Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Художественная подготовка будущих учителей начальных классов к преподаванию предмета «изобразительное искусство» в начальной школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализируя педагогические условия художественной подготовки учителей начальных классов, мы пришли к следующему: Эффективность художественной подготовки учителей начальных классов будет зависеть от того, насколько глубоко произойдет взаимосвязь (интеграция) педагогической и изобразительной деятельности в самой системе художественной подготовки. В предложенной нами модели художественной подготовки… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. 1. Историко-теоретические предпосылки художественной подготовки будущих учителей начальных классов
    • 1. 2. Изобразительная деятельность как сущностный фактор художественной подготовки будущих учителей начальных классов
    • 1. 3. Особенности и опыт изобразительной деятельности будущих учителей начальных классов
  • Выводы по 1 главе
  • ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
    • 2. 1. Интеграция педагогической и изобразительной деятельности в модели художественной подготовки будущих учителей начальных классов
    • 2. 2. Личностно-ориентированное взаимодействие преподавателя и студента на уроке изобразительного искусства как одно из условий художественной подготовки будущего учителя начальных классов
    • 2. 3. Реализация и опытно-экспериментальная проверка педагогических условий художественной подготовки будущих учителей начальных классов
  • Выводы по второй главе

Художественная подготовка будущих учителей начальных классов к преподаванию предмета «изобразительное искусство» в начальной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современном обществе исказились представления о высших нравственных ценностях, порождая распад социальных связей, преступность, моральную деградацию. Наступление массовой низкопробной культуры, возрастание информационного потока требует воспитания профессионала, который рождается в процессе поисков путей эстетического совершенства, когда необходимые требования того или иного способа деятельности становятся внутренними побуждениями субъекта. Уже сейчас в полной мере проявилась зависимость нашей цивилизации от тех способностей и качеств личности, которые закладываются образованием. Поэтому внимание общественности обращено к учреждениям этой системы, т. к. от того, что происходит в ее стенах, в изначальной степени зависит будущее страны.

Конкурентоспособная личность — это не одно качество, а интегральная характеристика, отмечает В. И. Андреев [7]. Она должна включать в себя желаемый набор качеств, которые позволят ему в будущем определить свое место в обществе. Их условно можно объединить в две группы: познавательно-праксеологического и духовного потенциала. К первой группе относятся: общенаучные, философские, общекультурные знания и система знаний будущей профессии, способность к ассоциативному мышлению, умений учебного труда (самостоятельному наращиванию знаний, общеобразовательных и профессиональных умений). Вторую группу составляет духовный потенциал и коммуникативная гибкость личности, творческое отношение к делу, стремление к самосовершенствованию, самообразованию, саморазвитию. Сюда включается весь арсенал богатства духовных ценностей — от человеческой чести до искусства, от гражданского достоинства до традиций национальной культуры.

Л. А. Волович обращает внимание на то, что «.потеря личностью функции каждого из элементов культуры или даже ее притупление тут же сказывается на ее качественном состоянии как целостности». [42, с. 11].

Современные направления в педагогике предполагают реализацию принципов сотрудничества, личной заинтересованности обучаемых, совместного выбора целей обучения, стремления к самореализации и самовыражению учащихся в учебном процессе, психотерапевтической ориентации педагога, включения в число познавательных целей высшего уровня развития способности к творчеству, к выражению своих идей.

Наряду с овладением наукой студенты осознанно или неосознанно наблюдают и усваивают технологию учебного процесса. Студенты всегда оценивают педагогическую практику своих преподавателей и экстраполируют накопленный опыт на собственную педагогическую деятельность. Этим во многом объясняется формирование догматических установок будущих учителей, их профессионального консерватизма.

На этом фоне соединение реальной жизни с духовной сферой способствует преодолению стереотипов в мышлении. Сегодня личность учителя определяется всем характером общественных отношений.

Подготовка будущих учителей отличается от подготовки специалистов всех других профессий погруженностью студентов в контекст своей профессии. У него изначально есть два мощных источника собственных представлений о ней: вся предшествующая жизнь под руководством педагогов в роли воспитанника и ученика и ежедневная педагогическая практика вузовских преподавателей, на которой студент присутствует также в ученической позиции. У части студентов есть и третий источник, который может дать массу представлений о педагогической деятельности — работа в кружках, студиях, летних лагерях, школах, детских садах во время учебы в институте.

Актуальность исследования обусловлена рядом причин, связанных со спецификой подготовки будущих учителей начальных классов. Предмет «Изобразительное искусство» в наибольшей степени развивает чувственную сферу ребенка, обращает его к творчеству. Педагог обладает инструментом воздействия, способным пробуждать непосредственно творческие начала в человеке. Однако в современных условиях далеко не все студенты хотят быть учителями, не у всех есть установка на педагогическую деятельность [111, 165,202].

В современных условиях модернизации системы образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом процессе важнейшее значение отводится, прежде всего, изобразительному искусству, охватывающему целый комплекс художественно-эстетических отношений личности к окружающей действительности. Особую актуальность приобретает проблема повышения эффективности художественной подготовки студентов педагогических колледжей в процессе обучения изобразительной деятельности.

С точки зрения гуманистической психологии, человеку присуще стремление к актуализации своих потенциальных возможностей (К.Роджерс, Н. Роджерс, А. Маслоу, и др.), к самореализации, понимаемой как осуществление себя, обнаружение и развитие своих возможностей: предъявление и обогащение смыслов деятельности и поведения, осуществление спектра потребностей, раскрытие и усиление «ветвления» способностей и пр. [5].

В современной профессиональной педагогике происходит поиск педагогических систем и технологий, способных не только формировать квалифицированного специалиста, профессионала-исполнителя, но и развивать творческую личность студента, направленность его на творческое отношение к своей будущей профессии.

В искусстве, как ни в одной другой области духовно-практического освоения мира, проявляются именно личностные, индивидуальные особенности человека (М.С.Каган, С. Х. Раппопорт и др.). Процессы самовыражения и самореализации личности творца для художественного творчества есть сущностные процессы [165].

Сложившаяся в настоящее время новая социокультурная ситуация обусловливает внесение корректив в систему образования, которая учитывает потребности не только государства, но и запросы личности. Обновление образовательной парадигмы предполагает подготовку кадров высокой квалификации, обладающих нравственно-эстетической культурой, способных быстро адаптироваться в меняющемся мире.

В настоящее время проблема повышения эффективности художественной подготовки учащихся приобретает особую актуальность в связи с задачей всестороннего и гармоничного развития личности. Художественная подготовка в процессе обучения будущих учителей начальных классов осуществляется на уроках литературы, музыки, хореографии, изобразительной деятельности и др.

Важнейшим средством художественной подготовки будущего учителя является изобразительное искусство. В наши дни оно стало необходимым в духовном развитии человека, в формировании его мировоззрения, его чувств.

Республика Татарстан, по мнению социологов, «представляет собой весьма развитый и в то же время типичный для страны регион» [210, с.11]. Здесь большинство образовательных учреждений стараются учитывать потребности не только государства, учащихся, но также потребности региона. По данным социологов, одной из насущных потребностей региона является комплектование школы, особенно начальной, специалистами в области изобразительного искусства. Одним из путей решения этого вопроса является подготовка учителей начальных классов, к преподаванию предмета «Изобразительной искусство».

Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах школы как специальный учебный предмет в педагогических учебных заведениях (по специальности «Преподавание в начальных классах») содействует общеобразовательной, художественной и профессиональной подготовке будущих учителей начальных классов.

В процессе занятий изобразительной деятельностью будущий учитель начальных классов учится видеть и понимать прекрасное, как непосредственно в окружающей жизни, так и в произведениях искусства. У учащегося формируется эмоционально-эстетическое отношение к познаваемым объектам и явлениям, и что особенно важно, с помощью карандаша и кисти он сам приучается создавать прекрасное. Велика роль изобразительного искусства в нравственном и эстетическом воспитании учащихся, в познании ими действительности. Занятия изобразительным искусством выступают как действенное средство развития творческого воображения и зрительной памяти, пространственных представлений, художественных способностей, изобразительных умений и навыков, волевых свойств, качеств личности будущих учителей начальных классов.

Так как именно учреждения образования занимаются обучением и воспитанием подрастающего поколения, то в процессе становления развития личностных качеств самое существенное — положительные изменения в развитии личности.

Профессия учителя начальных классов предусматривает изучение большого объема достаточно разнообразных по содержанию знаний. К сожалению, на фоне относительного благополучия с предметами основного цикла (математика, русский язык) его художественной подготовке уделяется все меньше внимания и времени. Доминирующим в практике подготовки будущих учителей начальных классов является узкопрофессиональный подход, ориентированный на достижение конкретных профессиональных целей, не предполагающий использования арсенала возможностей художественной подготовки в их дальнейшей работе. В большинстве школ нет учителей со специальным художественным образованием, предмет «Изобразительное искусство» ведут учителя начальных классов, художественная подготовка которых не соответствует современным требованиям, так как мало внимания уделяется содержанию, формам, методам и педагогическим условиям эффективной художественной подготовки будущих учителей начальных классов.

Таким образом, в существующей педагогической практике сложилось противоречие между необходимостью целенаправленной художественной подготовки будущих учителей начальных классов к преподаванию предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе и недостаточной разработанностью содержательных, процессуальных и научно-методических аспектов этого процесса. Отсюда проблема исследования: каковы педагогические условия художественной подготовки будущих учителей начальных классов к преподаванию предмета ИЗО в начальной школе в процессе обучения изобразительной деятельности?

Нами выдвинута гипотеза исследования: художественная подготовка будущих учителей начальных классов к преподаванию предмета ИЗО в начальной школе в процессе обучения изобразительной деятельности будет эффективной при следующих педагогических условиях:

— интеграции педагогической и изобразительной деятельности будущего учителя начальных классов на основе реализации модели их художественной подготовки;

— личностно-ориентированного взаимодействия преподавателя и студента на основе использования методики создания ситуации успеха в процессе обучения изобразительной деятельности;

— реализации модульной системы творческих заданий, направленных на формирование практических умений и навыков, на основе использования накопленного опыта изобразительной деятельности.

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия художественной подготовки будущих учителей начальных классов к преподаванию предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе в процессе обучения изобразительной деятельности.

Объектом исследования является процесс художественной подготовки будущих учителей начальных классов при обучении изобразительной деятельности.

Предмет исследования: педагогические условия художественной подготовки будущих учителей начальных классов к преподаванию предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе в процессе обучения изобразительной деятельности.

Цель исследования и выдвинутая гипотеза предполагают решение следующих взаимообусловленных задач исследования:

1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме художественной подготовки будущих учителей начальных классов в историческом и логическом аспектах.

2. Обосновать ведущую роль изобразительной деятельности в процессе художественной подготовки будущих учителей начальных классов.

3. Выявить и обосновать педагогические условия художественной подготовки будущих учителей начальных классов к преподаванию предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе в процессе обучения изобразительной деятельности.

Методологическую и теоретическую основу исследования составляют: ведущие положения гуманистической философии о роли художественной культуры в развитии личности (Э.А. Баллер, B.C. Библер) — общие положения теории деятельности, теория и методика педагогического творчества (В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, А. Н. Леонтьев, Н. Д. Никандров, C. J1. Рубинштейн) — идеи гуманизации, гуманитаризации и регионализации системы образования (Ш.А.Амонашвили, М. Н. Берулава, J1.A. Волович, Г. В. Мухаметзянова,.

A.M. Новиков и др.) — идеи интеграции гуманитарной и профессиональной подготовки специалистов в ССУЗ (J1.A. Волович, Г. И. Ибрагимов,.

B.Ш.Масленникова, Г. В. Мухаметзянова) — идеи, раскрывающие роль художественной деятельности в гармонизации личности (H.A. Бердяев, A.B. Гулыга, Д. С. Лихачев, A.A. Мелик-Пашаев, Б. М. Неменский, Н.К. и Е. И. Рерих, Б. П. Рождественский, Н. Ф. Федоров, Т. В. Шуртакова, П. Д. Юркевич и др.) — теории творческого развития и саморазвития (В.И.Андреев, К. Ю. Бабанский, В. В. Давыдов, B.C. Кузин, П. Н. Осипов, Л. М. Попов, Н. Ю. Посталюк, Д. Б. Эльконин, Б. П. Юсов и др.) — концепции социально-профессионального становления будущих специалистов (Б.С.Алишев, Р. Х. Гильмеева, Э. Ф. Зеер, В. Ш. Масленникова, Л. М. Митина, П. С. Осипов, Т.М. Трегубова) — системно-структурный, личностно-деятельностный, социокультурный подходы организации педагогического процесса (A.A. Кирсанов, М.И. Махмутов) — педагогические концепции гуманизации, гуманитаризации и регионализации образования (Г.В.Мухаметзянова, П.Н. Осипов) — концепции художественного образования (A.B. Бакушинский, А. Г. Венецианов, B.C. Кузин, Б. М. Неменский, H.H. Ростовцев, П. П. Чистяков, Б. П. Юсов, и др.).

В работе применялись следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и искусствоведческой литературы по темеизучение программ и учебников, методических материалов по истории общества и искусствасоциологические методы: беседы, интервьюирование, анкетирование, наблюдение за учебной деятельностью учащихся, анализ их творческих работобобщение педагогического опытаопытно-экспериментальная работа, направленная на определение уровня художественной подготовки будущих учителей начальных классовметоды математической статистики.

Исследование проводилось на базе факультета среднего профессионального образования Татарского государственного гуманитарного института (Казанского педагогического колледжа). Оно осуществлялось в три этапа:

На первом этапе (2000 — 2002 гг.) были определены методологические и теоретические аспекты исследования, проведен анализ опыта художественной подготовки учителей, уточнены понятия «художественной подготовки» и «изобразительной деятельности», проведен анализ их определений, изучалась научная, педагогическая литература по проблеме, разрабатывался категориальный аппарат исследования, проведены обобщение и систематизация полученного материала.

На втором этапе (2002 — 2004 гг.) была разработана программа исследования, проведено теоретическое обоснование педагогических условий художественной подготовки будущих учителей начальных классов к преподаванию предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе, разработана система заданий для художественной подготовки будущих учителей начальных классов, отбирались критерии и показатели. Проводился констатирующий эксперимент.

На третьем этапе (2004 — 2007 гг.) осуществлена проверка гипотезы исследованиявнедрение разработанных педагогических условий, повышающих эффективность художественной подготовки студентов, будущих учителей начальных классовпроведен формирующий эксперимент, статистически обработаны и проанализированы полученные экспериментальным путем данные, обобщены и систематизированы результаты исследования, проведено уточнение теоретических и экспериментальных выводов.

Научная новизна исследования заключаются в следующем:

1. Разработана модель художественной подготовки будущего учителя начальных классов в процессе обучения изобразительной деятельности, включающая этапы художественной подготовки (информационно-развивающий, изобразительно-развивающий и профессионально-ориентированный), каждый из которых выполняет конкретные ролевые функции;

2. Определено содержание художественной подготовки будущих учителей начальных классов при обучении их изобразительной деятельности, основой которого является формирование у студентов практических умений и навыков изобразительной деятельности в отличие от преобладания теоретического материала по ИЗО. Значимость практических умений и навыков изобразительной деятельности обоснована в связи с ориентированием будущего учителя на необходимость преподавания предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе наряду с основными предметами;

3. Обоснованы педагогические условия художественной подготовки будущих учителей начальных классов к преподаванию предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе в процессе обучения изобразительной деятельности, заключающиеся в интеграции педагогической и изобразительной деятельностиличностноориентированном взаимодействии преподавателя и студента и реализации модульной системы творческих заданий, направленных на формирование практических умений и навыков изобразительной деятельности.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

— представлен ретроспективный анализ художественной подготовки учителей, в ходе которого определены ее содержание и особенности на разных этапах развития общества и образования;

— выявлена периодизация художественной подготовки будущего учителя начальных классов в процессе обучения изобразительной деятельности, включающая в себя этапы: а) информационно-развивающий, характеризующийся накоплением теоретических знаний по изобразительному искусствуб) изобразительно-развивающий, направленный на изучение основ изобразительной и композиционной грамоты с методикой обучения и формирование практических умений и навыков изобразительной деятельностив) профессионально-ориентированный, включающий в себя изучение методики преподавания ИЗО в начальной школе;

Практическая значимость исследования заключается в реализации разработанного содержания художественной подготовки будущих учителей начальных классов к преподаванию предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе в процессе обучения их изобразительной деятельности. Разработанная модульная система творческих заданий обеспечивает эффективное формирование практической компоненты художественной подготовки будущих учителей начальных классов.

Представленные методические материалы позволяют повысить эффективность педагогического процесса в рамках модели художественной подготовки будущих учителей начальных классов.

Практически показано, что модульная система творческих заданий может быть использована преподавателями и методистами учебных заведений.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Авторское видение проблемы художественной подготовки будущих учителей начальных классов к преподаванию предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе, заключающееся в следующем: в связи с недостатком в начальной школе специалистов по изобразительной деятельности учитель начальных классов должен быть подготовлен к преподаванию предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе наряду с основными предметами (русский язык, математика). Решение этой проблемы автор видит в усилении практической компоненты художественной подготовки будущих учителей в процессе обучения изобразительной деятельности.

2. Педагогические условия художественной подготовки будущих учителей начальных классов к преподаванию предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе, заключающиеся в: интеграции педагогической и изобразительной деятельности на основе реализации модели художественной подготовкиличностно-ориентированном взаимодействии преподавателя и студента на основе использования методики создания ситуации успеха в процессе обучения изобразительной деятельностиреализации модульной системы творческих заданий, направленных на формирование практических умений и навыков изобразительной деятельности на основе использования накопленного опыта изобразительной деятельности.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена обоснованностью методологии исследования, использованием комплекса научных методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования, применением диагностических методов, сочетанием количественного и качественного анализа, репрезентативностью выборки, использованием методов математической обработки результатов, разнообразием источников информации и личным участием автора в опытно-экспериментальной работе.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялись путем организации процесса обучения студентов, будущих учителей начальных классов в Татарском государственном гуманитарном институте на факультете среднего профессионального образования и в Татарском государственном гуманитарно-педагогическом университете с 2002 по 2007 гг. Результаты докладывались на всероссийских, региональных научно-практических конференциях (г. Москва, г. Казань, г. Лениногорск, г. С.-Петербург, 2003;2006 гг.). Основные положения исследуемой проблемы представлялись на Ученом совете ТГГИ, методических советах факультета СПО ТГГИ.

Выводы по второй главе.

Анализируя педагогические условия художественной подготовки учителей начальных классов, мы пришли к следующему: Эффективность художественной подготовки учителей начальных классов будет зависеть от того, насколько глубоко произойдет взаимосвязь (интеграция) педагогической и изобразительной деятельности в самой системе художественной подготовки. В предложенной нами модели художественной подготовки учителей начальных классов отражается процесс развития личности и развития художественных способностей посредством изобразительной деятельности. Важнейшим системообразующим фактором функционирования педагогической системы является совместная деятельность преподавателя и студента. Главным принципом, на котором строится модель художественной подготовки будущих учителей начальных классов, является интеграция педагогической и изобразительной деятельности в системе учебного комплекса.

Содержание художественной подготовки студентов мы подразделили на несколько периодов.

Информационно-развивающий период характеризуется накоплением теоретических знаний по изобразительному искусству в процессе художественной подготовки студентов.

Изобразительно-развивающий период направлен на изучение основ изобразительной и композиционной грамоты с методикой обучения.

Профессионально-ориентированный период является завершающим художественную подготовку студентов и включает в себя изучение методики преподавания ИЗО в начальной школе.

На основе анализа педагогической литературы и исследований в области изобразительной деятельности мы привели сравнительные характеристики изобразительной и педагогической деятельности, а так же раскрыли основные направления в практике обучения изобразительному искусству в школе. Мы так же сделали следующие выводы: для руководства художественной подготовкой будущих учителей начальных классов, воспитания и них уважительного отношения к изобразительной деятельности преподавателю необходимо осуществлять личностный индивидуальный подход к ученикам, изучать их психологические особенности, характер, интересы, их изобразительные и художественный способности и строить процесс обучения на основе этого знания. Только в этом случае педагог сможет оказать студенту необходимую ему помощь.

Эксперимент показал, что на фоне относительно благополучного владения теоретическими знаниями в области изобразительного искусства, «провальной частью» художественной подготовки учащихся школ является отсутствие у них практических умений и навыков изобразительной деятельности. Поэтому при обучении будущих учителей начальных классов серьезное внимание нужно оказывать художественной подготовке, уделяя особое внимание формированию практических умений и навыков изобразительной деятельности, т. е. научить не только теории и методике обучения различным видам изобразительной деятельности, но и научить их самих владеть (и это, с нашей точки зрения, главное) всеми видами этой деятельности.

Предложенные в гипотезе педагогические условия художественной подготовки будущих учителей начальных классов нашли свое подтверждение в опытно-экспериментальной проверке, направленной на формирование, прежде всего, практических умений и навыков в области изобразительной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате теоретического и практического исследования художественной подготовки будущих учителей начальных классов в процессе обучения изобразительной деятельности мы пришли к следующим выводам.

Изучение реального состояния проблемы художественной подготовки в теории и практике образования выявило ряд нерешенных вопросов. Художественная подготовка учителей начальных классов в процессе обучения изобразительной деятельности в учебных заведениях рассматривается как что-то малозначимое, необязательное. Большая часть учителей начальных классов (86%), ведущих уроки изобразительной деятельности, имеющих различный педагогический стаж, не владеют практическими навыками и находятся на низком уровне готовности к данному виду деятельности. Необходимость решения обозначенной проблемы обусловила исследование педагогических условий художественной подготовки будущих учителей начальных классов, благоприятствующих подготовке студентов педагогических учебных заведений к преподаванию предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе на уровне, достаточном для осуществления данной деятельности.

Определение теоретико-методологических основ исследования базируется на анализе психолого-педагогической, философской, методической литературе и литературе по искусству по данной проблеме.

В рамках первой задачи был проведен теоретический анализ проблемы художественной подготовки будущих учителей начальных классов в историческом и логическом аспектах. Исходные позиции нашего исследования сформулированы на основе трудов А. Б. Бакушинского, В.С.

Кузина, Т. С. Комаровой, Г. В. Лабунской, Б. М. Неменского, H.H. Ростовцева, Е. В. Шпикаловой.

История художественно-педагогического образования свидетельствует, что проблема подготовки педагогов-художников находится в диалектической зависимости от особенностей развития общества, изобразительного искусства, требований, предъявляемых к общеобразовательной школе и рисованию как обязательному учебному предмету.

При организации занятий по изобразительной деятельности не существовало органической взаимосвязи между художественной и педагогической подготовкой. В постановке и обсуждении вопроса о сущности и путях осуществления художественной и педагогической, теоретической и практической подготовки учителей отчетливо выделялись две точки зрения. Представители одной из них переоценивали художественную подготовку будущих учителей, сторонники другой недооценивали, а иногда и вообще отрицали роль художественной подготовки. Однако важнейшим аспектом художественной подготовки обе стороны считали изобразительную деятельность, которую рассматривали как учебную деятельность, связанную с овладением различными формами изобразительного языка.

Изобразительная деятельность исследована достаточно разносторонне. Однако, анализ показывает, что преобладают в основном исследования детской изобразительной деятельности. Значение же изобразительной деятельности в художественной подготовке будущих учителей начальных классов как важного фактора профессиональной подготовки студентов остается малоисследованным.

В рамках второй задачи обоснована ведущая роль изобразительной деятельности в художественной подготовке будущих учителей начальных классов. Анализ историко-теоретических предпосылок художественной подготовки будущих учителей дал нам возможность, во-первых, сущностью художественной подготовки считать изобразительную деятельность, во-вторых, рассматривать изобразительную деятельность как необходимую часть процесса профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов.

Художественную подготовку в процессе обучения изобразительной деятельности мы рассматриваем как сознательно организуемый процесс, который предполагает овладение студентами — будущими учителями начальных классов — практическими умениями и навыками изобразительной деятельности, чтобы заинтересовать своих учеников и научить их свободно владеть различными материалами и приемами.

Художественная подготовка будущих учителей начальных классов к преподаванию предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе является важным компонентом профессиональной подготовки студентов педагогических учебных заведений и направлена на:

— повышение уровня преподавания других предметов в начальной школе за счет ориентирования изобразительной деятельности на использование ее в своей будущей работе;

— формирование у будущих учителей начальных классов нравственной и духовной культуры;

— формирование художественно-творческой активности будущих учителей начальных классов;

— овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков и включение информационных технологий в процесс обучения изобразительной деятельности.

Художественная подготовка является неотъемлемой частью духовной культуры. Поэтому в процессе художественной подготовки необходимо раскрыть творческие способности и активизировать потенциальные силы будущего учителя начальных классов, дать ему возможность поиска и выбора пути самореализации в обществе как индивидуальности, обучить его работе с материалами и средствами ИЗО, а также на современном оборудовании в компьютерном классе, создав для этого определенные условия.

Поэтому целью нашего исследования стало обоснование педагогических условий художественной подготовки будущих учителей начальных классов к преподаванию предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе.

В рамках третьей задачи была разработана модель художественной подготовки будущих учителей начальных классов в процессе их профессиональной подготовки.

Реализацию содержания художественной подготовки студентов мы подразделили на несколько периодов.

Информационно-развивающий период характеризуется накоплением теоретических знаний по изобразительному искусству: изучение истории ИЗО, видов и жанров ИЗО, разбор техник и технологий создания художниками картин.

Изобразительно-развивающий период направлен на изучение основ изобразительной и композиционной грамоты с методикой обучения этой грамоте. На этом этапе студентам предлагается освоить модульную систему творческих заданий, направленную на формирование практических умений и навыков в области изобразительной деятельности.

Профессионально-ориентированный период завершает художественную подготовку студентов и включает в себя изучение методики преподавания ИЗО в начальной школе.

В качестве первого условия рассматривается интеграции педагогической и изобразительной деятельности будущего учителя начальных классов на основе реализации модели их художественной подготовки, в которой прослеживается их профессиональная направленность, мотивация, единство обучения и воспитания, преемственность и осуществление интегрированных связей между предметами.

Логика интеграции педагогической и изобразительной деятельности предусматривает включение методических подходов к ее реализации. В основе этой логики — установка на личностно-ориентированный результат интегративных процессов. Придание личностно-ориентированного характера взаимодействию преподавателя и студента на основе использования методики создания ситуации успеха в процессе обучения изобразительной деятельности представляется еще одним важным условием эффективности художественной подготовки. Одной из важнейших сторон нашего сотрудничества со студентами являлось стремление убедить их, внушить им творческую смелость — уверенность в успехе реализации интересного замысла. При этом мы руководствовались методикой создания ситуаций успеха, разработанной А. С. Белкиным. Ощущение успеха рождается у студента, если он сумеет преодолеть свой страх, неумение, непонимание, робость или затруднение. Третье педагогическое условие включает в себя реализацию модульной системы творческих заданий, направленных на формирование практических умений и навыков, на основе использования накопленного опыта изобразительной деятельности, с помощью которого достигается приближенность студентов к решению профессиональных задач. В нашем исследовании установлена взаимосвязь реализации данного педагогического условия с созданием эмоционально-положительной окрашенности процесса обучения студентов изобразительной деятельности, а также обеспечением им свободы художественно-творческого выбора в процессе выполнения задания на уроке.

Реализация педагогических условий на основе целей и особенностей художественной подготовки будущего учителя начальных классов в рамках предложенной модели художественной подготовки оказало положительное влияние на эффективность художественной подготовки в целом.

Полученные положительные результаты в ходе опытно-экспериментальной работы по проверке выделенных педагогических условий подтвердили эффективность и практическую осуществимость предложенных условий и основные положения гипотезы.

Результаты экспериментальной работы свидетельствуют о повышении уровня сформированное&tradeпрактических умений и навыков и, как следствие, художественной подготовки студентов в процессе их профессиональной подготовки в целом. Используя статистическую 2 обработку экспериментальных данных (критерий %) можно сделать вывод о том, что комплекс выделенных педагогических условий, реализованный с помощью модульной системы практических творческих заданий, влияет на повышение уровня художественной подготовки будущих учителей начальных классов с достоверностью 95%.

Таким образом, проведенная научно-исследовательская работа свидетельствует о возможности реального повышения эффективности художественной подготовки будущих учителей начальных классов в процессе обучения изобразительной деятельности. Художественная подготовка достигает такого уровня, который позволяет будущим учителям проводить занятия по ИЗО в начальной школе на высоком теоретическом и практическом уровне наравне с основными предметами начальной школы, позволит им поддерживать постоянный интерес младших школьников к урокам ИЗО и сделать процесс обучения изобразительной деятельности доступным, интересным и полезным в плане приобретения практических умений и навыков.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.

Художественную подготовку будущих учителей начальных классов к преподаванию предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе наряду с основными предметами следует осуществлять за счет увеличения практической компоненты художественной подготовки будущих учителей начальных классов в процессе обучения изобразительной деятельности. Основу содержания художественной подготовки будущих учителей начальных классов составляет формирование у них практических умений и навыков изобразительной деятельности.

Художественная подготовка будущих учителей начальных классов осуществляется в процессе обучения изобразительной деятельности в рамках модели, сущностью которой является выделение функциональных элементов изобразительной деятельности и их роли в художественной подготовке будущего учителя начальных классов, и подразделяется на этапы: а) информационно-развивающийб) изобразительно-развивающий и в) профессионально-ориентированный.

Выявлены и экспериментально проверены педагогические условия художественной подготовки будущих учителей начальных классов к преподаванию предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе в процессе обучения изобразительной деятельности, заключающиеся в интеграции педагогической и изобразительной деятельностиличностно-ориентированном взаимодействии преподавателя и студента и реализации модульной системы творческих заданий, направленных на формирование практических умений и навыков изобразительной деятельности.

Показана эффективность модульной системы творческих заданий, направленных на формирование практических умений и навыков изобразительной деятельности, примененной в художественной подготовке будущих учителей начальных классов. При этом учитывается ориентация будущих учителей начальных классов на преподавание предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе наряду с основными предметами.

В результате исследования все поставленные задачи выполнены.

Проделанная работа не исчерпывает всех проблем и нюансов художественной подготовки будущих учителей начальных классов. В частности, можно создать индивидуальные разноуровневые (в соответствии со способностями отдельных студентов) учебно-самообразовательные программы художественной подготовки.

Показать весь текст

Список литературы

  1. O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. — М.: Просвещение, 1990. -142 с.
  2. Е.Г. Творческая одаренность и условия ее развития // Психологический анализ учебной деятельности. М., ИП РАН, 1991. -С. 7−17.
  3. H.A. Изобразительные и дидактические функции графических средств в учебном рисунке на начальных этапах подготовки художников-педагогов: Автореф. дисс. канд.пед. наук. -М, 1990.- 16 с.
  4. В.И. Педагогика творческого развития. Инновационный курс: Кн. 2. Казань, КГУ, 1997. — 118 с.
  5. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн. 1. Казань: КГУ, 1988. — 236 с.
  6. А.Ф., Соколов Н. И. Школа рисования. Живая грамота для развития в детях самодеятельности и творчества. М.-П., 1912. — 24 с.
  7. Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. -392 с.
  8. Г. С. Творчество как точная наука. М.: Радио, 1997. — 184 с.
  9. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. -М., 1980.-368 с.
  10. Архитектурный рисунок // Материалы Международной научно-методической конференции «Современные технологии обучения архитектурному рисунку». Екатеринбург: Архитектон, 2002.
  11. A.A. Психолого-искусствоведческие воззрения Ф.И. Шмита: Автореф. дисс.канд. псих. наук. Тверь, 2000. — 19 с.
  12. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (методические основы). М., 1982. — 192 с.
  13. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
  14. A.B. Художественное творчество и воспитание: Опыт исследования на материале пространственных искусств. М.: Новая Москва, 1925.-228 с.
  15. Е.Я. Творческая личность художника. М.: Знание, 1988. — 64 с.
  16. А. Руководство к современному преподаванию графических искусств (рисование и черчение) в народных и других школах / разр. В. И. Бейер.-М., 1905.- 120 с.
  17. Г. В. Основы изобразительной грамоты. Рисунок. Живопись. Композиция. -М., 1981.-239 с.
  18. Г. В. Основы изобразительной грамоты: Б-ка учителя изобразительного искусства. М.: Просвещение, 1989. — 192 с.
  19. В.И. Преподавание рисования в лондонских народных школах // Вестник учителей рисования. 1992. — Т. 11. — С. 69−78.
  20. A.C. Ситуация успеха. Как ее создать. М.: Просвещение, 1991.
  21. .С. Пути совершенствования методов преподавания изобразительного искусства в подготовке учителей начальных классов: Дисс. канд. пед. наук. -М., 1981.
  22. Э.М. Основы изобразительной грамоты (для начинающих художников). М.: Советская Россия, 1961.-231 с.
  23. Т.Ф. Упражнения по развитию пространственных отношений у учащихся: Из опыта работы. М., 1983. — 112 с.
  24. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высшая школа, 1989. — 144 с.
  25. В.М. Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении. СПб.: Тип. П. П. Сойкина, 1910. — 50 с.
  26. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. — 390 с.
  27. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону: РГУ, 1983. — 173 с.
  28. Д.Б. Субъект деятельности в проблематике творчества // Вопросы психологии. 1999. — № 2. — С. 35.
  29. З.М. Взаимоотношения цвета и формы в восприятии дошкольника // Материалы АПН РСФСР. 1958. — № 1.
  30. A.A. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во МГУ, 1982.-200 с.
  31. Л.И. Изучение личности и формирование ее в онтогенезе // Проблема управления процессом формирования личности: Материалы второго симпозиума / Под ред. A.B. Зосимовского, Л. И. Рувинского. -М., 1972.-С. 7−8.
  32. Е.В., Гермус Г. А. Теория и практика личностноОориентированного образования: Круглый стол // Педагогика. 1996. — № 5−6. — С. 72−81
  33. Ю.Б. Эстетика. М., Политиздат, 1988. — 496 с.
  34. М.Н. Исследование явлений относительного преобладания первой или второй сигнальной системы в условиях зрительного запоминания // Типологические особенности высшей нервной деятельности человека / Под ред. Б. М. Теплова. М., 1956. — С. 333 347.
  35. А.И. наглядность как средство активизации детского творчества в процессе обучения рисованию первоклассников шестилетнего возраста: Дисс. канд. пед. наук. М., 1993. — 197 с.
  36. Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В. И. Журавлева. М.: Просвещение, 1988. — 206 с.
  37. A.A. Человек в контексте речи: Формы и методы активного обучения. М.: Знание, 1990. — 63 с.
  38. Г. Г. Уроки рисования с натуры в общеобразовательной школе.-М.: Просвещение, 1980.- 143 с.
  39. В.Г. Иллюстрированный художественный словарь. СПб., 1992.-319 с.
  40. Л.Ф. О профессиональной подготовке учителей в условиях современного вуза // Дидактика и теория воспитания. -Днепропетровск, 1974. С. 206.
  41. H.H. Восприятие предмета и рисунка. М.: АПН, 1950. — 508 с.
  42. Л.А. Социокультурные основания подготовки современного специалиста в средней профессиональной школе. Казань: ИСПО РАО, 1999.-56 с.
  43. Л.А. Социокультурный и интеллектуальный статус молодежи в Республике Татарстан. Казань, 1995. — 36 с.
  44. Л.А., Мухаметзянова Г. В., Тихонова Л. П. Интеграция гуманитарной и профессиональной подготовки в средней профессиональной школе: теоретико-методологические подходы. -Казань, 1997.- 104 с.
  45. Вопросы формирования педагогического мастерства в процессе обучения студентов / Под ред. М. В. Федоринова. Куйбышев, 1976. -76 с.
  46. Вопросы художественного образования: Выпуск 3. М., 1976.
  47. Восприятие и воображение / Под ред. Е. И. Игнатьева. М., 1963.
  48. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991.-91 с.
  49. Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1996.-533 с.
  50. Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. — 341 с.
  51. О.И. Обучение рисованию в начальной школе: Психолого-педагогическое исследование. М.: АПН РСФСР, 1953. — 100 с.
  52. Т.В., Алексеева Л. Ф. Диагностика и развитие кративности // развитие и диагностика способностей. -М.: Наука, 1991.-С. 170−178.
  53. П.Я. Проблемы формирования знаний и умений школьников и новые методы обучения в школе // Возрастная и педагогическая психология. М., 1992. — С. 230−242.
  54. И.П. Использование разных технических приемов и материалов на уроках изобразительного искусства // методы активизации эстетического воспитания в школе: Ученые записки / Под ред. И. Я. Полферова, И. П. Глинской и др. Л., 1968.-С. 111−141.
  55. И.Л. Активизация творческих способностей дошкольников и младших школьников в процессе работы различными художественными материалами: Автореф. дисс. канд.пед. наук. -М., 1995.-20 с.
  56. Н.В. Педагогическое обоснование вопросов формирования замысла в работе с детьми // Искусство и образование. Ижевск: Изд-воУдГУ, 1995.-С. 30−41.
  57. М.И. Материалы и оборудование для занятий изобразительной деятельностью // Дошкольное воспитание. 1995. -№ 2. — С. 22−27.
  58. В.В. Виды обобщения в обучении. (Логико-психологические проблемы построения учебного процесса) ю М., 1972. — 424 с.
  59. Л.Д., Кулагина Т. Ю., Котлякова Т. А. Гармония красоты / Интегративные программы по эстетическому воспитанию. -Ульяновск, 2001.
  60. А. искусство и творчество в воспитании // Сборник статей. М.: Типо-литогр.т-ва И. Н. Кушнерева и К, 1911. -200 с.
  61. A.A. Учитесь рисовать: Беседы с изучающими рисование. -М., 1961.-222 с.
  62. В.Л. Многогранность способностей как общий критерий художественного таланта // Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения. Л., 1983.-С. 162−165.
  63. В.Л. Психология художественного творчества. Л., 1991.
  64. В.Н., Хазратова Н. В. Экспериментальное исследование формирующего влияния микросреды на креативность // психологический журнал, 1994. Т. 15. — № 4.
  65. А. Дневники. Письма. Трактаты. JI.-M.: Искусство, 1957. -Т.1.-227 с.
  66. Е.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М.: Просвещение, 1989. — 143 с.
  67. Ермолаева-Томина Л. Б. Проблемы развития творческих способностей у детей (по материалам зарубежных исследований) // Вопросы психологии. 1975. — № 5. — С. 166−176.
  68. Ю.М., Сосновский Б. А. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности человека // Вопросы психологии. 1989. -№ 6.-С. 100−108.
  69. В.И. Педагогическое творчество учащихся. М.: Педагогика, 1987, — 161 с.
  70. В.В. Использование ситуации свободного выбора // Начальная школа. 1990. — № 5. — С. 22−25.
  71. Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Ось-89, 2001. -48 с.
  72. Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. М., 1960.-311 с.
  73. В.П. О методах развития творческих способностей студентов на академических занятиях по рисунку // Развитие творческих способностей на занятиях изобразительным искусством: Сборник статей / Ред. Н Н. Ростовцев. М.: МГПИ, 1983
  74. Е. Из опыта работы с детьми по полиграфии. В детской типографии музея детской книги в Москве // Искусство детей / Под ред. О. М. Бескина. Л., 1935.-С. 124−127.
  75. Г. И. Программа и методика экспериментальной работы по концентрированному обучению в средней профессиональной школе. -Казань, 1997.-60 с.
  76. Е.И. Влияние восприятия предмета на изображение по представлению // Психология рисунка и живописи: Сборник. М.: АМН, 1954.
  77. Е.И. Психологические особенности изобразительной деятельности младших школьников // Психология младших школьников / Под ред. Е. И. Игнатьева. М., 1960. — С. 260−302.
  78. Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М., 1961.-223 с.
  79. Игнатьев С. Е. Закономерности изобразительной деятельности детей и критерии ее оценки // Пути повышения эффективности преподавания изобразительного искусства: Сб. научных трудов. М.: Прометей, 1995.-С. 26−34.
  80. Изобразительное искусство / Под ред. Кузина B.C., Ростовцева Н. Н., Шорохова Е. В. М.: Просвещение, 1997. — 120 с.
  81. Изобразительное искусство в средней школе: материалы эксперимента по определению содержания преподавания изобразительного искусства в 1-Х классах общеобразовательных школ СССР. Вып. 1. / Под ред. Б.П. Юсова- НИИ ХВ АПН СССР. М., 1972.- 141 с.
  82. Изобразительное искусство и художественный труд / Под ред. Неменского Б.М.-М.: Просвещение, 1995. 173 с.
  83. Изобразительное искусство: Типовая программа для 1−6 классов. Проект. / под ред. Б. П. Юсова. М., 1976. — 102 с.
  84. Изобразительное искусство: Экспериментальная программа для 1-Х классов общеобразовательной школы СССР: Материалы к проведению эксперимента. Вып. 2. / НИИ ХВ АПН СССР. М., 1972. -158 с.
  85. Изобразительное искусство: экспериментальная программа с краткими методическими рекомендациями. 1−7 классы, 8 класс (факультативный курс) / Под ред. Б. М. Йеменского. М.: Просвещение, 1988.- 137 с.
  86. Т.А. Педагогика. М., 1969. — 574 с.
  87. Интеграция гуманитарной и профессиональной подготовки в ССУЗ: концептуальные подходы, принципы, варианты, уровни. / Под ред. J1.A. Воловича. Казань, 1996. — 223 с.
  88. Кан-Калик В.А. Индивидуально-творческая подготовка учителя // Советская педагогика, 1989. № 1. — С. 89−100.
  89. Кан-Калик B.JI. Педагогическая деятельность как творческий процесс. -М., 1977.-64 с.
  90. С.Г. Психологический анализ работы В.И. Сурикова над картиной «Боярыня Морозова». М., 1948.
  91. В.Н. Художественно-творческое развитие личности в детстве // Искусство и образование. 2000. — № 4.
  92. Д.Н. Об искусстве. Воспоминания. Статьи. Письма. М., 1960.-400 с.
  93. Д.Н., Яковлев В. И., Корнилов К. Н. Пособие по рисованию M.-JI., 1938. — 162 с.
  94. A.B. Дидактика и методка на уроках рисования: Пособие для учителей рисования. Л., 1959. — 94 с.
  95. Г. развитие художественного творчества ребенка. -М.: тип. И. Д. Сытина, 1914.-214 с.
  96. В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М., 1959. — 304 с.
  97. В.И. Целостность восприятия и художественной способности // Вопросы психологии. 1956. № 5. — С. 67−77.
  98. А. Учителю об изобразительных материалах. М.: Просвещение, 1971. — 32 с.
  99. A.A., Зайцева Ж. А. Развитие творческой активности учащихся. Казань, 1995. — 165 с.
  100. А.Г., Мясищев В. Н. Психические особенности человека. Т. 2.-Л.: ЛГУ, 1960.-303 с.
  101. Т.С. Изобразительное искусство в детском саду и школе. -М., 1999.- 152 с.
  102. Т.С. Обучение детей технике рисования. М.: Просвещение, 1976. — 156 с.
  103. Т.С. Развитие способностей к изобразительной деятельности // Дошкольное воспитание. 1990. — № 6.
  104. Юб.Кондахчан Е. С. Методика преподавания рисунка в средней школе. -М.: Искусство, 1951. 176 с.
  105. Ю7.Коноплева H.A. Художественное творчество в тендерном контексте (на материале становления творческих способностей в изобразительном искусстве): Дисс.канд. культ, наук. Владивосток, 1999.
  106. Ю8.Корнев Г. П. Теоретические обобщения в методике решения физических задач. Новосибирск: НГПИ, 1981. — 73 с.
  107. Ю9.Косминская В. И., Халезова Н. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. М.: Просвещение, 1987. — 124 с.
  108. ПО.Краевский В. В. Методология педагогического исследования. -Самара, 1994.- 165 с.
  109. Ш. Кузин B.C. Вопросы изобразительного творчества. М.: Просвещение, 1971. — 144 с.
  110. B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: Учебное пособие для учащихся педагогических училищ.-М., 1984.-319 с.
  111. B.C. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1977.-208 с.
  112. B.C. Психология. М.: Агар, 1997. — 304 с.
  113. B.C. Психология. М.: Высшая школа, 1974. — 280 с.
  114. Н.В. Методы системного педагогического исследования. -Л.: ЛГУ, 1980.- 172 с.
  115. Ю.А., Бахарев Н. П., Воронин В. Н. Преемственность в системе непрерывного образования: Учебное пособие. Тольятти: ТолПИ, 1999.-220 с.
  116. Г. В. Изобразительное творчество детей. М.: Просвещение, 1965.-206 с.
  117. Г. В., Назаревская Г., Саккулина Н. П. Развитие образа и сюжета в детском рисунке // Искусство детей / Под ред. О. М. Бескина. -Л., 1935.-С. 33−64.
  118. Лар Л. А. Использование инновационных технологий в изучении художественно-графических дисциплин // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М.: МПГУ, 2002. — С. 342−343.
  119. М.М. Технологии профессионально-педагогического образования: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. -М.: Академия, 2001. 272 с.
  120. H.A. Компьютерные технологии в развитии художественных способностей учащихся общеобразовательной школы: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1999.-21 с.
  121. В.Е., Лепская H.A. Компьютер в художественном образовании: Учебное пособие. М.: Сапфир, 1993. — 64 с.
  122. И.Я. Педагогические основы методов обучения. М., 1981.
  123. .Т. Драматическая педагогика. М.: Педагогика, 1983. — 114 с.
  124. О.Б. Интеграция знаний в процессе изучения произведений искусств младшими школьниками: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М, 1980.
  125. С.П., Крылов В. П. Орнаментальная композиция на уроках изобразительного и прикладного искусства: Книга для учителя. М.: Молодая гвардия, 1997. — 58 с.
  126. И.А. Развитие кративности подростков в процессе художественной деятельности: Автореф. дисс.канд.пед.наук. -Минск, 1996.- 176 с.
  127. А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. -192 с.
  128. Т.Д., Полева Н. С. Роль государственной академии художественных наук в научной судьбе Б.М. Теплова // Вопросы психологии. 1998. — № 4. — С. 94−102.
  129. М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. -М., 1972.-550 с.
  130. Ш. Махмутов М. И. Теория и практика проблемного обучения. Казань, 1972.-551 с.
  131. Э. Как учить детей рисовать? Экспериментально-психологические основы преподавания рисования. Петроград, 1909. -32 с.
  132. Мелик-Пашаев A.A. Педагогика искусства и творческие способности -М.: Знание, 1981.-96 с.
  133. Мелик-Пашаев A.A. Способность к применению цвета в качестве выразительного средства как компонент художественной одаренности: Дисс. канд. псих. наук. -М., 1996.
  134. Мелик-Пашаев A.A., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. М.: Педагогика, 1987.- 126 с.
  135. Методы педагогических исследований / Под ред. В. И. Журавлевой. -М., 1972.- 159 с.
  136. Х.Ф. Формирование педагогической готовности студентов к преподаванию изобразительного искусства в школе. М., 1990. -174 с.
  137. Морев O. JL, Юрина Г. В. Изобразительное искусство и художественная культура. Искусство и образование. Ижевск: Изд-воУдГУ, 1995.-С. 84−90.
  138. Г. В., Карева H.H. Трудовое и эстетическое воспитание студентов. Казань, 1991.- 183 с.
  139. B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981. — 240 с.
  140. С.И. Педагогическое руководство изобразительной деятельностью школьников в условиях комплекса искусств: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1994. 18 с.
  141. Т.В. Психологические условия развития изобразительной деятельности детей 4−8 лет: Дисс. канд. псих. наук. М., 2001.
  142. Т.С., Полат Е. С. Средства обучения, технологии создания и использования. М.: УРАО, 1998. — 204 с.
  143. .М. Дидактика глазами художника. / Педагогика, 1996. -№ 3. С. 19−24.
  144. .М. Культура. Искусство. Образование. М., 1993. — 80 с.
  145. .М. Распахни окно. Мысли художника об эстетическом воспитании. М.: Молодая гвардия, 1974. — 186 с.
  146. H.H. Психолого-педагогические аспекты подготовки специалистов в вузе. М., МГУ, 1985. — 112 с.
  147. P.A. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. Казань: КГУ, 1975. — 305 с.
  148. О.И. Исследование по психологии художественного творчества. М., 1972. — 155 с. 152.0дноралов Н. В. Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. М., 1988.
  149. .В., Эйнгорн Н. К. Духовные ценности: проблема отчуждения. -Екатеринбург, 1993.
  150. В.И. Активность и самостоятельность воспитания учащихся // Педагогика. 1983. — № 3.
  151. Г. И. Учитель изобразительного искусства и его работа. -М., Просвещение, 1972.156.0сорина М.В. О роли рисования в развитии мышления ребенка // Психологи производству и воспитанию. -Я., 1987.
  152. Оценка, отметка, критерии успешности в педагогике искусства: Круглый стол // Искусство в школе. 1994. — № 4. — С. 12.
  153. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1996. — 603 с.
  154. Т.Д. Критерии оценки изобразительной деятельности школьников // Советская педагогика. 1991. — № 12. — С. 48−50.
  155. Т.Д. Формирование представлений о способе изображения у младших школьников в процессе педагогического руководства: Дисс. канд. пед. наук. -М., 1989.- 158 с.
  156. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М., 1980. — 240 с.
  157. А.И. Профессионально-педагогическая подготовка будущих учителей // Советская педагогика. М., 1982. — № 12. — С. 43.
  158. К.К. Проблемы способностей. М., 1972.-312 с.
  159. К.К. Система психологии и теории отражения. М.: Наука, 1982.-809 с.
  160. Ю.А. Воображение и способности. -М., 1982.
  161. Ю.А. Изобразительное искусство: Пособие для учителя. -М., 1997.
  162. Ю.А. Соотношение учебной деятельности и творчества детей на занятиях изобразительным искусством // Вопросы психологии. 1998. — № 5. — С. 94.
  163. М.К., Капальдо А. Творчество и выражение // Курс художественного воспитания. М.: Советский художник, 1981. — № 1. — 1982.-№ 2.
  164. Примерные программы по изобразительному искусству для школ 1 и 2 ступени. -М., 1920.
  165. Программа преподавания изобразительного искусства в единой и трудовой школе. Петроград, 1921.
  166. Программы, учебные планы мужских гимназий и прогимназий / Сост. П. Горбунов.-М., 1980.
  167. Психологические и психофизиологические особенности студентов / Под ред. Пейсахова Н. М. Казань, 1977. — 296.
  168. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. П. Мещерякова. -М.: Педагогика-Пресс, 1998.-440 с.
  169. Психологический словарь. М.: Педагогика, 1983. — 448 с.
  170. Психология рисунка и живописи // Вопросы психологии исследования формирования образа: Сборник статей / Ред. Е. И. Игнатьев. М., 1954.
  171. Психология художественного творчества: Хрестоматия / Сост. К. В. Сельченок. Минск: Харвест, 1999. — 752 с.
  172. Пути совершенствования профессиональной направленности в педагогическом вузе. Саратов, 1975. — 383 с.
  173. Развитие и диагностика способностей / Под ред. В. Н. Дружинина, В. Д. Шадрикова. М.: Наука, 1991.
  174. Развитие творческих способностей на занятиях изобразительным искусством. М.: МГПИ, 1983.
  175. Рисование на начальной ступени обучения в связи с лепкой и черчением: Пособие для воспитателей и преподавателей / Сост. В. И. Бейер, А. К. Воскресенский и др. Петроград: Начатки знаний, 1918. — 135 с.
  176. К. Дети художники. — М.: В. М. Саблин, 1911.-84 с.
  177. И.М. Психология фантазии. Минск: Изд-во БГУ, 1977. — 312 с.
  178. Роль искусства в развитии способностей. / Под ред. Е. К. Чухман М.: Педагогика, 1985.- 144 с.
  179. JI.B. Взаимосвязь видов художественно-педагогической деятельности учащихся педучилищ как условия эффективности профессиональной подготовки учителей начальных классов: Дисс. канд. пед. наук. Минск, 1993.
  180. H.H. История методов обучения рисованию. Русская и советская школа.-М.: Просвещение, 1981.-240 с.
  181. H.H. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебное пособие для студентов ХГФ пединститутов. М.: Просвещение, 1980. — 239 с.
  182. H.H. Очерки по истории методов обучения рисованию М.: Просвещение, 1983. — 289 с.
  183. С. Jl. Проблемы способностей и вопросы психологической теории // Психология индивидуальных различий. -М., 1982.
  184. Л.Б. Изобразительное искусство в школе. Дидактика и методика: Учебное пособие. Ижевск: Издво Уд. ГУ, 1992. — 312 с.
  185. А.И. Коллективная изобразительная деятельность // Начальная школа. 1989. — № 12. — С. 73−77.
  186. Л.Г. Изобразительное искусство и среда /Комплект интегрированных полихудожественных программ. М.: Магистр-Пресс, 2000.-С. 69−113.
  187. Н.Г. Знак и символ в обучении. М., 1988.
  188. A.M. Курс рисования. СПб., 1889. — 106 с.
  189. Л.Н. Становление творческой личности в условиях развивающейся среды: концепция и механизм развития. Балашов: БГПИ, 1999.
  190. М.Н. Совершенствование процесса обучения. М.: Педагогика, 1971.-208 с.
  191. В.А. Педагогическая деятельность и проблема формирования личности учителя // Психология труда и личности учителя. Л., 1976. — С. 30−45.
  192. В.А. Теория и практика высшего образования: от деятельности к личности. М., 1995. — 272 с.
  193. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М., 1976. — 160 с.
  194. В.А., Исаев И. Ф., Шиянов E.H. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Под ред. В. А. Сластенина. -М.: Академия, 2002. 576 с.
  195. В.А., Мищенко А. И. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя // Советская педагогика. 1991. — № 10.-С. 79−84.
  196. В.А., Подымова A.C. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. — 224 с.
  197. Н.Ф. Педагогическая практика по изобразительному искусству в системе подготовки учителей начальных классов: Дисс. канд. пед. наук. М., 1989. — 175 с.
  198. М.В. Влияние художественной изобразительной деятельности на ценностные ориентации подростков: Дисс. канд. псих. наук. Хабаровск, 1999.
  199. Н.П. Рисование в дошкольном детстве. М.: Просвещение, 1965.
  200. Т.А. Особенности проявления содержательных, операционных и мотивационных компонентов в учебной изобразительной деятельности младших школьников. Архангельск, 1994.
  201. Социальное и национальное. Опыт этносоциологического исследования по материалам Татарской АССР. М.: Наука, 1973.
  202. A.B., Иванова Г. И., Нечаев H.H. Архитектура и психология.- М.: Стройиздат, 1993. 295 с.
  203. JI.H. Жизнь, Творчество. Человек. М.: Изд-во УДН, 1990.- 149 с.
  204. Д. Новый путь художественного воспитания юношества и детей. -М., 1907.
  205. А.Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1980.
  206. A.B. Проблема подготовки учителей начальных классов педагогических институтов по рисунку с натуры: Дисс. канд. пед. наук. -М., 1963.
  207. Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. Спб., 1998.
  208. В.А. О художнике, о творчестве, о книге. М.: Молодая гвардия, 1966. — 128 с.
  209. В.А. Реализм в детском рисунке // Книга о Владимире Фаворском / Сост. 10. Молок. М.: Прогресс, 1967. — С. 217−274.
  210. Философский словарь. М., 1987. — 590 с.
  211. H.H. Урок искусства в начальной школе и художественная культура. М., 1991. — 92 с.
  212. И.Г. Комплексное тематическое планирование обучения как средство повышения его эффективности: Дисс. канд.пед. наук. -Иркутск, 1983.-202 с.
  213. Хан-Магомедов С. О. Психоаналитический метод Н. Ладовского -основа пропедевтической дисциплины «Пространство» во ВХУТЕМАСе ВХУТЕИНе // Техническая эстетика. — 1982. — № 4. -С. 27−32.
  214. . Мои ученики работают па компьютере. М.: Просвещение, 1989.-94 с.
  215. И.М. Формы учебной работы в средней школе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988. — 160 с.
  216. Ю.К. Основы проектирования педагогических технологий в техническом вузе. Тольятти-Москва, 1992. — 122 с.
  217. Р.Х. Мотивация и стимулирование качества педагогической деятельности в ССУЗ, Часть 1. Мотивирующее управление. Казань, ИССО РАО, 1996.-56 с. 227.1Пмит Ф. И. Искусство как предмет обучения. Харьков, 1923. — 63 с.
  218. Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981.
  219. Т.Я. Развитие детского творчества средствами декоративно-прикладного искусства: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1965.
  220. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1986. 144 с.
  221. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1983. — 303 с.
  222. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: МГУ, 1996. — 96. с.
  223. П.М. Психология художественного творчества. М., 1970.
  224. С.Г. Соотношение зрения и осязания в восприятии формы детьми дошкольного возраста // Вопросы психологии. 1957. — № 3.
  225. В.А. Педагогическая психология: учебное пособие. СПб., 1098.-638 с.
  226. Е.Р. Педагогические условия формирования ценностных ориентаций у учащихся. Челябинска, 1996.
  227. Gardner Н. Creating minds. New York: Basic Books, 1993.
  228. Jones T.P. Creative learning in perspective. London: Press, 1972.
  229. McKinnon D.W. The personality correlates of creativity: a study of American architects. In Vernon P.E. (ed.): Creativity, 1972.
Заполнить форму текущей работой