе и материальный достаток. Примерно каждый третий респондент оценивает влияние ИКТ на эти показатели скорее как отрицательное, нежели положительное и примерно столько же респондентов затруднились с ответом.

Разработанная автором методика типологии и диагностики персонала, позволила выделить методом главных компонент из исходного 15-мерного признакового пространства две интегральных компоненты (факторы).

Исходя из структуры и содержания первого фактора, его можно интерпретировать как фактор мотивации профессиональной деятельности персонала. Высоким положительным значениям фактора соответствует высокий уровень внутренней мотивации профессиональной деятельности и профессиональной самореализации респондентов, низким отрицательным значениям — низкий уровень внутренней мотивации профессиональной деятельности и профессиональной самореализации в условиях процесса информатизации органов государственного и муниципального управления. Близкие к нулю значения фактора означают средние самооценки респондентов.

Структура и содержание второго фактора позволяют интерпретировать его как фактор профессионально-статусных достижений персонала. Высоким положительным значениям фактора соответствуют высокие самооценки имеющихся профессионально статусных достижений персонала или высокие самооценки реальности перспектив таких достижений в условиях процесса информатизации органов государственного и муниципального управления. Низкие отрицательные значения данного фактора характеризуют низкую самооценку респондентами своих достижений и соответствующих перспектив таких достижений. Близкие к нулю значения фактора означают средние самооценки.

С целью более тонкой дифференциации типологии персонала была проведена кластеризация полученного двумерного факторного пространства, характеризующего все множество респондентов. В результате были выделены восемь кластеров респондентов в двумерном факторном пространстве. Именно разнообразие в характеристиках кластеров позволяет более тонко дифференцировать персонал для осуществления эффективной кадровой политики. Типологический аспект методики заключается в возможности оперативно и наглядно классифицировать персонал в пространстве самооценок профессионально-статусных достижений и трудовой мотивации. Индивидуально-диагностический аспект методики состоит в возможности установления индивидуальной принадлежности служащего к определенному типу состояния профессионализма. Этот аспект методики может быть реализован как на этапе сплошного или выборочного обследования состояния персонала, так и при индивидуальной диагностике с использованием базы данных, сформированной на предшествующих этапах исследования.

По результатам проведенной типологии и диагностики персонала представляется возможным разрабатывать и применять наиболее адекватные полученным результатам технологии управления персоналом в условиях информатизации органов государственного и муниципального управления.

Основные научные результаты настоящей работы состоят в следующем:

1. Обоснована и применена социокультурная парадигма к исследованию процесса информатизации органов государственного и муниципального управления.

2. Показана Объективная обусловленность и необходимость комплексного подхода к информатизации органов государственного и муниципального управления в современных условиях.

3. На основе социокультурной парадигмы информатизации проанализирована государственная информационная политика, вскрыты проблемы, требующие социокультурного анализа в деле информатизации органов государственного и муниципального управления.

4. Выявлены и проанализированы социокультурные факторы процесса информатизации органов государственного и муниципального управления.

5. На основе результатов социокультурного анализа разработан инструментарий и проведено эмпирическое изучение социокультурных факторов в информатизации органов государственного и муниципального управления.

6. Определены социокультурные характеристики государственных и муниципальных служащих как пользователей информационно-коммуникационных систем и технологий.

7. Выявлено социокультурное воздействие информатизации на трудовую мотивацию и профессионально-статусные достижения государственных и муниципальных служащих.

8. Разработана методика социологической типологии и диагностики служащих в условиях информатизации органов государственного и муниципального управления.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Б. Основы государственного управления в сфере информатизации в Российской Федерации. — М.: Юристъ, 1997. — С. 116.
  2. С.А., Мхитарян B.C. Прикладная статистика и основы эконометрики. Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 1998. — 1022 с.
  3. В. Россия в мировой экономике: сравнительная конкурентоспособность // Международная жизнь. 2000. — № 8. -http://subscribe.ru/.
  4. И. Стратегическое управление. М.: Прогресс, 1989.
  5. В.Ф. Постмодернизм: в поисках материального фундамента //ОНС. -2001.-№ 3.-С.113.
  6. Р. Этапы развития социологической мысли / Под ред. П. С. Гуревича. Пер. с фр.- М.: Политика, 1992.
  7. А.А. Управленческая деятельность: Практика и резервы организации. -М.: Экономика, 1988. С. 139.
  8. Г. В. В поисках истины // Государственная служба. М.: РАГС. -2000.-№ 3.-С. 38.
  9. Г. В. Государственное управление (организационно-функциональные вопросы): Учебное пособие. М.: ОАО «НПО „Экономика“», 2000. -302 С.
  10. Г. В. и др. Государственная служба Российской Федерации: первые шаги и перспективы.- М.: Изд-во РАГС, 1997. — 251 с.
  11. Г. В. О целостности государства и государственного управления. Ростов н/Д.: Изд-во. СКАГС, 2001.-44. с.
  12. В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. — 368 с.
  13. В. Подготовка кадров IT Основа: Электронной России // iBUSINESS — 2002.- № 3. — С.64.
  14. С.П., Гофман А. Б., Давыдов Ю. Н. и др. И 90 История теоретической социологии. В 4 т. Т. 3. / Отв. ред. и сост. Ю. Н. Давыдов.— М.: Канон, 1997.
  15. В. Россия в сетях. Лебедь. Бостон.- 2001. — № 232. — 12 августа. /http://www.e-russia.ru.
  16. И.Л. Глобальная информатизация и право//Информационно-аналитический журнал. № 5. /http://www.fact.ru/num05/content05.htm.
  17. С.В. Стратификация в сетевых сообществах межличностного общения/Социальные и психологические последствия применения информационных технологий. Материалы международной конференции. -М.: Московский общественный научный фонд, 2001. С.94−102.
  18. В.П., Боровиков И.П. STATISTICA. Статистический анализ и обработка данных в среде Windows. М.: Инф.изд. дом, «Филин», 1997. -608 с.
  19. Ю.С. Образование в век информации: человек и новые информационные технологии обучения. — М.: Высшая школа, 1997. 320 с.
  20. Л. А. Рынок информационных услуг. Учебное пособие. — М.: РАГС, 1996.
  21. Ю.А. Постиндустриальная экономика и развитие человека // МЭиМО, 1997.-№ 9, № 10.
  22. Д. Стратегии клиент/сервер. Руководство по выживанию для специалистов по реорганизации бизнеса. К.: Диалектика, 1996. С. 30.
  23. Н.П., Лось В. А., Урсул А. Д. Концепции современного естествознания. М., 2000. — С. 229.
  24. М. Основные социологические понятия. // Вебер. М.Избр. произведения. М.: Прогресс, 1990.
  25. Н. Кибернетика. М.: Советское радио, 1968. С. 236.
  26. Гегель. Соч. T.IV. 4.1. С. 189.
  27. . Бизнес со скоростью мысли. М.: ЭКСМО., Пресс. — 2000.
  28. . Дорога в будущее. М., 1998.
  29. . Мандат на 2001 год. Технологии для государства XXI века. М., 1998.
  30. Бу. Практический интеллект.//Вопросы философии. 2000. — № 6.
  31. Э. Социология. М., 1999.
  32. В. М. Вопросы оптимизации в АСУ // Вопросы радиоэлектроники. Сер. АСУ. 1980. — Вып. 3. — С. 5 — 29.
  33. Ю.Я. Теоретические основания проблем взаимодействия человека и техники //Психологический журнал. 2000. — Т. 21, № 5. С. 5−15.
  34. В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований: Учебное пособие. М.: МГУ, 1988. — 232 С.
  35. И.А., Мацкевич А. Ю., Семенов В.А./Западная социология. СПб, 1997. -372 с.
  36. Группа советников по информационным и коммуникационным технологиям. Глобальная инициатива по преодолению информационного неравенства // Краткая стенограмма заседания. Давос, Швейцария. 2001. 29. февраля.
  37. Дж. К. Новое индустриальное общество. М., 1969.
  38. . Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.: Academia, 1999.
  39. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. -Утверждена Президентом Российской Федерации В. В. Путиным. — 2000. — 9. сентября.
  40. В., Широков Ф. Россия и глобальное информационное общество. /http://www.g8kyushu-okinawa.go.jp/e/documents/itl .html.
  41. В., Штрик А. Электронное правительство информационного общества. Технологии Электронного Правительства /http://www.e-government.ru/pub/e-govemment/.
  42. П. Задачи менеджмента в XXI веке. М.: Уильяме, 2000.
  43. Дюк В. А. Компьютерная психодиагностика. СПб: Братство, 1994.—365 С.
  44. А.Н. и др. /История социологии: Учебное пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. Минск.: Выш. шк., 1997. — 381 с.
  45. А.П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества //Коммунист. 1988. № 2.
  46. А.П. Человек и компьютер // Правда. 1984. — 2 февраля. — № 33.
  47. Г. П. Как изменить работу чиновника: опыт консультирования. — Ростов н/Д- РостИздат, 2000.- 224 с.
  48. Г. П. Госслужащие региона: состав и социальные особенности //СОЦИС. 1999. — № 2.
  49. Г. П. Социология на службе управления //Социально-политический журнал. 1998. — № 3.
  50. Г. П., Игнатов В. Г., Лысенко В. Д. Персонал местной администрации. Социологические проблемы становления. Ростов н/д, 1994.-С.47.
  51. В., Беклемишев Е. Социально-демографическая структура кадров органов власти. Ростов н/Д, 2001. — Табл. 37, с. 130.
  52. В. За пределами экономического общества. М., 1998. /http://www.postindustrial.ru/titles.shtml?book=l.
  53. Иноземцев B. J1. Fin de siecle. К истории становления постиндустриальной хозяйственной системы. Ст. 1,2 //Свободная мысль- XXI. 1999. — № 7, 8.
  54. B.JI. Класс интеллектуалов в постиндустриальном обществе //СОЦИС. -2000.- № 6.
  55. B.JI. Постиндустриальный мир Даниела Белла // Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999.
  56. Иноземцев В Л. Творческие начала современной корпорации // МЭиМО. -1997.-№ 11.
  57. В.Л. Теория постиндустриального общества как методологическая парадигма российского обществоведения //Вопросы философии. 1997. — № 10.
  58. , B.JI. Парадоксы постиндустриальной экономики. Инвестиции, производительность и хозяйственный рост в 90-е годы //МЭиМО. — 2000. -№ 3.
  59. Т.Г. Профессионализм государственных и муниципальных служащих как цель деятельности образовательных систем //Социология власти. М.: РАГС, 1999. — № 5−6.
  60. Т.Г. Технологические основания управления профессионализмом.// Социология власти. М.: РАГС, 2000. — № 1.
  61. М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. Пер. с англ. Под ред. О. И. Шкаратана — М., 2000.
  62. М.Я. Информационные системы органов государственного управления.- М.: РАГС, 1996. 208 с.
  63. К.К. Глобальные проблемы информатизации: информационное неравенство //ВВШ. 2000. — № 6.
  64. К.К. Информационные проблемы социально-экономического развития общества//Проблемы социальной информатики. М.: Союз, 1995, Вып. 1.
  65. К.К. Информационный подход в методологии науки и научное мировоззрение //ВВШ. 2000. № 2.
  66. К.К. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика: Учебное пособие для вузов М.: Академический Проект. Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 350 с.
  67. Конституция Российской Федерации от 25.12.1993, с изменениями от 09.01.1996,10.02.1996,09.06.2001. /http://www.constitution.ru.
  68. Концепция правовой информатизации России. Утверждена Указом Президента РФ № 477. — 1993.- 23 апреля.
  69. Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных ресурсов. -Одобрена решением Президента РФ. № 1694. 1995. — 23 ноября.
  70. Т.В., Тихомиров O.K. Принятие интеллектуальных решений в диалоге с компьютером. М.: МГУ, 1990. С. 35.
  71. Курс лекций по теории социальной стратификации Института социологии PAH.-2000./http://socnet.narod.ru/library/authors/Ilyin/neravenstvo/content.htm
  72. Н.И. Социокультурный подход и социетально-функциональные структуры //СОЦИС. 2000. — № 7.
  73. В.Е. Гармония субъективного и нормативного в условиях компьютеризации управленческой деятельности //Психологический журнал. 1997. — Т. 18. — № 4.
  74. В.Е. Гуманитарные технологии информатизации общества (на примере компьютеризации управленческой деятельности) // Научный альманах высоких гуманитарных технологий.- 2001. -№ 1. Приложение к журн.- «Безопасность Евразии». С. 132−146.
  75. В.Е. Гуманитарные технологии информатизации общества. На примере компьютеризации управленческой деятельности /[email protected]
  76. Н. Невероятность коммуникации. Перевод с немецкого А. М. Ложеницина-
  77. Под ред. Н. А. Головина /http://www.soc.pu.ru/persons/golovin/reader.html.82. фон Мизес Л. Бюрократия. Запланированный хаос. Антикапиталистическая ментальность. Каталаксия, 1993.
  78. В.А., Марченков П. А., Калачева Т. Г. Социологический подход к анализу профессионализма государственных служащих. М.: РАГС, 1997.
  79. К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 26.
  80. Материалы XXIV съезда КПСС. М.: Политиздат, 1971. — С. 174.
  81. Р. Социальная теория и социальная структура //СОЦИС. — 1992. -№ 2.
  82. . Управление знаниями вызов XXI века //Вопросы экономики1999.-№ 9.
  83. .Г. Анализ качественных признаков и структур. М.: Статистика, 1980.
  84. В., Каныгин Ю. Пирамиды из электроники //Правда. 1987. — 7 марта.
  85. Е.И. Теория социальных систем. Проблемы и перспективы// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 1996. — № 2.
  86. И. Кибернетика. Философские и социологические проблемы. М., 1963-С. 25.
  87. Общегосударственная программа создания, развития серийного производства эффективного использования вычислительной техники и вычислительных систем до 2000 года. Одобрена ЦК КПСС — 1985.
  88. Окинавская Хартия Глобального Информационного Общества. http://www. charter.ru., /http://www.g8kyushu-okinawa.go.jp/e/documents/itl.html.
  89. Отчет Генеральному секретарю ООН группы советников по информационным технологиям. 2001. — 24 марта /http://www.pravitelstvo.gov.ru/
  90. Отчет экспертной группы по информационным и телекоммуникационным технологиям. Нью-Йорк, 2000. — 17−20 апреля /http://www.eidos.ru.
  91. А. Вызов получен, ответ опаздывает// Государственная служба.2000. -№ 1.
  92. . Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем //Американская социологическая мысль.- М., 1996. С.462−478.
  93. . Т. Понятие общества: Компоненты и их взаимоотношения // Американская социологическая мысль.- М.- 1996.- С.494−526.
  94. А., Киселев А., Малов К. Информационное поле управленца //Служба кадров. 2000. — № 1.
  95. План мероприятий. Путь Европы к Информационному Обществу. 1996. — ноябрь.
  96. Ю.М. Модели социальных систем и современность. — Вестн. Моск. ун-та. Сер? 18. Социология и политология. — 2000. — № 4.
  97. Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации. «России надо быть сильной и конкурентоспособной'7/Российская газета. -2002. — 19 апреля. С. 4−7.
  98. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении организации работы по созданию и внедрению в народном хозяйстве средств вычислительной техники и автоматизированных систем управления» 1966. 6 марта.
  99. Постановление Правительства Российской Федерации «Об обеспечении доступа к информационной деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти //Российская газета. 2003. — 15 февраля.
  100. Правовая информатика и кибернетика: П68. Учебник /Под ред. Н. С. Полевого. — М.: Юрид. лит, 1993. — 528 с.
  101. Прикладная статистика: Классификация и снижение размерности: Справочник /Под ред. С. А. Айвазяна. М.: Финансы и статистика, 1989. — 450 с.
  102. Программа Информатизации России. — Совет Министров РСФСР. Комиссия Совета Министров РСФСР по развитию науки и информатизации. Государственный комитет РСФСР по делам науки и высшей школы. Россия. Москва, 1991.
  103. Проект Концепции федеральной целевой программы, «Развитие информатизации в России на период до 2010 года». 2000, октябрь.
  104. В.В. Россия на рубеже тысячелетий.//Независимая газета. 1999. — 30 декабря.
  105. Рабочая книга социолога. АН СССР. Институт социологических исследований — М.: Наука, 1983.
  106. П.Радченко А. И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход: Учебник. 2-е. изд., перераб. и доп. Ростов н/Д: РостИздат, 2001. — 720 с.
  107. А.Н. Аналитическим службам информационные технологии //Ваш выбор — 1994. — № 4.
  108. З.Райков А. Н. Информационно-аналитические технологии для федеральных органов исполнительной власти. М.: Старая площадь, 1995.
  109. А.И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России//Вопросы философии. 1994. — № 4. — С. 14−34. /http://philosophy.ru/library/vopros/OO.html.
  110. Пб.Рейман JI. Россия в глобальном инфокоммуникационном пространстве/http://www.ibiz.ru/articale.phtml?id=.
  111. Рекомендации DOT FORCE главам государств большой восьмерки. Преодолевая информационное неравенство /EBUSINESS. — 2001. № 7 — 8. /http://www.ibiz.ru/sub.phtml.
  112. С. JI. Проблемы общей психологии. М., 1973.
  113. Ф.М. Завтра всегда поздно/Пер. с исп. М.: Прогресс, 1989. -320 с.
  114. И.Л. Компьютеризация социально-инженерной деятельности //СОЦИС.- 1995.-№ 12.
  115. Н.С. в соавторстве. Факторы эффективности функционирования федеральных органов власти в регионе (на опыте Южного федерального округа). Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС. 2001.
  116. Н.С. в соавторстве. Новая легитимность региональных лидеров//Социология власти. Инф.-аналит. Бюллетень. 1997, № 3.
  117. Г. Л., Черешкин Д. С., Вершинская О. Н., Костюк В. Н. Путь России к информационному обществу. М.: Препринт ИСА РАН.- 1996.
  118. Современный толковый словарь /Изд.: Большая Советская Энциклопедия, 1997.
  119. И.В. Социальная информатика и социология: проблемы и перспективы взаимосвязи. 1999. /http://infosphere.narod.ru/files/monografy/socolova/.
  120. Ф.И. АСУ: Пути повышения эффективности //Экономика и организация промышленного производства. 1979. — № 3. — С.72−84.
  121. П. А. Социокультурная динамика и эволюционизм //Американская социологическая мысль.- М., 1996. С.372−392.
  122. П.А. Социология вчера, сегодня и завтра //СОЦИС. 1999. — № 7.
  123. П.А. Человек, цивилизация, общество. М., 1992. — С. 218.
  124. Ю.Н. Измерение в социологии: Курс лекций. М.: ИНФРА-М., 1998.-224 С.
  125. Э., Тоффлер X. Создание новой цивилизации. Политика Третьей Волны. //И.: Сибирская молодежная инициатива. Новосибирск. 1996. /http://www.freenet.bishkek.su/jornal/n5/JRNAL511 .htm#Heading 12.
  126. Н.И. Технологический и трудовой ресурсы конкурентоспособности России: состояние и перспективы // Вопросы статистики. 2000.- № 9.
  127. Ю.Н., Макаров А. А. Статистический анализ данных на компьютере /Под ред. В. Э. Фигурнова М.: ИНФРА-М., 1998. — 528 с.
  128. А.Д. Путь в ноосферу. Концепция выживания и устойчивого развития цивилизации. М.: Луч, 1993.
  129. Федеральная программа. «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003−2005 годы)».- Утверждена Указомпрезидента РФ от 19 ноября 2002 г. № 1336 //Российская газета. № 223 (309).- 2002. 23 ноября.
  130. Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002 2010 годы)" — Утверждена Правительством РФ Постановлением № 65, от 28 января 2002 г.
  131. Федеральный Закон «об основах государственной службы Российской федерации». Принят Государственной Думой. 5 июля 1995 г.
  132. Федеральный Закон. «Об информации, информатизации и защите информации». Принят Государственной Думой 25 января 1995 г. Вступил в силу 22 февраля 1995 г.
  133. Человеческий фактор /Под редакцией Г. Салвенди В 6 т. М.: Мир, 1991. Т. 4.
  134. . Д.С., Смолян Г. Л., Цыгичко В. Н. Реалии информационнойвойны, /http://www.geon.donetsk.ua/gbn. 143. Чураков А. Н. Информационное общество и эмпирическая социология //СОЦИС, 1998.-№ 1.
  135. Д.Ю. Государственная власть и государственное управление: соотношение и взаимодействие//Северо-Кавказский юридический вестник.- 1999.-№ 4.-С. 20.
  136. . П. В поисках формы. /http.7/www.russ.m/antolog/inoe/schedr.htm/schedr.htm.
  137. В.В. Социологическая диагностика (специфика, типы, функции, структура) //Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. — Социология и политология. -1999.-№ 4.
  138. В.А. Россия как трансформирующееся общество: резюме многолетней дискуссии социологов /http://www.isras.rssi.ru/Arti Yad. htm# ftnl.
  139. В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.: Наука, 1987.149. iBUSINESS.-2002.- № 3.
Заполнить форму текущей работой