Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Корректировка формирования информационной культуры при профессиональной подготовке экономистов в вузах

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Во второй главе предлагается модель информационной культуры экономиста в виде области Парето. Предлагается методика качественной и количественной оценки наличия информационной культуры экономиста с применением современных педагогических и математических методов. Далее предлагается методика проведения трех курсов по выбору студентов с использованием информационных технологий и комбинации… Читать ещё >

Содержание

  • список сокращен&trade
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ НА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТАХ В ВУЗАХ
    • 1. 1. Обзор и анализ научных исследований в области информационной культуры гуманитариев

    1.2 Анализ выполнения критериев информационной культуры у студентов специальности 71 900 «Информационные системы в экономике» при изучении предметов в области информатики и информационных технологий при их профессиональной подготовке в вузах.

    1.3 Анализ выполнения критериев информационной культуры у студентов специальности 351 400 «Прикладная информатика (в экономике)» при изучении предметов в области информатики и информационных технологий — при их профессиональной подготовке в вузах.

    ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ КОРРЕКТИРОВКИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ НА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТАХ В ВУЗАХ.

    2.1 Модель информационной культуры экономиста.

    2.2 Особенности корректировки процесса формирования информационной культуры при подготовке экономистов специальности 60 400 в «Финансы и кредит».

    2.3 Элементы методической системы преподавания курса по выбору студентов «Геоинформационные системы в экономике»

    2.4 Элементы методической системы преподавания курса по выбору студентов «Справочно-правовые системы для экономистов».

    2.5 Элементы методической системы преподавания курса по выбору студентов «Защита информации для экономистов».

    2.6 Особенности проведения педагогического эксперимента по корректировке формирования информационной культуры экономистов специальности 60 400 «Финансы и кредит».

    2.7 Математическая обработка результатов, полученных при проведении педагогического эксперимента.

Корректировка формирования информационной культуры при профессиональной подготовке экономистов в вузах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность и постановка проблемы исследования. Конец XX века стал началом новой эпохи. Соответственно этот рубеж стал концом советской политической экономии и рождением новой российской экономической науки. Российская экономическая наука получила не слишком богатое наследство от советской политической экономии. Необходимость обучения нового поколения с ориентированием на западную экономику и с учетом российской специфики стала актуальной задачей на ближайшие годы. Анализ передовой западной экономической науки показал, что она отличается гораздо большей ориентацией на применение новых ИТ.

Изучение принятых в марте 2000 г. новых ГОС ВПО по экономическим специальностям показывает, что сделаны определенные шаги в направлении информатизации высшего экономического образования. Но, подробный их анализ показал, что еще мало сделано в области формировании важнейшей компоненты специалиста в области экономики — ИКС. Формирование этой компоненты — является важнейшей задачей высшего профессионального образования. Образование всегда занимало главное место и являлось определяющим в экономическом и политическом развитии России. Удачно подобранная модель образования может обеспечить общий устойчивый прогресс страны во всех областях политики и экономики. Технический прогресс, внедрение новых информационных технологий на всех уровнях управления экономикой, ситуации, требующие принятия быстрого решения, нарастающие потоки информации, умение в ней ориентироваться в этой информации требуют от современного экономиста достаточно высокого уровня знаний в области ИТ.

К сожалению, в области формирования ИК наша высшая школа получила уровень стандартов по экономическому образованию, не имеющий ничего общего с международным уровнем. В настоящее время высшая школа при подготовке экономистов обеспечивает лишь компьютерную осведомленность экономистов, в лучшем случае — их компьютерную грамотность. По мнению Л. Любимова, нельзя рассчитывать на успех реформ, не имея профессионалов во главе банков, заводов, фабрик, словом, во главе фирмне имея профессионалов в государственных и муниципальных органах управления.1 Возникает проблема адаптации ГОС ВПО, которые меняются один раз в пять лет из-за их быстрого устаревания к современным требованиям, предъявляемым к специалистам в области экономики. Проводя обучение студентов-экономистов в вузах страны по принятым ГОС ВПО, мы не можем просто бездействовать в ожидании принятия новых. Необходимо уже сейчас готовить молодых экономистов-профессионалов, способных поднять российскую экономику. Противоречивость нынешней ситуации в том, что подготовка студентов экономических специальностей по существующим ГОС ВПО не достаточна для формирования у них ИКС. Данная научная работа проводилась для поиска варианта решения этой проблемы.

Психолого-педагогическим основам, состоянию и перспективам использования современных информационных технологий в учебном процессе, влиянию их на процесс повышения качества образования посвящены труды А. Г. Асмолова, Ю. Н. Афанасьева, Д. А. Богдановой, Ю. С. Брановского,.

A.М.Бурлакова, Я. А. Ваграменко, Т. П. Ворониной, И. Е. Вострокнутова, Ж. Н. Зайцевой, С. О. Крамарова, Ю. К. Кузнецова, С. Л. Лобачева, Е. И. Машбица,.

B.П.Меркулова, В. М. Монахова, Е. С. Полат, И. В. Роберт, В. П. Тихомирова, В. А. Садовничего, В. И. Солдаткина и др.

Международный опыт по применению информационных технологий в экономике и высшем образовании описан в трудах М. Бекера, К. Симкина, В. Фенга, Ч.Яна. Международный опыт по применению инновационных технологий в педагогике отражен в работах М. В. Кларина, П. Рехенберга и др.

Значение, роль и проблемы применения информационных технологий в экономике освещены в работах В. П. Тихомирова, В. В. Евдокимова, В. М. Глушкова, В. В. Дика, Г. А. Титоренко, Н. В. Макаровой, Ю. Б. Рубина, Е. С. Полат, П. В. Конюховского, Д. Н. Колесова и др. В этих работах рассмот.

1 Любимов Л. Л. Экономическое образование в России: Есть ли выход?/Бизнес-образование № 2 (3) 1997. рены вопросы применения информационных технологий и информационных систем в различных областях экономики.

Применению инновационных технологий в отечественной педагогике посвящены работы Н. В. Басовой, М. С. Бугрина, Ю. С. Брановского, В. В. Горшкова, В. И. Загвязинского, И. П. Подласого и др.

Проблемы формирования информационной культуры при подготовке студентов гуманитарных специальностей нашли отражение в работах И. М. Андреевой, С. Г. Антоновой, Ю. С. Брановского, М. Г. Вохрышевой,.

A.А.Гречихина, И. И. Горловой, Н. И. Гендиной, Т. В. Еременко, Н. Б. Зиновьевой, Ю. С. Зубова, В. А. Каймина, Н. А. Коряковцевой,.

B.Е.Леончикова, Н. В. Лопатиной, Т. А. Поляковой, Н. А. Слядневой, О. Б. Сладковой, В. А. Шаповалова и др. В работах этих авторов рассматриваются теоретические аспекты формирования информационной культуры, проблемы возникающие во время ее формирования и значение информационной культуры не только для будущего специалиста профессионала, но и для всего общества в целом. 1.

Работы вышеперечисленных авторов явились методологической основой исследования.

Процесс формирования информационной культуры у студентов-экономистов пока не получил должного и детального освещения. В предлагаемой работе на основе анализа теоретических трудов вышеперечисленных и других авторов выводятся критерии оценки информационной культуры экономиста и рассматривается их выполнение при профессиональной подготовке экономистов в вузах.

Проблему исследования составляет противоречие между существующими ГОС ВПО и требованиями современности к обеспечению формирования информационной культуры экономистов всех специальностей за период их профессиональной подготовки в вузах страны.

Цель исследования — поиск в рамках существующих ГОС ВПО способов формирования информационной культуры будущих экономистов и определение критериев ее наличия.

Объектом исследования является процесс профессиональной подготовки студентов экономических факультетов вузов.

Предметом исследования является процесс корректировки формирования информационной культуры экономистов при их профессиональной подготовке в вузах путем введения дополнительных курсов по выбору, использующих новые информационные технологии в обучении и новые педагогические инновации.

Гипотеза исследования состоит в том, что корректировка формирования информационной культуры будущих экономистов в рамках учебного процесса по существующим ГОС ВПО возможна путем введения дополнительных курсов по выбору, использующих новые информационные технологии и инновационные подходы в обучении.

Исходя из гипотезы, были поставлены следующие задачи исследования:

1) проанализировать работы ведущих авторов в области формирования информационной культуры при профессиональной подготовке студентов гуманитарных направлений в вузах;

2) на основании проведенного анализа разработать критерии оценки информационной культуры экономиста;

3) рассмотреть и проанализировать процесс формирования информационной культуры при профессиональной подготовке студентов — экономистов на примере одного из высших учебных заведений;

4) разработать курсы, по выбору использующие новые информационные технологии и инновационные подходы в обучении для одной из экономических специальностей вуза;

5) провести педагогический эксперимент для проверки гипотезы данного диссертационного исследования.

Для достижения поставленной цели, проверки гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы: изучение научно-педагогической, специальной и психолого-педагогической литературы, касающейся проблемы данного исследованияанализ материалов для изучения проблем формирования информационной культуры студентов-гуманитариев вузовсинтез изученных материалов с целью выведения критериев информационной культуры специалистаизучение ГОС ВПО, учебных планов, рабочих программ по дисциплинам из области информатики и информационных технологий для специальностей экономических направлений вузов с целью определения выполнения выведенных критериев формирования информационной культуры экономистовнаблюдение за ходом образовательного процесса, за деятельностью студентовтестирование студентов через равные промежутки времени, беседы с преподавателямиматематико-стати-стические методы обработки результатов педагогического экспериментаанализ и обобщение экспериментальной работы.

Этапы исследования.

На первом этапе (1998 — 2000 гг.) был осуществлен подбор и изучение научно-педагогической, специальной и психолого-педагогической литературы, касающейся проблемы данного исследованияпроизведено изучение ГОС ВПО по специальностям 71 900 «Информационные системы в экономике» и 60 400 «Финансы и кредит», учебных планов и рабочих программ Ростовского Государственного Экономического Университета «РИНХ» (РГЭУ) и Кисловодского Института Экономики и Права (КИЭП) — определены цель, задачи и методы исследования, сформулирована гипотеза, разработан и внедрен один из курсов по выбору с использованием информационных технологий для студентов экономистов специальности 60 400 «Финансы и кредит», проводилось регулярное тестирование студентов данной специальности.

На втором этапе (2000 — 2001 гг.) производилась проверка гипотезы, совершенствовалась логика педагогического эксперимента, уточнялись научно-педагогические основы формирования информационной культуры будущих экономистов, апробировались инновационные и традиционные педагогические технологии при преподавании дополнительных курсов по выбору, внедрен второй курс по выбору с использованием информационных технологий для студентов экономистов специальности 60 400 «Финансы и кредит», проводилось регулярное тестирование студентов данной специальности, произведено изучение ГОС ВПО по специальности 351 400 «Прикладная информатика (в экономике)».

На третьем этапе (2001 -2002 гг.) осуществлялся анализ полученных результатов, формулировались и уточнялись основные экспериментальные и теоретические выводы, продолжался педагогический эксперимент, апробировались инновационные и традиционные педагогические технологии при преподавании дополнительных курсов по выбору, внедрен третий курс по выбору с использованием информационных технологий для студентов экономистов специальности 60 400 «Финансы и кредит», проводилось регулярное тестирование студентов данной специальности, производилась математическая обработка полученных результатов исследования.

Научная новизна данного исследования состоит в том, что впервые в отечественной педагогике предлагается методика качественной и количественной оценки степени информационной культуры с помощью применения современных педагогических и математических методов.

Впервые предложены 15 критериев наличия информационной культуры студента-экономиста, на основании которых построена модель информационной культуры в виде области Парето.

Произведен анализ процесса формирования информационной культуры студентов-экономистов специальности 71 900 «Информационные системы в экономике» и 351 400 «Прикладная информатика в экономике». Выявлены критерии информационной культуры, которые не выполняются у студентов данных специальностей в процессе их профессиональной подготовки.

Впервые предложен научно-обоснованный способ корректировки формирования информационной культуры студентов-экономистов всех специальностей в рамках существующих Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования — включение в учебный план курсов по выбору, использующих новые информационные технологии и инновационные подходы в обучении. Разработанная нами математическая модель критериев оценки формирования информационной культуры, дает возможность определить наиболее эффективную комбинацию курсов по выбору для выполнения каждого критерия.

Теоретическая значимость данного исследования заключается в анализе педагогических исследований в области формирования информационной культуры в процессе профессиональной подготовки студентов-экономистов в вузах, в создании модели информационной культуры экономиста на основании выведенных критериев ее оценки, в применении современных научных методов для качественной и количественной оценки информационной культуры экономиста, в отыскании возможности сформировать информационную культуру будущего специалиста в рамках единого курса обучения.

Данное исследование вносит определенный вклад в теорию формирования информационной культуры, повышения качества образования и использования информационных и инновационных технологий при подготовке будущих экономистов.

Практическая значимость исследования основана на возможности формирования информационной культуры экономиста уже сейчас, не дожидаясь новых ГОС ВПО, с помощью курсов по выбору, использующих новые информационные и инновационные технологии при профессиональной подготовке в вузах, а значит и на возможности быстрейшей подготовки кадров, способных поднять нашу экономическую науку и экономику России на международный уровень, и, как следствие этого, повысить благосостояние и уровень жизни народа за наиболее короткие сроки.

Достоверность полученных научных результатов обеспечивается использованием методов исследования, адекватных предмету, задачам, логике исследования, а также методологической обоснованностью теоретических положений и выводов, применением для оценки исследования математического аппарата высокой степени надежности.

Основные положения, выносимые на защиту:

1) Информационная культура экономиста, формирующаяся в процессе его профессиональной подготовки в вузах, может быть оценена с помощью 15 критериев, позволяющих дать качественную и количественную ее оценку.

2) Критерии оценки формирования информационной культуры, которые не выполняются в процессе подготовки студентов-экономистов по существующим Государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования, могут быть выполнены с помощью курсов по выбору, использующих новые информационные технологии и комбинацию традиционных и инновационных педагогических технологий.

3) Разработанная нами математическая модель критерия оценки формирования информационной культуры позволяет определить наиболее эффективную комбинацию курсов по выбору для выполнения данного критерия.

4) Введение дополнительных курсов по выбору, использующих новые информационные технологии и комбинацию традиционных и инновационных педагогических технологий, позволяет повысить качество образования в общем, и в частности по специальным экономическим дисциплинам.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования были обсуждены и апробированы на заседаниях кафедры информационных технологий в обучении и управлении учебным процессом Ставропольского государственного университета (СГУ), Всероссийских симпозиумах «Математическое моделирование и компьютерные технологии» (г. Кисловодск, 1998 — 2002), Международной научно-технической конференции «Информационные технологии в обучении и научных исследованиях» (Ставрополь, 2001), Международной конференции «Информационные технологии в образовании, технике, медицине» (Волгоград, 2002), Всероссийской конференции «Прогрессивные технологии в обучении и производстве» (Камышин, 2002), на заседаниях кафедры математики и информатики КИЭГТ (1998 — 2001), на заседаниях кафедры информационных технологий кисловодского филиала РГЭУ «РИНХ» (2001;2003). Основные материалы исследования изложены в четырнадцати публикациях. Результаты исследования внедрены в учебный процесс КИЭП и кисловодского филиала РГЭУ «РИНХ». Педагогические исследования проводились на экономическом факультете КИЭП по специальности 60 400 «Финансы и кредит» и на экономическом факультете Кисловодского филиала РГЭУ «РИНХ» по специальностям 71 900 «Информационные системы в экономике» и 351 400 «Прикладная информатика (в экономике)», ими было охвачено 78 студентов.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из списка сокращений, введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений. Общий объем диссертации составляет 198 с. Из них 169 е.- основной текст, 1 с. — список сокращений, 15 е.- список используемой литературы и других источников информации из 143 наименований. В тексте содержится 3 рисунка, 13 таблиц, 4 диаграммы. Приложения представлены на 14 с.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы диссертации, цель и содержание поставленных задачформулируется объект и предмет исследования, указываются избранные методы исследованияхарактеризуется его научная новизна, теоретическая и практическая значимостьположения выносимые на защиту[66].

В первой главе производится анализ научных работ в области формирования информационной культуры студентов гуманитарных направлений вузов. На основе проведенного анализа разрабатываются критерии оценки информационной культуры. Далее в первой главе анализируются две специальности экономического факультета содержащие в учебных планах наибольшее количество предметов из области информатики и информационных технологий. На основе проведенного анализа делаются выводы о процессе формирования информационной культуры будущих экономистов.

Во второй главе предлагается модель информационной культуры экономиста в виде области Парето. Предлагается методика качественной и количественной оценки наличия информационной культуры экономиста с применением современных педагогических и математических методов. Далее предлагается методика проведения трех курсов по выбору студентов с использованием информационных технологий и комбинации традиционных и инновационных технологий. Затем рассматриваются и анализируются результаты практического исследования по влиянию увеличения курсов по выбору с использованием информационных технологий в подготовке экономистов специальности 60 400 «Финансы и кредит» на качество процесса профессиональной подготовки и формирование информационной культуры будущих экономистов. Оценены его результаты и разработаны научно-методические рекомендации по применению курсов по выбору студента и междисциплинарных курсов с использованием современных информационных технологий в профессиональной практической подготовке будущих экономистов в вузах.

В заключении диссертации формулируются основные результаты проведенного исследования, производится обобщенная итоговая оценка проделанной работы, указываются пути продолжения исследуемой темы, рекомендуются формы и методы ее дальнейшего изучения, а также конкретные задачи, которые придется решать будущим исследователям, приводятся практические предложения по применению разработанных курсов по выбору студентов в профессиональной подготовке экономистов различных специальностей[66].

В приложениях приведены учебные планы по специальностям 71 900 и 351 400, программные средства, использование которых в курсах по выбору и междисциплинарных предметах позволит существенно улучшить качество образования и информационную культуру будущих специалистов-профессионалов в области экономики, программы разработанных курсов по выбору и варианты заданий к этим курсам.

Выводы.

Проведенный в параграфе 1.1 анализ работ ведущих авторов в области ИК позволил нам разработать пятнадцать критериев оценки степени ИК экономиста. Выполнение всех критериев дает возможность говорить о наличии ИК у выпускников экономических специальностей вузов.

Для того, чтобы определить потенциальное наличие ИК у экономистов при их профессиональной подготовке в вузах нами рассмотрены две специальности 71 900 «Информационные системы в экономике» и 351 400 «Прикладная информатика в экономике». Наш выбор остановился именно на этих двух специальностях не случайно. Профессиональная подготовка студентов-экономистов по этим двум специальностям включает в себя большое количество предметов из области информатики и информационных технологий. Напротив, подготовка экономистов по другим специальностям, таким как 60 400 «Финансы и кредит», 61 100 «Менеджмент» и т. д. практически включает в себя только два предмета из области информатики и информационных технологий. Поэтому исследовать наличие ИК у студентов-экономистов этих специальностей не имеет смысла, так как можно говорить только о наличии компьютерной грамотности, не более. Однако этого недостаточно для экономиста будущего, для экономиста-профессионала, которому придется работать в новом информационном веке, с большими входящими потоками информации необходимыми для грамотного и оперативного управления экономическими объектами, для правильного принятия управленческих решений.

В этой главе нами проведен анализ предметов из области информатики и информационных технологий, формирующих необходимые знания, умения и навыки для выполнения критериев ИК (последовательно по критериям с первого по пятнадцатый) у студентов экономистов специальности 71 900 «Информационные системы в экономике» (см. параграф 1.2) и специальности 351 400 «Прикладная информатика в экономике» (см. параграф 1.3) при их профессиональной подготовке в вузах.

Проведенное нами аналитическое исследование показало, что при изменении стандартов явного качественного улучшения в области формирования РЖ будущих экономистов пока не происходит. Не выполняется 3 критерия из 15 у специальности 351 400, также как не выполнялись 4 критерия у экономистов специальности 71 900, не смотря на улучшение профессиональной технической подготовки в области информатики и информационных технологий и значительного смещения «центра тяжести» в эту область. Решением этого вопроса может послужить введение курсов по выбору студента, устраняющих пробелы именно в формировании РЖ и внедрении информационных технологий на практических занятиях при преподавании экономических дисциплин. Проверке этой гипотезы, разработке практической методики оценки ИК и проведению педагогического эксперимента для проверки ее посвящена следующая глава нашего исследования.

104 ГЛАВА 2.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ КОРРЕКТИРОВКИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ НА ЭКОНОМИЧЕСКИХ.

ФАКУЛЬТЕТАХ В ВУЗАХ.

2.1 Модель информационной культуры экономиста.

Задача построения модели ИК не является напрямую задачей данного исследования, но наше исследование решает частную задачу корректировки ИКС. А как измерить информационную культуру специалиста? Здесь нет единого мнения. Мы хотим предложить свое видение решения данной задачи. Как и современная экономика, так и любая педагогическая работа для доказательства правоты своей гипотезы должна использовать богатый математический аппарат. Если рассматривать задачу измерения ИКС как многокритериальную (см. главу 1 данного исследования), на наш взгляд по аналогии с экономико-математическими методами, которые используют для решения многокритериальных задач модель «Область Парето» — область допустимых решений (внутри области ограничений), внутри которой возможно выполнение одновременно всех частных критериев [141]. Можно построить подобную область исходя из критериев выведенных нами в первой главе данного исследования — область подобную Парето — оптимальной области [143]. Если представить критерии ИКС в виде векторов, то аналогично «Области Парето» можно построить область, где выполняются одновременно все выведенные нами критерии. Или говоря языком математического моделирования, область, где выполняется общий критерий (на минимум), который отыскивается по сумме частных критериев. В экономике глобальный критерий (суммы частных критериев) определяется также по схеме графочисленной оптимизации. Впервые поставил и решил такие задачи итальянский экономист В. Парето [47].

Модель области выполнения ИКС показана на рис. 3. Цифрами обозначены соответствующие критерии ИК экономиста. Нижняя граница области построена по точкам минимального выполнения соответствующих критериев. Верхняя граница области обозначена условно, так как не имеет смысла определять верхнюю границу выполнения критериев. Если использовать терминологию В. Парето, то на модели мы видим область, в которой следует искать глобальную Целевую Функцию (ЦФ) [141].

Рис. 3. Модель области выполнения всех критериев оценки информационной культуры экономиста.

Остается нерешенным вопрос, каким образом определить Частные Целевые Функции (ЧЦФ), образующие минимальную границу области, в которой выполняются все критерии ИК экономиста.

Так как мы исследуем педагогический процесс подготовки будущих экономистов, то необходимо использовать известные педагогические методики для оценки выполнения каждого из выведенных нами ранее критериев. На наш взгляд для оценки критериев формирования ИК экономистов в вузах.

Область, в которой выполняются все критерии.

Знания.

Навыки при их высшей профессиональной подготовке наиболее подходит метод групповых экспертных оценок.

Для проведения оценки выполнения критериев формирования ИК экономистов методом групповых экспертных оценок необходимо сформировать группу из шести экспертов и ознакомить их с критериями оценки выполнения информационной культуры. Результаты экспертизы оформляются в виде матрицы, с использованием табличного процессора MS EXCEL 2000 [104].

Все эксперты, входящие в состав экспертной группы, должны обладать компетентностью, заинтересованностью, деловитостью и объективностью. Для формирования экспертной группы используются комплексные оценки компетентности экспертов с помощью серии из 5 анкет: взаимных рекомендаций, самооценки, оценки аргументирования, анкетных данных и оценки согласия [21].

По формуле К j Yu CiK" где Kji — коэффициент компетентности j — го эксперта определяемый по i — той анкете, Cj — весовой коэффициент анкеты, подсчитывается комплексная оценка компетентности каждого эксперта. Коэффициенты Kj И С/ определяются по i — той анкете.

Результаты экспертизы оформляются в виде матрицы, которая называется матрицей опроса. Для определения выполнения каждого критерия информационной культуры экономиста вырабатывается система вопросов или тестов. Систему вопросов или тестов эксперты вырабатывают коллегиально. По результатам системы вопросов эксперты заполняют логическую матрицу, строками которой являются оценки каждым экспертом выполнения критериев в виде логических элементов ДА или НЕТ (возможен вариант 1 или 0) последовательно по каждому критерию. Столбцами матрицы являются критерии оценки выполнения ИК экономиста последовательно по каждому независимому эксперту.

Пример такой матрицы опроса приведен в табл. 2.1.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В .Я. Геоинформационные системы и технологии.- М.: Финансы и статистика, 1998. — 228с.: ил.
  2. Н.В., Капралов Г. К. Введение в ГИС.: Учебное пособие. Издательство Петрозаводского Государственного Университета, 1995 г.
  3. Ю.С. Состояние и перспективы использования современных информационных технологий в учебном процессе и научных исследованиях университета.- М.:Педагогическая информатика, 1999, № 1.
  4. Ю.А. Информационные технологии. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1998 г. —704 с.
  5. Р.Н. Геодезия с основами геоинформатики: Учебное пособие для архитектурных и строительных специальностей вузов. — М.: Высшая школа., 1999−205 с.
  6. Wang Jin Feng, Chen Hong Yan. GIS method to study economic hinterland.// Int. Colloq. Photogramm. Remote Sens, and GIS, Wuhan, may 11−14, 1992. -Wuhan, 1992. P. 346−348.
  7. А.Ю. Место ГИС в подготовке экономистов /Приложение к журналу «Известия высших учебных заведений Северокавказский регион», серия «Общественные науки» / Кисловодск, ин-т экономики и права.- 1999.-№ 3. С. 108 — 110.
  8. Элементы методической системы преподавания курса по выбору студентов «Справочно-правовые системы для экономистов"24.1 Обоснование актуальности курса по выбору «Справочно-правовые системы для экономистов»
  9. Одной из областей пока не охваченных при подготовке экономистов являются справочно-правовые системы (СПС).
  10. СПС — новое направление в области ИТ, применение которых способствует формированию в России современного гражданского общества.
  11. В КИЭП на кафедре математики и информатики нами разработан и внедрен курс по выбору «Справочно-правовые системы для экономистов». Курс является общим для всех специальностей экономического факультета.
  12. При разработке методики преподавания курса «Справочно-правовые системы для экономистов» мы исходили из общеизвестных дидактических принципов:
  13. , т. е. единства обучения, воспитания и развития, с одной стороны и системности, с другой.
  14. , т. е. сущностного подхода, основанного на обучении крупными блоками базовому, основному содержанию дисциплины.
  15. , т. е. обучение проводить соответственно современному уровню развития культуры.
  16. Гуманитаризации и гуманизации обучения, т. е. с описанием всего, что связано с человеком и все для человека, ради человека и во имя человека.
  17. Обучении исследуя, исследовании обучая.
  18. Непрерывности образования, т. е. подготовки студентов к необходимости совершенствовать свои профессиональные качества и знания в течении всей своей жизни.
  19. Деятельностному подходу, т. е. предусматривать в обучении такую технологию, которая строится на дидактическом принципе теории с практикой.
  20. Рассмотрим как нужно применять данные принципы при преподавании курса по выбору «Справочно-правовые системы для экономистов».
  21. Для соблюдения принципа целостности в вводной части курса необходимо показать роль и место данной дисциплины в целостной системе подготовки экономистов в вузах, в частности при подготовке экономистов специальности 60 400 «Финансы и кредит».
  22. Принцип гуманизации возможно применить, используя технологию сотрудничества в преподавании данного курса.
  23. Для соблюдения принципа деятельностный подход в обучении необходимо довести до понимания студентов важность и необходимость применения практических знаний в своей профессиональной деятельности13.
  24. При рассмотрении методики обучения курсу по выбору «Справочно-правовые системы для экономистов» необходимо рассмотреть, какие методы обучения подходят при работе со студентами очной формы обучения специальности 60 400 «Финансы и кредит».
  25. Самой подходящей методикой обучения, которая дает наиболее большой уровень остаточных знаний у студентов, является комбинация общедидактических и частнодидактических методов обучения 13.
  26. Если рассматривать наиболее подходящие инновационные технологии, которые можно использовать при преподавании данного курса, то необходимо упомянуть такие технологии как Батовская система и План трампа.
  27. Элементы методической системы преподавания курса по выбору студентов «Защита информации для экономистов"25.1 Обоснование актуальности курса по выбору «Защита информации для экономистов»
  28. Рассмотрим, как нужно применять принципы, перечисленные в параграфе 2.4.3 при преподавании курса по выбору «Защита информации для экономистов».
  29. Для соблюдения принципа целостности в вводной части курса необходимо показать роль и место данной дисциплины в целостной системе подготовки экономистов в вузах, в частности при подготовке экономистов специальности 60 400 «Финансы и кредит».
  30. Принцип гуманизации возможно применить, используя технологию сотрудничества в преподавании данного курса.
  31. Для соблюдения принципа деятельностный подход в обучении необходимо довести до понимания студентов важность и необходимость применения практических знаний в своей профессиональной деятельности13.
  32. При рассмотрении методики обучения курсу по выбору «Защита информации для экономистов» необходимо рассмотреть какие методы обучения подходят при работе со студентами очной формы обучения специальности 60 400 «Финансы и кредит».
  33. Самой подходящей методикой обучения, которая дает наиболее большой уровень остаточных знаний у студентов, является комбинация общедидактических и частнодидактических методов обучения13.
  34. Если рассматривать наиболее подходящие инновационные технологии, которые можно использовать при преподавании данного курса, то необходимо упомянуть такие технологии как Батовская система и План трампа.
  35. Особенности проведения педагогического эксперимента по корректировке формирования информационной кулыуры экономистов специальности 60 400 «Финансы и кредит»
  36. Гипотеза, которая проверялась педагогическим экспериментом, такова — с помощью курсов по выбору можно повысить и скорректировать процессформирования ИК у студентов экономического факультета для выполнения недостающих критериев ее формирования.
  37. Проводимый эксперимент позволил проверить промежуточную и окончательную гипотезы.
  38. Для уменьшения регистрационных ошибок наблюдения, по просьбе автора эксперимента, контроль результатов проводился по возможности двумя преподавателями. Причем, преподаватели периодически менялись в контрольной и экспериментальной группах.
  39. Рис. 4. Схема преподавания дисциплины «Бухгалтерский учет» в контрольной и экспериментальной группах
  40. Математическая обработка результатов, полученных при проведении педагогического эксперимента27.1 Вычисление медианы по выборке
  41. Для наиболее обобщенного описания статистических закономерностей применяются различные средние показатели 42.
  42. Применяемые на практике средние можно разделить на два класса: средние объема и средние положения 42.
  43. Средние положения показывают изменения в структуре совокупности (изменяется ее количество, последовательность и т. д.).
  44. В качестве средних положения применяются медиана (средний член упорядоченного распределения частоты по обеим сторонам которого остается равное число членов совокупности) 42.
  45. Медиана правильнее отражает типичный уровень признака в неоднородной совокупности, чем средняя величина, но все же в отличие от средней является дополнительной характеристикой совокупности 96.
  46. Для вычисления медиан по семестрам воспользуемся приложением MS Excel из пакета MS Office 2000. Введя в электронную таблицу данные среднего балла за семестр, воспользуемся функцией «Медиана» из раздела «Статистические» Мастера Функций.
  47. Результаты вычисления медиан представлены в табл. 2.4. и на диаграмме 2.2.
Заполнить форму текущей работой