Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Организационно-педагогические условия эффективности самообразовательной деятельности студентов вуза: На материале изучения английского языка деловой коммуникации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Остро стоит задача осуществления связи между обучением в вузе и непрерывным образованием через всю жизнь. Связующим звеном на этом пути представляется самообразование в контексте изучения иностранного языка. Особенностью последнего как предмета является то, что влияние деятельности субъекта по его освоению на эффективность и результативность этой деятельности крайне высоко, успешность овладения… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические основы самообразовательной деятельности
    • 1. 1. Сущность понятия самообразовательной деятельности
    • 1. 2. Разработка теоретических основ самообразовательной деятельности в отечественных и зарубежных исследованиях
  • ] .3. Специфика самообразовательной деятельности в процессе ' овладения языком деловой коммуникации
  • Глава 2. Содержание и технология самообразовательной деятельности в условиях обучения английскому языку деловой коммуникации
    • 2. 1. Концептуальные основы Программы
    • 2. 2. Содержание и структура организационно-дидактического обеспечения Программы самообразования в контексте изучения английского языка деловой коммуникации
    • 2. 3. Анализ результатов

Организационно-педагогические условия эффективности самообразовательной деятельности студентов вуза: На материале изучения английского языка деловой коммуникации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Изменения, происходящие в современном российском обществе (переход к демократии, к рыночной экономике, превращение отдельного человека в самостоятельного субъекта хозяйственной деятельности, усиление роли межкультурной коммуникации, диалога культур, повышение роли частной жизни, интеграция в мировое образовательное пространство) требуют адекватного современным условиям уровня высшего профессионального педагогического образования. Из сущностных особенностей сегодняшней образовательной ситуации (аксиологичность, тенденция к интеграции научного знания, диалогичность, смещение акцента на культуросозидающую функцию, личностно-ориентированная парадигма, смена ценностно-целевых ориентиров) вытекают требования адаптации к новым условиям культурного пространства. Основными направлениями становятся овладение основами экономики, освоение иностранных языков, навыков общения, прежде всего делового, компьютерная грамотность. Решению этих задач должно способствовать преодоление обозначившихся в системе высшего образования противоречий: 1. Между новыми требованиями, предъявляемыми к личности, в том числе и в профессиональной сфере и недостаточной динамичностью, мобильностью и гибкостью в области качественных изменений в содержании образования в связи с появлением новых специальностей на рынке труда. 2. Требованием включения иностранных языков, в сферу профессиональной культуры личности и отсутствием дисциплин, способствующих овладению языком для специальных целей, навыками межкультурной деловой коммуникации. 3. Использованием иностранного языка как средства постижения культуры и недостаточной культуроведческой насыщенностью курсов иностранного языка, уровнем фоновых знаний студентов. 4. Между потребностью не только в системе высшего, но и среднего образования в овладении иностранным языком деловой коммуникации и неготовностью выпускников педагогического вуза к работе в новых условиях. 5. Между необходимостью оптимизации творческой активности, формирования готовности к саморазвитию и самосовершенствованию и недостаточной включенностью самообразовательной деятельности в процесс профессиональной подготовки студентов по конкретным дисциплинам. 6. Между требованием повышения эффективности процесса обучения и слабой опорой на знание ясных целей и потребностей обучаемых, на субъектность и самопроцессы, недостаточным вниманием к развитию метакогнитивных умений, поисков собственных подходов и путей решения проблем.

Остро стоит задача осуществления связи между обучением в вузе и непрерывным образованием через всю жизнь. Связующим звеном на этом пути представляется самообразование в контексте изучения иностранного языка. Особенностью последнего как предмета является то, что влияние деятельности субъекта по его освоению на эффективность и результативность этой деятельности крайне высоко, успешность овладения им определяется самообразовательными усилиями субъекта. Успешность самообразовательной деятельности (СОД) повышает общекультурную компетенцию, развивает метакогнитивные умения, на основе которых совершенствуется уровень владения языком. Изучение иностранного языка способствует насыщению СОД новой актуальной информацией, позволяет обнаружить пробелы в знаниях и умениях, которые необходимо восполнить в процессе СОД («проблемные зоны»), способствует включению самообразования в систему образовательных личностных ценностей. Кроме того, успешность овладения языком деловой коммуникации, эффективность его применения в международном общении требуют овладения знаниями, навыками и умениями из разных областей человеческой деятельности (навыки делового взаимодействия как вербального, так и невербального, умение обрабатывать информацию из различных источников и в различной форме, экономические знания, этикета и т. п.). Поливариантность предмета «иностранный язык» позволяет насытить его разнообразным содержанием, использовать как социокультурную среду освоения новых знаний, формирования специфических для этой деятельности умений и навыков, реализовать принцип «единства деятельности личности и культуры» [183], осуществлять междисциплинарные связи.

Способность к самостоятельности является одним из решающих факторов успешности в овладении иностранным языком. В деятельности Совета Европы, например, выделено три ключевых принципа: изучение языка для всех, для учащихся и для удовлетворения жизненных потребностей, что предполагает приобретение знаний, навыков и умений, необходимых для общения в реальных ситуациях, их поддержание и развитие в течение всей жизни. В условиях педагогического вуза, в контексте изучения иностранного языка как специальности язык деловой коммуникации приобретает особую важность. В процессе этой деятельности должен быть сформирован современный, профессиональный, мобильный, готовый к постоянному самообучению педагог, умеющий формировать самообразовательные умения у своих учеников и способный быстро реагировать на меняющиеся запросы в преподавании иностранных языков. Таким образом, вузовская образовательная система становится все более ориентированной на создание условий для эффективного самообразования. Одной из основных проблем в связи с этим является неразработанность программ СОД * применительно к учебному процессу в рамках обучения иностранному языку.

Самообразование является условием сохранения и совершенствования профессиональной компетентности, и становится особенно востребованным в переломные периоды жизни общества, при смене социокультурной ситуации, в условиях необходимости повышения деловой квалификации, приобретения новой компетенции. Проблемы формирования потребности в самообразовании и готовности к нему исследовались Л. Колесник, Ж. Нусиновой, И. Редковец, В. Сластениным и др. Истории самообразования, его общим, социальным проблемам посвящены работы А. Айзенберга, А. Громцевой, Г. Закирова, Б. Райского и др. Руководство СОД, преодоление трудностей в самообразовании, проблемы управления самообразованием рассмотрены В. Бондаренко, Н. Гелашвили, Г. Сериковым, Л. Сергеевой. В исследованиях проблем самообразования явственно проявляется тенденция к более глубокому изучению таких актуальных его аспектов как профессионально-творческая СОД, профессиональное становление, связь самообразования и культуры (Е. Головнева, И. Исаева, Г. Коджаспирова, Н. Соловьева), проблемы самоорганизации (С. Амирова, Н. Попова и др.), культурологический и социокультурный подходы к самообразованию (Е. Бон-даревская, В. Сафонова). Актуальны междисциплинарный подход, проблемы самостоятельности учения, воспитание готовности к непрерывному образованию. В исторической ретроспективе необходимо упомянуть вклад в разработку проблем самообразования А. Арсеньева, В. Архангельского, В. Невского, Н. Иорданского, Н. Крупской, Н. Рубакина, В. Чернолуского и других ученых. Большое количество исследований посвящено проблемам самообразования школьников, значительно меньше — проблемам СОД студенчества. К сожалению, в вуз приходят студенты с низким уровнем развития самообразования, в школе недостаточно формируются профессионально ориентированные самообразовательные интересы, не в полной мере осознается место СОД в определении профессиональной направленности. Преобладает ориентация на получение готовой информации, а не на ее добывание, в дефиците оказывается конструктивный тип поведения личности [62]. Ведущей тенденцией, стержнем, вокруг которого решаются сегодня проблемы образования, является исследование оптимизации творческой активности личности, способной решать нестандартные задачи, легко перестраиваться в быстро меняющихся условиях действительности, испытывающей постоянную потребность в самообразовании, имеющей высокий уровень мотивации, разнообразные интересы, готовой к конкуренции и риску, направленной на личностное саморазвитие.

В последние десятилетия появились новые научные направления и концептуальные положения в рамках проблемы самообразования. К ним относятся работы в области анализа познавательной потребности, ее высшего уровнятворческой деятельности, достижимого только через постоянное самообразование (Н.Г. Алексеев, А. В. Брушлинский, Л. Я. Зорина, B.C. Ильин, И. Я. Лернер, Э. Г. Рейдер, Б. А. Фролов, Ю. В. Шаров, Э. Г. Юдин, М. Г Ярошевский). Сложно представить возможность решения проблем в области организации СОД без исследования оптимизации процесса обучения (Ю.К. Бабанский, А.Л. Бердичев-скии), активизации познавательной деятельности и проблемного обучения.

М.И. Махмутов, М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, З. И. Калмыкова, В. Оконь, Н.А. Половникова). Значимыми для разработки проблем самообразования являются результаты исследований в области индивидуального подхода и дифференцированного обучения (В.К. Дьяченко, А. А. Кирсанов, С. Ю. Николаева, Н. А. Менчинская и др.), организации самостоятельной работы и самостоятельной учебной деятельности (Е.Д. Аверина, Г. М. Бурденюк, И. А. Зимняя, Р.Л. Злато-горская, Л. А. Лужных, М. В. Ляховицкий, Е. И. Пассов, П. И. Пидкасистый, У. Риверс и др.), концепция диалога культур (B.C. Библер), педагогическая деятельность как творческий процесс (В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров), идея создания контекста профессиональной деятельности в вузе (А.А. Вербицкий), исследование активных методов обучения (Г.А. Китайгородская, A.M. Матюшкин), разработка проблем непрерывного образования, связанного с самообразованием через понятие общекультурной компетенции, уровень образованности, достаточный для самообразования и самостоятельного решения возникающих при этом познавательных проблем (Л.И. Анцыферова, С. Г. Вершловский, В. А. Горохов, Г. М. Коджаспирова, Л. А. Коханова, Ю.Н. Ку-люткин, В. Г. Онушкин, Г. С. Сухобская, В.Н. Турченко).

Концептуально значимыми для исследования организационно-педагогических условий СОД в новых социокультурных обстоятельствах представляются идеи личностно ориентированного обучения (Н.А. Алексеев, В. В. Сериков, И.С. Якиманская), педагогики творческого саморазвития (В.И. Андреев, И.А. Шаршов), идеи гуманизации и гуманитаризации образования (Ш.А. Амонашвили, В. И. Загвязинский, Н.И. Розов).

Анализ специфики подходов к роли и функциям самообразования и иностранного языка на разных этапах развития общества и образования позволил обнаружить то общее, что на современном этапе делает разработку организационно-педагогических условий эффективности СОД в контексте изучения языка для специальных целей особенно актуальной.

Во-первых, и самообразование, и иностранный язык оказываются по-разному востребованы в разных социокультурных условиях. В условиях рыночной экономики принцип перехода образования в самообразование [156] становится особенно насущным в силу изменчивости и мобильности в профессиональной сфере, благодаря бурному росту информации и знаний, инноваций, потребности в самообучении. Во-вторых, проблемы современного мира приобретают глобальный характер на социальном, психологическом, культурном, географическом и языковом уровнях. В плане постижения взаимодействия и взаимовлияния культур предмет «иностранный язык» имеет дополнительную ценность. В-третьих, он является ведущим каналом приобретения знаний экономико-делового характера, овладения новыми умениями, прежде всего, поисково-исследовательскими, аналитико-синтетическими и коммуникативными, которые и являются самообразовательными. В-четвертых, и СОД, и иностранный язык деловой коммуникации предполагают опору на межпредметные связи, кросс-культурный характер педагогического процесса. В-пятых, с точки зрения активизации и оптимизации процесса обучения СОД должна быть направлена на повышение эффективности такого важного параметра работы мозга как информационная активность. Предмет «иностранный язык» обладает в этом плане большими возможностями. В-шестых, как СОД, так и овладение иностранным языком требуют обучение технологиям умственного труда. Указанные аспекты еще не подвергались глубокому изучению, что и обусловило выбор проблемы настоящего исследования: теоретико-методологическое обоснование и практическая реализация организационно-педагогических условий СОД студентов педагогического вуза в контексте изучения ими английского языка деловой коммуникации.

Актуальность, теоретическая значимость и практическая неразработанность данной проблемы обусловили выбор темы исследования: «Организационно-педагогические условия эффективности самообразовательной деятельности студентов вуза (на примере изучения английского языка деловой коммуникации)».

Объектом исследования является самообразовательная деятельность студентов педагогического вуза (специальность «Иностранный язык»). Предметом исследования в настоящей работе являются педагогические условия эффективности СОД студентов вуза.

В данной диссертационной работе поставлена цель выявления и обоснования организационно-педагогических условий эффективности СОД в контексте изучения английского языка деловой коммуникации.

Поставленная цель исследования обусловила выдвижение следующей гипотезы: СОД студентов педагогического вуза в процессе изучения ими английского языка деловой коммуникации будет эффективной, если организационно-педагогические условия отвечают следующим требованиям: четкая позиция педагога с опорой на межсубъектность, т. е. организацию целенаправленного содержательного взаимодействия всех участников образовательного процессаресурстность, т. е. методическое обеспечение (Программа, методические пособия, аутентичные материалы), характеризующееся информативностью (культ туроведческой насыщенностью содержания образования) и интегративностью (связью языковой и бизнес-подготовки). Данные требования предполагают выявление «проблемных зон» в знаниях и умениях студентов, осуществление профессионализации через иностранный язык как часть профессиональной культуры, организацию СОД на проектировочном уровне, изменение роли педагога, опору на диалогизацию как фактор повышения эффективности СОД.

С учетом обозначенной цели и сформулированной гипотезы были поставлены и решались следующие задачи:

1. На основе изучения природы самообразовательной деятельности уточнить сущность понятия «самообразование».

2. Выявить «проблемные зоны» в знаниях и умениях студентов в лингво-технологическом (языковом и речевом), общекультурном, специальном экономико-деловом и аксиологическом аспектах.

3. Разработать Программу организации СОД в контексте изучения английского языка деловой коммуникации.

4. Проверить на практике эффективность внедрения Программы в образовательный процесс.

Теоретико-методологической базой исследования явились философская и педагогическая антропология (Б.Г. Ананьев, Н. А. Бердяев, Б.М. Бим-Бад, В. В. Гинецинский, И. А. Ильин, В. А. Петровский, G-K. Kaltenbrunner), личностно-деятельностный подход (Л.И. Анцыферова, И. А. Зимняя, А.Н. Леонтьев), теории активизации личности и развития ее познавательных интересов и потреб-ностно-мотивационной сферы (Л.И. Божович, К. Я. Вазина, B.C. Ильин, Г. Н. Ильина, Г. А. Китайгородская, А. К. Маркова, Ю. М. Орлов, Б. А. Фролов, Ю.В. Шаров), идея контекстного обучения (А.А. Вербицкий), творческого саморазвития личности (К.А. Абульханова-Славская, Н. Г. Алексеев, В. И. Андреев, Н.С. Соловьева), теории развивающего и проблемного обучения (Ш.А. Амонашвили, И. Я. Лернер, М.И. Махмутов), личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, М. В. Кларин, В. В. Сериков, Е.Н. Шиянов), системного подхода к подготовке педагога-профессионала (В.И. Загвязинский, Г'.М. Коджаспирова, В.А. Кан-Калик, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, А.Н. Ходусов), теории социокультурного подхода (Т.Н. Астафурова, B.C. Библер, Э. С. Маркарян, В.В. Са-* фонова, В.П. Фурманова), оптимизации образовательного процесса (Ю.К. Бабанский, АЛ. Бердичевский, В. П. Беспалько, Н. М. Платонова, Ф. Янушкевич), познавательный самостоятельности (Г.М. Бурдешок, Р. Л. Златогорская, Е. И. Пассов, П. И. Пидкасистый, Н.А. Половникова).

Для решения изложенных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы.

Теоретические методы: изучение и анализ философской, психолого-педагогической, методической, социологической, экономической литературы, (в том числе менеджмент и теории управления), дидактики преподавания иностранных языков, языков для специальных целейанализ, синтез, обобщение результатов исследования, педагогического опыта. Эмпирические методы: (монографический, длительное наблюдение, анкетирование, интервьюирование, беседы, анализ продуктов деятельности студентов), опытно-экспериментальная работа, методы статистической и аналитической обработки данных.

Базой исследования выступает ИФМиП (филологический факультет) Новосибирского государственного педагогического университета. Проблема изучения организационно-педагогических условий эффективной самостоятельной деятельности обучаемых исследуется автором с 1979 г. на разных типах обучаемых (учащиеся средней школы-гимназии № 1 г. Новосибирска, слушатели Высших государственных курсов английского языка при НГАУ, аспиранты ряда НИИ г. Новосибирска, специалисты различного профиля, студенты).

Настоящее исследование было осуществлено с 1993 по 2001 гг. и включало несколько этапов:

1. 1993;1994 гг. были проанализированы теория и практика организации СОД в России и за рубежом, исследованы потребности в организации самообразования студентов (особенно с учетом вечерней формы обучения), условия внедрения курса «Английский язык деловой коммуникации» в образовательч ный процесс, определены проблема исследования, цель, предмет, задачи, сформулирована рабочая гипотеза, определена методика исследования.

2. 1994;2000 гг. были посвящены отработке концепции Программы, ее реализации, проверке эффективности внедрения Программы, разработке и внедрению курсов «Введение в изучение современного английского языка», «Английский язык деловой коммуникации. Практика. Методика. Актуальные проблемы», «Основы методики преподавания делового английского языка», «Деловая корреспонденция и спецперевод», определялась успешность решения проблем в лингвотехнологическом, фоновом и аксиологическом планах.

3. 2000;2001 гг. проводились проверка, обобщение, анализ и коррекция разрабатываемых теоретических положений, обработка результатов исследования и их оформление в виде диссертационной работы.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Уточнена сущность понятия «самообразование» и выявлена индикативная и оптимизирующая роль иностранного языка в СОД студентов.

2. В научный оборот введено понятие «проблемные зоны», указывающее направление организации СОД в контексте изучения конкретной дисциплины (иностранный язык).

3. Разработана программа организации СОД студентов в процессе овладения ими дисциплиной «Английский язык деловой коммуникации», обеспечивающая эффективность самообразования.

4. Выявлены факторы и условия культурологической, ценностной и профессиональной направленности СОД в процессе сочетания языковой и бизнес-подготовки.

Теоретическая значимость исследования заключается в определении организационно-педагогических условий СОД студентов и обосновании оптимизирующего взаимодействия самообразования и языкового образования, а также обосновании необходимости подготовки будущих педагогов к работе в новых образовательных условиях через организацию их СОД и овладение ими языком деловой коммуникации и методикой его преподавания.

Практическая значимость диссертационного исследования определяется разработкой программного обеспечения СОД в процессе изучения английского языка для специальных целей, позволяющей более эффективно организовать эту деятельность, а также получить более высокие результаты, как в самообразовании, так и в языковом образовании студентов по сравнению с массовой практикой. Результаты могут быть использованы в образовательном процессе вузов, благодаря опубликованному учебному пособию «Английский язык деловой коммуникации». Реализована модель содержания СОД и технология, позволяющая создавать педагогические условия не только для реального включения студентов в самообразование, но и вооружения их умениями передачи приобретенных самообразовательных навыков в собственной педагогической практике преподавания иностранного языка.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается выбором адекватной целям данного исследования методологии, опорой на различные подходы к определению сущности, содержания и механизма СОД студентов в процессе овладения ими английским языком для специальных целей. А также целесообразным сочетанием теоретических и эмпирических методов исследования, характером опытно-экспериментальной работы и воспроизводимостью ее результатов, анализом результатов исследования с использованием методов статистической обработки.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Изучение иностранного языка для специальных целей оптимизирует процесс овладения самообразовательными умениями.

2. Содержание СОД в контексте изучения английского языка деловой коммуникации студентами-филологами педагогического вуза включает в себя: а) лингвотехнологический блок, решение проблем в котором повышает языковую и речевую компетенцию и обеспечивает овладение навыками переработки и представления информацииб) фоновый блок, нацеленный на организацию самообразования студентов в плане обогащения их общей и специальной эрудициив) аксиологический, формирующий гностические умения и обеспечивающий включение СОД в систему личностных образовательных и профессионально-педагогических ценностей студентов.

3. Для эффективной организации СОД студентов важно выявить их проблемы и затруднения («проблемные зоны»), что требует организации педагогических условий, характеризующихся межсубъектностью, информативностью и интегративностью.

4. Эффективность определяется достижением педагогом и студентами поставленных целей за более короткое время, осознанием собственных продуктивных способов СОД, приобретением приемов переноса СОУ в другие виды деятельности, а также по критерию удовлетворенности.

В рамках представленного исследования выявлены препятствия, которые могут затруднять организацию СОД на следующих уровнях: а). Личностном (присвоение целей и задач самообразованиявыработка способов и рациональных приемов деятельностиразвитие самопроцессов, особенно в коммуникаи тивно-познавательной деятельности на иностранном языке), б). Межсубъектном (организация эффективного взаимодействия с преподавателями и сокурсниками, совершенствование коммуникативного поведения), в). Институциональном (организация самообразовательного пространства вуза на основе разработки интегративных курсов, более тесного взаимодействия между факультетами и кафедрами).

Апробация работы и внедрение результатов исследования в практику осуществлялись через выступления на научно-практических конференциях различного уровня: П-й научно-лингвистической конференции «Перевод научно-технической литературы и ускорение научно-технического прогресса» (Новосибирск, 1986) — Ш-й научно-практической конференции «Теория, практика и обучение переводу научно-технического текста» (Новосибирск, 1989) — конференции «Социально-экономические проблемы перестройки в Сибири» (Новосибирск, 1989) — международной конференции «Современные проблемы методики преподавания иностранного языка (Новосибирск, НГТУ, 4−5 июня 1997);

4 межрегиональном научно-практическом семинаре «Гуманная педагогика и духовный мир учителя» (Тюмень, 2000) — международной конференции «Женщины в фундаментальной науке» (Санкт-Петербург, 2000) — а также на научно-практических конференциях по проблемам образования в Новосибирском государственном педагогическом университете.

Выводы по главе И.

Проведенное исследование результатов внедрения Программы в период с сентября 1993 г. по апрель 2001 г. показало следующее:

1. АЯДК в сочетании со всей системой организации СОД будущих учителей английского языка подтвердил свое важное значение в преподавании английского языка, а также в формировании тех необходимых самообразовательных умений, от которых зависит успешность профессиональной деятельности в XXI веке. На основе изучения природы СОД уточнена сущность понятия самообразование". Его значимыми сущностными характеристиками являются многомерность и многофакторность, ресурсность, ценностная ориентация, включение самопроцессов, профессионализация.

2. Коэффициент успешности (КУ) выполнения студентами различных письменных и устных работ (по суммарной оценке) колебался в пределах 0,61 -0,76 на I, II курсах и 0,69 — 0, 97 на III, IV курсах.

3. На констатирующем этапе доля успешно справляющихся с предъявляемыми заданиями составила: КУ от 0,91 до 0, 97 (оценка «отлично») — 69 чел.- КУ от 0,77 до 0,84 — 51 чел. — хорошоКУ от 0,70 до 0,74 — 13 чел. -удовлетворительно. При этом отмечены высокие границы показателей КУ. «Неудовлетвори тельно» не оценен никто.

4. Критерии эффективности Программы, как свидетельство успешности формирования СОУ, также возрастали от курса к курсу. Так, на диагностирующем этапе 77% студентов использовали неэффективные методы изучения иностранного языка, на констатирующем — 11%. При этом отмечен факт овладения последними некоторыми эффективными методами работы.

5. Опытно-экспериментальная работа подтвердила правильность вычленения 3-х базовых блоков: лингвотехнологического, фонового, аксиологического, обоснованных выявлением проблемных зон в знаниях и умениях студентов. Именно они (их единство) являются основой формирования поисково-исследовательских, аналитико-синтетических и презентационных умений (См. схему 9). Названные умения служат основой формирования других с ам ооб разо вате л ь н ы х у ме н и й.

6. Фоновые знания также играют большую роль в реализации Программы: 100% студентов указывают на важность владения ими. Этот процесс (овладения) бесконечен. Изучение продуктов учебного, исследовательского труда студентов, характер их вопросов, позволяют утверждать, что этот процесс идет успешно.

7. Эффективность СОД зависит от многих факторов как внешних, так и внутренней готовности каждого студента к самообразованию. Важнейшими являются: медийность, ресурсность, аутентичность, профессиональная ориентация, поисковость, интерактивность, фоновые знания, многоуровневость приема и переработки информации. Четкое осознание преподавателем этих условий, достижение педагогом и студентами целей за более короткое время, осознание продуктивных способов деятельности, приобретение приемов переноса СОУ в другие виды деятельности являются показателями достижения эффективности по критерию удовлетворенности.

Схема 9.

Формирование СОУ.

8. Различные виды работы с информацией также способствовали эффективности протекания СОД. Наряду с общеизвестными следует особо отметить прием квантования информации, введенный автором как достаточно эффективный.

Таким образом, вся система организации СОД средствами АЯДК в гармоническом единстве с другими аспектами языка подтверждает гипотезы, выдвинутые в начале исследования.

Заключение

.

Проведенное исследование убеждает в правильности и актуальности выбора темы, нацеленной на изучение проблемы самообразования будущих учителей иностранного языка.

Решение проблемы связано как с поиском адекватных путей и средств формирования самообразовательных умений в широком смысле слова: уметь учиться и переучиваться всю жизнь, принимать ответственность за реализацию профессиональных и жизненно важных для личности программ, так и в узком смысле — постоянно совершенствоваться в своей специальности, видеть ее связи с другими областями знаний. Особенно актуально это звучит в плане подготовки кадров владеющих, а также обучающих других иностранным языкам. В настоящее время информация, образование, знания приобретают глобальное значение.

Задача педагогики в постоянно меняющемся мире состоит в том, чтобы Ш своевременно и эффективно реагировать на изменения в обществе, осуществлять модернизацию и обновление системы образования. Понятие самообразование приобрело в наше время обновленный смысл. В ходе реализации Программы «Самообразование в контексте изучения АЯДК» было показано, что оно тесно связано с характерными чертами общественного развития: глобализация, информатизация, терциализация. Именно поэтому выбор английского языка деловой коммуникации наиболее адекватно отвечает поставленной цели: через связи АЯДК со многими аспектами изучения английского языка, он наиболее тесно связан с различными проблемами не только лингвистики, но и межкультурной коммуникации. АЯДК наиболее четко связан с характеристикой общественного развития, а также, как показало исследование, со страноведением, переводоведением, художественной культурой. В связи с этим к преподавателям иностранного языка предъявляются особые требования, от них многое зависит в подготовке нового специалиста любой области деятельности. В настоящее время наши коллеги в ФРГ совершенно справедливо называют проблему образования «новый социальный запрос XXI века"1, который является ключом к экономическому росту, прогрессу, к занятости. Разработанная Программа, методическое обеспечение которой включает реализацию курса «АЯДК и методика его преподавания», авторское учебное пособие, аутентичные материалы, позволили выявить организационно-педагогические условия эффективности СОД и оценить ее. Методологические, психологические, методические основы построения Программы отвечают требованиям межсубъект-ности, информативности и интегративности. В связи с этим следует подчеркнуть, что самообразовательные умения в области овладения английского языка имеют общепедагогическое значение. Это отражено на схеме 10.

В данном исследовании монографическому подробному изучению были подвергнуты 133 студента, из них 51 изучаются до сих пор, 20 выпускников «выпали» из поля зрения (обучаются, работают, стажируются в других странах, либо работают не по специальности). 62 студента находится в зоне внимания. Следует заметить, что это количество испытуемых обучались на тщательно отобранных и изученных специальных заданиях, проведенных в 20-летнем опыте работы. Для более убедительного и скрупулезного исследования были отобраны вышеназванные 133 студента. В ходе проведенного исследования показано влияние четкого осознания педагогом «проблемных зон» в знаниях и умениях студентов, важности их вычленения и моделирования на их основе профессионально значимой деятельности на формирование структуры СОД. Коэффициент успешности выполнения учебных, творческих работ вырос (суммарно): КУщ кк = 0,61 до 0,76- КУщ, \ Кк = 0,69 до 0,97. По КУ оценивались все письменные и устные работы студентов. Все недочеты в устных ответах фиксировались на каждом экзамене, и листок с недочетами передавался студенту. По КУ оценку неудовлетворительно не получил никто- «отлично» — 69 чел.- «хорошо"-51 чел.- «удовлетворительно» — 13 человек.

В настоящее время по учебному пособию автора работают в Новосибирской академии экономики и управления, в Бердском отделении факультета ино.

1 Ж. Mut № 403, Marz 2001, Dieter Hundt странных языков и на вечернем отделении филологического факультета НГПУ (где 2 преподавателя-ученики автора), НГУ, СПб филиале Московского университета печати. Представляет интерес изучить в будущем основательно их опыт, составить специальную программу анализа собственной деятельности. Следует выяснить и изучить не столько мотивы студентов к самообразованию, сколько обнаружить и вооружить студентов эффективными способами самостоятельного приобретения знаний, так как им необходимо учиться на протяжении всей жизни. Думается, эта проблема носит не только комплексный характер, но и требует совместных усилий многих педагогов.

Требует исследования также проблема новых подходов к организации всего процесса самообразования в новых условиях в социокультурном и межкультурном аспектах. Автор данного исследования лишь коснулся её и более основательно сосредоточил свое внимание на поиске наиболее эффективных условий формирования общепедагогических умений средствами АЯДК (через общефилологические к общепедагогическим). Данное исследование выявило целый ряд ценных связей АЯДК с культурологическим аспектом. В общем виде стратегия самообразования может быть представлена схемой 11.

Таким образом, главный вывод, к которому автору позволяет подойти проведенное исследование, заключается в новизне проблемы самообразованияв современных условиях, многоплановости, неисчерпаемости, необходимости привлечения сил ученых, работающих в различных областях знаний.

Схема 10.

Схема 11.

Стратегия самообразования.

Личный выбор

Собственная технология.

Общение.

Постановка проблемы.

Обеспечение психолого-педагогических условий Привлечение дополнительных ресурсов.

Организация самообразования.

Самооценка.

Ориентация на изменения собственной личности Поиск идей.

Ориентация на изменение способов выполнения заданий.

Ценностная ориентация на СОД.

С! s У.

У X.

S «г а.

Я н ы.

5 2 к о, м о т* о.

Я К о.

— я.

3 2 s н Й * S о со о ж л н о о X и о н о и X ьн я л.

1=: и 5 со о.

0 -fc. к.

X и.

§ s 2 в,^ fit ю.

I— о о 2 Я о.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991. -299 с.
  2. А.Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы.: Учеб. пособие для вузов. М.: Высшая школа, 1986. — 126 с.
  3. Активизация самостоятельной работы студентов / Под ред.В. А. Никанорова. М: МГТУ, 1990. — 172 с.
  4. Актуальные проблемы непрерывного образования: Сб. науч. тр. М.: АПН СССР, 1983.- 158 с.
  5. Н.Г., Юдина Э. Г. Исследование творчества в науке и обучение творчеству в школе // Научное творчество. М.: Наука, 1969. -С. 387- 405.
  6. Г. А. Формирование у будущего учителя готовности к непрерывному образованию: Автореф.. дис. канд. пед. наук. -Волгоград: ВГПУ, 1998. 22 с.
  7. С.С. Самоорганизация обучающего и обучаемого в учебно-воспитательном процессе непрерывного профессионального образования. Казань: КГПУ, 1996. — 27 с.
  8. Ш. А., Загвязинский В. И. Паритеты, приоритеты и акценты в теории и практике образования // Педагогика. 2000. — № 2. -С. 11−16.
  9. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-380 с.
  10. В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс. Казань: КГУ, 1996. — Кн. 1. — 318 с.
  11. Л.И. О динамическом подходе к психологии изучения личности // Психологический журнал. 1991. — Т.2. — № 2. — С.5 — 19.
  12. Л.И. Психологические закономерности и развитие личности взрослого человека и проблема непрерывного образования // Психологический журнал. 1980. — Т.7. -№ 2. -С. 15−26.
  13. Т.Н. Стратегии коммуникативного поведения в профессионально-значимых ситуациях межкультурного общения (лингвистический и дидактический аспекты): Автореф.. дис. докт. пед. наук. М.: МГЛУ, 1997. — 41 с.
  14. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  15. О.Н. Непрерывное образование как условие формирования человеческого капитала: Автореф.. дис. канд. пед. наук. Иркутск: ИГЭА, 1998.- 19 с.
  16. С.Я. Энциклопедия профессионального образования: В 3 т. -М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1998.
  17. М.М. К философии поступка // Вестник МГУ. Сер.7. Философия, — 1991. -№ 1. С. 59−64,
  18. М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. -445 с.
  19. А.Л. Оптимизация системы обучения иностранным языкам в педагогическом вузе: Научно-теор.пособ. М.: Высшая школа, 1989, — 101 с.
  20. Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. — 382 с.
  21. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. -422 с.
  22. В.П. Психологические парадоксы образования // Педагогика. -2000.-№ 5.-С. 13−20.
  23. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 190 с.
  24. B.C. Итоги и замыслы (конспект философской логики культуры) // Вопросы философии. 1993. — № 5. — С. 75−93.
  25. B.C. От наукоучения к логике культуры. М.: Политиздат, 1991.-412 с.
  26. Бизнес и менеджер. М.: Азимут-центр, 1992. — 447 с.
  27. Бим-Бад Б. М. Антропологическое основание теории и практики современного образования: Очерк проблем и методов их решения. М.: РОУ, 1994.-36 с.
  28. Бир Ст. Кибернетика и управление производством. — М.: Физматгиз, 1963.-276 с.
  29. Р.А. Развитие у студентов опыта самостоятельной деятельности на основе межпредметных связей: Автореф.. дис. канд. пед. наук. М.: МГПУ им. В. И. Ленина, 1994. — 15 с.
  30. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  31. Е.В. Личностно-ориентированный образовательный процесс: сущность, содержание, технологии. Ростов-на-Дону: РГПУ, 1999.-С. 5−22.
  32. В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1985. — 143 с.
  33. Т.В. Психолого-педагогические условия самообразования будущих учителей технологии предпринимательства: Автореф.. дис. канд. пед. наук. Новосибирск: НГПУ, 2000. — 17 с.
  34. Д., Воротина Л., Федерманн Р. Менеджмент. Предпринимательская деятельность в рыночной экономике. Гамбург: S + W Steuer- u. Wiertschaftverlag, 1992. — 906 с.
  35. Г. М. Управление самостоятельной учебной деятельностью при обучении иностранному языку. Кишинев: МГУ, 1988, — 134 с.
  36. К.Я. Саморазвитие человека (инновационный опыт) / Под ред. Г. Я. Стригина. Н. Новгород: ВГИПИ, 1999. — 139 с.
  37. М.М. О некоторых путях установления межличностного контакта преподавателя и студента при изучении иностранного языка // Иностранные языки в высшей школе. 1979. — Вып. 14. — 152 с.
  38. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод.пособие. М.: Высшая школа, 1991. 207с.
  39. С.Г. Общее образование взрослых: стимулы и мотивы. М.: Педагогика, 1987.- 183 с.
  40. Е.Н., Максимова С. А. Современная культурно-образовательная ситуация // Обществознание в школе. 1999. — № 3. — С. 11−16.
  41. М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика / Пер. с англ. М.: Дело, 1991. — 320 с.
  42. Э.В. Педагогические условия повышения эффективности самостоятельной работы студентов. Автореф.. дис. канд. пед. наук. -Киев: КГУ, 1991.-30 с.
  43. М.М. Дидактические условия формирования культуры учебной деятельности студентов. Автореф.. дис. канд. пед. наук. -Казань: КГПИ, 1987. 16 с.
  44. Н.И. Педагогические основы управления самостоятельной работой студентов в процессе обучения. Автореф.. дис. докт. пед. наук. Тбилиси: ТГУ, 1988.-51 с.
  45. В.В. Индивидуальность как предмет педагогической антропологии // Советская педагогика. 1991. — № 9. ~ С. 46−49.
  46. Глоссарий терминов по технологии образования. Париж, М.:ЮНЕСКО, 1986. — 239 с.
  47. Н.Ф. Самообразование как составная часть самовоспитания старших школьников: Автореф.. дис. канд. пед. наук. Рязан: РГПИ, 1976.-26 с.
  48. О.А., Кефели И. Ф. Использование активных методов обучения в учебном процессе. СПб.: БГТУ «Военмех», 1998. — 42с.
  49. В.А., Коханова Л. А. Основы непрерывного образования в СССР / Под ред. В. Г. Онушкина. М.: Высшая школа, 1987. — 381 с.
  50. В.В. Педагогика диалога. Инновационные образовательные технологии: Учеб.пособ. Комсомольск-на-Амуре: КГПИ, 1997. — 125с.
  51. А.К. Проблема самообразования учащихся на современном этапе развития советской школы. Автореф.. дис. докт. пед. наук. Л. ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1971. 45 с.
  52. А.К. Самообразование учащихся средних профтехучилищ. -М.: Высшая школа, 1987. 116 с.
  53. А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию. М.: Просвещение, 1983. 144 с.
  54. Т.А. Особенности самоорганизации студентов в условиях целевого интенсивного обучения. Автореф.. дис. канд. пед. наук. Л.: ЛГУ им. А. А. Жданова, 1989. — 16 с.
  55. П.С. Приоритеты человека // Обществознание в школе. -1999.-№ 3.-С. 30−35.
  56. Э.Н., Турчанинова Ю. И. Образование личности: Пособие для преподавателей. ~ ML: Интерпракс, 1994. 134 с.
  57. М.Н., Зубков К. И. Наука и образование России: вызов времени. Екатеринбург: УГИ, 1999. — 171 с.
  58. С.Ю. Развитие самостоятельности мышления учащихся в условиях лицейского образования (на материале изучения иностранного языка). Автореф.. дис. канд. пед. наук. Саратов: СГУ им. Н. Г. Чернышевского, 1998. — 18 с.
  59. В.К. Общие формы организации процесса обучения, -Красноярск: КГУ, 1984. 185 с.
  60. Е.И. Влияние самообучения на развитие творческой активности будущего специалиста. Автореф.. дис. канд. пед. наук. — Воронеж: ВГПУ, 2000. -21 с.
  61. А.В. Творческая активность личности. Л.: Наука, 1991.
  62. В.В. Проблемы развития личности в современном российском обществе. М: Институт молодежи, 1996. — 120 с.
  63. В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. — 160 с.
  64. В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования: Книга для социальных педагогов и социальных работников. М.: АСОПиР, 1995. — 155 с.
  65. Г. С. Педагогические условия формирования у школьников потребности в самообразовании. Автореф.. канд. пед. наук. М.: АПН СССР, 1968.-17 с.
  66. И.А. Дидактические основы построения системы личностного развития младших школьников средствами иностранного языка: Автореф.. дис. канд. наук. Ростов-на-Дону: РГПУ, 1998. — 24 с.
  67. Л.А. Формирование у учащихся V1H-IX классов стремления к самообразованию (на основе связи обучения с жизнью в преподавании иностранных языков и географии). Автореф.. дис. канд. пед. наук. -Рязань: РГПИ, 1976. 19 с.
  68. И.А. Психология обучения неродному языку. М.: Русский язык, 1989.-219 с.
  69. P.JT. В помощь будущему учителю немецкого языка. Л.: Просвещение, 1978. — 152 с.
  70. ЛЛ. О воспитании творческого мышления на историко-научном материале // Научное творчество. М.: Наука, 1969. — С. 419 423.
  71. B.C. Формирование личности школьников: Целостный процесс. -М.: Педагогика, 1984. 144 с.
  72. И. Воображаемые диалоги // Обществознание в школе. 2000. — № 2. — С. 67−72.
  73. Г. Н. Формирование готовности к профессиональному саморазвитию у студентов технического вуза. Волгоград: ВГПУ, 1994. -22 с.
  74. А.А. Индивидуализация учебной деятельное- ти как педагогическая проблема. Казань: КГУ, 1982. — 223 с.
  75. Г. А. Активизация учебной деятельности: Межвуз. сб. науч. статей. -Куйбышев: КГУ, 1986. 136 с.
  76. Г. А. Система интенсивного краткосрочного обучения иностранным языкам: (метод активизации возможностей личности и коллектива). Автореф.. дис. докт. пед. наук. М.: АПН СССР, 1987. -33 с.
  77. М.В. Личностно-ориентированное непрерывное образование: на пути к новой парадигме И Гуманистическая тенденция в развитии непрерывного образования взрослых в России и США / Под ред. М. В. Кларина, И. Н. Семенова. М.: ИТПиМИО РАО, 1994. — 189 с.
  78. М.В. Обучение на основе целостного личностного опыта // Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся и родителей. М.: ИТПиМИО, 1993. — 4.1. — 145 с.
  79. В.А. Повышение эффективности самостоятельной работы студентов на основе информационно-дидактического обеспечения практических занятий. Автореф.. дис. канд. пед. наук. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1988.- 16 с.
  80. О.И. Развитие творческой активности студентов в условиях компьютероопосредованного обучения (на материале изучения иностранных языков). Автореф.. дис. канд. пед. наук. Саратов: СГУ им. Н. Г. Чернышевского, 1998. — 24 с.
  81. Л.Г. Развитие познавательной самостоятельности учащихся IV-V классов как подготовка их к самообразованию. Казань: КГПИ, 1975. — 32 с.
  82. Г. М. Культура профессионального самообразования педагога / Под ред. Ю. М. Забродина. М.: Б. и., 1994. — 342 с.
  83. Г. М. Формирование готовности к самообразованию у младших школьников. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1976. -19 с.
  84. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М.: Академия, 2000. — 176 с.
  85. В.А. Теоретические основы исследования особенностей взаимодействия субъектов образовательного процесса в гуманитарной образовательной среде // Проблемы гуманитаризации образования: Сб. науч. статей. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. — С. 21.
  86. Л.С. Развитие потребности в самообразовании у старших школьников. Автореф.. дис. канд. пед. наук. Красноярск: КГПИ, 1968. -22 с.
  87. Т.А. Формирование положительных мотивов учебно-познавательной деятельности у студентов младших курсов высшей технической школы. Авторефер.. дис. канд. пед. наук. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1987.- 15 с.
  88. Коммуникативное обучение иностранным языкам: Межвуз. сб. науч. трудов. Пермь: ПГТУ, 1998. — 303 с.
  89. В.В. Проблемы научного обоснования обучения (методологический анализ). М.: Педагогика, 1977. — 264 с.
  90. Краткий словарь современных понятий и терминов. М.: Республика, 2000. — 670 с.
  91. Н.К. Избранные педагогические произведения. 2 изд. — М.: Просвещение, 1968.-695 с.
  92. Н.К. Роль и значение иностранных языков // На путях к новой школе. 1923. — № 7−8.
  93. Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М.: Высшая школа, 1989. -167 с.
  94. Н.В., Жуков Р. Ф., Пароходов Ю. Н. Рационализация самообразования, самоорганизации, самоконтроля. Л.: ВНИИ профтехобразования, 1988. — 62 с.
  95. С.В. Теоретические основы содержания самоорганизуемой воспитательной деятельности. Автореф.. дис. докт. пед. наук. — Ростов-на-Дону: ВГПУ, 1997. 39с.
  96. Кулюткин К). Н. Личность: внутренний мир и самореализация: идеи, концепции, взгляды / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. СПб.: Тускарора, 1996. — 175 с.
  97. Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985.- 128 с.
  98. В.А. Автодидактика. М.: Автодидакт, 1994. — 392 с.
  99. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1982.-304 с.
  100. И .Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. — 64 с.
  101. Г. А. Психолого-педагогические особенности деятельности преподавателя высшей школы (на материале обучения иностранному языку). Автореф.. дис. канд. пед. наук. Л.: ЛГУ им. А. А. Жданова, 1975.-24 с.
  102. О.Е. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя иностранных языков. Автореф.. дис. канд. пед. наук. Волгоград: ВГПУ, 1998. 23 с.
  103. Ю.Г. Дидактические условия сочетания обучения и самообразования старшеклассников: Автореф.. дис. канд. пед. наук. Иркутск: ИГПИ, 1983. 18 с.
  104. Э.А. Структура педагогического знания учителя иностранного языка. Автореф.. дис. канд. пед. наук. Л.: ЛГУ им. А. А. Жданова, 1973.-24 с.
  105. Э.С. Теория культуры и современная наука. М.: Мысль, 1983.-284 с.
  106. А.К., Орлов А. Б., Фридман J1.M. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М.: Педагогика, 1983. — 65 с.
  107. С.М. Дидактические системы и модели обучения. Н Новгород: ВГИПИ, 1998. — 100 с.
  108. М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. -М.: Педагогика, 1975. 367 с.
  109. М.Х., Альберт М. Хедоури Ф. Основы менеджмента // Пер. с англ. М.: Дело, 1992. — 702с.
  110. Методологические проблемы взаимодействия педагогической теории и практики: Сб. науч. трудов. Тюмень: ТГУ, 1986. — 113 с.
  111. Методологические проблемы современной педагогической науки и практики: Межвуз. сб. науч. трудов. Челябинск: ЧГПИ, 1988. — 136 с.
  112. Методология и методы исследования проблем высшей школы.-Тюмень: ТГУ, 1980.- 111 с.
  113. JT.A. Формирование экономических представлений старшеклассников при изучении иностранных языков (в классах с экономическим профилем обучения). Автореф.. дис. канд. пед. наук. -Волгоград: ВГПУ, 1998. -20 с.
  114. Миньяр-Белоручев Р. К. Методический словник: Толковый словарь терминов методики обучения языкам. М.: Стелла, 1996. ~ 144 с.
  115. А.Я., Клюев Ф. Н. Проблемы развития профессионального образования региональный аспект. Челябинск: ЧРПИО, 1998. — 264 с.
  116. Николаева СЛО. Индивидуализация обучения иностранным языкам. -Киев: Вища школа, 1987. 138 с.
  117. С.М. Межпредметные связи в обучении школьников иностранному языку. Автореф.. дис. канд. пед. наук. М.: АПН РСФСР, 1963.-24 с.
  118. .Н. Подготовка учащихся к послешкольному самообразованию. (На материале совместной деятельности классного руководителя и преподавателей дисциплин гуманитарного цикла). Автореф.. дис. канд. пед. наук. М.: АПН СССР, 1974. — 22 с.
  119. Образование в поисках человеческих смыслов / Под ред. Е. В. Бондаревской. Ростов-на-Дону: РГПУ, 1995. — 216 с.
  120. С.И., Шведова H.IO. Толковый словарь русского языка. М.: АЗЬ, 1994.-928 с.
  121. В. Введение в общую дидактику. М.: Высшая школа, 1990. -382 с.
  122. В.Г., Огарев Е. И. Образование взрослых: Междисциплинарный словарь терминологии. СПб.: Институт образования взрослых, Воронеж: ВИПКРО, 1995. — 232 с.
  123. Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза. Автореф.. дис. докт. психол. наук. М.: АПН СССР, 1984.-33 с.
  124. Ю.М. Управление учением. М.: Импринт-Гольфстрим, 1997. -24 с.
  125. В.И. Дидактические условия оптимизации самостоятельной работы как метода обучения (на материале подготовительного отделения вуза). Автореф.. дис. канд. пед. наук. -Челябинск: ЧГПУ, 1998. 20 с.
  126. JI.B. Педагогические приемы организации личностно-ориентированной учебно-познавательной деятельности учащихся. Автореф.. дис. канд. пед. наук. Магнитогорск: МГПИ, 1998. — 18 с.
  127. JI.H. Содержание и организация самообразовательной деятельности по формированию субъектной активности студентов. Автореф.. дис. канд. пед. наук. Новосибирск: НГПУ, 2000. — 20с.
  128. Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.: Русский язык, 1989. — 276 с.
  129. Педагогическая антропология: Учебное пособие / Авт.-сост. Б.М.Бим-Бад. М.: УРАО, 1998. 576 с.
  130. Педагогическая энциклопедия: В 4 т. / Под ред. И. А. Каирова. М.: Советская энциклопедия, 1966.
  131. Педагогический словарь: В 2 т. / Под ред. И. А. Каирова и др. М.: АПН СССР, 1960.-Т.2.-766 с.
  132. Е.Д. Системный анализ процессов усвоения иноязычной информации. Теоретико-экспериментальное исследование (на материале изучения немецкого языка). Автореф.. дис. канд. пед. наук. Л.: ЛГУ им. А. А. Жданова, 1972. — 21 с.
  133. В.А. Субъективность: новая парадигма в образовании // Психологическая наука и образование. 1996. — № 3. — С. 100−109.
  134. А. Человеческие качества / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1985. -312с.
  135. Пидкасистый Г1.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: теоретико-экспериментальное исследование. М.: Педагогика, 1980. 240 с.
  136. Д.И. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1984.-367 с.
  137. Н.М. Педагогика высшей школы. Технологии обучения: Учеб. пособие. СПб.: СПбГУ, 1995. — 83 с.
  138. М. Личностное знание: На пути к посткритической философии / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1985. — 344 с.
  139. Н.А. Исследование процесса формирования познавательной самостоятельности школьников в обучении. Автореф.. дис. докт. пед. наук. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1977. — 58 с.
  140. В. Самообразование учителей в контексте гуманистической парадигмы развития человека. Автореф.. дис. докт. пед. наук. — СПб.: Институт образования взрослых, 1996. — 41с.
  141. Н.Ф., Тряпицына А. П. Гуманитарный подход к оценке образованности учащихся // Проблемы гуманитаризации образования. -СПБ.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. ~ 95с.
  142. Разработка и реализация проектов развития образовательных учреждений / Под ред. В. И. Загвязинского, С. А. Гильманова. М.: АСОПиР, 1998.- 108 с.
  143. А. Сеть как стержень // Известия. 2000. — 18 июня.
  144. И.А. Повышение развивающей функции обучения для формирования у учащихся стремления и умения заниматься самообразованием. Автореф.. дис. канд. пед. наук. Казань: КГПИ, 1973.-24 с.
  145. И.А. Формирование у учащихся общественно ценной мотивации самообразования. Волгоград: ВГПИ, 1986. — 88 с.
  146. Э.Г. О некоторых современных направлениях в исследовании психологических основ педагогики высшей школы // Проблемы высшего педагогического образования: Матер, межвуз. конференции. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1971.-С. 5−19.
  147. Н.С. Ценностное обоснование гуманитарного образования в современном мире.: Автореф.. дис. докт. филос. наук. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 1993. — 38 с.
  148. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл.ред. В. Г. Панов. -М.:БРЭ, 1999. -Т.2.-672 с.
  149. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Под ред. В. В. Давыдова. М.: БРЭ, 1993. Т. 1. — 607с.
  150. Российская социологическая энциклопедия / Под ред.Г. В. Осипова. -М.: Норма-Инфра-М, 1998. Т.2. — 672 с.
  151. Т. А. Гуманизация современного образования. -Новосибирск: СО РАН, 2000. 52 с.
  152. СЛ. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989.-Т.1.-485 с.
  153. Л.И. Самовоспитание личности. — М.: Мысль, 1984. -140 с.
  154. О.П. О глобальных проблемах цивилизации: сомнения и размышления // Обществознание в школе. 1999. — № 5. — С. 6−13.
  155. Руководство самообразованием школьников: Из опыта работы / Под ред. Б. Ф. Райского, М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1983. — 143 с.
  156. Ф.К. Об управлении самообразованием школьников // Развитие у школьников стремления к самообразованию. Волгоград: ВГПИ, 1973. -190 с.
  157. Ю.А. Психология студенческого возраста и становления специалиста // Вестник высшей школы. 1969. — № 8. — С. 16−21.
  158. Самостоятельная работа студентов: поиски, проблемы, решения / Под ред. A.M. Юркова. Ростов-на-Дону: РГУ, 1991. — 176 с.
  159. В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. Воронеж: Истоки, 1996. — 239 с.
  160. Сергеева J1.H. Педагогическое руководство самообразованием старших школьников. Автореф.. дис. канд. пед. наук. JL: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1982. — 18с.
  161. В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград: Перемена, 1994. — 149 с.
  162. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Логос, 1999. — 272 с.
  163. Г. Н. Обучение как условие самоподготовки к профессиональной деятельности. Иркутск: ИГУ, 1985. — 137 с.
  164. Г. Н. Педагогические основы совершенствования управления самообразованием студентов. Автореф.. дис.докт.пед.наук. Тбилиси: ТГУ, 1987.-35 с.
  165. М.Н. Совершенствование процесса обучения. М.: Педагогика, 1971.-206 с.
  166. В.А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. -М.: Магистр, 1997.-221 с.
  167. Словарь русского языка: В 4 т. М.: Русский язык, 1984.
  168. B.C. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1988. — Т. 2. — 630 с.
  169. Н.В. Ориентиры личности в условиях изменяющейся социокультурной сферы. Воронеж: Б. и., 1996. — 90с.
  170. Социально-философские проблемы образования / Под ред. Н. Н. Пахомова. М.: Логос, 1992. — 190 с.
  171. С.А. Высшее образование и перспективе XXI столетия // Педагогика. 2000.-№ 2.-С.З-11.
  172. П. Знания о мышлении и механизмы рефлексии // Интеллектуальная культура специалиста: Сб. науч. трудов / Под ред. И. С. Ладенко. Новосибирск: СО АН СССР, 1988. — С. 69−79.
  173. В.Н. Методологические проблемы развития системы непрерывного образования // Актуальные проблемы непрерывного образования: Сб. науч. трудов. М.: АПН СССР, 1983. — С.21−28.
  174. Учебно-методическое пособие / Под ред. Н. К. Зайнашева. Уфа: УГАТУ, 1997.
  175. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Е. Ф. Губского и др. М.: Инфра-М, 1997. 576 с.
  176. К.Ф. Просвещенное общество: экономика с человеческим лицом / Пер. с англ. М.: Международные отношения, 1994. — 300с.
  177. С.Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. — 510 с.
  178. .А. Коллектив и мотивация творчества // Научное творчество. -М.: Наука, 1969. С.271−280.
  179. Формирование личности учителя советской школы: Межвуз. сб. науч. трудов / Под общей ред. В. А. Сластенина. М.: Прометей, 1991. — 160 с.
  180. В.П. Межкультурная коммуникация и лингвокультуроведение в теории и практике обучения иностранным языкам. Саранск: МГУ, 1993. -123с.
  181. Н.Д., Иванова Н. Д. Организация самообразовательной работы студентов. Алма-Ата: ИОиССО, 1969. — 56 с.
  182. А.Н. Формирование методологической культуры учителя. Автореф.. дис. докт. пед. наук. М.: МПУ, 1997. — 32 с.
  183. Хьелл JL, Зиглер Д. Теории личности / Пер. с англ. СПб.: Питер, 1999. — 608 с.
  184. Черкес-Заде Н. М. Межпредметные связи как условие совершенствования учебного процесса. Автореф.. дис. канд. пед. наук. -М.: АПН СССР, 1968.- 18 с.
  185. З.Г. Проблемные речевые задачи как средство активизации речемыслительной деятельности студентов языкового педагогического вуза. Автореф.. дис. канд. пед. наук. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1988. — 16 с.
  186. И.А. Цели и задачи творческого саморазвития личности // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Разработка и реализация проектов и программ развития образовательных учреждений». Тюмень, 1998. — С. 8−10.
  187. Е.Н. Гуманизация образования и профессиональной подготовки учителя: Учеб. пособие. Москва, Ставрополь: МПГУ, 1991. -180 с.
  188. Школы самореализации личности: шаг за шагом // Материалы науч.-метод. конференции школы № 31.- Тюмень: ТГУ, 1998. 122 с.
  189. Л.В. Языковая и речевая деятельность. Л.: Наука, 1974. — 428 с.
  190. Эффективность образования / Под ред. Л. Ф. Колесникова, В. Н. Турченко, Л. Г. Борисовой. М.: Педагогика, 1991. -272 с.
  191. Ф. Технология обучения в системе высшего образования / Пер. с польск. М.: Высшая школа, 1986. — 133 с.
  192. М.Г. О трех способах интерпретации научного творчества // Научное творчество. М.: Наука, 1969. — С. 95−142.
  193. Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. СПБ.: Лань, 1999.-528 с.
  194. Baumgratz G., Stephan R. Fremdsprachenlernen als Beitrag zur internationalen Verstandigung. Inhaltliche und organisatorische Perspektiven der Lehrerfortbildung in Europa. Muenchen: Iudicium-Verlag, 1987.
  195. Bausch K.-R., Christ H., Hullen W., Krumm H.-J. Handbuch. Fremdsprachenunterricht. -Tuebingen: Francke Verlag, 1991. 495 S.
  196. Birkenmajer M. Anyone for business? // BESIG Newsletter. 1991 — V.3. -№ 7.
  197. Buttjes D. Landeskundliches Lernen im Englishunterricht. Paderborn: Schueningh, 1981.-298 S.
  198. Damen L. Culture learning: the fifth dimension in language classroom. -Reading, Mass.: Addison-Wesley, 1987. 406 p.
  199. Der Sprach-Brockhaus. Deutsches Bildworterbuch von A-Z. Manheim: Brockhaus, 1984.-8 36 S.
  200. Duden Deuthsches Universalworterbuch. Mannheim: Dudenverlag, 1989. -1816 S.
  201. Ellis M., Johnson Ch. Teaching business English. Oxford: Oxford University Press, 1994. — 237 p.
  202. Encyclopedia of educational research // Ed. by Robert L. Ebel. L.: Collier-Macmillan, 1992. — 1606 p.
  203. Hall E., Hall M. Understanding cultural differences. Yarmouth: Intercultural Press, 1990. — XXI, 196 p.
  204. Hirsch E. D., Jr. Cultural literacy. -Boston: Houghton Mifflin, 1987. -XVIII, 251 p.
  205. Hutchinson Т., Waters A. English for specific purposes. A learning-centered approach. Cambridge: Cambridge University Press, 1993. — 183 p.
  206. Jo M. St. John Business is booming: Business English in the 1990s // English for specific purposes. An international journal. 1996. — V. 15. — № 1. -P. 3−19.
  207. Kaltenbrunncr G.-K. Vom Geist Europas. Asendorf: MUT-Verlag, 1989. -В. II.- 526 S.
  208. Longman Dictionary of English language and culture. L.: Longman, 1992.
  209. L. Martinez. Calvo. Diccionario Ruso-Espanol. -Barcelona: Editorial Ramon Sopena, S. A., 1965. ~ 1951 p.
  210. The concise Oxford Dictionary. Oxford: Oxford University Press, 1967.
  211. The First Dictionary of cultural literacy: what our children need to know / Ed. by E.D.Hirsch. Boston: Houghton Mifflin, 1996, — XIV, 288 p.
  212. The International encyclopedia of education. Oxford: Pergamon Press, 1985. — In 10 v.
  213. Wahrig G. Deutsches Worterbuch. Guetersloh: Bertelsmann Lexikon Verlag, 1991.-1493 S.
  214. Webster’s encyclopedic dictionary. N.Y.: Merriam, 1996. — 1693 p.
  215. Williams M., Burden R. Psychology for language teachers. Cambridge: Cambridge University Press, 1997.
  216. Фрагмент занятия (Шкуре) (Комбинированный урок «АЯДК» и «Анализ и интерпретация текста»)
  217. Тема, занятия: К 10-летию ухода в отставку М. Тэтчер: премьер-министр, политик, личность.
  218. Задание 1: подберите информацию об этом событии в газетах, журналах, из новостей ТВ. Обратите внимание на два аспекта: особенности личности М. Тэтчер и понятие «Тэтчеризм».
  219. Задание 2: Answer the question: М. Thatcher a versatile personality? Why is she worth discussing?
  220. Примеры определений, включенных студентами в портрет-характеристику: extraordinary personality, gifted, talented, ambitions, vigorous, efficient, energetic, brisk, enthusiastic, tough, etc.
  221. Важные умения: talent for organization, ability and inclination to politics, ability to absorb and process information, to make decisions, ability to negotiate things.
  222. Задание 3: Answer the questions: 1. What kind of person is M. Thatcher? 2. What traits of character are vital for a politician? / a teacher? 3. Which of them do you value in men / women?
  223. Задание 5: Прокомментируйте следующие высказывания М. Тэтчер:1. Я политик убеждений.
  224. Моя задача убеждать людей в том, во что я верю.
  225. Наш метод экономика- наша цель — изменить душу.
  226. What do you think she meant?
  227. Financial Times. «Iron Lady still weighs heavy on UK political landscape» (by R. Shrimsley)
  228. Financial Times. Thatcher’s legacy.3. Газета «Коммерсант».
Заполнить форму текущей работой