Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Философско-праксиологические основы соуправления развитием личности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обобщая научно — философские праксиологические пути формализации соуправляемой личности и ее индивидуальной философии личностного бытия как способа постижения новой духовно — нравственной парадигмы непрерывного саморазвития субъекта кластерной системы, мы представляем примерные философско-концептуальные основы теории, праксиологии социального развития личности, это прежде всего: становление… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ.сЗ
  • ГЛАВА I. Соуправление развитием личности как социально-исторический процесс. с
    • 1. 1. Сущность понятия «соуправление» развитием личности. с
    • 1. 2. Закономерности соуправления развитием личности. сЗЗ
    • 1. 3. Соуправление развитием личности как развивающийся процесс. с
  • Выводы.с
  • ГЛАВА II. Теоретико-методологические принципы построения модели соуправления развитием личности. с
    • 2. 1. Социально-ценностные ориентиры моделирования соуправления развитием личности. с
    • 2. 2. Философско-праксиологические параметры структуры соуправления развитием личности. с
    • 2. 3. Принципы функционирования философско-праксиологической модели соуправления развитием личности. с
  • Выводы.с

Философско-праксиологические основы соуправления развитием личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Российское общество находится в состоянии перехода к новому порядку. Упрощенное представление о механизме функционирования и совершенствования личности привело к схематическому представлению о структуре образования и общества. Измерение отношений воспитания, развития личности и структуры образования только линейными связями управления из вне уже не может дать полного представления о них во всей целостности их функционирования и места в макрои микроуровнях изменяющегося общества. Российскому же обществу необходима личность, достигшая духовно-ценностную парадигму саморазвития. Это несоответствие требований общества и результатов развития личности выступает первопричиной и основанием модернизации образования. Для модернизации образования важно видеть процессы в их единстве: «образы» прошлого и настоящего развития личности и «проекты» будущего, что требует изучения значимых структур и их функций. Поэтому особое значение имеет обобщение уже сложившихся закономерностей развития личности, объективной обусловленности практики и механизмов обратного воздействия на социально-историческое развитие общества.

Необходимо проведение исследований, в ходе которых следует выявить внутриструктурные и внутрифункциональные нелинейные взаимосвязи, вносящие инновационное в представление о реальном положении и их роли в развитии социально-адекватной личности. Данное исследование требует новых научных знаний, новых теоретико-методологических подходов, так как духовно-ценностное саморазвитие личности без активного подключения самого воспитуемого невозможно. Так проблема управляемого развития личности принимает форму соуправляемого развития, а затем соуправляемого саморазвития.

В научной литературе представлены лишь некоторые или общие методологические подходы к данной проблеме. Это побудило нас на исследование с обновленных позиций теоретико-методологических основ соуправления развитием личности ученика. В условиях модернизации образования актуальность данной темы обусловлена выявлением структурных и функциональных закономерностей, обоснованием социально-ценностных ориентиров. Также необходимо выявить основание философско праксиологической модели как способ постижения новой духовно-нравственной парадигмы соуправляемого саморазвития и выработать теоретико-методологические принципы соуправления.

Степень разработанности проблемы. Из трудов классиков философии известно, что первым призвал к самопознанию Фалес «Познай самого себя», за ним следует Гераклит «Я искал самого себя. все движется», но впервые в центре учения поставил духовную нравственность человека Сократ «Познай самого себя и ты познаешь мир"1. Познание по Платону «Мир вещей, мир идей. степени ясности четырех видов знания. разделенная линия"2, по Аристотелю «лестница познания. разумная душа"3, по Сенеке познание «безгранично"4 — крайне редкое в античности утверждение. Марк Аврелий первым разделяет душу и разум, указывает на необходимость приведения в соответствие своего внутреннего мира (подвластного человеку) к внешнему миру (неподвластному человеку) «Загляни в свое нутро! Там, внутри, источник добра, который способен бить, не иссякая, если до него постоянно докапываться"5. У Вана Шоужень в теории познания есть тезис «об интуитивном познании мира» как процессе «самопознания"6. По Спинозе «познание интуиции. достоверное знание.Свобода человека. .сапознанием"7, т. е. высшей целью человека должно быть стремление к самопознанию. Свобода — познание.

1 Аристотель. Метафизика. M., 1957; Гераклит. О природе, (фрагменты).//Хрестоматия по истории Древнего мира. / Сост. Полонина С.П. М. Учпедгиз., 1953; Платон. Апология Сократа. M., 1976;

2 Платон. Государство. М., 1976; ВеликШ греческш мудрецъ Сократъ. М., Тип. T-го Дома «М. В. Балдинъ и К», 1911, С 1−62.

3 Аристотель. Метафизика. М., 1957; Аристотель. О душе. М., 1957;

4 Сенека Л. А. Нравственные письма к Луцилию.// Если хочешь быть свободным./ Сост. Легостаева М. В. — М. Политиздат., 1992, С.7−110;

5 Разиышления Римского императора Марка Аврелия о том, что важно для самого себя. М., «М. В. Болдинъ и К»., 1911, С.2−64;

6 Ван Шоужень (Янминь). Записи преподанного и воспринятого// Религия в истории народов мира. М. Политиздат., 1965, С.273−295.

7 Спиноза Б. Трактат об усовершенствовании разума. Краткий трактат о боге, человеке и его счастье.// Избранное. М., 1992. необходимости. Путь к свободе — это нахождение условий, при которых внешняя необходимость становится внутренней. Этическое учение Ж. Руссо и его последователя И. Канта дает понятие «ценности» в специальном смысле, разводит сущное и должное, реальность и идеал. По Канту «Нравственная ценность. требования, обращенные к доброй воле, цели, стоящей перед человеком. Самый главный предмет в мире — это человек, ибо он для себясвоя последняя цель"1. Центральным моментом произведений И. Канта является учение о «вещах в себе» и способах их познания. По Канту «Рассудок ничего не может созерцать, а чувства ничего не могут мыслить. Только из соединения их может возникнуть знание"2. По Гегелю духовное развитие человека повторяет стадии самопознания мирового духа с «чувственного познания» до «абсолютного знания». «Дух по существу дела действует, он делает себя тем, что он есть в себе, своим действием, своим произведением, таким образом, он становится предметом для себя, таким образом, он имеет себя как наличное бытие перед собой."3. По Ф. Ницше «воля к власти"4 — сущность жизни, энергия, движущая человеком и обществом на пути духовно-ценностного развития. По А. Бергсону сущность жизни может быть познана только посредством интуиции. Постижение истины жизни путем проникновения «в самую сущность, постижение жизнью самой себя. самонаблюдение, самосозерцание"5. Человек на основе присущих ему стремлений к самодеятельности, к самоопределению в процессе свободы и творчества осознает собственную самоценность.

М. Хайдеггер рассматривает феномен человека в работе «Бытие и время» и вводит понятие «экзистенция». По мнению философа, только «сосредоточенность на будущем» дает «подлинное существование» (экзистенцию) личности. По И. А. Ильину любовь — «основная движущая.

1 Кант И. Критика практического разума. // Сочинения. М., 1964;

2 Кант И. Критика чистого разума // Сочинения М., 1964;

3 Гегель Г. Феноменология духа. М., 1968;

4 Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М., 1990;

5 Бергсон А. Очерк о непосредственных данных сознания. М., 1990. сила. .духовного обновления"1 и является источником создания новой культуры. По Э. Фромму любовь — «ключевой образ — понятие» — чувство, которое определяет корневые основы человеческой жизни как деятельностная озабоченность о благе другого и имеет проявления «активного характера"2. По Ж. П. Сартру «Бытие — для — себя» — жизнь человеческого самосознания, осознание себя в человеческом мире, проявление своей свободы в выборе, «экзистенциональный выбор» определение своего бытия на будущее. «Маленькие жизни» связаны «экзистенциональным узлом» — решением, за которое несет ответственность сам человек. «Бытие — для — другого» проявляется в отношении к другому, в борьбе за признание личности в глазах другого. «Экзистенциализм — это гуманизм"4, гуманное отношение к другим и к себеэто человеколюбие, уважение, умение ценить себя и другого на основе понимания самоценности жизни каждого человека. По П. Сорокину бескорыстная любовь проявляется как «психологический опыт, внешнее поведение и социальное взаимоотношение"5 во взаимодействиях между субъектами. По мнению философа, любить и быть любимым — самый важный «витамин» счастливого развития жизни человека.

Познанию и развитию личности человека посвящены работы классиков педагогики и психологии Я. А. Коменского, Д. Локка, А. А. Ухтомского, К. Д. Ушинского, П. П. Блонского, J1.C. Выготского, С. Т. Шатского и др. Данные изыскания — методологический фундамент современных инновационных процессов. Как в сплаве различные сочетания элементов, их пропорций дают различные результаты, так и в мировоззрении происходят аналогичные процессы. Через познание личности осмысливается весь уклад человеческой жизни, выражаются определенные системы ценностей, выстраиваются «образы» прошлого и «проекты» будущего, одобряются или не одобряются реализация и самоинтеграция личности в обществе. Через соотнесение с нормами и идеалами.

1 Ильин И. А. Путь к очевидности. М., 1993, С.290;

2 Фромм Э. Душа человека. М., 1992, С. 178−204;

3 Сартр Ж. П. Бытие и ничто. М., 2000;

4 Сартр Ж. П. Экзистенциализм — это гуманизм. М., 2000;

5 Сорокин П. Главные тенденции нашего времени. M., 1997, С. 253. осуществляется оценивание — определение ценности происходящего с точки зрения индивидуального миропонимания. Система ценностных ориентаций играет ведущую роль в индивидуальном мировоззрении.

Данная проблематика разрабатывалась в трудах таких известных исследователей как B.C. Соловьев, А. Ф. Лосев, JI.H. Столович, В. П. Тугаринов, Д. Л. Андреев, Л. М. Архангельский. Отдельные проблемы сотворчества, сотрудничества освещались педагогами, психологами: Ш. А. Амонашвили, В. Г. Бочаровой, И. П. Волковым, Т. И. Гончаровой, А. А. Дубровским, И. П. Ивановым, Е. И. Ильиным, Е. Ю. Сазоновым, Р. Е. Тимофеевой, С. Н. Чистяковой, В. Ф. Шаталовым. Философские труды 3. Фрейда, B.C. Соловьева, Э. Фромма, Ю. Т. Маркова, В. М. Димова имеют большое значение для понимания ценностных основ процесса соуправления. Важную философско-методологическую роль в изучении ценностного уравновешивания внутреннего и внешнего мира человека имеют труды В. Г. Белинского, Н. А. Бердяева, М. М. Бахтина, О. С. Анисимова, Б. С. Гершунского, М.К. Мамардашвили1.

Новая волна интереса к проблемам отношений внутреннего и внешнего мира человека наблюдается в России в 80-е годы XX в. Особенностью новых исследований является отсутствие опоры на предшественников, попытка разработать вопрос как бы с нуля. Исследования ведутся в направлении изучения внутриструктурных и внутрифункциональных нелинейных связей открытых систем и их взаимосвязей между собой и со средой. Это представлено в трудах Г. Хакена, И. Стенгерса, И. Р. Пригожина, Р. С. Карпинской, Е. В. Князевой, С. П. Курдюмова, М. С. Ельчанинова и др. Человек рассматривается как открытая нелинейная диссипативная система неравновесного порядка. Методологию ценностного развития разрабатывают ученые Якутии: В. Д. Михайлов, А.Г.

1 Белинский В. Г. Взгляд на русскую литературу. // Белинский В. Г., Герцен А. И., Чернышевский Н. Г., Добролюбов Н.А./ Сост. А. Ф. Смирнов — М., 1988; Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989; Бахтин М. М. К философии поступка. М., 1986; Анисимов О. С. Аксиология мышления. М., 1977; Гершунский Б. С. Образование III тысячелетия: гармония знания и веры. М., 1997; Гершунский Б. С. Менталитет и образование. M., 1996; Мамардошвили М. К. Классический и неклассический идеалы рациональности. М., 1984;

2 Хакен Г. Синергетика. М., 1980; Пригожин И. Р., Стентерс И. Время, хаос, квант. М., 1986; Пригожин И. Р. Философия нестабильности. М., 1997; Князева E.H., Курдюмов С. П. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным.// Вопросы философии. — 1992, — № 8- Ельчанинов М. С. Модернизация России: синергетические аспекты. Автореферат на соиск.уч.степ. Канд.соц.наук., — М., 2000.

Новиков, Т. П. Родионов, А. П. Оконешникова, О. Т. Рабинович и др.1.

Но в этих работах специально не изучены проблемы соуправления социально-ценностным развитием личности. Проблема соуправления социально-ценностным развитием субъектов системы «учитель — ученик — родители» как целостное, единое, общее еще не стала темой теоретического исследования, глубокого философского осмысления в обновляющихся взаимоотношениях человека и общества. В целом изыскания названных исследователей составляют теоретическую базу исследования процесса соуправления развитием личности. Необходимо их сопоставить, свести воедино и выстроить систему соуправления развитием.

Целью данного исследования является создание философско-праксиологической модели соуправления развитием личности на основе выявления и раскрытия закономерностей функционирования и развития данного процесса.

Цель обусловила постановку и решение следующих задач:

1. Определить сущность «соуправления развитием личности» и сформулировать определение понятия.

2. Раскрыть закономерности соуправления развитием личности.

3. Выявить структурные компоненты соуправления развитием личности.

4. Определить социально-ценностные ориентиры соуправления развитием личности.

5. Выявить философско — праксиологическое измерение соуправления развитием личности.

6. Выработать принципы функционирования философско — праксиологической модели соуправления развитием личности.

Объектом исследования является сложный, динамический процесс соуправления развитием личности субъектов системы «учитель — ученик.

1 Михайлов В. Д. Проблемы гражданского общества в курсе социальной философии // Вопросы преподавания философии и общественных наук. — Якутск, 2001; Новиков А. Г. О менталитете Саха. Якутск, 1995; Новиков А. Г. Опыт педагогической рефлексии субъекта образования. // Вопросы преподавания философии и общественных наук. — Якутск, 2001; Родионов Т. П., Тобуков П. З. О проблемах формирования социально-адекватной личности в современных условиях.//Наука и образование. — Якутск 2001. № 2. С. 94−97- Рабинович О. Т. Аксиологические аспекты социально-профессионального развития личности учителя. Дисс. на соиск.уч.степ. к.ф.н. Якутск-, 2000. родители" с целью формирования социально востребованной личности.

Предметом исследования являются теоретико-методологические основы соуправления развитием личности в условиях сотрудничества и сотворчества объектов и субъектов воспитания.

Философское и праксиологическое осмысление открытой системы «учитель — ученик — родители» позволяет выдвинуть следующую гипотезу. самореализация личности на основе учета социально-ценностных ориентиров есть самоопределение и формализация внутреннего и внешнего предела ее возможностей в целом как новая духовно-нравственная парадигма саморазвития соуправляемой личности обновляющегося общества.

Методологические основы исследования. Методологической основой исследования являются принципы социальной философии, педагогики, психологии и философской антропологии, способствующие раскрытию сущности и содержания соуправления становлением и развитием личности в современных условиях.

Основные результаты, полученные соискателем, их научная новизна состоит в том, что:

1. Установлено, что сущностью соуправления выступает неравновесное взаимодействие. Координированная, кооперированная, сконцентрированная духовно-нравственная сила и добрая воля учителя и родителей действует центрированно на неустойчивые духовно-нравственные структуры ученика и неустойчивые колебания духовно-нравственной структуры ученика коррелируются. Форма степеней неустойчивости объекта вступает в согласование соотношений с формой степени устойчивости субъектов и становится равной. Возникающая стимулирующая точка роста формирует позитивную перестройку внутренних структур ученика. Под воздействием обратных нелинейных связей ученик сознательно делает свободный добровольный выбор развития. Так возникает следующая точка роста. На ее основе учеником принимается добровольное свободное решение о дальнейшем совершенствовании. Таким путем возникает структура самостимулирующего развития. Сформулировано понятие «соу правление развитием личности». Соуправление — процесс позитивного взаимодействия, координации, кооперации центрированной концентрации духовной нравственности элементов открытой неравновесной кластерной системы на основе обратных нелинейных созидающих взаимосвязей, обеспечивающий овладение деятельностно практическим способом постижения новой духовно-нравственной парадигмы непрерывного саморазвития личности.

2. Эксплицированы закономерности соу правления развитием личности, главными из которых являются: добровольность, согласованность, открытость, диалогичность, неравновесность, обратные позитивные нелинейные созидающие взаимосвязи разновозрастных структур.

3. Выявлена структура соуправления, содержащая основные компоненты: систематизирующее, одухотворяющее ядро — учительученикреферентные лица (родители и др.).

4. Определены социально-ценностные ориентиры, заключающиеся в стремлении к идеалам, в выработке программы действий и жизни субъектавыражающиеся в духовно-ценностной направленности поступков на основе внутреннего морального закона.

5. Выявлено философско-праксиологическое основание модели соуправления, сводящееся к овладению способом постижения новой духовно-нравственной парадигмы непрерывного саморазвития. Философско-праксиологическое измерение соуправления имеет два уровня овладения данным способом. Первый — формируется личность качественно готовая к соу правлению саморазвитием. Второй — формируется личность, качественно готовая к дальнейшему саморазвитию.

6. Сформулированы принципы соуправления, главными из которых являются: принцип добровольности, согласованностивсеобщей позитивной обратной созидающей связиединства научного обеспечения и практической мудростипонимания самоцели развития и самоценности жизни человека.

Практическая значимость. Полученные результаты, теоретикометодологические исследования, выводы, принципы, выработанные в работе, могут использоваться в науке для дальнейшей разработки конкретных аспектов соуправления. Философско — праксиологическая модель соуправления развитием личности, ее самосовершенствования можно использовать в социально-профессиональной подготовке. Материалы работы могут быть использованы специалистами духовной и материальной сфер производства, в лекциях, семинарах и спецкурсах по антропо — центристской педагогике и социологии.

Апробации исследования: осуществлена на Саха — Германском симпозиуме в марте 1997 годачерез классно-урочную и внеклассную работу по авторской программе на базе школ г. Нерюнгри: СШ № 2, СШ № 24 на Республиканском семинаре по программе «Познай и найди самого себя», Республиканских чтениях 1990, 1992 г., в городе Якутскена городских чтениях 1998 г., на II городской научно-практической конференции 2001 г., на III региональной научно-практической конференции 2002 г. г. Нерюнгрив виде печатных статей в журнале «Народное образование Якутии» № 1/2001 г. и научных сборниках ТИ (ф) ЯГУ г. Нерюнгри за 2002;2003 г. г., в сборниках Общественной академии «Шаг в будущее» за 2003 г., в форме рабочих сертифицированных программ в 1998 году по экономической демографии (1), по экономике природопользования (1), по культурологии (1) и в 2000 г. по экономической демографии (1), по экономике природопользования (1) в МЭСИ (г. Москва) — в конкурсе проектов фонда Форда в 2001.

Методологические и праксиологические материалы исследования обобщались на городских философско-методологических семинарах 28.12.2001 г., 28.02.2002 г., 7.04.2002 г., 22.03.2003 г. Практическая значимость результатов исследования была представлена в виде выступлений студентов и учащихся: на II-III научно-практических конференциях молодых ученых, аспирантов и студентов за 2002;2003 г. г. Нерюнгри.

123 Выводы.

Во второй главе обоснованы теоретико — методологические принципы построения модели соуправления развитием личности и содействия процессам воспитания соуправляемой личности как индивидуальной философии личностного бытия, как способа постижения новой духовно — нравственной парадигмы непрерывного саморазвития выявлено:

1. Духовное уравновешивание внутренних, внешних ценностей личности и внешнего их выражения как духовно — нравственного поведения выступает системообразующим элементом социализации. На этой основе формируются социально — ценностные ориентиры и установки личности, обеспечивая условия движения к самоопределению и самореализации в обществе. Возросший образовательный и культурный потенциал личности стимулирует дальнейшее движение к качественному обновлению как непрерывному самосовершенствованию;

2. построенная философско — праксиологическая модель соуправления развитием личности обеспечивает освоение деятельностно — практического способа постижения индивидуальной философии человеческого бытия как новой духовно — нравственной парадигмы непрерывного саморазвития личности. Творческая энергия, пластическая среда и фиксированная формальная структура откорректировали положение относительно друг друга и достигли устойчивого состояния;

3. Выработаны и сформулированы теоретико — методологические принципы всеобщей обратной позитивной созидающей связи и развития соуправления. Принципы являются основой руководства адаптации соуправляемой личности к изменяющимся требованиям общества. Главными принципами являются: принцип добровольности, согласованности разновозрастных структур, принцип обратной позитивной созидающей взаимосвязи.

Теоретические, праксиологические пути формализации морально нравственных основ социального личностного развития субъектов кластерной системы являются основополагающими научно — теоретическими подходами в обновлении философской интерпретации социализации личности ученика, учителя и других субъектов кластерной системы.

Обобщая научно — философские праксиологические пути формализации соуправляемой личности и ее индивидуальной философии личностного бытия как способа постижения новой духовно — нравственной парадигмы непрерывного саморазвития субъекта кластерной системы, мы представляем примерные философско-концептуальные основы теории, праксиологии социального развития личности, это прежде всего: становление и формализация морально — нравственных основ самосознания личности в диалектике философской мысли гуманитарной культуры, эпох и цивилизацийвхождение человека — личности в процесс непрерывного саморазвития путем постижения методологических аспектов самоуправляемого развития через кластерную системуосмысление и освоение морально — нравственных этических ценностных механизмов соуправляемой личности как сложноорганизованной системысоциальная реализация личностью Модели соуправления развитием субъекта как, меры самоуправления саморазвитием личностной системы в направлениях: учитель как фактор, система и ядро формализации гуманистического мировидения формализует гуманистическую и гуманитарную культуру субъектов кластерной системы, культивируя личность как самоцель развития, как критерий социального прогресса обществасубъект — личность постигает смысл самосовершенствования человечества через самопознание на основе овладения операциями самонаблюдения, самооценки, самоотчета, формирующими саморегуляциюсубъект — личность развивает ментальное самосознание через идеальный и реальный образы самого себя на основе самоуважения, достоинства и доминанты поведения, развивая «Я — концепцию» и углубляя социализацию на основе самоконтроля и обратной позитивной связисубъект — личность формализует самоуправление доминантой господствующих нравственных потребностей и эмоций, разумным самоконтролем позитивных мыслей и желаний, развитием воли и твердости характера, то есть формализует самоуправление изменением своего менталитета, как качественной характеристики ментальности личности, как постижения смысла человеческой деятельностисубъект — личность формализует эволюцию ментальности личности на основе фундаментальных целей и использования новых возможностей самосовершенствования, формализуя постижение смысла бесконечности эволюции и ее непрерывностисубъект — личность формализует ускорение эволюции ментальности через доминанту установок, методов и приемов визуализации, утверждении, вербализации, исполнения роли, подпитывания своего мозга, позитивного общения и обучения другихформализует методы и приемы ускорения эволюции ментальности как средства операции и результаты этого ускорениясубъект — личность овладевает технологией самосовершенствования, формализуя спокойствие своей души, разумную уверенность в себе, самостимулируя дальнейшее самосовершенствованиесубъект — личность формализует единое интегративное образовательное пространство знания и веры, науки и образованиясубъект — личность формализует как непрерывный фактор систему соуправления развитием личности ученика, как движущею силу саморазвития личности и обществасубъект — личность формализует подсознательные ценности (значимости) как точку опоры осмысления и осознания саморазвития личности, как причину, фактор, механизм и результат эмоционально — ценностного развития личности в процессе менталеобразованиясубъект — личность формализует модуль саморазвития как функциональную, структурную единицу модели, ее частей, процесса самосовершенствования, как меру менталеобразования общества;

Итак, в наше время российское общество находится в состоянии выбора дальнейшего пути развития. Переструктурируясь, обновляющееся российское общество проходит через дезинтеграцию, хаос, распад к новому порядку и качественно — новой структуре. Поэтому соуправление развитием личности школьника становится одной из самых актуальнейших проблем, ибо в будущем обществе будут жить взрослые нынешние дети.

Соуправление развитием личности ученика как субъекта кластерной системы формирует овладение способом постижения новой духовнонравственной парадигмы непрерывного саморазвития личности, в свою очередь формализует смысл научной парадигмы развивающегося, общества.

Заключение

.

Данное исследование представляет собой философско-праксиологическую теорию осмысления социализации личности ученика, учителя и других субъектов кластерной системы, востребованной коренными социально — экономическими условиями всего общества, обосновывает философско — праксиологический подход к проблеме соуправления развитием личности в условиях модернизации образовательного пространства в России.

Осмысление процессов соуправления развитием личности ученика как субъекта кластернойсистемы, выводящих соуправляемую личность на уровень самоуправления саморазвитием и самосовершенствованием как социальную систему, требовало многолетнего изучения практики, теории и методологии развития морально — ценностного самосознания личности, сфер педагогической, психологической и философской деятельности открытого непрерывного образовательного пространства обновляющегося российского общества.

В исследовании сделана попытка систематизации причин, мер, факторов, технологий, стратегий, тактик, обеспечивающих процессы соуправления развитием личности и выводящих соуправляемою личность на уровень самоуправления в дальнейшем самосовершенствовании, а также представлено осмысление ценностей саморазвития личности как системы, формализующей переструктурирование общества в качественно — новую систему, формирующую новый порядок общества на основе изменения парадигмы.

В исследовании представлены авторская позиция, обобщения, адаптивная технология, которые наиболее эффективно влияют на жизненную и социально — ценностную самоактуализацию личности, являются апробированной методологией воспитания соуправляемой личности, позитивно решают задачи переосмысления приоритетов развивающегося общества в условиях модернизации образования.

В работе акцентируется внимание на духовно — нравственную направленность образования, на приоритетность осознаваемых знаниевых ценностей и подсознательных значимостей (подсознательных ценностей), которые являются точкой опоры модели соуправления развитием личности.

Процесс соуправления развитием личности ученика как субъекта кластерной системы определен автором как особая система образования, развития и воспитанияопределен как перспектива образования взаимодействия субъектов общества в сотворчестве, сотрудничестве, взаимопроникновении, взаимоподдержке и взаимообогащении.

В исследовании осмыслены механизмы — самоорганизации самопознания личности в процессе её социализации. Основополагающим фактором и приоритетом, который преобразуется через творческую деятельность в качественно — новую систему является учитель, его социально — ценностная культура и социально — профессиональное мастерство. При соуправлении учителя референтные лица кластерной системы осмысливают, осознают значимость позитивных влияний случайности, научаются методам и приемам самопознания и саморазвитияизучают критическое состояние зоны самостимулирующего роста, хаос, порядок, универсальные принципы соуправления, закономерности системы человека (сложность, открытость, нелинейность, дессипативность), осознают концепцию саморазвития, знакомятся и овладевают стратегиями современного мира, овладевают методологий соуправления развитием личности, то есть формируется новое мировидение, гуманистическая траектория межличностного взаимодействия и коммуникации.

Под воздействием учителя как самоуправляемой системы в то время, когда система человека находится в состоянии неустойчивости, включаются позитивные нелинейные обратные созидающие связи и происходит качественное изменение в развитии личности субъекта. Так хаос выступает позитивной творческой силой в процессе соуправления развитием личности и переводит систему человека на новый уровень развития, а в следствии этого и общество претерпевает социальные, духовный, экономические изменения.

На основе концепции самоорганизации в исследовании осуществлен системно — структурный подход к осмыслению социально — педагогических и психологических механизмов и условий процесса соуправления развитием личности ребенка, осмыслена и построена философско — праксиологическая модель этого процесса, имеющая эмоционально — ценностный, мотивационный, целеполагания, содержательный и процессуальный блоки, обеспечивающих систему кластерного взаимодействия в самосовершенствовании соуправляемой личности. Структурной и функциональной единицей формализации соуправляемой личности, а затем самоуправляемой личности, является модуль, имеющий унифицированный и стандартизирующий алгоритм. Модули пронизывают все блоки, представляющие области развития. Основой является эмоционально — ценностный блок, на который опирается весть процесс соуправления развитием личности ученика как субъекта кластерной. Этим отличается модель развития личности построенная автором, ибо в основе других авторских моделей развития личности лежат другие блоки: по Б. С. Гершунскому — блок целеполагания, А. А. Ухтомский и Г. К. Селевко считают основным блоком мотивационный. В работе автора описан процесс развития личности, обосновывающий ведущую функцию и роль в соуправлении развитием именно эмоционально — ценностный блок, представляющий систему, формализующую ценностные качества — личности, развивая гуманистичность, доброту, толерантность, чувство сопереживания, милостивость — милосердность, терпеливость, законоуважение и др.

Автор полагает, что на основе механизмов ценностей качественно — новая система личности в конечном итоге влияет на изменение всего российского социума.

На основе сконструированной модели соуправления развитием личности формализуются условия, факторы, методы, приемы, обеспечивающие процесс формализации веры как непременной основы обогащения и развития личностного жизненного и социально — деятельностного опыта.

Таким образом, сливаются результаты предшествующей продуктивной деятельности личности со средствами процесса, проникающего в данное время и начинают работать на будущее, развивая универсальность способов действия личности.

В исследовании выявлены и определены сущность и содержание понятия соуправление развитием личности, которое представлено следующий структурой: на основе эмоционально — ценностной потребности структуры личности и ее чувственных функций, во первых, развивается внутренняя мотивация, где ведущую роль играют внутренние доминантные ценностные потребностиво-вторых, ценностные внутренние мотивы формализуют внутреннее целеполагание и внутренний план действий личностив-третьих, внутренние морально — ценностные установки личности выражаются во внешнем плане действия и деятельности в виде и морально — нравственного поведения, что и является результатом соуправления развитием личности человека.

Установлено, что соуправление развитием личности ребёнка как субъекта кластерной системы становится непременным условием, фактором, средством, способом мерой, коррелятором соуправления и саморазвития личности в менталеобразовании.

Итак, цель и задачи исследования достигнуты и решены и гипотеза нашла своё подтверждение. В результате исследования получены следующие выводы:

1. Установлено, что сущностью соуправления выступает неравновесное взаимодействие. Координированная, кооперированная, сконцентрированная, духовно — нравственная сила и добрая воля учителя и родителей действуют центрировано на неустойчивые духовно — нравственные элементы структуры ученика и на этой основе формирует качественно — новую духовно — нравственную структуру открытой кластерной системы. Сформировавшиеся части новой структуры неравновесны. Под влиянием устойчивых колебаний духовно — нравственной силы и воли учителя и родителей неустойчивые колебания духовно — нравственной структуры ученика коррелируются. Форма степени неустойчивости объекта вступает в согласование соотношений с формой степени устойчивости субъектов и становится равным. Возникшая стимулирующая точка роста формирует позитивную перестройку внутренних структур ученика. Под воздействием обратных нелинейных связей ученик сознательно делает свободный добровольный выбор развития. Так возникает следующая точка роста. На ее основе учеником принимается добровольное свободное решение о дальнейшем совершенствовании. Таким путем возникает структура самостимулирующего развития.

Сформулировано понятие «соуправление развитием личности». Соуправление — процесс позитивного взаимодействия, координации, кооперации, концентрации, центрирования духовной нравственности элементов открытой неравновесной кластерной системы на основе обратных нелинейных созидающих взаимосвязей. Точкой опоры является безусловная, бескорыстная любовь как движущая, объединяющая, созидающая сила с обратной связью. Результатом соуправления является возникновение духовно — нравственного добровольного свободного выбора развития как точки роста ученика, принятие осознанного добровольного свободного его решения о дальнейшем совершенствовании как новой структуры самостимулирующего развития личности. На основе данных структур происходит овладение деятельностнопрактическим способом постижения новой духовно — нравственной парадигмы непрерывного саморазвития. Так процесс соуправления, выступающий как «особенное» фиксирует органический характер развития образования в «общем».

2. Эксплицированы качественные признаки и закономерности соуправления, главными из которых являются добровольность, согласованность, открытость, неравновесность, диалогичность, обратные позитивные нелинейные созидающие взаимосвязи разновозрастные структур кластерной системы. Данные закономерности выступают как «особенное» процесса соуправления и стимулируют развитие личности в «общем».

3. Выявлена структура соуправления как специфического социальноисторического явления, содержащая компоненты: системообразующее, одухотворяющее и фундаментирующее ядро кластерной системы — учительученикреферентные лица (родители, сверстники, герои, образы и др.). Данная структура выступает коррелятором «особенного» в социализации личности, актуализируя потенциальную качественно — новую структуру социума и обновляющегося общества в «общем».

4. Духовное уравновешивание внутренних, внешних ценностей личности и внешнего их выражения как духовно — нравственного поведения выступает системообразующим элементом социализации. На этой основе формируются социально — ценностные ориентиры и установки личности, обеспечивая условия движения к самоопределению и самореализации в обществе. Возросший образовательный и культурный потенциал личности стимулирует дальнейшее движение к качественному обновлению как непрерывному самосовершенствованию. Так духовно — нравственное развитие конкретной личности как «особенное» фиксирует процесс постижения Смысла существования человечества в «общем». Так духовно — нравственное развитие воплощается во внутреннем нравственном законе как «особенное», актуализируя изменение морали социума и обновляющегося общества в целом.

5. Построенная философско — праксиологическая модель соуправления развитием личности обеспечивает освоение деятельностно — практического способа постижения индивидуальной философии бытия как новой духовнонравственной парадигмы непрерывного самосовершенствования. Через эмоционально — ценностное взаимодействие, духовно — нравственную мотивацию, целеполагание, позитивное содержание процесса соуправления творческая энергия, пластическая среда и фиксированная формальная духовнонравственная структура откорректировали положение относительно друг друга и достигли устойчивого состояния. Так конкретная личность как «особенное» становится агентом саморазвития и самообразования в «общем». Образование как «особенное» выступает систематизирующим элементом обновляющегося общества и стимулирует его движение к качественному обновлению в «общем».

6. Выработаны и сформулированы теоретико — методологические принципы всеобщей обратной позитивной созидательной взаимосвязи и развития соуправления. Они являются основой руководства адаптации личности изменяющимся требованиям общества. «Общее» выступает первопричиной и основанием для развития адекватных социальных процессов «особенного». Сформировавшаяся социально адекватная личность как «особенное» на основе принципов добровольности, открытости, согласования, обратных позитивных созидающих взаимосвязей качественно изменяет «общее».

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ф. Философия информационных цивилизаций. М., 1994.
  2. Алдер Гарри. Технология НЛП, Санкт-Петербург., Питер, 2002. 223с.
  3. О.С. Роза мира. М., Мысль, 1991. 7с
  4. О.С. Аксиология мышления. М., 1977.
  5. П.К. Теория и современная наука,-М, 1970.
  6. Аристотель. Сочинения, -М., 1975.
  7. Аристотель. Поэтика. М., 1957.
  8. Аристотель. Метафизика. М., 1957.
  9. Аристотель. Метафизика. О душе.// Хрестоматия по истории древнего мира./ Под ред. акад. В. В. Струве, М., Учпедгиз, 1951. 336с.
  10. Ю.Аристотель. Политика и полития//Хрестоматия по истории древнего мира/ Сост. Полонина С. П. М., 1953. 237с.
  11. П.Баландин Р. К. Жизнь, смерть, бессмертие — Знак вопроса. -1992. -№ 2−3.
  12. З.Бахтин М. М. К философии поступка. М., 1986.
  13. Н.Богданов А. А. Всеобщая организационная наука., М., Новый город, 1997. 13с.
  14. B.C. Социальная философия, М., Фаир — Пресс, 2000. 560с.
  15. В.Г., Герцен А. И., Чернышевский Н. Г., Добролюбов Н.А./ Сост. А. Ф. Смирнов М., Педагогика, 1988. 384с.
  16. А. Символизм как миропонимание. М., 1994.
  17. Н.А. О рабстве и свободе человека, Париж., 1939.
  18. Н.А. Человек и машина. Знак вопроса. -1989. № 1.
  19. Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.
  20. А. Творческая эволюция. М., 2000.
  21. А.Н., Липатов Н. И., Тимченко А. В., Шапарь В. Б. Тайна личности. Харьков, 1996.
  22. К.В. Путешествие в страну «Я" — М., Сталкер, 1998. 448с.
  23. Бем И., Шнайдер П., Теория и методика продуктивного обучения// Народное образование, М., 2000.
  24. П.П. Избранное Пед. Произв. М, 1961.
  25. Р. Философы Древней Греции. Полное изложение концепции. д.ф.н./Пер. с англ. М., Центрполитграф, 2002. 346с.
  26. И.В. Основы технологии группового тренинга психотехники, М., 1989.
  27. Н.К. Теория научного знания Иммануила Канта. М., 1986.
  28. В.П. Сила подражания//Мудрость воспитания./ Сост. Бим-Бад Б.М., Днепров Э. Д., Карнетов Г. Б.- М, Педагогика, 1989. 301с.31 .Великш греческш мудрецъ Сократь. М., Тип. Т-го Дома «М. В. Балдинъ и К», 1911.62с
  29. JI.C. История развития высших психологических функций. Т.З. М., 1983.
  30. А.Г. Пространство и время//Вопросы философии. -1994. -№ 3.
  31. Гвардини Романо. Конец нового времени. Ростов на — Дону, Феникс, 1998.
  32. Г. Соч. Т.8, М., Мысль, 1971.
  33. Г. Эстетика. В 4-х тт. М., 1968.
  34. Г. Феноменология духа. М., 1971.
  35. Г. Наука логики. М., 1968.
  36. К.А. Об уме// Идеи эстетического воспитания в философии и педагогике XVII XIX в/ Сост. В. П. Шестаков. М., Искусство, 1973. 368с.
  37. Гераклит. О природе// Хрестоматия по истории древнего мира/Сост. Полонина С. П. М., Учпедгиз, 1953. 237с.
  38. .С. Образование III тысячелетия: гармония знания и веры (Прогностическая гипотеза образовательного триумфа). М., 1997.
  39. Гершунский Б, С. Философия образования. М., 1998.
  40. .С. Менталитет и образование М., 1996.
  41. .С. Педагогическая прогностика: методология, теория и практика. Киев, 1986.
  42. И.Ф. Идеи педагогического плана для среднего образования. Об этическом представлении о мире как о главной задачи воспитания//Идеи эстетического воспитания в философии и педагогике XVII XIX в/Сост. В. П. Шестаков. М., Искусство, 1973. 368с.
  43. Э.Н. Турчанинова. Введение в философию образования (Учебник для XXI века). М., 2000.
  44. П.С. Куда идешь, человек, Знак вопроса. 1991. -№ 7.
  45. . Парнхэм Э. Ораторское искусство путь к успеху. Санкт-Петербург, 1997.
  46. Дюгенъ. Греческш мудрецъ, М., Типография Вильде. Издание «Посредника», 1910. 63с.
  47. Диалоги о воспитании/ Составитель Свердлова О. Г. М., Педагогика, 1985. 249с.
  48. Джемс Уильяме. Психология в беседах с учителями, М., 2001
  49. В. Дорогами тысячелетия, М., 1976.
  50. Г. Призракъ живыхъ. Анотом1я и физюлопя души. Петроградъ., Новый Человъкъ, 1915. 192с.
  51. М.С. Модернизация России: синергетические аспекты. Автореферат канд. соц. наук., М., 2000.
  52. Л.Г. Мировая художественная культура, М., Академия, 1999. 445с.
  53. С.Н. Межкультурные взаимодействия в историческом процессе. Новосибирск., 1991.
  54. Жан Поль. Левана, или учение о воспитании.//Идеи эстетическоговоспитания в философии и педагогике XVII XIX в/Сост. В. П. Шестаков. М., Искусство, 1973.368с.
  55. Жемчужина мысли/Сост. Жадан А. А. Минск, 1991.
  56. Из истории русской гуманистической мысли /Сост., Малышевский А. Ф. М., Просвещение, 1999. 271с.
  57. И.А. Путь к очевидности. М., 1993.
  58. История философии/Отв. Ред. Кохановский П., Яковлев В. П Ростов на -Дону, Феникс, 2001. 576с.
  59. Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Как перестать беспокоиться и начать жить. М., Прогресс, 1992. 708с.
  60. И. Сочинения, Т.5 М., Мысль, 1966.
  61. И. Основы метафизики нравственности. М., 1999.
  62. Кесиди Феохарий. К проблеме «греческое чудо». //Культура. Ростов-на-Дону, Феникс, 1998. 576с.
  63. Е.Н., Курдюмов С. П. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным//Вопросы философии 1992. -№ 8.
  64. A.M. Диалектика способа производства общественной жизни. М., Прогресс, 1982.
  65. Я.А. Великая дидактика //Я.А.Коменский, Д. Локк, Ж-Ж Руссо, И. Г. Песталоцци. Педагогическое наследие/Сост. Кларин И. М., Джуринский А. Н., М., Педагогика, 1989. 412с.
  66. Н.И. Словарь справочник по психологии, — М., Политграф, 1996. 155с.
  67. Кон И. С. Открытие «Я». М., Наука, 1992.
  68. Я. Педагогическое наследие: пер. с польск./Сост. Чулкова К. П. М, Педагогика, 1990. 272с.
  69. Н.К. О коммунистическом воспитании школьников. М., Просвещение, 1987. 256с.
  70. Т.М. Воспитание нравственности. Задания и упражнения. Минск, Народная Асвета, 1983. 144с.
  71. Культурология/Науч.ред. д.ф.н., проф. Драч Г. В. Ростов на — Дон, Феникс,. 576с.
  72. Кун Т. Структура научных революций / Пер. с англ. М, 1977.
  73. Л. Психология успешного общения. Технология эффективных коммуникаций. М., Добрая книга, 2002. 400с.
  74. В.А. Искусство быть собой. М., Знание, 1977. 207с.
  75. В.И. О воспитании и образовании-М., Просвещение, 1987. 495с.
  76. Латинско русский словарь/Сост Дворецкий Х. Д., — М., 1972.
  77. В.П. Семейное воспитание ребенка и его значение// Мудрость воспитания./Сост. Бим-Бад Б.М., Днепров Э. Д., Корнетов Г. Б. -М, Педагогика, 1989. 301с.
  78. М. Античный мир, мифология, эстетическое воспитание. М., 1973.
  79. А.Ф. Античный космос и современная наука. М., 1927.
  80. А.Ф. Диалектика мифа//Лосев А. Ф. Из ранних произведений. М., 1990.
  81. Д. Об управлении разумом//Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж-Ж Руссо, Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие/Сост. Кларин И. М., Джуринский А. Н. М., Педагогика, 1989. 412с.
  82. В.В. От Гераклита до Дарвина. М., Учпедгиз, 1960. 479с.
  83. С. Опыт трансцендентальной философии. М., 1998.
  84. А.С. Трудовое воспитание, Минск. Народная Асвета, 1977. 255с.
  85. А.С. Воспитание гражданина, М., Просвещение, 1987. 304с.
  86. А.Ф. Введение в философию, М., 1999.
  87. А.Ф. Мир человека, М., 1999.
  88. М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности, М, 1984.
  89. А., Энгельс Ф. Сочинение. Изд.2-е, Т.20.
  90. В.В., Удалова И. В. Межэтническое сообщество: состояние, динамика взаимодействия культур. Новосибирск., 1996.
  91. Г. и Мельхорн Г- Г. Гениями на рождаются/ Пер. с нем, -Берлин, 1987.
  92. В.Д. Проблемы гражданского общества в курсе социальной философии.//Вопросы преподавании философии и общественных наук. -Якутск, 2001.
  93. А. Письма незнакомке. Открытое письмо молодому человеку о науке жить // Если хочешь быть свободным / сост. Легостаева В. М. М., Политиздат, 1992. 380с.
  94. О.П. От имени науки. О суевериях XX века, М., 1989.
  95. А.В. Время поисков и решений или старшеклассникам о них самих.-М., 1990.
  96. Мудрость воспитания/Сост. Бим-Бад Б.М., Днепров Л. Д., Корнетов Г. В. -М., Педагогика, 1989. 301с.
  97. Мысли о науке /Сост. Понамарёв В. П., Кишинев, 1983.
  98. Основы психологии: Практикум / Ред. сост. Столяренко Л. Д., — Ростов-на-Дону, 2002.
  99. Н. Ты и я, я не ты. М., Махаон, 2001. 476с.
  100. А.Г. Опыт педагогической рефлексии субъекта образования//Вопросы преподавания философии и общественных наук -Якутск, 2001.
  101. А.Г. О менталитете Саха . Якутск, 1995.
  102. Паскаль, его жизнь и труды/Составлено А. И. Орловымъ. М., Тип. Т-го Дома «М. В. Балдинъ и К», Издание «Посредника», 1911. 62с.
  103. Г. Г. Ситуативные задачи в педагогике. Минск, Университетское, 1990. 224с.
  104. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии/Под ред. Смирнов С. А. М., Академия, 2001. 510с.
  105. Педагогический поиск/Сост Баженова И. Н. Изд. 3-е М., Педагогика, 1989. 559с.
  106. В. Как найти себя. Минск. ЮНАЦТВА, 1989. 53.
  107. И.Г. Сущность человечности развивается только при наличии покоя//Мудрость воспитания/Сост. Бим-Бад Б.М., Днепров Э. Д., Карнетов Г. Б.-М, Педагогика, 1989. 301с.
  108. И.Г. Лебединая песня//Я.А.Коменский, Д. Локк,
  109. Ж-Ж Руссо, И. Г. Песталоцци. Педагогическое наследие/Сост. Кларин И. М., Джуринский А. Н., М., Педагогика, 1989. 412с.
  110. В.И., Писаренко И. Я. Педагогическая этика. Минск, Народная Асвета, 1986.239с.
  111. Платон. Апология Сократа. М., 1976.
  112. Ю.К. О природе социальной формы движения. М., Наука, 1989.
  113. Плутарх из Херонеи. Как юношам слушать поэтов, М., 1964.
  114. В.Б. Национальные аспекты воспроизводства национальной интеллигенции Якутии в современных условий. Автореферат дис. к.ф.н. Якутск, 1996.
  115. Психология. Словарь/Под ред. Петровского А. В., Ярошевского М. Г., М., 1990.
  116. Праксиология: Хрестоматия/Госстрой России. Инновационный образовательный центр. М, ИОЦ ГП. Новый город, 1997. 181с.
  117. И.Р., Стенгерс И. Время, хаос, квант, М., 1986.
  118. И.Р., Философия нестабильности, М, 1997.
  119. О.В. Синергетические принципы гносеологии этносоциальных процессов // Человек, общество, кулыура. Нерюнгри., 1999.
  120. О. Т. Аксиологические аспекты стимулирования и обеспечения научно исследовательской деятельности молодежи//Региональные особенности организации научной деятельности молодежи в современных условиях. -Красноярск, 2001.
  121. О.Т. Аксиологические аспекты социально-профессионального развития личности учителя. Дис. к.ф.н. Якутск, 2000.
  122. Размышления Римского императора Марка Аврелия о том, что важно для самого себя, М., Типография Т-го Дома «М. В. Балдинъ и К» Издание «Посредника», 1911. 64с.
  123. Т.П., Тобуков П. З. О принципах разработки и внедрения новых технологий в преподавании философии//Философия и технология образования: поиск новых подходов. Якутск, 2002.
  124. Н. С. Ценности в проблемном мире. Новосибирск, 1998.
  125. JI. А. Этот случайный, случайный мир. М., 1974.
  126. .П. Экзистенциализм это гуманизм. Тетради о морали. М., 2000.
  127. .П. Бьггие и нечто. М., 2000.
  128. Сборник научных статей. Философия образования М., 1996.
  129. Г. К. Руководство по организации самовоспитания школьника// Школьные технологии. 1999. — № 6.
  130. JI.A. Нравственные письма к Луцилию // Если хочешь быть свободным / сост. Легостаева М. В. М., Политиздат, 1992. 380с.
  131. М.Е. Простые люди древней Италии, М., 1964.
  132. Советский энциклопедический словарь, М., Советская энциклопедия, 1984. 1600с.
  133. С. Л. Вечная радость. Очерки жизни школы, М., Педагогика, 1986. 367с.
  134. С. Л. Воспитание по Иванову, М., Педагогика, 1989.349с.
  135. B.C. Избранное, М., Советская Россия, 1990.492с.
  136. П. Главные тенденции нашего времени, М., 1997.
  137. Г. Воспитание умственное, нравственное и физическое // Мудрость воспитания. /Сост. Бим-Бад Б.М., Днепров Э. Д., Карнетов Г. Б. М., Педагогика, 1989. 301с.
  138. В.В. Хрестоматия по древней истории, М., Учпедгиз, 1936. 236с.
  139. В.В. История Древнего Востока, М., Политиздат, 1941. 478с.
  140. В.В. Хрестоматия древнего мира, М., Учпедгиз, 1950. 359с.
  141. В.В. Хрестоматия древнего мира, М., Учпедгиз, 1951. 336с.
  142. А. Д., Голубева О. Н. Концепции современного естествознания. М., Агар, 2000. 451с.
  143. В.А. Как воспитать настоящего человека, М., Педагогика, 1989. 288с.
  144. В.А. Письма к сыну-М, Просвещение, 1987. 122с.
  145. В.А. Сердце отдаю детям, Киев., Радяньска школа, 1988. 271 с.
  146. В. А. Родина в сердце. М., Молодая Гвардия, 1980. 175с.
  147. Трейси Брайн. Наука Брайна Трейси достижение максимума. Минск, Попурри, 2000. 368с.
  148. Е.В. Философы. М., РИПОЛ КЛАССИК, 2002. 512с.
  149. С.А. Религия в истории народов мира, М., Политиздат, 1965. 623с.
  150. В.Г., Махарова Н. В. Творческое развитие индивидуальных способностей учащихся: как его обеспечить//Школьные технологии 2000.-№ 6.
  151. М.К. Хорошо ли мы знаем себя? Самопознание и самооценка//Хрестоматия. Праксиология./Госстрой России. М., ГУП ЦПП, Новый город, 1997. 181с.
  152. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения./Под. ред. Караковского В. А. и др. М., 1999.
  153. А.А. Интуиция совести. СПб., 1996.
  154. И.П. Теория познания и философия культуры, М., 1986.
  155. Философия. Словарь, М., 1990.
  156. Философский энциклопедический словарь, М., ИНФРА, 1999. 575с.
  157. Философия/Под общ. ред. Харина Ю. А. Минск, Народная Асвета, 2000.
  158. П.А. Столп и утверждение истины. М., 1988.
  159. В. Человек в поисках смысла, М., 1990.
  160. Э. Душа человека. М., 1992.
  161. Фрейд 3. Психология бессознательного. Сборник произведений /Сост. М. Г. Ярошевский, -М., Просвещение, 1990. 447с.
  162. Г. Синергетика. М., 1980.
  163. Н. Закон успеха. Екатеринбург, Литур, 2000. 703с.
  164. М.А. Формирование персонального познавательного стиля ученика как одного из направлений индивидуализации обучения/Народное образование 2000.
  165. Хрисостом Дион. Об упражнении в искусстве речи.// Идеи эстетического воспитания в философии и педагогике XVII -XIX в/ Сост. В. П. Шестаков. М., Искусство, 1973.407с.
  166. Честерфилд Ф.Д. С. Письма к сыну // Если хочешь быть свободным / Сост. Легостаева М. В. М., Политиздат, 1992. 380с.
  167. Г. В. Моцарт. Исследовательский этюд. Сокровища душевной красоты/Сост. Виноградов С. -М., Политиздат, 1988. 479с.
  168. .Н. Вопросы философии. М., 1982.
  169. С.Н. Продуктивная педагогика: прошлое и настоящее// Школьные технологии. 1999.
  170. В.А. пространственно временной анализ формообразования в искусстве. Автореферат. Дис. к.ф.н. Якутск., 1999.
  171. В.Ф. Эксперимент продолжается. М., Педагогика, 1989. 335с.
  172. В.П. Идеи эстетического воспитания, т.1. М., Искусство, 1973. 407с.
  173. В.П. Идеи эстетического воспитания, т.2. М., Искусство, 1973. 368с.
  174. А. Философский образ жизни. М., 2000.
  175. Дж. Флирт. -Санкт Петербург. Питер, 1999. 160с.
  176. А.И. Тесты для делового человека и для всех. Пермь., Амос-Пресс, 1995. 192с.
  177. Энтони Роберт. Преодолеть невозможное. М., 1997.
  178. К. Смысл и назначение истории./Пер. с нем. М,. 1991.
Заполнить форму текущей работой