Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогический мониторинг как средство повышения эффективности подготовки учителя

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На 3 этапе (1993;1997гг.) в образовательный процесс колледжа для повышения эффективности и качества подготовки специалистов был введен педагогический мониторинг, определены критерии оценки качества знаний студентов, показатели оценки деятельности преподавателей и студентов, диагностический инструментарий. Отслеживание и контроль качества педагогического образования специалистов проходили через… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ 0 1.1. Теоретические основы профессиональной подготовки учителя
    • 1. 2. Критерии оценки качества подготовки будущих учителей
    • 1. 3. Параметры качества знаний и их контроль для достижения ф целей обучения
  • Глава 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ
    • 2. 1. Организация педагогического мониторинга на примере учебно-научного педагогического комплекса «Педколледжпедвуз». ф
    • 2. 2. Повышение эффективности подготовки учителя на основе педагогического мониторинга

Педагогический мониторинг как средство повышения эффективности подготовки учителя (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Ликвидация монополий государства на образование и переход к общественно-государственной системе, четкое разграничение полномочий между центральными, региональными и местными органами управления, самостоятельность образовательных учреждений в выборе стратегии своего развития, цели содержания, организации методов работы, право педагогов на творчество, на свободу выбора педагогических концепций и технологий, учебников и учебных пособий, право учащихся на выбор школы и профиля образования, на домашнее образование, обучение в негосударственных учебных заведениях, на ускоренное обучение и обучение по индивидуальным планам ставят новые и более сложные задачи подготовки специалистов в области образования.

Новое поколение учителей должно уметь работать в различных образовательных учреждениях, быть способным к проектированию собственной педагогической деятельности, использовать предмет преподавания в качестве средства развития своих учеников, знать потребности всей системы образования и задачи регионов, в которых они работают.

Проблема качества подготовки учителя всегда находилась в центре внимания исследователей. Изучались различные аспекты этой проблемы: цели, задачи, содержание и методы подготовки учителяформирование и развитие его профессиональной мотивации, методологическая культура будущих учителей, методы педагогического тренинга и др. (Бережнова Е.В., Воронцова Т. В., Галицкая Е. О., Казанский О. А. Кричевский В.Е., Курлянд З. Н., Лушников И. Д., Митрош О. И., Мясников В. А., Нефедова К. А., Никитин Э. М., Свиреденко О. А., Сластенин В. А. и др.).

В тесной связи с проблемой повышения качества изучались вопросы проверки и оценки подготовки учителя, методы контроля за технологией образовательного процесса, квалиметрические аспекты измерения.

Вершинин Т.В., Григорьев С. Т., Горбатов Д. С., Зорина Л. Я., Лернер И. Я., Михеев В .И., Перовский Е. И., Полонский В. М., Селезнев Н. В., Скаткин М. Н. и др.).

Проблеме повышения качества подготовки специалистов посвящено большое число работ, но она остается актуальной и в настоящее время. Нам необходимо было найти метод, обеспечивающий достижение диагностично поставленных целей обучения. Одним из таких методов, с помощью которого можно отслеживать качество подготовки учителя является педагогический мониторинг — длительное наблюдение за конкретными объектами, процессами, явлениями педагогической деятельности.

Педагогический мониторинг обеспечивает участников образовательного процесса, руководителей структур учебного заведения качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия решений по пересмотру (внесению корректив) в целевые, технологические, организационные, информационные, нормативные параметры педагогической деятельности, дает возможность обеспечить личностно-ориентированный подход.

Объектом педагогического мониторинга являются не только результаты образовательного процесса, но и педагогические технологии, которые применяются для достижения планируемых целей, а также отслеживать отношения преподавателей и студентов к преподаванию и учению.

С помощью мониторинга мы изучили планируемый, реализуемый и достигнутый уровни образованияанализировали программы и содержание учебных предметов, проводили целостный анализ учебного процесса и на его основе получили объективную и надежную информацию, касающуюся учебных достижений студентов, разработали инструментарий для своевременной коррекции учебного процесса. Недостаточная разработка теории и практики проблемы оценки качества педагогического образования специалиста обусловило выбор темы: «Педагогический мониторинг как средство повышения эффективности подготовки учителя» .

Цель исследования. Разработать и обосновать пути повышения профессиональной подготовки учителя посредством педагогического мониторинга.

Объект исследования. Профессионально-педагогическая подготовка учителя в высшем педагогическом училище (колледже).

Предмет исследования. Содержание и методы организации педагогического мониторинга как средства повышения эффективности подготовки специалиста в колледже.

Гипотеза исследования состоит в том, что качество подготовки специалиста повысится, если с помощью педагогического мониторинга будут постоянно контролироваться и отслеживаться системообразующие критерии и показатели. К таким показателям относятся: исходный уровень наличия у студентов знаний, умений, навыков для овладения соответствующей специальностьюдиагностично поставленные цели обучения в виде типовых задач, которые должны быть достигнуты на каждом этапе обучениярезультаты и технология, обеспечивающие педагогический процессстепень удовлетворенности студентов качеством преподавания и учения.

В соответствии с общей целью и гипотезой исследования поставлены следующие задачи:

— выявить сущность педагогического мониторинга как средства повышения эффективности качества педагогического образования специалиста;

— разработать и теоретически обосновать систему поэтапного отслеживания качества педагогического образования специалиста;

— определить условия организации и внедрения педагогического мониторинга в образовательный процесс учебного заведения;

— экспериментально исследовать условия организации и внедрения педагогического мониторинга в образовательный процесс.

Для реализации цели и задач исследования применялся комплекс методов.

Методы исследования: теоретический анализ, моделирование, ретроспективный, сравнительно-сопоставительный анализ, обобщение опытаопрос (беседа, анкетирование, интервьюирование) — изучение документации и результатов деятельности студентов и преподавателейпрямое, и косвенное наблюдениетестирование учащихся и преподавателей, констатирующий и преобразующий эксперименты, количественная и качественная обработка материалов.

Методологическую основу исследования составили: теория содержания учебного процесса (Ю.К.Бабанский, В. С. Ильин, И. Я. Лернер, В.В.Краевский), научные основы формирования качеств знаний школьников (В.П. Беспалько, Л. Я. Зорина, М. Н. Скаткин, В. М. Полонский и др.).

Исследование проводилось в несколько этапов.

На 1 этапе (1989;1991гг.) в целях разработки методологических и теоретических основ исследования изучалась и анализировалась педагогическая литература по теме исследованиябыли определены проблема, объект, предмет, задачи и цель исследования.

На 2 этапе (1991;1993 гг.) проводилась разработка и экспертиза единых сквозных учебных планов «Педколледж-педвуз», квалификационных характеристик по каждой специальности и модели специалистанаучно-методическое обеспечение сквозных учебных планов и образовательных программ в целях их дальнейшего отслеживания с помощью мониторинга.

Итоги второго этапа были заслушаны на научно-практических конференциях и совместных заседаниях Ученого совета педагогического института и Совета колледжа.

На 3 этапе (1993;1997гг.) в образовательный процесс колледжа для повышения эффективности и качества подготовки специалистов был введен педагогический мониторинг, определены критерии оценки качества знаний студентов, показатели оценки деятельности преподавателей и студентов, диагностический инструментарий. Отслеживание и контроль качества педагогического образования специалистов проходили через учебный процесс, педагогическую практику и организацию внеучебной деятельности студентов. Проводились анализ и обобщение данных опытно-экспериментальной работы, оформление материалов исследования.

Итоги 3 этапа эксперимента рассматривались на научно-практических конференциях, совместных заседаниях Ученого совета педагогического института и Совета колледжа.

Опытно-экспериментальная работы проводилась на педагогическом факультете Нижневартовского высшего педагогического училища (колледжа). Обучение велось по семи специальностям. В опытно-экспериментальной работе участвовало 570 человек.

Основные положения, выносимые на защиту:

Педагогический мониторинг представляет одну из составляющих компонентов педагогической технологии в системе повышения качества подготовки учителя. Длительное наблюдение за процессом подготовки учителя и качеством знаний студентов обеспечивает самого учителя, а также руководителей образовательных учреждений качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия решений по управлению, пересмотру (внесению корректив) в целевые, технологические, организационные, информационные, нормативные параметры организации педагогической деятельности.

Важнейшими объектами наблюдения педагогического мониторинга являются:

— результаты образовательного процесса, выраженного в педагогических целях на уровне колледжа (планируемый уровень образования);

— учебный процесс и используемые программы и учебники, которые применяются для достижения целей обучения (реализуемый уровень образования);

— результаты обучения, учет степени удовлетворенности преподавателей и студентов качеством преподавания и учения (достигнутый уровень).

Педагогический мониторинг, отслеживая конкретные объекты педагогической деятельности является средством системной организации педагогической деятельности, определяющим цель, содержание, организационную структуру в соответствии Госстандартам среднего и высшего профессионального образования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

Выявлена сущность педагогического мониторинга как средства контроля и оценки педагогической деятельности в целостном педагогическом процессе, показана его системообразующая и регулирующая функции.

Определены условия организации и внедрения педагогического мониторинга в образовательный процесс колледжа как средства контроля для выявление целей обучения и их представления в системе измеряемых категорийотслежена готовность педагогического коллектива к проведению мониторингаудовлетворенность всех участников образовательного процесса его ходом и результатами.

Разработана и теоретически обоснована система поэтапного отслеживания качества подготовки будущего специалиста (на уровне целей обучения колледжана уровне отдельного преподавателя (процесса обучения), на уровне студента (текущего и итогового контроля).

Представлена система контроля и оценки качества педагогического образования будущего учителя, позволяющая оценить учебный процесс, педагогическую практику, внеучебную деятельность, а также мотивационную сторону всех участников.

Обоснованы принципы отбора содержания образования на каждом этапе обучения, что обеспечивает логическую завершенность подготовки специалиста за счет концентрического построения содержания учебного процесса и педагогической технологии.

Практическая значимость исследования состоит в том, что система педагогического мониторинга может быть использована в практике высшего и среднего профессионального образования для создания программы управления качеством педагогического образования будущих учителей.

Разработаны экспериментальные учебные планы и программы подготовки специалистовдидактические материалы к учебным курсам и программамтехнология организации и проведения педагогического мониторингаметодика контроля повышения эффективности образования, которые используются в других высших учебных заведениях аналогичного профиля.

Результаты исследования представлялись на региональных научно-практических конференциях «Актуальные проблемы подготовки специалистов в высшей школе» (г. Нижневартовск, 1994 г.) — «Актуальные проблемы непрерывного образования» (г. Нижневартовск, 1997 г.) — на совместных заседаниях Ученого совета пединститута и Совета колледжа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное нами исследование качества подготовки специалиста на основе мониторинга подтвердило актуальность данной проблемы в условиях продолжающейся стабилизации общества.

Подробно рассмотрены теоретические основы общепедагогической подготовки учителя, проблемы оценки качества педагогического образования специалиста, методы диагностики достижений, дана методика создания тестов успешности.

На примере комплекса «Педколледж — педвуз» представлено содержание опытно-экспериментальной работы, количественный и качественный анализы по проблеме внедрения педагогического мониторинга в образовательный процесс. Определены условия организации и внедрения мониторинга как средства поэтапного отслеживания качества педагогического образования будущего учителявыявлены параметры качества педобразования как цели обучения, обоснованы принципы отбора содержания образования на каждой ступени обученияразработана технология организации образовательного процесса и мониторинга.

Доказано, что применение педагогического мониторинга совершенствует систему контроля и оценки качества педобразования будущего учителя, включающую учебный процесс, непрерывную педагогическую практику и внеучебную деятельностьобеспечивает логическую завершенность подготовки специалиста на каждой ступени обучения, возможность объективно отслеживать качество функционирования системы и действенно воздействовать на нее.

Для организации и внедрения педагогического мониторинга в учебный процесс на всех уровнях образования (планируемом, реализуемом и достигнутом) необходимо:

— разработать учебно-методическую документацию (квалификационная характеристика и модель личности специалиста, схему учебных элементов по каждой дисциплине учебного плана, тестовые задания, охватывающие учебные элементы предмета, соответствующие целям усвоения, эталоны ко всем видам тестовых заданий, нормы времени на выполнение тестового задания каждого уровня);

— создать организационно-методические условия (организовать обучение всех преподавателей основам методики и техники применения педагогического мониторинга, провести обучение учащихся, обеспечить организационно-методическое единство исполнения контроля всеми преподавателями как в текущих проверках, так и на зачетах и экзаменах);

— учитывать мотивационные факторы (систематический учет работы преподавателей по качеству знаний обучающихся (успеваемости), периодическую аттестацию преподавателей, текущую аттестацию учащихся по результатам самоконтроля и взаимоконтроля, досрочную (до сессии) аттестацию обучающихся при совпадении оценок самоконтроля (взаимоконтроля) и оценок зачетной проверки педагогом).

Социально-педагогический мониторинг позволяет отобрать объем необходимого содержания специальной подготовки по специальностямвыделить главные учебные элементы, соответствующие обобщенной модели качеств специалиставозрастные возможности студентовкритерии оптимальности затраченного времени.

Анализ деятельности, опрос студентов, интервьюирование, тестирование, изучение мнения родителей, учителей школ показали, что 97% студентов удовлетворены образовательным процессом.

Отслеживание показателей качества знаний студентов проводилось в разных формах: контрольные работы, тест-зачет, комплексный и дифференцированный зачеты, экзамен, открытый урок, ролевая игра, педагогический калейдоскоп.

Более 95% студентов имеют хорошие и отличные отметки, что подтверждает эффективность педмониторинга для диагностики и коррекции качества подготовки специалистов.

Внедрение в педагогический процесс мониторинга способствовало объективному определению уровня квалификации преподавателей, качества их преподавательской деятельности, что позволило получить необходимую информацию для создания более гибкого подхода к повышению качества подготовки, переподготовки и аттестации педагогических кадров.

Показать весь текст

Список литературы

  1. OA. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. 2-е изд., перераб. И доп. — М.: Просвещение, 1990. С. 141.
  2. A.M. Актуальные методы воспитания и обучения. Деловые игры. М.: Изд-во Московского университета, 1989.
  3. Активные формы обучения. Л., 1991.
  4. Активные формы обучения лекторскому мастерству: семинары, практикумы, деловые игры. М.: Общество «Знание» РСФСР, 1989.
  5. X. Ключ к себе. М., 1990.
  6. О. С. Данько Т.П. Игровой тренинг мыслительной деятельности. М., 1992.
  7. К. Учителя и инновации. 1991. С. 157.
  8. И. Я вас слушаю. М., 1988.
  9. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. -М., 1974.
  10. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М., 1982.
  11. П.Беляева А. П. Региональная система профессионального образования/Педагогика. 1993. С.68−72.
  12. С.Н. Основы профессионально-педагогического общения: Учебное пособие. Ярославль, 1986.
  13. ДА. Психотерапия педагогической деятельности. М., 1992.
  14. Я.М., Бирштейн М. М. Деловые игры. Рига, 1989.
  15. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1976.
  16. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: ИРПО, 1995. С. 336.
  17. В.П. Стандартизация образования: основные идеи и понятия //Педагогика. 1993. № 5. С. 16−25.
  18. Б. П. Катаева Л.И. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы // Педагогика. 1993. № 2. С. 10−15.
  19. В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия // Советская педагогика. 1991. № 9. С. 123−128.
  20. М. Современные проблемы истории образования //
  21. Педагогика. 1993. № 4. С. 120−122.
  22. К.Я. Саморазвитие человека и модульное обучение. Н.Новгород. 1991
  23. А.А. О структуре и содержании диссертационных исследований // Педагогика. 1994. № 3. С. 32−35.
  24. .Л. Развитие образования в современном мире // Педагогика. 1995. № 6. С. 107−113.
  25. . Философия образования для XXI века // Мир образования. 1996. № 4. С. 49−54.
  26. Ю.В., Давыдов В. В. Концепция экспериментальной работы в сфере образования // Педагогика. 1993. № 6. С. 31−37.
  27. В.П. Педагогическая практика студентов: новые научные подходы // Педагогика. 1996. № 5. С. 63−69.
  28. Д.С. Критериально-ориентированное тестирование как средство диагностики учебных достижений школьников: Диссертация кандидата пед. наук Воронеж. 1996.
  29. А.В. Региональный компонент содержания образования // Педагогика. 1996. № 1. С. 18−20.
  30. Деловая игра «Руководство коллективом: наука и искусство». Минск. 1988.
  31. Деловые игры в учебном процессе // Минск. 1982.
  32. Деловые педагогические игры для школьников. М. 1988.
  33. Деловая игра. Передовой педагогический опыт. М. 1988.
  34. С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М.: Просвещение, 1989. С. 189.
  35. В.И. Инновационные процессы в образовании ипедагогическая наука // Инновационные процессы в образовании. Тюмень, 1990. С.3−9.
  36. В.И. Учитель как исследователь. М., 1980.
  37. В.И., Гильманов С. А. Творчество в управлении школой. М.5 1991.
  38. В.И. Педагогическое творчество учителя. М., Педагогика, 1987. С. 160.
  39. М.Т. Организация труда директора школы. М., 1971. 39.3игерт В., Ланг Л. Руководитель без конфликтов. М., 1990. 40.3орина Л. Я. Системность качество знаний. М., 1976.
  40. Игра в педагогическом процессе. Новосибирск, 1989.
  41. Игровое моделирование. М. 1987.
  42. Игры для интенсивного обучения / Под ред.В. В. Петрусинского. М., 1991.
  43. Инновационная деятельность учителя в учебно-воспитательном процессе. Проблема, опыт, решения. Псков, 1992. С. 223.
  44. Инновационное обучение: стратегия и практика / Под ред. В. Я. Ляудис. М., 1994. С. 203.
  45. Инновационные методы обучения в вузе: Сб.научн.трудов. Мурманск, 1993.
  46. Инновационные учебные заведения в России. Информационно-справочное пособие в помощь руководителям школ. М., 1992. С. 104.
  47. Инновационные процессы в образовании: Сб. научных трудов. Тюмень. 1990.
  48. Инновационные технологии развивающего обучения: исследования, разработки, внедрения. Красноярск: КГПУ. 1996. С. 188.
  49. Кан-Калик В. А. Тренинг профессионально-педагогического общения. М., 1990.
  50. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика. 1990. С. 14.
  51. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. Грозный. 1976.
  52. Качество знаний учащегося и пути его совершенствования/ Под ред.В. В. Краевского и И. Я. Лернера. М. 1978.
  53. В.М. Теория элементарного образования // Магистр. 1993. № 2. С.57−63.
  54. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. М. 1989.
  55. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М. 1994. С. 222.
  56. Ю.А. Анализ итогов учебного года. Челябинск. 1985.
  57. Ю.А. Проблемы внутри школьного управления. Челябинск. 1989.
  58. Ю.А. Внутришкольный менеджмент. М. 1992.
  59. В.В. Соотношение педагогической науки и педагогической практики. М. 1977.
  60. В.В. Педагогика между философией и психологией //
  61. Педагогика. 1994. № 6. С.24−31.
  62. Л.Я. Социальный механизм инновационных процессов. Новосибирск: Наука, 1989.
  63. И.М. Эффективный учитель. Книга о технологии превращения детей в хороших учеников. Ростов-на-Дону: Феникс. 1995. С. 478.
  64. Т.М. Управление школой. Задачи и деловые игры. Минск. 1988.
  65. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. JI. 1971.
  66. B.C., Поташник М. М. Как разработать программу развития школы: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. М. 1993. С. 46.
  67. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М. 1977.
  68. И.Я. Качества знаний учащихся какими они должны быть? М. 1978.
  69. В.Я. Инновационное обучение и наука. М. 1992. С. 52.
  70. А.Э. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. С. 192.
  71. Международный симпозиум «Образование и будущее: новые цели и новые средства» // Советская педагогика. 1991. № 4.
  72. В.Б. Век образования. М.: Педагогика. 1990.
  73. Мышление учителя: личностные механизмы и формирование понятийного аппарата/ Под ред.Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М. 1990.
  74. В.М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.: Просвещение. 1995.1. С. 319.
  75. Методическая работа в школе: организация и управление/ Под ред.М. М. Поташника. 2-е изд. М. 1990.
  76. В.А. Пути совершенствования отбора молодежи в педвузы// Народное образование. 1980. № 7. С.27−31.
  77. А.Я. Педагогические инновации и научный эксперимент// Педагогика. 1996. № 5. С. 10−15.
  78. Н.И. В помощь педагогу, приступающему к экспериментально-исследовательской работе. Калининград. 1989.
  79. Н.Д. Академической педагогике 50 лет// Педагогика. 1994. № 3. С.3−12.
  80. С. Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем. М. 1969.
  81. Организационно-деятельностные игры в народном образовании: Сб.науч.трудов. М.: Академия пед. наук СССР, 1990.
  82. А.А. Мониторинг инновационных процессов в образовании// Педагогика. 1996. № 3. С.9−15.
  83. Н.Г. Становление творческой индивидуальности педагога// Педагогика. 1992. № 3−4.
  84. А.Ю. Система повышения квалификации и психологическая перестройка кадров. М. 1991.
  85. Педагогика: Учебное пособие/ Под ред. Пидкасистого П. И. М. 1996.
  86. Педагогическая диагностика в школе/ Под ред.А. И. Кочетова. Минск. 1987.
  87. В.Ю. Основы педагогической технологии: Программа экспериментального учебного курса. Н.Новгород. 1992.
  88. JI.C. Введение в инновационную педагогику: Учебное пособие. Курск: КГПУ. 1994. С. 120.
  89. В.М. Критерии теоретической и практической значимости исследований// Советская педагогика. 1988. № 11.
  90. В.М. Методы исследования проблем образования// Педагогика. 1994. № 2. С. 10−15.
  91. Т.С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей. М. 1983.
  92. M.JI. Азбука школьного управления. М. 1991.
  93. М.М. Как развивать педагогическое творчество. М., 1987.
  94. М.М. Право на эксперимент // Народное образование. 1989. № 9.
  95. М.М., Хомерики О. Г. Структуры инновационного процесса в образовательном учреждении // Магистр. 1994. № 5.
  96. А.И. Нововведения: стимулы и препятствия: Социальные проблемы инноватики. М., 1989.
  97. Т. Научно-исследовательская работа в педколледже // Педагогика. N5. С. 125−126.
  98. В.О. Азбука учебного труда. М. 1988.
  99. Пути демократизации и гуманизации школы. JL, 1990.
  100. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе (Практико-ориентационная молнография)/ Под ред. Шамовой Т. И., Третьякова П.И. М. Тюмень: МПГУ 1994. С. 287.
  101. В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М. 1995.
  102. В.П., Иванова Т. П., Николаева B.C. Аттестация учителяна диагностической основе (Мир психологии, 1996, № 1).
  103. В.П. Способности и задатки как измеряемые качества личности (Стандарты и качество, 1996, № 5)
  104. В.П. Директору школы об управлении учебно-воспитательным процессом. М., 1987.
  105. В.А. Формирование личности учителя в процессе его профессиональной подготовки. М., 1976.
  106. Я. Методология и методы педагогического исследования. М. 1989.
  107. Н.Б. Модульная педагогическая технология в школе: анализ условий и результатов освоения. М., 1995.
  108. Сборник деловых игр, конкретных ситуаций и практических задач/Под ред. В. И. Матирко. М.: Высшая школа. 1991.
  109. Структура инновационного процесса. М., 1981. С. 158.
  110. Л.Ф. Формирование общепедагогических умений у студентов педвузов. Кострома. 1974.
  111. Н.Н. Педагогическая рефлексия необходимый компонент культуры педагога//Педагогическая культурология: Методические рекомендации. Тюмень, Тобольск. 1995. С. 45−48.
  112. Н.Н. Педагогические технологии обучения: Программа. Тюмень: ТОГИРО, 1996. С. 12.
  113. Д.В., Воровщиков С. Г. Проблемно-деловая игра-средство управления школой. Курган, 1990.
  114. .Н. Ум полководца//Избр. Труды. В 2-х Т.1. М.: Педагогика. 1985. С. 223−305.
  115. П., Сеновский И. Основы модульного обучения// Мир образования. 1996. № 5. С.31−35.
  116. Теория и практика педагогического эксперимента. М., 1979.
  117. Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. М. М. Поташника и В. С. Лазарева. М., 1995.
  118. Ф.Р. Школа и социальное развитие общества. М.: Педагогика. 1990.
  119. Д. Школа XXI века//Мир образования. 1996. № 4. С. 39−40.
  120. О.Г., Поташник М. М., Лоренсов А. В. Развитие школы как инновационный процесс. М., 1994. С. 62.
  121. О.Г. Инновации в практике обучения / Педагогика. 1993. № 2. С. 41−44.
  122. Н.А. Образование. Человеческий фактор. Общественный прогресс. М.: Педагогика. 1989.
  123. М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие. М.: Народное образование. 1996.
  124. ШепельВ.М. Управленческая этика. М.: Экономика. 1989.
  125. Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. М., 1990.
  126. Т.И. Исследовательский подход в управлении школой. М., 1992.
  127. Т.И., Давыденко Т. М. Управления процессом формирования системы качеств знаний учащихся. М.: Mill У им. Ленина, 1990.
  128. В.Е. Инновационное образование: парадигма, принципы реализации, структура научного обеспечения // Высшее образование в России. 1994. № 2. С.13−18.
  129. Э.А. Методический аппарат исследований // Советскаяпедагогика. 1988. № 11.
  130. Эксперимент в школе организация и управление / Под ред. М. М. Поташника. М., 1991.
  131. Н.Р. Общие основы педагогической инноватики. Опыт разработки теории инновационных процессов в образовании. М., 1991. С. 92.
  132. Н.Р. Проблемы педагогической праксиологии. Новые исследования в педагогических науках. Вып. 1/57. М.:Педагогика., 1991.
  133. Ф.М. Педагог, ищущий новое: штрихи к психологическому портрету//Вопросы психологии. 1991. № 1. С. 53−59.
  134. Е.А. Эта «скучная» наука управления. М., 1992.
Заполнить форму текущей работой