Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование ценностного отношения женщин зрелого возраста к здоровью в процессе занятий шейпингом

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Необходимо формировать у женщины мотивы, отличающиеся высокой степенью интереса к занятиям шейпингом и убежденностью в их целесообразности. Важны условия и мотивы, позволяющие женщине через ценности физической культуры и здоровья, самопознания и самоопределения реализовывать свои личные жизненные планы. Формирование ценностного отношения к здоровью должно начинаться с актуализации проблемы… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ ЖЕНЩИН ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. 1. Сущность, содержание и структура понятия «ценностное отношение»
    • 1. 2. Ценностное отношение к здоровью
    • 1. 3. Критерии и типологические характеристики ценностного отношения женщин зрелого возраста к здоровью
    • 1. 4. Факторы, определяющие ценностное отношение личности женщины зрелого возраста к здоровью

Формирование ценностного отношения женщин зрелого возраста к здоровью в процессе занятий шейпингом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность.

Сохранение и восстановление здоровья у женщин зрелого возраста является одной из актуальнейших проблем современности и представляет не только научно-практический интерес, но и способствует решению экономических, социальных, демографических и культурологических задач общества [2, 57]. Здоровье во многом определяет качество жизни человека, является предпосылкой полноты его личностных проявлений, высоких достижений в профессиональной и личностной сфере, что подчеркивается И. Н. Ананьевым, Е. М. Борисовой, Э. Н. Вайнером, Г. А. Кураевым [6, 31, 42, 101]. Состояние здоровья человека зависит от многих факторов, среди которых большое значение имеет сформированное ценностное отношение к нему. Ценностное отношение к здоровью важнейший фактор самоосуществления, одной из основных составляющих которого является отношение к физкультурно-оздоровительной деятельности. Сформированное ценностное отношение женщины зрелого возраста к здоровью помогает относиться к нему сознательно и активно, мобилизовывать усилия на его укрепление и поддержание. Если у женщины сформировано ценностное отношение к здоровью, она обязательно будет передавать его своим детям и своему ближайшему окружению, что будет повышать уровень здоровья в обществе.

Ухудшение здоровья женщин зрелого возраста в условиях обострения социальных, экономических и экологических проблем свидетельствует о существенных недостатках в формировании его как ценности. Исходя из этого, занятия шейпингом, пользующиеся большой популярностью в спортивно-оздоровительных клубах у женщин зрелого возраста [80], можно рассматривать как социокультурный процесс, в рамках которого, наряду с решением задач, связанных с физическим развитием и укреплением здоровья, решаются задачи развития личностного потенциала женщины, изменение ее социальных ролей и позиций, формирование механизма самореализации, стимулируется развитие самосознания.

Потребность в здоровье проявляется в доминирующих социальных мотивах, формирующихся из внутренних (отношение к своему здоровью как ценности, сформированные стереотипы поведения) и внешних (престижных, экономических и др.) побуждений. Доминирующие социальные потребности и соответствующие им мотивации придают деятельную направленность и субъективно значимую ценность не только процессу физического воспитания, но и саморазвитию личности. Поэтому формирование ценностного отношения женщины зрелого возраста к здоровью это, прежде всего, проблема воспитания мотивационно-ценностного отношения к нему.

Несмотря на то, что среди начинающих заниматься в шейпинг-клубах, всего 10−15% женщин являются здоровыми, почти каждая из них имеет низкий уровень функционального состояния сердечно-сосудистой системы и высокую психическую напряженность, особенно характерную для 30-летних женщин [166, 43], занятия в них ведутся, как правило, без ориентации на формирование мотивационной сферы. При этом внимание уделяется построению фигуры, развитию физических качеств женщины, но не формированию ценностного отношения к здоровью, с учетом ее индивидуально-психологических, духовных, личностных особенностей. Как следствие, у женщин не формируется готовность должным образом заботиться о своем здоровье в целом. Большинство из них не знает, как провести валеологический самоанализ, оздоровить свой и своих детей образ жизни. Негативные явления в данной сфере сохраняют устойчивую тенденцию, что находит выражение в реальном поведенческом отношении к ценностям здоровья. Это проявляется в состоянии здоровья, физической подготовленности женщин, их ценностных ориентациях, реальной заботе о своем физическом и психологическом благополучии и др.

Анализ научных данных (Е.В. Абрамова, 1998; И. А. Грец, 2001; Г. М. Лаврухина, 2002; В. М. Миронова, 2001) и практического опыта преподавания шейпинга показал, что в теории и практике физической культуры формирование ценностного отношения еще не получило должного научного обоснования. В теории физкультурно-оздоровительной деятельности женщин зрелого возраста доминируют медицинские аспекты поддержания здоровья, разрабатываются новые технологии оздоровительных занятий, но опускается их психолого-педагогическое обеспечение. Это определяет наличие противоречий между:

— интуитивным пониманием женщиной значения здоровья в обеспечении жизнедеятельности во всем многообразии его проявлений и реальным отношением к нему;

— потребностью женщины в знании основ здорового образа жизни, готовностью к его совершенствованию и фактическим уровнем знаний об этом;

— имеющимися установками, опытом и знаниями о здоровье и научными знаниями их практического воплощения;

— необходимым уровнем адаптивности женщин зрелого возраста к условиям жизни и действительным состоянием здоровья.

Разрешение указанных противоречий позволило определить проблему исследования: при каких педагогических условиях обеспечивается успешность формирования ценностного отношения женщин зрелого возраста к здоровью в процессе занятий шейпингом.

Цель исследования: теоретически разработать и экспериментально обосновать педагогические условия использования средств, форм и методов, обеспечивающих успешность формирования ценностного отношения женщин зрелого возраста к здоровью в процессе занятий шейпингом.

Объектом исследования выступает физическая культура женщин зрелого возраста.

Предмет исследования: процесс формирования ценностного отношения женщин зрелого возраста к здоровью.

Гипотеза исследования определяла, что процесс формирования ценностного отношения женщин зрелого возраста к здоровью в процессе занятий шейпингом будет проходить успешно, если: обеспечена ориентация физкультурно-оздоровительной деятельности на его формированиеоснову этого процесса составляет личностно-деятельностный подходреализуется интеграция теоретической, методической и практической подготовкиздоровье воспринимается как личностная и социальная ценность, позволяющая продуктивно и творчески реализовывать свои жизненные планыинтериоризированные знания, взгляды, убеждения, качества, ценностные ориентации относительно физкультурно-оздоровительной деятельности оптимизируют здоровый стиль жизни женщин зрелого возраста.

Методологическую основу исследования составили положения материалистической диалектики о единстве биологического и социального в структуре личностио ведущей роли деятельности и социально-культурных условий в ее формировании и развитиио регулирующей роли сознания в деятельности и поведении человека.

Теоретическую базу исследования составили работы о генезисе самосознания (Б.Г. Ананьев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Е.В. Шорохова) — философско-психологические концепции сознания и самосознания личности человека (В.П. Зинченко, И. С. Кон, И. И. Чеснокова, А. В. Петровский, В. В. Столин, Э. Эриксон) — положения о взаимосвязи сознания и самосознания, о рефлексивной природе сознания, самосознания и мышления человека (Л.С. Выготский, Д. И. Дубровский, Ю. Н. Кулюткин, И. Н. Семенов, А.Г. Спиркин) — философско-этические теории ценностей и педагогическая аксиология (В.П. Буздухов, М. С. Каган, М. М. Рокич, В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова) — развития личности и ее индивидуальности (Б.Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, Н. Е. Мажар, А. Маслоу, B.C.

Мерлин, В.И. Слободчиков) — теории смыслов (А.Н. Леонтьев, Б. А. Сосновский, В. Франкл) — потребностей, мотивов личности, эмоций (В.Г. Асеев, Е. П. Ильин, Ю. М. Орлов, В.П. Симонов) — основные положения теории ценностей (С.Ф. Анисимов, Н. Д. Никандров и др.) — идеи о формировании и укреплении здоровья человека средствами физической культуры (И.А. Аршавский, В. К. Бальсевич, А.Г. Сухарев) — о здоровье как основополагающем компоненте личности (М.Я. Виленский, В. П. Казначеев, Ю. П. Лисицын, В. П. Петленко, Л.Г. Татарникова).

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем определены сущность, содержание, структура и критерии ценностного отношения женщин зрелого возраста к здоровьютипологические особенности ценностного отношения женщин к немуфакторы его развитиявыявлены и экспериментально обоснованы педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью в процессе занятий шейпингом.

Теоретическая значимость состоит в разработке совокупности средств, форм и методов формирования ценностного отношения женщин к здоровьюохарактеризован подход к определению типологических особенностей, определены механизмы формирования ценностного отношения к здоровью в процессе занятий шейпингом. Результаты исследования существенно дополняют положения оздоровительной физической культуры, содержание методики физкультурно-оздоровительных занятий шейпингом женщин зрелого возраста.

Практическая значимость. Опираясь на результаты исследования, разработаны практические рекомендации по формированию ценностного отношения женщин зрелого возраста к здоровью в процессе занятий шейпингом, успешно используемые в деятельности оздоровительных клубов г. Смоленска.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена исходными методологическими позициями, совокупностью методов, адекватных целям, задачам и предмету исследования, подтверждена экспериментальным путем, его количественными и качественными показателями, репрезентативностью объема выборки, статистической значимостью полученных данных, их сопоставлением с реалиями массового поведения женщин зрелого возраста по отношению к своему здоровью.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Отношение личности женщины зрелого возраста к ценностям здоровья является следствием их интериоризации и представляет собой взаимосвязь ее потребностей, мотивов, ценностных ориентаций и целей, побуждающих к оптимизации образа жизни.

2. Структурными компонентами ценностного отношения к здоровью выступают мотивационно-ценностный, операциональный, эмоционально-волевой и практико-деятельностный, содержание которых выражает степень интериоризации и актуализации ценностей здоровья, их влияние на оптимизацию образа жизни.

3. Психолого-педагогическим механизмом формирования ценностного отношения личности женщины зрелого возраста к здоровью является процесс трансформации общественно значимых ценностей в личностно значимые, выступающие как реальные мотиваторы поведения и определяющие концепцию здорового образа жизни.

4. Основными педагогическими условиями, определяющими эффективность формирования ценностного отношения женщин зрелого возраста к здоровью в процессе занятий шейпингом являются: обеспечение ориентации физкультурно-оздоровительной деятельности на его формированиеиспользование личностно-деятельностного подходареализация интеграции теоретической, методической и практической подготовки, ведущей к систематической познавательной и физкультурно-оздоровительной деятельностивосприятие здоровья как личностной и социальной ценности, позволяющей продуктивно и творчески реализовывать свои жизненные планыинтериоризированные знания, взгляды, убеждения, качества, ценностные ориентации относительно физкультурнооздоровительной деятельности, оптимизирующие здоровый стиль жизни женщин зрелого возраста.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные научные и практические результаты диссертации опубликованы в 6 статьях и методическом пособии, общим объемом в 2,7 п.л., доложены, обсуждены и получили одобрение на IV и V Российских научно-практических конференциях «Здоровье и здоровый образ жизни: состояние и перспективы» (Смоленск, 2006, 2007), межвузовской научно-практической конференции XIII Кирилло-Мефодиевские чтения (Смоленск, 2007).

Результаты исследования внедрены в процесс занятий шейпингом в физкультурно-оздоровительных клубах г. Смоленска: гимназии эстетического профиля, «Гольфстрим», Смоленского гуманитарного университета, где автор выступал как педагог-тренер.

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, трех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложения. Диссертация изложена на 175 страницах компьютерного текста, содержит 30 таблиц и 1 рисунок.

Список литературы

включает 206 источников отечественной и иностранной литературы.

выводы.

1. Ценностное отношение женщин зрелого возраста к здоровью, в контексте исследования, рассматривалось как лично пережитое, глубоко эмоциональное явление, результат организованного и целенаправленного формирования самосознания, знаний, интересов, установок, убеждений, потребностей, направленности мотивов, чувств к ценностям здорового образа жизни, имеющего для субъектов образовательно-воспитательного процесса личностное значение и определяющего стратегию и тактику их поведения во всех сферах жизнедеятельности.

2. Сущность ценностного отношения к здоровью состоит в творческом подходе к сохранению и повышению качества собственного здоровья, в потребности, умении и решимости творить его за счет своих внутренних резервов. Его структура представлена как целостная совокупность взаимосвязанных компонентов: мотивационно-ценностного, операционального, эмоционально-волевого, практико-деятельностного. Критериями ценностного отношения к здоровью у женщин зрелого возраста выступают: психофизическая подготовленность, образованность в сфере ЗОЖ, физкультурно-оздоровительная активность, удовлетворенность состоянием своего здоровьянаправленность личности на ЗОЖ, сознательная эмоционально-волевая активность.

3. Формирование ценностного отношения женщин зрелого возраста к здоровью в процессе занятий шейпингом, одного из популярных видов физкультурно-оздоровительной деятельности, обеспечивает интегральное развитие их духовного и физического потенциала, составляющих основу физического и психического здоровья.

4. Выделено четыре тина ценностного отношения женщин зрелого возраста к здоровью, характеризующих уровни его развития: репродуктивный, воспроизводящий усвоенный ранее стереотип поведения: спонтанно-деятельное отношение к здоровью, нечеткое определение целей физкультурно-оздоровительной деятельности, низкой активности и мотивации в реализации собственных усилий по сохранению и укреплению здоровья, отсутствие компетентности в вопросах ЗОЖадаптивный, обладатели которого проявляют приспособительное поведение к имеющимся условиям, имеют ограниченные житейские представления о ЗОЖ, но положительное отношение к сохранению здоровья, не требующее активных действий, несформировапную потребность в регулярной физкультурно-оздоровительной деятельности при осознании ее значимости для здоровьясамосохранигельный, при котором проявляется оптимизация образа жизни, сохраняющего здоровьеего восприятие как ценности на уровне убеждения, владение необходимой информацией о ЗОЖ, готовности к поиску новых путей и возможностей для его оптимизации, наличие четко выраженной направленности па физкультурно-оздоровительную деятельность и физическое совершенствованиетворческого развития, при котором осуществляется творческий подход к оптимизации образа жизни, имеется потребность в личностном развитии, самосовершенствованиисформирована система знаний о ЗОЖ, своих индивидуальных особенностях, ресурсах здоровьяосуществляется регулярная физкультурно-оздоровительная деятельностьвозникающие в жизни проблемы воспринимаются как стимул к их преодолению и дальнейшему личностному развитиюудовлетворение возникает от процесса достижения ценностного отношения к здоровью и его результата.

5. Определены факторы, оказывающие влияние на формирование ценностного отношения женщин зрелого возраста к здоровью в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности. К объективным факторам относятся: социально-демографический, раскрывающий влияние возраста, пола, семейного положения, национально-культурных традиций на формирование ценностного отношения к здоровьюматериально-бытовой, в содержание которого входят удовлетворенность женщины эстетическими и санитарно-гигиеническими условиями физкультурно-оздоровительных занятий, возможность найти для них средства и время, наличие соответствующего инвентаря и спортивной формы, условия быта. К субъективным факторам относятся: социально-психологический, характеризующий социально-психологические и поведенческие особенности женщины зрелого возрастапсихолого-недагогический, в основе которого лежит профессиональная направленность процесса физкультурно-оздоровительных занятий, его качество, обеспечение диагностики личности и на этой основе индивидуализация физкультурно-оздоровительной деятельности, активизация физического самовоспитания и самосовершенствования, создание условий для самоактуализации и самореализацииорганизационно-методический, определяющий овладение определенным объемом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения ЗОЖ и физкультурно-оздоровительной деятельностиличностно-духовный, характеризующий мотивационно-ценностную направленность личности женщины зрелого возраста на ценности здоровья, степень их реализации.

6. Выявлено, что при формировании компонентов ценностного отношения к здоровью у женщин зрелого возраста дифференцируются педагогические условия, средства, формы и методы их обеспечивающие. При формировании мотивационно-ценностного компонента доминируют: развитие мотивации здоровья, позволяющей посредством ценностей физической культуры осуществлять самопознание, самоопределяться в них, реализовывать свои жизненные планысоздание на занятиях ситуации успеха, удовлетворенности процессом занятий, условиями, в которых они проводятся, взаимоотношениями в группедоверительное межличностное общениеличный пример педагогаучет индивидуально-психологических особенностей занимающихся. Формирование операционального компонента требует: использования технологий физического и психического саморазвитиястимулирования самообразования, умений осуществлять отбор знаний, умений, навыков на основе личностной модели ЗОЖразвития рефлексии физкультурно-оздоровительной деятельности, навыков контроля и самоконтроляприменения методов разъяснения, убеждения и внушения в зависимости от типологии ценностного отношения к здоровью. При формировании эмоционально-волевого компонента необходимы: психологическая защищенность и внутреннее спокойствие личностиповышение эмоционального фона занятийоказание помощи в преодолении трудностейобеспечение информацией, направленной на осознание меры полезности и результативности той или иной деятельностиприменение вербальных, невербальных, экспрессивных средств и методов в зависимости от эмоционального состояния и типологических особенностейпроявление личностных качеств при занятиях шейпингомобучение управлению эмоциональными и волевыми состояниямиразвитие умений в преодолении трудностей. Формирование практико-деятельностного компонента базируется на осознании собственных сил и способностей в реализации самосовершенствованиястимулировании творческой активности в выполнении упражненийиндивидуализации психофизической нагрузкиразвитии коммуникативных качеств, эмпатии и др.

7. Успешность формирования ценностного отношения женщин зрелого возраста к здоровью обусловлена основными педагогическими условиями: ориентацией физкультурно-оздоровительной деятельности на его формированиеиспользованием личностно-деятелыюстного подходареализацией интеграции теоретической, методической и практической подготовки, ведущей к систематической познавательной и физкультурно-оздоровительной деятельностивосприятием здоровья как личностной и социальной ценности, позволяющей продуктивно и творчески реализовывать свои жизненные и профессиональные планыинтериоризированными знаниями, взглядами, убеждениями, качествами, ценностными ориентациями относительно физкультурно-оздоровительной деятельности, оптимизирующими здоровый стиль жизни женщин зрелого возраста.

8. Установлено, что под влиянием экспериментальной программы занятий, 35% женщин включились в физическое самовоспитание, 20% занялись самообразованием в области здоровья, 90% были отнесены к адаптивному, самосохранительному и творческому типам развития. Организованный процесс формирования ценностного отношения к здоровью у женщин зрелого возраста в процессе занятий шейпингом обеспечил достоверное и устойчивое развитие всех его компонентов в экспериментальной группе и одновременное повышение качественных характеристик типов изучаемого отношения, физической подготовленности женщин. В контрольной группе четко выраженных позитивных изменений не наблюдалось.

Проведенное исследование не исчерпывает всех вопросов, связанных с организацией и методикой проведения занятий с женщинами зрелого возраста. Необходимо дальнейшее изучение процесса формирования ценностного отношения к здоровью у женщин, имеющих избыточный вес, беременных, находящихся в климактерическом периоде.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. При формировании ценностного отношения женщин зрелого возраста к здоровью в процессе занятий шейпингом, педагог должен знать его сущность, содержание и структуру в совокупности компонентов: мотивационно-ценностного, операционального, эмоционально-волевого, практико-деятельностногоиспользуя критерии ценностного отношения к здоровью (психофизической подготовленностиобразованности в сфере ЗОЖфизкультурно-оздоровительной активностиудовлетворенности женщины состоянием своего здоровьянаправленности личности женщины на ЗОЖсознательной активности), уметь определить его тип (репродуктивный, адаптивный, самосохрапительный, творческого развития) для применения дифференцированных воздействий. Важно, чтобы сам педагог принадлежал к самосохранительному или типу творческого развития.

2. Необходимо учитывать влияние следующих факторов: социально-демографическогоматериально-бытовогосоциально-психологическогопсихолого-педагогическогоорганизационно-методическоголичностно-духовного.

При формировании мотивационно-ценностного компонента ценностного отношения к здоровью для различных типов могут быть поставлены следующие цели: для репродуктивного — осмысление необходимости ЗОЖ и регулярной физкультурно-оздоровительной деятельности, развитие рефлексивных качествдля адаптивногоосмысление преимуществ ЗОЖ и физкультурно-оздоровительной деятельности, формирование активной жизненной позиции с опорой на свои сильные стороны, изучение и развитие собственных ресурсных возможностей, рефлексивных уменийдля самосохранительногоосмысление необходимости дальнейшего личностного развития, значимости самосовершенствования и активности в сохранении здоровьядля творческого развития — выявление в себе потенциала к дальнейшему самосовершенствованию, стремление к самосовершенствованию во всех сферах жизни.

Необходимо формировать у женщины мотивы, отличающиеся высокой степенью интереса к занятиям шейпингом и убежденностью в их целесообразности. Важны условия и мотивы, позволяющие женщине через ценности физической культуры и здоровья, самопознания и самоопределения реализовывать свои личные жизненные планы. Формирование ценностного отношения к здоровью должно начинаться с актуализации проблемы взаимообусловленности здоровья, физкультурно-оздоровительной деятельности и жизненной стратегии и соотноситься с потребностями, запросами, интересами женщины, а также с осознанием возможностей его достижения. Надо активизировать тс компоненты ценностных ориентаций, которые связаны с усилиями по укреплению своего здоровья, физического развития, формированию современного имиджа. Важна оценка женщиной своего образа жизни, сравнение его с оптимальным, выявление резервов и отбор средств, которые помогут его совершенствовать. Педагог должен раскрыть смысл физкультурно-оздоровительной деятельности, ЗОЖ для здоровья и развития личностиопираясь на жизненный опыт занимающихся и раздвигая границы этого опыта, формировать те внутренние основания (знания, убеждения относительно своего здоровья и ЗОЖ), которые бы позволяли мотивировать женщину на поиск индивидуальных путей оптимизации своего образа жизни. Основной путь формирования ценностного отношения к здоровью у женщин зрелого возрастаактивизация самообразования и самовоспитания. Важно, чтобы женщины испытывали удовлетворенность от процесса, условий занятий, взаимоотношений с педагогом, занимающимися в группе. Женщина должна испытывать внимание к себе, чувствовать поддержку и одобрение, находить соучастие и сопереживание. Надо поддерживать свободный обмен мнениями и оценками, уважительно относиться к суждениям женщинкритика в их адрес должна носить конструктивный и доброжелательный характер, оценивать, прежде всего, такие качества, которые способствуют повышению эффективности физкультурно-оздоровительной деятельности и открыто радоваться их успехам и достижениям. Эффективным средством поддержания интереса к занятиям является ситуация успеха. Регуляция педагогического воздействия (контроль над правильным выполнением упражнений, самого процесса занятия, в восприятии знаний в нужном направлении и т. д.) должна быть максимально корректной. Важно обучить женщину методам самопознания (самонаблюдению, самоанализу, самоприказу, самоубеждению, самовнушению, самоодобрению и самоободрению), оказывать практическую помощь в познании своих особенностей и возможностей (изучение состояния своего здоровья, физической подготовленности, уровень развития личностных качеств, анализ своего двигательного режима). Педагогические формы, методы и средства необходимо использовать в зависимости от уровня сформированное&tradeценностного отношения к здоровью с опорой иа индивидуально-психологические особенности занимающихся. Важно целенаправленно формировать коллективное мнение группы.

4. При формировании операционального компонента ценностного отношения к здоровью для различных типов могут быть поставлены следующие цели: для репродуктивного — формирование представлений о ЗОЖ, усвоение знаний и умений, позволяющих вести ЗОЖ, регулярную физкультурно-оздоровительную деятельностьдля адаптивногоформирование знаний и навыков для оптимизации образа жизни, более эффективной адаптации к происходящим изменениямдля самосохранитсльного — формирование знаний и навыков для личностного совершенствованиядля творческого развития — углубление знаний и навыков, обеспечивающих непрерывное самообразование, личностное развитие и сохранение здоровья.

Задача преподавателя — донести до занимающихся, что здоровье состоит в развитии и повышение уровня знаний является необходимой базой для него. Педагог должен стимулировать внутренние основания самообразования, овладения умениями и навыками физкультурно-оздоровительной деятельности, исходя из потребности женщин в достижении успеха, способствующей реализации целей и задач жизнедеятельностиобучать восприятию информации с точки зрения современной наукиформировать умения осуществлять отбор и оценку знаний иа основе концептуальной личностной модели ЗОЖ. Можно выделить несколько минут перед началом занятий для мини-лекций и бесед о взаимосвязи здоровья с образом жизни, о ценностях физической культуры и ЗОЖ, их важности для здоровья и жизненного успеха. Неотъемлемой составной частью является контроль и самоконтроль над овладением необходимыми для здоровья умениями и навыками, дозой двигательной активности и состоянием здоровья в целом. Надо формировать у занимающихся умения определять и рационально применять наиболее эффективные способы выполнения упражнений, приводящие к заданным целямрегулировать нагрузку в соответствии со своим самочувствием для достижения оптимального состояния. Большое внимание уделять рефлексии физкультурно-оздоровительной деятельности, критическому анализу ее результатов. Надо донести до занимающихся, что для того, чтобы развивать способность отчетливо воспринимать параметры собственных движений, требуется тренировка, связанная с постоянным анализом своих ощущений, сопоставлением их с корректирующими сигналами преподавателя. Важно, чтобы женщина на занятиях формировала у себя чувственное ощущение собственного тела, лучше понимала его сигналы и реагировала на них, тем более что поддержание своего тела в отличном состоянии, владение им, может приносить большое удовлетворение и мотивировать направленную на это деятельность. Для осознания меры полезности и результативности физкультурно-оздоровительной деятельности необходимо широко использовать приемы и методы, наглядно демонстрирующие даже малозаметные изменения, которые происходят под влиянием физических упражнений (в функциональном отношении, самочувствии, работоспособности, физическом совершенствовании, физической подготовленности и т. д.). Применять методы разъяснения, убеждения и внушения в зависимости от типологии ценностного отношения к здоровью и индивидуальных особенностей испытуемых.

5. При формировании эмоционально-волевого компонента ценностного отношения к здоровью для различных типов могут быть поставлены следующие цели: для репродуктивного — формирование активно-положительного отношения к физкультурно-оздоровительной деятельности и ведению ЗОЖ, ответственного отношения к здоровью. Осознание важности собственных усилий в сохранении и укреплении здоровья, развитии волевых качествдля адаптивного — формирование активной позиции, развитие эмоционально-волевых качеств, обеспечивающих ЗОЖдля самосохранительного — формирование глубоко эмоционально-положительного отношения к личностному развитию и самосовершенствованию во всех областях жизнедеятельностидля творческого развития — формирование эмоциональной готовности к преодолению сложных жизненных ситуаций, расширении индивидуальных программ сохранения и укрепления здоровья.

Преподаватель должен применять такие стимулирующие эмоционально-энергетические воздействия, чтобы происходили положительные перемены в состоянии занимающихся, воздействия соответствовали их внутреннему настрою, цели были близки, понятны и доступны. Необходимо учитывать настроение, психологические установки, создавать психологическую защищенность и комфортность, выражающуюся внутренним спокойствием личности. Важно уметь передать информацию, учитывая состояние женщины, владеть искусством воздействия на партнера по общению, управлением собственным психическим состоянием. Педагог должен чаще улыбаться и в процессе взаимодействия должны звучать одобрение, похвала, поощрение. Так как положительные эмоциональные переживания связаны с осознанием собственных успехов и достижений, удовлетворением от самого процесса деятельности, педагог должен помочь женщине в осознании того или иного результата как цели действия, выделить его, придать ему ведущее значение. Закрепление положительных эмоций целесообразно осуществлять сообщением содержательной информации, направленной на осознание меры полезности и результативности данной деятельности. Она может выражаться как объективными показателями, связанными с физической подготовленностью, улучшением физического состояния, уровнем и качеством знаний, навыков и умений в области здоровья и ЗОЖ и др., так и субъективными — интересом, эмоциональностью, пониманием соответствия своих действий социальным нормам и требованиям, удовлетворением степенью собственного развития. Необходимо применять разнообразные средства повышающие эмоциональность занятия. При трудностях, возникающих на начальном этапе тренировок, объяснить занимающимся такие средства волевой регуляции как искусственное связывание мотива с теми или иными потребностями (создание ситуации награды и наказания), связывание себя обещанием, клятвой, обращение за поддержкой к другому человеку, идентификация с идеальными образцами и эталонами поведения. Задача преподавателя направить внимание женщины на положительные переживания, определить параметры эффективности упражнения, помочь преодолеть неловкость, уменьшить субъективное ощущение тяжести и трудности работы. Снизить субъективную тяжесть выполнения упражнения, можно используя следующие методические приемы: сосредоточить внимание на сочетании движения с дыханием (дыхание не задерживать, на усилии форсированный выдох) — контролировать мимическую мускулатуру, которая зачастую отражает общую напряженность (расслабить мышцы лица) — постараться расслабить мышцы, не участвующие в движениисчитать количество повторений упражненияприменять эмоциональные воздействия.

При воздействии на чувственную сферу педагог может использовать экспрессивные (настроение, эмоциональное состояние и др.), невербальные (жесты, мимика, пантомимика и др.) и вербальные (особенности устной речи, объяснение, убеждение, внушение и др.) средства и методы в зависимости от эмоционального отклика женщин на занятия и типологических особенностей. Педагог должен обсуждать с занимающимися требования, которые предъявляются к их личностным качествам при занятиях шейпингом (трудолюбие, воля, способность терпеть, умения анализировать свои чувства, ощущения и т. д.). Чтобы научиться изменять свою психическую жизнь в желаемом направлении, педагог может объяснить женщинам приемы саморегуляции, самоконтроля эмоционального состояния, способы и возможности изменения своего поведения для того, чтобы испытывать удовлетворенность жизнью. Так как у некоторых женщин значительно повышен уровень ригидности, проявляющийся в эмоциональном реагировании на новую информацию, на ситуации, требующие изменения, а также в отношении трудности изменения сложившегося стереотипа поведения, необходимо учитывать неповторимое своеобразие развития каждой личности и по возможности способствовать превращению потенциальных способностей женщин в актуальные. Преподаватель должен быть психологом, а его первая заповедь — «не навреди».

6. При формировании ирактико-деятельностного компонента ценностного отношения к здоровью для различных типов могут быть поставлены цели: для репродуктивного — ведение регулярной физкультурно-оздоровительной деятельности и ЗОЖ, улучшение отношения к себе и принятию других, саморазвитиедля адаптивного — реализация активной поисково-творческой позиции, личностного развитиядля самосохранительного — самосовершенствование во всех областях жизнедеятельностидля творческого развития — расширение индивидуальных программ сохранения и укрепления здоровья, поиск новых путей и возможностей для этого.

Педагог должен поощрять стремление занимающихся к осознанному развитию своих физических способностей, проявление творческой активности при выполнении упражнений, приспособлении их к своим возможностям, нахождении новых оригинальных вариантов. Необходима индивидуализация психофизической нагрузки, исходя из возможностей женщин, постепенность ее увеличения и в то же время она должна быть такой степени трудности, чтобы женщины могли проявить творческие силы при ее преодолении, осознать зависимость здоровья от собственных усилий. Важно использовать только такие формы и методы воздействия, которые обеспечивают встречную взаимную активность женщин по повышению уровня ценностного отношения к здоровью. Большое значение имеет индивидуальный подход, понимание внутреннего мира каждой женщины, оказание ей дифференцированной помощи.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Возрастная психология: учебное пособие для студентов вузов / Г. С. Абрамова. М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 624 с.
  2. Е.В. Построение занятий физической культурой с женщинами зрелого возраста с учетом их социально-демографического статуса: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.04 / Абрамова Елена Витальевна. М., 1998. — 23 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980. — 335 с.
  4. Н.М. Раздумья о здоровье / Н. М. Амосов. 3-е изд., доп., перераб. -М.: Физкультура и спорт, 1987. — 64 с.
  5. .Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. М.: Наука, 2000.-351 с.
  6. И.Н. Психология здоровья: пути становления новой отрасли человекознания / И. Н. Ананьев // Психология здоровья— под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. — 504 с.
  7. Ю.А. Три кита здоровья / Ю. А. Андреев. СПб.: Респекс, 1994.-382 с.
  8. Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. М.: МГУ, 1980.-416 с.
  9. Е.В. Социальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.В. Андриенко- под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 264 с.
  10. Г. П. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ жизни: учеб. пособие для высш. шк. / Г. П. Артюнина, С. А. Игнатькова. 2-е изд., перераб. — М.: Акад. проект, 2004 — 560 с.
  11. П.Архангельский С. И. Лекции по научной организации учебной организации учебного процесса в высшей школе / С. И. Архангельский.- М.: Высшая школа, 1976. 200 с.
  12. В.П. Мотивация поведения и формирование личности / В. П. Асеев. -М.: Мысль, 1976.- 181 с.
  13. А.Г. О предмете психологии личности: Дискуссии и обсуждения / А. Г. Асмолов // Вопросы психологии. 1983. — № 3. -С. 118−130
  14. А.Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. М.: МГУ, 1990. -367 с.
  15. О.А. К исследованию феномена «культура здоровья» в области профессионального физкультурного образования / О. А. Ахвердова, В. А. Магин // Теория и практика физической культуры. -2002.-№ 9.-С. 5−7
  16. .А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б. А. Ашмарин. М.: Физкультура и спорт, 1978.-222 с.
  17. Л.И. К вопросу о значении регулярных занятий в группе здоровья для женщин среднего и пожилого возраста / Л. И. Бабушкина //Актуальные проблемы спортивной медицины: сб. науч. тр. -Малаховка: МОГИФК, 1989. С. 98−100.
  18. В.К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки, как актуальное направление совершенствования физического воспитания и спорта для всех / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. 1993. — № 4. — С. 21−22
  19. В.К. Физическая культура: молодежь и современность / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры.- 1995.-№ 4.-С. 2−8.
  20. В.М. Занятия в группах здоровья / В. М. Баранов. Киев: Здоровье, 1983. — 113 с.
  21. Е.Ю. Энциклопедия образа жизни / Е. Ю. Барзилович. -М.: МЭИ, 1997.-94 с.
  22. Н.В. Физическая культура и здоровый образ жизни / Н. В. Барышева, Н. А. Виноградов, В. И. Жолдак. Самара, 1997. — 250 с.
  23. В.А. Модели синергетики и развитие человечества / В. А. Белавин, Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов // Синергетика и образование / Отв. Ред. B.C. Егоров. М.: Изд-во РАГС, 1997. — С. 26−27
  24. Т.В. Тендерная психология: учебное пособие / Т. В. Бендас. -СПб.: Питер, 2005.-431 с.
  25. А.А. О взаимосвязи общения и отношения / А. А. Бодалев // Вопр. психологии. 1994. — № 1. — С. 122−127.
  26. А.А. Психология личности / А. А. Бодалев. М.: МГУ, 1988. -168 с.
  27. В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В. В. Бойко. М.: ИИД Филинъ, 1996. — 472 с.
  28. Большой толковый психологический словарь / Ребер Артур (Penguin). Том 2 (П-Я): пер. с англ. М.: Вече, ACT, 2000. — 560 с.
  29. Большой толковый социологический словарь (Collins). Том 1 (А О): пер. с англ. — М.: Вече, ACT, 2001. — 544 с.
  30. М.М. Молодой учитель: труд, быт, творчество / М. М. Борисов.-М., 1983.-23 с.
  31. Е.М. О роли профессиональной деятельности в развитии личности / Е. М. Борисова // Психология формирования и развития личности / Под ред. Л. И. Анцыферовой. -М.: Наука, 1980. С. 159−177.
  32. Л.В. Самооценка в возрасте второй зрелости / Л. В. Бороздина, О. Н. Молчанова //Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология.- 1997. № 1.-С. 27−43.
  33. .С. Аномалии личности / Б. С. Братусь. М.: «Мысль», 1988. -304 с.
  34. И.И. Валеология наука о здоровье / И. И. Брехман. — М: ФиС, 1990.-208 с.
  35. М.И. Воля и волевые качества личности / М. И. Брихцин // Психология личности в социалистическом обществе. М.: Наука, 1989. -С. 134−144.
  36. В. Марксистская теория оценки / В. Брожик. М.: Прогресс, 1982.-260 с.
  37. А.В. Проблемы субъекта в психологической науке / А. В. Брушлинский //Психологический журнал. 1991 — т. 12. — № 6. -С.3−11
  38. П.В. Современные технологии укрепления психофизического состояния и психосоциального здоровья населения / П. В. Бундзен, О. М. Евдокимова, Л. Э. Унееталь // Теория и практика физической культуры. 1996. — № 8. — С. 57−63
  39. Л.И. Гимнастика для лиц среднего и пожилого возраста / Л. И. Бураго. М: Медицина, 1973. — 32 с.
  40. И.М. «Быть телом» «иметь тело» — «творить тело»: три уровня бытия" Home somatic и проблемы физической культуры / И. М. Быховская // Теория и практика физической культуры. — 1993. — № 7-С. 2−5
  41. Э.Н. Общая валеология / Э. Н. Вайнер. Липецк: Изд-во Липецкого гос. пед. института, 1998. — 183 с.
  42. Г. А. Психофизическая тренировка как фактор укрепления здоровья женщин / Г. А. Вайник // Здоровье и физическое состояние населения России на рубеже 21 века: Сб. науч. ст. М.: ВНИИФК. -1994.-С.15.
  43. Валеология человека. Здоровье любовь — красота. В 5-ти томах. Т.1: Валеология и мудрость здоровья. — СПб.: Изд-во «Петроградский и К». — 1996.-304 с.
  44. Валеология человека. Здоровье любовь — красота. В 5 томах. Т. 3. Физическое и психическое здоровье. СПб.: изд. «Петроградский и К" — Ми.: ООО «Оракул». — 1996. — 350 с.
  45. Валеология человека. Здоровье любовь — красота. В 5 томах. Т. 5. Гармония чувств и Образ Жизни. — СПб.: Изд. «Петроградский и К" — Мн.: ООО «Оракул». — 1997. — 360 с.
  46. О.С. Валеология актуальное направление современной психологии / О. С. Васильева // Психологический вестник РГУ. Ростов-на-Дону. — 1997. Вып. 3. — С. 406−411.
  47. О.С. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О. С. Васильева, Ф. Р. Филатов. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 352 с.
  48. Л.П. Формирование здоровьесберегающей стратегии педагога в системе повышения квалификации: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Вашлаева Людмила Петровна. Кемерово, 2003 — 212 с.
  49. В.В. Коллекционер / В. В. Ведерников // Шейпинг. 1993.-№ 10.- С. 9.
  50. В.В. Медицинские аспекты шейпинга / В. В. Ведерников, О. Б. Соколова //Здоровье и физическое состояние населения России на рубеже 21 века: Сб. науч. ст. -М.: ВНИИФК, 1994. С. 15−16.
  51. С.Г. Образование взрослых: перспективы развития / С. Г. Вершловский // Новые знания. 2003. — № 2. — С. 1−4.
  52. М.Я. Методологические основы и концептуальныепредпосылки процесса формирования физической культуры личности / М. Я. Виленский, В. А. Петьков: Рос. акад. естеств. наук. М., 2002 г. -56 с.
  53. М.Я. Социально-психологические детерминанты формирования здорового образа жизни / М. Я. Виленский // Теория и практика физической культуры. 1994. — № 9. — С. 9−11.
  54. М.Я. Методологический анализ общего и особенного в понятиях «здоровый образ жизни» и «здоровый стиль жизни» / М. Я. Виленский, С. О. Авчинникова // Теория и практика физической культуры. 2004.- № 11. — С. 2−7
  55. М.Я. Физическая культура работников умственного труда / М. Я. Виленский, В. И. Ильинич. М.: Знание. — 1987. — № 7 — 96 с.
  56. М.Я. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей: учебное пособие / М. Я. Виленский, Р. С. Сафин. М.: Высшая школа, 1989. -159с.
  57. A.M. Исследование отношения учащихся старших классов к урокам физической культуры путей воспитания интереса к ним: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.04 / A.M. Войлоков. — Л.: ГДО и ФК им. М. Ф. Лесгафта. — 1972. — 22 с.
  58. К.Н. Психологи о педагогических проблемах / К. Н. Волков. -М., «Просвещение», 1981. 128 е., С.81
  59. А.Н. Тренировка, работоспособность, реабилитация / А. Н. Воробьев. М.: Физкультура и спорт. — 1989. — 272 с.
  60. JI.C. История развития высших психических функций: в 6 т. / JT.C. Выготский. М., 1983. — 3 т.
  61. JT.C. Психология / JI.C. Выготский. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 1008 с.
  62. Г. П. Аксиология культуры / Г. П. Выжецов. СПб.: ЛГУ. -1996.-152 с.
  63. Г. П. Эстетика в системе философского знания / Г. П. Выжецов. JL: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. — 175 с.
  64. Ю.К. Аэробика или дискотека? / Ю. К. Гавердовский // Теория и практика физической культуры. 2001. — № 9. — С. 52−58.
  65. Г. В. Формирование ЗОЖ молодежи средствами рекреативных технологий: дис. .канд. пед. наук: 13.00.02 / Ганынина Галина Васильевна. Тамбов, 2005. — 233 с.
  66. Л.К. Понятие здоровья с позиции теории неспецифических реакций организма / Л. К. Гаркави, Е. Б. Квакина // Валеология. 1996. -№ 2.-С. 15−20.
  67. В. Здоровье детей категория педагогическая / В. Горячев // Воспитание школьников. — 1999. — № 1. — С. 8−63.
  68. O.K. Физическая культура: учеб. пособие- под ред. доцента Е. В. Харламова / O.K. Грачев. М.: ИКЦ «Март" — Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2005. — 464 с.
  69. Л.П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности / Л. П. Гримак. М.: Политиздат, 1989. — 319 с.
  70. И.Н. Социальная психология здоровья / И. Н. Гурвич. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. — 1023 с.
  71. К. Роль образования в пропаганде здорового образа жизни в XXI столетии / К. Джон, Б. А. Эндрюс // Теория и практика физической культуры. 1993. — № 1. — С. 46−48.
  72. .И. Потребности, отношения и направленность личности / Б. И. Додонов // Вопросы психологии. 1973. — № 5. — С. 18−29.
  73. .И. Эмоция как ценность / Б. И. Додонов // Общественные науки.-М., 1979.-№ 4.- С. 131−132.
  74. А.И. О ценностных отношениях личности / Донцов А. И. // Сов. педагогика. 1974. — № 5. — С.68−69.
  75. О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник / О. Ю. Ермолаев. 3-е изд., испр. — М.: Московский психологосоциальный институт: Флинта, 2004. 336 с.
  76. Женщина «элегантного возраста». Размышления о жизни и судьбе. -Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс». 1996. — 512 с.
  77. Женщины в обществе: Реалии, проблемы, прогнозы. М.: Наука, 1991. -128 с.
  78. Я.В. Построение комплексных оздоровительных фитнесс-программ для женщин 30−50-летнего возраста / Я. В. Жигалова, JI.B. Тарасова // Теория и практика физической культуры. 2003. — № 6. -С. 56.
  79. И.В. Отношение к здоровью как социокультурный феномен: дис. .доктора социол. наук: 22.00.04 / Журавлева Ирина Владимировна. М., 2005. — 434 с.
  80. В.П. Социально-психологический тренинг: учеб. пособие / В. П. Захаров, Н. Ю. Хрящева / Ленингр. гос. ун-т. Л., 1989. — 56 с.
  81. Здоровье: Попул. энцикл. / Белорус. Сов. энцикл.- редкол. Е. Я. Безносиков и др. Мн.: БелСЭ, 1990. — 670 с.
  82. Здоровье, развитие, личность- под ред. Т. Н. Сердюковой, Д. Н. Крылова, У. Кляйнпотер. М., 1990. 360 с.
  83. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности / А. Г. Здравомыслов. М., 1986. — 223 с.
  84. В.А. Как быть здоровым: целительные силы / В. А. Иванченко. СПб., 1994. — 150 с.
  85. А.Я. «Здоровье» и «болезнь» в системе ценностных ориентаций человека / А. Я. Иванюшкин // Вестник АМН СССР. 1982. -№ 4.-С. 29−33.
  86. М.С. Философская теория ценности / М. С. Каган. Санкт-Петербург, ТОО ТК «Петрополис», 1997. — 205 с.
  87. Э.М. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э. М. Казин, Н. Г. Блинова, Н. А. Литвинова. М.:
  88. Гуманит. изд. центр: ВЛАДОС, 2000. 192 с.
  89. В.П. Введение в проблему общей валеологии / В. П. Казначеев // Валеология. 1996. — № 4. — С. 70−106.
  90. Кан-Калик В. А. Грамматика общения / В.А. Кан-Калик. М.: РОСПЕДАГЕНСТВО. 1995.- 108 с.
  91. В. Сам себе психолог / В. Каппони, Т. Новак. СПб: Питер Пресс, 1996.-224 с.
  92. А.Г. Психологические особенности человека. Т.1. Характер / А. Г. Ковалев, В.Н. Мясищев- отв. ред. Б. Г. Ананьев. Л.: Изд-в ЛГУ, 1957.-264 с.
  93. Л.А. Самореализация в некоторых основных сферах жизнедеятельности и методы исследования / Л. А. Коростылева // Психологические проблемы самореализации личности- под ред. Реана
  94. A.А., Коростылевой Л. А. Выпуск 2. — СПб., 1998. — С. 19−34
  95. Г. Психология развития / Г. Крайг. СПб.: Питер, 2000. — 992 с.
  96. Краткий психологический словарь- под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.-М.: Политиздат, 1985.-431 с.
  97. Культура здоровья. Учебное пособие в вопросах и ответах- под ред. Т. М. Брук, И. И. Бахраха, С. А. Кореневского, Г. И. Греца. Смоленск, 2002.-236 с.
  98. Ю.Н. Психология обучения взрослых / Ю. Н. Кулюткин. -М.: Просвещение, 1985. 128 с.
  99. Куницына В. П. Проблема отношений личности в трудах
  100. B.Н.Мясищева / В. П. Куницына, В. Н. Панферов // Психол. журн. -1992. Т. 13. — № 3. — С. 140−147.
  101. К. Аэробика для хорошего самочувствия / К. Купер. М.: Физкультура и спорт, 1989. — 224 с.
  102. Г. А. Валеологическая система сохранения здоровья населения / Г. А. Кураев, С. К. Сергеев, Ю. В. Шленов // Валеология. -1996.-№ 1.-С. 18−27.
  103. Г. И. Книга о здоровом образе жизни / Г. И. Куценко, Ю. В. Новиков. М.: Профиздат, 1987. — 250 с.
  104. А.Ф. Классификация личностей / А.Ф. Лазурский- под ред. М. Я. Басова, В. Н. Мясищева. М.- П., 1923. — 302 с.
  105. И.Т. Социальное благополучие интегральный показатель уровня жизни и качества жизни / И. Т. Левыкин. — М.: Наука, 1987.-281 с.
  106. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев.- М.: Политиздат, 1975. 304 с.
  107. Д.А. Очерк психологии личности / Д. А. Леонтьев. М.: Смысл, 1993.- 43 с.
  108. Д.А. Психология смысла: Природа, структура и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. М.: Смысл, 1999. — 486 с.
  109. Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени / Д. А. Леонтьев // Психологическое обозрение, 1998. № 1.
  110. Й. Процесс и структура человеческого учения / Й. Лингарт- М.: Прогресс, 1970. 686 с.
  111. С. Принципы оздоровительной тренировки / С. Лисицкая // Теория и практика физической культуры. 2002. — № 8. — С. 6.
  112. Ю.П. Образ жизни и здоровье населения / Ю. П. Лисицын. М: Знание, 1982. — 39 с.
  113. Ю.П. Слово о здоровье / Ю. П. Лисицын. М., 1986. -192 с.
  114. М.Е. Если хочешь быть счастливым / М. Е. Литвак. Ростов н/Д, 1995.- 160 с.
  115. Н.А. Психологический автопортрет / Н. А. Литвинцева.- М.: АОЗТ «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997. 304 с.
  116. В.Т. Путь к единству: Здоровье и духовность / В. Т. Лободин. СПб.: АО Комплект, 1995. — 233 с.
  117. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М., 1984. — 444 с.
  118. Л.И. Концепция физкультурного образования: Теория и методика / Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. -1994. -№ 3.-С. 14−19.
  119. Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью / Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 6. -С. 10−15.
  120. А.А. Система отношений основа нравственной воспитанности личности / А. А. Люблинская // Вопр. психологии. -1983.-№ 2.-С. 76
  121. Д. Социальная психология / Д. Майерс. СПб.: ЗАО «Издательство «Питер», 1999. — 688 с.
  122. М.Г. Категория «цель» в марксистской философии и критика телеологии / М. Г. Макаров. Л., «Наука», 1977. — 188 с.
  123. Малкина-Пых И. Г. Кризисы пожилого возраста / И.Г. Малкина-Пых. М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 368 с.
  124. А.Г. Мотивация и личность / А. Г. Маслоу. СПб.: Евразия, 1999.-478 с.
  125. Ф.З. Общий механизм адаптации и профилактики / Ф. З. Меерсон. М.: Медицина, 1973. — 360 с.
  126. B.C. Очерки теории темперамента / B.C. Мерлин. М., Изд-во ПГПИ — 1964. — 304 с.
  127. B.C. Психология индивидуальности / B.C. Мерлин- под ред. Е. А. Климова М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 448 с.
  128. Методы системного педагогического исследования: учеб. пособие. М.: Народное образование, 2002. 208 с.
  129. Л.М. Эмоциональная устойчивость учителя:психологическое содержание, генезис, динамика / J1.M. Митина // Школа здоровья.- 1995. № 1. — С. 25−43
  130. М. Опыты. В трех книгах. Книги первая и вторая / М. Монтень. М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1997. — 928 с.
  131. Р.Е. Двигательный аспект важное условие здорового образа жизни / Р. Е. Мотылянская, Э. Я. Каплан, В. К. Вилитченко, В. И. Артамонов // Теория и практика физической культуры. — 1990. — № 1, — С. 14−21
  132. В.Н. Личность и неврозы / В. Н. Мясищев. Л.: Изд-во ЛГУ, 1960.-428 с.
  133. В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека / В. Н. Мясищев // Психологическая наука в СССР. М, 1960. — Т.2. — С. 110−125
  134. В.Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев: Под редакцией А. А. Бодалева / Вступительная статья А. А. Бодалева. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.-356 с.
  135. Ю.М. Физическая культура и основные сферы жизнедеятельности человека и общества в контексте социокультурного анализа / Ю. М. Николаев // Теория и практика физической культуры. -2003.-№ 8.-С. 2−9
  136. С.И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. М.: Рус. яз., 1998,-921 с.
  137. Г. В. Личность в психологии / Г. В. Оллпорт. «КСП+», М.- «Ювента», СПб. (при участии психологического центра «Ленато», СПб.), 1998.-345 с.
  138. Основы валеологии: учеб. пособие / под. ред. В. П. Соломина, Л. П. Макаровой, Л. А. Поповой. СПб.: Изд-во РГПУ, 1999. — 205 с.
  139. И.П. Полн. собр. соч., изд. 2, т. З, кн. 2 / И. П. Павлов. -1951.-439 с.
  140. М. Психология женщин / М. Палуди. СПб.: прайм -ЕВРОЗНАК, 2003.-384 с.
  141. Папин J1.E. Психосоматические взаимоотношения при хроническом эмоциональном напряжении / JI.E. Папин, В. П. Соколов. -Новосибирск.: Наука, 1984. 176 с.
  142. Т. Человек в современном мире / Т. Парсонс // Пер. с англ. (Под общ. ред. В.А. Кувакина). М.: Прогресс, 1985. — 428 с.
  143. Педагогика. Учебное пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей- под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998. — 640 с.
  144. Педагогический энциклопедический словарь- гл. ред. Б.И. Бим-Бад- редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, JI.C. Глебова и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. — 528 с.
  145. Л.А. Возрастная психология: учебное пособие для вузов / Л. А. Першина. М.: Академический проект, 2004. — 256 с.
  146. Л.С. К вопросу о своеобразии социализации взрослого / Л. С. Петровская // Мир психологии. 1999. — № 2. — С. 29−32
  147. А.Н. Воспитание ценностного отношения студентов педвуза к физической культуре: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.01/ Пиянзин Андрей Николаевич. М., 1992. — 16 с.
  148. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий: учеб. пособие для учеб. заведений профтехобразования / К. К. Платонов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высш. шк., 1984. — 174 с.
  149. И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. / И. П. Подласый. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. — 576 с.
  150. И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 2.: Процесс воспитания. — 256 с.
  151. Н.М. Акмеологическая позиция педагога как критерийкачества последипломного образования / Н. М. Полетаева // Новые знания. 2002. — № 3. — С. 16−17
  152. Н.М. Валеологическое воспитание школьников / Н. М. Полетаева. СПб.: ЛОИРО, 2000. — 188 с.
  153. Н.М. Научно-практические основы валеологической педагогики: Монография / Н. М. Полетаева. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2001.-210 с.
  154. И.В. Способ определения режима тренировки, направленной на коррекцию состава тела человека типа «шейпинг». Патент № 1 657 446 СССР (Россия).
  155. И.В. Способ тренировки тела человека типа «шейпинг». Положительное решение о выдаче патента по заявке № 4 940 994/14 от 22.05.91.I
  156. И.В. Способ определения режима тренировки, направленной на коррекцию состава тела человека типа «шейпинг» / И. В. Прохорцев, A.M. Пшендин, Е. К. Сергеева. Заявка на патент № 93 008 382/12 от 22.02.93.
  157. И.В. Шейпинг-питание / И. В. Прохорцев, A.M. Пшендин, Е. К. Сергеева. СПб., 1994. — 64 с.
  158. Психологический словарь / Под ред.: В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б.Ф. Ломова- научно-исслед. ин-т общей и педагогической психологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1983. — 448 с.
  159. Психология здоровья: учебник для вузов- под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Питер, 2003. — 607 с.
  160. Психология развития: учебник для студ. высш. психол. и пед. учеб. заведений / Т. М. Марютина, Т. Г. Стефаненко, К. Н. Поливанова и др. Под ред. Т. Д. Марцинковской. М.: Издательский центр «Академия», 2001.-352 с.
  161. Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика / Т. Т. Ротерс. М.: Просвещение, 1989.175 с.
  162. C.JI. Основы общей психологии / C.JI. Рубинштейн. -СПб.: Питер Ком, 1999. 720 с.
  163. С.JT. Проблемы общей психологии / С.JT. Рубинштейн / Отв. ред. Е. В. Шорохова. М.: Педагогика, 1973. — 424 с.
  164. В.Н. Весы Фемиды и суд совести / В. Н. Сагатовский. М.: «Молодая гвардия», 1982. — 206 с.
  165. В.Н. Направление развития теории оздоровительной физической культуры / В. Н. Селуянов, Е. Б. Мякинченко, С. К. Сарсания // Теория и практика физической культуры. 1994. — № 5−6. -С. 4−6
  166. Е. К. Хороша соль, а переложишь рот дерет! / Е. К. Сергеева // Шейпинг. — 1993. — С. 10−11.
  167. В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов- под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
  168. В.А. Пути повышения эффективности студентов пед. институтов. Научные основы физического воспитания студентов пед. институтов / В. А. Сластенин. Вып. 4. — Л.: Изд-во ЛГПИ им. Л. И. Герцена, 1975.- С. 55−61.
  169. Словарь русского языка в 4-х томах. М., 1958. — 2 т.
  170. А.Т. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни / А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин, П.В. Ижевский- под ред. Смирнова А. Т. -М.: Просвещение, 2001. 160 с.
  171. В.М. Нетрадиционные виды гимнастики / В. М. Смолевский, Б. К. Ивлев. М.: Просвещение, 1992. — 80 с.
  172. Современный словарь по педагогике- сост. Рапоцевич Е. С. -Минск: Современное дело, 2001. 928 с.
  173. Г. М. Здоровый образ жизни: научно-теоретические и методологические основы: учеб. пособие / Г. М. Соловьев- М-во образования Рос. Федерации, Ставроп. гос. ун-т. Ставрополь: Изд-во Ставроп. гос. ун-та — 4.1. — 2001. — 179 с.
  174. А.Д. Критерии ЗОЖ и предпосылки его формирования / А. Д. Степанов, Д. А. Изуткин // Советское здравоохранение. 1981. — № 5.-20 с.
  175. JI.H. Жизнь творчество — человек: Функции художественной деятельности / JI.H. Столович. — М.: Политиздат, 1985. -415 с.
  176. Г. Понятие «зрелость социально-психологического развития человека» в контексте андрагогики / Г. Сухобская // Новые знания. 2002. — № 4. — С. 17−21
  177. В.А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. -К.: Рад. школа, 1988.-272 с.
  178. .М. Психология / Б. М. Теплов. М.: Учпедгиз, 1954.—137с.
  179. Технологии социально-психологических тренингов. М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 2001.-208 с.
  180. .А. Ценностные ориентации студенческой молодежи в свободное время / Б. А. Трегубов // Личность и общество. Ценностные ориентации личности и образ жизни. Калининград, 1979. — С. 93−94
  181. В.П. Избранные философские труды / В. П. Тугаринов. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.-343 с.
  182. В.П. О ценностях жизни и культуры / В. П. Тугаринов -М.: Наука, 1960.- 104 с.
  183. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки / Д. Н. Узнадзе. М.: Прогресс, 1969. — 243 с.
  184. К.Д. Собрание сочинений: в 10 т. Материалы к третьему тому «Педагогической антропологии» / К.Д. Ушинский- изд-во Академии пед. наук РСФСР, М. Л., 1950. — 10 т.
  185. Д.И. Психология взросления / Д. И. Фельдштейн. М.: Изд-во МПСИ: Флинта, 1999. — 366 с.
  186. Философская энциклопедия, гл. ред. Ф. В. Константинов. М.: «Советская Энциклопедия», 1970. 5 т. — 740 с.
  187. Философский словарь: Основан Г. Шмидтом. 22-е, новое, переработ, изд.- под ред. Г. Шишкоффа- пер. с нем.- общ. ред. В. А. Малинкина. -М.: Республика, 2003. — 575 с.
  188. Философский энциклопедический словарь- под ред. Е. Ф. Губского. -М, 1997.-576 с.
  189. В. Человек в поисках смысла / В. Франкл М: Прогресс, 1990.-368 с.
  190. Л.М. Психологическая наука учителю / Л. М. Фридман, К. Н. Волков. — М.: Просвещение, 1985. — 224 с.
  191. К.Э. Ваши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза / К. Э. Хорни. СПб.: Лань, 1997. — 240 с.
  192. Ю.М. Философия науки и медицины: учебник для аспирантов и соискателей кандидатской степени в области медицины и фармации, а также их научных руководителей / Ю. М. Хрусталев, Г. И. Царегородцев. М.: ГЭОТАР — Медиа, 2005. — 512 с.
  193. О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О. В. Хухлаева. М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 208 с.
  194. Н.Г. Собрание сочинений: в 5 т. / Н. Г. Чернышевский. М.: Правда, 1974. — 2 т. — 528 с.
  195. .Н. Валеология: учеб. пособие / Б. Н. Чумаков. М.: Рос. пед. агентство, 1997. — 246 с.
  196. И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И. В. Шаповаленко. М.: Гардарики, 2004. -349 с.
  197. А.Г. Здоровье и массовая физическая культура: методологические аспекты / А. Г. Щедрина // Теория и практика физической культуры. 1989. — № 4. — С. 5−7
  198. А. Г. Онтогенез и теория здоровья, методологические аспекты / А. Г. Щедрина. Новосибирск: Наука, сиб. отделение, 1989. -136 с.
  199. А.И. Исследование отношений актуальная задача психологии воспитания / А. И. Щербаков, В. В. Богословский // Отношения как проблема психологии воспитания. — JL, 1973. — С. 3−10
  200. Энциклопедический социологический словарь- общ. ред. Г. В. Осипов: РАН ин-т соц.-полит. исследований. М., 1995. — 939 с.
  201. Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон- общ. ред. и предисл. Толстых А. В. М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. — 344 с.
  202. В.А. Психолого-педагогический потенциал взаимодействия личности с миром природы / В. А. Ясвиц, С. Д. Дерябко // Мир психологии. 1997. — № 1. — С. 68−190
  203. Deci Е. Intrinsic motivation. New York, 1975. — P.99−123
  204. Kluckhohn C. Values and Value Orientations in the Theory of Actions. In: Parnsons T. and Shils E. (eds.). Toward General Theory of Action. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1951. P.395
  205. Triandis H.C. Attitude and Attitude Change. New-York, 1971. — P. 153
Заполнить форму текущей работой